12. Территория государства. Понятие, структура и виды. Территория государства как признак государства


Территория как признак государства

Территория - это один из основополагающих признаков государства. Любое государство всегда существует и осуществляет свою деятельность в пределах определенной территории.

Инструкция

  • Именно территория является пространством для самоопределения народа. В ее пределах государство обладает суверенитетом и осуществляет юрисдикцию. Территорию обычно рассматривают в двух аспектах - в пространственном и юридическом.
  • Сегодня территория выступает в качестве материальной основы государства и его непременного атрибута. Однако так было не всегда. Раньше многие народы вели кочевой образ жизни и меняли место своего проживания. При этом они обладали другими признаками государственности - населением, публичной властью, суверенитетом. В дальнейшем в период оседлости территория стала базисом развития государства.
  • Территория обладает рядом важных свойств. Это нераздельность, неприкосновенность, исключительность (на государственной территории имеет право действовать только одна власть) и неотчуждаемость (она подразумевает, что государство, которое лишилось территории перестает быть таковым).
  • В международном праве прописан запрет на насильственный захват территории и нарушение границ. Также в нем закреплены принципы территориальной целостности, неотчуждаемости территории и неприкосновенности государств. С другой стороны, границы государства могут быть изменены на основе самоопределения народов. Указанные принципы по сути вступают в противоречия друг с другом, а международное сообщество признает или отвергает изменения территориальных границ на основе политических конъюнктурных интересов. Получается, что фактически только некоторые народы (этносы) обладают правом на самоопределение. Также в международном праве прописано, что государства могут передавать или уступать территорию добровольно в интересах добрососедского сосуществования. Хотя подобные прецеденты в современной истории отсутствуют.
  • Многие ученые указывают на тот факт, что значение территории постепенно ослабевает. Происходит это под влиянием развития и усиления влияния межгосударственных политических и экономических объединений, блоков. Более того, тенденция по размыванию государственных границ постоянно сталкивается с антиглобалистским сопротивлением, выступающим за сохранение национальной идентичности.
  • Период захватнических войн остался в прошлом. Важное значение государствами сегодня уделяется не сколько фактическому, юридическому контролю над территорией, сколько геополитическому. Однако указанные тенденции отнюдь не означают отмирания территории как основного признака государственности.

completerepair.ru

Территория как один из признаков Российского Государства

Введение.

§ 1. Признаки государства.

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

mirznanii.com

12. Территория государства. Понятие, структура и виды.

Понятие территории государства сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».(Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве.)

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.

Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.

Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нор-мального функционирования государства.

Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория -- это пространственная сфера в пределах, оп-ределенных государственными границами.

Юрисдикционная территория -- это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» -- участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории.

studfiles.net

Билет №8

1. Территория государства: понятие, признаки, структура, границы.

2. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

3.Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды.

1) Территория государства: понятие, признаки, структура, границы.

Под территорией понимается часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.

Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств, правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Состав государственной территории: • суша — сухопутная территория в пределах государственных границ • внутренние и территориальные воды • воздушное пространство (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах суши, внутренних и территориальных вод • Недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. • юридическая принадлежность (космос, посольства, хождение под флагом)

В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним. Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств. Международное право которое допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:

• Изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций. • Обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

Государственная граница — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета. В зависимости от места прохождения государственные границы подразделяются на сухопутные, водные (речные, озерные, морские), воздушные и границы недр.

В МП праве существует такое понятие, как «исторически сложившиеся границы».

В отличие от договорных границ, их точное положение не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств. Однако в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами.

studfiles.net

Территория как признак государства — реферат

Во многом сходна с  объектной и патримониальная  концепция, представители которой  Оппенгейм, Донатти рассматривали  государственную территорию как  объект реального права собственности. Однако для представителей этой концепции государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Отсюда способность государства свободно распоряжаться территорией. Л. Оппенгейм различает публично− правовое понятие собственности от его гражданско− правового синонима: «Государственная территория называется также территориальной собственностью государства. Однако надо иметь в виду, что “территориальная собственность” – это термин публичного права, который не следует смешивать с частной собственностью. Территория государства не является собственностью монарха, или правительства, или даже народа данного государства…власть монарха и государства над государственной территорией очень часто отождествлялась с частной собственностью монарха или государства. Однако такое отождествление прекратилось с окончанием абсолютизма».

Известный советский  ученый Ю.Г. Барсегов, анализируя еще  в середине 1950-х гг. приобретший  особую актуальность в современной  России вопрос соотношения государственной публичной власти и права частной собственности, отмечал: “Территориальное верховенство входит в сферу публичного права, тогда как собственность входит в сферу частного права и, следовательно, эти два рода государства над земной поверхностью не совпадают друг с другом.

Теория лимитированного  пространства и теория компетенции (представлена нормативистами, в частности  Кельзеном) сводили территорию к  сфере пространственной компетенции  государства.

В отличие от патримониальной  концепции пространственная отрицает вещный характер государственной территории. Сторонники пространственной теории (в Германии — Еллинек, Шалланд, Фрикер; в России — Н. Коркунов, Ф. Кокошкин, В. Незабитовский) исходили из того, что “управление... не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Но государство властвует не как частное лицо, а как публично− правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти”

К. Фрикер, родоначальник  обоснования пространственной теории в Германии, писал: “Когда мы говорим  о государственной территории, то понимаем под этим само государство  в пространственном ограничении... Государство  — это не что иное, как на основе права организованный в пределах определенного пространства народ.

Советское право критически отнеслось к «буржуазным» концепциям и, в частности, к теории «так называемых элементов государства», под которыми «буржуазная наука понимает обычно территорию, население и власть». Концепция триединства была объявлена несостоятельной. «Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством – политической организацией господствующего класса», — пишет В.С. Шевцов. При рассмотрении вопросов передачи территории в соответствии с принципами советского права отмечалось, что акты государства по территориальным вопросам (например, решения, санкционирующие включение в состав СССР новых территорий или передачу определенной территории другим государствам) рассматриваются как документы политического характера, но не осуществление правомочий собственника земли. Государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку право собственности на землю не может никому быть передано.

Сегодня, под территорией  в широком смысле понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Вся территория подразделяется на три типа:

1)      государственная территория;

2)      территория  с международным режимом;

3)      территории  со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая находится  под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

В состав государственной  территории входят суша и воды с  находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной  территорией  государства  является  вся суша в пределах его границ.

Водную территорию государства  составляют внутренние (национальные) воды и территориальное  море.   Различие  этих двух  водных  пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1)  морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального  моря;  2)  воды  портов;  3)  воды   заливов,  берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.  Внутренними  водами  являются  также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.  Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

Воздушную территорию государства  составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности.

Т.е. так называется то пространство земли и воды, на котором  государственная власть может осуществлять свои функции. Таким образом, все находящиеся в пределах государственной территории лица подчинены действию государственной власти; с другой стороны, никакая иная власть не может распоряжаться в границах государственной территории без разрешения власти данного государства. За пределы своей территории государственная власть не выходит; за этими пределами кончается область государственного властвования и возможны лишь международные сношения.

Свойства территории имеют и известное динамическое значение, т: е. отзываются на процессе образования и развития государства. Территория с резко определенными границами считается одним из условий, благоприятствующих образованию сплоченного государства, в котором сравнительно легче происходит процесс сглаживания родовых, племенных и расовых различий населения.

Обширность государственной  территории также имеет свои выгодные стороны. Большая и закругленная территория сама по себе способствует защите государства от внешних врагов: неприятель, проникший далеко внутрь страны, уже тем самым ставит себя в рискованное положение (Наполеон I в 1812 году).

В экономическом отношении  большая территория выгодна, прежде всего, тем, что позволяет стране свободнее устраивать свое хозяйство: страны с большой территорией  и разнообразными природными условиями  могут обрабатывать свое собственное сырье и вообще глубже и шире провести разделение труда в народном хозяйстве; благодаря этому они стоят в меньшей хозяйственной зависимости от других стран.

Экономические бедствия легче переносятся и уравновешиваются в большой стране; так, например, неурожай в одной части страны может быть уравновешен обильным сбором хлеба в другой. Расширение территории, далее, дает возможность прокормить большее количество населения, не меняя хозяйственной техники, может открыть новые рынки для выгодного сбыта продуктов, не стесняемого конкуренцией.

 В силу этих причин  государства обыкновенно стремятся  к расширению и закруглению  своих территорий. Но, следует помнить,  что, чем обширнее территория  государства, тем труднее им  управлять, особенно, если с обширностью соединяется разнохарактерность территории и населения. Да и защита границ по мере возрастания пограничной линии становится труднее.

Наиболее полное представление  относительно понятия «территория  государства» можно составить, рассмотрев ч.1 ст. 67 Конституции России, которая гласит: «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». При справедливости мнения о том, что «в конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов», следует отметить, что территория Российской Федерации не есть простое сложение территорий ее субъектов.

Конституция Российской Федерации фиксирует составные  части государственной территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над ними (ч.1 ст. 67 Конституции РФ). В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.

«Под сухопутной и  водной территорией расположены  недра, о которых Конституция  не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории» Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2. Собственность на недра, устанавливает, что «Недра в границах  Режим государственной границы Российской Федерации установлен Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также другими нормативными актами и международными договорами с сопредельными государствами, территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). В определении прав государства в отношении шельфа и исключительной экономической зоны существенная роль принадлежит международному праву.

Таким образом, Конституция  выделяет два вида пространств:

  1. собственно территория государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию;
  2. пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права.

Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет Российской Федерации.

Таким образом, территория - необходимый признак государства, государство предполагает территорию как часть государственной организации, необходимое естественное условие существования государства, материальную предпосылку/основу жизни организованного в государство общества. Государства заинтересованы в определении внешних пределов территории, а для федеративных государств закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение.

Итак, не всякий самостоятельный  союз с принудительным характером признается в юриспруденции государством. Такая  квалификация дается, обыкновенно, лишь союзам оседлым, прочно обосновавшимся на определенной территории. И действительно, только на почве оседлости возможно появление достаточно сложной и прочной организации, которая заслуживала бы имени государства. Впрочем, есть ученые, которые считают возможным не включать территории в число необходимых признаков государства; некоторые признают государство и у кочевого народа, если он только сплотился в такой степени, что имеет постоянные органы для заботы об общих интересах народа (общих, в отличие от семейных или племенных).

  1. территория не является признаком государства

В число основных государственных  элементов обыкновенно ставится территория, занимаемая народом. Это  объясняется тем, что огромное большинство  государств, как современных, так и тех, которые знает история, имело и имеет точно определенную территорию, т.е. занимало и занимает точно определенную часть земной поверхности. Что государство, как и все живущее на земле, не может не занимать какой-либо части земной поверхности, это, разумеется, не требует доказательств; но это и не составляет, в таком случае, характерного признака государства, а есть лишь условие жизни вообще.

Но входит ли в число  основных признаков государства  территория в смысле точно определенной части земной поверхности, вот вопрос, который не совсем легко поддается решению. Является ли территория в этом смысле таким признаком, без которого государство вообще не мыслимо? Выше мы видели, что субъект верховной власти и народ в их взаимной связи составляют собою государство; стало быть то и другое действительно основные элементы каждого государства; является ли таким элементом определенная территория? Самый вопрос о территории ставится лишь потому, что огромное большинство государств, как сказано, имело и имеет точно определенную территорию; но если это так, то значит огромное большинство государств, по крайней мере нам известных, нуждается в точно определенной территории; вытекает ли эта потребность в точной территории из самого существа государства, или же она является лишь исторической категорией, свойством государственной организации, обусловливаемым лишь известной степенью развития государства?

referat911.ru

Суверенитет территории как признак государства. Независимость государства

Компетенция государства в отношении его территории определяется, прежде всего, понятиями суверенитета и юрисдикции.

Суверенитет является не только исторической категорией, но и характеризует юридическую природу осуществляющегося государственного властвования, является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов, отграничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.

Идея суверенитета, присутствовавшая уже в ранних теологических трактовках государства, специфически трансформируется в их современных вариантах. Так, в Конституции Исламской Республики Иран закреплено, что абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью, и никто не может отобрать у человека это Божественное право, не может поставить его на службу интересам какого-то человека или группы людей. Народ осуществляет это право, данное Богом, так, как это указано в Конституции [1].

Так, в Декларации о государственном суверенитете Кыргызской Республики (1990 г.) было заявлено: "Съезд народных депутатов... торжественно провозглашает государственный суверенитет Киргизской Советской Социалистической Республики на всей ее территории...", "Территория Киргизской ССР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума" [2].

Теоретические споры вокруг проблемы суверенитета давно уже стали ключевым инструментом политического противоборства.

Суверенитет нации выражается в первую очередь в возможностях ее свободного политического самоопределения, в правах нации на занимаемую ею испокон веков исторически сложившуюся территорию, ее природные и ископаемые ресурсы, также в верховенстве ее законодательства и избранной ею государственной власти, в национальном гражданстве". Таким образом, мы видим не только отождествление нации с этносом, отрицание по умолчанию суверенитета народа, но и растворение государственного суверенитета в том же суверенитете нации. Некий не поддающийся определению "суверенитет" личности выдвигается при этом лишь декоративным прикрытием этно-национальных притязаний. А какова же при этом роль государства?

Своего рода ответ на этот вопрос содержится в "Тюремных тетрадях" итальянского историка А. Грамши [3]. В начале 30-х г. ХХ в. он писал: "Поскольку государство есть упорядоченное общество, оно суверенно", вплоть до того, что оно не может иметь юридических границ (для него не могут служить границей субъективные нормы публичного права, ибо они могут быть изменены государством во имя новых социальных потребностей).

Многие современные юристы вводят понятие "суверенитет" в качестве одного из сущностных при определении самого понятия "государство". Например, по мнению Н.А. Ушакова, "государство — особая организация по управлению делами существующего на определенной территории человеческого общества, обладающая специфическим свойством суверенитета".

Н. А. Ушаков дает следующее определение государственной территории: "Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства. Соответственно, негосударственная территория — земное пространство, не находящееся под суверенитетом какого-либо государства" [4].

Сам суверенитет, по мнению некоторых отечественных правоведов, может быть только неограниченным. Так, по утверждению Д.Л. Златопольского, "государственный суверенитет вообще не может быть ограничен потому, что... он представляет собой определенное свойство государства, в силу которого оно является независимым и самостоятельным как внутри, так и вне пределов своих границ" [5].

Но такое романтическое понимание суверенитета вступило в противоречие с послевоенными реалиями. В 1945 г. после поражения гитлеровской Германии четыре союзные державы — СССР, США, Великобритания и Франция — приняли на себя верховную власть в Германии, распределив между собой ее территорию по соответствующим зонам оккупации. При этом Германское государство продолжало существовать, а фактическое ограничение его суверенитета не вело к формальному переходу этого суверенитета к оккупационным державам. Уместно в связи с этим привести суждение Г. Гроция, который подчеркивАл что "земли не считаются захваченными с момента их занятия... требуется длительное владение". Период такого владения — проблема эффективной оккупации.

Территориальный суверенитет Германии определялся, во-первых, продолжением ее существования в качестве субъекта международного права и, во-вторых, признанием принадлежности территории этому субъекту права, а не тем государствам, которые ею в данный момент управляли. Ст. 23 Конституции ФРГ 1949 г. гласила: "Настоящий Основной закон распространяется, в первую очередь, на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии, Северной Рейн-Вестфалии, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна. В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении".

Сказанное подтверждается механизмом рождения ФРГ и ГДР, когда для дипломатического признания вновь образованных государств потребовалось формальное признание мировым сообществом, во-первых, факта раскола Германии на два равноправных государства и, во-вторых, закрепления за каждым из этих государств соответствующих территорий, оккупированных союзными державами.

Иной была ситуация с территориальным суверенитетом Австрии, освобожденной от гитлеровцев в 1945 г. Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 г. Австрию, подвергнутую в 1938 г. аншлюсу (насильственному присоединению к Германии), Союзные и Соединенные Державы именно восстановили как суверенное государство, взяв на себя обязательство уважать ее территориальную целостность. Австрии был запрещен политический или экономический союз с Германией. Интересно, что на Австрию возлагалась обязанность не наносить ущерба своей территориальной целостности, политической или экономической независимости.

Территория не находится и по своему содержанию не может находиться в неких правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредованно, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства.

Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем. Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно, как и на поверхность и недра его дна (ст. 1 и 2 Конвенции 1958 г. о территориальном море и прилегающей зоне).

Юридическая природа государственной территории раскрывается:

  • в соответствующих властных установлениях государства;
  • в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.

В зависимости от исторических традиций, развитости демократических институтов, национального состава населения, размеров территории и других факторов государство принимает различные формы политико-территориальной организации публичной власти и устанавливает систему взаимоотношений между государством в целом, его верховной властью и его территориальными составными частями и действующими в них органами публичной власти [6].

Специфические черты истории кыргызского народа, связанные главным образом с его кочевым образом жизни, присели, в частности, к тому, что кыргызы не имели в дореволюционный период своей государственной территории, четко сложившихся и зафиксированных в правовом отношении границ. Лишь в 1924 году с проведением национально-государственного размежевания Центральной Азии была разграничена территория Туркестанской АССР, при этом в основе деления лежал принцип определения границы преимущественно по признаку фактического землепользования, а принцип национального признака применялся без достаточного учета образа жизни кочевников.

Выход территории из федерации после разделения СССР естественным образом породил перед Кыргызстаном новые проблемы государственно-правового и международно-правового характера [7].

С принятием новой Конституции Кыргызской Республики (1993 г. и с изменениями и дополнениями от 17 февраля 1996 года, от 21 октября 1998 г., от 2 февраля 2003 г., от 21 октября 2007 г., от 27 июня 2010 г.) территориальный аспект унитарного государства стал важнейшим звеном конституционного регулирования.

Во всех Конституциях Кыргызской Республики содержатся предпосылки, определяющие территориальные границы государства. Так, ст. 1 последней Конституции гласит, что Кыргызская Республика - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства.

Унитарный характер государственного устройства Кыргызстана является важным фактором незыблемости государственной территории. Внутри Кыргызстана каких-либо национально-государственных образований не имеется.

Обретение Кыргызстаном суверенитета, переустройство всей общественно-политической жизни, демократизация, утверждение принципов правового государства, повышение политической активности населения и др. - все это поставило задачу разработки новых принципов управления территориями, которые обеспечивали бы расширение демократического пространства управления, способствовали повышению политической активности, инициативы и самостоятельности местного населения [8].

Новая система органов местной власти в Кыргызстане создавалась в соответствии с Законом «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Кыргызской Республике», принятым Жогорку Кенешем 4 марта 1992 года, и Законом Кыргызской Республики от 12 января 2002 года «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» ( в редакции от 200 8г.).

Развитие кыргызского законодательства по отношению к органам местного самоуправления всегда шло в направлении расширения его прав и полномочий.

В настоящее время серьезной проблемой территориальной целостности Кыргызстана является сепаратизм, т.е. наличие опасности отделения от целого некоторых территорий. Развитию сепаратизма в республике способствуют историческое и географическое разделение страны на Юг и Север.

Территориальной целостности Кыргызской Республики, ее суверенитету угрожает и наличие на ее территории анклавов. Сопредельные государства (Узбекистан и Таджикистан) постоянно претендуют на присоединение этих анклавов к своим территориям, в результате чего возникают этнотерриториальные конфликты [9]. Кроме того, важной проблемой является пограничная линия Кыргызстана [10].

 

Литература

  1. Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан // Советская Киргизия. - 1990. - 16 дек.
  2. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ от 15 апреля 1994 года //Бюллетень международных договоров. 1994, июль. № 7. - С. 9-10.
  3. Дуйсенов Э.Э. Реформа местного самоуправления в Кыргызстане (Правовое регулирование). - Ош, 2003. - С.146.
  1. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. - М.: Издательство политической литературы, 1991.- С.39.
  2. Златопольский, Д.Л. Государственное право зарубежных стран. - М.: Зерцало, 1999. -С. 78 Конституция Исламской Республики Иран от 1979г. Ст.56.
  3. Мусабекова Ч.А. Проблемы правопреемства границ государственной территории Кыргызстана // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы реализации программы "Кадры ХХІ века (человеческий аспект и экономико-правовые вопросы"». - Бишкек, 1998. - С. 118-1
  4. Токтогулов А.С. Эволюция форм государства и государственности кыргызов: Автореф. дис... канд.юрид.н.-Б.,2009. - С.17.
  5. Трофимов Д. К вопросу об этнотерриториальных и пограничных проблемах в Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ, 2002. - №1. - С. 60-73.
  1. Усубалиев Э. Проблемы территориального урегулирования и распределения водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ, 2002. - №1. - С. 74-78.
  2.  Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: 1963. - С.36.
  3. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: 1963. 168 с. 

Фамилия автора: К.А. Уметов

articlekz.com

Территория признак государства - это... Что такое Территория признак государства?

 Территория признак государства — один из признаков государства на более поздней стадии социального развития. На первичных ступенях своего существования многие народы ведут кочевой образ жизни, переменяя местопребывание в зависимости от даваемых природою средств продовольствия и имея при том известную политическую организацию, слагающуюся из двух других основных государственных элементов: народа и государственной власти. Таким образом, определенная Т. не есть основной признак государства, без которого последнее было бы немыслимо. С переходом народов от кочевой жизни к оседлой постепенно установляется определенная Т., которая становится главным базисом развития государства. Ввиду этого многие считают территориальную область таким же основным признаком государства, как и верховную власть и народ. Границами Т. устанавливаются пределы действия верховной власти и издаваемых ею норм.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Территория в Соединенных Штатах
  • Террор белый

Смотреть что такое "Территория признак государства" в других словарях:

  • Территория — У этого термина существуют и другие значения, см. Территория (значения). Территория (лат. territorium)  часть поверхности земного шара с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое… …   Википедия

  • Территория — один из признаков государства на более поздней стадии социального развития. На первичных ступенях своего существования многие народы ведут кочевой образ жизни, переменяя местопребывание в зависимости от даваемых природою средств продовольствия и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ — элемент государственного суверенитета, представляющий собой часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Территория есть атрибут государственности, сущностный признак всякого государства. В пределах своей… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Непризнанные и частично признанные государства —      Непризнанные государства …   Википедия

  • ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей… …   Юридическая энциклопедия

  • ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • Россия. Русское право: История русского права — А. История русского права. 1) Очерк развития государственных учреждений и источников правообразования до начала XVIII века. Период княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… …   Энциклопедия инвестора

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru