Рецензия и отзыв как жанр. Языковые конструкции при рецензировании. Отзыв жанр


Отзыв и рецензия

Сочинение-рецензия

Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный кон­церт, но чаще всего на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной прак­тике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом).

Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв.

Отзыв

Рецензия

Особенности

жанра

Развернутое высказы­вание эмоциональ­но-оценочного харак­тера о произведении искусства, содержа­щее мнение и аргумен­тацию пишущего от­зыв

Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе кото­рого — анализ художест­венного произведения в единстве его содержания и формы

Цель

Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, уча­ствовать в обсужде­нии

1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

2) То же, что в отзыве

Особенности подхода

Автор отзыва объяс­няет свой интерес к произведению личны­ми пристрастиями, а также общественной значимостью подня­тых в произведении проблем, их актуаль­ностью.

Система аргумента­ции основана на лич­ном читательском опыте, вкусе и пред­почтениях.

Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как челове­ческие характеры, ти­пы; дается оценка с морально-этических, нравственных пози­ций, взаимоотноше­ний персонажей, их поведения. Вывод от­ражает жизненную позицию автора сочи­нения, его личност­ные качества, отно­шение к тем или иным сторонам жиз­ни, нашедшим вопло­щение в литератур­ном произведении

В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось — не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).

Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов.

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье

Построение

I. Повествование о чи­тательских пристрас­тиях автора сочине­ния, истории его зна­комства с данным произведением, про­цессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулирует­ся оценка прочитан­ного.

II. Рассуждение, в ко­тором обосновывает­ся, аргументируется высказанная оценка:

1) важность затрону­той автором темы и поднятых в произве­дении проблем;

2) обзор (не пересказ!) изображенных авто­ром событий, наибо­лее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их учас­тия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства ав­тора сочинения в свя­зи с прочитанным).

III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведе­ниями того же автора, высказывается наме­рение продолжить знакомство с его твор­чеством, содержится обращение к потенци­альным читателям и т. п.

I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, твор­чество автора — заметное явление литературы, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указа­ние на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположе­ние об историко-культур­ной ценности исследуемого текста.

II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации).

2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета.

4) Авторский подбор систе­мы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания ха­рактеров.

5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности автор­ского стиля и метода. III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

Как писать рецензию?

(методические рекомендации)

Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста “в одном флаконе”?

Как не надо начинать? Блестящий филолог и очень остроумный человек В.Шкловский писал: “Нельзя начинать критическую статью – “я развернул книжку” или – “я заинтересовался”, “я перелистал”, “я заглянул”.

Нельзя также начинать театральную рецензию со слов – “я пришёл в театр и сел в кресло”.

Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно.

Итак, как не следует начинать, кажется, понятно. Тогда как начать? Часто рецензия начинается с библиографического описания произведения и краткого (в одном-двух предложениях) пересказа его содержания.

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится ключом к последующему тексту. Можно поразмышлять над вопросом: какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда читаете название произведения?

Очевидно, при чтении (произнесении) названия у читателя должен возникнуть ряд ассоциаций, помогающий более глубокому и многогранному восприятию самого текста. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. Текст в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе особую смысловую нагрузку. Эта последовательность никогда не бывает случайной. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? Пусть ученики дадут свою интерпретацию расположению частей произведения.

В каждом талантливом произведении писатель создаёт свой неповторимый мир. В нём время и пространство существуют по особым законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это в тексте есть прямые указания, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает и интерпретирует текст.

Проникнуть в созданный автором мир произведения может помочь художественная деталь.

Даже синтаксическое строение предложения, использование простых и сложных предложений, вводные слова и однородные члены дадут опытному читателю-рецензенту пищу для размышлений.

И последнее. Не забудем, что “судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным”. И следует помнить, что главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам. А пока нынешние выпускники оценивают произведения современной (им? нам?) литературы. Может быть, кому-то из сегодняшних школьников предстоит стать литературными критиками, а экзамен для них – только первый шаг. Но, по словам Лао Цзы, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага…

studfiles.net

О книгах и фильмах: Жанр отзыва о произведении

План отзыва о литературном произведении:

1) Рассказ о знакомстве с произведением.

2) Автор, название.

3) Краткий пересказ содержания.

4) Смысл названия.

5) Особенности книги (тема, композиция, сюжет, герои, идея).

6) В чем проявилось мастерство автора? Какие места в книге произвели на тебя впечатление?

7) Что особенно понравилось? О чём ты размышлял после прочтения книги? Что запомнилось, что показалось необычным.

8) Чему научила тебя эта книга?

Отзыв о рассказе Л. Андреева «Ангелочек»

   С рассказом русского писателя Леонида Андреева «Ангелочек» я познакомилась случайно: в библиотеке мне попался сборник произведений писателя, и я решила его взять.

   В этой книге речь идет о жизни подростка Сашки, который очень одинок в своей семье, так как отец его болен, а мать сильно пьет и не уделяет внимания сыну. А если это и происходит, то женщина просто бьет ребенка. Писатель повествует о том, что произошло с его героем в сочельник, когда каждый человек надеется на чудо, ждет его, но счастье мальчика оказалось недолгим.

   Рассказ назван «Ангелочек», потому что на ёлке у богатых соседей Сашка видит необычную игрушку — воскового ангелочка, который становится для героя символом радости. Именно в этой хрупкой игрушке воплощено авторское представление о счастье мальчика, которое было кратковременным.

   Особенностью рассказа является повествование от лица автора, который знает мысли своего героя. Мы словно видим все события глазами мальчика, но в конце произведения мы видим все происходящее в восприятии автора, который, несомненно, сочувствует своему герою, лишенному родительского тепла.

Я думаю, что мастерство Л. Андреева проявилось в умении точно показать состояние маленького человека, которому ужасно одиноко в этом мире, поэтому «временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью».

   Более всего мне понравилась сцена, когда отец и сын вместе любуются подаренным Сашке ангелочком, потому что в этот момент мальчику было хорошо и спокойно, он испытывал истинное блаженство.

   Этот рассказ, конечно, очень грустный, но он заставляет нас задуматься о том, что надо быть внимательнее к своим близким, он учит добру и состраданию.

elena-isaeva.blogspot.com

Рецензия и отзыв как жанр. Языковые конструкции при рецензировании.

Поиск Лекций

Рецензия — жанр журналистики и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского "recensio" означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо". Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

Цель отзыва - поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв - этап постижения текста - «эмоциональное погружение в текст». Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер.

Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного. Цель рецензии - дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензент старается раскрыть смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации повествования (особенности композиции произведения), ставит перед собой задачу охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии сюжета. Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству писателя в создании и раскрытии характеров персонажей, выражении авторской позиции, особенностям стиля и метода художника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет убедительными примерами из текста. Поэтому более важной будет информационная составляющая. Оценка в структуру сочинения-рецензии может быть включена так:

1) оценочное предложение находится вначале, далее следует его раскрытие, доказательство;

2) предложения-рассуждения являются аргументами, предвосхищающими, подводящими к оценочному выводу;

3) рассуждение состоят из цепи оценочных и теоретических высказываний, находящихся в причинно-следственных отношениях. В отличие от сочинения-отзыва в сочинении-рецензии аргументы, раскрывающие высказанную авторскую оценку, могут не иметь эмоционально-оценочного оттенка.

Объем рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор). Рецензия не должна быть очень длинной или слишком короткой, иначе читателям будет скучно ее читать, либо они не получат достаточной информации о фильме. Удачный размер рецензии - от двух до семи абзацев по 5-6 строк в каждом (для 12-ого размера шрифта в Microsoft Word).

Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за определенный промежуток времени. Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях – искусства, науки, публицистики и т.п. Главные задачи рецензента - ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

Приблизительная структура рецензии:

· тема или наименование рецензируемой работы;

· ее автор;

· актуальность и правильность выбранной темы;

· удачность обзора литературы;

· использование системы доказательств;

· полнота раскрытия проблемы;

· результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;

· наличие четких выводов;

· использование научного аппарата;

· качество оформления работы;

· недостатки, имеющиеся в работе;

· вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).

Итак, работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

poisk-ru.ru

Знакомство с жанром отзыва о книге, литературном произведении (4 класс)

Знакомство с жанром отзыва о книге, литературном произведении (4 класс)

Учебные задачи:

- познакомиться с особенностями жанра - отзыва;

- развивать умение анализировать отзыв, понимать его особенности;

- создавать отзыв по собственным читательским впечатлениям.

I. Знакомство с литературным произведением на примере небольшого рассказа Ю.И.Коваля «Снегири и коты». Текст выдается детям на листочках, либо демонстрируется на интерактивной доске.

СНЕГИРИ И КОТЫ

Поздней  осенью,  с  первой  порошей пришли  к  нам  из  северных лесов снегири.     Пухлые и  румяные,  уселись они на  яблонях,  как будто заместо упавших яблок.     А  наши коты уж  тут как тут.  Тоже залезли на  яблони и  устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.     Снегири хоть целый год и  не  видели котов,  а  соображают.  Всё-таки у котов хвост, а у яблок - хвостик.     До  чего ж  хороши снегири,  а  особенно -  снегурки.  Не  такая у  них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная - палевая.     Улетают снегири, улетают снегурки.     А коты остаются на яблоне.     Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

С Юрием Ковалем мы еще не знакомы. Но даже по одному его рассказу несложно

понять характер этого веселого непосредственного радостного человека.

А теперь попробуем ответить на вопросы.

- Понравился ли тебе рассказ? Почему?

- Вам понравилось , как автор сравнил снегирей с котами ?

-Есть ли в рассказе интересные описания героев ? Какие характеры у этих героев?

-Можно ли назвать этот рассказ оригинальным, интересным, необычным?

II. Отзыв.

Отзыв –речевое произведение, которое выражает эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Сейчас вы познакомитесь с отзывом, который написал ученик 4 класса об этом произведении. (Текст выдается ученикам на листочках, либо демонстрируется на интерактивной доске)

Ю.И.Коваль – один из самых интересных авторов. Его рассказ мне понравился. В нём писатель описывает природу, поведение котов и снегирей.

Ю.И. Коваль удивляется тому, что видит поздней осенью: пухлых и румяных снегирей, похожих на яблоки. Но больше всего мне запомнилось, как Коваль описывает котов, которые сидят на нижних ветках дерева и хотят, чтобы на них обратили внимание.

Автор делится своим впечатлением от той красоты, которую видит в осеннем лесу, он восхищается снегирями и говорит о том, что они хороши. Мне понравилось то, что писатель подсмеивается над котами и говорит, что у них яблочные хвосты.

Красивый рассказ написал Ю.И.Коваль. Он маленький, но очень приятный. А ещё меня привлёк язык писателя: простой, незамысловатый, искренний и добрый.

III. Особенности жанра .

Чтобы написать интересный отзыв надо соблюдать его особенности. Чтобы легче было их понять , давайте проанализируем прочитанный отзыв по некоторым пунктам. То есть подумает, что надо сказать, чтобы вас понял другой человек, который не читал этот рассказ и по вашему отзыву ему захотелось бы прочитать это произведение или же , не читая, сразу понял его смысл.

Дана оценка прочитанному произведению

Автор отзыва делится впечатлениями о произведении

Обосновывает свою оценку

Выделяет особенности характера и внешнего вида главных героев

Приводит примеры для своих доказательств

Отзыв построен как рассуждение

В отзыве есть элементы описания

Отзыв написан грамотным языком

Учитель вместе с детьми обсуждает каждый пункт, ученики ставят плюсы, если в данном отзыве были эти особенности.

IV. Самостоятельное написание отзыва.

Рассказ Ю.Коваля. Бабочка.

   БАБОЧКА  

   Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

   После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нем - бабочка.

   Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край - дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

   Я осторожно присел с нею рядом.

   Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

   - Тут неплохо, - ответил ей я, - тепло.

   Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

   - Вдвоем веселей, - согласился я.

   Говорить было вроде больше не о чем.

   Был теплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

   Так мы и сидели рядом до самого заката.

www.metod-kopilka.ru

1. Рецензия публичная как жанр критического выступления.

С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-

политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других

жанров состоит в том, что её объектом являются не непосредственные факты

действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в

книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки

работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая

соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения,

даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший

интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также

указать на ошибочные или слабые работы.

Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в

вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда

целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она

содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и

указывает на общественную значимость работы.

Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия

дает право на оценку работы, сделанную человеком, нуждающемуся в правке и

корректировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его

краткий анализ и оценку [1]. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр,

сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет

отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы,

искусства, науки, журналистики и т. п. [2] Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры

периодической печати» считает рецензию публицистическим жанром журналистики[3].

Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную

работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры,

спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры.

Рецензия как жанр журналистики[править | править вики-текст]Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный говорит об

аналитических жанрах следующее: «Одной из наиболее примечательных черт

отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение

новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий,

процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему

аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным — она

постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической

журналистикой» . Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием

книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Когда-то человеку

было достаточно «Библии» и «Домостроя», но ближе к началу XIX века количество

изданий — книг и журналов — распространилось настолько, что появилась нужда в

экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение

дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать

именно то, что заслуживает его внимания. Тонкая грань разделяет рецензию и

аналитическую статью. Тертычный указывает на следующее: хрестоматийные тексты Д.

Писарева «Базаров» и Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?», несмотря на то, что

они посвящены разбору отдельных актуальных художественных произведений, сложно

назвать в чистом виде рецензиями, поскольку идеи указанных авторов не укладываются в

рамки анализа собственно текста и его рекомендации читательской аудитории, но

вписаны в более широкий общественно-политический контекст. Разумеется, такое

положение дел было обусловлено не пренебрежением к жанру, но теми проблемами,

которые стояли перед русскими писателями и журналистами демократического лагеря. По

существу, у них просто не было другой формы, в которой они могли бы транслировать

свои взгляды. Пожалуй, диаметрально противоположной, хотя и выдержанной в рамках

жанра, можно назвать современную заказную рецензию. Если в указанном выше случае

рецензия сливалась с аналитической статьей, то заказная рецензия зачастую оказывается

обычной рекламой. [5].

Жанровые особенности[править | править вики-текст]

Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить

о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и

монографической рецензии (рассматриваются произведения одного автора) [6].

Объём рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую

статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор) [7].

Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они

формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную

(кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за

определенный промежуток времени [8].

Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность,

уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства. науки, публицистики

и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот

мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи рецензента — ориентация

аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля илиживописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о

действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в

выработке самостоятельных оценок подобных произведений

БИЛЕТ № 24

studfiles.net