Власть: понятие, признаки, виды. Общество и власть. Кратко власть это


ВЛАСТЬ - это... Что такое ВЛАСТЬ?

        в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средства — авторитета, права, насилия (эконо-иическая, политическая, государственная, семейная и др.).

        Науч. подход к определению В. требует учета множественности её проявлений в обществе, а следовательно, выяснения специфич. особенностей отд. её видов — экономической, политической (в том числе государственной, общественной), семейной; разграничения классовой, групповой, личной В., крые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу; разграничения особенностей, форм и методов проявления В. в различных социальных, экономич. и политич. системах. Если в антагонистич. обществе гл. характеристикой В. являются отношения господства и подчинения, то в социалистич. обществе на смену им всё более приходят отношения, основанные на убеждении, руководстве, влиянии, контроле.

        Наиболее важным видом В. является политич. В., реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Хотя ныне политич. деятельность осуществляется в рамках различных составных частей политич. систем: партий, профсоюзов, междунар. организаций (ООН, НАТО и др.), центр. институтом политич. В. является госво. Гос. В. имеет классовый характер, опирается на спец. аппарат принуждения и распространяется на всё население той или иной страны; она означает определ. организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.         В.— одно из осн. понятий политич. науки и практики. В. И. Ленин писал, что «переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и практически-политическом значении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133), что «коренной вопрос всякой революции, вопрос о власти в государстве...» (там же, т. 32, с. 127, см. также, т. 34, с. 200).         Обществ. В. существовала до появления государства, она сохранится в той или иной форме и после его исчезновения. Критикуя позицию П. Б. Струве, который доказывал, что государство сохранится и после уничтожения классов, Ленин писал: «Прежде всего, он совершенно неправильно видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было... Признак государства — наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть» (там же, т. 1, с. 439).

        Гос. В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологич. воздействием, экономич. стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата в отношении всех членов общества.

        Господство предполагает абс. или относит. подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство обозначает способность осуществлять свою волю путём воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответств. полномочий у руководителей при миним. осуществлении властно-принудит. функций. Так, руководство со стороны коммунистич. или рабочей партии опирается в основном на идейное воздействие на массы, на силу авторитета. Эффективность руководства зависит от правильности политики партии, от того, до какой степени её идеи и конкретные решения отвечают интересам масс, объективным потребностям обществ. развития.

        Важно также разграничить понятия политич. руководства и управления. Так, в совр. империалистич. государствах группы монополий осуществляют руководящую роль в обществе и государстве. Однако они не берут на себя функции непосредств. управления, которые выполняются проф. политич. деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают своё решающее влияние на политику капиталистич. государств различными средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, направлением деятельности, финансированием определ. партий и политич. кампаний, влиянием на характер конституционных режимов, на формирование обществ. мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, в гос. учреждениях и т. д. Ленин подчёркивал, что в условиях парламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, но тем вернее. «Тот особый слой, в руках которого находится власть в современном обществе,—писал Ленин,— это бюрократия. Непосредственная и теснейшая связь этого органа с ...классом буржуазии явствует и из истории... из самих условий образования и комплектования этого класса, в который доступ открыт только буржуазным „выходцам из народа" и который связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439—40).         Руководящей силой в социалистич. странах выступает рабочий класс, который осуществляет своё руководство прежде всего через коммунистич. или рабочую партию, а непосредственно управлением заняты специалисты, работающие в сфере хозяйства, культуры, просвещения и др. Коммунистич. и рабочие партии, осуществляя руководство обществом, находятся в центре всей политич. системы. Они воздействуют на общество, во-первых, вырабатывая идеологию и политику, программы деятельности общества; во-вторых, формируя и организуя проведение в жизнь этих программ внутр. и внеш. политики; в-третьих, выдвигая на ключевые посты в сферах управления своих представителей, обучая их управлению; в-четвёртых, контролируя выполнение намеченной линии. Вместе с ними непосредств. управлением хозяйственными и др. процессами занимаются хозяйств., гос., обществ. и иные организации. Разграничение понятия руководства и управления в условиях социалистич. общества имеет не только теоре-тич., но и практич. значение. Такой подход помогает правильно распределять функции, права и обязанности между различными звеньями политйч. системы социалистических стран, избегать параллелизма в их деятельности, делать управление максимально эффективным .

        В условиях коммунистич. обществ. самоуправления отомрёт основной институт политйч. В.— госво, однако сохранится руководство и управление, которые будут осуществляться всем обществом.

        Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18; е г о же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О социальной структуре В., перспективах и ликвидаторстве, ПСС, т. 20; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, гам же, т. 31, с. 162—65; его же, Госво и революция, там же, т. 33; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974; Веселовский В., Классы, слон и В., пер. с польск., М., 1981.

        Ф. М. Бурлацкий.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Политическая власть - это... Что такое Политическая власть?

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Концепции и трактовки

  • Телеологическая концепция власти
  • Биологическая концепция власти
  • Психоаналитическая концепция власти
  • Мифологическая концепция власти
  • Структурно-Функциональная концепция власти
  • Конфликтологическая теория власти

Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ресурсы

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

Методы

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
  • применение силы
  • убеждение (посредством пропаганды и др.)
  • манипулирование информацией
  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
  • применение авторитета

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Разновидности власти

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

  • меньше затрат на управление
  • чувство общности среди людей
  • устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

  • слабая восприимчивость к новому
  • неповоротливость государственного аппарата
  • постепенное накопление внутренних противоречий
  • возможна экономическая стагнация

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Литература

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

это... Понятие власти. Органы государственной власти РФ :: SYL.ru

Власть – это способность и возможность воплощать свою волю, воздействовать на поведение и судьбу других людей. Она бывает политической, экономической, духовной, семейной и т. д. В данной статье мы рассмотрим первый вид власти (особенности, характеристики, функционирование соответствующих органов на примере РФ).

Определения власти

Понятие власти Б. Рассел относил к центральным категориям политической науки. Он, кроме всего прочего, отмечал ее огромное значение и фундаментальность. Т. Парсонс, рассматривая власть как ядро общественных отношений, сравнивал ее место в политике с положением денег, которое они занимают в экономической сфере.

В науке это понятие имеет свою большую исследовательскую историю. В новое время ученые стремились создать возможность такой структурной реорганизации власти, которая позволила бы демократизировать ее и подчинить закону. Для этого предполагалось распределить ее на несколько независимых, но связанных между собой структур. Так, французский просветитель Ш. Монтескье, рассматривая понятие власти, разделил ее на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Политическая власть

Политическая власть – это реальная возможность группы или отдельных личностей к выявлению своей воли на основе интересов и потребностей в этой области. Для нее характерен ряд особенностей.

  1. Легальность использования методов нажима в пределах государства.
  2. Верховенство наряду с другими видами власти. Она способна ограничить влияние больших корпораций, СМИ и других структур.
  3. Публичность. Политическая власть, в отличие от частной, от имени всего общества обращается к гражданам государства.
  4. Наличие одного центра, принимающего решения.
  5. Разнообразие ресурсов. Политическая власть использует не только нажим, а и экономические, социальные и духовно-информационные методы давления (достижения целей).
  6. Легальность. Она выступает неким оправданием применения методов нажима и ограничения свободы.

Разновидностью политической власти являет государственная.

Государственная власть

Государственная власть – это возможность и способность группы, опираясь на специальный аппарат, распространять свое господство на все население.

Можно выделить следующие ее характеристики и особенности:

  1. Публичная и политическая власть руководит разными социальными группами.
  2. Суверенная. В области государственных дел располагает верховенством и независимостью по отношению к другим видам власти.
  3. Осуществляется на постоянной основе с помощью специального аппарата.
  4. Имеет монопольное право использовать методы нажима на территории государства.
  5. Распространяется на всех физических и юридических лиц в стране.
  6. Издает нормативно-правовые акты.

Признаки государственной власти

Первый признак – это то, что демократические государство и власть не опираются только на методы принуждения. Они должны быть, прежде всего, легитимными. Это значит, что источником утверждения государственной власти должен быть народ. Авторитет тоталитарных структур основан на насилии, репрессиях, поэтому вопрос об их легитимности вообще не возникает. Также он может подменяться идеологическими лозунгами об их призвании, святости, значимости исторической роли и т. д. Легитимность власти в демократическом обществе определяется волей народа.

Второй ее важный признак – единство. Под этим следует понимать объединение функций некоторых органов и высших должностных лиц или неделимость их компетенции. Этот признак означает единую организованную воленаправленность и соблюдение законности.

Распределение власти

Дж. Локк различал три вида власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Ш. Монтескье считал ее распределение возможностью достижения компромисса между социальными и политическими группами и экономическими интересами. Именно он впервые выдвинул идею трех ветвей государственной власти, которая существует и реализуется и в наше время.

Законодательная власть

В демократических современных государствах носителем законодательной власти выступает парламент. Он может вносить необходимые правки в Конституцию, определять характер внутренней и внешней политики, утверждать бюджет и законы, осуществлять контроль за их выполнением. Верховенство этого вида власти ограничивается правами человека и государственными нормативно-правовыми актами.

Исполнительная власть

Власть и управление в демократических современных государствах находятся в руках исполнительных органов. Их особенность заключается в том, что они не только исполняют нормативные акты, но и сами издают их или выступают с законодательной инициативой. Исполнительная власть – это, прежде всего, публично-правовой институт, который состоит из группы граждан. Они в законодательном порядке наделены определенными полномочиями, необходимыми для реализации положенных на них государственных функций и заданий.

Судебная власть

Она включает в себя институты, которые являются независимой структурой государственной организации. Состояние органов судебной власти, отношение к ним населения, а также пути их развития значительно влияют на все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, на статус личности, степень защиты ее прав и свобод. Она оказывает воздействие на законодательные и исполнительные органы.

Органы государственной власти РФ

Государственная власть в России реализуется на основе ее разделения на три ветви. Законодательные органы формируются путем выборов. Они не только занимаются разработкой правовых государственных актов, а и контролируют исполнительную власть. Ее органы, в отличие от законодательных, не избираются, а назначаются Президентом. Они выполняют правоприменительную функцию, защищают права и свободы граждан, создают оптимальные условия для благоприятного развития хозяйства страны. Кроме того, исполнительные органы обеспечивают и реализуют законность в государстве, используют меры принуждения при необходимости.

Главная функция судебной власти заключается в сохранении правопорядка и предупреждении нарушений. Она независима и подчинена только закону. Субъекты государственной власти РФ – это Президент, Федеральное собрание, Правительство во главе с Председателем, Верховный Суд, Министерства и т. д. О каждом из этих органов пойдет речь далее.

Президент РФ

По Конституции, он является главой РФ и гарантом ее целостности. Президент в России избирается посредством прямых тайных выборов сроком на 6 лет. Следует отметить, что в Конституции РФ прописано, что одна и та же особа не имеет права занимать этот пост более 12 лет подряд.

Функции президента России:

  • Назначение Председателя Правительства.
  • Формирование Совета безопасности государства.
  • Назначение даты избрания Государственной Думы.
  • Имеет право подписи федеральных законов.
  • Возглавляет Вооруженные силы державы.

В определенных случаях Президент может быть отстранен от власти. Если Госдума обвиняет его в государственной измене, то Совет Федерации имеет право сместить его с поста главы страны.

Федеральное собрание

Законодательные органы государственной власти РФ делятся на федеральные и региональные. Второй тип действует в пределах определенных субъектов страны. К первому относится Федеральное Собрание. Этот орган общероссийский и действует на территории всей страны. Парламент РФ состоит из двух палат. Первая – это Совет Федерации. В его составе находятся по два представителя от каждого из субъектов РФ. В целом их число достигает 178 человек.

В Государственной Думе насчитывается 450 депутатов. Они являются председателями этой палаты парламента в течение 4 лет. Следует отметить, что депутаты Госдумы не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью, которая приносит дополнительный доход (исключение составляет преподавание, творчество и научные достижения).

Как принимаются федеральные законы?

Основная задача Федерального Собрания – это принятие и утверждение законов. Сначала проект нового акт должен быть принят большинством членов Государственной Думы. Затем он переходит в Совет Федерации, который рассматривает его в течение двух недель. Если проект был одобрен большинством председателей, то он считается принятым. Такой же статус закон получает, если Совет Федерации не рассмотрел его за две недели. После этого принятый акт подписывается главой государства, который затем обнародует его.

Правительство РФ

Исполнительная власть в Российской Федерации находится в руках Правительства. В его состав входит председатель со своими заместителями и министры. Задача Правительства – это разработка федерального бюджета и предоставление его Государственной Думе, а также контроль за его выполнением. Также этот орган выполняет и другие важные функции в экономической, финансовой, социальной и культурной сферах. Правительство подотчетно Президенту РФ и ответственно перед парламентом.

Судебная власть

Субъекты власти РФ включают в себя также судебные органы. Они независимы и действуют только в пределах норм права.

Конституционный суд РФ занимается разбором дел, связанных с соответствием главному закону государства. Он также может решать споры, возникающие между властными структурами, и проблемы, связанные с нарушением прав и свобод людей.

Суды общей юрисдикции решают гражданские, уголовные и административные дела. Рассмотрением экономических споров занимаются арбитражные структуры.

Выводы

Таким образом, в России, как и в других демократических государствах, власть разделена на три ветви. Функции исполнительной выполняет Правительство и Президент. Законодательная власть находится в руках Федерального собрания. Судебную осуществляют три вида соответствующих структур.

www.syl.ru

власть - это... Что такое власть?

Морфология: (нет) чего? вла́сти, чем? вла́сти, (вижу) что? вла́сть, чем? вла́стью, о чём? о вла́сти; мн. что? вла́сти, (нет) чего? власте́й, чему? властя́м, (вижу) что? вла́сти, чем? властя́ми, о чём? о властя́х

 

управление

1. Если вы имеете власть над кем-либо или чем-либо, вы имеете право и возможность управлять чем-либо, требовать от других людей исполнения того, что вы хотите, повиновения.

Стремиться к власти. | Наслаждаться, упиваться властью. | Борьба за власть.

2. Власть — это право политического и экономического управления государством, регионом, городом и т. д., а также те организации и люди, которые обладают таким правом.

Верховная, президентская власть. | Законодательная, судебная, исполнительная власть. | Федеральная, центральная, городская, местная власть.

3. Властью называют правительство страны, её руководителей; часто используется в контексте критики.

Власть должна во главе поставить интересы человека и заявить, что к концу её правления люди будут жить лучше.

4. Выражения власть имущие или власть предержащие обозначают всю совокупность людей, занимающих государственные должности; используются в контексте критики.

5. Властями называют правительство, государственных чиновников, работников администрации.

Местные, районные, городские власти.

 

о самом себе

6. Когда вы говорите, что какая-то ситуация не в вашей власти, вы хотите сказать, что ничего не можете сделать в этой ситуации, от ваших действий ничего не зависит.

7. Когда о ком-то говорят, что он находится во власти каких-то чувств, мыслей и т. п., значит, он ощущает какие-то сильные чувства, думает о чём-либо и не может перестать это делать.

Она находится во власти предрассудков.

8. Когда, к примеру, какая-то вещь имеет власть над кем-либо, это означает, что люди ценят эту вещь, стремятся ею обладать и уважают тех, кто её имеет.

Власть золота, денег.

= могущество, сила

• вла́стный

Властные полномочия. | Властный взгляд.

• вла́ствовать

dic.academic.ru

понятие, признаки, виды. Общество и власть — Мегаобучалка

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть– это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамикевласть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие– это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д. Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти.Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

 

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная).

Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой— подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Белет 11

megaobuchalka.ru

Государственная власть - это...

Государственная власть - это средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы. Она является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти.

Выражаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой в случае, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная власть - это, прежде всего, всеобщность. То есть, в данном случае государственная власть должна распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти.

Кроме этого, государственная власть - это публичность, суверенность, легитимность, легальность.

Современное понимание государственной власти выделяет ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами подразумевается гражданское общество, на котором основывается легитимность государственной власти. Только оно наделено правами учреждать или изменять государственную власть. Присвоение этих прав любым другим субъектом с правовой точки зрения является преступлением и рассматривается как произвол.

Вторичным субъектом государственной власти является любой орган государственной власти. Им может быть руководитель государства, национальное собрание, правительство. Данные органы государственной власти невозможно создать без непосредственного участия первичных субъектов государственной власти, то есть народа. Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие функции государства.Каждый субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти.

Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты – исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть.

Совокупность органов, которые свободно осуществляют государственную власть, называется система государственной власти.

Рассмотрим разновидности. Во-первых, – это учредительная власть, которая принимает и, конечно же, вносит поправки в конституцию государства, учреждает новую власть, принимает решение о смене действующей власти на качественно новую.

Таким образом, всеми этими функциями и правами на их осуществление наделен народ. Учредительная власть в демократическом государстве принадлежит народу.

Как уже говорилось выше, остальными элементами, которые входят в систему государственной власти, являются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная власть, законодательная власть, коей является парламент страны, судебная и контрольная власти. Все перечисленные органы являются учреждаемыми, но власть, которую они осуществляют, является, в какой-то мере, самостоятельной.

Каждый орган госвласти – это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру.

Приведенная выше информация - это краткий ответ на вопрос о том, что такое государственная власть, каковы ее органы, система и разновидности.

fb.ru

Что такое власть

Начиная разговор о власти, сразу сделаем акцент на то, что данный термин является весьма расплывчатым, а определений ему существует множество. Ситуация сложнее, чем кажется. Это обусловлено тем, что на вопрос о том, что такое власть, многие отвечают крайне субъективно. Для одних она является способом порабощения, для других – средством наведения порядка, который необходим для благополучного развития людей и общества.

Что такое власть

Она проявляется в самых разных аспектах нашей жизни – людьми правят не только другие люди, но и эмоции, инстинкты, чувства и многое другое. Все это важно, но в данном случае речь больше пойдет о политическом аспекте.

Что такое власть? Это регулятивно-контрольное, организационное и центральное начало политики, это проблема политического знания, культуры и человека, известная с древнейших времен.

Власть, определение которой мы рассматриваем, понимается по-разному. В одной из основных трактовок она определяется как специфические отношения, возникающие между различного рода социальными субъектами. Возможна она только там, где есть социальные отношения, при которых одна из сторон зависит от другой. Зависимость – важный фактор. Г. Лассуэлл утверждал, что власть является специфическим средством улучшения жизненных условий. Также он называл ее самоцелью, которая позволяет получать удовольствие от обладания ею.

Что такое власть? Достаточно широкое определение ей дается в теологических трактовках. В них она понимается не только явлением, которое возникает в человеческой среде, но и тогда, когда люди начинают взаимодействовать с окружающим миром: и человек управляет миром, и мир человеком.

Т. Парсонс определял это понятие как способность системы к принуждению элементов к определенной деятельности, позволяющей добиться конкретных целей.

Да, точки зрения в данном случае действительно отличаются друг от друга. Основной вывод можно сделать следующий: нельзя рассматривать власть как исключительно природное или политическое явление.

В первобытнообщинном строе она имела общественную направленность. Ее основой тогда был авторитет старейшин. Со временем указанный выше строй развалился, а авторитет старейшин пал. С появлением государства власть стала публичной. Начали появляться аппараты, а также специальные принудительные учреждения, которые имели полномочия применять различного рода санкции к лицам, не желавшим выполнять властные требования авторитетных лиц.

Политический характер власти появился именно в тот момент, когда образовалось государство. Без таких отношений и самой власти его существование было бы просто-напросто невозможным.

Описываемый термин часто понимают как социальные отношения, которые выражаются в способности конкретного индивида или их группы принимать какие-либо решения за других лиц. В таких случаях речь часто заходит об управлении. Власть и управление имеют много общего. Данные понятия иногда отождествляют. Такой подход неверен, так как разница все же имеется. Первое по смыслу и содержанию шире, второе же вытекает из него. Понятие «власть» является более абстрактным, чем понятие «управление».

Подводя итоги, хочется сделать акцент на то, что власть действительно важна. Только она позволяет поддерживать порядок в обществе, которое всегда нуждается в управлении. Организация – важный элемент развития, без нее наступает хаос. В идеале лица, наделенные правом воздействовать на поведение других людей, должны действовать обдуманно, а их целью должно быть достижение каких-то общественных благ. Такое случается не всегда, так как людям свойственно использовать властные полномочия по большей части для достижения собственных целей.

fb.ru