Как составить и применить план характеристики литературного героя. Как составить характеристику героя произведения


Как составить и применить план характеристики литературного героя

Литература - это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

С чего начать

план характеристики литературного героя

Прежде чем переходить непосредственно к написанию сочинения, нужно разработать план характеристики литературного героя. Если нам не нужно его ни с кем сравнивать, то примерно он будет выглядеть так:

  • Вступление.
  • Пару слов об авторе и произведении.
  • Роль героя в предложенной работе и его общее описание.
  • Его взгляды на конкретные проблемы произведения.
  • Отношения с другими героями.
  • Заключение.

Сразу отметим, что первые два пункта можно совместить. Распространена практика – вступление посвящено произведению и его автору. Более ничего добавлять не стоит. Весь текст обязательно делите на смысловые абзацы. Так он легче воспринимается. Уделите свое внимание такому приему, как цитирование, это очень важно. Мы рассмотрели примерный план характеристики литературного героя, но как применять полученные знания на практике? Предлагаем применить вышесказанное на примере.

Пример

план характеристики героя литературного произведения

Для начала возьмем героя попроще и произведение, в котором четко определены все проблемы. Предлагаем знаменитый рассказ «Муму», написанный величайшим автором Иваном Сергеевичем Тургеневым. Конечно, возьмем главного героя. План характеристики героя литературного произведения, в нашем случае Герасима из рассказа «Муму», будет выглядеть следующим образом:

  1. Вступление.
  2. Внешность героя.
  3. Личность и характер.
  4. Заключение.

Можно на ваше усмотрение добавить еще пункты, но мы остановимся на этом. Внимательно обдумывайте все части, когда вы составили план характеристики литературного героя, от него лучше не отклоняться, а строго идти по порядку. Здесь будем писать кратко, по самому минимуму.

Вступление

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича – это не совсем выдумка, герои Герасим, Капитон, барыня – это все реальные люди, проживающие в лутовинском имении.

Тургенев не просто пересказал произошедшую историю с дворником и его собакой, но и наделил ее еще большим смыслом. Рассказ сразу был воспринят как антикрепостнический, вызывал потрясающее впечатление.

Внешность

сравнительная характеристика литературных героев план

Если посмотреть на план составления характеристики литературного героя, то можем заметить следующий пункт, посвященный внешнему обличию человека. Наиболее интересная и трудоемкая часть работы. Предлагаем вам больше обращаться к тексту, вставлять как можно больше цитат.

Как нам показывает Герасима автор: это серьезный и строгий немой дворник, принадлежащий барыне, которая по своей натуре самодурка. Иван Сергеевич называет его настоящим русским богатырем, ведь он невероятно силен и ростом без пяти сантиметров два метра.

Личность

Из строк произведения становится понятно, что Герасим – это трудолюбивый и ответственный человек, обладающий крепким физическим телом. Он необычен, что подтверждается строками: «...Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим...».

Еще одна отличительная черта нашего героя – уединенность, так как был одинок всю свою жизнь, не любил, чтобы к нему приходили, жил отдельно от братьев. Очень любит деревню, предпочитает ее городу. Так он рос отчужденно всю жизнь из-за своего недуга (Герасим от рождения немой) и вырос сильным и выносливым богатырем, подобно могучему дереву.

Он очень уважаемый человек, достойный, знает свои права и обязанности.

Заключение

план составления характеристики литературного героя

В данном пункте необходимо подвести итоги сочинения.

Очень интересен поступок дворника, зачем он утопил так полюбившегося ему щенка? Он был единственным живым существом, которое отвечало ему взаимностью. Этот поступок можно трактовать так – протест против крепостничества. И.С. Аксаков трактовал следующим образом: "Герасим – это олицетворение всего русского народа, сильного духом и физически, отличающегося непостижимой кротостью".

fb.ru

Как написать характеристику литературного героя?

#1

Не забудьте упомянуть причины, по которым вы выбрали для своего литературного труда именно этого персонажа – раскройте свои внутренние мотивы.

#2

Определите положение выбранного вами героя в сюжетной канве. Является ли он главным героем (протагонистом), или главным злодеем (антагонистом). Описываемый вами персонаж может быть помощником главного героя или злодея, а может быть он катализатор. Катализатора часто называют «агентом изменений». Он не принимает активного участия в событиях, разворачивающихся в произведении, но он воодушевляет героев, на определенные действия, заставляет их меняться и идти вперед. К такому типу персонажей можно отнести дядю Питера Паркера (Человека-Паука), он был убит в начале истории, но, тем не менее, именно его слова сделали из Питера супергероя.

#3

Составьте список положительных качеств описываемого вами персонажа, не забудьте про отрицательные черты характера и слабости, которые герою приходится предолевать в течение повествования. Имейте в виду, что не бывает на 100 процентов «положительных» героев, так же, как нельзя встретить и на 100 процентов «отрицательных». Истина всегда между хорошим и плохим полюсами. Соответственно если вы хотите описать и проанализировать индивидуальные черты характера злодея (например, Яго из «Отелло»), не настаивайте на его отрицательности, а лучше опишите цепочку событий, которая лежит в основе образа его мышления и поведения. Расскажите читателю, кто или что наставил Яго на путь Зла.

#4

Определите основной мотив вашего героя. Именно этот мотив завязывает конфликт в произведении, создает и питает взаимодействие между героем и его оппонентами, заставляет развиваться сюжет повествования. Обычно мотив заключается в награде, мести, спасении или их комбинации. Объясните вашему читателю, почему мотив героя именно таков, каков есть и почему он так важен в рамках истории. Не забудьте рассказать, чем герой готов рискнуть или пожертвовать ради достижения цели, и какова цена возможного успеха. Потратьте часть своего рассказа на исследование того, насколько соразмерны поставленные героем цели с ценой достижения результата.

#5

Особое внимание обратите на подтекст действий героя и что они (действия) говорят о нем. Приведите примеры. Персонаж, предлагающий безвозмездный уход за старым, немощным человеком выглядит с одной стороны благородно, его поступок бесконечно щедр. Но с другой стороны, кто знает, быть может, таким образом, он пытается добиться расположения старика, получить место в завещании и спокойно отправить несчастного на тот свет… Другой пример – скряга, который не потратит на себя и окружающих и цента вдруг переводит целое состояние на счет детского приюта.

#6

Уделите внимание взаимодействию вашего героя с другими персонажами повествования. Как он их воспринимает: как доминирующих, равных, или может быть считает всех вокруг ниже себя. Оцените, насколько поведение персонажей соответствует их социальному статусу и функциям. Например, в романах, рассказывающих о викторианской Британии, читатель ожидает увидеть, что горничная – это почтительное, тихое и кроткое существо, однако встречаются истории, где горничная может быть высокомерным, чересчур громким и властным персонажем, способным, несмотря на поведение, избежать неприятностей.

#7

Посмотрите на предметы, связанные с персонажем. Расскажите (1) почему эти вещи так важны, (2) что они говорят о своем владельце (его истории, сильных и слабых местах). Например, молодая женщина, которая постоянно носит при себе совершенно ничего не стоящий медальон, может делать так, потому что эта безделица – единственная вещь, которая связывает героиню с ее матерью. Выбросить ее, значит разорвать связь, покинуть своеобразную зону комфорта. Эта женщина по-прежнему думает и действует как ребенок, неспособный к самостоятельным пступкам без материнского наставления.

#8

Оценивайте действия персонажа, его реакцию и поведение в контексте культурных и исторических особенностей истории. Например, необходимо понимать, что человек из XXI века которому не нравится что-либо, имеет значительно больше свободы (внутренней и внешней) и средств, для того, чтобы изменить окружающую ситуацию, чем персонаж того же самого возраста, что и вы, но живущий в XVI веке, тем более, девушка.

#9

Постарайтесь описать разрешение конфликта истории с точки зрения эмоционального или духовного роста персонажа. Оговоримся сразу, что некоторые даже главные герои так и не вырастают в духовном смысле, даже пройдя через испытания, длиной в 300 страниц и 40 глав. Другие, впрочем, оказываются вдохновлены или наоборот унижены теми трудностями, с которыми столкнулись. Например, пацифист фермер, легко мог бы превратиться в героя войны, доблестного командира, если внезапные ужасающие события заставили его переоценить цену тихого труда в отдалении от людей.

#10

И, наконец, сравните свои знания о персонаже со своими внутренними установками и стереотипами, какими его сторонами вы восхищаетесь, какие, напротив, вам неприятны. Повторили бы вы действия, совершенные персонажем? Расскажите о том, как книга и действия, описываемого вами персонажа, утвердили или изменили ваши взгляды на жизнь.

uznay-kak.ru

Описание персонажа, описание героя | Литературная мастерская

Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье "Как написать план произведения?" я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем» небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта. Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.

Описание персонажа

Определение облика характера от А. Митты.

  1. Интеллект – как герой принимает решения. Он может быть вспыльчив или нерешителен, хитроумен или откровенно глуп. Вариантов масса, но любой из них, будучи озвученным, однозначно придаст вашему персонажу «объемности».
  2. Физиология – здоровье, возраст, отклонения от нормы, болезни, отношение к спорту.
  3. Социальная база – происхождение, класс, религия, партия.
  4. Экономическая база – насколько богат, или в долгах, или нищий, или вор.
  5. Талант – что отличает персонаж от других: художник, мошенник, спортсмен. Зачастую совпадает с его работой, иногда – нет. Пока не придумано имя героя, я в своем плане именую его именно по этому пункту: студент, пекарь, бизнесмен и т.д. Очень удобно.
  6. Посторонние интересы – хобби или пристрастия героя, степень его увлеченности. У каждого есть какие-то увлечения. Даже ежевечернее пролеживание дивана – заметная черта, характеризующая персонажа.
  7. Сексуальная жизнь – в семье, на стороне, есть ли какие-то проблемы.
  8. Семья – жена, родители, дети; как персонаж с ними связан; как женился; какие отношения.
  9. Образование – какое, где получал, с каким успехом. Если герой – самоучка, это тоже важный штрих.
  10. Неприязни – это то, чего герой на дух не переносит, чего боится. Эти сведения можно использовать и в качестве небольших штрихов, а можно построить на них целый психологический триллер. Ведь герой в ходе конфликта должен сталкиваться с самыми суровыми испытаниями, верно?

К этому списку можно присовокупить и жизненное кредо героя. Девиз может стать яркой отличительной чертой, если наш персонаж, к примеру, всегда и все делает наперекор.Этот перечень значительно шире того, что я обычно использую при написании рассказов. Однако в полноте его главное преимущество, и я советую вам не преминуть возможностью его опробовать.

Цели и мотивы.

Составляя карточки героев, не забывайте четко формулировать цели каждого из них. Чего герой хочет в общем (сквозная задача на весь текст) и в частности (последовательная цепочка локальных задач от сцены к сцене). Если вам и читателю понятны цели и мотивы персонажей, появляется эмоциональная оценка, а в идеале и сопереживание. Очень часто приходится видеть тексты, в которых совершенно непонятно, какими мотивами руководствуется герой. Он куда-то бежит, что-то делает, палит из всех орудий, безжалостно уничтожая врагов, но ради чего? Именно из-за этой сюжетной бессмысленности, бесцельности возникает странное ощущение, что события истории – не более чем спектакль заезжего кукольного театра, где безусый неопытный драматург, стоя за ширмой и краснея, дергает марионеток за ниточки. Ощущение не из приятных, но таких текстов в интернете полно. Поэтому задача автора как можно скорее показать читателю главную цель героя. Это может быть борьба с антагонистом, спасение собственной жизни, месть, желание воссоединиться с любимой и т.д, но читатель должен четко понять, чего же хочет герой. Советую вам подумать над этим моментом.

Что ж, на этом и остановимся. Теперь вам известно, с чего начинается работа над правдоподобными образами. Надеюсь, что вам удастся успешно применить полученные знания на практике. Более подробно о ролях второго плана читайте в статье "Роль второстепенных персонажей".

Следите за обновлениями блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

litmasters.ru

План характеристики литературного героя.

Примерные планы характеристики литературного героя

План №1 ( по Марине Шилковой)

1. Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)2. Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)3. Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)4. Положение в обществе ( лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)5. Умение чувствовать  ( эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)6. Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)7. Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана)8. Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия)9. Система ценностей( что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)10. Авторская позиция по отношению к герою ( обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою)11. Ваша  позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.

План №2 ( по М.Г.Беловой)

  1. Место, занимаемое героем в произведении.

  2. Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет.

  3. Портрет( "говорящие имена", внешность, манера держаться, особенности костюма и т.п.)

  4. Речь героя

  5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.

  6. Цели жизни, основные интересы.

  7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему.

  8. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения. Наблюдения над стилем автора, художественно-изобразительными средствами, ролью художественной детали.

  9. Ваше отношение к герою, насколько он современен.( аргументация своей точки зрения)

Речевые обороты, которые могут помочь в написании характеристики литературного персонажа.

  • Автор наделяет героя ( биографией... мировоззрением... аристократическим происхождением... красотой... молодостью...и т.п.)

  • Повествователь моделирует ситуацию ( дуэли...любовной неудачи...победы над обстоятельствами...путешествия...объяснения в любви и т.п.)

  • Автор помещает своего героя в пространство жизни ( высшего света... помещичьей жизни... в армейскую среду... московского света и т.п.)

  • Автор вводит в роман  (  героя-антитезу, героя-соперника, героя-романтика, героя-двойника и т.п.)

  • Судьба героя образует фабулу повествования.....

  • Мировоззрение героя является результатом его жизненного опыта...

infourok.ru

Характеристики героев и персонажей литературных произведений для школьников и студентов

­Характеристики героев:

А

Авдий (Плаха, Айтматов)

Агафья Пшеницына (Обломов, Гончаров)

Аглая (Идиот, Достоевский)

Азазелло (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Акакий Акакиевич (Шинель, Гоголь)

Акимыч (Кукла, Носов)

Аксинья (Тихий Дон, Шолохов)

Актер (На дне, Горький)

Александр Павлович (Левша, Лесков)

Алексей (Барышня-крестьянка, Пушкин)

Алена Ивановна (Преступление и наказание)

Алёша Пешков (Детство, Горький)

Анатоль Курагин (Война и мир, Толстой)

Андрей Болконский (Война и мир, Толстой)

Андрей Дубровский (Дубровский, Пушкин)

Андрей Соколов (Судьба человека, Шолохов)

Андрий (Тарас Бульба, Гоголь)

Анна (На дне, Горький)

Анна Андреевна (Ревизор, Гоголь)

Анна Каренина (Толстой)

Анна Марковна (Яма, Куприн)

Анна Николаевна (Гранатовый браслет, Куприн)

Анна Сергеевна (Дама с собачкой, Чехов)

Аносов (Гранатовый браслет, Куприн)

Антипыч (Кладовая солнца, Пришвин)

Антонина (Доктор Живаго, Пастернак)

Аня (Вишнёвый сад, Чехов)

Аркадий Кирсанов (Отцы и дети, Тургенев)

Аркадий Павлыч Пеночкин (Бурмистр, Тургенев)

Ассоль (Алые паруса, Грин)

Ася (Ася, Тургенев)

Б

Бабушка (Детство, Горький)

Бабушка (Конь с розовой гривой, Астафьев)

Бабушка (Фотография, на которой меня нет, Астафьев)

Базарбай (Плаха, Айтматов)

Базаров (Отцы и дети, Тургенев)

Барон (На дне, Горький)

Барыня (Белый пудель, Куприн)

Барыня (Муму, Тургенев)

Бегемот (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Бенволио (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Берлиоз (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Бирюк (Бирюк, Тургенев)

Бобчинский (Ревизор, Гоголь)

Борис (Гроза, Островский)

Борменталь (Собачье сердце, Булгаков)

Босой (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Бостон (Плаха, Айтматов)

Бубнов (На дне, Горький)

Бурмин (Метель, Пушкин)

Бурмистр Софрон (Бурмистр, Тургенев)

Бэла (Герой нашего времени, Лермонтов)

В

Вадик (Уроки французского, Распутин)

Вакула (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Валек (В дурном обществе, Короленко)

Ванюшка (Судьба человека, Шолохов)

Ваня (Бежин луг, Тургенев)

Варвара (Гроза, Островский)

Варвара Ставрогина (Бесы, Достоевский)

Варенуха (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Варенька (После бала, Толстой)

Варя (Вишнёвый сад, Чехов)

Варя (Разгром, Фадеев)

Василий Курагин (Война и мир, Толстой)

Василий Тёркин (Твардовский)

Василий Шеин (Гранатовый браслет, Куприн)

Василиса (На дне, Горький)

Васков (А зори здесь тихие, Васильев)

Васька Пепел (На дне, Горький)

Васютка (Васюткино озеро, Астафьев)

Вася (В дурном обществе, Короленко)

Веденяпин (Доктор Живаго, Пастернак)

Вера (Герой нашего времени, Лермонтов)

Вера Николаевна (Гранатовый браслет)

Вера Павловна (Что делать, Чернышевский)

Вернер (Герой нашего времени, Лермонтов)

Виргинский (Бесы, Достоевский)

Витя (Конь с розовой гривой, Астафьев)

Витя (Фотография, на которой меня нет, Астафьев)

Владимир (Метель, Пушкин)

Владимир (Первая любовь, Тургенев)

Владимир Дубровский (Дубровский, Пушкин)

Вожеватов (Бесприданица, Островский)

Воланд (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Волков (Обломов, Гончаров)

Володя (Тихое утро, Казаков)

Вощев (Котлован, Платонов)

Вральман (Недоросль, Фонвизин)

Вронский (Анна Каренина, Толстой)

Всеволод (Слово о полку Игореве)

Вулич (Герой нашего времени, Лермонтов)

Г

Гаврила (Челкаш, Горький)

Гагин (Ася, Тургенев)

Гаев (Вишнёвый сад, Чехов)

Галя Четвертак (А зори здесь тихие)

Ганелон (Песнь о Роланде)

Гелла (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Генерал Бризжалов (Смерть Чиновника, Чехов)

Генерал Булдеев (Лошадиная фамилия, Чехов)

Герасим (Муму, Тургенев)

Германн (Пиковая дама, Пушкин)

Гибнер (Ревизор, Гоголь)

Главная героиня (Чистый понедельник, Бунин)

Главный герой (Антоновские яблоки, Бунин)

Главный герой (Чистый понедельник, Бунин)

Голядкин (Двойник, Достоевский)

Гордей Торцов (Бедность не порок)

Городничий (Ревизор, Гоголь)

Господин из Сан-Франциско (Бунин)

Господин Н. (Ася, Тургенев)

Граф (Выстрел, Пушкин)

Графиня (Пиковая дама, Пушкин)

Грей (Алые паруса, Грин)

Григорий Мелехов (Тихий Дон, Шолохов)

Гринёв (Капитанская дочка, Пушкин)

Гришан (Плаха, Айтматов)

Гробовщик (Гробовщик, Пушкин)

Груша (Очарованный странник, Лесков)

Грушницкий (Герой нашего времени)

Гуров (Дама с собачкой, Чехов)

Д

Д-503 (Мы, Замятин)

Данко (Старуха Изергиль, Горький)

Дарья (Мороз, красный нос, Некрасов)

Дарья (Тихий Дон, Шолохов)

Дворник (Белый пудель, Куприн)

Дед (Детство, Горький)

Дедушка (Белый пудель, Куприн)

Дедушка (Дедушка, Некрасов)

Денис Григорьев (Злоумышленник, Чехов)

Держиморда (Ревизор, Гоголь)

Джульетта (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Дикой (Гроза, Островский)

Дина (Кавказский пленник, Толстой)

Дмитрий Коршунов (Тихий Дон, Шолохов)

Дмитрий Разумихин (Преступление и наказание)

Добчинский (Ревизор, Гоголь)

Доктор (Чудесный доктор, Куприн)

Долохов (Война и мир, Толстой)

Дорант (Мещанин во дворянстве, Мольер)

Доримена (Мещанин во дворянстве, Мольер)

Дуня (Преступление и наказание, Достоевский)

Дуня (Станционный смотритель, Пушкин)

Дуняша (Вишнёвый сад, Чехов)

Дуняша (Тихий Дон, Шолохов)

Дьяк (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Е

Евгений (Медный всадник, Пушкин)

Евгений Онегин (Пушкин)

Евгения Гранде (Бальзак)

Евграф Живаго (Доктор Живаго, Пастернак)

Еремеевна (Недоросль, Фонвизин)

Ж

Желтков (Гранатовый браслет, Куприн)

Женя (Яма, Куприн)

Женя Комелькова (А зори здесь тихие)

Жилин (Кавказский пленник, Толстой)

Журден (Мещанин во дворянстве, Мольер)

З

Загорецкий (Горе от ума, Грибоедов)

Захар (Обломов, Гончаров)

Земляника (Ревизор, Гоголь)

Зинаида (Первая любовь, Тургенев)

Зоя Берёзкина (Клоп, Маяковский)

И

И-330/ I-330 (Мы, Замятин)

Иван Бездомный (Мастер и Маргарита)

Иван Васильевич (После бала, Толстой)

Иван Иваныч (Старый гений, Лесков)

Иван Петрович (Барышня-крестьянка)

Иван Тимофеевич (Олеся, Куприн)

Иван Флягин (Очарованный странник)

Иван Яковлевич (Нос,­ Гоголь)

Игорь (Слово о полку Игореве)

Иешуа (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Ильинична (Тихий Дон, Шолохов)

Илюша (Бежин луг, Тургенев)

Иона (Тоска, Чехов)

Ипполит (Идиот, Достоевский)

Ипполит Курагин (Война и мир, Толстой)

К

Кабанова/Кабаниха (Гроза, Островский)

Калиныч (Хорь и Калиныч, Тургенев)

Капитон (Муму, Тургенев)

Карандышёв (Бесприданица, Островский)

Каренин (Анна Каренина, Толстой)

Карл Великий (Песнь о Роланде)

Карл Иванович (Детство, Толстой)

Катерина (Гроза, Островский)

Катерина (Леди Макбет Мценского уезда, Лесков)

Катерина Ивановна (Преступление и наказание)

Квашня (На дне, Горький)

Кириллов (Бесы, Достоевский)

Кирсанов (Что делать, Чернышевский)

Кити (Анна Каренина, Толстой)

Клеонт (Мещанин во дворянстве, Мольер)

Клещ (На дне, Горький)

Кнуров (Бесприданица, Островский)

Княжна Мери (Герой нашего времени)

Князь Верейский (Дубровский, Пушкин)

Князь Тугоуховский (Горе от ума, Грибоедов)

Ковалёв (Нос, Гоголь)

Комаровский (Доктор Живаго, Пастернак)

Кормилица (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Коробочка (Мёртвые души, Гоголь)

Коровьев (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Коршунов (Бедность не порок, Островский)

Костылев (На дне, Горький)

Костылин (Кавказский пленник, Толстой)

Костя (Бежин луг, Тургенев)

Кудряш (Гроза, Островский)

Кукшина (Отцы и дети, Тургенев)

Кулигин (Гроза, Островский)

Кутейкин (Недоросль, Фонвизин)

Кутузов (Война и мир, Толстой)

Л

Лара (Доктор Живаго, Пастернак)

Лариса (Бесприданица, Островский)

Ларра (Старуха Изергиль, Горький)

Лебедев (Идиот, Достоевский)

Лебезятников (Преступление и наказание)

Левин (Анна Каренина, Толстой)

Левинсон (Разгром, Фадеев)

Левша (Левша, Лесков)

Ленский (Евгений Онегин, Пушкин)

Лёля (Ёлка, Зощенко)

Лидия Михайловна (Уроки французского)

Лиза (Барышня-крестьянка, Пушкин)

Лиза (Бедная Лиза, Карамзин)

Лиза (Горе от ума, Грибоедов)

Лиза (Пиковая дама, Пушкин)

Лиза Бричкина (А зори здесь тихие)

Лизавета (Преступление и наказание)

Лизавета Прокофьевна (Идиот, Достоевский)

Листницкий (Тихий Дон, Шолохов)

Лиходеев (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Лихонин (Яма, Куприн)

Лойко Зобар (Макар Чудра, Горький)

Лонгрен (Алые паруса, Грин)

Лопахин (Вишнёвый сад, Чехов)

Лопухов (Что делать, Чернышевский)

Лоренцо (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Лужин (Защита Лужина, Набоков)

Лужин (Преступление и наказание)

Лука (На дне, Горький)

Лука Лукич (Ревизор, Гоголь)

Люба (Яма, Куприн)

Любим Торцов (Бедность не порок, Островский)

Любовь Гордеевна (Бедность не порок)

Люсиль (Мещанин во дворянстве, Мольер)

Ляпкин-Тяпкин (Ревизор, Гоголь)

М

Макар Чудра (Макар Чудра, Горький)

Максим Максимыч (Герой нашего времени)

Мальчик (Уроки французского, Распутин)

Мальчик Манолин (Старик и море, Хемингуэй)

Мама (Детство, Горький)

Маменька (Детство, Толстой)

Манилов (Мёртвые души, Гоголь)

Мануйлиха (Олеся, Куприн)

Маргарита (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Мармеладов (Преступление и наказание)

Марсилий (Песнь о Роланде)

Маруся (В дурном обществе, Короленко)

Марья Антоновна (Ревизор, Гоголь)

Марья Болконская (Война и мир, Толстой)

Марья Гавриловна (Метель, Пушкин)

Мастер (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Матрёна (Матрёнин двор, Солженицын)

Мать Лизы (Бедная Лиза, Карамзин)

Маша Миронова (Капитанская дочка)

Маша Троекурова (Дубровский, Пушкин)

Меркуцио (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Мерцалов (Чудесный доктор, Куприн)

Метелица (Разгром, Фадеев)

Мечик (Разгром, Фадеев)

Милон (Недоросль, Фонвизин)

Минский (Станционный смотритель)

Мишка Кошевой (Тихий Дон, Шолохов)

Медведев (На дне, Горький)

Минька (Ёлка, Зощенко)

Митраша (Кладовая солнца, Пришвин)

Митрофанушка (Недоросль, Фонвизин)

Митя (Бедность не порок, Островский)

Михей Тарантьев (Обломов, Гончаров)

Молчалин (Горе от ума, Грибоедов)

Морозка (Разгром, Фадеев)

Муромский (Барышня-крестьянка, Пушкин)

Мцыри (Мцыри, Лермонтов)

Мышкин (Идиот, Достоевский)

Н

Назанский (Поединок, Куприн)

Нанета (Евгения Гранде, Бальзак)

Наполеон (Война и мир, Толстой)

Настасья Филипповна (Идиот, Достоевский)

Настя (Барышня-крестьянка, Пушкин)

Настя (Кладовая солнца, Пришвин)

Настя (Котлован, Платонов)

Настя (На дне, Горький)

Наталья (Тихий Дон, Шолохов)

Наталья Дмитриевна (Горе от ума, Грибоедов)

Наталья Савишна (Детство, Толстой)

Наташа (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Наташа (На дне, Горький)

Наташа Ростова (Война и мир, Толстой)

Незнакомка (Солнечный удар, Бунин)

Николаев (Поединок, Куприн)

Николай Болконский (Война и мир, Толстой)

Николай Иванович (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Николай Николаевич (Гранатовый браслет)

Николай Павлович (Левша, Лесков)

Николай Петрович (Отцы и дети, Тургенев)

Николай Ростов (Война и мир, Толстой)

Николай Ставрогин (Бесы, Достоевский)

Николенька Иртеньев (Детство, Толстой)

Николь (Мещанин во дворянстве, Мольер)

Ноздрёв (Мёртвые души, Гоголь)

О

О-90 (Мы, Замятин)

Обломов (Обломов, Гончаров)

Одинцова (Отцы и дети, Тургенев)

Оксана (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Олеся (Олеся, Куприн)

Оливье (Песнь о Роланде)

Ольга Ильинская (Обломов, Гончаров)

Ольга Ларина (Евгений Онегин, Пушкин)

Осадчий (Поединок, Куприн)

Осип (Ревизор, Гоголь)

Остап (Тарас Бульба, Гоголь)

Отец (Детство, Толстой)

Отец Васи, судья (В дурном обществе, Короленко)

Отец Володи (Первая любовь, Тургенев)

Отец художника (Портрет, Гоголь)

Очумелов (Хамелеон, Чехов)

П

Павел Петрович (Отцы и дети, Тургенев)

Павлуша (Бежин луг, Тургенев)

Пантелей Прокофьевич (Тихий Дон, Шолохов)

Папаша Гранде (Евгения Гранде, Бальзак)

Паратов (Бесприданица, Островский)

Парфён Семёнович (Идиот, Достоевский)

Пацюк (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Пелагея Егоровна (Бедность не порок)

Петр 1 (Медный всадник, Пушкин)

Петр Верховенский (Бесы, Достоевский)

Петро Мелехов (Тихий Дон, Шолохов)

Петрушка (Горе от ума, Грибоедов)

Петя Трофимов (Вишнёвый сад, Чехов)

Пирогов (Невский проспект, Гоголь)

Пискарёв (Невский проспект, Гоголь)

Печорин (Герой нашего времени, Лермонтов)

Платов (Левша, Лесков)

Платон Каратаев (Война и мир, Толстой)

Платон Михайлович (Горе от ума, Грибоедов)

Платонов (Яма, Куприн)

Плюшкин (Мёртвые души, Гоголь)

Победоносиков (Баня, Маяковский)

Полковник, отец Вареньки (После бала, Толстой)

Помещик (Дикий помещик, Салтыков-Щедрин)

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита)

Поручик (Солнечный удар, Бунин)

Порфирий Петрович (Преступление и наказание)

Правдин (Недоросль, Фонвизин)

Присыпкин (Клоп, Маяковский)

Прокл (Мороз, красный нос, Некрасов)

Простакова (Недоросль, Фонвизин)

Профессор Преображенский (Собачье сердце)

Пугачёв (Капитанская дочка, Пушкин)

Пудель Арто (Белый пудель, Куприн)

Пульхерия Александровна (Преступление и наказание)

Путешественник (Путешествие из Петербурга в Москву)

Пьер Безухов (Война и мир, Толстой)

Р

Радда (Макар Чудра, Горький)

Раневская (Вишнёвый сад, Чехов)

Раскольников (Преступление и наказание)

Рассказчик Игнатич (Матрёнин двор, Солженицын)

Рахметов (Что делать, Чернышевский)

Репетилов (Горе от ума, Грибоедов)

Римский (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Рита Осянина (А зори здесь тихие)

Роланд (Песнь о Роланде)

Ромашов (Поединок, Куприн)

Ромео (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Ростовщик (Портрет, Гоголь)

Рядчик (Певцы, Тургенев)

С

Савельич (Капитанская дочка, Пушкин)

Самсон Вырин (Станционный смотритель)

Санёк (Конь с розовой гривой, Астафьев)

Сатин (На дне, Горький)

Свидригайлов (Преступление и наказание)

Святослав (Слово о полку Игореве)

Сергей (Леди Макбет Мценского уезда, Лесков)

Серёжа (Белый пудель, Куприн)

Сильвио (Выстрел, Пушкин)

Симеон (Яма, Куприн)

Ситников (Отцы и дети, Тургенев)

Скалозуб (Горе от ума, Грибоедов)

Скотинин (Недоросль, Фонвизин)

Собакевич (Мёртвые души, Гоголь)

Солоха (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Сонечка Мармеладова (Преступление и наказание)

Соня (В дурном обществе, Короленко)

Соня (Война и мир, Толстой)

Соня Гурвич (А зори здесь тихие)

Софья (Горе от ума, Грибоедов)

Софья (Недоросль, Фонвизин)

Спицын (Дубровский, Пушкин)

Старик Сантьяго (Старик и море, Хемингуэй)

Стародум (Недоросль, Фонвизин)

Старуха Изергиль (Горький)

Старушка (Старый гений, Лесков)

Степан Астахов (Тихий Дон, Шолохов)

Степан Верховенский (Бесы, Достоевский)

Стрельников (Доктор Живаго, Пастернак)

Т

Тамара (Яма, Куприн)

Таня (Доктор Живаго, Пастернак)

Тарас Бульба (Тарас Бульба, Гоголь)

Татьяна (Муму, Тургенев)

Татьяна Ларина (Евгений Онегин, Пушкин)

Тибальт (Ромео и Джульетта, Шекспир)

Тихон (Гроза, Островский)

Тихон Щербатый (Война и мир, Толстой)

Толстый (Толстый и тонкий, Чехов)

Тонкий (Толстый и тонкий, Чехов)

Тоцкий (Идиот, Достоевский)

Травка (Кладовая солнца, Пришвин)

Трилли (Белый пудель, Куприн)

Троекуров (Дубровский, Пушкин)

Тушин (Война и мир, Толстой)

Тыбурций (В дурном обществе, Короленко)

У

Учитель (Фотография, на которой меня нет, Астафьев)

Ф

Фагот (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Фаддей (Матрёнин двор, Солженицын)

Фамусов (Горе от ума, Грибоедов)

Федя (Бежин луг, Тургенев)

Феклуша (Гроза, Островский)

Фенечка (Отцы и дети, Тургенев)

Фердыщенко (Идиот, Достоевский)

Фирс (Вишнёвый сад, Чехов)

Франт (Старый гений, Лесков)

Фрида (Мастер и Маргарита, Булгаков)

Х

Харита Огудалова (Бесприданица)

Хлестаков (Ревизор, Гоголь)

Хлестова (Горе от ума, Грибоедов)

Хорь (Хорь и Калиныч, Тургенев)

Хрюкин (Хамелеон, Чехов)

Хрюмины (Горе от ума, Грибоедов)

Художник (Портрет, Гоголь)

Ц

Цыганок (Детство, Горький)

Цыфиркин (Недоросль, Фонвизин)

Ч

Чартков (Портрет, Гоголь)

Чацкий (Горе от ума, Грибоедов)

Челкаш (Челкаш, Горький)

Червяков (Смерть Чиновника, Чехов)

Чёрт (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Чичиков (Мёртвые души, Гоголь)

Чуб (Ночь перед Рождеством, Гоголь)

Чудаков (Баня, Маяковский)

Ш

Шабашкин (Дубровский, Пушкин)

Шарик (Собачье сердце, Булгаков)

Шариков (Собачье сердце, Булгаков)

Шарль Гранде (Евгения Гранде, Бальзак)

Шатов (Бесы, Достоевский)

Швабрин (Капитанская дочка, Пушкин)

Швондер (Собачье сердце, Булгаков)

Шерер (Война и мир, Толстой)

Шигалёв (Бесы, Достоевский)

Шпекин (Ревизор, Гоголь)

Штольц (Обломов, Гончаров)

Шурочка (Поединок, Куприн)

Э

Элен Курагина (Война и мир, Толстой)

Эраст (Бедная Лиза, Карамзин)

Ю

Юрий Живаго (Доктор Живаго, Пастернак)

Юшка (Юшка, Платонов)

Я

Януш (В дурном обществе, Короленко)

Ярмола (Олеся, Куприн)

Ярославна (Слово о полку Игореве)

Яша (Вишнёвый сад, Чехов)

Яшка (Тихое утро, Казаков)

Яшка-Турок (Певцы, Тургенев)

www.sdamna5.ru

Сочинение “Характеристика литературного героя”

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристикугероя. начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике портрет героя. одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени ” подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя. тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя. безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время грозы вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя – важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное...

отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, раскрывается в его речи: “Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы”.

Составляя характеристикугероя. обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя. обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина “Евгений Онегин”, отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. “Татьяна, милая Татьяна. “, – пишет А. С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник”, необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

schoolessay.ru

Характеристики

Русская литература по школьной программе подразумевает знакомство с биографией русских поэтов, писателей, а также включает непосредственное ознакомление и изучение их творчества, их произведений, характеристики. Знакомство с рассказами, романами, поэмами и иными произведениями того или иного автора не проходит без того, чтобы учитель не задал охарактеризовать главного героя, сделать его индивидуальную характеристику.

Характеристика главного литературного героя

Для чего делается характеристика героев рассказа? С какой целью учитель просит сделать сопоставительную характеристику героев сказки, зачем нужна групповая характеристика героев поэмы?

Благодаря тому, насколько полно и правильно был раскрыт вами образ главного героя, насколько последовательно вы излагаете свои мысли, учитель может делать выводы о вашем понимании изучаемого произведения, делает заключение об умении излагать собственные выводы, выделять главное. Только все ли могут описать героя рассказа и сделать ему характеристику? Не все? Тогда мы вам в этом поможем.

У нас вы найдете описание героев произведений из школьной программы, сможете ознакомиться с их образами, с их портретами, мировоззрением, почитаете об их поступках и действиях и поймете, почему автор создал герою именно такой образ, и как к главному герою относился сам автор произведения.

Плюшкин

Опубликовано: 03.09.2018

Знакомясь с поэмой Гоголя Мертвые души, где главный герой Чичиков решил скупить у помещиков души умерших крестьян, мы встречаемся с разными образами помещиков того времени. Их пять, и у каждого давно уже умерла душа. Как раз Плюшкин, последний из помещиков, куда явился за душами Чичиков. Характеристику Плюшкина в поэме Мертвые души мы представим в нашем […]

Иван Бездомный

Опубликовано: 27.08.2018

Булгаков создал действительно интересное произведение и роман Мастер и Маргарита стал популярным среди читателей. В произведении задействованы разные герои, среди которых был Иван Бездомный, он же Иван Понырев. Давайте разберем этот образ и составим характеристику Ивана Бездомного. Иван Бездомный образ и характеристика героя Иван Бездомный был поэтом и членом МАССОЛЛИТа. По заказу он написал атеистическое […]

Настя

Опубликовано: 27.08.2018

Пришвин написал интересную сказку под название Кладовая солнца. Она объединила в себе реальное со сказочным. Повествует сказка о двух замечательных детях, которым пришлось рассчитывать лишь на свои силы, ведь они осиротели и живут теперь одни. Настя и Митраша главные герои повествования, чьи образы и характеристики мы разберем в нашем сочинении. Образ и характеристика Митраши Если […]

Зигфрид

Опубликовано: 04.08.2018

Писатели дарят нам прекрасные произведения, которые отличаются своими сюжетами. С их помощью мы переносимся на многие века назад и можем побывать в местах, где проходили бои, перенестись со сказочными героями в их королевства, а можем и вовсе попасть в Средневековье. Там жизнь идет своей чередой, ведутся феодальные споры, что стали разрушительным началом и повлекшие за […]

Образ Наполеона и Кутузова

Опубликовано: 01.08.2018

Роман Толстого Война и мир — гениальное произведение, где писатель описал в деталях военные события таких годов как 1805, 1809 и 1812. При этом автор ставил перед собой цель изобразить не войну, а народ в военное время. Толстой стремился раскрыть характеры людей, в том числе таких значимых исторических фигур, как Наполеон и Кутузов. В романе […]

Образ Левши

Опубликовано: 20.07.2018

Лесков — автор разных произведений, которых объединяет главная тема жизни народа. В своих работах автор показывает жизнь простых людей, проникаясь их судьбой. Народ страны в произведениях автора это люди с высокими моральными устоями, трудолюбивые, верящие в бога и верные своей стране. Его герои — это образы из реальной жизни. Вот и сказка Левша изображает жизнь […]

Станционный смотритель

Опубликовано: 18.07.2018

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз Станционный смотритель является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя […]

Дубровский

Опубликовано: 18.07.2018

Владимир Дубровский — герой одноименной повести Пушкина. Это работа автора, которую он написал, опираясь на реальные события, где в основу сюжета был взят рассказ, поведанный писателю Нащокиным о бедном дворянине Островском. Как раз Островский и стал прототипом героя рассказа Пушкина Владимира Дубровского, чей образ и характеристику нам предстоит сделать. Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина […]

Жилин и Костылин

Опубликовано: 11.07.2018

Кавказский пленник — рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому. Жилин и Костылин Как мы уже сказали, главными героями рассказа Толстого являются два офицера русской […]

Повелитель мух

Опубликовано: 21.06.2018

Повелитель мух — роман Голдинга, что стал ответным произведением на работу Баллантайна под названием Коралловый остров. Как раз именно Баллантайн и создал образ героя Ральфа, который в таком же неизменном образе был перенесен Голдингом в свое произведение Повелитель мух. Краткий анализ Если очень кратко, то роман переносит нас на необитаемый остров, куда попали дети во […]

Еще характеристики
На этой странице искали :

sochinyshka.ru