Как решать генетические задачи по биологии. Как решать задачи по генетике 10 класс


Как решать задачи по генетике на биологии?

Изучение основных законов наследственности и изменчивости организмов является одной из наиболее сложных, но очень перспективных задач, стоящих перед современным естествознанием. В данной статье мы рассмотрим как основные теоретические понятия и постулаты науки, так и разберемся с тем, как решать задачи по генетике.

как решать задачи по генетике дигибридное скрещивание

Актуальность изучения закономерностей наследственности

Две важнейшие отрасли современной науки – медицина и селекция – развиваются благодаря исследованиям ученых-генетиков. Сама же биологическая дисциплина, название которой было предложено в 1906 году английским ученым У. Бетсоном, является не столько теоретической, сколько практической. Всем, кто решит серьезно разобраться в механизме наследования различных признаков (например, таких как цвет глаз, волос, группа крови), придется сначала изучить законы наследственности и изменчивости, а также выяснить, как решать задачи по генетике человека. Именно этим вопросом мы и займемся.

Основные понятия и термины

Каждая отрасль имеет специфический, только ей присущий, набор основных определений. Если речь зашла о науке, изучающей процессы передачи наследственных признаков, под последними будем понимать следующие термины: ген, генотип, фенотип, родительские особи, гибриды, гаметы и так далее. С каждым из них мы встретимся, когда будем изучать правила, объясняющие нам, как решать задачи по биологии на генетику. Но в начале мы изучим гибридологический метод. Ведь именно он лежит в основе генетических исследований. Он был предложен чешским естествоиспытателем Г. Менделем в 19 веке.

Как наследуются признаки?

Закономерности передачи свойств организма были открыты Менделем благодаря опытам, которые он проводил с широко известным растением - горохом посевным. Гибридологический метод представляет собой скрещивание двух единиц, которые отличаются друг от друга одной парой признаков (моногибридное скрещивание). Если в опыте участвуют организмы, которые имеют несколько пар альтернативных (противоположных) признаков, тогда говорят о полигибридном скрещивании. Ученый предложил следующую форму записи хода гибридизации двух растений гороха, которые отличаются окраской семян. А - желтая краска, а – зеленая.

как решать задачи по генетике

В этой записи F1 – гибриды первого (I) поколения. Они все абсолютно единообразны (одинаковы), так как содержат доминантный ген А, контролирующий желтую окраску семян. Вышеприведенная запись соответствует первому закону Менделя (Правило единообразия гибридов F1). Знание его объясняет учащимся, как решать задачи по генетике. 9 класс имеет программу по биологии, в которой детально изучается гибридологический метод генетических исследований. В ней также рассматривается и второе (ІІ) правило Менделя, называемое законом расщепления. Согласно ему, у гибридов F2, полученных от скрещивания двух гибридов первого поколения друг с другом, наблюдается расщепление в соотношении по фенотипу 3 к 1, а по генотипу 1 к 2 и к 1.

как решать задачи по биологии на генетику

Используя вышеприведенные формулы, вы поймете, как решать задачи по генетике без ошибок, если в их условиях можно применить первый или уже известный II закон Менделя, учитывая, что скрещивание происходит при полном доминировании одного из генов.

Закон независимого комбинирования состояний признаков

Если родительские особи различаются двумя парами альтернативных признаков, например, окраской семян и их формой, у таких растений, как горох посевной, тогда в ходе генетического скрещивания нужно использовать решетку Пиннета.

как решать задачи по генетике 10 класс

Абсолютно все гибриды, которые являются первым поколением, подчиняются правилу единообразия Менделя. То есть они желтые, с гладкой поверхностью. Продолжая скрещивать между собой растения из F1, мы получим гибриды второго поколения. Чтобы выяснить, как решать задачи по генетике, 10 класс на уроках биологии использует запись дигибридного скрещивания, применяя формулу расщепления по фенотипу 9:3:3:1. При условии, что гены расположены в различных парах, можно использовать третий постулат Менделя – закон независимых комбинирований состояний признаков.

Как наследуются группы крови?

Механизм передачи такого признака, как группа крови у человека, не соответствует закономерностям, рассмотренным нами ранее. То есть он не подчиняется первому и второму закону Менделя. Это объясняется тем, что такой признак, как группа крови, согласно исследованиям Ландштейнера, контролируется тремя аллелями гена I: А, В и 0. Соответственно генотипы будут такими:

  • Первая группа – 00.
  • Вторая – АА или А0.
  • Третья группа – ВВ или В0.
  • Четвертая – АВ.

Ген 0 является рецессивной аллелью к генам А и В. А четвертая группа является результатом кодоминирования (взаимного присутствия генов А и В). Именно это правило нужно обязательно учитывать, чтобы знать, как решать задачи по генетике на группы крови. Но это еще не все. Для установления генотипов детей по группе крови, родившихся от родителей с различными ее группами, воспользуемся таблицей, расположенной ниже.

как решать задачи по генетике 9 класс

Теория наследственности Моргана

Возвратимся к разделу нашей статьи «Закон независимого комбинирования состояний признаков», в котором мы рассмотрели, как решать задачи по генетике. Дигибридное скрещивание, как и сам ІІІ закон Менделя, которому оно подчиняется, применимо для аллельных генов, находящихся в гомологичных хромосомах каждой пары.

В середине 20 века американский ученый-генетик Т. Морган доказал, что большинство признаков контролируется генами, которые расположены в одной и той же хромосоме. Они имеют линейное расположение и образуют группы сцепления. И их количество равно именно гаплоидному набору хромосом. В процессе мейоза, приводящего к образованию гамет, в половые клетки попадают не отдельные гены, как считал Мендель, а целые их комплексы, названные Морганом группами сцепления.

Кроссинговер

Во время профазы I (ее еще называют первым делением мейоза) между внутренними хроматидами гомологичных хромосом происходит обмен участками (лукусами). Это явление получило название кроссинговера. Оно лежит в основе наследственной изменчивости. Кроссинговер особенно важен для изучения разделов биологии, занимающихся изучением наследственных заболеваний человека. Применяя постулаты, изложенные в хромосомной теории наследственности Моргана, мы определим алгоритм, отвечающий на вопрос, как решать задачи по генетике.

Сцепленные с полом случаи наследования являются частным случаем передачи генов, которые расположены в одной и той же хромосоме. Расстояние, которое существует между генами в группах сцепления, выражается в процентах - морганидах. А сила сцепления между данными генами прямо пропорциональна расстоянию. Поэтому кроссинговер чаще всего возникает между генами, которые располагаются далеко друг от друга. Рассмотрим явление сцепленного наследования более подробно. Но в начале вспомним, какие элементы наследственности отвечают за половые признаки организмов.

Половые хромосомы

В кариотипе человека они имеют специфическое строение: у женских особей представлены двумя одинаковыми Х-хромосомами, а у мужчин в половой паре, кроме Х-хромосомы, есть еще и У-вариант, отличающийся как по форме, так и по набору генов. Это значит, что он не гомологичен Х-хромосоме. Такие наследственные болезни человека, как гемофилия и дальтонизм, возникают вследствие «поломки» отдельных генов в Х-хромосоме. Например, от брака носительницы гемофилии со здоровым мужчиной возможно рождение такого потомства.

как решать задачи по генетике 11 класс

Выше приведенный ход генетического скрещивания подтверждает факт сцепления гена, контролирующего свертываемость крови, с половой Х-хромосомой. Данная научная информация используется для обучения учащихся приемам, определяющим, как решать задачи по генетике. 11 класс имеет программу по биологии, в которой детально рассматриваются такие разделы, как «генетика», «медицина» и «генетика человека». Они позволяют учащимся изучить наследственные болезни человека и знать причины, по которым они возникают.

Взаимодействие генов

Передача наследственных признаков - процесс достаточно сложный. Приведенные ранее схемы становятся понятными только при наличии у учащихся базового минимума знаний. Он необходим, так как обеспечивает механизмы, дающие ответ на вопрос о том, как научиться решать задачи по биологии. Генетика изучает формы взаимодействие генов. Это полимерия, эпистаз, комплементарность. Поговорим о них подробней.

Пример наследования слуха у человека является иллюстрацией такого типа взаимодействия, как комплементарность. Слух контролируется двумя парами различных генов. Первая отвечает за нормальное развитие улитки внутреннего уха, а вторая – за функционирование слухового нерва. В браке глухих родителей, каждый из которых является рецессивной гомозиготой по каждой одной из двух пар генов, рождаются дети с нормальным слухом. В их генотипе присутствуют оба доминантных гена, контролирующих нормальное развитие слухового аппарата.

как решать задачи по генетике на группы крови

Плейотропия

Это интересный случай взаимодействия генов, при котором от одного гена, присутствующего в генотипе, зависит фенотипическое проявление сразу нескольких признаков. Например, на западе Пакистана обнаружены человеческие популяции некоторых представителей. У них отсутствуют потовые железы на определенных участках тела. Одновременно у таких людей диагностировали отсутствие некоторых коренных зубов. Они не смогли сформироваться в процессе онтогенеза.

У животных, например, каракульских овец, присутствует доминантный ген W, который контролирует как окраску меха, так и нормальное развитие желудка. Рассмотрим, как наследуется ген W при скрещивании двух гетерозиготных особей. Оказывается, что в их потомстве ¼ ягнят, имеющих генотип WW, погибает из-за аномалий в развитии желудка. При этом ½ (имеющие серый мех) гетерозиготные и жизнеспособные, а ¼ - это особи с черным мехом и нормальным развитием желудка (их генотип WW).

 как решать задачи по генетике сцепленные с полом

Генотип – целостная система

Множественное действие генов, полигибридное скрещивание, явление сцепленного наследования служат неоспоримым доказательством того факта, что совокупность генов нашего организма является целостной системой, хотя и представлена индивидуальными аллелями генов. Они могут наследоваться по законам Менделя, независимо или локусами, сцеплено подчиняясь постулатам теории Моргана. Рассматривая правила, отвечающие за то, как решать задачи по генетике, мы убедились, что фенотип любого организма формируется под воздействием как аллельных, так и неаллельных генов, влияющих на развитие одного или нескольких признаков.

fb.ru

Задачи по генетике для 9-10 класса

Районный конкурс учителей биологии

«Методическая копилка»

«Школьный задачник»

Общая биология. Генетика.

Подготовила Смолякова Инна Вячеславна

МБОУ «Лучковская СОШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Генетика» - является наиболее интересной и сложной для понимания детей темой в общей биологии. Она изучается и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено. Поэтому данные учебные задания можно использовать как на уроке, так и для закрепления знаний. Для подготовки к С части ЕГЭ (задания №5 и 6).

С целью проверки основных понятий по разделу можно использовать кроссворд «Генетические термины».

Кроссворд «Генетические термины»

14

11

9 10

8

7

6

13

5

15

4 12

1 3 2

  1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма

  2. место расположения гена в хромосоме

  3. общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

  4. особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

  5. наука о наследственности и изменчивости

  6. особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

  7. объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

  8. гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

  9. совокупность генов, полученная организмом от родителей

  10. основоположник генетики

  11. общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

  12. одна особь гибридного поколения

  13. признак, подавляющий другие

  14. подавляемый признак

  15. хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Ответы:

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Задачи на моногибридное скрещивание.

Задача 1.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

Задача 2.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Ответ: родительские растения гетерозиготны.

Задача 3.

Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?

Ответ: ½ Аа, ½ аа

Задача 4.

У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?

Ответ: Аа

Задача 5.

У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений, полученных и результате следующих скрещиваний: а) Аа х Аа б) АА * Аа; в) аа * АА; г) Аа х аа

Ответ: а)3:1, б)1:1, в)все черные, г)1:1

Задачи на дигибридное скрещивание.

Задача 6.

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были, прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%

Задача 7.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Ответ: генотипы родительских растений Аавв и ааВв.

Задача 8.

Скрещивались две морские свинки: черная с гладкой шерстью и белая с волнистой шерстью. Определите генотипы и фенотипы потомства.

Дано: В – черн. в - бел. С – гладк. с – волн. P: ♀ВВсс ♂ ввСс -------------- F1 - ?

Решение: P: ♀ВВсс х ♂ ввСс

G: Вс вС вс

F1 : ВвСс, Ввсс

Ответ: все свинки будут черными, из них 50% с гладкой шерсть и 50% - с волнистой

Задача 9.

Мать имеет свободную мочку уха (доминантный признак) и гладкий подбородок, а отец – несвободную мочку уха и ямку на подбородке (доминантный признак), а дочь имеет те же признаки, что у матери. Напишите возможные генотипы родителей и детей.

Задачи на неполное доминирование.

Задача 9.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых

Задача 10.

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Ответ: половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.

Задачи на наследование групп крови.

Задача 11.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.

Задача 12.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Ответ: нельзя.

Задача 13.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?

Ответ: 2 и 3.

Задача 14.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.

Задачи на наследование, сцепленное с полом.

Задача 15.

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Ответ: половина самцов и самок будут зелеными, половина – коричневыми.

Задача 16.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Ответ: вероятность рождения самцов и самок с разным цветом глаз – по 50%.

Задача 17.

У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть

  • сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,

  • здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,

  • здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Ответ: генотипы родителей ХD Хd, ХD У.

Задача 18.

Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?

Ответ: нельзя.

Задача 19.

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения, в семье муж и жена страдают дальнозоркостью однако матери обоих супругов имеют нормальное зрение. а)ск-ко типов гамет обр. у жены? б)ск-ко разных генотипов может быть у детей в данной семье? в)ск-ко фенотипов может быть у детей в данной семье? г)какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением? д)какова вероятность рождения в этой семье ребенка страдающим дальноз.?

Задача 20.

У людей любопытство-признак рецессивный(а) по отношению к равнодушию, сцепленный с полом. Любопытный юноша женился на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все ее предки были людьми равнодушными. Какова вероятность того, что дочери от такого брака будут людьми равнодушными?

Ответ:

Дано: ХА - равнодушие Ха - любопытство Р: ♂ ХА У ♀ Ха Ха F1 - ?

Решение: Р: ♂ ХА У х ♀ Ха Ха

G ХА У Ха

F1: ♂ Ха У , ♀ ХА Ха

Ответ: все дочери от этого брака будут любопытными, а сыновья равнодушными, то есть вероятность рождения равнодушных дочерей – (0%)

Задачи на анализирующее скрещивание

Задача 21.

Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

Ответ: самец черно-бурой окраски, самки гомо – и гетерозиготны.

Задача 22.

У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:

2 короткошерстных чёрного цвета,

2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?

Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.

infourok.ru

Генетические задачи по биологии для 9-10 классов

Задачи для решения по генетике.

1. У томатов, ген обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений при скрещивании а) гомозиготных красных с желтым; б) гетерозиготных красных с желтым; в) гетерозиготных красных друг с другом?

2. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Муж и жена кареглазые, а первый ребенок в семье-голубоглазый. Определите генотип родителей.

З. При скрещивании между собой растения красноплодной земляники всегда дают потомство с красными ягодами, а бесплодной — с белыми, В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой гибридных растений с розовыми ягодами? Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой гибридного растения с розовыми ягодами? -

4. У человека шестипалость детерминирована доминантным геном «Р», а пятипалость — его аллелью «р». Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? Один родитель гомозиготный шестипалый, а другой пятипалый? Оба родителя пятипалые?

5. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью:

А) Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать у детей в случае, если мужчина гомозиготен по обоим признакам, и в случае, если он гетерозиготен?

Б) Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей_ кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?

В) Голубоглазый правша (отец которого был левшой) женился на кареглазой левше из семьи, все члены которой в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какое потомство в отношении этих двух признаков следует ожидать то такого брака?

Г) Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какова вероятность рождения второго ребенка с такими же признаками?

6. У человека дальтонизм (цветовая слепота) — рецессивный признак сцеплен с полом, а нормальное цветоощущение — его доминантная аллель.

А) Здоровая женщина, гетерозиготная по гену дальтонизма, вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность того, что их ребенок будет дальтоником?

Б) Женщина здорова и гомозиготна по гену нормального цветоощущения, а ее муж — дальтоник. Будут ли дальтониками их дети?

7. Если мать имеет вторую группу крови, а отец—третью то какова вероятность того , что дети унаследуют группы крови своих родителей?

8. Если мужчина - дальтоник женится на нормальной женщине, и они имеют двоих детей, приче.4 сына — дальтоника, а дочь нормальную, что можно сказать о генотипе матери?

9. Муж и жена здоровы. Могут ли они иметь сына — гемофилика? Напишите генотипы родителей и сына. -

10. У попугаев сцепленный с полом ген «С» определяет зеленую окраску, а ген «с» пеструю. Зеленую самку скрещивают с пестрым самцом. Каковы генотипы родителей и потомства? Какова вероятность появления среди птенцов зеленых самцов?

www.metod-kopilka.ru

Как решать генетические задачи по биологии

В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверно познакомились, либо же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика — крайне увлекательная наука. Она постигает обоснованности изменяемости и наследственности. Представители всякого из биологических видов воспроизводят сходственных себе. Впрочем нет одинаковых особей, все потомки в большей либо меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает вероятность предсказывать и исследовать передачу преемственных знаков.

Инструкция

1. Для решения генетических задач применяют определенные типы изыскания. Способ гибридологического обзора был разработан Г. Менделем. Он дозволяет выявить обоснованности наследования отдельных знаков при половом размножении организмов. Сущность данного способа примитивна: при обзоре определенных альтернативных знаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный контроль проявления всякого альтернативного знака и нрав всякой отдельной особи потомства.

2. Основные обоснованности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали — законы Менделя. 1-й — это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей возникнуть в соотношении 1:2:1.

3. 2-й закон Менделя — это закон расщепления. в основе его заявление, что доминантный ген не неизменно подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят знаки родителей — возникает так называемый промежуточный нрав наследования. Скажем, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование достаточно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических знаках человека.

4. 3-й закон и конечный — закон самостоятельного комбинирования знаков. Для проявления этого закона нужно соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены обязаны находиться в различных хромосомах.

5. Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две идентичные половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый разными хромосомами, именуется гетерогаметным. Пол грядущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Скажем, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом знаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от папы же — только к дочерям.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

1. Решайте задачи по теме «Белки» с поддержкой дальнейшей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) — минимальная молекулярная масса белка, a – ядерная либо молекулярная масса компонента, b – процентное оглавление компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

2. Вычисляйте нужные величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь правил Чаргаффа:1.Число аденина равно числу тимина, а гуанина – цитозину;2.Число пуриновых оснований равно числу пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

3. Задачи на тему «Код ДНК» решайте с подмогой особой таблицы генетических кодов. Вследствие ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот либо другой генетический код.

4. Вычисляйте необходимый вам результат для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из зачастую встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 ? 6СО2 + 6Н2О.

5. Находите решение задач на генетику по особому алгорифму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным именуется ген, знак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным именуется ген, знак которого проявляется только при встрече идентичных генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Скажем, растения гороха с желтыми семенами скрестили с растениями гороха с зелеными семенами. Полученные растения гороха все имели желтые семена. Видимо, что желтый цвет семян является главенствующим знаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aaG: A, aF1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими знаками, тогда один знак обозначайте A либо a, а 2-й B либо b.

Обратите внимание! Задачи являются комбинированный частью каждого курса биологии и дюже значимо уметь их решать.

При постижении генетики огромное внимание уделяется задачам, решение которых должно быть обнаружено с применением законов наследования генов. Большинству постигающих натуральные науки решение задач по генетике кажется одной из самых трудных пророческой в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгорифму.

Вам понадобится

Инструкция

1. Для начала наблюдательно прочитайте задачу и запишите короткое схематичное условие, применяя особые символы. Обозначьте, какими генотипами владеют родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

2. Подметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для примитивных задач по генетике порой довольно положительной записать условие, дабы осознать решение задачи .

3. Приступайте к решению. Запишите еще раз произошедшее скрещивание: генотипы родителей, образовавшиеся гаметы и генотипы (либо полагаемые генотипы) детей.

4. Для удачного решения задачи вам нужно осознать, к какому разделу она относится: моногибридное, дигибридное либо полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо знак наследуется при взаимодействии генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа либо фенотипа отслеживается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное число особей с всяким генотипом либо фенотипом, либо процент всего генотипа (фенотипа) от всеобщего числа. Эти данные необходимо привести к простым числам.

5. Обратите внимание, не различается ли у потомства знаки в зависимости от пола.

6. Всем типу скрещивания свойственно свое специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет комфортно выписать эти формулы на обособленный лист и применять их при решении задач.

7. Сейчас, когда вы нашли расщепление, по тезису которого идет передача преемственных знаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

8. Запишите полученные данные в результат.

Постижение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется немыслимо трудным. Но, зная алгорифм решения, вы легко совладаете с ними.

Инструкция

1. Дозволено выделить два основных типа генетических задач. В первом типе задач вестимы генотипы родителей. Определить нужно генотипы потомков. Вначале определите, какой аллель является доминантным. Обнаружьте рецессивный аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все допустимые типы гамет. Объедините гаметы. Определите расщепление.

2. В задачах второго типа все напротив. Тут знаменито расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Обнаружьте так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой — рецессивным. Определите допустимые типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

3. Дабы решить задачу верно, прочтите её наблюдательно и проанализируйте условие. Дабы определить тип задачи, узнаете, сколько пар знаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют становление знаков. Значимо узнать, гомозиготные либо гетерозиготные организмы скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, само­стоятельно либо сцеплено наследуются гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

4. Приступите к решению задачи. Сделайте короткую запись данные. Запишите генотип либо фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и подметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы либо фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте итоги, запишите их в численном соотношении. Напишите результат.

5. Помните, что всему типу скрещивания соответствует специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные дозволено обнаружить в учебниках либо других пособиях. Выпишите все формулы на обособленный лист и удерживаете его неизменно под рукой. Также вы можете воспользоваться особыми таблицами для решения задач по генетике.

Со вкусом оформленный школьный кабинет повышает ярус интереса учащихся к постигаемому предмету, создает комфортабельную учебную атмосферу. Как оформить кабинет биологии таким образом, дабы учащиеся с удовольствием приходили в него на уроки, а учителю было удобно преподавать в этом помещении?

Инструкция

1. Оформите тематические стенды на одной из боковых стен кабинета. Они могут носить наименования: «Эволюция Земли», «Строение клетки», «Сбережем для потомков и т.п. Некоторые стенды могут быть снабжены сменными панелями. Сделайте стенд с работами учащихся: докладами, докладами, рисунками, увлекательными фотографиями природы и т.п. Используйте переносной стенд с дополнительной письменностью по предмету с целью возрастания интереса учащихся к биологии.

2. Используйте в оформлении кабинета биологии портреты знаменитых ученых: Ч.Дарвина, К.А.Тимирязева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других.

3. Установите в кабинете телевизор с DVD-проигрывателем и учебными дисками, дабы учащиеся сумели глядеть познавательные тематические фильмы.

4. Украсьте кабинет биологии живой растительностью: это могут быть комнатные цветы, цитрусовые и пальмы, выращенные в кадках. Класснее выбирать такие растения для украшения класса, которые сумеют быть использованы в качестве демонстрационного материала на уроках.

5. Сделайте живой уголок в кабинете биологии: поместите в нем аквариум с рыбками, поселите хомячков либо черепаху; дозволено ограничиться и одним аквариумом.

6. Бережете наглядные пособия, используемые как средства обучения на уроках биологии (коллекции, гербарии, модели, и т.д.) на полках шкафов либо на отдельных подвесных полочках. Таблицы и особенно хрупкие и дорогие материалы (приборы, модели, сырые препараты и т.п.) класснее беречь в закрытых тумбочках.

7. Выберите всеобщее цветовое решение кабинета в соответствии с естественными природными красками. Скажем, стены и шторы дозволено сделать в разных оттенках зеленого цвета, панели окрасить в бежевый цвет, тот, что будет перекликаться с цветом мебели.

8. Нарисуйте на потолке кабинета природный орнамент с огромными разноцветными кругами (скажем, цветы), тот, что дозволено будет применять во время физкультминуток для тренировки глаз.

Полезный совет Поощряйте учащихся, тяготящихся украсить кабинет биологии своими поделками, рисунками и т.п., развивайте у них чувство вкуса и любви к природе.

Г. Мендель в своих генетических навыках применял гибридологический способ. Он скрещивал растения гороха, отличающиеся по одному либо нескольким знакам. После этого ученый анализировал нрав проявления знаков у потомства.

Инструкция

1. Чистые линии – это сорта растений, имеющих определенный непрерывный знак, скажем, желтый либо зеленый цвет семян. Моногибридное скрещивание – скрещивание 2-х чистых линий растений, отличающихся только по одному знаку. При дигибридном скрещивании берутся особи, у которых рассматривают различия по двум знакам.

2. Пускай, скажем, имеется чистая линия гороха с желтыми гладкими семенами, и линия с зелеными и морщинистыми. Знаки определяются парами генов, при этом одна пара генов кодирует цвет семян, иная – их форму. Желтая окраска и гладкая форма – доминантные гены, зеленая окраска и морщинистость семян – рецессивные.

3. В первом поколении все семена гороха будут желтыми и гладкими, по закону единообразия гибридов первого поколения. Тут отслеживается явление полного доминирования: проявляются только доминантные гены, а рецессивные подавляются.

4. Для последующего решения задачи на дигибридное скрещивание нужно заполнить решетку Пеннета. Растения первого поколения F1, сливаясь между собой, дадут четыре вида гамет: AB, Ab, aB и ab. Начертите каркас прямоугольной таблицы размерностью четыре на четыре. Сверху над столбцами обозначьте гаметы. Подобно распишите гаметы слева от строк. Это напоминает игру в морской бой.

5. Все допустимые сочетания этих четырех видов гамет дадут во втором поколении 9 разных генотипов: AABB, AaBB, AABb, AaBb, aaBB, AAbb, aaBb, Aabb, aabb. Но отслеживаться будут только четыре фенотипа: желтые – гладкие, желтые – морщинистые, зеленые – гладкие, зеленые – морщинистые. Соотношение отслеживаемых фенотипов 9:3:3:1.

6. Если отдельно разглядеть пропорции между желтыми и зелеными горошинами, они будут составлять 3:1, как и в случае с моногибридным скрещивание м. То же самое относится и к гладкости либо морщинистости семян.

7. Выходит, правило расщепления выполняется для моно- и дигибридного скрещивания идентично. Следственно дозволено сделать итог о том, что гены и закодированные ими знаки при дигибридном скрещивании наследуются само­стоятельно друг от друга. Закон самостоятельного наследования знаков объективен только тогда, когда гены расположены в различных негомологичных хромосомах.

Обратите внимание! Полное доминирование отслеживается не неизменно. Существует еще несколько видов: неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.

Генетической информацией именуется программа свойств живого организма, заложенная в виде генетического кода в преемственных конструкциях (молекулах ДНК). Догадка о том, что сходственная информация записана на молекулярном ярусе, впервой была сформулирована выдающимся отечественным биологом Н. К. Кольцовым еще в 20-х годах 20 столетия.

Инструкция

1. Примерно каждая генетическая информация находится в ядрах клеток живого организма, за нее несут ответственность макромолекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), входящие в конструкции хромосом. В человеческом организме находится больше 2-х метров ДНК. В них при помощи особого генетического кода зашифрована информация о строении белков, о структуре и функции клеток, о знаках всякой клетки и, в совокупности, каждого организма.

2. ДНК программирует конструкцию органических соединений, управляет синтезом и расщеплением. Эта информация предается при репликации (удвоении) ДНК. Система ее записи в молекуле представлена генетическим кодом – информацией о строении молекулы полипептида (типах аминокислот, числе и последовательности их расположения). В одном гене находятся данные об одной полипептидной цепочке. Молекулы ДНК по сути — это матрицы для синтеза белков, вся из них содержит уйма различных генов, которые человек получает от родителей.

3. Ученые установили, что все клетки одного организма содержат идентичный комплект генов. Выполнения разными клетками различных функций обусловлено тем, что, в них реализуется не каждая преемственная информация, а только надобные участки — гены. Сходственный процесс выполняется во время синтеза белковых молекул при помощи 3 РНК: рибосомальной (рРНК), информационной (иРНК), транспортной (тРНК). Передача информации идет по каналу прямой связи (ДНК — РНК — белок) и по каналу обратной связи (внешняя среда — белок — ДНК).

4. Живые организмы могут получить, сберечь и передать информацию, применяя ее максимально результативно. Заложенные в генах данные передаются от индивида его потомкам. Эта информация применяется для становления и размножения, определяет направление становления организма. В процессе взаимодействий индивида с окружающей средой реакция на ее может искажаться, в итоге обеспечивается эволюция становления потомков. При этом клетками «запоминается» новая информация.

5. При реализации преемственной программы формируется фенотип организма данного биологического вида в определенных условиях внешней среды, определяется морфологическое строение, становление, рост, метаболизм, психический склад, предрасположенность к болезням, преемственные изъяны организма. Многие ученые подчеркивали существенную роль сходственной информации в эволюции и подмечали это обстоятельство как один из основных критериев жизни.

Видео по теме

jprosto.ru

Задачи по генетике для 10класса

Задачи по генетике

1. Моногибридное скрещивание

1.1    . У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) (А) доминирует над геном рогатости (а). Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?

1.2.    У людей светлые волосы и голубые глаза – признаки рецессивные. Определите генотипы родителей и детей, если:        а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые.        б) у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 детей голубоглазые.

1.3.  Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка мыши дала 20 чёрных и 17 коричневых потомков, а другая – 33 чёрных. Каковы генотипы родителей и потомков?

1.4.  У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?

1.5.    У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Сколько различных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары? Сколько фенотипов? какова вероятность рождения детей с нормальным зрением?

1.6.    У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько типов гамет может образоваться у собак со стоячими ушами?

1.7.    Женщина с рыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц.

1.8.    Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой карие глаза, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц.

1.9.    У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой. Каким будет потомство первого и второго поколений от скрещивания гомозиготной белой и жёлтой тыкв? Каковы результаты скрещивания одного из растений первого поколения с жёлтой формой?

2. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

2.1. У редиса круглая форма корнеплодов доминирует над длинной. При  скрещивании круглого редиса с длинным получаются овальные корнеплоды. От скрещивания между собой растений с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами. Определите их генотипы. Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными с растением с круглыми корнеплодами?

2.2. У кур чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур  скрестить с белыми петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение.

2.3. Потомство лошадей белой и гнедой (бурой) мастей всегда имеет светлую золотисто – рыжую окраску. У двух золотисто – рыжих лошадей появились жеребята: белый и гнедой. Определите генотипы упомянутых животных.

3. Дигибридное скрещивание

3.1.     У кроликов серая окраска шерсти доминирует над белой, а гладкая шерсть – над мохнатой. При скрещивании серых мохнатых кроликов с белыми гладкими в потомстве произошло расщепление 50% на 50%. Каковы генотипы исходных форм?

3.2.         Известно. что у кур простой (листовидный) гребень (а) рецессивен по отношению к розовидному (А), а оперённые ноги (В) доминирует над голыми (в). Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Какая часть потомства унаследует оба признака матери?

3.3.    У кошек сиамской породы короткая шерсть (А) доминирует над длинной шерстью у персидской кошки (а), а чёрная окраска шерсти (В) персов доминантна по отношению к палевой окраске (в) сиамской породы. Скрестили сиамских кошек с персидскими. После скрещивания полученных гибридов между собой во втором поколении получили 48 котят. У сиамских кошек в роду животные с длинной шерстью не встречались, а у персидских котов в родословной не было палевой окраски.1) Сколько типов гамет у кошек сиамской породы?2) Сколько разных генотипов во втором поколении?3) Сколько разных фенотипов во втором поколении?4) Сколько котят во втором поколении похожи на сиамских кошек?Сколько из них похожи на персидских?

3.4.    У кур хохлатость (А) – доминантный признак, а чёрная окраска оперения (В) доминирует над  бурой. Скрещивали гетерозиготную чёрную курицу без хохла с гетерозиготным бурым хохлатым      петухом и получили 24 цыплёнка.1)    сколько типов гамет образуется у курицы?2)    сколько типов гамет образуется у петуха?3)    сколько будет хохлатых чёрных цыплят?4)    сколько чёрных без хохла?

3.5.    У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой  характер хороший, а нос как у Бабы – Яги. В семье родился ребёнок без этих тревожных признаков.1)    сколько типов гамет образуется у мужчины?2)    сколько разных генотипов может быть у детей?3)    какова вероятность рождения в этой семье ребёнка, похожего на Бабу – Ягу по двум признакам (в %)?4)    какова вероятность рождения ребёнка с одним из этих признаков?

3.6.    У человека чёрный цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а наличие веснушек (В) над их отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с чёрными глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у неё были веснушки.1)    сколько типов гамет образуется у мужчины?2)    сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?3)    сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?4)    какова вероятность того, что ребёнок будет похож на мать?5)    какова вероятность того. что ребёнок будет похож на отца?

3.7.    У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам, получили 16 котят.1)    сколько котят будет с полосатым хвостом и длинными усами?2)    сколько разных генотипов будет у котят?

3.8.     Темноволосая (А) женщина с кудрявыми (В) волосами, гетерозиготная по первому типу гамет, вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Каковы вероятные генотипы детей?

3.9.      Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку. Каковы вероятные генотипы детей?

3.10.Муж и жена имеют тёмные кудрявые волосы. У них родился ребёнок с кудрявыми светлыми волосами. Каковы генотипы родителей?

3.11. Женщина со светлыми прямыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные вьющиеся волосы. Каковы генотипы родителей? Каковы могут быть генотипы и фенотипы  родителей?

3.12. У матери густые брови (А) и гладкий подбородок (в), а у отца обычные брови (а) и ямка на подбородке (В). У сына густые брови и ямка на подбородке. а дочь похожа на мать.1)    каковы генотипы отца? матери?2)     сына? дочери?

3.13.    У динозавров синяя чешуя (А) доминирует над зелёной (а), а кривые клыки (В) – над прямыми (в). Скрестили гомозиготного синего динозавра с кривыми клыками, гетерозиготного по второму признаку, с зелёным, у которого клыки прямые.1)    сколько разных генотипов в первом поколении?2)    сколько фенотипов?

3.14.    У дыни корка может быть зелёной (А) или полосатой (а), а форма плода – круглой (В) или длинной (в). Скрестили гомозиготное растение с зелёными длинными плодами с гомозиготным, имеющим полосатые круглые плоды. каковы генотипы гибридов первого поколения?

3.15.    При скрещивании гомозиготных растений арбуза (одно с длинными зелёными плодами, другое – с круглыми полосатыми) получены растения с круглыми зелёными плодами. Каким будет  потомство от анализирующего скрещивания их с формой, гомозиготной по рецессивным  признакам?

4. Сцепленное с полом наследование

4.1.Известно, что ген гемофилии (несвёртываемости крови) – рецессивный, локализованный в Х – хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец страдал гемофилией, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства  можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

4.2. Дети отца – гемофилика и здоровой матери вступают в брак со здоровыми людьми. Какова вероятность появления гемофилии у внуков?

4.3.    Гены а и а, участвующие в определении окраски кошек. локализованы в Х – хромосоме. Ген А обуславливает рыжую окраску, ген а – чёрную, гетерозиготы Аа имеют пёструю («черепаховую») окраску. У пёстрой кошки от чёрного кота 4 котёнка (2 из них женского пола), какой они масти?

5. Группы крови

5.1 Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у обоих родителей:      а) I группа,   б) II группа,   в) III группа,   г) IV группа.

5.2. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовём их условно Х и У). Родители одного из них имеют I и IV группы крови, второго – I и III . лабораторный анализ крови показал, что  у У – I, а у Х  - II группа крови. Определите, кто чей сын.

5.3. В другом родильном доме перепутали двух девочек (α и β). Родители одной из них имеют II и IV   группы крови, а родители второй I и II. лабораторный анализ показал, что у α – I группа крови, а у β  - II. определите, кто чья дочь.

5.4. У человека свободная мочка уха (F) доминирует над сросшейся (f), ген S детерминирует формирование нормальной молекулы гемоглобина, ген s обусловливает аномальную структуру гемоглобина, что приводит к развитию серповидноклеточной анемии (S не полностью доминирует над s). а) Определите генотипы людей: 1. Здоровая женщина со сросшейся мочкой уха, в крови которой обнаружены клетки серповидноклеточной анемии. 2. Человек со свободной мочкой уха, у матери которого тоже была свободная мочка, а у отца - сросшаяся, имеет в крови серповидные клетки. б) Эти мужчина и женщина создали семью. Определите возможные фенотипы их детей и вероятность для каждого фенотипа. II. При скрещивании красноцветкового растения дурмана с гладкими семенными коробочками с белоцветковым с колючими семенными коробочками получили 300 красноцветковых растений с колючими семенными коробочками и 278 красноцветковых растений с гладкими семенными коробочками. Если скрестить между собой потомков первого поколения, то сколько процентов растений будут иметь красные цветки и колючие семенные коробочки?

www.metod-kopilka.ru

Задачи по генетике 9-10 класс

Вариант 1.

  1. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго – I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» – I, а у «X» – II группа крови. Определите, кто чей сын?

  2. Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет здоровым?

  3. У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с X-хромосомой. Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:

а) отец – гемофилик, а мать – здорова;

б) отец – гемофилик, а мать – носительница?

  1. Какое получится по генотипу и фенотипу потомство, если скрестить розовоплодную (гибридную) землянику с красноплодной? С белоплодной? (красные плоды – доминантный признак)

  2. Рыжая окраска у лисиц – доминантный признак, а черно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родились 7 рыжих лисят, а у второй – 2 рыжих и 3 черно-бурых. Каковы генотипы всех родителей?

Вариант 2.

  1. Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

  2. Скрещивание между собой двух морских свинок, отличающихся вихрастой шерстью, дало 18 вихрастых и 5 гладких потомков. Какая часть вихрастых свинок гомозиготна по этому признаку? (ген вихрастости доминантный)

  3. У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода. Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии. Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

  4. Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивный ген (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови. У-хромосома аллельного гена не имеет. Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемофилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров.

  5. Основным признаком одной из пород собак является черная окраска шерсти. Как определить, что собака, которую вам пытаются продать, является чистопородной?

Вариант 3.

  1. Если мать имеет группу крови 0, а ребенок – группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

  2. Растение высокого роста подвергли опылению с гомозиготным организмом, имеющим нормальный рост стебля. В потомстве было получено 20 растений нормального роста и 10 растений высокого роста. Какому расщеплению соответствует данное скрещивание – 3:1 или 1:1?

  3. Известно, что мягкие зубы— доминантный ген, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с твердыми зубами обманов вступила в брак с мягкозубым мужчиной. Какова вероятность того, что их первый ребенок всю жизнь будет есть только жидкую пищу?

  4. Если у человека ген, определяющий 3 ноздри, неполно домини­рует над геном, определяющим одну ноздрю, то сколько нозд­рей может быть у детей в семье, где у родителей по 2 ноздри?

  5. Животное Жаборыл имеет очень характерные кремниевые выросты на носу, наследуемые как рецессивный признак. В стаде Жаборылов, обитающих на планете Дюна №1-бис обнаружены детеныши с выростами и без выростов на носу. Определите генотип единственного самца Жаборыла, если известно, что кремниевые выросты у него на носу отсутствуют.

Вариант 4.

  1. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей I и III группы крови;

  2. У Саши и Паши глаза серые, а у их сестры Маши глаза зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей. Составить схему скрещивания.

  3. У Колли Безбашенной хамство доминирует над приличием. Хамка Колли вышла замуж за приличного Безволли Тихого. Какова вероятность рождения в этой семье детей, на которых не будут постоянно жаловаться соседские бабушки, если известно, что ген хамства сцеплен с Х-хромосомой?

  4. Бежевая норка скрещена с серой. В первом поколении все норки коричневые, а во втором поколении – 7 серых, 15 коричневых и 8 бежевых. Как наследуется признак? Определите генотипы родителей и потомства.

  5. В семье сумчатых микроцефалов у квадратноголовой самки и треугольноголового самца родились 13 квадратноголовых и 18 треугольноголовых детенышей. Определите генотип самки, если известно, что треугольная форма головы наследуется как рецессивный признак.

Вариант 5.

  1. В семье четверо детей. Двое имеют II и IV группы крови, а двое – II и III. Определите вероятность рождения в этой семье ребенка с I группой крови.

  2. Сцепленный с полом ген В, локализованный в Х-хромосоме, у канареек определяет зеленую ок­раску оперения, в — коричневую. Зеленого самца скрестили с коричневой самкой. Получено потомство: 2 коричневых самца и 2 зеленые самки. Каковы генотипы родителей?

  3. У альдебаранского ноздрохвоста аллель, определяющий 3 ноз­дри, неполно доминирует над аллелем, определяющим одну ноздрю. Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по 2 ноздри?

  4. У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминан­тный. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка. У них родился волосатый Колобочек и лысая Колобочка. Колобочка выкатилась замуж за волосатого Колоб­ка. Какова вероятность того, что у них родится лысый Коло­бочек?

  5. У куздриков серебристый мех доминирует над черным. Контрабандист Бездельный тайно вывез из страны самок куздриков с серебристым мехом. Самца какого цвета необходимо вывезти из страны, чтобы быть уверенным, что все детеныши куздриков будут серебристыми?

Вариант 6.

  1. На ребенка, имеющего IV группу крови, претендуют две пары родителей. У одной из пар отец имеет II группу крови, а мать – III, у другой отец – I группу, а мать – АВ. Претензия какой пары родителей не обоснована?

  2. У человека способность владеть левой рукой рецессивна по отношению к праворукости. От брака мужчины-правши с женщиной-левшой родился ребенок-левша. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка-правши (%)?

  3. Известно, что ген, ответственный за отсутствие слуха — до­минантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме. От брака Мерзина Ненсона (имеет слух) и Крисциллы Агролейро (нет слуха) рождается Бреднни Сперлс (есть слух). Может ли данная семья быть уверенной, что и остальные дети будут иметь слух?

  4. Хронический запор — заболевание, вызванное образованием клапанов на прямой кишке. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается удлинение акта дефекации, что видно по сильно выпученным глазам. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из родителей имел выпученные глаза, а второй ходил в туалет раз в год.

  5. Гладкая шерсть у собак доминирует над лохматой. В питомнике от гладкой Собаки получили 3 гладких и 4 лохматых щенков. Определите генотип Собаки.

Вариант 7.

  1. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей II группа крови.

  2. У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской (длинной). Короткошерстная кошка при скрещивании с ангорским котом принесла 6 короткошерстных и 2 ангорских котят. Определите генотипы родительских форм.

  3. У норок серый цвет шерсти наследуется как доминантный признак, а черный – как рецессивный. От скрещивания черной и серой норок получили в потомстве 3 черных, 7 – кохинуровых (серых с черным крестом на спине) и 4 серых. Определите генотипы родителей и потомства.

  4. Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами у родителей, имеющих темные зубы?

  5. Определите чистоту породы длинношерстной ангорской кошки, если известно, что у нее родилось 3 длинношерстных и 2 короткошерстных котенка. (Ген длинношерстности – доминантный)

Вариант 8.

  1. У матери – I группа крови, у ребенка – II, у мужа – I, у друга семьи - IV. Можно ли установить истинное отцовство?

  2. Шестиносая женщина, родители которой имели один нос, вступает в брак с одноносым мужчиной, у матери которого 6 носов, а у отца 1. Единственный ребенок в семье шестиносый. Какова вероятность появления в семье еще одного шестиносого ребенка, если одноносость доминирует?

  3. У Чебурашек волосатая грудь – рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме.Чебурашка с голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, вышла замуж за Чебурана с волосатой грудью. Какова вероятность рождения в этой семье Чебурят с волосатой грудью?

  4. На планете Северное сияние живут нерполы. При насильственном скрещивании нерполы с двумя извилинами с нерполой, не имеющей извилин, получили в потомстве 50% нерполят с одной извилиной. Определите генотип всех особей, если отсутствие извилин наследуется как рецессивный признак.

  5. Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания

Вариант 9.

  1. У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

  2. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определите генотипы родителей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

  3. От брака здорового мужчины и женщины, страдающей рахитом, родилась здоровая девочка. Может ли данная семья быть уверенной в том, что и последующие дети будут здоровыми, если известно, что ген, ответственный за развитие болезни – доминантный и локализован в Х-хромосоме?

  4. Потомство лошадей белой и гнедой (бурой) мастей всегда имеет светлую золотисто – рыжую окраску. У двух золотисто – рыжих лошадей появились жеребята: белый и гнедой. Определите генотипы упомянутых животных.

  5. Конезаводчик князь Голицын разводит вороных лошадей, их у него много, но генотип неизвестен. Однажды князь выиграл в карты чистопородного светло-серого коня и скрестил его с одной из своих лошадей и получил светло-серого жеребенка. Была ли чистопородной лошадь князя, если известно, что ген светло-серой окраски рецессивен?

Вариант 10.

  1. Подлец поручик Ржевский решил подменить ребенка графине Наталье Р., чтобы отказаться от отцовства и промотать все деньги, сэкономленные на алиментах. Частные детективы выяснили не только то, что у Натальи – II группа крови, но и то, что у ее матери – I группа. Сам поручик является почетным донором и отлично знает, что у него кровь редкой IV группы. Ребенка с какой группой крови должен подобрать поручик Ржевский, чтобы присяжные не признали его отцовство?

  2. Безмозглая женщина, отец и мать которой также были без­мозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родил­ся ребенок, имеющий мозг. Предложите не менее 2-х вариан­тов наследования данного признака.

  3. У подкустовного выползня чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых выползней скрестить с белыми? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение.

  4. Гены а и А, участвующие в определении окраски кошек, локализованы в Х – хромосоме. Ген А обуславливает рыжую окраску, ген а – чёрную, гетерозиготы Аа имеют пёструю («черепаховую») окраску. У пёстрой кошки от чёрного кота 4 котёнка (2 из них женского пола), какой они масти?

  5. Владелец зоопарка, в котором были 2 тигрицы с нормальной (поперечной) окраской и 1 тигрица – с продольной окраской, приобрел тигра с нормальной (поперечной) окраской. Определите генотип тигра, если известно, что все тигрята, родившиеся в зоопарке, имеют поперечную окраску.

Вариант 11.

  1. В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

  2. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет. Ген данного признака расположен в аутосоме. Проанализировать генотипы потомства и родителей.

  3. У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с мелко вьющимися волосами?

  4. Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с подобной аномалией?

  5. Мех «платиновой» норки стоит во много раз дороже, чем мех обычной, но может резко снизиться в цене, когда мода изменится. Как нужно вести скрещивание, чтобы в кратчайший срок получить максимальное количество «платиновых» потомков? Ген «платиновости» рецессивный.

Вариант 12.

  1. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей III группа крови.

  2. Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра - голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребенок?

  3. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?

  4. У плодовой мухи дрозофилы белоглазость наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Какое потомство получится, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

  5. У морских свинок мохнатая шерсть доминирует над гладкой. Определите генотип самки морской свинки, если известно, что в потомстве имеютс я детеныши только с мохнатой шерстью

Вариант 13.

  1. Если мать имеет IV группу крови, а отец – III, то какие группы не могут быть у их детей?

  2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния.

У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?

  1. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?

  2. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

  3. У трескунов ген агрессивности доминирует над геном пассивности. Можно ли будет спокойно брать на руки гибридных трескунов, полученных от скрещивания агрессивной самки и пассивного самца, если ген пассивности локализован в Х-хромосоме?

multiurok.ru

Как решать задачи по генетике?

В общий курс биологии в школе входят разделы по генетике и молекулярной биологии. Оба раздела достаточны сложные для понимания учащихся. И для того, чтобы улучшить усвоение данного материала, прибегают к помощи решения задач. Такое решение задач по биологии, генетика предполагает использование методических приемов, а именно: необходимо внимательно изучить условие задачи, определить ее тип и записать схему скрещивания.

Решение задач по генетике

Рассмотрим, как решать задачи по генетике. Во время решения задач, у школьников развивается логическое мышление они, более глубоко начинают понимать материал по изучаемой теме. Существуют общепринятые обозначения, которые используют при решении задач:

  • Буква Р. Ее применяют, чтобы обозначит родителей;
  • Потомки первого поколения – F1, второго поколения – F2 и т.д.;
  • Скрещивание - х;
  • Для обозначения ген, которые проявляют доминантные признаки, используют буквы - А, В, С и т.д.;
  • Для обозначения ген, которые проявляют рецессивные признаки, используют буквы - а, b, с и т.д.

В схемах скрещивания с левой стороны записывается генотип матери, а справа – генотип отца. Если решать задачи по генетике, моногибридное скрещивание в записи будет выглядеть так: АА х аа.

Дигибридное скрещивание

Все живые организмы по разным признакам и генам могут отличаться друг от друга. Для того чтобы сделать анализ наследования нескольких признаков, каждая пара требует изучения ее наследования по отдельности, а потом уже сопоставить и все наблюдения объединить. Если родительские формы имеют две пары разных признаков, то такое скрещивание называется дигибридным.

Например, задачи по генетике дигибридное скрещивание будут выглядеть так: в семье, где мать и отец правши, у обоих карие глаза - родились разнояйцовые близнецы. Один из них левша с карими глазами, другой – правша и у него голубые глаза. Это свидетельствует о том, что

elhow.ru