Как Церковь относится к богатству? Отвечает Управделами УПЦ. Как церковь относится


отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, грех или нет

Астрология существует уже не одну тысячу лет. В мире язычества были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодилера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке. Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Что Библия говорит об астрологии

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

molitva-info.ru

Как Церковь относится к понятию "порча" - Храм

Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость», «приражение». В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.

Не будем отрицать реальности действия в нашем падшем мире демонических сил: для этого надо быть попросту неверующим человеком. Кроме того, есть люди, которые благодаря своим душевным качествам, намерениям, устремлениям становятся своеобразными проводниками этих сил.

В Библии сказано, что в конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12).

Одержимость постигает человека неслучайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7).

Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию – занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям».

Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние:

«верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3).

Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий – высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.

Чаще всего истории о порче и сглазе можно слышать от людей, или далеких от Церкви, или ходящих в храм несколько раз в год (а то и реже), для того, чтобы поставить свечку или взять святой воды. Это люди, как правило, в большей степени верующие в то, что «что-то есть». И это «что-то» носит для них настолько неопределенный характер, что если в смертоносную силу зла они поверить способны, то в благость и милость Божию, как и в то, что помимо воли Господней ничего и ни с кем произойти не может, верить им гораздо трудней.Они говорят о своей беде, своих переживаниях и ждут помощи от священника. Им кажется, что он может сделать что-то, что избавит их от воздействия чужого, «недоброго глаза». Помолиться, что-то такое отслужить, возможно — возложить руки на голову, дать испить какой-то «особенной» освященной воды или произнести не менее особенные слова.

Однако священник может и должен сделать прежде всего одну лишь вещь: спросить, как и чем живут пришедшие к нему люди, какое место занимает в их жизни Бог. И тут выясняется, что человек на исповеди никогда не был и смысла в ней не видит никакого, потому что он живет, как все, ничего плохого не делает, и, кроме того, считает:«зачем вообще это посредничество, неужели нельзя самостоятельно, напрямую, общаться с Богом?»Он бы и вовсе к священнику не обращался, просто подумал: вдруг тот знает что-то о том, как быть, если тебя «сглазили»?

Слово «порча» неточно. Употребляя его, человек возлагает вину за постигшее приражение не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших.

 Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого человека отходит защищающая нас благодать Божия.

Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда мы по-христиански, с молитвой и благодарением Богу переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.

священник Афанасий Гумерови игумен Нектарий (Морозов)Православие.ru

Молитвы священномученикам Киприану и Иустине

Молитва первая

 

О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

 

О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

hram-kupina.ru

Как Церковь относится к охоте?

Здравствуйте батюшка. Хотел задать вопрос на который не могу найти однозначный ответ. Как Церковь относится к охоте ? Я понимаю, что лишение жизни Божьего создания не есть хорошо, но как относится тогда к разведению кур к примеру, их же все-равно приходится употреблять в пищу. Я не испытываю "жажды крови", азарта, не расстраиваюсь неудачной охоте, не особо радуюсь хорошей, не занимаюсь браконьерством, охочусь только в разрешенный период времени, не стреляю во все что шевелится, все что добуду - употребляю в пищу.. Мне нравится побродить по горам, лесам, отдохнуть от городской суеты так сказать, ну и если повезет, вечером, возле костра приготовить добытую дичь, если останется что-то, привезти домой и угостить родных. Я понимаю, что назвать это охотой ради пропитания нельзя т.к я могу купить мясо в магазине. Для меня охота - своеобразный отдых с возможностью разнообразить обеденный стол добытой дичью и общение с друзьями.

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ:

 

Изначально, человек был создан Богом, как вегетарианец: «И сказал Бог (Адаму): вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1.29 – 30). Однако, грехопадение Адама и Евы повредило чистоту и гармонию окружающего мира, следствием чего стало появление смерти, и тогда, после всемирного потопа, Бог благословил Ною, а в его лице, и всем его потомкам, вкушение мяса, а вместе с этим - и охоту на животных и птиц: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9. 2 – 3). Да, охота связана с пролитием крови животных, их страданиями и смертью, и это – ненормальность, это - следствие отпадения человека от Бога и расстройства порядка в мире. Апостол Павел пишет о животных: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,20 – 22). Как видно из приведённого текста, страдание и смерть всего живого, связаны с Адамовым грехом, и восстановление мироздания в его изначальном состоянии произойдёт лишь тогда, когда наступит «свобода славы детей Божиих», то есть, Второе пришествие Господа Иисуса Христа, а с ним – торжество жизни над смертью, достижение сынами Божьими – людьми, полноты уподобления Творцу. С момента падения Адама, мир и человек стали существовать противоестественным способом: вне обоживающей Благодати, и Бог утвердил, до времени, этот способ бытия. Поэтому, в нашем мире сейчас всё – не нормально. Ненормальна, но допустима в рамках земной истории человечества и охота, сопряженная с пролитием крови.

Православная Церковь не осуждает охоту, если она связана с необходимостью добычи пищи, одежды, или защиты от хищников. Греховной охота становится лишь в следующих случаях. Если Вы:

1. Занимаетесь браконьерством.

2. Охотитесь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради времяпровождения, и убийство животных совершаете из удовольствия кровопролития, а пойманную дичь выбрасываете (бывает и такое).

3. Ради охоты оставляете храм, и не посещаете богослужения.

4. Пьянствуете на охоте,

Тогда охота превращается в душепагубное занятие.

Если же охота для Вас - отдых и, одновременно, средство разнообразить стол, тогда это - допустимо, главное, чтобы она не переросла в страсть пролития крови, ради крови.

pravoslavie.kg

Как Церковь относится к развлечениям?

Развлечение

Как Церковь относится к развлечениям?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему Церковь подозрительно относится к развлечениям, ведь они приносят человеку радость? Что есть истинная радость? Каковы причины истинной, настоящей радости? И в чем разница между радостью и развлечением?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Что должно быть причиной радости? До сих пор я считал, что уже сама жизнь — достаточный повод для радости. Если человек, чтобы почувствовать радость, вынужден разгонять себя допингом (пиво, дискотеки, девочки, кино, вечеринки), то не свидетельствует ли это о том, что он (человек) разучился радоваться жизни самой по себе и стремится компенсировать это с помощью развлечений? Поэтому давайте договоримся о терминах: развлечение (расколбас, кайф) — это одно, радость — это другое.

Развлечение — суррогат, заменитель радости. Он как-то заполняет пустоту внутри человека, но не насыщает его. Самые успешные, самые богатые люди, в распоряжении которых масса развлечений и «радостей», неизбежно, пресытившись, разочаровываются в них, а заодно и в самой жизни, впадают в затяжные депрессии, становятся постоянными клиентами психиатров, а то и более радикально сводят счеты с жизнью, как будто смерть может решить все проблемы. Такие случаи не так уж редки. Это что — плоды радости?

Блез Паскаль, великий ученый, сравнивал жизнь человека с движением к пропасти. Человек знает, что впереди его ждет неизбежная смерть, к которой он неумолимо приближается, как к пропасти. Однако, приближаясь к ней, он держит перед собой и постоянно меняет различные картинки, чтобы создавалось впечатление, что все хорошо. Человек боится оторваться от развлечений, боится остаться один на один с мыслью о неизбежности смерти. Так что в основе тяги к развлечениям лежит страх (какая уж тут радость!) перед реальностью.

протоиерей Александр ЛебедевНастоящая же радость рождается в человеке от приближения к Богу, потому что Он — источник всякой радости. Эту радость можно ощутить, совершая искренний бескорыстный поступок, от всего сердца отдавая что-то свое другому, примиряясь с человеком, прощая обиду. Все это приближает нас к Богу. Эту радость можно ощутить в молитве, в благодарности Богу, в примирении с Ним в исповеди, в искреннем служении Ему и, наконец, в Таинстве Святого Причастия. Ко всему этому призывает Церковь каждого человека.

Такой опыт радости (в разной мере и степени) имеет, за очень редким исключением, каждый церковный человек. Именно опытное знание того, что в Церкви возможна настоящая радость, дает решимость и силы исполнять довольно нелегкие церковные предписания.

Люди со стороны со страхом смотрят на «все эти посты, молитвы, службы», считая исполнение их чем-то недостижимым. Церковные же люди знают, что за всем этим стоит и со всем этим связана радость, поэтому и церковная жизнь им не в тягость.

Вот и получается, что «пиво, девочки» — лишь видимость радости, за которой скрывается разочарование, страх и пустота. И аналогично: жизнь Церкви лишь с виду трудна и скучна, на самом деле за этим скрывается радость настолько глубокая, что Спаситель сказал однажды об этом состоянии человека: «Радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин. 11, 22). Так что Церковь подозрительно относится к развлечениям потому, что они лишают человека возможности испытать настоящую радость».

Окончание

 Предлагаем также другой материал по данной теме:

Можно ли играть в карты?

Давайте выпьем – документальный фильм

Окончание

 << На главную страницу             Вопросы священнику >>

Похожий материал:

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

semyaivera.ru

Как Церковь относится к богатству? Отвечает Управделами УПЦ

Не каждому богатство по плечу - считает митрополит Антоний (Паканич). 

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

 

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель?  В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

 

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

 

— Можно ли тогда считать, что для кого-то бедность является полезной?

— Святитель Василий Великий так и пишет: бедные существуют для богатых, чтобы спаслись богатые. Человек спасается творением добрых дел. Кто-то рождается в богатой семье, а кто-то собственными усилиями, трудом и талантами приобретает свое богатство. Для чего Господь дает такие таланты? Для того чтобы человек мог поделиться с тем, кто таких талантов не имеет, кто менее материально успешен в жизни. Через такую помощь, через восполнение недостатка ближнего можно спасти свою душу для вечности.

 

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Безусловно, ключевым моментом являются наше желание и наши волевые действия. То, что у нас есть, мы можем или использовать только для личных целей, или же поделиться с тем, кто в этом нуждается, а таких людей вокруг нас — немало.

 

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5–6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

 

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

 

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33–34).

 

pravlife.org

Как Православие относится к понятию «биополя»?

Здравствуйте! В СМИ, в интернете, иногда приходится слышать такой термин, как биополе. Там говорят, что биополе, энергетическая оболочка человека, выполняющая защитную функцию. Как относится к данному термину православие? Существует ли вообще биополе?

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ:

 

Такие понятия, как: биополе, энергетическая, или астральная оболочка, и прочее, -  термины из области оккультного, пантеистического мировоззрения, предполагающего, что Бог – вовсе не Личностное, Трансцендентное, по отношению к материальному миру, Существо, а некая безликая энергия, разлитая в космосе, либо, циркулирующая внутри человеческого тела (биополе). При этом, задачей человека является «подпитываться» энергией космоса, либо восстанавливать и улучшать её токи внутри собственного организма, к примеру, для лечения от болезней (на чем основана биоэнерготерапия).

Существование биополя не подтверждает традиционная академическая наука.  Приведу выдержку из статьи А. С. БАЗЯНА, доктора биологических наук, заведующего лабораторией нейрохимических механизмов обучения и памяти Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва):

 

«Вообще, к публикациям во всевозможных популярных изданиях ученые относятся скептически. Они доверяют только статьям в журналах, которые проходят жесткую рецензию специалистов. Но даже такие сообщения не берутся на веру, а проверяются и перепроверяются.

Что же касается известного по некоторым публикациям «эффекта Кирлиан», т.е. фиксирования излучения от кончиков пальцев, а также так называемой ауры (определяемой как невидимое свечение живых тел) — все это совершенно не доказанные наукой и не относящиеся к научным разработкам плоды фантазии. Что такое «эффект Кирлиан»? Светочувствительную пластинку обрабатывают валиком, на который подается ток высокого напряжения и слабой силы. Между валиком и фотопластинкой помещают какой-нибудь предмет, к примеру, лист растения или палец человека. И там, где ток «пробивает» предмет, пластинка засвечивается. Таким образом, получается изображение, передающее форму предмета. А поскольку электрический пробой вызывает искру, то вокруг предмета появляются «лучики». Чистая физика, ничего мистического или «паранормального».

Может сложиться впечатление, что я просто такой «Фома неверующий», который никогда с этим не встречался и твердит: «Пока своими руками не пощупаю, не поверю». Щупал — врут. Среди целителей и экстрасенсов вообще очень много обманщиков, я с этим сталкивался несколько раз, когда сотрудники Роспатента просили меня дать отзыв на публикации, которые были представлены для получения патента.

У биологического тела множество различных выделений (СО2, влага, запахи и т.п.) и очень мало излучений. А работу нервной и мышечной систем людей и животных обеспечивает распространение по нервным и мышечным волокнам электрических импульсов с очень маленькими потенциалами (10-60 мВ). Естественно, это создает электромагнитное поле. Но оно настолько слабое, что не пробивает кожу и, значит, телом не излучается. Для того чтобы зарегистрировать этот нервный импульс, приходится его многократно усиливать с помощью различных приборов. И уж конечно, ни о каком электромагнитном излучении тела речи тут не идет.

Кроме того, есть еще один нюанс. Столь невысокая разность потенциалов на тонкой мембране нервного волокна обеспечивается очень высокой напряженностью электрического поля (более 1000 В/см). Напряженность естественного электрического поля у поверхности Земли намного меньше (около 1-3 В/см). Таким образом, система передачи сигналов в мозге, нервах и мышцах имеет высокую степень защиты от внешних электромагнитных воздействий, даже если они, как утверждают «экстрасенсы», очень сильные. Поэтому никакая передача энергии в виде электромагнитного излучения от целителя к пациенту невозможна. Иначе в потоке непрерывных электромагнитных воздействий мозг просто не смог бы работать.

Самое сильное излучение, которое свойственно человеческому телу — это тепло. Температуру тела, как известно, очень просто измерить термометром. Но есть и специальные приборы, которые регистрируют тепловое излучение человека на расстоянии. Например, тепловизор. Этот прибор делает тепловое излучение видимым, воспроизводя его на экране компьютера окрашенным в различные цвета, зависящие от интенсивности тепла. В течение нескольких лет специалисты пытались приспособить тепловизор к диагностике различных заболеваний. Но успеха не добились — слишком уж обобщающий показатель». https://foma.ru/aura-ili-nimb.html

 

Что же касается изображения на иконах святых нимба, это – вовсе не биополе, а сияние обожевающей человека благодати Святого Духа – нетварной Божественной энергии. Принципиальная разница благодати по сравнению с оккультным понятием «биополя», может быть выражена в двух моментах:

1. В оккультном мировоззрении, Бог – безликая космическая энергия. В Христианстве – Разумный, Личностный Творец мира.

2. В оккультизме, для приобщения к энергии космоса, нужны лишь технические навыки: медитация, ритуалы. В Христианстве – нравственное преображение, выражающееся в победе над страстями и уподоблении Богу в любви и смирении.

 

Теперь можно подвести итоги: поскольку термин «биополе» - оккультного происхождения, и само это понятие традиционной наукой отрицается, Православная Церковь также, не признаёт наличие у человека биополя, и, соответственно, возможностей каких-либо манипуляций с ним.

pravoslavie.kg

Как Церковь относится к средствам контрацепции?

В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой целью взаимоотношений мужа и жены является продолжение рода. И использование контрацепции расценивается многими священниками как прямое нарушение Божьей заповеди плодиться и размножаться. В принципе, такой подход не противоречит библейской традиции, но если попытаться вникнуть в суть учения Церкви, то можно увидеть, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Отношение к контрацепции нужно рассматривать в ином ключе. Физическая близость играет важную роль в жизни супругов, и лишать их радости телесного общения церковная традиция не советует. Наоборот, апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Коринф. 7: 5).

Важно помнить, что Бог есть Любовь. И весь акт божественного творения пропитан ею. Господь творит мир, потому что любит его. Более того, эту великую способность любить Он даровал и нам с вами. Именно поэтому человеческие отношения, а особенно – отношения мужа и жены, мыслятся христианством в ключе Любви, а брачный союз всегда понимался, прежде всего, как союз двух любящих людей, которые живут единым сердцем, чувствами, эмоциями, желаниями и мыслями. И дети – это воплощение этой любви, ее продолжение и умножение.

К сожалению, использование контрацепции таит в себе опасность подмены. Зачастую применение  противозачаточных средств означает, что пара настроена на «удовольствие без последствий», когда возможная беременность начинает восприниматься как «досадное недоразумение». Именно осознание этой опасности заставляет Церковь очень настороженно относиться к средствам защиты.

Но бывают ситуации, когда женщине вообще нельзя беременеть. Что же делать тогда? Вообще  лишить себя радости брака? В таких случаях Православная Церковь допускает использование контрацепции. Главное, чтобы противозачаточные средства не были абортивными и не убивали уже сформировавшийся в женском организме зародыш. Не абортивные средства допускаются, но перед их использованием стоит поговорить с духовником и попытаться разобраться, что движет супругами – эгоизм или все-таки любовь. Или супруги просто не желают быть ответственными за новую жизнь, которая зародится в лоне матери, или же они все-таки не готовы дать ребенку то, что хотели бы дать. Это очень сложный вопрос, но ответить на него очень важно, и чем искреннее будет ответ, тем лучше.

Как относиться к контрацептивам? Ответ протоиерея Андрея Ефанова

foma.ru