Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества. Характерной чертой традиционного общества является


определение. Особенности традиционного общества :: BusinessMan.ru

Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

businessman.ru

Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Традиционное общество определение

Традиционное общество функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.2. Большая энергоемкость.3. Непринятие нововведений.4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Экономика традиционного общества

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Экономика традиционного общества

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный способ производства, отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.Особенности традиционного общества

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.3. Низкий уровень социальной мобильности.4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.Традиционное и индустриально общество5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре. 6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.Для традиционного общества характерны

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие промышленных революций, прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.1. Создание большого машинного производства.2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.3. Еще одна важная отличительная черта – урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.Примеры общества

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой страны развивалось циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в новое время также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое – это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие – крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье – ремесленники и четвертое – купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию общественной жизни каждого из сословий. Постиндустриальное общество традиционноеВ отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель – падишах – являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

fb.ru

Характерные черты традиционного общества

Черты традиционного обществаТрадиционное общество, иначе называемое простым, представляет собой докапиталистическую структуру с аграрным укладом. Оно обладает особым способом культурной и социальной регуляций, сложившихся под влиянием традиций и обычаев. Подобная совокупность людей характеризуется множеством отличительных особенностей. Большинство из них будет рассмотрено в данной статье.

Какие черты традиционного общества являются основополагающими? Достаточно сложный вопрос. Зачастую этот параметр обусловлен формой государственной власти и политическими отношениями. Применительно к данному конкретному типу можно отметить следующее: поведение каждого человека предписывается и контролируется сложившимися социальными институтами (общиной и семьей) и определяется посредством норм поведения, традиций и обычаев. Отвергаются любые попытки преобразований и жестко пресекаются всякие нововведения. В связи с этим характерные черты традиционного общества - замкнутость, малоподвижность структур и слабые темпы развития.

Какие черты традиционного обществаПомимо этого, представленный тип отличается естественным разделением труда по возрастному признаку и специализаций по половому. Ему присуща также своеобразная структура общения, когда нет статусных и должностных лиц, а есть только более старшие индивиды. Результатом этого является следование нормам неписаных законов нравственности и религии (неформальное регулирование отношений и взаимодействий). Описанные ранее черты традиционного общества можно считать причиной как полного отсутствия правления, так и случаев, когда в одной группе существует несколько различных государств. При этом каждое из них стремится к изоляции и самоуправлению. Патриархальный уклад жизни также можно отнести к характерной особенности. Передача статуса и власти определяется правлением старейшин и правом наследования. Подобный тип руководства считается примитивной системой.

Характерные черты традиционного обществаОтличительные черты традиционного общества имеются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. К примеру, в отличие от индустриального и постиндустриального обществ, человек здесь является абсолютно зависимым от окружающего мира. Влияние сил природы считается достаточно большим, а воздействие человека, в свою очередь, минимальным. Однако взаимосвязь индивида и природы является крепкой и сильной. Таким образом, черты традиционного общества - отсутствие или минимальное наличие промышленного производства, жизнь совокупности людей за счет скотоводства и земледелия, которые являются широко распространенными.

Из вышесказанного можно также сделать следующий вывод: основной целью общества является поддержание численности популяции человеческого вида. В результате незначительного количества промышленности не идет никакой речи о выработке товаров массового потребления. Следовательно, черты традиционного общества - освоение большей территории и распространение населения на ней, а также добыча и сбор природных богатств.

27 Сентября, 2013

fb.ru

Традиционное общество - СОЦИОЛОГИЯ.NET - основы социологии, обществознания и психологии, методы социологических исследований, теория социологии и психологии, опросы онлайн, статьи по психологии и социологии

Традиционное общество – это общество, характерное, преимущественно для сельской местности (пример традиционного общества - аграрное общество), не подверженное динамичным изменениям. Понятия индустриальное и постиндустриальное общество, а также традиционное общество часто встречаются вместе.

Традиционный тип общества является, в некотором роде, противоположностью индустриального и постиндустриального общества. Давайте попробуем разобраться, что такое традиционное общество?

Основные черты традиционного общества

Для традиционного общества характерно отсутствие государственности или существует несколько государств в одном обществе, которые стремятся к самоизоляции. Какие из цен­но­стей ха­рак­тер­ны для об­ще­ства тра­ди­ци­он­но­го типа? Традиционный тип общества характеризуется преобладанием традиционных ценностей и патриархальным укладом жизни. Для традиционного типа общества характерны приоритет коллективизма, принадлежность к общине. В индустриальных обществах, в отличие от традиционных, государства существуют, а в постиндустриальных обществах, охваченных процессом глобализации существуют как национальные государства, так и надгосударственные органы власти. Также, для традиционного общества характерно длительное существование общины, натуральное хозяйство.

В традиционном обществе в отличие от индустриального и постиндустриального человек почти полностью зависит от сил природы, а его влияние на природу минимально. В индустриальном обществе человек активно приручает силы природа, а в постиндустриальном властвует над ними. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? Правильный ответ: массовое промышленное производство. Традиционное общество характеризуется преобладанием земледелия и скотоводства, а промышленное производство либо отсутствует совсем, либо является незначительным.

Такие уста­нов­ки тру­до­вой этики, как пред­по­чте­ние от­ды­ха труду, стрем­ле­ние за­ра­ба­ты­вать не боль­ше, чем это не­об­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния ос­нов­ных по­треб­но­стей, ха­рак­тер­ны для об­ще­ства традиционного типа.

Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство, в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства имеет со­слов­ный тип со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Традиционное общество в отличие от индустриального не имеет своей целью производство товаров массового потребления. Цель традиционного общества – поддержание существования человеческого вида. Развитие традиционного общества направлено на распространение человечества на большие территории и сбор природных богатств. Цель постиндустриального общества – добыча обработка и хранение информации.

Основные отношения в традиционном и индустриальном обществе складываются между людьми и природой. В постиндустриальном обществе основные отношения происходят между людьми.

Таблица: Черты традиционного общества. (источник: схемо.рф)

Понятие «традиционное общество» часто используется в социологии и других социальных науках, хотя точное его определение отсутствует, и имеются спорные моменты его использования. Так, например, существуют общества, которые отчасти схожи с традиционным типом общества, но все же имеют явные отличия. Иногда ошибочно считаю, что синонимом традиционного общества являются: аграрное общество, племенное общество, древнее общество или феодальное общество.

Также существует ошибочное мнение, что в традиционных обществах вообще не происходит никаких изменений. Конечно, традиционные общества в отличие от индустриальных развиваются не так динамично, но все же они не застывают во времени, а развиваются, просто в ином направлении, чем индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционное общество является самым ранним, оно возникло вместе с возникновением общества вообще. Время индустриального общества - это XIX - XX века. Постиндустриальное общество существует и развивается сейчас.

Еще по теме:

Joomla! Україна

xn--c1ajbknbbt0c0f.net

Традиционное общество

По одной из наиболее популярных классификаций выделяют следующие виды общества: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Традиционное общество является первой по времени исторического развития формой организации человеческих отношений. Этот общественный уклад стоит на первой ступени развития и характеризуется рядом следующих признаков.

Прежде всего, традиционное общество – это общество, жизнь которого основана на сельском (натуральном) хозяйстве с использованием экстенсивных технологий и примитивном ремесле. Характерно для периода Древнего мира и Средневековья. Считается, что практически любое общество, существовавшее в период от первобытной общины до начала промышленного переворота, является традиционным.

Орудия труда, используемые в этот период, ручные. Их совершенствование и модернизация происходили очень медленными, практически незаметными темпами естественной вынужденной эволюции. Экономическая система базировалась на использовании природных ресурсов, в ней преобладало натуральное хозяйство, добывающие промыслы, строительство, торговля.

Социальная система общества этого типа сословно-корпоративная, она стабильна и столетиями неподвижна. Существует несколько сословий, которые на протяжении долгого времени не изменяются, сохраняя статичность и неизменный характер жизни. Многим традиционным обществам товарные отношения вообще не свойственны либо развиты настолько слабо, что ориентированы они лишь на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.

Традиционное общество признаки имеет следующие. Оно характеризуется полным господством религии в духовной сфере. Жизнь человека считается осуществлением божественного промысла. Важнейшим качеством человека является коллективизм, чувство принадлежности своему классу, тесная связь с землей, где он родился. Индивидуализм людям еще не свойственен. В это время духовная жизнь была более значима для человека по сравнению с материальной.

Правила жизни в коллективе, сосуществования с соседями, отношение к власти определялись традициями. Статус человек приобретал при рождении. Общественное устройство трактовалось исключительно с точки зрения религии, поэтому и отношение к власти обеспечивалось объяснением божественного предназначения правительства на исполнение его роли в обществе. Глава государства пользовался бесспорным авторитетом и играл первостепенную роль в жизни общества. Такому обществу не свойственна мобильность.

Характеризуется традиционное общество в демографическом отношении высокой рождаемостью и такой же высокой смертностью, а также довольно низкой продолжительностью жизни.

Примерами традиционных обществ сегодня являются уклады жизни большинства стран Северной и Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Алжир), юго-восточной Азии (Вьетнам).

В России общество данного типа просуществовало до середины 19 столетия. Несмотря на это, уже к началу века она была одной из самых крупных и влиятельных стран мира, имела статус великой державы.

Главные духовные ценности, которые имеет традиционное общество, это традиции, культура предков. Культурная жизнь была ориентирована преимущественно на прошлое: уважение предков, преклонение перед культурными памятниками и произведениями предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность, ориентация на собственные традиции и довольно категоричное неприятий альтернативных культур других народов.

Многие исследователи считают, что традиционное общество характеризуется культурой отсутствия выбора. Мировоззрение, доминирующее в обществе, и устойчивые традиции предоставляют человеку уже готовую четкую систему ценностей и духовных ориентиров. Поэтому окружающий мир понятен человеку и не вызывает лишних вопросов.

fb.ru

3. Основные черты развития традиционного общества.

1

  1. Проблема хронологии Средневековья на Востоке

История стран Азии и Африки в средние века представляет собой неотъемлемою часть всемирно-исторического процесса. Если древняя история охватывает первобытно-общинный и рабовладельческий строй, а новая - эпоху капитализма, то средневековая соответствует в основном времени существования феодализма. Однако существует проблема хронологии восточного средневековья, так как временные рамки весьма условны и до сих пор выбор критериев периодизации вызывает спор в научной среде. По мнению одних феодальные отношения в странах Востока исчерпали себя в течении XVI-XVIII вв., поэтому конечным рубежом их средневековья следует считать Великую Франц. Революцию, конца VIII в. Другие же полагают, что средневековье закончилось с падением Константинополя в 1453 г. Существует так же точка зрения, что Среднев. На Востоке существовало с начала нашей эры и до VII-XIX вв.

Некот. Ученые считают XI в как пик средневековья на Востоке. Уровень цивилизации соотносился с Европой как 1:25. Характерными чертами этого периода являлись

  • Более высокая степень урбанизации (в городах Китая 20%, в мусульманских странах – 15-20%, в Европе – 13%)

  • Высокая производит. Труда и уровень производства

  • Развитие международной торговли, высокие прибыли. Восток торговал торговыми изделиями (ткань, оружие, бумага, фарфор), Европа специализ. на сырье.

  • Опережал Восток и по уровню грамотности и образования

  • Высокая продолжительность жизни (в Европе – 23-50 лет, на Востоке 50 лет были нормой)

Таким образом, можно сказать, что в средние века Восток продолжал развиваться по спирали. В этот период происходит значительные поступательные движения – движения вперед в производственной и интеллектуальной сфере.

2. Особенности перехода стран Востока от Древности к Средневековью

Историки выделяют следующие этапы в развитии Среднев. на Востоке:

  1. I- IV вв. – зарождение феодальных отношений

  2. VII-X вв. – перемещение населения в деревню, упадок городов, становление феодальных отношений.

  3. XI-XII вв. – домонгольский период, расцвет феодализма, гос. структур и культурный взлет.

  4. XIII в. – время монгольских завоеваний.

  5. XIV-XVI вв. – послемонгольский этап, замедленное развитие, консервация деспотизма.

  6. XVII-XIX вв. – колониальные захваты.

По совокупности качественных параметров переход от древности к средневек.

происходил следующим образом:

- Ближний Восток (Египет, Двуречье, Персия) в 4 в д.н.э. начался период с завоеваний Александра Македонского. Происходила романизация и христианизация населения вплоть до арабских завоеваний 7 века.

- Индия ( весь Индостан, Пакистан, Бангладеш). Пик развития настал только в 15-17 вв.

- Китай и Дальний Восток. Еще во втором веке д.н.э. начали зарождаться феодальные отношения. Под влиянием Китая получили толчок к развитию такие страны как Япония, Корея, Вьетнам.

Однако, не смотря на интенсивное развитие стран Востока, существовал фактор торможения. Он выражался в:

- длительном сохранении пережитков первобытного общества – рабовладении (отменено только в 1911 г., в некоторых и того позже – в Эфиопии в 1942 г. а в Саудовской Аравии в 1962 г.)

- устойчивые общинные формы в социальной структуре, сдерживание дифференциации христианства

- преобладание гос. собственности и власти гос. над частной собственностью

- власть феодалов над городом.

- активные миграции населения так же осложняли поступательное развитие восточного общества.

Неоднородность природной среды, региональное различие в культуре, экономике породили огромное многообразие особенностей закономерности развития стран Востока.

Чтобы выявить основные черты традиционного общества , следует рассмотреть их в сравнении в техногенным обществом, а так же затронуть только некоторые, наиболее важные аспекты, такие как отношение общества к природе. Систему ценностей, экономику, отношение к человеку

Традиционное общество

Техногенное общество

Отношение к природе

Высокая степень зависимости от природы. Человек встраивается в природу. Возможности географической среды определяют уровень развития государства и общества. Природный max – долины великих рек, Природный min – таежный Урал, пустыни Африки.

Человек порывает с природой и использует ее в своих интересах и превращает в технологическую среду обитания, несущую угрозу жизни человека.

Ценности

Земля оценивается по урожайности.

Женщина – по количеству сыновей.

Человек ценится по образу жизни, умственным способностям, профессионализму.

экономика

Производительная сфера, переработка сельскохозяйственной продукции. Такая экономическая система определяет политический характер власти – деспотизм

Присутствует либерально-рыночная модель экономики, ее основой является частная собственность. Наличие рынка и конкуренции.

Социум

Жесткое иерархичн. общество. Человек всегда принадлежит к какому-либо социуму (общине, сословию, цеху, касте), который определяет возможности человека.

Индивид автономен от социума и сам определяет свои возможности.

Человек

Групповой человек с роевым сознанием, вышедший из цивилизации «рисового поля».

Человек воспринимается как личность. В процессе своего развития человек отказывается от диктаторства церкви, государства, хозяина, отказывается от дружбы и любви. Человек ассоциируется с чувством одиночества.

Теперь, зная особенности традиционного общества, мы можем объяснить и причины замкнутого развития, и деспотичность власти и многие другие факторы, определяющие развитие целых цивилизаций.

4. Геополитическая ситуация на рубеже Древности и Средневековья

На рубеже древности и средневековья политическим лидером становиться Иран. Они появляются на территории Переднего Востока. Многие историки считают, что они спустились с Кавказа либо из Средней Азии. Они активно начинают ассимилировать с местным населением.

И уже примерно с 7 века начинают складываться 2 новых этноса – на севере – мидяне и на юге – персы. Мидяне развиваются более активно, так как они постоянно были втянуты в войны с Ассирией и Урарту. На юге же процесс шел медленнее, а решающую роль в развитии персов сыграл Кир II, правивший с 558 г. д. н. э – 530 г.д.н.э. (прославился за счет крушения Вавилона, основатель династии Ахеменидов).

Так же одной из важнейших фигур был Дарий I, который заложил основу иранской государственности.

После этого территория Передней Азии на 500 лет оказалась под властью греков (дела рук Александра Македонского).Эстафету захвата перехватил Сасанидский Иран, основу которого заложили Персы. Они были выходцами из тех мест, которые по праву считались ядром державы Парс (Персида) и были наиболее культурным и развитым этносом.

studfiles.net

Урок истории. 7-й класс. Китай XVII—XVIII вв.

Задачи:

Образовательная: на основе характеристики развития Китая выявить черты традиционного общества. Сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока.

Дидактические: развитие мыслительной деятельности: слушать, слышать, понимать, анализировать, делать выводы, сопоставлять. Формирование ценностных ориентаций. Формирование умений и навыков: работы с картой, текстом, самостоятельной работы.

Воспитательная: помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. Умение осознавать эту “непохожесть” на других в историческом прошлом, будет способствовать развитию такого важного качества как толерантность.

Методы и приемы работы: проблемный или частично-поисковый метод. Приемы деятельности учителя: беседа и рассказ с опорой на наглядность. Активизация внимания через применение ключевого слова: характерные черты.

Используется текст с ошибками – контроль результатов первичного запоминания и итоговый тест – закрепление и проверка результатов.

Основные понятия и термины: традиционное общество, “сын неба”, Поднебесная империя, буддизм, даосизм, конфуцианство.

Оформление доски.

Задача: На основе характеристики развития Китая, выявить черты традиционного общества.

Проблемная задача: Какие черты развития Китая способствовали его превращению в полуколонию?

План

  1. Государственный строй.
  2. Развитие экономики.
  3. Сословный строй.
  4. Религии Китая.

На парты розданы таблицы (см. приложение 1) и тексты с ошибками.

По ходу объяснения нового материала Вы должны заполнить графу “Восточная цивилизация”. Сигналом к заполнению служит ключевое слово – характерные черты

1. Характерная черта традиционного общества - наличие абсолютной монархии.

По форме правления Китай был абсолютной монархией. Правителя Китая называли “Богдыхан”. Когда кортеж императора проезжал по улицам никто не мог выглянуть на улицу, все окна и двери закрывались. О смене правителя китайцы узнавали по смене девиза правителя. Императора называли “Сыном Неба”, а империя Китай называлась Поднебесной.

2. По древней традиции государство обладало правом верховной власти на землю и стремилось не дать расти частной собственности – это приводило к ослаблению центральной власти. Характерной чертой в экономике традиционного общества являлось то, что – в Китае земли делились на государственные и частные. Большинство казенных земель отдавалось крестьянам в “вечное держание”, а за это они должны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам их родственникам и приближенным, чаще всего они увеличивали свои земли за счет захвата крестьянских земель. Власти вообще легко могли лишить своих подданных их собственности, и не только земельной.

Всевластие государства, характерное для традиционного общества, проявляется в том, что являлось верховным собственником земель.

Деревенская община

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения.

Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Город и деревня

Сельское и городское население облагалось налогами в пользу государства. Все военные и служащие государства обязаны были под страхом смерти беспрекословно подчиняться государству. Казнь непокорных или провинившихся была делом обычным и повседневным. “Если одна семья совершит проступок, девять других семей привлекутся за соучастие” – надпись на стене в г. Сучжоу.

Каждый гражданин был записан в специальные книги, приписан к улице и кварталу, обязан был дважды в месяц ходить на проверки в управу. Все прибывавшие и убывавшие из города проходили регистрацию. В таких условиях товарно-денежные отношения и частная собственность на землю могли зарождаться лишь в столкновениях с устоявшимися традициями, религиозными идеями, системой государственного управления.

3. Сословный строй.

Характерной чертой традиционного общества является сословная система.

Существовали сословные перегородки, преодолеть которые было не просто.

Высшее сословие. Привилегии передавались по наследству. К нему принадлежали родственники императора и их потомки “Желтонопоясные”. “Краснопоясные” и “Железношлемные” - потомки приближенных первых императоров.

Шэньши – “ученые” - принадлежность не передавалась по наследству. Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Она давала право поступить на государственную службу. Правом сдать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне и ремесленники.

Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чиновники. Европейцы прозвали их мандаринами. Внешнее отличие мандаринов были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые и другие в зависимости от ранга.

Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Им не разрешалось заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.

Низшие ступени сословной лестницы составляли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев.

На самом низу сословной лестницы находились женщины и рабы. Как они презренными считались актеры, уборщики, привратники государственных учреждений, а также люди, постоянно живущие на лодках на воде.

Работа с текстом – исправь ошибку (см. приложение 2). После выполнения работы, проверка: два-три ученика зачитывают ошибки и дают правильный ответ. Остальные учащиеся проверяют работу соседа по парте – взаимопроверка, и оценивают работу по пятибалльной системе.

4. Религия.

Нельзя понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Религиозно-культурной основой учений Китая явилось триединство основных учений Китая.

Работа с наглядной таблицей.

Конфуцианство Даосизм Буддизм
Конфуций 551-479 г. до н.э. Лао-Цзы VI-V вв. до н.э. Сиддхартха Гаутама VI-V вв. до н.э.
Мудрость

Гуманность

Верность

Почитать старших

Мужество

Жизнь природы и общества подчиняются дао Цель человеческой жизни отказ от всякого сильного чувства. Это приведет к прекращению страданий.
Только избранные могут обладать, но стремиться должны все Высший принцип поведения людей “пассивность”, а высшее благо подавление всех страстей и желаний. Непротивление злу насилием, равнодушное отношение к действительности, примирение с ней.
Человек должен твердо помнить свое положение в обществе, предопределенное Небом Идея любви и непротивление злу Побороть желания.

Перерождение души.

Нирвана.

В жизни людей давал надежду на спасение

Эти учения определяли морально-этические нормы поведения людей, древнее представление о мире, философские представления.

К началу нового времени сложилась система религиозных верований. Характерной чертой являлось – стремление быть в гармонии с природой, усовершенствование своей души и тела.

Проверка заполнение таблицы. Каждую графу комментирует один ученик.

Проверив заполнение таблицы, учитель спрашивает:

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Какими чертами обладает традиционное общество? Заслушивается один-два ученика.

Затем учитель обращается к проблемной задаче. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос Вам необходимо сравнить западную и восточную цивилизацию (работа с таблицей).

После ответов учеников, учитель делает вывод: В Китае XVII–XVIII вв. несмотря на высокий уровень развития торговли и ремесла не сложился капиталистический уклад, который в странах Западной Европы уже существовал. Причиной этому – неравномерность исторического развития различных стран, в Китае сохранялись рабовладельческие и первобытнообщинные пережитки.

После проверки заполнения таблицы для итогового контроля учащимся предлагается выполнить итоговый тест. (Cм. приложение 3).

Домашнее задание: учебник “Новая история 1500–1800” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. & 28-30, записи в тетради.

Использованная литература:

  1. Учебник “Новая история” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., М., Просвещение, 1998 г.
  2. Учебник “Новая история” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., М., Просвещение, 2000 г.
  3. Тестовые задания по Новой истории(XVI–XX в.), Грибов В.С., М., Сфера, 1999 г.
  4. Рабочая тетрадь по “Новой истории 1500–1800”, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2000 г.

Приложение 1

Таблица “Основные черты западной и восточной (традиционной) цивилизаций”

Вопросы для сравнения Западная цивилизация Восточная (традиционная) цивилизация
Отношение к техническому прогрессу Стремление к прогрессу, постоянным изменениям  
Положение человека в обществе Ценность личной свободы и гражданских прав  
Организация власти Принцип разделения властей. Парламентаризм  
Отношение к собственности Господство частной собственности  
Отношение к природе Стремление подчинить себе природу  

Приложение 2

Текс с ошибками

“В Китае все население делилось на касты. К высшему сословию принадлежали родственники императора и их потомки – “краснопоясные”, имевшие право носить пояс императорского красного цвета. Привилегированным сословием были самураи и актеры. Внешним отличием актеров были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые или другие. Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Они активно занимались торговлей, ростовщичеством и ремеслом. Одну из низших ступеней сословной лестницы занимали земледельцы, трудолюбие которых не имело себе равных. Труд считался в Китае наказанием за грехи, на которое небо обрекло весь человеческий род”.

Приложение 3

Итоговый тест

1. Укажите, какое определение является наиболее подходящим для характеристики общественно-политического, экономического и культурного положения в Китае:

    А) Феодальное общество

    Б) Капиталистическое общество

    В) Традиционное общество

2. Какие из перечисленных представителей общественных слоев в Китае в XVII–XVIII вв. принадлежат: А – к высшим, Б – к низшим.

А) Мандарины, шэньши

Б) Торговцы и ремесленники

В) Помещики, владельцы мануфактур

Г) “Желтопоясные” и “Железношлемные”

Д) Актеры и привратники

Е) Крестьяне

3. Закончите предложение: Верховным собственником земли в Китае выступало …

4. По форме правления Китай в XVII–XVIII вв. представлял собой:

А) Конституционную монархию

Б) Абсолютную монархию

В) Республику

 

www.poznanie21.ru