Что такое речь, развитие речи в онтогенезе. Что такое речевая


Что такое речь?

Что такое речь? Этот термин имеет несколько определений. Одно из них – это способность выразить свои мысли. Чтобы исчерпывающе ответить на вопрос «что такое речь», стоит представить себе, что было бы, если бы это явление отсутствовало. Тогда бы прекратилось всякое взаимодействие между людьми, в итоге общества как такового просто бы не существовало. Итак, речь – это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки – как естественные (например, русский), так и искусственные.

Механизмы возникновения речи весьма сложны. В них задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы мозга, а также речевой аппарат. Последний функционирует благодаря слаженной работе ряда органов дыхательной, голосовой и артикуляционной системы.

Стоит отличать речь и язык, эти понятия не тождественны. Если последнее – это средство общения, то первое - это сам процесс общения. Если какой-либо язык присущ целому народу или даже нескольким народам, то речь является индивидуальной для каждого из его носителей.

Она имеет ряд функций: коммуникативная (установление контакта, сообщение информации), экспрессивная (выражение чувств, часто при помощи интонации), эстетическая (основную роль в этом случае играет не содержание сообщения, а его форма), сигнификативная (обозначение предметов и их свойств), директивная (попытка воздействовать на слушателя, побудив к действию).

Есть два основных вида речи – внутренняя и внешняя. Последняя подразделяется на письменную и устную (которая может быть в виде диалога или монолога). Внутренняя является фазой планирования деятельности, практической и теоретической (мысли). Для нее характерна отрывочность и ситуативность. Базируется она на основе внешней речи. Однако имеет свои особенности. К примеру, переход внешней во внутреннюю, или интериоризация, требует сжатия исходного объема информации.

Речь и мышление тесно связаны между собой. Человек думает, используя слова родного языка; слова же обобщают признаки, понятия и явления. С их помощью выражаются собственные мысли и воспринимаются чужие. Давно заметили, что слова влияют на процессы, происходящие в организме, что вызывается их значением и эмоциональной окраской: слова могут ободрить, а могут воздействовать негативно,  вплоть до нарушения психики.

Исходя из понимания того, что такое речь, можно сказать, что она – уникальное явление, свойственное лишь человеку. Некоторые могут возразить, констатируя тот факт, что животные также могут использовать кое-какие примитивные способы общения. Но свойства речи позволяют выразить свои мысли, а это недоступно для животных. Развитие способности говорить – это стимул для развития интеллекта, поэтому общению с ребенком в первые месяцы его жизни надо уделять много внимания.

Выполняя те или иные действия в присутствии малыша, маме стоит сопровождать их пояснением, к примеру: «Я беру кастрюлю... готовлю суп… сейчас будем кушать". Такие высказывания должны соотноситься с ситуацией, то есть на кухне родителям стоит говорить о еде, в ванной – о мытье, мыле, воде, а в спальне – о сне, одеяле, подушке и так далее. Психологи говорят, что прекрасный стимул для развития детей – это вопросы, задаваемые им. Потому общение с малышом стоит строить в форме диалога («что мама сейчас делает?» - «пылесосит»). Прекрасным помощником для родителей будет книга. Стоит периодически читать ребенку на ночь сказку. Обращая  внимание на иллюстрации, можно задать к ним вопросы. Таким образом, речевое общение дополнится анализом иллюстраций.

Говорить с детьми стоит уже с первых месяцев их жизни, чтоб они постепенно привыкали к речи. Физиологические особенности малыша не позволяют ему в точности повторить то, что ему рассказывают взрослые, поэтому его первые попытки высказаться - неудачны. Что такое речь ребенка в возрасте до года? Это лепет, непонятные звуки. Разговаривать с ним стоит как можно чаще, чтобы ему было легче освоить навыки общения.

fb.ru

Речевая деятельность - это... Что такое Речевая деятельность?

 Речевая деятельность Речева́я де́ятельность —

1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается в работах Л. В. Щербы и некоторых других советских учёных 20—30‑х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространённое в методике преподавания иностранных языков понятие «видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р. д. в этом значении восходит к психологическим работам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.» употребляется с середины 60‑х гг. 20 в. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой — состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль; применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчинённую цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых операций, понимаются различными советскими психолингвистами [А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин, Т. В. Ахутина (Рябова)] несколько различно. С начала 70‑х гг., с появлением в психологии понятия «деятельность общения» (коммуникативная деятельность), понятие «Р. д.» получает узкую интерпретацию; так, в некоторых работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не с её использованием вне коммуникативного акта).

Поскольку понятие «Р. д.» является специфическим для советского направления в психолингвистике, в частности для так называемой московской психолингвистической школы, термин «теория Р. д.» иногда употребляется в СССР синонимично термину «психолингвистика». За пределами СССР Р. д. наиболее интенсивно исследуется лингвистами и психолингвистами ГДР и ФРГ, во многом опирающимися на работы советских учёных.

  • Теория речевой деятельности, М., 1968;
  • Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969;
  • его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
  • его же, Речь и общение, «Иностранный язык в школе», 1974, № 6;
  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974;
  • Ахутина Т. В., Нейролингвистический анализ динамической афазии, М., 1975;
  • Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М., Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, М., 1979;
  • Выготский Л. С., Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М., 1982;
  • его же, Проблема сознания, там же, т. 1, М., 1982;
  • Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
  • Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1974;
  • Dormagen H., Theorie der Sprechtätigkeit, Weinheim — Basel, 1977.

А. А. Леонтьев.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

  • Референция
  • Речевое общение

Смотреть что такое "Речевая деятельность" в других словарях:

  • Речевая деятельность — взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д. См. также: Речевая деятельность Языки Коммуникация Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речевая деятельность — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С …   Педагогическое речеведение

  • речевая деятельность — 1. Речь как процесс (в отличие от речи как произведения) выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др. 2. Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий …   Толковый переводоведческий словарь

  • речевая деятельность — Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • речевая деятельность — ед.   Подготовка и осуществление процесса говорения, реализуемого в трех формах монологе, диалоге и полилоге (речи нескольких человек). Р. д. характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки,… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — речь с точки зрения деятельностного подхода в психологии, т.е. речь, выступающая в виде самостоятельной деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Речевая деятельность —   См. Речевое поведение …   Словарь социолингвистических терминов

  • РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева — В 1950 1960 е гг. время оформления психолингвистики как науки ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась …   Психология общения. Энциклопедический словарь

les.academic.ru

Что такое речь? Рассказ детям

Что такое речь? Рассказ детям

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речьРечь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речьЖизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.

detskiychas.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое "речевая ситуация"?

Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различают: - речевую ситуацию, во время которой сообщение принимается переводчиком; и - речевую ситуацию при приеме сообщения финальным адресатом. Главная задача, реализуемая на занятиях, - уточнение и накопление представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие понимания речи и активизация словаря. На начальных этапах работы над пониманием речи необходимо организовать определенные ситуации, требующие от участников действий на основе словесной инструкции. Эта работа ведется на всех этапах обучения, предшествуя работе по развитию экспрессивной речи, а затем – протекая параллельно ей. Всякая ситуация, на которую человек реагирует вербальным действием, называется речевой ситуацией. Речевая ситуация с методической точки зрения представляет собой динамическую систему взаимоотношений. Эта динамическая система основывается на отображении объектов внешнего мира и порождает потребность в целенаправленной деятельности. Ситуация общения рождает цели и мотивы, которые направляют деятельность, определяя смысл действий и тему сообщения. Всякое речевое действие воплощается в определенном виде сообщений, каждый из которых характеризуется только ему присущими структурными компонентами. Собственно, ситуация создается для того, чтобы побудить участников процесса к высказыванию. Это побуждение может быть внутренним, связанным с объективным желанием высказаться, или внешним, исходящим от педагога. В некоторых случаях в речевую ситуацию закладывается противоречие, которое должно быть разрешено в процессе деятельности. Такие ситуации, называемые проблемными, в наибольшей степени способствуют развитию речи. Динамичность процесса зависит от активности участников и их заинтересованности в общении. Кроме этого, существенную роль играет информированность в данной теме и общность интересов участников общения. <a rel="nofollow" href="http://www.corrects.ru/" target="_blank" >Все о речевой ситуации</a> &gt;Речевая ситуация

Кабинет - Лекция №9. Речевая ситуация. 1. Что включает в себя речевая ситуация. 2. Приведите ещё какой-нибудь пример речевой ситуации из художественной литературы. kabinet.clan.su/index/0-13 копия ещё 2официальные и неофициальные ситуации общения... . Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д. Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов revolution.allbest.ru›Психология›00029404_0.html

а можно коротко обьяснить

Ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами

спасибо огромное...

Речевая ситуация — одна из основных единиц ре- чевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

touch.otvet.mail.ru

Речевая деятельность - это... Что такое Речевая деятельность?

вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей.

Р. д. реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо (см. письменная речь). Эти виды Р. д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими.

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в ка-честе ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или вьщачу речевого сообщения виды Р. д. определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения.

Различные виды Р. д. предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.

Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.

Р. д. определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это — потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны.

Лит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — Т. 2. — М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. — М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. — М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969; Теория речевой деятельности.— М., 1968, 1971.

Л.Е. Тумина

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.

ped_recheved.academic.ru

Что такое речевая коммуникация, или Немного об общении

Речевая коммуникация - это вербальное общение. Одна из главных задач языкознания – определение принципов использования языка во время общения. В этом случае основополагающую роль играет цель коммуникации. Дело в том, что некоторые цели общения имеют определенные требования: соответствующий набор лексики, интонация, устная и письменная формы. Очень важны также отношения между партнерами, время и место коммуникации. Дело в том, что носители языка интуитивно чувствуют, каким образом меняются тема и характер общения в зависимости от времени и места его проведения.

Таким образом, речевая коммуникация зависит от ситуации общения. Если какой-то параметр ситуации поменяется, тогда использование средств будет проводиться по-другому. Поскольку речевой поток может быть разного направления, различают монологическую и диалогическую речь. В первом случае наблюдается активность только одного коммуниканта. Что касается второго варианта, здесь речевая коммуникация может быть направлена в одном или нескольких направлениях, причем периоды активности коммуникантов сменяются стадиями восприятия и обработки информации.

Существует несколько типов вербального общения, однако особое место среди них занимает публичная коммуникация. Дело в том, что такая речь отличается повышенной официальностью и строгостью. Поскольку речь человека вариабельна и меняется в зависимости от предлагаемых условий, язык как средство общения является функционально ориентированным.

Заметим, что эффективность речевой коммуникации зависит от соответствия информации поставленным целям, а также правильности ее восприятия со стороны адресата. Дело в том, что общение – это не передача, а обмен информацией, потому в высказываниях содержится как речевое воздействие на собеседника, так и сообщение в целом.

Очень часто основная цель высказывания состоит не в речевом влиянии, а в самовыражении. В таком случае процесс общения начинает включать в себя использование обращений, вставок ("знаешь", "понимаешь"), а также некоторых грамматических конструкций (повелительного наклонения) и интонационных моделей.

Заметим, что речевая коммуникация и ее характер зависят от видов воздействия. Так, социальными воздействиями принято называть приветствия, клятвы, прощания, завещания, постановления. Они характеризуются тем, что в них нет передачи информации. Различные виды волеизъявлений побуждают поступать согласно выраженному желанию собеседника. Что касается информирующих видов, среди которых находятся доклады, рассказы, сообщения, они могут стимулировать действие не прямо, а опосредованно. Все речевые воздействия описывают диалогическую коммуникацию максимально полно, и без них диалог состояться не может.

Заметим, что речевая коммуникация в своей основе содержит определенную модель, которая не зависит от условий ее проведения и используемых средств. Так, основными ее компонентами являются:

  1. Адресант, в роли которого может выступать как говорящий, так и пишущий человек.
  2. Адресат, то есть тот, кто слушает и читает.
  3. Сообщение – высказывание в устной или письменной форме. Без этого акт общения не произойдет, потому что не будет передаваемой и получаемой информации.

Заметим, что в процессе коммуникации человек решает такие основные задачи:

  1. Результативность получения и передачи информации.
  2. Достижение цели посредством убеждения собеседника или побуждения его к совершению действия.
  3. Получение информации о том, с кем происходит общение.
  4. Самореализация в позитивном ключе.

Таким образом, речевая коммуникация – это процесс общения в широком смысле, целью которого является обмен информацией.

fb.ru

Что такое речь, развитие речи в онтогенезе

Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По оценкам специалистов, человек на протяжении почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.

речь развитие речи в онтогенезе

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с этим, речь нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Свойства и функции речи

Как уже было отмечено, речь позволила человеку достичь современного и довольно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию речи, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или вовсе не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе закладывает и качественные характеристики этого навыка. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть влияние на собеседника.

Этапы речевой деятельности

развитие речи в онтогенезе кратко

Существуют разные подходы к систематизации этапов, в процессе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно все же выделяют три базовых стадии – это подготовительный, дошкольный и предшкольный периоды. Начальный этап предполагает освоение речи в период до года. Причем его можно разделить и на несколько отдельных периодов, поскольку в это время происходит несколько принципиально важных переходных моментов в развитии. Далее следует так называемый первичный или предшкольный этап, к наступлению которого у ребенка уже должны оформиться базовые навыки владения именно речевым аппаратом. Но, опять же, это все лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ждать серьезных результатов в плане повышения качества способностей к общению. И третий этап предполагает уже формирование навыков владения грамматическими инструментами.

Первые речевые реакции

С первых дней рождения о традиционных даже зачаточных проявлениях речи говорить не приходится, но этот период важен, с точки зрения становления речевого аппарата. Он является значимым, поскольку в это время есть возможность устранить некоторые физиологические дефекты, которые в дальнейшем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место имеет обследование органов, которые определят будущее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, включающую дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. У ребенка в этот же период начинают проявляться движения этих отделов, благодаря которым он издает крики и плач.

Развитие речи в первые полгода жизни ребенка

развитие речи в онтогенезе

До 5-6 месяцев у ребенка начинает укрепляться речевой аппарат, он уже уверенно может лепетать и кричать. К завершению этой стации проявляется и гуление, которое также может дать информацию о возможных дефектах. Что еще важно, параллельно с выработкой собственных способностей к речевому общению дети начинают активно воспринимать сторонние звуки, придавая им то или иное значение. Родители и окружающие в целом могут повлиять на закрепление слов в контексте создания ассоциативной связи. Вообще, особенности развития речи в онтогенезе во многом обуславливаются влиянием внешней среды. На ребенка оказывает влияние интонация, отдельные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы упрочить некоторые модельные ситуации, рекомендуется несколько раз их повторять – память ребенка в это время подчас оказывается более эффективным инструментом развития, нежели физические артикуляционные навыки.

Этап развития в период от 5 до 12 месяцев

Этот период характеризуется двумя важными переменами, которые ознаменуют новый уровень в освоении речевых навыков ребенком. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит коммуникация, но и подражают самой механике артикуляционного произношения. Таким образом, формируется типовая модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этой стадии также предполагает усиление ассоциаций между словами и внешним миром, но уже в комплексе и с эмоциональной окраской. И здесь можно отметить вторую важную перемену в сторону будущего развития. Это появление более четких ответных реакций на слова и словосочетания. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и принимает на ее основе уже отдельные решения.

Этап развития в период от 1 до 3 лет

особенности развития речи в онтогенезе

В процессе этого периода у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать то, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время дети уже владеют более или менее стабильной речью, хотя и с серьезными ошибками. Например, они могут путать значения некоторых слов, опускать предлоги, а также испытывать затруднения в выражении просьб. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза в основном происходит за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности именно от нехватки лексикона.

Этап развития в период от 3 до 7 лет

Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются и ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это значит, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контролю речи. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, заданных самими взрослыми. Поэтому и обучающая функция родителей по-прежнему остается значимой. Помимо этого, развитие речи детей в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Развитие фонетико-фонематических навыков

развитие связной речи в онтогенезе

Закрепление способности воспринимать звуки на слух и корректно их воспроизводить формируется вместе с развитием непосредственных органов генерации речи. Иными словами, весь речевой аппарат и голосовые отделы вкупе со слуховой системой являются центральными объектами, которые стремится интуитивно осваивать ребенок. Причем большее внимание может уделяться именно артикуляции, поскольку от нее зависит качество произношения. Здесь же проявляется и способность к разнообразию использования речевых оттенков. Эмоции все чаще отражаются в том, каким именно образом произносятся те или иные слова. Интонация, в частности, на этом этапе обретает собственные стилистические черты, которые закономерно могут повторять манеру разговора окружающих взрослых.

Процесс расширения лексико-грамматической базы

Помимо накопления слов, в это время ребенок старается правильно их связывать. Простейшие связки ему уже удаются, однако все еще возможны проблемы с составлением сложных словосочетаний. Навыки правильного управления падежами развиваются постепенно. Также развивается способность отличать в процессе речи множественное и единственное число, окончания и т. д. Более поздний период, в ходе которого происходит развитие грамматического строя речи в онтогенезе, характеризуется становлением синтаксического и морфологического уровней владения языком. Дети осваивают приемы словообразования и словоизменения, самостоятельно составляют предложения и учатся правильно обращаться с ударениями. И по-прежнему фонетика и способность восприятия сторонней речи остается одним из главных внешних факторов, благодаря которым ребенок развивает свои способности общения.

Развитие связной речи в онтогенезе

закономерности развития речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Возможные нарушения в процессе развития речи

Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, не позволяющих найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие обуславливаются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.

Заключение

развитие речи в процессе онтогенеза

Как отмечают специалисты, не существует общих моделей, по которым происходит освоение речевых способностей. По мере формирования таких навыков у каждого ребенка как мостик складывается своя система, помогающая ему понять законы и принципы, на которых базируется речь. Развитие речи в онтогенезе также происходит с откладкой некоторых умений. К этому тоже следует готовиться. Например, он может на ранних этапах чувствовать повторяющиеся звонкие звуки, но сам их произносить пока не способен. В некотором плане дифференциация отдельных признаков речевой коммуникации происходит и в части фонетического восприятия, а также будет иметь место в дальнейшем формировании умения складывать из слов предложения и поддерживать диалоги.

fb.ru