Преодоление неровностей. Желоб на лыжах


Выбираем беговые лыжи

Зима, длящаяся в наших широтах достаточно долго, может нести не только холод, слякоть и простуду. При правильном подходе, зимние месяцы способны дарить радость, здоровье и, в перспективе, долголетие. Нужно лишь забыть на минуту о градуснике за окном, теплых вещах и таблетках, и подумать о свежем хрустящем снеге, ёлках в белых нарядах и о том, как можно приятно и с пользой провести зимний сезон. Подскажу. Существует давно известный и доступный большинству способ провести зимний сезон с пользой - встать на лыжи. Именно о лыжах мы и поговорим в этой статье.

Многие из нас знакомы с лыжами с детства, некоторым они запомнились как тяжеленные деревяшки на резинках, кошмарное детище отечественной спортивной индустрии и любимый инструмент физрука-инквизитора. Некоторым посчастливилось обладать и пользоваться собственными лыжами, изящными, ухоженными и, как следствие, легкими и быстрыми. И тем и другим, как нам кажется, не вредно будет, как минимум, освежить знания, или, как максимум, получить четкое представление, что такое лыжи, как они работают, какие и с какими характеристиками бывают.

Итак, лыжи. При всей простоте конструкции, лыжи не так просты. Их изобрели очень давно, однако и по сей день идет интенсивная работа над тем, как сделать их еще легче, быстрее и надежнее. Началось все со снегоступов, с помощью нехитрых конструкций из ивовой лозы либо другого подходящего материала можно было передвигаться по глубокому снегу, не проваливаясь в него. Это - первая задача лыжи как таковой. Вторая - быстрое передвижение по этому самому снегу - скорее всего, была решена с помощью геометрии лыжи, перекочевавшей от санных полозьев. Впрочем, все могло быть и наоборот - дело не в истории, а в конструкции. А конструкция лыжи сочетает в себе три основных задачи - увеличение площади опоры стопы, чтобы в снег не проваливаться, скольжение по снегу одной лыжей и одновременное отталкивание от того же снега другой лыжей. Хитрость состоит в том, чтобы придать поверхности лыжи одновременно фрикционные и антифрикционные свойства. Остроумным решением было крепление на нижней поверхности лыжи жесткого направленного меха, пригибавшегося при скольжении вперед и не позволявшего скользить назад (скольжение назад называется отдачей лыжи). Однако такое решение давно устарело и теперь в беговых лыжах все решает геометрия. Мы схематично проиллюстрировали процесс:

Рис.1 Механика работы беговой лыжи

Пятка и носок лыжи являются скользящими частями, при движении разгруженной ноги вперед, на них приходится вся площадь опоры и примерно половина веса лыжника. Средняя часть или колодка, соприкасается с поверхностью снегового покрова только при полной нагрузке на ногу, что соответствует моменту отталкивания от снега. Как раз она и является фрикционным элементом лыжи, позволяющим оттолкнуться и предотвращающим откат. На самом деле, это разделение не догма, например в коньковых лыжах, о которых мы расскажем чуть ниже, вся поверхность лыжи является скользящей. Необходимый элемент лыжи - продольный желоб, проходящий через всю нижнюю часть. С его помощью достигается продольная устойчивость лыжи в движении.

Теперь о характеристиках лыж. Наиболее очевидная и, как кажется, первостепенная характеристика лыжи - её рост. Есть общепринятые формулы выбора ростовки - рост лыжника плюс 25-30 в случае классического хода (бега) и чуть короче, плюс 10-15 см в случае конькового. Однако это справедливо лишь на первый взгляд. Во-первых, эти расчеты наиболее справедливы для людей среднего роста, а во вторых, гораздо более важен показатель жесткости лыжи, а именно способность сохранять и правильно менять форму при соответствующих нагрузках. Вернемся к иллюстрации. Жесткость определяет возможность лыжи выдерживать примерно половину веса лыжника без соприкосновения колодки со снегом при скольжении и прогибаться до определенного состояния при полностью загруженной лыже, то есть в момент толчка. Выяснить жесткость лыжи можно несколькими способами. Первый и, на наш взгляд, самый оптимальный - воспользоваться специальным инструментом, флекстестером, состоящим из лыжного станка, динамометра и щупа порядка 0.2 мм толщиной. Такой инструмент должен быть в каждом серьезном спортивном магазине. Второй способ - проверить лыжи рукой. Бытует мнение, что сила кисти среднестатистического человека без спецподготовки равна как раз половине веса этого человека, следовательно, нужно просто сжать сложенную пару лыж рукой и провести между колодками листом писчей бумаги. Третий и чуть более сложный способ - провести том же листом под лыжей, лежащей на полу и соответствующим образом нагруженной. Соответственно, таким образом можно выяснить, будет ли выбранный экземпляр вести себя на лыжне как подобает, или покупка "порадует" тяжелым ходом или легким откатом. Есть, правда, хитрый ход - если веса и роста в достатке и подобрать пару по жесткости/росту затруднительно, то лучше брать более длинные лыжи, так как они, как правило, жестче и с ними проще попасть в нужные характеристики. Помимо длины, у лыж есть и второй линейный размер - ширина. Совместно они дают площадь опорной поверхности лыжи и, соответственно, удельное давление на снег. Немаловажное значение имеет материал изготовления лыж. Большинство производителей применяют комбинированные конструкции из полимерных материалов, дерева и пластика. Более дорогие модели включают в себя материалы из авиационной и космической промышленности. На самом деле, вопрос "Из чего сделаны лыжи" не влияет напрямую на их свойства и характеристики, он скорее определяет параметры их жесткости, веса и условий эксплуатации. Например, известная торговая марка Fischer "строит" свои изделия наподобие слоеного пирога, усиливая ячеистую структуру углеволокном и добиваясь при этом впечатляющего снижения веса.

Известно, что эксплуатация лыж и их ходовые свойства определяются не только тем, что приобретено в магазине, те есть самим изделием. Большая часть их параметров определяется и изменяется смазкой, наносимой на скользящие и не скользящие поверхности. А вот способность впитывать и удерживать смазывающие материалы на поверхности лыжи как раз зависит от материала изготовления. Как правило, скользящая смазка наносится на гладкую поверхность носка и пятки лыжи, а нескользящая - на пористую либо шершавую колодку. О смазках и их нанесении мы поговорим в отдельном материале, посвященном именно этому вопросу. Существует и такая разновидность лыж, как изделия с шершавой колодкой, скажем так, "ленивый вариант". Соответствующие поверхности таких лыж изначально имеют необходимые фрикционные свойства и (практически) не нуждаются в дополнительной подготовке.

Стоит заметить, что не всегда это можно назвать плюсом, однако для лыжных прогулок без гонок за рекордом такой вариант вполне может подойти.

Существенным моментом в выборе лыж является тип креплений, для которых они предназначены. О них - будет отдельная статья, но кратко все же остановимся. На сегодняшний день применяется три основных типа креплений для беговых лыж - "75 мм" или крепление за рант, SNS - система компании Salomon и NNN/NIS или от Rottefella (такие ставят Rossignol, Fischer и ряд других ТМ). Первые устарели морально и являются самыми доступными по цене, вторые и третьи - разработки двух разных производителей, между собой не совместимы.

В принципе, приобретая комплект одной торговой марки, промахнутся с типом креплений будет довольно сложно, чисто физически.

Поговорим теперь о разновидностях лыж. По типу хода лыжи делятся на классические и коньковые. Классические предназначены для обычного бега на лыжах, как правило, по накатанной лыжне. К ним в полной мере относится все сказанное и проиллюстрированное выше. Коньковые, или предназначенные для конькового хода, лыжи, несколько отличаются от классического варианта. Помимо различий в выборе ростовки, коньковые лыжиболее жесткие, чем классика.Однако найти подходящую трассу для конькового хода достаточно сложно, так как поверхность снега должна быть достаточно плотной и ровной. В свою очередь, найти "трассу" для классических лыж запросто можно в любом парке, сквере или лесном массиве, а при необходимости - пробить лыжню самостоятельно. Как правило, производители лыж делят свою продукцию на так называемые классы, или целевые группы. Иначе говоря, это изделия с различными характеристиками, подходящие для конкретных условий использования. Принято различать следующие типы беговых лыж:

Racing или гоночные лыжи. Самый быстрый и самый сложный тип лыж. Отличается малым весом и шириной при достаточно высокой жесткости. Требует специально подготовленной трассы и нацелен на рекорд. При этом есть очень четкое разделение по погодным условиям и ходу. Соответственно, этот тип лыж больше подойдет спортсмену, нежели любителю активного зимнего отдыха.

Active, Recreation, Fitness - в зависимости от производителя и его маркетинговой политики, эти лыжи можно назвать прогулочными, любительскими или, скажем так, тренировочными. Они достаточно демократичны и подходят большинству поклонников лыжни.

Back Country или туристические лыжи. Еще один совершенно отдельный тип лыж, предназначенный для лыжных походов по местам без какой либо подготовки вообще, то есть без лыжни. Лыжи этого типа имеют значительную ширину и, как следствие, низкое удельное давление на снег. Это, в свою очередь, позволяет комфортно передвигаться по снежной целине, насту или рыхлому снегу. Охотники, рыболовы и туристы чаще всего выбирают именно этот тип.

Резюме или "Выбираем лыжи".

Сезон на подходе и уже надо что-то решать? Вот один из подходов к выбору лыж: • Первым делом нужно четко представлять, как и где мы будем кататься. Есть еще вопрос "когда?", но выбор лыж, сообразуясь с температурой, влажностью, временем года и временем суток несколько выбивается из рамок этого материала и относится скорее к темам профессионального лыжного спорта. Все, что в принципе стоит однозначно уяснить - будем бегать быстро и по накатанной лыже/трассе, либо нас ждет неспешный променад между ёлками в снегу. От этого зависит тип лыж (см. выше) и это, вероятно, у Вас спросит продавец в первую очередь. Думаем и решаем. • Обретя понимание основного вопроса, стоит ответить на второй и не менее важный - количество дензнаков, с которым вы готовы расстаться. Ответить на него, скорее всего, придется уже в магазине. Стоит помнить, однако, что кроме лыж Вам придется приобрести ещё как минимум крепления, ботинки и палки, а в джинсах и дубленке на лыжах не особо погоняешь - костюмчик необходим. Так что планируйте бюджет комплексно. • Выбрав подходящую по типу и деньгам модель, "меряем" изделие - подбираем оптимальную длину и жесткость. Насчет роста уже говорилось выше - если габариты лыжника больше среднестатистических, то лучше брать с запасом по длине, легче попасть в нужную жесткость. Соответственно, о жесткости тоже говорили, в идеале у продавца должен быть флекстестер, самый простой вариант - лист бумаги и немного акробатики.

Итак, пара выбрана, что далее? А далее мы подошли к выбору креплений, лыжных ботинок и палок, а так же еще многого, о чем мы обязательно расскажем в соответствующих публикациях OKT.BY.

И напоследок. Обзоры моделей лыж и лыжного снаряжения вы можете найти здесь же, в разделе "Спортинвентарь" Портала для потребителя OTK.BY. Оставайтесь с нами и удачных покупок!

Текст: OTK.BY Иллюстрации: OTK.BY,официальный сайт FISCHER

WWW.OTK.BY

www.otk.by

Конструкции беговых лыж | Спорт как жизнь

Разнообразие конструкций коньковых лыж

Изготовители лыж используют разные технологии и старательно защищают их от конкурентов патентами. Кроме того, они имеют разное представление о том, что такое «идеальная лыжа». Это хорошо! Разные зимние условия требуют разных лыж.

Преимущество любителей

Любители не связаны контрактами, как профессионалы. Вас никто не заставит быть верными одной фирме! Ведь это просто неразумно. Пообщавшись в лыжной тусовке, можно выяснить назначение текущих моделей разных фирм. И сделать зрячий выбор. Вам позавидуют профессионалы.

Бывало, когда из вагона прощупанных в магазине пар новейшего Fisher не было ни одной «катучей». К сожалению, часто бывает, что не выбираешь лыжи на конкретные зимние условия, а прикидываешь, на какие условия может поехать данная пара. И иногда не хватает фантазии придумать назначение для некоторых лыж! Даже верхней модели. Они не поедут никогда! И в следующем году замечаешь, что модель заменена на более понятную, условия применения которой видны мгновенно. А название осталось прежним.У фирм первого эшелона бывают неудачные модели

Ещё одно наблюдение

Современные лыжные технологии подчас оцениваются грубо, «на вес». Чем легче лыжа, тем лучше. Однако, морозная конструкция лыжи – это длинная жёсткая балка, которая в принципе тяжелее короткой балки теплой конструкции, изготовленной по той же технологии. В гонке за весом производители начинают «забывать» о морозных лыжах. И «вспоминают» о них лишь тогда, когда очень хорошо освоят технологию. Спустя пару-тройку лет с начала её использования. Поэтому искать морозные лыжи среди старых, отработанных моделей оправдано. Наилучшая модель – не «революционная», а та, у которой менялась только раскраска лыжи нового сезона. Или всего лишь появлялась малозначимая дырка в носке.

Лыжи фирм второго эшелона

Peltonen, Karhu, Trab, Kneissl – вполне авторитетные торговые марки, иногда даже лидеры на локальных рынках. Эти фирмы не имеют больших рекламных бюджетов, но под этими марками можно найти очень хорошие лыжи с отличным пластиком скользящей поверхности (СП), таким же, как у верхних F, А, R и по привлекательной цене. Брать? Брать! Только верхние модели любого года. Но сначала внимательно смотреть, щупать. Брать ли лыжи фирм третьего эшелона? Нет! Обнаружите мягкий, дешёвый пластик, ужасный ворс на СП, который удастся вычистить как раз тогда, когда лыжа отработает свой короткий ресурс и продавится.

Оптимизация расходов

Совсем необязательно на каждые зимние условия иметь лыжи ТОП-уровня. Надо понять, когда это действительно необходимо. Морозные лыжи нереально найти среди вторых моделей, если только это не Fisher RCS. Среднеморозные лыжи определяют большинство ваших спортивных результатов и правильно, если это будут самые лучшие лыжи, но не обязательно новейшей модели. Теплые (плюсовые, водяные) лыжи не требовательны ни к плавности эпюры, ни к качеству пластика. На тёплых лыжах придётся бегать весной по шишкам и льду. Достаточно правильно подобрать жёсткость и тип эпюры.

Если вы весите не более 60 кг, у вас появляются дополнительные возможности. Под ваш вес можно брать более дешёвые лыжи, и есть шанс, что вы не продавите колодку за сезон. Можно «попасть» на необходимость циклёвки непритязательного пластика. Заодно и структуру нанесёте. (Крупную тёплую структуру лучше доверить накатке. Иначе можно получить стабильно «стоячие» лыжи.) В крайнем случае, обращайте внимание на верхние модели лыж Тиса (владелец Fisher), STS, Marpetti. Это уже настоящее минное поле. Увидите, что такое «лыжи винтом», «пластик волной», «ворс дыбом». Дешёвые лыжи пригодятся всем. Дело в том, что любые беговые лыжи, претендующие на скорость, абсолютно не предназначены для перемещения по глубокому снегу, для прокладки лыжни. Их надо беречь. Дешёвые лыжи позволят укатывать трассу без излишних переживаний. А гоночные лыжи правильно искать среди годовалых и старше верхних моделей Fisher, Atomic, Rossignol, Madshus, Salomon, Peltonen.

Оптимизация касается палок, ботинок, термобелья. Зачем вам дорогие сверхжёсткие палки на мягкой любительской трассе? Да, для палок важен баланс, он лучше у дорогих палок, но у дешёвых он тоже бывает хорош. Прежде чем покупать лыжные ботинки, рекомендуется их мерить. Почему бы не померить и дешёвые, например, ярославский «Spine»? Могут подойти! И карбоновая манжета не нужна! Манжеты из термопластика достаточно!

Термобельё, выставленное в крупном супермаркете, по сути не отличается от термобелья престижных марок. Да и делается на одних фабриках. Антибактериальная пропитка дорогого белья пропадает после стирки. А вы решили не стирать бельё? (Отличный вопрос! Ответы «да» и «нет» значат одно и тоже.)

Маркировка лыж может быть полезна на этапе предварительного отбора. Здесь вам пригодится информация о назначении моделей, собранная другими любителями. С подробностями, как-то: марка, год выпуска, warm/plus/cold, конструкция, структура, дополнительная информация на стикере спортцеха (если есть), оптимальные условия применения. Однако, маркировка лыж, даже спортцеховых, не полно отражает их свойства. А маркировка магазинных лыж способна только запутать. Начнём с того, что под одинаковой маркировкой выпускаются абсолютно разные лыжи. Часто разные лыжи бывают в одной паре! Их объединяют в пары на основе всего одного параметра! Оптимизм людей, покупающих лыжи через Internet, мне непонятен.

Проблемы при выборе лыж

Любители при выборе лыж не имеют возможности посмотреть эпюру, и вынуждены довольствоваться косвенными признаками. Часто выбор приходится делать среди «беспородных» лыж, без маркировки конструкции. Прежде всего, надо выбрать лыжи своей весовки. Дома есть старая удачная пара – надо запомнить её жёсткость при сжатии двумя кистями рук и в магазине не отвлекаться на лыжи не своей жёсткости. Потом отделяем морозные лыжи от плюсовых. Это две крайности в лыжестроении, разница видна сразу. У морозных лыж длинные, размазанные горбы давления, у тёплых – короткие. Многие лыжи имеют мягкие носок и пятку, что укорачивает длину горбов давления, делает лыжи более предрасположенными к теплу. Нет смысла искать среди таких лыж сильно морозные.

Длина колодки вперёд – важный параметр переднего горба эпюры. У лыж на воду она скорее длинная, горб соответственно, короткий (если ещё и носок мягкий), а значит, острый. У моих Atomic WC FL 10/11 warm колодка короткая, но длиннющий мягкий носок. Горб давления короткий. И у моих великолепных Rossignol X-ium S2 05/07 колодка вперёд относительно короткая, однако носок лыжи жёсткий – передний горб давления длинный, лыжи морозные (среднеморозные на практике). Продолжаем жать лыжи руками, наблюдая, как при плавном увеличении усилия сгибаются задники. Плюсовая лыжа быстро начинает гнуться близко к колодке. Эпюра типа С. У правила есть исключение – жёсткая для вас пара с эпюрой ВС тоже будет иметь короткие горбы давления, тоже может оказаться плюсовой. Морозная лыжа сгибается более равномерно с задних концов до края колодки, похоже на смыкание половинок ножниц. Носок и пятка лыж на сильный мороз должны быть жёсткими. Правильный Fisher Hole 115-й конструкции такой. Эти лыжи как минимум среднеморозные.

Нужен некоторый опыт, который приобретается при ручном сравнении лыж, свойства которых проверены на снегу. Такое сравнение позволяет отделить морозные лыжи от плюсовых. Однако таким примитивным методом отделить среднеморозные лыжи от морозных слишком сложно. Остаётся добавить, что найти морозные лыжи под свой вес – огромная удача.

Скользящая поверхность

Какой пластик стоит на СП? Скользкий/нескользкий? На СП могут ставить полиэтилен низкого (ПНД) и высокого (ПВД) давления. На топовых лыжах всегда ПВД. Его спекают из порошка под давлением. Такую СП называют спечённой, синтезированной. На юниорских чаще применяют ПНД. Его выдавливают из расплава через щель – фильеру. Процесс называется экструзией. Полиэтилены по-разному обозначаются, например P-TEX2000 (ПНД), P-TEX4000, Bi 5000 (ПВД). Чем больший индекс имеет пластик (2000, 4000, 5000), тем он более твёрдый. Однако, он более дорогой, при изготовлении лыж его труднее обрабатывать. Отличить СП лыж из ПНД от лыж с ПВД просто: желобок на СП из ПНД вырезают, а из ПВД выдавливают. Т.е., в желобке СП из ПВД нет продольных следов режущего инструмента, его края более пологие, чем на СП из ПНД. На первый взгляд поверхность из ПНД может выглядеть очень привлекательно, может быть покрыта красивой структурой, но желобок всё покажет. ПНД более склонен к образованию ворса при обработке, хуже держит смазку. Однако, многие обладатели дорогих лыж не подозревают о том, что своим неаккуратным обращением с утюгом давно заплавили СП, ПВД в поверхностном слое приобрёл свойства ПНД. Ничего, ездят. У меня есть пара лыж с ПНД, которая великолепно скользит в определённых погодных условиях. Для этих условий подходит эпюра. А эпюра – это главное!

Бывает пластик, который плохо смачивается парафином, он предназначен для плюсовой температуры и марафонов, когда любая смазка может только повредить, набрав грязь или когда нет надежды на то, что смазка продержится достаточно долго. Такой пластик ставят на Rossignol Zynex – четвёртую сверху модель. Хорошие, прочные лыжи.

Об установке креплений

Инструкциями рекомендуется устанавливать крепления таким образом, чтобы ось вращения ботинка совпадала с центром тяжести лыжи. На мой взгляд, такое совпадение необязательно. Линия баланса имеет мало отношения к механическим свойствам лыжи. У лыжи может быть мягкий носок, но жёсткая пятка. Как распределить вес лыжника? Fisher облегчил носок своей модели Hole, оставив пятку прежней. И что с балансом? Ведь это не просто 5 грамм, а 5 грамм на конце лыжи! Максимальный рычаг. А как относиться к тому, что у креплений NNN ось смещена относительно носка ботинка на 10 мм, а у последних SNS RS-17 аж на целых 17?! И что, их можно ставить одинаково со старым SNS? У ботинок Salomon манжета Energizer позволяет лыжнику как бы откидываться назад, дополнительно нагружая пятку. Это надо учитывать! В зависимости от размера ботинка, системы креплений… установка креплений должна отличаться. Есть связанная с балансом проблема: курсовая устойчивость лыжи. Неустойчивость может проявляться при отталкивании и при скольжении на одной ноге. Носок лыжи при отталкивании не должен сильнее цепляться за трассу, чем пятка. И если пятка лучше кантуется, чем носок, то лыжа будет также неустойчивой. Т.о., если на плотной трассе лыжа идёт в боковое смещение (проскальзывает при толчке), то лучше пусть это происходит с лыжей целиком. Подруливающие усилия лыжника не должны быть большими. Точка бокового баланса – это точка равенства моментов сил, действующих на носок и пятку лыжи при боковом отталкивании, при нулевом подруливании ногой, «ловится» только экспериментально. В этом одна из прелестей NIS-платформы. Легко переставлять крепления. Боковой баланс важен на плотнойтрассе. Особенно кочковатой любительской. И для жёстких «тёплых» лыж с короткими горбами давления.

На мягкой трассе возможна проблема с крутизной передних склонов горбов давления. Лыжа слишком резко подминает снег, тормозит. К сожалению, всё это можно прочувствовать только в процессе обкатки лыжи. Часто по результатам обкатки приходится переставлять крепления. Перестановка креплений позволяет сделать лыжи более устойчивыми, мягкие лыжи чуть жёстче, а жёсткие мягче. При этом новая точка установки креплений не имеет никакого отношения к весовому балансу лыжи! Он просто где-то рядом. Современные коньковые крепления не позволяют лыже свободно болтаться вокруг оси ботинка, положением лыжи навесу управляют флексоры или пружина, весовой баланс неважен!

Тестирование лыж

Самым точным способом понять назначение лыж является испытание на лыжне. Правильно сделанная лыжа обязательно должна поехать в своих особых зимних условиях, может быть, не в одних. И не просто поехать, а поехать лучше всех. Хорошо ещё сузить специализацию лыж, нанеся правильную структуру, подобрав место установки креплений. Катит связка эпюра-структура-смазка, надо подогнать все компоненты друг к другу. Такие лыжи самые скользкие. Универсальных лыж не бывает. Бывают плохо сделанные лыжи, средненько едущие всегда. На универсально плохо скользящих лыжах у вас нет шансов получить необходимые технические навыки. Почаще сравнивайте скольжение ваших лыж в разных условиях, выявляйте их специализацию.

Допустим, все ваши лыжи не подходят под текущую погоду, рассмотрим два варианта: 

Настройка лыж

1. Погода теплее той, на которую предназначены лыжи. 2. Холоднее.

Диапазон лыж (определяется эпюрой) можно сдвинуть на тепло, нанеся накаткой крупную структуру поверх имеющейся. На холод можно сдвинуть, примяв или сциклив структуру.

Смазка тоже изменяет скольжение. Собственно, нанося на не подходящие по погоде лыжи, смазку, соответствующую погоде, вы уже подстраиваете лыжи. Надо делать поправку на то, как плотно снег прилегает к лыже при движении, насколько он пористый для образующейся воды. Чем более свежий, менее трансформированный снег, тем холоднее нужна структура. Более гладкая, чем следует, исходя только из температуры. А на старый снег нужна более тёплая структура. Т.о., свежий снег делает условия скольжения как бы холоднее, требует более холодной структуры, смазки.

На основе данных о температуре и состоянии снега можно немного подстроить лыжи по погоде. Но из тёплых лыж нельзя сделать морозные!

Последнее время все сходятся во мнении, что скольжение лыж в наибольшей степени зависит от их эпюры. А уже потом от структуры и смазки. Так почему любители считают, что можно обойтись всего одной парой лыж, но при этом покупают множество разных парафинов? Где логика?

Удачного выбора на старте!

sportaslife.ru

Лыжная подготовка

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М.Шукшина»

Н.С.Дочилова

Методические рекомендации

для учителей физической культуры

Бийск

БПГУ им. В.М.Шукшина

2006

БК

Печатается по решению методического совета

кафедры физического воспитания

Бийского педагогического государственного университета

имени В.М.Шукшина

Научный редактор:

Рецензенты:

Дочилова, Н.С.

Лыжная подготовка: методические рекомендации для учителей физической культуры/ Н.С.Дочилова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.М.Шукшина, 2006. – 24 с.

БПГУ им. В.М.Шукшина, 2006.

Дочилова Н.С., 2006.

Содержание

Введение

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания учащихся и студентов нашего региона.

В задачу лыжной подготовки входит обучение учащихся и студентов основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение элементарных знаний, умений и навыков, связанных с пользованием лыжами.

Задача данной методической разработки – указать теоретические сведения по методике обучения лыжным ходам, о правилах выбора, хранения и ремонта лыжного инвентаря и, таким образом, помочь учителю физической культуры на занятиях по лыжной подготовке.

Глава 1. Лыжный инвентарь: его выбор, уход и хранение.

Лыжи в зависимости от их назначения делятся на гоночные, слаломные, прыжковые и охотничьи. В настоящее время выпускаются лыжи 2-х видов – деревянные и пластиковые.

Начальное обучение технике ходьбы на деревянных лыжах проще, чем на пластиковых. Пластиковые лыжи легки, обладают большой эластичностью и во много раз прочнее деревянных. При использовании пластиковых лыж в оттепель мазью смазывается лишь участок в 25-30 см под грузовой площадкой лыжи. Остальная часть покрывается парафином, отлично скользящими по лыжне и практически не загрязняющимися. Скольжение лыж сохраняется почти неизменным на протяжении всей дистанции.

Клееные лыжи легче, эластичнее и значительно прочнее чем сделанные из цельного куска дерева.

Если лыжу положить на твердую поверхность и посмотреть сбоку, то можно увидеть, что средняя часть ее выгнута вверх. Это так называемый весовой прогиб. Он предназначен для того, чтобы при передвижении вся нижняя поверхность лыж, прогибаясь под действием веса лыжника, равномерно давила на снег. Величина весового прогиба каждой лыжи не должна превышать 2-3 см.

По середине скользящей поверхности лыж тянется желобок полукруглой формы; его назначение – способность прямолинейности движения и препятствовать соскальзыванию лыж в стороны.

Носок лыжи загнут кверху. Такая его форма препятствует зарыванию лыжи в снег и помогает выходу её на поверхность во время движения по целине.

Задний конец лыжи несколько утолщен, приподнят кверху и слегка закруглен. Это облегчает прохождение неровностей, встречающихся на лыжне.

На середине лыж, несколько ближе к заднему концу их, имеется грузовая площадка – утолщенная часть лыжи, на которую устанавливается крепление и ставится нога при ходьбе.

1.1. Как выбрать лыжи

Прежде всего, лыжи выбираются по длине. Длину гоночных или прогулочных лыж выбирают так: ставят их вертикально, поднимают руку вверх, если конец лыж достигает середины ладоней - размер соответствует росту. Лыжи для конькового хода должны быть на 5-10 см короче.

При выборе особо нужно обратить внимание на эластичность и гибкость лыж. Как уже было сказано, стандартные гоночные лыжи имеют весовой прогиб 2-3 см. каждая. Соответствие весового прогиба весу лыжника определяют так: обе лыжи скользящей поверхностью прикладывают друг к другу и, взяв их за грузовые площадки, сжимают одной рукой. При среднем усилии руки, скользящие поверхности лыж должны сойтись. Отсутствие или недостаточность весового прогиба приводят к неравномерной загрузке скользящей поверхности, лыжи будут скользить главным образом средней частью, быстрее будет сходить с них мазь и изнашиваться средняя часть. При слишком большом весовом прогибе лыжи скользят в основном концами, что приводит к ухудшению скольжения и неравномерному износу скользящей поверхности.

Выбирая лыжи, нужно особое внимание уделять качеству древесины, из которой они сделаны. Совершенно недопустимы сучки на скользящей поверхности, что служит очень быстрой поломке лыж. Так же смотрят, не имеют ли они перекосов и искривлений. Эти недостатки легко обнаруживаются на глаз. Для этого лыжу держат скользящей поверхностью вверх, кладут поперек концов ее карандаш или тоненькие брусочки и смотрят вдоль лыжи. В таком положении карандаш или брусочки должны быть параллельны. Если этого нет, лыжи перекошены. Далее, убрав карандаш, смотрят на форму желоба. У лыж правильной формы он идет по прямой линии. Если же он отклоняется в ту или иную сторону, лыжа имеет боковое искривление, это трудно исправить и такие лыжи брать не следует.

Лыжные палки подбирают довольно просто, длина их должна доходить до подмышек, штыри палок должны быть достаточно острыми и удобные ременные или синтетические петли для рук.

1.2. Уход за лыжами и хранение

При правильном и бережном уходе лыжи сохраняются на много дольше.

Лыжи обычно хранят в сухом и прохладном помещении, на пирамидах, стеллажах. Дома лыжи желательно хранить в распорках в вертикальном положении.

Для сохранения скользящей поверхности деревянные лыжи один-два раза в год пропитывают смолой. Первая просмолка делается сразу после покупки лыж. У просмоленных лыж лучше сохраняется древесина, ровнее ложится и крепче держится мазь. Для просмолки лыжи предварительно очищают от пыли, прогревают паяльной лампой и намазывают горячей смолой хвойных пород дерева или, в крайнем случае, лыжной оттепельной мазью, содержащей большое количество смолы. Намазанные смолой лыжи прогревают до появления пузырьков, и пока смола не впитается в древесину, нельзя допускать ее горение. Процедура намазывания и прогревания повторяется, пока лыжи не перестанут впитывать смолу, протирают тряпкой и ставят в пирамиду.

1.3. Установка лыжного крепления

Прежде всего, необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой. Крепление должно быть установлено так, что бы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести назад на расстоянии 1-1,5 см.

Самое простое правило, применяемое для всех лыж - носок ботинка должен быть на линии центра тяжести. Некоторое смещение допустимо только заднику лыжи.

Перед установкой крепления вдоль грузовой площадки лыжи нужно провести среднюю линию. То же самое сделать и на ботинке. Затем на ботинок надевают крепление и ставят на лыжу и точно совмещают их средние линии. Снимают ботинки и шилом намечают на грузой площадке отверстие для шурупов. Затем сверлом делают отверстие. Диаметр должен быть меньше диаметра шурупа примерно на миллиметр. При завертывании шурупов их смазывают для прочности клеем БФ или эпоксидной смолой.

studfiles.net

Преодоление неровностей | Техника горнолыжного спорта

Склоны, на которых катаются любители, тренируются и соревнуются спортсмены, всегда имеют переменный рельеф и достаточное количество различных неровностей. Очень трудно сохранить равновесие, если не знать, как преодолеть их. Все неровности можно объединить в четыре группы: выкаты, спады, одиночные бугры, серии бугров и впадин.

Выкат — переход от крутого склона к пологому. Здесь нередко теряют равновесие из-за большой перегрузки и, как следствие, торможения лыж. При прохождении ярко выраженного выката возникает короткое, но очень сильное сверхдавление, которое может привести к потере равновесия и падению вперед. Задача лыжника — уменьшить это сверхдавление уступающим сгибанием ног, для чего при подходе к выкату необходимо несколько выпрямить ноги, а при прохождении его уступающим движением ослабить возникающее сверхдавление и силу торможения лыж. Уступающее сгибание ног позволит сохранить и перпендикулярное положение к склону при переходе на пологий участок. Величина уступающего сгибания зависит от крутизны выката и скорости спуска. Чем они больше, тем быстрее следует сгибать ноги. Очень часто теряют равновесие и падают на спину те лыжники, которые сильно откидываются назад при выезде на пологий участок. В этом случае очень трудно выполнить уступающее сгибание ног, и оно переходит в простое сгибание. В результате лыжника силой давления сажает на лыжи.

Спад — это переход к более крутому склону. Резко выраженный спад может оторвать лыжника от склона, и ему придется лететь по воздуху. Чем выше скорость спуска, тем больше длина полета. Более крутой участок не бывает достаточно длинным, и поэтому приземление может произойти уже после нового выката на пологом склоне, что, как правило, вызывает падение. Чтобы этого не произошло, полет должен быть как можно короче.

Для сохранения перпендикулярного положения к более крутому склону необходимо при прохождении спада подать туловище вперед—вниз. Для уменьшения длины полета следует выпрямиться, не доезжая до перегиба и, энергично поджав ноги, принять положение группировки. Оно очень похоже на стойку готовности, которую вы изучали в первый день занятий, только ноги согнуты больше. Это положение принимают для того, чтобы не удариться лыжами о край перегиба, ведь группируются за полтора-два метра до него. Если скорость высока, а спад короткий, этого недостаточно. Необходимо уйти в воздух значительно раньше. Для этого не просто выпрямляются, а выполняют прыжок вверх и в верхней точке принимают положение группировки. Это позволяет значительную часть полета выполнить до перегиба и приземлиться на крутом участке, где сила удара о снег небольшая и легко сохранить равновесие. Такой прием называют опережающим прыжком.

Одиночный бугор. Если простого сгибания ног для амортизации удара при наезде на бугор недостаточно, то выполняется опережающий прыжок, как и при преодолении спада. Перед приземлением за бугром для амортизации удара слегка выпрямляют ноги.

Ряд бугров и впадин, следующих друг за другом, можно проходить, последовательно выполняя опережающие прыжки. Пролетев над намеченными буграми и впадинами, приземляются на дальнем склоне последнего бугра. Точность движения определяет равновесие лыжника при спусках по бугристой трассе, а этого можно добиться только большим количеством тренировок. Поэтому не следует решаться на спуски по сложным склонам, пока не отработаны способы преодоления неровностей. Постепенно увеличивая скорость, осваивайте опережающий прыжок, привыкайте к нахождению в воздухе, развивайте глазомер, чтобы как можно точнее определять место отталкивания для разных скоростей спуска, позволяющее не зацепиться лыжами за край перегиба.

Вот вы и изучили основные приемы техники горнолыжного спорта. Однако рассматривайте это только как начало вашего совершенствования в горных лыжах. Оно бесконечно. Можно продолжать совершенствоваться в прямолинейных спусках, способах преодоления неровностей и технике выполнения поворотов большого радиуса, и вы увлечетесь скоростным спуском и супергигантом. Совершенствуясь в поворотах малого и среднего радиусов, вы приобщитесь к слалому и слалому-гиганту. А если вам понравились соскальзывания, то займитесь лыжной акробатикой — фристайлом. Мы же остановимся на вопросах тренировки в трех видах горнолыжного спорта: слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске.

www.offsport.ru


Смотрите также