Повороты на параллельных лыжах. Внешняя лыжа


Использование внутренней лыжи

Я решил предложить посетителям «Тренерской» главу из моей книги, публикация которой планируется в России в обозримом будущем. Эта глава была опубликована в журнале «Горные Лыжи» за январь 2004. Просматривая различные конференции и отвечая на вопросы посетителей нашего сайта, я понял, что вопрос правильного использования внутренней лыжи представляет интерес и решил выложить эту главу на сайте до выхода книги.

Книга непременно выйдет, но в данный момент мы решаем вопрос со спонсорами издания и с размещением рекламы. Приглашаем принять участие в этом проекте всех желающих. Итак:

Использование внутренней лыжи.

Активное использование внутренней лыжи, безусловно, является важным элементом современной техники. Если ведение дуги с помощью внутренней лыжи раньше использовалось лишь в скоростном спуске, то сейчас оно является одним из ключевых аспектов техники и слалома и слалома-гиганта. Я считаю, что это очень важный элемент техники, заслуживающий более детального рассмотрения. Сразу оговорюсь, что в целях наглядности, буду рассматривать использование внутренней лыжи на примере поворотов слалома-гиганта. Однако всё ниже сказанное практически в полной мере относится и ко всем остальным дисциплинам.

Прежде всего, хочу отметить, что техника использования внутренней лыжи весьма часто неправильно преподносится многими инструкторами и тренерами. Это в свою очередь вызывает её неправильное понимание и применение юниорами. Наиболее распространённой ошибкой тренеров является метод обучения технике, при котором спортсменам рекомендуется «всё время стоять равномерно на двух лыжах». Некоторые тренера называют эти повороты «ездой по рельсам» и считают, что это и есть современный резаный поворот. Особенно легко это получается на коротких юниорских лыжах или на лыжах для слалома. Полагаю, что все видели юниоров выполняющих повороты в статичной широкой стойке и напоминающих громоздкие сани с полозьями или гусеничный трактор средних размеров. Как правило, на гладком склоне средней крутизны такие спортсмены оставляют после себя два параллельных и непрерывных резаных следа одинаковой глубины изображённых на рис 1

И сами юниоры и их тренера весьма ошибочно принимают такое катание за динамичные резаные повороты. Эта иллюзия весьма быстро рассыпается в прах даже при переходе на более крутой склон. О том, что равномерно стоящие на двух лыжах спортсмены не могут продемонстрировать ничего более или менее сносного на трассе и говорить не приходится. Юниоры просто заваливаются на внутреннюю лыжу и теряют давление на внешней. Естественно, что как минимум часть дуги оказывается смазанной. Даже при неплохой общей сбалансированности, входя в поворот с соотношение давления на лыжах 50х50, спортсмен имеет крайне небольшие шансы на успешное выполнение чистой дуги поворота. Это может работать, но лишь в отлогих поворотах на весьма пологом склоне.

В чём же заключается причина неудачи такого подхода к современной технике? Прежде всего в том, что и тренера и спортсмены просто слепо копируют технику звёзд, которые на многих фотографиях, как правило схваченных у флага, чётко ведут дугу на обеих лыжах. Более того, зачастую виден даже явный прогиб внутренней лыжи. Удачным примером такой фотографии может служить данное фото :

Дидье Куш

На этой фотографии изображён Дидье Куш, выполняющий поворот слалома-гиганта. Бесспорно, что внутренняя лыжа загружена и даже слегка прогнута. Однако не стоит забывать что это лишь единичный кадр, отображающий завершающую часть дуги поворота.

Как же используют внутреннюю лыжу спортсмены высокого класса?

В предыдущих разделах уже отмечалось, что ведущие спортсмены, в среднем, поддерживают соотношение давления на внешней лыже к давлению на внутренней 80:20 в слаломе-гиганте и 70:30 в слаломе в начальной стадии поворота. Далее это соотношение меняется в процессе резания дуги поворота. Обычно поворот начинается над линией падения склона с почти 90% давления на внешней лыже. По мере входа в линию падения склона внутренняя лыжа начинает нести бóльшую нагрузку, не только помогая поддержанию бокового равновесия, но и активно участвуя в резании дуги.

Условно разобьём дугу поворота на три фазы:

Фаза 1 Начало – часть дуги над линией падения склона

Фаза 2 Середина – часть дуги вырезаемая в линии падения склона. Нужно отметить что эта фаза, как правило, наиболее короткая.

Фаза 3 Завершение – это часть дуги, начинающаяся сразу после прохождения ворот.

Именно в начале фазы 3 и запечатлён Куш на фото выше.

Полагаю вполне очевидно, что соотношение длины фаз зависит от крутизны склона и от формы поворота. Чем круче склон и круглее поворот, тем короче последние две фазы. В случае с отлогим поворотом на пологом склоне длина фаз может быть одинаковой. Именно в этом случае давление на лыжи может поддерживаться в соотношении близком к 50х50 почти на всём протяжении поворота. К сожалению, это лишь частный случай, который ошибочно берется некоторыми тренерами за основу современной техники использования внутренней лыжи.

В обычных поворотах на склоне средней крутизны я бы условно выделил распределение давления по фазам поворота следующим образом:

Внешняя лыжа Внутренняя лыжа

Фаза 1 80% 20%

Фаза 2 65% -70% 35% — 30%

Фаза 3 50% — 60% 50% — 40%

Хочу отметить, что в завершающей стадии фазы 3 соотношение может меняться в сторону бóльшего давления на внутренней лыже, условно скажем 60%x40%. Это весьма тонкий момент, который будет рассмотрен чуть ниже.

Вполне очевидно, что это весьма условное разбиение. Перераспределение давления должно происходить плавно и постепенно по мере продвижения по дуге поворота. Это весьма наглядно демонстрирует один из моих бывших подопечных, молодой канадский спортсмен Жульен Кузино, заснятый на тренировочной трассе слалома-гиганта .

Жульен Кузино

На данной раскадровке чётко видно, что спортсмен удерживает обе лыжи в непрерывном контакте со склоном, как на протяжении дуги поворота, так и в фазе сопряжения дуг. Однако я осмелюсь предположить, что оставляемый им на снегу след существенно отличается от следа юниора изображённого на рис 1. Схематично я бы изобразил след данного спортсмена таким образом, как это показано на рис 2 .

Именно к подобным следам на снегу должны стремится спортсмены в свободном катании на склоне средней крутизны. Я уже отмечал и повторюсь здесь, что внимательное изучение вырезанных на склоне дуг поворотов является неотъемлемой частью процесса постановки техники.

Рассматривая следы оставляемые спортсменами высокого уровня можно легко заметить утолщение или углубление следа внутренней лыжи в конце дуги буквально перед началом следующего поворота. При более внимательном рассмотрении следов можно так же заметить, что в завершающей части следы лыж начинают постепенно сходится. Чем же это вызвано?

Вернёмся к раскадровке Кузино. Спортсмен выполняет полный законченный поворот на относительно крутом склоне. Форма поворота задается трассой с широким горизонтальным разводом ворот, что явно видно на данной фотографии. Нужно отметить, что подобная постановка трасс весьма типична в современных горных лыжах. Итак, вырезая круглый законченный поворот, спортсмен оказывает большее давление на внешнюю лыжу. Естественно что это вызывает и больший прогиб внешней лыжи на протяжении всего поворота. Этим объясняется схождение следов. Однако такого схождения следов можно и избежать путём более активного ведения внутренней лыжи. Этому элементу тоже учат некоторые тренера и инструктора. Я глубоко убеждён, что это просто надуманный элемент техники. Активное «руление» внутренней лыжи приводит к излишнему скруглению завершающей части дуги поворота. Даже абсолютно чисто вырезая такие дуги, спортсмен всегда будет терять скорость.

Для поддержания максимальной скорости при выполнении поворотов необходимо спрямлять выход из поворота придавая дуге форму «ускоряющей запятой». Именно для этого используется большая загрузка внутренней лыжи в завершающей стадии фазы 3.

Посмотрим, как справляется с этой задачей Жульен Кузино.

Жульен Кузино

Спортсмен демонстрирует перенос веса на внутреннюю лыжу на самом первом кадре. Это позволяет ему своевременно выйти из дуги поворота задаваемой внешней лыжей. Ещё более наглядно это видно на двух последних кадрах. Внимательно присмотревшись можно заметить, что на кадре у флага внешняя лыжа направлена более поперек склона чем внутренняя. В этой ситуации своевременный перенос веса на внутреннюю лыжу позволяет спортсмену зайти в следующий поворот по правильной траектории. Немного запоздав с переносом веса, спортсмен излишне продвинется поперёк склона и наберёт лишнюю высоту для захода в следующие ворота. Слишком ранний перенос веса на внутреннюю лыжу чреват излишне прямым заходом и неизбежной корректировкой траектории ведущей к торможению. В данной ситуации спортсмен делает всё вполне своевременно и постепенно переносит вес на внутреннюю лыжу где-то в промежутке между двумя последними кадрами. Великолепно иллюстрирует использование внутренней лыжи и следующая раскадровка.

фото Рон ЛеМастер

На ней изображён Хёрман Майер, выполняющий поворот слалома-гиганта на экстремально крутой трассе Кубка Мира в Бормио (Италия). Наибольший интерес с точки зрения использования внутренней лыжи представляют последние два кадра. Второй кадр снизу отображает завершающую часть фазы 2. Лыжи вырезают часть дуги непосредственно в линии падения склона. Выгнутая в дугу внешняя лыжа говорит о том, что на неё приходится существенно большая часть веса. Внутренняя лыжа загружена, но почти не прогнута. Можно с уверенностью сказать, что соотношение давления на внешней лыже к внутренней составляет как минимум 70% на 30%. На столь крутом склоне оно вполне может быть выше обычного и доходить до 80% на 20%. Легко заметить что давление приложено к середине внешней лыжи. К началу фазы 3 (последний кадр) давление смещается к заднику внешней лыжи.

При этом спортсмен увеличивает давление на язык внутреннего ботинка, тем самым больше загружая переднюю часть внутренней лыжи. Таким образом происходит перенос веса с задника внешней лыжи на переднюю часть более прямо идущей внутренней. Соотношение давления в этой стадии близко к 60% на 40%. Перенос веса будет завершён к моменту выхода из фазы 3, где давление изменится к 60 на 40 в пользу внутренней лыжи. Таким образом к моменту начала новой фазы 1 спортсмен оказывается в перецентрованном положении над передней частью новой внешней лыжи.

Надеюсь, что техника использования внутренней лыже вполне ясна. Очевидно, что она существенно отличается от просто равномерной загрузки обеих лыж. Полагаю, что важность правильного использования внутренней лыжи сомнений не вызывает. Остаётся выработать правильный подход к обучению этому элементу техники.

Если внимательно последить за техникой некоторых лидеров на Кубке Мира, можно заметить что они слегка приподнимают внутреннюю лыжу для входа в поворот. Безусловно, что при этом спортсмены входят в поворот с соотношением давления 100% на внешней к нулю на внутренней лыже. Это существенно помогает избегать завала на внутреннюю лыжу в первой фазе поворота. Подобная техника характерна в основном для спортсменов старшего поколения таких как, например, Эберхартер, Амодт и Майер. Они с детства привыкли поднимать внутреннюю лыжу и продолжают использовать этот приём в сочетании с современной техникой. Однако более молодые спортсмены, овладевшие современной техникой в юниорском возрасте, стремятся держать обе лыжи в постоянном контакте со снегом, как это демонстрирует Жульен Кузино. При прочих равных условиях такая техника ведёт к более плавному резанию дуги и к бóльшей скорости. Именно этой технике и следует обучать юниоров. Тем не менее, вовсе не стоит пренебрегать и наработками опытных спортсменов. Я глубоко убеждён что упражнения на вход в поворот с подниманием внутренней лыжи являются основой, с которой нужно начинать работу над правильной техникой использования внутренней лыжи. При этом очень важно обращать внимание, как на правильный подъём лыжи, так и на механику постановки внутренней лыжи на снег и её закантовку. Для этого я предлагаю использовать весьма простое упражнение. Заключается оно в следующем: по завершении фазы 3 и начале фазы 1 следующего поворота, спортсмен выпрямляет внешнюю ногу и при этом сгибает внутреннюю таким образом, что колено подтягивается вверх и бедро идёт параллельно склону. Обе лыжи ведутся параллельно, только внешняя находится на снегу, а внутренняя в воздухе. Носки лыж должны быть примерно на одном уровне. Таким образом, спортсмен оказывается в характерном для второй фазы поворота положении гиперсгибания (предпоследний кадр на раскадровке Кузино) с вытянутой внешней и сильно согнутой внутренней ногой. Далее спортсмен начинает заклон в направлении центра поворота. При этом наружный кант внутренней лыжи касается склона примерно в начале фазы 2. Это происходит как раз в тот момент, когда в обычном повороте должна начинаться загрузка внутренней лыжи. При правильном выполнении данного упражнения спортсмен явно утрирует сгибание внутренней ноги и перенос веса. След оставляемый лыжами при правильном выполнении этого упражнения должен выглядеть как

след на рисунке 3

Одной из разновидностей данного упражнения является вариант его выполнения, при котором носок внутренней лыжи придерживается немного сзади в момент касания канта со склоном. Это позволяет избегать излишне ранней продольной разножки. Комбинация этих упражнений и обычных поворотов с обеими лыжами на снегу позволяет прочувствовать правильное использование внутренней лыжи. Убеждён что понимание этого элемента современной техники необходимо тренерам на любом уровне.

youcanski.com

SkiExtreme.ru - горнолыжный портал | Внешняя лыжа или внутренняя?

На какую лыжу мы должны переносить вес - на внешнюю или внутреннюю - часто обсуждаемая тема среди инструкторов и их учеников. Вы можете услышать о конкретных процентных соотношениях распределения веса, например: 90% и 10%, 65% и 35% и т.д. Возможно, это неплохой способ объяснить идею или ощущения, но являются ли такие советы, основанные на процентах, хорошим объяснением того, как контролировать давление, катаясь на горных лыжах?

Начнем с того, что человек, на самом деле, может четко различить только соотношения 100% / 0% и 50% / 50%. Все, что находится между этими значениями, очень трудно регулировать во процессе катания. Рассуждая о точных цифрах, вам нужно представлять, что тело состоит из разных частей (ноги, руки, туловище, голова), которые и составляют проценты от веса тела в целом. Например, одна нога составляет 15% от общего веса тела, значит, если ваши лыжи находятся на снегу, то у вас как минимум по 15% веса на каждой лыже. Это уже исключает возможность 100% / 0%. Поэтому такие соотношения не очень точны. На самом деле, лыжник не сбалансирован, пока он не расположил свой центр масс (ЦМ) на/над закантованной лыжей, будь она внешней или внутренней.

Давайте, чтобы не запутаться, выделим в этой теме два типа катания:

  • Медленное катание на подготовленном склоне (повороты с проскальзыванием и карвинг)
  • Быстрое катание на подготовленном склоне (чистый карвинг)
Медленное катание

Катаясь на небольшой скорости, опытный лыжник может делать практически что угодно, и все ему сойдет с рук, так как в таком катании нет воздействия на него больших сил. Мы все можем во время спуска поднимать внутреннюю или внешнюю лыжу и оставаться в равновесии за счет мышечных усилий. Тем не менее, я думаю, все согласятся, что лыжник должен быть сбалансирован на внешней лыже, чтобы поворачивать эффективно. Когда я выполняю базовые повороты на параллельных лыжах, могу точно сказать, что независимо от того, на снегу моя внутренняя лыжа или поднята, я всегда сбалансирован на внешней лыже. При этом ни за что на свете я бы не мог назвать точное соотношение распределения давления на внешней и внутренней лыже. Но, думаю, объясняя ученикам, что весь вес должен быть на внешней лыже, все представляют, как это, и скорее всего получат результат.

Баланс на внешней лыже (на небольшой скорости) - важная составляющая любого поворота, настолько, что некоторые организации верят, что больше ничего и не нужно. Некоторые другие организации верят, что вес должен быть на внутренней лыже. Несмотря на то, что мы (как лыжники) можем кататься и так и так на небольшой скорости, я думаю, для наших учеников балансировать на внутренней лыже сложнее. Загруженная внутренняя лыжа приводит к срыву внешней, проблемам с ротацией корпуса и закантовкой (это основные трудности). В общем, когда лыжник выполняет поворот медленно, он должен быть в правильной стойке, должен приложить к лыже вращающую ее силу (используя только ноги), наклонять лыжу, ставя ее на кант (для сцепления) и выполнять сгибание по ходу поворота для лучшего баланса на внешней лыже. Совмещение этих движений в результате приведет к Базовой Позиции или к ангуляции, что мы все считаем признаком хорошего катания. Без баланса на внешней лыже вращение лыжи и сцепление становятся труднодостижимыми. Также, балансировать на внешней стороне стопы сложнее, чем на внутренней стороне стопы.

Быстрое катание

В катании на большой скорости участвуют бОльшие силы, и это означает, что мы должны понимать физику поворота, чтобы обсуждать баланс на внешней или внутренней лыже. Многие люди сосредотачиваются на движении, которое мы делаем, чтобы надавить на внешнюю лыжу, тогда как на большой скорости та сила, которую мы создаем мышцами, очень мала по сравнению с центростремительной силой, возникающей в повороте.

Проще говоря, чтобы оставаться в равновесии при воздействии этих сил, лыжник должен спозиционировать свой центр масс (ЦМ) и кант лыжи точно против центростремительной силы, которая давит на него со стороны скользящей поверхности лыжи. Это означает, что решение нажать, надавить или толкнуть какую-то лыжу мало на что способно повлиять (особенно в той части поворота, когда действие внешних сил максимально).

Поэтому вопрос состоит в следующем: должны ли мы позиционировать свой ЦМ и кант внутренней лыжи против действия центростремительной силы или свой ЦМ и кант внешней лыжи? Чтобы на него ответить, надо понять, какая нога лучше приспособлена выдерживать нагрузку в повороте на большой скорости.

Когда лыжник смещается внутрь поворота чтобы увеличить угол закантовки, его внутренняя нога должна расслабиться и согнуться, чтобы бедра могли дальше уйти внутрь. Согнутая внутренняя нога недостаточно сильна, чтобы противостоять действующим на лыжника силам. Перенос давления или веса на эту короткую внутреннюю ногу (особенно когда давление максимально) будет очень опасным для колена, особенно в случае, если лыжник наедет на неровность или окажется на леденистом участке. Поэтому остается один вариант - внешняя лыжа.

По ходу смещения внутрь поворота внутренняя нога укорачивается (как уже было сказано), а внешняя при этом остается длинной. В таком положении внешняя нога гораздо лучше способна выдерживать давление, возникающее в повороте. Тогда как мышечная сила все же требуется, скелетальная система принимает часть нагрузки. Поэтому лыжник должен позиционировать свой ЦМ и внешнюю ногу против действия центростремительной силы.

Теперь мы должны поговорить о разных частях поворота, так как выше упомянутое позиционирование особенно важно тогда, когда давление максимально (в и сразу после линии падения склона).

Переход: В переходе из поворота в поворот нет особо центростремительной силы, поэтому перенос веса на ту или другую лыжу будет зависеть от типа перехода, который выполняет лыжник. Переход над (crossover) потребует переноса веса на верхнюю или новую внешнюю лыжу, а переход под (crossunder) - более равного распределения веса между лыжами или его переноса на нижнюю или новую внутреннюю лыжу.

Инициация: В этой фазе поворота основная задача лыжника - сместиться внутрь поворота и создать угол закантовки. Центростремительная сила начинает нарастать, но лыжник все еще может справляться с ней за счет собственных движений. В этой части поворота распределение давления зависит от ситуации.

Если лыжник едет по льду, то он должен балансировать в основном на внешней лыже. В комфортных условиях он может поиграть с большей загрузкой внутренней лыжи, чтобы помочь большему смещению ЦМ внутрь. Инициация также будет зависеть от типа перехода.

Середина: Теперь мы приближаемся к  моменту, когда центростремительная сила максимальна. Именно в этой части поворота (независимо от распределения нагрузки в фазе инициации) лыжник должен позиционировать свой ЦМ на внешней лыже как это было описано выше, чтобы противостоять действующей на него силе.

Окончание: В этой части поворота давление максимально. Здесь мы имеем дело не только с центростремительной силой, но и с силой тяжести. Также как и в середине поворота, очень важно быть сбалансированным на внешней лыже.

Подытоживая статью, можно сказать, что катаясь медленно, лыжник должен активно балансировать на внешней лыже, чтобы оставаться в равновесии и выполнять нужные действия эффективно. В быстром катании лыжник должен позиционировать свой ЦМ и внешнюю лыжу против действия центростремительной силы, но только тогда, когда она на пике мощности. В других частях поворота лыжник может переносить нагрузку на внутреннюю лыжу, чтобы помочь смещению внутрь или переходу. Если вы поиграете с переносом веса на внутреннюю лыжу в правильный момент, это может продвинуть ваше катание на новый уровень.

Пол Лоренц Инструктор высшей категории и тренер Австралийской ассоциации инструкторов, член национальной демо-команды Австралии

Источник: ski.ru

skiextreme.ru

2.3.5. Использование внутренней лыжи. «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера

2.3.5. Использование внутренней лыжи

Активное использование внутренней лыжи является важным элементом современной техники. Если ведение дуги с помощью внутренней лыжи раньше использовалось лишь в скоростном спуске, то сейчас оно является одним из ключевых аспектов техники и слалома, и слалома-гиганта. Мы уже вскользь касались использования внутренней лыжи в предыдущих разделах этой главы. Тем не менее я считаю, что это очень важный элемент техники, заслуживающий более детального рассмотрения. Сразу оговорюсь, что в целях наглядности я буду рассматривать использование внутренней лыжи на примере поворотов слалома-гиганта. Однако всё нижесказанное практически в полной мере относится к ко всем остальным дисциплинам.

Прежде всего хочу отметить, что техника использования внутренней лыжи весьма часто неправильно преподносится многими инструкторами и тренерами. Это, в свою очередь, вызывает её Неправильное понимание и применение юниорами. Наиболее распространённой ошибкой тренеров является метод обучения технике, при котором спортсменам рекомендуется «всё время стоять равномерно на двух лыжах». Некоторые Тренеры называют такие повороты «ездой по рельсам» и считают, что это и есть современный резаный поворот. Особенно легко это получается на коротких юниорских лыжах или на лыжах для слалома. Полагаю, что все видели юниоров, выполняющих повороты в широкой статичной стойке и напоминающих громоздкие сани с полозьями или гусеничный трактор средних размеров. Как правило, на гладком склоне средней крутизны такие спортсмены оставляют после себя два параллельных непрерывных резаных следа одинаковой глубины, таких как на рис. 2.3.38.

И сами юниоры, и их тренеры весьма ошибочно принимают такое катание за динамичные резаные повороты. Эта иллюзия весьма быстро рассыпается в прах даже при переходе на более крутой склон. О том, что равномерно стоящие на двух лыжах спортсмены не могут продемонстрировать на трассе ничего более или менее сносного, и говорить не приходится. Юниоры просто заваливаются на внутреннюю лыжу и ослабляют давление, приложенное к внешней. Естественно, как минимум часть дуги оказывается смазанной. Даже при неплохой общей сбалансированности, входя в поворот с распределением давления на лыжах в соотношении 50:50, спортсмен имеет крайне небольшие шансы на успешное выполнение чистой дуги поворота. Это может работать, но лишь в отлогих поворотах на весьма пологом склоне.

Рис. 2.3.38

В чём же заключается причина неудачи такого подхода к современной технике? В первую очередь в том, что и тренеры, и спортсмены просто слепо копируют технику звёзд, которые на многих фотографиях, как правило, «схваченных» у флага, чётко ведут дугу на обеих лыжах. Более того, зачастую виден даже явный прогиб внутренней лыжи. Удачным примером такого кадра может служить фото 2.3.39.

Фото 2.3.39 Дидье Куше

На этой фотографии запечатлен Дидье Куше, выполняющий поворот слалома-гиганта. Бесспорно, что внутренняя лыжа загружена и даже слегка прогнута. Однако не стоит забывать что это лишь единичный кадр, отображающий завершающую часть дуги поворота.

Как же используют внутреннюю лыжу спортсмены высокого класса?

В предыдущих разделах уже отмечалось, что ведущие спортсмены в среднем поддерживают в начальной стадии поворота соотношение давления на внешней лыже к давлению на внутренней 80:20 в слаломе-гиганте и 70:30 в слаломе. Далее это соотношение меняется в процессе резания дуги поворота. Обычно поворот начинается над линией падения склона с почти 90% давления, Приложенного к внешней лыже. По мере входа в линию падения склона внутренняя лыжа начинает нести большую нагрузку, не только помогая поддержанию бокового равновесия, но и активно участвуя в резании дуги.

Условно разобьём дугу поворота на три фазы:

Фаза 1. НАЧАЛО — часть дуги над линией падения склона

Фаза 2. СЕРЕДИНА — часть дуги, вырезаемая в ЛИНИИ падения склона. Нужно отметить что эта фаза, как правило, наиболее короткая.

Фаза 3. ЗАВЕРШЕНИЕ — часть дуги, начинающаяся сразу после прохождения ворот.

Именно в начале фазы 3 и запечатлён Куше на фото 2.3.36.

Полагаю, вполне очевидно, что соотношение длины фаз зависит от крутизны склона и от формы поворота. Чем круче склон и круглее поворот, тем короче две последние фазы. В случае отлогого поворота на пологом склоне длина фаз может быть одинаковой. Именно в этом случае давление на лыжи может поддерживаться в соотношении, близком к 50:50 почти на всём протяжении поворота. К сожалению, это лишь частный случай, который ошибочно берется некоторыми тренерами за основу современной техники использования внутренней лыжи.

В обычных поворотах на склоне средней крутизны я бы условно выделил распределение давления по фазам поворота следующим образом:

Внешняя лыжа Внутренняя лыжа
Фаза 1 80% 20%
Фаза 2 65-70% 35-30%
Фаза 3 50-60% 50-40%

Хочу отметить, что в завершающей стадии фазы 3 соотношение может меняться в сторону большего давления, приложенного к внутренней лыже, скажем, в соотношении 60:40. Это весьма тонкий момент, который будет рассмотрен чуть ниже.

Безусловно, это весьма условное разбиение. Перераспределение давления должно происходить плавно и постепенно по мере продвижения по дуге поворота. Это весьма наглядно демонстрирует на тренировочной трассе слалома-гиганта один из моих бывших подопечных, молодой канадский спортсмен Жульен Кузнно (фото 2.3.40).

На данной раскадровке чётко видно, что спортсмен удерживает обе лыжи в непрерывном контакте со склоном, как на протяжении дуги поворота, так и в фазе сопряжения дуг. Однако я осмелюсь предположить, что оставляемый им на снегу след существенно отличается от следа юниора, изображённого на рис 2.3.35. Схематично я бы изобразил след данного спортсмена таким образом (рис. 2.3.41 а).

Фото 2.3.40 Жульен Кузино

Рис. 2.3.41a

Именно к подобным следам на снегу должны стремиться спортсмены в свободном катании на склоне средней крутизны. Я уже отмечал и повторюсь здесь, что внимательное изучение вырезанных на склоне дуг поворотов является неотъемлемой частью процесса постановки техники.

Рассматривая следы, оставляемые спортсменами высокого уровня, можно легко заметить утолщение или углубление следа внутренней лыжи в конце дуги буквально перед началом следующего поворота. При более внимательном рассмотрении следов можно также заметить, что в завершающей части следы лыж начинают постепенно сходиться. Чем же это вызвано?

Вернёмся к раскадровке Кузино (фото 2.3.40). Спортсмен выполняет полный законченный поворот на относительно крутом склоне. Форма поворота задается трассой с широким горизонтальным разводом ворот, что видно на данной фотографии. Нужно отметить, что подобная постановка трасс весьма типична в современных горных лыжах. Итак, вырезая круглый законченный поворот, спортсмен прикладывает большее давление к внешней лыже. Естественно, это вызывает и больший прогиб внешней лыжи на протяжении всего поворота. Этим объясняется схождение следов. Однако такого схождения следов можно и избежать путём более активного ведения внутренней лыжи. Данному элементу тоже учат некоторые тренеры и инструкторы. Я глубоко убеждён, что это просто надуманный элемент техники. Активное «руление» внутренней лыжи приводит к излишнему скруглению завершающей части дуги поворота. Даже абсолютно чисто вырезая такие дуги, спортсмен всегда будет терять скорость.

Для поддержания максимальной скорости при выполнении поворотов необходимо спрямлять выход из поворота, придавая дуге форму «ускоряющей запятой». Именно для этого используется большая загрузка внутренней лыжи в завершающей стадии фазы 3.

Посмотрим, как справляется с этой задачей Жульен Кузино. Спортсмен демонстрирует перенос веса на внутреннюю лыжу на самом первом кадре (фото 2.3.40). Это позволяет ему своевременно выйти из дуги, задаваемой внешней лыжей. Ещё более наглядно это видно на двух последних кадрах. Внимательно присмотревшись, можно заметить, что на кадре у флага внешняя лыжа направлена немного сильнее поперек склона, чем внутренняя. В этой ситуации своевременный перенос веса на внутреннюю лыжу позволяет спортсмену зайти в следующий поворот но правильной траектории. Немного запоздав с переносом веса, спортсмен слишком сильно продвинется поперёк склона и наберёт излишнюю высоту для захода в следующие ворота. Очень ранний перенос веса на внутреннюю лыжу чреват слишком прямым заходом и неизбежной корректировкой траектории, ведущей к торможению. В данной ситуации спортсмен делает всё вполне своевременно и постепенно переносит вес на внутреннюю лыжу в промежутке между двумя последними кадрами.

Великолепно иллюстрирует использование внутренней лыжи и кинограмма (фото 2.3.42), на которой мы видим Хермана Майера, выполняющего поворот слалома-гиганта на экстремально крутой трассе Кубка мира в Бормио (Италия). Наибольший интерес с точки зрения использования внутренней лыжи представляют последние два кадра. Второй кадр снизу отображает завершающую часть фазы 2. Лыжи вырезают часть дуги непосредственно в линии падения склона. Выгнутая в дугу внешняя лыжа говорит о том, что на неё приходится существенно большая часть веса спортсмена. Внутренняя лыжа загружена, но почти не прогнута. Можно с уверенностью сказать, что соотношение давления, приложенного к внешней лыже по отношению к внутренней составляет как минимум 70:30. На столь крутом склоне оно вполне может быть выше обычного и доходить до 80:20. Легко заметить, что давление приложено к середине внешней лыжи. К началу фазы 3 (последний кадр) давление смещается к заднику внешней лыжи.

Фото 2.3.42 Херман Майер

При этом спортсмен увеличивает давление на язык внутреннего ботинка, тем самым больше загружая переднюю часть внутренней лыжи. Таким образом, происходит перенос веса с задника внешней лыжи на переднюю часть внутренней лыжи, идущей более прямо. Соотношение давления в этой стадии близко к 60:40. Перенос веса будет завершён к моменту выхода из фазы 3, где давление изменится к 60:40 в пользу внутренней лыжи. Таким образом, к моменту начала новой фазы 1 спортсмен оказывается в перецентрованном положении над передней частью новой внешней лыжи. Надеюсь, что техника использования внутренней лыже вполне ясна. Очевидно, что она существенно отличается от просто равномерной загрузки обеих лыж.

Полагаю, важность правильного использования внутренней лыжи не вызывает сомнений. Остаётся выработать правильный подход к обучению этому элементу техники.

Если внимательно проследить за техникой некоторых лидеров Кубка мира, можно заметить, что они слегка приподнимают внутреннюю лыжу для входа в поворот. Безусловно, при этом спортсмены входят в поворот с соотношением давления 100% на внешней к нулю на внутренней лыже. Это существенно помогает избежать завала на внутреннюю лыжу в первой фазе поворота. Подобная техника характерна в основном для спортсменов старшего поколения, таких как, например, Эберхартер, Амодт и Майер. Они с детства привыкли поднимать внутреннюю лыжу и продолжают использовать этот приём в сочетании с современной техникой. Однако более молодые спортсмены, овладевшие современной техникой в юниорском возрасте, стремятся держать обе лыжи в постоянном контакте со снегом, как это демонстрирует Жульен Кузино (фото 2.3.40).

При прочих равных условиях такая техника ведёт к более плавному резанию дуги и к большей скорости. Именно этой технике и следует обучать юниоров. Тем не менее не стоит полностью пренебрегать и наработками опытных спортсменов. Я глубоко убеждён, что упражнения на вход в поворот с подниманием внутренней лыжи являются основой, с которой нужно начинать работу над правильной техникой использования внутренней лыжи. При этом очень важно обращать внимание как на правильный подъём лыжи, так и на механику постановки внутренней лыжи на снег и её закантовку. Для этого я предлагаю использовать весьма простое упражнение. Заключается оно в следующем.

По завершении фазы 3 и в начале фазы 1 следующего поворота спортсмен выпрямляет внешнюю ногу и при этом сгибает внутреннюю таким образом, что ее колено подтягивается вверх и бедро идёт параллельно склону. Обе лыжи ведутся параллельно, только внешняя находится на снегу, а внутренняя в воздухе. Носки лыж должны быть примерно на одном уровне. Таким образом спортсмен оказывается в характерном для второй фазы поворота положении гиперсгибания (предпоследний кадр на фото 2.3.40) с вытянутой внешней и сильно согнутой внутренней ногой. Далее спортсмен начинает заклон в направлении центра поворота. При этом наружный кант внутренней лыжи касается склона примерно в начале фазы 2. Это происходит как раз в тот момент, когда в обычном повороте должна начинаться загрузка внутренней лыжи. При правильном выполнении данного упражнения спортсмен явно утрирует сгибание внутренней ноги и перенос веса. След оставляемый лыжами при правильном выполнении этого упражнения должен выглядеть как след на рисунке (рис. 2.3.41 b).

Рис. 2.3.41b

Одной из разновидностей данного упражнения является вариант его выполнения, при котором носок внутренней лыжи придерживается немного сзади в момент касания канта со склоном. Это позволяет избегать излишне ранней продольной разножки. Комбинация этих упражнений и обычных поворотов с обеими лыжами на снегу позволяет прочувствовать правильное использование внутренней лыжи. Убежден, что понимание этого элемента современной техники необходимо тренерам на любом уровне.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Повороты на параллельных лыжах | Техническая подготовка горнолыжника

Такие повороты впервые появились в Норвегии, в городе Христиания (ныне Осло), и назывались соответственно — «христиания». У нас сохранилось название, более соответствующее классификации этого поворота.

Повороты на параллельных лыжах совершаются по дугам самой различной кривизны, при широком диапазоне скоростей, с различными характеристиками движения — от чистого скольжения до бокового соскальзывания. В сочетании этих видов движения вся сложность этого поворота, состоящего в общем-то из простых элементов: прямого скольжения (а), бокового смещения (б), вращения (в) и кантования (г) (рис. 53).

Рис. 53. Сложное движение лыжи в повороте состоит из простых: продольного скольжения (а), бокового смещения (б), вращения в плоскости склона (в) и кантования на ребро (г)

Разделение поворота на фазы упрощает объяснение техники и методику обучения. Наиболее распространенным является деление на три фазы: вход, основную фазу и выход из поворота. Такого дробления вполне достаточно, чтобы отразить его сущность.

Повороты на параллельных лыжах различают по способу входа.

Способ зависит от ряда обстоятельств: крутизны склона, состояния снега, скорости спуска, кривизны поворота и его направления — от или к склону. Схематически эти способы входа и сами повороты изображены на рис. 54. Жирной линией обозначен след загруженной лыжи, а тонкой — облегченной, это отражает и последовательность переноса веса тела. В фазе входа видно взаимное смещение лыж при следующих способах: из плуга (а), из упора внешней лыжей (б), из упора внутренней (в), с конькового шага (г), (д), смещения при входе облегчением лыж (е) и только перекантовкой (ж).

Рис. 54. Типичные следы поворотов на параллельных лыжах: (а) из плуга, (б) из упора внешней, (в) из упора внутренней, (г) с конька нижней, (д) с конька верхней, (е) разгрузкой лыж, (ж) перекантовкой с переносом веса тела

При входе в поворот из плуга или упора внешняя лыжа и в основной фазе продолжает движение с некоторым торможением из-за предварительной постановки под углом. В остальных же способах имеется возможность вписаться в дугу по касательной, что делает скольжение свободным от торможения с минимумом потерь от деформаций снега.

Таким образом, поворачивая на параллельных лыжах, манипулируя загрузкой и кантованием лыж, мы можем: —       скользить по дуге постоянного радиуса, смещая пятки лыж вокруг носков на угол, равный углу поворота; —       скользить по дуге и повернуть лыжи на больший угол, сместив пятки больше; —       скользить по дуге уменьшающейся кривизны за счет бокового соскальзывания или, наоборот, за счет врезания канта...

И так далее. Нюансов сочетания скольжения с боковым соскальзыванием и угловым смещением пяток лыж бесчисленное множество. Однако техническое мастерство горнолыжника состоит в том, чтобы в повороте преобладали элементы чистого скольжения. Остановимся на этом подробнее.

Лыжник регулированием угла постановки, загрузки и кантования лыж изменяет направление и величину центростремительной силы, которая делает движение криволинейным. Он обязан хорошо чувствовать соотношение линейной и угловой скоростей, так как это влияет на качество прохождения поворота (например, при сохранении линейной скорости постоянной с увеличением радиуса уменьшается угловая скорость). Учитывая важность этого вопроса, еще раз возвратимся к нему, хотя он подробно рассмотрен в разделе «Кинематика».

Движение лыжи по дуге обычно начинается с постановки ее под некоторым углом и за кантовки. Если в самом повороте этот угол увеличивается, значит, слишком сильно врезание носковой части закантованных лыж. Это приводит к тому, что лыжи, оказавшись почти поперек движения, уже не скользят по дуге, а больше соскальзывают боком. При таком сочетании этих движений разговор пойдет скорее о торможении, чем о повороте. «Чистый» вход в поворот без предварительной постановки лыж под углом дает возможность скользить по дуге с минимальным смещением пяток и почти без бокового сноса, следовательно, с наименьшим торможением.

Так, регулируя основные элементы приема постепенно, спортсмен приближается к технике резаного поворота. Для этого загрузку внешней лыжи в основной фазе поворота он старается распределить равномерно по всей ее длине, что обеспечивает наилучшие условия для скольжения с прогибанием по дуге поворота. Загрузка осуществляется боковым прогибом и отклонением верхней части туловища наружу поворота. Таким образом, контур всего тела получается слегка изогнутым кнаружи, что, кстати, делает удобным обход слаломных древков. Не следует только утрировать эту позу, концентрируя сгибание в области таза: получится кособокая стойка, дающая излишнюю нагрузку на мышцы.

Что касается отклонения тела к центру дуги поворота, то в разных точках основной фазы оно различно. Если в начале наклон мал и тело выпрямлено, то к концу наклон больше и боковой изгиб более выражен.

Рассмотрев в общих чертах повороты на параллельных лыжах, проанализируем технику каждого из них, приняв за основу полный поворот от склона. Исходной позицией примем косой спуск с соответствующей загрузкой нижней лыжи, значит, в повороте она будет внутренней, а верхняя лыжа — наружной.

Поворот из плуга на параллельных лыжах. Само название говорит о том, что плуг является промежуточным приемом, с помощью которого дается импульс последующему повороту и совершается переход в основную фазу. Плуг заканчивается энергичным отталкиванием нижней лыжей и приставлением ее к верхней (внешней). Вес тела оказывается на внешней, и скольжение по дуге продолжится под действием сил взаимодействия со снегом. Внутренняя лыжа, приставленная параллельно к внешней, в основной фазе играет незначительную роль дополнительной опоры (рис. 55).

Рис. 55. Поворот на параллельных лыжах из плуга

Ширина плуга при входе прямо зависит от кривизны предстоящего поворота и крутизны склона и находится в обратной зависимости от скорости — чем она больше, тем уже плуг. Ширина плуга влияет на характер основной фазы — чем больше угол разведения лыж, заметнее боковое проскальзывание, а следовательно, и торможение.

Поворот на параллельных лыжах из плуга применяется в основном на малых скоростях. Однако умелое скольжение в основной фазе позволяет наращивать скорость в момент прохождения линии ската. Начинающие лыжники обычно затягивают положение плуга до линии ската. Добившись хорошего скольжения в основной фазе, надо переходить к уменьшению плуга и сокращению фазы входа в поворот на параллельных лыжах.

Поворот из упора внешней лыжей. В отличие от входа в поворот из плуга при входе из упора лыжа, которая в повороте будет внутренней, продолжает скольжение в первоначальном направлении до момента переноса веса тела на внешнюю. Это уменьшает торможение. Перед выставлением упоровой лыжи лыжник еще больше загружает нижнюю (направляющую) лыжу для последующего толчка. Одновременно с постановкой внешней лыжи в упор плечи и руки с палками начинают маховое движение вперед-в сторону, чтобы обеспечить правильную стойку и загрузку внешней лыжи, соответствующие основной фазе (рис. 56).

Рис. 56. Выполняя вход в поворот из упора, не смотрите под ноги и подавайте вперед туловище вместе с лыжей: а — неправильное и б — правильное движение

Независимо от обстоятельств вход в поворот должен быть слитным движением, а в коротких сопряженных поворотах он выглядит! упругим перескоком. Чем выше мастерство лыжника, тем короче фаза входа в поворот и меньше упор. Тем самым удлиняется основная фаза — ведение поворота на параллельных лыжах. Амплитуда движений зависит от темпа входа в поворот, а ширина упора определяет крутизну поворота. Как и в плуге, иногда фаза входа в поворот из упора затягивается до линии ската и даже до конца дуги — такой поворот называют упоровым.

Поворот на параллельных лыжах из упора весьма практичен, его используют в широком диапазоне скоростей и снежных условий. Ошибки: лыжник либо излишне резко кантует внешнюю лыжу, и она под большим углом врезается в снег, отчего лыжи в повороте скользят не плавно, либо он закручивает туловище в сторону поворота, и закрытая стойка вызывает излишнее боковое соскальзывание и вибрацию лыж.

Имитационными упражнениями можно ускорить обучение входу в поворот из упора, добиваясь на склоне уменьшения упора до минимума, чтобы, сохранив принцип отталкивания нижней лыжей и вращения, подойти к повороту на параллельных лыжах с помощью облегчения лыж при входе.

Поворот из упора внутренней лыжей. Чтобы создать надежный импульс для предстоящего поворота, в частности облегчить вход в поворот под крутой склон из косого спуска, используют упор нижней лыжей. С постановкой нижней лыжи в упор она оказывается более закантованной, а верхняя, плосколежащая, сохраняет направление спуска. Действие упора кратковременно и почти не вызывает торможения, а вращательный импульс оказывается достаточным для ввода верхней лыжи в поворот по касательной к дуге, что обеспечивает чистоту скольжения в основной фазе (рис. 57).

Рис. 57. Выполнив вход в поворот из упора внутренней лыжей, демонстратор акцентирует загрузку внешней лыжи в основной фазе поднятием внутренней лыжи

При освоении такого входа в поворот рекомендуется практиковать многократные упоры нижней лыжей в течение одного косого спуска с возвратом в исходное положение. На рис. 58 показано, как в процессе совершенствования упор нижней лыжей может трансформироваться в соскальзывание и подхлест в виде предповорота.

Рис. 58. Упор нижней лыжей может трансформироваться в толчок или скользящий подхлест, как предповорот

Поворот на параллельных лыжах с конькового шага. Для того чтобы начать из косого спуска поворот от склона с конькового шага, лыжник, сохраняя вес тела на нижней лыже, дает ей возможность скользить носком круче под склон (в этот момент происходит ускорение), в то время как верхняя лыжа сохраняет направление движения. К моменту отталкивания верхняя лыжа должна лежать плоско, чтобы беспрепятственно войти в поворот плоскорезаным скольжением с дальнейшей закантовкой. Основная фаза поворота на параллельных лыжах здесь очень схожа с предыдущим способом, так как начинается со скольжения по касательной к началу дуги (рис. 59).

Рис. 59. Вход в поворот на параллельных лыжах с конькового шага широко применяется на спортивных трассах

Иногда конец затянувшегося конькового шага выполняют упоровым подхлестом, облегчающим быстрое подтягивание носка нижней лыжи, необходимое на спортивных трассах слалома и гиганта. В этом элементе имеется некоторая общность с техникой поворотов на параллельных лыжах в сопряжениях. При входе в поворот с конькового шага из косого спуска к склону скольжение в основной фазе начинается на внутреннем канте верхней лыжи с неизбежным боковым смещением, продолжающимся после приставления толчковой лыжи. Это присуще всем поворотам на параллельных лыжах в фазе скольжения к склону, кроме тех случаев, когда уплотнение снега под скользящей поверхностью нижней лыжи создает хорошую опору наподобие контруклона.

Можно выделить в самостоятельный способ вход в поворот «с широкой лыжи»*. Этот способ представляет собой как бы синтез упора и конька, когда угол выставляемой лыжи уменьшается до нуля. При такой параллельной постановке требуется лишь перенос веса тела с одной лыжи на другую (рис. 60). Здесь нет такого энергичного отталкивания для перераспределения загрузки лыж и отсутствует как тормозящее воздействие упора, так и ускоряющий эффект конька. Вход в поворот с широкой лыжи выглядит как пересадка с последующим скольжением по дуге. Это бывает удобно в сложных сопряжениях дуг. В прямом же спуске для такого же входа в поворот бывает достаточно облегчить одну лыжу, после чего другая, оказавшаяся внешней и под нагрузкой, начинает плоскорезаное скольжение по касательной к дуге.

Рис. 60. Вход в поворот на параллельных лыжах сопровождается переносом веса на внешнюю лыжу

Одним из пионеров применения у нас в стране такого приема был Гай Северин — чемпион СССР по скоростному спуску 1951 года. Его технику поворотов вообще отличало стремление возможно дольше использовать фазу плоского скольжения в начале поворота от склона. Это давало ему преимущество на длинных и средней кривизны поворотах, но на крутых слаломных трассах недоставало кантования, особенно в конце дуги. Этому, кстати говоря, способствовала мягкая и невысокая обувь тех времен. Теперь у современно экипированных спортсменов плоскорезаное скольжение полу чается вполне успешно.

Немалую лепту в развитие техники «широкой лыжи» внесли чемпионы СССР конца 60-х годов Мансур Хусаинов и Валерий Семенов, особенно успешно выступавшие на трассах слалома-гиганта.

* Некоторые авторы называют этот способ «шаг-поворот», в котором имеются свои особенности.

Поворот на параллельных лыжах с разгрузкой лыж на входе. При этом способе параллельность лыж сохраняется во всех фазах, включая вход в поворот. Следовательно, лыжнику для перехода к скольжению по дуге необходимо лишь сменить стойку, придав лыжам необходимое взаимодействие со снегом, обеспечивающее возникновение центростремительной силы. Постановку лыж в такое положение осуществляют в момент ослабления их давления на снег путем сгибания-разгибания ног.

Самый распространенный прием разгрузки лыж — сгибание-разгибание-сгибание всего тела. Благодаря относительно большой продолжительности по времени, в которое происходит такое облегчение лыж, этот вход в поворот легок для освоения и применим почти в любых условиях. Не случайно поворот с таким способом разгрузки на Западе из-за его доступности называют «легкой Христианией». На рис. 61 показана кинограмма данного поворота. Он выполнен из косого спуска от склона.

Рис. 61. Поворот на параллельных лыжах с облегчением (разгрузкой) лыж при входе

Последовательные позиции таковы: исходный косой спуск в основной стойке (1) с загрузкой преимущественно нижней лыжи. Единственно, что отличает здесь стойку лыжника от косого спуска, — вынос правой руки с палкой, заблаговременно подготовленной к уколу, а также сгибание всего тела наподобие сжатия пружины (2). В конце этого приседания давление на снег возрастает. Затем следует отталкивание с одновременным уколом палкой и махом верхней части туловища и рук в сторону поворота — в конце отталкивания тело выпрямлено (3), контакт лыж со снегом ослаблен, благодаря блокировке мышц в пояснично-тазовой области инерция маха передается лыжам, которые, получив вращательный импульс, начинают движение вращения и смещения лыж наружу дуги. Для того чтобы смещение лыж наружу дуги было более свободным и мягким, его сопровождают плавным сгибанием ног до положения основной стойки поворота с загрузкой внешней лыжи.

Следует отметить существенную деталь: в процессе завершающего сгибания, пока сцепление лыж со снегом не достигло своего максимума, скорость вращения лыж в сторону поворота больше скорости вращения плеч. Вследствие этой разницы мы получаем нормальную, без закручивания, стойку поворота, в которой лыжи находятся довольно близко друг к другу, без заметного выдвижения вперед внутренней лыжи. Фаза входа закончилась, лыжник скользит по дуге, выполняя основную фазу поворота на параллельных лыжах (4—5—6). Стойка свободная, ненапряженная, без излишнего закручивания туловища в сторону поворота и бокового изгиба тела с вычурным раскрытием наружу поворота, присущим старой австрийской школе 50-Х годов. Лыжник уверенно скользит, распределив вес равномерно по всей длине лыжи, хорошо чувствуя ее всей подошвой.

Остановимся подробней на некоторых тонкостях последнего элемента. Они присущи всем способам поворотов, но особенно ощутимы на параллельных лыжах, где малейшие колебания в распределении веса тела по длине лыж сказываются на характере скольжения. Как мы уже говорили, конечным звеном нашего тела, управляющим лыжей, является стопа с тремя точками опоры на подошве и лодыжками. Две передние точки опоры на подошве образуются сводом плюсны и одна сзади — пяткой. Они передают давление на лыжу. Причем передние точки могут осуществлять загрузку передней части лыжи с акцентом на внутреннем или внешнем ребре лыжи, а лодыжки участвуют только в кантовании.

Благодаря умелому использованию «трехточечной» опоры можно изменять прохождение основной фазы поворота по усмотрению лыжника. Так, для небольшого увеличения активности сил, прилагаемых к передней части лыжи и увлекающих лыжника в поворот, бывает достаточно нажать голенью на передний край верха ботинка, внутренней стороной плюсны на подошву, а лодыжкой — на голенище ботинка. Такой малозаметный со стороны прием обеспечивает плавность вписывания в поворот от склона с переходом от плоского к плоскорезаному скольжению, чаще всего получающемуся до выхода на линию ската. После этой линии поворот продолжается уже к склону, и для улучшения врезания канта лыжи добавляют боковое движение коленей. Таким же движением мы усиливаем закантовку лыж для остановки поворотом в гору или, наоборот, ослабляем ее при переходе на косой спуск. Как видите, завершающая фаза поворота на параллельных лыжах — выход из поворота — осуществляется за счет изменения загрузки ребер лыж. Резкая остановка достигается поворотом лыж поперек хода и максимальной закантовкой.

Проходя основную фазу, лыжник должен помнить, что в зависимости от полноты поворота в большей или меньшей степени изменяется наклон лыж к горизонту, а соответственно меняется и скорость. На ускорение при выходе на линию ската и замедление с приближением к траверсу он должен реагировать соответствующим смещением опоры к пяткам или пальцам. Кроме того, изменение характера скольжения лыж в разных фазах поворота (оно обычно чище в начале и с большим соскальзыванием в конце) также должно компенсироваться перераспределением веса тела вдоль лыж: уменьшается или увеличивается давление пальцами или пятками. Так, в своеобразном качании над лыжами, аналогичном свободному спуску по склону переменной крутизны, лыжник сохраняет равновесие в повороте. В коротких же, частых поворотах, где центр тяжести  тела движется почти прямо по линии ската, а лыжи скользят по малым дугам, необходимость в коррекции загрузки лыж и наклона тела отпадает, и давление осуществляется всей подошвой.

Точных рецептов загрузки передней или задней части лыж в той или иной фазе поворота давать не следует, поскольку бесчисленное сочетание элементов скольжения и бокового соскальзывания, а также конкретные условия склона по-своему влияют на характер движения в поворотах на параллельных лыжах. Но обратить на это внимание необходимо. Только практика и еще раз практика привьет лыжнику необходимые навыки управления лыжами.

Поворот с разгрузкой лыж при входе — самый распространенный в горнолыжном спорте, и все элементы, присущие технике поворотов на параллельных лыжах, в большей или меньшей степени в нем присутствуют. Освоение входа в этот поворот лучше начать на месте, выполнять упругие подскоки с приподниманием задников лыж на 10—15 см. Затем это упражнение делать на прямом спуске по пологому склону, затем на косом. Добавив к нему боковое движение ног со смещением пяток лыж в гору, мы получим сочетание всех элементов, необходимых для начала поворота.

Процесс совершенствования здесь проходит через постепенное уменьшение высоты отрыва лыж от снега и сокращение продолжительности фазы входа в поворот относительно основной фазы ведения поворота. Качественный скачок в технике происходит тогда, когда для облегчения лыж используются лишь кратковременное сгибание-разгибание ног с одновременным боковым смещением лыж наружу поворота. Последующее сгибание ног — основной элемент при амортизации бугров — заложено и в технику сопряжений поворотов.

Таким образом, применяя разгрузку лыж сгибанием-разгибанием, мы получаем несколько вариантов входа в поворот на параллельных лыжах: а — с преобладанием углового смещения пяток и потерей контакта со снегом; б — с боковым смещением лыж и потерей контакта; в — с боковым смещением лыж и сохранением контакта лыж со снегом.

Последний вариант требует более высокого мастерства. Он обычно наблюдается при исполнении крутых, полных поворотов на относительно малых скоростях и преимущественно из прямых спусков — опускание центра тяжести  тела при сгибании ног и отжимание лыж в сторону при разгибании дают некоторый прирост скорости аналогично опережающей амортизации бугра. Умение входить в поворот с подскока расширяет технический горизонт горнолыжника и облегчает освоение коротких поворотов на крутых склонах (рис. 62).

Рис. 62. Вход в поворот резким отталкиванием (подскоком) удобен на крутых склонах

Чистый поворот на параллельных лыжах. «Чистым» называют поворот, вход в который и основная его фаза совершаются только за счет перекантовки лыж и перераспределения веса тела. Никакие другие элементы не применяются в этом способе, хотя и могут как-то проявиться. В основном он применяется в скоростном спуске. Чистый поворот выглядит сложным в психологическом плане: довериться лыжам в том, что они «сами» начнут скольжение по кривой, да еще задниками в гору, может далеко не каждый. Легче он получается из прямых спусков, когда лыжи плоско лежат на снегу, а главное — имеют высокую скорость. Тогда для ввода их в поворот достаточно, как уже говорилось, сильнее загрузить ребро, обращенное к центру предстоящего поворота. Так, собственно говоря, выглядит переход на плоскорезаное скольжение, которое мы анализировали в коньковом шаге и поворотах переступанием.

Сложно начало чистого поворота из косого спуска от склона. Для того чтобы лыжи в начале поворота пошли круче под склон, необходимо постепенно уменьшать кантование, но так, чтобы лыжи продолжали скользить вперед, а не перешли на боковое соскальзывание. Здесь выручает реальное ощущение имеющейся скорости и намеченной кривизны предстоящего поворота. Крутой поворот на малой скорости таким способом выполнить невозможно.

Постепенно уменьшая закантовку лыж, надо сильнее загрузить носки — только тогда лыжи станут выходить на линию ската через фазу плоского скольжения. В зависимости от скорости спуска и кривизны поворота плоское скольжение может наступить очень быстро и так же быстро закончиться, перейдя на плоскорезаное с небольшим боковым сносом в завершающей фазе поворота к склону.

Здесь мне хочется для ясности представления провести аналогию со струей воды, выпущенной на склон под углом к скату. Чем больше скорость истечения, тем плавнее будет изгиб струи, а чем круче склон, тем изгиб струи будет резче. Так сама природа подсказывает поворот с наименьшими потерями*.

Чистые повороты в спортивной практике применяются на трассах скоростного спуска и супергиганта. К выбору склонов и разметке трасс для них обычно относятся весьма ответственно. Трасса должна предъявлять к мастерству спортсмена высокие требования, благоприятствовать применению наиболее совершенной техники, проявлению тактического мышления.

Анализируя технику поворотов, мы почти не касались использования палок. Это не случайно, поскольку они играют лишь вспомогательную роль.

В рулящих поворотах палки используют в качестве балансира и для восстановления равновесия как дополнительную опору.

При выполнении поворотов на параллельных лыжах опора на палку, в большинстве случаев внутреннюю по отношению к предстоящему повороту, фиксирует момент и место входа в поворот, акцентируя все движения, совершаемые лыжником, в частности облегчение лыж. В зависимости от цели опоры, скорости и кривизны поворота палка втыкается либо ближе к носку лыжи, либо на уровне креплений. Чем выше скорость, тем отвеснее втыкание. Опору превращают в короткий укол, стремясь быстрее вынуть штырь из снега. Более того, стремясь увеличить скорость, палкой делают маятниковое движение, как бы подгребая снег под себя.

Наблюдения показывают, что чем выше мастерство горнолыжника, тем реже он прибегает к помощи палок, уделяя максимум внимания скольжению лыж.

* Еще нагляднее опыт с шариком, выпущенным на наклонную поверхность под углом к скату.

www.offsport.ru


Смотрите также