100 километров на лыжах за один день: опыт обыкновенного человека. Ультрамарафон лыжи


ультрамарафон глазами любителя / Наши гонки / Openski

Отчет о лыжном классическом ультрамарафоне длиной 220 км, который проходит в апреле в Швеции за Полярным кругом. Организаторы заявляют, что это самый длинный в мире марафон. Вероятно, где-то есть и длиннее, но из тех, что проводят на хорошем уровне и с серьезными участниками это — самый заметный.

redbullnordenskioldsloppet.se/en/

Гонка проводится второй раз, и я снова сюда приезжаю.

История этой гонки уходит в 1884 год. Тогда 18 человек, в основном местные саамы, вышли на старт и победитель преодолел 220 км за 21 час 22 минуты. На трехметровых охотничьих лыжах, в куртке и штанах, без парафинов и без лыжни, разумеется. Даже если там был наст и лед — мы просто дети по сранению с ними:) Впрочем, история говорит еще и про 450 км за 57 часов.

Ready

До Йокмокка 1100 км на машине, спокойные скандинавские дороги. Чтобы не устать перед гонкой, я поехал с промежучной ночевкой в Оулу. Но выехать из дома получилось только в 4 часа дня, так что до Оулу добрался в 2 часа ночи, и спать осталось немного.

В пять вечера в пятницу добираюсь в Йоккмокк и сразу — в центр соревнований. Перед получением стартового пакета надо расписаться, что я в здравом уме и в соответствующей физической кондиции принимаю на себя все риски. Девушки-волонтеры веселятся на тему того, что в здравом уме на такое мероприятие не подписываются, а соответствующая физическая форма для 220 км гонки — это оксюморон, такого не быаает. В стартовом пакете реклама, два чипа и замечательно красивый биб, именная майка с номером и фамилией участника.

Судьи организовывают заброску: можно отправить на трассу три пакета с вещами. Я уже все спланировал: питание, термос, гели и батончики, немного кураги и шоколада, одежда на случай резкого изменения погоды. В прошлом году днем становилось очень жарко, если будет так — я сниму термобелье и останусь в тонком гоночном костюме. Но к вечеру наверняка похолодает, и я отправляю на пит-стоп на 200м километре виндстопперовскую жилетку и куртку. Через второй питстоп мы будем проезжать дважды, на 53-м и 143-м км, туда отправился беговой костюм из тонкой мембраны. Я испытывал его на суточных мультигонках и рогейнах, в нем можно бежать, но все же это emergency case. На 200-й км отправился фонарик: в прошлом году я финишировал засветло, но сейчас на 40 км больше… Чтобы успеть до темноты, надо уложиться в 15 часов — по 4 минуты на километр, и это, пожалуй, слишком оптимистично. Пока я рассчитыааю на 16 часов.

Остается вопрос, который меня мучает второй день: на каких лыжах ехать? Идею проехать 220 км чисто «на руках», без лыжной мази, даблполингом — я уже отложил… Профиль трассы кажется очень плоским, но все же 1500 метров набора высоты — для «обычного» марафона это считалось бы приличной цифрой. И я помню, что после 150 км даже на трехпроцентном подъеме хочется перейти на елочку:) В прошлом году я проехал на Fischer Zero, и это был удачный выбор: прилично держат, скользят почти как чистые лыжи, во всяком случае на спусках меня никто не обгонял. Но главное — они не пачкаются и не требуют сервиса. Однако в этом году холоднее, от -10 утром до -2-4 днем, а это уже не для них. Все же я одеваюсь, беру Zero и иду попробовать снег. Впечатлегие грустное: поверх очень жесткого фирна и льда лежит полсантиметра сегодняшнего свежачка. В -5 на свежем снегу у Zero нет шансов. Достаю старый заслуженный Atomic, весь в наклейках разных марафонов, к ним гордо добавляется новая Nordenskiöldsloppet. Поедем на мази… В подсумок кладу смывку, на случай грязной лыжни, и более теплый вариант смазки.

За всеми этими делами наступил вечер. Небольшой кусок мяса с салатом на ужин, и скорее спать! На будильнике 3:33, это цифры удачи:) Старт с рассветом в 6 утра, в 5 отправляется последний автобус от центра соревновпний. Остается спать 4 часа… Маловато, но бывало и хуже, и я знаю, что переношу такой недосып легко.

Set

Подъем, основательный завтрак — до старта больше двух часов. Снова смотрю в прогноз, там все по-прежнему. В пятый раз проверяю, что все готово… Черт, остается 10 минут и почти километр до автобуса! Хватаю лыжи, приготовленный с вечера рюкзак, чтобы оставить вещи на старте, и трусцой отправляюсь к автобусу. Уфф… поехали.

Стартовый городок, последние приготовления. Меня кто-то незнакомый окликает по-русски. Ах да, на номере гордо значится Vladimir Ivanov!

Участники делятся на три загона — элита, спортсмены и любители. Я скромно заявился как amateur, и буду стартовать с задней линии. Впрочем, всего 250 участников, особой толкучки не ожидается, хотя в прошлом году мне пришлось на старте довольно жестко побороться за место в «моем» пелотоне. Я люблю начинать в быстрой группе, мне надо раскатиться со старта, чтобы получилось хорошо.

Над нами кружит вертолет, оператор выцеливает элитную группу. Три минуты… воздух наполнен адреналином.

Go!

Старт по выстрелу из ружья, и… задняя линия начинает мееедленно двигаться, а лидеры уже далеко впереди. Первые 6 километров по озеру, в три или четыре лыжни, и я хочу выбраться из хвоста до того, как начнется узкая дорога. Выхожу для обгона в сторону… Сюрприз: лыжня не прокатана с вечера, полсантиметра свежего снега, и для обгона приходится тратить много сил. Впрочем, темп невысокий, и я начинаю выбирать возникающие разрывы. Чтобы побыстрее вернуться в прокатанную лыжню, приходится делать довольно резкие рывки, я придерживаю себя. Наконец темп стабилизируется, пульс опускается до 145… нормально, крейсерская скорость выбрана. Виден конец плоской озерной части, и я с удивлением понимаю, что между мной и лидерами нет разрывов, фактически я в головной группе, хотя и в очень длинной — человек шестьдесят передо мной. Я не рассчитывал ехать в темпе лидеров:) Впрочем, моей заслуги в этом нет, начапо получилось медленным: анализ в Страве потом покажет, что лидеры прошли озеро на пульсе 130 и ниже.

Начинается пологий подъем, и на небольшом относительно крутом участке передо мной «встает» группа человек 10-15. Обхожу их сбоку, лыжи держат и катят. Снова удивляюсь: скорость 3.35 мин/км, в прошлом году начинали намного быстрее, впрочем тогда был лед, а сейчас катит похуже. Встречаем «засаду» фото- и телеоператоров на снегоходах, вертолет пока еще с нами, где-то впереди над лидерами. 14-й километр, первый пункт питания. Я еду 59-м, будущий победитель гонки всего в минуте передо мной… я бы очень удивился, если бы узнал об этом. Темп спокойный. 30 км, где кончается первая серия подъемоа, лидеры пройдут за 1:50, год назад даже я ехал намного быстрее. Похоже, все осторожничают, но после 30 км гонка начнет разгоняться: 90 км лидеры пройдут за 5 часов, и дальше этот темп падает незначительно.

Мой темп тоже стабилизировался, состояние отличное: хороший аэробный пульс 135-145, отдыхаю на длинных пологих спусках. Один или два человека обгоняют меня, и я обгоняю двоих. Стартовый ажиотаж позади. Все едут ровно и почти все поодиночке: каждый настроил свой темп для долгой нудной работы.

41-й км, время 2:50, и тут первое приключение: поправляю шапку, и у меня разваливаются очки. Очки нужны… солнца почти нет, но ветер и сухо, и за 12-15 часов гонки можно «убить» глаза. Вставляю стекло (оно съемное), но оно снова вываливается… черт, никогда с ними такого не было! Трачу 5 минут, прежде чем удается вставить стекло как следует. За это время мимо проезжает человек пять. Досадно.

55-й км, первый пит-стоп, здесь заброска: надо залить флягу из приготовленного термоса (Dexal heavy) и взять гелей (High5) на очередной «полтинник». Я стараюсь не брать «казенные» гели и напитки на пунктах питания: на такой дистанции непривычный энергетик может серьезно вывести из строя. Oops! Что такое? в заброске пакет, еоторый должен быть на 100-м километре? Неужели я перепутал упаковки? Лихорадочно соображаю, чем мне это грозит. Придется на следующем пит-стопе загрузиться побольше гелями, но в общем ничего страшного. Пока я туплю над своей проблемой, проходит 7 минут, и меня успевает обогнать челоаек десять. В погоню!.. впрочем, главное сейчас — не заводиться и держать свой темп. Три с половиной часа и четверть дистанции позади, все только начинается! Настраиваюсь на нудную, почти медитативную работу. Темп стабилизировался на 4 мин/км, состояние отличное и я думаю, что доехать так до конца было бы неплохо. Слежу за пульсом: он просел с оптимальных 140-145 до 130-135. Значит, пераый слой легкодоступной энергии выбран… Рановато,  я ожидал этой ступеньки часу на шестом или восьмом. Сказывается резвый старт? Йо-хо, начинаются спуски! Интересно, где сейчас лидеры: они должны развернуться и пойти навстречу по тем же двум лыжням. Организаторы подготовились: волонтеры командуют, чтобы я занял левую лыжню. Скорость на спуске по Гармину под 50 км/час, повороты в жестком плуге, и я не хотел бы здесь расходиться со встречными! Смотрю на часы: лидеры появятся здесь не раньше, чем через час. Ладно. Но за мной еще человек 150, и кто-то может не успеть. После крутого поворота вижу команду медиков… оптимистичненько:) Спуск совсем простой, если не брать в расчет, что 70 км пройдено:)

Наконец, 80-й км и мы выходим на озеро. Отсюда 20 км полного «плоскача» до разворота, и столько же обратно. Не люблю плоскач, на нем не отдохнуть, но руки у меня поставлены неплохо, скорость возрастает и я начинаю потихоньку подбирать участников. И вот — йо-хо, издалека видим группу лидеров, они уже развернулись и едут «домой»! Волонтеры показывают на левую лыжню, здесь принято левостороннее движение, ладно! И вот мимо пролетает «головка», человек 20 синхронно работают даблполингом, бесшажным ходом. Красота! Так они должны проехать еще 110 км. Мда. Смотрю на часы: я проигрываю лидерам около 30% по скорости. Это нормально для меня. При таком темпе 100 км будет пройдено за 7 часов, усталости нет и я прикидываю, что результат 15-16 часов был бы для меня вполне достойным.

100-й км, второй пит-стоп, отсюда поворачиваем обратно. Ищу свой пакет в заброске, они свалены в кучу. Волонтеры помогают, но все равно поиск занимает несколько минут. Это орги недоработали, надо было разложить мешки по номервм, оазделить на секции, положить крупно написанным номером кверху. Наконец нашли, перекладываю гели в подсумок, что-то надо съесть сейчас. Тем временем волонтеры говорят, что это организаторы перепутали заброску на 50-й и на 100-й км. Но я уже с этим смирился. Наконец все готово и можно отправляться. Смотрю на часы — я уже 15 минут стою, кошмар! Похоже, мозг специально отключил функцию контроля времени, чтобы дать организму отдых.

Проезжаю мимо веб-камеры, пытаюсь улыбаться:) До финиша 120 км. Ну а че. Нормально.

Однако через 5 км ко мне приходит понимание, что не все нормально… Дует приличный встречный ветер. До разворота он был попутный и не чувствовался, а теперь становится холодно, к тому же скорость против ветра заметно падает. И я понимаю, что пертексовый «emergency» костюм из-за ошибки организаторов не ждет меня на следующем пит-стопе. До теплой жилетки ехать против ветра ровно 100 км. И начинается борьба — уже не за результат, а просто за то, чтобы финишировать. Желательно живым и здоровым.

Как ни странно, у гонки есть зрители, несмотря на труднодоступность: несколько компаний приехало на машинах и на снегоходах на пикник на озеро, дружелюбно приветствуют и даже грамотно подкричали в ритме даблполинга. Спасибо, стало повеселее! Сейчас едем вдвоем, я веду. В конце озера мой временный напарник выходит вперед, «Good job, boy!» и уезжает, а я продолжаю терять скорость. Усталости нет, но от холодного ветра хочется сжаться в комок и становится трудно дышать, это новое ощущение меня беспокоит. Всего-то -2 градуса! Гели дают калории, но не согревают, и фляга тоже давно остыла. Начинается большой подъем. Я пропускаю несколько человек, в том числе двух девушек, и наконец останавливаюсь подмазать лыжи. Времени я на этом не выиграю, но устану меньше.

Пройдено больше половины, на табличке значится: 140 km / 80 km to finish, и я прикидываю: до последнего питстопа с теплой одеждой 60 км. Всего 60, половинка Vuokatti hiihto, а оттуда уже рукой подать, 20 км доеду:) 

Наконец питстоп на 143 км. Я надеялся согреться, но тщетно: шатер холодный, печка не горит. Пытаюсь съесть что-то горячее, но помогает мало. Меня начинает копотить, я уже несколько минут стою, надо ехать, работать, в надежде согреться. Вперед! Темп стабилизировался на 5 мин/км… дущераздирающее зрелище, как сказал бы Ослик Иа. На кормежке беру только бульон. Кажется, хороший кусок мяса мог бы меня согреть.

Наконец, начинается двадцатикилометровый спуск, но он меня не радует: теперь будет еще холоднее. В этот момент отключается Гармин, я забыл поставить его на максимально экономичный режим. Теперь я не могу контролировать ни пульс, ни скорость, но мне уже все равно: еду на полном «автомате». До питстопа с одеждой еще 30 км! Наконец, озеро, и здесь меня накрывает темнота, значит уже почти 10 вечера и я 16 часов на трассе. А я планировал результат из 16 часов… У меня есть маленький, но яркий фонарик, и трасса размечена вешками с отражателями, так что проблем с темнотой нет. За три километра до питстопа начинается дорожка из свеч, красота!

И аот наконец пит-стоп, теплая одежда, шатер и горячее питание. Одеваю все что есть, меня колотит без остановки, несколько человек спрашивает, не нужна ли помощь, но я отнекиваюсь. Пройдет 50 минут, прежде чем я смогу остановить дрожь и выйти на трассу.

О результате уже не думаю. Не спеша еду к финишу. 20 км, пустяк! В прошлом году последняя десятка была по холмистой, настоящей гоночной трассе. Но сейчас все должно быть плоско и легко. Далеко впереди вижу фонарь, это участник, пытаюсь накатить, но до него далеко, и я бросаю эту затею. Сзади тоже появляется фонарь, немного приближается, я думаю, что если захочет меня обогнать — сопротивляться не буду. Теперь каждый борется только с собой и с трассой.

Неожиданно участник впереди останавливается, я объезжаю его и вижу впереди еще двоих. До финиша 6 км, я согрелся, и во мне просыпается охотничий азарт. Пропускаю последнюю кормежку, финиш рядом! На маленьком подъеме рывком выхожу вперед, чтобы у них не возникло желание упираться. Оглядываюсь — нет, за сотое место никто рубиться не собирается:) Два километра до финиша, приличная скорость на равнине, из 3.5 минут наверно. И вдруг из-за спины выскакивает кто-то — это тот, кто висел за мной последние 7 км. Ну что ж, пусть едет… Последний километр и финиш. Результат 18:32.15. На два часа медленнее, чем рассчитывал — эти два часа я потерял на остановках. Но я финишировал, я живой и это хорошо!

На финише меня встречает гостеприимная хозяйка, у которой я останавился, Нина. Спасибо! Помогает мне собрать лыжи, вещи, рассказывает новости с трассы — много сошедших, результат победителя 11:48.07 — это на час хуже, чем ожидалось, гонка вышла трудной. Я почти не говорю, все эмоции будут завтра. Сауна, обед, который не лезет, потому что организм хочет только лежать и спать:) Ну что ж, и суточный рогейн, и двухсуточная мультигонка мне даются легче — там интенсивность ниже, и есть паузы для отдыха. По длительности и интенсивности эту гонку можно сравнить с Ironman… впрочем это блюдо я еще не пробовал, но попробую обязательно.

Яркий биб завтра займет почетное место на водительском сиденье. Сезон звкрыт, пора домой, и по дороге я начну планировать следующий сезон. Я приеду сюда снова, и не буду повторять ошибки этого года!

Резюмируя итоги:

* Быстро — это медленно, но без остановок * Прошлый год и этот — «две большие разницы» * Заполярье — это заполярье. Надо быть готовым к сюрпризам./// Openski.ru

openski.ru

Moscow Ski Ultramarathon Club — Лыжные ультрамарафоны в Карелии, под Москвой и в Финляндии

Основные наши мероприятия:

Карельская Лыжная Неделя

Многодневный лыжный пробег по заранее нарезанным лыжням среди дикой карельской природы . Все вещи отвезут к месту ночёвки, а по дороге (на лыжне) ещё и накормят и напоят, так что бежим всё время налегке, получая максимум удовольствия. Дневной километраж первый день 100км (”Карельская Сотня”), далее пять дней по примерно 60км, общая длина маршрута около 400км. Живописные озёра, нетронутые цивилизацией пейзажи, сверкающие снежные просторы. Проводится с 2010 года в марте.

Карельская Сотня

100-километровая лыжная гонка классикой по карельским лесам в окрестностях Калевалы. Трасса нарезается резаком одним большим кругом. Четыре пункта питания (примерно через 20 км).  Проводится с 2009 года в марте.

Афанасотка

100миль (170км) по Подмосковью классическим стилем, 5 кругов по 34км в районе Радонежа. Первая гонка успешно прошла 4 марта 2017г.  С 2018 года в рамки Афанасотки переносится и традиционный наш проект «100км за 1 день» (ранее — «сафроновская сотня»), а также добавляется новая «дистанция» — 24 часа, она же — «Афанасутки».

Беговые (и лыжные) походы по субботам

Вот уже полвека каждую субботу, в любую погоду, мы проводим беговые походы по Подмосковью, а когда есть снег — лыжные. Типичный километраж — 30-40км бегом и 35-70км на лыжах. Темп бега — около 6 минут на километр, пробежка группой (не соревнование), ориентирования не требуется (ведёт руководитель)  Всегда длинный привал с костром и чаем. Участие открытое, никакой записи не требуется, расписание походов известно заранее. Есть также специальная группа в Фейсбуке.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре этой страницы со смартфона поверните его ГОРИЗОНТАЛЬНО :)

 

Прочие материалы сайта

Сайт был создан более десяти лет назад, и с тех пор много информации на нём устарело, и не успевает обновляться, особенно в связи с развитием новых проектов. Так, сильно устарели описания  лыжных маршрутов Подмосковья  , в связи с активным строительством. Обновление есть в планах, но сроки пока неясны. То же относится и к описанию двух основных сотенных трасс, «сафроновской» и «дмитриевской«.

Историческую ценность имеют воспоминания участников пробегов и собрание фотографий со всех сотен.

Ранее поддерживалась рубрика «Новости» — сейчас подзаброшена.  ФОРУМ практически прекратил существование, вместо него есть  группа в Фейсбуке.  Полное  содержимое можно увидеть на одной странице в виде КАРТЫ САЙТА .

 

 

www.100km.ru

опыт обыкновенного человека — Moscow Ski Ultramarathon Club

Важно понять, что лыжный ультрамарафон «100 км за один день» – это не физическая, а именно ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА, в поисках которой не надо уезжать в тибетский монастырь в Гималаи. Достаточно часа езды на электричке, чтобы оказаться среди заснеженных полей и лесов Подмосковья.

В своем очерке автор обосновывает идею, что каждый практически здоровый человек, любящий природу и умеющий кататься на лыжах, в состоянии подготовиться и пробежать на лыжах 100 км за один день.

С позиций обыкновенного человека, далекого от лыжного спорта, автор разоблачает миф «я это никогда не смогу» и последовательно доказывает, что подготовка и участие в лыжном ультрамарафоне «100 км за один день» не требует изначально высокого физического уровня, а является Духовной Практикой.

Более того, автор рекомендует многим людям лыжный ультрамарафон «100 км за один день» в качестве идеальной Сверхзадачи, решение которой приведет к мощному личностному росту и биологическому обновлению.

В Московском клубе туристов существуют группы походов выходного дня. Они носят название фамилии руководителей.

С января 2005 года я стал ходить в лыжные походы группы Г.Я. Рыжавского.

С первых же походов я узнал, что в группах Сафронова, и Дмитриева каждый год в конце февраля проводится лыжный ультрамарафон «100 км за один день». Он уважительно называется «Сотня».

Мне всегда казалось, что пробежать Сотню — лежит за гранью человеческих возможностей. И люди пробежавшие ультрамарафон «100 км на лыжах за один день», всегда мне казались настоящими героями, Лыжными Богами.

Про себя я всегда знал, что никогда не пробегу такой ультрамарафон, так же как, например, никогда не стану членом Олимпийской сборной.

Хотя каждую зиму подспудная мечта теребила душу, как манит сияющая горная вершина альпиниста-любителя в своей непостижимой красоте.

Как-то в марте 2010 года я обогнал на лыжне Александра Титова, одного из руководителей группы Рыжавского. В электричке разговорились. Оказывается, Александр пробежал Сафроновскую Сотню. Удивление пронзило мой мозг. Если Александр пробежал, то и я смогу!

Встречая Новый, 2011 год за праздничным столом, принял твердое решение – бегу лыжный ультрамарафон «100 км за один день».

Захотеть легко, но как это осуществить. Уровень лыжной подготовки из-за того, что я в лыжных походах постоянно отвлекаюсь на фотографирование зимних пейзажей, у меня весьма средний. По возрасту я тоже не перспективный лыжник: 53 года — это не 30 и даже не 40.

В прошлой жизни я был специалистом по авиационно-космической медицине и занимался вопросами психофизиологической подготовки людей к экстремальным условиям жизнедеятельности.

Поэтому подготовка к Сотне означала возрат к моей любимой науке. Чертовски интересно поставить эксперимент на самом себе.

Исходя из своего научного опыта я составил план подготовки на 5 уровнях:

1 уровень – духовный

2 уровень — интеллектуальный

3 уровень – физический

4 уровень – физиологический

5 уровень – биохимический.

1 уровень – Духа

Он самый главный. Ибо все начинается с Веры в Победу. Глубокой непоколебимой, если хотите, фанатичной Веры.

Древние римляне, когда шли в сражение, всегда знали, что выполняют Волю Богов.

Для Веры нужны примеры.

Поэтому для себя лично я решил посвятить гонку в честь героев сражения за Москву зимой 1941-42 гг.

У Василя Быкова есть замечательная повесть «Дожить до рассвета». Мне не встречалось другого такого произведения, где так трагично переплелись бы Лыжи, Снег, Мороз, Долг и Судьба. Я перечитывал повесть и плакал, как и 40 лет назад.

В Интернете можно найти потрясающий материал о лыжных батальонах «Деревянные кони войны».Представьте себе лыжника в валенках и в ватнике с ручным пулеметом, автоматом, вещмешком, сумкой с гранатами, который упорно идет по снегу на неудобных деревянных лыжах сутками без сна и отдыха.

Что по сравнению с этим 100 км пробежать налегке на классных лыжах и в современной экипировке?

2 уровень – интеллектуальный

Он предполагает наличие необходимых знаний и умений. Прежде всего, необходимо хорошо знать трассу. Ведь гонка проходит в Подмосковье по пересеченной местности по полям и лесам среди паутины лыжней. Существуют примеры, когда сильные лыжники сходили с дистанции из-за того, что просто банально заблудились.Надо определиться с лыжами, подобрать мази, выбрать и проверить экипировку.Одним словом в сжатые сроки необходимо набрать опыт, тот самый опыт – «сын ошибок трудных».3 уровень – физический

Чтобы пробежать 100 километров за один день, надо набрать минимальный тренировочный объем не менее 500 километров. У легендарного лыжника группы Сафронова Сергея Гаврика он, к примеру, составляет более 4500 километров.

4 уровень – физиологический

Надо достигнуть необходимого уровня тренированности сердечно-сосудистой системы и научиться контролировать свое психофизиологическое состояние, чтобы поддерживать необходимый уровень активации, равномерно распределять свои силы и не спечься во время гонки.Наилучший доступный показатель состояния – это частота сердечных сокращений.

5 уровень – биохимический

На клеточном уровне формирование физической выносливости означает резкое увеличение количества митохондрий, в которых происходит образование энергии, а также увеличение количества мышечных волокон.Жизненно важным является укрепление иммунной системы. Ведь на январь-февраль, время подготовки и пробега Сотни, как раз приходится эпидемия гриппа, который может обнулить все затраченные усилия.

«100 километров на лыжах за один день» — особенности подготовки

Новый, 2011 год начался для меня с того, что «сжег за собой все мосты». Мысль «умру или пробегу» — стала определяющей. Весь организм мобилизовался — сделать все для победы.

Идти на лыжах со скоростью 5 километров в час в общем-то несложно. Только для того, чтобы пробежать 100 км, понадобится 20 часов. Чтобы реально уложится в один день, то есть стартовать в 8 утра и прибыть на финишный костер хотя бы к полуночи, надо двигаться с учетом времени на привалы с минимальной скоростью 8-9 километров в течение 12-14 часов. А вот это действительно тяжело.

100 км на лыжах за один день — выбор снаряжения

Во время подготовки и пробега Сотни психологически очень важно постоянно знать свою текущую скорость. Обычный прибор GPS для этих целей крайне неудобен, так как его надо доставать в то время, как руки заняты лыжными палками.

Поэтому наручный прибор GPS, который показывает текущую скорость, пройденное расстояние, время и частоту сердечных сокращений, как будто специально создан для желающих пробежать гонку «100 км за один день». После тщательного сравнения различных моделей на основании «цена/качество» я выбрал прибор GlobalSat GH-625M, который сыграл основополагающую роль в подготовке к Сотне.

Обычный прибор GPS так же необходим, именно в нем трек трассы, опорные точки и электронная карта.Однако батарейки к GPS, в том числе и запасные, на морозе могут разрядиться.За время подготовки я два раза сталкивался с такой неприятностью. Наличие бумажной карты и обыкновенного компаса просто спасало в этой ситуации.

Во время длительных тренировочных походов, не говоря уже о самом ультрамарафоне «100 км на лыжах за один день», последние несколько часов приходится бежать в полной темноте. Бежать по лесам, полям, пригоркам и оврагам, иногда глубоким. В этих условиях необходим налобный фонарь: самый лучший, который можно себе позволить. Ибо света мало не бывает, он обеспечивает психологический комфорт и спасает от травм.

Важная деталь, которая совершенно упускается из виду – это очки. Из-за своей близорукости я на лыжах бегаю в очках. Зимой из-за яркого снега рекомендуются очки с затемненным стеклом. Так получилось, что почти весь январь и февраль стояла пасмурная погода. Темный светофильтр в таких условиях вызывал ощущение полной безнадеги и острое желание сойти с дистанции.Еще хуже очки-хамелеоны: на ярком солнце они темнеют так, что когда влетаешь в тень, возникает ощущение полной слепоты.А вот желтый противотуманный светофильтр творил чудеса. В нем при любой погоде мир воспринимается ярким, праздничным, каким-то особенно выпуклым и контрастным. По своему психологическому воздействию на успех подготовки к Сотне я бы поставил очки с желтым светофильтром вообще на первое место.

Что касается выбора лыж, то практически любой суперлыжник, неоднократно бегавший «100 км на лыжах за один день», скажет, что это могут быть только гладкие лыжи. Здесь я хочу выступить в роли смутьяна и предложить тем, кто бежит Сотню в первый раз, наоборот, лыжи с насечкой.

Подробнее сравнение обоих типов лыж смотри в материале «Лыжи с насечкой против гладких лыж».И мое утверждение отнюдь не голословное. Во время подготовки я испробовал оба типа лыж. И для гладких лыж у меня был полный набор мазей и даже утюжок для нанесения парафина.

На «100 км на лыжах за один день» для первопроходца есть две засады.

Первая заключается в том, что трасса переваливает через Клинско-Дмитровскую гряду. Там очень мало ровных поверхностей. Одна половина дистанции – это подъемы по склонам холмов, а другая — спуски. Вниз лыжи едут сами, и действительно, гладкие лыжи скользят быстрее. Но вот на подъемах, если гладкие лыжи начнут отдавать, то мало не покажется. Особенно хорош там один подъем после речки Волгуши длиной более 3 километров. При хорошей отдаче только после него можно сойти с дистанции. А лыжи с насечкой практически не отдают.

Второй прикол связан с околонулевой температурой. Большинство лыжников на гладких лыжах в этих условиях просто встанет. А для лыж с насечкой – это самая любимая погода, они начинают скользить как сумасшедшие.

Поэтому на лыжах с насечкой может быть вы и не пробежите Сотню максимально быстро, но вот шансы, что вы ее вообще пробежите – резко повышаются. Смотри здесь удачные примеры пробега Сотни на лыжах с насечкой: отчет Алексея Вусатюка, отчет Дмитрия Савватеева.

100 км на лыжах за один день — к вопросу о питании

Когда вам надо за два месяца очень быстро обрести максимальную физическую выносливость, вопрос правильного питания стоит особенно остро.

Я согласен, что хорошим вариантом во время подготовки к ультрамарафону «100 км на лыжах за один день» является крестьянский рацион питания для тяжелого физического труда: каши, мясо, картошка, сливочное масло и так далее.

Но в моем случае я просто не мог есть много обычной пищи из-за застарелого гастрита.

В основу своего рациона я положил жирную морскую рыбу, которая является важным источником белка и энергии, укрепляется сердце и сосуды, а главное, — хорошо усваивается. Это скумбрия, сельдь, масляная рыба, палтус, лосось, форель, семга. Главный рыбный хит – это мойва. Дешевая, вкусная и очень сытная.

Очень хороши овощные салаты с большим количеством чеснока и растительного масла: горчичного, рыжикового, оливкового.

В качестве источника углеводов хорошо уходили домашние пирожки из бездрожжевого теста.

Настроение и бодрость повышают свежевыжатые соки из моркови и тыквы с добавлением сливок.

После тренировок хочется много пить. Очень хорошо удовлетворяет жажду клюквенный морс домашнего изготовления без сахара.

На ночь — запеченные яблоки с черноплодной рябиной.

Но для быстрого формирования выносливости к сверхвысоким физическим нагрузкам обычного питания мало. Поэтому я принимал комплекс биологически активных добавок и функционального питания.

Комплекс включал в себя:

1. Эффективный поливитаминный комплекс с повышенными дозами витаминов С и группы В.

2. Пищеварительные ферменты (панкреатин по 4 таблетки во время еды) для улучшения усвоения пищи.

3. Белковый коктейль – одна доза в день. Обеспечивает повышенную потребность в белках.

4. Жидкая смесь свободных аминокислот – одна доза в день. Особенно эффективен прием сразу после тренировки. Свободные аминокислоты необходимы для процессов белкового синтеза.

3. Лецитин – по столовой ложке три раза в день. Поддерживает печень, способствует росту мышечных волокон.

4. Орто Таурин Эрго – по 2 капсулы 2 раза в день. Во время тренировок от 2 до 6 капсул в зависимости от нагрузки и чувства усталости. Укрепляет сердце, сосуды, резко увеличивает эффективность восстановления после тренировок.

5. Орто Кальций + Магний – по чайной ложке 2 раза в день. Укрепляет кости, суставы. Препятствует возникновению мышечных судорог.

6. Орто Ацетил-L-Карнитин – по три капсулы утром. Важный энергетик, особенно улучшает работу мозга. Повышает настроение и общий психофизиологический тонус. Особенно важен для укрепления иммунной системы.

7. Экстракт растения Кошачий коготь – по две капсулы 2 раза в день. Эффективен для укрепления иммунной системы.

В качестве питания во время длительных тренировочных походов я выбрал протеиновые батончики Вейдер.На время подготовки к ультрамарафону «100 км на лыжах за один день» – ни капли спиртного, в том числе и пива.

«100 км на лыжах за один день» — тренировочный режим

Главная сложность подготовки к Сотне заключалась в том, как набрать тренировочный объем не менее 500 км за два месяца.

Опасность в том, что если увлечься нагрузками на фоне высокой мотивации, то можно напороться на состояние перетренированности и переутомления, которые поставят крест на всей затее.

Поэтому я решил бегать на лыжах 2 раза в неделю, чтобы между тренировками было достаточно времени для восстановления.

Один раз (суббота или воскресение) – лыжный поход в Подмосковье, второй раз (вторник или среда) – в городе. В Москве идеальные условия для подготовки к Сотне имеются в Измайловском парке. Тамошняя лыжня в 7,5 км, расположенная на склоне холма полностью копирует спуски и подъемы, характерные для «100 км на лыжах за один день». А на гладкой поверхности прудов хорошо отрабатывать лыжную технику.

Очень помогли большие новогодние каникулы.

Первый тренировочный поход (30 км) пробежал с группой Сафронова 2 января 2011 г. на лыжах с насечкой. Потрясла низкая средняя скорость движения (6 км в час) и слабый уровень физической тренированности. Частота сердечных сокращений во время похода не подымалась выше 135 ударов в минуту. Так ультрамарафон «100 км налыжах за один день» не пробежишь!

4 января утром на лыжах с насечкой отправился в Измайловский парк с намерением пробежать столько, сколько смогу. Через 22 км непрерывного лыжного бега развилось острейшее состояние усталости. Сел на пенек, съел два 60 граммовых протеиновых батончика, выпил горячего овсяного настоя с медом из термоса. Посидел с полчасика. Холодно, просто окоченел. Заглотнул 2 капсулы Орто Таурин Эрго и встал на лыжи.

В это трудно поверить, но я поехал абсолютно свежим. Спокойно без всяких остановок одолел еще 33 км. В общей сложности получилось 55 км при средней скорости движения 6,5 км в час.

Абсолютный личный рекорд! До этого я максимально пробегал за один день в группе Рыжавского 42 км и дико уставал.Вечером того дня я уже наверняка знал, что пробегу 100 км на лыжах за один день. Я также уверовал в лыжи с насечкой и волшебную силу протеиновых батончиков и Орто Таурина Эрго. Кроме того у меня закрепился рефлекс – через каждый 22 километра устраивать перекус.

Одно не устраивало – скорость: 6,5 километров в час недостаточно для пробега Сотни.

9 января в эпидемию заболел гриппом и неделя выпала из тренировок. Благодаря Кошачьему когтю и Орто Ацетил-L-Карнитину переболел без гайморитов, бронхитов и других осложнений и продолжил тренировочную программу.

Подготовка к Сотне и сам лыжный ультрамарафон сильно развивают такое качество как самостоятельность.

В группе Рыжавского лыжники бегут друг за другом сплошной змеей и на всех поворотах ставят жирные указательные стрелки.

В группе Сафронова из-за очень сильной подготовки лыжников я безнадежно отставал и практически в светлое и темное время суток бежал по трассе один. Стрелки там ставят не всегда и поэтому на лыжных развилках в лесу приходилось самому соображать, куда двигаться дальше.

Именно опора на собственные силы позволила хорошо изучить сотенную трассу (см. схему ниже).

За время подготовки я пробежал по трассе три раза.

Первую половину Сотни: Поварово – Морозки – 2 раза в одиночку и 1 раз с группой Сафронова.

Вторую половину: круг Морозки – Беклемишево – Морозки: 1 раз сам и 2 раза с группой Сафронова.

Источник карты — maps.yandex.ru. Подробный маршрут — сайт группы Сафронова.

Поэтому, когда я бежал ультрамарафон «100 км на лыжах за один день», я знал трассу наизусть и ни разу не остановился, чтобы посмотреть карту или GPS.

Несколько тренировочных походов особенно врезались в память.

23 января в воскресение решил самостоятельно пробежать первую половину ультрамарафона «100 км за один день»: Поварово – Морозки на гладких широких и тяжелых туристических лыжах.

Лыжня занесена была, тропил, наплутался вдоволь, в общей сложности набегал 48 км. Потрясло то, что в Морозки прибыл в 18.15, тогда как на Сотне там надо быть не позднее 14.00. Средняя скорость составила всего 5 км в час. Может быть лыжи не так намазал, но как-то гладким лыжам перестал доверять.

5 февраля вместе с группой Сафронова бежал генеральный тренировочный забег 78 км перед Сотней: Поварово – Морозки – Абрамцево.

Чтобы подстраховаться, на такси приехал на Ленинградский вокзал на первую электричку в 5 утра. В 6 часов утра, на 2 часа раньше основной группы, тронулся в путь из Поварово. Лыжня была занесена выше щиколоток мокрым снегом и первые 22 км я тропил в одиночестве. Опять же поплутал прилично.

Потом меня нагнали сафроновцы. По лыжне за ними бежать стало гораздо приятней.

В полдень температура стало околонулевой и у суперлыжников на гладких лыжах возникли большие проблемы. Забавно было наблюдать лыжных богов, стоящих сбоку от лыжни и недоуменно рассматривающих свои лыжи с подлипом в ладонь шириной.

Мои же лыжики с насечкой на горизонтальной поверхности порой 15 км в час выстреливали.

Я даже набрался наглости, и обогнал самого Афанасенкова.

В тот день из группы около 60 человек до Абрамцево добрались только 10. Я, разумеется, был среди них.

Прибежал в Абрамцево в 20.00. В общей сложности 82 км проехал. Усталости ни в одном глазу. Эх, жалко Сотню не в тот день бежали.

В тот день я окончательно уверовал в лыжи с насечкой. Более того, возникла амбициозная мыслишка, а не пробежать ли ультрамарафон «100 км за один день» в группе лидеров, если повезет с погодой, как это получилось у Дмитрия Савватеева.

Через неделю, 12 февраля заявленный тренировочный поход в 55 км Морозки-Радонеж-Морозки показался мне санаторной прогулкой.

Морозная погода (минус 5-7 градусов) сильно благоприятствовала гладким лыжам. Поэтому я еще раз решил попробовать в деле гладкие лыжи, но на этот раз легкие и спортивные, купленные специально для пробега «100 км на лыжах за один день». Хотя гладкие лыжи ехали примерно на километр быстрее, чем лыжи с насечкой, ожидаемого эффекта я как-то не получил.

Случилось другое. Из-за того, что на гладких лыжах нет такого толчка, как на лыжах с насечкой, мышцы ног постоянно были напряжены. Примерно через 10 км у меня стало побаливать правое колено. А после привала боль стала просто нестерпимой. Правая нога повисла, как перебитая лапа у собаки. И оставшиеся 25 км до Морозок просто прополз на палках и левой ноге. Ужаснула мысль, а если такое случится на Сотне? Гладкие лыжи у меня стали вызывать страх, больше я к ним не прикасался.

19 февраля бежали последний тренировочный поход перед ультрамарафоном «100 км на лыжах за один день»: Поварово – Морозки, 45 км. Мороз стоял 20-25 градусов. Я никогда бы в жизни не поехал бы в такой холод на лыжах за город. А вдруг такой мороз будет на Сотне? Надо бежать!

Лыжи с насечкой не скользили. Но точно так же не скользили и гладкие лыжи. К своему удивлению я прибежал в Морозки в середине группы Сафронова.В тот поход я отморозил щеки, но проверил надежность экипировки. Очень хорошо себя показали рукавицы Алеут из искусственного пуха Primaloft.

«100 км на лыжах за один день» — прикосновение к Красоте

Да, лыжные тренировки требуют колоссальных усилий. Но ведь бегаешь на лыжах по заснеженным полям, лесам, парку среди сказочно красивой Русской Зимы.

Интересно, что когда проходишь в день немного, меньше 30 км, то красота природа воспринимается как-то внешне, ты для нее – чужеродное тело.

После 50 км возникает мистическое ощущение слияния с природой. Она как бы открывает незримые двери и впускает тебя внутрь, и ты становишься ее частью, как заснеженное дерево, как волк или лось, как снег или ветер.

Представьте себе картину. Пасмурно. Бескрайнее белоснежное поле, гладкое, будто покрыто глазурью. Вверху туча темно-синяя, к горизонту почти черная – отражается серой тенью в белом зеркале поля.

Или, например, мокрый снег падает тяжелыми хлопьями. Вдруг, через облака пробиваются лучи солнца. В потоках света хлопья мгновенно превращаются в роскошные снежинки, которые кружатся, танцуя белый вальс. Но вот свет угас, и ты снова бесплотным привидением растворяешься в серой мгле.

Изредка в походах удавалось сделать пару удачных снимков. Смотри:

— поход 02.01.2011— поход 08.01.2011— поход 30.01.2011— поход 12.02.2011— поход 19.02.2011.

Бывает, что лыжи скользят как-то особенно хорошо. И ты уже не бежишь, а летишь снежной метелью по полям и лесам. Быть может ради таких моментов и стоит жить?

Люди Сотни

Возможно, одна из главных ценностей участия в подготовке и пробеге Сотни – это общение с уникальными людьми.

Я давно заметил еще из опыта работы с летчиками-истребителями, что умные люди с высокой физической подготовкой обладают особой аурой. Людям, когда они по-настоящему сильные, не надо пыжиться и надувать щёки.

Они максимально естественные, спокойные, бодрые и веселые, и очень доброжелательные.

Когда в электричке или на привале узнаешь, что кто-то бывалый альпинист, кто-то заслуженный мастер спорта по туризму, а кто-то просто уже 20-й раз бежит Сотню, то возникает ощущение гордости, что ты находишься в высшем обществе. Общаться с такими людьми, это как дышать чистейшим горным воздухом.

Посмотрите на замечательную галерею участников лыжной гонки «100 км за один день».

Лыжные Боги щедро делятся опытом. Я особенно благодарен Степану Шпаку, что он открыл мне глаза на лыжную технику.

По его словам, абсолютное большинство лыжников, даже высокого уровня, не умеют по настоящему бегать на лыжах. Чтобы научиться бегать на лыжах и постоянно держать себя в форме, надо в начале каждого лыжного сезона набегать достаточное количество километров без лыжных палок. Только так может сформироваться настоящая техника и только так можно получить настоящее удовольствие от лыжного бега.

Я последовал его совету. Выбрал в Измайловском парке пруд с идеально ровной поверхностью, спрятал лыжные палки в кустах и стал нарезать круги, максимально размахивая руками вдоль тела, как будто старался каждый раз забросить свою руку как можно дальше. Всего я провел таким образом на лыжах с насечкой три тренировки по 20 километров, каждая со средней скоростью 11 км в час.

И произошло чудо. На 53 году жизни научился кататься на лыжах. Я превратился в универсальный махолет. Лыжи как бы вросли в мое тело, и я стал ими порхать как бабочка крыльями.

Самое удивительное, что это ощущение порхания бабочки от катания на лыжах отмечают настоящие лыжные мастера – смотри материал Подобно бабочкам порхая …

Именно это ощущение порхания бабочки и составляет неземной кайф от катания на лыжах. Если вы его до сих пор не испытали, так же как и я не испытывал его никогда прежде, то вы имеете все шансы прожить свою жизнь напрасно.

Два месяца подготовки заканчивались. Лыжные походы выходного дня и пробежки в Измайловском парке позволили освоить тренировочный объем 700 км.

Великий День Сотни в воскресение 27 февраля приближался.

Наконец, наступила суббота. Вечером пошел в храм, постоял в тишине, зажег свечи.

Великий День Сотни

Утром подъем в 5.00. Быстро съедаю рисовую кашу, заливаю два пол-литровых термоса с вечера настоенным отваром овса, беру с собой протеиновые батончики, фотоаппарат, еще кое-что по мелочам. Ничего так рюкзачок получился.

Прибываю на Ленинградский вокзал на электричку 7.10 на полчаса раньше. У билетных касс уже вовсю толпятся лыжники.

И вот электричка устремляется в Поварово. В вагоне радостное возбуждение. Праздник Праздников начался.

Александр Иванович Сафронов раздает лыжные майки участников гонки.

Особенно ободряет присутствие старой гвардии.

Михаил Афанасенков доволен: до начала очередного лыжного ультрамарафона «100 км за один день» осталось несколько минут.

Вот мы и в Поварово. Будущие лидеры гонки высыпали из вагона и наперегонки мчатся к лесу, чтобы первыми встать на лыжню.

Скромно занимаю подобающее место в конце группы лыжников, и постепенно разогреваясь, набираю скорость.

День выдался солнечным и морозным, температура минус 15.

Увы, мой расчет на традиционную в конце февраля оттепель и превосходство лыж с насечкой не оправдался. Лыжи скользили плохо.

Но начальном этапе гонки я не придал этому никакого значения. Я рванул, что есть сил и помчался, как мне показалось, подобно снежному шторму. Я обгонял других участников гонки одного за другим. На первых 20 км скорость составляла около 11-12 км в час. Внутри меня бушевало пламя, частота сердечных сокращений стабильно держалась 150-156 ударов в минуту. В голове стучал клич, с которым русские люди шли на Куликовскую битву: «Если Бог с нами, то кто против нас?»

Я ничего не помню, кроме сияющего солнца, искрящегося снега и океана все заполняющего света. Мне казалось, что с небес поют невидимые огромные трубы. Никогда в жизни не испытывал такого глубокого и безмерного счастья.

На 22 километре по своей суеверной привычке присел на пенек съесть протеиновый батончик и выпить горячего овсяного настоя с медом. Мимо меня пронеслись все, кого я обогнал ранее. Возможно, моя остановка была ошибкой. Тем более, совсем близко через Рогачевское шоссе добрая фея угощала лыжников горячим чаем и вареньем.

После перекуса скорость существенно упала, лыжи с насечкой откровенно не скользили. Это была абсолютно не их погода.

Тем не менее, я упорно рвался вперед, и частота сердечных сокращений оставалась такой же высокой.

Первая половина Сотни, 25 км. Источник фотографии- http://aisafronov.100km.ru

Пришел на промежуточный привал в Морозки (42 км) в 13.15 весьма довольный собой. Еще бы, месяц назад я «прибежал» в Морозки на 5 часов позже.

На привале обнаружил, что мои крепления замерзли и лыжи не снимаются с ног, а ведь впереди Дмитровское шоссе и железная дорога. Спасибо костровым, отогрели крепления горячим чаем.

Когда Вадим Прокладов увидел на моих снятых лыжах насечку, он расхохотался: «Ну ты лось, кто же в такую погоду бежит на лыжах с насечкой. Сходи с дистанции, иди на платформу Морозки, сегодня тебе Сотню никак не пройти».

Я лишь гордо усмехнулся в ответ. На привале позволил себе расслабиться и 35 минут блаженствовал, выпивая кружку за кружкой вкуснейшего клюквенного морса. Еда на привале была просто отличная, но я из принципа ограничился протеиновым батончиком.

Костер в Морозках, 45 км.

Возможно, это называется головокружение от успехов.

После Морозок, помня завет группы Рыжавского никогда не переходить канал по льду, вскарабкался пешком на мост, потеряв на переправе через канал много времени.

На втором этапе Сотни начались проблемы.

В бескрайних полях в районе Сбоево дул косой колючий ветер, который высасывал влагу из снега и делал его сухим и жестким. Лыжи стали неприятно шуршать. Было ощущение, что подо мной не снежные склоны, а песчаные барханы пустыни. Мои лыжи с насечкой не просто плохо катили, они встали.

Каждое пропихивание лыжи вперед требовало усилий и сильного толчка лыжными палками. Стали побаливать суставы на руках и ногах. Вскоре все тело превратилось в источник острой и непереносимой боли. Скорость упала до 4 км в час. Меня все обогнали, и я поплелся последним. Грохнулась вниз и частота сердечных сокращений до жалких 135 ударов в минуту.

Как говорят соотечественники в такой ситуации, наступил полный ….ец.

Но я был готов к такому развитию события. После того, как у меня чудовищно разболелось колено в походе 23 января, я в Интернете тщательно изучил вопрос быстрого снятия суставной боли. Препаратом выбора стал Раптен рапид, при приеме через рот он действует так же быстро, как и при внутривенном введении, оказывая выраженный обезболивающий эффект уже через 15-20 минут.

Вот сейчас и проверим. Достаю из набедренной сумки заветную упаковку, заглатываю два драже и запиваю остатками овсяного настоя. И действительно, минут через 20 боль полностью исчезла, и я снова рванул. Поля закончились, в лесу снег стал помягче, и я опять набрал 10 км в час.

Александр Кузьмин, опытный лыжник, многократно пробегавший Сотню, накануне дал мне массу ценных советов. Один из них заключался в том, что если прибудешь на последний Радонежский привал (75 км) после 18.00, то обязательно сходи, Сотню в этот день пробежать не удастся.

Я причалил в 18.20 и довольно сильно вымотался. В маске ручной работы, которая закрывала отмороженные щеки, я, видимо, был похож на отступающего немца после разгрома под Москвой.

Радонежский костёр, 75-й км. Источник фотографии- http://aisafronov.100km.ru

Костровые, добрые и хорошие люди, участливо спрашивают, ну что, сходить будешь?

Да, вы что, ребята! Зубами, ногтями цепляться буду за склон. Надо будет, поползу до финишного костра. Это моя Сотня, и я ее никому ее не отдам! Как голодный волк, вот уже почти два месяца я гоню этого Лося, и мне осталось всего лишь несколько часов.

Посидел у костра с полчасика. Напился клюквенного морса. Конфеты очень вкусные были, дорогие такие шоколадные.

Ну, ладно, вперед!

Темень настала. Запалил подаренный мне на 23 февраля налобный фонарь. Хороший такой фонарь.

На абрамцевской просеке, как жуки-светлячки, навстречу шла большая группа лыжников. Высветив мою майку со 100 километрами, они почтительно сошли с лыжни в темноту.

Перед Хлыбами приключилась новая напасть. Я, действительно, сильно устал и начал то и дело падать. Там хватает оврагов и крутых спусков. После падения выбираться из глубокого снега – еще больше времени и сил теряешь.

Ну, что, пора прибегнуть к последнему доводу королей. В набедренной сумке ждали своего часа две ампулы с экстрактом гуараны. Он действует практически мгновенно и его действие продолжается два часа. Выпил одну ампулу и через пару минут стал как новенький. Усталость улетучилась.

И я снова рванул, и снова набрал 10-11 км в час и больше не падал. Ровно через два часа гуарана перестала действовать. Но я врезал по усталости финальным победным порывом, ведь до финишного костра было совсем близко.

В 22.18 я был на месте, сбылась моя мечта и я стал Великим Лыжником!

Вот он, финишный костер!

«100 км на лыжах за один день» — тайный смысл участия в лыжной гонке

Для чего я все это пишу?

Видимо не ради того, чтоб похвастаться. Да и хвастоваться особенно нечем, ведь я пробежал ультрамарафон третьим с конца за 13 часов. Первые же десять участников уложились в 9 часов.

Главный результат, что я все-таки пробежал Сотню за один «день». Не Сошел, а Дошел! Ведь из 69 человек 10 не добежали до конца.

Исходным же мотивом написания этого очерка был профессиональный интерес специалиста по здоровому образу жизни.

Горжусь тем, что моя книга «Гипертония: ответный удар», в которой описываются немедикаментозные подходы к сохранению здоровья сердечно-сосудистой системы, переведена на немецкий язык и продается в Германии, Швейцарии и даже в Японии.

Мой интерес к Сотне – показать, что ультрамарфон «100 км на лыжах за один день» является уникальным инструментом повышения уровня психического и биологического здоровья.

Основой психологического здоровья человека является уверенность в себе. Это стержень, на который нанизываются все другие достоинства личности. Именно отсутствие уверенности в себе мешает многим людям добиться успеха в деловой и личной жизни.

По этой теме существует масса книг, проводятся многочисленные психологические тренинги.

Мой совет: всесто того, чтобы заниматься мучительным самокопанием – подготовьтесь и пробежите «100 км на лыжах за один день». Проблема уверенности в себе будет решена раз и навсегда. Кстати, кому-то она поможет избавиться от излишней самоуверенности.

Многих пугает, что подготовка и сам пробег Сотни связана с чудовищными физическими нагрузками, что это требует изначально высокого физического уровня и поэтому лежит за гранью возможностей обычного человека.

В этом – главное заблуждение!

Мой пример – это пример самого обыкновенного человека, не имеющего к лыжному спорту никакого отношения. Более того, по физической конституции я – «астеник», что в переводе с лытыни означает «слабый». Всю жизнь в моей медицинской книжке маячил диагноз «астено-невротический синдром».

Важно понять, что лыжный ультрамарафон «100 км за один день» – это не физическая, а именно ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА, в поисках которой не надо уезжать в тибетский монастырь в Гималаи. Достаточно часа езды на электричке, чтобы оказаться среди заснеженных полей и лесов Подмосковья.

Да, Сотня требует трудолюбия, именно того качества человека, который является источником всех его богатств. И Сотня очень сильно развивает это полезное качество.

Разумеется, что подготовка и пробег лыжного ультрамарафона требует максимального напряжения физических сил организма и в этом — ключ к биологическому здоровью.

Главный парадокс биологического здоровья человека заключается в том, что движущая сила его сохранения и развития находится не в нем самом, а вне его. Правильнее сказать, выше его – на Духовном уровне человека.

Купите новую машину и поставьте её в гараж, она сама собой сломается через 10 лет.

Постройте новый дом и не ухаживайте за ним, через 20 лет он разрушится без всяких внешних воздействий.

Так и биологическое здоровье человека. Предоставленное самое себе – оно имеет тенденцию только к ухудшению.

Особенно в возрасте, когда человек «отметал икру», перешел через пик биологического развития, связанного с деторождением, и перевалил лет так за 35-40.

В этом проявление универсального закона энтропиии.

Важнейщим фактором, работающим против энтропии, для человека как биологического объекта является Стремление к Достижению его как личности.

В непонимании этого фактора – главный ущерб существующих концепций здорового образа жизни.

Нет Стремления к Достижению, нет желания «прыгнуть выше головы», и не помогут никакие лекарственные травы, здоровое питание и оздоровительная гимнастика.

Поэтому, чтобы не кончить как Обломов в известном романе И.А. Гончарова, надо постоянно выдвигать перед собой Сверхзадачи.

Разумеется, каждый человек волен искать себе собственные проблемы, где надо «прыгать выше головы».

Но если вы любите природу, если вы готовы присоединиться к заявлению основоположника научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафта: «Лыжи – вот моя поликлиника, сосны – вот мои доктора» — то именно лыжный ультрамарафон может явиться для вас той самой идеальной Свехзадачей, решение которой внесет мощный вклад в сохранение и укрепление биологического здоровья.

Во время подготовки к Сотне происходит фантастическое увеличение энергетического потенциала организма, в кровь выбрасываются десятки гормонов, ремонтирующих и омолаживающих организм.

Кому можно рекомендовать «100 км на лыжах за один день»?

В широком смысле – всем. Представьте себе, что пробег лыжного ультрамарафона является обязательным для всех практически здоровых лиц, заканчивающий школу или институт в качестве государственного экзамена.

Эх, какой народ завелся бы в наших краях. Как сказал поэт: «Гвозди бы делать из этих людей — крепче бы не было в мире гвоздей».

Мечтать, однако, не вредно и спустимся на землю.

Реально можно рекомендовать «100 км на лыжах за один день» пюдям следующих категорий:

1. Всем молодым амбициозным людям, которые хотят опереться на психическую и физическую силу и выносливость.В 2011 году из всей Москвы Сафроновскую Сотню пробежало 59 человек, из них только 6 человек были моложе 30 лет, а 27 человек – старше 50.Какая-то хилая молодежь получается. Совсем, как у поэта: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!»

2. Руководителям, особенно начинающим, которые нуждаются в обретении твердой уверенности в себе и развитии своей ауры.

3. Тем, у кого работа связана с предпринимательской деятельностью, кто по жизни постоянно сталкивается с многочисленными затрудениями. Поверьте, многие трудности после лыжного ультрамарафона покажутся смехотворными.

4. Многим достойным людям, запутавшимся в кризисе «среднего возраста». Жизнь после Сотни обретет новый смысл.

5. Людям, которые действительно хотят раз и навсегда избавиться от избыточного веса. Прочитайте по этой теме материал лидера Сафроновской Сотни Сергея Гаврика, который во время подготовки к лыжному ультрамарафону за 7 месяцев сбросил 33 кг!

6. Людям с различными хроническими заболеваниями, которые верят в оздоровление своего организма с помощью внутренних резервов. Специально не указываю перечень заболеваний. У меня самого, например, вот уже 20 лет гипертоническая болезнь. Выбор лыжного ультрамарафона в качестве оздоравливающего воздействия – это свободный выбор конкретного человека на основе трезвого анализа своего состояния, консультаций со специалистами и так далее. Разумеется, автор не несет никакой ответственности, если кого-то на Сотне помрет от инфаркта.

7. Наконец, всем тем, кто хочет украсить свою жизнь настоящим поступком, одним из тех Достижений, благодаря которым жизнь ощущается прожитой не напрасно.

Если вы прочитали очерк до этого места и подумали: «Про себя я знаю, что я Сотню никогда не пробегу», то вы ее никогда и не пробежите.

Если вы подумали иначе, то приступайте к тренировкам, 90 шансов из 100, что вы ее пробежите.

Благодарности

Вообще-то с этого раздела надо было бы начинать.

Прежде всего хотелось бы поблагодарить руководителей группы походов выходного дня Рыжавского, а именно Генрих Яковлевича Рыжавского, Марк Борисовича Шаргородского, Александра Ендураева, Александра Зиброва, Александра Титову. Именно в группе Рыжавского произошло становление меня как лыжника и я поверил с свою лыжную судьбу.

Мне хотелось бы сказать большое спасибо Александру Кузьмину, от которого 25 лет назад я узнал о лыжных походах по Подмосковью и который с удовольствием делился своим опытом лыжника, бегавшим Сотню много раз.

Большая признательность Степану Шпаку, который по сути выступил для меня персональным тренером и благодаря которому я овладел настоящей техникой лыжного бега.

Сафроновская Сотня существует благодаря своим рукодителям Александру Ивановичу Сафронову и Михаилу Анатольевичу Афанасенкову. Они навсегда вписали свои имена в лыжную историю России.

Особое восхищение вызывает Михаил Афанасенков, человек масштаба эпохи Возрождения.Он не только главный организатор Сафроновской Сотни, а также Карельской Сотни, Карельской лыжной недели, Летних Супермарафонов и российский оператор финского лыжного марафона Rajalta Rajalle Hiihto.К тому же он талантливый литератор, фотограф, дизайнер и веб-мастер. Благодаря его усилиями существует и развиваются сайты http://aisafronov.100km.ru, http://www.100km.ru/, www.afanas.ru.

Счастлив, чтобы мне довелось общаться с таким необыкновенным человеком.На память о Сотне бегаю на лыжах в летней термофутболке «а-ля Afanasenkov», надеваемой поверх зимней фуфайки и которая, благодаря его совету, отлично защищает от снега и изморози.

Наконец, огромная человеческая признательность всем участникам группы Сафронова, Дмитриева и велоклуба «Караван», которые обустраивали трассу, наводили мосты через реки, разрезали упавшие деревья и ветви, прорубая лыжню через завалы, особенно в тяжелом 2011 году, когда леса упали после ледяного дождя.

Отдельное спасибо костровым, которые встречали тебя как родного, поили, кормили и подбадривали.

Да здравствует Сотня – Праздник Праздников, Лыжный Суперфестиваль!

Подробно о лыжном ультрамарафоне «100 км за один день»: история, особенности подготовки, впечатления и фотографии участников и многое другое — смотри на www.100km.ru

Сергей Странник. 6.12.2011 г.

Перепечатано с сайта автора с его любезного разрешения, (С) Сергей-Странник, http://www.strannik-sergey.ru/0-essay/100km/100km.html

www.100km.ru

Стартовал самый длинный марафон в мире

В семь утра был дан старт классическому ультрамарафону Норденскиолдслоппет, в котором принимают участие не только мировая элита — братья Окланды, Йон Кристиан Даль, но и российские лыжники — Валентин Девятьяров, Сергей Иванов и другие. Финиш лидеров намечен 17 часов дня. По ходу гонки мы будем внутри этого поста информировать о прохождении участников дистанции, скидывать свежие фото и видео — присоединяйтесь.

Старт был дан в 6 утра по местному времени. В заполярье уже достаточно длинный световой день, днем хорошо всё оттаивает и это стало проблемой для организаторов. Изначально планировалось провести 220 км по озерам, но они вскрылись. Пришлось в срочном порядке изменять дистанцию, появился рельеф. 

Из элиты на старт не вышли лишь Яри Арлин и Тор Бердаль. Остальные тут. По прогнозу сегодня будет небольшой минус первые три часа гонки, а потом воздух прогреется до пяти градусов тепла, что негативно скажется на скольжении лыж, которые нельзя менять. Так же из-за слабой подготовки измененной трассы, возможно, возникнет проблема с тем, что палки будут проваливаться, особенно на обратном пути — гонка подразумевает проход по 100 км дистанции два раза — туда и обртано.

Пунктов питания не так много

Поэтому помощники передают провизию на очень долгий период времени. Расход энергии в таких гонках около 800 ккал в час!

Видео старта — отчаянных собралось не так уж и мало!

Участники уже преодолели 35 километров. На втором месте идет Валентин Девятьяров. Лидируют только что прошедший двехлетнюю дисквалификацию за допинг австриец Йоханнес Дюр.

В большой группе примерно 30 лыжников, в том числе две девушки — Брина Норгрен и Лина Кошгрен! Сергей Иванов решил на расходоваться в начале дистанции и идет на 52ом месте с отставанием 5:29, хотя на 22ом километре был в пачке.

50 км за 2:06:50! Средняя скорость 24 км/ч.

Пачка пока не рассыпается, Иванов приближается к ней, неверное, что-то случилось между 22 и 35ым километром.

Пройдено 65 километров. Скорость на последнем участке не упала — 15 км за 36:31!

Лидирует Даниель Странд из Альты, Норвегии. Вчера он был вторым на 90 км коньковом марафоне Саами Ски Рейс!Вот такой пачкой идут. Пока облачно — солнце еще не растопило лед. Когда потеплеет, скорости сильно упадут и начнется серьезный просев из пелотона.

82 км позади — скорость только растет 17 км за 40:23!

ПОЛОВИНА ДИСТАНЦИИ ПОЗАДИ! Началась серьезная гонка — только элита в пелотоне.

Пелотон проехал 17 км за 42:57, для многих это было слишком быстро и они сформировали группы по силам. Валентин во второй пачке. Если посмотреть на профиль, то становится ясно, что до этой точки после нее предстоит постоянно карабкаться вверх.

114 КМ — ОТСЕЧКУ ПРЕОДОЛЕЛИ 13 УЧАСТНИКОВ, ВХОДЯЩИХ В ПЕРВУЮ ГРУППУ

Следующие спортсмены на отсечке в 114 км проигрывают более четырёх минут. Среди них — Валентин Девятьяров. Лина Коршгрен и Бритта Норгрен уступают лидирующей мужской группе около 10 минут.

К отметке в 129 километров группа лидеров сократилась до десяти человек. Претенденты на победу — среди них. У женщин отметку пока преодолел только лидерский дуэт.

142 км — лидеры продолжают работать вдесятером. Валентин Девятьяров уступает почти 20 минут и идёт в группе, Бритта Норгрен и Лина Коршгрен преодолели отсечку с одинаковым временем.

Скорости и не думают падать — лидеры проехали 13 км за 28 минут! Валентин еще ни на одном отрезке не ехал медленнее 20 км/ч.

Отметка 164 км в пачке 7 неслучайных человек. Скорость конкретно упала до 21 км/ч, несмотря на затяжные спуски — солнце делает свое дело. Сейчас начнется настоящий ультрамарафон.

174 км. Скорость упала до 17 км/ч. Осталось 5 человек.

16 км до финиша, скорость вроде как вернулась — 25 км/ч Кажется, в группе осталось трое.

ДАЛЬ! Окланд старший, Фьелд.

www.redbullnordenskioldsloppet.se/en/live-results/ /// Openski.ru

openski.ru

Cуточная лыжная гонка "24 часа PowerUP". Отзыв победителя / Наши гонки / Openski

Пост победителя соревнований Чумакова Сергея, г. Санкт-Петербург. Сверхчеловеческие возможности. Кто финишировал первым — разум или тело? 

11 марта 2017 года в Костромской области был дан старт на беспрецедентный лыжный сверхмарафон. Формат данного старта уникален и не имеет в настоящее время аналогов на территории Российской Федерации. Уникальность данного сверхмарафона заключается в том, что участникам соревнований необходимо было ехать сверхмарафон в течение суток. Старт был произведен в 11 часов, и участники лыжного сверхмарафона должны были финишировать в 11 часов уже на следующий день.

Сразу предвижу вопросы: «Зачем нужно бежать этот сверхмарафон?» и «Вообще зачем просто бежать или ехать?» Мой ответ на это: «Независимо от того, занялся ли человек спортом из соображений здоровья или борьбы с весом, именно желание проверить свои возможности является абсолютной движущей силой всех марафонцев. Даже те, кто бежит дистанцию с благотворительными целями, подтверждают, что желание достигнуть чего-то для себя приходит в первую очередь. Это настоящая проверка на прочность, на волю к победе, на выдержку и выносливость».

Кроме этого, я рад подавать пример своему сыну Александру, который видит мои тренировки, который может видеть прогресс в результатах, и я считаю, что это хороший пример. Я не пытаюсь изменить мир. Мне достаточного того, что я в первую очередь изменил себя, изменил свои прежние привычки. И в последнее время я заметил, что и для некоторых людей я в определенной степени тоже стал неким примером, при этом никого не принуждая и не осуждая, что человек не занимается спортом. Очень интересно порой слышать от определенных людей слова: «Не пьешь — не мужик!» Я не пойму, это что получается — если не примешь на грудь полстакана, то и не мужик вовсе? Сейчас это стало определяться уровнем и количеством употребляемой прозрачной жидкости? Видел на днях жесткий ответ на это в клипе Грот «Алкотестер».

Я безоговорочно рад тому, что принял непосредственное участие в организации этого спортивного праздника. Судейская коллегия и группа поддержки на каждом круге осуществляла подсчет пройденной дистанции каждого участника, оценивала состояние здоровья, организовывала прием пищи для поддержания сил сверхмарафонцев. В дневное время участники соревнований ехали при естественном освещении (шутки ради не могу не отметить, что на обочине трассы видел буквально выписанные на снегу «олимпийские кольца» — хм, кто же этот участник Олимпиады?), а в ночное время для освещения использовали налобные фонари.

Во время гонки между участниками разгорелась нешуточная борьба. Дистанция была проложена в один круг, расстояние которого равнялось 5 километрам. На данном круге и происходили баталии. Участники придерживались различной тактики. Кто-то делал короткие остановки для приема пищи и отдыха, кто-то ехал без остановок, но при этом испытывая наибольшую нагрузку. А какие соперники-то были! Зубры! Патрикеев Константин (представитель г. Ярославля, победитель суточных лыжных сверхмарафонов российского уровня, неоднократный участник марафонов), Суслов Вячеслав (представитель г. Ярославля, неоднократный участник триатлонов на «Железной» дистанции, неоднократный участник суточных марафонов), Тимофеев Дмитрий (представитель г. Нерехта, неоднократный участник триатлонов на «Железной» дистанции, неоднократный участник марафонов), Бачигин Юрий, Колобов Евгений, Разуваев Артем (представители г. Нерехта, участники лыжной команды г. Нерехта, неоднократные участники лыжных марафонов). Было трудно бороться с такими мощными соперниками.

Под девизом «Слабоумие и отвага» мною было принято решение не отступать и не сдаваться, ехать с минимальными перерывами, при этом осознавая, что данная тактика может закончиться плачевно. В лучшем случае — сход с дистанции. После беспрерывной гонки, без остановок, находясь на дистанции в движении более 20 часов и преодолев 230 километров, я начал осознавать, что тело может свободно существовать без разума.

Режим «автопилота» был активирован. Работа рук и ног была изматывающая. Когда я ехал вместе со своим соперником (один из главных фаворитов гонки) Вячеславом Сусловым, который в тот момент по дистанции немного отставал, я поинтересовался у него: «Когда же закончится это утренний туман?», на что Вячеслав мне ответил, что никакого тумана нет! Я тогда подумал: «Хм…да? А у меня туман…Сейчас Добрынин запоет своим голосом… Сиииииний тумааааан, похооож на обмаааан, я и не удивлюсь уже». Впоследствии оказалось, что от нагрузки образовалось внутриглазное давление, перед глазами стояла «пленка», и было ощущение, что смотришь на мир сквозь белый полиэтиленовый пакет. Глаза сильно болели. На пункте питания сказали, что у меня глаза красные, как у быка.

Сходить с дистанции? Нееееееет, это не для меня! Про сырые лыжные ботинки, в которых провел сутки, смысла рассказывать нет. Бывало, в детстве промочишь ноги, там жмыхает. Тут я сутки находился «в детстве». Опухоль ног прошла через два дня. Во время гонки неоднократно приходила мысль — остановиться и закончить эту авантюру, но я задавал себе вопрос: «Кто сильнее? Я или то, что останавливает меня? Я или то, что заставляет меня бросить борьбу за первое место? Я или то, что пожалеет себя, даст отдых телу, но при этом проиграть гонку?» Вот тут есть выбор персональной силы. Плевав на пленки в глазах и боли в суставах, нужно продолжать движение к победе. Продолжать, чтобы ощутить это чувство победы на финише, подъезжать к финишному створу с российским флагом! Вот оно! We are the champions, my friends! Вы тоже слышите эту музыку?! А?)))) Будоражит?! We are the champions, my friends!!! Оглянись вокруг, это лучшее время! Здесь и сейчас!

За спиной остались страхи, сотни километров пройденной дистанции, 24 часа борьбы. Итог: 290 километров, первое место. Все участники соревнований, в частности я, получили бесценный опыт, неимоверную радость от преодоления новых дистанций и новых достижений. Кроме этого, все финишеры получили медали, грамоты, ценные призы и подарки. Участники соревнований выразили восхищение красотами Костромского региона, качеством подготовленной трассы и гостеприимством. По итогу гонки просто не может без внимания остаться помощь спонсоров, оказавших существенную поддержку.

Это компания «POWERUP», предоставившая всем участникам сверхмарафона спортивное питание в виде энергетических гелей, энергетических батончиков и мюслей. Питание работало безотказно! На протяжении 24 часов, на всех этапах гонки. Полагаю, что продукция этой компании нанесет сокрушительный удар по позициям зарубежных производителей спортивного питания, так как конкурентная способность очевидна! Все неимоверно высоко оценили качество продукции. Некоторые на пункте питания ели даже по два геля (да что там скрывать, это был я))

Также для победы огромную роль сыграли лыжи-истребители, предоставленные Соболевым Алексеем (г. Кострома) и подготовленные по технологии KUZMIN SKI TECHNOLOGY AB. Название лыж принципиально не называю, так как эта технология осуществляется для любых лыж, вне зависимости от производителя. Мне неизвестно, какие именно молитвы и прививки сделал Соболев Алексей этим лыжам, но мчались они безоговорочно на протяжении всей гонки, при этом не вынуждая их парафинить и выполнять прочие прочие действия, отвлекающие от гонки.

Благодарность компании SPINE и интернет-магазину «Cycle-sport.ru» в лице Бадяжина Алексея за отличные призы, и отдельное спасибо индивидуальному предпринимателю Смирнову Руслану Леонидовичу за вкуснейший обед после завершения гонки, предоставленный участникам соревнований (лучшие обеды в районе прямиком из кафе «Сафари!) Не обедал в «Сафари» — не знаешь вкус победы!

Уже сейчас, на фоне имеющейся в Сети информации о данном старте, все больше и больше людей из разных регионов обращаются в личных сообщениях с вопросом: «Будет ли проводиться на следующий год подобная гонка?» Желающих хоть отбавляй. В настоящий момент сказать не могу, но я думаю, что для развития и популяризации спорта это просто необходимо. Будем надеяться, что все непременно так и будет. Как сказал один человек, не очень знаменитый, но, безусловно, не оставшийся не замеченным: «Нет времени, друг! Есть только время для великих свершений!», а это значит, что лучшее только впереди))

НАПОМИНАНИЕ: Прочитавший вышеизложенное! Не вздумай повторять! Опасно для жизни! Некоторые даже говорят, что пить и курить полезнее. Выбор за Тобой!

За ходом гонки можно было наблюдать в текстовой трансляции.

/// Openski.ru

openski.ru

Супермарафон в Мончегорске. 70 километров на лыжах нон-стоп | Лента новостей

70 километров на лыжах. Такой супермарафон состоялся в эти выходные в Мончегорске. 50 лыжников со всей России прошли непростую дистанцию, при непростой для этого вида спорта, погоде.

Все ли смогли дойти до финиша, и какие звёзды спорта приняли участие в марафоне, знают Сергей Ширяев и Павел Третьяков.

До старта час, а все участники уже на месте. Готовятся. Лыжи проходят последнюю обработку, а спортсмены разминают мышцы. Впереди 70 километров изнурительной дистанции, на которой по правилам разрешено несколько раз поменять инвентарь.

Иван Павлов, участник марафона: «Три раза можно поменять лыжи. Три раза заходить в пит-стопы. После каждой десятки.- Неужели так быстро изнашиваются они? - Ну да, особенно в такую погоду. Когда очень грязно, снег идёт свежий. Тогда, да».

Мончегорский сверхмарафон - это ровно 7 кругов по 10 километров. Гонка длится около 3 часов и у каждого участника своя задача. Кто-то нацелен на победу, для кого то главное - финишировать. Тем более что среди стартующих - не все марафонцы. Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Никита Крюков - спринтер, но решился преодолеть такую дистанцию.

Владимир Логинов, вице-президент федерации лыжных гонок России: «Это нормальное явление. Здесь и биатлонисты у нас участвуют. Был у нас такой знаменитый биатлонист, заслуженный мастер спорта Владимир Драчёв. Он у нас два раза был в призёрах здесь на Кольском, раз был с бронзовой медалью, раз с серебряной».

Погода сегодня в Мончегорске не самая «лыжная». Всего лишь +1 градус, идет мокрый снег, а под ногами снежная каша очень липкая и вязкая. Если идти по ней без лыж, можно вообще провалиться. Это сделает сегодняшних участников марафона чуть более медленными, чем обычно, однако оптимизма среди них это не особо убавляет.

Старт дан. Все лыжники довольно быстро скрываются в лесном массиве. Зрителям остаётся ждать, когда спустя 10 километров они вернутся на стадион . И болеть за своих фаворитов.

Николай Ловчиков, зритель: «Вы когда-нибудь проходили подобное расстояние? - Нет, максимум десятку. Я просто горжусь теми ребятами, которые идут на такую дистанцию».

Лыжный сверхмарафон проводится в Мончегорске с 2008 года. Его генеральный спонсор - Кольская горно-металлургическая компания. Она помогает проводить 70-километровый забег не только средствами, но также организационно.

Максим Иванов, помощник генерального директора Кольской ГМК: «Из такого, чего не было в предыдущие годы: помогли привезти из Долины уюта, из Мурманска специальный ратрак, который помог поддержать лыжню и на чемпионате среди юниоров, и на сегодняшнюю «70». Это в принципе отработанный у нас порядок действий. Поэтому, мы совместно с городом, с городским спорткомитетом, с Федерацией лыжных гонок России работаем в команде. И надеемся, что и сегодняшний Чемпионат пройдёт успешно, удачно, никаких технических накладок и срывов не будет».

Эту лыжную трассу Мончегорск получил 8 лет назад, благодаря поддержке Кольской ГМК. Сегодня дистанция соответствует самым высоким международным стандартам.

Дмитрий Староверов, глава Мончегорска: «В прошлом году мы приподняли стартовый городок насколько могли, чтобы здесь вода, которая традиционно с горы спускается, чтобы не вставала здесь. Все равно приходится отводить. Здесь традиционно создаём места, чтобы люди могли перекусить, что-то купить».

Сама гонка получилась напряженной. Периодически трассу накрывал снегопад. Болельщики как могли поддерживали спортсменов, и даже поили их питательными смесями и чаем.

Дойти до финиша смогли не все. Некоторые лыжники сошли с дистанции.

Но, большинство всё же справилось с задачей. А победил Илья Семиков из Республики Коми.

Илья Семиков, победитель марафона: «Трасса очень тяжёлая сегодня, погода непростая. Свежий снег, разбита трасса. Но все в равных условиях.- Вы меняли лыжи, останавливались на пит-стоп?

- Да, два раза проводил смену и в последний раз за 20 километров поменял. И спасибо нашей сервис-бригаде, лыжи просто великолепно сработали».

Спринтер Никита Крюков, в первую тройку не вошел. Но завершил дистанцию достойно. И для себя узнал - супермарафон ему точно под силу.

Никита Крюков, олимпийский чемпион 2010 года в личном спринте: «Было тяжело. Да, я выиграл отсечку 9 и 19 километров. Может быть, на них чуть-чуть капанул. Для себя я, конечно, ставил задачу попасть в тридцатку. Навряд ли я сегодня выполнил её, был чуть дальше. Но, очки заработал на этих бонусах. И в конце было очень тяжело, просто старался дойти. Спасибо огромное болельщикам, которые меня поддерживали, кричали, верили в меня, гордились».

Тридцатку лучших участников марафона наградили призами и медалями от Кольской ГМК, федерации лыжных гонок России, администрации Мончегорска и областного спорткомитета.

www.tv21.ru


Смотрите также