Подготовка структуры скользящей поверхности лыж? Структура лыж


Все о цифрах на лыжах Fischer: структуры, эпюры, HR, FA, SVZ

О лыжах можно узнать намного больше, чем написано яркими большими буквами на их поверхности. Умение правильно читать информацию на лыжах поможет правильно выбрать лыжи и не быть обманутым при покупке уже использованных лыж. Все о цифрах на лыжах Fischer расскажем в этой статье.

Серийный номер лыж Fischer: расшифровка

На боковине лыж Fischer в районе пятки крепления нанесен серийный номер, который хотят расшифровать все лыжники любители. Есть даже те, кто ищет в этих цифрах сакральный смысл. На самом деле, в номере все просто, как и в номере любого другого товара. Разбор номера лыж по порядку.

187/1450688580 031

187 – длина лыж в см

14 – год выпуска (2013)

5 – жесткость (4 – soft, 5 – medium, 6 – stiff)

06 – порядковый номер недели выпуска с начала календарного года

88580 – серийный номер лыжи

031 – индекс жесткости (FA).

С 2016 года на номер лыж идет такого вида 191/1353513931. Ростовки топовых коньковых моделей уменьшились на 1 см, а индекс FA пишется на стикере со штрих-кодом.

Информация о структуре и эпюре лыж Fischer

На мыске лыжи со стороны скользящей поверхности можно найти два обозначения, например: 28/1Q или 28/902 или A5/610. В этих обозначениях заложена информация о базе скользяка и конструкции лыж.

Скользящие поверхности Fischer

Маркировку скользящей поверхности можно найти на скользяке на мыске лыжи. Там же промаркирована конструкция.

  • А5 – универсальная база на холод от t -5C и ниже. Стоит на лыжах с маркировкой Cold, код заводской структуры C1-1.
  • 28 – универсальная теплая база на t -10C и выше. Подходит для всех типов снега, стоит на лыжах с маркировкой Plus. С сезона 17/18 стала более универсальна: -10 и теплее, против старой от -2 и теплее. Код заводской структуры остался тем же – P5-1.

Содержание графита в базах Fischer

Лыжи Speedmax, Carbonlite, RCS:

Worldcup 28 (Plus) – 10% графита

Worldcup A5 (Cold) – 4,5% графита

Лыжи RCR, SCS, CRS, SC:

Worldcup pro – 7,5% графита

Protec – 7,5% графита

Лыжи LS:

Sintec – 3,5% графита

Эпюры лыж Fischer

Конструкции коньковых лыж

  • 115 (15/11) – конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы. Точки опоры находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Особенно актуальна на неподготовленной ледяной трассе и при недостатках техники. Основные минусы: “втыкание” лыжи и “зарывание” в рыхлый снег.
  • 610 (61Q, 1Q) – конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы. Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не “втыкаться” и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: “рыскают” на ледяной трассе при недостатках техники.

Конструкции классических лыж

  • 902 (90/9Q2) – конструкция для мягкой и рыхлой трассы. Аналогична коньковой 610/1Q, т.е. имеет мягкие мыски и пятки. Колодка расположена ниже, чем на 812 и облегчает держание в сложных погодных условиях. Основной минус: из-за низкого расположения зоны держания мазь будет быстрее сходить.
  • 812 (81/8Q2) – универсальная классическая конструкция. Стандартное расположение колодки дольше сохраняет мазь держания, но требует большего импульса для продавливания.

Структуры на лыжах Фишер

Самые распространенные структуры Р5-1 и С1-1. Они, по заявлениям производителей, наиболее популярны на Кубке Мира.

Нанесение структуры на лыжи – дело тонкое. Чтобы повторить структуру, должно быть то же оборудование, тот же шлифовальный камень, та же эмульсия и т.д. Настоящие гоночные фишеровские структуры накатывают только в Риде. На лыжи наносятся структуры Р5-1 (Plus или универсальная теплая) и С1-1 (Cold или универсальная холодная).

Ниже представлен полный список структур, которые используются и использовались Fischer. Подобный список гуляет по интернету, но в этом списке мы поправили диапазоны температур по состоянию на сезон 17/18. Если у вас есть, что добавить к этому списку, пишите в комментариях.

Структуры Fischer

  • P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0
  • С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5
  • С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5
  • С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0 до -10
  • С12-1 любой тип снега, -5-15
  • C12-7 мелкозернистый снег на t от 0 до -10
  • P1-1 температура +3 до -5, свежий снег
  • Р3-1 структура на свежий влажный снег, на 0 градусов с переходом в плюсовую
  • Р3-2 на старый мокрый снег при t 0 с переходом в плюс
  • Р3-3 водянистый снег, от +5 и выше
  • Р5-0 сухой мелкий снег от 0 до -5
  • Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0 и выше
  • TZ1-1 структура на свежий снег при температуре ниже 0
  • P5-1 универсальная структура на температуру от +5 до -10. любой тип снега
  • P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5 до -5
  • P11-2 все типы снега от +2 до -8
  • P10-1 на старый снег при 0 градусов с переходом на минусовую температуру

Структуры Рамзау

  • S13-6 структура на дождливую погоду
  • S13-5-08 вариант на очень мокрый свежий снег
  • S11-1 сухой снег на t -10 -20
  • S12-1 свежий натуральный и искусственный снег t 0 -15
  • S12-4 свежий сухой снег t -5 -10
  • S12-2 свежий мокрый снег t 0 -5
  • S12-6 свежий падающий мокрый снег t 0 -10
  • S12-12 старый снег t 0 -5
  • S12-14 на перемороженный снег в период потепления, свежий снег, t -2 -10
  • S13-4 влажный снег, под натуральный и искусственный, t 0 -2
  • S13-5 свежий падающий мокрый снег, t 0 с переходом в плюс
  • TZ1-1 все типы снега на t 0 с переходом в минус
  • S11-3 структура под искусственный снег, t -10 -20
  • S12-7 искусственный снег, t -2 -12
  • S11-2 холодный сухой натуральный снег, t -10 -20
  • S12-16 структура для высокой влажности и свежего снега, подходит под глянец, t 0 -10
  • S12-2-07 для свежего снега и мягкой лыжни 0 -10
  • S12-3 свежий снег под t -2 -6
  • S13-6 мокрый снег с дождем, дождь

Показатели FA, HR, SVZ

Такая маркировка есть не на всех лыжах, а только на специально отобранных лыжах для профессионала или по предзаказу. То есть на “спеццехе” или “спортцехе”, как любят называть наши лыжники. Подробнее о существовании специального или спортивного  цеха мы писали в статье Беговые лыжи Fischer сезона 17-18.

Если перед вами лыжи не из предзаказа и без наклейки с этими маркировками, то их можно легко узнать. Поставьте на смартфон любой сканер QR кода, запустите его и считайте штрихкод на лыжах. Программа выдаст что-то вроде 2.7 – 98.3, если не выходит такая информация, то пробуйте считать другой штрихкод. Наример, получили 2.7 – 98.3, то есть HR лыжи – 2,7, точный FA – 98,3. Не удивляйтесь, что на наклейке может быть написано FA 98 или вообще 97. Лыжи производятся не парами, в пары их собирают уже потом и такие расхождения в рамках погрешности.

HR — зазор в миллиметрах, который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи. Например, если взять лыжи с одинаковым FA, но разным HR, лыжа с большим HR будет продавливаться более равномерно, а с меньшим – сначала легко, но дожать будет сложнее. С большим HR – большая дуга, более выгнутая лыжа, с меньшим HR – меньшая дуга, колодка ближе к лыжне в фазе проката. Низкая колодка особенно важна неопытным лыжникам. В классике облегчит держание, а в коньке улучшит стабильность в прокате.

SVZ – характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества и подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения.

FA (индекс жесткости) – это количество килограмм, которые нужно приложить в 7 см ниже точки баланса, для сжатия лыжи до зазора в 0,2 миллиметра.

Почему FA, а не конкретный вес? Индекс FA – характеристика лыжи, а не спортсмена. Используя этот параметр, грамотный специалист может подобрать лыжи под конкретного спортсмена. Одна и та же лыжа может подойти 70кг профессиональному лыжнику и 90кг любителю. При этом обоим будет комфортно и лыжи будут работать как надо. С FA подбирать сложнее, но если разобраться, то подбор лыж будет качественнее.

Из чего делают лыжи Fischer?

Топовые модели, как и у остальных производителей состоят из сотового сердечника – это самый легкий наполнитель лыж. Такое строение, как на фото, используется на Fischer RCS и Fischer Speedmax.

 

 

Строение самых легких лыж Fischer – модели Carbonlite отличается сотовой конструкцией боковых стенок. Технология изготовления Speedmax пока не позволяет использовать такой сердечник.

 

 

Сердечники из дерева с воздушными каналами используются на начальных моделях. На фото Fischer SC.

 

Строение Fischer LS.

 

Подбирайте лыжи грамотно и опасайтесь неграмотных консультантов. Всем лыж 🙂

P.S. Нашли ошибку, опечатку? Есть, что обсудить или дополнить? – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению 🙂

training365.ru

Лыжи Madshus: структуры, базы, конструкции, технологии

Madshus – норвежский бренд беговых лыж. Производство находится в деревне Бири, губернии Оппланн. Лыжи Madshus во многом обязаны своей популярностью лыжнику и биатлонисту Бьорндалену. Бренд Madshus, пожалуй, самый труднопроизносимый в лыжной индустрии. Их называют “мадшус”, “мадсхус”, “мачус”, “мадчус” и это только самые популярные варианты. Норвежцы и шведы произносят “модсьюс”.

С 2017 года только Madshus остался на системе NIS, а 2 других крупных бренда: Fischer и Rossignol – перешли на систему IFP.

Базовый пластик Madshus

P200 Nano black base – гоночная база уровня Кубка Мира. Разработана специально для серии Madshus Red. Ставится на всю линейку Red, кроме лыж Plus.

P200 Nano black plus – так же топовая база, разработанная для Madshus Red. Максимально устойчивая к грязи и гидрофобная база. Предназначена для рыхлого, мокрого и мягкого снега. Ставится на лыжи Red Plus.

P200 Nano Zero base – гоночная база для классического хода со специальной держащей вставкой Zero под колодкой. Предназначена для t около 0 градусов. Подробнее от таких лыжах читайте в нашей статье Беговые лыжи Zero: классика на сложные условия.

P190 – универсальная гоночная база. Устанавливается на лыжи Nanosonic, Hypersonic и Terrasonic.

P170 – прочная, износоустойчивая любительская база. Ставится на лыжи Megasonic.

P-Tex 2000 Sintered base – универсальная база из спеченного пластика (sintered). Начальная модель базы, способная впитывать и удерживать смазку. Ставится на модель Ultrasonic.

Intelligrip – специальная держащая вставка из мохера под колодку классических лыж. Подробнее от таких лыжах читайте в нашей статье Лыжи с камусом: skintec, twinskin, skin, r-skin, intelligrip.

Сердечники

PR100X – синтетический вспененный сердечник. Прочный и легкий материал, который используется в лопастях вертолетов. Из него изготавливаются лыжи линейки Redline и Nanosonic.

PR90X – сердечник из пены более высокой плотности. Используется в лыжах Hypersonic.

Polycell – полиуретановый сердечник более тяжелый и менее жесткий. Из него состоят лыжи Terrasonic и Megasonic.

Paulownia – сердечник из дерева, выращенного специально для производства лыж на плантациях. Усиливается карбоном или стеклопластиком. Устанавливается на лыжи Ultrasonic. Более тяжелая версия используется в лыжах категории touring.

Air W – деревянный сердечник с воздушными каналами для облегчения веса. В производстве Air W используется минимальное количество клея. Стоит в лыжах Intrasonic.

Multicore – сердечник из цельного дерева, усиленного фиберглассовыми ламинатами. Самый прочный и долговечный сердечник. Используется в лыжах для туризма и прогулок вне подготовленных трасс.

Конструкции Madshus

Triaxial Carbon

Используется в Redline, Nanosonic и Hypersonic с сердечниками PR100X и PR90X.

Triaxial Cap

Лыжи категории Explore со стальной пластиной.

Torsion Cap

В лыжах Terrasonic, Megasonic, Ultrasonic, Intrasonic.

Madshus speet tip

Конструкция мысков и пяток лыж для жестких трасс и морозных температур. Такая конструкция имеет более длинные зоны контакта со снегом. Большие пятна контакта создают водяную пленку, необходимую для скольжения лыж в сухих морозных условиях. Жесткие мыски и пятки добавляют устойчивости на жестких трассах.

Madshus speet tip plus

Конструкция мысков и пяток лыж для рыхлых трасс и мокрого снега. Имеет короткие зоны контакта, смещенные к центру лыжи. Короткие зоны контакта устраняют эффект “присасывания” лыж к водяной пленке. Упругие мыски и пятки, чтобы лыжи не “зарывались”.

Система INTELLICHIP

В лыжи Madshus встроен чип с характеристиками конкретной пары. При помощи смартфона с NFS и приложения Madshus (iOS и Android) можно считать характеристики лыж и подобрать пару под свои требования.

Видео обзор intellichip от Madshus

 

Обзор intellichip на норвежском без субтитров

Структуры лыж Madshus

Бренд Madshus оказался на удивление “закрытым”. Сложной найти специалистов по этим лыжам, а из официалов сложно добыть информацию. Информация дается только в виде “покупай, не заморачивайся, мы все подберем”. Может в этом секрет такой низкой популярности Madshus в России? Но сейчас не об этом. Мы собрали все списки и версии структур Madshus, которые нашли. Если знаете другие списки, то пишите нам в комментариях, мы обязательно их добавим.

С сайта магазина масс-спорт

D5 -для старого, грязного снега при t от +1 до -7

D6 -теплая крупная структура на старый снег, иногда хорошо работает в сильный мороз

S02 -холодный снег, низкая влажность

SO5 -универсальная структура для t от -4 и холоднее. Хорошо работает на свежевыпавшем снеге.

HR2L – новая мелкая структура. Для холодного перемороженного снега.

7-4 – для холодного снега при температуре от -8 и холоднее

9-6 – для любого снега при t от 0 до -8

9-6G – для влажного снега при t +3 …-5

9-6XG – универсальная теплая структура на мокрый снег от 0 и теплее

С сайта магазина Спортивная линия

Структуры каталога маркируются двумя символами, первый символ:

S – штайншлифт с наклонными сходящимися или расходящимися штрихами.

I – наклонные штрихи.

D – штайншлифт со сложным, переменным рисунком.

Цифра – продольная структура, значение соответствует шагу структуры.

Виды структур:

S 2 – очень холодный мягкий снег

I 5 – холодный старый снег

D 4 – холодная универсальная структура

D 5 – универсальная структура на t +1…-10ºС

S 10 – свежий, падающий снег

I 15 – мокрый, водянистый снег

I 20 – структура на очень влажный снег для классических лыж

7-4 – для холодного снега при температуре от -6ºС и ниже

9-6 – для сухого снега при температуре от 0 до -6ºС

9-6 G – для влажного снега при температуре от -3 до +3ºС

3-5 – для мокрого снега при температуре от +3ºС и выше

С сайта трилайф

7-4 – универсальная холодная структура для t от -8 и холоднее

9-6 – для любого снега при t от 0 до -8, популярная структура в средней полосе России

HR2L – новая очень мелкая универсальная структура для широкого диапазона температур. Актуальна для России.

SO5 – универсальная структура для t от -4 и холоднее, хорошо работает на свежевыпавшем снеге

S02 – структура на холодный снег, при низкой влажности

D5 – структура для старого грязного снега при t +1…-7

9-6 G – структура для влажного снега при t воздуха +3 …-5

9-6 ХG – структура для мокрого снега от 0 и теплее

D6 – универсальная теплая структура

Видео производства лыж Madshus

Каталоги и руководства Madshus

Файлы выложены на облаке. Если что-то не работает, пишите в комменты, перезальем.

Каталог Madshus 2017-18

Подбор лыж Madshus

Технологии Madshus 2017-18

Занимайтесь спортом, двигайтесь, путешествуйте и будьте здоровы! 🙂Если нашли ошибку, опечатку или вам есть, что обсудить – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению 🙂

training365.ru

Подготовка структуры скользящей поверхности лыж?

Что определяет качество скольжения лыжи?

Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей. 

К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений. 

При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит. 

Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.

Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» – система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».

В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега — от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.

По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.

Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.

Изменение структуры лыж. Штайншлифтинг

Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый — это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов — ручных накаток. Второй путь — нанесение структуры машинным способом на  шлифовальных станках, получивших обиходное название «штайншлифт», что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».

Структура, нанесенная с помощью ручных накаток, держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности — полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) — это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.

Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах). Основные преимущества этого процесса таковы:

  • Нанесенная структура удерживается в течение довольно длительного времени. Даже амбициозные гонщики прибегают к этой процедуре не более двух раз за сезон, а гонщику-любителю достаточно обработать свои лыжи перед началом нового сезона.
  • Станок-штайншлифт воспроизводит структуру практически с идеальной точностью. То есть, если та или иная структура хорошо себя зарекомендовала в наиболее характерных для данного региона условиях, ее можно воспроизвести при каждой последующей обработке.
  • Программное обеспечение станка способно обеспечить нанесение большого количества различных по типу и по параметрам структур, что позволяет подобрать оптимальный вариант структуры практически для любых погодных условий и состояния снега.
  • Станок-штайншлифт не просто наносит ту или иную структуру на скользящую поверхность. С его помощью можно полностью удалить следы предыдущих структур, а также идеально выровнять скользящую поверхность, сделав ее перед нанесением новой структуры абсолютно плоской (без «завалов» в ту или иную сторону, что характерно при износе лыж, особенно коньковых).

Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.

Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.

Нанесение структуры машинным способом — это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж — вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.

Ремонт скользящей поверхности лыж.

При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.

Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.

Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей, а потом фибертексом. Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом — на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.

Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.

Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.

sportaslife.ru

Лыжи для любителей. Ликбез. | Спорт как жизнь

Многие из вас, наверняка, любят зиму. Зима может быть снежной, морозной, а может быть наоборот тёплой. Но во всём этом многообразии капризов погоды все без исключения любят зимние праздники такие как: Новый год, Рождество и, как бы это не парадоксально звучало для иностранного уха, Старый Новый год. Во время этих праздников можно вдоволь нагуляться, накататься на коньках, санках и лыжах. О последних я и хотел бы вам рассказать. 

Наверняка из вас найдутся те, кто при выборе лыж сталкивался с проблемой их выбора: какого они должны быть длины, какой жёсткости и какие результаты мы хотим от них получить. Подробнее об этом можно прочитать в этой статье. Однако помимо выбора лыж возникают ещё множество вопросов с выбором смазки и хранения. Обо всём этом и будет эта большая статья. Итак рассмотрим ключевые моменты и вопросы, касающиеся лыж.

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином – явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) – использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.

Ворс

СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина – ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

Варианты действий:
  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка – steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки – аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Для Atomic пишут, что у них профиль Worldcup Speed, для Fisher – Worldcup Skate и так у каждого производителя свои словечки. Так что это такое? Современные лыжи могут иметь разную ширину в носке и пятке, в колодке. Распределение ширины лыжи по её длине называют профилем. Это пришло из горных лыж. Зауженные в колодке лыжи имеют «приталенный» профиль. Такими лыжами удобнее толкаться на жёсткой, леденистой трассе. Сейчас изменился сам коньковый ход, всех стала волновать курсовая устойчивость при прокате на одной ноге. Появился «стреловидный» профиль. Но часто пишут одно, а если померить лыжу линейкой, увидишь другое. Во всяком случае, профиль не повод предпочитать определённую марку лыж. Ведь работает не профиль сам по себе, а связка торсионная жёсткость – профиль. Если носок лыжи сделан мягким, то нет смысла его нагружать при отталкивании, его надо заузить. В месте, где начинается силовая пластина лыжи, определяющая её устойчивость к скручиванию и жёсткость, разумно расширить лыжу. Получаем «кобру» Rossignol и Worldcup Speed Atomic. Да и Fisher делает также. Далее, в зависимости от внутренней структуры, от относительной жёсткости центральной части лыжи её выгодно заузить или оставить ровной… Т.е., любой профиль топовых лыж хорош. Он соответствует эпюре, эпюра соответствует погоде/лыжне. Madshus производит лыжи с тремя разными эпюрами на разные трассы и соответствующими им профилями.

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.

Что такое «тёплые» лыжи и «холодные»?

Эпюра лыжи – это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний – гладкий (B). Есть и А – эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c – тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d – тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне… Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus – это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры – правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) – снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

Структура

Структура – это объёмный рисунок, вырезанный или выдавленный на СП. В зависимости от свойств снега он призван отводить или удерживать под лыжей образующуюся от трения воду. В тёплых условиях воды образуется излишек, в морозных – недостаток. Структуры бывают линейные и прерывистые, например, типа «прерывистая ёлочка». Существуют несколько вариантов объяснения, почему они работают. (А они работают!) По одному из вариантов, структура – это дренаж, с помощью которого вода вытесняется в менее нагруженное место СП. Чем мокрее снег, тем глубже и длиннее должен быть дренаж для отвода воды из-под горбов давления. По другому варианту объяснения структура – это «дренаж наоборот». Снег под бороздой испытывает меньшее давление, чем под ровной поверхностью, не тает, вода, несущаяся вдоль лыжи, натыкается на снежный островок и отрывается от СП. Т.е., борозды не являются проводниками воды, а наоборот. Думаю, что оба варианта правильно объясняют работу разных типов структур (линейных и прерывистых), на разную погоду.

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня – давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus – cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus – cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.

Что такое «катучие» лыжи?

Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение – весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.Сколько лыж надо иметь лыжнику – любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

  1. «Асфальтовые» лыжи на малоснежье. Как правило, бывшие боевые, заслуженные.
  2. «Среднеморозные», -1° -10°, мягкая трасса. B-эпюра.
  3. «Тёплые» на жёсткий снег. Выбор между сверхжёсткими лыжами с BC-эпюрой и стандартными (вашей весовки) с C-эпюрой. В обоих случаях лыжи лучше приталенные. СП с мелкой структурой. С дополнительной накаткой пригодятся на воду и крупнозернистый снег, без неё – на очень плотную, закатанную лыжню-«бетон», мороз.
  4. «Морозные», холоднее -12°, на подготовленную лыжню средней плотности, без рыхлого снега и «бетона». Такие лыжи надо тщательно подбирать под вес лыжника. Ведь если у «тёплых» лыж изменение нагрузки приводит к изменению положения коротких горбов давления, и может не ухудшать скольжения вовсе, то у «морозных» может искажаться форма горбов, которая, собственно, и делает лыжи морозными. Всегда эпюру с плоскими, равномерными горбами получить сложнее, чем с острыми.

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам – возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP – конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы – это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной – если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

sportaslife.ru


Смотрите также