Скитуринг: что, где, для кого? Скитуринг лыжи


Скитуринг: что, где, для кого?

Автор: Екатерина Мухина | 10.02.2014

Хотите кататься на лыжах по целине, покорять горные вершины и отдыхать вдали от цивилизации? Тогда скитуринг это именно то, что вам нужно.

Ведь в этом новом виде спорта сочетаются все необходимые качества, и к тому же он пока малоизвестен, а значит, конкурентов на склонах вы не встретите.

Что такое скитуринг

Хотя скитуринг  дословно означает «лыжная прогулка», в реальности все не так просто. Специальные лыжи для скитуринга с незакрепленной пяткой позволяют туристу подниматься в гору или двигаться по пересеченной местности. Ну а спуски выполняются, как и на классических горнолыжных склонах. При этом к лыжам можно прикрепить специальные «кошки», которые как острые ножи прорезают самый толстый наст и удерживают человека на спусках и подъемах.

Сам скитуринг является сочетанием длительных переходов с быстрыми спусками по снежной целине. Хорош тем, что не привязывает человека к территории курорта, определенным склонам или подъемникам. Именно благодаря скитурингу многие простые лыжники смогли покорить серьезные горные вершины.

Кстати, есть и туры одного дня, позволяющие не уходить далеко от отеля и не ночевать в снегу. Их, как правило, предпочитают начинающие лыжники или любители острых ощущений, далекие от горнолыжного спорта. Но тем, кто ни разу не стоял на лыжах, подобные развлечения не рекомендуются.

Где можно научиться и попрактиковаться

Для того чтобы заняться скитурингом, необходимы настоящие горы. Горнолыжные курорты, построенные на холмах или искусственных возвышенностях непригодны для данного спорта. Поэтому столь любимые нашими соотечественниками курорты Подмосковья или Беларуси не подойдут.

Начинающим поклонникам скитуринга можно отправиться в Норвегию, Швецию или на альпийские склоны. Там прекрасные горы, есть участки, удаленные от курортов и популярных маршрутов и, в то же время, цивилизация достаточно близко, а значит и вызвать помощь в экстренном случае будет просто.

Тем, кто уже был в нескольких аналогичных поездках, понравятся варианты посложнее, а именно горы Канады, каньоны штата Юта в США, а также окрестности горнолыжных курортов в Чили, Аргентине, Перу и Боливии.

Ну а опытные поклонники скитуринга могут покорять легендарные семитысячники. Конечно, удовольствие будет не из дешевых, но впечатления того стоят. Пик Победы на Тянь-Шане, Пик Ленина в Кыргызстане, Пик Корженевской в Таджикистане и горы Пиренеев и Анд.

Кому подойдет скитуринг

Несмотря на кажущуюся доступность, скитуринг подходит далеко не каждому путешественнику. Поэтому, если вы хотите испытать этот необычный вид спорта, нужно иметь несколько навыков:

  • крепкое здоровье, устойчивость к холоду и горной болезни;
  • умение кататься на горных лыжах;
  • опыт пеших и горных походов;
  • знакомство с техникой безопасности и поведения в случае схождения лавин.

Впрочем, если всем этим требованиям вы отвечаете, то подобный отдых приятно разнообразит ваш досуг. Вы сможете покорять вершины без помощи подъемников, кататься на нетронутых склонах, любоваться окрестностями с высоты птичьего полета и просто приятно проводить время в компании единомышленников. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

travel.biletyplus.ru

Что такое скитуринг?

Хотя скитуринг  дословно означает «лыжная прогулка», в реальности все не так просто. Специальные лыжи для скитуринга с незакрепленной пяткой позволяют туристу подниматься в гору или двигаться по пересеченной местности. Ну а спуски выполняются, как и на классических горнолыжных склонах. При этом к лыжам можно прикрепить специальные «кошки», которые как острые ножи прорезают самый толстый наст и удерживают человека на спусках и подъемах.

Ведь целью ски-тура обычно является спуск по какому-нибудь нетронутому красивому склону вдали от цивилизации и горнолыжных подъемников. Ну и туристическая составляющая - свежий воздух, общение с природой, наслаждение горными пейзажами, преодоление дистанций и природных препятствий в виде, например, перевалов. Ски-тур может быть на несколько часов, а может быть и многодневным, с проживанием в местных гостиницах, на турбазах, в хижинах или даже в палатке.

Ски-туринг - это обычно сочетание долгого подъема и затем уникального спуска. Темп для ходьбы, как и в обычном пешем туризме, выбирается удобный для всех участников. Во время подъема вы наслаждаетесь панорамой гор и тишиной, нарушаемой только ритмичным поскрипыванием лыж. Все напряжения, накопившиеся в Вашей городской жизни, с каждым шагом уходят, и это размеренная ходьба превращается в качественную медитацию. Шаг за шагом вы приближаетесь к цели. На вершине - отдых, счастливые лица друзей и предвкушение спуска. Далее перекус и подготовка лыж к спуску. Вы выходите из медитации и ощущаете сильнейшее возбуждение от предстоящего спуска по целине. Вот за чем идут в горы любители ски-тура.Именно благодаря скитурингу многие простые лыжники смогли покорить серьезные горные вершины.

Для того чтобы заняться скитурингом, необходимы настоящие горы. Горнолыжные курорты, построенные на холмах или искусственных возвышенностях непригодны для данного спорта. Поэтому столь любимые нашими соотечественниками курорты Подмосковья ии Беларуси не подойдут. Начинающим поклонникам скитуринга можно отправиться в Норвегию, Швецию или на альпийские склоны. Там прекрасные горы, есть участки, удаленные от курортов и популярных маршрутов и, в то же время, цивилизация достаточно близко, а значит и вызвать помощь в экстренном случае будет просто.

Тем, кто уже был в нескольких аналогичных поездках, понравятся варианты посложнее, а именно горы Канады, каньоны штата Юта в США, а также окрестности горнолыжных курортов в Чили, Аргентине, Перу и Боливии.

Ну а опытные поклонники скитуринга могут покорять легендарные семитысячники. Конечно, удовольствие будет не из дешевых, но впечатления того стоят. Пик Победы на Тянь-Шане, Пик Ленина в Кыргызстане, Пик Корженевской в Таджикистане и горы Пиренеев и Анд.

Снаряжение для скитура

Для ски-тура нужны специальные лыжы и ботинки, приспособленные для комфортного подъема в гору и для спуска, как на горных лыжах. Лыжи похожи на обычные горные, но по весу они легче и мягче. Чтобы лыжи не проскальзывали на подъеме, на скользкую поверхность лыж наклеивают камус, это такая шкурка, где жесткие ворсинки наклонены в одну сторону и лыжа крепко стоит на склоне под углом в  35 градусов. Кроме того, ботинок на подъеме закреплен только в носке, а пятка свободна, а специальные подставочки на пятке, позволяют регулировать положение пятки, чтобы стопа оставалась в горизонтальном положении, независимо от крутизны склона. На вершине камус снимают, пятку закрепляют и лыжи превращаются в обычные горные лыжи.

Шаги

При совершении шагов основная цель - тратить как можно меньше энергии. Основная ошибка начинающих скитуристов состоит в том, что они начинают поднимать ногу и лыжу, совершая лишнюю работу, хотя надо ее просто передвинуть вперед. Начинайте шаг с бедра, перемещайте бедро и колено вперед, позволяя лыже скользить по поверхности. 

Правильная позиция тела 

Обучение правильной технике передвижения на скитуре требует длительного времени, но зато позволит сохранить время и силы в будущем. 

- голова поднята

- плечи отведены назад

- спина прямая

- колени полусогнуты

- вес сосредоточен на пятках! Последний момент связан с тем, что при таком положении камус работает по всей длине. Давление на пятки прямо противоположно обычным пожеланиям горнолыжникам, когда просят больше давить на носки. Это требует некоторого времени на освоение, но в дальнейшем поможет преодолевать более крутые склоны без проскальзывания.

Несмотря на кажущуюся доступность, скитуринг подходит далеко не каждому путешественнику. Поэтому, если вы хотите испытать этот необычный вид спорта, нужно иметь несколько навыков:

- крепкое здоровье, устойчивость к холоду и горной болезни

- умение кататься на горных лыжах

- опыт пеших и горных походов

-знакомство с техникой безопасности и поведения в случае схождения лавин.

Впрочем, если всем этим требованиям вы отвечаете, то подобный отдых приятно разнообразит ваш досуг. Вы сможете покорять вершины без помощи подъемников, кататься на нетронутых склонах, любоваться окрестностями с высоты птичьего полета и просто приятно проводить время в компании единомышленников.

Один из дней тура в Швецию: снежное сафари - Кабнекайзе проходит именно на лыжах. Так что если вы вдруг захотите опробовать ски-туринг на себе, то вы можете это сделать вместе с нами в январе.

wildrussia.travel

Фрирайд, скитур

Что такое фрирайд и что такое скитур?

Почему многих так манит выйти за пределы маркированных и укатанных трасс и попробовать фрирайд – катание по естественному рельефу и снегу? Возможно, потому что это «круто» и «модно». Но те, кто попробовал, остаются во фрирайде не из-за этого. А потому, что это действительно очень красиво, очень интересно и очень захватывающе.

Потому что фрирайд – это фан, это взмывающий в небо мягкий снег из-под лыж, это скорость и вызов, в первую очередь – себе: выйти за пределы зоны комфорта, обработать рельеф, повернуть именно там, где надо, не упасть в nofallzone.

Фрирайд – это свобода выбора маршрута, это творчество, возможность нарисовать свою линию, придумать свою тактику спуска.

Фрирайд – это совсем другой уровень взаимоотношений с горами, как они есть, бесконечно разнообразными, ослепительно красивыми и иногда суровыми.

Что же касается скитура, то на мой взгляд,  это самый апофеоз фрирайда, хотя это, конечно, и спорная точка зрения. Скитур – это путешествие на лыжах (сплитбордах, снегоступах): сначала вы идете вверх, наслаждаясь тишиной и видами, а затем вас ждет захватывающий и интересный спуск.

Скитур сильно расширяет возможности фрирайдера по выбору спусковой линии – теперь вы не ограничены спотами, доступными с канатки, и это не требует таких финансовых вложений, как хели-ски. Но главное – скитур – это еще больше свободы, еще больше гор, еще ближе к природе и дальше от людей, и подъем здесь так же самоценен, как и спуск. Это правда стоит попробовать!

Так как же попасть «во фрирайд»? Теоретически – все крайне просто – и это, пожалуй, главная проблема фрирайда, по сравнению с другими видами горной активности. Казалось бы, если человек уже катается на горнолыжном курорте, то все, что ему нужно – это свернуть с трассы, и вот он уже гордо рассекает пухляк! Чем меньше при этом он знает про горы, лавины и прочие «мелочи», тем более он беззаботен и счастлив, и тем сложнее предсказать, чем все это закончится.

На самом деле, фрирайд, как и любая «свобода» имеет и обратную сторону медали – ответственность за себя и свою жизнь, тем более, что горы – далеко не безопасны.

Пока человек катается по трассам, большую часть вопросов за него уже решили: линия трассы выбрана и проложена, лавинная опасность оценена и минимизирована, противолавинные сооружения стоят, сложность трассы описана на схеме, спасатели ждут наготове, на случай каких-либо неприятностей, а кафе и рестораны всегда готовы принять проголодавшегося и уставшего лыжника.

И вот на выезде с трассы это все внезапно заканчивается: как и куда ехать? Далеко не везде можно просмотреть линию спуска. Едем просто вниз? А что там? – скальные сбросы? Крутой, поросший непроезжим частоколом леса склон? Ручей? Водопад? Контруклон? Или просто прекрасный снежный склон, но только от нижней точки в цивилизацию дороги нет?

Что делать, когда куда-то поехал и уткнулся в непреодолимое препятствие? Подниматься пешком наверх? А вы пробовали? В снегу по шею? Звонить спасателям? А вы уверены, что связь ловит и вы знаете по какому номеру звонить? А объяснить, где вы находитесь, вы сможете?

А уж если что-то случилось – крепление сломалось или коленку ударил, то дальше что? Ну предположим даже, что вы спасателей вызвали, а вы их дождетесь? На морозе, во влажной одежде? Ведь время реакции спасслужбы вне трасс исчисляется как правило не минутами, а часами….

Таких вопросов масса, но неопытные люди, катавшиеся до этого только на курорте, редко их себе задают. И это даже не говоря о главной опасности снежных гор – о лавинах, о которых многие ничего не слышали.

Поэтому первый способ – бездумно съехать с трассы, не обладая ни знаниями, ни навыками, ни снаряжением, необходимыми для минимизации рисков, мы крайне не рекомендуем.

Второй способ – это кататься с опытным и знающим гидом, и доверить ему решение всех вышеперечисленных вопросов. Гид проверит, что у вас есть необходимое снаряжение, выберет подходящий вашему уровню катания маршрут, обеспечит безопасность и возьмет на себя проведение спасательных работ, если вдруг что-то пойдет не так. И это вполне разумный выбор, но свои нюансы здесь все же есть. Если, катаясь с гидом, Вы не очень задумываетесь над вопросом, почему гид сделал или решил так, а не иначе, и не учитесь видеть опасности и бороться с ними, то Вы не вырастете в самостоятельного фрирайдера. А в горах, по большому счету, это необходимо – понимать ситуацию, и принимать каждый раз для себя решение – ехать или нет. Потому что, в конце концов, гид – не Бог, и 100% гарантии безопасности не бывает никогда, и ответственность за свою жизнь всегда несете вы сами.

Ну и третий способ – это не просто кататься с гидом, а кататься и учиться. Например, в нашей школе фрирайда и скитура. Каждая наша программа – это и интересные линии, и лекции, и практические занятия по разным темам: поисково-спасательные работы в лавинах, оценка снежного покрова, ориентирование, выбор маршрута и т.п., разборы дня и обсуждения. А еще – это отличная компания единомышленников-фрирайдеров!

Все наши фрирайдные программы можно разбить на несколько блоков:

Введение во фрирайд. Для тех, кто уже хорошо катается и хочет попробовать выйти за пределы трасс, прокатиться по паудеру, нарисовать свою линию на склоне. Включает в себя катание вне трасс с канаток, несложные скитурные выходы, лекции и практику по лавинной безопасности.

Фрирайд, скитур – продвинутый уровень. Для тех, кто уже распробовал пухлый снег, и кому хочется еще дальше уйти от толчеи канаток и курортов, любоваться нетронутой природой на подъемах и расширять собственные границы, прокладывая все новые спусковые линии.

Новые горизонты. Для опытных скитуристов (сплитборлистов, снегоступшиков-сноубордистов). Настоящее погружение в мир гор, жизнь в палатках или в домиках высоко в долине, ежедневные выходы.

Так же мы проводим курсы лавинной безопасности в горах. Для тех, кто хочет не только освоить базовые техники поисково-спасательных работ в лавинах, но и научиться понимать снег, проводить и интерпретировать результаты тестов снежного покрова, познакомиться с тактикой и стратегией передвижения по лавиноопасному рельефу на подъем и на спуск.

И краткие двухдневные тренинги по лавинной безопасности в Москве. Для тех, кто хочет познакомиться с базовыми техниками проведения поисково-спасательных работ в лавинах, научиться работать с лавинным снаряжением, или освежить эти навыки перед сезоном.

Здесь Вы можете посмотреть полное расписание наших фрирайдных и скитурных программ, а так же - обучающих лавинных курсов.

Так же на нашем сайте Вы можете найти отчеты по прошедшим программам, и статьи, посвященные различным аспектам фрирайда и лавинной безопасности.

mountschool.ru

Ски-тур: лыжи для путешествий

Зимняя прогулка имеет свою специфику. Как говорят «горные волки» туристы, «топтать снег», когда его по колено или по пояс, – дело неблагодарное. Здесь могут спасти лыжи. Итак, речь пойдет об их специальном виде (ски-тур лыжи), пригодном для путешествия по заснеженному горному бездорожью.

Содержание статьи

Немного истории

Путешествия на лыжах, или, как их сейчас модно называть – «ски-туры», осуществлялись ведь еще и в доисторические времена и были весьма далеки от развлечений. Для северных, горных народов сама идея изобретения лыж стала жизненной необходимостью. Фактически, параллельно развились два направления решения проблемы хождения по заснеженной поверхности – были созданы лыжи и снегоступы. Последние, несмотря на тысячелетнее развитие технологий, отличаются от древних прототипов разве что материалом и немного более современными формами.

За несколько тысячелетий истории лыжи, эта непременная принадлежность зимнего путешественника, мало изменились как по виду, так и в функциональном плане. Лишь во второй половине XIX века человечество взялось приспосабливать лыжи к условиям их использования, другими словами – разделило их по своеобразным «специализациям».

Изобретателем снаряжения для спуска с горных склонов считается норвежец Сондре Норхейм из местности Телемарк, хотя скептики уверяют, что это снаряжение существовало и до него. И все же, усовершенствованные им самим лыжи помогли скандинавскому конструктору в 70-х годах позапрошлого века стать первым чемпионом Норвегии по горнолыжному спорту, а за популярной даже сегодня техникой спуска и соответствующим типом лыж прочно закрепилось название «телемарк». Вскоре после этого, в 1891 году, двое австрийцев – владелец отеля Тони Шурф и спортсмен-лыжник Макс Кляйношег – осуществили первое (известное) в истории лыжное восхождение на гору Штулек (1783 м), в Земмерингских Альпах. Эти два события фактически стали началом ски-тура в его современном понимании.

Лыжи для ски-тура и крепления к ним

Стоит в первую очередь отметить, что развитие конструкции скитуровской лыжи происходило с акцентом на прочность и одновременно легкость. Так, будучи на вид похожей на обычную лыжу для спусков, эта несколько отличается по конструкции и существенно – по цене. Чтобы добиться вышеуказанных основных характеристик, в изготовлении лыжи для ски-тура применяются современные технологии, композитные материалы и титановые сплавы.

В основном лыжи для путешествий продаются сразу с креплениями, которые своим несколько экзотическим видом выделяют «ски-туры» из большого разнообразия моделей и фирм «обычных» лыж. Но если крепление продавец оставил на выбор клиента, то лыжу можно отличить по надписи «ski tour» где-нибудь на внешней поверхности, а еще (правда, не во всех случаях) – по небольшим отверстиям или выемкам в носовой части. Это – место крепления «камуса» – специальной ленты, которая натягивается вдоль всей нижней поверхности, чтобы лыжа не скользила в направлении, обратном вашему движению при горных восхождениях.

«Талии» у скитуровских лыж заметно шире, чем у обычных «карвингов» или «классики», что ставит их иногда в один ряд с лыжами для фрирайда. Кстати, именно для техники спуска «телемарк» на фрирайдовских лыжах устанавливаются крепления, идентичные тем, которые обычно применяют для ски-тура. Впрочем, сами системы креплений имеют принципиальные различия. Общей чертой остается только техническая возможность высвободить пятку ботинка для переходов и горных восхождений.

Ботинки и палки для ски-тура

Как и в случае с лыжами, разница между обычными горнолыжными и скитуровскими ботинками на первый взгляд почти незаметна. Однако она есть, притом весьма значительная. Ботинок для ски-тура, прежде всего, более чем вдвое легче и немного ниже горнолыжного «визави». Он имеет фиксированное и подвижное положение голени, наклон относительно вертикали к поверхности стопы может варьировать между 19 и 25 градусов, что значительно облегчает ходьбу как на лыжах, так и без них. Подошва скитуровского ботинка является отдельным от монолитного пластикового литья элементом, она резиновая и имеет очень глубокий изгиб между пяткой и носком, что предотвращает налипание мокрого снега и последующие сложности с одеванием лыж на склоне. Конструкция внутреннего ботинка продумана таким образом, чтобы сделать эту обувь одинаково комфортной для спусков и переходов, а применение новейших технологий обеспечивает хорошую вентиляцию, отвод избыточной влаги и теплоизоляцию. Относительно палок для лыжных путешествий эксперты сходятся во мнении, что лучшими для этого являются телескопические конструкции с удобными полумягкими рукоятками. Материал, из которого сделаны палки – дюраль, алюминий, титан или композит – сказывается лишь на долговечности и имеет не слишком большое значение. Остальное зависит исключительно от размера кошелька. Можно, конечно, воспользоваться и обычными лыжными палками, но «телескопы» значительно удобнее в транспорте и прекрасно «прячутся» вдоль рюкзака. Кроме того, часть из них имеет внутренний демпфер, который уменьшает отдачу на кисть путешественника при длительном переходе по твердому покрытию (например, покрытому льдом склону).

Снаряжение: где и за сколько купить

Снаряжение для ски-тура по уровню спроса на него все еще сильно отстает от обычного горнолыжного. Выпускают его меньше, а из-за сложности конструкций, стоимость материалов и высокие технологии цена на такой «эксклюзивный» товар достаточно высока. Скажем, чтобы купить одни только лыжи, следует отложить от 300 до 800 евро (за последнюю цену иногда может повезти «отхватить» их вместе с креплением). Цена камуса – от 100 до 160 евро. Ботинки обойдутся в 300-600 евро, крепления – от 250 до 300 евро, телескопические палки – 30-60 евро. То есть сумма набегает кругленькая. Но ее наличие вовсе не означает, что удастся все и сразу купить. Подавляющее большинство наших торговцев лыжным снаряжением предпочитает «ходовые» товары, поэтому пока значительно легче найти все для ски-тура за границей.

Куда податься и что иметь с собой

В мировом рейтинге самых популярных мест лыжных путешествий лидерами были и остаются французские Шамони и Ля Граф, швейцарские Церматт и Санкт-Мориц, отдельные горнолыжные курорты Германии, Австрии, США, Канады и Норвегии. Но за значительно меньшую сумму и одновременно с не меньшим удовольствием можно организовать себе ски-тур по зимним Карпатам. Если очень хочется за границу, то маршрут такого путешествия мог бы пройти по карпатским склонам Польши, Словакии или Румынии. Но и на украинской стороне вдоволь мест, где стоит побывать зимой на лыжах, чтобы полюбоваться красотой близлежащих вершин или попробовать их покорить. Боржава, Черногора, Мармарош, Свидовец – разве этого мало для настоящего любителя экстрима на лыжах? Кроме специального скитуровского снаряжения участник поездки несет еще кучу нужных вещей. Рюкзак должен быть достаточно вместительным и иметь специальные ремни для закрепления на нем снаружи лыж и палок. Кроме сменной одежды, продовольствия, вещей личной гигиены и обязательной аптечки, не помешает взять с собой веревку (по одной на связку), альпийские карабины и систему, ледоруб и «рачки» (известные в постсоветской среде горных туристов как «кошки»), если на маршруте предусматриваются покрытые льдом или фирном склоны. На себе лучше иметь термобелье, поларовый свитер, поверх этого куртку и штаны или комбинезон из ткани «гортекс» (или другой мембранной технологии), перчатки с хорошей термоизоляцией и вентиляцией.

www.mir-vnutri-rukzaka.com


Смотрите также