Лекция №2.Основы техники передвижения на лыжах. План. Схема лыжи


Готовим лыжные трассы правильно

рассказывает чемпион мира по лыжному ориентированию, заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин

 

 

Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса — это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.

Нет, это не так! Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки.

 

 

 

СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

 

Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и велосипеда.

 

Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).

 

Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса — для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж — или только зимней.

 

Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы — например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.

Снегоход с навесными орудиями — хорошее бюджетное решение для малых лыжных центров. фото: Сергей Коновалов
Даже малый ретрак, как, например, этот Пистен Булли Паана, позволяет подготовить весьма качественную лыжную трассу. фото: Пистен Булли

Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).

 

Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:

 

*          Длина кругов трасс и как из них компонуются дистанции различной протяжённости. На примере ниже —  принципиальная схема системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов — один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.

*          Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.

*          Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;

*          Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах — их должно быть приблизительно по одной трети;

*          Расположение и компоновка лыжного стадиона — например, финишировать спортсмены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п...

 

В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями. Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно — подготовленное полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей, идущих коньковым ходом.

 

Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся слож­ности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.

 

ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ

 

Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором, это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин, готовящих трассу.

 

ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ

 

Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велосипеда, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег — необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.

 

Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.

 

Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.

 

Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.

 

Кроме дренажных канавок нужно спланировать и провести систему водоотводящих канавок — канавок, куда будет уходить вода из дренажных канавок. Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке трассы. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Если нет трубы — выкопать канавку поперек трассы и, чтобы канавка сохранилась и была пригодна для проезда заложить в канавку несколько тонких, прямых стволов деревьев диаметром 5-10 см. Для этого неплохо подходит осина. Чтобы труба не заиливалась, необходимо с той стороны трубы, где вода заходит, сделать яму, как минимум в полтора раза большего сечения чем труба.

 

В продолжение трубы проложите водоотводящую канавку, лучше по линии максимального уклона местности, отводя воду на местность, расположенную ниже этой низины, добиваясь, чтобы разница уровней достигла хотя бы 50 сантиметров. Это бывает непросто на мокрых равнинных участках — чтобы добиться устойчивого отвода воды может оказаться, что нужно копать канавку протяжённостью 100 метров и более. Так как грунт в лесу насыщен корнями, иногда — камнями, то для работ рекомендуется использовать качественные, дорогие лопаты и мотыги на композитной рукоятке.

На полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой — вода с неё должна скатываться. Рисунок 1
Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (90?) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Рисунок 2
Водоотвод от трассы снижает уровень грунтовых вод — это означает, что полотно трассы будет твёрже, и на нём будет дольше лежать снег. Рисунок 3
Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Рисунок 4

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ

 

В летнее время на трассе может вырастать трава и мелкий кустарник, которые будут мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту растительность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого можно использовать как обычную косу, так и бензиновый триммер с леской или, если много кустарника — триммер с диском. Для работы с триммером не требуется особых навыков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разведённого с маслом бензина. Коса требует отбивки, заточки и умения косить плавно, спиной, не включая руки. В старые времена косьба рассматривалась лыжниками как отличное средство тренировки.

 

Прокашивать всю трассу не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в один проход (взмах) косой или триммером, стремясь расположить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпадет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.

 

Периодически на трассу падают деревья — либо от старости, либо от сильного ветра. Это происходит особенно часто в весенний и осенний периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее плотным. В целях соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с бензопилой.  

На весенних работах в Ромашково — члены одноименного лыжного клуба. фото: А.Гаврилов

ОТСЫПКА ТРАССЫ

 

Отсыпка трассы — это роскошь, которая способствует тому, что трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки от ног/колёс не появляется канавка, которая мешает лыжникам в начале зимы. Также отсыпка трассы способствует тому, что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к тому, что на трассе вырастает меньше травы и кустарника. Отсыпать трассу следует на выбор или в смеси — песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком. Опилки и шлак способствуют тому, чтобы трава и кусты не вырастали на трассе. Отсыпать трассу желательно по всей ширине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в первую очередь проблемные, мокрые места, хотя бы в метр шириной, по траектории движения бегунов и велосипедистов.

 

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ

 

Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:

1.         Создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;

2.         Обеспечивать приятное и безопасное катание;

разрыхляя поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась,

укатывая и уплотняя верх­ний слой снега, если поверхность трассы стала рыхлая в результате оттепели или снегопада;

3.         Убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

4.         Убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

5.         Препятствовать быстрому сходу снега весной.

 

Снег на лыжной трассе подвергается следующим воздействиям:

1.         Время: снег «стареет» — снежинки рассыпаются на льдинки, грани льдинок тупятся;

2.         Перепады температур в зависимости от погоды или смены времени суток: снег либо смерзается от холода, либо рассыпается от потепления;

3.         Изменения влажности воздуха: в сочетании с изменениями температуры воздуха создают различные типы снежной поверхности;

4.         Солнечное излучение: способствует старению снега и таянию;

5.         Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы: делают толщу снега пористой;

6.         Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементирует трассу;

7.         Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и мусора смешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;

8.         Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на трассе;

9.         Катающиеся лыжники тол­кают и перемещают снег на трассе — на коньковой трассе вдоль середины трассы появляется «хребет», а на классической лыжне появляется «волна».

 

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности — лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега. Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, например, ратрака или бороны — по типу того, как каток-асфальтоукладчик создает полотно дороги. 

 

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) — может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже (150-200 г/кв.см).

 

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны, прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температуры и изменения влажности вносят свою лепту — снег смерзается и становится плотным.

 

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега очень непросто, практически невозможно. Даже пешеход не продавливает всю толщу сугроба, а машины, передвигающиеся по снегу, имеют в несколько раз меньшее удельное давление на снег, чем пешеход. Поэтому единственный действенный способ уплотнения снежного покрова — обработка каждого слоя выпавшего снега — желательно по несколько раз!

 

Основных факторов, определяющих качество подготовки лыжной трассы — три, и они примерно одинаково важные. Это:

1.         Персонал, который готовит лыжную трассу,

2.         Оборудование, которым готовится лыжная трасса,

3.         Частота подготовки лыж­ной трассы.

Всё на тех же весенних работах в Ромашково. фото: А.Гаврилов
Мосты, собранные из брёвен, со временем приходят в негодность: с периодичностью один раз в несколько лет их приходится раскатывать, обновлять. фото: А.Гаврилов

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТOВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС

РАТРАКИ

 

Эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 15 сантиметров и выше. Обычно ратрак оправдывает себя там, где есть системы искуственного оснежения, и с самого начала сезона закладывается подушка снега, позволяющая работать ратраку. На сегодняшний день в России представлены 4 производителя ратраков — японская Охара (Ohara), немецкий Пистен Булли (Pisten Bully), итальянский Принот (Prinoth), итальянский Сноу Рэббит (Snow Rabbit). Остальные существовавшие ранее марки либо прекратили своё существование, либо поглощены вышеназванными производителями. В США есть свои производители ратраков, не представленные в России.

 

ОХАРА

 

Согласно информации, заявленной на сайте Охара — ратраков, приспособленных для подготовки лыжных трасс эта компания не поставляет.

 

ПИСТЕН БУЛЛИ

 

            Пистен Булли Паана (PistenBully Paana — 117 л.с.) ранее выпускался финской компанией и разрабатывался преимущественно для подготовки лыжных трасс. Пистен Булли Паана на рынке уже 25 лет. Одноместная Пистен Булли Паана выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.200, 2.800 и 3.100 миллиметров.

Пистен Булли 100 (Pis­ten­Bully 100 — 197 л.с.) — комфортабельная двухместная полифункциональная машина для подготовки различных видов лыжных и санных трасс, а также обслуживания горнолыжных трасс. Выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.500, 2.800 и 3.100 миллиметров.

 

Данные модели оснащаются системами с двумя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с ручной или гидравлической (из кабины оператора) регулировкой ширины лыжни в диапазоне 70 мм, расстояния между соседними лыжнями в диапазоне 735 мм. Также на каждый лыжнеукладчик можно установить дополнительную фрезу, которая взрыхляет снег в полосе прокладываемой лыжни на настраиваемую из кабины глубину от 0 до 60 мм для получения наилучшего качества (система VarioTrackDesigner).

На модели PistenBully 400/600 и Formatic 350 возможно установить как вышеупомянутые системы с двумя лыжнеукладчиками, так и системы для массового катания — с тремя или четырьмя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с регулировкой ширины колеи лыжни для удобства катающихся как взрослых, так и детей.

Примерно так выглядит добротная лыжная трасса где-нибудь в Европе: как правило, прогулочные трассы не очень высокого уровня сложности всегда предназначены для двустороннего движения, о чём красноречиво говорит табличка, стоящая сбоку от лыжни. На таких трассах всегда нарезана классическая лыжня в обоих направлениях, да и коньком на этих трассах вполне можно разъехаться на встречных курсах. фото: Иван Исаев

ПРИНОТ

 

Машина Принот Хаски (Prinoth Husky) с дизельным двигателем Mercedes мощностью 177 л.с. разработана специально для обработки трасс для равнинных лыж и подготовки малых горнолыжных склонов. Принот Хаски с лыжнепрокладчиками являются отличными машинами для  прокладки и подготовки лыжных трасс. Принот Хаски выпускается в трёх вариантах ширины — 2,5, 2,8 и 3,1 метра. Лыжнепрокладчики прикрепляются к задней снежной фрезе ратрака. По команде из двухместной кабины два лыжнепрокладчика могут передвигаться по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями. Так же управляется изменение шири­ны самой лыжни (на 70 мм) — это особенно важно при подготовке трассы в местах спусков и подъемов и при создании трасс для детей. Широкая задняя снежная фреза ратрака Принот Хаски дополнительно оснащена специальными фрезами Трэк Тиллер (Track Tiller), устанавленными перед лыжнепрокладчиками. Фрезы Трэк Тиллер позволяют проложить идеальную лыжню независимо от погоды.

ФАВЕРО

 

Фаверо Сноу Рэббит 3 (Favero Snow Rabbit 3), оснащенный японским дизелем Кубота (Kubota) мощностью 100 л.с. — самый маленький, самый лёгкий и самый бюджетный ратрак из представленных на российском рынке. Сноу Рэббит третьего поколения — это надёжная рабочая машина. Ширина захвата — 2,0 метра, длина Сноу Рэббит с приспособлениями — 4,5 мет­ра. Фаверо Сноу Рэббит может перевозиться между местами работы на малогабаритном грузовике, эвакуаторе или на прицепе с пандусом, без демонтажа гусениц. Фаверо Сноу Рэббит может быть оснащён передним ножом-отвалом, фрезой, одним или двумя лыжнеукладчиками, а также крытой кабиной. Двухместная обогреваемая кабина водителя с большим обзором превращает работу в удовольствие. Двигатель снабжен парковочным подогревом от электричества 220 вольт/300 ватт и предпусковым прогревом Перкинса для беспроблемного старта в любые морозы. Фаверо Сноу Рэббит отлично работает на узких лыжных трассах, небольших склонах, в парках отдыха. У Фаверо Сноу Рэббит есть кузов для транспортировки материалов. Давление на грунт 40 грамм на квадратный сантиметр — это более чем в два раза ниже чем у конкурентов — в сочетании с компактным размером даёт этой машине уникальную проходимость по любому снегу.

Лыжная трасса летом. Как видите, она освещена, спрофилирована и отсыпана крупным песком. Иногда в качестве материала для отсыпки используется мелкий гравий или опилки. фото: Иван Исаев
Ретрак Пистен Булли Форматик 350 обладает уникальной особенностью — он может нарезать одновременно 4 лыжни для классического хода (на этом снимке четвёртый, самый правый резак — в поднятом состоянии). фото: Пистен Булли
Современный снегоход в сочетании с хорошими приспособлениями (катком, бороной, резаком) является неплохой альтернативой ретраку. фото: Владислав Жарков

СНЕГОХОДЫ

 

Снегоходы — более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с первого снегопада.

 

Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с неузкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами — задняя, передняя и передняя пониженная — именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавше­го снега. По компоновке — снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.

 

Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и «Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Яма­ха» серии Викинг (Yamaha Vi­king), «Полярис» серии Ути­ли­ти Вайдтрек (Polaris Utility Wide­track), «Ски Ду» серии Скандик (Ski-Doo Skandic), «Арктик Кэт» серии Бэркэт (Arctic Cat Bear­cat), «Бомбардье» серии Линкс Йети (Bombardier Lynx Yeti).

 

С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.

 

ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА

 

Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:

*          Борона или решётка,

*          Резак для классической лыжни,

*          Каток-барабан для прикатки снега.

Этот рынок несильно развит в Европе, в США есть три заметных производителя, а в России этот рынок находится в зачаточном состоянии — потребитель ещё не осознал свои потребности в области подготовки снежных поверхностей.

 

SNOW-STAR.RU

 

Поставщик тяжёлых прицепных устройств для многолетнего ежедневного (в сезон) профессионального использования. В этих устройствах используются элементы, выполненные из специальной стали, обеспечивающие качество подготовки трассы и долговременную функциональность устройств. Все устройства снабжены аварийной расцепкой на случай, если устройство где-то зацепится (например — борона за корень или пенёк) на полном ходу снегохода. Все вышеперечисленное определяет относительно высокую цену на эти устройства. Устройства поставляются как в собранном, так и в разобранном виде.

 

Каток SnowRoller — подготовка полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия — большой снегопад или сильная оттепель. Поставляется в разобранном виде, укомплектовывается на месте списанными «жигулёвскими» покрышками.

Борона Plain — предназначена для подготовки полотна трассы, когда на трассе устойчивый снежный покров. Лучше всего работает на скорости свыше 20 км/час, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности, включая горб от конькового хода и заполняя углубления. Оборудована зубчатыми ножами из специальной стали, импортируемыми из Швеции. Обратная сторона бороны используется при малом количестве снега на трассе, а также при работе со свежевыпавшим мокрым снегом и на снежной целине. Борона Plain — единственное пассивное прицепное устройство на рынке, срезающее горб, возникающий на коньковой трассе. Аварийная расцепка очень важна на этом устройстве: если борона где-то зацепится на полном ходу снегохода, то аварийная расцепка спасёт водителя от удара грудью о руль и лицом — о ветровое стекло, а борону спасёт от деформации.

Резак Trail давяще-режущего типа, для подготовки классической лыжни, с грузом, позволяющим менять центровку резака, в зависимости от условий снежного покрова, для достижения лучшего результата. Формующие элементы имеют ассиметричную форму, для того чтобы избыточный снег выдавливался на края полотна лыжни. Нижняя поверхность резака покрыта пластиком для снижения нагрузки на снегоход. Формирующие лыжню элементы — фрезированные, из закалённой стали. Переворачиванием резак переводится в транспортное положение.

 

SKITRACKER.RU

 

Пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании то, что раньше люди делали для себя сами в гаражах, теперь есть на рынке в свободном доступе, в разборном виде и с порошковой покраской. Изделия выполнены из низкоуглеродистой стали строительных сортов. Это определяет доступную цену этих изделий и ограничивает их прочность и долговечность.

 

Универсальная борона SNOW­­PRO для прокладки лыжни для конькового хода имеет три съемных модуля для различных способов обработки снега. Снимая и устанавливая модули, можно варьировать способ обработки снега и степень нагрузки на снегоход. Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним диаметром 30мм. Универсальную борону можно купить во многих городах России и заказать у производителя.

 

Резак для прокладки классической лыжни XCSPORT — предназначен для прокладки лыжни классического хода; благодаря ему каждый обладатель снегохода может проложить качественную лыжню  для прогулок с семьей, друзьями и для проведения лыжных соревнований. Резак XCSPORT может работать в давящем (для рыхлого снега и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах. Переставив дышло на другую сторону, можно за несколько секунд изменить способ прокладки лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного положения «санки» в рабочее положение «резак», не отцепляя от снегохода.

 

ЧАСТОТА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

 

Это второй и практически равный первому по важности фактор в создании качественной лыжной трассы.

 

Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад — каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу всё равно необходимо готовить.

 

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ:

 

*          Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега. Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продольной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег по всей ширине трассы.

*          Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы — два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.

*          Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.

*          Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся — меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное — после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.

*          На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом — лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.

*          Если трассу готовить утром — снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют. 

*          Если трасса неширокая, то нужно периодически в течение сезона делать выезд только на снегоходе — приминать края трассы вдоль деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и пилой нависшие над трассой ветви.

 

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

 

Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.

*          Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.

*          Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.

*          Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.

 

Хорошей работы вам и человеческой благодарности.

 

Ещё статьи этого автора:

 

И. Кузьмин "Выбираем детские лыжи"

www.skisport.ru

Основы техники передвижения на лыжах

Под правильной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивается наиболь­шей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника дви­жений на лыжах должна помочь гонщику наиболее полно реали­зовать свои возможности для достижения результата, соответ­ствующего уровню его физического развития. Однако даже самая совершенная техника не приведет к высоким спортивным дости­жениям, если лыжник не располагает необходимым уровнем рабо­тоспособности. И наоборот, прекрасно развитые двигательные качества еще не дают гонщику возможности достичь спортивного результата, если он не овладел совершенной техникой. Это обус­ловлено взаимосвязанностью техники и физических качеств спорт­смена. Показателями техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность, скорость и экономичность.

Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эф­фективность применения того или иного способа хода зависит от конкретных условий. Ведущие из них — это степень владения дви­гательными навыками, физическая подготовленность лыжника и рельеф местности.

Существует ряд способов ходов и переходов с одного хода на другой. Одни используются чаще, другие реже. Однако для рас­ширения диапазона двигательных возможностей спортсмена и по­вышения его технической подготовленности необходимо изучать весь арсенал способов передвижения на лыжах. Лыжные ходы условно подразделяют на группы: попеременные ходы, одновременные и переходы с одного хода на другой.К группе попеременных ходов относятся бесшажный; двухшажный, четырехшажный; к группе одновременных — бесшажный, одношажный с одновременным выносом рук и двухшажный, трехшажный с разновременным выносом рук. Одношажный ход имеет два варианта: основной и стартовый.К группе переходов относятся способы, позволяющие в процес­се передвижения ритмично, свободно переходить с одновременных ходов на попеременные и с попеременных на одновременные.

Чтобы лучше понять многообразие движений лыжника-гонщи­ка, удобнее разделить целостные движения на определенные части. Одним из основных способов лыжных ходов, наиболее часто при­меняющимся гонщиками, является попеременный двухшажный ход, состоящий из одиночных скользящих шагов. Части скользя­щего шага, названные условно фазами движения, разделены между собою по взаимосвязанным группам, а не по описанию движений отдельных частей тела (движение ногой, рукой, туловищем и т. д.).

Таблица 3

Периоды скользящего шага Фаза Границы фаз
Скольжение I — свободное скольжение с амортизацией Отрыв толчковой ноги от снега
II — скольжение с выпрямле­нием ноги Постановка палки на снег
III — скольжение с подседанием (группировка) Начало сгибания опорной ноги в колене после выпрямления. Отрыв каблука ботинка толч­ковой ноги от лыжи
Отталкивание IV — выпад со сгибанием толчковой ноги в колен­ном суставе Начало разгибания толчковой ноги в коленном суставе
V — отталкивание с выпрям­лением толчковой ноги Отрыв толчковой лыжи от снега

Каждая фаза скользящего шага имеет свои характеристики — время выполнения, скорость, длину скольжения и др. Одиночный скользящий шаг четко разделяется на два перио­да — скольжение лыжи, когда лыжник скользит на одной лыже, и неподвижное положение лыжи, когда вслед за скольжением про­исходит остановка этой же лыжи перед отталкиванием. Далее следует второй скользящий шаг, но уже на другой лыже. Таким образом, лыжник совершает скользящие шаги и толчки попеременно то правой, то левой ногой.

В попеременных ходах лыжник-гонщик никогда не скользит на обеих лыжах. Период скольжения на лыже разделен на три фазы, а период отталкивания — на две. Даем описание и границы фаз.

Рис. 6. Техника попеременного двухшажного хода

Фаза I — свободное скольжение с амортизацией (рис, 6, а — в). После окончания отталкивания, например, правой ногой лыжник скользит на левой лыже. Правая лыжа и обе палки находятся в воздухе и не касаются снега. Происходит свободное скольжение. Это единственная фаза, в которой лыжник не может увеличить скорость. Границами фазы служат моменты: начало — отрыв пра­вой лыжи от опоры и окончание — постановка правой палки на снег.

Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 6, в — д). Она длится до тех пор, пока опорная нога, которая в этой фазе выпрямляется, не начнет сгибаться в коленном суставе (опускание голени). Этот момент служит окончанием II фазы. На протяжении всей фазы лыжник активно отталкивается палкой (постановка палки на снег ударом), стремясь как можно меньше снизить скорость. Отталкивание палкой продолжается и в следую­щих двух фазах. Вот почему II фаза называется не по этому важ­ному действию, а по хорошо различаемому признаку — выпрямле­нию опорной ноги.

Фаза III — скольжение с подседанием (рис. 6, д — е). Это пос­ледняя фаза скольжения. Она начинается с момента опускания голени, а завершается остановкой лыжи.

Фаза IV — выпад с подседанием (рис. 6, е — ж). Она длится до начала разгибания толчковой ноги в коленном суставе. В этой фазе завершается подседание в коленном суставе. Активное раз­гибание в тазобедренном суставе обеспечивает последующее более эффективное отталкивание с более высокой скоростью.

Фаза V — отталкивание с выпрямлением ноги (рис. 6, ж — и). Эта фаза длится от конца подседания до отрыва левой лыжи от опоры. Выпад ногой завершается в конце фазы. Скользящий шаг окончен, и с этого момента начинается следующий скользящий шаг, но уже на правой лыже.

Несмотря на многообразие, способы лыжных ходов имеют об­щие основные элементы.

Рис. 7. Скольжение

Посадка - оптимальное положение тела и его отдельных частей, которые обеспечивают благоприятные условия для передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Скольжение - Период скольжения на одной лыже (независимо от способа хода) для удобства анализа можно разделить на три части: свободное скольжение с амортизацией (рис. 7,а), скольже­ние с выпрямлением ноги (рис. 7,6) и скольжение с подседанием — группировкой (рис. 7, б). При скольжении на одной лыже другую проносят вперед, не загружая ее весом тела.

 

В попеременных способах ходьбы, а также в некоторых пере­ходах с хода на ход скольжение на одной лыже поддерживается активной работой рук.

Рис. 8. Толчок ногой

Толчок ногой - Толчком лыжник переносит вес тела с одной ноги на другую и приобретает поступательную скорость. Например, только поочередными толчками ногами в попеременном двухшажном ходе можно развить скорость в пределах 80% общей скорости. Толчок ногой — это поступательное движение туловища вперед за счет активного разгибания ноги в тазобедренном суставе и одно­временного сгибания и разгибания колена (рис. 8).

Общая согласованность движений. Важным фактором в согла­сованности движений лыжника является их ритм. Нарушение закономерной повторяемости движений, имеющей строго определен­ные временные и пространственные характеристики, приводит к быстрому утомлению. Ход должен быть ритмичным, движения слитными, без лишних пауз в отдельных положениях.

Для общей согласованности движений в цикле хода большое значение имеет их синхронность: вынос левой руки с выносом пра­вой ноги, начало толчка правой рукой с активным выносом пра­вой ноги. Прежде чем перейти к рассмотрению различных способов хо­дов, необходимо остановиться на внешних характеристиках дви­жений.

Структура движения — определенная взаимосвязь и построе­ние движений лыжника в цикле хода.Цикл лыжного хода — это совокупность последовательных взаимосвязанных движений, в результате которых лыжник прихо­дит в то же положение, с которого начинал движение. Она обра­зует законченное движение, которое обязательно должно повто­ряться в процессе передвижения. Цикл хода имеет временную и пространственную размерность.Продолжительность цикла — промежуток времени (в м/сек), по истечении которого лыжник возвращается в то же положение, с которого начинал движение.Длина цикла — расстояние, пройденное о. ц. т. тела лыжника по прямой за один цикл (практически оно равно расстоянию между местами толчков палкой одной и той же рукой).Время опоры ноги — промежуток от начала до окончания толч­ка; время переноса маховой ноги наступает с окончанием толчка ногой и прекращается в момент, когда на нее переносится вес тела.Опорная реакция — это сила, исходящая от опоры в ответ на давление лыжника или его активное действие. Опорные реакции могут изменяться как по величине, так и по направлению. Направ­ление опорной реакции всегда обратно направлению действия активной силы, а величина — прямо пропорциональна ей.

Рис. 9. Перекат

Перекат — это перемещение о. ц. т. тела лыжника в период скольжения на одной лыже из положения после окончания толчка ногой в положение для толчка другой ногой (рис. 9).Рабочий период цикла — период, когда активные действия лыж­ника вызывают ускорение или противодействуют снижению скоро­сти его движения (толчки руками и ногами). Относительно пассивный период цикла — период, когда движения лыжника направлены на подготовку к рабочему периоду (одноопорное скольжение до постановки палок).Прокат — период цикла, который идет за счет ранее приобре­тенной скорости (период скольжения на одной лыже). 

Темп движения — количество законченных движений (циклов) в единицу времени.Ритм движения — закономерное чередование движений лыж­ника, строго определенных во времени, пространстве и по харак­теру усилий в цикле хода.Коэффициент сцепления — отношение силы сопротивления, на­правленной противоположно сдвигающему усилию, к силе нор­мального давления.Коэффициент трения — отношение силы сопротивления, возни­кающей при равномерном движении лыжника, к силе нормального давления.

Коэффициенты сцепления и трения можно отождествить соот­ветственно с углами сцепления и трения, так как они определя­ются из выражения: f=tga* (рис. 10). Рассмотрим силы, обусловливающие движение звеньев тела лыжника и его перемещение по горизонтальной поверхности.

Основы техники передвижения на лыжахСпособы ходов:

Назад к списку

www.sportfile.ru

Лекция №2.Основы техники передвижения на лыжах. План.

1.Техника передвижения на лыжах - определение, классификация.

2.Лыжные ходы, как основа техники передвижения на лыжах, классификация, краткая характеристика.

3.Техника прохождения спусков.

4.Способы преодоления подъемов.

5.Определение способов торможения в лыжной подготовке.

6. Классификация поворотов на месте и в движении.

7.Способы преодоления неровностей.

1. Техника передвижения на лыжах – наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня физической подготовленности система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности высокий спортивный результат. Техника всегда конкретна и определяется временными, пространственными и динамическими характеристиками. Техника лыжника изменяется в процессе возрастного развития организма и в результате спортивного совершенствования; кроме того техника должна быть естественной, эффективной, экономичной, устойчивой, вариативной, индивидуальной.

Основой техники передвижения на лыжах являются лыжные ходы.

2.Лыжные ходы-закономерное объединение отдельных движений лыжника в единое целое.

По отталкиванию ногой от подвижной или неподвижной опоры лыжные ходы подразделяются на классические и коньковые.

И классические и коньковые классифицируются по вариантам работы рук в момент отталкивания. Выделяют группы попеременных ходов, когда отталкивание руками выполняется поочередно, однако всегда разноименно по отношению к толчковой ноге (как при ходьбе), и группы одновременных ходов, в основе которых - одновременное отталкивание руками. Возможны также ходы без толчка руками.

По количеству шагов в каждом цикле движений лыжные ходы классифицируют на бесшажные - движение происходит только за счет отталкивания палками, без движения ног; одношажные; двухшажные; трехшажные и четырехшажные (с 1,2,3 и 4 скользящими шагами в цикле лыжного хода, соответственно).

Цикл движения-закономерное чередование элементов движений, образующих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах.

Классические ходы включают попеременные: двухшажный и четырехшажный;

одновременные: бесшажный, одношажный, двухшажный и трехшажный; а также переходы с одного хода на другой.

Попеременный двvхшажный ход является одним из основных среди классических способов передвижения. Он применяется в различных условиях скольжения на равнинных участках и на подъемах. В цикле хода на два отталкивания палками выполняется два скользящих шага. При выполнении этого хода лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже и так же поочередно на каждый шаг отталкивается рукой, всегда разноименной по отношению к толчковой ноге, т.е. общая схема движений рук и ног максимально приближена к обычной ходьбе.

Попеременный четырехшажный ход используют при передвижении по глубокому снегу, на неровной лыжне, в случаях, когда нет хорошей опоры для палок. Выгоден он при длительных переходах, прогулках, при передвижении с грузом, уложенным в рюкзак. Квалифицированные лыжники, этот ход практически не применяют.

В цикле хода на два попеременных отталкивания палками выполняется четыре скользящих шага.

Рис. Попеременный двуххшажный классический ход

Рис. Попеременный четырехшажный классический ход

Одновременные ходы используют главным образом на хорошо подготовленной лыжне с хорошей опорой для палок, при движении по равнинным участкам, отлогим спускам, иногда пологим подъемам. Основным (завершающим) двигательным действием во всех одновременных ходах является отталкивание руками.

В одновременном бесшажном ходе происходит непрерывное скольжение на двух лыжах с отталкиванием только руками.

Рис. Одновременный бесшажный ход

При выполнении одновременного одношажного хода в течение каждого скользящего шага выполняют одно отталкивание руками и один толчок ногой (правой или левой). Лучше поочередно. Одновременный одношажный классический ход имеет два варианта: стартовый (скоростной) и основной. На дистанции соревнований квалифицированные лыжники используют скоростную разновидность хода, при которой достигается более высокая скорость передвижения (отсюда и название – скоростной). Отличительный признак скоростного варианта – отталкивание ногой происходит при выносе рук вперед (кольцо л/п назад-вниз). В основном варианте отталкивание ногой начинают после окончания выноса рук вперед (кольцо л/п вперед-вниз).

Рис. Одновременный одношажный классический ход,

studfiles.net

Станок для подготовки и смазки лыж своими руками: чертежи, видео

Увлечение лыжным спортом – достаточно дорогостоящее удовольствие: приходится регулярно вкладывать материальные средства, чтобы обновить свой инвентарь. Кроме того, нелишним будет и наличие дополнительного оборудования, что делает процесс подготовки лыж к использованию более быстрым и удобным.

Станок для лыж

Далеко не каждый, кто любит кататься на лыжах, имеет возможность обрабатывать их на специальном оборудовании перед ездой. Такой станок заводского изготовления стоит достаточно дорого, но смазка лыжного инвентаря с его использованием намного удобнее, чем делать это на какой-то обычной поверхности, которая есть под рукой.

Раньше они делались очень просто – подбиралась доска по ширине лыж, на ней очерчивали их контуры, а затем – вырезали. Но в наше время существуют чертежи, используя которые можно своими руками сделать удобный станок для подготовки поверхности лыж к их удобному использованию.

Сейчас в сети можно найти немало вариантов чертежей, по которым можно будет своими руками собрать такой станок. Рассмотрим один из самых простых вариантов, для реализации которого практически не потребуется никаких специальных материалов – все можно сделать из подручных средств.

Деревянные опоры лыжного станка

Данный чертеж подразумевает создание лыжного станка, который состоит из двух частей. Благодаря этому его можно будет разбирать для транспортировки и собирать при использовании.

Деревянная опора станка

Обе части идентичны одна другой по своей конструкции – в основании лежит квадратная металлическая труба, поверх нее устанавливается деревянная опора. Чтобы лыжи в процессе обработки мягко опирались на деревянное основание, поверх него прикрепляется полоска поролона. В одной из частей можно сделать хомут из отрезка кожи или прочной ткани, который будет удерживать кончики лыж при их смазке и подготовке к использованию. Но делать такой хомут совсем необязательно, так как и без него лыжи будут удерживаться достаточно надежно.

Основание станка

Деревянная опора прикрепляется к основанию при помощи обычных саморезов. Нужно только проследить, чтобы его головка была максимально утопленной, в противном случае, это может препятствовать соединению половинок станка для подготовки лыж между собой.

Необходимо обратить внимание, что опоры из дерева сделаны с небольшим прогибом, чтобы лыжа, опираясь концами на опоры, немного недоставала до скобы.

В качестве основания лучше всего использовать металлические трубы квадратного сечения, которые легко можно будет соединить между собой обычной деревянной планкой, вставив обе ее стороны в трубы.

Скоба, удерживающая лыжи

Скоба, которая удерживает лыжи

Посередине этой планки устанавливается скоба, к которой будут прикрепляться лыжи в процессе смазки и другой обработки. Высота этой скобы должна регулироваться по высоте в зависимости от обрабатываемых лыж.

Чтобы изготовить такую скобу, можно использовать стальной отрезок круглого сечения, при этом его диаметр должен быть точно таким же, как и диаметр скобы в ботинках. Приварив полуавтоматическим сварочным аппаратом скобу к длинному болту, получится крепление для лыж.

Такая скоба должна надежно удерживаться в планке, поскольку во время циклевки лыжной поверхности или в процессе другой ее подготовки скоба будет поддаваться значительным воздействиям, поэтому она должна прочно удерживаться на своем месте.

Для закрепления лыжи ее центральную часть нужно немного прижать, прикрепив к скобе. Таким образом, лыжа будет надежно зафиксирована и готова к обработке.

Высоту скобы необходимо рассчитать так, чтобы раскрытое крепление легко заходило в скобу.

Таким образом, воспользовавшись самым простым чертежом, можно самостоятельно сделать станок, на котором будет удобно обрабатывать лыжи и готовить их к использованию.

Преимущества и недостатки станка

Среди основных преимуществ подобной конструкции следует отметить:

  • возможность разобрать станок, что делает его транспортировку более удобной;
  • высокая прочность, в результате чего станок может подвергаться немалым механическим воздействиям;
  • производительность – устройство можно легко разложить для работы;
  • простота в изготовлении – на крайний случай можно обойтись даже без предварительного чертежа.

Готовый самодельный станок

Единственным серьезным недостатком такого станка является его достаточно большой вес особенно в сравнении с заводскими моделями, которые можно встретить в продаже на рынке. Это объясняется наличием металлических деталей в конструкции, но в том случае, если важным условием является низкий вес станка, то количество используемого металла в нем можно свести к минимуму – металлической можно сделать только скобу, все остальные элементы – деревянными.

Рекомендации по усовершенствованию

Если в процессе использования станок не нужно будет транспортировать, оставляя его на одном месте, то конструкцию можно и не делать разборной, используя один большой отрезок трубы в качестве основания. В таком случае дополнительно можно оборудовать станок приспособлением для регулировки его длины в зависимости от обрабатываемых лыж. Для более удобного использования можно оборудовать его складными или обычными ножками.

Понятно, что такой простой по своей конструкции станок не является идеальным, но каждый любитель лыжного спорта в процессе работы может добавить какие-либо собственные компоненты, усовершенствовав его под свои предпочтения. В результате этого каждый сделает лыжный станок именно таким, каким он будет максимально удобным в использовании.

Примеры чертежей

stanokgid.ru


Смотрите также