Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата. Шасси лыжи


Самолёты на лыжах | Журнал Популярная Механика

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь — это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.

Нестареющий «Дуглас»

В Арктике и в приполярных районах Севера, например на Аляске, можно увидеть в эксплуатации еще один довольно большой американский самолет на лыжных шасси, который берет на борт около 40 пассажиров. Называется он Basler Turbo 67, что вроде бы ни о чем не говорит. На самом же деле это современная модификация легендарного Douglas DC-3, совершившего первый полет еще в 1935 году. Конечно, BT-67 во многом превосходит своего еще довоенного прародителя (турбовинтовые двигатели вместо поршневых, другая авионика, другие ТТХ), но конструкция планера оказалась настолько удачной, что стала непревзойденной классикой.

BT-67 Первый полет: 1990 год; глубокая модернизация самолета Douglas DC-3 от компании Basler Turbo Conversions; самолет оснащен двумя ТВД, ставится на лыжи.

Стоит теперь вспомнить, что в 1942 году в Ташкенте началось производство военно-транспортного самолета Ли-2, который был лицензионным клоном все того же «Дугласа». По окончании войны Ли-2, Ил-12, Ан-2, позже Ил-14 стали основой советской полярной авиации, прекрасно работали и в Арктике, и в Антарктике, высоко ценились полярниками и, разумеется, оснащались лыжами. Все эти самолеты давно ушли на покой, и на сегодняшний день у России практически нет крылатых машин, которые могли бы работать на снежных аэродромах. А между тем именно сейчас Арктика стала для России военно-политическим и экономическим приоритетом. И вероятно, самолеты на лыжах нашей стране понадобятся снова.

ЛИ-2: первый полет: 1942 год; советский клон DC-3; активно использовался в полярных экспедициях; оснащался лыжами. ИЛ-12: первый полет: 1945 год; советский пассажирский самолет; в транспортном варианте работал в полярной авиации; грузоподъемность: 3 т. АН-2: первый полет: 1947 год; советский одномоторный биплан; грузоподъемность: 1,5 т; бывал и в Арктике, и в Антарктиде ИЛ-14: первый полет: 1950 год; советский пассажирский самолет, пришедший на смену Ил-12; грузоподъемность: 3,5 т.

От создателей Ил-14

В последнее время стали появляться хорошие новости. Еще в марте прошлого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин рассказал о планах оснащения лыжами полярной версии регионального турбовинтового самолета Ил-114. Самолет с таким индексом мелкосерийно выпускался в 1990—2000 годах, но речь идет не о нем, а о глубоко модернизированной модификации Ил-114−300, которая в данный момент только разрабатывается и будет готова предположительно лишь на рубеже нынешнего и следующего десятилетий.

«ПМ» обратилась в ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», и там подтвердили, что планы оснащения полярной версии Ил-114−300 по‑прежнему существуют, однако говорить что-то конкретное о конструкции или производителе лыж пока рано. Пользуясь случаем и учитывая огромный опыт старейшего отечественного авиационного КБ в проектировании самолетов для полярных исследований, мы попросили ильюшинцев дать нам общую информацию об инженерных особенностях такого редкого по нынешним временам продукта, как самолетные лыжи. Вот что нам рассказали: «Различают два вида лыжных шасси: собственно лыжные и лыжно-колесные. На лыжных самолет может взлетать только со снега, на него же и садиться. Лыжно-колесные, включающие в себя специальное приспособление для подъема лыжи, позволяют самолету использовать и полосы с твердым покрытием (как это делает уже упомянутый LC-130). Лыжное шасси может быть убираемым и неубираемым, однако в тех случаях, когда шасси убираются, лыжи не втягиваются внутрь фюзеляжа, а только прижимаются к нему, чтобы стойки не увеличивали лобовое сопротивление. Неубираемым лыжным шасси обычно оснащаются небольшие самолеты.

AH-2

При посадке и трении о снег лыжа нагревается. Когда самолет встает на стоянку, теплая лыжа растапливает снег под собой, а вода превращается в лед. Хуже всего дело обстоит в Арктике, где снежный покров имеет свою специфику: он зубчатый и сильно «прихватывает» лыжи. Чтобы сдвинуться с места, может даже не хватить мощности двигателя. В прежние времена лыжи ото льда отбивали чуть ли не кувалдами, затем стали думать о материалах, которые не столь прилипчивы ко льду. Последняя разработка — электроподогрев лыжи, который позволяет избавиться от этой проблемы.

Очень важно, чтобы при посадке лыжа не уперлась носом в снег. Чтобы этого не случилось, в прежние времена нос подвязывали специальным тросиком. Теперь эту функцию выполняет механизм центровки лыжи относительно стойки (прижимной пружинный механизм), который и удерживает нос от опускания».

www.popmech.ru

«В ПО «Стрела» разработаны лыжные шасси для самолетов L-410» в блоге «Авиация»

РИА "Оренбуржье", 26 ноября 2013

В оренбуржском аэропорту сегодня состоялась примерка новых лыж для самолета L-410, которые позволят ему совершать посадку на снежное покрытие.

"Лыжи" сконструировали и собрали на ПО "Стрела". При кажущейся внешней простоте они имеют сложносоставную многослойную конструкцию, в которой используются алюминиевые, деревянные и пластиковые детали.  

В 60-х годах на чешских L-410 использовали чешские лыжи, но самолет после всех модернизаций и изменений стат тяжелее, и старые шасси уже непригодны. Теперь легкомоторки будут носить оренбуржскую обувь, которую пришлось  разрабатывать практически с нуля.

Новые "лыжи" будут использовать не только на просторах Оренбуржья (ряд взлетно-посадочных полос на востоке области имеют грунтовое покрытие, поэтому зимой придется садиться на снег), но и в северных регионах страны, что существенно расширит область применения самолетов L-410.

Главная цель "примерки" - проверить взаимозаменяемость шасси и соответствие всех деталей. Как показала пробная смена шасси, заменить одно колесо на "лыжу" можно всего за час.

Сейчас на ПО "Стрела" изготовлено четыре комплекта шасси, один из которых будет использоваться на испытаниях.

Помимо "лыж" на ПО "Стрела" планируют открыть производство "поплавков", чтобы L-410 мог садиться еще и на воду.

Предыстория данного проекта (информация с официального сайта ПО "Стрела"):

Получению данного заказа предшествовала большая работа. В начале года ПО «Стрела» посетили генеральный директор ООО «УГМК-ХОЛДИНГ» Андрей Козицын, а также руководство чешского авиационного предприятия «Aircraft Industries» - директор Илона Плскова и главный технолог Либор Бурда. В свою очередь, наши специалисты уже неоднократно встречались со своими коллегами на авиазаводе в г. Куновице (Чехия). Чешские авиастроители высоко оценили возможности, технический потенциал предприятия, уровень подготовки наших работников и наметили основные направления по реализации совместной работы.

Первым шагом стала разработка конструкторской документации для производства лыжного шасси на самолеты L-410 UVP-E20. Несколько летательных аппаратов данного типа уже используются Министерством обороны РФ. Эксплуатация небольших самолетов в отдаленных регионах страны, таких как Сибирь, Дальний Восток, Заполярье, зачастую бывает ограничена из-за невозможности посадки. Лыжные шасси позволят самолетам осуществлять взлет–посадку на снежном покрове, что во многом облегчит военным выполнение их боевых задач. Поэтому одним из требований заказчиков для эксплуатации самолетов в нашей стране является установка на них лыжного шасси.

Весной 2013 года в результате достигнутых соглашений между ОАО «ПО «Стрела» и «Aircraft Industries» специалисты объединения приступили к разработке конструкторской документации лыжных шасси самолета L-410 UVP-E20.

В конструкторской работе были задействованы опытные специалисты, которые определяли основные технические аспекты разрабатываемой документации. Разработка конструкторской документации осуществлялась при помощи современных систем 2D и 3D проектирования, что значительно снижает риск возможных ошибок при производстве.

В настоящее время конструкторская документация на «главную лыжу» уже прошла этап согласования в чешской фирме Aircraft Industries. Главный конструктор Aircraft Industries Мирослав Пешак письменно сообщил: «... проверка не оказала никаких недостатков в предоставленной документации». Следующим ответственным этапом должны быть летные и эксплуатационные испытания опытных образцов лыжных шасси. Задача «ПО «Стрела» - выполнение заводских испытаний, заключающихся в проведении испытаний на статическую прочность лыж и проведение в кратчайшие сроки технологической подготовки производства, позволяющей приступить к серийному изготовлению «лыж».

В дополнение:

26 ноября, AEX.RU – Оренбургское производственное объединение "Стрела" презентовало во вторник уникальную партию лыжных шасси для оснащения легких моторных самолетов чешского производства L-410. Специалисты предприятия полностью разработали технологию на своем производстве, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главного технолога "Стрелы" Владимира Носова. 

По его словам, "самолет L-410 на лыжном шасси после проведения испытаний рассматривается как один из основных транспортных самолетов для обеспечения интересов РФ в Арктическом регионе".

Первые комплекты лыжных шасси изготовлены по заказу компании "УКТУС-АВИА" и уже в декабре поступят заказчику для проведения летных испытаний, по результатам которых будет принято решение о запуске их в серийное производство.

Чешские двухмоторные самолеты L-410 рассчитаны на перевозку до 19 человек. В мире эксплуатируется более 400 самолетов данного типа. Максимальная дальность полетов - до 1500 км. Более 20 машин за последние годы поставлено в Россию, в том числе авиакомпаниям "КрасАвиа", "ЮТэйр", "Ямал", Петропавловск- Камчатскому авиационному предприятию. В начале года три самолета были приобретены по инициативе правительства Оренбургской области в рамках пилотного проекта ПФО для организации региональных авиарейсов в Оренбуржье. С 1 апреля на этих самолетах летают из Оренбурга в Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самару, Саратов, Пермь, Уфу, Челябинск, в Казахстан и по области.

ПО "Стрела" - одно из ведущих предприятий машиностроительной отрасли России и одно из крупнейших многопрофильных предприятий на Урале. Входит в структуру Федерального космического агентства и является головным по производству ряда противокорабельных ракет морского базирования. На протяжении последних лет оренбургский завод активно сотрудничает с ведущими предприятиями авиационной отрасли, выпуская сложные узлы и комплектующие для учебно- боевых самолетов Як-130, истребителей Су-30 МКИ, МиГ-29.

http://www.aex.ru/news/2013/11/26/113828/

sdelanounas.ru

Делаем лыжи для самолета за 1,5 часа — Паркфлаер

Лыжи для самолета, где взять информацию и какие они должны быть?

Этот вопрос я не раз задавал себе и потратил достаточно много времени для поиска в Интернете различной информации по этому вопросу. Сейчас я обладаю, как мне кажется, достаточной информацией для того, что бы сделать лыжи для модели самолета самому и что бы поделиться с Вами этими знаниями, что бы как можно больше народа «встало на лыжи».

Итак, у меня возникло несколько вопросов по теории, практике и технологии изготовления:

1. Какая должна быть нагрузка на площадь поверхности лыжи или обратный вопрос – какой площадью должны быть лыжи для модели определенного веса.2. Какие геометрические пропорции между длиной и шириной лыжи? И т.д.3. Из какого материала изготовить лыжи4. Как обеспечить определенное положение лыж в полете и при посадке?

Мои ответы на эти вопросы:

1. Существует большой разброс во мнениях, какое должно быть значение удельного давления на снег. Все зависит от структуры снега (слежавшийся наст или только что выпавший снег) и требований к летательному аппарату и соответственно к лыжам.

Проанализировав собранные данные, в том числе по лыжам промышленного изготовления, я пришел к выводу, что нагрузка в среднем должна составлять не более «14 квадратных дюймов на фунт» или 90,3 квадратных сантиметра на 0,45 кг или 199,12677 квадратных сантиметров на килограмм. Округлим до 200см2/1кг.

Т.е. если у нас модель весит 1 кг, то поверхность одной лыжи должна быть 100 см2 (на самолете 2 лыжи).

2. Определимся с размерами лыж. Среднее отношение длины лыжи к ее ширине составляет от 3 до 5. Мы возьмем - 3,5. Тогда лыжа с поверхностью 100 см2 будет имеет габариты :Длина – Корень квадратный(100/3,5)=18,7 смШирина лыжи – длина /3,5=5,3 см

Это площадь соприкосновения со снегом, добавим 15% от общей длины для носика лыжи, т.е. общая длина лыжи составит:

18,7/100*15+18,7=21,5 см.Как правило, удобнее надеть лыжи на те же шасси, на которых были колеса модели, поэтому рекомендуется ось вращения лыжи сделать на высоте половины диаметра колеса. Этим Вы сохраните расстояние от края пропеллера до снега или льда. Ведь высоту колесного шасси определяет диаметр пропеллера + расстояние до ВПП.

Ось вращения лыжи – центр приложенного давления, берется таким образом, что делит длину лыжи в соотношении:Передняя часть 55 - 60%, задняя 45 - 40%. Обосновывается это следующим образом. Если лыжу поставить на снег и приложить усилие как описано выше – задняя часть лыжи погрузится сильнее в снег, т.к. она короче, а передняя соответственно меньше. При движении вперед – лыжа будет подниматься из снега, а на большой скорости появляется эффект глиссирования.

Т.е. центр вращения лыжи будет находиться на расстоянии:21,5/100*60=12,9 см от передней кромки.

С какой величиной мы еще не разобрались? Ах, да на какую величину нужно загнуть нос лыжи? Обычно эта величина составляет 10-30 градусов.

Т.е. нос должен подняться на:синус 15 градусов = 0,26; Длина носка лыжи 18,7/100*15 = 2,805 смВысота загиба: 2,805*0,26=0,73 см.

И тааак! Вот что у нас получилось:

Статья автора http://centrhobby.rcmodels-hmao.ru/article_info.php?articles_id=147

Почитав статью приступил к изготовлению, скажу честно особо не заморачивался с загибом носа и центром вращения лыжи, всё было изготовлено примерно и на глазок))) Вот высчитывать площадь лыж конечно же пришлось, иначе по свежему снегу ни взлететь, ни сесть не удастся...

Изготовил пример лыжи для Вас т.к. все что сделаны установлены на самолетах.

И так понадобится: короб, папка офисная (можно выбрать в цвет модели), ножницы, канц. нож, клей, двухсторонний скотч, маленькие винтики, резинки для денег и 1-2 часа времени.

Высчитываем площадь лыжи на примере бумаги, от сюда отталкиваемся какой использовать короб. Для примера использовал короб 20мм (на самолетах 25мм, размер самолетов 1,27метра)

Легко отрезаем нужную длину с помощью канцелярского ножа

Так же легко срезаем крайние боковинки, проводим ножом и надавливаем пальцами, короб легко гнется и кромка удаляется.

На глазок отмеряем носок, срезаем лишнее, закругляем и загибаем нос

Из папки вырезаем вот такие 2 детали, вырезаем их прямоугольными а на месте уже придадим красивый вид (у меня эти детали остались от прошлого изготовления, поэтому красную папку резать не стал)

Подрезаем так как кому больше нравится, я вырезал вот так

Не забываем вырезать крючок для резинки которая будет натягивать лыжу

Теперь надо собрать лыжи, намечаем отверстия сначала на лыжах а потом уже на центральной перепонке (назовем её так)

Можно сделать плавник либо направляющую полоску что бы модель не сносило. Я сделал выбор на плавнике. Вставлять наверно лучше посередине, а не как я с краю, хотя в эксплуатации никаких неудобств не чувствую.

Скручиваем половинки лыжи вместе

Получилась вот такая лыжа с плавником, когда лыжа затянута то плавник не провернуть даже пассатижами!

Теперь делаем скользящую часть лыжи, она нам даст хорошее скольжение и увеличит площадь!!! Извините, что показываю на примере бумаги, но больно уж жалко резать красную папку)))

Вырезаем отверстие для плавника 

Клеем двухстороннюю ленту и приклеиваем подошву, после обкатки модели по краям желательно пройтись клеем. При просчете подошву можно вырезать чуть больше (увеличить площадь) и заменить.

 

Ну вот лыжа готова к установке! Далее я покажу как сделать так что бы лыжу не загибало воздушными потоками без упорной пружины!

Имитируем ногу шасси

Ставим резинку, что бы лыжу всё время подтягивало носком вверх для взлета/посадки самолета

Вот что будет если не сделать ограничение загиба лыжи, в первом варианте ее загнет в нужную сторону но лыжа будет сильно тормозить самолет, во втором варианте это аварийная ситуация и сажать самолет будет проблемно, а точнее вряд ли обойдется без последствий.

Делаем ограничение изгиба лыжи, сверлим 2 отверстия, вставляем винтики и закручиваем на них гаечки.

Как видно конструкция держится сама)))

Теперь назад лыжа никогда не вывернется, резинка все время будет её подтягивать примерно с таким углом (можно сделать регулируемым)

 Небольшое видео работы лыжи

 

Мои лыжи никогда не ломались и не лопались, один раз сел на вывернутую лыжу после чего сделал ограничение изгиба, ни самолет, ни лыжа не пострадала!

Если самолет на 3х шаськах это тоже не проблема, просто переднюю лыжу надо делать больше так как спереди самолет тяжелее, на фото видно что по свежему снегу передняя лыжа немного зарывается (была размером как и задние), дома прилепил подошву побольше и таких проблем больше не было.

Собственно тут видно, что передняя лыжа стала больше чем задние.

Установка лыж на биплан заняла 5 минут, без хвостовой лыжи модель отлично рулится по снегу, взлетает и садится так же без проблем, так что делать не стал

Даже по таким препятствиям самолет отлично проезжает

 

Всем спасибо за внимание, желаю ровных взлётов и мягких посадок!

www.parkflyer.ru

Шасси самолета. Фото. Видео. Колеса. Посадка на шасси.

 

Шасси самолета – это система, состоящая из опор, которые позволяют летательному аппарату осуществлять стоянку, перемещение машины по аэродрому или воде. С помощью данной системы осуществляется посадка и взлет самолетов. Система шасси состоит из стоек, на которые установлены колеса, поплавки или лыжи. Нужно отметить, что понятие «шасси» довольно обширно, поскольку составляющих стоек несколько, и они могут иметь различное строение.

Шасси обязано отвечать таким специальным требованиям:

  • Управляемость и устойчивость аппарата при перемещении по земле.

  • Иметь необходимую проходимость и не наносить урон взлетной полосе.

  • Должно позволять летательному средству осуществлять развороты на 180 градусов при рулежке.

  • Исключать возможность опрокидывания самолета или касания другими частями аппарата, кроме шасси, при посадке.

  • Поглощение силы удара при посадке и передвижении по неровной поверхности. Быстрое гашение колебаний.

  • Низкие показатели сопротивления при разбеге и высокая эффективность торможения при пробеге.

  • Относительно быстрая уборка и выпуск системы шасси.

  • Наличие аварийной системы выпуска.

  • Исключение автоколебаний стоек и колес шасси.

  • Наличие системы сигнализации о положении шасси.

Кроме этих показателей, шасси самолета должно отвечать требованиям ко всей конструкции летательного аппарата. Такими требованиями являются:

  • Прочность, долговечность, жесткость конструкции при минимальных показателях веса.

  • Минимальное аэродинамическое сопротивление системы в убранном и выпущенном положении.

  • Высокие показатели технологичности конструкции.

  • Долговечность, удобство и экономность при эксплуатации.

 

Разновидности систем шасси

1) Колесное шасси

Колесное шасси может иметь разные схемы компоновки. В зависимости от назначения, конструкции и массы самолета конструкторы прибегают к использованию разных типов стоек и расположения колес.

Расположение колес шасси. Основные схемы

  • Шасси с хвостовым колесом, часто называют такую схему двухстоечной. Впереди центра тяжести расположены две главные опоры, а вспомогательная опора находится позади. Центр тяжести летательного аппарата расположен в районе передних стоек. Данная схема была применена на самолетах времен Второй мировой войны. Иногда хвостовая опора не имела колеса, а была представлена костылем, который скользил при посадке и служил в роли тормоза на грунтовых аэродромах. Ярким примером данной схемы шасси являются такие самолеты, как Ан-2 и DC-3.

  • Шасси с передним колесом, такая схема имеет также название трехстоечное. За данной схемой было установлено три стойки. Одна носовая и две позади, на которые и припадал центр тяжести. Схему начали применять более широко в послевоенный период. Примером самолетов можно назвать Ту-154 и Boeing 747.

  • Система шасси велосипедного типа. Данная схема предусматривает размещение двух главных опор в корпусе фюзеляжа самолета, одна впереди, а вторая позади центра тяжести самолета. Также имеются две опоры по бокам, возле законцовок крыльев. Подобная схема позволяет достичь высоких показателей аэродинамики крыла. В ту же очередь возникают сложности с техникой приземления и расположения оружия. Примерами таких самолетов являются Як-25, Boeing B-47, Lockheed U-2.

  • Многоопорное шасси применяется на самолетах с большой взлетной массой. Данный тип шасси позволяет равномерно распределить вес самолета на ВПП, что позволяет снизить степень урона полосе. В этой схеме спереди могут стоять две и более стойки, но это снижает маневренность машины на земле. Для повышения маневренности в многоопорных аппаратах основные опоры также могут управляться, как и носовые. Примерами многостоечных самолетов является Ил-76, «Боинг-747».

2) Лыжное шасси

Лыжное шасси служит для посадки летательных аппаратов на снег. Данный тип используется на самолетах специального назначения, как правило, это машины с небольшой массой. Параллельно с данным типом могут использоваться и колеса.

 

Составляющие части шасси самолета

  • Амортизационные стойки обеспечивают плавность хода самолета при побеге и разгоне. Основной задачей является гашение ударов в момент приземления. В основе системе используется азото-масляный тип амортизаторов, функцию пружины выполняет азот под давлением. Для стабилизации используются демпферы.

  • Колеса, установленные на самолеты, могут отличаться по типу и размеру. Колесные барабаны изготовляются из качественных сплавов магния. В отечественных аппаратах их окрашивали в зеленый цвет. Современные самолеты оснащены колесами пневматического типа без камер. Они заполняются азотом или воздухом. Шины колес не имеют рисунка протектора, кроме продольных водоотводящих канавок. С помощью их также фиксируется степень износа резины. Разрез шины имеет округлую форму, что позволяет достичь максимального контакта с полотном.

  • Пневматики самолетов оснащаются колодочными или дисковыми тормозами. Привод тормозов может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим. С помощью данной системы сокращается длина пробега после посадки. Летательные аппараты с большой массой оснащаются многодисковыми системами, для повышения их эффективности устанавливается система охлаждения принудительного типа.

  • Шасси имеет набор тяг, шарниров и раскосов, которые позволяют осуществлять крепление, уборку и выпуск.

 

Шасси убирается в больших пассажирских и грузовых самолетах и боевых машинах. Как правило, неубирающееся шасси имеют самолеты с низкими показателями скорости и малой массой.

Выпуск и уборка шасси самолета

Большинство современных самолетов оборудованы гидроприводами для уборки и выпуска шасси. До этого использовались пневматические и электрические системы. Основной деталью системы выступают гидроцилиндры, которые крепятся к стойке и корпусу самолета. Для фиксации положения используются специальные замки и распоры.

Конструкторы самолетов стараются создавать максимально простые системы шасси, что позволяет снизить степень поломок. Все же существуют модели со сложными системами, ярким примером могут послужить самолеты ОКБ Туполева. При уборке шасси в машинах Туполева оно поворачивается на 90 градусов, это делается для лучшей укладки в ниши гондол.

Для фиксации стойки в убранном положении используют замок крюкового типа, который защелкивает серьгу, размещенную на стойке самолета. Каждый самолет имеет систему сигнализации положения шасси, при выпущенном положении горит лампа зеленого цвета. Нужно отметить, что лампы имеются для каждой из опор. При уборке стоек загорается красная лампа или просто гаснет зеленая.

Процесс выпуска является одним из главных, поэтому самолеты оснащаются дополнительными и аварийными системами выпуска. В случае отказа выпуска стоек основной системы используют аварийные, которые заполняют гидроцилиндры азотом под высоким давлением, что обеспечивает выпуск. На крайний случай некоторые летательные аппараты имеют механическую систему открытия. Выпуск стойки поперек потока воздуха позволяет им открываться за счет собственного веса.

Тормозная система самолетов

Легкие летательные аппараты имеют пневматические системы торможения, аппараты с большой массой оснащают гидравлическими тормозами. Управление данной системы осуществляется пилотом из кабины. Стоит сказать, что каждый конструктор разрабатывал собственные системы торможения. В итоге используюся два типа, а именно:

  • Курковый рычаг, который устанавливается на ручке управления. Нажатие пилотом на курок приводит к торможению всех колес аппарата.

  • Тормозные педали. В кабине пилота устанавливают две педали торможения. Нажатие на левую педаль осуществляет торможение колес левой части, соответственно, правая педаль управляет правой частью.

Стойки самолетов имеют антиюзовые системы. Это уберегает колеса самолета от разрывов и возгорания при посадке. Отечественные машины оснащались растормаживающим оборудованием с датчиками инерции. Это позволяет постепенно снижать скорость за счет плавного усиления торможения.

Современная электрическая автоматика торможения позволяет анализировать параметры вращения, скорости и выбирать оптимальный вариант торможения. Аварийное торможение летательных аппаратов осуществляется более агрессивно, невзирая на антиюзовую систему. 

Видео (шасси).

 

Что бывает если садиться без шасси

Стойка шасси самолета

avia.pro

Лыжное шасси летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к лыжным шасси летательных аппаратов. Целью изобретения является повышение ресурса опоры, снижение веса и повышение надежности опоры за счет использования амортизаторов стоек для стабилизации лыжи в полете и совмещения в одном агрегате функций имитатора пневматика и амортизатора. Лыжное шасси летательного аппарата содержит рычаги 1 и 2, траверсы 3 и 4, амортизаторы 5 и 6, лыжу 7. Лыжа 7 подвешивается к рычагу 1 при помощи карданного подвеса, состоящего из звеньев и крестовины. К рычагу 2 лыжа 7 подвешивается при помощи карданного подвеса со скользящей крестовиной, состоящего из стержня 11, кронштейнов 12 и 13, звена и крестовины 15. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в качестве лыжного шасси летательного аппарата.

Известно двухстоечное лыжно-колесное шасси, содержащее лыжу, переднюю и заднюю рычажные стойки, механизм уборки-выпуска, карданы, скользящую крестовину.

Известно также лыжно-колесное шасси, содержащее лыжу, колесо, рычаг, амортизатор и силовой пневмогидроцилиндр.

Недостатком такого лыжного шасси является отсутствие имитаторов пневматиков, которые устанавливаются на лыжном шасси для обеспечения приемлемой жидкости амортизации.

Известна двухстоечная лыжно-колесная опора шасси, содержащая лыжу, переднюю и заднюю рычажные стойки с амортизаторами, механизм уборки-выпуска, карданы и скользящую крестовину.

Недостатком такого лыжного шасси является отсутствие имитатора пневматика, что повышает жидкость амортизации шасси.

Целью изобретения является повышение ресурса опоры, снижение веса и повышение надежности за счет использования амортизаторов для стабилизации лыжи в полете и совмещения в одном агрегате функций имитатора пневматика и амортизатора.

Указанная цель достигается тем, что на стойках установлены двухкамерные амортизаторы, величина затяжки которых определяется из условия предотвращения обжатия стоек от аэродинамических нагрузок в полете.

На фиг.1-3 представлена конструкция лыжного шасси, переоборудованного в колесное.

Конструкция шасси состоит из двух рычажных стоек, состоящих из рычагов 1 и 2, траверс 3 и 4, амортизаторов 5 и 6, лыжи 7, подкосов и агрегатов системы уборки-выпуска.

Лыжа 7 подвешивается к рычагу 1 с помощью кардана, состоящего из звена 8, крестовины 9 и звена 10.

К рычагу 2 задней стойки лыжа подвешивается с помощью кардана со скользящей крестовиной, состоящего из стержня 11, кронштейнов 12 и 13, звена 14 и крестовины 15.

Для удержания лыжи в горизонтальном положении при полете с выпущенным шасси лыжа 7 кронштейном 16 крепится к планеру ЛА пневмопружиной 17 двухстороннего действия. Одновременно пневмопружина является одной из сторон параллелограмма ВГДЕ, обеспечивающего плоскопараллельную уборку лыжи к оси симметрии ЛА.

Уборка лыжи осуществляется цилиндрами 18 и 19.

Восприятие боковых нагрузок на лыжное шасси обеспечивается подкосами 20 и 21, которые удерживаются замками 22 и 23.

Амортизаторы 5 и 6 являются пневмогидравлическими амортизаторами двухкамерного типа.

В процессе взлета-посадки шасси работает следующим образом.

В начале движения при взлете нагрузка на опору практически равна стояночной нагрузке от взлетного веса. При этом амортизаторы обжаты примерно на 0,6-0,7 Smax (Smax максимальный ход аморт. фиг.4). По мере набора скорости происходит разгрузка самолета подъемной силой, что вызывает уменьшение нагрузки на опору и соответственно уменьшение обжатия амортизаторов.

При скоростях, близких к скорости отрыва из-за низкой затяжки, амортизатор также обжат, что и обеспечивает низкий уровень нагружения опоры. Так как амортизатор при этом имеет маленькую жесткость, это приводит к уменьшению повторяемости нагрузок. Кроме того, совмещение функций имитатора пневматика с функциями амортизатора в одном агрегате существенно упростило схему лыжной опоры, что уменьшило ее вес и повысило надежность.

При полете с выпущенным шасси на лыжу действуют аэродинамические силы и моменты. При очень низкой затяжке аэродинамические нагрузки могут вызвать обжатие амортизаторов, что приведет к колебаниям лыжи в потоке и возможно к ее поломке. Поэтому затяжка амортизаторов должна обеспечивать отсутствие обжатия амортизаторов в полете с выпущенным шасси.

ЛЫЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее лыжу, амортизаторы, переднюю и заднюю стойки, механизм уборки-выпуска, карданы со скользящей крестовиной, отличающееся тем, что, с целью повышения ресурса опоры, снижения веса и повышения надежности за счет использования амортизаторов стоек для стабилизации лыжи в полете и совмещения в одном агрегате функций имитатора пневматика и амортизатора, на стойках установлены двухкамерные амортизаторы, величина затяжки которых определяется из условия предотвращения обжатия стоек от аэродинамических нагрузок в полете.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

www.findpatent.ru

Нетрадиционные шасси самолетов. - Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год) - Архив работ - Каталог статей

Нетрадиционные схемы шасси.

Автор: Дорошин Данил Артёмович.Возраст: 12 лет.Место учёбы: МОУ "Лицей №1".Город, регион: Петрозаводск, Республика Карелия.Руководитель: Юппиев Алексей Геннадьевич, МОУ ДОД "Дом творчества детей и юношества №2".

Историко-исследовательская работа по теме: "Нетрадиционные шасси самолетов: история создания и перспективы использования".

Оглавление.

I. Введение.1. Что такое шасси.2. Цель работы.

II. Основная часть.1. История развития.2. Виды нетрадиционных шасси.а. Четырехколёсное шасси.б. Велосипедное шасси.в. Посадочная лыжа.г. Лыжное шасси.д. Одноколёсное шасси.е. Гусеничное шасси.ж. Шасси с тандемныи колёсами.з. Шасси с пневматиками для тундры.и. Шасси "многоножка".к. Шасси с надувными баллонами.л. Шасси самолётов-амфибий.м. Шасси гидросамолётов.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

Гипотеза:

Нетрадиционные шасси используются для выполнения некоторых специальных задач, улучшения проходимости самолётов.

План

- Дать определение понятия шасси.- Определить актуальность выбранной темы.- Узнать особенности развития шасси на современном этапе.- Исследовать историю развития и роли нетрадиционных шасси в современном авиастроении.- Узнать теоретическую значимость моей работы.- Первые проекты шасси самолётов.- Использование нетрадиционного шасси во время ВОВ.- Совершенствование шасси в послевоенное время.- Развитие нетрадиционного шасси в настоящее время, его значение.

Актуальность.

Данная тема актуальна потому, что многие не знают про нетрадиционные шасси не распространены, но могут сильно помочь в дальних областях нашей страны, где строить взлетно-посадочные полосы тяжело и дорого. Поэтому надо рассмотреть все виды нетрадиционных шасси для выявления самых подходящих для использовани в нашей стране.

Введение

Чтобы самолет взлетел или пошел на посадку, нужна помощь шасси. Благодаря шасси также возможна стоянка, руление, и потому эта деталь обязано отличаться особой надежностью. В данной работе я хочу исследовать виды, устройство, применение нестандартных и необычных шасси, которые разрабатывались в авиастроении, некоторые из них используюся до сих пор, а некоторые так и остались в прошлом. Нетрадиционные шасси часто придают аппарату необычный, а иногда и смешной внешний вид. Для того, чтобы выделить нетрадиционные шасси надо рассмотреть их все.

Что такое шасси?

Шасси — это часть летательного аппарата, служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления. На летательные аппараты могут устанавливаться колёсное, поплавкое, лыжное или гусеничное шасси. В авиации до 1939 года в основном применялось двухколёсное шасси (шасси с двумя основными опорами перед центром тяжести и хвостовым вспомогательным колесом). В период Второй мировой войны и в послевоенные годы получило широкое распространение трёхколёсное шасси (шасси с носовым колесом). У такого шасси две главные стойки расположены за центром тяжести, а третьей опорной точкой служит стойка в носовой части фюзеляжа, на которую обычно приходится 10—15 % массы. У большинства летательных аппаратов после взлёта шасси убирается в фюзеляж или крыло. У небольших летательных аппаратов шасси, как правило, не убирается и имеет конструкцию, допускающую замену колёс лыжами или поплавками. У тяжёлых летательных аппаратов иногда число колёс шасси составляет несколько десятков, объединяемых в тележки.

Традиционное шасси стали традиционным, потому что оно получило большое распространение.

Основная часть

Четырехколёсное шасси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Вуазен V"

 

 

 

Перед первой мировой войной была четырехколёсная схема шасси, похожая на автомобильную. В то время отсутствие тормозов и механизмов управления не являлось существенным недостатком, а также он был тяжёл и имел большое аэродинамическое сопротивление. Были примеры его использовали и в российском самолётостроении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Святогор"

"Святогор" был спроектирован конструктором В.А.Слесаревым. Самолет представлял собой большой трехстоечный биплан с двумя двигателями в фюзеляже и с передачей от них на два очень больших винта, расположенных между крыльями, за их задней кромкой. Надо отметить, что шасси были сделаны необычно большого диаметра: 2,0 м (задние) и 1,5 м (передние).

Велосипедное шасси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бомбардировщик B-47

 

 

В начале XX века авиационные конструкторы начали применяли велосипедную схему шасси. В ней два основных колеса располагаются тандемом (друг за другом). для горизонтального удерживания машины на земле под крылья ставили подпорки - колёса или костыли. Эта схема долго не получала внимания до 1947 - когда появился B-47. Применяется для удаления гондол для шасси и двигателей на крыле, то есть создания «аэродинамически чистого» крыла. Следствием такого расположения является усложнённая техника посадки самолёта и затруднение модернизации бомбоотсеков, а также использования внешней подвески вооружения. Данный тип шасси использовался на М-4 и Мясищев 3М, Boeing B-47 Stratojet, Boeing B-52 Stratofortress, Lockheed U-2, Як-25, Як-27, Як-28. Сложность пилотирования самолета на взлете и посадке ограничивают применение данной схемы шасси. Обычно она используется лишь на военных самолетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Як-28

 

 

Посадочная лыжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Me. 163 Komet

 

Лыжное шасси применялось и применяется на планерах - оно лёгкое и имеет малое аэродинамическое сопротивление. Данный тип шасси применялся в Германии на первых реактивных самолётах: Me. 163, Ar. 234. Но есть и исключения, например "DFS-346" разрабатывавшийся ГДР и СССР совместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"DFS-346"

 

 

Самолет "DFS-346" представлял собой цельнометаллический среднеплан. Фюзеляж состоял из трех частей. Носовая часть являлась телом вращения. Далее следовала часть цилиндрической формы и хвостовая. Снизу фюзеляжа находилась убираемая посадочная лыжа. Носовую часть корпуса занимала герметическая кабина летчика, ложе размещалось горизонтально так, что он находился в лежачем положении лицом вниз.

Отдельного внимания требует система лыжного шасси с одиночной колёсной опорой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TG-1A

Данный тип шасси с одиночной колесной опорой, расположенной под фюзеляжем, и дополнительными опорами под законцовками крыла используют на планерах. Длинные крылья большинства планеров позволяют им балансировать на одиночном посадочном колесе или лыже, сохраняя крыло в горизонтальном положении при движении против ветра.

Лыжное шасси.

 

 

 

 

 

 

 

"По-2 на лыжах"

 

 

 

Здесь рассматривается лыжное шасси, оно используется для взлёта и приземления на снежный покров. Или в качестве посадочной лыжи как рассматривалось выше или в колёсно-лыжном варианте. Например на советском истребителе Су-7БКЛ.

 

 

 

 

 

 

"Су-7 БКЛ"

 

 

 

Одноколёсное шасси.

 

 

 

 

 

 

TA-5

Один из вариантов одноколесного шасси был разработан в 1924 г. авиационно-инженерным отделением Вооруженных Сил США. В целях снижения массы и аэродинамического сопротивления был разработан наземный эквивалент традиционного для морской авиации однопоплавкового шасси. Одиночное колесо основной опоры располагалось в нормальном переднем положении, а под законцовками крыла были установлены небольшие поддерживающие колесные опоры. Эта идея вскоре была оставлена. Впоследствии к ней несколько раз возвращались, впрочем, столь же безуспешно. Данный тип шасси является частным случаем велосипедного шасси.

Гусеничное шасси.

 

 

 

 

 

У-2

 

 

Еще во времена первой мировой войны появилась настоятельная потребность применения авиационной техники с малоподготовленный аэродромов. Один из способов решения этой проблемы пользуется особой популярностью среди разработчиков. Это использование гусениц, установленных на нескольких колесах шасси самолета. Самолет на гусеницах сможет садится на неподготовленное поле и даже на болото. Испытания показали, что проходимость у гусениц была исключительная, они работали во всяких условиях, не засорялись, не отказывали. Общим недостатком их была сравнительная конструктивная сложность, трудоемкость и несколько большие масса и сопротивление по сравнению с колесами. Это помешало их внедрению. Например самолет РА-18 "Супер Каб" фирмы "Пайпер", в экспериментальных целях оснащенный в 1950-е гг. гусеничным шасси, является одним из ряда примеров этого рода. Самолет был снабжен четырьмя колесами большого диаметра со спицами.

 

 

 

 

 

Р-5

 

 

Шасси с пневматиками.

После проведения многочисленных экспериментов с шасси повышенной проходимости для многоколесных лёгких самолетов стало ясно, что наилучшим является шасси с тандемными. Шасси этого типа для самолета РА-11 "Каб" фирмы "Пайпер" было создано в 1949. В этом шасси были применены стандартные для РА-11 пневматики, установленные тандемными парами по бортам фюзеляжа. Снижение удельного давления на грунт позволило самолету не проваливаться при рулежке по грунту с низкой удельной прочностью. Шарнирная подвеска колес каждой пары позволяла "отслеживать" неровности ВПП при движении.Еще один способ обеспечения взлета и посадки самолетов при использовании малоподготовленных ВПП был разработан промысловиками Аляски и Канады. На стандартное шасси устанавливались увеличенные широкопрофильные пневматики низкого давления, получившие название "пневматиков для тундры". Такую замену осуществить очень легко, причем это не приводит к ухудшению рулежных характеристик самолета на земле.

Шасси с тандемными колёсами.

После проведения многочисленных экспериментов с шасси повышенной проходимости для многоколесных лёгких самолетов стало ясно, что наилучшим является шасси с тандемными колесами. В этом шасси были применены пневматики, установленные тандемными парами по бортам фюзеляжа. Снижение удельного давления на грунт позволило самолету не проваливаться при рулежке по грунту с низкой удельной прочностью. Некоторое увеличение массы конструкции и аэродинамического сопротивления для самолетов данного класса не являстся критичным, однако то, что самолет при рулежке не мог выполнять резкие развороты, было признано серьезным недостатком. Например, невозможно было затормозить и развернуться практически на месте вокруг заторможенного колеса.

Шасси "многоножка"

 

 

 

 

Ar. 232

 

 

Наиболее интересное нововведение в "Arado 232" - конструкция шасси. Для эксплуатации с нормальных, подготовленных аэродромов самолет имел обычное трехстоечное с носовым колесом шасси, а для работы с неподготовленных площадок под брюхом самолета - дополнительное шасси, состоящее из 22 небольших пневматиков. Такое шасси давало самолету возможность садиться на чрезвычайно неподходящую для этого местность, например, на поваленные стволы деревьев толщиной до 15 см и канавы глубиной 1,5 м. Естественно, если планировалась такая посадка, то грузоподъемность снижали. За свою необычную схему шасси Ar-232 получил от немецких солдат прозвище "Многоножка".

Шасси на воздушной подушке.

 

 

 

 

«Буффало»

 

 

Конструктивно шасси на воздушной подушке представляет собой надувной эластичный кожух-баллон, прикрепленный к нижней части фюзеляжа самолёта. Воздух в него поступает от бортовой силовой установки, которая обеспечивает его надувание, а равномерно истекающие через специальные отверстия струи воздуха создают область повышенного давления под фюзеляжем самолёта. При рулении, взлёте и посадке такого самолёта трение практически отсутствует. Это позволит эксплуатировать самолёты с неподготовленных аэродромов и посадочных площадок, а также даст возможность взлёта и посадки на неровную поверхность, воду, снег или лёд. Эластичное ограждение воздушной подушки может сокращаться и обтягивать фюзеляж, уменьшая при этом лобовое сопротивление самолёта.Необходимый для функционирования шасси воздух может поступать поступает от вспомогательной силовой установки или от основной.

Шасси гидросамолётов.

Самолеты, способные использовать для взлета и посадки водную поверхность, начали создаваться практически параллельно с самолетами наземного базирования. Первыми морскими самолетами были наземные самолеты, у которых вместо шасси устанавливались поплавки. Отдельным направлением развития морских самолетов являются летающие лодки, которые характеризуются наличием плавучего фюзеляжа. На протяжении истории авиации было реализовано много разнообразных схем поплавков и их комбинаций, но наибольшую популярность получили две. Первая состоит в использовании большого центрального поплавка и двух меньших стабилизирующих поплавков под законцовками крыла. Вторая из наиболее распространенных схем основана на применении двух поплавков одинакового размера, которые устанавливаются параллельно, обеспечивая устойчивость машины на воде, аналогично тому, как это обеспечивается колесами шасси на земле. Однопоплавковая схема шире использовалась на небольших военных гидросамолетах; двухпоплавковая схема, обеспечивающая лучшие устойчивость и рулежные характеристики на воде, является стандартной для гражданских машин. Следует отметить, что ни один гражданский самолет с однопоплавковым шасси не получил полного сертификата летной годности в США. Схема со сдвоенными поплавками широко испопьзуется на гражданских самолетах, а также на тяжелых морских гидросамолетах (в последнем случае под фюзеляжем обычно размещается тяжелая торпеда). Главным недостатком установки поплавков на обычный наземный самолет является увеличение массы и аэродинамическою сопротивления, что ведет к снижению массы полезной нагрузки и летно-технических характеристик. Это та цена, которую приходится заплатить за удовольствие эксплуатировать самолет с водной поверхности. На некоторых гидросамолётах и особенно на летающих лодках сопротивление стабилизирующих поплавков несколько снижается путем их частичной уборки в крыло.

Шасси самолётов-амфибий.

Дополнительная установка колес на летающую лодку или гидросамолёт. оснащенный поплавками, является лишь средством повышения универсальности аппарата це ной увеличения массы конструкции и снижения летно-технических характеристик. Само по себе присутствие колес на морском самолете не делает его необычным. Вплоть до 1924 г. большинство амфибий представляло собой либо летающие лодки, либо поплавковые гидросамолеты, на которые устанавливались дополнительные колеса. Первый в США дипломированный авиационный конструктор, Гровер Ленинг, выступил с несколько иной идеей. Он улучшил аэродинамику традиционного однопоплавковою гидросамолета, придвинув поплавок ближе к фюзеляжу, после чего "зашил" полости. Таким путем был получен глубокий и вместительный корпус. Ленингу удалось осуществить это благодаря разработке ВВС США "перевернутой" модели знаменитого двигателя "Либерти". Подъем поплавка приблизил нижнее крыло самолета к воде, что позволило конструктору установить стабилизирующие поплавки непосредственно на крыле, исключив обычные в таких случаях расчалки. Зная, что профессионально консервативные летчики не будут расположены доверять необычной на вид машине, Ленинг использовал средства из арсенала прикладной психологии. На своем самолете он применил крылья самой что ни на есть традиционной формы, поэтому вид из кабины экипажа был привычным. Это сработало, и амфибии Ленинга стали широко закупаться ВВС, ВМС и гражданскими организациями.

Результат.

В результате работы, рассмотрев большинство видов шасси(возможно их больше), я решил классифицировать их по разным признакам, вот что получилось:

 

 

Заключение.

В ходе этой работе я рассмотрел многие виды шасси. В результате я выяснил, что традиционные шасси это трёхстоечное шасси с хвостовым или носовым колесом (так как оно самое распространённое и широко применяемое), а нетрадиционные шасси - это те, которые уже не используются из-за своих недостатков или не получили большого распространения. Нетрадиционные виды шасси используются для улучшения проходимости самолёта и использования в труднодоступных местах, но они остались нетрадиционными из-за их малого распространения. Многие из этих шасси могут с успехом использоваться во многих районах России. Среди перспектив развития нетрадиционных шасси я вижу удешевление поставки продуктов и материалов в труднодоступные регионы. У меня в Карелии полезно было бы использовать шасси на воздушной подушке, из-за того что в моем крае много озёр и рек.

В данной работе рассмотрены многие виды шасси. За традиционное я условно принял трехстоечное колёсное шасси с носовой или хвостовой стойками. Остальные виды - условно отнесены к нетрадиционным .Использование нетрадиционных шасси, в большинстве случаев, обусловлено желанием расширить диапазон используемых взлётнопосадочных площадок и сделать самолёт вездеходным. У меня в Карелии - краю лесов и озёр целесообразно использование некоторых видов нетрадиционного шасси для возрождения местной авиации.

Список литературы:

П. Бауэрс «Летательные аппараты нетрадиционных схем» «Мир» 1991

http://www.airwar.ru/enc/other1/voisinivan.htmlhttp://www.johnweeks.com/b47/http://www.airwargame.com/eng/planes/germany/15/http://airandspace.si.edu/collect....0113000http://airspot.ru/catalogue/aircrafts/country/США?page=35http://www.airwar.ru/enc/cww2/ar232.htmlhttp://www1.3boys2girls.com/ysearch....=ChuwiJhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Шассиhttp://www.airwar.ru/enc/bww1/svyat.htmlhttp://www.airwar.ru/enc/xplane/346.htmlhttp://bwbooks.net/index.p....ok=1991http://aviama.ru/main/vidy-shassi.html

 

 

 

 

 

 

olymp.as-club.ru

Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата

 

Опора лыжно-колесного шасси предназначена для взлета, посадки и передвижения летательного аппарата на аэродромах с различной плотностью покрытия. Опора содержит телескопическую стойку (1), внутри которой установлен амортизатор со штоком (2), колесо (3), закрепленное на оси (4) и лыжу (10) с подвесной системой. Подвесная система, выполнена в виде коромысла (5), шарнирно закрепленного на оси колеса 4 и двух гидравлических цилиндров 6, 7 подтяга лыжи 10, установленных на его концах. Корпуса гидравлических цилиндров 6, 7 выполнены как одно целое с коромыслом, а их штоки шарнирно связаны с лыжей 10. Гидравлические цилиндры 6, 7 имеют замки выпущенного и убранного положения. Гидроцилиндры 6, 7 обеспечивают движение опорной поверхности лыжи (10) параллельно фюзеляжу самолета, убирая и выпуская ее в рабочее положение. Опора снабжена стабилизатором, один конец которого закреплен на коромысле, а другой соединен со штоком амортизатора.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, и предназначена для взлета, посадки и передвижения летательного аппарата на аэродромах с различной плотностью покрытия.

Известна опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащая телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса и стабилизатор. Подвесная система снабжена рычагами, шарнирно установленными на концах коромысла и шарнирно связанными с лыжей с образованием параллелограммного механизма, внутри которого размещен гидравлический цилиндр подтяга лыжи. Один конец гидроцилиндра связан с коромыслом, а другой с одним из рычагов. (патент РФ на полезную модель №75633, кл. В64С 25/52,от 04.05.2008 г.)

При эксплуатации известной опоры уборка лыжи и выпуск ее в рабочее положение осуществляется параллелограммным механизмом, который складывается посредством гидравлического цилиндра подтяга, обеспечивая плоскопараллельное движение опорной поверхности лыжи относительно фюзеляжа самолета. Однако этот механизм отличается большим количеством шарнирных соединений, имеющих повышенный суммарный люфт, что может оказать определенное влияние на снижение показателей надежности и ресурса опоры летательного аппарата. Кроме того, шарнирные соединения требуют времени для их осмотра и технического обслуживания при эксплуатации.

Поэтому технической задачей полезной модели является повышение надежности опоры летательного аппарата.

Это достигается тем, что в опоре лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащей телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса, гидравлический цилиндр подтяга лыжи и стабилизатор, подвесная система снабжена вторым гидравлическим цилиндром подтяга, при этом корпуса обоих гидравлических цилиндров выполнены как одно целое с коромыслом, а их штоки шарнирно связаны с лыжей.

Осуществление уборки-выпуска лыжи посредством двух гидравлических цилиндров, корпуса которых выполнены как одно целое с коромыслом, а штоки шарнирно связаны с лыжей, исключает промежуточные конструктивные элементы и, как следствие, сокращает количество шарнирных соединений в подвесной системе лыжи, что позволяет значительно увеличить надежность, повысить ресурс опоры лыжно-колесного шасси летательного аппарата при ее эксплуатации.

Полезная модель поясняется чертежами где:

на фиг.1 - опора с телескопической стойкой - лыжа выпущена;

на фиг.2 - опора с телескопической стойкой - лыжа подтянута;

на фиг.3 - опора с телескопической стойкой - вид спереди Д;

на фиг.4 - опора с телескопическим стойкой - вид Е.

Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата содержит стойку 1, внутри которой установлен амортизатор со штоком 2. Непосредственно на штоке амортизатора закреплено колесо 3 и ось 4, на которой шарнирно установлена подвесная система, выполненная в виде коромысла 5 с гидроцилиндрами подтяга 6, и 7 на концах. Корпуса гидравлических цилиндров 6, 7 выполнены как одно целое с коромыслом 5, а их штоки при помощи осей 8, 9 шарнирно связаны с лыжей 10. Гидравлические цилиндры имеют замки выпущенного и убранного положения штоков. Размеры

подвесной системы лыжи рассчитаны из условия размещения опорной поверхности пневматика под опорной поверхностью лыжи при ее подтяге. Опора снабжена стабилизатором 11, один конец которого осью 12 шарнирно закреплен на коромысле 5, а другой конец с помощью оси 13 шарнирно связан со штоком 2. В лыже 10 выполнен вырез под колесо.

Опора лыжно-колесного шасси работает следующим образом.

Во время движения летательного аппарата с полностью выпущенной лыжей по аэродрому с низким значением плотности покрытия, штоки гидравлических цилиндров 6, 7 полностью выпущены и зафиксированы в этом положении замками. При этом лыжа 10 вместе с коромыслом 5 поворачивается вокруг оси 4, отслеживая неровности полосы, а ось 12, перемещаясь вместе с коромыслом 5, увеличивает или сокращает расстояние между осями 12, 13, растягивая или сжимая стабилизатор 11. При отрыве от земли стабилизатор 11 возвращается в нейтральное положение и устанавливает в исходное положение лыжу 10.

Для обеспечения движения летательного аппарата на колесах по аэродрому с высоким значением плотности покрытия, замки фиксирующие штоки гидравлических цилиндров 6, 7 в выпущенном положении, открываются, а штоки, втягиваясь в корпус, обеспечивают движение лыжи 10 вверх. При полностью подтянутом положении лыжи 10, штоки гидроцилиндров 6, 7 полностью убраны и зафиксированы в этом положении замками.

Использование полезной модели значительно повышает надежность и ресурс опоры и снижает время технического обслуживания при эксплуатации лыжно-колесного шасси летательного аппарата.

Опора лыжно-колесного шасси летательного аппарата, содержащая телескопическую стойку с амортизатором, колесо, установленное на штоке амортизатора, лыжу с подвесной системой, включающей коромысло, шарнирно закрепленное на оси колеса, гидравлический цилиндр подтяга лыжи и стабилизатор, отличающаяся тем, что подвесная система лыжи снабжена вторым гидроцилиндром подтяга, при этом корпуса обоих гидроцилиндров выполнены как одно целое с коромыслом, а их штоки шарнирно связаны с лыжей.

poleznayamodel.ru


Смотрите также