Как самому сделать лыжи. Сделать лыжи


Охотничьи лыжи своими руками: древесина, камус, крепления

Главная » Снаряжение »

Для охоты нужны специальные лыжи, которые отличаются от стандартных узких спортивных моделей. Настоящие охотничьи лыжи имеют большую ширину, благодаря этому на них можно передвигаться по снегу, не проваливаясь. Они незаменимы для охотника зимой, так как позволяют перемещаться по любому ландшафту, забираясь в самые интересные для промысла места. Охотничьи лыжи продаются в магазинах, но можно сделать их и самостоятельно в домашних условиях. Кому-то доставляет удовольствие изготовление экипировки своими руками, кто-то хочет сэкономить или просто живет вдали от городов, где можно купить лыжи.

Устройство охотничьих лыж

У охотничьих лыж есть два основных отличия от спортивных – ширина и тип крепления. Обычно они не бывают уже 15 см, именно это позволяет им удерживать своего обладателя на снегу, не позволяя ему проваливаться.

Крепление должно обеспечивать охотнику большую степень свободы, чтобы ему удобно было ходить на лыжах в течение долгого времени, а также чтобы он мог моментально снять их при необходимости. Оно должно быть рассчитано на сапоги или ботинки, которые обычно используются для зимней охоты. Хорошим вариантом для самодельных охотничьих лыж будут крепления из ремешков. Есть два основных варианта:

  • крепление, состоящее из одного ремешка, в который продевается носок обуви;
  • крепление из двух ремешков – один под носок, второй удерживает пятку.

Промышленно изготавливаются деревянные и пластиковые охотничьи лыжи. Последние максимально хорошо скользят по снегу. С одной стороны, это позволяет быстрое передвигаться по ровной поверхности. С другой стороны, при подъеме в гору такие лыжи сильно скользят назад, а при спуске они набирают слишком большую скорость. Деревянные лыжи лишены этих недостатков. Они хорошо подходят для передвижения по пересеченно местности с подъемами и спусками, а при движении с горы не разгоняются до критической скорости. При этом их довольно легко можно изготовить своими руками.

Для охоты могут использоваться деревянные лыжи-голицы или камусные лыжи. На рабочих поверхностях камусных лыж располагаются куски шкур, которые облегчают скольжение по снегу, а также помогают подниматься в гору, мешая скатыванию назад. Недостатки камусных лыж – сложность изготовления и больший, чем у лыж-голиц, вес.

Выбор размера лыж

Чем больше вес охотника, тем больше должна быть и площадь лыж, чтобы они могли обеспечить надежную опору. Чтобы сделать охотничьи лыжи, которые подойдут наилучшим образом, при выборе размера можно ориентироваться на такие параметры:

  • высота лыж – по брови;
  • ширина – 16-18 см для охотника весом 60-70 кг, 18-20 см – для охотника весом 70-80 кг, при весе больше 80 кг – больше 20 см.

Нежелательно делать лижы шире 24 см, иначе ходить на них по лесу будет неудобно. На широких лыжах трудно протиснуться между деревьями, а ноги постоянно приходится держать «враскоряк».

Пример геометрических размеров лыж для человека ростом 190 см и весом более 80 кг.

Также требуемую площадь охотничьих лыж можно рассчитать по простой формуле. На каждый килограмм веса охотника вместе со снаряжением должно приходиться 50 квадратных сантиметров площади лыж. Так, если вы весите 85 кг, а ваше обычное снаряжение – 15 кг, необходимая площадь пары (85+15) * 50 = 5000 квадратных сантиметров. Соответственно, площадь одной лыжи – 2500 квадратных сантиметров.

Остается только выбрать подходящее соотношение длины и ширины. При ширине 15 см требуемая длина составляет 2500 : 15 = 166 см. Также можно сделать лыжи более короткими и широкими, в таком случае на них будет удобнее передвигаться по лесу. К примеру, для ширины 20 см требуемая длина составить 2500 : 20 = 125 см.

Подготовка древесины

Для изготовления охотничьих лыж можно использовать самую разную древесину – осину, ель, березу и так далее. При выборе материала нужно исходить из его доступности и рабочих свойств. Самые прочные лыжи получаются из березы и клена. Самые легкие – еловые и осиновые. Передвигаться на таких лыжах удобнее, но при этом придется соблюдать осторожность, так как они уступают в прочности.

Заготавливать древесину для лыж лучше осенью или весной. Ее нужно поместить на хранение в хорошо проветриваемое помещение. Когда лето пройдет, надо срубить с нее кору и хранить еще год.

При такой долгой подготовке древесина будет иметь наилучшее качество. Если ускорять сушку, с торцов могут появиться щели – таким образом, материал будет недостаточно прочен и надежен.

Лучше заготавливать материал сразу для двух-трех пар лыж. Тогда работы на одну пару уйдет меньше, чем в том случае, если заготавливать материал для каждого комплекта лыж по отдельности. Кроме того, без должного опыта легко испортить материал в процессе изготовления, после чего он будет непригоден к использованию. Поэтому лучше иметь под рукой сразу несколько комплектов заготовок.

Изготовление лыж

Когда подготовка древесины завершена, можно приступать к изготовлению заготовок для лыж. Они должны иметь вид досок толщиной в средней части до 1 см, а по краям – тоньше. Сначала надо сделать поперек подготовленной древесины пропилы через каждые 5 см, а затем сколоть лишний материал топором. После этого нужно придать заготовкам готовый вид с помощью рубанка. Использование электрорубанка значительно упрощает этот процесс.

Затем доски надо поставить в ведро, проложив между ними щепочку, поставить на плиту или поместить в воду кипятильник и проварить в течение 1,5-2 часов.

Затем проваренные части надо поместить в специальный станок и загнуть их, сделав таким образом носы лыж. Делать это нужно постепенно, чтобы дерево «привыкало» к новой форме и не сломалось. Затем в месте сгиба древесину нужно закалить, обработав горелкой до почернения.

Следующий шаг – закруглить носки и пятки, убрав лишний материал ножовкой. Пилить нужно по направлению от центра заготовки к концу, чтобы древесина не откололась. Действовать необходимо очень осторожно и без спешки.

Затем надо просверлить на носках и пятках отверстия, предварительно нанеся карандашом разметку. Они должны располагаться на расстоянии около 2 см друг от друга. Диаметр отверстий – порядка 2 мм. После сверловки каждое отверстие надо обжечь раскаленным шилом. В таком случае их края станут твердыми, и нить под нагрузкой не будет их резать. В подготовленные отверстия надо пропустить веревку, чем туже она будет натянута, тем лучше. Благодаря этой нити самодельные охотничьи лыжи будут прочнее и долговечнее.

Основы под крепления

После надо подготовить две основы для креплений. Они должны быть выполнены в виде небольших дощечек с углублением в виде поперечной дорожки. Их надо расположить по центру лыж, а затем сдвинуть на 3 см в сторону пяток и сделать разметку карандашом. Затем основы для креплений надо посадить на клей и зафиксировать саморезами. Если лыжи тонкие, саморезы должны идти снизу, а если тонкие – сверху.

Лыжи, крепления на которых установлены неправильно, уходят в сторону при движении. Поэтому этот шаг нужно выполнять очень внимательно.

Камус

Камус для лыж нужно обдирать от самого копыта, делая надрез по внутренней стороне ноги. После мездрения шкуры надо с усилием натянуть на доски, зафиксировав гвоздями. Затем камус надо сушить 1-2 неделю при комнатной температуре, вдали от печки или батареи. Дополнительно выделывать его после сушки не надо – чем он тоньше, тем быстрее будет изнашиваться. После завершения сушки нужно подобрать кусок шкуры к каждой лыже. Чем меньше ее толщина, тем толще должен быть камус, и наоборот.

Если шкуры недостаточно большие, нужно сшить несколько кусков в один грубыми толстыми нитками. Перед операцией камус нужно вымочить в ведре с водой в течение нескольких часов, а затем наполовину просушить. Слишком сырые или слишком мокрые шкуры будут тянуться и рваться при сшивании. При шитье нужно проделывать отверстия шилом, а затем пропускать в них нить.

Отверстия должны располагаться под углом, таким образом, чтобы нить не выходила наружу с нижней стороны шкуры. Готовый камус нужно приклеить с помощью надежного водостойкого клея, для этого хорошо подойдет обычный «Момент». Клей надо нанести на внутреннюю поверхность шкуры и на края лыжи. Чтобы сделать лыжи удобнее в использовании, их можно покрасить или покрыть лаком. В таком случае на них не будет налипать снег.

Крепления

Завершающий этап изготовления лыж – установка креплений. Их можно сделать из кожаных или матерчатых ремней. В деревянную основу для крепления, смонтированную ранее на лыжу, надо продеть ремень под носок сапога и прикрепить к нему второй ремешок под пятку. Если при использовании выяснится, что лыжа при ходьбе уходит в сторону, этот второй ремешок нужно перенести, правее или левее.

Если подойти к делу правильно, изготовленные самостоятельно лыжи для охоты будут ничем не хуже тех, которые можно купить в магазине. Важно правильно выбрать размер, а затем изготовить лыжи с соблюдением технологии. В таком случае они будут служить безотказно, окажутся прочными и долговечными. На них можно будет забираться в самые перспективные для охоты места и всегда оставаться с хорошими трофеями.

ohota360.ru

Как самому сделать лыжи | О рыбалке

Как самому сделать лыжи

Лыжи в снежной местности являются таким же оружием бойца, как винтовка. Лыжников недаром называют «снежной кавалерией». Лыжи разрешают расширить скорость марша многократно.

Лыжи возможно изготовить самому. Для этого необходимо иметь под руками немногое: пилу, топор, рубанок, стамеску. Лучшая порода дерева для изготовления лыж — береза. Если ее нет, годятся ясень, бук, вяз (серый и белый), сосна. Следует выбирать здоровую древесину — крепкую, упругую, с прямыми слоями, без сучков и трещин.

Возможно изготовить лыжи из сухих досок толщиной в 4-6 сантиметров.

Дерево для заготовки лыж очисти от коры, распили на бруски шириной в 10 сантиметров и толщиной в 3-4 сантиметра. Значительно лучше расколоть ствол по длине так, дабы вышла пара одинаковых брусков. Длина бруска обязана равняться росту лыжника с поднятой вверх рукой.

Вытесанные бруски по концам туго свяжи. Посредине вложи распорки шириной в 8-10 сантиметров. Бруски просуши в течение 5-10 дней на печи либо над плитой, поворачивая их различными сторонами к жару. Просушенные бруски остругай в форме лыж. После этого носковые концы прогрей у печи (значительно лучше паяльной лампой либо примусом) либо 30-50 мин. распаривай в ушате с горячей водой. В то время, когда дерево размякнет, с опаской загни концы и закрепи их в колодке. Проследи, дабы концы обеих лыж были загнуты одинаково. Лыжи еще раз просуши на печи в течение 3-4 дней.

Затем приступи к обработке лыжи. На нижней, скользящей поверхности круглой стамеской либо рубанком выстругай полукруглый желобок. Он должен начинаться у пятки (заднего конца) лыжи и сходить на нет в том месте, где поднимается носовой загиб. Ширина желобка- 12—15 миллиметров, глубина- 2 миллиметра.

В том месте, где будет стоять нога, выдолби отверстие для носкового ремня шириной в 4-5 миллиметров и длиной в 3 сантиметра. Если поднять лыжу за носковой ремень, то передняя часть лыжи обязана легко перевешивать.

Дерево весьма чувствительно к влаге. Вероятно более шепетильно отделай его со всех сторон, зачисти стеклом и шкуркой (наждачной бумагой) и покрой лаком, смолой либо дегтем.

Дабы лыжи хорошо скользили, пропитай смолой скользящую поверхность. Прогрей ее у печки, жирно смажь древесной смолой и снова прогрей. Наряду с этим контролируй, дабы лыжи при прогревании не начали обугливаться. Смола обязана впитываться ровно, слой за слоем, без кипения. По окончании пропитки скользящая поверхность будет мрачно коричневого цвета. Пока лыжи еще не остыли, вставь между ними распорку и свяжи их по концам. Дабы на лыжи не налипал снег, бока и верхнюю поверхность натри воском. На грузовую площадку, где стоит нога, набей кусок жести, тонкого железа, гладкой резины либо бересты — это предотвратит налипание снега.

Иногда нужно возобновлять пропитку лыж смолой.

Лыжи следует держать в прохладном месте. Перед походом хорошо смазывать их лыжной мазью. Возвращаясь с похода, нужно очищать лыжи от снега.

Палки для лыж сделай из березы, осины либо сосны. Толщина их — 2-2,5 сантиметра, длина — до подмышек. Кольца сделай из крепкого, упругого камыша, ивы либо рябины. Кольца должныбыть широкими — 15-18 сантиметров. На палках сделай петли из тонкого ремня либо фитиля шириной в 1-2 сантиметра. Тогда возможно, не бросая палки, высвободить ладонь для оружия, Для ремонта лыж на ходу имей с собой тонкую жесть, маленькие гвозди либо шурупы, тонкую фанеру, шило.

Снегоступы

Не всегда у бойца либо партизана смогут быть лыжи. В этом случае возможно прибегнуть к снегоступам. Самые простые снегоступы делаются из двух тонких досок. Любая доска должна быть приблизительно в два раза длиннее ступни и раза в три шире. K доске прикрепи нижнюю петлю с таким расчетом, дабы нога стояла посредине доски, в то время, когда досок сапога либо валенка будет вставлен в петлю. От обеих сторон петли отведи две тесемки либо веревки. Ими нога хорошо обвивается у щиколотки.

Снегоступы возможно смастерить из самого разнообразного подручного материала. Для данной цели годятся, к примеру, бочоночные клепки. Для каждого снегоступа возьми две таких клепки и соедини их планкой либо шпагатом. Удобные снегоступы получаются из сиденья либо спинки обычного венского стула. Возможно кроме этого взять днище от плетеной круглой корзинки.

Снегоступы возможно сделать из ветвей. Для этого срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На таковой раме сплети из веревки либо ремня сетку. Сетка должна быть как возможно мельче — так легче ходить на снегоступах.

Значительно лучше срезать две ветки для того чтобы же размера, но изогнутые с одного конца. Положи их на землю параллельно друг другу так, дабы изогнутые концы находились рядом и наблюдали вверх. После этого между ветками вставь две распорки, длиной около 30 сантиметров любая, а концы ветвей свяжи между собой. Такие снегоступы, как хорошо отогнутые лыжи, при ходьбе не зарываются в снег.

Способов соединения ветвей между собой и плетения сетки возможно большое количество.

Если ветка отлично гнется, то из нее одной возможно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать. Возможно связать ветку в кольцо и переплести толстой веревкой либо ремнями.

Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, в большинстве случаев продергивается через дырочки, просверленные в раме. Но возможно просто привязывать веревку к раме. Дабы сетка наряду с этим сидела прочно, сделай на раме для веревки маленькие зарубки.

Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Значительно чаще прорывается сетка под пяткой. Исходя из этого следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи либо кожи. Значительно лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок.

Ледовые шипы

Против гололедицы есть простое средство — ледовые шипы, либо «кошки», каковые привязываются к обуви. Такие шипы легко сделать самому.

Возьми ремень либо простой кусок кожи и утыкай его гвоздями длиной в 1,5-2 сантиметра. После этого второй такой же кусок кожи нашей поверх первого так, дабы он покрывал шляпки гвоздей и не давал им выскакивать. Получится что-то вроде громадной железной скребницы. Ремень с шипами закрепляется на обуви.

Если в распоряжении бойцов либо партизан имеется кузница, то возможно сделать ледовые шипы более прочными и основательными. Из полосового железа куется круг либо, значительно лучше, овал с двумя отогнутыми вниз скобами.

Более надежными будут альпинистские «кошки». Это железная рамка, по длине и ширине равная ступне. От рамки выступают 4-6 шипов. На таких «кошках»; возможно свободно подниматься по крутым обледенелым склонам.

Шипы быстро тупятся. Подтачивай их равномерно со всех сторон. Крепление шипов к обуви нужно подогнать заблаговременно.

Нарты

Для перевозки грузов и транспортировки раненых по снежной целине удобны легкие нарты.

Полозья нарт сделай из загнутых спереди досок, напоминающих лыжи. Длина их-4-5 метров. Ширина саней в пролете полозьев обязана равняться ширине следа лыжника (не шире 60 сантиметров). Высота саней — 70 сантиметров, от полозьев до грузовой доски — 30 сантиметров. Груз кладут на прочную доску, которая подвешивается на сыромятных ремешках к верхней планке саней. Такие нарты не застревают в глубоком снегу.

Спереди нарт, в местах соединения носков, приделай дугу. Она предохранит сани от ударов о пни и деревья. Идущий впереди лыжник прокладывает след, по которому и движутся полозья нарт.

Тобогган

Возьми легкую широкую доску длиной в 1,5-2 метра. Обстругай гладко ее нижнюю поверхность. С боков просверли отверстия и продень ремешки либо веревки для привязывания груза. В переднем конце укрепи лямку, за которую возможно было бы тащить доску. Тобогган должен иметь спереди маленький загиб кверху, в противном случае под тяжестью груза он будет зарываться

находу в снег. Для этого достаточно прибить к переднему концу доски под тупым углом деревянный щиток. Легче всего получить загиб, если сделать тобогган из страницы фанеры, прибитого к брусчатой раме.

Кережка

Для езды по снегу возможно применить легкую лодку называющиеся «кережка».

Остовом для таковой лодки служат четыре брусчатых полукольца диаметром около 50 сантиметров. Они обшиваются широкими дранками, оптимальнее сосновыми. Средняя доска, образующая дно лодки, берется вероятно более толстая и прочная. Эта доска выдается очень сильно вперед. Спереди кережка суживается, как нос любой лодки, а сзади имеет прямой срез, зашитый досками.

Длина кережки около 2 метров. В ее носу проделывается отверстие для лямки. Кережка особенно пригодна в тех местах, где на протяжении оттепели образуются широкие разводья либо полыньи.

Волокуша

При отсутствии телеги либо саней маленькой груз возможно перевозить по земле и снегу посредством волокуши. К хомуту, седлу лошади либо ошейнику собаки прикрепи два тонких деревца. Концы их свободно волочатся по земле. На этих концах укрепи поперечный настил. Сюда и кладется груз. На волокуше животное может перетащить больше тяжести, чем на спине.

Известен один из видов волокуши, особенно удобный для перевозки раненых. Нижние концы жердей представляют собой вершины елок с необрубленными ветвями. Между ними прокладывается поперечный брусок, на нем укрепляется еще пара елочных вершин, — получается сплошной мягкий настил. При перевозке данный настил пружинит и сокращает толчки и сотрясение.

Охотничьи лыжи и как сделать шетину против отката(отдачи) лыж

Похожие новости:

nogov.ru

Как сделать лыжи

Многие с успехом делают себе хорошие лыжи. Материалом для них обычно служит крепкая прямослойная береза. Такие деревья чаще всего встречаются на сухих высоких местах.

Древесину надо заготовить в зимнее время, когда движение соков в дереве приостановлено. Дерево обязательно очищается от коры, так как она мешает высыханию древесины и способствует гниению. затем заготовленная по длине лыж тюлька распиливается или раскалывается на бруски. в брусках, из которых делаются лыжи, годичные слои должны быть расположены дугами к скользящей поверхности.

Бруски толщиной по 5 см связываются концами при помощи планочек, а в середину просовывают распорку толщиной около 5-6 см. в таком состоянии бруски сушатся в нежарком месте, чтобы не порвало, в течение 15-20 дней. После того, как бруски достаточно просохнут, на них наносится рисунок лыжи. Вся лишняя древесина стесывается начерно, а затем состругивается шерхебелем.

После этого приступают к загибанию концов лыж. носки их несколько обжигаются и в течение 40-60 мин распариваются в горячей воде вода все время должна быть очень горячей, для чего в ушат или в кадку через каждые 15-20 мин кладут по два-три раскаленных на огне камня.

Концы лыж загибают на специальной колодке, придающей изгибу нужный профиль. Распаренные концы лыж закрепляют на колодке при помощи струбцинок или планок и веревки. В таком виде лыжи сушатся в нежарком месте, например под потолком, в течение 5-6 дней.

 

просохшие лыжи вынимают из колодки и окончательно отделывают. обработка фасок на верхней плоскости лыж производится при помощи рубанка-горбача или полукруглой стамески. на нижней скользящей поверхности выбирается полукруглый или квадратный желобок. он делается глубиной 4 -5 см и шириной 2 см.

носковый ремень на охотничьих голицах крепится так же. как и на спортивных лыжах. но центр тяжести должен находиться примерно на середине ступни, чтобы задки лыж всегда перевешивали. Это весьма необходимо при ходьбе по мягкому снегу, когда нужно, чтобы лыжи легко управлялись и чтобы охотник продвигался среди кустов бесшумна лыжи, окончательно отделанные с помощью цикли и стеклянной шкурки, нужно пропитать горячей смолой. в крайнем случае верхнюю поверхность лыж можно оставить и белой, но тогда ее надо пропитать горячей олифой.

длина и ширина охотничьих лыж зависят от характера местности, где приходится пользоваться лыжами, массы тела охотника вместе с костюмом и необходимым снаряжением и, наконец, характера снежного покрова. для того, чтобы ходьба на лыжах на охоте была необременительной, давление на мягкий снег не должно превышать 0,3 кгс/дм2, на снег средней плотности - 0,35 кгс/дм2 и на плотный - 0,4 кгс/дм2.

Для правильного выбора типа лыж и их размеров в зависимости от суммарной массы (тело охотника плюс одежда и снаряжение для охоты в степной местности, в лесостепи и в лесу приводится таблице.

масса, Размеры, мм (рис.1)
кг Д Е Ж З И К Л М О П
лыжи 1-го типа - степные
65-80 1900 950 850 300 750 110 5 100 35 40
85-100 2250 1125 1000 300 950 - - - - -
лыжи 2-го типа - лесостепные
65-80 1900 950 850 300 750 135 10 115 40 50
85-100 2100 1050 950 300 850 - - - - -
лыжи 3-го типа - лесные
65-80 1800 900 775 300 725 150 10 130 45 55
85-100 2000 1000 875 300 825 - - - - -

Снежный покров в течении зимы по степени плотности бывает весьма различным, поэтому каждому охотнику нелишне иметь для себя лыжи двух размеров - один поуже, а другие пошире. пока снег рыхлый, можно пользоваться более широкими лыжами, а когда снег уплотнится - более узкими.

www.znaikak.ru

Как самому сделать лыжи | Другие материалы

Лыжи в снежной местности являются таким же оружием бойца, как винтовка. Лыжников недаром называют "снежной кавалерией". Лыжи позволяют увеличить скорость марша в несколько раз.

Лыжи можно изготовить самому. Для этого нужно иметь под руками немногое: пилу, топор, рубанок, стамеску. Лучшая порода дерева для изготовления лыж - береза. Если ее нет, годятся ясень, бук, вяз (серый и белый), сосна. Следует выбирать здоровую древесину - крепкую, упругую, с прямыми слоями, без сучков и трещин.

Можно изготовить лыжи из сухих досок толщиной в 4-6 сантиметров.

Дерево для заготовки лыж очисти от коры, распили на бруски шириной в 10 сантиметров и толщиной в 3-4 сантиметра. Еще лучше расколоть ствол по длине так, чтобы вышла пара одинаковых брусков. Длина бруска должна равняться росту лыжника с поднятой вверх рукой.

Вытесанные бруски по концам туго свяжи. Посредине вложи распорки шириной в 8-10 сантиметров. Бруски просуши в течение 5-10 дней на печи или над плитой, поворачивая их разными сторонами к жару. Просушенные бруски остругай в форме лыж. Затем носковые концы прогрей у печи (еще лучше паяльной лампой или примусом) или 30-50 минут распаривай в ушате с горячей водой. Когда дерево размякнет, осторожно загни концы и закрепи их в колодке. Проследи, чтобы концы обеих лыж были загнуты одинаково. Лыжи еще раз просуши на печи в течение 3-4 дней.

После этого приступи к обработке лыжи. На нижней, скользящей поверхности круглой стамеской или рубанком выстругай полукруглый желобок. Он должен начинаться у пятки (заднего конца) лыжи и сходить на нет в том месте, где поднимается носовой загиб. Ширина желобка- 12--15 миллиметров, глубина- 2 миллиметра.

В том месте, где будет стоять нога, выдолби отверстие для носкового ремня шириной в 4-5 миллиметров и длиной в 3 сантиметра. Если поднять лыжу за носковой ремень, то передняя часть лыжи должна слегка перевешивать.

Дерево очень чувствительно к влаге. Возможно более тщательно отделай его со всех сторон, зачисти стеклом и шкуркой (наждачной бумагой) и покрой лаком, смолой или дегтем.

Чтобы лыжи хорошо скользили, пропитай смолой скользящую поверхность. Прогрей ее у печки, жирно смажь древесной смолой и опять прогрей. При этом следи за тем, чтобы лыжи при прогревании не начали обугливаться. Смола должна впитываться ровно, слой за слоем, без кипения. После пропитки скользящая поверхность должна стать темно коричневого цвета. Пока лыжи еще не остыли, вставь между ними распорку и свяжи их по концам. Чтобы на лыжи не налипал снег, бока и верхнюю поверхность натри воском. На грузовую площадку, где стоит нога, набей кусок жести, тонкого железа, гладкой резины или бересты - это предотвратит налипание снега.

Время от времени надо возобновлять пропитку лыж смолой.

Лыжи следует держать в прохладном месте. Перед походом хорошо смазывать их лыжной мазью. Возвращаясь с похода, надо очищать лыжи от снега.

Палки для лыж сделай из березы, осины или сосны. Толщина их - 2-2,5 сантиметра, длина - до подмышек. Кольца сделай из крепкого, упругого камыша, ивы или рябины. Кольца должныбыть широкими - 15-18 сантиметров. На палках сделай петли из тонкого ремня или фитиля шириной в 1-2 сантиметра. Тогда можно, не бросая палки, освободить ладонь для оружия, Для ремонта лыж на ходу имей с собой тонкую жесть, маленькие гвозди или шурупы, тонкую фанеру, шило. 

Снегоступы

Не всегда у бойца или партизана могут быть лыжи. В этом случае можно прибегнуть к снегоступам. Самые простые снегоступы делаются из двух тонких досок. Каждая доска должна быть примерно вдвое длиннее ступни и раза в три шире. K доске прикрепи нижнюю петлю с таким расчетом, чтобы нога стояла посредине доски, когда досок сапога или валенка будет вставлен в петлю. От обеих сторон петли отведи две тесемки или веревки. Ими нога плотно обвивается у щиколотки.

Снегоступы можно смастерить из самого разнообразного подручного материала. Для этой цели годятся, например, бочоночные клепки. Для каждого снегоступа возьми две таких клепки и соедини их планкой или шпагатом. Удобные снегоступы получаются из сиденья или спинки обычного венского стула. Можно также взять днище от плетеной круглой корзинки.

Снегоступы можно сделать из ветвей. Для этого срежь две ветки (лучше от черемухи и рябины) длиной около 120 сантиметров и толщиной в 2-3 сантиметра, согни их дугой и крепко свяжи. На такой раме сплети из веревки или ремня сетку. Сетка должна быть как можно мельче - так легче ходить на снегоступах.

Еще лучше срезать две ветки такого же размера, но изогнутые с одного конца. Положи их на землю параллельно друг другу так, чтобы изогнутые концы находилисьрядоми смотрели вверх. Затем между ветками вставь две распорки, длиной около 30 сантиметров каждая, а концы ветвей свяжи друг с другом. Такие снегоступы, как хорошо отогнутые лыжи, при ходьбе не зарываются в снег.

Способов соединения ветвей друг с другом и плетения сетки может быть много.

Если ветка очень хорошо гнется, то из нее одной можно сделать раму для снегоступа. Достаточно свести оба ее конца и крепко связать. Можно связать ветку в кольцо и переплести толстой веревкой или ремнями.

Веревка, из которой плетется сеть для снегоступа, обычно продергивается сквозь дырочки, просверленные в раме. Но можно просто привязывать веревку к раме. Чтобы сетка при этом сидела прочно, сделай на раме для веревки небольшие зарубки.

Веревочная сетка может разорваться под тяжестью человеческого тела. Чаще всего прорывается сетка под пяткой. Поэтому следует в этом месте вплетать в сетку кусок толстой материи или кожи. Еще лучше, если пятка будет опираться на одну из распорок. 

Ледовые шипы

Против гололедицы есть простое средство - ледовые шипы, или "кошки", которые привязываются к обуви. Такие шипы легко сделать самому.

Возьми ремень или простой кусок кожи и утыкай его гвоздями длиной в 1,5-2 сантиметра. Затем второй такой же кусок кожи нашей поверх первого так, чтобы он покрывал шляпки гвоздей и не давал им выскакивать. Получится нечто вроде большой металлической скребницы. Ремень с шипами закрепляется на обуви.

Если в распоряжении бойцов или партизан имеется кузница, то можно сделать ледовые шипы более прочными и основательными. Из полосового железа куется круг или, еще лучше, овал с двумя отогнутыми вниз скобами.

Более надежными будут альпинистские "кошки". Это металлическая рамка, по длине и ширине равная ступне. От рамки выступают 4-6 шипов. На таких "кошках"; можно свободно подниматься по крутым обледенелым склонам.

Шипы быстро тупятся. Подтачивай их равномерно со всех сторон. Крепление шипов к обуви надо подогнать заранее. 

Нарты

Для перевозки грузов и транспортировки раненых по снежной целине удобны легкие нарты.

Полозья нарт сделай из загнутых спереди досок, напоминающих лыжи. Длина их-4-5 метров. Ширина саней в пролете полозьев должна равняться ширине следа лыжника (не шире 60 сантиметров). Высота саней - 70 сантиметров, от полозьев до грузовой доски - 30 сантиметров. Груз кладут на прочную доску, которая подвешивается на сыромятных ремешках к верхней планке саней. Такие нарты не застревают в глубоком снегу.

Спереди нарт, в местах соединения носков, приделай дугу. Она предохранит сани от ударов о пни и деревья. Идущий впереди лыжник прокладывает след, по которому и движутся полозья нарт. 

Тобогган

Возьми легкую широкую доску длиной в 1,5-2 метра. Обстругай гладко ее нижнюю поверхность. С боков просверли отверстия и продень ремешки или веревки для привязывания груза. В переднем конце укрепи лямку, за которую можно было бы тянуть доску. Тобогган должен иметь спереди небольшой загиб кверху, иначе под тяжестью груза он будет зарыватьсянаходу в снег. Для этого достаточно прибить к переднему концу доски под тупым углом деревянный щиток. Легче всего получить загиб, если сделать тобогган из листа фанеры, прибитого к брусчатой раме. 

Кережка

Для езды по снегу можно применить легкую лодку под названием "кережка".

Остовом для такой лодки служат четыре брусчатых полукольца диаметром около 50 сантиметров. Они обшиваются широкими дранками, лучше всего сосновыми. Средняя доска, образующая дно лодки, берется возможно более толстая и прочная. Эта доска выдается сильно вперед. Спереди кережка суживается, как нос любой лодки, а сзади имеет прямой срез, зашитый досками.

Длина кережки около 2 метров. В ее носу проделывается отверстие для лямки. Кережка особенно пригодна в тех местах, где во время оттепели образуются широкие разводья или полыньи. 

Волокуша

При отсутствии телеги или саней небольшой груз можно перевозить по земле и снегу с помощью волокуши. К хомуту, седлу лошади или ошейнику собаки прикрепи два тонких деревца. Концы их свободно волочатся по земле. На этих концах укрепи поперечный настил. Сюда и кладется груз. На волокуше животное может перетащить больше тяжести, чем на спине.

Известен один из видов волокуши, особенно удобный для перевозки раненых. Нижние концы жердей представляют собой верхушки елок с необрубленными ветвями. Между ними прокладывается поперечный брусок, на нем укрепляется еще несколько елочных верхушек, - получается сплошной мягкий настил. При перевозке этот настил пружинит и уменьшает толчки и сотрясение.

  Про тележки Словарь туристских терминов Факторы выживания От мух и комаров не отмахнуться Одежда, обувь и снаряжение Турики и туристы Советы бывалого туриста 1 Туристский черный список криминальных населённых пунктов Как сделать ткань непромокаемой Вынужденная ночёвка в лесу

Как самому сделать лыжи Рейтинг: 4.33 Отзывов: 0

ribak.com.ua


Смотрите также