Самолёты на лыжах: как это работает и зачем нужно. Самолет на лыжах


Самолёты на лыжах: как это работает и зачем нужно | Блог Станислав Никитин

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты. Можно сказать, что пора расцвета лыжной авиации давно позади: полярные районы освоены, аэродромы с бетонными полосами построены. Но не все потеряно для этого типа шасси, а с ростом интереса к арктическим исследованиям в России у самолетов на лыжах появились новые перспективы.

Самым большим самолетом, когда-либо поставленным на лыжное шасси, можно, без сомнения, считать LC-130 — полярную модификацию всем известного американского военно-транспортного самолета С-130 Hercules. Разработанная в середине 1950-х машина имеет схожую размерность со своим почти ровесником — советским Ан-12. Те же четыре турбовинтовых двигателя, та же грузоподъемность — около 20 т. LC-130 приданы 109-му транспортному авиакрылу ВВС Национальной гвардии штата Нью-Йорк, а работают они на Национальный научный фонд США. Когда в северном полушарии лето, гиганты на лыжах обслуживают американскую станцию Summit в Гренландии. Когда лето наступает южнее экватора, самолеты нередко посещают Антарктиду, снабжая тамошних полярников.

Взлет с ракетами

Лыжи, разумеется, нужны там, где нет полос с прочным покрытием и колесное шасси просто увязнет в снегу с катастрофическими последствиями для летательного аппарата. Конечно, в Антарктиду летают самолеты и с колесами, например наши Ил-76, которые в три раза тяжелее «Геркулеса», — для них готовилась крепкая снежно-ледовая полоса. Но возможность садиться и взлетать на лыжах значительно расширяет перечень маршрутов в краях белого безмолвия. И если наш Ил-76 не летает дальше прибрежной антарктической станции «Новолазаревская», то LC-130 посещает станции в глубине Антарктиды и даже совершал посадку на Южном полюсе. К сожалению, лыжная версия Ил-76 — это скорее из области фантастики.

ИЛ-76: первый полет: 1971 год; советский военно-транспортный самолет, совершающий грузовые рейсы в Антарктиду; грузоподъемность: около 60 т; для лыж слишком тяжел.

LC-130 летает не только в Гренландии и не только в Антарктиде. Коль скоро функция этого среднего транспортника — возить полярникам грузы с Большой земли, у самолета должна быть возможность использовать для взлета и посадки аэродромы с твердым покрытием. Поэтому шасси его — комбинированное, колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается.

LC-130

Первый полет: 1956 год; лыжефицированная модификация военно-транспортного С-130 Hercules компании Lockheed; полезная нагрузка: около 20 т.

Посадка, а особенно взлет на лыжном шасси имеют свои особенности. Снег бывает хорошо укатанным, а может быть свежевыпавшим, рыхлым. В последнем случае разгоняться до взлетной скорости приходится дольше. Кроме того, иногда «снежные» взлеты происходят на приличной высоте (например, гренландская научная станция Summit, что в переводе значит «вершина», находится на высоте 3200 м), и воздух тут достаточно разрежен, поэтому двигатели теряют мощность. Иногда удается взлететь не с первого раза. Возможный выход номер один: строить очень длинную снежную ВПП. Так и поступили на станции Summit, накатав специальным снежным катком пятикилометровую полосу, которая по длине уступает лишь, наверное, ВПП базы Andrews в Калифорнии и аэродрома «Раменское» в Жуковском. Выход номер два: дополнительно помочь двигателям самолета разогнать его. Для этого LC-130 оснащены пакетом реактивных ускорителей, называемых JATO, что расшифровывается и переводится как «взлет с помощью реактивной тяги». Взлет полярного транспортника с бьющими из ускорителей струями фиолетового огня и тянущимся за самолетом мощным дымовым шлейфом являет собой впечатляющее зрелище.

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь — это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.

Нестареющий «Дуглас»

В Арктике и в приполярных районах Севера, например на Аляске, можно увидеть в эксплуатации еще один довольно большой американский самолет на лыжных шасси, который берет на борт около 40 пассажиров. Называется он Basler Turbo 67, что вроде бы ни о чем не говорит. На самом же деле это современная модификация легендарного Douglas DC-3, совершившего первый полет еще в 1935 году. Конечно, BT-67 во многом превосходит своего еще довоенного прародителя (турбовинтовые двигатели вместо поршневых, другая авионика, другие ТТХ), но конструкция планера оказалась настолько удачной, что стала непревзойденной классикой.

BT-67

Первый полет: 1990 год; глубокая модернизация самолета Douglas DC-3 от компании Basler Turbo Conversions; самолет оснащен двумя ТВД, ставится на лыжи.

Стоит теперь вспомнить, что в 1942 году в Ташкенте началось производство военно-транспортного самолета Ли-2, который был лицензионным клоном все того же «Дугласа». По окончании войны Ли-2, Ил-12, Ан-2, позже Ил-14 стали основой советской полярной авиации, прекрасно работали и в Арктике, и в Антарктике, высоко ценились полярниками и, разумеется, оснащались лыжами. Все эти самолеты давно ушли на покой, и на сегодняшний день у России практически нет крылатых машин, которые могли бы работать на снежных аэродромах. А между тем именно сейчас Арктика стала для России военно-политическим и экономическим приоритетом. И вероятно, самолеты на лыжах нашей стране понадобятся снова.

ЛИ-2: первый полет: 1942 год; советский клон DC-3; активно использовался в полярных экспедициях; оснащался лыжами.

ИЛ-12: первый полет: 1945 год; советский пассажирский самолет; в транспортном варианте работал в полярной авиации; грузоподъемность: 3 т.

АН-2: первый полет: 1947 год; советский одномоторный биплан; грузоподъемность: 1,5 т; бывал и в Арктике, и в Антарктиде

ИЛ-14: первый полет: 1950 год; советский пассажирский самолет, пришедший на смену Ил-12; грузоподъемность: 3,5 т.

От создателей Ил-14

В последнее время стали появляться хорошие новости. Еще в марте прошлого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин рассказал о планах оснащения лыжами полярной версии регионального турбовинтового самолета Ил-114. Самолет с таким индексом мелкосерийно выпускался в 1990—2000 годах, но речь идет не о нем, а о глубоко модернизированной модификации Ил-114−300, которая в данный момент только разрабатывается и будет готова предположительно лишь на рубеже нынешнего и следующего десятилетий.

«ПМ» обратилась в ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», и там подтвердили, что планы оснащения полярной версии Ил-114−300 по‑прежнему существуют, однако говорить что-то конкретное о конструкции или производителе лыж пока рано. Пользуясь случаем и учитывая огромный опыт старейшего отечественного авиационного КБ в проектировании самолетов для полярных исследований, мы попросили ильюшинцев дать нам общую информацию об инженерных особенностях такого редкого по нынешним временам продукта, как самолетные лыжи. Вот что нам рассказали: «Различают два вида лыжных шасси: собственно лыжные и лыжно-колесные. На лыжных самолет может взлетать только со снега, на него же и садиться. Лыжно-колесные, включающие в себя специальное приспособление для подъема лыжи, позволяют самолету использовать и полосы с твердым покрытием (как это делает уже упомянутый LC-130). Лыжное шасси может быть убираемым и неубираемым, однако в тех случаях, когда шасси убираются, лыжи не втягиваются внутрь фюзеляжа, а только прижимаются к нему, чтобы стойки не увеличивали лобовое сопротивление. Неубираемым лыжным шасси обычно оснащаются небольшие самолеты.

AH-2

При посадке и трении о снег лыжа нагревается. Когда самолет встает на стоянку, теплая лыжа растапливает снег под собой, а вода превращается в лед. Хуже всего дело обстоит в Арктике, где снежный покров имеет свою специфику: он зубчатый и сильно «прихватывает» лыжи. Чтобы сдвинуться с места, может даже не хватить мощности двигателя. В прежние времена лыжи ото льда отбивали чуть ли не кувалдами, затем стали думать о материалах, которые не столь прилипчивы ко льду. Последняя разработка — электроподогрев лыжи, который позволяет избавиться от этой проблемы.

Очень важно, чтобы при посадке лыжа не уперлась носом в снег. Чтобы этого не случилось, в прежние времена нос подвязывали специальным тросиком. Теперь эту функцию выполняет механизм центровки лыжи относительно стойки (прижимной пружинный механизм), который и удерживает нос от опускания».

Обувь для русского чеха

Если Ил-114−300 — это машина на перспективу, то другой самолет, который, вероятно, будет выпускаться и в лыжной модификации тоже, уже существует в металле. L-410 почти такая же классика, как «Дуглас». Небольшой турбовинтовой самолет для местных линий (грузоподъемность в разных модификациях до 1,8 т и 19 пассажиров) был разработан еще в 1960-е в ЧССР предприятием Let Kunovice. Машина вышла крайне удачной и производилась для стран СЭВ в массовом количестве, в том числе и с лыжами. Потом фирму ждал постсоциалистический кризис, переименование в Aircraft Industries и наконец покупка российской компанией УГМК. Новые владельцы решили наладить и локализовать производство новейшей модификации L-410 на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. Машиной заинтересовались разные структуры, в том числе военные, которые хотели бы получить самолет такого типа для работы в условиях Арктики. Проблема оказалась в том, что старые, еще чешской конструкции, лыжи к новой, более грузоподъемной версии не подходили. Конструированием лыж с нуля занялось предприятие военного профиля ПО «Стрела» из Оренбурга.

С началом производства на УЗГА L-410, для которого уже создано лыжное шасси, можно надеяться, что вскоре Россия получит самолет не только для полярных исследований, но и для авиасообщения c отдаленными населенными пунктами в зимний период.

«В полярной версии L-410 лыжи будут установлены на все три стойки шасси, — говорит Игорь Сероштан, помощник первого заместителя генерального директора, главного инженера ОАО «ПО «Стрела»». — Конструкция лыжи, которую мы разработали для этого самолета, представляет собой многослойную структуру. Сверху алюминиевый монокок с перегородками внутри — эта часть непосредственно соединяется со стойкой шасси. Под металлической частью три слоя клееного ясеня. Дерево придает лыже упругость, распределяет нагрузку на всю ее площадь, не дает алюминию согнуться в одном месте при ударе о поверхность. Под ясенем — полиэтилен низкой плотности, способный выдерживать температуры до -70 °С. Лыжи для основных стоек оснащены гидравлическими тормозами: при их задействовании из поверхности, соприкасающейся со снегом, выдвигаются два небольших крюка».

L-410: первый полет: 1969 год; легендарный турбовинтовой самолет разработки ЧССР; грузоподъемность: 1,8 т; начато производство в России на УЗГА (Екатеринбург).

В 2014—2015 годах L-410 с лыжами оренбургской конструкции прошел весь цикл испытаний. Летчики высоко отозвались о свойствах шасси при скольжении и рулении. По итогам испытаний вся конструкторская документация была передана на завод УЗГА в Екатеринбург, где уже начато производство L-410. Когда будет построен первый самолет в лыжной модификации, зависит от заказчиков. Скорее всего, заказчиками будут госорганизации.

Статья «Лыжники с небес» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2017).

×

cont.ws

Самолёты на лыжах: как это работает и зачем нужно

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты. Можно сказать, что пора расцвета лыжной авиации давно позади: полярные районы освоены, аэродромы с бетонными полосами построены. Но не все потеряно для этого типа шасси, , а с ростом интереса к арктическим исследованиям в России у самолетов на лыжах появились новые перспективы.

Олег Макаров

12 декабря 2017 12:00

Обсудить 0

Самым большим самолетом, когда-либо поставленным на лыжное шасси, можно, без сомнения, считать LC-130 — полярную модификацию всем известного американского военно-транспортного самолета С-130 Hercules. Разработанная в середине 1950-х машина имеет схожую размерность со своим почти ровесником — советским Ан-12. Те же четыре турбовинтовых двигателя, та же грузоподъемность — около 20 т. LC-130 приданы 109-му транспортному авиакрылу ВВС Национальной гвардии штата Нью-Йорк, а работают они на Национальный научный фонд США. Когда в северном полушарии лето, гиганты на лыжах обслуживают американскую станцию Summit в Гренландии. Когда лето наступает южнее экватора, самолеты нередко посещают Антарктиду, снабжая тамошних полярников.

Взлет с ракетами

Лыжи, разумеется, нужны там, где нет полос с прочным покрытием и колесное шасси просто увязнет в снегу с катастрофическими последствиями для летательного аппарата. Конечно, в Антарктиду летают самолеты и с колесами, например наши Ил-76, которые в три раза тяжелее «Геркулеса», — для них готовилась крепкая снежно-ледовая полоса. Но возможность садиться и взлетать на лыжах значительно расширяет перечень маршрутов в краях белого безмолвия. И если наш Ил-76 не летает дальше прибрежной антарктической станции «Новолазаревская», то LC-130 посещает станции в глубине Антарктиды и даже совершал посадку на Южном полюсе. К сожалению, лыжная версия Ил-76 — это скорее из области фантастики.

ИЛ-76: первый полет: 1971 год; советский военно-транспортный самолет, совершающий грузовые рейсы в Антарктиду; грузоподъемность: около 60 т; для лыж слишком тяжел.

LC-130 летает не только в Гренландии и не только в Антарктиде. Коль скоро функция этого среднего транспортника — возить полярникам грузы с Большой земли, у самолета должна быть возможность использовать для взлета и посадки аэродромы с твердым покрытием. Поэтому шасси его — комбинированное, колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается.

LC-130 Первый полет: 1956 год; лыжефицированная модификация военно-транспортного С-130 Hercules компании Lockheed; полезная нагрузка: около 20 т.

Посадка, а особенно взлет на лыжном шасси имеют свои особенности. Снег бывает хорошо укатанным, а может быть свежевыпавшим, рыхлым. В последнем случае разгоняться до взлетной скорости приходится дольше. Кроме того, иногда «снежные» взлеты происходят на приличной высоте (например, гренландская научная станция Summit, что в переводе значит «вершина», находится на высоте 3200 м), и воздух тут достаточно разрежен, поэтому двигатели теряют мощность. Иногда удается взлететь не с первого раза. Возможный выход номер один: строить очень длинную снежную ВПП. Так и поступили на станции Summit, накатав специальным снежным катком пятикилометровую полосу, которая по длине уступает лишь, наверное, ВПП базы Andrews в Калифорнии и аэродрома «Раменское» в Жуковском. Выход номер два: дополнительно помочь двигателям самолета разогнать его. Для этого LC-130 оснащены пакетом реактивных ускорителей, называемых JATO, что расшифровывается и переводится как «взлет с помощью реактивной тяги». Взлет полярного транспортника с бьющими из ускорителей струями фиолетового огня и тянущимся за самолетом мощным дымовым шлейфом являет собой впечатляющее зрелище.

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь — это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.

Нестареющий «Дуглас»

  • Технологии

    Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает

  • Технологии

    Патент недели: как напечатать двигатель на принтере?

В Арктике и в приполярных районах Севера, например на Аляске, можно увидеть в эксплуатации еще один довольно большой американский самолет на лыжных шасси, который берет на борт около 40 пассажиров. Называется он Basler Turbo 67, что вроде бы ни о чем не говорит. На самом же деле это современная модификация легендарного Douglas DC-3, совершившего первый полет еще в 1935 году. Конечно, BT-67 во многом превосходит своего еще довоенного прародителя (турбовинтовые двигатели вместо поршневых, другая авионика, другие ТТХ), но конструкция планера оказалась настолько удачной, что стала непревзойденной классикой.

BT-67 Первый полет: 1990 год; глубокая модернизация самолета Douglas DC-3 от компании Basler Turbo Conversions; самолет оснащен двумя ТВД, ставится на лыжи.

Стоит теперь вспомнить, что в 1942 году в Ташкенте началось производство военно-транспортного самолета Ли-2, который был лицензионным клоном все того же «Дугласа». По окончании войны Ли-2, Ил-12, Ан-2, позже Ил-14 стали основой советской полярной авиации, прекрасно работали и в Арктике, и в Антарктике, высоко ценились полярниками и, разумеется, оснащались лыжами. Все эти самолеты давно ушли на покой, и на сегодняшний день у России практически нет крылатых машин, которые могли бы работать на снежных аэродромах. А между тем именно сейчас Арктика стала для России военно-политическим и экономическим приоритетом. И вероятно, самолеты на лыжах нашей стране понадобятся снова.

ЛИ-2: первый полет: 1942 год; советский клон DC-3; активно использовался в полярных экспедициях; оснащался лыжами.

ИЛ-12: первый полет: 1945 год; советский пассажирский самолет; в транспортном варианте работал в полярной авиации; грузоподъемность: 3 т.

АН-2: первый полет: 1947 год; советский одномоторный биплан; грузоподъемность: 1,5 т; бывал и в Арктике, и в Антарктиде

ИЛ-14: первый полет: 1950 год; советский пассажирский самолет, пришедший на смену Ил-12; грузоподъемность: 3,5 т.

От создателей Ил-14

В последнее время стали появляться хорошие новости. Еще в марте прошлого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин рассказал о планах оснащения лыжами полярной версии регионального турбовинтового самолета Ил-114. Самолет с таким индексом мелкосерийно выпускался в 1990—2000 годах, но речь идет не о нем, а о глубоко модернизированной модификации Ил-114−300, которая в данный момент только разрабатывается и будет готова предположительно лишь на рубеже нынешнего и следующего десятилетий.

«ПМ» обратилась в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», и там подтвердили, что планы оснащения полярной версии Ил-114−300 по‑прежнему существуют, однако говорить что-то конкретное о конструкции или производителе лыж пока рано. Пользуясь случаем и учитывая огромный опыт старейшего отечественного авиационного КБ в проектировании самолетов для полярных исследований, мы попросили ильюшинцев дать нам общую информацию об инженерных особенностях такого редкого по нынешним временам продукта, как самолетные лыжи. Вот что нам рассказали: «Различают два вида лыжных шасси: собственно лыжные и лыжно-колесные. На лыжных самолет может взлетать только со снега, на него же и садиться. Лыжно-колесные, включающие в себя специальное приспособление для подъема лыжи, позволяют самолету использовать и полосы с твердым покрытием (как это делает уже упомянутый LC-130). Лыжное шасси может быть убираемым и неубираемым, однако в тех случаях, когда шасси убираются, лыжи не втягиваются внутрь фюзеляжа, а только прижимаются к нему, чтобы стойки не увеличивали лобовое сопротивление. Неубираемым лыжным шасси обычно оснащаются небольшие самолеты.

AH-2

При посадке и трении о снег лыжа нагревается. Когда самолет встает на стоянку, теплая лыжа растапливает снег под собой, а вода превращается в лед. Хуже всего дело обстоит в Арктике, где снежный покров имеет свою специфику: он зубчатый и сильно «прихватывает» лыжи. Чтобы сдвинуться с места, может даже не хватить мощности двигателя. В прежние времена лыжи ото льда отбивали чуть ли не кувалдами, затем стали думать о материалах, которые не столь прилипчивы ко льду. Последняя разработка — электроподогрев лыжи, который позволяет избавиться от этой проблемы.

Очень важно, чтобы при посадке лыжа не уперлась носом в снег. Чтобы этого не случилось, в прежние времена нос подвязывали специальным тросиком. Теперь эту функцию выполняет механизм центровки лыжи относительно стойки (прижимной пружинный механизм), который и удерживает нос от опускания».

Обувь для русского чеха

Если Ил-114−300 — это машина на перспективу, то другой самолет, который, вероятно, будет выпускаться и в лыжной модификации тоже, уже существует в металле. L-410 почти такая же классика, как «Дуглас». Небольшой турбовинтовой самолет для местных линий (грузоподъемность в разных модификациях до 1,8 т и 19 пассажиров) был разработан еще в 1960-е в ЧССР предприятием Let Kunovice. Машина вышла крайне удачной и производилась для стран СЭВ в массовом количестве, в том числе и с лыжами. Потом фирму ждал постсоциалистический кризис, переименование в Aircraft Industries и наконец покупка российской компанией УГМК. Новые владельцы решили наладить и локализовать производство новейшей модификации L-410 на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. Машиной заинтересовались разные структуры, в том числе военные, которые хотели бы получить самолет такого типа для работы в условиях Арктики. Проблема оказалась в том, что старые, еще чешской конструкции, лыжи к новой, более грузоподъемной версии не подходили. Конструированием лыж с нуля занялось предприятие военного профиля ПО «Стрела» из Оренбурга.

С началом производства на УЗГА L-410, для которого уже создано лыжное шасси, можно надеяться, что вскоре Россия получит самолет не только для полярных исследований, но и для авиасообщения c отдаленными населенными пунктами в зимний период.

«В полярной версии L-410 лыжи будут установлены на все три стойки шасси, — говорит Игорь Сероштан, помощник первого заместителя генерального директора, главного инженера ОАО «ПО «Стрела». — Конструкция лыжи, которую мы разработали для этого самолета, представляет собой многослойную структуру. Сверху алюминиевый монокок с перегородками внутри — эта часть непосредственно соединяется со стойкой шасси. Под металлической частью три слоя клееного ясеня. Дерево придает лыже упругость, распределяет нагрузку на всю ее площадь, не дает алюминию согнуться в одном месте при ударе о поверхность. Под ясенем — полиэтилен низкой плотности, способный выдерживать температуры до -70 °С. Лыжи для основных стоек оснащены гидравлическими тормозами: при их задействовании из поверхности, соприкасающейся со снегом, выдвигаются два небольших крюка».

L-410: первый полет: 1969 год; легендарный турбовинтовой самолет разработки ЧССР; грузоподъемность: 1,8 т; начато производство в России на УЗГА (Екатеринбург).

В 2014—2015 годах L-410 с лыжами оренбургской конструкции прошел весь цикл испытаний. Летчики высоко отозвались о свойствах шасси при скольжении и рулении. По итогам испытаний вся конструкторская документация была передана на завод УЗГА в Екатеринбург, где уже начато производство L-410. Когда будет построен первый самолет в лыжной модификации, зависит от заказчиков. Скорее всего, заказчиками будут госорганизации.

©  Популярная Механика

pcnews.ru

Самолеты гидра, самолет на лыжах

Гидрокрыло пыталась приспособить к своим нуждам морская авиация. На заре авиации, когда из-за слабых двигателей и неудачной формы корпуса летающие лодки с трудом отрывались от воды, предпринимались попытки облегчить взлет с помощью подводных крыльев. Ничего не получилось — гидрокрыло поднимало самолет над водой раньше, чем он набирал скорость, при которой можно было держаться в воздухе. Когда гидрокрыло оказывалось над водой, его подъемная сила исчезала, и самолет «плюхался» в воду, и все повторялось.

Более успешно и широко гидрокрыло и гидролыжи использовались при вынужденной посадке на воду самолетов с колесным шасси. Когда моторы были ненадежными, а шасси еще не убиралось, у колесных самолетов морской авиации существовала проблема безопасной посадки на воду в аварийных случаях. Первыми воды касались колеса, происходило резкое торможение и капотирование. Самолет быстро тонул, экипаж получал травмы или не успевал выбраться из кабины. Чтобы этого не происходило, перед колесами морских самолетов ставили гидрокрыло либо гидролыжи. При посадке на воду самолет вначале глиссировал, постепенно теряя скорость, а затем ложился на воду «животом» И мог держаться на поверхности до подхода помощи. Еще два примера не совсем в тему.

Летающая лодка Blackburn

На немецкой четырехмоторной летающей лодке 00-26 двигатели были сгруппированы попарно в тандемах. Обычно, чтобы винты задних двигателей при взлете не касались воды, двигатели поднимали выше крыльев, что ухудшало аэродинамику. Немецкие конструкторы сделали по-другому: на 00-26 удлиненные валы задних двигателей на взлете и посадке «задирались» вверх. На британской двухмоторной летающей лодке «Блэкберн» лодко-образное днище корпуса могло выдвигаться перед посадкой на воду, увеличивая расстояние между воздушными винтами и водой. После взлета днище подтягивалось на место, этим достигалось уменьшение поперечного сечения корпуса, а значит и лобового сопротивления

Летающая лодка Blackburn

После окончания Второй мировой войны в американской морской авиации обстановка складывалась склочная. Денег на всех не хватало, требовалось определиться с приоритетами. Как говорили сами моряки, «победила авианосная мафия». Многочисленная гидроавиация оказалась не у дел. Чтобы поддержать ее «на плаву», срочно разработали ряд предложений. Так, для увеличения продолжительности патрулирования испытывалась дозаправка летающих лодок в открытом море с подводных лодок и надводных судов.

Летающая лодка Р6М «Sea Master»

Компания «Мартин», крупнейший поставщик гидросамолетов для флотской авиации, построила в середине 1950-х годов четырех двигательную реактивную летающую лодку Р6М «Sea Master». Флот планировал использовать ее как альтернативу стратегическим бомбардировщикам ВВС. Для увеличения дальности и оперативности применения летающих лодок было предложено построить для них морские самоходные базы, которые могли бы курсировать в море поблизости от границ СССР. На этих судах-базах можно было организовать заправку самолетов, ремонт, отдых экипажей. Но, как мы знаем, победило авианосное «лобби»,ведь авианосец — это крупные заказы не только для судостроителей, но и минимум для пяти самолетостроительных фирм.В СССР позже других попытались скооперировать действия авиации и подводных лодок. Но зато это вынужденное взаимодействие потом продлилось очень долго.

Летающая лодка Р6М «Sea Master»

Когда построили собственный аналог «Си Мастера» — реактивную летающую лодку Бе-10, решили приспособить ее для нанесения ракетно-бомбовых ударов по территории США. Но так как дальности полета ей не хватало, чтобы долететь до цели (не говоря уже о возвращении), придумали дозаправлять Бе-10 топливом на полпути в океане — со всплывшей подводной лодки. Но воплощать эту идею в жизнь не стали — все силы и средства ушли на стратегические ракеты.

Вообще говоря, двух двигательная турбореактивная летающая лодка Бе-10 конструкции Георгия Бериева предназначалась для торпедных атак и разведки. Но эта амфибия недолго «коптила советское небо» — ее обшивка была сделана из сплава, который относительно быстро окислялся морской водой, поэтому через короткое время после изготовления все эти лодки пошли на слом. А задачу атаки американского континента возложили на первые советские подводные ракетоносцы, оснащенные крылатыми ракетами. И тут снова всплыла старая проблема подводных лодок — обнаружение цели в открытом море. Она обострялась тем, что и головка самонаведения ракеты «не видела» цель: дальность ракеты была больше, чем возможности радиолокационного оборудования.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Самолет  Ту-95

Пришлось создавать летающего «поводырю» для крылатых ракет. Таким поводырем стала разведывательная система «Успех». Она состояла из четырехдвигательного самолета Ту-95РЦ (разведка и целеуказание), оснащенного огромной антенной РЛС под «брюхом», и аппаратуры трансляции информации на корабль. Самолет с помощью антенны обнаруживал цель на большом удалении от нее и передавал радиолокационное изображение района на ракетоносец. Стартовав с подводной лодки, ракета улавливала радиоэхо от цели, которую облучал своим локатором Ту-95, и летела куда надо. Только в 80-е годы задачу целеуказания стали выполнять спутники.

Самолет  Ту-95

factstore.ru

самолёт на лыжах - это... Что такое самолёт на лыжах?

 самолёт на лыжах

General subject: ski plane, ski-plane

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • самолёт на домкратах
  • самолёт на стоянке

Смотреть что такое "самолёт на лыжах" в других словарях:

  • Самолёт укороченного взлёта и посадки — Zenith CH 701 Самолёт укороченного взлёта и посадки (сокр. СУВП, аналогично англ. STOL англ.  …   Википедия

  • Разрушители легенд (6 сезон) — В телесериале «Разрушители легенд» проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Ниже следует список некоторых мифов, проверенных в шоу, и результаты этих экспериментов. Содержание 1 Выпуск 88. Бикфордов шнур. 1.1… …   Википедия

  • Разрушители легенд (6-й сезон) — Страна …   Википедия

  • Галилео (программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат ( …   Википедия

  • Северный полюс — У этого термина существуют и другие значения, см. Северный полюс (значения). Координаты: 90° с. ш. 0° в. д. / 90° с. ш. 0° в. д.  …   Википедия

  • Разрушители легенд (1 сезон) — В телепередаче Разрушители легенд («MythBusters», «Железные доказательства», «Разрушители мифов») проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Ниже следует список некоторых мифов, проверенных в шоу, и результаты… …   Википедия

  • Железные доказательства (1 сезон) — В телепередаче Разрушители легенд («MythBusters», «Железные доказательства», «Разрушители мифов») проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Ниже следует список некоторых мифов, проверенных в шоу, и результаты… …   Википедия

  • Разрушители мифов (1 сезон) — В телепередаче Разрушители легенд («MythBusters», «Железные доказательства», «Разрушители мифов») проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Ниже следует список некоторых мифов, проверенных в шоу, и результаты… …   Википедия

  • Список сезонов телепрограммы «Галилео» — Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… …   Википедия

  • Разрушители легенд (1-й сезон) — Страна …   Википедия

  • Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen …   Википедия

Книги

  • Энергия и движение. Физика, Рыжиков С. Б., Рыжикова Ю. В.. Книга рассказывает, как законы физики проявляются в окружающем нас мире: в морских приливах и отливах, при катании на карусели и на лыжах, езде на велосипеде и в автомобиле, в полёте птиц и… Подробнее  Купить за 957 руб
  • Энергия и движение. Физика, Рыжиков Сергей Борисович, Рыжикова Юлия Владимировна. Книга рассказывает, как законы физики проявляются в окружающем нас мире: в морских приливах и отливах, при катании на карусели и на лыжах, езде на велосипеде и в автомобиле, в полёте птиц и… Подробнее  Купить за 933 руб
  • Энергия и движение. Физика, Рыжиков С.Б.. Книга рассказывает, как законы физики проявляются в окружающем нас мире: в морских приливах и отливах, при катании на карусели и на лыжах, езде на велосипеде и в автомобиле, в полёте птиц и… Подробнее  Купить за 831 руб
Другие книги по запросу «самолёт на лыжах» >>

universal_ru_en.academic.ru


Смотрите также