Принцип выровненности в современной технике. Разножка горные лыжи


Skiclub.by - Техника для каждого

Каждое лето – время, когда пишут о разных, оторванных от реальности делах, изучают долгосрочные прогнозы погоды, размышляют на тему долгой и тяжелой зимы или мартовского прилета аистов. И поэтому, я был очень удивлен, когда на одном из лыжных веб-сайтов прочитал содержательную дискуссию на тему техники катания. Дело касалось выдвижения верхней лыжи в резаном повороте («разножки»), и показалось мне настолько существенным, что стоит этим чуть серьезнее заняться.

Вначале попытаемся сформулировать некоторые определения, которые облегчат нам правильное понимание обсуждаемых проблем. Ведь часто происходит так, (особенно на сайтах и форумах) что собеседники, беседуя будто о том же самом, на самом деле подразумевают что-то совершенно разное.

Итак...

Резаный поворот – это поворот, выполненный полностью на кантах лыж. Его радиус будет зависеть от формы лыж (геометрии) угла скольжения по снегу (угла закантовки) и степени сгибания лыж в повороте.

Перекантовка – это момент, когда в конце одного поворота мы перекладываем лыжи с одного канта на другой, начиная новый поворот. Этот момент должен быть достаточно быстрым потому, что во время выполнения сопряженных карвинговых поворотов это единственная фаза, когда лыжи двигаются по прямой линии (плоско). У хороших лыжников (на хороших, спортивных, динамичных лыжах, достаточно узких на отрезке под ботинком в талии) смена кантов занимает долю секунды. Измеряется эта фаза в единицах длины лыж и составляет меньше, чем их одна длина. Рекомендую, если не верите, проверить следы, оставшиеся на снегу.

Нагрузка лыж в повороте – принято считать, что в идеальном карвинговом повороте распределение давления на лыжи должно составлять 50 на 50 %. Однако это слишком большое упрощение. Теоретически при разложении 50 на 50 %, лыжи будут двигаться на кантах быстрее всего. Однако сохранение такой нагрузки возможно лишь в условиях, приближенных к лабораторным. Чем круче склон, а снег тверже – тем акцентированней должен быть перенос веса на нижнюю лыжу, чтобы увеличить давление канта на склон и удерживать резаный след.

Корпус правильно сбалансирован, возможно продавливание голенями ботинок.

Для лучшего понимания приведу пример: представим себе человека весом 50 килограмм, движущегося на лыжах с контактной длиной кантов равной 100 сантиметрам. В случае с равномерной нагрузкой обеих ног давление на один сантиметр канта составит: 50 килограмм разделенных на 200 сантиметров (2 лыжи) и равно 0,25 килограмма на сантиметр. В случае нагрузки только одной лыжи эти величины возрастают вдвое – до 0,5 килограмма на сантиметр. В связи с этим, не все ли равно, какую из лыж нагружаем больше? Несколько знакомых теоретиков даже утверждают, что на внутренней лыже может быть быстрее. Нагружаем, однако, верхнюю лыжу только из соображения безопасности. Просто напросто, тогда, когда мы не в состоянии удержать резаный поворот и лыжа соскользнет, едучи преимущественно на внешней лыже, всегда можно подпереться внутренней. В противном случае – падение неизбежно.

Несмотря на радикальный наклон, вес тела приходит на внешнюю лыжу. Обратите внимание на параллельное расположение больших берцовых костей.

Чуточку истории

Следует помнить, что технику резаного поворота спортсмены применяли уже очень давно. Только на ровных и длинных лыжах и, конечно, только в виражах с большим и очень большим радиусом. Вместе с появлением на лыжном рынке снаряжения с более сильной и агрессивной геометрией появилось много новшеств в технике катания. К самым выдающимся теоретикам и практикам тех времен относились такие гуру: Walter Kuchler, Seep Burcher, Simon Ylacomet. У всех была общая черта: ни один из них не был в молодости спортсменом. Каждый из них сплотил вокруг себя группу меньших пророков, которые понесли далее в свет карвинговую революцию. Следовало довольно радикально изменить системы обучения и создавать новые программы, упражнения и т.д. Одним из тех нужных упражнений было выполнение так называемой «маршировки», т.е. быстрого выдвижения нижней лыжи вперед в конце поворота с одновременной перекантовкой. Через несколько лет на сторону баррикад коротких карвинговых лыж перешли спортсмены (а в принципе их тренеры, которые годами были главными тормозными устройствами в лыжном спорте).Только тогда резаная техника на современных лыжах, включая и короткий слаломный поворот, была окончательно отшлифована.

Нога волочится, бедра выкручены, нет возможности догрузки внешней лыжи.

Главная проблема: выдвигать или не выдвигать?

«Маршировка» имеет свои плюсы. Менее продвинутым лыжникам, или только обучающимся резаной технике, она помогает понять суть поворота: полную перекантовку еще до начала нового поворота. Однако минусов больше. Выдвижение внешней ноги вперед в конце поворота в большинстве случаев приводит к пребыванию в этой позиции в течение всей фазы нового поворота, а предыдущая внешняя нога теперь становится внутренней и сильно опережает ту, вторую, ставшую внешней.

Если все давление на внутренней лыже – нет возможности управления радиусом поворота.

Такой способ движения по дуге имеет одни недостатки. Линия бедер автоматически выкручивается от склона, и лыжник принимает положение легкого отстранения от склона и центра поворота, хотя плечи и бедра должны быть расположены перпендикулярно к оси лыж. Из-за ведения внешней ноги сзади, за центром тяжести тела, трудно произвести на нее соответствующее давление. В таком положении многие лыжники слишком или даже полностью нагружают внутреннюю лыжу, что в большинстве случаев приводит к явлению «Klammer Schwung». Выдвинутую вперед лыжу трудно поставить на кант под тем же углом, что и внешнюю. Поэтому обе лыжи движутся по склону с разным углом закантовки и соответственно разными радиусами и дестабилизируют езду. В таком положении многие лыжники имеют тенденцию к чрезмерному управлению внешним коленом (так называемый «икс»), прижимают его к середине поворота вместо того, чтобы давить вперед. Это может приводить к травмам. В конце концов «Маршировка» без необходимости продлевает время перехода с канта на кант.

Ведение ступней по возможности на одной линии является ныне обязательной в технике. При таком положении, расположение бедер и плеч перпендикулярно к оси лыж становится делом значительно более простым. Гораздо легче становится параллельное удержание больших берцовых костей, т.е. постановка обеих лыж на кант под одним углом. Центр тяжести тела, если смотреть с боку, должен находиться между передним и задним предохранителем креплений внешней лыжи. Только тогда можно регулировать сгибание лыж с помощью давления большой берцовой кости на голенище ботинка, либо нагрузить на 100% внешнюю лыжу в критической ситуации. Переход с канта на кант более быстрый, т.к. выполняем на одно движение меньше.

Я отдаю себе отчет в том, что из-за анатомических ограничений человеческого тела, более согнутая внешняя нога при выполнении очень глубоких виражей, автоматически окажется чуть впереди. Ничего с этим не поделаешь, но специальное выталкивание внутренней лыжи вперед – ошибка!

Многие инструкторы и тренеры обучают определенным новшествам таким образом, каким были обучены сами. А ведь развитие лыжных техник происходит все время. То, что 10 лет назад было очевидным и обязательным, завтра может оказаться совершенно ненужным. Важно развиваться по мере прогресса времени. Оказии для анализа предоставляют хотя бы трансляции с Олимпийского Кубка Мира и анализы нашего (NTN Snow&More) дежурного гуру от техники Рона ЛеМастера.

skiclub.by

Горнолыжный инструктор в Австрии Инструктор в Ишгль, Майрхофен, Зёлден, Китцбюэль, Ст.Антон: Вопрос №86: -- "Разножка в горных лыжах

Постоянно вижу на горе людей которые говорят что борятся с некой разножкой, а на вопросы когда она возникает, где она у них, толком ответить не могут, получается что борятся сами не знаю с чем. В целом сразу скажу, что внутренюю ногу следует сначала согнуть "в острое колено" и затем выдвинуть вперёд, что бы вышел тазобедренный сустав, но само колено должно оставаться острым. Затем следует согнуть в колене внешнюю ногу, тоже до остроты в колене. В это случае никакой разножки не будет.Разножка будет, если  вы просто выдвините внутенуюю ногу вперёд, без острого колена, и сами отшатнётесь назад. Так же разножка будет, если вы будете тупо давить на внешнюю ногу, в результате она будет прямая, а вас будет отворачивать к горе, от долины. Просто так держать ноги вместе, без остроты в коленях и отсаживаясь назад -- это не разножка, но это другая крайность -- катание свечкой.В интернете довольно известные МС озвучивают версии, мол "ногу нужно засовывать под себя" - считаю что это вовсе не тот путь, т.к. подобные советы отвлекают и толку мало, и вообще приводят к иксобразным "путанным ногам". И если уж на то пошло, то внешнюю ногу не засовываем под себя), а просто сгибаем в колене, как было озвучено выше по тексту. вторая часть в том, что нельзя говорить о ногах, не решая развесовки суставов в верхней части тела, не просто нельзя, но бесполезно!  Например, мало тянуть руки вперёд, это бесполезная команда, она работает только в том случае, если всё остальное за ней в теле "притягивается" верно. Ну скажите тяни руки вперёд, в результате обычный лыжник отклячивает попу назад, а руки подаёт вперед -- но это "хлам"! Поэтому подобные команды просто глупы.  Скажу так, что подробно описывать в интернете секреты не буду, озвучу лишь что и просто наклонится вперед тоже не могут. Тут скажу, что правильно наклонятся не за счёт мышц спины, как обычно это чайники делают, а за счёт изгиба в области таза, а ещё точнее мышцей в районе выше копчика. Там есть область на которую обычно наносят "татуировку", вот эту область следует "отпустить" (расслабить). Что до подачи тела вперёд, то сначала отпускам "татуировку", затем тело наклонится вперёд (сохранив при этом расслабленную спину), и затем тянемся вверх. Таков верный порядок действий. Уж не знаю, поймёт ли описание кто-то или нету, скажу так, что тупо наклонишь тело вперёд -- это значит сделал это мышцами спины, а раз так, то закрепостился, с значит что если понадобиться управлять телом мышцами спины, то не сможешь удерживать наклон вперёд. Как видите всё просто))), сделал движение не теми средствами и получил проблемы.  У меня нету времени и желания тут описывать всякие там разные "не понятные доводы", которые считаю слабыми, поэтому сразу озвучу факты как различить и что делать. Итак, если вы просто выставили внутреннюю ногу вперёд и при этом внутренняя нога находиться в не остром угле в колене, то это скорее всего "вредная разножка" (о положении спины читайте ниже).  Если угол в колене меньше чем 90 градусов, то обычно что разножка то что нужно, а если угол очень острый и колено касается груди, идёт к соску на груди, то это явно рейсовая профессиональная разножка. Итак, если колено "тупое", то это обычно это плохо, тк. вы будете отсаживаться назад, развесовка суставов будет ложная.  Если колено по ощущениям мышц и связок острое, то это верный путь, тк. в этом случае начнут сокращаться и паховые мышцы и мышцы живота подтягивая и верний корпус тела, ставя его примерно параллельно голени.Если колено согнуто до касания на груди, всё профессионально! Очень важна развесовка суставов, например, в завершении поворота, вы можете видеть "прямой угол" в колене и чайниковски толковать как ложную разножку -- это глупость, в действительности это может быть момент разгрузки лыж и тп. Человек который не умеет кататься, толком разобраться в деталях не может, такой обычно всё выдёргивает из контекста. В моём понимании вообще разговоры о разножке исчезают, сразу как только человек начинает управлять суставами в верхней части тела и коленями по целям, а пока там бардак, то начинаются "поиски" и "глюки". Человек действительно пытается выдвинуть ногу, она из под него выезжает, он отсаживается назад и тп. Если же человек сгибает колено, но нога тоже выезжает, но "суставная развесовка" и цент масс остаётся под ним. 

В завершении, озвучу ещё один признак.Угол наклона спины в долину, должен быть параллелен углу наклона голени ведущего колена в долину или больше в долину или перпендикулярен склону, если не перпендикулярен, то имеет смысл говорить не о разножке, это ложны путь, а говорить о том, что нету "средней позиции", то есть тело не перпендикулярно склону, то есть решать нужно это! Обычно большинство сохраняют вертикальное положение тела относительно линии горизонта, а не относительно линии склона, поэтому все разговоры о разножке - это вообще-то должны быть разговоры об этом, а не о том, выдвинул ногу или нет.  Если спина отклоняется назад, то это уже вредная разножка, то проблема как вы поняли, вовсе не в выдвинутой ноге, и даже не в углах, а в положении спины относительно склона.

Профессиональная разножка, а скорее верное положение тела относительное склона на фото. 

В результате наклона расстояние между внутренней лыжей и внутренним бедром меньше расстояния между внешней лыжей и внешним бедром. Чем сильнее наклон ног (и чем шире постановка лыж), тем больше эта разница. Таким образом, необходимо сгибать внутреннюю ногу сильнее, чем внешнюю. Поскольку при использовании горнолыжных креплений невозможно приподнять каблук ботинка над лыжей, при сгибании колена внутренней ноги приходится выдвигать вперед внутреннюю лыжу. Результатом является разножка. При этом внутренняя лыжа находится уже дальше в повороте и соответственно влияет на изменение направления движения. Это означает, что если необходимо сократить элемент проскальзывания до минимума, то величина разножки должна соответствовать радиусу поворота. Слишком большое разведение ног приводит к торможению внутренней лыжей ("захват").

www.ischgl-mayrhofen-ski-instructor.com

Динамическая закантовка

Леонид Фельдман

На этой страничке хотел бы обратить ваше внимание на такую важную деталь как положение ног в повороте. Почему я обращаю внимание на это? Потому, что в течении многих лет нас учили ( а многие весьма уважаемые люди продолжают учить и сейчас), что основным движением при входе в поворот является ангуляция колена, или проще говоря наклон колена внутрь. Что при этом происходит? При смещении колена внутрь новая внешняя лыжа начинает вход в поворот, совершая вращательное движение. Естественно это приводит к ее проскальзыванию.Вращение лыжи в повороте всегда ведет за собой проскальзывание, а с точки зрения механики, закантовка коленом принципиально не сильно отличается от пихания лыжи боком. При этом не используется геометрия и динамические характеристики современных лыж Как же выполнять повороты на современных лыжах с глубоким боковым вырезом? Мы ( Грег и я ) многократно на различных страницах нашего сайта говорим: чтобы, прикрепленная к вашим ногам лыжа повернула, необходимо лыжи сместить в сторону от центра тяжести или центр тяжести в сторону от лыж. Почему мы говорим о центре тяжести или о бедрах? Да потому от взаимоположения лыж и центра тяжести зависит угол закантовки! Чем дальше от лыж вы смещаете центр тяжести, тем выше угол закантовки. При этом лыжи работают согласно своей конструкции. Давайте попробуем детально разобраться в принципиально важном отличии закантовки коленом от закантовки смещением центра тяжести внутрь поворота.

  Необходимо четко понимать, что перемещение колена внутрь поворота, есть вращение бедренной кости и голени, что и вызывает наклон стопы приводящей к постановке лыжи на кант. В отличие от заклона корпуса это, совершенно иное по сути своей движение, ведет к запиранию стойки и ограничению угла закантовки.При этом ноги оказываются в x-образном положениив связи с чем, верхняя лыжа ведется плоско. Силы (центробежная и тяжести) в повороте нарастают, а лыжник не может противопоставить им более высокий угол закантовки, так как колено уже максимально наклонено внутрь. Таким образом лыжник не может переместить центр тяжести в сторону от лыж, а следовательно одновременно закантовать обе лыжи, что приводит к проскальзыванию задников во второй части дуги. Чем больше скорость спуска, тем больше центробежная сила и... проскальзывание Особенно ярко это проявляется на жестких ледянистых склонах Часто некоторые инструктора и любители жалуются на то, что лыжа не держит в определённых условиях. Возможно это и так, но в большинстве случаев это обусловлено ограничениями техники закантовки коленом и к лыжам отношения не имеет.

  Что же нужно для того чтобы лыжа резала? Начиная поворот на параллельных лыжах постарайтесь почувствовать как ваши голеностопы,упираются в языки ботинок,а сами стопы совершают как бы перекатывающие движения от большого пальца к маленькому на внешней ноге и от маленького к большому на внутренней ноге, тем самым наклоняя лыжи.(Все это подробно описано в Инструкторской на страничке Карвинг) Ноги работают как на велосипеде перемещая центр тяжести ( бедра) в сторону от лыж. Чем больше распрямляется внешняя нога и сгибается внутренняя тем дальше от лыж смещается центр тяжести, и тем круглее дуга поворота. В этом и есть коренное отличие горнолыжной техники сегодняшнего дня от того что было 6-8 лет тому назад.

Хотел бы обратить внимание на такой важный момент как выдвижение вперед внутренней ноги при инициации поворота.Этому движению по- прежнему учат многие российские инструктора. Как правило рекомендуется выдвигать внутреннюю лыжу вперёд на не менее чем полботинка. Должен заметить, что это движение (разножка), на ранних стадиях обучения (поворот из упора) ведет к созданию неверного биомеханического рисунка, который в дальнейшем очень тяжело исправить. Давайтеего проанализируем. Итак лыжник выдвигает внутреннюю ногу (лыжу) на полботинка вперед. При этом бедро внутренней ноги перемещается вперед,а центр тяжести смещается вперед и внутрь.Однако это происходит далеко не всегда. Более часто лыжники со средним балансом оказываются в задней стойке в результате утрированного выдвижения внутренней лыжи вперёд. В любом варианте это ведет к большей загрузке внутренней ноги в начале поворота. При этом теряется контакт голеностопа внутренней ноги с языком ботинка, иными словами теряется контакт ноги и лыжи то есть внутренняя лыжа на какое-то мгновение теряет загрузку при входе в поворот. Ощущение более стабильного положения при продольной разножке верно, но только при статичном «запертом» положении. В движении, особенно на большой скорости, из такой стойки невозможно выполнить одновременную динамичную закантовку обеих лыж так как угол закантовки внутренней лыжи будет всегда меньше чем наружной

Поймать правильное движение можно и в домашней обстановке Очень хорошо если есть возможность воспользоваться зеркалом. Встаньте рядом с какой-нибудь опорой ( стенкой или столом ) и сделайте следующее: согните колени, стопы и бедра параллельны в широкой стойке на одном уровне.Теперь распрямите внешнюю ногу, а внутреннюю (ближнюю к опоре), оставьте в том же положении. Центр тяжести сместился, ушел от стоп, лыжи закантовались. Теперь попробуйте в другую сторону. Если все эти упражнения делать перед зеркалом, то сразу видно, как центр тяжести перемещается за счет сгибания и разгибания ног, что и приводит к наклону голеностопов, закантовке. Для полноты ощущений можете все это повторить в горнолыжных ботинках Почувствовали быстроту и мощность этого движения! Поверьте, что даже на достаточно пологом склоне, скорость будет весьма чувствительной.

   

Предполагаю, что система обучения в, которой используется выдвижение вперед внутренней ноги в начале поворота является результатом не совсем правильной интерпретации фотографий спортсменов с Кубка Мира. Стремление тренеров и инструкторов приблизить технику российских лыжников к технике лучших в мире спортсменов вполне объяснимо. Однако простое копирование отдельных статических положений успеха не принесёт. Нужно понимать, что положение лыж спортсмена на фотографиях зачастую зависит от ракурса съёмки, поэтому то что видится на картинках весьма обманчиво. В действительности все спортсмены стремятся к минимизированию продольной разножки. Если она и проявляется, то только в завершающей стадии поворота на крутом склоне. Я отдаю себе отчёт в том, что по любым печатным материалам, какими бы хорошими они не были, научиться кататься можно, но весьма не просто. Ведь самого себя со стороны не увидишь. Особенно сложно это сделать в таком виде спорта как горные лыжи где требуются филигранная техника, чувство снега и рефлекторное принятие решений. При обучении резаному повороту возникают определенные трудности. Основная проблема заключается в том, что в большинстве видовфизической деятельности наши голеностопы и бедра лежат в одной плоскости, и центр тяжести находится примерно посерединестоп. Резаный поворот требует от лыжника находиться в совершенно неестественном положении, при котором центр тяжести смещен в сторону от стоп. Технически это достаточно сложно, но на мой взгляд, проблема еще и психологическая. Весьма не просто привыкнуть к тому, что корпус и ноги перемещаются в параллельных плоскостях. Куда проще наклонить коленку внутрь и вроде бы как режешь, а на самом деле просто стоишь над лыжей и едешь боком. Весьма типичный вариант такого поворота показан на этой раскадровке.

  На раскадровке ниже великолепно видны те изменения в технике которые произошли в течении последних нескольких лет. Современный стиль катания демонстрирует молодой канадский спортсмен Жульен Кузино. В его исполнении обе лыжи находятся на снегу, ведутся широко и достичь стабильного баланса в повороте намного легче, не смотря на то, что центр тяжести спортсмена находится намного дальше от стоп. Продольная разножка лыж практически отсутствует. При этом угол закантовки обеих лыж может изменятся в очень большом диапазоне. Это позволяет спортсмену чисто вырезать круглый законченный поворот на большой скорости. Убеждён что испытываемое при этом ощущение контроля значительно более сильное чем при выполнении поворотов старого типа.

 

Фото Жульен Кузино

Еще одна серьезная проблема - скорость. Статистика показывает что на современных карвинговых лыжах скорости выше примерно на 30 процентов. Среднему лыжнику катающемуся в больших горах 10-15 дней в году, порой очень трудно бывает переступить через некий скоростной барьер, выйти из зоны комфорта и превысить те скорости к которым он уже привык.Однако резаные повороты на начальном этапе требуют именно этого. Я убеждён что для того чтобы успешно и в кратчайшие сроки овладеть техникой и преодолеть психологический барьер, необходим горнолыжный инструктор, который сможет подобрать подходящий склон, наглядно продемонстрировать и доходчиво объяснить. Хороший инструктор легко определит ваши ошибки, максимально поможет в их исправлении, а самое главное вселит веру в собственные силы, необходимую для освоения новой техники динамической закантовки. Именно поэтому многие лыжники из года в год возвращаются к своим инструкторам. Ведь инструктор это друг и помощник, а ведь всегда приятно иметь дело с человеком которому можно довериться. Еще одно важное дополнение. На первых порах главная задача - поймать движение.Лучше всего это делать на широком пологом склоне. Побольше правильной практики и вы сможете легко контролироватьлыжи на запредельной для себя скорости Я уверен что у васобязательно все получиться!

По материалам сайтаЛеонида Фельдмана иГригория Гуршмана

наверх страницы

www.extremeworld.ru

Принцип выровненности в современной технике

В этой статье я хочу привлечь внимание лыжников и инструкторов к фундаментальным основам современной техники с точки зрения выровненности. Под выравненностью я понимаю одинaковое положение определённых частей движущейся системы человек — лыжи. На мой взгляд, именно выровненность позволяет управлять современными лыжами наиболее эффективно.

Прежде всего обозначу ещё раз основные элементы техники о которых уже не раз говорилось как здесь, так и в тренерской:

  • лыжи параллельны во всех фазах поворота,
  • носки лыж на одном уровне, явная продольная разножка отсутсвует
  • угол закантовки обеих лыж примерно одинаков
  • параллельные ноги и голени
  • загрузка внутренней лыжи
  • paзгрузка вниз, при которой происходит прохождение лыж под телом и корпуса над лыжами.
  • ранняя закантовка и создание давления в линии падения склона,

Попробую чуть более подробно остановиться на некоторых из приведённых выше элементов техники с точки зрения выровненности.

Итак, лыжи параллельны во всех фазах поворота. Это означает, что расстояние между носками и пятками лыж во всех стадиях поворота должно быть одинаковым, как демонстрирует опытный инструктор PSIA:

Не стоит считать что дистанция между лыжами всегда одна и та же, например ширина бёдер, плеч и т.д. Дистанция между лыжами зависит от крутизны склона, его покрытия, типа поворотов и скороcти спуска. В различных условиях выполнения поворотов дистанция между лыжами может быть больше или меньше, но лыжи всегда должны быть параллельны, в ходе выполнения поворота или серии однотипных поворотов.

Естественно, что в противном случае лыжник или вернётся в положение упора или полностью потеряет контроль над внешней лыжей как показано на этих фото:

В обоих случаях выполнение даже подобия хорошего резанного поворота становится невозможным. Основной причиной является невозможность достижения близких по величине углов закантовки обеих лыж как показано на фото ниже:

Итак, лыжи закантовываются примерно на одинаковый угол при условии что они ведутся параллельно. Безусловно что угол закантовки зависит от диапазона смещения центра тяжести лыжника, который в свою очередь зависит от скорости спуска. Примерно равная закантовка обеспечивает то, что лыжи поворачивают практически одинакого. Наиболее справедливо это в отношении коротких более сильно приталенных лыж.

Равные углы закантовки лыж обеспечиваются параллельностью голеней лыжника:

В идеале угол закантовки обеих лыж должен быть примерно одинаковым как во время ведения дуги поворота, так и между поворотами. Иными словами, обе лыжи одновременно идут и плоско и на кантах. Естественно закантовка лыж будет меняться в зависимости от фазы поворота, но самое главное чтобы она была одинаковой в каждой из фаз.

Я так же хотел бы еще раз обратить внимание на такое ключевое движение как смещение центра тяжести внутрь дуги поворота. За счет чего происходит это смещение? За счет выпрямления в коленном суставе внешней в повороте ноги и сгибания внутренней.

Не стоит забывать, что любое даже незначительное вращательное движение колена внешней ноги ведёт к непараллельности голеней и разным углам закантовки лыж:

Как уже отмечалось выше такое положение не способствует выполнению хороших поворотов.

Этому так же не способствует и выдвижение вперед внутренней ноги, продольная разножка, применяемые многими для начала поворота:

Это движение весьма не просто исправить, если оно укоренилось ещё с момента освоения поворотов плугом. В чём же заключается главный негативный эффект продольной разножки? Полагаю ответ очевиден – она ведёт к излишней загрузке внутренней лыжи и потере давления на внешней. Из этого положения весьма сложно выполнить какое-либо смещение центра масс одна и та же внутрь дуги. Лыжник, использующий продолную разножку в начале поворота, всегда будет стоять над лыжами и не достигнет плавной закантовки обеих лыж по мере продвижения по дуге.

Попробуйте ради интереса, одев горнолыжные ботинки, поставить ноги на один уровень и подпрыгнуть. А теперь поставьте ноги в продольную разножку и сделайте тоже самое. Второй вариант требует несомненно больших усилий. Дело в том, что при разножке баланс смещается назад и внутрь. Таким образом смещение центра тяжести внутрь поворота не приводит к созданию давления на канту внешней лыжи.

В этом плане не стоит путать незначительную разножку проявляющуюся в завершающей стадии поворота на крутом склоне, с выдвижением внутренней лыжи в начале поворота.

Говоря о входе в поворот и контроле движения лыж по дуге, хотел бы остановится на положении коленей и голеностопов.

Если раньше инструктора и опытные лыжники напоминали, что голеностопы должны упираться в языки ботинок, то сейчас это можно считать излишним. Современные правильно подобранные ботинки обеспечат как контакт голеней с языками ботинок, так и правильный угол сгибания голеностопов. Если посмотреть на современный горнолыжный ботинок в профиль легко заметить, что он имеет небольшой наклон вперед. В идеале на такой же угол должны быть согнуты голеностопы.

Естественно что угол наклона голеностоплов задаваемый ботинком компенсируется углами сгибания коленей и поясницы что и создаёт современную сбалансированную стойку:

Соответствующие углы наклона голеностопов, коленей и поясницы позволяют полностью контролировать движение лыж в повороте. При давлении голеностопов на языки ботинок осуществляется давление на переднюю часть лыж. Таким образом осуществляется их контроль: увеличивая давление голеностопа на язык ботинка лыжник может контролировать крутзину дуги в начальной фазе поворота. Уменьшая давление на язык ботинка лыжник может переносить давление к середине и даже к пятке лыжи тем самым спрямляя дугу и поддерживая скорость на выходе из поворота.

Естественно что неумение прикладывать давление к передней части лыж в нужный момент приводит к сидению сзади и потере контроля в управлении лыжами.

Также хочу остановиться на положении рук. При выполнении поворота руки слегка согнуты в локтях и вытянуты вперед и в стороны. Глядя сквозь очки лыжник всегда должен видеть запястья рук:

Бытует мнение, что расстояние между обеими руками и поверхностью склона должно быть одинаковым. На мой взгляд это не совсем верно. При низких скоростях на начальном и среднем уровне такое положение рук вполне допустимо. Однако на больших скоростях при большем смещении центра тяжести внутрь поворота расстояние между склоном и внутренней рукой всегда будет меньшим чем между склоном и внешней, как демонстрирует Майер:

На мой взгляд, универсальным ориентиром может служить одинаковое расстояние между кистями рук и корпусом лыжника.

Тем не менее не стоит путать смещение всего тела и касание или почти касание склона внутренней рукой с просто опусканием внутренней руки как показано на фото ниже:

Опускание внутренней руки на уровень пояса или отведение её назад приводит к закручиванию корпуса и потере давления на кантах лыж.

В заключение хочу вернутся к принципу выровненности системы человек-лыжи и повторить для более легкого запоминания какие элементы системы должны быть одинаковы:

  • расстояние между носками и пятками лыж во всех стадиях поворота
  • угол закантовки обеих лыж должен быть одинаковым,
  • носки лыж находятся на одинаковом уровне (разножка отсутствует)
  • одинаковый угол сгибания голеностопов в нейтральной стойке
  • одинаковое расстояние между кистями рук и корпусом.

Мне думается, что соблюдение всех этих «одинаковостей» поможет привести к правильному сбалансированному положению во всех фазах поворота. Убеждён, что это послужит залогом правильного безопасного катания и конечно получения при этом максимального удовольствия. Лыжник может работать над выравниванием самостоятельно или с помощью инструктора. Инструктора, анализирующие технику своих клиентов, могут достичь весьма быстрых результатов просто следя за выровненностью системы лыжника.

Всем желаю самого наилучшего в освоении горнолыжной техники!

 

youcanski.com


Смотрите также