Горнолыжный элемент — авальман. Разгрузка лыж


2.3.2. Разгрузка лыж. «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера

2.3.2. Разгрузка лыж

Разгрузка лыж относится к тем фундаментальным элементам, которые в современной технике претерпели значительные изменения. Именно изменениям в технике разгрузки лыж и посвящен данный раздел.

Разгрузка лыж появилась в арсенале горнолыжников задолго до закантовки и резаных поворотов. Как только люди стали пытаться спускаться на лыжах с гор, у них возникла необходимость изменять направление движения, объезжать препятствия и, в конечном счете, выполнить повороты просто по желанию. Все знают, что для разворота лыж воздействие веса лыжника должно быть минимальным. Именно для этого и использовалась разгрузка лыж. Наиболее ярко выраженным случаем разгрузки, когда давление на лыжи при повороте практически отсутствует, является поворот с отрывом лыж от снега — поворот прыжком. Даже в качестве упражнения этот элемент в спорте почти не используется. Подобная разгрузка необходима в основном для поворотов с боковым проскальзыванием. Нас же интересует применение разгрузки в современных резаных поворотах, где разворота лыж практически нет и разгрузка служит для снятия давления с кантов в стадии сопряжения дуг.

Как и другие элементы техники, разгрузка лыж совершенствовалась и видоизменялась. В современных горных лыжах разгрузка едва заметна. Бытует мнение, что в технике спортсменов она полностью отсутствует, но это в корне не так. В этом разделе я попытаюсь доказать наличие разгрузки и детально рассмотреть её применение спортсменами-мастерами высокого класса.

Наиболее распространенным и весьма понятным методом «облегчения» лыж является гак называемое привставание — распрямление ног, предварительно согнутых в коленях. Этому обучают малышей все детские спортшколы в мире. Несмотря на различия в терминологии и подходах к обучению, на любом из мировых курортов можно увидеть тренера малышей, подающего короткие команды: «присядь — встань — поверни!». Интересно, что даже в такой инструкции из трёх слов при желании легко можно найти пару неточностей. Во-первых, приседание в принципе отличается от сгибания ног в коленях. Только спортсмены высокого уровня могут приседать, оставаясь сбалансированными над средней частью лыж. В большинстве случаев спортсмены не приседают в чистом виде. Для младших юниоров приседание чревато подсаживанием назад с переносом веса далеко к пяткам лыж. Из такого положения весьма непросто перейти в следующий поворот. Даже отчаянные попытки встать, как правило, не приводят к эффективной разгрузке. Пятки лыж остаются сильно загруженными, что не позволяет лыжникам плавно сопрягать повороты. Вторая неточность в этой гипотетической инструкции — неверная последовательность событий. После того как лыжник встал (распрямил ноги), на его лыжи давит все тот же вес, препятствующий развороту или смещению лыж относительно тела. Изменение давления на лыжи происходит в процессе разгибания, а именно в первый же момент после завершения движения. Значит, и поворачивать или смещать лыжи следует практически одновременно с разгибанием ног. Описанный выше способ разгрузки называется разгрузкой вверх и используется спортсменами уже очень и очень давно. Однако разгрузка вверх в исполнении спортсменов высокого уровня сильно видоизменилась. Во-первых, разворот лыж практически отсутствует и, соответственно, лыжи должны быть разгружены в меньшей мере. Основная цель разгрузки — это «отпускание» кантов. Для обеспечения этого достаточно меньшего диапазона сгибания-разгибания ног при более высокой интенсивности движений. Нужно отметить, что разгибание идет не только вверх и вперед, но и в сторону, в направлении центра следующего поворота. Таким образом, создаётся впечатление, что ноги движутся под телом подобно маятнику и никакой разгрузки в привычной для нас форме не происходит. Отчасти это впечатление подкрепляется продвижением центра тяжести спортсмена вперед над лыжами в направлении линии падения склона и заклоном внутрь будущего поворота. Если учесть, что весь комплекс движений занимает от 0,3 до 0,5 секунды, то вполне понятно, почему даже некоторые тренеры верят в то, что разгрузка лыж уже не используется в спорте.

На самом деле разгрузка по-прежнему является фундаментальным элементом техники. Это великолепно иллюстрирует кинограмма Хермана Майера (фото 2.3.21), выполняющего поворот слалома-гиганта на крутом склоне. Наибольший интерес, с точки зрения темы этого раздела, представляют кадры 1, 2 и 3. Именно на них наглядно представлено выполнение разгрузки вверх. Это не только самый эффективный, но и единственно возможный метод разгрузки на склоне подобной крутизны при относительно небольшом радиусе поворота. В этих условиях практически невозможно перевести .лыжи на другую сторону от корпуса спортсмена для нового поворота без их предварительной разгрузки.

На кадре 1 Майер завершает поворот в положении гиперсгибания (более подробно описанного ниже) и готовится нанести укол палкой. Плечи и таз спортсмена направлены в сторону движения лыж. Кадр 2: Майер наносит укол достаточно далеко внизу, по линии падения склона, слегка «открывает» — разворачивает таз (бёдра) — и начинает распрямление верхней по склону ноги, которая должна стать новой наружной для следующего поворота. На кадре 3 запечатлена сама разгрузка. Обе ноги находятся в несколько разогнутом положении, однако далеки от полного выпрямления. Совсем небольшого движения разгибания, выполненного с определённой интенсивностью, более чем достаточно для отпускания кантов. Нет никаких сомнений в том, что обе лыжи находятся в разгруженном состоянии. Далее они практически сами, под действием силы тяжести, смещаются в направлении линии паления склона. Спортсмен не прикладывает к лыжам никакого вращательного усилия, он лишь разгружает и «отпускает» их. Это движение требует филигранной точности и чувства лыж и склона. Казалось бы, задача выполнена, лыжи разгружены и уже «пошли» в новый поворот. Почему же тогда на кадре 4 Майер продолжает распрямлять ноги? Неужели он не знает, что такая выпрямленная открытая стопка не способствует скорости?

Ответ весьма прост, хотя и не очевиден. Отпустив лыжи и позволив им сместиться в нужном направление, спортсмен теперь должен их «поймать», подобрать под себя. Для этого он продолжает распрямлять ноги, продвигая при этом бёдра над лыжами вперёд и в сторону, внутрь нового поворота. Это позволяет начать раннюю закантовку лыж с их передней части (кадр 5). Далее тело продолжает смещаться внутрь поворота, при этом давление переходит к середине лыж.

Спортсмен продолжает гиперсгибание с давлением на заднюю часть лыж (кадр 6).

Безусловно, на лыжах новой геметрии можно поворачивать и практически без разгрузки, просто заваливая колени внутрь поворота и используя боковой вырез лыж. Я уже говорил, что называю такие повороты «декоративным» карвингом. В подобных поворотах нет динамики, связанной с прогибом и работой лыжи. Этим грешат очень многие юниоры, которые просто стоят на канте в ожидании того, что лыжа опишет поворот, близкий к радиусу бокового выреза. С этой тенденцией тренерам необходимо постоянно бороться. Подобные повороты занимают много времени и не применимы в спорте или просто в свободном катании на крутых склонах с жестким покрытием. Я убеждён, что настоящих динамически-сопряженных законченных поворотов без разгрузки лыж не достичь. Именно поэтому спортсмены используют разгрузку в той или иной форме практически во всех поворотах. Однако разгрузка лыж применяется спортсменами с весьма конкретной целью. Спортсмены прошлого поколения прибегали к разгрузке и последующему вращению лыж при выполнении поворотов на крутом леденистом склоне. Подобный метод входа в поворот практически не используется в современном спорте за исключением экстремальных ситуаций, когда минимальное перенаправление лыж неизбежно. В любом случае это ведет к потере времени. Все спортсмены, от юниоров до членов сборных команд, должны стремиться к переходу из одной резаной дуги в другую путём «отпускания» и «подхватывания» лыж. В завершающей стадии поворота слалома-гиганта на лыжу может давить до нескольких весов спортсмена. Разумеется, для перехода в следующую дугу давление на канты должно быть значительно уменьшено. Более того, разгруженные лыжи должны пройти под корпусом спортсмена, чтобы оказаться закантованными с другой стороны от его тела.

Фото 2.3.21 Херман Майер

Жесткие спортивные лыжи сами содействуют разгрузке. При разгибании ног лыжа отдаёт энергию, накопленную в результате сгибания в дугу. Все спортивные лыжи характеризуются высокой «отдачей», но и требуют незаурядных физических возможностей для их сгибания и ведения резаной дуги. Порой отдача лыж может быть излишне сильной и требует от спортсмена определенных действий, чтобы сохранять контакт лыж со снегом, а порой и для того, чтобы не вылететь с трассы. При разгрузке вверх отдача поглощается распрямлением ног. Другой вид техники поглощения и использования отдачи лыж был описан всемирно известным теоретиком горных лыж, профессором Гренобльского университета Жоржем Жубером более четверти века назад.

Этот технический приём получил название avalement (в русском произношении — авальман). Суть авальмана заключалась в сгибании (подтягивании под себя ног) в стадии завершения поворота. Это движение во многом напоминало работу ног при преодолении бугра средней величины. Неудивительно, что 25 лет спустя этот технический приём связывают с понятием «виртуальный бугор». Стало очевидно, что в технике современных горных лыж авальман может быть использован не только для смягчения отдачи лыж в конце поворота, но и для их разгрузки. Другими словами, четверть века назад авальман являлся ничем иным, как вариантом использования разгрузки вниз. Ведь сгибание ног производит такой же эффект как и разгибание, а именно — облегчает лыжи.

Разгрузка вниз широко используется в современных горных лыжах. Она пришла на смену авальману так же, как разгрузка лыж в боковом направлении заменила в спорте разгрузку вверх. Распространённой ошибкой юниоров является выпускание лыж слишком далеко вперёд из-под тела при разгрузке вниз. Это движение может создавать ускорение на очень пологом склоне, однако чревато подсадкой назад и слабой перецентровкой. Современные лыжи обеспечивают более чем достаточное ускорение в конечной стадии поворота, поэтому важную роль играет не выталкивание лыж вперед, а своевременное возвращение их назад, под тело лыжника, для входа в новый поворот.

Как же всё-таки используется авальман в современной технике? Нужно сказать, что сам термин уже давно не употребляется и даже не выделяется как самостоятельный технический приём. Я предпочитаю использовать термин разгрузка вниз. Авальман всегда воспринимался как что-то сложное и трудновыполнимое. Тренерам и спортсменам гораздо проще работать над конкретными отдельными элементами техники, чем пытаться овладеть очень сложным, не до конца понятным комплексом движений с иностранным названием. Более того, на протяжении многих лет не было полной ясности, когда и зачем нужен этот приём — считалось, что он эффективен лишь на буграх и доступен лишь звёздам горнолыжного спорта.

Я называю этот элемент современной техники просто разгрузкой вниз. Попытаюсь объяснить выполнение разгрузки вниз на примере кинограммы обладателя Кубка мира сезонов 2000 и 2001 гг. Хермана Майера (фото 2.3.22).

Здесь запечатлена завершающая часть поворота слалома-гиганта. На кадре 1 показан момент, когда Майер только что прошёл ворота. Положение спортсмена идеально иллюстрирует характерные особенности современной техники. Прежде всего нужно отметить, что плечи и таз (бёдра) спортсмена направлены в сторону движения лыж. Винтоугловое движение полностью отсутствует. Лыжи ведутся параллельно. Внешняя нога вытянута, в то время как внутренняя почти предельно согнута. Это положение получило название «гиперсгибание». Гиперсгибание часто ошибочно принимают за подсаживание назад и выталкивание лыж вперед подобно подхлёсту, использованному в авальмане. Порой эта ошибка усугубляется ракурсом, с которого сделан снимок. На мой взгляд, гиперсгибание — принципиально иное движение, характерное именно для современной техники. Спортсмен не сидит сзади, он идеально сбалансирован над серединой или слегка над задней частью внешней лыжи, на которую приходится порядка 80% давления. Внутренняя лыжа тоже загружена и содействует как поддержанию бокового равновесия, так и резанию завершающей части дуги поворота.

Фото 2.3.22 Херман Майер

На кадре 2 видно, как Манер увеличивает степень гиперсгибания, распрямляя внешнюю ногу и ещё больше сгибая внутреннюю. Распрямление ноги добавляет давления на внешнюю лыжу, которая находится далеко в стороне от корпуса лыжника, но не выпускается вперед, как при классическом авальмане. Сбалансированность над зоной лыжи, находящейся чуть позади её середины, является ещё более важной в этом положении. Малейшая неточность при давлении на заднюю часть лыжи — и она буквально выстреливает вперед из-под тела лыжника. Зато правильно приложенная нагрузка вызывает ускоряющую отдачу лыжи в передне-боковом направлении. Это принципиальное отличие от классического авальмана, где отдача шла вверх и вперед. На кадре 3 Майер начинает перенаправлять отдачу, сгибая внешнюю ногу и перенося часть веса на внешний кант уже слегка загруженной внутренней лыжи.

Фото 2.3.23 Томас Грэнди

Руки, плечи и корпус лыжника продолжают движение вперед, что позволяет смещать давление ближе к середине разгружаемых лыж. Ноги продолжают сгибаться и подтягиваться под тело (кадр 4). Разгруженные лыжи, как и в случае с вертикальной разгрузкой, стремятся к линии падения склона. Несмотря на то что бёдра спортсмена опущены низко позади коленей, он находится в идеально сбалансированном над серединой лыж положении. Далее, уже за пределами кинограммы, лыжи продолжают проходить под телом, «новая» внешняя нога вытягивается, и поворот начинается с давлением на переднюю часть лыж.

Очевидно, что разгрузка вниз более эффективна и надёжна, чем авальман, так как она обеспечивает лучший контакт со склоном и более стабильный баланс в передне-заднем направлении при переходе из поворота в поворот.

Оба метода разгрузки — вверх и вниз — используются в современных горных лыжах. Надеюсь, что из приведенного выше анализа кинограмм ясно, что разгрузка вниз может быть применена на склонах средней крутизны в более отлогих поворотах. В законченных круглых поворотах на крутом склоне разгрузка вверх до сих пор является единственно возможным вариантом.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют крутые повороты на склоне средней крутизны. В них используются оба вида разгрузки одновременно и присутствует как прохождение корпуса над лыжами, так и лыж под телом.

Такую разгрузку лыж на фото 2.3.23 великолепно демонстрирует неоднократный победитель на этапах Кубка мира, бронзовый призер в общем зачёте сезона 2005, выдающийся канадский спортсмен Томас Грэнди.

Именно это я бы назвал эволюцией авальмана.

К сожалению, такой техникой владеют пока единицы — лучшие в мире спортсмены. Безусловно, именно за этой техникой — будущее горных лыж.

При работе с детьми и младшими юниорами я рекомендую начинать с обучения разгрузке вверх. Как только появляется достаточная сбалансированность и синхронизация движений, можно переходить к разгрузке вниз. Это достаточно непростое движение, которое требует хорошего чувства равновесия и точной перецентровки. Преждевременные попытки обучения разгрузке вниз, скорее всего, приведут к развитию нежелательных антирисунков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Грег Гуршман - Пьянта су! или горные лыжи глазами тренера

Фото 2.3.21 Херман Майер

Жесткие спортивные лыжи сами содействуют разгрузке. При разгибании ног лыжа отдаёт энергию, накопленную в результате сгибания в дугу. Все спортивные лыжи характеризуются высокой "отдачей", но и требуют незаурядных физических возможностей для их сгибания и ведения резаной дуги. Порой отдача лыж может быть излишне сильной и требует от спортсмена определенных действий, чтобы сохранять контакт лыж со снегом, а порой и для того, чтобы не вылететь с трассы. При разгрузке вверх отдача поглощается распрямлением ног. Другой вид техники поглощения и использования отдачи лыж был описан всемирно известным теоретиком горных лыж, профессором Гренобльского университета Жоржем Жубером более четверти века назад.

Этот технический приём получил название avalement (в русском произношении - авальман). Суть авальмана заключалась в сгибании (подтягивании под себя ног) в стадии завершения поворота. Это движение во многом напоминало работу ног при преодолении бугра средней величины. Неудивительно, что 25 лет спустя этот технический приём связывают с понятием "виртуальный бугор". Стало очевидно, что в технике современных горных лыж авальман может быть использован не только для смягчения отдачи лыж в конце поворота, но и для их разгрузки. Другими словами, четверть века назад авальман являлся ничем иным, как вариантом использования разгрузки вниз. Ведь сгибание ног производит такой же эффект как и разгибание, а именно - облегчает лыжи.

Разгрузка вниз широко используется в современных горных лыжах. Она пришла на смену авальману так же, как разгрузка лыж в боковом направлении заменила в спорте разгрузку вверх. Распространённой ошибкой юниоров является выпускание лыж слишком далеко вперёд из-под тела при разгрузке вниз. Это движение может создавать ускорение на очень пологом склоне, однако чревато подсадкой назад и слабой перецентровкой. Современные лыжи обеспечивают более чем достаточное ускорение в конечной стадии поворота, поэтому важную роль играет не выталкивание лыж вперед, а своевременное возвращение их назад, под тело лыжника, для входа в новый поворот.

Как же всё-таки используется авальман в современной технике? Нужно сказать, что сам термин уже давно не употребляется и даже не выделяется как самостоятельный технический приём. Я предпочитаю использовать термин разгрузка вниз. Авальман всегда воспринимался как что-то сложное и трудновыполнимое. Тренерам и спортсменам гораздо проще работать над конкретными отдельными элементами техники, чем пытаться овладеть очень сложным, не до конца понятным комплексом движений с иностранным названием. Более того, на протяжении многих лет не было полной ясности, когда и зачем нужен этот приём - считалось, что он эффективен лишь на буграх и доступен лишь звёздам горнолыжного спорта.

Я называю этот элемент современной техники просто разгрузкой вниз. Попытаюсь объяснить выполнение разгрузки вниз на примере кинограммы обладателя Кубка мира сезонов 2000 и 2001 гг. Хермана Майера (фото 2.3.22).

Здесь запечатлена завершающая часть поворота слалома-гиганта. На кадре 1 показан момент, когда Майер только что прошёл ворота. Положение спортсмена идеально иллюстрирует характерные особенности современной техники. Прежде всего нужно отметить, что плечи и таз (бёдра) спортсмена направлены в сторону движения лыж. Винтоугловое движение полностью отсутствует. Лыжи ведутся параллельно. Внешняя нога вытянута, в то время как внутренняя почти предельно согнута. Это положение получило название "гиперсгибание". Гиперсгибание часто ошибочно принимают за подсаживание назад и выталкивание лыж вперед подобно подхлёсту, использованному в авальмане. Порой эта ошибка усугубляется ракурсом, с которого сделан снимок. На мой взгляд, гиперсгибание - принципиально иное движение, характерное именно для современной техники. Спортсмен не сидит сзади, он идеально сбалансирован над серединой или слегка над задней частью внешней лыжи, на которую приходится порядка 80% давления. Внутренняя лыжа тоже загружена и содействует как поддержанию бокового равновесия, так и резанию завершающей части дуги поворота.

Фото 2.3.22 Херман Майер

На кадре 2 видно, как Манер увеличивает степень гиперсгибания, распрямляя внешнюю ногу и ещё больше сгибая внутреннюю. Распрямление ноги добавляет давления на внешнюю лыжу, которая находится далеко в стороне от корпуса лыжника, но не выпускается вперед, как при классическом авальмане. Сбалансированность над зоной лыжи, находящейся чуть позади её середины, является ещё более важной в этом положении. Малейшая неточность при давлении на заднюю часть лыжи - и она буквально выстреливает вперед из-под тела лыжника. Зато правильно приложенная нагрузка вызывает ускоряющую отдачу лыжи в передне-боковом направлении. Это принципиальное отличие от классического авальмана, где отдача шла вверх и вперед. На кадре 3 Майер начинает перенаправлять отдачу, сгибая внешнюю ногу и перенося часть веса на внешний кант уже слегка загруженной внутренней лыжи.

Фото 2.3.23 Томас Грэнди

Руки, плечи и корпус лыжника продолжают движение вперед, что позволяет смещать давление ближе к середине разгружаемых лыж. Ноги продолжают сгибаться и подтягиваться под тело (кадр 4). Разгруженные лыжи, как и в случае с вертикальной разгрузкой, стремятся к линии падения склона. Несмотря на то что бёдра спортсмена опущены низко позади коленей, он находится в идеально сбалансированном над серединой лыж положении. Далее, уже за пределами кинограммы, лыжи продолжают проходить под телом, "новая" внешняя нога вытягивается, и поворот начинается с давлением на переднюю часть лыж.

Очевидно, что разгрузка вниз более эффективна и надёжна, чем авальман, так как она обеспечивает лучший контакт со склоном и более стабильный баланс в передне-заднем направлении при переходе из поворота в поворот.

Оба метода разгрузки - вверх и вниз - используются в современных горных лыжах. Надеюсь, что из приведенного выше анализа кинограмм ясно, что разгрузка вниз может быть применена на склонах средней крутизны в более отлогих поворотах. В законченных круглых поворотах на крутом склоне разгрузка вверх до сих пор является единственно возможным вариантом.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют крутые повороты на склоне средней крутизны. В них используются оба вида разгрузки одновременно и присутствует как прохождение корпуса над лыжами, так и лыж под телом.

Такую разгрузку лыж на фото 2.3.23 великолепно демонстрирует неоднократный победитель на этапах Кубка мира, бронзовый призер в общем зачёте сезона 2005, выдающийся канадский спортсмен Томас Грэнди.

Именно это я бы назвал эволюцией авальмана.

К сожалению, такой техникой владеют пока единицы - лучшие в мире спортсмены. Безусловно, именно за этой техникой - будущее горных лыж.

При работе с детьми и младшими юниорами я рекомендую начинать с обучения разгрузке вверх. Как только появляется достаточная сбалансированность и синхронизация движений, можно переходить к разгрузке вниз. Это достаточно непростое движение, которое требует хорошего чувства равновесия и точной перецентровки. Преждевременные попытки обучения разгрузке вниз, скорее всего, приведут к развитию нежелательных антирисунков.

2.3.3. Перецентровка - необходимый элемент техники резаных поворотов

Тренеры старшего поколения знают, что резаные повороты появились в горнолыжном спорте очень давно. Однако современные повороты слалома-гиганта во многом отличаются от поворотов, которые выполнял лучший в мире горнолыжник Ингемар Стенмарк около 20 лет назад. Повороты Стенмарка, казавшиеся тогда верхом динамики и технического совершенства, сегодня вряд ли имели бы успех даже на уровне юниоров.

В чём же состоит принципиальное отличие техники современных поворотов?

Однозначный ответ дать трудно. В этом разделе я бы хотел остановиться на одной из основополагающих особенностей современных поворотов: форма поворота и форма резаной дуги практически совпадают. Иными словами, резание дуги происходит на протяжении всего поворота, а не отдельной его части, как в поворотах двадцатилетней давности. Продолжительность резаного ведения увеличилась почти вдвое. В определённых условиях можно наблюдать непрерывный переход из одной дуги в другую даже без минимального проскальзывания. Изменилась и постановка трасс и форма поворотов: повороты стали более круглыми и законченными. При этом ведущие спортсмены вырезают чистую дугу буквально с самой верхней точки поворота над линией падения склона.

Всё это требует принципиально иной техники. Конечно, улучшению техники способствовали изменения в дизайне лыж. Увеличение бокового выреза а повышение гибкости лыж в сочетании с большей торсионной жёсткостью позволили спортсменам прийти к современной технике резания дуги поворота.

profilib.net

Горные лыжи и сноуборд - Что такое авальман

Авальман — это один из элементов горнолыжной техники. Заключается он в том, что человек сгибает ноги, когда завершает поворот. Сначала кажется, что всё очень просто, однако это совсем не так. Люди со всего мира годами совершенствуют технику выполнения авальмана. Далее, мы расскажем об особенностях и о том, как правильно применять этот горнолыжный элемент.

Для спуска с горнолыжных трасс вам пригодится такой прием как авальман

Особенности

Начнём сразу с особенностей такого горнолыжного движения:

  • Сразу начинается поворот.
  • Перед тем как вы входите в поворот, у вас нет опоры-закантовки. Это способствует гладкому скольжению лыж.
  • Настоящее движение включает в себя все основные элементы начала поворота, а именно: перекантовка, разгрузка, разворот лыж.
  • Метод загружает зад лыж, благодаря чему управлять ними становится легче, а скольжение по снегу делается более плавным.
  • Трассы с большим количеством бугров очень хорошо подходят под такой горнолыжный элемент. На таких трассах главное — использовать опору, когда вы заезжаете на бугор, а после этого выполнить авальман.
  • Такая техника способствует более плавному движению и скольжению по изрытым трассам. Опирайтесь на внешнюю ногу, и тогда вы даже не почувствуете дискомфорт, которым славятся такие трассы.
  • Когда вы входите в крутой склон, применяйте авальман. Более выраженный эффект вы получите, если будете выполнять его без опоры или с очень маленькой опорой.

Совершенствование авальмана

Первый вопрос, который задают начинающие горнолыжники, когда услышат слово авальман, — что это? Для всех же остальных вот парочка советов для совершенствования техники. Если вы будете с максимальной амплитудой закручивать повороты, а также делать их на больших скоростях, то это поспособствует оттачиванию этого элемента.

Практикуйтесь, входя в повороты, наполненные буграми и холмами. Чем больше скорость вхождения, тем лучше. Тренируйтесь, изменяя радиус с маленького на большой. Используя это движение, не думайте, что у вас выйдет долгий спуск с большим количеством поворотов.

Если вы обычный горнолыжник-любитель или просто человек, которому нравится этот спорт, то не следует допускать много поворотов. Только профессиональные спортсмены устраивают огромное количество вхождений, чтобы отточить навык выполнения авальмана до совершенства, а также улучшить свою физическую подготовку.

Когда вы спускаетесь на большой скорости, у вас тренируется несколько групп мышц. Это очень полезно, так как вы не только накачиваете эти мышцы, улучшая своё физическое состояние, но и вырабатываете рефлексы на выполнение авальмана. Более того, вы можете заметить некоторые нюансы во время выполнения этого элемента, чтобы исправить недочёты и понять, как правильно будет выглядеть идеальное выполнение именно в вашем случае. Кстати, на больших скоростях вы также шлифуете технику движения.

Сёрф и авальман

Горнолыжные элементы сёрф и авальман можно совмещать. Эта связка даёт спортсмену некоторые преимущества и определённые особенности. Вот основные преимущества этой связи:

  • Если использовать вышеописанную связку, то вы будете плавно входить в поворот, а также улучшите скольжение поворачивая. Это будет происходить, если сразу же после выполнения авальмана вы быстро отрегулируете положение лыж.
  • Связывая сёрф и авальман, вам будет легче управлять лыжами, а скольжение по дуге станет невероятно плавным.
  • Прорабатывая сёрф, вы со временем сами придёте к технике авальмана. А если не придёте самостоятельно, то начинать изучать этот элемент вам точно будет намного легче, а также вы быстрее его разработаете и доведёте до совершенства.

Закантовка и авальман

Очень часто начинающие горнолыжники путаются и выполняют вместо авальмана закантовку. Это очень серьёзная ошибка, так как эти две техники имеют разные цели и их выполняют, чтобы разработать различные способы движения. Необходимо строго различать эти элементы.

Происходит эта ошибка так: спортсмен сгибается в тот момент, когда нужна именно вертикальная опора. Чтобы этого избежать, выбрасывайте лыжи вперёд. Существует два очень простых действия, чтобы правильно делать авальман. Во-первых, используйте опору только для облегчения. Во-вторых, всегда выталкивайте ваши ступни вперёд. Именно горнолыжный поворот авальман вам в этом поможет.

В том же случае, если у вас не получается выполнить эти два действия, так как у вас выходит одно смазанное действие, то ни о каком оттачивании техники авальмана не может идти речи. Да, это довольно сложно, так как не всегда легко удержать равновесие, после того как вы вытолкнули ступни вперёд. Однако если же вы научитесь выполнять эти движения в 2 фазы, то сразу после выталкивания ступней ваше тело будет стремиться наклониться вперёд, из-за чего сохранить равновесие не составит труда.

Разгрузка

В современном горнолыжном спорте всё большую популярность обретает разгрузка вниз. Стоит отметить, что авальман применяется не только с целью разгрузки, но и чтобы ускориться. В наше время очень часто пользуются модифицированной версией этой техники. Стандартный же авальман сейчас практически не используется и этому есть ряд причин.

На крутых участках нет смысла применять авальман, так как на таких участках лучше всего себя показывает разгрузка вверх. К тому же сейчас люди работают с носка на пятку, а при такой технике ускорение не всегда будет кстати, тем более если учитывать нынешнюю высокую скорость, на которой обычно производят спуск профессионалы.

Кстати, иногда выпускание лыж ведёт за собой последующий ненужный поиск баланса. Спортивный инвентарь XXI века настолько модифицирован и адаптирован под снежное покрытие, что самостоятельно обеспечивает повышение скорости после выполнения поворота. Поэтому чаще всего выталкивание лыж не так важно, как возвращение их в положение под горнолыжника.

Современные профессионалы умеют использовать оба вида разгрузки. Стоит отметить, что сейчас очень мало людей, которые могут повторить этот трюк, хотя уже сейчас понятно, что это невероятно эффективно. Хотя отдельные техники разгрузки подвластны как любителям, так и начинающим горнолыжникам. Мы должны быть очень благодарны изобретателям техники разгрузки, так как без неё сейчас невозможно представить горнолыжный спорт.

Напишите нам, если статья оказалась полезной.

aktsport.ru

Современная спортивная техника

Опубликовано: Журнал №19

Общие тенденции.

автор Грег Гуршман

Современная спортивная техника была и остаётся предметом, вызывающим разночтения и противоречия. Я решил внести ясность в этот вопрос путём тщательного рассмотрения и анализа техники лучших на данный момент в мире спортсменов. Несмотря на то, что австрийцы идут первыми в общем командном зачете, можно выделить и группу спортсменов из других стран, которые по праву могут считаться лидерами в развитии и использовании современной техники гиганта и слалома. Поэтому я бы не сказал, что существует лишь "Австрийская Техника", которая должна копироваться всеми остальными спортсменами в мире. На мой взгляд, имеет смысл говорить о Современной Международной Технике.

Все ведущие спортсмены демонстрируют очень близкие тенденции в своей технике гиганта и слалома. Эти общие тенденции современной техники выходят далеко за пределы индивидуального стиля катания или анатомического строения спортсмена. Они универсальны и могут быть использованы как юниорами, так и членами национальных сборных. Высокое мастерство и эффективность исполнения приведенных ниже элементов техники и биомеханика всего прoцесса в целом явно выделяют группу лидеров на Кубке Мира.

Общие Тенденции Современной Техники

1. Параллельное ведение лыж

Didier Cuche
Повороты на параллельных лыжах применяются как в слаломе, так и в гиганте. Практически отсутствует заметное схождение или расхождение лыж (коньковая разножка) во всех стадиях поворота на протяжении всего спуска по трассе или в свободном катании. Достичь этого с определенным уровнем стабильности весьма непросто. В течении поворота любого типа ноги движутся в противоположных направлениях - наружная поворачивает внутрь, в то время как внутренняя вращается наружу (относительно оси симметрии тела). Поэтому удерживание и ведение лыж параллельно - это технический навык, требующий отработки. Лыжи ведутся параллельно даже в поворотах, требующих небольшого вращения лыж при входе в поворот. Несмотря на то, что Современная Техника направлена на переход из одной чисто вырезанной дуги в другую, незначительное вращение плоских лыж в начальной стадии поворота порой необходимо на крутых участках трассы в круглых законченных поворотах. Все ведущие спортсмены великолепно владеют не только резаными дугами, но и вращением плоских параллельно поставленных лыж. Скоростные преимущества параллельного ведения лыж очевидны. Оно позволяет оказывать больше давления на внутреннюю лыжу во второй половине поворота, что помогает избежать чрезмерного врезания ("запирания") канта внешней лыжи. Таким образом, обе лыжи загружены и вовлечены в резание плавных более быстрых дуг. Если бы лыжи находились в положении коньковой разножки, загрузка внутренней лыжи привела бы к проскальзыванию внешней лыжи или просто к заваливанию внутрь поворота. Иными словами, непараллельно идущая внутренняя лыжа не может эффективно участвовать в процессе резания дуги поворота.

2. Параллельные ноги и колени

Benjamin Raich
Угол закантовки создаётся, в основном, заклоном тела с выпрямленной внешней ногой. Ангуляция колена практически отсутствует в гиганте и сведена к минимyму в слаломе. Вытянутая ("прямая") внешняя нога создаёт более биомеханически сильное положение, которое позволяет выдерживать огромные силы, возникающие в современных поворотах. Это положение заставляет костевую структуру тела нести основную нагрузку вместо суставов и мышц, что в значительной мере снижает травматизм (в частности, травмы коленного сустава). Ведущие спортсмены, в среднем, получают гораздо меньше травм по сравнению со спортсменами более низкого уровня. Заклон с параллельными ногами позволяет центру масс спортсмена продвигаться по более короткому прямому пути при прохождении трассы. Комбинация параллельных ног (коленей) и параллельного ведения лыж даёт возможность резать обeим лыжам. Все это приводит к значительному увеличению скорости.

3. Загрузка внутренней лыжи

Martina Ertl
Ведущие спортсмены, в среднем, поддерживают соотношение давления на внешней лыже к давлению на внутренней 80:20 в гиганте и 70:30 в слаломе в начальной стадии поворота. Далее это соотношение меняется в процессе поворота. Обычно поворот начинается над линией падения склона с почти 90-процентного давления на внешней лыже. По мере входа в линию падения склона внутренняя лыжа начинает нести бoльшую нагрузку, не только помогая поддержанию бокового равновесия, но и активно участвуя в резании дуги поворота. Вполне нормальным считается соотношение 60:40 в завершающей стадии поворота. В исключительных случаях соотношение может поддерживаться в районе 50:50 в течение всего поворота. Это часто ошибочно принимают за особенность современной техники. В действительности, это лишь частный случай, используемый на прямых пологих участках трассы. Загрузка внутренней лыжи эффективна и создаёт скоростные преимущества только при параллельном ведении лыж на протяжении всего поворота.

4. Носки лыж на одном уровне

Christian Furuseth
Не смотря на то, что лыжи ведутся широко как в слаломе, так и в гиганте, разножка в продольном плане уменьшилась. Положение лыж с носками практически на одном уровне (особенно в первой половине поворота) помогает параллельному ведению и раннему резанию дуги. Продольная разножка создаёт ненужное контрвращение и может вызвать преждевременную загрузку внутренней лыжи. Это, в свою очередь, затрагивает боковое равновесие и влияет на резание дуги обеими лыжами. Минимальная продольная разножка поддерживает корпус и ноги в одном плане на прoтяжении первых трёх четвертей поворота. Это самое естественное и биомеханически сильное положение, напоминающее стойку скоростного спуска - наиболее эффективное положение в горных лыжах.

5. Пересечение -под и -над происходят одновременно.

Оба типа пересекающих движений используются в Современной Технике. Пересечение- над (центр масс проходит над лыжами) преобладает в законченных поворотах гиганта на крутых участках трассы. Пересечение-под (лыжи проходят под корпусом) вступает в игру в более отлогих поворотах гиганта на плоских участках. Пересечение-под широко используется в современном слаломе. Оно обычно присутствует в комбинации с разгрузкой вниз. Вне зависимости от вида пересечения в современных поворотах гиганта и слалома используется вся лыжа. Поворот обычно заканчивается с давлением на пятке и начинается с давлением на передней части лыжи. Оба вида пересекающих движений не только помещают лыжи на другую сторону от тела для следующего поворота, но и содействуют перецентровке (перемещению давления с пятки на переднюю часть лыжи). В действительности пересечение-над и -под происходят синхронно, обеспечивая одновременное перемещение центра масс вперед и в горизонтальном плане. Комбинация лыж, режущих с носка на пятку, и быстрых своевременных пересечений-над и -под в новый поворот обеспечивает раннюю закантовку.

6. Разгрузка вниз

Mario Matt
Разгрузка вниз используется в слаломе и гиганте как метод разгрузки лыж, позволяющий им проходить под телом для перехода в новый поворот. Это создаёт так называемый "виртуальный бугор" между поворотами. Спортсмен как бы подтягивает под себя ноги таким же образом, как если бы он переезжал через бугор в стадии перехода из поворота в поворот и выпрямляет их в поворот так, как будто это впадина между буграми. Комбинация разгрузки вниз и пересекающего-под движения эффективна в отлогих поворотах на склоне средней крутизны. Это обеспечивает раннюю закантовку и резание дуги обеими лыжами, что, в свою очередь, значительно повышает скорость прохождения средних по сложности участков.

7. Ранняя закантовка

Fritz Strobl
Современные повороты гиганта и слалома представляют собой не совершенные дуги окружности, а скорее напоминaют по форме размашистую запятую. Основное изменение направления в повороте происходит над линией падения склона. Поэтому и резание дуги тоже должно начинаться до линии падения склона. Это позволяет спортсменам ускоряться на выходе из линии падения, выполняя 70% поворота до фактического прохождения ворот. Чтобы все это действительно происходило, лыжа должна быть закантована в самой начальной стадии поворота. Хорошо синхронизированные пересекающие движения в комбинации с выпрямлением и заклоном помещают тело внутрь поворота, прежде чем создается значительное давление на внешней лыже. Порой результатом этого может быть начало поворота на внутренней лыже. Это распространённая техническая ошибка, часто неправильно трактуемая как элемент Современной Техники. Весьма тонкая грань разделяет раннюю закантовку и "заваливание внутрь" в начальной стадии поворота. Тем не менее, ведущие спортсмены почти всегда это тонко чувствуют и идут именно "на грани".

8. Давление в линии падения склона

Janica Kostelic
Для поддержания скорости и, тем более, для ускорения при выходе из поворота лыжи должны быть загружены над линией падения склона или, по крайней мере, при входе в нее. Это влияeт в большей степени на повороты гиганта, но и в слаломе может давать выигрыш во времени. Ведущие спортсмены "отпускают лыжи", выходя из линии падения склона. Таким образом, давление на лыжи в этой стадии поворота минимально. Это весьма существенно, так как направления действия сил (тяжести и центробежной) практически совпадают по выходе из линии падения склона. Бoльшая результирующая сила в свою очередь создаёт бoльшую силу реакции склона, которая замедляет движение лыж. Комбинация пересекающего движения, ранней закантовки и давления в линии падения склона с ранней разгрузкой ("отпусканием") используются для создания ускорения в поворотах слалома и гиганта.

Анализируя технику спортсменов-горнолыжников, важно разделять элементы индивидуального стиля езды или технической недостаточности и общие тенденции Современной Техники. Грамотный подход к изучению техники ведущих спортсменов даёт весьма объективные результаты, так как лидеры, как правило, демонстрируют лучшую технику, которая не зависит от стиля или необходимости создать определенное визуальное впечатление (как, например, в соревнованиях по фристайлу и других видах спорта). Когда конкретная техника обеспечивает лучшее время, она безоговорочно принимается и используется другими спортсменами. Существует масса технических прогрессий и упражнений, которые используются ведущими спортсменами на тренировках по оттачиванию техники как на трассе, так и в свободном катании. Восемь вышеприведенных элементов, характерных для Современной Техники, тесно взаимосвязаны. Большинство из них может быть эффективно использовано, если остальные элементы присутствуют в техническом арсенале спортсмена. Только комбинация всех восьми элементов, выполненная в соответсвующей последовательности, создает атлетичную, динамичную, мощную и в то же время грациозную Современную Технику.

www.skisport.ru


Смотрите также