Как подобрать пару лыж на гонку. Пара лыж


Как подобрать пару лыж на гонку / Подготовка лыж / Openski

Попробую рассказать о  выборе лыж и их «откатку» под соревнования. Любой продвинутый любитель или профессионал должен иметь в своем арсенале не одну пару лыж, причем каждого стиля (конек и классика)! И чем больше лыж у вас имеется, тем больше проблем с выбором нужной пары на гонку. За все время я бегал на различных брендах лыж и успел перепробовать все самые известные из них, и информацию по кострукиции, геометрии и структурам некоторых брендов очень сложно или даже невозможно найти. Остается только догадываться или методом «научного тыка» искать ответ!   У таких лыж как Atomic и Salomon ведется так называемая тестовая программа в различных городах России, где каждый желающий может придти и попробовать интересующую его модель лыж и задать вопросы на которые специалисты постараются ответить, так же есть группы в социальных сетях, ну или напрямую написать специалисту из вашего региона вы можете задать вопрос т.к все они есть в соц.сетях. Считаю для любителей это большим плюсом, когда есть доступная информация по интересующим моделям лыж.

Atomic и Salomon  имеют три понятных конструкции лыж (как к классике так и в коньке), понятный подбор лыж по весу лыжника. Вам не нужно думать и гадать брать, например, лыжи на тепло пожестче или на холод помягче, все четко и ясно — 3 конструкции и в каждой учтены потребности и лыжа подбирается строго по весу лыжника. На новых моделях имеется специальная наклейка, где написан допустимый диапазон веса и эти наклейки различного цвета в зависимости от конструкции лыжи.

Три конструкции лыж: Теплая  (маркировка – red или А2 plus  он же белый или серый пластик), конструкция лыж для тёплых погодных условий. Конструкция имеет высокую колодку и широко открытые носки и пятки лыж. В коньке за счет этой конструкции достигается максимальная скорость  в условиях мокрого снега и исключает эффект подсасывания.  В классике достигается идеальное держание без потери в скорости скольжения, так как в тепло лыжня обычно мягкая, рыхлая и используется в основном жидкие мази держания.    Универсальный диапазон (пожалуй самый распространненый вариант, маркировка – yellow или А2 universal) конструкция лыж универсального применения. «Приоткрытые» носки и пятки позволяют лыже прекрасно работать как на твёрдой так и мягкой трассе. В  коньке это позволяет сохранить высокую скорость скольжения после отталкивания. В классике за счёт средней высоты колодки (средний прогиб или средняя дуга) возможно нанесение полутвёрдых и жидких мазей держания без потери в скорости скольжения и качестве держания.   Морозные лыжи  на холодные условия (маркировка – blue или А1) конструкция для холодных погодных условий, жесткая лыжня, в основном старый или искусственный снег. Так как в основном в мороз лыжня твёрдая и используются преимущественно твёрдые мази держания, то соответственно конструкция лыжи выглядит таким образом что колодка (область держания, нанесения мази) имеет низкую высоту т.е минимальный прогиб или минимальную дугу. В коньке используют лыжи с двумя желобами (у atomic) для лучшей управляемости на твердой трассе и дополнительной курсовой устойчивости.

  Разобраться с конструкциями — это половина дела. Еще есть куча шлифтов на разные погодые условия! Сразу скажу не бывает универсальной структуры, все хорошие структуры узкодиапазонные и работают в свои погодные условия! Качество шлифта зависит не только от шлифовальной машины но и банально от мастера, т.к человеческий фактор ни кто не отменял и у хороших мастеров в сезон очень большая, я бы даже сказал, не человеческая нагрузка и соответственно бывают сбои! Поэтому рекомендую делать шлифты через знакомых людей — тут вероятность положить качественный шлифт гораздо выше.   Обратившись к мастерам или друзьям,  можно узнать самый ходовой шлифт и попробовать его положить если вас устраивает этот погодный диапазон! После качественно положенного шлифта лыжа должна быть идеально ровной, без бугров, проплешин и ворса от пластика! Из известных мне сервисов (в московском регионе) хорошие шлифты делают в КАНТе мастер Павел Потапов, Процентр Salomon (все шлифты salomon atomic  делают в основном там, пример AW7, AM6, AM7, AC5), пробовал в других местах но мне не очень понравилось! Еще в Финском Вуокатти были хорошие шлифты серии RL (но на вкус и цвет товарища нет).

После шлифовки с лыжи нужно обкатать и немного «насытить» желательно фтористыми парафинами, или сделать в сервисе где есть термобоксы.    И так выбрали нужную конструкцию лыжи, нанесли на нее нужный шлифт соответственного погодного диапазона (на теплые лыжи не стоит наносить холодный шлифт), но погода штука переменчивая и порой очень тяжело ее предсказать! Самый идеальный вариант это приготовить все лыжи нужного диапазона (опять же не надо на тепло морозные лыжи откатывать) одинаковым парафином и с утра пораньше перед гонкой их откатить, ну или хотя бы в предыдущий день, подобрав примерно одинаковые погодные условия! Если катаем с утра то одну лучшую пару берем и спокойно готовим на гонку, это сэкономит вам время и материал, если с вечера то берем  1-2 пары и готовим их по желанию либо одинаково либо можно положить различные варианты смазки!    Как откатывать лыжи: перед тем как начать откатывать лыжи нужно их остудить, т.к «теплая» лыжа обычно  уезжать дальше, особенно в мороз! В идеале лыжи надо «раскатать» проехав на ней хотя бы метров 500. Если вы один и нет специального откатчика, то придется катать лыжи «на дальность» т.е какая пара дальше  уедет та и лучшая!  Для этого выбираем не сильно крутой спуск с хорошим пологим выкатом и желательно, что б он был безветренный.  Если есть откатчик, то выбираем спуск что бы «рабочий» отрезок был не менее 10 секунд и на нем катаем лыжи и выбираем самую лучшую по времини! Если есть напарник, примерно такой же комплекции то еще лучше, катаем лыжи в паре для этого выбираем хороший длинный прямой спуск, вместе параллельно разгоняетесь, выравниваетесь взявшись за руки и набрав скорость расцепляетесь и смотрите кто кого «накатит»! 

Если выкатило несколько пар примерно одинаково: Классические лыжи берете, наносите  на нее мазь держания и  по собственным ощущениям смотрите какая пара лучше работает под ногой!    Коньковые лыжи смотрим, какая лыжа лучше работает под ногой «в раскат» и по своим ощущениям берем лучшую!   На наших тестах иногда люди пытаются убедить что не важно как лыжа  выкатывает главное что под ногой у них работает, но по собственному опыту могу сказать что если лыжа хорошо выкатывает то она и под ногой будет хорошо работать, так же это работает в обратную сторону т.к не может лыжа «скользить» под ногой, а на выкате не работать! Может быть, такое, что на выкат лыжа хороша, а в шаге «тупит», обычно это бывает когда лыжи не подходят по параметрам лыжнику!   Если лыжа хорошая она будет сразу выкатывать, а если нет то нет и бестолку ее на откатке «выкатывать» убирайте сразу в сторону! Плохая лыжа уже не поедет даже перешлифовка ей уже не поможет По опыту были лыжи, которые не ехали и сколько не делал на них различных шлифтов это их не спасало! То же самое с хорошими лыжами они едут сразу и до своей кончины))) такие лыжи надо беречь будь они все косые кривые, конечно можно попробовать положить то же шлифт что и был, но наверно лучше не стоит!  По себе знаю, была одна классическая пара «пропеллером» и снять с нее парафин было забавным занятием, но в свою погоду ей не было равных! /// Openski.ru

openski.ru

Пара лыж

 

Изобретение относится к производству лыж и позволяет повысить эффективность в пользовании благодаря тому, что высота выступов 5, обращенных к внутренней поверхности 7 лыж, больше высоты выступов, обращенных к наружной поверхности 8 лыж. 5 ил. .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151 4 А 63 С 5/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4289307/28-12 (22) 14.05.87 (46) 23.02.89. Бюл. № 7 (75) В. В. Вознюк, О. П. Глущенко, А. А. Ковалев, С. В. Петров и В. В. Устиненко (53) 685.363.22 (088.8) (56) Патент США № 4178012, кл. А 63 С 5/00, 1979.

„„SU„„1459680 д1 (54) ПАРА ЛЫЖ (57) Изобретение относится к производству лыж и позволяет повысить эффективность в пользовании благодаря тому, что высота выступов 5, обращенных к внутренней поверхности 7 лыж, больше высоты выступов, обращенных к наружной поверхности 8 лыж.

5 ил.

1459680

Изобретение относится к спортивному инвентарю, а именно к лыжам.

Целью изобретения является повышение эффективности в пользовании.

На фиг. 1 изображена пара лыж; на фиг. 2 — схема построения выступов на скользящей поверхности каждой пары лыж; на фиг. 3 — зависимость изменения длины выступа по длине лыжи; на фиг. 4 — зависимость изменения ширины выступа по ширине лыжи; на фиг. 5 — зависимость изме- !О нения высоты выступа по длине лыжи.

Пара лыж 1 и 2 имеет скользящие поверхности 3 и 4, на которых выполнены различные по размерам по длине лыж 1 и 2 выступы 5 лопастеобразной формы, задняя 1 поверхность 6 которых имеет большую высоту, высота выступов 5, обращенных к внутренней поверхности 7 лыж, больше высоты выступов 5, обращенных к наружной поверхности 8 лыж, при этом выступы 5 одной лыжи 2 пары выполнены зеркально отражен- 20 ными выступам 5 другой лыжи 1 пары.

Поверхность АВСЕ выступов 5 может быть выпуклой, вогнутой или плоской.

Плоскости ADE u CDE выступов 5 перпендикулярны скользящей поверхности 3, 4 лыж 1 и 2, плоскость ADE выполнена параллельно наружной поверхности 8 и перпендикулярно плоскости CDE. Основание ABCD выступов 5 выполнено в виде прямоугольника.

Линейные размеры выступов 5 зависят от их местоположения на скользящей поверхности 3, 4: Н вЂ” ширина лыжи, L — длина лыжи, d. — высота выступа.

При передвижении на лыжах в момент толчка основная нагрузка приходится на месторасположение крепления 9, а во время скольжения нагрузка перераспределяется в направлениях концов лыж.

При движении коньковым ходом большая нагрузка приходится на внутреннюю поверхность 7 лыж, где должен быть больший коэффициент трения, за счет чего обеспечивается сильный толчок и хорошее скольжение.

Формула изобретения

Пара лыж, скользящая поверхность которых имеет различные по размерам IlO длине лыж выступы лопастеобразной формы, задняя поверхность которых имеет большую высоту, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности в пользовании, высота выступов, обращенных к внутренней поверхности лыж, больше высоты выступов, обращенных к наружной поверхности лыж, при этом выступы одной лыжи пары выполнены зеркально отраженными выступам другой лыжи пары.

$// o/ п,г

Составитель Ю. Зезера

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 386/4 Типаж 372 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород. ул, Гагарина, 101

   

www.findpatent.ru

Как выбрать лучшую пару лыж перед стартом

Зимой многие производители лыж организуют тестирование своих лыж, выезжая в места, где проводятся соревнования или тренируются лыжники. И как правило все, кто пробует новые лыжи во время этих тестов начинают говорить о таких характеристиках, как стабильность, управляемость, кантовка, балансировка, работа в подъём или по равнине, в раскатку. Да, без сомнения это важные характеристики, но ещё важнее то, как быстро они едут, то есть в первую очередь нужно смотреть насколько они «быстры». И что интересно, самые «быстрые» лыжи у разных лыжников очень часто не совпадают.

В отличие от любителей профессионалы говорят в основном только о скорости. И все их усилия по выбору лыж сводятся к выбору самых «скользких» на данном участке. Да, иногда встаёт вопрос о таких характеристиках как устойчивость или работа в подъём, но, все они готовы пожертвовать этими дополнительными преимуществами в угоду самому главному — скорости. Им нужны самые «быстрые» лыжи. Для этого часто используются тестеры, которые записывают скорость и время прохождения между установленными маркерами. Потом информация анализируется и выбираются самые «быстрые» лыжи. В последнее время технические специалисты сборных команд тестируют лыжи, производя совместный, параллельный спуск. Вот видео, как это происходит.

Всё это добавляет больше вопросов. Это естественно, что менее подготовленным лыжникам нужны лыжи с большей устойчивостью. Элитные лыжники стараются максимально снизить коэффициент трения. Да, оба этих компонента очень важны. Однако нужно обращать внимание на все компоненты, которые определяют скорость. А это не только коэффициент трения.

Понимание этого определяет главную цель при выборе правильных лыж. Это максимальная средняя скорость по дистанции. Подъёмы, повороты, спуски и всё, что между ними определяет время затраченное на прохождение дистанции. Конечно, физическая готовность также влияет на результат, однако оптимальные лыжи реализуют эту готовность в результат, те есть в максимальную среднюю скорость по дистанции. 

Когда мы зацикливаемся только на снижении трения, то очень легко потерять общее направление в выборе правильных лыж на гонку. Нам нужны оптимальные лыжи. Например, когда мы собираемся бежать классическую гонку по сильнопересечённой местности и у нас стоит выбор скорость или держание? Как правило мы добавляем ещё несколько слоёв  мази в пользу держания, а не скольжения. Или в гонках свободным стилем мы склоняемся в сторону выбора более быстрых лыж, пусть с потерей стабильности и устойчивости. Это кажется нелогичным. Однако в обеих случаях мы интуитивно боремся за увеличение средней скорости по дистанции. Да, среди любителей и профессионалов есть исключения. И выбор той или иной пары лыж всегда будет за вами.

Как быть нам, простым любителям? Ведь у нас, как правило, нет достаточного количества времени, чтобы приготовить 5-10 пар, а потом ещё с кем-то вдвоём, втроём правильно, параллельно откатать перед стартом лыжи и отобрать самые «быстрые».

Вот несколько стратегий по выбору оптимальных лыж. Это поможет нам научиться понимать свои лыжи и подбирать лыжи для каждой гонки, что непременно скажется на результате.

Цель: Лучше узнать и понимать свои лыжи.

Для того, чтобы сделать правильный выбор лыж на гонку очень важно знать свои лыжи. Многие лыжники имеют информацию о своих лыжах в виде «теплые-холодные», вес лыжника в виде нарисованных цифр или FA, цифры, обозначающие структуру. Однако этого совершенно недостаточно, чтобы знать и понимать свои  лыжи. Нужно знать как они работают на разном снегу, при разных погодных условиях. Нужно знать и понимать различие между своими несколькими парами лыж, чем они отличаются по средней скорости при разных температурах и типах снега. 

Методы: Изучайте и сравнивайте свои лыжи между собой.

Процесс изучения очень прост. Нужно используйте свои лыжи в различных условиях. И что очень важно берите на тренировки 2-3 пары лыж, подготовленных одинаково и сравнивайте их. Сравнивать чувство работы лыж очень полезно. Можно откатывать их часами на горке, высиживая в низкой стойке до полной остановки. Однако важнее сравнивать среднее время прохождения кругов. Выбирайте короткие круги, включающие и подъёмы, и спуски, и равнину. И сравнивайте среднее время прохождения на различных парах лыж. Особенно ценной будет информация собранная во время режимной (интервальной, повторной) работы. Чередуйте лыжи во время отрезков и вы сразу почувствуете разницу. Как только вы начнёте этот процесс, вы узнаете очень многое про свои лыжи, про себя и про условия. Не стоит брать много пар лыж. Для начала приучите себя брать 2 пары. Очень скоро вы научитесь понимать свои лыжи и в итоге у вас начнёт складываться картинка по выбору оптимальных лыж.

Цель: Понимать трассы и их особенности.

Одним из важных аспектов при выборе лыж является понимание трассы предстоящих соревнований. Например на Чемпионате мира в Фалуне, дистанция для классики включала в себя в начале чередующиеся небольшие подъёмы и спуски и в конце круга «убийственный» подъём Мордарбаккен. Если вначале круга прощались некоторые ошибки в «держании» лыж, но на этом длинном и очень крутом подъёме «держание» лыж было жизненно необходимо. И этот участок был решающим в гонке. Если лыжи не «держали» в угоду скольжению, то проигрыш был катастрофическим. Поэтому очень важно изучать и понимать трассы предстоящих гонок. Это не так легко на первый взгляд. Потому что это не сумма отдельных участков, а единое целое, и спортсмен подходит к решающим участкам трассы в борьбе, под нагрузкой.

Важным является и формат гонок. Индивидуальный старт или масс-старт. Когда вы стартуете раздельно, то самое важное это показать максимальную среднюю скорость на отрезках. В гонках с общим стартом борьба обычно более тактическая и несколько труднее определить участки, где ваши лыжи могут «выстрелить».

Методы: Изучайте трассы и работу ваших лыж на различных участках.

Проходите и изучайте трассы, разбивайте их на участки, тестируйте разные пары лыж. Но опять же с прицелом на максимальную среднюю скорость прохождения участков. Очень полезно пройти несколько отрезков с приятелями (или за соперниками), чтобы можно было почувствовать разницу между лыжами. Например, если вы проигрываете на подъёме за счет «держания», то сможете ли вы отыграть отставание на последующем спуске? Компенсируются ли ваши слабости вашими  преимуществами? В общем изучайте и фиксируйте результаты.

Выводы: Изучайте и сравнивайте свои лыжи между собой в различных условиях. Не нужно заниматься бесполезной откаткой 5-10 пар лыж с небольшой горки, высиживая в низкой стойке до полной остановки, двигаясь с черепашьей скоростью и вылавливая сантиметры на выкате. А потом сетовать, что лыжи не работали в гонке. Нужно сравнивать среднее время прохождения отрезков трассы. В результате постоянного изучения ваших лыж у вас получится матрица, на разную погоду, снег и трассы. Вам останется только взять 1-2 пары проверенных лыж перед гонкой и подготовить их, зная, что они не подведут.

triskirun.ru

Руководитель сервиса сборной РФ: биатлонисту на сезон нужно не менее 40 пар лыж | Интервью

Руководитель сервис-бригады сборной России по биатлону Александр Воронин во время новогодних каникул дал несколько советов любителям о том, как правильно подготовить лыжи к прогулкам. Также в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину специалист рассказал о том, сколько пар биатлонисты используют за сезон, почему спортсмены зачастую бегут на одних лыжах, а на подиум поднимаются с другими, и насколько справедливо будет сравнить подготовку лыж для биатлониста и подготовку болида "Формулы 1".

 

- Александр Иванович, не секрет, что подготовка лыж для спортсменов – момент важный, сложный, процесс этот – кропотливый. Насколько, условно говоря, можно сравнить это с подготовкой гоночного болида для автогонщика?

- Конечно, направления абсолютно разные (улыбается). Хотя и лыжи для биатлониста, и болид для пилота – средство передвижения. И там, и там – это рабочий инструмент. Как болид "Формулы 1", так и лыжи готовит целая группа людей, пусть в автогонках она и гораздо больше. Но и у нас задача сложная. Подбор и обработка самих лыж, подбор парафинов и порошков, выбор шлифтов, выбор ручных структур. Но главное это подготовка гоночной пары к старту. Подобрать смазку это не значит, что лыжи обязательно хорошо поедут. Главное - правильно положить и грамотно снять и довести лыжи "до ума". Это очень тонкий процесс.

- Подготовка одной пары для профессионала – дороге удовольствие?

- Недешевое точно. Но дороже всего руки, которые это делают. Классный сервисмен не один год должен проработать с лыжами, чтобы стать квалифицированным мастером. Как правило, это бывшие спортсмены, которые хорошо чувствуют и знают лыжи. Два разных сервисмена, работая с одинаковыми материалами, могут сделать так, что лыжи абсолютно по-разному будут ехать. Чуть передавил, пережал, где-то не так зашлифовал, и все.

- Сколько лыж нужно биатлонисту на каждый этап?

- У каждого спортсмена порядка сорока пар гоночных лыж на разные погодные условия: температура воздуха, температура снега, структура снега, влажность снега и воздуха. Плюс несколько тренировочных пар. Все это находится в специальной сервисной машине, которая оборудована всем необходимым для обработки и подготовки лыж к соревнованиям и тренировкам, у каждого свой рабочий стол с индивидуальным освещением и вентиляцией, с большим количеством инструментов, щеток и другого рабочего материала. Сразу после окончания очередного этапа, сервисная машина переезжает к новому месту проведения соревнований с лыжами и всем оборудованием.

- А сколько именно "боевых" пар из этих 40, которые спортсмены возят с собой в течение сезона?

- В принципе, они все "боевые". Опять же их использование зависит от погодных условий. Некоторые пары при определенной погоде мы даже не достаем, они лежат законсервированными и ждут своей погоды.

- Насколько зависит специфика подготовки лыж от их производителя? Условно говоря, какую пару легче подготовить – австрийскую или французскую?

- У нас очень тесный контакт с представителями всех производителей. Большинство наших биатлонистов бегают на австрийских лыжах. Не то чтобы они по определению лучше, но у них больший процент "попадания" в хорошие. Например, по результатам тестов из ста пар, у норвежцев можно выбрать 17 или 20, а у австрийцев эта цифра может доходить до 70. Так что, возвращаясь к теме того, сколько пар нужно на сезон, то могу сказать, что цифра 40 – довольно условная. Этот парк постоянно обновляется. Постоянно идет работа. Меняют же не только дизайн, но и конструкцию лыжи, а так же скользящие свойства пластика. На фабриках очень много засекреченных технологий, постоянно придумывается что-то новое.

- И все-таки разница в подготовке пар от разных производителей есть?

- По большому счету, именно в подготовке – нет. Но очень многое в конечном результате, повторю, зависит от самих лыж. Они разные.

- Как происходит процесс выбора пары?

- У нас одна монолитная команда. Семь человек. За каждым закреплен 1-2 спортсмена. Есть очень тесный контакт между сервисменом и спортсменом. Перед самой гонкой берется 10-12 пар и за полтора часа до ее начала происходит откатка лыж. Спортсмен приезжает позже, где-то за час вместе с сервисменом откатывают 3-4 лучших пары. Здесь уже в процесс выбора включается сам спортсмен. Иногда есть пара, которая явно лучше, а бывает, что две или три – примерно одинаковые. В результате отбирается лучшая пара, она готовится уже непосредственно к гонке. В это же время тестируется порошки, парафины, структуры на специальных тестовых лыжах.

- Бывает ли такое, что биатлонист принимает решение поменять пару в самый последний момент, едва ли уже не в стартовом городке?

- В лыжных гонках – да. В биатлоне такая ситуация практически невозможна. Лыжникам вообще готовится две-три пары конкретно к гонке. В биатлоне предстартовое время очень насыщенно. Ведь есть еще пристрелка. На нее спортсмен идет на любых тренировочных лыжах, а сервисмен, который курирует спортсмена, бежит в вакс-кабину готовить выбранную пару. В биатлоне именно такая система.

- Был ли за последние несколько лет ощутимый качественный скачок в производстве лыж или материалов для их подготовки?

- В принципе ничего такого глобального не происходило. Доработка технологий идет постоянно. Вот когда с дерева на пластик перешли – да. Был скачок (улыбается). Появился коньковый ход. Увеличилась скорость, коньковые лыжи стали короче классических. Тоже ощутимый скачок.

- Австрийский производитель, например, придумал технологию "воздушного канала", когда носки лыж делаются не целиковыми, а с отверстием…

- По-моему прибавки скорости это не дает (улыбается). Больше это все для рекламы. Ну, запатентовали они эту технологию, но чего-то существенного она не добавила. Поймите, реклама играет огромную роль. Некоторые спортсмены до сих пор бегают на моделях пятилетней давности, поскольку эти лыжи при откатке перед гонкой оказываются лучше. А как только спортсмен финиширует, к нему подбегает представитель компании и дает ему пару из новой коллекции (улыбается). На подиуме он должен стоять только с последней моделью. Прогресс есть, но если старые лыжи едут лучше новых, то спортсмен, конечно, выберет их. Таких примеров много как в биатлоне, так и в лыжных гонках.

- Президенты футбольных клубов любят оценивать составляющую успеха команды в процентах. Кто-то, например, главному тренеру отводит 10%. Какова составляющая сервиса в успехе биатлониста?

- Это очень сложно оценить в процентах. Скажем так, если спортсмен, во время гонки на кого-то накатывается или уезжает от кого-то на спуске - у него создается дополнительная мотивация. Он будет стараться добавлять и добавлять, не смотря на то, что и так работает на пределе. Поэтому хорошая работа лыж у биатлониста очень важна – так же как функциональное состояние и стрельба. Но если во время гонки у спортсмена нет хорошего рабочего тонуса, максимальной работоспособности, то никакие супер лыжи не "спасут". Поэтому составляющая сервиса в результате для биатлониста - минимум 30%.

- Вы говорили, что спортсмен также принимает непосредственное участие в выборе лыж. Но при этом бывает, что после гонки звучат жалобы на сервис. Не обидно?

- Такое бывает крайне редко, но все-таки случается. Это, как правило, эмоции. Каждый сервисмен работает с полной отдачей, полностью понимая важность и ответственность своей работы. Бывает, что спортсмен уходит со старта полностью довольный выбранной парой и качеством смазки, но к финишу лыжи работают значительно хуже. Во время гонки может пойти снег или на каком-то участке снег становится значительно влажнее, из-за резко появившегося солнца. Тот вариант смазки, который очень здорово работал на старте, в этих условия работает хуже. Здесь уже ничего не исправишь. Остается надеяться на характер спортсмена. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Бывает, не обоснованно валят на лыжи в основном "наблюдатели". Конечно, это неприятно. Надо побыть в шкуре сервисмена хотя бы один полный день. С раннего утра подготовка лыж - откатка, снова подготовка лыж, снова откатка и так весь день. Все расписано по минутам. Поймите, само состояние спортсмена тоже крайне важно. Если биатлонист в идеальной форме, а лыжи чуть похуже работают, то это может и не сказаться на гонке. По большому счету результат биатлониста складывается из трех компонентов: готовности спортсмена, работы лыж и, конечно, стрельбы. То же процентное соотношение может немного меняться.

Сервисмен российской сборной по биатлону на трассе лыжно-биатлонного комплекса "Лаура"

- Можно ли сказать, что как только начинается гонка, вся сервис-бригада мыслями тоже на трассе вместе со спортсменами?

- За гонкой следим, конечно. Переживаем ли? Естественно. Сравниваем, как работают лыжи у наших и других спортсменов. Лыжи сделаны, спортсмен бежит, изменить уже ничего нельзя. После финиша в кабине, анализируем саму гонку и качество смазки.

- Насколько велико было давление на сервис во время Олимпиады в Сочи?

- Знаете, когда большие соревнования, то и ответственность всегда соответствующая. Я был на многих Олимпиадах…

- Но здесь была домашняя…

- Все равно, ответственность есть везде. На всех Олимпийских играх ты представляешь свою страну. Сочи… Конечно, значение этих игр сложно переоценить, но на всех стартах мы работаем с полной самоотдачей. С давлением, хотя, пожалуй, соглашусь.

- Прошел почти год со времени Игр в Сочи. Как сейчас оцениваете свою работу на играх? Сработали идеально или могли лучше?

- Не хочу нас расхваливать, но точно сработали не хуже остальных сервис-бригад из других стран. Например, помните индивидуальную гонку (Евгения) Гараничева, где он взял бронзу? Он бежал при мокром падающем снеге, под первым стартовым номером, а лыжи у него работали практически идеально. Была ли эта гонка самой сложной для нас? Я бы так не стал говорить. Там все гонки были непростые. Дожди, туманы…

- Насколько непросто выдерживать конкуренцию среди сервис-бригад? И вообще, есть ли страна, которая выделяется в этом плане? Скажем, норвежцы?

- Конечно, непросто. Вот те же норвежцы. У них есть преимущество, поскольку они еще и являются производителями хороших лыж и смазок, австрийцы– лидеры в производстве самих лыж. Некоторые смазки доходят до нас чуть позже. Вот, получилось у них что-то хорошее, они год-два могут это использовать только для себя, пока не придумают что-то новое. Так же и лучшие лыжи, конечно, оставят своим. А в остальном сложно кого-то выделить.

- Не обидно, что мы ничего не производим?

- Если вы про материалы, то производим. Но качество оставляет желать лучшего. Лыжи… Мы отстаем в этом плане катастрофически. Даже на детских соревнованиях все бегут на лыжах иностранных производителей.

 

Несколько советов любителям лыж от Александра Воронина.

 

Если нет возможности подготовить лыжи дома или вы не уверены, что сможете справиться, то отдайте лыжи в сервис. Сервисных центров при местах катания сейчас достаточно. На хорошо подготовленных лыжах вы получите намного больше удовольствия и пользы от лыжных прогулок.

Если решились подготовить лыжи сами, то сейчас есть много доступной литературы. Не ленитесь изучать. Не стоит покупать очень дорогие материалы. Оставьте это профессионалам. Сейчас в магазинах достаточно универсальных мазей и парафинов, у которых широкий температурный диапазон. Любителям нет смысла использовать безумно дорогие парафины.

Сразу после катания необходимо очистить лыжи от снега. Да, сейчас все производители даже в туристических лыжах используют пластик, который менее капризен, но делать это все равно нужно.

В целом, многое зависит от физической готовности человека. Можно идеально подготовить лыжи, но бежать будет все равно тяжело. Это все достигается с практикой. Не старайтесь с первой же прогулки ставить рекорды. Катайтесь как можно чаще и получайте от этого удовольствие! И не забывайте одеваться по погоде!

rsport.ria.ru


Смотрите также