Артём Яровиков: Всё о беговых лыжах Madshus. Модели лыж мадшус


История Madshus - 100 лет производства беговых лыж

История компании Madshus насчитывает уже более 100 лет. За это время фирма прошла огромный путь от кустарного производства, до мирового лидерства в производстве лыжной экипировки. 

Начиналось все в далеком 1906 году, когда Мартин Мадшус увлекся конструированием лыж в сарае своего отца, на ферме Вардаль. Первые опытные образцы Мартин изготавливал вручную с помощью подручных инструментов. Материалом для лыж служило дерево, с которым Мартин обращался весьма искусно, придавая форму первым лыжам изгтовленным вручную. Мартин покупал стволы необработанной древесины спиленных деревьев и тщательно выбирал лучшие экземпляры, которые шли для производства лыж. Самые удачные заготовки помечались специальным топором с клеймом "M". 

                 Мартин Мадшус

Успех не заставил себя долго ждать и уже в 1928 году на лыжах Мадшус была завоевана первая олимпийская медаль. Надо сказать, что ни одна другая лыжная фирма не может похвастаться таким большим количеством наград, как Мадшус. Это принесло компании славу и увеличение спроса на продукцию. Компании пришлось расширить производство и перебраться в Норвежский город Гиовик. 

 

В 1936 году Мадшус производит инновационные на то время лыжи по технологии "сэндвич". Сэндвич представляет собой склеенные между собой слои древесины. Это позволяет добиться более ровных характеристик. Но, увы компанию ждало испытание. На фабрике случился пожар, следствием которого стал очередной переезд производства в Норвежский Лиллехамер.

Пожар на фабрике. 

В 1952 году очередной успех на Олимпийских играх в Осло. Норвежец Симон Слеттвик завоевывает золотую олимпийскую медаль на лыжах Мадшус. 

А уже в 1960 очередные призовые места на Олимпиаде в Скво-Велли. Мадшус значительно укрепляет свои позиции в качестве лидера в производстве лыжной экипировки мирового уровня. 

И в 1972 году компания в очередной раз переезжает в Норвежский город Бири, неподалеку от Лиллихамера, где и находится в настоящее время. 

В 1974 году очередная ступень в развитии лыжной экипировке. Мадшус производит свои первые стеклопластиковые беговые лыжи. 

В 1979 году очередные изменения в конструкции. Двойной корпус стеклопластиковых лыж делает их конструкции надежнее и прочнее. 

В 1988 году компания меняет собственника. Знаменитый производитель горных лыж, американская компания K2 покупает Мадшус у прежнего собственника. Это дает очередной виток развития компании, объединяя в себе лучшие мировые технологии производства и конструирования лыж. 

В 1994 году, в Норвежском Лиллехамере, на родной для компании олимпиаде, легендарный Норвежский лыжник Томас Альсгард завоевывает Олимпийское золото на лыжах Мадшус. 

 

К 1995 году лыжи Мадшус успешно продаются в 17 странах мира. 

Кульминационный 2004 год приносит невероятный успех! Спортсмены, выступающие на лыжах Мадшус, завоевывают целый букет медалей на Кубке мира. 63 первых места, 39 вторых мест и 40 третьих мест, тем самым подтверждая высокий статус лыжной экипировки. 

В наше десятилетие компания является одним из лидеров в производстве лыж и лыжной экипировки. Обладая такими достоинствами как технологичность, высокая точность производства и высокий контроль качества. Мадшус пользуется большой востребованностью как среди любителей, так и среди профессионалов, с гордостью ставя клеймо "M" на каждую пару лыж. 

www.aktivesport.ru

Идеология выбора беговых лыж. MADSHUS: под пристальным вниманием.

Из лыжной жизни.

Для каждого лыжника существует наилучшая пара лыж. Для каждой пары лыж существует наилучший гонщик.

Найденная на лыжне лыжная мудрость.

Динамичная реальность вокруг нас такова, что уже давно превосходящие возможности полёта мысли и технологий обгоняют и наши потребности, и даже наши фантазии. Увы, мы избалованы изобилием. И в лыжной сфере – тоже . Ведь сейчас ни практически, ни теоретически невозможно не найти подходящий инвентарь для лыжных гонок, даже предъявляя самые взыскательные требования к его качеству и функциональности.

Ну да, конечно же, есть идеальные модели и пары лыж, созданные пылким воображением или однажды попробованные «из-под сборников», которые прямо-таки «взрываются скоростью» под ногами и с немыслимой резвостью мчат нас к финишу. Есть лыжи, накатывающие всех пачками на спусках и непревзойденно скользящие на равнинах со скоростью звука и даже быстрее – в зависимости от развитой фантазии искушенных мечтателей. Есть. Только не у нас лично, почему-то. Хотя… при грамотном подходе к обоснованному выбору лыж вполне возможно, что заветная пара окажется именно на наших ногах:)

Давайте попробуем всё-таки разложить лыжное удовольствие по полочкам и обострить, так сказать, главные вопросы, ответы на которые позволят увидеть лыжный мир ярче, а радость от лыжного катания больше.

Начнем с самого главного.

А зачем нам лыжи? Ответ очевиден – а затем, чтобы кататься быстро, красиво, в удовольствие и в радость, попутно сжигая калории и обретая здоровое тело в уже оздоровленном духе, потому как к тяга к лыжам есть непреложный симптом крепчающего духа. Это пока хорошие слова, но для материального воплощения лыжного удовольствия одних слов мало. Нужны критерии выбора лыж, желательно, универсальные и измеряемые.

Как вариант, возможна следующая схема обоснованного подбора лыж.

1. Цель катания на лыжах. К слову, современные лыжи по концепции создания и в конкретном воплощении похожи на все высокотехнологичные детища прогресса. На болиде Формулы-1 гонять сможет далеко не каждый и очень не везде, зато на соответствующих трассах только на нём можно достичь максимума скорости и динамики. При должном профессионализме и умениях. На общепользовательских магистралях вполне подойдут аэродинамичные скоростные седаны-хэтчбеки, за городом – джипы, в лесу – совсем внедорожники. И это еще не всё в выборе – кроме собственно авто, нужно еще уметь им грамотно пользоваться.

В лыжах – точно так же.

Четко и ясно сформулированная цель предстоящего использования лыж предопределит максимально соответствующую потребностям модель. Например, новичку в лыжных гонках сложно будет гонять на лыжах топовой серии, и, тем более, использовать все преимущества, заложенные в весьма  дорогую модель. Зато вполне комфортно постигать азы лыжного стиля передвижения на достаточно простых и, как правило, недорогих и крепких лыжах. Гонщику уровня 3-го разряда, не стремящегося к дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства и не участвующего в соревнованиях на результат, вполне подойдут сравнительно бюджетные по цене модели, на 1-2 уровня проще самой совершенной серии. Как правило, такие лыжи «медленнее» топовых, зато, помимо не высокой цены и прочности, не столь требовательны к сервису, обслуживанию и «прощают» огрехи в технике лыжного хода.

Возможно, это вопрос рассмотрим подробнее, в качестве примера основываясь на конкретных типах и моделях лыж.

Вернёмся всё же к самой «вкусной» и манящей серии лыж – топовой, или «верхней», как еще называют в лыжном народе. Формулировка цели в этом сегменте также не столь проста и однозначна. Помимо совокупности вполне конкретных технологических и функциональных параметров лыж: ростовки и веса лыжника, жесткости лыж, типа скользящей поверхности, принадлежности к погодным условиям, температуре, характеру трассы по плотности, предполагаемым гоночным дистанциям, собственно цене лыж и другим, присутствуют не столь очевидные, но очень весомые факторы выбора лыж. При чем все вышеперечисленные факторы либо очень тесно, либо опосредованно, но всё же однозначно взаимосвязаны между собой.

К факторам относятся:

- Целевое использование лыж. Таковое может быть направлено только на тренировки, тренировки и соревнования, только соревнования. Соответственно, время и средства на обработку и подготовку скользящей поверхности предполагается затрачивать разное – от минимального при сравнительной дешевизне средств обработки и до максимального по времени и сравнительно затратного для соревновательных лыж. Периодическое сервисное обслуживание в виде нанесения структуры штайншлифт-машиной или ручным циклеванием также зависит от целевого использования и количества пар «боевых» лыж.

- Требования к степени универсальности лыж. Напрямую зависят, в первую очередь, от наличного количества  пар лыж, цены пары лыж и их предполагаемого использования. Если лыжник планирует гонять лишь на одной паре топовых лыж – от спринта до марафона, при выборе следует ориентироваться на погодные условия и состояние трасс предполагаемых мест катания. Как правило, лыжи подбираются с «усредненными» параметрами ростовки (для спринта, как правило, лыжи короче, для равнины длиннее), эпюры, с универсальной скользящей поверхностью и широкодиапазонной структурой скользящей поверхности. В преимуществах такого подхода – одна пара лыж на все случаи жизни – минимальная плата при наилучшей функциональности лыж. В недостатках – универсальность в подавляющем большинстве случаев по эффективности несколько хуже узковпециализированных лыж.

При возможности позволить себе две пары лыж, вполне логично ориентироваться на «холодные» и «тёплые» пары лыж. Особенности холодных и тёплых лыж состоят не только в типе и составе пластика и рекомендованной структуре, но, главным образом, в конструкции самой лыжи. У лыж на холодный снег «пятна контакта» - «горбы» большей площади, рассчитанной для создания достаточной «плёнки воды», улучшающей скольжение. У «тёплых» лыж «горбы» меньшей площади, более острые – для уменьшения эффекта подсоса на влажном снеге. Соответственно, на скользящие поверхности каждой пары наносится «тёплая» или «холодная» структуры.

Наличие в арсенале более двух пар лыж предоставляет возможность «настраивать» каждую из подобранных пар под более узкие условия гонок, и, следовательно, улучшить эффективность скольжения в тех же более узких условиях: холод, плюсовая температура, падающий снег, старый снег, гонки преимущественно по равнине или холмистой трассе, спринт или марафон и т.д. Под «настройкой» подразумевается тип наносимого штайншлифта, «набор» смазок, геометрические параметры лыж – от ростовки до индивидуальных характеристик конкретной пары лыж (например, для мягкого снега желательно, чтобы мыски лыж при сжатии расходились в стороны на больший угол по сравнению с лыжами на жесткую лыжню и т.п.).

- Предполагаемый объем и разновидности сервисного обслуживания. Скользящая поверхность беговых лыж нуждается в регулярном и грамотном уходе. В процессе гонок из-за трения о снег, механических воздействий и химических процессов пластик постепенно ухудшает скользящие свойства. Кроме того, изнашивается и видоизменяется структура скользящей поверхности. По этой причине скользящая поверхность лыж периодически либо обрабатывается ручными циклями, снимающими слой поврежденного пластика; либо обрабатывается на штайншлифт-машинах с последующей обработкой смазками - парафинами, порошками, эмульсиями. Соответственно, вид и стоимость сервисного обслуживания, предполагаемый срок службы лыж также оказывают влияние на выбор типа и количества пар лыж. Например, соревновательные лыжи, на которые часто наносится порошок с высокой температурой плавления нуждаются в более частой обработке скользящей поверхности на штайншлифт-машине, поскольку высокие температуры могут отрицательно повлиять на скользящие свойства пластика.

- Износоустойчивость и долговечность лыж. Фактор, не столь очевидный и не отчетливо явно осязаемый, и тем не менее, один из главных. Речь идёт не о качестве и надежности лыж как сложной конструкции, об этом поговорим позже. Общеизвестно, что механические нагрузки в процессе эксплуатации и при сервисном обслуживании, температурные воздействия, естественное старение материалов, изменение их свойств и параметров постепенно приводят к разрушению лыж. Даже при отсутствии видимых повреждений, лыжа постепенно «разгибается» - снижается упругость силовых элементов. Возможно продавливание скользящей поверхности, отслоение пластика или конструктивных элементов, потеря геометрической формы и т.п. Кроме того, регулярная обработка скользящей поверхности штайншлифт-машиной или циклями постепенно истончают пластик скользящей поверхности вплоть до полного его удаления.

Вышеуказанные факторы напрямую зависят от интенсивности катания на лыжах.

Следовательно, если нам повезло и у нас «едущая» пара лыж, то разумно использовать эту пару только на ответственных соревнованиях, а все тренировки и даже менее важные соревнования бегать на других лыжах. Подготовленному спортсмену, как правило, потребуется как минимум вторая, в крайнем случае, третья модель лыж сверху для тренировок, иначе возможна деградация или потеря навыков в технике лыжного хода. По этой причине за «те же деньги», возможно, стратегически целесообразнее и выгоднее купить не две топовых пары, а три – одну топовую только для соревнований и две уровня чуть ниже для тренировок. Вопрос не совсем однозначный, однако принимать во внимание подобные обстоятельства следует.

И крайнее замечание. О «всегда стоячих» и «вечно едущих» парах лыж. Конструкция лыж намного сложнее представлений, имеющихся у большинства лыжников. Помимо более или менее общеизвестных параметров и характеристик лыж – жесткость, ростовка, величина прогиба, геометрическая симметрия, тип эпюры «холодный-тёплый» и т.п., существуют характеристики, измерение которых возможно только на специализированных, точных, а потому и весьма дорогостоящих стендах. Да, в конструкции лыж любого уровня любого производителя может присутствовать «наихудшее» сочетание конструктивных параметров, «обрекающих» лыжу на «вечный якорь». Не из-за некачественного контроля или осознанных упущений, а лишь по причине неконтролируемых и неуправляемых параметров, например, технологического процесса (скрытая раковина в однородном материале пластика и т.п.). Такое событие встречается крайне редко, к тому же, с высочайшей долей вероятности отбраковывается на тестировании еще на фабрике. В продажу если и попадают такие экземпляры, то предельно редко.

А вот «с вечно едущими» лыжами ситуация более оптимистичная . Да, их тоже очень мало, но, в отличие от «стоячих», они точно попадают в руки, точнее, на ноги лыжникам. Более того, иногда попадаются таковые даже в «тиражной партии» в магазинах. Изюминка в том, что – смотрите эпилог – да-да, для каждого лыжника существует наилучшая пара лыж, и для каждой пары лыж существует наилучший гонщик. Может случиться, что именно такая пара дождётся нас где-то среди многотысячного леса лыж.

Собственно, обрести такую пару можно двумя способами:

1 - пробовать, пробовать и еще раз пробовать, перебирая раз за разом лыжи, предварительно отобранные на флекстестерах или стендах, в том числе, ориентируясь на личный опыт и интуицию. Способ совсем не дешевый и затратный по времени и терпению, но вполне успешный. Рано или поздно:)

2 – пробовать найти грамотного и опытного специалиста, обладающего практикой, знаниями и умениями выбора лыж. Желательно, имеющего доступ к большому количеству лыж. Способ более общедоступный. Пожалуй, лишь с одной оговоркой – найти! А здесь каждому – удачу в руки!

И так, переходим к конкретике. А именно – самый что ни на есть современный и топовый MADSHUS – в студию и под микроскоп!

Лыжи MADSHUS – под пристальным вниманием.

Оговорюсь заранее. Представленный ниже материал не ставит целью рекламу или описание только преимуществ конкретных лыж конкретного производителя – MADSHUS. По крайней мере, осознанно и преднамеренно. Изначально идея состояла в тестировании лыж на лыжных трассах различного уровня подготовленности для оценки функциональных качеств конкретной модели лыж. Без какого-либо сравнения в цифрах с лыжами других производителей. Отчасти и для «развенчивания» некоторых «мифических фантазий» о якобы сверхлучших или сверхнеудачных качеств лыж MADSHUS. Или же для их подтверждения, ежели таковые найдутся . В прочем, воля читателя, под каким углом зрения рассматривать нижеизложенное. Если покажется, что реклама или предвзятость – не теряйте времени, отвлекитесь на занятия более полезные и результативные:)

И так, в студию - MADSHUS REDLINE!

Лыжи MADSHUS REDLINE COLD skate были представлены для тестирования и оценки функциональных качеств в соответствующем весовом диапазоне – 67-72кг, длиной 185см, с нанесенной гоночной структурой 9-6. Подготовленные к гонкам:).

Неколько слов о технологических особенностях данной серии лыж. К слову, верхние, топовые модели лыж любого производителя – выжатый до максимума или минимума предел взаимопротиворечивых качеств – максимума прочности, минимума веса, максимума обеспечения стабильности формы, минимума  неоднородности свойств упругости, максимума качества используемых материалов, минимума ценовых затрат… Этот список можно продолжать долго. Важно лишь иметь в виду, что вся совокупность максимумов и минимумов должна обеспечивать качество и функциональность лыж не менее заданной. То есть, лыжи должны «не ломаться» при падениях и столкновениях с препятствиями; стабильно «держать» эпюру, торсионную жесткость, профиль прогиба при многократных нагрузках на протяжении всего времени использования; сохранять силовой каркас, лакокрасочные покрытия и свойства водонепроницаемости – и многое-многое другое.

Учитывая же тот факт, что при разработке лыж высшего уровня производители стремятся создать их максимально функциональными,  относительно дешевыми, максимально облегченными, такие лыжи, могут быть (но не всегда) менее прочны по сравнению с их более упрощенными и, соответственно, более тяжелыми младшими моделями 2-3го уровня ниже. Причина очевидна – все параметры материалов в конструкции лыж верхней серии «состоят» на пределе своих характеристик. В принципе, можно сделать суперпрочную и очень лёгкую лыжу. Только стоить она будет со спутник, и выпускаться в тираж с частотой запуска спутника. Поэтому постоянная и неуклонная борьба компромиссов с оглядкой на конкуренцию позволяет создать лыжи не вечно живучие и живущие, но вполне доступные и качественные.

И еще один не совсем очевидный факт. Стоимость лыж. В эту эфемерную величину, иногда обескураживающее пугающую и непонятно откуда берущуюся включаются не только всевозможные расходы – сырьевые, трудовые, технологические, контроля качества, магазинные, рекламные и т.п. Здесь присутствует еще один компонент – отсеивание лыж на этапе «выпуска из цеха». В прошлом в нашей стране такие отделы назывались ОТК – отделы технического контроля.Такот, например, из 1000 пар топовых лыж в 10-и выявлено несоответствие каких-либо параметров требуемым. Внешне и на первый взгляд не заметно и не определимо. А вот на лыжне такие лыжи могут «стоять», терять форму или ломаться через пару сотен километров, терять геометрическую форму и многое другое. Такие лыжи исключаются из выпуска в продажу и попросту утилизируются внутри цехов. Им также найдется применение – настройка и контроль сборочных и обрабатывающих станков, эксперименты с нанесением структур и т.п. Так что в продажу через «черный ход» они вряд ли поступают Естественно и логично  стоимость отсеянных лыж включить в общую стоимость выпущенных в продажу лыж. За надёжность результата, так сказать:).

Лыжи верхнего уровня серии MADSHUS REDLINE содержат в своей конструкции пенопластовый клин, «упакованный» в силовой углеволокнистый каркас. Главное преимущество такой конструкции – обеспечение стабильных свойств на всех этапах производства и материалов – нитей, композита, термохимических процессов их соединения – и сборки самих лыж. С точки зрения технологии, ничего не обычного – чем больше параметров и их совокупностей удается достоверно подвергнуть контролю, тем выше вероятность получения стабильного, повторяемого и надежного результата. Например, проконтролировать проклейку однородность «сплошной» пены легче и проще, чем той же каждой деревянной, тканевой или композитной соты (это ни в коем случае не значит, что пена лучше соты, у каждого материала и метода есть свои особенности). То же относится и к качеству углеволокнистых нитей, из которых «сплетается» силовой каркас лыжи.

Второе важное преимущество конструкции лыж, используемых MADSHUS – стабильная и весьма точная повторяемость конструкции. Это значит, что однажды настроенный и выверенный технологический процесс позволяет серийно воспроизводить лыжи с практически идентичными или предельно близкими свойствами. И если совокупность конструктивных решений удачна – на выходе цеха «вылетают» тиражи одинаково «быстрых» лыж. Правда, если где-то вкрадывается ошибка или недочёт – неудачная конструкция, нарушение технологии склейки или обработки – этот недостаток также будет многократно растиражирован.В нынешнем, сезона 2014-2015 исполнении MADSHUS REDLINE COLD «одет» в бело-красный цвет на сложной формы объемный корпус и «обут» в новейшую по современным представлениям скользящую поверхность Р200 nano. Со слов рекламных проспектов и информации из сайта – непревзойденно скользкая. На деле – качественный высокомолекулярный полиэтилен высокого давления с хорошими рабочими характеристиками на снеге. Значительных отличий в эффективности скольжения  Р200 nano от других производителей не наблюдается, однако в рабочем диапазоне температур - -2-8, типов снега – свежий (не падающий), трансформированный, чистый и влажностей от 70% скольжение действительно быстрое.

Конструктивные изыски корпуса видны невооруженным глазом – от скругленных обводов корпуса до полуутопленных элементов каркаса – ни дать – ни взять, крыло в аэродинамическом оформлении . На самом деле, столь вычурные формы возможны благодаря широким возможностям и пластике как пенопластового клина, так и углеродных нитей. По видимому, именно такая конструкция в современном техническом исполнении наиболее компактна, легковесна, прочна и технологична.Однако эстетика эстетикой – у каждого вкусы не спорные свои – а основная характеристика каждой пары лыж, помимо формы и скольжения пластика – процесс работы в лыжном ходе. Или, точнее, в лыжном беге. Именно – процесс, потому что «только в полёте живут самолёты» - только в движении оживают лыжи .

Ранее обсуждались особенности «теплых» и «холодных» лыж. Конструкция MADSHUS REDLINE COLD – типично «холодная» - с «длинными» зонами контакта и пологими «горбами», почти «распрямленными» мысками, черным типом скользящей поверхности. В принципе, та же схема присутствует у других производителей лыж, здесь ничего нового.

Новое и неповторимое – в «беговом почерке» MADSHUS REDLINE! Он – особенный и узнаваемый. Вероятнее всего, именно по причине конструктивного исполнения лыж MADSHUS из пенопластового клина и углеволоконного «чехла». MADSHUS REDLINE COLD обладает достаточно низким прогибом под колодкой, однако сей факт никак не означает, что лыжи «плоско» ведут себя на лыжне. Ничего подобного не наблюдается даже на самых жестких лыжных трассах.

Изюминка работы лыж MADSHUS состоит в «сверхчувствительности» к рельефу лыжной трассы. Не в смысле повышенных вибраций или неустойчивости на неровностях и на жесткой трассе, а в как раз устойчивом «отслеживании» поверхности лыжной трассы, предсказуемой траектории движения и хорошей управляемости на всех типах трасс, кроме леденистой. Особенно эффективна работа MADSHUS REDLINE на сравнительно мягкой трассе – способность «всплывать» над не плотным снегом, а не прорезать или «вклиниваться» в снег. Чем мягче трасса, тем более выражен этот эффект.Обратная сторона умения «парить» над снегом – достаточно посредственная устойчивость на очень жесткой и особенно обледенелой трассе. В прочем, для гонок по льдистой трассе нужны лыжи с достаточно специфическими характеристиками.Очередная особенность лыж MADSHUS REDLINE в беговом режиме – повышенные требования к технике лыжного хода. REDLINE «не прощает» чрезмерной загрузки передней части лыжи. Излишний наклон корпуса вперёд или смещение центра масс вперёд при движении на равнине ощутимо замедляют лыжи. Наоборот, лёгкая загрузка пятки как опорной, так и толчковой ноги разгоняют REDLINE. По личным ощущениям, использование в MADSHUS REDLINE проставки под крепления (спейсера) усиливают эффект разгона. Правда, придётся несколько привыкать к слегка непривычному положению стопы, но «оно того стоит» . Не факт, что придётся по вкусу всем. Особенно лыжникам, в привычке которых бегать с некоторым наклоном корпуса или торса вперёд. Возможно, и биатлонистам, компенсирующих вес винтовки наклоном корпуса вперёд. Далеко не факт и лишь предположение, но обратить внимание на эту особенность следует. По крайней мере, автору тестов проставка под крепления пришлась весьма к стати и к месту .

Еще один достаточно неожиданный факт в «поведении» MADSHUS REDLINE. Как ни странно может показаться, но эти лыжи, по ощущениям, «подтормаживают» на низких скоростях, примерно до 5-7км/ч. При достижении скорости свыше приблизительно 8км/ч REDLINE «взлетает» с присущей топовым лыжам динамикой. С чем связан такой эффект - объяснить пока сложно, и, тем не менее, его присутствие регулярно ощущается . Возможно, существует связь в степени загрузки пяточной части лыж при повышении скорости. Может быть, оказывают влияние вибрационные характеристики лыж: при повышении скорости низкая резонансная частота колебаний лыжи остаётся неизменной и ослабляет влияние, связанное потерей энергии на малой скорости. Не суть важно для нас, любителей лыжных гонок.Важно лишь осознавать - если возникает ощущение, что у вас вдруг выросли крылья, на всякий случай – посмотрите вниз. Может быть, это крылья цвет RED, и прорастают как раз из лыж

MADSHUS REDLINE вполне «стандартно» ведёт себя при работе в подъем, не смотря на загружаемый носок при таком режиме хода. Вероятно, хорошая торсионная жесткость позволяет распределить давление сравнительно равномерно по всей длине лыжи. Весьма значительную торсионную жесткость как раз обеспечивает объемная форма корпуса MADSHUS REDLINE – эта модель представляет собой полноценный замкнутый профиль, «свитый» углеволокном как единое целое, без стыков и швов. Такая форма выдерживает большие нагрузки в сравнении со склеенными или сварными швами.

Тестируемая пара MADSHUS REDLINE COLD принимала участие в двух соревновательных гонках в диапазоне температур от -2-4 до -7-8 градусов при достаточно высокой влажности – от 75% и более на чистом свежем и умеренно трансформированном снеге, в климатических условиях Подмосковья, и в многочисленных тренировках. Пока в двух соревновательных гонках, поскольку рабочие характеристики и достаточно универсальная структура позволяют успешно использовать  REDLINE на гоночных трассах, подготовленных и ретраком, и снегоходом. Выбор MADSHUS REDLINE для участия в соревнованиях проводился среди нескольких пар хорошо проверенных и регулярно используемых «боевых» соревновательных лыж от различных производителей. В двух из пяти ответственных гонок эти пары оказались наиболее эффективными. К слову, «эталоны» лыж с хорошим скольжением имеются, сравнить работу лыж есть с чем :)Факт свидетельствует в пользу  «нормальной» эффективной работы лыж в диапазоне условий влажности и температур, предопределенной конструкцией лыж и выбранной нанесенной структурой.

Несколько слов о структуре и качестве обработки поверхности. Одна из тестируемых пар лыж «поехала» в полную силу приблизительно через 50км откатки. Вторая – практически сразу, через 8-10км. Явление вполне объяснимое, по крайней мере, с точки зрения обработки скользящей поверхности штайншлифт-машиной. Современные камни и алмазы, непосредственно формирующие рисунок структуры скользящей поверхности, достаточно «острые», чтобы оставлять минимальное количество «бахромы» или «заусенцев» на скользящей поверхности лыж. Однако некоторое количество этих «тормозящих элементов» неизбежно присутствует на любой новой поверхности обработанных лыж. В процессе работы камень изнашивается, «осколков» может образовываться несколько больше. Конечно же, при нанесении гоночных структур камень перетачивают сравнительно часто (хотя это «удовольствие» очень дорогое), но, видимо, разница между одной из первых пар обработанных лыж и одной из последних на одном цикле работы камня всё же присутствует. Негатива в этом факте нет никакого – качество структуры остается в пределах допуска, однако не следует расстраиваться, если лыжи, извлечённые из упаковки, не сразу обретают крылья. Несколько обработок парафином и несколько десятков километров на лыжной трассе приведут в чувство и отполируют аэродинамические средства достижения максимальных скоростей;).

При обработке лыж парафинами и порошками специалисты MADSHUS не рекомендуют нагревать скользящую поверхность лыж до температур свыше 130 градусов. Здесь присутствует не вполне очевидный момент: свыше 130 градусов не должна нагреваться именно скользящая поверхность. То есть, недопустимо оставить неподвижным утюг, нагретый до температуры свыше 130 градусов на скользящей поверхности лыж, так сказать, в непосредственном контакте. Реально при вплавлении в скользящую поверхность парафинов, а тем более порошков, температура подошвы утюга может достигать 150 градусов по Цельсию и даже выше, без риска пережога или повреждения скользящей поверхности. Физика явления проста: те самые 150 градусов и выше на подошве утюга контактируют непосредственно не со скользящей поверхностью, а с парафином или порошком. Именно эти компоненты поглощают температуру в значительной степени. При правильном – быстром и непрерывном – проходе горячего утюга вдоль скользящей поверхности лыжи – температура на скользящей поверхности не достигнет опасного предела, поскольку два-три десятка градусов поглотит смазка при расплавлении. При не полном вплавлении парафина или порошка за один проход утюга повторный проход следует производить приблизительно через 30-40 секунд. В более ранних моделях MADSHUS верхнего уровня – разработки и производства приблизительно 2002-2004 годов при значительном перегреве скользящей поверхности утюгом наблюдались вспучивания пластика скользящей поверхности, особенно на концах лыж, где теплоемкость материала минимальна из-за малой толщины лыж. MADSHUS HYPERSONIC из тех партий бывал в арсенале гоночных лыж автора, с тем же печальным эффектом. Однако не следует отвлекаться от действительности и реалий. На протяжении без малого 5-и лет в технологических процессах производства лыж используются многократно отработанные и подтверждённые многочисленными экспериментами новые способы соединения составных частей лыж. Поэтому явления отслоения или вспучивания пластика при условии соблюдения рекомендаций о температурных режимах практически не наблюдаются.К слову, мифы о наименьшей толщине пластика у лыж MADSHUS на самом деле только мифы . Часть скользящего пластика закрыта боковинами капа. На самом деле его рабочая толщина составляет около 0.7 миллиметров и общая – чуть более 1 миллиметра.О прочности и долговечности лыж. В немалой степени эти параметры зависят от грамотно подобранных лыж и соблюдения этики лыжной культуры. Не игра слов никак, потому что, вдумываясь в закономерности нашего обитания, интуитивно каждый из нас ощущает гармонию окружающего мира или наоборот, нарушение этой гармонии . Применительно к лыжным гонкам, практически любой современный, высокотехнологичный, грамотно и всесторонне продуманный инвентарь прослужит долго и безупречно лишь при использовании его строго по предназначению и в пределах рекомендованных условий.

Даже столь элементарные аксессуары, как современные лыжные носки. Не верите? Оденьте так, чтобы пятка чуть-чуть съехала на бок и десяток раз прокатитесь на лыжах. Наверняка получите дырку в том месте, где пятки быть не должно, а она была. Тот же «простой» носок прослужит годы при правильном ношении, стирке-сушке. И подобное – во всём.И в лыжах тоже.Современные лыжи потому и быстры, и долговечны, что очень надеются на выбор обладателем строго под «личные» параметры: вес, рост, способ передвижения, должный уход и сервисное обслуживание. Наиболее частые «поломки» лыж любого производителя наблюдаются при:-  Несоответствии веса лыжника и выбранных им лыж. Касается не только тяжелых лыжников на «лёгких» лыжах. Даже если «лёгкий» лыжник катается на лыжах, рассчитанных на существенно больший вес, вероятность сломать лыжи выше, чем у правильно подобранных лыж. По той причине, что жесткие лыжи будут способствовать неустойчивости при передвижении их обладателя с последующими падениями, ухудшенной управляемости лыж, приводящих всё к тем же падениям и «цепляниям» за окружающие препятствия. Как следствие, постепенное «накапливание» усталости и микротрещин материала, как правило, приводят к интенсивному износу конструкции лыж и поломке. Иногда даже от совсем незначительного воздействия.- Постоянному катанию на очень жестких обледенелых трассах или же на существенно мягких трассах, по «целине». В первом случае происходит жесткое воздействие опоры на силовые элементы лыж, приводящее к интенсивной потере прочности конструкции. Снег представляет собой «естественный амортизатор» ударной нагрузки, «гасящий» часть энергии. Лёд таковым не является, и вся нагрузка поглощается только конструктивными элементами лыж.

Во втором случае значительным нагрузкам подвергаются эластичные носки и концы лыж, «выгибающиеся» на мягком или «целинном» снеге относительно жесткой колодки. В этом случае наиболее нагружаемая зона находится в точках S-образного перехода колодки в «обратные» дуги носка и конца лыжи. Многократные и интенсивные воздействия на эту область приводят к износу, микротрещинами и усталости конструктивных элементов с последующим разрушениям.- Грубых огрехах в технике лыжного хода. К таковым относятся: чрезмерная «посадка» на пятках, с выносом центра масс за пятки – перегружает заднюю часть лыжи; чрезмерный наклон вперёд – перегружает носок; постоянное катание на внутреннем канте по леденистым жестким трассам – перегружает ребро лыжи; ударная постановка опорной ноги на леденистой трассе – приводит к вибрационным перегрузкам силовой конструкции лыжи, стыков и мест соединений элементов лыж.- «Разгерметизации» лыжи – нарушении лакокрасочного покрытия с последующим прониканием снега и воды внутрь конструкции. А дальше, знамо дело, влага и постоянно замерзающая-размерзающая вода своё разрушительное дело сделает.- Нештатных, не расчетных нагрузках на лыжи – удары, падения, длительное воздействие высокой температуры (например, хранение лыж в гараже под крышей летом или на жарком балконе) и тому подобное.Использование лыж в «лыжных» условиях и в диапазонах, не превышающих нагрузок и воздействий в оговоренных разработчиком диапазонах, обеспечивает длительное сохранение их прочности и функциональности.Касательно конкретной тестируемой модели REDLINE, выводы о её долголетней прочности в ближайших сезонах сделать не представится возможным. Надеюсь:). Всё-таки грамотный и высокий уровень конструирования и опыт технологического производства лыж специалистами MADSHUS не пропустит  «сознательный» или системный брак в серию. Ну, а прежние неудачи – на то и признаваемые неудачи, чтобы знать, как делать не надо. Как правило, такие факты случаются при переходе на качественно и принципиально новые технологические процессы или связаны с использованием новых материалов. Мало ли автомобильных гигантов отзывают свои детища в связи с выявленными проблемами. Бывает. Хорошо, что смело признаются и исправляют.

Несколько слов о внедрённой технологии emPower. В корпус каждой лыжи MADSHUS REDLINE на стадии изготовления внедряется чип, в который заносится информация об индивидуальных параметрах каждой пары лыж: серийный номер, характеристики эпюры с указанием весов и зон нагружения, рекомендуемые типы структур и способов обработки скользящей поверхности. В практическом аспекте emPower – отдельная область знаний, выходящая за пределы собственно информации непосредственно о параметрах лыж.  Сервис позволяет вести настоящий дневник тренировок с привязкой к местности на реальных топографических картах, подобно современным спортивным навигаторам. Для работы с emPower потребуется загрузить бесплатную программу MyMadshus из интернет-магазина под платформу Android или Apple и зарегистрироваться на сайте MADSHUS. Интуитивно понятный интерфейс и методы работы в программе в комментариях не нуждаются – проще и быстрее попробовать и включиться в процесс, чем рассказывать:).Ощутимо серьезное требование к использованию технологии emPower – наличие современного смартфона с функцией NFC – в паспорте смартфона её наличие указывается. Данная технология позволяет дистанционно считывать данные из чипа, внедренного в лыжу. Для этого необходимо активировать модуль NFC в смартфоне и провести смартфоном вблизи колодки лыжи. При обнаружении чипа и считывании информации смартфон издаст сигнал. Находясь в зоне приёма интернет с активной программой MyMadshus, возможно в реальном масштабе времени просмотреть данные о конкретной паре лыж.

На мой взгляд, наибольшая практическая польза emPower для любителей лыжного спорта, обоснованно, вдумчиво и осознанно подходящего к выбору инвентаря, состоит в оперативном, быстром и достоверном способе получения информации о лыжах - прежде всего при покупке лыж. Использование emPower предельно упростит выбор среди множества пар наиболее подходящей, и позволит удостовериться в технических характеристиках выбираемых лыж. Такой способ подбора лыж с использованием информации от производителя полнее и достовернее данных, снимаемых при измерении на флекстестерах.Внедрение технологии emPower есть прогресс налицо, качественно улучшающий эффективность подбора лыж под параметры гонщика. А особо усидчивые и любознательные поклонники лыжного спорта могут в полной мере использовать всю мощь ресурса Madshus для стратегического и оперативного планирования лыжных тренировок.

    В довершение, хотелось бы слегка коснуться «лыжной метафизики». Подобно тому, как только красивые самолёты летают, только добротно, грамотно, с умом и с душой сделанные лыжи не просто отменно катят и отлично работают. Не имею в виду сейчас только обсуждаемые лыжи MADSHUS REDLINE. Любые лыжи, сделанные с… извините за слово… с любовью, и с отношением к таким творениям с любовью, сливаются с нами в полёте над землёй по снегу Можно не соглашаться или отвергать сей факт, не видеть или не ощущать, но не признаться, по крайней мере, себе – невозможно – мир, лыжный мир – таков, каким мы его ощущаем И если есть под нами крылья, именуемые лыжами, ощущения мира – в радость и в гармонию Может быть, то ощущение и есть счастье По крайней мере – Лыжное Счастье – точно

Всем – хороших лыж и счастливого полёта над белым миром!

Для каждого лыжника существует наилучшая пара MADSHUS .

Для каждой пары MADSHUS существует свой наилучший гонщик.

Забавный реальный лыжный факт .

Ниже представлены актуальные данные о лыжах MADSHUS и структурах, наносимых на скользящие поверхности лыж MADSHUS. Данные таблиц предполагается обновлять по мере обновления лыж и видов структур.

Типы лыж MADSHUS и их особенности

Наименование лыж

Тип и предназначение

Особенности конструкции и использования

Рекомендованные структуры

MADSHUS REDLINE COLD skate

Коньковые лыжи высшего уровня для холодного снега любого типа, любого типа жесткости трасс (черный пластик)

Чиповая система идентификации параметров лыж в реальном масштабе времени на сайте www.madshus.com.; оперативный подбор лыж под личные параметры и предпочтения посредством смартфона (при наличии функции NFC)  непосредственно в месте покупки.Полная информация о характеристиках лыж под нагрузкой для каждой конкретной пары на сайте www.madshus.com.

Возможность ведения дневников и планирования тренировок с привязкой к конкретной паре лыж.

7-4

9-6

HR2L

SO5

MADSHUS REDLINE WARM skate

Коньковые лыжи высшего уровня для влажного старого, крупнозернистого снега, любого типа жесткости трасс (серый пластик)

Чиповая система идентификации параметров лыж в реальном масштабе времени на сайте www.madshus.com.; оперативный подбор лыж под личные параметры и предпочтения посредством смартфона (при наличии функции NFC)  непосредственно в месте покупки.Полная информация о характеристиках лыж под нагрузкой для каждой конкретной пары на сайте www.madshus.com.

Возможность ведения дневников и планирования тренировок с привязкой к конкретной паре лыж.

9-6 G

9-6 XG

MADSHUS Nanosonic Skate

«Верхняя» модель у Madshus прошлых сезонов. Сердечник РХ100Х и триаксиальная карбоновая конструкция. Скользящая поверхность Р190 Nano. Технология – «умной» лыжи – встроенный чип с полной информацией о характеристиках каждой конкретной пары лыж. Рекомендации – марафоны, профессиональный и любительский спорт.

9-6 G

9-6 XG

MADSHUS Megasonic Skate

Бюджетный вариант спортивной лыжи. Производство - Норвегия. 3D технология. Сердечник Polysell,  скользящая поверхность – Р170. Весовой прогиб – умеренный для конька. Рекомендации – бюджетный вариант спортивных лыж, «асфальтовые» лыжи для обладателей нескольких пар лыж, спортивные школы.

Стандартная заводская структура (универсальная) М5

Типы структур, наносимых на лыжи MADSHUS

Наименование структуры

Предназначение и особенности использования

7-4

Наиболее универсальная холодная структура при температуре снега от -8 и холоднее

9-6

Для любого снега при температуре  0 … -8. Наиболее универсальная и популярная структура в средней полосе России.

HR2L

Новая холодная очень мелкая универсальная структура в широком диапазоне температур. Актуальна для Северо-Запада и Зауральских регионов.

SO5

Универсальная структура, от -4 и холоднее. Хорошо работает на свежевыпавшем снеге.

S02

Структура на холодный снег, при низкой влажности («елочка» в обратную сторону).

D5

Структура для старого грязного снега при температуре, +1…-7 и жесткой трассы.

9-6G

Структура для влажного снега при температуре воздуха +3 …-5.

9-6ХG

Структура для мокрого снега от 0 и теплее.

D6

Универсальная теплая структура, но иногда хорошо работает и в сильный мороз.

 

www.trilife.ru

Элитные лыжи Madshus. Сезон 2013-14. Модели и структуры.

Лыжи Madshus. Модели для конькового хода:

Артикул Наименование Особенности Назначение
N13008 RedLine Carbon Skate Cold NEW Для холодной погоды, сухого снега
N13009 RedLine Carbon Skate NEW (серая скользящая поверхность) Для теплой и переходной погоды, влажного старого снега
N12118 Nanosonic Carbon Skate   Для жестких, подготовленных трасс
N12119 Nanosonic Carbon Skate Regular Soft   Для мягких трасс

Лыжи Madshus. Модели для классического хода:

Артикул Наименование Особенности Назначение
N13002 RedLine Carbon Classic Cold NEW Для холодной погоды
N13003 RedLine Carbon Classic Plus NEW (серая скользящая поверхность) Для теплой погоды, сырого старого снега
N12102 Nanosonic Carbon Classic Cold    
N12103 Nanosonic Carbon Classic Plus    
N12108 Nanosonic Carbon Classic Zero   Для свежевы-павшего влаж-ного снега при температуре, близкой к 0

Гоночные норвежские структуры:

D5 - для старого, грязного снега при температуре, +1…-7оС.

D6 - теплая крупная структура на старый снег. Иногда хорошо работает в сильный мороз.

S02 - холодный снег, низкая влажность.

SO5 - универсальная структура, от -4оС и холоднее. Хорошо работает на свежевыпавшем снегу.

HR2L - новая мелкая структура. Для холодного перемороженного снега.

7-4 - для холодного снега при температуре снега от -8оС и холоднее.

9-6 - для любого снега при температуре от 0 до -8оС .

9-6G - для влажного снега при температуре воздуха от +3 до -5оС.

9-6ХG - универсальная теплая структура, для влажного снега при температуре воздуха от 0оС и теплее.

Вес лыж моделей RedLine в ростовке 190: классических - 900 гр., коньковых - 950 гр.  В конструкции увеличилось количество легкого углеволокна. Пенный клин PR100X остался прежним.

Вес лыж моделей Nanosonic в ростовке 190: классических - 1000 гр., коньковых - 1000 гр. 

Геометрия классических лыж (носок-колодка-пятка): 44-42-44 мм. Ростовки 185-210/5 см.

Геометрия коньковых лыж (носок-колодка-пятка): 44-43-44 мм. Ростовки 175-195/5 см.

Новая модель 13008 RedLine Carbon Skate Cold имеет более жесткий нос, средний весовой прогиб и пластик, используемый для холодных условий. Эта модель действительно имеет сходства с моделью 12118 HP. Модель 13008 при любых нанесенных структурах, будет иметь преимущество, за исключением старого крупнозернистого снега, особенно при минусовых температурах. 

Новая модель 13009 RedLine Carbon Skate имеет мягкий носок, низкий жесткий прогиб и новый серый пластик, используемый для влажного cтарого снега. Модель похожа на 12119 SC. Но 12119 SC можно использовать в более широком температурном диапазоне при свежем снеге, либо при мягких трассах. Лыжи с серым пластиком только на старом, влажном, крупнозернистом снеге (весенний вариант) имеют значительное преимущество по сравнению лыжами с черным пластиком. Но при выпадении свежего снега, скольжение серых лыж резко ухудшается.

Для подбора лыж по жёсткости лучше использовать флекстестер. На модели HP с жестким носком из показателя динамометра (при полностью зажатых лыжах и использовании самого тонкого щупа) вычитаем 5-10 единиц. Полученная цифра - это оптимальный вес человека. На моделях SC с мягким носом вычитаем 10-15 единиц. Если коньковые лыжи получаются на несколько единиц жестче веса, то это не критично. Многим даже нравятся более жесткие лыжи. Главное, чтобы лыжи не были мягкими.

Нужно учесть, что за счет низких носков, Мадшус фактически короче на 2-3 см от заявленной ростовки. Например, Мадшус в ростовке 190 такой же, как Фишер в ростовке 187.

cycle-sport.ru

Всё о беговых лыжах Madshus

Артем Яровиков

Лыжи фирмы Мадшус хорошо известны лыжным и биатлонным болельщикам: на них выступают спортсмены, входящие в элиту в этих видах спорта. Лыжами этой марки также активно пользуются и любители лыжного спорта, составляющие значительную часть аудитории нашего сайта. Продолжая серию материалов о лыжах ведущих мировых фирм-производителей, редакция «Лыжного спорта» попросила Артема Яровикова, менеджера по беговым лыжам спортивного клуба «Кант», рассказать об особенностях производимых фирмой Мадшус лыж верхних моделей.

- С этого года «Кант» стал дистрибьютором лыж Мадшус – можно несколько слов об этом факте?

- Начиная с первого января 2009 года спортивный клуб «Кант» стал эксклюзивным дистрибьютором торговой марки лыж Мадшус, а также лыжных ботинок, лыжных палок и так далее, короче говоря, представителем торгового бренда Мадшус. Мы долго к этому шли, вели переговоры по этому вопросу, и в итоге представители фирмы Мадшус решили отдать предпочтение молодой, развивающейся, вкладывающей в спорт деньги фирме – спортивному клубу «Кант».

- В связи с этим вопрос: как теперь будет происходить обеспечение лыжами Мадшус наших биатлонных и лыжегоночных сборных?

- С этого года с помощью представителя Мадшус в России Николая Припускова все спортсмены будут экипироваться через компанию «Кант» - все сборники, второй состав, т.е. все те, кто имеет контракт с Мадшусом, так или иначе будут экипироваться у нас.

- Тогда, если можно, ваш комментарий по поводу промелькнувшего не так давно в «Спорт Экспрессе» сетования Владимира Аликина на то, что биатлонная сборная России получает лыжные новинки от Мадшус лишь в конце сезона?

- Я знаком с этой информацией, и мое мнение прямо противоположное. По данному вопросу у меня был разговор с Николаем Припусковым. Новинки от Мадшус попадают нашей сборной еще на первый снег. Обычно наши спортсмены берут 20-30 пар, откатывают их и оставляют себе лучшие. Фирме Мадшус самой не выгодно не давать новые лыжи нашей сборной, потому что она, по сути, лицо фирмы Мадшус. Посмотрите, как широко представлен Мадшус в нашей сборной среди тех, кто побеждает.

Чемпионат мира по биатлону-2007. Сборная России - чемпионы мира в эстафете. Дмитрий Ярошенко, Максим Чудов и Иван Черезов выступали в гонке на лыжах Madshus
Чемпионат мира по биатлону-2009. Сборная России - чемпионы мира в эстафете. Все спортсменки: Ольга Медведцева, Светлана Слепцова, Ольга Зайцева и Анна Булыгина - выступали в гонке на лыжах Madshus
Иван Черезов с бронзовой медалью чемпионата мира-2009 в Пьонгчанге, завоёванной на лыжах Madshus
Наталья Гусева на лыжах Madshus
Иван Черезов на лыжах Madshus
Максим Чудов на лыжах Madshus

- Миф о наличии на Мадшус спеццеха… Так есть этот спеццех или нет?

- Прошлым летом мы были на заводе Мадшус в Норвегии. Спеццеха там действительно нет, но есть, назовем её так, про-лаборатория – спортивная профессиональная лаборатория, которая экспериментирует с новыми пластиками, которая все время ищет новые формы обработки пластика для улучшения скольжения. Это позволяет Мадшусу (кстати, эта фирма единственная, кто так делает) принимать заказы на лыжи под конкретные параметры лыжника. В конце сезона при заказе лыжник сообщает информацию о своем весе, росте и предполагаемом регионе катания, либо указывает, какая конкретно обработка скользящей поверхности ему необходима (а таких типов обработки – штайншлиф-обработок - порядка шести), и к началу сезона к нему приходят подобранные лыжи. Лыжи эти стоят немного дороже, чем стандартные, потому что ими чуть больше занимаются. Тем не менее, такие лыжи себя оправдывают. На сегодняшний момент достаточно много - больше 30 процентов лыж из класса спортивных продается именно таких.

- Охарактеризуйте, пожалуйста, особенности конструкции лыж Мадшус верхних моделей?

- Лыжи Мадшус совершенно другие, чем все остальные бренды. В верхних моделях лыж Мадшус в качестве сердечника применяется пенный материал PR 100X Acryl core, который можно назвать пенополиуретаном. Это делает лыжу немножко легче и немножко прочнее лыж с сотовой конструкцией. Скажу честно, раньше я сам предпочитал лыжи Фишер как более универсальные.

- Вы бегаете марафоны серии WL. В этом году, например, это были Марчалонга и Кёниг-Людвиг-Лауф. Если не секрет, на чем их бежали?

- На Мадшусе, а ещё в прошлом году тот же Кёниг-Людвиг-Лауф и Доломитен-Лауф я бежал на Фишере. Фишер, повторю, очень универсальные лыжи, очень хорошие, но, встав на Мадшус, я понял, что если эти лыжи подобраны под твой вес с точностью до килограмма, и нанесена штаншлифом та структура, которая тебе нужна, то лыжам не будет равных - ни один человек из тех, которые бежали в этом году марафоны рядом со мной, меня не накатывали.

- Есть еще один миф - о непрочности лыж Мадшус…

- Проблема сломанных лыж - это в первую очередь неправильно подобранные по весу лыжи. Если у тебя рост 170 см, но ты уже наел животик и весишь 100 кг, и при этом берешь лыжи короткой ростовки, потому что так привык, то ты их продавливаешь. Еще одна проблема – это проблема неправильной установки креплений. Как обычно раньше ставились крепления? Сверлили отверстия под шурупы и в просверленные отверстия заливали эпоксидную смолу. При эксплуатации смола растрескивалась, в трещины попадала влага, и это приводило к поломке лыжи. Сейчас все фирмы, производящие лыжи, рекомендуют ставить шурупы на любой резиновый клей. Еще одно. С точки зрения физики сотовую лыжу сломать проще, чем современную лыжу Мадшус, которая представляет из себя пропитанный смолой углеволоконный чулок с нитями во всех трех измерениях заполненный пеной. Кроме того, сверху и снизу у лыж Мадшус сделаны дополнительные слои из углеволокна для обеспечения дополнительной торсионной жесткости. Есть еще одна, правда редко, встречающаяся причина: поломка лыжи Мадшус может произойти из-за того, что при производстве получится воздушная раковина – в этом месте лыжа может сломаться, но таких лыж меньше одного процента, и если говорить о статистике брака сравнительно с другими брендами, то она у Мадшуса примерно такая же.

Сандрин Байи на лыжах Madshus
Уле Эйнар Бьорндален на лыжах Madshus
Норвежец Уле Эйнар Бьорндален уже давно связал свою спортивную судьбу с лыжами Madshus
Михаэль Грайс завоевал олимпийское золото на лыжах Madshus

- Что можно сказать про прочность скользящей поверхности у лыж Мадшус относительно лыж других фирм?

- Известных крупных производителей скользящей поверхности для беговых лыж в мире всего два. И Мадшус, и Фишер, и Атомик пользуются пластиками этих производителей. Основное, о чем здесь нужно говорить – толщина этого материала. Насколько мне известно, самая большая толщина пластика, как это ни странно, у Атомика. Далее идет Мадшус, и самая тонкая скользящая поверхность у Фишера. Те, кто постоянно и помногу циклит лыжи разных марок, это заметили. Прочность же скользящей поверхности у топовых моделей лыж различных фирм практически одинаковая. Это очередной миф, что прочность скользящей поверхности у лыж разных фирм сильно отличается.

- Как разделяются лыжи Мадшус по температурным условиям и состоянию трассы?

- Давайте проанализируем информацию о маркировке лыж для конькового хода в зависимости от типа трассы. Что такое лыжи HP? Это лыжи для жесткой трассы, и в России они почти не востребованы, потому что жестких трасс как таковых у нас нет. Дальше - SC. Это лыжи с параллельными кантами. Самые популярные, самые распространенные лыжи. Имеют среднюю жесткость для мягкой сыпучей трассы. Лыжи R являются промежуточными между названными моделями, универсальными. Очень похожи по конструкции на «приталенный» Фишер. Лыжи SC и R лыжниками в России берутся примерно в одинаковых количествах. Чтобы лыжи удовлетворяли каким-то специальным погодным условиям, на них дополнительно наносится определенная структура. Эта структура как раз и наносится в упомянутой мною про-лаборатории.

- Какие структуры из числа специальных пользуются наибольших спросом?

- Из структур, предлагаемых Мадшусом, наиболее востребованы структуры D-5 (теплая универсальная, +1/-10 градусов) и D-4 (холодная универсальная структура). Более подробная информация о тех или иных структурах предоставляется нашим спортивным менеджером при индивидуальном заказе.

- Давайте отвлечемся от специально наносимых структур и вернемся к универсальной структуре, с которой лыжи Мадшус верхнего уровня приходят в магазин для продажи обезличенному покупателю. Существует еще один миф, что эта структура имеет более узкий температурный диапазон, чем у основных конкурентов. Что можете сказать по этому поводу?

- В прошлом году мне приходилось тестировать подобные лыжи. Это были наиболее востребованные лыжи типа Nanosonic SC. Они ехали в любую погоду: в тепло, в слабый минус, при температуре -10… В мороз -18 ехали уже тяжело, но эта проблема есть у всех лыж. Здесь нужно отметить, что Мадшус, в связи с тем, что предел в универсальности скользящей поверхности по температурным условиям производителями уже почти достигнут, пошел по пути совершенствования структуры в сторону универсальности.

Чешская лыжница Катерина Нойманнова с коллекцией медалей и именными золотыми лыжами Madshus
Алёна Сидько завоевала на лыжах Madshus бронзовую медаль Олимпиады в Турине
Александр Легков - второе место в общем зачете Кубка мира по лыжным гонкам-2007
Алёна Сидько и Наталья Матвеева лидируют в одном из финальных забегов олимпийского спринта в Турине-2006
Норвежка Кристин Штёрмер Штейра, выступающая на лыжах Madshus, по праву считается одним из лидеров мировых женских лыж

- Можно ли будет в «Канте» уже с этого года заказывать лыжи со специально нанесенной структурой?

- Да, конечно. Николай Припусков будет этим заниматься так же, как и занимался ранее. То есть для этого нужно придти в «Кант» и оформить заказ.

- Какое оборудование имеется в «Канте» для работы с лыжами, для подбора лыж по весовым параметрам спортсмена?

- Раньше у нас был простой флекстестер, которым можно промерить диапазон колодки под тот или иной вес. Надеюсь, что со следующего сезона мы обзаведемся сложным флекстестером, потому что будем больше работать со спортсменами. У нас сейчас есть две штайншлиф-машины, с помощью которых можно наносить ту или иную структуру на любые лыжи, в том числе, и на лыжи фирмы Мадшус.

- Отрадно это слышать. И все-таки, с помощью каких лыж серьезному лыжнику-любителю, выбравшему для себя бренд Мадшус, перекрывать зимний сезон, например, в московском регионе? Насколько рационально при этом иметь лыжи HP?

- Я бы рекомендовал два типа лыж: SC и R. При каких-то погодных условиях они будут ехать хуже, при каких-то лучше, но это будет наиболее универсальное решение. Это что касается лыж для конькового хода. У всех классических лыж Мадшус жесткость одинаковая, а разделение идет по температурному диапазону: на холодные и теплые. Если у вас будут коньковые лыжи HP, повторяю - это лыжи на очень жесткую трассу, то, побежав марафон «Николов перевоз» по льду, вы получите большое преимущество. Это будет преимущество даже перед самым жестким Россиньелом. Лыжи HP очень жесткие, и, конечно, иметь их своем парке хотелось бы, но использоваться они будут, наверное, не более одного раза в год. Если же у человека всего одна пара лыж, то на сегодняшний момент для него будет самой универсальной пара SC.

- Что нового мы увидим в лыжах Мадшус в ближайшее время?

- Мадшус планирует выпустить новые коньковые лыжи Nanosonic, модель 186. У неё будет укороченный носок, соответственно будет более низкий вес. Это важно, потому что сейчас роль начинают играть даже лишние пять граммов. Укороченный носок подразумевает его меньшую длину и высоту. Это снизит вибрацию лыжи. Но, и это важно для лыжника, останется та же самая длина скользящей поверхности. Это будут топовые лыжи SC с геометрией 44-43-44 мм, база P-190 Nano, ростовки от 185 до 195 с интервалом в 5 сантиметров. Жесткость их будет от medium до extra hard в трех градациях. На этих лыжах в 2009 году уже были одержаны победы на этапах Кубка мира по биатлону. Лыжи эти тестировала и наша лыжная сборная в Демино. Лыжи очень хороши для спринта и массовых стартов – очень легко выдергивать носок этих лыж из-под чужих, если тебе на него наехали. И у прежней модели носок в этом случае не ломался, а у этой – тем более.

- Спасибо вам за информацию. Надеемся, что она окажется полезной читателям нашего сайта.

Обсуждение статьи

Фото: Madshus

Рекомендуем почитать:

С. Бирюков Тестируем лыжные палки верхних уровней сезонов 2009-2010 и 2010-2011 С. Коновалов Александр Завьялов: всё о лыжах Fischer А. Вертышев Как выбрать лыжи? Курс немолодого бойца. И. Исаев Как намазать лыжи? И. Кузьмин Выбираем детские лыжиЛыжи Atomic: советует Atomic эксперт Где купить беговые лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки Где купить лыжную одежду и аксессуары

www.skisport.ru


Смотрите также