Ставим малышей на лыжи. Лыжи и мальчик


Лыжи и дети | У костра

В прошлом году мы трехлетнюю дочу учили стоять, идти на лыжах-коротышках, чтоб она почувствовала скольжение и научилась передвигать ножки с лыжами...

Год прошел быстро. Малышка уже подросла, ей этой зимой стукнуло 4,5 года. В начале зимы были куплены детенышу настоящие пластиковые лыжи с креплениями на валенки, и палками, о коих  она мечтала в прошлом году. Все это было поставлено на балкон до сугробов. 

И вот наступил тот день, когда мы вышли с детём и лыжами в лесок. Погода была замечательная. Лыжня петляла средь деревьев. Народ катался на лыжах от старого до малого, кто-то просто прогуливался по тропинке. Вот и у нас лыжи одеты на ножки. В путь. Да, скользко.  Первый шаг, второй - падает. Помогаю подняться, показывая как это можно сделать, поддерживая себя палками. Пара шагов и снова валяния в сугробе. 

 

Первый раз он трудный самый, но ребенке понравилось, ей было весело. К концу нашей лыжной прогулки доча уже более менее держалась на лыжах. Немного еще походив на лыжах, мы их сняли и вдоволь наигрались в снежки.

Так мы ходили гулять на лыжах почти неделю, и после новогодних праздников папа рискнул пройтись с нами.  Встали на лыжню, поехали. Дочка идет меедленно, но уже более уверенно. Показываем как работать палками, так как палки ей только мешают. Пару раз она повторяет, а потом снова пытается палки забросить подальше к носкам лыж и тянуться к ним. Эх.

  

 

Пока ребенка медленно передвигалась, у нас с мужем начали отмерзать ноги в лыжных ботинках. И чтоб до конца не окоченеть, решили по очереди пробежаться кружок, а один остается с дочей, потом меняемся. Под конец прогулки малышка устала, начала просить снять лыжи, так что пришлось ее взять на буксир и идти домой.

 

 

Такие небольшие вылазки, по часу в день, давали свой результат, и дочка все более уверенно держалась на лыжах, сама скатывалась с небольших уклонов.

Пришел день, когда мы повели малышку на горки. Небольшие, пологие, но горки. Минут двадцать ходьбы до места и вот тот же лес, но с более волнистым рельефом. И трасса для лыжников здесь подготовлена. Лыжников много, в основном с детьми катаются. Благодать. 

Первый спуск. Народ расступись! Опс, дерево впереди. Падаем, это хорошо у дочки получается, лыжа улетает, лежим, ревем. Всё! Любовь к горкам пропала, не начавшись. Ну ничего, встаем, вытираем слезы, одеваем лыжу и потихоньку дальше. Уже страшно. Горка-то пологая. Всё-равно страшно! Папа рядышком, поддерживает. Вот и спустились. Ну как? Еще хочу! Только папа ты меня держи! Не вопрос. Поднимаемся, притопывая лыжками, палками помогаем себе. Спуск. Вот сейчас ты сама ехала. Здорово! Еще хочу!

 

И так несколько раз. Может дальше поедем? Ооо! горка более крутая и с поворотом. Мама первая - спуск, поворот, дерево, лежу. Все в порядке? Да, мягкая посадка :). Ваша очередь.

  

 

Доча молодец, удержалась на ногах и в поворот вписалась, при помощи папы, но все равно хорошо. И уже не страшно!

Небольшой отдых и заслуженный кексик с чаем каждому. 

Катались до самого вечера, пока не начало темнеть. Погода была великолепная и горки замечательные. После прогулки уставшие, но веселые и довольные вернулись домой.

После этой прогулки доча каждый вечер после садика проситься покататься на тех горках. Скорее бы выходные

www.ykoctpa.ru

Советы родителям | Лыжный спорт

У детей, особенно школьного возраста, наблюдается большая двигательная активность. После занятий в школе, после выполнения уроков (когда двигательная активность ограничена) наступает разрядка, то есть возрастает активность, и, наоборот, после достаточной физической нагрузки ребенок становится спокойным. Задача родителей состоит в том, чтобы разумно и с пользой для ребенка направить эту двигательную активность, приучить к физическим занятиям и труду.

Ребенок должен своевременно получить необходимые для его дальнейшей жизни двигательные навыки и умения. Совершенная техника движений может быть сформирована в раннем возрасте. Неправильным, на наш взгляд, являлось бы стремление родителей уже с ранних лет сделать из своего ребенка спортсмена узкой специальности — пловца, фигуриста, лыжника. Действительно, для того чтобы стать хорошим спортсменом, надо уже с ранних лет изучать технику и развивать необходимые двигательные качества. Но как определить, будет ли ребенок тем, кем его хотят сделать родители? Способен ли он проявить те качества, которые необходимы в данном виде спорта? Каково же бывает разочарование, когда ребенка отчисляют из той или иной группы, как неспособного, а время уже упущено для других видов спорта! Однако не исключен вариант, что неперспективный юный пловец или фигурист может стать талантливым бегуном или лыжником.

В детском и школьном возрасте необходима всесторонняя подготовка для растущего организма. Родители сами должны стремиться научить ребенка правильно бегать, ходить на лыжах, плавать. В Финляндии, например, при поступлении ребенка в 1-й класс проверяют, как ребенок владеет лыжами. Родители имеют специальные руководства по методике обучения и за хорошую подготовку своего ребенка получают от школы похвальную грамоту. Физическая подготовленность ребенка позволяет выбрать в дальнейшем тот вид спорта, в котором с наибольшим эффектом проявятся его возможности.

Наукой установлено, что в индивидуальном годовом цикле у каждого человека имеется свой «пик» в проявлении возможностей. У одних он приходится на лето, у других — на зиму, весну или осень. Вот почему в спортивной практике было немало случаев, когда посредственный пловец вдруг становился перспективным лыжником, а средний лыжник — хорошим гребцом. Нужно рекомендовать юным спортсменам заниматься и летними, и зимними видами спорта, изучать технику этих видов и приобретать хорошую базу общей физической подготовки, своевременно развивая те или иные физические качества.

У детей и подростков отмечается неравномерное развитие силы мышц, качеств быстроты, выносливости и других двигательных особенностей. Очень важно учитывать периоды наиболее бурного естественного развития определенных свойств. Так, во многих работах специалистов показано, что развитие ловкости наиболее успешно осуществляется в возрасте до 10 лет, координации и равновесия — до 12—13 лет. В 14—15 лет бурно развиваются скоростно-силовые качества, а после 16—18 лет отмечается значительный рост показателей, характеризующих уровень развития силовой и общей выносливости.

Возрастное развитие идет как процесс накопления количественных изменений в организме, а в определенные периоды это накопление скачкообразно переходит в новое качественное состояние. Особая роль в этих изменениях отводится деятельности желез внутренней секреции.

Периодически увеличивается интенсивность прироста показателей веса и роста ребенка. У многих детей в 5 и 8 лет более значительно изменяются весовые показатели, дети проявляют меньше интереса к активным движениям. С 10 до 12 лет рост у мальчиков несколько замедляется, но вес прибавляется более интенсивно; у девочек увеличение веса отмечается с 11 до 12 лет.

Неравномерно растет и сердечная мышца ребенка. К 13 годам, по сравнению с 11—12-летним возрастом, наблюдается значительное увеличение сердечной мышцы. К этому же возрасту относятся изменения и в работе центральной нервной системы — совершенствуются ее регулирующая роль и функциональное состояние (поэтому осваивается координация движений). Ядро двигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитие завершается к 13 годам.

К этому периоду развития ребенка заканчивается формирование многих сторон деятельности: способности к восприятию пространства, темпа, анализу мышечных сокращений, улучшается способность к расслаблению мышц. Все это — высокая пластичность, реактивность и возбудимость нервной системы, быстрое образование новых рефлекторных связей — позволяет мальчикам легко осваивать технику сложных упражнений до 13 лет, а девочкам уже к 11 годам овладеть двигательными навыками.

В 14—15 лет у мальчиков наиболее активно протекают процессы полового созревания, усиливается интенсивность функционирования желез внутренней секреции, повышается реактивность нервной системы и пульса при нагрузке. В этот период увеличивается вес, наблюдается уплотнение мышечной ткани и увеличение поперечника мышц. Вес мышц в этом возрасте составляет примерно 32,6 процента веса тела. В это время успешно развиваются скоростно-силовые качества. Особенно возрастают показатели мышечной силы с 15 до 16 лет, а в 16 лет увеличиваются мышечная масса и вес сердца.

Многие ученые отметили, что сроки формирования сердца различны у мальчиков и девочек: у мальчиков с 15—16 лет до 18—19 лет, а у девочек — с 16—17 до 18 лет. В эти возрастные периоды при стандартной нагрузке отмечается увеличение ударного объема сердца.

В 14—16 лет сердечно-сосудистая система у девушек уже способна переносить большие физические нагрузки, а у юношей — только в 18—19 лет. После 19—20 лет опасность «повреждения» сердца при больших нагрузках очень мала.

Для выполнения длительных физических нагрузок — бег, ходьба на лыжах — большое значение имеет уровень развития дыхательного аппарата. С возрастом увеличивается жизненная емкость легких, а частота дыхательных движений уменьшается. Например, объем одного вдоха увеличивается со 130—220 мл в 6—8 лет до 300—450 мл в 16 лет. Растет окружность грудной клетки, особенно в 10, 13, 16, 17 лет; жизненная емкость легких возрастает. Так, в 13—14 лет она достигает 2000—2200 см3, в 15— 16 лет—2500—3000 см3, а в 17—18 лет —3000—4000 см3, Лыжники-гонщики отличаются большими показателями в спирометрии. Например, у знаменитого лыжника Швеции С. Еренберга жизненная емкость легких равна 8000 см3, а у многих других сильнейших лыжников — 5000—6000 см3.

В 17—18 лет завершается процесс полового созревания, происходит интенсивное увеличение скелетной мускулатуры, рост тела в ширину и незначительный прирост тела в длину. К 19 годам функциональное состояние нервной системы достигает такого же развития, как у взрослых людей.

Так же как необходимо начинать учить детей грамоте с ранних лет, так и обучение азбуке движений должно начинаться очень рано. Координация движений, смелость, ловкость, быстрота, расслабление, равновесие — все эти качества формируются в детском и подростковом возрасте. Важно не опоздать, не пропустить то, чего уже потом нельзя будет наверстать.

Исследования, проведенные многими учеными, позволяют говорить о том, что раннюю специализацию (обучение не позднее 7 лет) следует начинать в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к технике выполнения упражнений. В тех видах, где требуется преимущественное проявление скоростно-силовых качеств, к специальной подготовке можно приступить с 8 лет.

Наблюдая за развитием своего ребенка, проводя с ним простые тесты, родители могут помочь ему выбрать вид спорта для занятий в той или иной секции не только по своему и его желанию, но и с учетом перспективности этих занятий.

Не все физические качества развиваются под влиянием специальной тренировки. Некоторые из них в значительной мере обусловлены наследственностью. Наблюдения ряда исследователей показали, что преимущества в длине тела, появившиеся у детей 10—11 лет, сохраняются и в дальнейшей жизни. Скачкообразность прироста длины и веса тела также может быть определенным ориентиром в прогнозировании темпов роста и функциональных возможностей ребенка. Дети, которые растут вяло, не имеют четко выраженных ростовых скачков, не будут, очевидно, значительно улучшать свои показатели физических качеств.

Кроме того, в раннем возрасте можно уже заметить, что одни дети бегают быстро и красиво, другие имеют хорошую прыгучесть, третьи могут долго бегать и ходить, не проявляя признаков усталости. Талантливые бегуны отличаются и частотой беговых шагов. Особенно отметим, что среди детей и подростков очень редко (1 на 100 случаев) кто имеет в беге величину опорного времени, равную 0,09 с (это время, пока толчковая нога бегуна соприкасается с землей). Для сравнения скажем, что у нетренированных людей эта величина равна 0,14—0,15 с. Для оценки физических возможностей своего ребенка рекомендуем пользоваться данными табл. 3.

Таблица 3. Скоростно-силовые показатели физической подготовленности детей
Вилы упражнений 9 лет 10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Бег на 30 м, с Прыжки в длину с места, смПрыжки в высоту с места, см 6,29150-15536-38 6,50135-14032-33 5,90160-16540-43 6,10145-15038-39 5,60170-18045-50 5,80165-17042-45 5,20180-20055-60 5,72175-18047-49

Показателями уровня развития выносливости также могут служить результаты в беге на 30 м или количество метров, пройденных за 12 мин.

Дети любят спускаться с крутых гор, не испытывая при этом чувства страха, и это надо использовать для изучения и совершенствования техники прыжков с небольших лыжных трамплинов. Дело в том, что возраст высших достижений в прыжках на лыжах с трамплина и в слаломе значительно меньше, чем в лыжных гонках. Уже в 18—19 лет становятся олимпийскими чемпионами в прыжках на лыжах с трамплина.

Быстрота — одно из главных качеств лыжника — хорошо развивается в юношеском возрасте (14—16 лет). Выработать это качество помогут занятия бегом — ускорения на небольших отрезках дистанции (50, 100, 150 м). После выполнения ускорений надо избегать резких остановок и продолжать движение с постепенно снижающейся интенсивностью. Моментальное прекращение физической нагрузки ведет к увеличению артериального давления из-за резкого снижения количества крови в капиллярах мышц.

Наиболее благоприятные сдвиги в организме происходят у подростков 13—14 лет при повторном прохождении на лыжах отрезков дистанции 50—60 м и интервалах отдыха 1—1,5 мин.

У детей качество быстроты наиболее целесообразно развивать, применяя игры и эстафеты. Чтобы ребенок ощутил скорость, пусть сначала он походит по глубокому снегу, прокладывая лыжню. А потом на хорошей накатанной лыжне организуйте игры или эстафету. Игра является замечательным средством воспитания личности, в ней приобретаются этические навыки, развиваются инициатива и творчество.

Регулярные занятия лыжными гонками следует начинать не ранее 12 лет, а специализированные тренировки — с 15—16 лет. Интересные данные получили ученые, занимаясь опросом лыжников-гонщиков сборной команды СССР. Оказалось, что те, кто начал специализированные тренировки в промежуток 11—14 лет, были зачислены в состав сборной через 7,2 года; те, кто начал тренироваться в 15—18 лет, были включены в команду через 5 лет, а кто начал в 19 лет и позднее,— через 4 года.

Лыжный спорт требует большой выносливости, а высшие спортивные достижения в лыжных гонках спортсмены показывают и в 21—22 года, и в 28—30 лет и более.

Следовательно, встав на лыжи в раннем возрасте, но начав свои регулярные специально направленные тренировки и в 15—16, и в 18 лет, спортсмен может рассчитывать на хорошие результаты. В детском же и подростковом возрасте надо создавать хорошую базу общей и разносторонней физической подготовки, много ходить на лыжах, постепенно увеличивая количество накатанных километров, развивать выносливость, быстроту, смелость, но не стремиться к участию в большом количестве соревнований.

Зимние и весенние каникулы детей до 12 лет следует использовать для оздоровительных прогулок на лыжах. С 11—13-летнего возраста надо постепенно увеличивать количество пройденных километров, развивать общую выносливость. С 14 до 15—16 лет следует включать в подготовку скоростно-силовые упражнения, а с 17—18 — увеличивать упражнения на силовую выносливость, включая в занятия ходьбу по пересеченной местности.

Для определения физической подготовленности мальчиков и девочек предлагаем пользоваться данными табл. 4, взятыми из Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО для ходьбы на лыжах.

Таблица 4. Нормативы комплекса ГТО для ходьбы на лыжах

Для того чтобы выполнить эти нормативы, необходима хорошая физическая подготовка. С ранних лет надо приучать ребенка к физическому труду, чтобы он познал ту радость, которую приносит труд, ценил труд других людей.

Физический труд был одним из слагаемых в многосторонней подготовке сильнейших лыжников мира. Никакие тренажеры и упражнения не могут заменить труд, приносящий человеку удовлетворение от затраченных сил и радость созидания. Эмоциональная сторона физического труда, его социальная значимость — все это позволяет с уверенностью говорить о том, что на этапах подготовки и юного и взрослого человека физический труд должен занимать должное место.

Первый чемпион мира из советских лыжников в гонке на 30 и 50 км Владимир Кузин свою юность провел на далеком Севере. Ходил в школу на самодельных лыжах, прыгал с небольших трамплинов. К физическому труду его приучили родители с детства. Он помогал им в заготовке дров, вместе с отцом косил сено, носил воду, работал в огороде. А когда пришла пора начать трудовую жизнь в коллективе — поступил в рыболовецкий колхоз. Со зверобойной бригадой выезжал на промысел. Нелегко было в суровые северные зимы подтаскивать тюленей весом 80—100 кг по полю, покрытому глыбами льда. А за один рейс погружали на ледокол тысячи тюленей. Вот этот огромный физический труд дал хорошую закалку, способствовал воспитанию трудолюбия и воли спортсмена.

Известный лыжник Вячеслав Веденин родился недалеко от старинного города Тулы. Он с детства помогал дома по хозяйству — вскапывал огород, убирал картошку, пилил и колол дрова. В более старшем возрасте научился пахать, косить, убирать урожай. Катание на лыжах было отдыхом после большого физического труда.

Галина Кулакова ходила в школу тоже на самодельных лыжах, сделанных из бочки; сломаются — сделает другие. Помогала дома по хозяйству — не боялась никакой работы. Талант ее проявился только в 18 лет, когда она на соревнованиях шла с такой скоростью и энергией, что обратила на себя внимание судей и тренеров. Но путь к блестящим победам на лыжне был долгим и трудным. Первые неудачи не сломили волю этой замечательной спортсменки. В 1968 г. в Гренобле она имела все шансы на победу в гонке на 5 км, но падение на спуске лишило ее возможности стать олимпийской чемпионкой. Тогда Галина поняла, что в борьбе за победу надо предусмотреть все стороны подготовки, обдумать все детали. В 1970 г. пришла первая крупная победа — в 28 лет она стала чемпионкой мира на дистанциях 5 и 10 км.

Любил физический труд и применял его в своей подготовке известный советский лыжник Алексей Кузнецов. Он вырос в колхозе и с малых лет привык к различным физическим работам. Даже когда он был уже в составе сборной страны, он летом уезжал в родной колхоз косить сено, помогать по хозяйству.

Физический труд был неотъемлемым спутником в жизни многих других выдающихся советских и зарубежных лыжников. Например, знаменитый шведский лыжник, неоднократный чемпион мира Нильс Карлссон, или, как его называли, «лыжный король», рассказывал в своей книге, что на тренировочные сборы шведских лыжников вызывали с предложением захватить с собой пилу, топор и прочие инструменты для работы в лесу. Им выделяли участок, где они должны были работать в свободное от тренировок время.

Финские лыжники — победители многих международных соревнований, также включают в свою подготовку физический труд. Известный лыжник Вейко Хаккулинен, работая в лесу, окаривал до 100 деревьев в день. На работу и с работы он пробегал по 10—15 км.

Детей надо приучать к любому труду. Ну а если нет условий для физического труда, и тогда все же только трудолюбие может привести к большому успеху. Известный советский лыжник Павел Колчин начал заниматься лыжами в раннем возрасте. Но победы пришли к нему не сразу. Он полюбил бег на лыжах и стремился стать сильным и закаленным. А был Павел в детстве слабеньким и худым, не мог даже подтянуться на перекладине. Но потом стал серьезно заниматься гимнастическими упражнениями, много бегал, очень любил роликовые лыжи и роликовые коньки. Тренировки его отличались большой насыщенностью упражнений, количеством их повторений. Упорство в достижении намеченной цели, воля и требовательность к себе позволили Павлу Колчину встать в ряды сильнейших лыжников мира. Если у вас не будет трудолюбия, вы никогда не станете хорошим спортсменом, говорят многие олимпийские чемпионы.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет личный пример родителей. Если родители сами занимаются физической культурой или спортом, то и дети следуют их примеру. Ребенок намного быстрее будет осваивать лыжную технику, если уже с первых шагов мать или отец могут правильно ему что-то подсказать, посоветовать.

www.offsport.ru

Как выбрать лыжи для ребенка по росту и весу?

Доброго времени суток, дорогие читатели! Зиму в этом году обещают суровую, но мы ведь с вами не боимся холодов?! Принарядимся в термобелье, заварим горячий чай в термос и на каток! Коньки-то мы с вами уже выбрали. Не хотите на коньках? Добро пожаловать на лыжню! Снежная зима — это прекрасный повод с пользой и весельем провести время, лихо скатываясь с горки или мчась коньковым или классикой по лыжной трассе.

Говорят, что из ста в первый раз вышедших на лыжню половина возвращается туда вновь и вновь. Так что если у вас ещё нет снаряжения лыжника, а решение присоединиться к активным и здоровым созрело, почитайте, как выбрать лыжи.

Эта информация понадобится и для школы. Ведь это непременный зимний атрибут на физкультуру в некоторых регионах России. Так что можно двух зайцев убить сразу: и для ребёнка купить на уроки, и для себя, любимого, на спортивную прогулку.

Итак, если вы – новичок и в первый раз на лыжне…

Как можно ездить?

Лыжи – это непременно спорт, который, как и любой другой, бывает для начинающих «чайников», для тех, кто уже что-то может и для профессионалов. Думаю, что общество последних вряд ли заинтересует статья – они сами могут дать десяток полезных советов, дабы уже прошли «огонь, воду и медные трубы». Будем говорить о нас, рядовых обывателях.

Итак, как мы будем кататься? Есть два лыжных стиля, которые могут освоить даже школьники:

  1. классика, при которой лыжи двигаются ровно по лыжне параллельно;
  2. коньковый ход – свободный, доступный на утрамбованных трассах и отличающийся повышенной скоростью, при нём от поверхности снега отталкиваются внутренним краем лыжи.

Знаете ли вы? Появлением коньковой лыжной езды мы обязаны спортсмену из Швеции Гунду Андерс Свану. Он впервые в 80-х годах попробовал ехать на лыжах, как конькобежцы на коньках. Как видите, у него отлично получилось!

В зависимости от стиля, отличаются и лыжи.

  • Классические длиннее, чем коньковые, у них острый носик, а на скользящую сторону нанесены насечки, в народе у спортсменов называемые «рыбьей чешуёй». Резная поверхность не даёт скатываться назад. Такой вариант идеален для начинающих и тех, кто не готов к выбросу адреналина от скорости. Кстати, неплохой вариант в школу.
  • Не освоив классику, смысла нет пользоваться коньковыми. Они для продвинутых любителей, готовых навстречу ветру мчаться с горки. Покороче классики, а по краям у них острые бортики, чтобы не соскальзывать вбок.
  • Универсальные позволяют сначала пройти уроки классики, а потом пробовать конькобежный ход. Это тоже удобно для детей для занятий в школе, потому что уже классу к третьему можно на уроках физкультуры видеть некоторых пытающихся ехать стилем, чем-то напоминающим коньковый.

Вообще, у настоящих спортсменов есть не одни лыжи, а как минимум двое – трое на все случаи жизни. Но мы-то с вами любители, да и зачем нам для прогулки раз в неделю и для подрастающего ребёнка на школьные уроки несколько. Поэтому забываем про коньковые и правильно подбираем классику или универсальные. Здесь сразу вопрос: натуральные или синтетика? Будем сравнивать.

Дерево или пластик: в чью пользу?

Немного лирики… Модные пластиковые лыжи появились в наши школьные годы. Сегодня ими никого не удивишь. Что мы могли наблюдать? Те, чьи родители могли выложить за лыжи на порядок больше денег, после привычного дерева не могли кататься на пластике. Такое неприятное явление как «отдача» превращало их лыжную езду в настоящее мучение.

Зачем же тогда нужен этот дорогой пластик, если с ним всегда остаёшься в хвосте? Всё дело в том, что этот синтетический материал скользит намного быстрее, нежели деревяшка, если пользоваться им правильно. Вспомните детство. Раньше деревянные лыжи мазали мазью во всю длину, и ехали они без обратной отдачи. Купив пластик, мы ждали от него чудес, совсем забывая про его предварительную подготовку. Оттуда и «первый блин комом».

Кроме того, деревянные при морозе отлично себя чувствуют, а вот в температуру около нуля кататься на них ну совсем никак. Да и наши сорванцы чаще деревянные лыжи приносят домой без носка или задника.

Что же касается пластика, то он полегче и попрочнее. Если выбрать пластиковые лыжи с правильными противоскользящими насечками, избежать образа «коровы на льду» можно будет без труда. Также для мокрого снега пластик как нельзя кстати.

Так что тут, как говорят, на вкус и цвет…

Что имеет значение?

Помимо качества, лыжи отличаются ещё двумя важными характеристиками. Это длина и жёсткость. Об этом поподробнее.

Длина

Как мы выбирали раньше лыжи? Правильно: по росту, для чего поднимали вверху руку. Достали до носика – берём! Спортсмены советуют классику брать на 20-30 сантиметров больше роста, коньковые –длиннее себя на 15 сантиметров, а универсальные – плюс 15-20 сантиметров к росту.

Жёсткость

Этот параметр подбирается по весу лыжника. От жёсткости зависит, насколько середина прижимается к снежной поверхности и обеспечивает скольжение. Слишком мягкие лыжи плохо скользят, а слишком жёсткие не прижимаются и проскальзывают в обратной отдаче.

Здесь правило простое: чем больше вес, тем выше жёсткость.

Этот параметр пишут на лыжах, а у консультантов в магазинах есть специальный расчёт, чтобы подобрать правильно, а также приборы под названием флекстестеры. Когда вы стоите на коньковых лыжах, зазор должен составлять не более двух миллиметров, у классики – вдвое меньше.

Это важно! Не подбирайте для ребёнка лыжи с запасом и с высокой жёсткостью. Детские лыжи должны быть мягкими, а также соответствовать росту. Иначе юный спортсмен просто не сможет с ними справиться.

В нагрузку к лыжам

Ну вот, с основным вроде определились. Но ещё понадобятся ботинки с креплениями и палки.

Лыжная обувь

Безусловно, для школьника валенки с резинками для катания – вариант необсуждаемый. Крепления предполагают наличие специальных ботинок. Они, оказывается, тоже отличаются.

Коньковые жёстче сгибаются, в отличие от классики. У них есть прочная манжета для голеностопа. А вот классические по высоте ниже, а подошва у них мягкая. Если кататься вы планируете и так, и эдак, возьмите лучше комбинированные, у которых жёсткость средняя, а держащая манжета съёмная.

На заметку! Без примерки проверить на сгиб лыжные ботинки просто: мягкая подошва без труда согнётся под прямым углом двумя руками.

Крепления

Конечно, подбираются под ботинки, но тоже имеют альтернативу. Какие лучше – выбирать вам. Но специалисты советуют для детей ручные. Объясню, почему.

Автоматы клинят при попадании воды, а также могут не открыться без опоры на лыжу на твёрдой поверхности в проблемной ситуации, например, когда ребёнок упал. Если последний случай поправимый, то в первом форс-мажоре идти в тёплое помещение в лыже размораживать крепление-автомат, согласитесь, не очень удобно.

Палки

Обычно первый лыжный опыт школьников происходит без палок. Более того, учителя даже запрещают пользоваться ими во время катания, дабы никто не угодил друг в друга. Но ко второму классу лыжные палки – обязательный атрибут.

Они могут быть разным по весу, прочности и жёсткости. Всё зависит от материала:

  • углеволоконные – самые дорогие, но зато лёгкие;
  • стеклопластиковые – полная противоположность предыдущим, самые дешёвые и тяжёлые по весу, но являются неплохим вариантом для начинающих;
  • пластик со стекловолокном – промежуточный вариант;
  • алюминиевые – хорошо подходят для любителей и новеньких, а также спортсменов с немалым весом.

Петля у лыжных палок должна застёгиваться на липучку, чтобы можно было регулировать размер. А вот маленькие наконечники – лапки созданы для олимпийского резерва. Для нас, обывателей, опорные кольца и звёздочки должны быть достаточными, чтобы не заваливаться при опоре на палку в снег.

Палки тоже подбираем по росту. Всем известный народный способ выбора для классики – до подмышки, для конькового хода – немного повыше плеча. Если примерить не получается, то подобрать палки можно, отняв от роста 25-30 сантиметров в классике и 15-20 сантиметров в коньковом стиле.

Знаете ли вы? Ходовые качества лыж на 60% обеспечивает правильно подобранная жёсткость, на 20% — материал и структура, ещё на 20% — лыжная мазь.

Вот вроде все основные моменты, которые нужно было упомянуть при подборе лыж. Не забудьте прихватить в магазине лыжную смазку, которая улучшит скользящие свойства. Удачных покупок и хорошей лыжной трассы!

Подключаем к нашему разговору медиков. Пускай тоже дадут свои рекомендации.

Если вы знакомы с лыжами не понаслышке и вам есть что добавить к теме, то добро пожаловать в раздел для комментаторов. Также предлагаю поделиться ссылкой на статью в социальных сетях и подписаться на новости блога, чтобы не пропустить что-то важное и интересное.

На сегодня все!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Ставим малышей на лыжи | Материнство

Когда на дворе зима, когда снег скрипит под ногами, то так приятно бывает прокатиться по лесу на лыжах . Хорошая лыжня, скольжение и хорошая погода дадут вам заряд бодрости и хорошего настроения на целую неделю!

Лыжи - это ощущение полета и скорости, и собственной силы и ловкости, это голубые тени на снегу, и причудливые снежные звери, спящие на ветках, это птичьи следы на снегу вдоль лыжни...

Итак, решено - в выходные отправляемся на лыжах в лес! Отлично! А как быть с детьми? Оставить их дома или взять с собой?

Если речь идет о детях старше пяти лет, то их наверняка можно взять с собой, и они будут очень довольны такой прогулкой. А уж если лыжные прогулки станут вашей семейной традицией, дети будут просто счастливы!

Что может понадобиться на длинной лыжной прогулке родителям и детям, которые уже умеют кататься? Во-первых, выберите маршрут таким образом, чтобы идти по хорошей лыжне, и по красивым местам, а не просто по утоптанной дорожке вдоль шоссе. Во-вторых, наметьте несколько вариантов, чтобы вы могли покататься подольше, или, наоборот, свернуть к дому, если замерзли или устали.

Во-вторых, захватите с собой небольшой рюкзачок, в который вы положите запасные теплые варежки, шерстяные носки, пластырь, и небольшой перекус; можно взять маленький термос с горячим сладким чаем. Поскольку термос тяжелый, и таскать его всю дорогу не очень приятно, вы запросто можете взять бутылку с тем же чаем, и завернуть ее в газету, а потом - в шерстяной носок, получится ничуть не хуже термоса.

Если ваши дети уже хорошо катаются, не одевайте их слишком тепло, и пусть у них будет возможность на ходу регулировать свою одежду. В этом смысле лучше надеть два тоненьких джемпера и ветровку, чем толстый свитер и теплую куртку. В куртке слишком жарко, а без нее продувает - это тоже неправильно.

Школьники вполне могут, глядя на градусник, самостоятельно выбирать себе одежду и для обычных прогулок, и для лыжных, а малышам мамы могут подсказать, что лучше надеть.

Проверьте, что на рукавах и на штанинах (на вашей одежде, и на детской) есть манжеты, предохраняющие от снега ботинки и варежки. Учтите, что руки, сжимающие лыжные палки, сильно мерзнут, поэтому возьмите варежки, а не перчатки, причем варежки нужны непромокаемые. Вообще, оптимально, если одежда вашего ребенка будет непромокаемой, и к ней не будет прилипать снег.

Кататься на лыжах в шубе или в чересчур толстой куртке крайне неудобно - попробуйте сами! У некоторых детей на лыжах очень мерзнут ноги, значит, им нужны ботинки на размер побольше, чтобы можно было надеть дополнительный толстый носок. А некоторым и этого мало, и ноги все равно мерзнут - тогда можно сделать бахилы, например, из старого большого шерстяного носка, который надевается сверху на лыжный ботинок.

Научите ребенка сразу сообщать вам, если он натирает ногу, пусть лучше он сообщит вам об этом в самом начале, и тогда вы спокойно заклеите ему ногу пластырем (обычным, а не бактерицидным!), иначе через пять минут он натрет мозоль, и возвращаться домой ему будет трудно.

Даже дети, которые хорошо катаются, могут устать на обратном пути, так что захватите с собой метров 7-8 стропы или прочной веревки, из которой вы при случае смогли бы соорудить буксир.

И еще: детям не очень интересно бегать по кругу, так что придумайте какую-то цель для вашей прогулки. Например, можно дойти до горки, там покататься, перекусить и вернуться. Можно развесить по лесу кормушки для белок и птиц, и совершать обход этих кормушек - досыпать орехи и зернышки и наблюдать за лесными жителями.

Можно идти по лыжне и фотографировать или просто запоминать красивые места и причудливых снежных зверей или снежных драконов, спящих на ветвях деревьев. Если детей несколько, вы можете устроить соревнование или эстафету, полосу препятствий на лыжах или поиски клада по ориентировочной карте. Кроме того, вы можете вместе с детьми зайти на лыжах подальше от дома и там построить снежный дом или снежный лабиринт, снеговика или крепость, а в следующий раз пойдете посмотреть, уцелел ли ваш дом или снеговик. Вы сами лучше знаете, что интереснее вашим детям, поэтому наверняка сможете их увлечь!

А как быть с самыми маленькими, с детьми 2-5 лет?

Стоит ли их вообще пытаться ставить на лыжи - или подождать до школы? Наш опыт подсказывает, что уже в 2 года терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Если у мамы хватит терпения каждые 5 метров то надевать малышу лыжи, то их снимать, то катать его, то играть без лыж, то скоро ваш малыш научится кататься весьма уверенно.

Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Просто маленьким детям трудно долго заниматься одним и тем же делом, поэтому двухлетка будет часто просить вас то надевать лыжи, то снимать их, и это нормально.

Не удивляйтесь, если сначала малыш будет не скользить, а топать лыжами по лыжне - для первого раза это тоже хорошо. Пусть освоится с лыжами, пусть привыкнет к ним! Потом научите ребенка двигать ноги по лыжне, не поднимая их. Можно попробовать перед каждой лыжей положить по цветному теннисному мячику - и попросить малыша толкать мячики то одной лыжей, то другой.

Оптимальная температура для первых лыжных прогулок: -3 - -10, поскольку при 0 и тем более плюсе на лыжи прилипает снег, и скольжение плохое. А если холоднее -10, то вы скоро замерзнете.

Для обучения скольжению детям требуется хорошо накатанная лыжня, не разбитая и не слишком широкая. Такую лыжню вы вполне можете прокатать и сами, проехав раз пять туда-сюда по целине, желательно - на плоском месте, вдоль дорожки, чтобы вы могли идти рядом с ребенком. Если вы идете на длинную прогулку, то не поленитесь донести лыжи в руках до того места, где снег уже чистый, тогда грязь не налипнет на лыжи, и у вас будет хорошее скольжение. Возможно, вам будет удобнее доехать до леса или парка - тогда вам пригодится легкий чехол для лыж или мешочек, который вы наденете на носки лыж, чтобы никому не мешать в транспорте.

Что вам понадобится?

Для первых уроков понадобятся беговые лыжи - выше роста малыша, примерно на 15-20см, желательно - деревянные, хотя можно и пластиковые, и с нормальными креплениями, а не с ремешками.

Когда я вижу, как дети пытаются идти по лесу на лыжах, которые крепятся одним или двумя ремешками, мне становится их очень жалко. Научиться нормально кататься на таких креплениях крайне трудно! Сейчас в продаже появились вполне приличные крепления для детских беговых лыж, которые напоминают галошу, передняя часть которой прибита к лыже, а задник галоши надевается на пятку обычного зимнего ботинка, и закрепляется ремешком и пряжкой.

Опять же, если ребенок уже школьник, а лыжи едва достают ему до плеча, то ему трудно будет освоить скольжение по лыжне и нормальную технику катания. И наоборот, если 6-летний мальчик пытается идти на взрослых лыжах, то он тоже, скорее всего, быстро забросит эти попытки. Лыжи - в какой-то мере как одежда или даже обувь, так что попробуйте сами походить в ботинках, которые тесноваты, или, наоборот, велики и болтаются на ноге!

Родители привыкли, что дети быстро вырастают из одежды и обуви, но ведь и спортивный инвентарь в той же степени должен быть подобран в соответствии с ростом и весом малыша.

Важный момент: детям лет до 5 лыжные палки вообще не нужны. То же относится и к начинающим любого возраста - на нескольких первых занятиях лучше кататься без палок, тогда техника скольжения будет куда лучше.

И для малышей, и для начинающих удобной штукой окажется буксир - круглая деревянная палочка длиной около 30 см, 2 см в диаметре, привязанная серединой к прочной стропе или веревке длиной около 5 метров. Держась руками за эту палочку дети смогут скользить по лыжне или по дорожке.

Что касается одежды и снаряжения, то и тут поначалу у родителей возникает немало вопросов. На первые лыжные прогулки одевайте ребенка как на обычное гулянье - он не будет так быстро бегать на лыжах, чтобы вспотеть. А маме лучше одеться особенно тепло, потому что малыши поначалу идут на лыжах совсем не быстро.

И уж точно, что учить ребенка первые несколько раз удобнее, если мама без лыж. Вот когда ребенок будет уверенно и быстро кататься по лыжне, тогда надевайте лыжи и смело идите с ним вместе в дальнее путешествие! И учтите, что одежда должна быть непромокаемая, с манжетами, а на руках - теплые непромокаемые варежки, а не перчатки!

Обувь для самых маленьких лыжников должна быть теплой и удобной. В валенках, например, кататься не слишком удобно, поскольку нередко малыш, упав, выпадает из валенок, а сами валенки остаются прочно стоять в креплениях!

Какие игры и упражнения подходят для самых маленьких и для начинающих? Как научить ребенка кататься? Как помочь ему освоиться на лыжах?

Проще всего научить детей кататься в игровой форме, причем удобнее, если учиться будут сразу несколько детей. Предложите им топтать новую лыжню на неглубоком снегу - и они скоро научатся держать лыжи параллельно. Предложите им рисовать, то есть вытаптывать лыжами разные фигуры - веер, солнышко и тп - и они сами не заметят, как научились разворачиваться на лыжах. Устройте соревнование - кто аккуратнее и быстрее влезет на горку "лесенкой" - и дети прекрасно научатся чувствовать крутизну склона, а заодно станут ставить лыжи гораздо аккуратнее.

Предложите им скатываться с горки не просто так, а по трассе - вы можете обозначить флажки маленькими прутиками или пластиковыми бутылками, воткнутыми в снег. Попросите детей прыгать по дорожке на одной лыже - это очень увлекательно, попробуйте сами!

А уж прятки и салки на лыжах порадуют всех!

Поощрять детей за их успехи в спорте, в том числе в лыжах, конфетами или печеньем не стоит - детям нравится сам процесс катания, и не надо сбивать их с толку, пусть просто катаются в свое удовольствие. Другое дело, что дети быстро теряют силы, катаясь на лыжах (это относится скорее к длинным прогулкам, а не к первым 5-минутным попыткам). Если вы ушли кататься на несколько часов, то перед обратной дорогой скормите малышу кусочек сахара, чтобы он смог быстрее восстановить силы.

Первые уроки

Если вы сами катаетесь на беговых и горных лыжах, то вам, скорее всего, будет легче научить своего ребенка, по крайней мере, на первых порах.

Начинать лучше с беговых лыж, а когда ребенок будет уверенно скатываться с маленьких горок на беговых лыжах, то можете пробовать начинать катания на горных лыжах.

Многие дети в 2 года интересуются лыжами, и готовы даже по квартире ходить в лыжах, и в этом нет ничего страшного. Пусть тренируются! А уж топать по дому в горно-лыжных ботиках и тем более в горных лыжах дети готовы и в три, и даже в пять лет! Если ваши соседи не возражают против такого топота, то дайте детям такую возможность - пусть тренируются надевать ботинки и застегивать крепления.

Беговые лыжи

Ну что? С лыжами освоились уже в квартире? Теперь пора выйти на снег.

Лыжные палки на первых занятиях вам не понадобятся ни для горных лыж, ни для беговых, зато очень пригодится буксир - палочка длиной около 30 см, привязанная или пришитая за середину к прочной веревке или стропе длиной около 3 метров.

Выходим с лыжами в руках и гордо топаем к заранее накатанной вами лыжне. Там помогаем ребенку надеть лыжи, и помогаем ему встать лыжами на лыжню. После этого пусть попробует двигаться по лыжне. Сначала дети обычно просто топают лыжами, высоко задирая ногу вместе с лыжей. Попробуйте объяснить ребенку, что на лыжах катаются по-другому - скользят лыжами по снегу.

При попытках скользить самостоятельно дети на первых порах с трудом удерживают равновесие, и заваливаются то вперед, то назад. Тут очень важно, чтобы ребенок не очень огорчался из-за этих падений, иначе он надолго забросит попытки освоить лыжи. Можно попробовать очень-очень медленно двигать ребенка вперед по лыжне, держась за носки его лыж. Если при этом малыш не падает, попробуйте возить его за руку, а потом - на буксире.

Когда ребенок будет уже уверенно стоять на лыжах и держать равновесие во время движения на буксире, поищите малюсенькую горочку, буквально несколько сантиметров уклона, чтобы малыш мог сам с нее скатиться. Потом начинайте учить его скользить не только на двух лыжах сразу, но и на каждой из них. Пусть сначала просто идет по лыжне, попеременно двигая ноги и стараясь не отрывать лыжи от снега.

Научите ребенка забираться лесенкой на маленькие горки, а также разворачиваться на лыжах. Это очень способствует уверенному владению лыжами!

Учтите, что дети чему угодно легче учатся в игре, когда они не "заняты тренировками", а просто играют. Если есть несколько детей на лыжах, предложите им поиграть в салки, или разыграть сказку по ролям, или убежать от серого волка - кто быстрее, или найти клады в лесу.

materinstvo.ru


Смотрите также