Йиркап. Лыжа йиркапа


Создатели «Ыбицы» продвигают Республику Коми как родину первых лыж « БНК

Коми — родина первых лыж! Йиркап — первый в мире лыжник! Такой смысл вложили в обновленную концепцию своего бренда организаторы проекта «Ыбица». Саму концепцию, ее графическое изображение и научное обоснование авторы представили на пресс-конференции 23 марта. По их замыслу, идея и визуализированное воплощение могут стать основой для продвижения территории Коми на мировом уровне, как родины лыж, а коми национального героя Йиркапа - как первого в мире лыжника.

Более того, основываясь на предании, рабочая группа проекта провела связь мифа между небесной охотой с удивительным экспонатом, который хранится в Национальном музее Республики Коми - самой древней лыжей на планете, возрастом около 8 тысяч лет, найденной в Княжпогостском районе.

В рабочую группу проекта вошли генеральный директор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк, ведущий научный сотрудник Института языка и литературы КНЦ УрО РАН Павел Лимеров и художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Около десяти дней длилась работа над обновлением идеологии «Ыбицы», и в результате специалистам удалось выйти на абсолютно новый подход к продвижению всем известных фактов. В результате эпизоды древнейшей мифической истории Коми воплотились в одном-единственном слове - «Ыбица».

Напомним, что по преданию Йиркап нашёл так называемое «Своё дерево», в мифологии коми это дерево-двойник самого человека, обладающее волшебными качествами. Срубив дерево, Йиркап изготавливает из него волшебную лыжу, с помощью которой перемещается в пространстве со скоростью мысли, при этом одна, простая, лыжа скользит по земле, а вторая, волшебная – летит по воздуху.

Вскоре он становится самым быстрым и удачливым охотником. Задумав его погубить, колдунья оборачивает свою дочь в голубого оленя (в вариантах - лося), поспорив, что Йиркап никогда не сумеет его догнать. Погоня за оленем завершается на Урале, олень превращается в девушку, но Йиркап, помня, что это оборотень, убивает её.

Слава о Йиркапе, волшебном лыжнике, растёт, и враги находят способ его погубить. Они поят его вином, в котором предварительно замочили его портянки. Нечистота осквернённого вина придает Йиркапу невероятную тяжесть, и, во время охоты, лёд Синдорского озера не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.

Каждая буква «Ыбицы» представляет один из основных элементов сюжета предания и легко «читается». На букве «Ы» изображена собака, облаивающая «Своё дерево» Йиркапа, здесь же охотник с готовыми лыжами. На букве «Б» прочитывается сюжет небесной погони медведя за солнечной лосихой, причём место погони показано как плато Маньпупунёр.

- В текстах предания о Йиркапе прямо говорится о том, что охота Йиркапа происходит, в том числе, и на Урале. Ну а поскольку не указано, где именно, мы сделали предположение, что охота вполне могла происходить на плато Маньпупунер – всем известном чуде России из Коми, которое тоже находится на Урале, - пояснила Анна Манюк.

На букве «И» изображён Йиркап, догнавший небесную лосиху на Уральских горах. На букве «Ц» изображены Йиркап и девушка, в которую превратилась лосиха. На букве «А» показана лыжа, которая «вернулась» в «Своё дерево»: Йиркап погиб, лыжа пробила дерево, собака его облаивает, солнечный лось вновь летит по небу.

Кстати, волшебная лыжа Йиркапа изображена, как найденная в Княжпогостском районе лыжа мезолитического периода. Экспонат Коми культуры, возрастом 8 тысяч лет, демонстрируется в Национальном музее Коми и на сегодня не имеет прямых аналогов.

Присутствующая на пресс-конференции директор Национального музея Коми Ирина Котылева рассказала журналистам, что в 1964 году миф о небесной охоте получил подтверждение. Неподалеку от событий, описанных в предании о Йиркапе, в Висском торфянике археолог Буров нашел обломок деревянной лыжи из сосны со скульптурным изображением лося в виде головы с вытянутой мордой и ушами. Фрагмент лыжи датируется VI тысячелетием до нашей эры и сохранился, благодаря консервации в толще торфяника.

- В 2008 году музей обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник, который при находке журналисты назвали лыжей Йиркапа, - рассказала Котылева. - Это уникальный экспонат - самая древняя лыжа на планете - о которой должна знать не только вся республика, но и весь мир. Объединение с «Ыбицей» позволит более мощно поднять эту тему и дать всем знать, что, именно Коми - это родина первых лыж.

Главный научный консультант проекта Павел Лимеров обратил внимание на то, что наша лыжа древнее, чем Египетские пирамиды. Более того, есть все основания предполагать, что именно эта лыжа принадлежала Йиркапу: она была найдена возле Синдорского озера, а охотник Йиркап именно там и погиб.

- Лыжа Йиркапа – гордость Республики Коми. Изделие древнего искусства, найденное на территории нашего региона, позволяет утверждать, что именно Коми является родиной лыж - добавил Лимеров. - Лыжники со всего мира потянутся к нам в музей, чтобы прикоснуться к древнейшему мезолитическому артефакту, который будет приносить им удачу.

Фактически «Ыбица» - собирательное слово, которое можно трактовать в абсолютно разных направлениях, причем любое из них будет верным. Помимо зашифрованного в слове предания, здесь нашли свое отражение буква коми алфавита «Ы», а также село Ыб – самый древний населенный пункт на территории России из начинающихся на букву Ы, и постоянное место дислокации всех фестивалей – зимних и летних сезонов, проводящихся под брендом «Ыбица», - рассказывает гендиректор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк.

По словам Юрия Лисовского, который занимался непосредственно графическим переложением легенды в слово, в разработке образной системы изображения используется образ лося, как наиболее архаичный, тем более что в некоторых вариантах текстов предания охотник преследует не оленя, а именно лося. Образ лося чрезвычайно репрезентативен на предметах бронзовой пластики Пермского звериного стиля V – IX вв., являющихся вершиной искусства предков коми народа. Поэтому изображение выполнено с ориентацией на оригинальную стилистику средневековых «шаманских» образков.

Помимо этого в иконографии изображения используется стилистика образов Пермского звериного стиля, и вкупе с индивидуальным почерком Лисовского это придало изображению неповторимую оригинальность.

- Я бы применил к этой работе слово сотворчество, когда много увлеченных и опытных людей включаются в работу и просто «горят» своим делом. В таком случае получается самый эффективный результат, - высказал свое мнение Лисовский. - Мне не хочется ни спать, ни есть, а только рисовать и погружаться в этот интересный проект.

В завершение генеральный директор «Ыбицы продакшн» Анна Манюк подчеркнула, что результатом работы станет не только обновленная визуализация символики бренда «Ыбица». Идея графического изображения товарно-знаковой символики «Ыбицы» вполне может стать основой для разработки концепции по продвижению территории Республики Коми на мировом уровне, как родины лыж, а охотника Йиркапа – как первого в мире лыжника.

- Работая над «Ыбицей», мы работаем и над маркетинговым продвижением нашей территории. Для нас это очень символично. Наше предложение наверняка найдет поддержку правительства Коми и, вполне вероятно, будет создана рабочая группа, в которую войдет гораздо больше профессионалов в своем деле. Как это будет происходить дальше: с нами или без нас - уже не важно. Главное здесь – коллективный разум в работе над продвижением уникальных, но забытых брендов Республики Коми, - завершила встречу Анна Манюк.

Спортивный фестиваль «Зимняя Ыбица» состоится 28 марта в Финно-угорском этнопарке. C 15.00 до 17.00 по московскому времени запланирована прямая трансляция с места события в эфире национального телеканала Юрган и Первого Интернет Канала на 154 города России и 104 страны мира. Гостями «Зимней Ыбицы» станут прославленные олимпийские чемпионы Сочи-2014 Александр Зубков и Алексей Воевода. Алексею Воеводе, как трехкратному чемпиону мира еще и по армрестлингу, предстоит стать финалистом открытого городского турнира по этому виду спорта, и сразиться с победителем турнира в абсолютном зачете. Финал соревнований пройдет на сцене «Зимней Ыбицы».

«Зимняя Ыбица-2015» – это восьмой проект, который будет проведен в рамках бренда «Ыбица». Четыре летних и три зимних сезона уже вошли в культурно-спортивную новейшую историю Республики Коми, и с каждым годом внимание к событию только растет. За три года существования спортивного фестиваля виртуальными интернет-зрителями стали более 7 миллионов человек, а непосредственными участниками мероприятия – более 14000 гостей. Летом этого года проект «Ыбица» отпразднует свой первый юбилей – 5 лет с момента проведения первого мультифестиваля «Ыбица».

*** Проект «Ыбица» создан в 2011 г. в Республике Коми компанией «Ыбица продакшн». Событие включает в себя два самостоятельных разноформатных мероприятия: мультифестиваль «Ыбица» и спортивный фестиваль «Зимняя Ыбица», и проводится два раза в год, летом и зимой, в селе Ыб в Финно-угорском этнопарке. Успешное проведение первого мультифестиваля «Ыбица» и беспрецедентное для Коми внимание к событию со стороны общественности, региональных и федеральных СМИ в 2011 г. способствовали дальнейшему развитию проекта. Так, в 2012 г. в рамках бренда «Ыбица» был создан второй проект – спортивный open-air «Зимняя Ыбица». Мероприятие пропагандирует здоровый образ жизни, способствует привлечению внимания к массовому спорту и спорту высших достижений, популяризирует зимние и национальные виды спорта, собирает воспитанников ДЮСШ региона, лучших действующих спортсменов и прославленных мастеров России и мира.

В 2012 году «Зимняя Ыбица» собрала элиту фигурного катания России: олимпийских чемпионов Алексея Ягудина, Максима Маринина, Татьяну Тотьмянину и чемпионов мира Марию Петрову и Алексея Тихонова.

В 2013 году почетным гостем «Зимней Ыбицы» стал Павел Буре, легенда советского хоккея и российского спорта, а финальный матч по саамскому футболу прокомментировал известный тележурналист Виктор Гусев.

В 2014 году «Зимнюю Ыбицу» поддержали министр спорта России Виталий Мутко и восьмикратный олимпийский чемпион, 19-кратный чемпион мира по биатлону Уле Эйнар Бьорндален. Специальными гостями спортивного фестиваля стали трехкратная чемпионка Сочи по биатлону Дарья Домрачева, триумфатор Олимпиады в Лейк-Плэсиде Анатолий Алябьев, извечный соперник Уле Эйнара Бьорндалена, знаменосец российской сборной на Олимпиаде в Лиллехаммере Сергей Чепиков и «голос российского биатлона», спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. В этом же году по версии специализированного журнала о коммуникациях в спортивной индустрии GR sport проект «Зимняя Ыбица» был признан одной из лучших в России региональных практик по продвижению территории через событийное спортивное мероприятие.

13 декабря 2014 г. создатели «Ыбицы» впервые провели большую промоакцию спортивного фестиваля «Зимняя Ыбица» под названием Кувалда. Главными темами события стали сдача нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» и показательный турнир по боксу среди воспитанников ДЮСШ региона. В качестве специального гостя на «Ыбицу» приехал чемпион мира по боксу в супертяжелом весе Николай Валуев.

С 2011 г. все сезоны «Ыбицы» проводятся ежегодно при поддержке Правительства Республики Коми и главы региона Вячеслава Гайзера. Сегодня «Ыбица» – крупнейшее культурно-спортивное событие и национальный бренд Республики Коми.

Организаторы: Агентство Республики Коми по туризму, компания Ыбица продакшн, Финно-угорский этнопарк при содействии Агентства по физической культуре и спорту Коми.

Бессменные партнеры и старшие товарищи: Министерство национальной политики Коми.

Официальный сайт: www.ybitsa.ru.

Официальные аккаунты в социальных медиа: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+, Twitter, Instagram, YouTube.

Официальные хештэги: #Ыбица, #СаамскийФутбол, #МыБолеемЗаКоми.

Партнеры: Монди СЛПК, Tele2, ЛУКОЙЛ-Коми, Газпром трансгаз Ухта, Сыктывкарский фанерный завод, Усинскгеонефть, Сыктывкарский государственный университет, СИТТЕК, Республиканская сетевая компания, Лузалес.

Партнеры прямой трансляции: Ростелеком, Первый Интернет Канал, Юрган.

Web-партнер: Цифровой Век.

Информационные партнеры: БНК, Комиинформ, Республика, Европа плюс Коми, Куда идти, Юрган, Красное знамя Севера, Ухта, Твоя параллель, Заполярье, Усинск.Онлайн, День, Трибуна, Издательский дом Коми, Коми му, Йӧлӧга, Чушканзi, Радуга.

www.bnkomi.ru

В Национальном музее хранится экспонат, возраст которого восемь тысяч лет « БНК

Уникальный предмет представлен на выставке «Потомки Йиркапа», открывшейся в Национальном музее РК в пятницу. Выставка посвящена истории лыж и лыжного спорта в республике. Самым ценным выставочным предметом, представленным сыктывкарским зрителям, стал фрагмент лыж – практически полностью сохранившаяся лыжина, - возраст которого исчисляется тысячелетиями.

Фото Андрея Ретанова

Название выставки – «Потомки Йиркапа» - отсылает зрителей к коми-зырянской мифологии. По легенде, охотник Йиркап помог лешему в неравном бою с водяным, за что хозяин леса поблагодарил героя, рассказав о чудо-дереве. Отыскав волшебную сосну, Йиркап сделал из нее лыжи, которые обладали огромной скоростью и везли своего обладателя, куда он ни пожелает.

Директор Национального музея Ирина Котылева предложила связать это древнее предание со спортивным настоящим республики, таким образом протянув длинную нить через всю историю Коми края:

- Наша выставка посвящена предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи. Ее экспонаты иллюстрируют историю лыж и лыжного спорта в нашей республике. Создавая проект олимпийской тематики, мы сразу подумали о лыжах. Во-первых, в нашем музее хранятся самые древние лыжи в мире, во-вторых, Республика Коми прославлена именами лыжников-чемпионов.

Кроме этих двух фактов, очевидно, привлекающих внимание и к лыжному спорту, и к экспозиции Национального музея, с лыжами в республике связано еще очень много интересного.

- В традиционной культуре коми народа лыжи играли огромную роль, с ними была связаны охота и сельскохозяйственная деятельность. В 20-40-е годы совершались лыжные пробеги Сыктывкар - Усть-Кулом и даже Сыктывкар - Москва. Во время Великой Отечественной войны действовали лыжные батальоны.

Что касается самых древних лыж в мире, то в подлинности экспоната Национального музея нельзя сомневаться. Их возраст – 8 тысяч лет – был определен научными сотрудниками Эрмитажа. А сохранить древнейшие лыжи на земле удалось благодаря работе археологов и реставраторов, также представляющих Эрмитаж.

Мэр Сыктывкара и президент Федерации лыжного спорта республики Иван Поздеев заявил, что столица Коми смело может объявлять себя родиной лыж. Также градоначальник пожелал, чтобы этот факт каким-то образом был отражен и в облике города:

- Проект «Городские легенды», цель которого – создать в столице республики ряд достопримечательностей, принял целый ряд предложений, связанных с лыжами. Я думаю, что эти идеи могли бы определить лицо города, непохожего на другие города страны. Чтобы не было истории, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», где в двух разных городах все настолько одинаково, что человек не может отличить свой дом от чужого.

Иван Поздеев предложил сделать на одной из центральных улиц Сыктывкара витрину с лыжной атрибутикой – по мнению мэра, она обязательно обратит на себя внимание прохожих. Он предположил, что такая витрина может стать объектом, возле которого туристы и горожане будут с удовольствием фотографироваться.

В заключение Иван Поздеев заметил, что неплохо было бы на время выставки - она продлится до конца февраля - установить в музее телевизор, транслирующий лыжные гонки.

Кроме самых первых в мире лыж, экспозиция «Потомки Йиркапа» представляет спортивную амуницию прославленных лыжников республики. Костюмы, номера, медали, лыжи и лыжные ботинки музею предоставили Василий Рочев, Раиса Сметанина, Николай Бажуков и другие чемпионы. На выставке можно увидеть традиционный костюм коми охотника, иллюстрации к легендам об Йиркапе, фотографии спортсменов, работы современных художников на легендарную тематику. Так, на выставке представлена керамическая серия Владимира Дурнева, преподавателя факультета искусств Сыктывкарского университета, выполненная на сюжет преданий о Йиркапе.

Кандидат исторических наук, преподаватель СыктГУ Ольга Бондаренко выразила благодарность сотрудникам Национального музея, с каждым годом поднимающим уровень музейных мероприятий, за их труд и энтузиазм.

- Такие выставки, как эта, имеют очень важное значение. Приходя сюда, мы понимаем, что у нас есть основание для гордости за земляков. Кроме этого, спорт, в том числе и лыжный, учит всегда преодолевать трудности, поэтому нравственный аспект выставки очень велик, - поделилась впечатлениями Ольга Бондаренко.

www.bnkomi.ru

Йиркап — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2016; проверки требует 1 правка.

Йиркап — охотник в мифологии коми-зырян.

Однажды он увидел на берегу озера Синдор драку водяного Васы и лешего Ворсы. Васа побеждал Ворсу, так как был в своей стихии. Тогда Йиркап пришёл на помощь лешему, выстрелив в водяного из лука. В благодарность за спасение леший посоветовал найти в лесу «своё дерево» — Ас пу[1].

С помощью собачьего лая Йиркап отыскал ас пу — собака лаяла на сосну не переставая три года. После удара топором из неё засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи[1].

По другому варианту мифа, сосна призвала Йиркапа, сказав, что она его ас пу и согласна стать тем, кем он захочет. Тогда Йиркап делает из неё лыжи, которые обладали удивительной скоростью: не успевала растопиться печь, как Йиркап возвращался с добычей. Лыжи несли его туда, куда он захочет. Чтобы они притормозили, достаточно было бросить перед ними шапку и рукавицы, остановились совсем — кинуть шапку сверху[1].

Колдунья сказала Йиркапу, что есть возможность стать самым проворным и быстрым охотником на свете. Для этого ему нужно поймать голубого оленя. На следующее утро мать Йиркапа при выпечке блинов увидела его. Тогда она разбудила Йиркапа. Он бросился за оленем в погоню, которая продолжалась до Урала. Там копыта оленя стали скользить на льду и Йиркап догнал его. Тут голубой олень превратился в девушку, умолявшую Йиркапа не убивать её. Но охотник, желая насладиться удачей, убил её. Он вынул у неё сердце и отправился домой. В своём селе он завернул к колдунье и положил сердце оленя-девушки на её стол[1][2].

По другой версии мифа, голубой олень был дочерью колдуньи. Колдунья предсказала ему, что прежде, чем убить голубого оленя, он убьёт тридцать обычных. Когда это было сделано, ему пришлось очень долго искать следы от копыт голубого оленя. С великим трудом он догнал его, и, вопреки предсказанию старухи, он убил тридцать первого[1].

Свою гибель Йиркап нашёл на озере Синдор, когда оно было покрыто тонким слоем льда[1].

По поводу причины его гибели в мифологии коми существовало по крайней мере три причины:

  • его напоили мутной водой другие охотники от стирки его потных портянок, потому что им не доставалась дичь и животные;
  • напоила квасом его собственная мать по совету своего любовника, прежде выстирав его потные портянки в нём;
  • напоила вином мачеха Йиркапа по совету колдуньи, предварительно выстирав в вине его грязные портянки[1].

C Йиркапом погибли и его лыжи[1].

По одной версии, он провалился под лёд той ногой, на которой была обычная лыжа, а вторая продолжала ехать и оторвала от него ногу, в итоге врезавшись в пень, оставшийся от его ас пу.

По второй версии, провалившись обычной лыжей под лёд, он решил срезать завязку и с волшебной, совершив роковую ошибку. Волшебная лыжня сообщила ему об этом, сказав, что спасла бы его, если бы она оставалась пристёгнута к его телу. После его внезапной кончины она понеслась в направлении ас пу и врезалась в сосну, после чего от неё ничего не осталось[1].

В торфянике в Республике Коми была найдена лыжа, нос которой был украшен резной головкой лося. Видимо, эта деталь должна была магическим способом ускорить бег лыж[3].

  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М.: Астрель ; АСТ ; Транзиткнига, 2005. — С. 463.
  • Доронин П. Г. Материалы и документы по истории коми // НА КНЦ УрО РАН. — Ф. 1. — Оп. 12. — Д. 25. — 1947.
  • Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. — Сыктывкар, 1984.

Мифология коми. Йиркап

Мифология коми. Погоня за голубым оленем

ru.bywiki.com

Йиркап — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Йиркап — охотник в мифологии коми-зырян.

Роль в мифологии

Однажды он увидел на берегу озера Синдор драку водяного Васы и лешего Ворсы. Васа побеждал Ворсу, так как был в своей стихии. Тогда Йиркап пришёл на помощь лешему, выстрелив в водяного из лука. В благодарность за спасение леший посоветовал найти в лесу «своё дерево» — Ас пу[1].

С помощью собачьего лая Йиркап отыскал ас пу — собака лаяла на сосну не переставая три года. После удара топором из неё засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи[1].

По другому варианту мифа, сосна призвала Йиркапа, сказав, что она его ас пу и согласна стать тем, кем он захочет. Тогда Йиркап делает из неё лыжи, которые обладали удивительной скоростью: не успевала растопиться печь, как Йиркап возвращался с добычей. Лыжи несли его туда, куда он захочет. Чтобы они притормозили, достаточно было бросить перед ними шапку и рукавицы, остановились совсем — кинуть шапку сверху[1].

Колдунья сказала Йиркапу, что есть возможность стать самым проворным и быстрым охотником на свете. Для этого ему нужно поймать голубого оленя. На следующее утро мать Йиркапа при выпечке блинов увидела его. Тогда она разбудила Йиркапа. Он бросился за оленем в погоню, которая продолжалась до Урала. Там копыта оленя стали скользить на льду и Йиркап догнал его. Тут голубой олень превратился в девушку, умолявшую Йиркапа не убивать её. Но охотник, желая насладиться удачей, убил её. Он вынул у неё сердце и отправился домой. В своём селе он завернул к колдунье и положил сердце оленя-девушки на её стол[1][2].

По другой версии мифа, голубой олень был дочерью колдуньи. Колдунья предсказала ему, что прежде, чем убить голубого оленя, он убьёт тридцать обычных. Когда это было сделано, ему пришлось очень долго искать следы от копыт голубого оленя. С великим трудом он догнал его, и, вопреки предсказанию старухи, он убил тридцать первого[1].

Свою гибель Йиркап нашёл на озере Синдор, когда оно было покрыто тонким слоем льда[1].

По поводу причины его гибели в мифологии коми существовало по крайней мере три причины:

  • его напоили мутной водой другие охотники от стирки его потных портянок, потому что им не доставалась дичь и животные;
  • напоила квасом его собственная мать по совету своего любовника, прежде выстирав его потные портянки в нём;
  • напоила вином мачеха Йиркапа по совету колдуньи, предварительно выстирав в вине его грязные портянки[1].

C Йиркапом погибли и его лыжи[1].

По одной версии, он провалился под лёд той ногой, на которой была обычная лыжа, а вторая продолжала ехать и оторвала от него ногу, в итоге врезавшись в пень, оставшийся от его ас пу.

По второй версии, провалившись обычной лыжей под лёд, он решил срезать завязку и с волшебной, совершив роковую ошибку. Волшебная лыжня сообщила ему об этом, сказав, что спасла бы его, если бы она оставалась пристёгнута к его телу. После его внезапной кончины она понеслась в направлении ас пу и врезалась в сосну, после чего от неё ничего не осталось[1].

Находки

В торфянике в республике Коми была найдена лыжа, нос которой был украшен резной головкой лося. Видимо, эта деталь должна была магическим способом ускорить бег лыж[3].

Напишите отзыв о статье "Йиркап"

Литература

  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М.: Астрель ; АСТ ; Транзиткнига, 2005. — С. 463.
  • Доронин П. Г. Материалы и документы по истории коми // НА КНЦ УрО РАН. — Ф. 1. — Оп. 12. — Д. 25. — 1947.
  • Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. — Сыктывкар, 1984.

Примечания

Ссылки

[http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/191.htm Мифология коми. Йиркап]

[http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/490.htm Мифология коми. Погоня за голубым оленем]

Отрывок, характеризующий Йиркап

– Какое же Вы дитя, дорогая Изидора!.. – засмеялся Караффа, – Это, как книги – существует «страдание» и СТРАДАНИЕ. И я искренне советую Вам не пробовать второй вариант! – Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас... Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек. – Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя. Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам... Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой... И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться... Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце. Вся комната была залита человеческой кровью... Люди висели, сидели, лежали на ужасающих пыточных «инструментах», значения которых я даже не в состоянии была себе представить. Несколько, совершенно спокойных, измазанных кровью человек, не спеша занимались своей «работой», не испытывая при этом, видимо, никакой жалости, никаких угрызений совести, ни каких-либо малейших человеческих чувств... В комнате пахло палёным мясом, кровью и смертью. Полуживые люди стонали, плакали, кричали... а у некоторых уже не оставалось сил даже кричать. Они просто хрипели, не отзываясь на пытки, будто тряпичные куклы, которых судьба милостиво лишила каких-либо чувств... Меня изнутри взорвало! Я даже на мгновение забыла, что очень скоро стану одной из них... Вся моя бушующая сила вдруг выплеснулась наружу, и... пыточная комната перестала существовать... Остались только голые, залитые кровью стены и страшные, леденящие душу «инструменты» пыток... Все находившиеся там люди – и палачи и их жертвы – бесследно исчезли. Караффа стоял бледный, как сама смерть, и смотрел на меня, не отрываясь, пронизывая своими жуткими чёрными глазами, в которых плескалась злоба, осуждение, удивление, и даже какой-то странный, необъяснимый восторг... Он хранил гробовое молчание. И всю его внутреннюю борьбу отражало только лицо. Сам он был неподвижным, точно статуя... Он что-то решал. Мне было искренне жаль, ушедших в «другую жизнь», так зверски замученных, и наверняка невиновных, людей. Но я была абсолютно уверена в том, что для них моё неожиданное вмешательство явилось избавлением от всех ужасающих, бесчеловечных мук. Я видела, как уходили в другую жизнь их чистые, светлые души, и в моём застывшем сердце плакала печаль... Это был первый раз за долгие годы моей сложной «ведьминой практики», когда я отняла драгоценную человеческую жизнь... И оставалось только надеяться, что там, в том другом, чистом и ласковом мире, они обретут покой.

o-ili-v.ru


Смотрите также