Самая древняя лыжа в мире. Йиркап лыжа


Йиркап | Информационный центр Финно-угорских народов

Йиркап - легендарный персонаж коми преданий.

Смастерив лыжи из "ас пу" (Своего дерева), он стал самым удачливым охотником, от которого не смог убежать даже быстроногий голубой олень.

Существует немало преданий о нем. 

В сюжетах утверждается, что Йиркап нашёл своё дерево сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево. Йиркап ударил топором по дереву, и из него выступила кровь. После этого он срубил это дерево и сделал из него лыжи. Еще по одной версии, дерево само сообщило Йиркапу, что оно его ас пу, и он может сделать из него себе, что захочет. Йиркап делает лыжи.

В третьем варианте сюжета дерево говорит Йиркапу, чтобы он сделал из него одну лыжину: другую лыжину Йиркап сделал из простого дерева - «Если бы обе лыжины сделал из этого дерева, то уже не смог бы остановиться, на другую сторону земли унесло бы». Чудесные лыжи Йиркапа обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 км от села. Едва поверхность озера Синдор покрывалась тонкой плёнкой льда, как Йиркап уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы; чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Однажды односельчанка-еретница сказала Йиркапу, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если он его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете. На следующее утро олень появился, и охотник бросился догонять оленя на своих волшебных лыжах. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал. Тогда голубой олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять Йиркапа пощадить её, но тот не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь. Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Йиркап отнёс колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол.

По другому варианту, колдунья заключила с Йиркапом пари, что тот быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубоногого - «лöз кыса», ему убить не удастся. Йиркап легко добывает 30 оленей, но долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец, он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап переломил ей палкой крыло и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

Устойчивым для всех преданий мотивом является гибель Йиркапа в Синдорском озере. По одной версии, соседи-охотники из зависти к его удачливости опоили его водой, в которой сполоснули потные портянки, и Йиркап, отяжелев от этой «поганой воды», провалился под лед.

По другой версии, «поганым» квасом его напоила мать по наущению своего любовника, который посоветовал замочить портянки Йиркапа в квасе и напоить им сына, говоря, что иначе он выловит всех зверей и птиц, и все умрут от голода. И, наконец, по третьей версии, вином, в котором были вымочены портянки, напоила Йиркапа его мачеха по совету колдуньи. Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи.

В одном из вариантов предания о Йиркапе говорится, что проломила лёд только простая лыжа, а волшебная оторвалась вместе с ногой и влетела в пень. По другому варианту, Йиркап, провалившись под лёд и пытаясь спастись, отрезал завязки лыж, и услышал голос волшебной лыжи: «Йиркап, Йиркап, себя погубил и меня тоже губишь! Если бы не отрезал завязки, я вытащила бы тебя на берег». Йиркап брыкнул ногой, и лыжина с отрезанными завязками полетела, пролетела насквозь через здоровенную сосну, дыру проделала. Старики до сих пор помнят еще этот дырявый пень. Место это указывали около Синдорского озера. Вот такой, мол, здоровенный да толстый пень был... А Йиркап там и утонул. И теперь еще это место называется Йиркапув»

Источник: Коми легенды и предания / Сост. Ю.Г. Рочев. Сыктывкар, 1984. С. 41-45.

http://www.finnougr.ru/life/index.php?ID=6842&phrase_id=175997

finugor.ru

Самая древняя лыжа в мире

Источник: bnkomi.ru

 

Участники экспедиции «От Балтики до Арктики» приступили к изучению материалов, собранных во время путешествия по шести регионам России. В течение десяти дней журналисты посещали музеи Северо-Запада, общались с хранителями и знакомились с уникальными экспонатами, скрытыми в запасниках. 

В Национальном музее Республики Коми путешественникам показали самую древнюю лыжу в мире. Как утверждают эксперты, она была изготовлена 8 тысяч лет назад. К слову, возраст знаменитых египетских пирамид - 4-4,5 тысячи лет.

- Вообще-то родиной лыж считает себя Норвегия. В Осло есть очень хороший музей лыж и самой древней находке, которая там представлена - 4 тысячи лет. Для норвежских ученых стало открытием, что в Коми есть лыжа вдвое старше, - говорит руководитель этнографического отдела Национального музея Коми Татьяна Пьянкова.

От лыжи сохранился фрагмент - носовая часть с фигуркой лося. Артефакт был обнаружен в 1964 году археологом Григорием Буровым во время раскопок на торфяном пласте в Княжпогостском районе, это между Сыктывкаром и Ухтой.

Именно благодаря тому, что обломок лыжи лежал в торфяннике, он и смог полностью сохраниться. Ученые до сих пор спорят о назначении артефакта. Ряд исследователей уверены, что лыжа была ритуальной. У охотников лось считался тотемным животным, и они могли использовать предмет в обрядах. Другие ученые полагают, что фигурка лося не что иное, как ножной тормоз.

А среди жителей республики популярно мнение, что лыжа из музея могла принадлежать легендарному охотнику Йиркапу. Существует предание, что когда-то в здешних местах жил очень смелый и быстрый охотник по имени Йиркап и однажды ему посчастливилось найти свое "ас пу" - дерево с душой. Такие деревья часто встречаются в мифологии коми, более того, считается, что у каждого человека есть свое ас пу. И если найти его и сделать из него амулет, то дерево будет защищать от сглаза и исполнять желания.

 

 

Йиркап изготовил из дерева лыжу и настолько преуспел в охоте, что оставил всех остальных мужчин без добычи. Но волшебная лыжа не принесла охотнику счастья. Проснулась в нем гордыня, возомнил он себя самым величайшим охотником на земле. И когда местная колдунья сказала, что ни за что Йиркапу не убить голубоногого оленя, охотник лишь расхохотался. Не знал он тогда, что колдунья обратила в зверя свою единственную дочь.

Выследил Йиркап голубоногого оленя, стал гнать его, а олень лишь мчался вдаль, сверкая аккуратными копытцами. Раззадорился Йиркап и добежал на лыже за оленем до самых Уральских гор. Между тем чары стали спадать и олениха начала превращаться в прекрасную девушку. Екнуло сердце у Йиркапа, сразу влюбился он в красавицу, но вдруг подумал, что если женится он, да заведет детей, то, значит, права была колдунья, не одолел он оленя. Схватил тогда Йиркап нож и убил свою любимую.

Узнав о смерти дочери, колдунья решила отомстить. Нашла она онучи отважного охотника, настояла на них зелье ядовитое и опоила им Йиркапа. Ноги у охотника сразу стали тяжелыми, он прошел несколько шагов, провалился под лед и утонул. А волшебная лыжа исчезла.

Легенда об Йиркапе - не просто красивая сказка. Она сохранилась лишь в Княжпогостском районе, в том самом, где нашли лыжу. И многие жители Коми не верят, что это совпадение.

К слову, лось на лыже - это не единственная зооморфная фигура в музее. В Коми вообще был популярен звериный стиль: изображения животных встречаются на одежде, предметах культа и оружии.

В основном изображали оленя или лося. Вообще культ оленя характерен не только для этих мест, но и для Урала и Приволжья, золотые олени были символом солнца у скифов.

Такие пересечения не случайны: в глубокой древности племена не жили в изоляции, а тесно общались с соседями и перенимали традиции друг друга.

Например, в Национальном музее Коми представлено несколько десятков предметов с изображением утки. Согласно верованиям коми-зырян, именно утка считается прародительницей мира: в начале времен она снесла два яйца, из которых появились добро и зло. А из тела утки сформировался весь окружающий материальный мир. Изображения утки коми-зыряне вышивают на полотенцах. А в каждом деревенском доме непременно есть ковш-утица. Это не только утилитарный предмет, но и некая дань памяти той самой утке-прародительнице.

 

 

Примечательно, что ковши-утицы участники экспедиции встретили не только в деревнях Коми, такие предметы путешественники видели и в Вологодской и в Архангельской областях. Взаимопроникновение культур заметно даже на словах. Например, в мифологии коми часто фигурирует слово «парма» - тайга. В то же время «Парма» - это одно из древних названий Перми Великой - территории, которая включала в себя города Сольвычегодск, Чердынь, Соликамск и Кайгород.

В Коми языческие символы тесно переплетаются с православными. Так, в экспозиции музея представлена пасочница - деревянная посуда для изготовления пасхи. На ней сохранилось изображение креста и родовых символов коми.

Не дают покоя ученым и Торасовейские идолы. Две деревянные скульптуры нашли геологи на берегу Торасовейского залива за полярным кругом. Ближайшие сосны растут в пятистах километрах от этих мест. Татьяна Пьянкова говорит, что с большой вероятностью идолов доставили к заливу специально. Ученые уверены: идолам приносили в жертву оленей. Но сколько лет этим фигурам, установить не удалось: когда артефакты доставили в Петербург на радиоуглеродный анализ, он показал, что фигуры сделаны... в будущем. Исследователи не связывают это с мистикой. Радиоуглеродный анализ иногда дает сбой, поэтому официально дата создания скульптур считается неустановленной.

 

 

К слову, в запасниках Национального музея Республики Коми хранится еще несколько идолов. И на всех повязаны тряпицы - причем сделали это сами сотрудники музея. Конечно, они не верят в древние приметы, но на всякий случай «одевают» идолов. «Просто так принято», - говорит Татьяна Пьянкова.

В Национальном музее Республики Коми регулярно выпускают каталоги экспонатов. Сюда приезжают ученые со всей страны, чтобы исследовать уникальные артефакты и, несмотря на то, что многие предметы уже изучены, с каждым новым научным открытием вопросов у специалистов только прибавляется.

Участники экспедиции «От Балтики до Арктики», посетив десятки музеев в шести регионах Северо-Запада, лично убедились, насколько тесно были связаны города и области сотни лет назад. В деревнях, расположенных в сотнях километрах друг от друга, встречаются сходные говоры, хозяйки готовят похожие блюда, общие корни имеют даже легенды и сказки. В то же время, в каждой деревне, в каждом поселке и городе есть свои особенности и своя удивительная атмосфера.

В этих суровых краях издавна в мире жили люди разных национальностей и культур. И они смогли сохранить свою идентичность и создали мир, в котором административные границы - не более чем условность. Этот мир привычно здесь называют одним словом «Север».

Автоэкспедиция «От Балтики до Арктики» была организована «Российской газетой» и информационным агентством БНК. За десять дней путешественники посетили Тихвин, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Котлас, Сольвычегодск, Сыктывкар, Сосногорск, Ухту, Печору, Усинск, Нарьян-Мар и Пустозерск. 

 

 

slavradio.org

онлайн.рф - Создатели «Ыбицы» продвигают Республику Коми как родину первых лыж

Коми — родина первых лыж! Йиркап — первый в мире лыжник! Такой смысл вложили в обновленную концепцию своего бренда организаторы проекта «Ыбица». Саму концепцию, ее графическое изображение и научное обоснование авторы представили на пресс-конференции 23 марта. По их замыслу, идея и визуализированное воплощение могут стать основой для продвижения территории Коми на мировом уровне, как родины лыж, а коми национального героя Йиркапа – как первого в мире лыжника.

Фото Юрия Кабанцева

В основу концепции нового изображения «Ыбицы» создатели проекта заложили соотношение между словом и мифом. «Ыбица» была репрезентована как слово-символ, имеющим внутреннюю форму в виде ряда образов, смысловые сцепления которых образуют мифопоэтический сюжет. В качестве такого сюжета авторы выбрали предание о древнем коми герое Йиркапе, знаменитом охотнике-лыжнике. Изображение состоит из серии пиктограмм, вписанных в буквы и составляющих слово-миф «Ыбица».

Более того, основываясь на предании, рабочая группа проекта провела связь мифа между небесной охотой с удивительным экспонатом, который хранится в Национальном музее Республики Коми – самой древней лыжей на планете, возрастом около 8 тысяч лет, найденной в Княжпогостском районе.

В рабочую группу проекта вошли генеральный директор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк, ведущий научный сотрудник Института языка и литературы КНЦ УрО РАН Павел Лимеров и художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Около десяти дней длилась работа над обновлением идеологии «Ыбицы», и в результате специалистам удалось выйти на абсолютно новый подход к продвижению всем известных фактов. В результате эпизоды древнейшей мифической истории Коми воплотились в одном-единственном слове – «Ыбица».

Напомним, что по преданию Йиркап нашёл так называемое «Своё дерево», в мифологии коми это дерево-двойник самого человека, обладающее волшебными качествами. Срубив дерево, Йиркап изготавливает из него волшебную лыжу, с помощью которой перемещается в пространстве со скоростью мысли, при этом одна, простая, лыжа скользит по земле, а вторая, волшебная – летит по воздуху.

Вскоре он становится самым быстрым и удачливым охотником. Задумав его погубить, колдунья оборачивает свою дочь в голубого оленя (в вариантах – лося), поспорив, что Йиркап никогда не сумеет его догнать. Погоня за оленем завершается на Урале, олень превращается в девушку, но Йиркап, помня, что это оборотень, убивает её.

Слава о Йиркапе, волшебном лыжнике, растёт, и враги находят способ его погубить. Они поят его вином, в котором предварительно замочили его портянки. Нечистота осквернённого вина придает Йиркапу невероятную тяжесть, и, во время охоты, лёд Синдорского озера не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.

Каждая буква «Ыбицы» представляет один из основных элементов сюжета предания и легко «читается». На букве «Ы» изображена собака, облаивающая «Своё дерево» Йиркапа, здесь же охотник с готовыми лыжами. На букве «Б» прочитывается сюжет небесной погони медведя за солнечной лосихой, причём место погони показано как плато Маньпупунёр.

– В текстах предания о Йиркапе прямо говорится о том, что охота Йиркапа происходит, в том числе, и на Урале. Ну а поскольку не указано, где именно, мы сделали предположение, что охота вполне могла происходить на плато Маньпупунер – всем известном чуде России из Коми, которое тоже находится на Урале, – пояснила Анна Манюк.

На букве «И» изображён Йиркап, догнавший небесную лосиху на Уральских горах. На букве «Ц» изображены Йиркап и девушка, в которую превратилась лосиха. На букве «А» показана лыжа, которая «вернулась» в «Своё дерево»: Йиркап погиб, лыжа пробила дерево, собака его облаивает, солнечный лось вновь летит по небу.

Кстати, волшебная лыжа Йиркапа изображена, как найденная в Княжпогостском районе лыжа мезолитического периода. Экспонат Коми культуры, возрастом 8 тысяч лет, демонстрируется в Национальном музее Коми и на сегодня не имеет прямых аналогов.

Присутствующая на пресс-конференции директор Национального музея Коми Ирина Котылева рассказала журналистам, что в 1964 году миф о небесной охоте получил подтверждение. Неподалеку от событий, описанных в предании о Йиркапе, в Висском торфянике археолог Буров нашел обломок деревянной лыжи из сосны со скульптурным изображением лося в виде головы с вытянутой мордой и ушами. Фрагмент лыжи датируется VI тысячелетием до нашей эры и сохранился, благодаря консервации в толще торфяника.

– В 2008 году музей обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник, который при находке журналисты назвали лыжей Йиркапа, – рассказала Котылева. – Это уникальный экспонат – самая древняя лыжа на планете – о которой должна знать не только вся республика, но и весь мир. Объединение с «Ыбицей» позволит более мощно поднять эту тему и дать всем знать, что, именно Коми – это родина первых лыж.

Главный научный консультант проекта Павел Лимеров обратил внимание на то, что наша лыжа древнее, чем Египетские пирамиды. Более того, есть все основания предполагать, что именно эта лыжа принадлежала Йиркапу: она была найдена возле Синдорского озера, а охотник Йиркап именно там и погиб.

– Лыжа Йиркапа – гордость Республики Коми. Изделие древнего искусства, найденное на территории нашего региона, позволяет утверждать, что именно Коми является родиной лыж – добавил Лимеров. – Лыжники со всего мира потянутся к нам в музей, чтобы прикоснуться к древнейшему мезолитическому артефакту, который будет приносить им удачу.

Фактически «Ыбица» – собирательное слово, которое можно трактовать в абсолютно разных направлениях, причем любое из них будет верным. Помимо зашифрованного в слове предания, здесь нашли свое отражение буква коми алфавита «Ы», а также село Ыб – самый древний населенный пункт на территории России из начинающихся на букву Ы, и постоянное место дислокации всех фестивалей – зимних и летних сезонов, проводящихся под брендом «Ыбица», – рассказывает гендиректор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк.

По словам Юрия Лисовского, который занимался непосредственно графическим переложением легенды в слово, в разработке образной системы изображения используется образ лося, как наиболее архаичный, тем более что в некоторых вариантах текстов предания охотник преследует не оленя, а именно лося. Образ лося чрезвычайно репрезентативен на предметах бронзовой пластики Пермского звериного стиля V – IX вв., являющихся вершиной искусства предков коми народа. Поэтому изображение выполнено с ориентацией на оригинальную стилистику средневековых «шаманских» образков.

Помимо этого в иконографии изображения используется стилистика образов Пермского звериного стиля, и вкупе с индивидуальным почерком Лисовского это придало изображению неповторимую оригинальность.

– Я бы применил к этой работе слово сотворчество, когда много увлеченных и опытных людей включаются в работу и просто «горят» своим делом. В таком случае получается самый эффективный результат, – высказал свое мнение Лисовский. – Мне не хочется ни спать, ни есть, а только рисовать и погружаться в этот интересный проект.

В завершение генеральный директор «Ыбицы продакшн» Анна Манюк подчеркнула, что результатом работы станет не только обновленная визуализация символики бренда «Ыбица». Идея графического изображения товарно-знаковой символики «Ыбицы» вполне может стать основой для разработки концепции по продвижению территории Республики Коми на мировом уровне, как родины лыж, а охотника Йиркапа – как первого в мире лыжника.

– Работая над «Ыбицей», мы работаем и над маркетинговым продвижением нашей территории. Для нас это очень символично. Наше предложение наверняка найдет поддержку правительства Коми и, вполне вероятно, будет создана рабочая группа, в которую войдет гораздо больше профессионалов в своем деле. Как это будет происходить дальше: с нами или без нас – уже не важно. Главное здесь – коллективный разум в работе над продвижением уникальных, но забытых брендов Республики Коми, – завершила встречу Анна Манюк.

Спортивный фестиваль «Зимняя Ыбица» состоится 28 марта в Финно-угорском этнопарке. C 15.00 до 17.00 по московскому времени запланирована прямая трансляция с места события в эфире национального телеканала Юрган и Первого Интернет Канала на 154 города России и 104 страны мира. Гостями «Зимней Ыбицы» станут прославленные олимпийские чемпионы Сочи-2014 Александр Зубков и Алексей Воевода. Алексею Воеводе, как трехкратному чемпиону мира еще и по армрестлингу, предстоит стать финалистом открытого городского турнира по этому виду спорта, и сразиться с победителем турнира в абсолютном зачете. Финал соревнований пройдет на сцене «Зимней Ыбицы».

«Зимняя Ыбица-2015» – это восьмой проект, который будет проведен в рамках бренда «Ыбица». Четыре летних и три зимних сезона уже вошли в культурно-спортивную новейшую историю Республики Коми, и с каждым годом внимание к событию только растет. За три года существования спортивного фестиваля виртуальными интернет-зрителями стали более 7 миллионов человек, а непосредственными участниками мероприятия – более 14000 гостей. Летом этого года проект «Ыбица» отпразднует свой первый юбилей – 5 лет с момента проведения первого мультифестиваля «Ыбица».

*** Проект «Ыбица» создан в 2011 г. в Республике Коми компанией «Ыбица продакшн». Событие включает в себя два самостоятельных разноформатных мероприятия: мультифестиваль «Ыбица» и спортивный фестиваль «Зимняя Ыбица», и проводится два раза в год, летом и зимой, в селе Ыб в Финно-угорском этнопарке. Успешное проведение первого мультифестиваля «Ыбица» и беспрецедентное для Коми внимание к событию со стороны общественности, региональных и федеральных СМИ в 2011 г. способствовали дальнейшему развитию проекта. Так, в 2012 г. в рамках бренда «Ыбица» был создан второй проект – спортивный open-air «Зимняя Ыбица». Мероприятие пропагандирует здоровый образ жизни, способствует привлечению внимания к массовому спорту и спорту высших достижений, популяризирует зимние и национальные виды спорта, собирает воспитанников ДЮСШ региона, лучших действующих спортсменов и прославленных мастеров России и мира.

В 2012 году «Зимняя Ыбица» собрала элиту фигурного катания России: олимпийских чемпионов Алексея Ягудина, Максима Маринина, Татьяну Тотьмянину и чемпионов мира Марию Петрову и Алексея Тихонова.

В 2013 году почетным гостем «Зимней Ыбицы» стал Павел Буре, легенда советского хоккея и российского спорта, а финальный матч по саамскому футболу прокомментировал известный тележурналист Виктор Гусев.

В 2014 году «Зимнюю Ыбицу» поддержали министр спорта России Виталий Мутко и восьмикратный олимпийский чемпион, 19-кратный чемпион мира по биатлону Уле Эйнар Бьорндален. Специальными гостями спортивного фестиваля стали трехкратная чемпионка Сочи по биатлону Дарья Домрачева, триумфатор Олимпиады в Лейк-Плэсиде Анатолий Алябьев, извечный соперник Уле Эйнара Бьорндалена, знаменосец российской сборной на Олимпиаде в Лиллехаммере Сергей Чепиков и «голос российского биатлона», спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. В этом же году по версии специализированного журнала о коммуникациях в спортивной индустрии GR sport проект «Зимняя Ыбица» был признан одной из лучших в России региональных практик по продвижению территории через событийное спортивное мероприятие.

13 декабря 2014 г. создатели «Ыбицы» впервые провели большую промоакцию спортивного фестиваля «Зимняя Ыбица» под названием Кувалда. Главными темами события стали сдача нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» и показательный турнир по боксу среди воспитанников ДЮСШ региона. В качестве специального гостя на «Ыбицу» приехал чемпион мира по боксу в супертяжелом весе Николай Валуев.

С 2011 г. все сезоны «Ыбицы» проводятся ежегодно при поддержке Правительства Республики Коми и главы региона Вячеслава Гайзера. Сегодня «Ыбица» – крупнейшее культурно-спортивное событие и национальный бренд Республики Коми.

Организаторы: Агентство Республики Коми по туризму, компания Ыбица продакшн, Финно-угорский этнопарк при содействии Агентства по физической культуре и спорту Коми.

Бессменные партнеры и старшие товарищи: Министерство национальной политики Коми.

Официальный сайт: www.ybitsa.ru.

Официальные аккаунты в социальных медиа:ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+, Twitter, Instagram, YouTube.

Официальные хештэги: #Ыбица, #СаамскийФутбол, #МыБолеемЗаКоми.

Партнеры: Монди СЛПК, Tele2, ЛУКОЙЛ-Коми, Газпром трансгаз Ухта, Сыктывкарский фанерный завод, Усинскгеонефть,Сыктывкарский государственный университет, СИТТЕК, Республиканская сетевая компания, Лузалес.

Партнеры прямой трансляции: Ростелеком, Первый Интернет Канал, Юрган.

Web-партнер: Цифровой Век.

Информационные партнеры: БНК, Комиинформ, Республика, Европа плюс Коми, Куда идти, Юрган, Красное знамя Севера,Ухта, Твоя параллель, Заполярье, Усинск.Онлайн, День, Трибуна, Издательский дом Коми, Коми му, Йӧлӧга, Чушканзi, Радуга.

xn----7sbab5aqdhdtddeir3v.xn--p1ai

Создатели "Ыбицы" продвигают Коми как родину первых лыж

В столице Коми презентовали обновленное графическое изображение бренда "Ыбицы".

Как рассказала на пресс-конференции сегодня, 23 марта, генеральный директор компании "Ыбица продакш" Анна Манюк, в основе концепции изображения лежит идея соотношения между словом и мифом, соответственно, название проекта "Ыбица" репрезентируется как слово-символ, имеющее внутреннюю форму в виде ряда образов, смысловые сцепления которых образуют мифопоэтический сюжет. В качестве такого сюжета взято предание о древнем коми герое Йиркапе, знаменитом охотнике-лыжнике.

Как отметила А.Манюк, слово "Ыбица" включает в себя букву коми алфавита "Ы" и название села - Ыб - самого древнего населенного пункта на территории России из начинающихся на букву "Ы". Кроме того, село Ыб – постоянное место дислокации всех фестивалей – зимних и летних сезонов, проводящихся под брендом "Ыбица".

По словам научного консультанта проекта, ведущего научного сотрудника ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Павла Лимерова, в слове "Ыбица", как графическом бренде, художник-этнофутурист Юрий Лисовский зашифровал предание о Йиркапе, который нашел так называемое "Свое дерево" (коми – "Ас пу"). В мифологии коми это дерево-двойник самого человека, обладающее волшебными качествами. Срубив дерево, Йиркап изготавливает из него волшебную лыжу, с помощью которой перемещается в пространстве со скоростью мысли, при этом одна, простая, лыжа скользит по земле, а вторая, волшебная, летит по воздуху. Вскоре он становится самым быстрым и удачливым охотником. Задумав его погубить, колдунья оборачивает свою дочь в голубого оленя (в вариантах - лося), поспорив, что Йиркап никогда не сумеет его догнать. Погоня за оленем завершается на Урале, олень превращается в девушку, но Йиркап, помня, что это оборотень, убивает ее. Слава о Йиркапе, волшебном лыжнике, растет, и враги находят способ его погубить. Они поят его вином, в котором предварительно замочили его портянки. Нечистота оскверненного вина сообщает Йиркапу невероятную тяжесть, и во время охоты лед Синдорского озера не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.

"Текст предания интересен и тем, что в его основе лежит архаический календарный миф о небесной охоте. По сюжету этого мифа, медведь (охотник в образе медведя) преследует лосиху-солнце и убивает ее на закате дня, но утром лосиха возрождается на востоке, и погоня начинается вновь. Сюжет объяснял смену дня и ночи, весенне-летнего и осенне-зимнего периодов, а медведь и лось символизировали мировые силы, управляющие временем людей", - пояснил ученый.

Как отметил П. Лимеров, в 1964 году неподалеку от места событий, описанных в предании о Йиркапе, в Висском торфянике около Синдорского озера был найден обломок деревянной лыжи из сосны со скульптурным изображением лося.

"Эта лыжа возрастом 8 тысяч лет, демонстрирующаяся в Национальном музее РК, является древнейшей лыжей в мире, что позволяет нам говорить, что Коми — это родина лыж, а Йиркап — первый в мире лыжник", - подчеркнул ученый.

По словам художника Ю.Лисовского, графическое изображение "Ыбица" состоит из серии пиктограмм, вписанных в буквы. Каждая пиктограмма представляет один из основных элементов сюжета предания и легко читается. На букве "Ы" изображена собака, облаивающая "свое дерево" Йиркапа, здесь же охотник с готовыми лыжами. Волшебная лыжа изображена в соответствии с мезолитическим артефактом. На букве "Б" прочитывается сюжет небесной погони медведя за солнечной лосихой, причем место погони показано как плато Маньпупунер. На букве "И" изображен Йиркап, догнавший небесную лосиху на Уральских горах, солярность образа лосихи подчеркивается заходящим солнцем. На букве "Ц" изображены Йиркап и девушка, в которою превратилась лосиха. На букве "А" показана лыжа, которая "вернулась" в "Свое дерево": Йиркап погиб, лыжа пробила дерево, собака его облаивает, солнечный лось вновь летит по небу.

Таким образом, в данном контексте слово "Ыбица" становится словом-символом, словом-мифом, словом-легендой, которое собрало и зашифровало в себе историю, культуру, этнографию, мифологию и язык Республики Коми.

"На наш взгляд, история получилась очень красивая. И таким образом, мы получили не только обновленную визуализацию символики бренда "Ыбица". Идея графического изображения товарно-знаковой символики "Ыбицы" вполне может стать основой для разработки уникальной концепции по продвижению территории Республики Коми на мировом уровне, как родины лыж, а охотника Йиркапа – как первого в мире лыжника", - заключила А. Манюк.

komiinform.ru


Смотрите также