Горнолыжный туризм. Как я стал горнолыжником. Горные лыжи турист


Горнолыжный туризм — виды, история, трассы, правила спуска

Автор: Павел Иванисов

Содержание статьи

Горнолыжный туризм — история горнолыжного спорта, горнолыжные курорты, виды склонов, горнолыжных трасс, подъёмников, правила поведения туристов на горнолыжных курортах при спусках по трассам со склонов.

Горнолыжный туризм

Горнолыжный туризм с активным зимним отдыхом с каждым годом становится все более и более популярным в наших странах. Ряды любителей горнолыжного спорта и сноубординга непрерывно пополняются новыми поклонниками. Увеличивается и количество горнолыжных курортов для занятий этими видами спорта. Ни для кого не секрет, что для зимних курортов необходима развитая инфраструктура и отличное техническое оснащение. Это и разветвленная сеть современных канатных дорог, и техника для подготовки склонов, и оборудование для генерации искусственного снега, и разнообразный выбор вариантов размещения, и целая индустрия объектов питания и сопутствующих развлечений. В разных частях нашей страны есть горнолыжные курорты как «со стажем», так и относительно молодые. И те и другие находятся в постоянном развитии, и конкуренция между ними достаточна высока.

С приближением зимнего сезона вопрос «куда поехать?» задают себе тысячи отпускников. Жители наших необъятных стран чаще стали брать отпуска зимой, да и длинные новогодние каникулы позволяют уехать в горы на целую неделю. Сама по себе такая поездка довольно затратна, и каждый выбирает место отдыха в соответствии с возможностями своего кошелька. Недельная поездка в Альпы обходится в довольно кругленькую сумму, и далеко не каждый турист, а тем более целая семья с детьми, могут себе это позволить. Подходящий для зимнего отдыха горнолыжный курорт можно выбрать и в России или у ее ближайших соседей. И что немаловажно, он может находиться недалеко от места проживания. Ведь на стоимость поездки существенную роль играет удаленность курорта от дома.

Исторически и по своим природным данным центром развития горнолыжного спорта и туризма в России были, да и сейчас являются, Кавказские горы. Самые высокие в Европе во главе с двойной вершиной красавца Эльбруса (5642 м) и многочисленными четырехтысячниками, горы Кавказа привлекают любителей крутых спусков, свежайшего снега и целительного горного воздуха. Курорты в Приэльбрусье и на Домбае существуют уже более полувека и давно стали классикой горнолыжного отдыха. К сожалению, инфраструктура на этих курортах развивается не достаточно быстро.

Рассказать обо всех горнолыжных центрах России, количество которых к настоящему времени уже приближается к 205, в одной статье не представляется возможным, поэтому я сделал статью о наиболее характерных и наиболее популярных курортах, постаравшись дать при этом максимальный охват с учетом обширной географии страны.

Список лучших горнолыжных курортов России — здесь.

 

История развития горных видов спорта

 

Как известно, горнолыжный спорт зародился в середине XIX века в Норвегии в окрестностях городка под названием Телемарк. Первоначально стиль катания так и назывался — телемарк. Его придумал норвежец Сондре Норхейм. Он во многом определялся конструкцией лыжных креплений: пятка ботинка не была жестко закреплена на лыже, а могла свободно перемещаться вверх. В повороте лыжник, сгибая ногу, выдвигал одну лыжу вперед, а другой почти касался коленом, сохраняя равновесие за счет центробежной силы. Следом за «телемарком» появилась техника спуска на параллельных лыжах, получившая название «христиания».

По мере развития техники спуска и конструкции лыж, увеличивалось и количество приверженцев скоростного спуска с гор. С начала ХХ века горнолыжники начали осваивать Альпы и провели первые соревнования. В программе первой зимней Олимпиады, состоявшейся во французском Шамони в 1924 году, соревнований по слалому еще не было. Лишь в 1931 году слалом и скоростной спуск были включены в программу Чемпионата мира по лыжам, а на Олимпийских играх дебют состоялся в 1936 году.

В России, а если быть точнее в СССР, увлечение горными лыжами началось в 30-е годы прошлого столетия. Причем этот вид спорта стал развиваться не в горных районах, а там, где настоящих гор в принципе не было. Таким местом в Москве стали Воробьевы горы. Тогда это была юго-западная окраина столицы, высотка МГУ еще не была построена. Над склонами, террасами спускающимися к Москве-реке, стояли два села — Воробьево и Потылиха. Крутой берег стал местом проведения тренировок и первых соревнований по слалому и прыжкам с трамплина. Здесь получали закалку спортсмены, впоследствии становившиеся чемпионами. Впервые первенство СССР по скоростному спуску состоялось в 1937 году. Его выиграл молодой горнолыжник с «воробьевки», ставший позднее одним из лучших российских фотографов-пейзажистов, Вадим Гиппенрейтер. А спустя два года, в 1939 году, он первым в истории совершил спуск на лыжах с восточной вершины Эльбруса.

 

Во второй половине XX века мир охватило увлечение новым направлением в катании на лыжах — фристайлом. Начинавшийся как произвольный стиль катания, к концу 80-х, он оформился в несколько спортивных дисциплин: могул, лыжная акробатика, лыжный балет и ски-кросс. В 1979 году при Международной федерации лыжного спорта (FIS) был создан технический комитет по фристайлу, после чего этот вид спорта начал включаться в международные соревнования, проводимые под эгидой ФИС.

В наших странах сноубординг стали осваивать в конце 80-х. С его появлением стало меняться представление не только о горнолыжном спорте, но и об активном зимнем отдыхе в целом. Хотя сноуборд и появился путем соединения двух лыж в одну, многие его апологеты считают, что он демократичнее лыж и больше ориентирован на молодежь, а горные лыжи — это занятие для более консервативной и возрастной части аудитории. И все же имеет место взаимное проникновение миров лыж и сноуборда. К примеру, можно сказать, что лыжное направление «нью-скул» появилось во многом благодаря сноубордингу.

С ростом числа поклонников катания на доске появилась потребность в создании сноу-парков с трамплинами, хафпайпами, рейлами и другими приспособления. Такие парки сейчас строятся на многих горнолыжных курортах.

В начале XXI века на своей родине в США сноубординг стал самым быстрорастущим по количеству поклонников среди зимних видов спорта: их численность там составила более 7 миллионов человек. По некоторым данным, сноубордисты составляют четвертую часть от общего числа любителей зимних видов спорта. В Австрии и Швейцарии занятия по сноубордингу даже включены в школьную программу по физической подготовке.

 

 

Современные требования к склонам для горнолыжного туризма

 

На горнолыжном курорте важнейшее значение придается склонам, предназначенным для катания. Они должны отвечать целому комплексу требований. Иметь разнообразные и правильно спрофилированные трассы. Желательно, чтобы курорт располагал полным спектром склонов — от простых и учебных до сложных и специально предназначенных для проведения соревнований.

Почти обязательным для современного курорта стало наличие сноупарка с хафпайпом, трамплинами, воздушной подушкой, рейлами и другими сооружениями для сноубординга.

Снежное покрытие на трассах требует постоянного внимания. Оно ежедневно или, если быть точнее, еженочно, обрабатывается с помощью специальных гусеничных машин — ратраков. Сейчас просто невозможно представить современный горнолыжный комплекс без ратраков. Современные ратраки совсем не похожи на те, которые появились на горных склонах более 80 лет назад. Сегодня это мощные многофункциональные машины, способные выполнить сложные и разнообразные задачи, а его водитель должен быть настоящим профессионалом.

Другое, ставшее уже практически обязательным для современного курорта оборудование, — системы искусственного снегообразования или, говоря проще, снежные пушки. Практически каждый современный горнолыжный курорт имеет в своем оснащении такие системы. Снежные пушки нужны для того, чтобы в малоснежные зимы подсыпать на трассы искусственный снег, а еще они позволяют открыть горнолыжные склоны до того как выпадет натуральный снег. Нужно лишь только, чтобы температура воздуха опустилась ниже нуля градусов.

Системы искусственного оснежения — это сложные инженерные сооружения с собственными водоемами и трубопроводами для подачи воды. Для создания искусственного снега используется два типа генераторов: снежные пушки и менее мощные снежные ружья. Снежные пушки мобильны, их можно перемещать на шасси или салазках, они способны производить до 150 кубических метров снега в час. Снежные ружья имеют производительность обычно не превышающую 25 кубических метров в час и расставляются на равных расстояниях вдоль основных трасс, чтобы обеспечивать равномерное напыление дополнительного слоя снега на всей их протяженности.

Вечернее освещение трасс тоже имеется сейчас на многих курортах для горнолыжного туризма. Особенно это актуально для северных регионов с коротким световым днем зимой.

 

Подъёмники на горнолыжных курортах

 

Без подъемников в наше время не обходится ни один горнолыжный курорт. Это одна из важнейших составляющих его инфраструктуры. И чем гуще и протяженнее их сеть, тем выше позиционируется сам курорт. В России самая разветвленная сеть горнолыжных подъемников находится в Красной поляне. Конечно, ей еще рано тягаться с крупнейшими альпийскими курортами, насчитывающими сотни километров канатных дорог. Для сравнения: на «Роза Хутор» в Красной поляне подъемники объединяют 77 км трасс, а в Трех Долинах во французских Альпах общей сетью подъемников связано 600 км горнолыжных трасс.

Основные типы подъемников

  • гондольные,
  • фуникулеры,
  • кресельные и буксировочные.

Еще они характеризуются

  • протяженностью,
  • перепадом высот между нижней и верхней станциями,
  • скоростью подъема
  • пропускной способностью, измеряемой в человеко-часах.

Гондольная канатная дорога

Это один из наиболее удобных типов горнолыжного подъемника. Подвесной канат движется по кругу, а кабинки накапливаются в специальном отстойнике и по мере необходимости цепляются к канату. Обычно кабины имеют вместимость от 4 до 6 человек, но могут быть и больше. Двери гондолы закрываются автоматически, а лыжи и сноуборды помещаются в специальные карманы снаружи. Надежность такого подъемника сочетается с высокой производительностью и комфортом для пассажиров, которые полностью защищены от ветра.

Маятниковая канатная дорога

Это разновидность гондольного подъемника, только кабины здесь жестко прикреплены к тросу и их всего две. Они двигаются навстречу друг другу. Такие канатные дороги используют на сложных рельефах местности. Чтобы обеспечить хорошую пропускную способность, кабины на маятниковой дороге могут вмещать до 100 человек и более.

Фуникулер

Редко встречающийся тип подъемника. Представляет собой вагон, движущийся по рельсам, который тянет за собой канат. Таких вагонов, прикрепленных к разным концам каната, два — один движется вверх, другой вниз. Вместимость вагонов достигает 150 человек.

Кресельная канатная дорога

Канатно-кресельные подъемники доставляют пассажиров в креслах, которые подвешиваются к канату. Крепление кресла к канату может быть фиксированным, и тогда кресло все время движется вместе с канатом или с отцепляемым зажимом, когда кресла стоят в специальном отстойнике, и начинают движение с канатом в нужный момент. Количество пассажиров в одном кресле обычно варьируется от двух до шести. Встречаются подъемники и на большее количество пассажиров, а на старых подъемниках может быть и одноместное кресло. Для большего комфорта пассажиров в оснащение кресел добавляют подогрев сидений и большие прозрачные колпаки, защищающие от ветра.

Бугельная канатная дорога

Бугельный подъемник — опорная канатная дорога, которая буксирует пассажиров, стоящих на лыжах, с помощью троса, двигающегося по кругу. По количеству посадочных мест различают одно- («тарелка») и двухместные («швабра») бугельные дороги.

Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»

Безопорный подъемник используется для транспортировки катающихся на коротких склонах, и имеют длину не более 100 метров. Устанавливаются на учебных или детских склонах. Лыжники для передвижения просто захватывают трос руками. Канатные дороги такого типа просты в монтаже и эксплуатации.

Ленточный подъемник

Представляет собой движущуюся гибкую ленту, стоя на которой, лыжники перемещаются вверх, как на конвейере. Ленточные подъемники, как правило, обслуживают детские зоны.

 

Чем отличаются горнолыжные трассы

 

Для России выработаны собственные требования к классификации горнолыжных трасс. Эти требования в основном соответствуют международной классификации, хотя критерии оценки в разных странах могут различаться.

В России принята система , классифицирующая трассы по четырем категориям сложности. Они обозначаются четырьмя разными цветами:

  1. зеленым
  2. синим
  3. красным
  4. черным.

Различия горнолыжных трасс по сложности

  • «Зеленые» трассы с уклоном величиной 5-15 % и шириной 15-20 м предназначены для начинающих лыжников и сноубордистов. Рельеф у них простой, с равномерным небольшим наклоном и большой площадкой для остановки. Наличие опасных участков на такой трассе не допускается. Снежный покров должен быть хорошо обработан и не иметь оголенных мест.
  • «Синие» трассы относятся к низкому уровню сложности. На них уклон может достигать 25 %, а ширина трассы находится в интервале от 20 до 40 метров. Рельеф несложный и разнообразный, допускаются переменяющиеся легкие и разнообразные наклоны.
  • «Красная» трасса (уклон до 40 % ширина 30-40 м) относится к среднему уровню сложности. Она ориентированы на хорошо катающихся лыжников и сноубордистов. Рельеф у нее разнообразный с легким и средним уклоном и не очень резкими по углу наклона участками. Допустимо наличие нескольких крутых мест. Профиль — разнообразный без резких границ и боковых наклонов. Допускается наличие нескольких не очень сложных участков.
  • «Черным» цветом обозначаются трассы самого высокого уровня сложности (уклон свыше 40 % при ширине 35-40 м). Ее рельеф наиболее разнообразен с легким, средним и большими углами наклона. Крутизна отдельных участков может достигать 60 %. Также допустимы резкие боковые наклоны. Опасные участки обязательно должны быть огорожены защитными сетками и матами. Черные трассы не всегда обрабатываются ратраками и часто бывают сильно бугристыми. Трассы предназначенные для могула, как правило, имеют черную маркировку.

 

Для всех категорий трасс пропускная способность канатной дороги не должна превышать пропускной способности самой лыжной трассы. Уклон определяется в % от 45 градусов.

Безопасность на горнолыжных склонах

 

gornolyzhnyj-turizm-kurorty

Горные лыжи и сноуборд, как и любой другой вид спорта, связаны с риском для жизни. Чтобы максимально обезопасить себя нужно соблюдать правила поведения на горнолыжном склоне и иметь средства защиты. В первую очередь это шлем на голову. Его использование уже становится обязательным на многих альпийских курортах.

Кроме того зоны, предназначенные для катания должны быть максимально безопасными и отвечать определенным требованиям.

Стандартными мерами безопасности горнолыжных склонов являются:

  • Ограждение опасных мест;
  • Обозначение границ мест катания;
  • Маркировка сложности, лавиноопасности трасс и их статуса («открыта», «закрыта»), а также уведомление о препятствиях у начала склонов, нумерация всех трасс;
  • Наличие правил поведения на склонах в доступном для всех катающихся месте;
  • Наличие сеток-уловителей и матов в опасных местах;
  • Маркировка зон катания, границ трасс.

На всех горнолыжных курортах обязательно наличие специальных служб по подготовке и эксплуатации трасс, лавинной службы, спасательной службы.

Высокие горы всегда связаны с лавинной опасностью, поэтому надо быть внимательным, следить за состоянием снега и соблюдать все предписания лавинной и спасательной служб.

Дополнительное оборудование для безопасности горнолыжников на курортах при спусках

Любители фрирайда и катания вне размеченных трасс должны иметь при себе дополнительное оборудование. Это —

  • лавинные датчики, облегчающие поиск попавшего в лавину,
  • специальный щуп
  • небольшая лопата.

Щуп и лопата нужны для того, чтобы можно было быстро найти и откопать человека, попавшего в лавину.

 

Правила поведения туристов на горнолыжных курортах при спусках со склонов

Правила FIS приняты во всем мире и считаются идеальной моделью поведения ответственного и осмотрительного лыжника или сноубордиста, и их предназначение — предотвращение несчастных случаев на склоне. Правила FIS применяются ко всем без исключения лыжникам и сноубордистам. Лыжник или сноубордист обязан знать эти правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение, в случае несчастного случая, может рассматриваться как нарушение гражданского и уголовного законодательства.

  • Правило 1 -  УВАЖАЙТЕ ВСЕХ ОКРУЖАЮЩИХ.

Каждый сноубордист или лыжник должен вести себя на склонах так, чтобы не создавать помехи для движения окружающих, а также не подвергать окружающих опасности и не наносить людям ущерб.

  • Правило 2 — КОНТРОЛИРУЙТЕ ВАШУ СКОРОСТЬ НА ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.

Каждый сноубордист или лыжник обязаны контролировать свою скорость спусков постоянно. Вы должны выбирать себе склон согласно уровню своей технической  и физической подготовки, а ещё обращать внимание на количество людей на склоне и погодные условия.

  • Правило 3 — ВЫБИРАЙТЕ МАРШРУТ.

Каждый сноубордист или лыжник должен выбирать для себя маршрут движения по склонам таким образом, чтобы никогда не подвергать опасности всех едущих впереди него. Ведь при столкновении виноват всегда тот, кто двигался в момент контакта сверху.

  • Правило 4 — ОБГОН.

Сноубордист или лыжник может обгонять другого сноубордиста или лыжника справа и слева, сверху, снизу, при условиях, что он оставляет вполне достаточно свободного места другому обгоняемому лыжнику для любых непреднамеренных или намеренных маневров, включая остановку.

  • Правило 5 — ВЫХОД НА СКЛОНЫ И НАЧАЛО ВАШЕГО ДВИЖЕНИЯ.

При выходе на склоны или начале движения вниз, после остановки каждый сноубордист или лыжник должен осмотреться по сторонам, чтобы любыми своими действиями не подвергнуть опасности окружающих или себя.

  • Правило 6 — ОСТАНОВКА НА СКЛОНЕ.

Без крайних необходимостей следует избегать любых остановок в узких и плохо просматриваемых местах, за перегибами, за поворотами. В случае падения в таких местах, сноубордист или лыжник обязан покинуть место падения как можно быстрей — отползти до края трассы, или уехать.

  • Правило 7 — ПОДЪЕМ НА СКЛОН И СПУСК ПО ТРАССЕ ПЕШКОМ.

Подниматься на трассу или спускаться пешком (и/или на лыжах) можно только лишь по краю трассы.

  • Правило 8 — СОБЛЮДАЙТЕ РАЗМЕТКУ И ЗНАКИ.

Каждый сноубордист или лыжник обязан соблюдать разметку и все знаки, встречающиеся на трассах, и также все указания обслуживающего трассы персонала.

  • Правило 9 — ПОМОЩЬ.

При несчастных случаях каждый сноубордист или лыжник должен оказать посильную помощь.

  • Правило 10 — ОБМЕН КООРДИНАТАМИ.

Каждый сноубордист или лыжник, а также любые свидетели, являются ли они ответственными лицами или нет, должны обмениваться адресами и именами после несчастных случаев.

Вот основная информация, которую должны знать те, кого интересует горнолыжный туризм. Хороших спусков!

turizm-puteshestvuem.ru

Горнолыжный туризм. Развитие, горнолыжный туризм в России организация, особенности, история горнолыжного туризма

Горнолыжный туризм

С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников. Где только не катаются сегодня на горных лыжах! В Австрии и Франции, в США и Японии, в Новой Зеландии и на Филиппинах. Катаются на всех материках: даже в экваториальной Африке. Наши горнолыжники отдыхают на Кавказе и в Хибинах, на Урале и в Карпатах, на Камчатке и в Крыму, на Алтае и в Сибири, в Средней Азии – не перечислить все места! А в последние годы российские любители горных лыж стали пробовать свои силы на самых известных горнолыжных курортах Франции, Австрии, Италии, Словакии, Болгарии и других стран.

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы, систему маятниковых, канатно-кресельных и буксировочных дорог – подъемников, трассы спусков разной протяженности и сложности, учебные склоны, службу трасс и контрольно-спасательную службу, спортивные организации и сооружения, магазины, пункты проката спортинвентаря, горнолыжные школы. Более 4 млн мест в больших и малых гостиницах, пансионатах и приютах предназначены для зимнего отдыха в горах Западной Европы. В 1996 г. более 5 млн французов выезжали в Альпы, Пиренеи и их предгорья, чтобы покататься на лыжах. Пятая часть населения Австрии – горнолыжники.

Разнообразны формы горнолыжного катания и туризма. Любители горных лыж устремляются в горнолыжные центры малых и больших гор. С помощью подъемников туристы «накатывают» за день многие десятки километров спусков. Такой объем тренировочных нагрузок недостижим при других занятиях физкультурой. Некоторые, самые опытные, любители путешествий в поисках романтики и острых ощущений направляются в отдаленные горные районы, чтобы спуститься в сложных, незнакомых и порой экстремальных условиях по ледникам, ущельям, в лесных массивах по не проложенным еще маршрутам. Спуски смельчаков на лыжах с горных великанов – не новое увлечение горнолыжников. Еще на заре горнолыжного спорта альпинисты нередко брали с собой лыжи, чтобы потом на спуске испытать ни с чем не сравнимое ощущение полета по снежным кручам и полям. Недаром считают, что именно альпинисты дали второе, романтическое, рождение современным горным лыжам. Альпинисты были первыми, кто во Франции систематически использовал горные лыжи в конце XIX – начале XX в. Энтузиасты отправлялись высоко в горы в поисках удобных для катания склонов. Каждый метр подъема стоил больших усилий. Однако это не мешало лыжникам уносить с собой наверх на всякий случай тяжелую ношу ремонтного снаряжения, мазей, продуктов и учебников по горнолыжной технике.

  

В июне 1972 г. в суровых полярных условиях команда альпинистов достигла высшей точки самого северного шеститысячника – вершины Мак-Кинли (6193 м), расположенной на Аляске. Экспедиции потребовалось для этого 20 дней с установкой промежуточных лагерей. Цель восхождения – спуск с вершины на лыжах. И предстояло это сделать одному швейцарскому горному гиду и инструктору по горным лыжам Сильвэну Содану. Он начал спуск по юго-западной стене Мак-Кинли в 8 часов вечера. Несмотря на солнце (которое за Полярным кругом в июне не заходит за горизонт в течение суток), термометр показывает -35 °C. В полночь Содан устроил бивак в снежной яме. Спать долго не пришлось. Вторую половину пути он преодолел за 4 часа. В базовом лагере, расположенном на высоте 1800 м, его ждали товарищи по команде.

Известны достижения представителей отечественного спортивного зимнего туризма по преодолению горных массивов в многодневных переходах на лыжах. Такие походы, которые совершают обычно не на горных, а на обычных туристских лыжах, представляют собой суровое испытание на силу, выносливость, высокие нравственные качества, сплоченность коллектива. Техника и приемы передвижения в переходах с большим грузом на лыжах со свободной (отрывающейся) пяткой существенно отличаются от горнолыжной техники спусков с использованием традиционного инвентаря.

К концу 1930-х гг. наши туристы-горнолыжники прошли наиболее сложные зимние горные маршруты в разных уголках Советского Союза. Наибольшую популярность горнолыжный туризм приобрел среди молодежи.

Горнолыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видом туризма и включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный любительский, экологический туризм. Горнолыжный туризм – ярко выраженный сезонный вид туризма. По созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данный вид туризма имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, более простых, видов. Прежде всего необходимо отметить особенности средств размещения в горнолыжном туризме. Размещение предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, кабинные, гондольные. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс. По степени сложности трассы делятся на зеленые, синие, красные, черные. В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski-pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом.

А. В. Бабкин

Горнолыжный туризм в России не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы, горнолыжные туры существуют.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

10.1. История развития горнолыжного туризма. Специальные виды туризма

10.1. История развития горнолыжного туризма

С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников. Где только не катаются сегодня на горных лыжах! В Австрии и Франции, в США и Японии, в Новой Зеландии и на Филиппинах. Катаются на всех материках: даже в экваториальной Африке. Наши горнолыжники отдыхают на Кавказе и в Хибинах, на Урале и в Карпатах, на Камчатке и в Крыму, на Алтае и в Сибири, в Средней Азии – не перечислить все места! А в последние годы российские любители горных лыж стали пробовать свои силы на самых известных горнолыжных курортах Франции, Австрии, Италии, Словакии, Болгарии и других стран.

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы, систему маятниковых, канатно-кресельных и буксировочных дорог – подъемников, трассы спусков разной протяженности и сложности, учебные склоны, службу трасс и контрольно-спасательную службу, спортивные организации и сооружения, магазины, пункты проката спортинвентаря, горнолыжные школы. Более 4 млн мест в больших и малых гостиницах, пансионатах и приютах предназначены для зимнего отдыха в горах Западной Европы. В 1996 г. более 5 млн французов выезжали в Альпы, Пиренеи и их предгорья, чтобы покататься на лыжах. Пятая часть населения Австрии – горнолыжники.

Разнообразны формы горнолыжного катания и туризма. Любители горных лыж устремляются в горнолыжные центры малых и больших гор. С помощью подъемников туристы «накатывают» за день многие десятки километров спусков. Такой объем тренировочных нагрузок недостижим при других занятиях физкультурой. Некоторые, самые опытные, любители путешествий в поисках романтики и острых ощущений направляются в отдаленные горные районы, чтобы спуститься в сложных, незнакомых и порой экстремальных условиях по ледникам, ущельям, в лесных массивах по не проложенным еще маршрутам. Спуски смельчаков на лыжах с горных великанов – не новое увлечение горнолыжников. Еще на заре горнолыжного спорта альпинисты нередко брали с собой лыжи, чтобы потом на спуске испытать ни с чем не сравнимое ощущение полета по снежным кручам и полям. Недаром считают, что именно альпинисты дали второе, романтическое, рождение современным горным лыжам. Альпинисты были первыми, кто во Франции систематически использовал горные лыжи в конце XIX – начале XX в. Энтузиасты отправлялись высоко в горы в поисках удобных для катания склонов. Каждый метр подъема стоил больших усилий. Однако это не мешало лыжникам уносить с собой наверх на всякий случай тяжелую ношу ремонтного снаряжения, мазей, продуктов и учебников по горнолыжной технике.

В июне 1972 г. в суровых полярных условиях команда альпинистов достигла высшей точки самого северного шеститысячника – вершины Мак-Кинли (6193 м), расположенной на Аляске. Экспедиции потребовалось для этого 20 дней с установкой промежуточных лагерей. Цель восхождения – спуск с вершины на лыжах. И предстояло это сделать одному швейцарскому горному гиду и инструктору по горным лыжам Сильвэну Содану. Он начал спуск по юго-западной стене Мак-Кинли в 8 часов вечера. Несмотря на солнце (которое за Полярным кругом в июне не заходит за горизонт в течение суток), термометр показывает -35 °C. В полночь Содан устроил бивак в снежной яме. Спать долго не пришлось. Вторую половину пути он преодолел за 4 часа. В базовом лагере, расположенном на высоте 1800 м, его ждали товарищи по команде.

Известны достижения представителей отечественного спортивного зимнего туризма по преодолению горных массивов в многодневных переходах на лыжах. Такие походы, которые совершают обычно не на горных, а на обычных туристских лыжах, представляют собой суровое испытание на силу, выносливость, высокие нравственные качества, сплоченность коллектива. Техника и приемы передвижения в переходах с большим грузом на лыжах со свободной (отрывающейся) пяткой существенно отличаются от горнолыжной техники спусков с использованием традиционного инвентаря.

К концу 1930-х гг. наши туристы-горнолыжники прошли наиболее сложные зимние горные маршруты в разных уголках Советского Союза. Наибольшую популярность горнолыжный туризм приобрел среди молодежи.

Горнолыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видом туризма и включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный любительский, экологический туризм. Горнолыжный туризм – ярко выраженный сезонный вид туризма. По созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данный вид туризма имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, более простых, видов. Прежде всего необходимо отметить особенности средств размещения в горнолыжном туризме. Размещение предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, кабинные, гондольные. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс. По степени сложности трассы делятся на зеленые, синие, красные, черные. В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski-pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Горнолыжные курорты на любой кошелёк — Тонкости туризма

«Горнолыжка»: от дорогого горнолыжного отдыха до отдыха эконом-класса. Популярные горнолыжные направления стран и курортов. Отзывы туристов и экспертов.

Классификация горнолыжных стран «в первом приближении» делит их на три группы: престижные и дорогие альпийские страны, условно среднезатратные Финляндию, Швецию и Норвегию, и, наконец — экономичные Словакию и Турцию.

Дорогие Альпы

Швейцария — страна индивидуального горнолыжного отдыха, цены здесь часто выставляются за сутки на номер, а пакет формируется на нужное число дней. Это самое дорогое направление, причём в значительной степени именно из-за «доплаты за бренд», автоматически подразумевающий престиж и элитарность. Если же оставить имидж за скобками, то результатом беспристрастной оценки страны как горнолыжного направления станут такие выводы: «плюсы» — ухоженность трасс, множество удобных транспортных маршрутов (в том числе и высоко в горы) и безупречная экология.

Франция горнолыжная — дороже, чем Италия или Австрия, зато она действительно располагает условиями для катания, одними из лучших в мире. Из России туристы в основном едут в популярные «Три долины» с самыми известными курортами Валь-Торанс, Мерибель и Куршевель. Последний, кстати, в смысле цен спорит на равных с горнолыжными курортами Швейцарии, и не в последнюю очередь — благодаря нашим отдыхающим, коих там уже почти треть от общего числа гостей. Ну а тип отдыхающих здесь самый разный: молодежь, семьи, большие компании, VIP-публика, Франция тем и хороша, что здесь всегда можно подобрать проживание и курорт на любой вкус.

Немаловажным плюсом является и тот факт, что французские курорты высокогорны. Даже если сам курорт расположен низко, основные трассы расположены высоко, что является хорошей гарантией снега в сезон. Катание хорошее в любое время лыжного сезона — с конца декабря по начало апреля, устойчивая солнечная погода и много снега в феврале-марте.

У горнолыжных курортов Италии — заметный разброс цен, а из-за большой протяжённости горной цепи в стране нет единого аэропорта, откуда было бы удобнее всего организовывать трансфер на курорты. Поэтому чартеры понимают сразу на несколько городов. Коротко об основных курортных зонах: Доломитовые Альпы на востоке — «золотая середина» в смысле цен, они предлагают большое разнообразие оборудованных трасс с достаточным числом подъёмников и снежных пушек. Бормио в Ломбардии — возможность совместить катание (кстати, весьма сложное и динамичное) с шоппингом и оздоровлением на местных термальных источниках. Курорт Червиния — самый высокогорный в Италии, его трассы оптимальны для лыжников со средним уровнем катания, а для «профи» есть возможность покататься в соседней Швейцарии на курорте Церматт.

Австрия традиционно занимает первое место по посещаемости российскими горнолыжниками. Есть здесь и дорогие, пафосные курорты, такие как Лех, Сант-Антон, Зельден, которые по цене равны дорогим курортам Италии и Франции, а к более дешевым, но популярным, можно отнести Майрхофен, Китцбюэль, Цель-ам-Циллер.

Популярность горнолыжных курортов Австрии не трудно объяснить. Во-первых, огромное количество зон катания. Во-вторых, высокий уровень сервиса — в отелях, ресторанах, горнолыжных школах. В-третьих, продуманная ценовая политика, возможность отдохнуть за любые деньги. В-четвертых, потрясающая природа горных долин Австрии. И, конечно же, неотъемлемая составляющая отдыха в Австрии — всемирно известный австрийский apres-ski.

Скандинавия

Швеция «пошла в гору» в качестве горнолыжного направления с 2001 года, когда в Оре прошли финальные соревнования на кубок мира по горным лыжам. Оре, самый большой горнолыжный курорт страны, по разнообразию трасс, техническому оснащению и уровню инфраструктуры легко может соперничать с известными европейскими центрами. Также он хорош тем, что, от любого отеля там — рукой подать до подъёмников, лыжных трасс и развлечений.

В Норвегии, как, впрочем, и во всей Скандинавии, горнолыжник имеет возможность сдобрить свой досуг местными «этническими» развлечениями — катанием на оленьих или собачьих упряжках, подлёдной рыбалкой, «сноурафтингом», посещением аутентичных саун и тому подобным. В целом эта страна — достойная альтернатива европейским курортам, во многом благодаря гарантированному снегу с ноября по май и по-скандинавски педантичному уходу за трассами.

В стране подходящие условия и для опытных лыжников, и для начинающих. И, что самое главное, для детей. Маленьким горнолыжникам здесь уделяют особое внимание: на курортах оборудованы детские сады, где можно оставлять малышей с трёх месяцев, а ребята постарше учатся покорять специальные «детские» склоны под руководством опытных тренеров. Самые популярные курорты Норвегии — Лиллехаммер и Квитфьель.

«Эконом-класс»

У Словакии — лучшие возможности для катания среди «экономичных» горнолыжных направлений, а цены действительно весьма и весьма доступные. Причём относится это не только к турпакетам, но и к транспорту, ресторанам и всему остальному. Второй «плюс» — удобство прямого чартерного перелета: вылетев рано утром из Москвы, туристы могут во вторую половину уже кататься на горе, что в других странах практически нереально. Третье важное преимущество — множество русскоговорящих инструкторов. Это очень помогает начинающим и детям, которые только осваивают непростую горнолыжную специфику.

Турция, вдохновлённая бешеной популярностью пляжного варианта «all inclusive», с не меньшим успехом внедряет эту же систему и на своих горнолыжных курортах. Улудаг популярен как семейный курорт с хорошими трассами для начинающих и детей. Паландокен, напротив — высокогорный курорт со вполне спортивным, «альпийским» рельефом. Вместе они создают имидж горнолыжной Турции, где в пакет включено размещение, пятиразовое питание и «ски-пасс» на подъёмники. И надо сказать, что многим горнолыжникам такой вариант, избавляющий от ненужных проблем, приходится по вкусу — тем более, что языковая проблема в Турции традиционно отсутствует: не нужен даже английский. Поэтому неудивительно, что на турецкие склоны часто едут семьями.

Благодарим за помощь в подготовке материала Илью Иткина, генерального директора компании Pac Group

tonkosti.ru

Горнолыжный туризм. Как я стал горнолыжником

data-ad-slot="9708349989">

 

 

Туризм - французское tourisme, от tour - прогулка, поездка-    путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов    активного отдыха. Т. - наиболее эффективное средство  удовлетворения рекреационных потребностей, так как он  сочетает различные виды рекреационной деятельности -  оздоровление, познание и восстановление производительных сил  человека.

 "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал"

В Высоцкий

 Добрый день, дорогие горнолыжники!

Снова с вами я, Леонид Фельдман, с новой заметкой, которую посвящаю  вам – любителям  спусков с заснеженных гор.

Каждый из вас, читающий эти строки, когда-то встал на горные лыжи в первый раз.  Сегодня я поделюсь рассказом о том, как я стал горнолыжником.

Вы уже знаете из предыдущих записей, что туристом я стал совершенно случайно,    записавшись в туристический кружок Дома Пионеров. Потихоньку ходил в походы летом - пешком и на байдарках, и знать не знал, и слыхом не слыхивал, что есть такой горнолыжный туризм.

Жан Клод Килли

Впервые слово "горные лыжи" я услышал году в 1968, когда во время просмотров телепередач с Олимпийских Игр в Гренобле  зазвучало имя Жана Клода Килли.

Но Олимпиада закончилась, приближались выпускные экзамены, а за ними и вступительные, которые ничем положительным не закончились и автор этих строк отправился в армию защищать небо родной Сибири.

Вернувшись в Москву через два с лишним года, начал приводить свои мозги в порядок после двухлетней атрофии, поступил в институт, стал заниматься тем, что мне всю жизнь очень нравится - самодеятельной песней, а про горные лыжи даже и не вспоминал.

На третьем курсе, как сейчас помню, одна из наших девушек клуба Самодеятельной песни в случайном разговоре предложила поехать с ней и ее папой покататься на лыжах в Яхрому. Как вы, наверно, догадываетесь, никакого снаряжения у меня не было и, не особо надеясь на катание, я решил что будет просто приятное времяпровождение на свежем воздухе.

Папа девушки работал в каком-то секретном институте, у которого была горнолыжная база с самодельным подъемником. Приехав на место, мы вошли в большой сарай, вдоль стены которого стоял тэн для сушки обуви и носок и была куча народу, все говорила о своем и одновременно переобувалась.

Прошло некоторое время, пока прояснилось, кто сегодня не придет, чтобы понять, чьим снаряжением я смогу воспользоваться. Наконец, и этот вопрос был решен и мы вышли на улицу.

Ботинки были размера на два больше, чем мне надо, лыжи тоже очень длинные, но меня это не смущало. Мне показали, как надо останавливаться плугом и... оставили одного.

Дело в том, что в те времена для того, чтобы воспользоваться самодельным подъемником, надо было иметь специальное устройство, которое цеплялось за канат, называлось "бугелем" и в свободном обращении не находилось. В моем случае бугель мог появится только, если кто- то из постоянных членов горнолыжной секции должен будет пораньше уехать домой и оставить бугель под честное слово.

Несколько забегая вперед, должен сказать следующее.  Вопрос бугелей стоял в Подмосковье весьма остро - их делали на заказ по количеству членов горнолыжной секции, что автоматически отсеивало всех страждущих воспользоваться подъемником. Для этого надо было кого-то знать, чтобы тебя допустили. Обычно внизу склона у подъемника стоял внушительного вида мужчина, который пропускал своих и гонял посторонних. Что делать, так было, причем, в течении многих лет.

Но вернемся обратно в мой первый день знакомcтва с горными лыжами.

Парень я был крепкий и поднимался в гору достаточно бодро и соответственно с каждым спуском мастерство поворота из упора росло. Когда ближе к обеду приятельница с папой нашли меня на склоне, выразили удовлетворение моими успехами и вручили бугель .

Поподнимавшись на бугеле всю вторую половину дня, я про себя подумал, что горные лыжи - это чертовски интересная штука!

По дороге домой папа приятельницы спросил, где я живу и услышав, что в Крылатском сказал : "Живешь в Крылатском и не катаешься на лыжах? Да ты же преступник!"

С того времени уже прошло больше сорока лет. Я думаю, что смело могу причислить себя к фанатам горнолыжного туризма, так как объездил, наверно, уже полмира в поисках новых склонов и впечатлений, сменил не один десяток лыж, особенно в Америке, но в душе, как мне кажется, остался таким же непосредственным, как и был в молодости (во всяком случае, так мне говорят все мои друзья и знакомые).

Вы уже знаете, что я много лет работаю горнолыжным иструктором . Ко мне в год приезжает человек 600-700 и, когда я вижу глаза студента, у которого после моего урока начинает получаться, я вспоминаю свое вдохновение, полученное от первого знакомства с горными лыжами, которому уже более сорока лет и живущему во мне до сих пор.

Друзья мои, делитесь в комментариях о своем опыте знакомства с горными лыжами.

Всегда с радостью с вами,

Леонид Фельдман

 

 

lfeldman.ru


Смотрите также