Презентация "Игры и эстафеты на лыжах". Эстафетные лыжи


Лыжная эстафета — Летний лагерь

На горку и с горки

Две команды лыжников (по 5–8 человек) выстраиваются колоннами у подножия горы. По сигналу руководителя все участники стараются как можно быстрее взобраться на горку. Отстающим разрешается помогать: протягивать палку, поднимать упавших и т.д. Это важно, так как команда выигрывает лишь в том случае, если она в полном составе раньше другой окажется на горе.

Затем проводится состязание по спуску с командным зачетом. На трассе отмечают линию финиша. Одновременно спуск начинают первые игроки команд. За ними следуют остальные, причем каждому следующему участнику разрешается начинать спуск после того, как предшествующий игрок этой команды пересечет линию финиша. Выигрывает команда, которая затратит на спуск меньше времени. Способы подъема могут быть произвольными: с палками, без палок, елочкой, лесенкой и т.д. Можно устроить не только командные, но и личные соревнования на быстроту подъема и спуска с горы.

Сумей устоять

Соревнования по спуску с горы на лыжах проводятся между командами или отдельными игроками. Вот несколько вариантов: Проехать под «аркой», состоящей из трех лыжных палок, две из которых поставлены вертикально, а третья составляет перекладину ворот.

Во время спуска с горы без палок попасть снежками в дерево или поставленный сбоку щит. Спускаясь на лыжах с горы, собрать флажки (кегли), расставленные вдоль трассы в 7–8 м один от другого. Количество флажков – 3–5 штук.

Во время спуска с палками обойти 3–4 стойки. Малый слалом выигрывает тот, кто объехал каждое препятствие, не сбив его. Спускаются вдвоем на одних лыжах. Второй игрок является пассажиром, он стоит за направляющим. Можно спускаться втроем, вдвоем без палок, стоя рядом и взявшись за руки.

Марш-бросок

В игре-эстафете участвуют две-три команды (по 10–12 человек). На пересеченном участке местности выбирают дистанцию – 2–3 км. Капитаны команд по своему усмотрению делят дистанцию на этапы и расставляют своих игроков так, чтобы каждый проходил не больше 200–300 м. Наиболее трудные участки пути (извилистая лыжня, подъем в горку и т.п.) сокращают до 120–150 м. На них ставят наиболее крепких и выносливых ребят.

Через 15–20 минут после того как капитаны ушли расставлять игроков своей команды, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, уходят со старта. Каждый участник старается быстрее передать эстафету-ленточку своему товарищу, находящемуся на следующем этапе.

Выигрывает команда, которая сумела быстрее передать эстафету от старта к финишу. Победа в этой эстафете будет зависеть не только от того, насколько хорошо члены той или другой команды умеют ходить на лыжах и преодолевать препятствия, но и правильно ли капитаны расставили игроков на дистанции, умеют ли ребята распределять свои силы во время игры.

Эстафета лыжников

Каждая команда-участница (всего могут быть 2–3 команды) делится на равное количество игроков. Игроки строятся на противоположных сторонах площадки. Соревнования можно проводить по следующим правилам. Лыжник бежит вперед к стоящей напротив колонне и передает свои палки первому игроку. Тот, получив палки, бежит в обратную сторону и передает их впереди стоящему и т.д. Игра заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Во время бега участники проезжают ворота, сделанные из двух палок. Их ставят в метре друг от друга, а верхние концы скрепляют. Таких ворот на протяжении дистанции может быть несколько.

Двое или трое игроков бегут на лыжах и при помощи длинной веревки с поперечной палкой буксируют одного из игроков своей команды. Скольжение происходит на одной лыже с одновременным толчком двумя палками. Свободная нога стоит на единственной лыже или же держится на весу. В эстафету можно включить бег двух лыжников: правая нога одного и левая нога другого связаны вместе пояском выше колена. Надо умело маневрировать спаренными лыжами и отталкиваться одновременно палками, чтобы продвигаться вперед. Выигрывает команда, быстрее выполнившая одно из заданий.

Пионерский биатлон

Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба по цели. В пионерском биатлоне стрельбу можно заменить метанием снежков в цель. На дистанции 500–600 м в трех разных местах ставят три переносных щита размером 50 х 50 см. Лыжня проходит в 8–10 м от них. Возле каждого щита находится судья. Участвуют в игре две команды. Первые номера команд берут старт одновременно (или через 30 сек.). Пройдя первый этап, лыжник делает остановку, лепит снежок и бросает в цель. Если ему удалось попасть в щит, он продолжает путь, а второй номер его команды получает право взять старт (судья дает отмашку). Если цель поразить не удалось, то лыжник бросает снежки до тех пор, пока не попадет. Выигрывает команда, которая раньше всех соберется на финише.

Важно, чтобы вся дистанция просматривалась судьей на старте, поэтому лыжня может иметь форму полукруга или круга. Снежки можно заменить шишками или теннисными мячами. Для участников старших классов биатлон пройдет интереснее, если снежки заменить духовой винтовкой. Мишенью будут служить надувные шары, расположенные в 15 м от трассы. Участник делает 5 выстрелов. За каждый промах команде начисляется 5 штрафных секунд.

По звериным следам

Соревнуются три команды по 8–10 человек. Инвентарь – лыжи с палками (по количеству участников) и вырезанные из фанеры и надевающиеся на палки следы животных. Игра проводится в лесу. Первые две команды должны иметь следы медведя, лося, волка, лисы и зайца. Первая команда уходит в лес, остальные катаются с горок или тренируются на круговой лыжне. Войдя в лес, игроки (2–3 человека, в зависимости от количества следов-меток) оставляют на снегу следы одного из зверей, например лисицы, через 100–200 м след лисицы сменяется следом лося, затем другого животного и т.д. Сделав в лесу кольцо протяженностью в 2–3 км, ребята возвращаются.

Через 15 минут после первой команды выходит вторая. Ее задача — повторить тот же путь и вернуться назад, но не более чем на 30 минут позже первой. Однако игроки не просто идут по следам своих товарищей. Они тоже оставляют следы на снегу, но не произвольно, а в зависимости от того, чей след оставлен предшествующей группой. Если, например, оставлен след лисицы, то ребята ставят сзади след волка или медведя.

След зайца они ставить не могут, так как заяц преследовать лису не побежит. Таким образом, за лосем не может бежать лиса, а за волком – заяц и т.д.

Задача третьей команды, которая отправляется в лес через 15 минут после второй, – идти по следам товарищей, проверяя, верно ли вторая команда оставляла свои следы, продвигаясь за первой. Третья команда также должна вернуться к месту сбора, но не позже чем через 20 минут после второй.

Победитель определяется следующим образом: первая команда выигрывает в том случае, если вторая и третья не уложились вовремя; вторая считается победительницей, если она опередила график. А если случится, что обе команды (вторая и третья) придут досрочно, то победительницей считается команда, показавшая лучшее время.

В ходе соревнования с игроками идут посредники, которые проверяют правильность оставляемых ими следов. По возвращении вторая команда докладывает, в каком порядке и какие следы оставляла первая, а ребята из третьей группы дают оценку действиям своих предшественников. Если какая-либо команда перепутала следы, то она считается проигравшей независимо от времени, которое затратила на продвижение по лесу.

Петля в лесу

Руководитель вместе с двумя-тремя лыжниками, возглавляющими соревнующиеся команды (по 6–8 человек), выбирает в лесу дистанцию длиной 2–3 км со стартом и финишем, находящимися рядом. Заранее надо подготовить ленточки-эстафеты по числу команд. До начала игры размечается дистанция в форме петли или восьмерки. Хорошо, если она знакома участникам.

Перед стартом капитаны команд по своему усмотрению расставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил в лесу на лыжах не более 150–400 м. На самых трудных участках (подъем в гору, повороты) ставят более подготовленных лыжников. Эти отрезки могут быть меньше остальных.

Через 15–20 минут после того, как капитаны ушли расставлять своих игроков, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, устремляются вперед. Каждый старается как можно быстрее преодолеть свой участок и передать эстафету-ленточку товарищу, находящемуся на следующем этапе.

Выигрывает команда, которая быстрее перенесет эстафету от старта к финишу. Это зависит от подготовленности ребят и правильной расстановки игроков на дистанции. Эстафета-ленточка повязывается на пояс. Потеря ее в пути равносильна поражению команды. Следует условиться, что сразу же после игры все участники собираются в одном месте. Здесь и подводятся итоги.

На лыжах, санках и коньках

Соревнуются 2–3 команды по 7 человек. Оборудование – лыжи с палками, коньки и санки. В эстафете участвуют лыжники, легкоатлеты, конькобежцы и любители санного спорта. Трасса пролегает по пересеченной местности, на ней размечаются этапы и расставляются игроки от каждой команды. Хорошо, если старт и финиш будут в одном месте.

Первыми вступают в борьбу легкоатлеты. Они бегут с лыжами под мышкой, преодолевая расстояние 50–80 м, а затем передают лыжи игрокам своей команды, ожидающим на втором этапе. Те становятся на лыжи и без палок устремляются к лагерному катку. Это третий этап, где их ждут конькобежцы с лыжными палками в руках. Лыжник, поравнявшись с конькобежцем, касается его рукой, и тот бежит по катку, делая два полных круга. Затем передает палки участнику, сидящему возле катка на санках. Это четвертый этап. Игрок на санках берет палки и, отталкиваясь ими (не слезая с санок), продвигается к пятому этапу. Это расстояние должно быть небольшим (20–30 м). На пятом этапе его ждут два лыжника без палок. Поравнявшись с ними, участник на санях протягивает свои палки, Лыжники берутся каждый за палку и устремляются по последнему этапу, буксируя игрока на санках. Здесь ребят ожидает легкоатлет, который берет палки под мышки и с ними завершает эстафету.

В игре могут участвовать мальчики и девочки. Важно лишь выбрать посильные для них участки пути. В эстафету можно включить также метание снежков в цель или спуск с горы на санках или лыжах, если местность позволяет это сделать.

Подвижная игра на лыжах «Занять место»

Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

Подвижная игра: «Нападение акулы»

Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

Подвижная игра: «Салки на горке» Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.

Подвижная игра: «Казаки-разбойники»

На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.

Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"

Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

summercamp.ru

Спорт в твоем дворе. Эстафеты на лыжах для детей

Развивающие подвижные игры на свежем воздухе для детей

Гуськом на лыжах

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×200 м, на которой проложены две лыжни длиной по 150 м. Место поворота отмечено флажком.

Инвентарь: по 4 пары лыж и по 5 лыжных палок на команду; флажки для разметки дистанции и для судей.Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 4 человека в каждой. На дистанцию приглашаются одновременно две команды, которые выстраиваются у линии старта в колонну по одному в связке с помощью лыжных палок: три лыжника удерживают в горизонтальном положении, соединяя первого с последним, как и в предыдущей игре. Первый и последний игроки в команде используют еще по одной палке для отталкивания. Судейская бригада, состоящая из четырех человек, и остальные игроки наблюдают за ходом соревнования и техникой скольжения в связке.По сигналу лыжники продвигаются к флажку, обходят его и возвращаются за линию старта – финиша. Подводятся итоги первого забега, на старт приглашаются следующие команды, и т.д. Затем подводятся итоги первого тура, после чего участники команд меняются местами: первый встает на место четвертого, а все остальные передвигаются на одно место вперед. Игра повторяется еще три раза, чтобы каждый участник команды успел побывать во всех ролях.Правила игры1. Во время прохождения дистанции нельзя разрывать сцепление между участниками.2. Движение участников по лыжне должно быть синхронным.3. Начинать передвижение следует только после сигнала.4. Максимальная оценка прохождения дистанции – 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за четыре заезда – 40.5. За каждую техническую ошибку команда лишается баллов. Цена каждой ошибки оговаривается заранее.Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше баллов.Методические указания. До проведения игры на результат команды должны опробовать дистанцию, а судьи – попрактиковаться в судействе, уточнить правила.Задачи игры. Обучение анализу синхронного движения в сцеплении по лыжне. Вначале предоставляется слово команде, которая выполняла задание, а затем судьям и остальным участникам игры. Для того чтобы повысить заинтересованность учащихся в успешном выполнении этой задачи и помочь им контролировать себя в условиях соревнований, учитель объявляет, что за те ошибки, которые игроки обнаружили сами, баллы не снимаются. Воспитание сдержанности, внимания к  другим участникам игры.

 

Спуск шеренгами

Место проведения: снежная горка с пологим спуском на школьном стадионе или в парке с линией старта за 3–4 м до склона. Расстояние между линиями старта и финиша – 15–25 м, ширина – не менее 15 м.

Инвентарь: по 4 пары лыж и по 1 паре лыжных палок на каждую команду-четверку; 4 флажка для разметки линий старта и финиша; 8–10 флажков другого цвета для разметки дистанции трассы.Содержание и ход игры. Класс делится на команды по четыре человека в каждой по желанию учащихся или по расчету. Команды могут формироваться из мальчиков и девочек отдельно или быть смешанными. Ученики располагаются произвольно вокруг спуска, размеченного флажками, наблюдают за спуском других команд и участвуют в обсуждении техники исполнения.На старте четыре участника берутся за руки, у крайних игроков в руках по палке. По сигналу команды выполняют три–четыре шага разбега и спускаются с горки, стараясь как можно быстрее пересечь линию финиша. Скорость спуска поддерживается крайними лыжниками с помощью палок. Спуск считается выполненным, когда все четыре участника пересекут линию финиша, взявшись за руки. Затем подводятся итоги, после чего лыжники меняются местами: крайние встают в середину. Каждая команда выполняет по два или по четыре спуска.Правила игры1. Во время спуска команд нельзя находиться на трассе.2. Во время спуска в шеренге нельзя разрывать сцепление.3. Если сцепление было разорвано, а затем восстановлено без остановки движения, команда лишается 1 балла.4. Если при спуске было допущено грубое нарушение равновесия, но участник не упал, с команды также снимается 1 балл.5. Если команда остановилась во время движения, она лишается 3 баллов.6. Если на трассе спуска было разорвано сцепление, которое привело к падению хотя бы одного из игроков, команда теряет 10 баллов.Подведение итогов. Побеждает команда, которая набрала больше баллов за два или четыре спуска. Максимальное число баллов за один спуск – 10.Методические указания. Назначаются судьи: на старте, на финише и на трассе. Лучше, если обязанности судей команды-четверки будут выполнять по очереди. Однако этот способ лучше всего применять на втором занятии, когда все дети уже имеют достаточно четкое представление об особенностях спуска, возможных ошибках в технике выполнения задания и его оценивании. На первом занятии вся игра может пройти как пробный вариант, тогда уже при повторном ее проведении это получится лучше.

 

Догонялки по кругу

Место проведения: снежная площадка размером 200×200 м, на которой проложена лыжня по кругу диаметром 100–150 м, разделенная на четыре части, границы которых отмечены флажками.Инвентарь: лыжи для каждого игрока; измерительная лента и флажки для разметки дистанции.Содержание и ход игры. Класс делится на пять команд по 4 участника в каждой. Пятая команда выступает в роли судей. Первые номера выстраиваются на лыжне у флажков напротив своих команд.По сигналу лыжники начинают бег по кругу, стараясь догнать идущего впереди. Участник, догнавший его, должен наступить на его лыжу и крикнуть: «Есть!». Лыжник, которому наступили на лыжу, выбывает из круга, и так до тех пор, пока не останется один лыжник. Игрок, выбывший первым, очков не получает, выбывший вторым получает 1 очко, третьим – 2 очка; победитель получает 3 очка. Затем стартуют вторые номера, и т.д.Правила игры1. Нельзя начинать бег до сигнала учителя.2. Нельзя сходить с лыжни и сокращать дистанцию.Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков.Методические указания. Если класс по количеству учащихся можно разделить только на три команды, то и круг делится на три части. В ожидании своей очереди дети не должны стоять. Можно предложить им свободно покататься на заранее определенной площадке. При большом количестве учащихся можно подготовить два круга и состязание проводить одновременно в двух местах. Лучше, если учитель сам будет формировать команды так, чтобы участники оказались равными по силам, иначе более слабые во время игры начнут протестовать. Такие ошибки надо устранять немедленно. Если команды смешанные, то на дистанцию одновременно должны выходить только девочки или только мальчики. Учитель вместе с детьми должен анализировать игровые ситуации, внимательно наблюдать за их поведением, стараясь использовать в интересах коллектива взаимное влияние учащихся друг на друга.

 По материалам статьи Л.Смирновой в газете Спорт в школе от 15 февраля 2010 года

 

Статьи по теме:

Лыжный спорт. Виды и дисциплины

Зачем нужны лыжи?

Где покататься на лыжах в Санкт-Петербурге

Игры на снегу

Как выбрать лыжи

www.dvorsportinfo.ru

Лыжные гонки

Лыжные гонки - это гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе. Относятся к циклическим видам спорта. 

  Первые состязания в лыжном беге на скорость состоялись в Норвегии в 1767 году. Затем подобные соревнования начали проводиться в Швеции и Финляндии. Позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе, а к началу 20 века во многих странах Европы уже появились национальные клубы лыжных гонок. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). 

  Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Лыжные гонки бывают следующих видов:

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд. Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменов в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с Масс-стартом

При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее хорошие места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой - свободным стилем. Гонки преследования делятся на гонки преследования с перерывом, гонку преследования без перерыва (дуатлон).

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже - трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже - трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы - свободным стилем. Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом. Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

История отечественных лыжных гонок

В России первая руководящая развитием лыж организация, Московский клуб лыжников, появилась 29 декабря 1895 г. на территории нынешнего стадиона Юных пионеров. В первом чемпионате страны по лыжным гонкам участвовало 12 спортсменов, он состоялся 7 февраля 1910г. Победителем чемпионата и обладателем звания первого лыжебежца страны стал Павел Бычков. Женское первенство страны впервые было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. 

  Сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали на международных соревнованиях в 1913 г. в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. и выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря. До начало первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. 

  По количеству побед на первенствах страны 1910-1954г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова - восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев - 16 побед, он является первым обладателем звания "Заслуженный мастер спорта".

www.rsaski.ru

Презентация "Игры и эстафеты на лыжах"

Слайд 1

Игры и эстафеты на лыжах. Презентация Яниной Екатерины 7 «Б» класс

Слайд 2

Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах. Игры на лыжах.

Слайд 3

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств. При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).

Слайд 4

Сороконожка на лыжах Для данной эстафеты потребуется участие более десяти игроков, а также спортивный инвентарь: лыжи для каждого участника (лыжные палки для игры не нужны), а также две длинные верёвки. Следить за соблюдением правил должен взрослый ведущий, который заранее выбирает ровную площадку для её проведения.

Слайд 5

Правила игры Ведущий формирует из участников две команды с равным количеством игроков в каждой из них. Команды строятся в две колонны так, чтобы расстояние между игроками в каждой колонне было два-три метра, а расстояние между самими колоннами – три метра. Каждой команде выдаётся по одной длинной верёвке. Участники команд должны крепко взять в руки эти верёвки так, чтобы игроки, которые становятся справа от неё, чередовались с игроками, которые берут верёвку с левой стороны. Перед стоящими впереди колонн игроками отмечается стартовая линия (её можно прочертить на снегу, отметить флажками или брошенными на землю ветками). На расстоянии 100 м от стартовой линии таким же образом отмечается финишная черта, единственное различие: напротив каждой колонны в снег втыкается палка или флажок. По сигналу ведущего участники обеих команд, крепко держа верёвку в руках, бегут в сторону финишной линии. Побеждает та команда, которая в полном составе быстрее соперницы добралась до финиша со своей стороны, отмеченной веткой или флажком.

Слайд 6

Примечания В том случае, если один из участников одной из команд случайно отпустил верёвку, то он должен догнать колонну, встать на своё место и схватить верёвку снова. Команда выигрывает в том случае, если последний участник, стоящий в колонне, пересёк финишную черту. Количество игроков : любое от 10 человек Дополнительно : лыжи, длинные веревки для каждой команды

Слайд 7

Гуськом на лыжах. Место проведения : ровная снежная площадка размером 50×200 м, на которой проложены две лыжни длиной по 150 м. Место поворота отмечено флажком. Инвентарь : по 4 пары лыж и по 5 лыжных палок на команду; флажки для разметки дистанции и для судей.

Слайд 8

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 4 человека в каждой. На дистанцию приглашаются одновременно две команды, которые выстраиваются у линии старта в колонну по одному в связке с помощью лыжных палок: три лыжника удерживают в горизонтальном положении, соединяя первого с последним, как и в предыдущей игре. Первый и последний игроки в команде используют еще по одной палке для отталкивания. Судейская бригада, состоящая из четырех человек, и остальные игроки наблюдают за ходом соревнования и техникой скольжения в связке. По сигналу лыжники продвигаются к флажку, обходят его и возвращаются за линию старта – финиша. Подводятся итоги первого забега, на старт приглашаются следующие команды, и т.д. Затем подводятся итоги первого тура, после чего участники команд меняются местами: первый встает на место четвертого, а все остальные передвигаются на одно место вперед. Игра повторяется еще три раза, чтобы каждый участник команды успел побывать во всех ролях.

Слайд 9

Правила игры 1. Во время прохождения дистанции нельзя разрывать сцепление между участниками. 2. Движение участников по лыжне должно быть синхронным. 3. Начинать передвижение следует только после сигнала. 4. Максимальная оценка прохождения дистанции – 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за четыре заезда – 40. 5. За каждую техническую ошибку команда лишается баллов. Цена каждой ошибки оговаривается заранее. Подведение итогов . Выигрывает команда, которая набрала больше баллов. Методические указания . До проведения игры на результат команды должны опробовать дистанцию, а судьи – попрактиковаться в судействе, уточнить правила. Задачи игры. Обучение анализу синхронного движения в сцеплении по лыжне. Вначале предоставляется слово команде, которая выполняла задание, а затем судьям и остальным участникам игры. Для того чтобы повысить заинтересованность учащихся в успешном выполнении этой задачи и помочь им контролировать себя в условиях соревнований, учитель объявляет, что за те ошибки, которые игроки обнаружили сами, баллы не снимаются. Воспитание сдержанности, внимания к другим участникам игры.

Слайд 10

Спуск шеренгами. Место проведения: снежная горка с пологим спуском на школьном стадионе или в парке с линией старта за 3–4 м до склона. Расстояние между линиями старта и финиша – 15–25 м, ширина – не менее 15 м. Инвентарь : по 4 пары лыж и по 1 паре лыжных палок на каждую команду-четверку; 4 флажка для разметки линий старта и финиша; 8–10 флажков другого цвета для разметки дистанции трассы.

Слайд 11

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по четыре человека в каждой по желанию учащихся или по расчету. Команды могут формироваться из мальчиков и девочек отдельно или быть смешанными. Ученики располагаются произвольно вокруг спуска, размеченного флажками, наблюдают за спуском других команд и участвуют в обсуждении техники исполнения. На старте четыре участника берутся за руки, у крайних игроков в руках по палке. По сигналу команды выполняют три–четыре шага разбега и спускаются с горки, стараясь как можно быстрее пересечь линию финиша. Скорость спуска поддерживается крайними лыжниками с помощью палок. Спуск считается выполненным, когда все четыре участника пересекут линию финиша, взявшись за руки. Затем подводятся итоги, после чего лыжники меняются местами: крайние встают в середину. Каждая команда выполняет по два или по четыре спуска.

Слайд 12

Правила игры 1. Во время спуска команд нельзя находиться на трассе. 2. Во время спуска в шеренге нельзя разрывать сцепление. 3. Если сцепление было разорвано, а затем восстановлено без остановки движения, команда лишается 1 балла. 4. Если при спуске было допущено грубое нарушение равновесия, но участник не упал, с команды также снимается 1 балл. 5. Если команда остановилась во время движения, она лишается 3 баллов. 6. Если на трассе спуска было разорвано сцепление, которое привело к падению хотя бы одного из игроков, команда теряет 10 баллов. Подведение итогов . Побеждает команда, которая набрала больше баллов за два или четыре спуска. Максимальное число баллов за один спуск – 10. Методические указания. Назначаются судьи: на старте, на финише и на трассе. Лучше, если обязанности судей команды-четверки будут выполнять по очереди. Однако этот способ лучше всего применять на втором занятии, когда все дети уже имеют достаточно четкое представление об особенностях спуска, возможных ошибках в технике выполнения задания и его оценивании. На первом занятии вся игра может пройти как пробный вариант, тогда уже при повторном ее проведении это получится лучше.

Слайд 13

Догонялки по кругу. Место проведения: снежная площадка размером 200×200 м, на которой проложена лыжня по кругу диаметром 100–150 м, разделенная на четыре части, границы которых отмечены флажками. Инвентарь: лыжи для каждого игрока; измерительная лента и флажки для разметки дистанции. Содержание и ход игры . Класс делится на пять команд по 4 участника в каждой. Пятая команда выступает в роли судей. Первые номера выстраиваются на лыжне у флажков напротив своих команд. По сигналу лыжники начинают бег по кругу, стараясь догнать идущего впереди. Участник, догнавший его, должен наступить на его лыжу и крикнуть: «Есть!». Лыжник, которому наступили на лыжу, выбывает из круга, и так до тех пор, пока не останется один лыжник. Игрок, выбывший первым, очков не получает, выбывший вторым получает 1 очко, третьим – 2 очка; победитель получает 3 очка. Затем стартуют вторые номера, и т.д.

Слайд 14

Правила игры 1. Нельзя начинать бег до сигнала учителя. 2. Нельзя сходить с лыжни и сокращать дистанцию. Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков. Методические указания. Если класс по количеству учащихся можно разделить только на три команды, то и круг делится на три части. В ожидании своей очереди дети не должны стоять. Можно предложить им свободно покататься на заранее определенной площадке. При большом количестве учащихся можно подготовить два круга и состязание проводить одновременно в двух местах. Лучше, если учитель сам будет формировать команды так, чтобы участники оказались равными по силам, иначе более слабые во время игры начнут протестовать. Такие ошибки надо устранять немедленно. Если команды смешанные, то на дистанцию одновременно должны выходить только девочки или только мальчики. Учитель вместе с детьми должен анализировать игровые ситуации, внимательно наблюдать за их поведением, стараясь использовать в интересах коллектива взаимное влияние учащихся друг на друга.

Слайд 15

СПАСИБО!!!)))

nsportal.ru

описание, правила, виды, экипировка, трасса

Лыжные гонки – зимний олимпийский вид спорта, в котором спортсменам необходимо преодолеть определенную дистанцию на лыжах за минимальное время. Лыжные гонки делятся на мужские и женские.

Международная федерация лыжного спорта (FIS) была основана в 1924 и объединяет в себе национальные федерации.

История возникновения и развития лыжных гонок (лыжного спорта)

Историки и датированные 6-7 веком до н.э. письменные свидетельства говорят о том, что первые лыжи появились у северных охотников. Первые лыжи были очень похожи на современные снегоступы.

Благодаря суровому климату, наибольший интерес к лыжам проявляли норвежцы. В начале 18 века ходьба на лыжах входила в обязательную программу подготовки норвежских войск. А в конце этого же столетия прошли первые соревнования по лыжным гонкам.

В начале 19 века было создано первое в мире лыжное сообщество. Чуть позже в Финляндии был открыт первый лыжный клуб, после чего такие клубы появились во многих странах Европы, Америки и Азии. К концу столетия соревнования по лыжным гонкам стали проводиться практически во всех странах мира.

Лыжные гонки впервые появились на Олимпийских зимних играх 1924 года в Шамони. Соревнования среди женщин появились на Олимпийских играх 1952 года в Осло.

Правила лыжных гонок

Правила соревнований утверждены Международной федерацией лыжного спорта («Правила международных соревнований»).

В соревнованиях используются следующие виды стартов: раздельные, общие, групповые и старты для гонки преследования. В раздельных стартах обычно используются интервалы в 30 секунд.

Стартер дает предупреждение: «Внимание» за 10 секунд до старта. За 5 секунд до старта начинается обратный отсчет: «5…4…3…2…1», за которым следует стартовый сигнал «Марш». Во время гонки спортсмены не имеют права пользоваться иными средствами передвижения, кроме лыж и лыжных палок. Лыжники должны идти только по трассе и пройти все контрольные пункты.

В пути спортсмены могут поменять одну лыжу или палки. За сменой лыж следит судейская коллегия, перед стартом все лыжи обязательно маркируются.

Время на финише регистрируется вручную или электрически и дается в полных секундах.

Трасса для лыжных гонок

Трассы для лыжных гонок должны располагаться так, чтобы они наилучшим образом давали возможность оценить техническую, тактическую и физическую подготовку спортсменов. Уровень сложности должен соответствовать уровню соревнования. Основные составляющие трассы для лыжных гонок:

  • Одну треть трассы должны составлять подъемы с углом от 9 % до 18 % с разницей высот более 10 метров, а также несколько коротких подъемов с крутизной свыше 18 %.
  • Одну треть составляет холмистая пересеченная местность, состоящая из коротких подъемов и спусков (с разницей высот от 1 до 9 метров).
  • Одну треть составляют разнообразные спуски, требующие различных техник спуска. Трассы используются только в направлении, установленном для проведения соревнования.

Лучше если трасса состоит из несколько кругов, для того чтобы зрители могли получить удовольствие, наблюдая за соревнующимися спортсменами. На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 50 км.

Экипировка для лыжных гонок

  • Лыжи – основной элемент экипировки лыжника. Лыжи бывают классические, коньковые и комбинированные. Раньше при выборе лыж был важен рост лыжника, то теперь длина лыж в первую очередь зависит от веса. У каждого производителя есть таблицы, где расписано, какая длина лыж соответствует какому весу.
  • Ботинки – специальная обувь, предназначенная для использования вместе с лыжами.
  • Крепления бывают двух систем – SNS и NNN и лыжные ботинки подходят только к одной из них.
  • Лыжные палки – инвентарь, который используется лыжниками для поддержки равновесия и ускорения движения при передвижении на лыжах.

Стили передвижения на лыжах

Коньковый стиль (свободный) — подразумевает, что лыжник может самостоятельно выбирать способ, при помощи которого будет перемещаться по дистанции. Данный стиль выигрывает в скорости у классического стиля.

Классический стиль — вид передвижения, при котором лыжник практически всю дистанцию проходит по подготовленной лыжне. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные.

Основные виды лыжных гонок

  • Соревнования с раздельным стартом – лыжные соревнования, при которых спортсмены стартуют друг за другом с определенным интервалом. Обычно интервал между стартами равен 30 секундам.
  • Соревнования с масс-стартом — лыжные соревнования, при которых все спортсмены стартуют одновременно.
  • Гонка преследования или персьют (англ. pursuit — преследование)  — соревнования из нескольких этапов. Один из этапов лыжники бегут классическим стилем, а другой — коньковым стилем. Положение лыжников на всех этапах определяется по результатам предыдущих этапов.
  • Эстафета – лыжные соревнования, в которых соревнуются команды из четырех участников. Лыжная эстафета состоит из 4 этапов. Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем). Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты.
  • Спринт (индивидуальный и командный).

Соревнования по лыжным гонкам

  • Олимпийские игры – самые престижные соревнования по лыжным гонкам, проходят раз в 4 года.
  • Чемпионат мира по лыжным гонкам – второе по престижности соревнование по лыжным гонкам, проводится каждый нечетный год.
  • Кубок мира по лыжным гонкам — ежегодное соревнование по лыжным гонкам, которое проводится Международной федерацией лыжного спорта с октября по март.

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Лыжные гонки".

ru.sport-wiki.org

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЗИМНИЕ ИГРЫ. Стр 4 » Приключенческий клуб Эльбрусский странник

Лыжные эстафеты.

 «Цветные эстафеты». На лыжах можно научиться не только быстро бегать, но и далеко метать. Для метания можно использовать деревянные гранаты или цветные эстафетные палочки, допустим, красную и синюю. Соответственно и команды имеют свои Цвета – у лыжников одной команды на рукаве повязка красного цвета, другой – синего. Лучше всего проводить состязание между двумя командами по 8–10 человек. Первые номера команд получают цветные деревянные гранаты. Первые и все нечетные номера – это метатели. По сигналу выбранного судьи первые номера метают гранаты как можно дальше, а вторые мчатся за ними на лыжах, возвращаются и передают третьим номерам команды. При этом команда синих кидает гранату команды красных и наоборот. Если бросок получится недалеким, значит сам помог сопернику.

«Гонка за флажками». В игре принимают участие 8 человек. Для игры нужны 8 пар лыж и 13 флажков. Участники на лыжах без палок выстраиваются в одну шеренгу на старте. В 100 м от старта ставят на одной линии 6 флажков (расстояние между ними 1-5 м). Через 100 м таким же образом ставят еще 4 флажка, еще через 100 м – 2 флажка и, наконец, на последней стометровке – 1 флажок (рис 29). Вся дистанция может проходить по прямой или по кругу. Она составляет 400 м. В этой игре есть 2 варианта. Первый вариант – эстафета. Первые номера добежали до флажка и возвратились на линию старта, за ними следуют вторые номера и т. д. Другой вариант. Участники, добежав до флажка и схватив его, продолжают бежать дальше. Кто не сумел этого сделать, выбывает из состязания. Игроки, захватившие флажки, продолжают бег. В конце второго этапа флажки достаются только 4 участникам, на третьем – только двум. Побеждает лыжник, взявший последний флажок.

 

«Санитарная эстафета». Буксирование одного из игроков, которого условно называют «пострадавшим». В составе каждой команды должно быть четное число участников. Дистанция игры – соревнования не больше 150–200 м. На старте команды стоят на расстоянии 4–5 м друг от друга. На финише установлены флаги. По сигналу судьи пара лыжников каждой команды занимает место на линии старта: первый номер – лыжник-буксировщик, второй – пострадавший. Судья дает сигнал. Первый номер, надев бечевку со смягчающим валиком на шее, устремляется к своему флагу на финише. Здесь участники меняются ролями: первый номер ложится на импровизированные носилки, а второй быстро доставляет его на линию старта. Там в игру вступает вторая пара участников команды.

«Горная эстафета». Наиболее популярны эстафеты на лыжах на равнинной и пересеченной местности. Однако не менее интересно проводить их и на горных склонах (не очень крутых и длинных). Горные эстафеты устраивают на склоне, где один другому передает свои лыжные палки. Иногда устраивают спуск до подножия и уступают свои лыжи и палки партнеру по команде. Проводить эстафету можно следующим образом: команды выстраиваются у подножия горы. Участник взбирается в гору каким угодно способом (можно даже бегом), а оттуда скатывается на лыжах. У подножия он должен передать палки и лыжи следующему члену своей команды. Побеждает команда, быстрее других выполнившая задачу. Можно найти спуск, где есть небольшой естественный трамплин. За дальность прыжка и хорошее приземление получают определенное количество очков. Побеждает команда, которая смогла быстрее передать эстафету и лучше выполнить прыжки.

«Наш поход» (примерный план игры-похода).

Время начала похода. Определение способа передвижения – на лыжах, цепочкой.

Задание 1. По ходу движения участники похода должны определить принадлежность следов по снегу.

Задание 2. Первая группа участников похода, оторвавшись от остальных, должна спрятать мешок с сеном в лесу, и, катаясь на лыжах вокруг леса, «сторожить» его.

Задание 3. Вторая группа участников похода – разведчики – должна разыскать спрятанный мешок.

Задание 4. Третья группа участников похода – квартирьеры, – уйдя вперед, должна отыскать базу для отдыха, оставляя на своем пути следования определенные знаки, по которым все участники похода должны найти дорогу на базу.

Задание 5. Всем участникам похода по знакам, оставленным квартирьерами, через препятствия (подъем на горки различными способами) добраться до базы отдыха.

Задание 6. Расшифровать передачи квартирьеров по азбуке Морзе.

Отдых и завтрак.

Игры на лыжах, в снежки, катание с гор.

Обратный путь. Задание 7. Маскировка своего пути участниками похода («кочки», «пни», заметание следов ветками, ложные следы).

Маленькая остановка. Осмотр снаряжения.

Задание 8. Марш-бросок – переход в 500 м.

Подведение итогов игры-похода, награждение самых активных его участников.

www.clamber.ru

Лыжные гонки: Регламент и правила

Лыжные гонки — один из шести видов спорта (также фигурное катание, прыжки на лыжах с трамплина, хоккей, лыжное двоеборье и конькобежный спорт), которые входили в программу всех зимних Олимпийских игр. Соревнования среди женщин проводятся на Играх с 1952 года.

Основные стили передвижения на лыжах — классический и свободный. К классическому стилю относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию спортсмен проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий. Свободный стиль, по сути, является синонимом конькового хода.

В Ванкувере будет разыграно 12 комплектов медалей - по шесть у мужчин и у женщин - в следующих дисциплинах: индивидуальный спринт, командный спринт, индивидуальная гонка, дуатлон (гонка преследования), масс-старт и эстафетная гонка.

На Играх-2006 в Турине у женщин победительницами стали эстонка Кристина Шмигун (дуатлон, индивидуальная гонка), канадка Чандра Кроуфорд (индивидуальный спринт), словачка Катержина Нойманова (масс-старт), сборная Швеции (командный спринт) и сборная России (эстафета). У мужчин победу праздновали россиянин Евгений Дементьев (дуатлон), эстонец Андерс Веэрпалу (индивидуальная гонка), швед Бьорн Линд (индивидуальный спринт), итальянец Джорджио Ди Чента (масс-старт), сборная Швеции (командный спринт) и сборная Италии (эстафета).

Российская сборная помимо двух золотых наград завоевала в Турине два серебра (Юлия Чепалова в масс-старте, Евгений Дементьев в масс-старте) и три бронзы (Евгения Медведева в дуатлоне, Алена Сидько в индивидуальном спринте, Иван Алыпов и Василий Рочев в командном спринте).

На Играх-2010 в Ванкувере Россия получила максимально возможное представительство — 20 участников (максимум 12 одного пола).

Женщины, спринт. Екатерина Чуйкова, Елена Турышева, Евгения Шаповалова.Женщины, дистанция. Ирина Хазова, Наталья Коростелева, Евгения Медведева, Ольга Завьялова, Ольга Рочева, Ольга Щучкина.Мужчины, спринт. Никита Крюков, Николай Морилов, Алексей Петухов, Александр Панжинский, Михаил Девятьяров.Мужчины, дистанция. Александр Легков, Максим Вылегжанин, Петр Седов, Николай Панкратов, Сергей Новиков, Сергей Ширяев.

Индивидуальная гонка

Проходит на дистанции 10 км у женщин и 15 км у мужчин. Спортсмены стартуют поочередно с интервалом 30 секунд. Побеждает тот, кто покажет лучшее время.

Масс-старт

Спортсмены начинают гонку одновременно, причем лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте - на первой линии. Дистанция — 30 км у женщин и 50 км у мужчин. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. В масс-старте победителя часто приходится определять с помощью фотофиниша.

Дуатлон (гонка преследования)

Спортмены стартуют одновременно (лыжники с более высоким рейтингом занимают более выгодные места на старте). Они проходят первую часть дистанции классическим стилем, после чего меняют лыжи и бегут свободным стилем. Дистанция у женщин — 15 км (7,5 км классическим стилем, 7,5 км — свободным), у мужчин — 30 км (15 км классическим стилем, 15 км — свободным). Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту.

Индивидуальный спринт

Сначала проходит квалификационный раунд, в ходе которого спортсмены, стартуя с 15-секундным интервалом, бегут один круг (1,5 км у женщин и мужчин). Лучшие 30 лыжников выходят в четвертьфинал. Начиная с этой стадии лыжники отправляются на дистанцию с общего старта — по шесть человек в гонке. В полуфиналы выходят 12 спортсменов — по два лучших из каждой четвертьфинальной шестерки, а также два лыжника из всех оставшихся, показавшие лучшие время. Аналогичным образом проходит отбор в финал А, куда попадают шесть лучших лыжников. Они и разыгрывают между собой медали. Побеждает тот, кто первым пересечет финишную черту. Кроме того, проводится финал В, в котором разыгрываются места с 6-го по 12-е.

Командный спринт

Команда состоит из двух спортсменов. В ходе гонки они поочередно сменяют друг друга после каждого из кругов, в общей сложности команда пробегает шесть кругов (по три на каждого из членов команды). Один круг — 1,5 км. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Сначала проводится два полуфинала, по итогам которых в финал проходят по пять лучших команд. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.

Эстафета

Гонка проходит на дистанции 20 км у женщин (четыре круга по 5 км) и 40 км у мужчин (четыре круга по 10 км). Команды состоят из четырех человек, каждый из которых бежит один этап. При этом первый и второй этапы нужно проходить классическим стилем, а третий и четвертый — свободным. Все команды стартуют одновременно. Передавая эстафету, лыжник должен обязательно коснуться партнера по команде и при этом не мешать передаче эстафеты конкурентов. Побеждает команда, представитель которой первым пересечет финишную черту.

news.sportbox.ru


Смотрите также