Подвижные игры зимой на лыжах для детей. Эстафета на лыжах


Игры на лыжах 2 — Летний лагерь

Игры для освоения техники катания на лыжах

«Накаты». Участники этой игры должны иметь примерно одинаковую подготовку – тогда интереснее будет проходить состязание. Необходимо выбрать снежную полянку и организовать 2–3 команды по 5–10 человек. Для каждой команды нужно проложить отдельную лыжню метров 50–100 и отметить линию старта, таким образом на полянке будет 2–3 лыжни на расстоянии 8–10 м одна от другой. В руках играющих вместо лыжных палок – флажки. У одной команды – зеленые, у другой – красные, у третьей – синие. Разноцветные флажки покажут, как далеко продвинулась та или иная команда. От линии старта каждый лыжник по очереди делает 10 накатистых. шагов (ходьба на лыжах без палок: отталкиваясь, например, правой ногой, рекомендуется выдвигать левую ногу и скользить на ней как можно дольше; переходя в скольжении на правую лыжу, повторить то же движение). Цель – оказаться возможно дальше от линии старта. После 10-го, завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок.

Игру можно проводить по-разному. Первый вариант: у кого 10 шагов окажутся самыми длинными. Каждый участник по сигналу выбранного капитана или судьи начинает скольжение (с любой ноги) и считает «раз, два, три» – до десяти. На десятом шаге у того места, где остановилась лыжа, он втыкает в снег флажок своей команды. Следующий участник начинает с той же стартовой линии и, если проскользнул дальше первого флажка, ставит свой, если не доехал до него, то возвращается к своей команде. Другой вариант – игру можно проводить и с палками, и без них. Каждый участник делает 6 шагов от линии старта – это так называемый разгон. Сделав шестой шаг, играющий скользит на лыжах до полной остановки. Здесь рядом с лыжней он втыкает в снег флажок, если же игра проводилась с палками, – то лыжную палку. Следующий участник, разбежавшись, делает 6 шагов уже от этой отметки. Побеждает команда, участники которой пройдут по подготовленной ими лыжне большее расстояние. Самое главное в этой игре научиться делать накатистые шаги, используя силу инерции.

«Сороконожки». Для игры требуются веревки – по числу команд. Длина их должна соответствовать длине разомкнутой в лыжном строю колонны. Все участники распределяются на 2–3 команды. Держась одной рукой за веревку, они выстраиваются в колонну по одному. В голове колонны становится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша (обязательно в ногу, не расцепляя при этом руки). Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, игроки которой пересекут финиш, побеждает.

«Веер». Для проведения игры надо выбрать широкую поляну– на ней должна разместиться шеренга в 10–12 человек на расстоянии 3–4 м друг от друга. Все участники стоят спиной или боком к финишу, по команде выполняют поворот переступанием, стараясь чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток (след должен остаться в виде веера). Причем заранее оговаривается, какой поворот нужно делать – на 90, 180 или 360°. Все зависит от того, как расположатся участники на старте. Если под углом к финишу, то на 90, если спиной – на 180, если же лицом к финишу – на 360°. В последнем случае после сигнала в начале игры участники сначала совершают полный оборот на месте, а затем, дойдя до линии финиша, совершают поворот на 180° и возвращаются к линии старта. Судьи выставляют оценки в зависимости от ловкости поворота от 1 до 5 баллов. Кроме того, дополнительный балл ставят за то, насколько быстро игрок возвратился на линию старта. Поворот веером – лыжник поворачивается влево – поднимает левую ногу носком вверх, а пятку оставляет на месте. В этот момент тяжесть всего тела сосредоточена на правой ноге. Как только левая лыжа поставлена на снег, тяжесть тела переносят на нее и приставляют правую. Затем еще одно переступание и т. д.

«Зигзаги». В основе игры – повороты махом. Вся тяжесть переносится на одну лыжу, например, правую, а другую поднимают, разворачивают носком вверх и ставят в обратном направлении. Необходимо следить чтобы палки не преграждали путь во время поворота.

В основе данной игры – поворот махом на 150, 160° или еще меньше, чтобы можно было скользить под углом. Игра проводится между 2–5 командами. Ее можно проводить и как эстафету. Перед началом соревнования от линии старта до финиша, на дистанции 50–100 м, ставятся 10–15 флажков на расстоянии 8–10 м один от другого. Задача участника – пройти на лыжах от флажка до флажка, каждый раз делая повороты махом. Дойдя до последнего флажка, игрок должен вернуться таким же образом на линию старта. Здесь он передает свои лыжные палки как эстафету товарищу по команде. Следующий номер продолжает гонку по этому же маршруту.

«Попрыгунчики». В основе игры – поворот на лыжах прыжком. Поворот прыжком выполняется следующим образом: стоя на месте и не опираясь на палки, присесть, подпрыгнуть и рывком повернуться в нужном направлении. Подпрыгивать нужно так. чтобы завершить новый, оборот. Если прыжок будет слишком сильным, радиус поворота окажется больше, чем необходимо, а если же слишком слабым, лыжи зацепятся за снег.

Для игры выбирается площадка с плотным снежным покровом. Освоив технику прыжка, надо следовать от одного флажка к другому. Побеждает команда, которая раньше выполнит задание.

«Тревога». Эта игра учит умению ориентироваться в неожиданно меняющейся обстановке, смекалке, находчивости и ловкости.

В игре участвуют 15–20 человек. Все следуют цепочкой друг за другом. Выбранный капитан располагается сбоку и следует по соседней лыжне, чтобы иметь возможность вносить изменения в строй лыжников. Надо, чтобы каждый участник игры имел на груди номер. Перед началом игры все выстроены по порядку номеров. Начинают игру в цепочке друг за другом, отталкиваясь палками. По приказу капитана цепочку должны покидать те лыжники, номер которых он называет. Игрок, который был назван, оставляет свои палки, втыкая их в снег, а сам следует за капитаном. Постепенно из общей цепочки лыжники выходят один за другим. И каждый присоединяется к хороводу лыжников без палок. Наконец, на лыжне остались только палки. Неожиданно подается сигнал тревоги – это свисток, звук горна или барабанный бой. Все участники бегут к лыжне, чтобы захватить свои палки. Капитан начинает игру без палок. Таким образом, если в игре участвуют 15 человек, то на лыжне 14 пар палок. Кто не успел захватить палки, становится капитаном, и игра начинается вновь. Желательно, чтобы площадка для игры была не очень большой и не гладкой, а лыжня, по которой вначале двигались участники, отделена от центра кустарниками или деревьями.

«По местам». Водящий пробегает на лыжах снаружи круга и, касаясь палкой лыжи то одного, то другого участника, увлекает их за собой. Но прежде чем выйти из круга, каждый игрок втыкает одну палку в снег в том месте, где он стоял. Водящий с вереницей следующих за ним лыжников проходит между палками, петляя, делая разные фигуры, отводит игроков в сторону, а затем неожиданно командует «По местам!». Все должны быстро занять места у своих палок. Кто сделает это последним, становится водящим. В этой игре лыжники учатся скользить в строю, быстро ориентироваться на ходу, чтобы прибежать именно к тому месту, где каждый оставил свою палку. Становиться к чужим палкам не разрешается. Ошибку можно легко проверить, так как одна палка в руке у лыжника (лучше заранее отметить все лыжные палки отличительными признаками: буквами, черточками и т. д.).

«Елочка». Игра-соревнование «Елочка» проводится как гонка, если участников мало. Если желающих много, лучше провести эстафету. Ее девиз – кто быстрее? Подъем в гору елочкой лучше использовать, когда гора довольно крутая. Поскольку этот способ требует много сил, им пользуются только на коротких подъемах. Лыжи ставят таким образом, чтобы передние концы их были сильно разведены, а задники оказались близко друг к другу. След после подъема напоминает контуры елочки. Чем круче гора, тем сильнее надо раздвигать передние концы. Если верхняя лыжа скользит по прямой линии, а нижняя скатывается под углом к подъему – это «полуелочка».

«Лесенка». В игре использован способ подъема в гору «лесенкой» или «ступенькой». Встав боком к склону, согните ближнюю к склону ногу в колене и перенесите на нее вес тела, затем приставьте другую ногу к опорной и т.д.Потренируйтесь в подъемах «лесенкой». Участвовать в игре могут только несколько команд по 5 человек. Они строятся шеренгой плечом к плечу, боком к склону горы. Сигнал к началу игры – и подъем начинается. Первым идет наиболее подготовленный лыжник. Вслед за ним – остальные участники команды. Выигрывает команда, которая раньше другой поднимется и выстроится тотчас в шеренгу.

«Зигзаги». В этой игре дистанцию необходимо проложить по ломаной линии. Лучше проводить игру, если собралось человек 8–9. Выбирается отлогий холм, достаточно широкий. Старт – метров за 50 до подъема. По сигналу лыжники устремляются к горе по прямой. Здесь |разрешается пользоваться любым лыжным ходом, но как только лыжники окажутся у склона, то должны двигаться по трассе зигзагообразными линиями, не заходя на полосу своего соперника. Склон холма или горы перед началом игры размечают флажками или другими отличительными знаками. Побеждает лыжник, который не только быстрее поднялся, но и успел захватить флаг, установленный на финише.

«Плуги». Смысл игры заключается в том, чтобы непрерывно скользить по относительно крутому склону, применяя способ торможения «плугом». Дистанция спуска небольшая – 25–50 м. Тормозят плугом следующим образом: лыжник переносит тяжесть тела на задники лыж, разводя их в стороны.

Этот способ торможения применим и для равнинных лыж. При проведении игры все участники выстраиваются на линии старта и по команде начинают скользить. Останавливаться, задерживаться на месте игрок не имеет права. Нужно все время двигаться к финишу, но скорость должна быть как можно меньше. Здесь весь секрет заключается в том, чтобы, не останавливаясь, дольше добираться до финиша. Судья, расположившись на склоне, отмечает нарушения правил, допущенные игроками, – за каждое нарушение судьи снимают очки или наоборот, прибавляют. Кто пришел к финишу последним – получает 0 очков. Кто перед ним – на 5 очков больше. И так увеличивается число очков в соответствии с быстротой спуска. Затем добавляют очки за нарушения, допущенные при спуске.

Лыжные эстафеты

Лыжная эстафета». Лыжник быстро скользит по лыжне, отталкиваясь палками, и только за несколько шагов до очередного этапа освобождает руки от палок, берет их за концы около колец и подает верхние концы палок своему напарнику. Тот быстро вдевает кисти в ремни и продолжает гонку. Дистанция может быть различной, в зависимости от подготовленности участников игры – эстафеты. Лучше при лыжных эстафетах делать две параллельные лыжни. Лыжню можно прокладывать не только на равнине, но и на пересеченной местности.

«Эстафета-гандикап». Гандикап – соревнование, в котором более слабому дается преимущество в условиях для уравновешивания шансов на победу. Порядок игры такой. На равнинной или пересеченной местности по кругу прокладываются параллельно три лыжни. Диаметр круга примерно 200 м, чтобы общая длина лыжни была около 500 м. Важно, чтобы все три лыжни были хорошо видны зрителям, с тем, чтобы можно было наблюдать за ходом борьбы. Эстафета проводится следующим образом: опытный лыжник идет с большей скоростью. Для того, чтобы уравновесить шансы на победу, против каждого лыжника ставят 5 новичков. Пробежать 200 м в быстром темпе им не так уж трудно. Эти пятеро стараются обогнать одного, и тут наглядно каждый может убедиться в преимуществе спортивной техники (рис. 26).

«Круговая эстафета». В этой эстафете могут принять участие 30–35 человек. Участники 4–5 команд становятся в колонну по одному, располагаясь, как спицы колеса (рис. 27). Головные игроки колонны по команде «Марш» бегут за внешней стороной круга. Когда головной игрок коснется своей лыжной палкой второго игрока команды, тот начинает бег. Головной же становится в хвост команды. Побеждает команда, первой окончившая передачу эстафеты. Желательно, чтобы у игроков каждой команды были цветные номера.

«Слалом на равнине». Игра проводится на извилистой дистанции длиной 60–100 м. Трассы прокладывают одновременно для 3– 5 команд. На дистанции расставляют флажки или лыжные палки на. расстоянии 6–8 м друг от друга (рис. 28). Заранее оговаривают способ лыжного хода. Например, первые номера в командах двигаются переменным двухшажным ходом, огибая флажки поочередно то справа, то слева. Затем делают повороты переступанием, или махом, в зависимости от условий игры, и, повернувшись на 180°, возвращаются по параллельной лыжне. Участник, сбивший или пропустивший флажок, обязан вернуться, поставить его на место и обогнуть наименьшее количество флажков. При повторении игры расстояние между флажками можно сократить.

«Цветные эстафеты». На лыжах можно научиться не только быстро бегать, но и далеко метать. Для метания можно использовать деревянные гранаты или цветные эстафетные палочки, допустим, красную и синюю. Соответственно и команды имеют свои Цвета – у лыжников одной команды на рукаве повязка красного цвета, другой – синего. Лучше всего проводить состязание между двумя командами по 8–10 человек. Первые номера команд получают цветные деревянные гранаты. Первые и все нечетные номера – это метатели. По сигналу выбранного судьи первые номера метают гранаты как можно дальше, а вторые мчатся за ними на лыжах, возвращаются и передают третьим номерам команды. При этом команда синих кидает гранату команды красных и наоборот. Если бросок получится недалеким, значит сам помог сопернику.

«Гонка за флажками». В игре принимают участие 8 человек. Для игры нужны 8 пар лыж и 13 флажков. Участники на лыжах без палок выстраиваются в одну шеренгу на старте. В 100 м от старта ставят на одной линии 6 флажков (расстояние между ними 1-5 м). Через 100 м таким же образом ставят еще 4 флажка, еще через 100 м – 2 флажка и, наконец, на последней стометровке – 1 флажок (рис 29). Вся дистанция может проходить по прямой или по кругу. Она составляет 400 м. В этой игре есть 2 варианта. Первый вариант – эстафета. Первые номера добежали до флажка и возвратились на линию старта, за ними следуют вторые номера и т. д. Другой вариант. Участники, добежав до флажка и схватив его, продолжают бежать дальше. Кто не сумел этого сделать, выбывает из состязания. Игроки, захватившие флажки, продолжают бег. В конце второго этапа флажки достаются только 4 участникам, на третьем – только двум. Побеждает лыжник, взявший последний флажок.

«Санитарная эстафета». Буксирование одного из игроков, которого условно называют «пострадавшим». В составе каждой команды должно быть четное число участников. Дистанция игры – соревнования не больше 150–200 м. На старте команды стоят на расстоянии 4–5 м друг от друга. На финише установлены флаги. По сигналу судьи пара лыжников каждой команды занимает место на линии старта: первый номер – лыжник-буксировщик, второй – пострадавший. Судья дает сигнал. Первый номер, надев бечевку со смягчающим валиком на шее, устремляется к своему флагу на финише. Здесь участники меняются ролями: первый номер ложится на импровизированные носилки, а второй быстро доставляет его на линию старта. Там в игру вступает вторая пара участников команды.

«Горная эстафета». Наиболее популярны эстафеты на лыжах на равнинной и пересеченной местности. Однако не менее интересно проводить их и на горных склонах (не очень крутых и длинных). Горные эстафеты устраивают на склоне, где один другому передает свои лыжные палки. Иногда устраивают спуск до подножия и уступают свои лыжи и палки партнеру по команде. Проводить эстафету можно следующим образом: команды выстраиваются у подножия горы. Участник взбирается в гору каким угодно способом (можно даже бегом), а оттуда скатывается на лыжах. У подножия он должен передать палки и лыжи следующему члену своей команды. Побеждает команда, быстрее других выполнившая задачу. Можно найти спуск, где есть небольшой естественный трамплин. За дальность прыжка и хорошее приземление получают определенное количество очков. Побеждает команда, которая смогла быстрее передать эстафету и лучше выполнить прыжки.

«Наш поход» (примерный план игры-похода).

Время начала похода. Определение способа передвижения – на лыжах, цепочкой.

Задание 1. По ходу движения участники похода должны определить принадлежность следов по снегу.

Задание 2. Первая группа участников похода, оторвавшись от остальных, должна спрятать мешок с сеном в лесу, и, катаясь на лыжах вокруг леса, «сторожить» его.

Задание 3. Вторая группа участников похода – разведчики – должна разыскать спрятанный мешок.

Задание 4. Третья группа участников похода – квартирьеры, – уйдя вперед, должна отыскать базу для отдыха, оставляя на своем пути следования определенные знаки, по которым все участники похода должны найти дорогу на базу.

Задание 5. Всем участникам похода по знакам, оставленным квартирьерами, через препятствия (подъем на горки различными способами) добраться до базы отдыха.

Задание 6. Расшифровать передачи квартирьеров по азбуке Морзе.

Отдых и завтрак.

Игры на лыжах, в снежки, катание с гор.

Обратный путь. Задание 7. Маскировка своего пути участниками похода («кочки», «пни», заметание следов ветками, ложные следы).

Маленькая остановка. Осмотр снаряжения.

Задание 8. Марш-бросок – переход в 500 м.

Подведение итогов игры-похода, награждение самых активных его участников.

Игры – состязания – гонки

«Боевые гонки». На маршруте гонки устанавливают примерно-10 искусственных преград. Причем каждый этап от преграды к преграде надо преодолевать иногда переползая, иногда перелезая через забор и даже через бочки, которые поставлены на пути. Заранее объявляют штрафные очки, которые даются за нарушения, допущенные при преодолении полосы препятствий. Например, за сбитый барьер или обход его, в зависимости от высоты, лыжник получает от 10 до 15 штрафных очков. При переползании штрафные очки назначают, если лыжник высоко поднял туловище над лыжами. Такие гонки можно проводить и как состязание и как эстафеты. Характер препятствий и длительность каждой дистанции зависят от местных условий.

«Лыжные дуэты». Эту игру можно проводить на небольших и не очень крутых склонах. Каждая пара игроков имеет в своем распоряжении только одну пару лыж. Один стоит на лыжах и управляет ими, а второй размещается либо спереди на корточках, либо сзади, держась за талию противника. В игре побеждает тот, кто достиг финиша раньше и обязательно вместе со своим пассажиром.

«Спуск шеренги». Организуется команда по 8–10 человек, и спускаются все не в одиночку, а шеренгами. Команды выстраиваются в одну линию и берутся за руки. Можно просто взять палки на уровне опущенных рук и держаться на них. Игра начинается по сигналу. Свисток – и шеренга катится вниз, стараясь как можно дальше проехать по склону, не потеряв ни одного игрока. Если склон широкий, в заезде могут участвовать 2, 3 и больше шеренг.

Команда, пришедшая на финиш первой и не потерявшая ни одного человека, не получает штрафных очков, вторая имеет 20 очков, третья – 30 очков. Кроме того, за каждого выбывшего из строя участника дается 5 штрафных очков.

«Курьерские поезда». Все участники игры должны построиться в колонну. Чтобы не заезжать друг на друга, они держатся за лыжные палки. В каждой команде 5 человек. Возглавляет ее самый хороший лыжник – держась за один конец своей палки, он другой подает стоящему за ним игроку. Тот держится за палку левой рукой. Второй участник игры держит свою палку в правой руке и конец ее передает третьему. И так далее. Стартуют команды по сигналу. Задача каждого «курьерского» поезда – скатиться по склону как можно быстрее и дальше. Если из колонны выбыл участник, это-«крушение поезда». Спускаться можно и не по прямой, а по извилистой линии. Подведение итогов может осуществляться следующим образом: команда, которая первой достигла финиша, получает определенное количество очков, вторая – меньшее количество очков и т. д.; чем позже пришел – тем меньше очков. За нарушение правил очки снимаются.

«Гребцы». Игра проводится на заснеженном склоне холма, или на не очень крутом берегу водоема. Задача играющих – спуститься с горы, сидя на лыжах. Все садятся друг за другом на лыжи. В каждой команде 5–8 «гребцов». По сигналу участники спуска, отталкиваясь палками, делают первый стартовый толчок. Как только «экипаж» вышел на склон, скорость начинает расти. Чем больше вес импровизированной лодки, тем быстрее спуск. Команда гребцов, пришедшая первой, не получает ни одного штрафного очка, пришедшая второй – 10, третьей – 20. Каждый потерянный во время рейса участник дает дополнительно 5 штрафных очков- Если «судно» развалится, команда получает 50 штрафных очков. Игру проводят в 8–10 заездов.

«Ручной тормоз». Каждый участник игры садится верхом на свою палку. По сигналу делает на лыжах несколько скользящих шагов под уклон и – стремглав вниз. Как только скорость набрана, нужно присесть на палку, прижимая ее конец к снегу. «Тормоз» должен работать безукоризненно, потому что цель состязания – как можно медленнее спуститься с горы. Причем останавливаться нельзя, нельзя использовать и никаких других способов торможения.

Цель каждого играющего – получить как можно меньше штрафных очков. А их дают за нарушения правил: за остановку при торможении – 5 очков, за торможение другими способами, кроме палки– 5 очков; пришедший к финишу последним не получает ни одного штрафного очка, вторым от конца – 5 очков, третьим – 10 и т. д. Очки за ошибки во время спуска суммируются с очками, полученными за порядок окончания дистанции, ибо выигрывает тот, кто пришел последним и по пути не набрал штрафных очков за остановки. «Спеши медленно» – таков девиз этой игры.

«Слалом». Горнолыжник, спускаясь по трассе, оставляет на снегу волнистый след. Для проведения игры нужно расположить на склоне оврага, на холме, на горке флажки и ворота. Основное условие – пройти спуск и не сбить ни одного флага, на одной вешки, не пропустить ни одного препятствия, обходя его там, где запланировано. Побеждает игрок, первым пришедший к финишу-

«Поднять палки». Две команды играющих выстраиваются на вершине горы в колонну по одному. Нечетные номера составляют команду «раскладывающих», четные – «поднимающих». Первый игрок с лыжными палками в руках. Он кладет свои палки по сторонам лыжни. За ним начинает спуск игрок команды поднимающих. Он старается поднять обе палки. После каждой пары подсчитывается число поднятых палок. Потом команды меняются местами. Побеждает команда, поднявшая больше палок. В команде 8 человек. Вместо палок можно использовать многие предметы. Получится своеобразная джигитовка на лыжах, что делает игру более привлекательной.

«Лисий след». Состязание идет между 2–3 командами, и для каждой – свой извилистый путь. На всем его протяжении расставлены разноцветные флажки. Например, красный флажок – обойди препятствие справа, синий – обойди слева. Встречаются здесь я преграды в виде ворот из лыжных палок или других предметов. Их тоже надо пройти, где нагнувшись, а где и перескочив. Дистанция должна быть одинаково трудной для всех команд. Лыжню можно проложить заранее, она может быть обозначена флажками. Игра требует находчивости, быстрой реакции, хорошего глазомера.

«Тройки». Перед началом игры на снежной площадке прокладывают 3 лыжни – по лыжне для каждой команды. Длина их не более 100 м. В конце лыжни ставится флажок – лыжники должны пройти дистанцию, обогнуть его и вернуться на линию старта. Двигаются игроки в одном ряду, образуя тройки. Проще всего взяться за руки «переплетиком». Для этого стоящий в центре широко разводит руки, а стоящие сбоку – «пристяжные» – подают ему руки. Тройки двигаются по лыжне без палок. Можно двигаться другим строем- Участники сохраняют то же построение, только каждой тройке лыжников выдается одна пара лыжных палок. Их получают «пристяжные» – один в правую руку, другой в левую. Свободные руки образуют «переплетик» для коренного в тройке, тот же в свою очередь, держится за пояс пристяжных. Задача игры – провести так, чтобы высокая скорость была не только на прямой, но и на поворотах. Выигрывает тройка, первой пришедшая к финишу.

«Робин Гуд». Это состязание, в котором каждый участник демонстрирует свое умение быстро бегать на лыжах и метко стрелять из лука-

Пробежать 3–5 км по намеченному маршруту, после каждого километра сделать три выстрела из лука по мишеням на дистанции не менее 25 м. Когда дистанция гонки 3 км, в колчан кладут 9 стрел, а когда 15 км – 15 стрел. Каждая стрела, пущенная мимо цели – это промах, который прибавляется к времени, показанному на лыжах, одну штрафную минуту.

«Финские гонки». Лыжникам необходимо перевязать ноги выше колен цветными кушаками или ремнем, чтобы нельзя было сделать ни одного шага, и устраивают гонку на 100–200 м. (В основе – финский ход: используя тяжесть тела, отталкиваясь палками, лыжник скользит на обеих лыжах одновременно, не делая дополнительных шагов). Финские гонки устраиваются на лыжне, проложенной по ровной местности или с небольшим уклоном. Выполнять повороты со связанными ногами трудно, поэтому игра проводится только по прямой.

«Гонки на лыжах в парах». Лыжники становятся парами в затылок на расстоянии 1 –1,5 м пара от пары. Стоящие слева – одна команда, стоящие справа – другая (рис. 30).

Обе команды в колонне по два двигаются на лыжах вперед. По сигналу руководителя лыжники, идущие впереди колонн, быстро поворачиваются один направо, другой налево, бегут вдоль своих команд в противоположном направлении и встают за последней парой. Прибежавший первым выигрывает очко для своей команды. Обе команды все время продолжают двигаться вперед. По новому сигналу так же бежит следующая пара и т. д. Игра продолжается до тех поп, пока все не примут участия в парном соревновании 1 или 2 раза. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила.

1) Каждая очередная пара бежит только по сигналу руководителя. В случае фальстарта старт дается вновь.

2) Во время соревнования пар лыжники все время продолжают двигаться вперед.

3). Сигнал для начала бега следующей пары дается тогда, когда игрок встанет в конец колонны.

4). Участникам, обегающим колонну, нельзя мешать.

«В три ноги». Забеги двух спортсменов, у которых «три ноги» – правая нога одного и левая другого связаны вместе кушаком. При движении лыжники могут отталкиваться палками и маневрировать спаренными лыжами. Игру можно проводить и на лыжной площадке и на стадионе, дистанция – 50–60 м.

«Стипль-чез с мячом». Стипль-чез – это скачки с препятствиями. Для игры выбирается пересеченная местность и прокладывается трасса так, чтобы на пути лыжников были баскетбольная корзина, ворота для игры в футбол, бочонок, мишень, сложенная из снежных шаров, и другие преграды, требующие ловкости. Задача участников игры – пройти по лыжне так, чтобы не упустить мяч и на ходу выполнить различные упражнения, требующие меткости, ловкости, находчивости и хорошо развитого чувства равновесия- Гонки можно проводить между командами так, чтобы одновременно соревновались по 2–3 человека. Цель играющих – преодолеть всю дистанцию и не потерять в дороге мяч.

«Остяцкие гонки». Состязание на одной лыже. Скользить надо на одной лыже, отталкиваясь палками. Левая нога без лыжи, и ею нельзя ступить ни на правую лыжу, ни на снег. Оступишься – проиграешь гонку. Дистанция – 50 м. Побеждает тот, кто первым пересекает линию финиша.

«Гранаты в цель». Ручные деревянные гранаты метают на лыжах точно так же, как и без лыж. Дополнительные усилия требуются только при броске на ходу, чтобы сохранить устойчивость на лыжах и правильную координацию движений. Бросать гранаты можно из положения стоя, с колена или даже лежа. При метании гранат стоя с места, лыжник становится лицом в направлении броска, правую лыжу поворачивает вправо примерно на 35–40°, а правую руку с гранатой отводит назад. Одновременно немного отклоняется назад, – вправо, а тяжесть тела переносит на правую ногу, немного сгибая ее. Затем лыжник перед броском переносит тяжесть тела на левую ногу и рывком правой руки бросает гранату в цель.

Бросок в движении. Необходимо поучиться согласовывать свои движения. Когда левая лыжа скользит вперед, лыжник выносит правую руку с гранатой вперед, а когда следующий скользящий шаг выполняет правая нога, лыжник опускает руку с гранатой вниз, откидываясь назад, чтобы со всего размаха сделать бросок. В игре метатели не должны выходить за определенную линию огня, и каждый бросок должен быть не только вдаль, но и точно в цель – допустим, круг, начерченный на снегу.

Метать гранату надо и с правого, и с левого колена. Лыжник становится правым коленом на правую лыжу, а левую ногу с лыжей отставляет назад. При метании гранат лежа лыжник левой рукой опирается на лежащие перед ним палки, а правой совершает бросок. Игра ведется по очкам.

«Охота на волка». Необходимо выбрать одного участника игры, наиболее подготовленного. К кольцам его лыжных палок приделать из фанеры или пластмассы фигурные кружки. Отталкиваясь палками, лыжник оставит следы, не похожие на другие, – это и будет след волка. Лыжник, которому поручается роль волка, отправляется в лес, а спустя 15 минут вслед за ним в погоню уходит группа «охотников». Волк старается запутать свои следы, он пересекает их несколько раз, петляя по лесу. На всю игру отводится час. Если за это время волк успеет вернуться на линию старта, – он победил. Если его захватят охотники, то игрок, который первым обнаружил его, сам становится волком или получает какой-нибудь приз. Перед началом игры надо договориться, где проводить игру, чтобы не выходить за пределы установленных границ.

«Медведь». В игре участвуют от 5 до 30 человек. Проводят ее на площадке размером 30X30 или 50x50 м. Ветками или флажками на площадке обозначают три «берлоги» для «медведя». Величина каждой берлоги 5X5 м. Лучше всего их оградить в форме квадрата. Тот, кому по жребию достанется роль медведя, должен прикрепить к стене надутую камеру от мяча или надувной шар. У играющих в руках жгуты из соломы или легкой ткани. Медведь находится в середине площадки, а остальные игроки – в ее границах. Они пытаются окружить медведя и ударить по привязанному на спине шару. Медведь имеет право спасаться от преследования в любой из берлог. До тех пор, пока играющий выполняет роль медведя, он может перебегать из одной берлоги в другую. Здесь его никто не имеет права трогать. По правилам медведя можно ударять только по прикрепленному к спине шару (камере). В своей роли он может находиться до тех пор, пока не получит три удара. После третьего удара эту роль получает тот, кому удалось в третий раз осалить медведя в соответствии с правилами. Время нахождения медведя в берлоге ограничено. Для опытных лыжников – не более 30 с, начинающих – 1–2 мин. Каждый новый медведь начинает игру с середины площадки, а остальные игроки размещаются по ее краям.

Правилами игры не разрешается наступать на лыжи медведя, окружать берлогу более чем с трех сторон, салить медведя в берлоге, дежурить около нее и перебегать через границы берлоги.

«Кукушки». В игре роль «кукушки» выполняет чучело из веток или соломы, замаскированное белыми лоскутьями- В районе, где должна быть проведена игра, заранее размещают на деревьях 10– 15 чучел под номерами. В игре одновременно участвуют 2 группы по 10–12 человек – это группы разведчиков. Их задача прочесать лес, обнаружив как можно больше «кукушек» – вражеских снайперов, которые могут оказаться в самых неожиданных местах: в ветвях деревьев, кустарнике и т. д. У каждого – схематический набросок района леса и несколько заметных ориентиров – это его отчетная карта. На этой схеме разведчик должен разместить номера «кукушек», которых ему удалось обнаружить. Каждая обнаруженная «кукушка» – одно очко. За каждую пропущенную, незамеченную «кукушку» разведчики лишаются 3 очков.

«Невидимки». Лыжники составляют два отряда – «разведчиков» и «наблюдателей». Разведчики должны совершить скрытый марш-бросок. Их задача – разыскать в лесу наблюдателей. Наблюдатели, в свою очередь, стараются оставаться «невидимками», не быть обнаруженными. Для этого они скрываются в кустарнике, прячутся за деревьями и даже забиваются под снег. Маршрут может быть примерно около 3 км. «Разведчиков» и «наблюдателей-невидимок» в командах одинаковое количество. Сначала в лес уходят «невидимки». Через 15 мин. за ними отправляются разведчики. Цель разведчиков – как можно быстрее достичь финиша, обнаружив при этом спрятавшихся наблюдателей. Наблюдатели же, в свою очередь, стараются внимательно следить за своим противником и записывают номера лыжников из группы разведчиков, которые прошли мимо и не обнаружили их. Когда последний участник игры из группы разведчиков достигает условной линии финиша, раздается сигнал – все «невидимки» приходят на линию финиша. Итоги игры подводятся следующим образом. Лучше всего очки подсчитываются так.

За каждого обнаруженного наблюдателя разведчики получают

2 очка. Если наблюдатель умело замаскировался, то за каждого разведчика, прошедшего мимо и не заметившего его, он получает

3 очка. Когда разведчики, скрыто передвигаясь, обнаружили наблюдателя команды противника и неожиданно захватили его, он считается «языком». За каждого «языка» они дополнительно получают 5 очков. Итак, очки подсчитаны, команды меняются ролями. Через 15 мин. с линии финиша, где кончилась первая половина поединка, стартует следующая группа. Она должна вернуться на линию старта. Условия те же. Выигрывает команда, сумевшая набрать большее количество очков.

«По следам». Все участники собираются на одном месте, из них выбирают 2–3 хороших лыжников, которым дается флажок. Выбранные лыжники получают задание: запутав свои следы, спрятать флажок на дереве или в кустах, не закапывая его в снег. По сигналу они уходят с флажком. Через 8–10 мин. по их следам отправляются остальные играющие. Если играющие пройдут во время поиска мимо флажка или собьются со следа, то лыжники, прятавшие флажок, имеют право еще раз его спрятать.

Правила. 1. Прячущие флажок не имеют права сходить с лыж. 2. Поиски продолжаются 20–40 мин., после чего прятавшие должны доказать, где спрятан флажок.

Парус «Летучая мышь» (рис. 31). Возьмите большой кусок какого-либо материала. Можно воспользоваться старой, но еще крепкой простыней. Расстелите ее на полу, закрепите по углам кнопками или маленькими гвоздиками. Ложитесь спиной на разложенную материю, раскинув руки в обе стороны на уровне плеч, и слегка раздвиньте ноги. Кто-либо из ваших товарищей мелом или карандашом отметит места, где находятся ваши голова, кисти обеих рук и щиколотки. Соедините эти точки прямыми линиями и вырежьте по ним парус, прибавив немного материала на подшивку. Загнув оставленный на подшив запас до проведенных линий, подрубите края паруса на швейной машинке. В тех местах, где приходятся ваша голова, кисти рук и щиколотки, пришейте крепкие тесемки. Привяжите парус с помощью пришитых тесемок к поясу, голове, рукам и ногам. Для рук и головы лучше сделать готовые петли. Тогда парус можно надеть быстрее. Стоит теперь раскинуть обе руки – и парус ваш поднят.

"Двойной шведский парус". Форма этого паруса напоминает параллелограмм. Длина его 2300 мм, а ширина 1150 мм (рис. 32). Вдоль коротких сторон полотна паруса сделан рубец, и к нему пришита тесьма.

Лучше всего, если тесьму пришить таким образом, чтобы было легко продеть палки, образующие остов паруса. Петли тесьмы должны плотно удерживать всю поверхность паруса. Когда парус натянут на поперечные планки, через всю длину его протягивают основную, центральную мачту – длинный бамбуковый шест. Если бамбука нет, можно заменить его деревянной палкой, дюралевой трубкой или шестом из пластмассы. Шест скрепляется с боковыми палками веревкой. Под двойным шведским парусом обычно скользят два лыжника. Оба они держат его за боковые палки и в тот момент, когда нужно сделать поворот, поднимают над головой, а затем ставят по ветру в нужном направлении. Вначале лыжники поднимают парус ребром, а затем быстро опускают за спину и для разгона делают несколько шагов. Маневрируя таким парусом, можно при попутном ветре развить скорость до 35–40 км/час.

«Одиночный шведский парус». Парус этот трапециевидного типа и рассчитан на лыжника весом до 80 кг. Длина его должна быть не менее 1520 мм, ширина в нижней части – 910–920 мм, в верхней – 1980–2000 мм (рис. 33). Форма его, относительно большая поверхность позволяют хорошо маневрировать при любом ветре, а при попутном развить скорость 30–35 км/час. Одиночный шведский парус лыжники обычно держат впереди, а не за спиной, тогда лучше управлять им. Нижний конец палки, которая проходит через весь парус, надо поставить на лыжу у ноги и держать за веревочную ручку, чтобы изменить положение паруса по мере изменения направления ветра. В полотнище паруса сделано круглое отверстие, закрытое целлулоидом или прозрачной пластмассой, чтобы наблюдать за местностью, по которой несется лыжник. Скорость скольжения под таким парусом достаточно высока. А чтобы замедлить движение или остановиться, лыжник поднимает парус над головой за продольную палку, и ставит его ребром по отношению к ветру.

«Английский парус». Имеет форму неравнобедренного треугольника и крепится своей мачтой к одной из лыж (рис. 34). К коротким сторонам треугольного паруса с помощью петель крепят 2 палки – они образуют остов. Иногда рекомендуется прикреплять палки с помощью колец, которые пришивают к краям полотнища. Через эти кольца и продевают палки. На стыкепалки соединяют полоской кожи. Это дает возможность увеличивать или уменьшать площадь паруса и, таким образом, контролировать скорость. Между палками, укрепленными по сторонам треугольника, ставят мачту. Нижний конец ее закрепляют у ноги лыжника, большей частью на левой лыже.

Для этого на ней крепят металлическую втулку. Она обеспечивает устойчивость мачты и в то же время парус можно в любую минуту вынуть из втулки. Чтобы не наскочить на препятствие, лыжник смотрит с правой стороны паруса.

Слева, у нижнего конца паруса, протянута бечевка с петлей. Управляя ею левой рукой, лыжник может уменьшать плоскость паруса и изменять направление в соответствии с изменением направления ветра.

«Труги». Древнейшим типом является не скользящая лыжа, с которой мы встречаемся сегодня, а ступающая, или, как говорят, несущая лыжа – Tругa. Это деревянные ободы овальной формы, переплетенные ремнями или веревками. Длина обода 40–50 см, ширина 20–25 см в зависимости от роста и веса лыжника (рис. 35).

На таких тругах можно устроить состязания в беге по целине.

«Канадские ракетки». Ступающие лыжи по внешнему виду напоминают теннисные ракетки. Канадская ракетка представляет собой обод с удлиненным хвостом. Для прочности в обод вставляют 2–3 перекладины. Передний конец такой лыжи несколько загнут. Обод обтянут сеткой из ремней. В передней части лыжи, в том месте, где помещается носок, в переплете сделано окно размером 12x8 см, в которое во время ходьбы опускается носок ботинка. Длина ракетки 95–110 см, ширина 30–35 см (рис. 36). Деревянную рейку прежде всего размачивают или, лучше сказать, кипятят в воде, пока она не станет мягкой. Тогда нетрудно соединить ее концы, чтобы получился овал. На канадских лыжах устраивают забег, гонки с преодолением искусственных препятствий по прямой и извилистой трассе.

Лопарские лыжи. Эти лыжи необычные – одна лыжа длинная, а другая короткая (рис. 37). На той, что Длиннее, лыжник скользит, а другая, более короткая, служит толчковой. Передвигаются на таких лыжах не с двумя, а с одной палкой. Иногда скользящую поверхность лыжи обивают короткошерстным мехом, чтобы скольжение было только вперед, а если на такой лыже взбираться на возвышенность, то она не даст вам соскальзывать назад.

«Козелки». Сделайте широкую лыжу по типу охотничьей. Длина и ширина ее будут зависеть от того, на скольких участников вы рассчитываете аттракцион. Козелки представляют собой скользящую деревянную опору в виде широкой лыжи длиной от 120 до 180 см. Иногда нижнюю скользящую поверхность козелка обливают водой, чтобы на ней образовался слой льда. Можно пользоваться и лыжными мазями.

Скамейку, оборудованную на козелке, можно декорировать вырезанной из доски головой какого-либо диковинного животного или сказочного персонажа.

«Скакунок». Сооружают его из одной из старых лыж или из бочечной клепки. Можно, конечно, использовать и целые лыжи. На том месте, где устроена пассажирская площадка, закрепляется стойка 40–50 см высотой.

К стойке прибивается сиденье. Это может быть деревянная планка, обитая тканью, а может быть и более удобное сиденье, напоминающее велосипедное или мотоциклетное седло. Переднюю часть сиденья можно декорировать.

Спускаясь с горки на скакуне, можно ускорять и замедлять ход, делать повороты.

«Велосипед на лыжах» (рис. 38). Необходимо для изготовления: старая велосипедная рама, лыжи. Длина передней лыжи 625 мм, задней – 1025 мм. Скоба для передней лыжи – это полоска листового железа, изогнутая дважды под прямым углом. В каждой скобе просверлить по 4 отверстия диаметром 4,5 мм – для винтов. Вилка крепится на скобе неподвижно. Буферная пружина для амортизатора – кусок полосового железа (380х35 мм), склепанного посередине со скобой. Она и поддерживает лыжи в равновесии. Пружину для амортизатора можно взять от седла велосипеда. Можно сзади приделать еще одно сиденье для багажа и пассажира.

«Ски-боб». Представляет собой подобие велосипедной рамы, к которой крепятся лыжи, а в том месте, где находится седло, помещают сиденье от мотоцикла, снабженное амортизатором. Руль соединен с передней, более короткой лыжей и связан с рамой шарнирно. При помощи подъемного, так называемого телескопического устройства руль можно установить на различной высоте в зависимости от роста водителя. Весит ски-боб 6–8 кг. Современные конструкции разнообразны. На рис. 39 дана одна из конструкций.

«Пятнашки на лыжах». Играют в «пятнашки» без палок и с палками. Проще играть без палок – меньше возможности столкнуться. В игре без палок участвуют 10–15 человек. Один игрок становится пятнашкой по жребию. Его задание – догнать одного из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Я – пятнашка». Запрещается давать сдачи. Если же играют с лыжными палками, то запрещается касаться друг друга палкой. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока. Игра с палками рекомендуется достаточно подготовленным лыжникам.

«Выручалки». Особенность игры в следующем: как только водящий начинает настигать убегающего от него лыжника, товарищи могут выручить его. Для этого нужно пересечь след убегающего и, таким образом, отвлечь внимание на себя. Кто сделает так – выручает товарища. Водящий начинает преследовать того лыжника, который пошел на выручку товарища. Но и его можно выручить – снова пересечь путь преследуемого. Тогда водящему вновь приходится изменить объект преследования. Игру хорошо проводить на снежной площадке, огражденной по углам флагами. Пересеченная местность помогает создать большую остроту и напряженность в игре.

«Плот». Нужно не менее 10 пар лыж. Пять пар по направлению спуска, а пять кладут поперек. Получается своеобразная решетка. Участники игры садятся на перекрещениях лыж и, чтобы плот не рассыпался во время спуска, подают друг другу руки. В задних рядах лыжники не садятся, а стоят. В руках у них палки. Этими палками они дают стартовый толчок плоту. Когда скорость набрана, то, держась за сидящих впереди, они могут присесть. Палками можно также пользоваться как рулем. Если склон широкий, можно устроить состязания между 2–3 командами по 10 человек.

summercamp.ru

Технологическая карта физическая культура по теме " Лыжные эстафеты"

Дата: 11/03/2016

Учитель физкультуры:

Кирякина Ольга Васильев

Класс: 3 «А» 3 четверть

Место проведения: МБОУ «СОШ» №6 (начальная школа) школьный стадион

Технологическая карта урока по физкультуре

Тема - раздел «Лыжная подготовка» Тема урока «Эстафеты на лыжах»

Цель темы – формирование умения участвовать в лыжных эстафетах в соответствии с правилами и соблюдение Т.Б.

Тип урока - комбинированный

Планируемые результаты

Предметные:

- обучающие научатся участвовать в эстафетах на лыжах

- узнают виды и правила эстафет на лыжах

- покажут свои умения технически правильно выполнять двигательные действия на лыжах

Метапредметные:

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем определять тему урока

- сохранять заданную цель, осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Познавательные:

- участвовать в эстафетах на лыжах

Коммуникативные:

- Слушать и слышать друг друга и работать в команде друг с другом

Личностные:

- проявлять дисциплинированность и внимание

- соблюдать Т.Б. на лыжах

Ресурсы урока

Для учителя: опознавательные конусы для эстафет , свисток

Для учащихся: лыжи и лыжные палки

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Дозировка

Деятельность обучающихся

1

Подготовительная часть

10-15 мин

2

Основная часть

15-20мин

3

Заключительная часть 5мин.

1. Организационный момент:

Построение в одну шеренгу у школы

- проверить готовность класса к уроку

- Команды: « Равняйсь, смирно»

- Настрой детей на урок

(Мотивация к учебной деятельности) Похвалить за готовность.

«Молодцы»!!! Я вижу к уроку, вы все готовы!

- Сотрудничество с учителем определять тему урока

Ребята, подходит к концу 3.четверть. Вы все хорошо занимались и много чему научились на лыжах

- А как узнать, кто лучше научился скользить на лыжах?

- Кто быстрее?

- Как проверить? (на время, на технику, на соревнованиях)

- Поэтому на уроке, мы проведём лыжные эстафеты!

- Итак, тема урока? (Лыжные эстафеты)

- Ребята, а вы знаете какие бывают эстафеты?

- Значит цель нашего урока? (Узнать какие эстафеты бывают на лыжах) и показать свои умения на лыжах на уроке в эстафете

Инструктаж по ТБ во время занятий лыжной подготовкой.

Выход на стадион:

- одевание лыж и палок

Построение в шеренгу в игре:

«Быстро стройся»

Прежде чем мы начнем с вами соревноваться нам всем необходимо, провести разминку

А для чего нам нужна разминка?

Вы правы разминка нам нужна для того чтоб подготовить организм к предстоящим нагрузкам.

ОРУ на месте ( построение в 1 шеренгу ) на стадионе

1. стоя ноги врозь вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.

(спинная прямая, руки прямые)

2. стоя ноги врозь правая вверху, левая внизу. Отведение рук назад.

(руки в локтях не сгибать, спина прямая)

3. стоя ноги врозь руки за голову в замок. Повороты туловища влево, вправо.

( локти разведены, спина прямая)

4. приседание с опорой на лыжные палки.

(присед глубже, спина прямая)

5. упражнение на равновесие «Аист»

6.упражнение на дыхание» «Толстый и тонкий», «Сдуй снежинку

2.Пройти разминочный круг на лыжах с палками используя ранее изученные движения. ( попеременно - двухшажный и одновременно двухшажный ходы

Построение в 1шеренгу

- рассчитаться на 3( построение в колонну по 3)

Начинаем с вами наши эстафеты.

Задаю вопрос? Важный принцип эстафеты?

Спросить детей, какие они знают эстафеты в лыжном спорте?

1.Первая эстафета» Лыжная гонка без палок»

- По сигналу первый участник скользит до конуса объезжает его с левой стороны и возвращается назад по прямой.

В этой эстафете быстрей была команда,,,,,,.

2.Вторая эстафета: «Лыжная гонка с палками»

На ровном месте расставляются 3 -4 конуса. Участник, скользя между ними на лыжах змейкой. Выигрывают те, кто не задел метки и прошел быстрее дистанцию.

В этой эстафете самой ловкой была команда…….»

3.Третья эстафета: «Парные гонки»

Участники, взявшись за руки, скользят вместе до конуса и обратно.

4.Четвёртая эстафета: « Паровозик»

Участники одной командой преодолевают расстояние до конуса разворачиваются по конусу и возвращаются обратно. Первый участник, возглавляющий состав ждёт всех участников.

5.Пятая эстафета: « Аист»

проскользи на одной ноге.

По сигналу первые участники стартуют на одной лыже до конуса и скользят обратно.

Подведение итогов – эстафеты ( выявить самых быстрых и ловких в эстафете, отметить и присвоить следующие номинации: «самые дружные, организованные, спортивные» команды)Разобрать ошибки.

Ну вот, ребята, и закончилась наша лыжная эстафета, настало время подвести итоги.

Какие физические качества мы сегодня развивали?

Рефлексия:

Поднимите руки кому сегодня на уроке было интересно и всё понравилось!!?

- А у кого из ребят сегодня хорошо и легко всё получалось!

- А кто из ребят испытывал трудности при выполнении задания?

- Какие ваши личные качества проявились в играх и в эстафетах?

- Поднимите руки кому сегодня на уроке было интересно и всё понравилось!!?

Домашнее задание: кататься на лыжах в свободное время с друзьями и с родителями.

Уход с места занятий вместе с учителем.

2 - 3 мин

3 – 5 мин

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

2круга по 200 м

5 мин

15 - 20 мин

5 мин

Организация учащихся на урок

Выполняют команды

Отвечают

на

вопросы учителя

Думают

Слушают других

Поднимают руки

Отвечают

Отвечают дети по вопросу Т.Б.

Передвигаются к месту занятия и одевают лыжи

Включаются в игру с построением

Отвечают

Ответы детей: подготовить организм к предстоящим нагрузкам.

Учащиеся выполняют команды учителя

Учащиеся выполняют комплекс ОРУ

Учащиеся выполняют команды учителя

Слушают

Осмысливают

Запоминают

Задают вопросы

Дети думают

Отвечают Учащиеся выполняют упражнение, эстафету передают

касанием

Учащиеся выполняют команды учителя

Отвечают:

ловкость,

быстрота

координация

Дети думают

Поднимают руки

Отвечают

Оценивают свои действия на уроке

в команде

оценивают своё настроение

снимают лыжи

строятся в колонну и идут за учителем в школу

infourok.ru

Подвижные игры зимой на лыжах для детей

В данном посту я опубликовал подвижные игры зимой на лыжах. Думаю что статья будет не совсем востребована, но я все же напишу вам!

И так, зимние игры на улице (свежем воздухе) 1) Накаты

От линии старта каждый лыжник по очереди делает десять накатистых шагов. Цель игры - оказаться как можно дальше от линии старта. После десятого завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого десять шагов окажутся самыми длинными, накатистыми. Так же возможна командная игра.

2) Шире шаг

Игра проводится по хорошо накатанной лыжне, с палками или без. Задача: сделать с разгона в 4 шага от линии старта до линии финиша как можно меньше скользящих шагов.

3) Лисий след

Соревнуются 2-3 команды. Для каждой прокладывается извилистый путь, размеченный цветными флажками, с препятствиями в виде ворот из лыжных палок. Его надо преодолеть, поворачивая вправо, влево, назад и нагибаясь. Дистанция должна быть одинаковой для всех команд. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

4) Спустись со склона

Игра проводится на склоне между отдельными лыжниками или между командами. Задания при спуске: спустится со склона в наклоне на полусогнутых ногах, спустится с горы глубоко присев и в высокой стойке.

5) Круговая эстафета

Дети  становятся в колонну по одному, располагаясь как спицы колеса в кругу, ограниченном лыжней. По сигналу первые игроки каждой колонны бегут по окружности влево. Оббежав круг, они передают эстафету вторым игрокам и становятся в конце колонны. Побеждает команда, окончившая эстафету первой.

6) Самокат

Отрезок лыжни 50-100 метров, лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь только одной ногой, как на самокате. Выигрывает тот, кто сделает меньше отталкиваний. Игра может проводиться между командами.

7) К своим палкам

Ребята рассчитываются по порядку номеров и передвигаются по кругу. Ведущий, двигаясь внутри круга, называет номер одного из игроков. Тот, оставляя палки у лыжни, становится за водящим. Постепенно на лыжне остаются одни палки. По сигналу все лыжники и ведущий должны подбежать к палкам и взять их в руки. Тот, кто без палок - становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не остался без палок.

8) Ворота

На дистанции 50-100 метров с двух сторон от лыжни втыкают в снег палки, верхние концы которых соединяют. Ворота на расстоянии 10-20 метров. Лыжники без палок должны пройти все ворота, не свалив их, и, обогнув флажок, возвратится к месту старта, передать эстафету следующему. Если лыжник задел ворота и  они упали, он должен поставить их и лишь тогда продолжить игру.

9) Быстрый лыжник

Игра проводится на хорошо накатынных отрезках лыжни длиной 60-100 м. Все участники разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее преодолеть отрезок. Победители забегов соревнуются в финалах и полуфиналах. Победителем становится самый сильный лыжник. Проигравший тоже соревнуются между собой.

10) Салки

Игра проводится на укатанной площадке. Водящий галит играющих, касаясь своими лыжами задних частей лыж детей. Игрок, которого коснулся водящий, становится и громко объявляет всем что теперь он водящий. Игра продолжается.

11) Гонка с выбиванием

Проводится на круговой лыжне длиной 200-300 м. На каждом круге лыжник, пришедший к финишу последним, выбывает из соревнований. Если в соревновании участвует много лыжников, то можно условится, что после каждого круга выбывает по два гонщика.

12) Старт с выбыванием

Дистанция 80-120 м. делится флажками или линиями на рубежи через каждые 20 м. На рубежах выставляются судьи. Лыжники становятся на линию старта. По команде дети бегут по своим лыжням стараясь не оказаться последними на рубеже. Судья на рубеже следит, кто последний, и выводит его из игры.  На следующем рубеже выбывает тот, кто также оказался последним и т.д.  Пришедшие на последний рубеж становятся победителями.

13) Быстрые тройки

Прокладываются три замкнутые лыжни. Дети разбиваются на тройки, которые становятся каждый на свою лыжню. По сигналу все устремляются по своей лыжне. Ребята каждой тройки стараются как можно быстрее проскользить по кругу. Отмечаются самые быстрые тройки (не отдельные игроки).

Буду очень благодарен если воспользуетесь данными кнопочками!

Похожие материалы

ktonazdorovogo.ru

Подвижные игры на лыжах

Подвижные игры на лыжах

Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне. Количество участников - от 5 до 40 человек. Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: "За мной!" Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: "Все по местам!" (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим. Правила.1. Лыжники идут за водящим только после приглашения. 2Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

С помощью этой игры можно хорошо утрамбовать площадку и подготовить ее для дальнейших упражнений.

Игру проводят на небольшой площадке, например, баскетбольной. Определяют водящего, и все учащиеся разбегаются по площадке. Водящий старается осалить убегающих. Салить можно только рукой и только самого игрока, а не его лыжи или папки. Салить можно также тех, кто упал, и тех, у кого соскочили лыжи. Если водящий кого-либо осалит, то становится обычным игроком, а тот, кого осалили, водящим. Он поднимает руку вверх и после этого начинает водить. Ответно салить игрока, бывшего водящим, нельзя (в течение определенного времени).

Если учащихся много, то их можно разделить на две группы (например, мальчики и девочки), которые будут играть на одной площадке, но независимо друг от друга. Сначала игру проводят без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

Игру проводят на ограниченной площадке, размеры которой выбирают в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Это могут быть школьный стадион, парк или его часть, участок леса и т.п. Игра вызывает у школьников наибольший интерес, когда она проходит на пересеченной местности.

Выбирают или назначают трех-четырех «лис», которым дают время для того, чтобы убежать,

Затем все остальные («охотники») отправляются на охоту. Лисы могут бегать или где-нибудь прятаться. Лиса, которую осалили, считается пойманной. Все пойманные лисы собираются около учителя. К нему же подходят и все остальные по окончании игры.

Содержание. Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

Это игра на проверку лыжных навыков в начальной школе.

В начале урока учитель сообщает школьникам, что все они идут в поход. Объясняет детям правила поведения в походе: передвигаться в колонне по одному, не обгонять партнеров, соблюдать дистанцию, помогать товарищам, не отставать. При передвижении на лыжах учитель находится впереди, а самый подготовленный ученик - сзади. Скорость передвижения выбирается с учетом подготовленности учащихся. Маршрут передвижения участников похода должен проходить по незнакомым местам, т.е. там, где не проводились соответствующие урочные занятия. Дети передвигаются по рыхлому снегу и по лыжне, преодолевают канавы, спуски и подъемы, огибают деревья и другие препятствия. К концу отведенного времени (урока) все возвращаются домой (к школе).

Данная игра аналогична игре «Салки», но проводят ее на горке. Основное назначение игры - совершенствование спусков, поворотов, остановок и подъемов. Первоначаль­но в «Салки на горке» играют без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

Для игры используют площадку размерами примерно 60 х 40м (например, школьное футбольное поле), а также теннисный или резиновый мяч того же размера.

Все участники делятся на две группы. Первая группа игроков (убегающие) располагается вдоль лицевой линии площадки снаружи. Игроки второй группы (салки) оставляют лыжные палки за площадкой и располагаются на площадке. Учитель или любой игрок первой команды бросает мяч на площадку. Данный бросок является для убегающих сигналом к началу передвижения на лыжах. Они быстро перемещаются к противоположной лицевой линии в пределах площадки и пересекают эту линию. Салки подбирают мяч и стараются осалить им как можно больше убегающих игроков во время их передвижения. При этом мяч бросают с того места, где его подобрали. Передвигаться с мячом в руках нельзя. Можно несколько раз выбивать одного и того же игрока. Нельзя преграждать путь убегающим и задерживать их. Убегающие, даже если в них попали из игры не выбывают, а продолжают путь. После того как все убегающие пересекут противоположную лицевую линию, команды меняются местами и повторяют игру. Побеждает команда, имеющая больше по­паданий мячом в игроков-соперников.

На просторной поляне прокладывается по кругу лыжня и разбивают ее на равные по длине участки и обозначают флажком или веточкой линию старта. Игроки встают по одному на каждой линии старта. Дается общий старт, игроки развивая предельную скорость, стараются догнать лыжника, идущего впереди и коснуться своими лыжами концов лыж соперника. Как только это происходит, тот, кого догнали – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на лыжне не останется один лыжник, который становится победителем.

1.Играющие делятся на равные команды по количественному составу, у каждой команды две параллельные лыжни для движения туда и обратно.

По команде, впередистоящие игроки стараются быстрее пройти до финишной линии и обратно, чтобы касанием руки передать эстафету следующему участнику своей команды, таким образом, пока вся команда не проделает этот путь.

Побеждает команда, последний игрок, которой первым пересечет линию старта.

2.Игроки должны пройти дистанцию 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь одной лыжной палкой.

Побеждает тот, кто придет к финишу первым, не наступив ни разу свободной ногой на снег.

Слева и справа от лыжни, сбегающей со склона, устанавливаются цели — снежная «баба», небольшой картонный щит и т. д. Школьники, спускаясь без остановки, должны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее число попаданий из 4— 5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

infourok.ru


Смотрите также