Техника фрирайда. Два совета катающимся по целине. Целина лыжи


Катание по целине для тех, кто отвергает широкие лыжи

Оригинал: HyperSki

Перевод: Сергей Шиков

Автор: Марк Гринштейн

Каждый год лыжники среднего уровня задают мне один и тот же вопрос "как кататься по целине?" Мой ответ прост: "Какая разница? Просто идите на целину, и не бойтесь что упадете". Падение в целинном снегу может быть одним из самых приятных моментов очередного дня в горах. Но поскольку большинство читателей ищет более существенного ответа, чем этот, так вот вам: ;-)

Купите себе широкие лыжи.

Широкие лыжи реально упрощаю дело, так что если вы не любите, когда все ваше лицо в снегу, это превосходное решение для целинного катания. Имея намного большую площадь скользящей поверхности, они держат вас на снегу ближе к поверхности, делая практически невозможным погружение ниже уровня колена, что обычно и приводит к большинству падений. Широкие лыжи также являются отличным инструментом для тяжелого снега, причем не требуют от вас такой же тяжелой работы. И хотя широкие лыжи были изобретены не совсем для этого, это лучшее, что было придумано для катания по очень тяжелому снегу (в оригинале - crud).

Если это не убедило вас купить для целины лыжи пошире, читайте дальше.

Традиционные лыжи все еще прекрасно работают в целине. Используемая техника различна в зависимости от глубины снежного покрова. Если глубина снега примерно до лодыжек, техника не отличается от используемой на мягком уплотненном снегу. Однако все меняется уже при глубине снега по верхнюю часть голени или до колена. Хороший способ плавно скользить по такому снегу - избегать сосредоточения веса тела строго на одной лыже.

Двигаясь вдоль линии склона, старайтесь равномерно распределять свой вес. Чтобы выполнить поворот, выдвиньте наружную лыжу вперед. Я делаю это путем "перекатывания" одного колена по другому. (это моя теория - если колени вместе, ступни не могут оказаться слишком далеко друг от друга). Не надейтесь на канты; от них мало пользы. Перемещайте вес тела понемногу, намного легче, чем делаете это на плотном снегу. В этом и нет особой нужды, так как глубокий снег не дает набрать большую скорость. Как и при катании по плотному снегу, будьте готовы приложить чуть больше усилий в очередном резком повороте.

Если вы обнаружили, что трюк с перекатыванием коленей не выходит, и вы просто не можете разгрузить лыжи, вот другой прием: рикошет (bounce). Подтяните обе ноги высоко вверх прямо в снегу. На короткое время вы как бы выполняете поворот прыжком. В процессе поворота большая часть ваших ног находится в воздухе, а не под снегом. На крутых склонах концы лыж также "всплывут", дав вам возможность направить их в новом направлении. Это похоже на поворот на верхушке бугра, когда снега под носками лыж нет, и вы готовы продолжить движение вниз.???

На самом деле, рикошетируя вы можете даже СОЗДАТЬ мини бугор в целине. Снег под лыжами всегда слегка уплотняется вашим весом. При прыжке вы передаете лыжам еще больше энергии. Конструкция лыж распределяет эту энергию на носки и пятки лыж, и носки уплотняют снег. Этот уплотненный снег создает основу, которую можно использовать для поддержки когда (долей секунды позже) ваши ступни окажутся над ним. Таким образом очередной прыжок упрощается, так как вы подготовили себе надежную площадку для "взлета".

Отважный лыжник, показанный на фото, использует не самую лучшую технику. Просто он хочет показать вам, что катается на K2, и что он тащится от них. ;-) K2 могут заставить вас поверить, что тут существует причинно-следственная связь. Может быть K2 - это действительно правильный выбор? Для этого лыжника это так и есть, поскольку он счастлив. Он получает УДОВОЛЬСТВИЕ от катания.

Главная новость в том, что нет "правильного" способа катания по целине, кроме того, чтобы просто получать удовольствие. И пока вы не тратите напрасно время, огорчаясь каждому падению, пока вы радуетесь тому факту, что эта белая пушистая пелена окружает вас со всех сторон, вы все делаете правильно.

Если описанные тут приемы помогут вас достичь успеха, вы не будете нуждаться в широких лыжах. Фактически, широкие лыжи возможно лишают лыжника шанса испытать одно из наивысших ощущений целинного катания - когда снег летит прямо в лицо (в оригинале - face-shot). В те волшебные дни, когда два или более фута свежего снега (примерно 60 см.) ждут вас, только старые добрые классические лыжи позволят погрузиться настолько глубоко, чтобы фонтан снега достал до лица.

Желаю вам захватить несколько таких прекрасных денечков в этом сезоне.

Марк Гринштейн бросил юриспруденцию ради лыж и писательства, и теперь катается на лыжах и сноуборде по целине так много, как только может. Он слишком эгоистичен, чтобы давать уроки на утренней целине, но попробуйте поймать его на склонах Aspen Highlands или Northstar после обеда, и возможно он захватит вас с собой на спуск по целине между деревьев.

Другие заметки из архива HyperskiГлавная страница HyperskiФото: Courtesy of Aspen Highlands. Подпись: Это не Марк.Copyright - New World Vistas

www.rasc.ru

Техника катания по целине и стойки. Новости. Salomon

23.12.2010

Лучшее катание, истинное наслаждение, подлинный рай для горнолыжника - какими только эпитетами не награждают это невероятное, чудное состояние скольжения на лыжах в белоснежной воздушной субстанции под названием «целина». И это правда - поддержат настоящие горнолыжные волки. Что вы, это просто мучение - воскликнут чайники. Так то оно так, да только где взять столько сил - погрустят хрупкие дамы. Все-бы ничего, однако мокровато (после бесконечных падений) - пошутят горнолыжники со стажем. Каждый из Вас, конечно же, прав. Катание по глубокому снегу это и кайф, и восторг, и кувыркание в снегу, и дикая усталость в ногах, и царапины на лице, и порванная одежда, и... нескончаемая радость от бесконечного скольжения. Попробуем разобраться как же перейти из состояния борьбы, усталости и злости на самого себя к парению, свободному полету над бескрайними белоснежными полями. Для начала - пару слов о том каким же бывает снег.Легкая бездонная целина После тихой морозной ночи со снегопадом Вы имеете шанс получить лучшее катание. Глубокий, пушистый, легкий снег, который разлетается от одного лишь Вашего дуновения - это и есть предел мечтаний любого горнолыжника. Нет более хороших условий для начала занятий.

Тяжелая мокрая целина Довольно частое явление весной или на курортах с низкими высотами, а также на южных склонах и в зимнее время. Характеризуется нестабильностью, необходимостью сильной концентрации внимания, а также хорошей физической подготовки.

Наст Снежный покров с относительно плотным верхним слоем и мягким, пушистым снегом внутри - наиболее неоднородный, трудно прогнозируемый и труднопреодолимый снег. После снегопада, сопровождаемого сильным ветром, а также после морозной ночи весной сильные горнолыжники имеют отличную возможность проверить свой уровень, а начинающие - понять, что они еще ничего не умеют. Верхний слой - наст - может быть чуть заметным, легко «пробиваемым» лыжами или полностью сформировавшимся, плотным покрытием, по которому лыжи скользят как по подготовленной трассе, или чем-то «непонятным»; Вы вроде «плывете» в целине и вдруг натыкаетесь на плотный слой, который, однако, ломается под вами как лед. Иногда лыжи ныряют под него, и вы летите кубарем через голову.

При спусках наши лыжи передвигаются в одной плоскости: слева направо и наоборот. При движении в глубоком снегу возникает новое принципиальное отличие - лыжи перемещаются вверх-вниз в толще снега. Возникает новое «второе» измерение, которое, казалось бы, должно сильно усложнить задачу. Однако, это совсем не так. Для всех желающих научиться или безуспешно пробовавших кататься в целине необходимо запомнить одну простую истину - принцип скольжения не зависит от типа снежного покрова. В чем же принцип? Когда наши ноги давят на лыжу, она прогибается, а когда мы наклоняем колени влево или вправо, ставя лыжу на кант и смещая центр тяжести внутрь поворота, лыжа скользит по дуге и поворачивает. Давление на лыжу (прогиб лыжи) и смещение центра тяжести внутрь поворота (создание центра вращения) приводит к повороту. Однако давить на лыжу можно сколько угодно долго, а она не будет прогибаться, если нет опоры, а ее-то и нет в глубоком снегу. Именно «искусственное» создание опоры в толще снега и есть первый шаг в освоении.

Вспомните незатейливую детскую игрушку - маленький мячик на резинке, вы опускаете руку вниз, отпускаете мячик, и он плавно двигается вниз. Затем вы поднимаете руку вверх, резинка натягивается, и мячик следует за рукой. Теперь представьте, что ваш корпус - это рука в игре, а Ваши ноги - это мячик. Перемещаясь вниз, более тяжелый корпус давит на ноги, а те, в свою очередь, на лыжи, уплотняя снег и создавая опору от которой можно оттолкнуться. Последующее выпрямление и подтягивание ног позволяет лыжам «всплыть» на поверхность из толщи, и здесь их легко развернуть и ввести в новый поворот. Итак, первый этап: уплотнение снега - создание опоры и последующее всплытие на поверхность.

Направьте лыжи поперек и чуть вниз по склону, начните движение - приседайте, уплотняя снег под собой; почувствовав опору, выпрямляйтесь, слегка подтягивая ноги, и снова давите на снег. Для большей устойчивости и облегчения разгибания используйте опору на палку, как и в обычных поворотах. Основное, чем вы должны овладеть - это плавные движения вверх-вниз и поддержание ритма: мягкое, но активное приседание - создание опоры - отталкивание - подъем на поверхность - спокойное скольжение и снова ... Основная ошибка - вы беспорядочно дергаетесь и совершаете неритмичные мелкие скачки. Не торопитесь, сделайте полный цикл, а потом катитесь свободно.

Если этот этап прошел более или менее успешно, и не только Вы, но и ваши ноги «поняли» принцип, перейдем ко второму этапу - отдельные повороты. Исходное положение то же: лыжи смотрят поперек-вниз по склону. Ваша стартовая скорость не слишком высока, и вас не разносит, а с другой стороны достаточна для совершения поворотов. Сделайте динамичное приседание, создайте опору и оттолкнитесь от нее. Вот теперь и начинается самое интересное. Почувствовав, что вы всплыли на поверхность, слегка разверните лыжи голеностопами в сторону нового поворота и, плавно устремляя корпус вниз, «вдавите» лыжи в снег, разрезая толщу. Не прекращая движения, сделайте небольшой траверс и повторите движение, совершая поворот в другую сторону. Ну что, получилось? Думаю, не совсем.

На данном этапе вам предстоит освоить три основополагающих элемента техники катания в глубоком снегу: «мягкие ноги», «плавный ввод лыж в поворот» и «игра коленей». Всплыв на поверхность, не торопитесь перебросить лыжи в новый поворот поставив их поперек склона - вы лишите себя того, зачем встали на лыжи - сладкого чувства скольжения: при резком развороте лыж поперек вы останавливаетесь, лыжи застревают в снегу и сползают юзом вниз. Вместо этого попробуйте лишь слегка развернуть носки лыж в сторону нового поворота, после чего плавно присядьте и, наклонив колено внутрь поворота, вдавите лыжи в снег В первый момент скорость будет нарастать, но не надо этого бояться: больше наклоняйте колени внутрь и активней создавайте опору, давите на снег. Подключите свое воображение - вы подбросили мяч вверх и должны поймать его. Чтобы не отбить ладонь, вы, конечно же, плавно опустите руку, продолжая движение с ним вниз прямо в момент его прикосновения к ладони. Попробуйте повторить это же движения на лыжах. Добивайтесь идеального контакта лыж со снегом при входе в поворот.

Мы уже говорили, что ключ к любому повороту - это давление на лыжи и наклон центра тяжести внутрь поворота - создание центра вращения. В глубоком снегу это важно вдвойне, поскольку толща, которую разрезают лыжи, создает дополнительное препятствие. Тренируйтесь в активном наклоне коленей внутрь будущего поворота. Никогда не стойте над лыжами - лыжи всегда должны быть сбоку от вашего корпуса, вращаться вокруг вас. И, наконец, давление на лыжи. Мы, конечно, слегка лукавим, призывая вас приседая давить на снег (приседание приводит к ослаблению давления). На самом деле, сгибание ног в первой стадии поворота позволяет верхней части тела, двигаясь вниз, набрать достаточную кинетическую энергию, затем мы «выключаем» колени и весь накопленный энергетический потенциал более тяжелого корпуса передается на лыжи, и они продавливают снег, создавая опору. Приседание необходимо лишь в самой начальной стадии поворота: во-первых, чтобы обеспечить мягкий контакт со снегом, во-вторых, чтобы создать достаточный запас для последующего разгибания ног и выталкивания себя на поверхность. Несколько слов о стойке при катании в глубоком снегу. Первое желание начинающего - отклониться назад, «выдернув» носки лыж на поверхность. Не стоит! Через 50 метров ваши ноги нальются свинцовой тяжестью и вам будет не до поворотов - лишь бы устоять. С другой стороны, при задней стойке вы лишаете себя возможности активно «играть» коленями, а значит будете катиться вниз, почти не поворачивая, и набирать скорость, а значит упадете.

Стойка при катании в целине такая же как и всегда - равновесная: центр тяжести располагается над серединой ваших ботинок, при этом лыжи загружены равномерно по всей длине. Основное отличие - в поперечной загрузке лыж - распределении нагрузки между лыжами. В глубоком снегу крайне важно на начальной стадии освоения техники обеспечить равномерную загрузку обеих лыж. Для этого постарайтесь держать лыжи вместе, не позволяя им разъезжаться более чем на 10 см друг от друга - это не просто, но необходимо. С другой стороны следите за своим корпусом (плечами). Плечи всегда направлены вниз - ведь именно туда вы катитесь?! Не надо наклонять плечи в стороны или вращать ими - это не поможет в поворотах, зато сильно помешает в обеспечении равномерной загрузки лыж. Попробуйте развернуть плечи в сторону нового поворота, ну скажем, направо - в следующее мгновение ваша левая лыжа, получив большую нагрузку, уйдет под снег, и Вы летите через нее вниз по склону. Каждый раз перед началом спуска направьте носки лыж вниз по склону, плечи также смотрят строго вниз. Сохраняйте это положение в течение всего спуска - верхняя часть корпуса остается неподвижной, в то время как ноги «танцуют» вокруг него вправо-влево, раз-два, раз-два... Работа рук также имеет важное значение. Вы уже знаете, что поддержание ритма крайне необходимо при спусках в целине. Как ни странно, именно руки задают этот ритм. Постарайтесь делать уколы палкой, не пропуская ни одного поворота. Одна ошибка, и ваши плечи начнут вращаться в сторону поворота и... Да, снег то мокрый! Делайте четкие, акцентированные уколы. Ставя палку на снег, Вы на мгновение фиксируете плечи, и они сохраняют правильное направление. С другой стороны, укол палкой - сигнал к началу разгибания, к новому повороту. Считайте «про себя»: раз-два, раз-два. Работайте руками. Танцуйте! Техника катания в мокрой целине или по насту имеет ряд дополнительных особенностей. Чтобы совсем не отбить желание, выходите на сложный снег только, если легкая целина не вызывает трудностей.

Основное отличие этого типа снега заключается в том, что он настолько плотный и тяжелый, что невозможно, или почти невозможно, провернуть лыжи в толще. Поэтому на первый план выходит необходимость совершать вход в поворот (разворот лыж) практически без контакта со снегом - проще говоря, вам надо оторвать лыжи от поверхности и в этот момент развернуть их. Здесь Вам пригодиться все, чему вы научились, катаясь в легкой целине. Но будьте готовы к тому, что поначалу вновь почувствуете себя чайником. Этот снег не прощает даже малейшей неточности. Психологический настрой имеет первостепенное значение. Не выходите на склон после кружки пива или бессонной ночи. Подготовьтесь к схватке «не на жизнь, а на смерть». Снег больше Вам не друг. Злитесь на него.

Ритм - это то, без чего вам не обойтись. Вспомните, что именно руки имеют первостепенное значение. Делайте более активный, акцентированный укол - снег достаточно плотный, и ваша палка не провалится глубоко. Представляйте себя пикадором перед решающим ударом - колите!

Более тяжелый снег потребует от вас большей скорости и большей амплитуды движений. Оттолкнувшись и «взлетев» над склоном, не раздумывая разворачивайте лыжи в новый поворот, используя голеностопы и наклон коленей внутрь поворота с большей, чем до сих пор, амплитудой, прорезайте толщу и опять готовьтесь к взлету. Стоит вам запоздать с наклоном коленей, и снежное болото засосет лыжи в капкан. Вы уже не сможете их провернуть. Строго говоря, при катании по крепкому, но «пробиваемому» насту вы не ведете поворот - верхняя корка не позволяет. Ваша задача отскочить, выпрыгнуть из снега как каучуковый мячик - чем быстрее, тем лучше.

Мягкие ноги - ключ к успеху. До сих пор ваши лыжи все время находились в контакте со снегом. Теперь же вам необходимо приземляться после каждого поворота. Чем плотнее снег, тем сильнее разворот лыж при входе в поворот, а значит, идеальнее должно быть приземление. Пробуйте еще и еще. Добивайтесь быстрых, но мягких поворотов. Стойка имеет одну маленькую особенность. Для того, чтобы облегчить выход из тяжелого снега, в последний момент едва заметно отклонитесь назад, позволяя носкам лыж «пробить» корку или вынырнуть из мокрого снега (вытащить лыжи целиком может оказаться слишком затруднительно), после чего незамедлительно вернитесь в равновесную стойку.

www.salshop.ru

Как правильно подбирать лыжи...

Как правильно подбирать лыжи... [20.01.2011]

Как правильно подбирать лыжи

ВЫБОР ГОРНЫХ ЛЫЖ

Подбирая лыжи, необходимо знать, что современные горные лыжи для любительского сектора создаются с ориентацией на определенные целевые группы. Производители выпускают лыжи для катания - по подготовленным трассам - по целине - по целине и по подготовленным трассам (универсальные лыжи) - в парке (катание на специально профилированных склонах) - по специально созданным искусственным препятствиям (newschool) Последние две группы мы в данной рекомендации рассматривать не будем.

На какие характерные признаки, при подборе лыж, каждой из этих групп надо обращать внимание.

Подбираем лыжи по ширина талии. На подготовленных склонах, которые нередко бывают жесткими и даже леденистыми, наиболее удобно кататься на лыжах с узкой талией 65-72мм. Именно такую узкую талию имеют спортивные слаломные лыжи, предназначенные для коротких поворотов на предельно жестких склонах. Однако при внетрассовом катании на мягком снегу эти лыжи будут проваливаться, а чтобы этого избежать, потребуются большие скорости, что не всегда безопасно.Для движения по пушистой целине нужны лыжи с максимальной площадью и поэтому их талия превышает 90 и даже 100мм. Однако езда на них по жесткому склону будет достаточно утомительным занятием. Все остальные лыжи, имеющие талию от 72 до 90мм, в той или иной степени считаются универсальными. Соответственно, чем ближе ширина талии к нижней границе, тем больше эти лыжи подходят для подготовленного склона, а чем ближе талия к 90мм, тем легче на них спускаться по целине и труднее - по жесткому подготовленному склону. Диапазон значений 78-82мм соответствует универсалам, на которых одинаково удобно кататься практически везде. Хотя надо понимать, что в любой зоне катания эти лыжи проигрывают по комфорту лыжам специализированным, но ведь и созданы они для того, чтобы не возитьсобой 3 пары лыж на все случаи жизни.

Подбор лыж по радиусу бокового выреза. Радиус бокового выреза лыжи определяет крутизну вашего поворота при закантовке лыжи на опреленный угол. Лыжа с большим радиусом бокового выреза пойдет по более широкой дуге и будет более устойчива на больших скоростях, чем лыжа с маленьким радиусом. Лыжи для любителей коротких поворотов при ростовке 165 имеют радиус R=11-12м, а лыжи для любителей больших скоростей и больших дуг имеют радиус R=15-17м. Лыжи для целины имеют в основном радиус более 20м. Лыжи с радиусом R=13-14м являются достаточно универсальными для катания по подготовленным склонам – на них комфортно делать как короткие так и длинные повороты.

Подбор по продольной жесткости лыжи. В повороте лыжа прогибается и этот прогиб способствует выполнению поворота. Величина прогиба при движении по дуге при прочих равных условиях зависит от действующих на лыжу сил – веса лыжника и центробежной силы. При скорости в 50км/час и движении по дуге с радиусом 10м на лыжу действует сила, равная утроенному весу лыжника. Но с такими нагрузками спускаться по склону могут только спортсмены, имеющие специальную подготовку. Лыжник-любитель, спускающийся по той же траектории, но со скоростью 20км/час будет давить на лыжу с силой, всего лишь незначительно превышающей его собственный вес.Отсюда понятно, что если и в том и другом случае лыжи должны прогнуться по одной и той же дуге, то лыжи для небольших скоростей должны быть значительно мягче, чем лыжи спортивные. Именно в этом случае удобнее всего отрабатывать технику выполнения поворотов (можно использовать те же приемы, что и в спорте, но на меньшей скорости). Для целинных лыж продольная жесткость является определяющей для крутизны поворотов. На более мягких лыжах повороты будут круче, зато более жесткие лыжи позволят развивать большую скорость, не теряя контроля за управлением.

Торсионная жесткость лыжи. Для того чтобы выполнять резаные повороты на жестком склоне, поставленная на кант лыжа не должна сильно скручиваться в поперечном направлении. Лыжи с хорошей торсионной жесткостью будут точнее идти по заданной лыжником траектории, цепляясь даже за ледяной склон, что важно при агрессивном, спортивном стиле катания. Лыжнику с недостаточно совершенной техникой лишняя торсионная жесткость будет даже вредной, т.к. его случайные неправильные движения приведут к тому, что лыжа и лыжник начнут двигаться по разным траекториям с неминуемым падением в конце.Поведение более торсионно мягкой лыжи легче корректировать по ходу движения (еще про такие лыжи говорят, что «они прощают ошибки»). Как правило, продольно мягкие лыжи имеют меньшую торсионную жесткость.

Какова должна быть длина лыж?Подготовленные склоны. Современная практика показывает, что оптимальным выбором в серии лыж для подготовленных склонов будет длина, определяемая как рост -15см. При такой длине лыжи не будут поскальзывать (если ими правильно управлять), будут устойчивы в ведении дуги (особенно в резаных дугах) и позволят развивать достаточно высокие скорости. Если же вы новичек, осторожный по натуре, не имеющий избыточного веса и к тому же не планируете в обозримом будущем принимать участие в первенстве мира соседнего двора, то можно спокойно брать лыжи, которые короче вас на 20см. Наоборот, большой избыточный вес, любовь к большим скоростям и презрение к последствиям должны побудить вас выбрать лыжи длиннее усредненной рекомендации на 5см.Целинное катание. Для катания в целине важнейшее значение имеет площадь лыжи, которая должна дать лыжнику надежную опору даже при небольших скоростях и при самом легком пушистом снеге. В то же время на скорости они должны вести себя устойчиво. Поэтому для катания исключительно по целине профессионалы выбирают лыжи с талией более 100мм и длинные (рост +15, +20см). Катание по разным типам склонов. Здесь используются, так называемые универсальные, лыжи, имеющие геометрические характеристики средние между специализированными целинными лыжами и лыжами для подготовленных склонов. Соответственно при талии 76-82мм их ростовка определяется как рост -5, +5см. Существуют модели, у которых носок и пятка имеют плавный подъем, благодаря чему на укатанном склоне эффективная длина канта, взаимодействующего со снегом, оказывается намного меньше реальной длины лыжи. Таким образом, намного облегчается выполнение поворотов на подготовленных склонах и в то же время в мягком снегу эти лыжи работают всей скользящей поверхностью, имеющей большую несущую площадь.

Покажем на примере, как подобрать лыжи для новичка ростом 175см, с нормальным телосложением. Лыжи для него должны удовлетворять следующим требованиям: длина = 160см, талия 68-72мм, лыжа должна быть ориентирована на начальный уровень, т.е. быть достаточно мягкой (это определяется по каталогу фирмы-производителя или по комментарию продавца). Какого производителя лыж выбрать – имеет меньшее значение, чем соответствие цвета лыж костюму или цвету глаз (кому что важнее). Как правило, цена лыж в сегменте «для начинающих» заметно меньше, чем «для продвинутых лыжников». Это связано не столько с качеством лыж, сколько с маркетинговой политикой фирм-производителей. Лыжи для начинающих имеют минимальную наценку, а лыжи экспертные – максимальную.

Борис Руцкой, 2010

 

www.tff.ru

Техника фрирайда. Два совета катающимся по целине

Катание по целине часто описывается как некое “неземное” ощущение, да это и неудивительно. Разве ощущения, которые возникают в волшебные мгновения полуполёта-полускольжения можно передать словами? Ежегодно сотни и тысячи любителей целины едут и летят в Шерегеш и на Красную Поляну, забираются на гребень Айкуайвенчорр в Кировске и уходят “на дальние Юга” или “Севера” Чегета после снегопадов. В США катание по целинному снегу является чем-то вроде национальной горнолыжной особенности – там есть популярные места, вроде курорта Альта в штате Юта, и специальные школы, в которых учат катанию по целине. В нашей стране и специалистов в этом виде катания не так много, и лишь немногие из них готовы кого-то учить: целина штука нечастая, и тратить редчайший день удачи на раскопки и поиск потерянной в снегу начинающим райдером лыжи – не самое интересное времяпровождение.

Однако уже на протяжении нескольких лет на курортах Кавказа работает программа “фрирайд с гидами”, и всем лыжникам, кто хочет научиться кататься по целине, имеет смысл поучаствовать именно в этой программе вне зависимости от того, в каком регионе – Красная Поляна, Домбай или Приэльбрусье – вы планируете провести свой отпуск. Гиды в любом из регионов – опытные райдеры, участники и призеры российских соревнований, очень хорошо знающие склоны гор, на которых они работают. Все они, как правило, являются инструкторами, и не только сами умеют и любят кататься в сложных условиях (по мокрому тяжелому снегу, по застругам или проламывающейся корке) и в целинном снегу, но и могут подкорректировать технику других любителей лыж. Приведенные здесь советы, которыми поделились гиды, помогут быстрее освоиться в непривычных, но очень привлекательных, снежных условиях тем, кто только выходит на внетрассовые просторы.

Совет 1: спускайтесь в ритме снега

Катание в целине очень трудно разделить на отдельные повороты, потому что для их выполнения требуется импульс, который в глубоком снегу может явиться результатом только ритмичного и плавного, без резких движений, спуска. Глубина и плотность снега, крутизна склона, скорость спуска, ширина лыж, глубина бокового выреза и даже вес лыжника – условия, определяющие ритм поворотов.

Условия Ритм и рисунок поворотов

Неглубокий снег Легкий снег Возможен быстрый ритм поворотов Крутой склон Допустим малый радиус поворотов Высокая скорость Большое количество вариантов движений Широкие лыжи Глубокий боковой вырез

Условия

Глубокий снег Тяжелый снег Необходим медленный ритм поворотов Пологий склон Необходим большой радиус поворотов Низкая скорость Узкий диапазон допустимых движений Узкие лыжи Неглубокий боковой вырез

Надо четко усвоить, что в целине невозможно поворачивать так же быстро, как на укатанном снегу. Кроме того, различное состояние глубокого снега требует и различной скорости, интенсивности и продолжительности движений.

Ключ к освоению плавного и текучего ритмичного спуска находится в… чувстве снега. Что это такое? Необходимо освоить лыжи и снег настолько, чтобы ногами ощущать сопротивление снега движениям лыж. Цель состоит в том, чтобы при помощи изменения интенсивности и продолжительности воздействия на лыжи постоянно удерживать их в состоянии ровного, без рывков, скольжения сквозь снег. Естественно, чувство снега не приходит с первым или вторым спуском. Необходимо провести на целинном снегу достаточно много времени, и желательно - в сопровождении опытного инструктора, который сможет подсказать, каким элементам необходимо уделить максимум внимания. Конечно, нужно экспериментировать, – но сначала необходимо освоить некоторый “базовый” набор знаний, научиться двигаться таким образом, чтобы спуск был стабильным, а уже потом стараться расширить границы дозволенного при данных условиях.

Совет 2: палку – вперед!

Классическая техника, применяемая для катания по глубокому снегу с 60-х годов прошлого века. Основа этой техники – очень раннее движение палки вперед, сопровождаемое выносом вперед новой “внешней” руки и, как следствие – закручивание корпуса внутрь следующего поворота, используемое как инициирующее движение. Другими словами, сразу же после того, как выполнен укол нижней по склону палкой, начинается движение другой палки и руки вперед. Затем, после того, как лыжи пересекли линию падения склона - при завершении поворота - лыжник удерживает вынесенную вперед палку острием вниз по склону до момента следующего укола. Рано начатое движение палки и руки вперед создает вращательный момент движения корпуса, который помогает облегчить перекантовку лыж одновременно с их разгрузкой при переходе из поворота в поворот. Кроме того, это движение, поскольку оно направлено вниз по склону – поперек лыж, помогает оставаться сбалансированным над стопами.

Многие теряются в глубоком снегу, который мешает им управлять лыжами при помощи привычных движений и выполнять сопряженные повороты. Заранее вынесенная вперед и готовая к уколу палка, как ни странно, направляет мысли в более привычное русло. Результатом этого является более плавное (и предсказуемое для самого себя) движение лыжника.

Удержание палки острием вниз по склону на протяжении второй половины поворота (после того, как лыжи пересекли линию падения склона) помогает оставаться в средней стойке, над своими стопами. Помимо этого, направление наконечника палки вниз по склону после того, как лыжи пересекли линию ската, удерживает торс развернутым в сторону нового поворота. А такое положение торса помогает эффективно работать ногами для управления лыжами и для того, чтобы ощущать сопротивление снега движению лыж и использовать его.

Основное условие, своеобразный ключ к успешному использованию этой техники – внутренняя рука, стабильно удерживаемая вынесенной вперед и плечо, которое как-бы сблокировано с предплечьем и следует за ним в момент выполнения укола. Без этой блокировки мышц руки и плеча и выполняемой за счет этого своеобразной остановки вращательного движения торса, тело лыжника будет закручиваться в поворот. Результатом такого закручивания обычно является … поиск отстегнувшейся лыжи в пушистом снегу. Существуют различные вариации этой техники. Достаточно давно, когда вращательное движение верхней части тела считалось необходимым для начала поворота, лыжники выполняли движение рукой и палкой вокруг тела, поперек направления движения лыж. Любителей, сознательно использующих такую технику, еще и сейчас можно изредка встретить на склонах.

Еще один вариант выполнения этого движения – с направлением палки вниз по склону и удержанием локтя руки, выполняющей опережающее движение, довольно близко к бедру. В этом случае используется акцентированная ангуляция бедер в сочетании с разворотом их и верхней части корпуса вниз по склону для обеспечения мощного вращения ног и соответствующего контр-вращения торса. Техника раннего выноса палки вперед в современном варианте характеризуется положением рук. Руки лыжника подняты немного выше и чуть шире разведены в стороны, по сравнению с их положением при катании на подготовленном склоне. Такое положение рук является гораздо более эффективным и позволяет точно управлять лыжами, особенно современными моделями – широкими и короткими, которые поворачивают гораздо легче своих предшественников.

Освоение этой техники, которая довольно проста в использовании, часто дает отличные результаты – спуск становится ритмичным и плавным. При этом начать осваивать эту технику можно и даже нужно на раскатанном склоне, поскольку она достаточно эффективна не только в целине, но и на крутых склонах, да и на буграх (при соответствующей аморизации – проглатывании бугров интенсивным сгибанием). Надо сказать, что осваивать эту технику, как и любые элементы, намного легче под присмотром владеющего ей инструктора. Без внешнего контроля легко “скатиться” от выноса палки вперед к закручиванию торса в поворот.

Автор: Георгий Дубенецкий Источник: www.chelextreme.ru

www.skisport.ru


Смотрите также