Фрирайд, бэккантри, ски-тур, ски-альпинизм… Одно и тоже? Бэккантри лыжи


Фрирайд, бэккантри, ски-тур, ски-альпинизм… Одно и тоже? — Risk.ru

Заспорили мы как-то с Аркадием Клепининым о том, что есть фрирайд. Выяснилось, что у нас совершенно разные восприятия этого понятия…

Дело в том, что мы к этому самому фрирайду подходим с разных сторон. Аркадий – со стороны альпинизма, а я – с того края, который ближе к горным лыжам. Доводы Аркадия мне понятны, поскольку я и сам когда-то сходил на несколько несложных вершин, да и зимой на лыжах с палаткой тоже немного путешествовал. Но было это в те далекие времена, когда понятия фрирайд не существовало, ледорубы и веревки были только ВЦСПС-овскими, а лыжи – узкими и длинными. Так вот Аркадий считает, что разница между всеми этими понятиями существует лишь в нашем восприятии, а все идет от ски-тура, который и есть суть передвижения на лыжах по горному рельефу. И мне кажется, что с точки зрения самой сути свободы, спусков по нетронутым склонам, наслаждения скоростью, отсутствием ограничений (за исключением соображений безопасности) – то есть истоков горных лыж, Аркадий, безусловно, прав.

Но как известно, дьявол кроется в деталях. И различия между всеми этими определениями, на мой взгляд, существуют. С моей точки зрения, можно провести следующую параллель: есть бэйс-джампинг и восхождение. Так вот цель бэйсера – прыжок, а восхождение лишь путь к цели. А цель альпиниста – взойти на вершину, а не спуститься с нее (хотя спуск зачастую опаснее самого восхождения). И тот и другой идут по одному маршруту, используют во время восхождения одно и то же снаряжение. Но цели и, соответственно, мотивация – совершенно разные. И согласитесь: если бэйсера можно назвать восходителем (мы не берем случай, когда он нанимает шерпов и они буквально втаскивают его на вершину), то альпиниста, который на вершине провожает взглядом улетевшего собрата по подъему и начинает долгий и сложный спуск, бэйсером назвать уж никак нельзя. Вот я и склонен к небольшому, но разделению понятий фрирайда и бэккантри, хотя в большинстве случаев это очень близкие типы активного времяпровождения в горах. Судите сами: райдеры спускаются по непростым линиям, в последнее время – все дальше от подготовленных трасс. Но в то же время, спуски фрирайдеров могут проходить и по лесу рядом с подъемником – никуда «в бэккантри» отправляться не нужно. К примеру, на американском курорте Сноумасс спуски по лесу с дропами (прыжками) со скал метров по 15 – 20 находятся непосредственно внутри территории курорта. А лес и склоны курортов Роза Хутор или Альпика-Сервис, когда начало и конец спуска находятся прямо у станций подъемников? Я не могу отнести такой фрирайд к бэккантри.

И наоборот: есть бэккантри, которое не является фрирайдом. Мое ощущение - фрирайд это катание технически сложное и, в общем, недоступное ни любителю, умеющему только «карвить», ни ценителю просторных целинных склонов. Не будем забывать, что по фрирайду проводятся соревнования различного уровня, вплоть до своего рода Кубка мира – Freeride World Tour. Согласитесь: одно дело – сложные кулуары с необходимостью прыгать с уступов и ледяная корка с природными буграми, и совсем другое – неторопливый подъем по снежным полям на пологую вершину (на камусах, например) и расслабленный спуск. Есть и еще одно – уже касающееся личного мироощущения, различие: понятие бэккантри не подразумевает подъем ради спуска, как во фрирайде, или спуск как необходимость (после желанного восхождения), как в альпинизме и ски-альпинизме. Бэккантри - это гармония того и другого. Цель фрирайда – спуск, а подъем – вынужденный элемент пути к этой цели. В бэккантри, как и в ски-туре в горах и в летнем горном туризме, получаешь удовольствие и от подъема и от спуска, в полном соответствии с переводом: «назад в природу».

Есть и еще одна разновидность внетрассовых спусков, это катание по целине – высшее счастье, доступное горнолыжнику. Ну, с целиной все понятно – она или есть, или ее нет (что бывает, к сожалению, намного чаще). И любители именно целинного катания чаще всего вынуждены выбирать между хели-ски (если есть много денег), или кэт-ски (подъем к началу спуска осуществляется на ратраках) – подешевле, но тоже не слишком доступно широким массам, или подъем собственными ножками, то есть… бэккантри. О своем восприятии ски-альпинизма я упомяну коротко: цель – подъем, а спуск на лыжах – чуть ли не вынужденный элемент, тем более что во многих случаях катанием на лыжах этот спуск назвать, строго говоря, не получится. То есть цель та же, что и в альпинизме – подъем, а спуск на лыжах – это сродни прыжку бэйс-джампера после восхождения. И я не выделяю в отдельную категорию ски-тур в горах, поскольку как мне кажется, ски-тур и бэккантри суть одно и то же. Или и здесь есть оговорки? Производители лыж и фильмов используют еще один термин – бэккантри-фристайл, то есть к удовольствию от спуска добавляется еще и адреналин от сложных – с трюками - прыжков с естественного рельефа. Ну… как мне кажется, это удел настолько узкой прослойки весьма опытных лыжников, что лучше оставить им самим попытки определить, к чему они больше склоняются. Тем более, что к началу спусков они чаще поднимаются при помощи вертолетов, а не используя камусы. Раз уж упомянули камусы, вспомним и о снаряжении. Точка зрения Аркадия – лыжи для фрирайда и ски-тура, бэккантри – суть одно и то же, также как и лучшие крепления. Опять: с одной стороны, надо бы согласиться, поскольку ведущие производители лыж уже вовсю выпускают облегченные – с карбоновыми слоями модели для фрирайда, а крепления и ботинки позволяют идти вверх также удобно, как и на снаряжении для ски-тура. А производители, которые раньше не были замечены в горячей любви к горнолыжному, а не ски-тур снаряжению, и лыжи стали делать широкие, и крепления tech bindings появились мощные, рассчитанные на типично «горнолыжные» нагрузки. Так что сближение снаряжение, которое позиционируется для фрирайда и для ски-тура, налицо.

Но как быть с весом, который человек, идущий вверх по склону, несет на своих ногах? И вот тут производители явно поддерживают мою точку зрения, а именно: снаряжение в первую очередь для спуска – то есть основного занятия фрирайдера, намного тяжелее, чем то, которое адресовано любителям длительных подходов или путешествий. Взять хотя бы уже упомянутые варианты одних и тех же моделей с карбоном и без карбона (возьмем не самую широкую модель, 107 мм в талии): Одна лыжа White Dot Director – 1880 г, модель Director Carbon Light на 200 г легче. Ски-тур крепления Fritschi Diamir Vipec 12 или Dynafit Beast 16 весят 935 - 940 г, а фрирайд-модель Tyrollia Adrenalin 16 – на 420 г тяжелее. Ботинки из Pebax тоже снимут грамм по 700 с каждой ноги. И это еще не самые легкие модели. Понятно, что лишние полтора килограмма на каждой ноге – не слишком принципиальны, если ходить вверх мало, или не ходить вообще. Но если все-таки нужно идти? Эти полтора кило скажутся очень быстро. А ведь специализированные модели лыж и креплений для ски-тура еще легче, например модель Dynafit Cho Oyu для ски-тура весит при длине 191 см всего 1080 г (то есть на 800 г легче не самой тяжелой и широкой модели для фрирайда). А легкие крепления Dynafit TLT Radical ST весят 531 г. И так далее. Но с другой стороны, на легких лыжах с талией в 90 мм по попавшейся на пути целине спускаться (да и подниматься) будет совсем не так легко и приятно…

Или все эти «заморочки» - только проблема потрясающе широкого выбора? И действительно - меньше денег - проще выбор, было бы желание кататься и ходить. Кататься больше, чем ходить – как минимум умеренно тяжелые и умеренно широкие лыжи, умеренно тяжелые крепления. Ходить больше, чем кататься – максимально легкое снаряжение.

Но ведь предугадать заранее – что придется делать на маршруте, далеко не всегда возможно. Так что, наверное, единственно правильный совет будет такой: брать любимые лыжи, они не подведут. Ах да! Ну и кататься и ходить на них, конечно, тоже нужно уметь. :-)

www.risk.ru

Правильное снаряжение для бэккантри - залог вашего счастья

Правильное снаряжение для бэккантри - залог вашего счастья

Каждый сезон, кроме плана походов, каталок и путешествий, приносит новинки в снаряжении и одежде. Кроме того, бэккантри сегодня – мейнстрим в русском горнолыжном мире. Старая гвардия в трениках, ватниках практически смыта неофитами в Gore-Tex и на ски-туре, сплитах. Фрирайд с подъемников умирает в считанные часы, а целина в бэккантри без ограничений, как и кислород в атмосфере.

Сезон в разгаре, а ты еще «голый и босой»? Прочти и задумайся!

Начала...

Бэккантри, фрирайд, ски-тур. Эти слова еще недавно звучали загадочно и романтично, как незнакомая мелодия на неизвестном инструменте. От них веяло романтикой гор, нетронутой целиной и экстримом.

Увы, это оказалось дежавю. Эти лыжные походы и спуски по «диким склонам» уже есть и были в нашей жизни. Однако, с этими терминами пришло к нам снаряжение и одежда совсем другой категории. Что было доступно только профессионалам, альпинистам и спортсменам - стало доступно любому желающему. И эта доступность распахнула двери многим любителям походов и фрирайда в бэккантри. Для большего количества человечества стала доступна нецивилизованная природа, испытание пределов собственных сил и, конечно, неописуемый кайф от спусков по бескрайней целине без трафика. Как ни странно, горы стали гораздо ближе и доступней чем с подъемников.

...Они выглядели как герои, а не экстремалы...

А ведь еще недавно можно было встретить зимой в горах и тундре походников в ватниках, на допотопных «Бескидах» и ломких «Туристах», с разобранной печкой и дымоходными коленами, с бутылкой керосина для примуса и ватными спальниками. Они выглядели как герои, а не экстремалы. И своим видом они больше отпугивали от желания заняться подобным, чем привлекали.

вот, например, образец советского беккантрийщика, найденный на просторах интернета

а эта фотография уже из нашего времени

Так, что делает бэккантри и фрирайд спортом и созерцательным отдыхом?

Откуда счастье в бэккантри?

«Хорошая одежда — отрада для тела и украшение для души» очень верные слова по отношению к снаряжению и одежде для бэккантри. Причем этот принцип действует во всем ассортиментном ряду от штурмовых альпинистских комбезов до софтшела для легкого трекинга, от любительского ски-тура до многодневных гонок ски-альпинистов.

Казалось бы: зачем нам это «барство»? Ответ скажет любой, который прошел путь от ватника и штормовки до гортекса и мериноса. Когда ты ходил в «ретро», пот застилал глаза, мокрое белье липло к телу, ты вынужден был таскать перевес в неудобном брезентовом рюкзаке. На остановке, не успев оглядеть окрестные красоты, начинал замерзать. Трахи с ремешковыми креплениями то же добавляли «огня». Потерянная прижималка ботинка к креплению однажды стоила мне отмороженных до мяса пальцев. Это была «борьба всего со всем». Этот тотал не давал ничего кроме чувства победы над собой. Какие уж тут красоты вокруг.

Иначе сейчас с «правильной» снарягой и шмотом – даже на ходу нет того напряга.  Не останавливаясь, ты успеваешь  и смотреть на красоту вокруг себя, одежда не мешает телу испытывать кайф «мышечной радости». Носимый вес в удобном рюкзаке почти не чувствуется.

Бэккантри превратилось в интересное приключение, из «бега в мешках»

Бэккантри превратилось в интересное приключение, из «бега в мешках». Все стало зависеть только от физподготовки и уровня техники. Тем временем прогресс в технологиях, материалах, свойствах стаффа и одежды стремителен. Вчерашние достижения опускаются на уровень «ватника», сегодняшние восхищают, перспективы кажутся сказочными. Идеального снаряжения нет, хотя поиски его не стоит прекращать. Ведь и философский камень не нашли… Но ищут :)

сколько счастья при хорошей то экипировке?

Ключевые свойства снаряжения для беккантри

Универсальность – ведь бэккантри по сути это мультиспорт. Только что ты был беголыжником и вот ты уже фрирайдер, пришёл вечер и ты уже турист, готовящийся к ночевке. И менять одежду постоянно нет возможности. То же со снарягой – одни лыжи и крепления и для ходьбы и для спуска.

Универсальности требует и переменчивость погоды и условий. Вчера ты шел по долине в солнечный день, завтра ты идешь в гору под порывистым ветром. Хороший комплект одежды с небольшим арсеналом апгрейда на тепло, холод, ветер и дождь заменяет 3-4 комплекта от басковского экстремально–штурмового до шорт для трекинга.

Комфорт. Требования этого параметра наиболее важны для большинства встающих на тропу (или все – таки лыжню) бэккантри. Человеческая сущность такова, что не готова идти на конкретные жертвы ради обещанных в дали удовольствий. Начав использовать адаптированный для скитура комплект, вы не почувствуете потери комфорта по сравнению с обычным катальным костюмом, но это достигается многими ухищрениями, специальными материалами, кроем.

Я думаю, что скоро комфорт походно-катальной одежды приблизится к комфорту легкого спортивного костюма для постоянного ношения.

Малый вес. Мода перешедшая в тотальный тренд. Это можно только приветствовать. Если не доводить дело до паранойи ультралайта (выбор между горелками весом в 47 и 49 грамм, обеими пользоваться чертовски неудобно, в отличие от 90 граммовой), то существует такой парадокс: лёгкий вес не минимизирует комфорт, а увеличивает. Все объясняется просто. В ваш оптимальный носимый вес (индивидуальный вес рюкзака не создающий трудностей в передвижении, у меня он в районе 7 кг) можно взять больше вещей поддерживающих комфорт в движении, катании и на бивуаке!

Цена. Поговорите об этом с моей «жабой» :). Если серьезно – комфорт, легкость и надежность стоят денег. Немалых.

Сразу выключаем рекламу как двигатель торговли. Пусть маркетологи сами пьют свой сладкий яд «панацея от всего». Все покупки выверены, редки, но «в точку». Правильный, но дорогой стафф, как ни странно сберегает ваши деньги:

  • будет долго незаменим и не нуждаться в обновлении
  • будет не столько красивым и модным, сколько функциональным и полезным;
  • может заменить несколько вещей.

Правильный выбор – только твой!

Никому! Ты можешь читать тесты, отзывы, общаться с обладателями – собирать инфу. Но в окончательном выборе нужно все это примерить на себя:

  • «Гид «А» катается как Бог и хвалит свои лыжи. Может и мне такие купить?». Конечно купи. Если ты тоже Бог. Если нет – ищи под свой уровень.
  • «Гид «В» бегает на ски-туре как лось. Может и мне такой крепеж купить?» Конечно купи. Если ты в сезон ходишь столько же и физуха у тебя лосиная. Если нет – покупай под свой стиль и пробег.
  • «Тестер «С» хвалит лыжи начального уровня. Может и мне такие купить?» Да врет он! Не могут быть начальные лыжи хорошими по определению. Их придумали маркетологи, чтобы впаривать задорого трехкопеечные натуральные дрова!
  • «Как твои лыжи?» – «Отлично! Покупай – не пожалеешь!». Если после этого ты побежал их покупать, то 90% угорел. Особенно если ты не видел, как советчик катает, и советчик не видел как ты ездишь.

Включай мозг до покупки, а не после.

А сезон, то в разгаре…

Александр Лыжин, специально для Спорт-Марафон

Магазин "Спорт-Марафон" предлагает лучший ассортимент снаряжения и одежды для отдыха зимой - пуховки, штормовки, мембранные куртки, софтшелл, флис, термобелье, лыжи для ски тур, лыжи для бэккантри, горные лыжи трассовые, фрирайдные, парковые... у нас есть всё, чтобы зима была в радость.

Ссылки по теме:

Посмотреть подробнее/ купить "Лыжи и ботинки для ски-тур" Посмотреть подробнее/ купить "Одежда горнолыжная" Посмотреть подробнее/ купить "Одежда утепленная" Посмотреть подробнее/ купить "Палатки" Посмотреть подробнее/ купить "Рюкзаки"

Статьи по теме:

sport-marafon.ru

backcountry / / Mountain.RU

 

- 2003-2004

Mountain.RU

! , ! ! , !

VOLKL

!

Outback

: 149, 156, 163, 170, 177 : 104-70-92 : 18,3 (163) : : 500$

Mountain

: 156, 163 : 102-70-90 : 20,1 (163) : : 575$

, .

- http://www.volkl.com/ski/mountain_series.shtml

FISHER

, ! , , , !

Outbound Crown

: 169,179,189 : 70-60-65 : 1990. (179)

, . . . Sintec . ? ;)

!

! !

Europa 109 Tour

: 178, 188, 198, 203 : 78-60-70 : 2290. (178)

! .

Europa 109 Crown

: 178, 188, 198, 203 : 78-60-70 : 2290. (178)

Europa 109 Tour ! Sintec.

-http://www. fischer -ski.com/en/nordic/index.php

PALE

! ! !

MISSILE X3 Blue

:150-177 : 111-73-99 : 1770 : 19,0

:

X3 , : BACKCOUNTRY- FREERIDING POWDER - AND NEW SCHOOL SKIING!!! ! ?

- http://www.palesport.com/ski.htm

BLACK DIAMANT

! . 2004 Mira. ?

: 163, 173, 183 (183): 3.61 : 120/88/113.

-, ! ! ! 494$ --!

BOB TAILS

, !

: 168, 178, : (3060 gr) : 122/76/98/50

! ! ! ! ! (), , .

- www.scottybob.com

KARHU

.

!

Rox

: 110-73-98 : 165, 175, 185 : (185cm) 3,459

: (! !)

. . !

Ryder

:107/74/99 : 195, 182, 177 : (185) 3200.

, Ӕ .

- http://www.karhu-trak.com/

TUA

. ?

.

Tsunami

: 121/83/104 : 165,175,185,192 : 3910 (185) :

10% . . --

. !

- http://www.tuaski.net

ROSSIGNOL

Telemark, !

BS83 (BC=BackCountry)

: 68-60-65 : 160-170-180-190

. . .   Ȕ ( : ROSSIGNOL . 190?! ? , . !)  Wood Air ( + )

BC68

: 68-58-63 : 168-178-188-198

BC83 . , .

T4

! 10%-Piste, 90%-Off-piste!

!

: 122-94-112 : 168-178-185-195

3

! - 50% Piste, 50% Off-piste!

: 113-73-103 : 150-160-170-176-182-190

1

! ! 70% Piste, 30% Off-piste

: 109-70-98 : 150-160-170-180

- ?

Rottafella R6 R8 . !

! !

www.rossignol.ru

K2

! ! ! 8 !

Work Stinx

: 122/89/112 : 14,0 : 1900 (181) : 167,174,181,188

! ! !

Totally Piste

! : , , ! ( ? !!!)

: 102-65-91 : 16,0 : 1550. (181) : 167, 174, 181, 188

- http://www.k2skis.com/skis/telemark/

! ? , ! , , , ! ,

! !

www.mountain.ru

Снаряжение для скитура и фрирайда. Как выбрать лыжи, крепления, ботинки и камуса.

В этой статье мы будем говорить: о терминах, видах и способах подъема в гору, выборе снаряжения для скитура и фрирайда за 2016-2017 год, лавинной опасности в горах, о цене удовольствия. Статья будет актуальна, как для новичков, открывающих для себя волшебный мир фрирайда, так и для опытных райдеров, которые смогут почерпнуть для себя полезную информацию.

Термины

Для начала давайте разберемся с терминами.

Ski—tour (ски-тур) – прохождение маршрутов по пересеченной местности с применением специальных лыж. Подъем осуществляется пешком на лыжах. Лыжи для скитура оснащены специальными креплениями и камусами, чтобы можно было подниматься в гору.

Backcountry (бэккантри) – удаленная местность с дикими склонами в зоне леса и немного выше (до 3000 метров).

Freeride (фрирайд) – катание на лыжах или сноуборде вне трасс (off piste). Фрирайд может относиться, как к удаленной местности с дикими склонами, так и к катанию рядом с горнолыжным курортом вне трасс. Зона фрирайда обширна, поэтому и переводится дословно, как свободное катание.

Виды и способы подъема в гору

Пешком – подъем в гору на своих двоих. Вариант вполне рабочий, но если нет протоптанной тропы в глубоком снегу, то подъем превращается в борьбу с ветряными мельницами. Горная местность, в которой отсутствуют протоптанные тропы и выпадает большое количество осадков за сезон от пеших походов лучше отказаться.

Снегоступы – специальные приспособления для ног “медвежьи лапы”, которые позволяют не проваливаться в глубоком снегу. В современном мире утратили свою ценность. Применять их для скитура и фрирайда нецелесообразно. Скитур лыжи и сплитборд решают все проблемы.

Ski-tour (ски-тур) – подъем в гору на специальных лыжах. Для этого одевают камуса (специальные шкуры против скольжения по снегу) и поднимаются в гору.

Splitboard (сплитборд) – это специальный сноуборд, который разделяется на две равные части превращаясь в лыжи. Достаточно одеть камуса и можно смело подниматься в гору (скитурить). Современные сплитборды практически не уступают лыжным решениям.

Snowcat skiing, Cat skiing (ратрак, сноукэт) – заброска райдеров на ратраке с кунгом (кабина для перевозки пассажиров). Это специальное транспортное средство на гусеничном ходу, которое подготавливает горнолыжный склон. Часто используется в коммерческих целях для заброски людей на гору.

Snowmobile skiing (снегоход) – заброска райдеров на снегоходе. Становится популярным из-за своей доступности по цене.

Heli-ski (хэли-ски) – заброска райдеров на вершину горы, с помощью вертолета. Использование вертолета позволяет добраться до нетронутых мест, где подъем пешком неосуществим или слишком сложен (иногда, на хэли-ски поднимаются и в простые места для облегчения жизни). Удовольствие дорогое, поэтому редко используемое.

Лыжи для фрирайда и скитура

Для начала давайте разберемся, в чем различие между скитур и фрирайд лыжами.

Лыжи для скитура — как правило, легче по весу и уже в области талии (от 80 мм до 105 мм). Основная функция скитур лыж – подъем в гору. Поэтому, вес имеет ключевое значение, а флюидный спуск — нет.

Лыжи для фрирайда – это вездеход, который проедет везде. У таких лыж широкая талия от 105 мм (для глубокого снега лучше от +110 мм и шире) и больше вес. Именно такие лыжи берут для фанового спуска в диких условиях.

А теперь поговорим о лыжах для различных дисциплин катания.

Фрирайд в глубоком снегу (powder, пухляк, целина).

Для глубокого снега (powder) нужно брать лыжи с талией +115 мм и шире. Лыжа должна быть мягкой для легкого всплытия из целины. Чем больше поверхность лыжи, тем легче ей глиссировать и плыть по снегу. Поэтому, лыжа должна быть +5 +10 см к вашему росту и с широкой талией.

Универсальная лыжа для фрирайда (разбитый склон, бугры, тяжелый и мокрый снег, powder, глубокий снег).

Универсальная лыжа должна иметь ширину талии от +105 мм и выше. Идеальная талия для универсальной лыжи +110 мм. Такая лыжа отлично подходит под различные состояния снега и имеет средний вес. Ростовка — ваш рост +4 +8 см. Немного хуже ведет себя в глубоком снегу, но не критично.

Экспедиционные лыжи (скитур, ски-альпинизм, марафон).

Такие лыжи должны обладать легким весом и иметь талию от +80 мм до +105 мм. Основной критерий вес. Чем меньше, тем лучше. Эти лыжи не обладают большой прочностью и не предназначены для агрессивного катания. Основная цель, доставить райдера до вершины горы. Ростовка -+5 см.

Видео: как выбрать фрирайд лыжи.

Крепления для скитура

Начнем с терминов.

Рельсовые крепления – рамная конструкция, в которую встегиваются любые горнолыжные ботинки. Выглядят, как обычные крепления, но пятка сзади открепляется, чтобы можно было ходить. Эти крепления соответствуют стандартам ISO, то есть безопасны и имеют сертификаты соответствия. Это значит, что крепления будут срабатывать правильно, когда лыжник падает (то есть, высвобождать носок или пятку при падении, чтобы не было травм и переломов).

Плюсы рельсовых креплений:

  • Невысокая цена относительно TLT систем.
  • Соответствуют стандартам. Безопасны.
  • Надежные.

Минусы рельсовых креплений:

  • Большой вес.
  • Не комфортны на длительных расстояниях.

Крепления Tech (Low Tech и Tour Lite Tech, TLT) – это современные, облегченные крепления без рамы, которые позволяют значительно снизить вес всего снаряжения (связка крепления + специальные ботинки). Крепления отличные, но не идеальные. У некоторых TLT креплений, иногда бывают ложные срабатывания. Очень редко, но бывают. Однако в защиту TLT креплений можно сказать, что ложные срабатывания бывают 1-2 раза за 5-7 лет активного катания. Так утверждают профессиональные лыжники и знакомые, которые пользуются этим видом креплений. А у кого-то ложных срабатываний не было вообще.

Плюсы TLT креплений:

  • Легкие.
  • Комфортно ходить на длинные расстояния.

Минусы TLT креплений:

  • Высокая цена.
  • Не все крепления соответствуют стандартам ISO. Если крепления соответствуют стандартам ISO, то этот минус нивелируется.

А теперь поговорим, какие крепления, и для каких дисциплин лучше использовать.

Фрирайд на горнолыжном курорте, бэккантри в зоне леса, сайдкантри.

Для таких целей будет достаточно купить надежные рамные крепления. Вес в этом случае не будет играть большого значения. А вот надежность креплений, наоборот, позволит раскрыть весь потенциал лыжника. Отличный вариант, если вы не планируете ходить в ски-альпинизм и дальние туристические походы. Большой плюс, что у рамных креплений низкая цена и на них подходят любые горнолыжные ботинки.

Что лучше купить из рамных креплений:

Marker Tour, Marker Duke, Marker Baron, Salomon Guardian (Look XM, Atomic), Tyrolia Adrenalin, Fritschi Freeride Pro.

Фрирайд, бэккантри, скитур.

Универсальные крепления с технологий Tech, TLT. Эти крепления значительно снижают вес и позволяют ходить много и далеко. Еще один большой плюс они достаточно безопасны. Но, есть и минус – высокая цена.

Что лучше купить из TLT креплений этой категории:

Fritschi Vipec 12 Black, Dynafit Radical FT 2.0.

Марофонские забеги, ски-альпинизм, лыжные экспедиции.

Облегченный вариант Tech, TLT креплений на длительные дистанции. Подходят для любителей марафонских забегов, лыжных экспедиций, ски-альпинизма. Менее надежны, чем универсальные Tech крепления.

Что лучше купить из TLT креплений этой категории:

Salomon MTN (Atomic Backland), Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider.

Видео: Как выбрать крепления для скитура.

Ботинки

Основным элементом в горных лыжах являются ботинки, а не лыжи и крепления, как вы могли подумать. Я уже писал статью, как выбрать горнолыжные ботинки, но все-таки кратко повторюсь. Очень важно подобрать подходящие горнолыжные ботинки, которые будут сидеть по ноге. Если ботинки подобраны не правильно, то можно получить травму, ошибки в технике, дискомфорт в ногах.

Итак, ботинок должен плотно сидеть на ноге, не болтаться, нигде не натирать, не ухудшать кровоснабжение в ногах, не давить на косточки пальцев. Большинство проблем решает бутфитинг (подгонка ботинка под вашу ногу). Особенно это актуально для людей с плоскостопием.

Чтобы подобрать подходящий ботинок под вашу физиологию ног, нужно перемерить большое количество ботинок разных фирм. Ведь у каждой фирмы своя форма, ширина колодки, угол наклона голенища и так далее. Надев каждую пару, походите в ней 10-30 минут, чтобы понять подходят эти ботинки вам или нет. Проделайте эту операцию со всеми ботинками, которые есть в магазине. Если ничего не подошло, не стесняйтесь отказаться от покупки и уйти.

Советую брать ботинки с индексом жесткости от 90 до 130 для оптимального контроля и уверенности на спуске. Если у вас большой вес, то жесткость должна начинаться от 100. Хочу заметить, что у разных производителей жесткость меряется по-разному. Например, Lange может быть мягче Salomon’a, хотя индекс жесткости будет одинаковый. Для проверки можно прогнуть ботинки в голенище, наклонившись вперед. Чем легче прогибается ботинок, тем меньше индекс жесткости.

Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки.

Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению (TLT, Tech ботинки не рассматриваются в данном видео).

Ботинки для фрирайда

С общими советами разобрались, теперь давайте поговорим о ботинках для фрирайда.

Если вы хотите сэкономить деньги, то лучшим решением будет рельсовое крепление с универсальным горнолыжным ботинком. Универсальный ботинок – это обычный трассовый ботинок, но с утепленным сапожком, более широкой колодкой и с подошвой, которая имеет небольшой протектор. В универсальном ботинке ноги устают меньше и в них тепло (для бэккантри походов это важный критерий).

Применение универсальных ботинок в фрирайде:

  • Бэккантри (в зоне леса и немного выше).
  • Фрирайд и сайдкантри около горнолыжного курорта.
  • Фристайл. Хотя желательно купить ботинки с двойной амортизационной подошвой. Для небольших дропов рабочий вариант.

Не применимы:

  • В ски-альпинизме.
  • В длительном скитуре.
  • Туристических походах.
  • Фрирайд в больших горах.

Плюсы универсальных ботинок:

  • Дешевые (относительно Tech решений).

Минусы универсальных ботинок:

  • Тяжелые.
  • Скользкие. Сложно подниматься в этих ботинках пешком по снегу и льду.
  • Ноги устают быстрее из-за малого хода голенища.
  • Не подходят для длительного скитура.

Однако если вам позволяют финансы, вы любите быть первооткрывателем новых линий, живете фрирайдом, то для вас есть более современное решение. Специальные ботинки для фрирайда/скитура Tech, которые совместимы с облегченными Tech, TLT креплениями. Цена у таких ботинок в два раза выше, чем у универсальных ботинок. Рекомендуется брать людям, которые серьезно занимаются большим фрирайдом или много скитурят.

Применение Tech ботинок в фрирайде:

  • Бэккантри.
  • Фрирайд.
  • Ски-альпинизм.
  • Сайдкантри.
  • Скитур.
  • Туристические походы.

Не применимы:

  • Возможно для спортсменов участвующих в слаломе.

Плюсы Tech ботинок:

  • Легкие.
  • Легко подниматься пешком в гору. Специальная ребристая подошва.
  • Ноги не устают благодаря режиму ходьба/катание и большому ходу голенища.
  • Подходят для длительных походов по горам.

Минусы Tech ботинок:

Обращаю ваше внимание на тот факт, что Tech ботинки, так же делятся на две категории: скитур и фрирайд. Разница у этих ботинок в весе, ходе голенища и расположения ноги в ботинке. Для скитура Tech ботинки облегчают, делают больше ход голенища и нога в ботинке располагается для комфортного долгого похода, а не спуска. У фрирайдных Tech ботинок вес немного больше, ход голенища меньше и нога лежит в ботинке плоско, как в обычных карвинговых ботинках для четкой управляемости при спуске. Поэтому при покупке объясните продавцу консультанту, какие ботинки вам нужны, чтобы подобрать подходящую пару для ваших целей. Сразу хочу отметить, что в Алмате, купить в крупных магазинах такие ботинки не удастся (данные на 2016-2017 год). Только в казахстанских интернет магазинах (чаще всего под заказ) или из-за рубежа.

Камуса

Еще одним немаловажным предметом в скитуре является камус. Это специальные шкуры, которые крепятся к лыже, чтобы они не проскальзывали при подъеме в гору.

У камуса с одной стороны липкая поверхность (специальный клей), а с другой ворсистая поверхность. Клейкой стороной камус клеится к лыже, а ворсистая сторона выполняет противоскользящий эффект при движении вперед, вверх. Если лыжи с камусами пустить вниз по горке, они начнут проскальзывать, давая возможность катиться по склону, а не идти пешком. А это нам и нужно, чтобы в одну сторону не проскальзывало, а во вторую скользило.

Камуса нужно покупать определенной ширины и длины. Есть готовые камуса, которые можно купить и подрезать по ширине вашей лыжи, а есть камуса на отрез, где вам придется брать отдельно крепежный набор (переднюю скобу и хвост лыжи). В последнем случае вам придется резать камус по ширине и длине лыжи/сплитборда, закреплять скобу и хвост лыжи на камуса своими руками. Если берете камуса на отрез, лучше брать 4 метра (по 2 метра с двух сторон), чтобы было с запасом. И да, камуса на отрез обойдутся вам дешевле, чем готовые решения.

Видео: как резать камус

При покупке камуса желательно мерить его ширину по самой широкой части контактной поверхности лыж (самая широкая часть носа и хвоста не в счет), хотя можно взять и по ширине талии. Если взять по ширине талии, то возможно, камус будет на самых крутых подъемах немного проскальзывать и КПД снизится на 10-20%. Поэтому, если нет необходимой ширины камуса для ваших лыж по контактной поверхности, берите по талии. Если не хватает более 10 мм с одной стороны, то лучше поискать другие камуса.

Камуса так же делятся на несколько видов: мохер, синтетика, микс (сочетание мохера и синтетики).

Мохер – самые дорогие и эффективные. Чаще всего их берут для скитура, ски-альпинизма, забегов на горку. Но есть, и существенный минус — очень быстро изнашиваются. Быстрее чем синтетика в 2-3 раза. Мохер живет 2-4 года активного использования.

Синтетика – более долговечная и дешевая. Но скользят сильно хуже, чем мохер и больше весят. Синтетика живет около 5-8 лет, если подновлять клей. Однако время идет. Синтетика уже потихоньку догоняет своим качеством мохер и микс.

Микс (мохер + синтетика) – оптимальное решение среди прочих. Недорогие и долговечные. Более эффективны, чем синтетика. Средний вариант, который выбирают большинство фрирайдеров. Живет около 5-7 лет.

Рекомендую брать камуса с креплениями нос + хвост. Не желательно брать с креплением только в носовой части. Как только клей станет хуже клеиться, или камус замерзнет/налипнет снег, есть большая вероятность, что камус начнет отваливаться. Если вы уже взяли камус без хвостового крепления, таскайте с собой скотч, на крайний случай заднюю часть приклеите.

Лучшими камусами считаются G3 и Black Diamond из-за своей клеевой основы. Еще неплохие Voile (сам пользуюсь ими). Ориентировочная цена камуса на 2016 год от 150$ до 200$ (микс, синтетика).

Фрирайд и лавины

Не хотел касаться темы лавин в снаряжении, но решил все-таки немного написать. Народ у нас смелый и безбашенный. Они даже не осознают, какую опасность несет в себе фрирайд и внетрассовое катание. Да, фрирайд это фан и удовольствие, но еще большая ответственность за себя и товарищей. Ваши покатушки могут закончиться плачевно или чего хуже — смертельно.

Видео: Околосмертные переживания при попадании в лавину

Поэтому если не знаете местность, обязательно берите гида. Состояние снега, сезон, количество осадков, сторона склона, все это играет важную роль при оценке лавинной опасности. Цена ошибки жизнь и ваше здоровье.

Что еще важно знать райдеру:

  • Не ходить в бэккантри/фрирайд одному. Один райдер — мертвый райдер. Должна быть группа людей (минимум 2 человека, а лучше 3-5), которые хорошо катаются и в случае чего смогут вам помочь.
  • Купить бипер, щуп, лопату, рацию. Научиться пользоваться всем этим на практике.
  • Узнавайте информацию у лавинщиков или лыжного патруля о лавинной опасности в зоне катания, если есть возможность. Читайте СМС от МЧС. В Казахстане это 112.
  • Не выходить в горы в снегопад и непогоду.
  • Не катайтесь по чужим следам. Можно уехать в другую сторону и заблудиться.
  • Спускайтесь вниз по одному, чтобы не нагружать склон.
  • Расскажите семье, друзьям и МЧС, куда вы пошли.

И не забывайте, что фрирайд таит в себе не только лавинную опасность, но и густой туман, в котором можно потеряться и уехать в другую сторону, трещины на ледниках, в которые можно провалиться, камни, о которые можно удариться и разбиться, скалы и многое другое. Любите фрирайд и свободу? Любите и ответственность нести.

Цены на снаряжение

Здесь я привожу цены за 2016-2017 год. Казахстан, город Алматы. Естественно цифра будет усредненной.

Лыжи для бэккантри, сайдкантри, фрирайда (около горнолыжного курорта) c рельсовыми креплениями и универсальными ботинками.

Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).

Рельсовые крепления – от 70 000 тенге (от 210$).

Универсальные ботинки (трассовые с утепленным сапожком). Индекс Жесткости 100-130. – от 60 000 тенге (от 185$).

Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).

Итого: фрирайд лыжи + рельсовые крепления + универсальные ботинки + камус = от 280 000 тенге (850$). Это самая минимальная цена и, как правило, со скидками.

Средняя цена комплекта: 360 000 тенге (1000$).

Теперь посчитаем, во сколько нам обойдутся Tech крепления и ботинки, которые подойдут для большого фрирайда, ски-альпинизма, бэккантри, сайдкантри, скитура.

Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).

Крепления Tech, TLT – от 110 000 тенге (от 340$).

Ботинки для фрирайда/скитура Tech, TLT – от 200 000 тенге (от 600$).

Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).

Итого: фрирайд лыжи + Tech крепления + Tech ботинки + камус = от 460 000 тенге (1400$). Это минимальная цена.

Средняя цена комплекта: 700 000 тенге (2000$).

А на этом все. Удачи вам на склонах.

adrenalinicsilence.kz

Снаряжение для бэккантри, фрирайда и ски-альпинизма — 2016. Обзор рынка, аналитика, термины.

Существуют 3 направления в катании — гонки (слалом, супер гигант, ски-кросс и.т.п), фристайл (могул, нью скул, джиббинг) и фрирайд (на курорте и за его пределами). Все эти стили где-то пересекаются, дополняя и обогащая друг-друга. Спор о том кто и что круче не имеет смысла и относится к дисциплине специальной олимпиады, и оставим его диванным экспертам.

Как-то так, камрады:

В данном обзоре будут рассматриваться облегченные модели лыж, ботинки и крепления с функцией ходьбы (alpine touring bindings). Стафф для фристайла и соревнований по скитуру выходит за рамки данной аналитики. Но для начала чтобы не было путаницы — термины:

Собственно фрирайд (freeride) — это свободный стиль катания преимущественно по нетронутым склонам вне трасс (off piste) и в бэккантри (backcountry). Подразумевается отвязный и агрессивный стиль езды, при необходимости включающий в себя элементы фристайла и даже гонок (китайский даунхилл, массовые старты и.т.п) Цель фрирайда — красивая флюидная езда по нетронутым склонам, индивидуальные линии. Чем сложнее рельеф проезжает фрирайдер, тем выше его уровень, но стиль проезда тоже играет ключевую роль. Получается важны обе стороны медали — где и как райдер спустился. Особо котируются различные элементы фристайла и езда на грани «упал умер», steep skiing.

Бэккантри (backcountry) — по сути общее обозначение зоны катания — дикие горы без лыжных баз, без контроля лавинных служб, нетронутые склоны со свежим снегом. Обычно считается, что к бэккантри относится катание в зоне леса и немного выше.

Бэккантри фристайл (backcountry freestyle)  — перенос фристайл трюков с подготовленных трамплинов и трасс в дикие горы. Прыжки со скал, через препятствия, джиббинг и.т.п. Существует целая категория снаряжения заточенная под данную тему.

Сайдкантри (sidecountry) — менее распространенный термин, который обозначает соседние с курортом дикие склоны недалеко от подъемников.

Итак, фрирайдер пользуется различными инструментами для достижения своих целей в бэккантри:

  1. Heli-ski — заброски на вертолете
  2. Cat skiing, snowcat skiing — заброски на ратраке (сноукэте)
  3. Snowmobile skiing — заброски на снегоходе

Естественно, что такой способ весьма дорог и не всем по карману, поэтому, с появлением более технологичного снаряжения совершенствуются различные способы попасть в дикие условия своими силами:

  1. Скитур (ski-tour) — если дословно, то ходьба на лыжах (лыжный туризм). Сам по себе появился довольно давно с изобретением самих лыж. Наскальные рисунки в России и Скандинавии свидетельствуют о том, что за тысячи лет до нашей эры лыжи уже использовались живущими там народами. С появлением современных моделей alpine креплений (telemark крепления изначально имеют подобный функционал) с функцией ходьбы, многие используют слово «скитур» как обозначение процесса их катания, что не совсем верно. Правильней употреблять этот термин в контексте простой лыжной прогулки, где качество снаряжения не играет особой роли (хоть деревянные лыжи со шкурой) и красивый динамичный спуск не подразумевается. По сути многодневный лыжный туризм и есть в какой-то мере скитур.

С недавних пор, когда Marker, Dynafit и Fritschi представили современные надежные крепления и ботинок для агрессивного фрирайда, производители и райдеры стали применять отдельный термин freeride touring, free-tour, backcountry touring. И это несомненно правильно, ведь еще каких-то 10 лет назад об агрессивной езде на узких лыжах и ненадежных креплениях, в паре с мягкими ботинками не шло и речи.

2. Сплитборд (splitboard, splitboarding) — бордерам нужно было чем-то ответить проклятым лыжникам! И несмотря на боль и мучения, топовые крепления и сплиты практически не уступают лыжным решениям. Даже использование жестких ботинок Dynafit TLT и носков от облегченных креплений становится в тренде.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Снегоступы. Без комментариев.

4. Пешком.

Мне, как фрирайдеру, по сути безразлично каким способом я дойду, заострять внимание на этом не вижу смысла, и правильней обозначать процесс восхождения общими терминами:

Backcountry freeride (freestyle) — зона леса и немного выше. В эту категорию попадает snowcat skiing, backcountry camping и.т.п.

Big mountain freeride — фрирайд в больших горах, экспертный уровень. Частично heliskiing. Все то, что мы видим в любимых фильмах Sherpas Cinema, TGR, MSP, Brain farm и есть данная тема.

И поскольку helikopter nicht и хочется приключений на жопу нового и интересного:

Ски-альпинизм (ski-mountaineering, ski-mo, snowboard mountaineering) — альпинизм + фрирайд. Важен и подъем и спуск. Тут нет медалей, наград и прочей ерунды, и в этом его первозданная и чистая красота, испытание самой природой, где каждый поворот может стать последним.

П.С. В России сложилось неправильное понимание термина «ски-альпинизм», где люди использую его для обозначения гонок, где ни катанием, ни альпинизмом даже не пахнет. Доходит до смешного «Кубок Москвы по ски-альпинизму» 😀 Причем многие посредственны и в катании и в лазанье. Правильнее говорить «гонка» и заострять на этом внимание. На родине этого вида спорта говорят — Skimo racing, Randonnée (Rando) racing skimo.co/racing-vs-rando «So it is with the case of randonnee racing. Randonnée is a French term for ski touring». Самый правильный перевод на русский — скитур гонка! То что в России происходит подмена понятий и проводятся различные «Чемпионаты мира по альпинизму» и прочее это конечно печально, но, в принципе, кому надо тот и так залезет и скатится где ему угодно, без разницы как это называют другие.

И вот самое главное…

Снаряжение

Концепция от Skialper magazine:

 

Проведя аналитику, я вывел 3 категории топового снаряжения backcountry freeride touring:

  1. Freeride touring — повседневный комплект для получения удовольствия — sidecountry/resort 70% / backcountry 20% / big mountain 10%
  2. Universal — универсальный комплект — sidecountry/resort 40% / backcountry 30% /  big mountain 30%
  3. Ski-mountaineering — облегченный и функциональный комплект для высоких гор не в ущерб ездовым характеристикам — sidecountry/resort 10% / backcountry 20% /  big mountain/expedition 70%

Ботинки

Самое главное в успешном катании – это, конечно же, ботинки, а не лыжи, как подумали бы многие. Чтобы понять, какой ботинок подходит лучше всего для тебя, надо перемерить ботинки различных фирм, ведь колодки и форма у всех разная и посадка ботинка может отличаться, не смотря на разницу в миллиметрах. Посадка должна быть идеальной — не хлюпать и не давить. Важно понимать, что ситуацию может подправить бутфитинг. Компромиссов тут быть не должно, так как неправильный выбор ограничивает возможности, дает меньше «фана» и может привести к серьезным травмам (знаю на своем печальном опыте).

Ботинок должен быть жесткий (100-130) для обеспечения оптимального контроля, а с мягким ботинком на серьезных склонах делать нечего. Кстати жесткость разные производители измеряют по-своему и, к примеру, ботинок Dalbello 100 может быть жестче Скарпы 100 и.т.д.

Все ботинки обязаны иметь Tech Inserts!

1. Freeride touring  — топовый горнолыжный ботинок 

Данная категория покрывает сегменты фрирайда на курорте, сайдкантри, хели-ски/сноукэт, однодневные бэккантри выходы. По ощущением — настоящий топовый горнолыжный ботинок для фрирайда/фристайла, но с функцией ходьбы. В таком разве что не полазишь по скалам/льду и он малопригоден для дальних переходов и экспедиций. Жесткость 130. Подобные ботинки выпускают Technica, Lange, Salomon, Scarpa. Но по мне именно конструкция Dalbello обеспечивает оптимальную передачу энергии и гашения вибрации. Данные ботинки используют множество топовых райдеров в бэккантри, фристайле и на соревнованиях. Вес ботинка 1900г.+ Знаковые модели: Dalbello Lupo TI ID, Scarpa Freedom RS 130, K2 Pinnacle Pro, Lange Freetour 130 LV, Technica Cochise Pro, Dynafit Vulcan

2. Universal — облегченный, жесткий ботинок с хорошими ходовыми характеристиками

Что-то среднее между первой и третей категориями. Если нет желания лезть на Эверест, бюджет ограничен и хочется чего-то универсального, то такой ботинок попадает под все представленные категории. В таких ботинках уже можно работать на простых ледовых альп. маршрутах, и в тоже время они имеют все необходимое для агрессивного фрирайда с подъемника. За счет снижения веса универсальные ботинки немного проигрывают в ездовых качествах, не такие прочные (но и не хрустальные) и режим ходьбы весьма комфортный. Был свидетелем множества поломок различных моделей: заворот одной детали под другую (Dynafit Khion), порванные тросики на клипсах (Dynafit Mercury, Dalbello Sherpa), оторванные подошвы LaSportiva и.т.п. Вес ботинка 1400-1700г. Знаковые модели: Dynafit Khion/Beast, Dalbello Lupo TI/Sherpa, LaSportiva Spectre 2.0, Salomon MNT Lab, Scarpa Maestrale. Остальные фирмы частично отстают по характеристикам/технологиям и их решения не такие популярные.

3. Экспедиционные ботики в стиле light, fast & aggressive 

Ботинки весом от 900г до 1200г. Легко убиваются за 1-2 сезона (карбон особенно недолговечен), но ходить и лазить в таких одно удовольствие. На ногах почти не чувствуются, но достаточно жесткие даже для агрессивного карвинга. По удобству и эффективности в катании конечно не горнолыжный ботинок, но для дальних походов где каждый грамм на счету, лазанья и экспедиций альтернативы нет. Классика жанра Dynafit TLT 6/7 в различных вариациях, но подходят не всем. Мне пришлось терпеть боль около месяца пока ботинок окончательно не сел по ноге. Менее популярные Scarpa F1, LaSportiva Spitfire 2.1, Arcteryx Procline, Atomic Backland Carbon. В любом случае выбор ботинок это сугубо личная посадка под ногу и бутфитинг.

По внутренникам могу сказать только то, что Intuition более теплые и комфортные. Расплата — мокнут и долго сохнут. В экспедиционном ски-альпинизме необходимо наличие легких согревающих бахил. Сами внутренники нужно постоянно сушить ультрафиолетовой сушкой после каждого катания.

Tech Крепления

Термин tech появился, когда фирма Dynafit начала продвижение своей новой системы в 1980-ых годах, которая позволяла избавится от так называемой «рамы».  Оригинальные крепления назывались Low Tech и Tour Lite Tech, TLT.

Не рассматриваются классические «рамные» крепления под обычный ботинок типа Marker Tour/Duke/Baron, Salomon Guardian, Tyrollia, Fritschi Freeride+ и.т.п. Так как это прошлый век и для достижения серьезного результата не пригодны. Исключения конечно же есть! Хэлиски топовых райдеров где дропы 15м.+, steep skiing с канатки в Шамони… Сам автор катается на tech системах уже шестой год, имел проблемы лишь единожды и то по своей невнимательности. Забившийся снег под пружинами.  Современным tech системам подвластны различные виды агрессивного катания и даже базовый бэккантри фристайл, они подходят для 90% катабельных ситуаций, кроме разве что джиббинга и соревнований в стиле FWT.

Важно отметить, что новичкам рекомендовать подобные системы пока не приходится. Несмотря на, то что каждый год крепления улучшаются, езда на них все равно должна быть плавной, а не грязной, так как прочность в сравнении с рамными креплениями все равно снижена.

  1. Free touring, resort skiing, sidecountry

Представители категории: Dynafit Beast 16/14, Marker Kingpin 13 ( у десятой версии пружины в носке слабее процентов на 30% и модель Kingpin 10 подойдет разве что девушкам)

Сама концепция агрессивной езды на tech креплениях начала зарождаться около 2011г. А Eric Hjorleifson был одним из первых кто стал «мочить» в таком духе и Beast 16 был создан в сотрудничестве именно с ним.

2. Universal

Представители категории: Dynafit Radical FT 2.0, Fritschi Vipec 12 Black 2016+ (очень интересная модель которая частично относится к категории 1)

Универсальные крепления которые естественно проигрывают по ездовым характеристикам категории 1, но в целях безопасности возможна установка на экспедиционный вариант лыж.

Семейство G3 Ion (поделка под Dynafit) или Plum Yak я не рекомендую, так как они уже не отвечают современным требованием и лишены новых годных фишек. Ski Trab Tr2 хорош на бумаге, но им пользуются единицы и однозначное мнение сформировать крайне тяжело.

3. Expedition, ски-альпинизм

Представители категории: Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider 12/14, Salomon MTN/Atomic Backland.

Dynafit Speed turn 2.0, Speed Radical, Plum Guide/Wepa возможны, но крайне нежелательны, из-за частых поломок и большой разницы между высотой носка и пятки (ramp angle) +13,5мм и +15.5мм (Plum +17/ +11.5), что вытекает в искаженную стойку и крепления требуют допиливания — специальных подкладок под носок для выравнивания угла. Но и в таком случае верхний подъем для ходьбы будет работать не так эффективно.

Также существуют куча различных моделей для гонок и для спокойного катания, но на мой взгляд, 200г. не стоят того чтобы жертвовать надежностью.

Характеристики топовых креплений

Большинство райдеров даже не подозревают о самых важных характеристиках tech креплений, и на самом деле, существуют несколько ключевых свойств, изучив которые можно сделать выбор в пользу тех или иных решений. Я катался на различных креплениях фирм Marker, Salomon, Dynafit, Fritschi — все они разные с кучей плюсов и минусов. Подобным облегченным системам стукнул третий десяток, но они только-только стали взрослеть и возмужали, о чем собственно мой обзор.

  1. Угол наклона ботинка в режиме езды (ramp angle, delta)

Собственно очень важный показатель, который влияет на стойку. Если разница высока, то соответственно стойка будет чуть-чуть вперед, что немного странно и приводит к не совсем комфортной езде, но это заметят только опытные райдеры. Крепления с разницей 14+ не рекомендуются.

Таблица значений:

Модель Высота носка мм. Высота пятки мм. Разница Разница с эталоном Dynafit TLT
Atomic Backland 30.00 40.00 10 -2.20
Atomic Backland LT 30.00 35.00 5 -7.20
Dynafit TLT 28.00 40.20 12.2
Plum Guide 30.64 48.5 17.86 5.66
Dynafit Radical 35.34 50.5 15.16 2.96
Dynafit Speed Rad 28.5 42.8 14.3 2.10
Diamir Vipec 41 51 10 -2.20
Dynafit Beast 16-14 39 47 8 -4.20
Dynaift Radical 2 37.5 51 13.5 1.3
G3 Onyx 41.5 53.5 12 -0.20
G3 ION 40 53 13 0.80
Dynafit Vertical ST 32.67 49.41 16.74 4.54
ATK Rider 12/14 4.7-5
Trab TR2 2015 28 44 16 3.80
Dynafit Superlite 2 28.7 35.7 7 -5.20
Marker Kingpin 2015 32.3 42 9.7 -2.5

Лечение:

Специальные подкладки определенной толщины для различных моделей. Позволяют выровнять угол. Можно сделать самому или заказать у фирма B&D. Пригодны для Plum Guide, Speed Radical, Speed turn 2.0.

Лично я чувствую подобные нюансы, а при катании в свежем снегу на узких лыжах с рюкзаком около десяти килограмм данный показатель еще заметнее.

Как видно все рекомендованные мной крепления во всех трех категориях лишены подобных минусов.

2. Вертикальная и латеральная эластичность

Собственно это основной показатель tech креплений и определяет могут ли крепления быть безопасны для агрессивного фрирайда.

Лучшее крепление в этом плане — Dynafit Beast 16:

Эластичность очень важна потому, что в классических alpine креплениях перед тем как сработает выставленное усилие, при загрузке лыж, разгрузке и микро-вибрациях ботинок имеет немного запасного хода.

Со старыми и не ISO сертифицированными креплениями обычно было так, что стоило немного поймать кант и крепеж сразу отпускал, не давая возможности восстановиться. Пример: ледяной нож присыпанный снегом на пике Молодежный 4000+м., где лыжа тупо ушла, хотя ехал я плавно. Или, например, ловишь камень, и носок сразу отпускает. Но даже за 300+ дней катания на подобных креплениях такое случалось раз 5 ли 6. Прошедшие сертификацию ISO крепления — Dynafit Beast/Radical 2.0, Marker Kingpin 10/13  и Fritschi Vipec Black 12, почти лишены подобных ложных срабатываний.

Расплата за эластичность — вес 600-950г., но именно сертифицированные крепления попадают под первую и вторую категории, позволяя полностью отказаться от рамных классических креплений, которые к тому же в разы хуже при ходьбе, имеют более высокую посадку и больший вес.

Все фирмы добиваются нужных характеристик различными способами:

  1. Dynafit Beast 14/16 — крутящийся носок + крутящаяся пятка с отдельной пружиной.
  2. Dynafit Radical 2.0 —  крутящийся носок + второе поколение пятки Radical, немного улучшенное.
  3. Marker Kingpin 10/13 — 3 усиленные пружины в носке + крутящаяся пятка как у обычных alpine креплений.
  4. Fritchi Vipec Black 12 — Регулируемый носок (крепления с пинами имеют боковой ход) + улучшенный дизайн пятки.
  5. Ski Trab TR2 — Регулируемый носок + интересный дизайн пятки. (мне непонятно почему эти крепления столь непопулярны, но видимо есть подводные камни)

Минималистичные крепления 100-500г. имеют очень низкую эластичность и в сложных ситуациях просто будут раскрываться. Именно поэтому в больших горах и  в steep skiing, райдеры защелкивают носок в режим ходьбы, чтобы в случае чего лыжа не улетела, не отстегнулась. Расплата за все — травмы и поломанные крепления. Конечно, есть фанаты, которые ставят подобный крепеж на широкие лыжи, но такие варианты очень специфичны. Например, снега Канады, когда езда плавная, много тропить, много павдера, но катание без дропов и фанатизма.

На данный момент самый лучший крепеж который находится в золотой середине и может применяться во всех трех категориях — Fritschi Vipec Black 12. Единственная модель на рынке (ski trab не в счет), которая имеет регулируемый показатель DIN в носке и имеет отличную латеральную эластичность не хуже классических alpine креплений.

«Белая» старая модель хуже, но все равно годное и надежное решение, лишенное поворотных механизмов в пятке, с самым легким переключением в режим езда/ходьба и кучей других важных плюсов.

Как-то раз спускался в конце июня по заледенелому 600м. 35-40° градусному склону с 20кг. рюкзаком за плечами и видел своими глазами, как крылья с пинами ходили туда-сюда, не давая лыже выстегнуться. К чему могут привести падения на таком склоне можно почитать тут на Риске.

Лыжи

  1. Агрессивный фирайд на курорте, сайдкантри, небольшие походы Free touring

Собственно, единственное, что можно порекомендовать, так это обычные лыжи для фрирайда 115мм.+  в талии с геометрией Rocker/Camber/Rocker или Full Rocker в случае больших и регулярных залежей снега.

Хорошие, годные варианты: Armada JJ 2.0, Majic J, Salomon QST 115/118, 4frnt Hoji/Renegade, Line Magnum Opus, Atomic BentChetler/Automatic/FR 117, Blizzard Gunsmoke, Faction Candide 4. Конечно, это мой выбор, но многие являются поклонниками различных фирм и это очень круто)

Вес: 4000-4300г. Никаких облегчений конструкции, а только хардкор, полные не урезанные ездовые характеристики! Ростовка — рост райдера + 6-8см.

2. Universal Free-tour

Универсальный вариант 🙂 на все случаи жизни. Как говорят оne ski quiver.

Black Diamond Helio 116, Armada JJ 2.0 zero, Salomon MNT lab 115, Armada Kufo 108, Moment Underworld/Exitworld/ Bibby Tour, Blizzard Zero G 108  Вес: 3200-3700г.

Ростовка — рост райдера + 4-8см. Облегченные модели с широкой талией 105+.

Надо отметить, что темные раскраски оказывают негативное влияние про ходьбе — больше налипает снега и матовое верхнее покрытие более долговечное.

3. Еxpedition skiing, spring steep skiing

Ски-альпинизм, экспедиции, катание по жесткому весеннему снегу.

Знаковые модели — Dynafit Denali, Salomon MTN Explore 95, Blizzard Zero G 95/108, BD Helio 95/105, G3 Synapse

Вес подобных лыж 2500-3000г. — самый критически важный показатель. Больший вес не приемлем, а меньший уже сильно влияет на характеристики (хотя тут согласятся не все и выберут Vapor Nano или карбоновые лыжи Movement). Ростовка обычно выбирается в рост -+5 в зависимости от поставленных задач. Особой прочностью не отличаются.

Думаю нет смысла покупать заряженные бренды DPS, Volkl V-Werks, Kastle, Black Crows  и.т.п., так как особых преимуществ у них нет и кататься лучше от этого не станешь. Фанаты конечно возразят, но сейчас достаточно фирм, которые предлагают отличные решения по приемлемым ценам.

Ну и самое главное, то что какими легкими, дешевыми или дорогими лыжи бы не были, дизайн должен нравится, отражать индивидуальность райдера, что несомненно является главной характеристикой любых лыж. Конечно о вкусах не спорят, но дизайн (или отсутствие его) многих Black crows, Rossignol и LaSportiva, DPS ужасен. Лучше уж заказать, что-то свое индивидуальное у SkiLogik для полного погружения в тему.

Связка ботинки/крепления/лыжи проявляет себя на все 100% когда сбалансирована и верно подобрана согласно своему целевому назначению.

Конечно, если смотреть на рынок в целом, то вырисовывается не 3, а 6 концепций. И за рамки обзора ушли рамные крепления (прошлый век), крепления для соревнований, и решения начального уровня типа типа Speed Turn 2.0 (так как имеют свои недостатки, но подойдут для обычного скитура, где спуск не самое главное).

Сам я имею полные комплекты первой и третьей категории, которыми я более чем доволен. Иногда беру у Эрика универсальный комлект G3.

 

Удачного и безопасного катания в новом сезоне 2017!

Хотите разместить у себя материал? Уважайте труд автора и поставьте в самом начале ссылку на материал и сайт! Спасибо.

 

powder.kz

Беккантри: что это такое?

Понятие беккантри включает в себя восхождение на вершины, не оборудованные канатными дорогами и др. с дальнейшим спуском на лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам со всеми их прелестями — великолепными пейзажами, отсутствием людей, интересным рельефом, нетронутой целиной. Вперед покорять нетронутые склоны

Соответственно, этим же словом называется и весь процесс катания по таким склонам, включая заброску и эвакуацию.

Насладимся полетом, главное чтобы лыжи были покрепче

Соответственно, этим же словом называется и весь процесс катания по таким склонам, включая заброску и эвакуацию.

Казалось бы, что такое бэккантри не знает сейчас только неграмотный, но все же и сейчас многие не могут понять, почему может быть интересно делать один-два спуска в день вместо двадцати-тридцати, да еще и подниматься к месту старта пешком, а не на подъемнике, как обычно?

Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.

Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку.

И это еще не все — а как же окружающие виды, которые можно спокойно понаблюдать, улучшение физической формы, радость общения с друзьями?!

Находясь в горах, легче понять разницу между простым и сложным, нужным и бесполезным, действительно значимым и не имеющим значения, между важным и совершенно не заслуживающим внимания. А после подъема, разумеется, спуск — проверка на прочность, готовность и умение рискнуть, за доли секунды сделать правильный выбор, использовать необходимую технику, при необходимости оказать помощь другу.

Наверное, для русского человека, знакомого не только с горными лыжами, но и с лыжным туризмом, самое простое описание для бэккантри будет — лыжный поход, но не на «бескидах», а на современном удобном снаряжении.

Прокатимся с восторгом!

Давайте попробуем ответить на часто возникающие у ещё непосвященного человека вопросы.

Наиболее широко известный из средств массовой информации способ — это, конечно же, Heli-Skiing, то есть заброска (и, при необходимости, эвакуация) с помощью вертолёта. Или — что не так широко применяется — самолёта. В общем, такой способ заброски — по воздуху — является наиболее быстрым, наименее трудоёмким, и, к сожалению, наиболее дорогим.

Heli-Skiing решит проблему перевозки

Другой вариант механизированной заброски — это Snowcat-Skiing,то есть заброска на специальных снегоходах, представляющих из себя, фактически, ратрак с вагончиком-вахтовкой.

Snowcat-Skiing

У нас в стране такой способ заброски, как правило, является стихийным и неорганизованным и осуществляется с помощью ратраков. А, например, в Северной Америке существует масса лыжных баз, не имеющих даже специально выделенных склонов и подъёмников, как таковых — эти базы специализируются исключительно на бэккантри.

Однако наиболее бюджетный вариант — это использовать свои собственные ноги.

И ноги потренировать и деньги сэкономить

Есть два основных способа передвигаться по заснеженной гористой местности, совершая затяжные траверсы и подъёмы, порой достаточно крутые: перемещение на снегоступах и перемещение на собственных лыжах.

Первый вариант — идти на снегоступах (Snowshoes).

Снегоступы облегчают подъем

Современные снегоступы представляют из себя довольно технологичную конструкцию, предусматривающую как ременное крепление к платформе ботинка любого типа, так и установку на платформу ботинка с рантом с помощью лёгких креплений, подобных использующимся на альпинистских кошках или в жёстком сноубординге. При ходьбе на снегоступах используются палки. Основной снаряд для спуска — лыжи или сноуборд — транспортируется либо закреплённым на рюкзаке, либо тянется за собой на отрезке репшнура. Способ для «сильных духом», т.к. в результате райдер несет с собой два комплекта достаточно объемного снаряжения.

Второй вариант — использовать специально модифицированное лыжное снаряжение. Американцы называют такой способ передвижения Alpine Trekkingили более общим словом — Skinning (от слова skin — кожа, этим словом они называют камуса, о которых ниже). Для Alpine Trekking (далее AT), как правило, используются специальные крепления.

И вот тут выясняется, почему skinning является более общим понятием, чем АТ. Дело в том, что поклонники использования лыж для забросок в бэккантри делятся на два лагеря — поклонников собственно АТ и сторонников телемарка. И те, и другие используют специальные крепления, отличающиеся от обычных горнолыжных — в этих креплениях существует возможность освободить пятку, хотя бы на время. При этом лыжа крепится на ноге шарнирно в районе носка ботинка — опять же, как в беговых лыжах. Однако, если у АТ-креплений пятка освобождается только на время подъёма, а перед спуском фиксируется, то телемаркеры пятку не фиксируют в принципе — в этом основа их стиля катания.

Рассмотрим подробнее вариант с АТ-креплениями.

С зафиксированной пяткой эти крепления становятся очень похожими на обычные горнолыжные, у продвинутых моделей существует полноценная регулировка усилия срабатывания головы и пятки крепления, а сама конструкция надёжна и способна выдержать даже мощное агрессивное катание и прыжки. В режиме трекинга, когда пятка свободна, АТ-крепления предоставляют функциональность, подобную описанной в разделе про снегоступы — подвижная платформа с ограничением минимального угла подъёма, возможность установки специальных кошек. Для тех, кто всё же хочет ходить бэккантри на собственных лыжах, а не тащить их на спине или волочить за собой на верёвке, существует специальное устройство — АТ-адаптер. Адаптер представляет собой специальную платформу, встёгивающуюся в горнолыжные крепления вместо ботинка, на которой шарнирно закреплена грузовая платформа, подобная той, что ставится на снегоступы. Перед спуском адаптеры выстёгиваются и убираются в рюкзак, а вместо них в лыжи встёгиваются непосредственно ботинки. Важный элемент снаряжения трекера, объединяющий телемаркеров и поклонников АТ — это камуса.

Без камуса - никуда!

Камус — это длинная лента, ворсистая или шероховатая с внешней стороны, контактирующей со снегом, и липкая с тыльной стороны, контактирующей с лыжей. Эта лента крепится на скользящую поверхность лыжи и предотвращает её проскальзывание назад при траверсах и подъёмах. Перед спуском камус снимается, чтобы не препятствовать скольжению лыжи.

Во-первых, вам потребуются средства для спуска — ваши лыжи или доска.

Многие фирмы выпускают отдельные модели лыж для бэккантри, часть фирм на таких лыжах специализируется. Если вы забрасываетесь не вертолётом или снегоходом, а топаете собственными ногами, то для вас вес снаряжения начинает играть немаловажную роль. Специализированные лыжи для трекинга имеют, как правило, более лёгкую конструкцию, форма носа лыжи классически заострённая (никаких тупых полукруглых или обрубленных носов — на них неудобно цеплять камуса), в носу лыжи иногда делается отверстие для закрепления буксировочного шнура. Однако, как правило, такие лыжи менее надёжны и не предназначены для ударных нагрузок, возникающих при прыжках. Большинство поклонников АТ и даже многие телемаркеры выбирают для катания обычные горные лыжи для фрирайда. Лыжи желательно иметь пошире — благо сейчас ассортимент таких лыж достаточно большой, при этом они имеют отличные ходовые качества, обладают универсальностью и высокой надёжностью.

Существует ещё один, пока ещё экзотический, гибридный снаряд — сплитборд (splitboard), предназначенный для бордеров, которые хотели бы использовать при подъёме все преимущества лыж с камусом. Сплитборд представляет из себя некоторое подобие сноуборда, распиленного вдоль на две части. При подъёме половинки снаряда работают как лыжи, а при спуске соединяются в единую доску.

Сплитборд

Соответственно, в случае, если вы ходите бэккантри пешком, вам также потребуются какие-либо из средств для подъёма, описанных выше — снегоступы, адаптеры, камуса.

Снегоступы

Как уже было сказано, в случае использования снегоступов как лыжникам, так и бордерам желательно иметьтелескопические трекинговые палки. Телескопические палки пригодятся и в том случае, если вы не используете снегоступы, а идёте на лыжах — длину палок можно варьировать в зависимости от условий и крутизны подъёма.

Кроме того, есть несколько элементов снаряжения, использование которых в бэккантри должно стать правилом, обязательным для выполнения. Это бипер, щуп и лопата. Бипер или лавинный датчик — это радиотехническое устройство для поиска жертв, погребённых лавиной. Современные биперы работают в двух режимах. Основной режим — режим передачи. При катании в горах всегда необходимо иметь бипер, включенный в режим передачи. В случае попадания в лавину сигнал, передаваемый бипером, может быть засечён другими датчиками, работающими в режиме приёма. Перед выходом на склон следует попрактиковаться в работе с бипером.

Лавинный датчик

Лавинная лопата используется для откапывания обнаруженной жертвы. Современные лавинные лопаты имеют небольшую массу и высокую прочность. Лопаты изготавливаются разборными, то есть совок отделяется от ручки, облегчая размещение лопаты в рюкзаке. Иногда в рукоятке лопаты размещают лавинный щуп в сложенном состоянии.

Лавинный щуп используется для зондирования снежной массы после того, как установлено ориентировочное положение жертвы. Современные лавинные щупы делаются складными, в рабочем состоянии имеют длину около двух метров и больше, наиболее компактные из них помещаются в полой ручке лавинной лопаты, экономя тем самым место в вашем рюкзаке.

Лавинный щуп

Да, ну и, конечно же, рюкзак. Объём рюкзака определяется продолжительностью и условиями похода, и, соответственно, количеством переносимого в нём снаряжения. Рюкзак должен быть снабжён оттяжками для изменения объёма, точками внешней подвески для снаряжения, например, лыж, снегоступов или сноуборда, желательно также отделение для лавинной лопаты, позволяющее вытаскивать её, не расстёгивая рюкзака.

Кроме того, не помешает запасная маска — если при падении ваша маска запотеет или забьётся снегом, а потом заледенеет, очистить её в полевых условиях будет весьма проблематично. Время же зачастую поджимает, нужно двигаться, а без маски — ветер и снег в глаза, «плоский» свет, скрадывающий детали рельефа и характер снежного покрова — некомфортно и опасно.

Запасные перчатки или варежки, а также шапка тоже будут нелишними. Не помешает и наличие в группе радиосвязи. Как минимум один член группы (лидер или гид) должен иметь аптечку.

И наконец, самое главное: Никогда не ходите бэккантри в одиночку!

Если вы новичок в бэккантри — всегда ходите в группе с опытным лидером или гидом. Даже если у вас есть опыт подобного катания — в любом случае, с вами всегда должен находиться напарник.

Существуют неписанные правила при катании вне трасс, и они похожи на основные правила альпинизма: соблюдать порядок движения на маршруте и условия безопасности, не отделяться от группы при движении, выполнять указания гида или старшего группы. К тому же, в группе должен быть минимум один человек, который знает район катания, его особенности и возможные опасные места, пути их преодоления или изменения маршрута в случае возникновения нештатной ситуации. Для соблюдения этих условий и повышения безопасности бэккантри-катания проводятся бэккантри-лагеря, где на 10-15 участников приходится 2-3 профессиональных гида. Гиды предлагают варианты спусков с учетом специфики района и погодных условий, обеспечивают безопасность участников на подъеме и спуске, помогают совершенствовать технику катания, проводят специальные занятия по медицине и лавинной подготовке.

Бэккантри-лагерь покоряет вершины

Как правило, такие лагеря проводятся вдали от цивилизации, где нет толп «горнопляжников» и уродливых урбанистических «изысков», где люди в полной мере могут получить удовольствие от спокойной, размеренной жизни с минимумом надоевшего комфорта и удобств, от интересного общения и новых впечатлений, свежих мыслей и тем.

У нас такие лагеря сейчас проводятся в основных местах катания — Кавказ, Хибины, Алтай.

Если вы считаете, что уверенно стоите на лыжах или сноуборде, мы очень рекомендуем вам хотя бы раз попробовать, что такое бэккантри. А вдруг понравится?

Сначала попробуйте, а потом говорите!

Источник: http://www.alpindustria.ru

www.skisport.ru


Смотрите также