Элементы. Угол закантовки доски. Ангуляция лыжи


Заклон

Опубликовано: Журнал №19

Грег ГуршманBy Gregory Gurshman
Эта статья была в этом сезоне опубликована в американских журналах "Ski Racing Magazine" и в журнале "Professional Skier"

Выполнение чистых резаных поворотов слалома-гиганта - это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой. Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем заклона тела. Тем не менее, что позволяет выполнить поворот гиганта наилучшим образом, было и остается не совсем понятным. Когда использовать перечисленные элементы, и в какой комбинации? Какая техника наиболее эффективна и, в конечном счете, создает наивысшую скорость? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники - заклоне тела.

Определение

Рис 1.
Что такое заклон? Это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рисунке 1.

Чем же заклон отличается от наклона всего тела (включая и верх корпуса) или просто "заваливания внутрь", что считается грубой технической ошибкой?    Граница между этими, по виду схожими движениями, весьма нечеткая и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными (как показано красными линиями на рис1). Бедра остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота (направлены туда же, куда и носки лыж), и слегка "открываются" (разворачиваются) при пересечении линии падения склона, помогая поддерживать сцепление канта со снегом. (Более детально это показано на фотографиях ниже).

Janica Kostelic
   Угол закантовки лыжи создаётся в основном за счет распрямлённой внешней ноги практически без ангуляции колена (минимальная ангуляция колена иногда используется, но не для создания угла закантовки, а лишь для его точного контроля). Даже незначительное запрокидывание плеч внутрь может вызвать перенос бoльшего веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что приведет к проскальзыванию. Несколько бoльший необходимого заклон, или выполнение его в слишком резкой манере приведет к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко - это искусство, для мастерского овладения которым требуются годы. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники гиганта, необходимо внимательно рассмотреть основы этой дисциплины.    Гигантский слалом на любом уровне имеет одну цель - скорость. Существует множество факторов, влияющих на среднюю скорость спортсмена на трассе. Многие спортсмены и тренеры задаются вопросом о том, что же производит наибольшую скорость. Я беру за основу весьма простой подход к спортивному катанию, рассматривая скорость спортсмена на трассе как результат взаимодействия двух ключевых факторов:    - траектории спуска и    - чистоты резания дуги поворотов    Можно задаться вопросом - как скорость зависит от этих двух факторов? Ответ прост: спортсмен, который может резать повороты наиболее чисто, удерживая при этом наиболее плотную траекторию по всей трассе, будет иметь наибольшую скорость. Поэтому все технические элементы гигантского слалома, включая и технику закантовки, должны быть направлены на достижение эффективной траектории спуска и чистого резания поворотов. Физика процесса тоже весьма проста - спортсмен, режущий повороты по самой плотной траектории, проводит свой центр масс по более прямому и короткому пути от старта до финиша. Хотя одно это дает существенный выигрыш во времени, есть и другие преимущества заклона. Для лучшего их понимания мы должны рассмотреть более подробно физику поворота.

Физика заклона.

Рис 2. CM - центр масс
Физика заклона наглядно проиллюстрирована на рисунке 2.    Рассмотрим следующую гипотетическую ситуацию:    Для создания угла закантовки g спортсмен "A" использует в основном ангуляцию колена, а спортсмен "B" создает такой же угол закантовки g путем заклона с выпрямленной внешней ногой. Не смотря на то, что углы закантовки равны, расстояния, на которые выводятся лыжи из-под центра масс, различны.    Очевидно, что Rb > Ra.    Теперь давайте рассмотрим эмпирическую формулу: I = MxV(R) (Эта эмпирическая формула была предложена профессором кафедры спортивной кинетики калифорнийского университета Джоржем Твардокенсом.)    Она обозначает следующее:    Импульс (энергия), которую лыжи получают в повороте, равна произведению момента инерции и скорости. Скорость движения лыж прямо пропорциональна радиусу (смещению). Иными словами, для заданной массы чем дальше части этой массы располагаются от оси вращения (поворота), тем больше будет энергия (импульс), создаваемая при вращении (повороте).    Этого весьма примитивного приближённого объяснения (не претендующего на научность) вполне достаточно для понимания необходимости применения заклона в повороте. Поэтому, основываясь на вышесказанном, спортсмен "B" на этом рисунке создаст больше энергии путем заклона и смещения лыж дальше из-под своего тела, чем спортсмен " A", достигающий меньшего смещения ангуляцией колена. В большинстве ситуаций при выполнении поворотов бoльший угол закантовки обеспечивает лучшую хватку кантов. Однако это верно лишь в определенных пределах. Для каждой скорости и радиуса поворота существует критический угол закантовки, после превышения которого лыжа уже не держит. Чрезмерная закантовка в начальной стадии поворота вызовет раннее "запирание канта" - глубокое врезание канта в снег под углом близким или превосходящим критический. Это всегда вызывает торможение. Правильно выполненный заклон позволяет спортсмену плавно и постепенно увеличивать угол закантовки в первой половине поворота без преждевременного запирания канта и замедления. Все перечисленные выше преимущества заклона вступают в игру только при правильном его исполнении.    Что же необходимо для эффективного заклона, и как он связан с другими элементами техники?

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКЛОНА

Как и любой другой элемент современной техники, заклон основывается на ряде фундаментальных компонентов, выполняемых в следующем порядке:    

1. Укол палкой.

В определенной степени игнорируемый и часто считающийся ненужным в гигантском слаломе, укол палкой по-прежнему остается существенным и используется большинством спортсменов на Кубке Мира в законченных поворотах на крутых участках трассы. Здесь показан укол палкой в исполнении Фредрика Ниберга.    Укол палкой обеспечивает инициацию движения распрямления, а также содействует последующему продвижению центра масс вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота.

2. Распрямление

Это понятие относится в основном к распрямлению "новой" внешней ноги, которая была слегка согнута при завершении предыдущего поворота. Не смотря на то, что ноги распрямлены, ни бедра, ни коленные суставы не распрямлены полностью до стадии закрепощения, как демонстрируют Майкл Вон Грюниген.    Распрямление внешней ноги необходимо для выполнения правильного заклона и достижения достаточного смещения лыж, как показано на рис. 1 и 2 (выше).

3. Продвижение

Под этим понятием имеется в виду движение центра масс в направлении будущего поворота. В современном слаломе-гиганте высокого уровня распрямление и смещение неразделимы и выполняются почти одновременно, обеспечивая движение центра масс вперед и внутрь в фазе сопряжения поворотов.
   Комбинация распрямления и продвижения позволяет спортсмену начать новый поворот в положении правильного заклона с выровненными бедрами/плечами и распрямленной внешней ногой, как демонстрирует Вон Грюниген.    Распрямление/продвижение обеспечивает плавное движение центра масс. Это может быть также описано как пересечение-над (центр масс проходит над лыжами) или пересечение-под (лыжи проходят под телом). В современных "из дуги в дугу" поворотах гиганта оба типа пересекающих движений происходят практически одновременно и едва разделимы.    С целью условного разделения этих движений можно сказать, что в круглых законченных поворотах на крутых участках пересечение-над играет бoльшую роль, в то время как в отлогих поворотах на пологих участках трассы пересечение-под более выражено.

4. Динамическая ангуляция

Подразумевает создание углового положения в бедре - "слом в бедре" во второй части поворота (как правило при выходе из линии падения склона), как демонстрируют вон Грюниген и Ниберг.
   Часто рассматриваемая как движение закантовки, ангуляция в действительности просто дополняет заклон. Она служит для поддержания сцепления кантов со склоном при возрастании сил во второй части поворота. Динамическая ангуляция не может быть выполнена эффективно, если начальный угол закантовки не создан заклоном с выровненными бедрами/плечами и распрямлённой внешней ногой. Для мощного выхода из поворота важно, чтобы внешняя нога оставалась распрямленной почти до самого завершения дуги. Затем она слегка сгибается для совершения нового распрямления/продвижения (обычно инициируемого уколом палкой). Эти движения, в свою очередь, обеспечивают условия для эффективного заклона с последующей ангуляцией. Другими словами, весь технический цикл повторяется снова и снова на протяжении всей трассы слалома-гиганта.    Не смотря на то, что отработка техники заклона в свободном катании и на трассе не рассматривается в этой статье, хочу сказать, что понимание этого элемента современной техники может быть полезно не только тренерам и спортсменам, но и любителям. Правильное выполнение заклона делает катание более динамичным и улучшает контроль на больших скоростях.

www.skisport.ru

Скрутки и гнутки — иллюстрированная история ангуляции в лыжах и сноуборде

Игорь Левшин написал интересную статью-обзор об истории ангуляции с примерами и иллюстрациями. Статья будет полезной всем бордерам, особенно карверам. Наглядные картинки в статье нарисованы мышью (это создает особую атмосферу), кроме схематичного изображения райдера на них показаны углы ангуляции и центры масс в виде 5-конечных звезд.

Тони Зайлер, 50-е годы

Все ангулируют в бедрах , зато почти нет ангуляции в коленях, туловище наклонено наружу, в сторону от поворота, колени вместе. Говорят, в то время было такое упражнение: зажать платочек между коленками, и съехать так, чтоб он не выпал. Через полвека стали надевать на ногу здоровенный бублик, чтоб приучить разводить колени. Ну и контрвращения, разумеется. В 60-е, во времена Ж-К Кили , ножки раздвинули, но скрутки и гнутки остались примерно теми же.

Ингемар Стенмарк, 70-е годы

К ангуляции в бедрах добавилась сильная ангуляция внешнего колена. Редкий мениск доживал до середины спортивной карьеры. Внутреннее колено впереди (большая разножка), но внутренняя нога третируется как убогая и ублюдочная, подпорка, которая едет почти плоско и с обратной ангуляцией. Скрутки и гнутки остались примерно те же. В общем, сложилась стройная картина, подкрепленная законами физики. Чтоб лыжи не срывало в повороте, угол закантовки должен быть больше, чем угол наклона линии центрмасс-лыжи. И чем больше, тем лучше. Центрмасс при этом внутри поворота и вообще вне тела. Тренеры-изверги орут на детей «не стой над лыжами/над кантом». Чтоб лыжи не срывало в повороте, давление (вес) надо сосредоточить на одной, внешней лыже, а можно еще и дорезать поворот на пяточке, чтоб еще увеличить давление и швырнуть лыжи в божественный авальман. Тренеры-изверги учат детей ездить на одной, внешней ноге. Чтоб лыжи не срывало в повороте, свести к минимуму момент импульса, исключить все закручивающие движения: лыжи мотаются туда-сюда, а тело едет себе как ехало (контрвращение), плечи ровненько, «в долину». Французская школа сноубординга прибрала к рукам эту технику. В наше время ни в езде Николая Хуета, ни даже у старика Базилио ничего от французской школы не осталось. Лет 10 назад спортсмены и тренеры большинство законов физики отменили. А лыжи укоротились сантиметров на 40. А флаги стали отбивать внешней рукой (в слаломе). Ужас! А почему? Обнаружилось, что короткая карва лучше держит на льду. С карвами жутко выросли ускорения, поэтому специально задавливать никого не надо, достаточно выставить распрямленную ногу так, чтоб лыжа зацепилась, и лыжа прогнется как миленькая. Физика проиграла битву биологии: человеческое тело плохо приспособлено к скруткам и гнуткам, согнутые и вывернутые колени не выдерживают современных нагрузок. Отсутствие разножки важней отсутствия закручивающих моментов. Естественность позы позволяет лучше держать равновесие, излишние скрутки и гнутки приводят к зажатости. Равновесие и одинаковый радиус дуги обеих лыж важней супердавления — современная лыжа держит. Внутренняя нога — полноценный член тела, а не урод в семье. Изверг-тренер теперь учит детей езде на внутренней ноге.

Итого, нох айн маль, Беня III-й Рейх 00-е

Ангуляция в бедрах небольшая, ангуляции в коленях почти нет. Особенно в начале поворота, особенно в гиганте. Разножки почти нет, внешняя нога практически прямая в повороте, но не при перекантовке. Контрвращений почти нет - плечи и бёдра идут за лыжами, как на доске. Вес на двух ногах, внутренняя не менее важна, чем внешняя. Внутренне плечо опущено, а внутренний кулак вообще почти касается льда, а иногда и касается. Ни скруток, ни гнуток. То есть что-то осталось и особенно на выходе из поворота, но это так, рецидивы (змейки и короткие повороты едут по-старому, не болтая телом, конечно). К чему это я? К сноуборду! Ура! Что мы видим?

Фрирайд/кросс (мягкий)

Хиллсайд: колени согнуты, жопка свисает внутрь поворота (унитазность), ангуляция коленями слабая. Контрвращения слабые. Тусайд: колени согнуты, тулово немного наклонено внутрь поворота. На хиллсайде сноубордист слегка напоминает силуэт времен Зайлера: сильная ангуляция в бедрах (в данном случае ангуляция жопой) и прибавилась как бы обратная ангуляция коленей. Я называю ангуляцию ангуляцией, но можно, конечно, придумать какую-нибудь другую ангуляцию, например ангуляция — это угол между направлением взгляда и углом заднего катека. В этом есть свои плюсы. Это самая естественная из ангуляций, сломленное тело удерживают мощные мышцы жопы и бицепс бедра. Центрмасс очень надолго покидает тело, а можно еще и вытянуть руки от поворота, сложиться ножечком и это будет самая большая ангуляция из теоретически возможных (там есть фотка внизу). Но есть и минусы: чтоб сильно закантовать доску, понадобится почти усесться задком в снег, а ноги подраспрямить, и это плохо — отрабатывать неровности будет неудобно. Фронтсайд по силуэту скорее напоминает воднолыжный слалом. Это тоже довольно естественный поворот. Коленями можно ангульнуть доску до изрядного угла закантовки, при этом нагрузка на колено почти прямая, естественная. Неудобно то, что на выходе едешь спиной к разверзающейся пропасти, приходится все-таки выворачивать башку и плечи. Жосские слаломисты ничем уж так принципиально картину не изменили. Главное, что острые углы креплений позволяют кантовать досточку коленями: не обязательно разгибать ноги, можно положить колени. На фронте задняя голень почти параллельна поверхности. Ноги согнуты у кого как: любимчик публики JJA сильно сгибает их в повороте и распрямляется на перекантовке (как лет 20 назад в гл-гиганте), Шохи изрядно сгибают ноги на беке, а вот Марк из Елин или Кетчуп ВнутриНегра наоборот иногда разгибают ноги — их поворот больше всего похож на современную лыжную технику. Поскольку сноубордические трассы не такие закрученные, как лыжные, да и скорости пониже, то ускорения поменьше. Поэтому, наверное, сильные ангуляции и согнутые ноги еще вполне эффективны. Угол между плечами и доской примерно постоянный — примерно как в современных лыжах. Плечи мало кто, конечно, выравнивает, на хиллсайде особенно, просто едут внутренним плечом вперед, как лыжники во времена до падающих вешек. В общем, на лыжи похоже. Но — скоро будет еще больше похоже. А может и наоборот. Но что бесит: поворот ассиметричный какой-то вышел! На радость жосскерам уже придумали разнообразные техники Карвинга. Еврокарверы поворачивают по воднолыжному, вообще без всяких гнуток. Зато со скрутками: даже советуют закрутиться плечами, руками и мозгами перед поворотом. Для классического лыжника это было бы самым чудовищным преступлением из возможных (а в лыжном фрирайде некоторые советуют начинать так поворот на сверхкрутых (от 40 градусов (не %)), другие над ними потешаются; в любом случае на таких склонах о резанном ведении даже речь не идет — провернуть бы поскорей лыжи). EК, впрочем, тоже не особенно парятся по поводу чистоты дуги, что видно из видео, я уж не говорю о фантанах снега в человеческий рост (от резанного ведения, наверное ;) Но движения, в общем, вполне естественные. По противоестественности движений с БОМЕР-стайлом может соперничать только йога. А, карате еще. Пуркуа па? И то, и другое красиво. И бомер можно сказать красив странной, извращенной красотой. Обосновать такую технику было бы просто: а так нам красиво. Красиво, когда симметричный поворот, красиво, когда едут низко. По силуету, то есть по ангуляции похоже на лыжника времен Кили — такая же «игра на гормошке». Так нет! Бомеры пытаются рационально обосновать свою технику. Самый их загадочный категорический императив — «держите жопку над кантом». Почему? Иначе сорвет кант. Почему? Центрмасс не над кантом и ангуляции нет. Почему? Если есть ангуляция, то изрядный кусок тулова всегда внутри поворота, за линией центрмасс-доска, в случае бомера в том числе. С какой физической или биологической стати «унитазная стойка» мешает стабильности дуги? Так над кантом надо держать, или ангулировать? Уж что-нибудь одно. Может унитазность и мешает по каним-то хитрым биомеханическим причинам, но только не по тем, о которых говорят классики с bomberonline.com . Зачем так сильно сгибать ноги? Отрабатывать неровности? Так по вельвету ж вроде едем, не по трассе могула :) На спортивной трассе канавы, но ноги так никто не скрючивает. Вообще, бомер — это странный гибрид: выравнивание плеч как в докарвинговых лыжах, но категорически без контрвращений. Бред бред и бред. Бред на бреде сидит и бредом погоняет :) И это хорошо. Потому что, как я показал в своей диссертации на соискание, 50% лыжных, 80% спортивно-сноубордических и 100% бомеровских «законов» от балды. Все катаемся в свое удовольствие! УРРРААА!

Немного фотографий

Симон Шох Филипп Ш и еще кто-то Хайнц Иннигер Рок, наш дорогой, Фландер Как делают на бомберонлайн Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by

glader.ru

Элементы. Угол закантовки доски - Школа по сноуборду FunCarve, Карвинг и Экстримкарвинг в России.

Одним из самых важных условий карвинга на сноуборде является угол закантовки доски. Хотите знать почему топовые и экспертные сноуборды всегда с хорошей торсионной жесткостью? Что на самом деле значат слова «Ангуляция» и «Заклон»? Чем отличается дрифт-поворот от резанной дуги?Тогда начнем!

Угол закантовки

- это угол между плоскостью доски и плоскостью склона

Чем этот угол больше, тем больше давление канта доски на снег. Чем сильнее давление - тем глубже доска в него врезается. В зависимости от снежного покрова существует определенный угол закантовки, после которого доска перестает дрифтовать и начинает двигаться только в направлении продольной оси. Надежные углы закантовки, в зависимости от качества подготовки склона, лежат в пределах от 45-80°, на таких углах след от доски на снегу четкий и ровный. Чем выше скорость в повороте, тем больше должен быть угол закантовки, иначе есть возможность, что доска сорвется в дрифт-поворот*Поворот с проскальзыванием, например со сменой канта при помощи переноса веса вперед-внутрь поворота. Характеризуется малым углом закантовки, благодаря чему доска слегка двигается вбок одновременно притормаживая за счет повышенного трения. Как правило, используется как промежуточный вариант при обучении катанию, или при прохождении участков где резанная дуга не кстати. Не является "сбросом хвоста", т.к. при "сбросе" вес тела всегда находится на передней ноге, а разгруженый хвост доски управляется движением задней ноги., при этом вы потеряете скорость и траекторию поворота.

Способы закантовки доски

Когда вы встегнуты в крепления и стоите на снегу, доска полностью лежит на всей скользящей поверхности. Чтобы поставить доску на кант вы должны выбрать один из способов создания угла закантовки: Ангуляция и Заклон. Поговорим о них отдельно.

Ангуляция

Это такой способ закантовки доски, при котором угол на который необходимо закантовать доску создается за счет сгибания в тазобедренном суставе и позвоночнике на то же значение.

Это значит что на бэксайде для создания закантовки в 45°, вы должны согнуться в тазобедренном суставе и в позвоночнике в сумме на эти 45°. Если нужно больше - сгибайтесь больше. Ангуляция, в ее максимальном проявлении. используется в гоночных дисциплинах, т. к. позволяет создавать достаточно большие углы закантовки не смещая центр тяжести далеко от опоры, от канта доски. Однако ангуляция требует гибкости и тренированных мышц торса, а также тонкого мышечного чувства для обратной связи, ведь вы по факту не видите ее глубину. Кроме того, любители часто приходят к ней в результате своего прогресса, однако используют ее не по назначению. Например, практически все карверы испытывают некоторую тягу к снегу, к тому, чтобы его потрогать во время движения в повороте. Для того чтобы коснуться рукой снега им приходится очень сильно сгибаться, что приводит к критическим углам закантовки, около 80-90°. Конечно же это не привносит в катание ни стабильности, ни красоты, да и касание получается достаточно коротким.

Заклон- Инклинация

Это способ создания закантовки за счет смещения центра тяжести и наклона прямого тела внутрь поворота.

Заклоны намного проще ангуляции в освоении, не требуют специальной физической подготовки,универсальны и подходят для поворотов различного радиуса, как в любительском катании, так и в гоночном скоростном спуске. Преимущество заклонов еще и в том, что угол закантовки создается более плавно, и можно его более точно отслеживать т. к. склон всегда перед вашими глазами. А чем он ближе, - тем глубже заклон. Чем глубже заклон — тем больше угол закантовки, но при этом для критической закантовки в 80-90°* необходимо практически лечь на склон.

Любительская Ангуляция

К сожалению спортивная ангуляция достаточно сложна в освоении, но интуитивно большинство сноубордистов используют именно её для своего катания. Не понимая основных принципов управления доской они хаотично закантовывают доску, не отслеживая точной обратной связи. На фронтсайде для создания закантовки они используют заклон, наклоняясь внутрь поворота, а на бэксайде - сгибаются в пояснице. 

Поэтому их катание выглядит негармонично, часто им дают всякие прозвища типа «унитазных» стоек и прочее. Тут надо решить какой способ больше нравится, и целенаправлено изучать его. Для красивого катания по склонам курортов, без утомительного обучения, можно выбрать заклоны и использовать их как основной способ создания закантовки. Если же цель - максимум контроля и скорости во время прохождения слаломных трасс - можно пойти трудным путем ангуляции.

Жесткость ботинок

Существует два способа передачи усилия ног через ботинки на доску.

Первый - это использование икроножных мышц. Для закантовки на фронтсайд дополнительно "привставать" на носочках, добавлять давление на кант как бы отталкиваясь от него. На бэксайде - тянуть носки на себя, придавая дополнительную жесткость стопе.

Второй - использовать более длинный рычаг, надавливая голенью на язык или задник ботинка, не используя напряжение стоп.

Второй способ отлично подходит для пластиковых ботинок, высокая жесткость которых позволяет несколько выключить стопу из работы, тем самым экономя силы. Однако он требует более точного чувства передачи усилия, тонкое изменение угла закантовки требует большого опыта. Для начального обучения он катастрофически не подходит, т. к. управление слишком грубое, обратная связь не всегда прослеживается. Это примерно как пытаться резать колбасу двуручным мечом.

Первый способ в основном подходит для обычных сноубордических ботинок, т. к. даже если модель считается очень жесткой,  она все равно не сможет передать 100% усилия на кант. Часть уйдет на продавливание ботинка, часть на аммортизацию, часть на некоторый люфт шнуровки.. Тут важно помогать ботинку и мышцами держать необходимый угол закантовки во время ведения всего поворота. Благодаря постоянному напряжению ног для удержания доски на канте, углы закантовки можно тонко чувствовать и динамично изменять прямо во время поворота. Диффиренциация усилия не так сложна, как в пластике, и позволяет мягко и плавно подстраивать углы закантовки под условия каждого поворота, ввод и вывод доски из резанной дуги получается особенно легким и гармоничным. Этот способ идеально подходит для обучения, т. к. формирует правильное понимание зависимости скорости и радиуса поворота от угла закантовки.

Жесткость мягких ботинок

Более жесткие "мягкие", и как правило наиболее дорогие, модели удачно сочетают тонко контролируемую закантовку с отличной поддержкой на высоких скоростях. Однако они никогда не смогут дать такого же ощущения контроля, которое дает пластик.

Нужно сказать, что если вы катаетесь более 100 дней в году в агрессивном стиле, на высоких скоростях в разгрузках - то ботинки вы будете менять раз в два сезона. А может и чаще. Я могу и за сезон укокошить топовые боты. Задача мягких ботинок - дать вам понять и почувствовать поведение вашей доски на разных углах закантовки. Научиться оперативно изменять их и точно чувствовать обратную связь, научиться различным приемам вертикальной работы не изменяя угла закантовки доски. После этого вы достигнете таких скоростей, что вам будет необходим совершенно иной уровень контроля. Вот тогда переход на пластиковые боты будет легким и приятным, вы привыкнете к их «топорности» за десяток катальных дней и сможете взять от склона действительно всё.

Мы рекомендуем переходить на пластик сначала поставив хардбут крепления на свой мягкий сноуборд. Это минимизирует время подстраивания, ведь ваш прежний сноуборд будет привычно откликаться на команды, и останется лишь адаптироваться к чувствительности пластикового ботинка. Когда как полностью новый жесткий комплект будет отвлекать ваше внимание еще и на непривычное поведение доски.

Торсионная жесткость снаряжения

Созданый ботинками угол закантовки должен передаваться на всю контактную поверхность канта, именно тогда доска будет вести поворот наиболее стабильно и предсказуемо. Однако в реальности осуществить это оказалось не так просто. Из-за того, что сноуборд достаточно тонкий и гибкий, отдаленные от ног точки канта, например на носу и хвосте, могут иметь отличные от центра углы закантовки. Доска, под давлением перегрузок, как бы скручивается в торсионной плоскости.

Это приводит к целому ряду отрицательных явлений:

  • сцепление на протяжении всего канта непостоянно, отдельные участки могут быть закантованы даже меньше минимально необходимого угла, и увеличивается вероятность срыва в дрифт;

  • отдельные участки могут следовать по различным радиусам поворота;

  • амплитудные колебания могут приводить к возникноению паразитных вибраций, что также негативно сказывается на стабильности.

Для того, чтобы исключить эти явления производители применяют различный технологии по увеличению торсионной жесткости. Одним самых распространненных способов является увеличение слоев оплетки сердечника стекловолокном. Трехнаправленное и даже четырех направленное плетение существенно увеличивает жесткость сноуборда, но к сожалению сразу во всех плоскостях, что сильно влияет на комфорт управления сноубордом. Излишне жесткие сноуборды самовольно кантуются, даже в условиях, когда в этом нет необходимости.

Для увеличения торсионной жесткости без увеличения поперечной жесткости применяются различные торсионные коробки, стрингеры, полосы из более жестких материалов, располагающихся вдоль контактных точек канта. Поиском идеального сочетания этих технологий и занимаются изготовители, ведь тогда сноуборд будет комфортным и послушным на оживленных спусках, и стабильным на скоростных участках. К сожалению пока такие сноуборды особенно дороги, и часто встречаются именно на топовых позициях в линейках производителей. 

funcarve.ru

Ангуляция в карвинге | Школа сноуборда (Владивосток)

На третьем уроке шестого сезона Илья Косяченко, инструктор международной категории по сноуборду, расскажет вам, что такое ангуляция и как ее применять в карвинговых поворотах.

Смотреть пошаговую инструкцию для третьего урока шестого сезона на склоне

Шестой сезон онлайн-школы сноубординга Slenergy, к сожалению, подходит к концу. Сегодня мы представляем последний урок, на котором вы вместе с ученицей Анастасией Масюк попробуете разобраться с тем, что такое ангуляция и как ее использовать в карвинге.   Напоминаем вам, что без знания предыдущих уроков сегодняшние упражнения у вас могут не получиться. Ну разве если вы гений. :) Поэтому настоятельно рекомендуем посмотреть урок о карвинговом повороте с заклоном, карвинговом повороте с разгрузкой вверх и карвинговом повороте с разгрузкой вниз.

Ну что, готовы?

Тренируемся делать ангуляцию 1. Упражнение на месте 2. Полповорота 3. Полповорота с инициацией следующего

Выполняем карвинговый поворот с заклоном с ангуляцией - Полтора поворота - Связанные повороты

Тренируемся делать ангуляцию

Давайте начнем с самого главного. Что же такое ангуляция?

Ангуляция (от латинского angle — «угол») — это сознательное сгибание отдельных частей тела сноубордиста для увеличения угла закантовки поворота.

Сегодня мы потренируемся выполнять ангуляцию в карвинговом повороте с заклоном, но, чтобы разобраться с новым сложным термином, давайте сначала выполним подводящие упражнения.  Упражнение на месте   Пристегните сноуборд и попросите своего товарища вам помочь.   - Сделайте на месте обычный заклон на передний кант.     При хорошей скорости и таком заклоне вы удержитесь на доске за счет центробежной силы. Но, если вам нужно будет заклониться еще сильнее, ваш вес надавит на снег и доска сорвется. Для того чтобы этого не произошло, попробуйте прогибать отдельные части тела.   - Сначала прогните плечи — сделайте так, чтобы они оказались параллельно склону.     - Далее прогните поясницу. - Затем колени.     Почувствовали? Так стоять намного проще. Когда вы делаете ангуляцию, ваша задача — не делать заклон больше, чем склон. То есть вы должны находиться параллельно склону.   - Теперь попробуйте уйти немного на заднюю ногу, направив колени к носу доски.     В таком положении стоять вам будет очень легко, и при этом сноуборд будет закренен очень сильно.   Примерно то же самое вам нужно будет сделать во время движения. :) Итак, вы увеличиваете угол закантовки и сначала прогибаетесь в плечах, затем в пояснице и только потом в коленях, при этом ногу скручиваете и уходите немного на заднюю ногу. А для того чтобы понять, насколько нужно прогибаться в плечах, нужно просто посмотреть на склон.  Запомните! Оптимальная ангуляция будет достигаться в том случае, если ваши плечи будут находиться параллельно склону.   Посмотрите — вот это идеальный угол ангуляции, который может быть вами достигнут.     Но это возможно только при большой скорости и хорошем заклоне.   Давайте потренируемся теперь на склоне!  Полповорота   - Встаньте на сноуборде поперек склона, приняв высокую основную сноубордическую стойку. - Разверните доску в сторону движения со склона и начните набирать скорость. - Как только доска немного разгонится, начните делать заклон внутрь поворота немного на переднюю ногу — доска за счет бокового выреза начнет вести карвинговый поворот. - Начните подключать оптимальную ангуляцию — прогибайте плечи, выравнивая их со склоном, затем поясницу, затем колени (если это требуется). - В центре поворота переместите вес равномерно на обе ноги. - Заезжайте вверх по склону.   То есть вы делаете полповорота по тем же законам, которые мы с вами разобрали на предыдущих уроках, только добавляете ангуляцию.

Распространенные ошибки

Если у вас будет угол заклона немного больше нужного и ангуляции будет недоставать, вы, скорее всего, просто сорветесь и ляжете на склон.   А если ангуляция будет слишком большая, то есть плечи поравняются со склоном, а затем вы переборщите, вы рискуете клюнуть носом в снег и даже сделать кувырок через себя.  Полповорота с инициацией следующего   - Встаньте на сноуборде поперек склона, приняв высокую основную сноубордическую стойку. - Разверните доску в сторону движения со склона и начните набирать скорость. - Как только доска немного разгонится, начните делать заклон внутрь поворота немного на передней ноге. - Начните подключать оптимальную ангуляцию — прогибайте плечи, выравнивая их со склоном, затем поясницу, затем колени (если это требуется). - В центре поворота переместите вес равномерно на обе ноги, уберите ангуляцию и заклон. - Проезжайте еще пару метров и остановитесь.

Распространенные ошибки 

Многие ошибочно за ангуляцию принимают скручивание корпуса вправо или влево — не повторяйте такую ошибку. Ангуляция — это исключительно сгибание частей тела, а не их скручивание.

Выполняем карвинговый поворот с заклоном с ангуляцией

Полтора поворота   - Встаньте на сноуборде поперек склона, приняв высокую основную сноубордическую стойку. - Разверните доску в сторону движения со склона и начните набирать скорость. - Как только доска немного разгонится, начните делать заклон внутрь поворота немного на передней ноге. - Начните подключать оптимальную ангуляцию — прогибайте плечи, выравнивая их со склоном, затем поясницу, затем колени (если это требуется). - Перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. - Ждите — сила притяжения сама выведет вас параллельно склону. - После этого начните увеличивать заклон еще больше, прибавляя ангуляцию ровно столько, сколько ее нужно. - Заезжайте вверх по склону и вставайте на плоскую доску.   Потренируйте также выполнение полутора поворотов в другую сторону.  Связанные повороты   - Встаньте на сноуборде поперек склона, приняв высокую основную сноубордическую стойку. - Разверните доску в сторону движения со склона и начните набирать скорость. - Как только доска немного разгонится, начните делать заклон внутрь поворота немного на передней ноге. - Начните подключать оптимальную ангуляцию — прогибайте плечи, выравнивая их со склоном, затем поясницу, затем колени (если это требуется). - Перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. - Ждите — сила притяжения сама выведет вас параллельно склону. - После этого начните увеличивать заклон еще больше, прибавляя ангуляцию ровно столько, сколько ее нужно. - Перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. - После небольшого ожидания вы встанете параллельно склону — теперь начинайте увеличивать заклон и прибавлять ангуляцию. - И так далее.

Ура! Вы успешно прошли последний урок онлайн-школы по сноубордингу от Slenergy, с чем мы вас и поздравляем!   Надеемся, вам было интересно и весело! Увидимся в следующем сезоне! :)

Пошаговая инструкция для третьего урока

- Потренируйтесь стойку на месте: примите основную сноубордическую стойку. Сделайте заклон, затем добавьте ангуляцию: сначала прогните плечи — сделайте так, чтобы они оказались параллельно склону. Теперь уйдите немного на заднюю ногу, направив колени к носу доски.   - Потренируйтесь выполнять полповорота: встаньте поперек склона в основной стойке, разверните доску и начните набирать скорость. Сделайте заклон и добавляйте ангуляцию. В центре поворота переместите вес равномерно на обе ноги. Заезжайте вверх по склону.   - Потренируйте полповорота с инициацией: встаньте поперек склона в основной стойке, разверните доску и начните набирать скорость. Сделайте заклон и добавляйте ангуляцию. В центре поворота переместите вес равномерно на обе ноги и уберите ангуляцию. Проезжайте еще пару метров и остановитесь.   - Выполните полтора поворота: встаньте поперек склона в основной стойке, разверните доску и начните набирать скорость. Сделайте заклон и добавляйте ангуляцию. Затем перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. Когда вы окажетесь параллельно склону, начните увеличивать заклон и добавлять оптимальную ангуляцию. Далее заезжайте вверх по склону и вставайте на плоскую доску.   - Выполните связанные повороты: встаньте поперек склона в основной стойке, разверните доску и начните набирать скорость. Сделайте заклон и добавляйте ангуляцию. Затем перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. Когда вы окажетесь параллельно склону, начните увеличивать заклон и добавлять оптимальную ангуляцию. Далее снова перенесите вес 50/50, перекантуйтесь в новый поворот и увеличьте заклон. Как только доска выведет вас параллельно склону, делайте заклон и добавляйте оптимальную ангуляцию и так далее.

В видео использована музыка: TOBU — Infectious (Original Mix)

slenergy.ru


Смотрите также