Викторина по сказке п. П. Ершова «конёк-горбунок» Тур "Кто это?". Викторина конек горбунок


Викторина по сказке П. Ершова «Конёк горбунок»

«Сказка ложь, да в ней намёк…»:

игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»

для 4-5 классов

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов, который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. И была она курсовой работой по русской словесности студента Петра Ершова, которую, вместо положенной лекции, в один из учебных дней прочитал своим студентам профессор поэт Пётр Плетнёв. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.

Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь, где в 1815 году он родился в селе Безруково в семье мелкого чиновника. П.П. Ершов поселяется в Тобольске, где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик Д.И. Менделеев, вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».

Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр. Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».

В 1869 году в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью – «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок». Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!

Вопросы викторины:

  1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/

  2. Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/

  3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/

  4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/

  5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/

  6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/

  7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/

  8. Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/

  9. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/

  10. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/

  11. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/

  12. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/

  13. Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/

  14. Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/

  15. Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/

  16. Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/

  17. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/

  18. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/

  19. Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/

  20. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/

  21. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/

  22. Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/

  23. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/

  24. Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/

  25. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /

  26. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/

  27. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /

  28. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/

  29. Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/

  • Сколько братьев было у Ивана и как их звали?

  • Чем занимались Иван с братьями?/

  • Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана?

  • Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?

  • Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись?

  • Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану?

  • Какую первую чудесную вещь нашёл Иван?

  • Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?

  • Куда спрятал перо Жар-птицы Иван?

  • Кто и почём купил златогривых коней у Ивана?

  • Как попал Иван конюхом на царскую конюшню?

  • Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем?

  • Какое первое задание царь дал Ивану?

  • Где Иван ловил Жар-птицу?

  • Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки?

  • Какое второе задание дал царь Ивану?

  • Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю?

  • На чём плавала Царь-девица?

  • На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица?

  • Чем Иван заманил Царь-девицу?

  • Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу?

  • Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу?

  • Какое третье задание царь дал Ивану?

  • Кто помог Ивану найти перстень на дне океана

  • Кто были родственники Царь-девицы?

  • За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит?

  • Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения?

  • Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие?

  • Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок?

  • Что стало с царём и с Иваном?

gigabaza.ru

Викторина "Конёк - горбунок" | Социальная сеть работников образования

Викторина                                                                                                                                    по сказке П.П. Ершова «Конек – горбунок»

(для 4 – 5 классов)

Цели: 

заинтересовать учащихся чтением сказок;                                                                          проверка знаний по сказке;

развивать кругозор;                                                                                                      прививать любовь к чтению.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг и иллюстраций по книге, детские рисунки к сказке; презентация к викторине.

В 2015 году  исполняется  200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова, современника великого Пушкина, Жуковского,  продолжателя пушкинской традиции в жанре сказки,

Сказка «Конек – горбунок», одна из лучших литературных сказок, и она по-прежнему остается одной из любимых книг читателей.                                               Впервые изданный в 1834 году, «Конек – горбунок» «… скачет и скачет горбунок в сказке Ершова от одного поколения людей к другому, и веселый стук его копыт прозвучит еще для многих - многих читателей».

Викторина по сказке «Конёк – Горбунок»

Земляка Петра Ершова

Книги мы читали.

Мало их для нас выходит

И не каждый их найдет.

А про конька – горбунка

С аршинными ушами

Мы и смотрим, мы и слышим,

И читаем сами.

Мы гордимся земляком,

Он нам каждому знаком

Юбилей его отметим,

На все вопросы мы ответим.

Поудобнее садись

И за ум скорей берись,

Если сказочку знаешь –

На все вопросы отвечаешь.

1.  Жил старик в одном селе,

Пшеницу сеял на земле.

Излишки хлеба продавал.

Долго горюшка не знал,

На старости беда случилась,

Что же с ним вдруг приключилось?

И откуда этот дед?

На два вопроса дай ответ.

 2. У деда трое сыновей –

Один другого поумней,

Только младшенький сынок

Был слабее на умок.

Ты сыночков назови,

Имя им определи,

Умишка Ване одолжи –

Имя, отчество скажи

Каждому из сыновей.

Только говори скорей.

3. Старику что горевать,

Не самому же воевать.

Сыновья пошли в дозор –

Взяли вилы и топор.

Ну, а ты скажи, ответь:

Где кому пришлось сидеть,

Иль стоять ли, иль лежать?

(Тебе ли тех парней не знать).

Вспомни всё ты по – порядку

(Это для ума зарядка).

4. Отец у братьев добрым был,

Детей своих он похвалил.

Как он каждого назвал?

Что он каждому сказал?

5. Младший Ваня весёлый был,

Очень песни петь любил.

Ты все песни назови,

Со всей сказки собери.

Не забудь же ни одной,

Если сможешь, то пропой.

6. Ваня черта не боялся,

Сильно Ваня не ругался,

Вора как-то он назвал.

Вот бы нам ты подсказал.

Как же он назвал его?

И назвал он так кого?

7. Братья Вани поумнее,

Ваня братьев почестнее,

Ваня так им и сказал.

(Когда читал, не замечал?)

Ну-ка вспомни хорошенько,

Расскажи нам хоть маленько.

Где случилось этим братьям

Правду о себе узнать, а?

8. Сказку эту все читали,

Ваню дурачком в ней звали.

Но по сказке-то ведь ясно,

Звали так его напрасно.

Вспомни тут же и скажи,

На мысли эти укажи.

Где умнее Ваня был?

Ну! Что читал не позабыл?

9. Часто в сказке царь встречался,

То коней брал, то «венчался»

Вот и вспомни ты сейчас,

Где он бывает каждый раз?

10. Коней Ваня не продал,

Он царю их променял,

Что «в промен» он взял «добра»?

(«Два – пять шапок серебра») – ответ по ходу.

Ну, а сколько это «весит»?

Это будет  ровно ….  («десять» – ответ).

11. Ваня «кликнул скакунов

И пошел вдоль по столице,

Сам махал рукавицей,

И под песню дурака

Кони пляшут …? О! Ха – ха!

Дальше сам теперь ты вспомни

Что плясали его кони?

12. Ваня как царицу увидал,

Сразу так зарассуждал,

Что она бледна, тонка,

«Чай в обхват-то три вершка,

А ножонка-то, ножонка,

Тьфу ты! Словно у цыплёнка».

Отчего он это так?

Ведь ясно ж нам, он не дурак.

13. Вздумал Ванин царь жениться

На молоденькой девице.

Сколько лет ему и ей?

Отвечай, но поскорей.

14. Ваня чуть-чуть не сварился,

Да горбунок – конёк случился.

Ване он наколдовал,

Погибнуть Ване он не дал.

По – порядку расскажи,

Как колдовал он, покажи.

15. Помнишь? Ваня не сварился,

А красавцем очутился.

Чтоб тебе красавцем стать,

В какой котел сперва нырять?

А потом? Ну, а потом?

Расскажи-ка нам о том.

Итог

Если вдруг тебе случиться

Так «канальски отличиться» …

(Спальник, помнишь, так сказал?)

Кто царя-то раздевал?

Слуги. Ну, а Ваню кто?

Ну а Ваню – то никто.

Сам раздевался наш Иван.

Если хочешь быть царём,

Вечно помни ты о нем,

Сам работал, сам трудился,

Сам у жизни жить учился.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добру молодцу … (урок).

Ответы:

 1.

1) Приключилося им горе:

Кто – то в поле стал ходить.

И пшеницу шевелить.

2) дед из сказки – отец Вани.

2. 

1) Иванушка Петрович (он себя сам так Месяцу назвал).

2) Данило Петрович, Гаврило Петрович. Отец их называл Данило и Гаврило.

3. Старший брат Данило пошел в дозор, а «со страхов наш мужик завалился на сенник», т.е. на сеновал, там он пролежал ночь, проспал.  

Второй брат Гаврило «всю ночь ходил дозором у соседки под забором», т.к. тоже очень сильно испугался «Жутко стало молодцу».

4. Старшего он назвал молодцом и сказал, что сослужил отцу службу верно, т.е. «не ударил в грязь лицом» - не опозорил, не испугался.

И Гавриле отец сказал, что оно молодец. А Ваню он ласково уговаривает в дозор идти.

5. 

1) Когда Ване надо было идти в дозор, он на печи пел «изо всей дурацкой мочи»: «Распрекрасные вы очи!».

2) Возвращаясь из караула поёт («Напевая громко песню»): «Ходил молодец на Пресню».

3) Ваня поёт и ещё, Ершов не называет его песни.

6. Назвал он кобылицу. Назвал саранчой («Вишь, какая саранча!»).

7. Братья тайком  у Вани увели продавать коней. Ваня на коньке – горбунке их догнал сказал:

  «Стыдно, братья, воровать!

    Хоть Ивана вы умнее,

   Да Иван – то вас честнее:

   Он у вас коней не крал».

8.

 1) Вернувшись из дозора, Ваня сказал часть правды. Зная, что братья не очень честные, Ваня скрыл, что он сделал (закрыл кобылицу…).

2) Разрешил братьям продать коней, когда услышал, что это пойдет для улучшения жизни их семьи и не очень здорового отца.

3) Царь предложил ему служить во дворце. Ваня не сразу согласился, а все обдумал (в сказке он повторяет для себя царские условия – раздумывает, взвешивает). Только после этого он решил: «Так и быть, стану, царь, тебе служить».

Благодаря чему он стал царем? Уму, трудолюбию, сноровке и т.д.

 

nsportal.ru

Викторина "П.П.Ершов и его "Конек-горбунок"

Презентация на тему: Викторина "П.П.Ершов и его "Конек-горбунок"

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Пётр Павлович Ершов «Конек-горбунок» Исаева Елена Владимировна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 777 г.Москва

№ слайда 2 Описание слайда:

Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 года, в деревне Безруково, Ишимского уезда, Тобольской губернии. В Тобольске Ершов не только учился, но и собирал русские сказки, пословицы и поговорки. Поэтому после окончания гимназии он уже знал, кем будет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки "Конёк-Горбунок", которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым..

№ слайда 3 Описание слайда:

В 1834 году сказка была напечатана в журнале "Библиотека для чтения". В общей сложности она выдержала 7 изданий. Причина успеха сказки заключалась в её истинной народности. «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины доставили этой сказке широкое распространение.

№ слайда 4 Описание слайда:

С. Леон сочинил балет на сюжет этой сказки. Балет «Конёк-горбунок» официально признается первым русским балетом на русскую национальную тему, с использованием популярных русских национальных мелодий. Белинский видел в этой сказке подделку, "написанную очень недурными стихами", но в которой "есть русские слова, а нет русского духа".

№ слайда 5 Описание слайда:

ВИКТОРИНА А вы знаете сказку «Конёк-Горбунок»?

№ слайда 6 Описание слайда:

Объясни значение подчёркнутых старинных слов: «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить…» (Почивальня - спальня.) «Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает.» (Малахай - широкая одежда без пояса.) СТАРИННЫЕ СЛОВА «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости - купцы, торговцы.)

№ слайда 7 Описание слайда:

ВОПРОС - ОТВЕТ Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок? ( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван) 2) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. ( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами) 3) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду) 4) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? (Десять шапок серебра)

№ слайда 8 Описание слайда:

И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу? (Пшеном, смешанным с вином) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 7) За что рыба – кит несла свое мучение? (За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей») 8) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)

№ слайда 9 Описание слайда:

Чьи это слова? Ну, Иван, - ему сказала - Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.) Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. (Конька - Горбунка.) Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь. (Царь - девицы.)

№ слайда 10 Описание слайда:

Вставь пропущенное слово За горами, за лесами, За широкими Против неба — на земле Жил в одном селе. У старинушки сына: умный был детина, сын и так и сяк, Младший вовсе был Братья сеяли Да возили в Знать, столица та была Недалече от села. "Эко диво! - все кричали. - Мы и слыхом не слыхали, Чтобы льзя " Царь велел себя , Два раза, - Бух в котел - и там морями, старик три Старший Средний дурак. пшеницу град-столицу: похорошеть! раздеть перекрестился сварился!

№ слайда 11 Описание слайда:

Подумай и ответь Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? 2. Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок? 3. Похожа ли сказка о Коньке- Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа?

№ слайда 12 Описание слайда:

1. Шаблон для презентации: Ранько Елена Алексеевна учитель нач.кл.МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ 2. http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка 3. http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница 4. http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги 5. http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером 6. http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки 7.. http://www.epwr.ru/quotauthor/202/ 8.:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%B8) 9.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F1%2F56%2F78%2F56078410_Ershov.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=213&noreask=1&source=wiz 10. иллюстрации: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fp=3&pos=115&uinfo=ww-1351-wh-635-fw-1126-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fcs315426.userapi.com%2Fv315426480%2F446a%2F4c1qlRch8ZM.jpg 11. http://obninskdf4.narod.ru/ershov.html 12. Источник:http://azku.ru/avtorskie-skazki/konyok-gorbunok-skazka-ershova-pp.html Интернет – ресурсы:

ppt4web.ru

Литературная викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк

Литературная викторина по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные на уроках знания  во внеурочной деятельности.

  Задачи: 

*создание условий  для обобщения и систематизации знаний по сказке «Конёк – горбунок»;

* развитие познавательной активности, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

* воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;

* способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми;

Ход мероприятия

 

Ведущий:  Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Он родился  в 1815 году в селе Безруково.

 К сожалению, эта сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками.

 

А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие  по сказке, необходимо разделиться на три команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Конкурс оценивает жюри из 3-х человек (представить членов жюри).За правильный ответ команда получает жетон.

 

Разминка.

Тест по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

1. Сколько сыновей было у отца?

один

два

три

2. По словам хитрого старшего брата, всю ночь...

шел дождь

был страшный мороз

был сильный ветер

3. Что взял с собой в дозор Иван-дурак?

вилы

малахай и хлеб

топор

4. Сколько коней, вместе с Коньком-горбунком, Иван получил от кобылицы, которая помяла пшеничное поле?

одного

двух

трех

5. Каков был рост Конька -горбунка?

три вершка

два вершка

четыре вершка

6. Материал, из которого состояла гора на поляне Жар-птиц?

злато

серебро

драгоценные камни

7. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть...

малахай

рукавицы

кафтан

8.Емкость, в которую налил Иван приманку для жар-птицы

ведро

котел

корыто

9. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал?

в мешок

в золотую клетку

в бочку

10. Кто главный помощник Ивана в сказке?

братья

Конек-горбунок

жар-птица

Тур 1. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. “Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. “Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. “Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

5. “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Тур 2. “Кому принадлежат эти слова?”

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

4. “Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

8. “Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться”

(Ёрш)

Тур 3. “Что? Где? Когда?”

1. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе,

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Как звали старика и его трех сыновей?

(Старик – Пётр, сыновья – Данило, Гаврило, Иван)

2. Чем занимались старик и его сыновья?

(Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица, та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали)

3. Как старик сумел уговорить младшего сына Ивана-дурака отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?

(Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов)

4. Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен.

(“Распрекрасные вы очи”, “Ходил молодец на Пресню”)

5. Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?

(Только, чур, со мной не драться,

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!)

6. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?

(Три недели)

7. В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?

(На восток, 8 дней.)

8. Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?

(Пожаловал чин “Царский стременной”)

9. Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?

(Посадить на кол)

10. При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?

(Два корыта белоярова пшена,

Да заморского вина)

11. Что потребовал у царя Иван для царевниной поимки?

(Две ширинки, шитый золотом шатёр,

Да обеденный прибор,

Весь заморского варенья

И сластей для прохлажденья)

12. Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж?

(То доставь ты мне в три дня

Перстень мой из Окияна.

Коль себя не пожалеешь,

То опять помолодеешь)

13. С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

(И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал)

14. Назовите родных Царь-девицы.

(Месяц – мать мне,

Солнце – брат)

15. Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?

(10 лет уж тут лежу

… что без божьего веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей)

16. Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?

(Раковин цветистых,

Рыбок золотистых,

Крупных жемчугов)

17. Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?

(Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18. Опишите сундучок Царь-девицы.

(С перстнем красным сундучок

Пуд, по крайней мере, во сто)

19. Сколько лет было Царь-девице?

(Мне 15 только лет)

20. Сколько лет было Царю?

(70 лет)

21. В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?

(Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой)

Тур 4. Что бы это значило?

(В сказке П.П. Ершова много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи, или употребляем в другом значении)

Бабка чёрная

(Игральная кость)

Гости

(Купцы, торговые люди)

Ендова

(Кувшин для разлива вина)

Лубок

(Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай

(Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски

(Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой

(Выпили вина)

Рядовой

(Слуга)

Фата

(Женский головной убор – покрывало из очень лёгкой ткани)

IV. Составь портрет

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

 

Список сказочных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит

«Поперек моря лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр–бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»)

 

2) Жар–птица

« Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Чай таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь»

 

3) Царь–девица

« Царь–девица подплывает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна–то, и тонка,

Чай, в обхват–то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

А я и даром не возьму»

 

4) Чудо–кони.

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты».

Подведение итогов, награждение победителей.

infourok.ru

"Загадки Конька Горбунка": викторина по сказке П.П. Ершова.

(Литературная викторина для 4-5 кл.)

МКУК «ЦБС Мамско Чуйского района ЦРБ» Центральная детская библиотека (Литературная викторина для 4-5 кл.) Составитель: Зав. Отделом ЦДБ Черешнюк Л.Д. п. Мама 2015 год План - Схема Оборудование: Экран,

Подробнее

Иван-царевич и Серый Волк

2015 Иван-царевич и Серый Волк Æил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать,

Подробнее

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений учеников 2Г класса: «Простыми словами о милой маме». Рисунки авторские МОУ СОШ 15 г. Райчихинск, 2010 г. Кристина А. Мою мамочку зовут Наталья Викторовна. Она работает в детском

Подробнее

АЛЁНА ЧУГУНЦОВА. Лена Доброхвалова:

АЛЁНА ЧУГУНЦОВА Лена Доброхвалова: Я хочу рассказать о моей подруге Алёне. Мы познакомились в 2009 году. У Алёны характер игривый и смешливый. Мы друг к другу ходим в гости, играем в игрушки, гуляем, много

Подробнее

СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Аленушка на

Подробнее

Как волк своё получил

Как волк своё получил дна'жды но'чью лиса' пошла' в ау'л 1 за ку'рицей. Она' пошла' туда' потому', что о'чень хоте'ла есть. В ау'ле лиса' укра'ла* са'мую большу'ю ку'рицу и бы'стро-бы'стро побежа'ла в

Подробнее

Международный день дружбы

Международный день дружбы Дата в 2016 году: 30 июля, суббота Учрежден: Генеральной Ассамблеей ООН 27.04.2011 Традиции: проведение мероприятий по всему миру с целью пропаганды дружбы между странами, культурами,

Подробнее

День матери. Младшая группа, ноябрь, 2014 г.

День матери. Младшая группа, ноябрь, 2014 г. Ведущий: Нынче праздник, вот так праздник, праздник наших милых мам! Этот праздник, нежный самый, в ноябре приходит к нам! Сегодня праздник самый лучший, сегодня

Подробнее

ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут)

ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 -- Антон, скажите, пожалуйста, все факультеты МГУ находятся

Подробнее

Сказка «Медведи плохие соседи»

Сказка «Медведи плохие соседи» Содержание 1. Введение 2. Сказка «Медведи плохие соседи» 3. Библиографический список Автор: Шипицына Кристина Руководитель: Хоменко Любовь Леонидовна МКОУ «Дружинская СОШ»

Подробнее

Русский язык, 3 класс, октябрь 2016

Русский язык, 3 класс, октябрь 2016 3 КЛСС ОКТЯРЬ 2016 Помнишь ли ты произведение. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе видоне Салтановиче и о прекрасной царевне

Подробнее

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ»

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Подробнее

Максим Алексеевич Горький Утро

Максим Алексеевич Горький Утро http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=636735 Аннотация «Самое лучшее в мире смотреть, как рождается день!..» Максим Горький Утро Самое лучшее в мире смотреть, как рождается

Подробнее

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Зайцевская основная общеобразовательная школа» Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Составитель Кузьминова Н.А., учитель начальных классов «Жизнь

Подробнее

ДВЕ РЕДАКЦИИ ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДВЕ РЕДАКЦИИ ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Фролова Любовь Анатольевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 32, г. Комсомольск-на-Амуре В 2014 году исполнится 180 лет чудесной сказке

Подробнее

Сценарий досуга «День Матери»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга.

Подробнее

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Подробнее

Екатерина Михайлова (Карелиан) Вечерние

Автор представлен членом Художественного совета Зиновием Антоновым Сирена слушай меня - через столько ночей без сна, через твои ли, мои ли радости и печали, через всё, 'что друг от друга досталось нам,

Подробнее

Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы - 90 минут. 1 D, F, E, D, C, A, B 2 D, F, A, C, E, G, B 3 D, F, A, G, B, E, C

ФАМИЛИЯ КЛАСС - ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы - 90 минут. 1. Определи правильную последовательность событий в русской народной сказке «Лиса и волк». A. B. C. D. E. F. G. 1

Подробнее

УДК 373 (075.3) ББК Н99

УДК 373 (075.3) ББК 74.202.8 Н99 Н99 Нянковская Н. Н. Комплексные тесты. 4 класс. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. + Интенсив-тренажёр / Н. Н. Нянковская, М. А. Танько Москва:

Подробнее

Наталия Чуб ДРУЖБЫ АСТ Москва УДК 372.3/.4 ББК 74.90 Ч-81 Чуб, Наталья Валентиновна. Ч-81 Азбука дружбы / Н.В. Чуб. Москва : АСТ, 2015. 112 с.: ил. (Расскажи мне как). ISBN 978-5-17-087710-2. Этак книга

Подробнее

Давид Гордон. Грани Души. Москва

Давид Гордон Грани Души Москва 2013 УДК 82-1 ББК 84 (2Рос=Рус) Г 68 Гордон, Д. Г68 Грани души / Давид Гордон. М.: Книга по Требованию, 2013. 160с. ISBN: 978-5-518-45723-2 Дорогие мои читатели! Мне приятно

Подробнее

Сценарий по сказке «Три поросенка»

Сценарий по сказке «Три поросенка» Тема: Театрализация английской сказки "Три поросенка" Цель: Знакомство с английской сказкой, через театрализацию развивать эмоциональную речь. Закрепить умение артистично

Подробнее

Математика в гостях у сказки

Математика в гостях у сказки Одной из форм работы является создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Там, где находится место математической сказке, там всегда

Подробнее

Сказка-Правда (3 глава)

vmireskazki.ru Российские авторы Сергей Мурзаев Сказка-Правда (3 глава) Сергей Мурзаев??????????. Вот, приехали. Кругом Лес стоит. И жутко в нём. Папа Вову оставляет И с таксистом уезжает Вова начал тут

Подробнее

docplayer.ru

Викторина по сказке п. П. Ершова «конёк-горбунок» Тур "Кто это?"

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

Тур 1. "Кто это?" (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. "Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. "Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать"

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. "Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам"

(Кобылица - мать Конька-Горбунка)

5. "Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит"

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Тур 2. "Кому принадлежат эти слова?"

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. "Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом"

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. "Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять"

(Конек-Горбунок Ивану)

4. "Царь велел вам долго жить!"

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. "Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?"

(Кит Ершу)

6. "Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?"

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. "Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня"

(Царь о Царь-девице)

8. "Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться"

(Ёрш)

Тур 3. "Что? Где? Когда?"

1. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе,

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Как звали старика и его трех сыновей?

(Старик - Пётр, сыновья - Данило, Гаврило, Иван)

2. Чем занимались старик и его сыновья?

(Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица, та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали)

3. Как старик сумел уговорить младшего сына Ивана-дурака отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?

(Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов)

4. Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен.

("Распрекрасные вы очи", "Ходил молодец на Пресню")

5. Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?

(Только, чур, со мной не драться,

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!)

6. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?

(Три недели)

7. В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?

(На восток, 8 дней.)

8. Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?

(Пожаловал чи "Царский стременной")

9. Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?

(Посадить на кол)

10. При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?

(Два корыта белоярова пшена,

Да заморского вина)

11. Что потребовал у царя Иван для царевниной поимки?

(Две ширинки, шитый золотом шатёр,

Да обеденный прибор,

Весь заморского варенья

И сластей для прохлажденья)

12. Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж?

(То доставь ты мне в три дня

Перстень мой из Окияна.

Коль себя не пожалеешь,

То опять помолодеешь)

13. С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

(И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал)

14. Назовите родных Царь-девицы.

(Месяц - мать мне,

Солнце – брат)

15. Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?

(10 лет уж тут лежу

... что без божьего веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей)

16. Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?

(Раковин цветистых,

Рыбок золотистых,

Крупных жемчугов)

17. Какие рыбы помогали Ивану дос­тать со дня морского сундук Царь-девицы?

(Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18. Опишите сундучок Царь-девицы.

(С перстнем красным сундучок

Пуд, по крайней мере, во сто)

19. Сколько лет было Царь-девице?

(Мне 15 только лет)

20. Сколько лет было Царю?

(70 лет)

21. В сказке описываются 4 лошади - кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?

(Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой)

Тур 4. Что бы это значило?

(В сказке П.П. Ершова много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи, или употребляем в другом значении)

  1. Бабка чёрная

(Игральная кость)

  1. Гости

(Купцы, торговые люди)

  1. Ендова

(Кувшин для разлива вина)

  1. Лубок

(Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

  1. Малахай

(Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

  1. Опояски

(Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

  1. Постучали ендовой

(Выпили вина)

  1. Рядовой

(Слуга)

  1. Фата

(Женский головной убор – покрывало из очень лёгкой ткани)

Составитель:

Галушко Н.В., ведущий методист ЦГДБ г. Большой Камень

refdb.ru

Викторина по сказке п. П. Ершова «конёк-горбунок»

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК» Тур 1. "Кто это?" (определи по описанию героев сказки) 1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке) 2. "Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму. (Иван-дурачок о Царь-девице) 3. "Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать"

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу) 4. "Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам"

(Кобылица - мать Конька-Горбунка) 5. "Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит"

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке) Тур 2. "Кому принадлежат эти слова?" 1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице) 2. "Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом"

(Старик о старшем сыне Даниле) 3. "Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять"

(Конек-Горбунок Ивану) 4. "Царь велел вам долго жить!" (Царь-девица народу о смерти царя) 5. "Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?"

(Кит Ершу) 6. "Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?"

(Рыба-кит Ивану и Коньку) 7. "Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня"

(Царь о Царь-девице) 8. "Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться"

(Ёрш) Тур 3. "Что? Где? Когда?" 1. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе,

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Как звали старика и его трех сыновей? (Старик - Пётр, сыновья - Данило, Гаврило, Иван) 2. Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица, та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали) 3. Как старик сумел уговорить младшего сына Ивана-дурака отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? (Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов) 4. Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен.

("Распрекрасные вы очи", "Ходил молодец на Пресню") 5. Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню? (Только, чур, со мной не драться,

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!) 6. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели) 7. В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей? (На восток, 8 дней.) 8. Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чи "Царский стременной") 9. Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу? (Посадить на кол) 10. При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена,

Да заморского вина) 11. Что потребовал у царя Иван для царевниной поимки? (Две ширинки, шитый золотом шатёр,

Да обеденный прибор,

Весь заморского варенья

И сластей для прохлажденья) 12. Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня

Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь,

То опять помолодеешь)

13. С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

(И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал) 14. Назовите родных Царь-девицы. (Месяц - мать мне,

Солнце – брат) 15. Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу ... что без божьего веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей) 16. Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться? (Раковин цветистых,

Рыбок золотистых,

Крупных жемчугов) 17. Какие рыбы помогали Ивану дос­тать со дня морского сундук Царь-девицы? (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди) 18. Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок

Пуд, по крайней мере, во сто) 19. Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет) 20. Сколько лет было Царю? (70 лет) 21. В сказке описываются 4 лошади - кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой)

Тур 4. Что бы это значило? (В сказке П.П. Ершова много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи, или употребляем в другом значении)

  1. Бабка чёрная
(Игральная кость)
  1. Гости
(Купцы, торговые люди)
  1. Ендова
(Кувшин для разлива вина)
  1. Лубок
(Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)
  1. Малахай
(Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)
  1. Опояски
(Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)
  1. Постучали ендовой
(Выпили вина)
  1. Рядовой
(Слуга)
  1. Фата
(Женский головной убор – покрывало из очень лёгкой ткани)

Составитель:

Галушко Н.В., ведущий методист ЦГДБ г. Большой Камень

konesh.ru


Смотрите также