Юрий Васнецов. Иллюстрации к русским сказкам. Васнецов конек горбунок


Великий сказочник из Вятки Юрий Васнецов

Пожалуй, нет в отечественной детской книге имени столь любимого, как Юрий Васнецов. Сегодня ему исполнилось бы 115 лет. Этому удивительному художнику удалось заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты он представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Словно протёрли старинное затуманившееся зеркало, и мы увидели самих себя, своё детство, мир своих сказок. И это радостное удивление узнавания и открытия не проходит, передаётся из поколения в поколение. Вот только книги с иллюстрациями замечательного художника найти ныне, увы, всё труднее и труднее…Картины Юрия Васнецова знакомы нам с детства, они украшали наши первые и самые любимые книжки – «Ладушки», «Сорока-ворона», «Теремок», «Три медведя».

График, живописец, народный художник РСФСР Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) родился в старинном русском городе Вятке. Однажды его спросили: «Какой вы получили самый дорогой подарок?» И он ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь». Он получил его в 1900 году 22 марта (4 апреля по старому стилю). И дед Юрия Васнецова, и отец, и все братья отца принадлежали к духовному сословию. Большая семья священника о. Алексия Васнецова (матушка Мария Николаевна и шестеро детей) жила в двухэтажном доме при кафедральном соборе. Отец его был псаломщиком в сельской церкви, но благодаря большому трудолюбию и прекрасному голосу получил место дьякона, а потом стал священником в городе Вятке.

Жили не в нужде, но в неуклонно соблюдаемой умеренности. Скромно ели, скромно одевались. Младшим перешивали со старших, старшим – со взрослых. Дети привыкали к труду и к мысли, что рассчитывать придется только на самих себя. Держали их довольно строго. Опоздание к обеду считалось серьезным проступком. За столом могло достаться и ложкой по лбу. Однако строгость отца была какая-то домашняя. Человек он был добрый, застенчивый и деликатный, но порядок считал нужным поддерживать, потому что дом есть дом… После революции все семьи священников были выселены из соборного дома буквально на улицу. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке. Еще в детстве Юре нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно». Окончив школу и отслужив в армии, Юрий Васнецов в 1921 году приехал в Петроград и  поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств.  Учился у Казимира Малевича (вот уж что невозможно представить, глядя на васнецовских «мещанских» лошадок, кошечек и барашков!). Успешно закончил учебу в 1926 году. Сперва он работал в школе учителем рисования, но как раз в эти годы в Ленинграде организовывалось новое детское издательство. Главный художник  В. В. Лебедев познакомился с Васнецовым и предложил ему попробовать оформлять книжки для детей. Это было в 1928 году. Первая книжка для детей, которую он нарисовал, вышла в 1929  году. Это был «Карабаш» Виталия Бианки. После иллюстраций к рассказам Бианки Лебедев поручил Васнецову русские народные сказки. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича. С тех пор многие прославленные детские писатели издавались с иллюстрациями Васнецова. А через четыре года Васнецов всех удивил. Он принес иллюстрации к «Коньку-горбунку», и все сразу поняли: вот как надо! Чтобы нарядно, празднично, весело и просто! А через много лет Юрий Гагарин увидит на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего среди звезд по черному небу, и скажет: «Вот кто был первым  космонавтом!» В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948).  Больше всего он любил работать над сказками, потешками, народными прибаутками. Текста они занимают мало, зато художнику остается вдоволь места, чтобы пофантазировать. Посмотрите, какой у него многоцветный, яркий, выразительный мир! Кажется, что иллюстрации наполнены звуками и запахами. Гогочут гуси, кукарекает петух, рычат медведи, воют волки и во все горло распевают весенние птицы. Когда Васнецов рисовал, он умел становиться ребенком. Сначала ему самому было страшно в глухом лесу, который он изображал, или весело на солнечной лужайке - и уже только потом мы все, и маленькие и большие, начинаем испытывать такие же неподдельные, живые чувства. Быть ребенком - чудо. Но не меньшее чудо - уметь сохранить его в себе на долгие годы. С возрастом он становился не старше, а еще моложе. Большим ребенком называли друзья этого мудрого человека, так беззаветно преданного игре и празднику и постоянному творческому труду. Если представить все творчество Васнецова как полноводную реку и отправиться вверх по ее течению в поисках истока, в конце концов, придешь в страну детства, о которой сам Юрий Алексеевич сказал однажды: «Все еще живу я всем тем, что запомнил и видел  в детстве… Это все мои впечатления детские». Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками. Эти игрушки называются дымковскими. «Очень я любил игрушки вятские из глины, из дерева, кошки-копилки, гипсовые лошадки, петушки - все интересно по цвету!» Став взрослым, он всегда вспоминал, как весной на его родине устраивались ярмарки. Это были настоящие праздники игрушки! Самыми веселыми и любимыми игрушками были свистульки. В них свистела вся ярмарка: и взрослые, и дети! В памяти Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны». Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. «Совершенно непостижимо, как он, окончив Академию художеств и живя в городе, где есть Эрмитаж и Русский музей, сохранил в искусстве психологию тех мастеров, которые в старину расписывали дуги и прялки»,- сказал о нем  В. Конашевич. Васнецов заимствовал образы из своих детских впечатлений. В уютном крепком теремке, куда художник так любил поселять своих медведей и зайцев, козлят и котиков, нельзя не узнать его вятский родительский дом. Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления детских лет всегда жили в его сердце и воплощались в фантастических сказочных образах, в его рисунках. Лишь вернувшись в собственное детство, в стихию народного творчества, Юрий Васнецов открыл свой художественный сказочный мир. Именно эта связь с народной традицией дала удивительную свободу и силу фантазии художника, именно эта близость народным корням делает его работы столь дорогими для читателя: мы словно узнаем то, что нам давно хорошо знакомо и любимо. И благодарны художнику за то, что он в этом «знакомом» открывает нам новые яркие грани, дарит чудо.

Юрий Алексеевич рисовал для самых маленьких. Поэтому его иллюстрации можно долго рассматривать. Большое внимание Васнецов уделял оформлению книжки в целом. Так же, как Лебедев и Конашевич, он много работал над обложкой книги, над шрифтом. Его стиль не спутаешь ни с каким другим. Картинка заполняет все пространство книжного листа, а иногда и разворот книги, сочетается с орнаментом или рисованным шрифтом. Много книжек у художника Васнецова, и отличить его рисунки можно с первого взгляда. Все звери такие симпатичные, словно игрушечные, дома разукрашенные, картинка словно кружевами оплетена. У лисы шубка с помпончиками, у лошадки в хвосте и в гриве – бантики. Будто это не рисунок, а вышивка. Кошка на окошке рубашку шьет. А в доме – уборка. Рыжий котище со стола убирает, черная собачонка языком чашку вылизывает, курица веником половицы метет. Много всякого зверья делом занято. 

Коты занимают в творчестве Васнецова особое место. Им художник посвящает отдельные листы и целые сюжеты. Вот как он говорил о своих любимых сказочных персонажах: «Медведь, лиса, заяц. Но и многих других люблю – петухов, мышей… Боюсь мышей, а рисовать люблю. Снегири по цвету красивы очень. Ежей люблю. Страшно интересно» А заблистали его сказочные звери в сборниках русских народных сказок, песенок, загадок 60-х годов «Ладушки» и «Радуга-дуга», за них в 1971 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, уже будучи народным художником России. В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок». Вот что говорил сам Васнецов о своем подходе к иллюстрированию: «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка…» На вопрос о любимых цветах отвечал: «Незабудки очень нравятся своей голубизной и желтенькими пятнышками в серединке. Ландыши… Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король…Сирень люблю за ее цвет и запах. Сиреневый цвет мой любимый». Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку. Самыми любимыми месяцами в году считал «…апрель – начало весны, пробуждение природы. Декабрь – зима, иней, заснежено все…Сентябрь – воздух прозрачнее, природа звучнее, чем летом. Пейзажи интереснее по цвету. Синее небо». Много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! С ярких картинок приветливо глядят симпатичные коты и мыши, волки и медведи, зайцы и бараны, кони и совы… Здесь можно увидеть диковинные деревья: и великаншу ель, и березу – царицу всех берез, и короля дубов, и рябину… И синее море неописуемой красоты… Васнецов создал своей фантазией целостный сказочный мир с его законами, нравами, обычаями. Над этим миром всегда светит доброе солнце и не менее добрая луна, в нем все трудятся, поют и пляшут, а если и сердятся друг на дружку, то чуть-чуть… В каждом персонаже - частица души художника, каждому он подарил что-то свое, васнецовское. Этому – взгляд, тому – походку, третьему – повадку… Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.  В оформлении Васнецова массовыми тиражами издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) «Лис и мышонок» Бианки и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Юрий Алексеевич - не единственный художник в роде Васнецовых. Отыскался в семнадцатом веке общий предок – его и двух великих русских художников, братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, также свято чтивших родину, родную землю и национальную самобытность. «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе». Васнецов умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX века.           Для тысяч и тысяч тех, кто бережно хранит книжки с его иллюстрациями, чтобы передать их детям и внукам, художник всегда жив. Живут книги – значит, и он живет. О нём вышла книга Эраста Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит». - СПб.: Печатный двор Детгиз, 2007. Это не просто альбом работ талантливейшего иллюстратора, а удивительное путешествие в его мир, рассказ о жизни – творческий портрет, не официально-хрестоматийный, а начисто лишённый глянца, открывающий нам живого человека, сложного, интересного, привлекательного своей самобытностью.  Ещё одна книга - Власов.Б. Неизвестный Юрий Васнецов. - М.: "Красный пароход", 2011.

Полюбуйтесь чудесными рисунками Ю.Васнецова!

Вам они нравятся? 

vokrugknig.blogspot.ru

Юрий Васнецов. Картинки из нашего детства :: SYL.ru

Этот художник доказал свое мастерство и созданием живописных полотен, и оформлением спектаклей в театрах, и в качестве художника-графика. Но все же именно иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова снискали особую любовь и признание маленьких читателей. Это стало главным делом его жизни. Об этом вспоминаем теперь мы, бывшие дети, читатели книг, в которых рассматривать иллюстрации, созданные этим художником, было не менее увлекательно, чем разбирать тогда еще по складам свои первые тексты.

Что же нам известно о биографии Юрия Васнецова?

Юность художника

Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе. Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми - художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен. Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.

Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными - мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей. Впечатления детства - самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки - бараны, медведи, лошади, куклы... Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими "сказочными" иллюстрациями.

Молодой Юрий очень хотел стать художником - поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов - Казимира Малевича и Михаила Матюшина.

Работа в издательстве

После обучения художник начал сотрудничать со знаменитым Детгизом, где под началом живописца и, по общему мнению выдающегося мастера плаката, Владимира Лебедева он создал свои первые шедевры. Иллюстрации к детским книжкам "Болото" и "Конек-Горбунок", как сейчас принято говорить, "сделали ему имя". Вслед за ними были опубликованы оформленные Юрием Васнецовым "Три медведя" Льва Толстого, "Небылицы в лицах", "Ладушки", "Радуга-дуга". Тогда же им была создана и серия картин, созданных так называемой "техникой плоской печати" - детских литографических эстампов на традиционную фольклорную тематику.

После поездки на Север в 1931 году художник Юрий Васнецов окончательно укрепился в избранном пути. Уже владеющий всеми навыками мастера-живописца, он еще тщательнее подошел к изучению народных истоков.

Феномен живописи Юрия Васнецова

Осуществив путешествие в русские северные края, художник начал осваивать новые для себя тонкости мастерства. Тогда и заговорили о "феномене живописи Васнецова". Вот, например, один из натюрмортов, с изображенной на нем большой рыбой: на продолговатом, красного цвета подносе лежит большая, с серебряной чешуей рыба. Картина стилистически выполнена так, что непонятно - то ли это геральдический знак, то ли просто коврик со стены крестьянской избы. Красные, черные и серебристо-серые тона противопоставлены, но в тоже время уравновешивают друг друга в общей художественной плоскости натюрморта.

Высоко оценивая как народное "базарное" искусство, так и каноны утонченной живописи, Юрий Васнецов к 1934 году создал такие полотна как "Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпкой и бутылкой" и др. Однако опасаясь преследований, которые коснулись творческих работников того времени в связи с начавшийся кампанией борьбы с формализмом, Васнецов рисовал что называется "в стол", сделав эту часть своей живописи тайной и показывая картины лишь близким людям.

Лишь после смерти на выставках работы Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно, сколь велик был дар этого человека - являясь выдающимся "детским" художником, он был и замечательным мастером живописи XX века.

Образы иллюстраций

Совсем не случайно художник писал впоследствии, что всегда жил тем, что запомнил с детства.

И вот, почти так же, как вятские игрушки, нарядно и празднично, "одевает" художник своих героев. Кошки и козы, матери многочисленных семейств, носят на его иллюстрациях юбки, украшенные оборками и кружевами. Так и хозяйничают. А вот Зайчик, обиженный Лисой - на него художник, должно быть, из сострадания, надел теплую кофточку. Медведям же и волкам по вполне понятной всем детям логике одежды чаще всего не полагалось, потому что были они всем остальным зверям опасными и хищными врагами.

А вот необыкновенно добрый котик:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Носит котик по зимнему времени добротные расписные валенки, на шее у него повязан розовый бант, и баба сбоку от шагающего кота шумно радуется его появлению, и собака не торопится облаивать. А еще дальше домики с занесенными снегом крышами, с горящими окнами, и дым из труб столбом прямо в небо - а значит, и погода тихая, безветренная, ясная.

А как это глупо - жить во вражде! Вот две вороны сидят, отвернувшись друг от друга, нахохлившись, смотрят в разные стороны:

На крайчике, на сарайчике

Две вороны сидят,

Обе врозь глядят:

Из-за дохлого жука

Перессорились.

И окружающий этих скупердяек-ворон пейзаж совсем не тот, что на других картинках. Он куда скупее на краски и радости в нем явно недостает.

На иллюстрациях Юрия Васнецова оживает особый мир - уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно красочный. В таком мире любому ребенку, а может, иногда и взрослому, захочется задержаться подольше, вглядываясь в его героев, заряжаясь их душевной щедростью, проживая вместе с ними их пусть и "пряничные", но такие трогательные истории. При этом звери, нарисованные Васнецовым, не приторны, но - таинственны. Некоторые критики даже считали, что художник пишет "страшноватые" картинки, пугая детей.

И еще это ведь очень по-русски: если страшно - то до дрожи, грустно - так до слез, а уж если радость - то непременно пир на весь мир.

Стилистика и цвет

Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.

Васнецовские иллюстрации - цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк - серый, зайчик - белый, лиса - рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, "волшебного фонаря". Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.). Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она - то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.

В заключение

Книга, особенно в детских руках, - товар копеечный, скоропортящийся. У кого из нас в детстве не было "Плывет-плывет кораблик", иллюстрированный Конашевичем? Или знаменитого "Багажа" с рисунками Лебедева? А "Радугу-дугу" с чудесными животными Васнецова забыть и вовсе невозможно. Но у кого "дожили" эти книжки до наших дней? Наверное, лишь совсем у немногих. А ведь это были добротно сделанные, прекрасно оформленные, выполненные в удобном большом формате детские книги. И те, у кого они все еще хранятся, прекрасно знают, как воспринимают их сегодняшние дети. Да так же, как и взрослые много лет назад - с радостью и восхищением.

На ярких, остроумно и занимательно выполненных иллюстрациях Васнецова выросло уже несколько поколений юных читателей, а сам художник еще при жизни был назван классиком детских книжных иллюстраций.

www.syl.ru

биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художник

Вряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее – и знание детской психологии, и талант, и душевный настрой. Произведение для малышей не терпит никаких подделок. И если рисунок сделан не холодной душой и сердцем, если иллюстратор не превратил свое призвание в ремесло, то такое творение непременно станет событием.

Именно таким мастером своего дела и был Васнецов Юрий Алексеевич.

Удивительный мир художника

Книги, проиллюстрированные Ю. А. Васнецовым, узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы советских детей. Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя.

Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.

Почему иллюстрации Васнецова любимы детьми

Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий Васнецов (художник), на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника - чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.

Васнецов никогда не занимался вопросами возрастной психологии, не был он и педагогом, но сумел безошибочно почувствовать своего самого маленького читателя и почитателя - того, который и читать-то еще не умеет.

Васнецов Юрий Алексеевич. Биография

Будущий художник родился 22.03.1900 года в северном городе Вятке. Отец, дед и дядья Васнецова были священнослужителями. Воспитывался Юрий в строгости. Достаток в семье был скромный, но и не бедствовали. В 1917 году, после революции, семья Васнецовых была выселена из соборного дома и познала немалую нужду. Отец Юрия не захотел сложить с себя сан, продолжая ходить в рясе.

Еще будучи ребенком, Юрий самостоятельно разрисовал стены комнатат, печи и ставенки в соседских домах яркими рисунками, где нашли свое место русские орнаменты, кони, фантастические животные, неведомые птицы и волшебные цветы. Искусство, которым так богат его народ, он уже тогда ценил и любил.

В 1919 году Васнецов Юрий Алексеевич оканчивает Единую школу второй ступени, а в 1921-м покидает родной дом в Вятке и переезжает в Петроград. В том же году становится студентом живописного факультета Высшего Художественного Технического института. Именно здесь он и знакомится с «органическим» течением в живописи, которое впоследствии и стало самым близким для его творчества.

После окончания института Васнецов Юрий Алексеевич работает преподавателем в художественной школе Ленинграда. В 1926 году художник снова поступает на учебу. На этот раз в Государственный институт художественной культуры. Творческим руководителем художника был Казимир Малевич. Картины Юрия Васнецова, которые получили жизнь в этот период, - «Кубистическая композиция», «Натюрморт. В мастерской Малевича», «Натюрморт с шахматной доской» - несут в себе прекрасное знание формы и роли контраста.

Дорога к детской книге

Васнецов Юрий (художник-иллюстратор) начал свою деятельность, благодаря которой приобрел миллионы почитателей своего таланта в 1928 году. Именно тогда Лебедев В. В., который в то время работал художественным редактором издательства «Детгиз», привлек к сотрудничеству молодого иллюстратора. Первыми книгами стали «Болото» и «Карабаш» В. В. Бианки. Именно в этих иллюстрациях была реализован юмор, гротеск и добрая ирония Васнецова, которые будут характерны для всего его последующего творчества.

Навсегда вошли в классику детского искусства и более поздние иллюстрации Васнецова. В 1934 увидели свет «Путаница» К. Чуковского, в 1935 году - «Три медведя» Л. Толстого, в 1941-м - «Теремок» С. Маршака. Еще позже будут «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Пятьдесят поросят», «Конек-горбунок». Книги издавались миллионными тиражами и не задерживались на полках магазинов благодаря писательскому мастерству их авторов и неиссякаемой фантазии иллюстратора. Художник создал свой неповторимый и только ему присущий художественный стиль, который мы и сегодня узнаем, даже мимолетно взглянув на иллюстрацию.

В средине тридцатых Васнецов создает несколько картин ("Натюрморт со шляпой и бутылкой", "Дама с мышкой"), в которых наконец-то проявляет себя как масштабный художник, блистательно соединяя утонченную художественную культуру своего времени с традициями русского народного творчества, столь им любимого. Но появление на свет этих картин совпало с моментом начала борьбы с формализмом, в котором и был обвинен художник.

Военные и послевоенные годы

До войны Васнецов работал для Большого Драматического театра, разрабатывая костюмы и декорации. В военные годы Юрий Васнецов выпускает серию поздравительных открыток. На его творчество в этот период оказывает огромное влияние идеология тех времен. В самом начале войны художник становится членом «Боевого карандаша» - коллектива художников и поэтов, которые своим творчеством помогали победе над врагом. В 1941 году семья Васнецовых была эвакуирована в тыл в г. Пермь, а в 1943 г. - в г. Загорск. Научно-исследовательский институт игрушки стал его местом работы. Юрий Васнецов работает там главным художником. Вернулся он в Ленинград только в конце 1945 года.

Послевоенные годы художник посвящает пейзажам. Наиболее широкую известность получили пейзажи Сосново, эстонские и крымские, зарисовки Мельничного Ручья.

Личная жизнь

Свою личную жизнь иллюстратор Юрий Васнецов не афишировал, поэтому и известно о ней не так уже и много.

В жизни художника была одна-единственная любимая женщина. Женился Юрий Васнецов в возрасте тридцати четырех лет на художнице Пинаевой. В 1934 году он привез в родную Вятку супругу, и отец Васнецова обвенчал их в храме Иоанна Предтечи. Галина Михайловна подарила Васнецову двух прекрасных дочерей. Елизавета родилась в 1937 году, а Наталья - в 1939-м. Поздние дети стали для Юрия Алексеевича настоящей отдушиной. Любую разлуку с ними он воспринимал как трагедию и всегда спешил вернуться домой, чтобы быть рядом со своими девочками.

Юрий Алексеевич увлекался разведением голубей и был заядлым рыбаком.

Дочери художника росли в атмосфере любви и красоты, Елизавета часто засматривалась на работы отца. Позже она пошла по его стопам и тоже нашла себя в изобразительном искусстве. С 1973 года она является членом Союза художников СССР.

Знаменитое родство

Фамилия Васнецова на слуху у любого жителя страны благодаря не только Юрию. Его дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, а также русский фольклорист Александр Васнецов. Однако Юрий Алексеевич никогда не кичился знаменитыми родственниками.

Награды и премии

После войны художник получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1966 году Юрий Васнецов получает звание Народного художника РСФСР.

В начале семидесятых художник иллюстрирует два сборника русских народных сказок. Они носят название «Радуга-дуга» и «Ладушки». В этом же году по его иллюстрациям сняли мультипликационный фильм «Терем-теремок», который можно смело отнести к шедеврам советской мультипликации. За эти работы художнику была присуждена Государственная премия Советского Союза.

Малоизвестный Васнецов

Всю свою жизнь художник посвятил живописи. Однако его картины шестидесятых и семидесятых годов не принесли ему популярности при жизни. Наиболее известные работы того периода - «Цветущий луг», «Натюрморт с вербой» - увидели свет только после смерти художника. Дело в том, что из-за обвинений в формализме Юрий Васнецов предпочитал нигде не выставлять эти свои работы. Он фактически сделал занятия творчеством своим тайным увлечением, и мог показывать эти творения самым доверенным и родным людям. После того как его картины были представлены широкому зрителю на выставке в 1979 году, стало ясно, что художник далеко выходит за рамки книжного иллюстратора. Он является выдающимся русским живописцем XX в.

Художник умер 03.05.1973 года в Ленинграде. Похоронен Юрий Васнецов на Богословском кладбище в Петербурге, который за долгие годы жизни стал художнику родным городом.

fb.ru

Ю. Васнецов. "Конек-горбунок". - Предметы советской жизни

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

"полезные советы", "сделай сам", 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \"полезные советы\", \"сделай сам\", БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация, ковер, коврик, ковры, колбаса, колготки, колхоз, командирские часы, коммуналка, комсомол, консервы, коньки, коробки от печенья, космос, кровать, купальник, курорт, курорты, кухня, лампа, лейка, ленинградская блокада, ленинский зачет, льготы, магазин, магнитофон, марки, мебель, медицина, мода, монументальная пропаганда, мороженое, музеи, музей, музыка, мульфильмы, награды, наука, научный атеизм, носки, ноты, облигации, обувь, общепит, объявление, одежда, октябрьская революция, октябрята, отдых, открытка, очереди, очки, парад, парикмахерская, парк культуры и отдыха, парфюмерия и косметика, патефон, перестройка, песни, печка, пионерлагерь, пионеры, пирожки, пишмашинки, плакат, пластинки, плита, подарок первокласснику, подстаканник, политические деятели, портсигар, посуда, почта, почтовые конверты, праздник, пресса, прикладное искусство, примус, прическа, продам, пропаганда, пропуск, пылесос, пятилетка, радио, радиоприемник, радиоприёмник, раскладушка, реклама, реконструкция Москвы, ресторан, садик, самиздат, самовар, самодеятельность, санатории, санитария, санпост, свадьба, сделай сам, сектанты, село, сельское хозяйство, семейные истории, семья, сервант, сигареты, сигары, скульптура, сленг, собрание, советская торговля, советские художники, социалистическая экономика, соцреализм, спичечные этикетки, спички, спорт, справочник рыболова-любителя, ссылка, ссылки, старые фотографии, стиляги, стихи, стройка, студенты, стул, счастливое детство, счеты, считалки, сыр, табуретка, талоны, танцы, театр, телевидение, телевизор, телефон, техника, торговля, трамвай, транспорт, троллейбус, трудодни, туалет типа сортир, тумбочка, туризм, удостоверение, умывальники, упаковка, учебники, училки, фельетоны, фольклор, фотоаппараты, фотографии, фотография, фотографы, хлопок, ходики, холодная война, художественное творчество, цирк, чайник, частушки, часы, чемодан, чулки, швейная машинка, шестидневка, шкаф, школа, школьная форма, шляпы, экономика, эмиграция, эстрада, юзерпик, юмор

27-сент-2015 11:17 am

soviet-life.livejournal.com

Юрий Васнецов. Иллюстрации к русским сказкам | Dorian Decor

Издавна, образы сказки привлекали многих русских художников, но, быть может, еще никого не захватывали с такой непобедимой силой, как Юрия Алексеевича Васнецова. Для этого признанного мастера детской иллюстрации сказка стала всепоглощающим призванием.

 

Царевна-лягушка. 1946 г.

Лисичка со скалочкой. 1946 г.

Котик. 1938 г.

Гуси-лебеди. 1946 г.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. 1952 г.

Царевна-лягушка. 1952 г.

Иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя». 1935 г.

Иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя». 1935 г.

Кит. 1938 г.

Иллюстрация к сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок». 1933 г.

Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Путаница». 1933 г.

Конь. 1964 г.

Юрий Васнецов родился 23 марта 1900 года в древнем русском городе Вятке (ныне г. Киров), в суровом и пустынном крае с необозримыми лесами, с огромными топкими болотами. Народная молва населяла эти места мифологическими существами, духами, лешими, русалками… В самом деле, Вятский пейзаж мог бы служить отличной декорацией, на фоне которой развернулось бы действие волшебной сказки.

Иллюстрации, созданные Васнецовым, отмечены тем же оптимизмом, той же душевностью и жизнеутверждающей силой, которая наполняла сознание и неведомых по именам создателей народной сказки, и известных русских писателей. Юрий Алексеевич подходил к своим образам с той естественностью и непредвзятостью творческого переживания, с какою слагает сказки сам народ.

По материалам альбома «Русская сказка в творчестве Ю.А. Васнецова». Ленинград, 1971 г.

Юрий Васнецов. Иллюстрации к русским сказкам

3.89 (77.78%) 9 votes

Похожее

doriandecor.ru

МБДОУ "Детский сад №59 "Золушка"

Васнецов Виктор Михайлович.

(1848-1926)

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне,

былине, драме сказывается весь цельный облик народа,

внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

(Виктор Васнецов)

БиографияРодился Васнецов в вятском селе Лопьял 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Отец его, когда родился Виктор, переехал в село Рябово. Маму звали Аполлинария Ивановна. Всего в семье Васнецовых было шестеро сыновей, из которых Виктор был вторым.

Жили они довольно бедно. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Мама умерла рано, и отец остался за главного. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.  

Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловича отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию.  Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. 

В семинарии Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги "Собрания русских пословиц" Николая Трапицина.

На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербургскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Отец был не против, предупредил только, что с деньгами не поможет.  

В 1868 году Васнецов снова решил поступать в С.Петербургскую академию. Тут он узнал, что тогда он все-таки был зачислен.

Во время учебы в Академии Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми.

Немаловажной была встреча Васнецова с художником Павлом Чистяковым в 1870 году, она оказала влияние и на творчество Виктора Михайловича. Чистяков не стал ограничивать стремления Васнецова и подгонять его под стандарты "классицизма", а, наоборот, развивал его собственный талант.  

Время это для Васнецова очень трудное. В 1870 году отец Виктора умирает. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка. С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к "Народной азбуке", "Солдатской азбуке" Столпянского, к "Русской азбуке для детей" Водовозова. Им были иллюстрированы сказки "Конек-Горбунок", "Жар-птица и другие". Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему.

В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины "Чаепитие в трактире" (она была взята на выставку передвижников) и "Нищие певцы". В 1876 году выходят его картины "С квартиры на квартиру" и "Книжная лавочка".

Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877 год)

Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву

В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве.

Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.

Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии Царской Семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.

"Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле", — сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.

Успех васнецовских росписей был огромен

По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, — и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд".

В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами". Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: "Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам..." Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет "Витязя на распутье".

Стоит отметить его картину "Аленушка" - образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Печаль отражает даже пейзаж: и деревья и вода.

В 1897 году выходит его картина "Царь Иван Васильевич Грозный", которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году

В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве (как раз шло строительство) Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину "Каменный век". Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.

С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое "капитальное", по словам Стасова, произведение — "Богатыри".

"Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем".

23 июля 1926 года Васнецов скончался. Было ему 79 лет. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца.

Дата обновления

Версия

Для слабовидящих

Полезные сайты

Погода

Статистика

Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

mbdou59.ucoz.ru

Петр Ершов "Конек - горбунок".

  Самый последний прискакавший ко мне Конек)   Утащила кусочек интервью художницы, где она описывает работу над этой книгой." - С классическими текстами работать одно удовольствие, несмотря на некоторую сложность, которая сопутствует такой работе. Ты чувствуешь, что в затылок тебе дышат Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Владимир Фаворский и многие, многие замечательные художники, которые это уже нарисовали. И тут на самом деле важно не подпасть под обаяние их работ. Странно было бы браться за работу, желая, предположим, «спеть песню», которую «спел» уже Билибин. Гениальный текст Петра Ершова разошёлся на множество цитат. Такое впечатление, что рождаешься со знанием этих строчек, так чудно зарифмованных. Перечитывая их, понимаешь, насколько это живо, талантливо написано. Я помню, меня в какой-то момент поразила в сказке реплика Ивана, когда царь предлагает ему поступить на царскую службу. Иван выставляет два условия:«только, чур, со мной не драться и давать мне высыпаться». Двумя скупыми штрихами автор даёт своему герою несколько важных характеристик: у Ивана развито чувство собственного достоинства и неприкосновенности человеческой личности (как минимум своей собственной) и — что он по психическому складу, скорее, «сова», чем «жаворонок». В общем, Иван был человек принципиальный и принципы свои умел отстаивать! Что касается придумывания какой-то концепции … Был задан объём книги, и в книжке было сто двенадцать страниц и одного только текста на девяносто страниц. На иллюстрации оставалось очень мало места. Текст состоит из трёх частей, и надо было отбивать одну часть от другой большим шмуцтитулом. Каждая часть начиналась разворотом, населённым кучей разных персонажей. А внутри каждой —места почти не было. То, что обычный читатель назвал бы страничная иллюстрация, на профессиональном языке называется«полосная иллюстрация». И вот этих полосных картинок, могло быть помещено три-четыре — не более.

— В «Коньке-Горбунке» – строчки короткие и получается столбик текста, а справа и слева – огромное количество полей …

— В этой сказке — идея нарисовать для каждой страницы свою орнаментальную рамку, включив в неё персонажей и мелкие орнаментальные изображения, была продиктована отсутствием места в объёме книги. Поскольку в тексте встречались архаизмы, например, «к водяному сесть в приказ – утонуть, пойти ко дну», «немские страны – иноземные страны», то в некоторых случаях, примечания, которые ставят обычно внизу страницы, можно было поместить в орнаментальные рамки. Я делала для них такие медальончики, в которых шло объяснение устаревших слов и выражений. Сто двенадцать оригинальных орнаментов делались около года.

Полностью интервью можно почитать вот здесь http://www.livehat.ru/person/39/

Издательство имени Сабашниковых, М. 1992 г. Художник Ольга Монина.

СССР 1947 г. Режиссер Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая, Виктор Громов

СССР, 1941 г. Режиссер Александр Роу

gudrun1983.livejournal.com


Смотрите также