Украшение домов деревянными резными элементами – Кружева на доме. Украшение конька крыши деревянного дома


делаем украшение для фронтона своими руками

Фронтон – это важная деталь экстерьера дома, ограниченное кровлей пространство, которое расположено между двумя скатами. Еще фронтон по-другому называют архитектурной частью фасада здания, которая расположена от карниза до чердака. И современные архитекторы твердят о том, что фронтоны – это уже не просто красивый служебный элемент, а целое произведение искусства. Ведь именно по фронтону легко узнаются разные архитектурные стили. И издавна в России щипцы жилых построек считались главными элементами классической архитектуры, впрочем, как и во многих странах мира. А ведь сегодня, как никогда, в моде индивидуальность и стилизация частного строительства. Так почему бы не разобраться, как украсить собственный фронтон и заодно преобразить махом весь экстерьер всего дома?

Почему сегодня стало так модно украшать фронтоны своих домов? Все дело в том, что современные отделочные материалы при всей своей практичности и доступности обладают одним большим минусом: превращают красивые жилые строения в настоящих сиамских близнецов. И только декоративные детали и элементы вносят хоть какое-то разнообразие в безликое строительство, придавая любой постройке индивидуальность, стиль и выразительность.

Что хорошо, любой фронтон украшение использует также как дополнительную защиту от атмосферных осадков.

Во-вторых, при помощи грамотно подобранного декоративного украшения фронтона вы можете визуально скорректировать пропорции последнего: вытянуть или расширить, добиться нужной гармонии или подвести резкую черту.

А декорирование фронтона и установка дополнительных элементов зависит от того, какой стиль архитектуры вашего дома в целом: классический, готический, современный, минималистический или исконно русский. А уж как и что делать дальше, мы уже подскажем: в вашем распоряжении отличные мастер-классы, новые видео-ролики и готовые красивые шаблоны!

А вот и первый видео-ролик:

Есть большая разница, будет ли фронтон визуальным продолжением стены, или же изначально он запроектирован как отдельная архитектурная деталь – акцент общего экстерьера.

Так, в современном строительстве высота фронтона варьируется от 0,7 м для нежилого чердака и до 2 м, если мы говорим о строительстве мансарды. Но первым делом, еще на стадии фундамента, разберитесь с формой будущего фронтона, от чего будет зависеть частично также и устройство крыши.

Ведь каким именно будет вид фронтона, закладывается еще в проекте дома, и по окончанию строительства вы сможете только декорировать только эту часть здания, но уже никак не изменить его форму. Сама же форма фронтона всегда зависит от конструкции крыши и выбранного угла ее наклона.

Вот основные виды архитектуры фронтонов всех времен:

  • Треугольный фронтон, который представляет собой простой равнобедренный треугольник, который легко получается под обычной классической двускатной крышей. Такой наиболее популярен сегодня.
  • Прерванный. Это фронтон, который оснащен горизонтальным карнизом. Именно в таких щипцах чаще всего устанавливают окна. Если карниза нет, тогда такой фронтон опирается только на две колонны и уже называется полуфронтоном. Или же карниз трансформируется в щипец, или если мы говорим о готической архитектуре.
  • Еще один популярный вид – полукруглый фронтон, который удается за счет главной и формы конструкции. Его часто используют при строительстве загородных домов, чтобы выгодно подчеркнуть нужный стиль архитектуры.
  • Ступенчатый фронтон, наиболее популярный в брусовых постройках.
  • Трапециевидный фронтон, который обустраивается в мансардных крышах.
  • Как отдельный вид был также популярен фронтон, который состоял из крупных ступенек и назывался вороним. Благодаря такому дизайну скрывались прямые линии края крыши.

Подведем итог: форма фронтона определяется формой крыши, или же, наоборот, в некоторых проектах приходится отталкиваться от первоначального эскиза. Но, в любом случае, перед тем как придумать, какой именно будет декоративная отделка вашего фронтона, выберите его тип и форму. А сегодня фронтон чаще всего отделывают резным деревом, сайдингом, мозаикой или красивой плиткой. Особенно в моде резкая окантовка.

С давних времен существовало несколько типов отделки фронтонов. И разделенные на части, и треугольные, и такие необычные и сложные, как, например, в популярном стиле барокко. А вот в Северной Европе и в Голландии в свое время украшенный фронтон был центральной частью постройки, и украшался он в основном в стиле Готики и Ренессанса.

Поэтому сегодня почти во всем мире модно украшать фронтоны в викторианском стиле:

В России же изящными по-западному фронтоны стали только во время правления Елизаветы, а до этого они украшались исключительно по традиции деревенского русского зодчества.

Восточное искусство: живой цвет древесины

Иногда при украшении фронтона храмов мира использовались некоторые стилистические элементы Дальнего Востока. Это, в основном, была богатая растительность и животный мир.

Если вы захотите создать настоящее украшение для фронтона в дальневосточном стиле, вам необходимо будет задействовать весь спектр цветов и оттенок оттенков древесины. Поэтому в этом стиле используется порода далеко не одного дерева. Это и акация, и кедр, и черемуха. Морилки и другие пропитки при этом использовать не рекомендуется. Древесина должна быть и выглядеть натуральной, со своим естественным цветом.

А провождение времени под дождем, солнцем или морозом делает такие украшения особенно насыщенными и яркими. Особенно, если вы используете кедр.

Русский стиль: исключительно ручная работа

Вам будет интересно узнать, почему все это не сохранилось до нашего времени? Почему сегодня дома не строят такими, как раньше, на Руси? Ведь редко встретишь современные деревянные украшения на фронтонах. Все дело в том, что до 1830 года дома в России строили слишком тесно друг к другу, и нередко пожар в одном доме уничтожал целую улицу.

Хотя из древесины также быстро устраивались новые кварталы. И только в середине XIX века в России создали специальную комиссию «О каменном строительстве», и вот так постепенно витиеватое деревянное украшение фронтонов стало уходить в прошлое вместе с другими традициями зодчества. А жаль, согласитесь:

Потихоньку в моду возвращаются традиции украшать фронтон дома резными деревянными элементами. Ведь так приятно что-либо делать своими руками! А резные элементы вы легко обработаете специальными пропитками, и они прослужат вам действительно долго. Для работы вам всего лишь понадобится лобзик и пару трафаретов, который вы вполне сможете изготовить сами по нашим шаблонам.

Что же касается выбора самого декора, отметим следующее. Издавна домовая резьба на Руси представляла собой в основном кружева и символы. В каждом элементе украшения фронтона закладывались образы луны и солнца, вселенной, звезд, и богатства природы. Но важно во всем этом хоть немного разбираться.

Из каких элементов состоит исконно русский фронтон?

Для начала давайте разберемся, из каких основных элементов состоит украшение фронтона в этническом русском стиле:

  • Фриз – это арочный или прямой резной бордюр, который крепится на крышу прямо над крыльцом, веранды или террасы. Узоры у него чаще всего геометрического стиля, но вполне допустимы цветочные мотивы.
  • Треугольник, либо кронштейн, – это треугольный резной элемент, которым обычно украшают стык опорных элементов крыши прямо над крылечком или террасы дома. По правилам, кронштейн должен дублировать резьбу на фризе или бордюре. А иногда, ажурное украшение как бы спускается по стенам или столбам фронтона вниз.
  • Крылья – это боковые резные элементы двускатных кровель, которые сочетаются с такими же резными фронтонами. Они могут выступать за пределы торцов или же быть направлены внутрь.
  • Еще один декоративный элемент, который монтируется по периметру окон или дверных проемов – это наличники. Благодаря им весь экстерьер фронтона выводится в единое целое.
  • Кайма, или юбка – это широкая резная полоса, которая прибивается на край крыши дома прямо над фронтоном. Кроме своего основного назначения как украшения, еще служит небольшим балансом.

Немного подробнее расскажет эта иллюстрация:

Причем, что интересно, деревянное кружево было у обычных крестьян, на каждом доме, в то время как за океаном такая привилегия была только у богатых домовладельцев.

Куда исчезло искусство украшения фронтонов?

Уже в ХХ веке на Руси строились прекрасные жилые постройки из дерева, фронтоны которых украшались резными наличниками. С того времени осталось много сведений о так называемых «ансамблях» рубленных домов, вышки, которых были подлинными произведениями искусства. Особенно отметился деревянный двор княгини Ольги, наверняка вы о нем слышали.

А все потому, что наши предки хорошо осознавали удивительные свойства древесины. Этот материал придает ощущение жизни, служит проводником между человеком и природой, как верили когда-то. Неспроста Русь в древние времена называли деревянной. Ведь на то время практически все села и деревни располагались в лесистых местах по берегам рек и озер. Стоит также отметить, что и древесина тогда была самым доступным материалом. Но и до сегодня русское деревянное строительство остается образом гения мастеров.

Как тогдашнее украшение фронтонов выглядело на практике? Доска, которую размещали вдоль ската фронтонов, частично закрывала концы стропил, а с другой стороны служила определенным украшением. Причем обычно эта доска была сделана из камня, и, что интересно, именно на фронтоне еще нередко размещали акватории – небольшие по размеру статуи.

Кстати, до сих пор можно увидеть, как раньше украшались фронтоны домов в России. Где? В современном Томске, например, у хорошо сохранившихся домов время от времени реставрируются архитектурные фишки тех времен. Это украшения фронтонов с геометрическими, растительными и аморфными мотивами, которые ко всему еще и сплетаются. А перед ними – много мифических существ и, конечно, солнышко с цветами.

Выбирайте, что вам по душе:

Понравилось? Загорелись сотворить нечто подобное для своего дома, своими руками? Немного ниже мы расскажем и покажем, как именно это сделать.

Итак, у вас есть возможность сделать изначально украшение для фронтона собственноручно, или же приобрести готовые комплекты.

Так, вот самые популярные способы отделки фронтона жилого дома, которые иногда делают декоративными:

  • Покраска или оштукатуривание.
  • Обшивка сайдингом.
  • Декоративная лепнина.
  • Обшивка современными полиуретановыми материалами.
  • Отделка декоративным кирпичом.
  • Применение вагонки, блокхауса, и других видов деревянной отделки, которые украшены дополнительными готовыми комплектами.

Выбирая один из этих способов, отталкивайтесь от того, из какого материала были построены стены дома, а также собственных финансовых возможностей. Так, дороже всего вам обойдется резьба по дереву и лепнина, а дешевле и проще станет сайдинг и плоские алюминиевые панели.

К слову, форма слухового окна сама по себе служит дополнительным элементом украшения фронтона:

Что же касается готовых элементов, которыми вы дополнительно можете украсить фронтон, вы будете удивлены, но они изготавливаются не только из древесины. Всего же для них используется несколько видов материалов, и пользуются популярностью такие.

Пластиковые: дешево и практично

Пластиковые ажуры – прочны и долговечны, поставляются комплектами. Ими особенно хорошо украшать фронтонные окна. Но, к сожалению, вы вполне вероятно обнаружите идентичный набор у соседа по загородному городку. А выглядят они преимущественно вот как:

Все же лучше с ними, чем совсем без них, согласитесь. Но в использовании всех этих готовых элементов важно не переусердствовать, чтобы фронтон вашего дома не стал местной достопримечательностью.

Металлические: долговечность и износостойкость

Металлические ажурные украшения вырезают из листового материала, окрашивают и обрабатывают. Их плюсы:

  • Высокий срок службы и износостойкость.
  • Длительная гарантия от производителя.
  • Простота и прочность в уходе.
  • Быстрый и простой процесс монтажа.

Но и весят они немало. Сорвутся в бурю – не оберетесь проблем.

Древесина и МДФ: в моде – индивидуальность!

Готовые элементы украшения для фронтона из пластика или винила, вы, конечно же, приобретете в магазине. А вот деревянные резные элементы вам будет приятнее изготовить самостоятельно, тем более что хорошего мастера найти не так уж и просто. Причем древесине есть достойная альтернатива: МДФ элементы изготавливается из древесных волокон, и хорошо подходят для изготовления сложных узоров. В отличие от древесины, такие плиты хорошо противостоят влаге.

Только благодаря таланту русского народа и присущему ему чувству прекрасного, и создались на Руси все эти архитектурные произведения искусства, которые способствовали расцвету нашей страны. Кроме того, как мы уже говорили, в домовой резьбе всегда вкладывали определенный защитный символический смысл. Например, который обозначал Берегиню или духов рода, и тому подобное.

Вам лучше точно знать, как выглядели эти элементы и как правильно создается такое украшение, чтобы ваш фронтон не стал примером глупых ошибок. Или чтобы эрудированный человек вам однажды не сообщил, что ваше украшение намешало в себе разных стилей и, в общем, использованные символы говорят о том, что вы прирекли собственный дом на пожар или бедствие. Ведь смешно вам будет только первую минуту, а после какой-нибудь просмотренной передачи про экстрасенсов, где «неправильный» символ в старой дверной раме испоганил домочадцам всю жизнь, у вас появится желание взять стремянку и срочно переделать весь дизайн «лица дома».

И порой действительно лучше ограничиться традиционными заморскими шаблонами, которые смотрятся вполне мило:

Тем более, что воплотить в жизнь это не так уж и сложно, нужен только хороший клей и пистолет для гвоздей:

А уж если вы закатили рукава и решили навсегда оставить на вами построенном доме подпись автора, тогда читайте дальше.

Что хорошо, для создания дизайна фронтона всегда можно пустить все остатки строительных материалов после завершения постройки самого дома. Поэтому у вас огромный выбор и целый простор для фантазии!

Шаг 1. Планируем дизайн

Давайте для начала разберемся с основными понятиями украшения фронтона:

  • Ажурная резьба – это узел, который нанесен на наличник насквозь, делая таковые элементы объемными и «воздушными». Изготовить ажурную резьбу сложнее, чем обычную.
  • Второй вид резьбы – накладная. Это уже готовые вырезанные элементы узора, которые вам нужно фиксировать по краям на деревянной основе. Обычно это либо небольшие завитушки, либо довольно сложный дизайн.
  • Глухая резьба – это изготовление узоров на нужную глубину по нарисованному контуру. В итоге у вас получаются красивые рельефные элементы, которые вы легко закрепите на фронтоне.

К слову, если планы на фронтон у вас грандиозные, тогда мы рекомендуем вам еще на этапе строительства придать ему дополнительную жесткость. Сделать это можно при помощи мауэрлата, который будет иметь сечение не менее 100х100.

Шаг 2. Изготавливаем шаблоны

Для начала вам нужно будет изготовить шаблон по так называемой заготовке. Вы можете скачать у нас на сайте уже готовые образцы фронтонных украшений, либо создать свой собственный, который особенно будет приятно видеть на собственном доме. Почти все наши шаблоны – это примеры и традиции русского деревянного зодчества, как вы уже заметили.

И немного модных зарубежных образцов:

Заранее сделайте эскиз будущего орнамента на альбомном листе плотной бумаге или картоне. Или же, за не имением художественных навыков, просто увеличьте выбранную картинку и распечатайте на листе большого формата. Изображение будет нечетким, но нужные линии по нему вы провести сможете. Еще проще – договориться со знакомым художником, чтобы аккуратно и точно перерисовал. Главное – идея!

Шаг 3. Подбираем материал

Итак, а теперь материал нужно подготовить. Для таких украшений вы можете использовать дерево самых разных сортов, от чего будет зависеть его эстетический вид и долговечность. Если вы строили дом для своих правнуков, тогда делайте украшения для фронтона из бука или дуба, альтернативой послужит ольха, клен, береза и лиственница. С последними работать намного легче, но и служат они не так долго.

Пару полезных советов на эту тему:

Для изготовления декоративных элементов нужно выбирать только длинные, цельные рейки. Но для вас есть хорошая новость: современные средства для склейки древесины значительно расширили возможности отделки фронтонов. И в этом есть свои технологии и тонкости.

Шаг 4. Изготавливаем детали

Быстрее, и легче всего вам будет вырезать элементы украшения для фронтона электролобзиком, сложнее, но точнее – ручными инструментами.

Выпиливание при помощи электролобзика

Итак, изготавливаем украшение при помощи электролобзика:

  • Шаг 1. Готовые шаблоны из бумаги вырезаем и прикладываем на подготовленную доску. Высверливаем отверстия в заготовке.
  • Шаг 2. Заготовку зафиксируйте очень осторожно, чтобы не заезжать в паз и не делать крутых поворотов.
  • Шаг 3. Все круглые места и небольшие отверстия на доске лучше сделайте перьевым сверлом или фрезой. Учтите, если срежете лишнее, то испортите.
  • Шаг 4. Теперь накладку для домовой резьбы подрежьте, отшлифуйте, и покройте лаком.
  • Шаг 5. Если вы опытный плотник, или легко справились с предыдущим заданием, тогда можете отрезать эти элементы еще по торцам, чтобы получился объемный узор.

А, чтобы выпиливание было чистым, отключите маятниковый режим на электролобзике:

Ручное изготовление украшений

А вот как это сделать вручную:

  • Шаг 1. Перенесите рисунок на доску. Как? Либо вырежьте из бумаги, а потом обрисуйте, либо проделайте все через копировальную бумагу. Некоторые мастера рисунок прорезают резцом.
  • Шаг 2. Далее берем уголок и начинаем вырезать по рисунку. Все концы отрезаем острым ножом.
  • Шаг 3. Теперь наш фриз отшлифовываем и украшаем им фронтон.

Все отверстия нужно сверлить внутри рисунка. Обязательно при этом защитите глаза специальными очками.

Посмотрите, как это здорово:

Склеивать деревянные детали для отделки фронтона вы можете:

  • На гладкую фугу, т.е. соединяя две гладкие поверхности.
  • На микрошип, используя в некоторых местах специальный зубчатый рельеф, и площадь проникновения будет увеличена.
  • На шпунт, гребень или шип.

Перед склейкой все детали обязательно обрабатываются – для чистки поверхностей и для того, чтобы раскрыть древесные поры. Ведь именно в них при нанесении проникает клеевой состав, образуя при застывании между двумя деревянными элементами множество тонких ниток. Получается как бы паутина, которая надежно сшивает между собой детали. В итоге прочность склеенных отдельных деревянных элементов выше, чем прочность самой древесины. Удивительно, не правда ли?

Шаг 5. Подготавливаем основание

В принципе, при отделке фронтона вы можете крепить деревянные детали просто на плоскую ровную поверхность, и не заморачиваться при этом со всякими шипами. Ведь современные клеевые составы замечательно выполняют свои функции и глубоко проникают в структуру древесины.

Более того, если вам нужно склеивать деревянные детали, которые в процессе своей эксплуатации будут постоянно подвергаться иссушивающим солнечным лучам, используйте современные специальные составы, которые в процессе застывания вытягивают всю влагу из дерева. В противном случае на месте склейки в первый же день деталь может выкрутить.

Шаг 6. Закрепляем детали на фронтоне

И, наконец, перед тем, как лепить ваш фронтон, обязательно проверьте размеры всех подготовленных деталей. Дело в том, что достаточно одного или двух неказистых элементов в декоре, чтобы испортить весь фронтон. Но уверены, что у вас получится все идеально.

Запомните: каких-то особенных правил в отделке фронтона не существует, главное, чтобы соблюдался дух общей гармонии и стилевая целостность вместе с домом. А это уже зависит только от вас!

krovgid.com

Украшение фронтонов, стен, крыш

 Издревле резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоротивные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов. Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Каждый хозяин хочет, чтобы его дом выглядел гармонично и был красив. Чтобы добиться такого результата, во внешнем интерьере строения все детали должны быть качественными, как следует проработанными. Не только на отделку фасада здесь стоит обращать внимание – важную функцию выполняет дизайн окон, крыльца, входных дверей, фронтона.

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы. Фронтон крыши завершает фасадную стену строения и представляет собой торцевой участок кровли, образованный по бокам ее скатами, в основе которого располагается карниз.

 Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной.  Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.

Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.

 Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

В 19 веке украшение домов искусной деревянной резьбой стало повсеместным, и тогда же оформились традиционные стили резьбы. Резчики каждой местности имели свои излюбленные мотивы, которые постепенно стали их визитной карточкой. Южные стили резьбы отличают более крупные элементы и просветы между ними, так как резные карнизы и наличники в большей степени служат для украшения. В условиях севера на декоративные элементы ложится большая нагрузка по защите несущих конструкций от воздействия дождя и снега, этим обусловлены меньшие просветы между декоративными элементами, затейливость резьбы, многослойность досок с декором.

 Резные функциональные  украшения для Вашего дома можно изготовить в различных стилях, их можно подобрать практически под любой интерьер. Это могут быть причудливые завитки, дивные  узоры, или классическая резьба в определенном стиле древнего зодчества, включая  обережную символику или её отдельные элементы. Резные элементы могут быть скромными, ненавязчивыми или очень заметными и вычурными. Выбор за Вами.

 Вы можете проявить свою индивидуальность, выбрав из нашей базы, содержащей немалое  количество всевозможных форм и узоров, те из них, которые гармонично впишутся в Вашу жизнь. Или же, проявив творческий навык, Вы можете подобрать наиболее понравившиеся элементы и формы резьбы на бесконечных просторах интернета, и, поработав с ними, создать свое творение, подготовив образец.

 Выбор за Вами, определяйтесь - и пусть резьба на Вашем доме радует взгляд, и защищает от непогоды.

 

Наши изделия всегда уникальны в художественном плане, при их создании используем только качественные, максимально безопасные и экологичные материалы и компоненты, с соблюдением всех необходимых технологий.По выбору заказчика изделие может поставляться в виде заготовки (резной панели без отделки), ошлифованным, загрунтованным, окрашенным (лакированным или тонированным под дорогие сорта дерева), с рамами из массива дерева или без них, с гравировкой отдельных элементов.На цену влияют: объём и толщина материала, отделочные работы (покраска и т.п.), в отдельных случаях - наличие чертежей.Работаем только под заказ, с физическими и юридическими лицами, Вы можете купить наши изделия за наличный и безналичный расчет, оптом и в розницу.

Доставка по Беларуси: Минск, Гомель, Могилев, Брест, Гродно, Витебск и др.по РФ: Москва, Санкт-Петербург, Псков, Смоленск, Калуга, Брянск, Орёл и др.

radinetz.by

Украшение домов деревянными резными элементами – Кружева на доме

Украшение домов деревянными резными элементами — традиционное для народного декоративно-прикладного искусства — широко распространено в нашей стране. Вспомним, сколько радости глазу дарит легкая и изящная, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Урала и Сибири. Здесь можно найти самые трудные виды резьбы — сложной формы, с использованием растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же широко распространены простые геометрические узоры из неглубоких выемок и канавок: им не страшны обильные здесь осадки, которые быстро привели бы к разрушению более сложную резьбу.

Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.

Для примера рассмотрим отделку дома Н. И. Вилковым, жителем поселка Залесного, что под Казанью. Сколько умения и любви вложил он в украшение своего жилища. Обшивка выполнена «в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет красивый карниз. Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена красивая розетка. Верх кровли венчает резная доска.

К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой — тоже узорные, в виде прямых и ромбических фигур. Вверху — широкая доска с фигурной резьбой.

И ограждение дома необычное. Головкам столбиков придана красивая форма, планки набиты не строго горизонтально, а с небольшой выемкой в середине каждого звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям. В центре круга — розетка-звездочка.

Рис. 1. Инструменты для резьбы:

1 — ножи-косячки, 2 — стамески плоские, 3 — стамески полукруглые, 4 — клюкарзы, 5 — стамески уголковые, 6 — рашпили, 7 — лобзики (ручной и ножной).

Столбы для навешивания ворот закрыты, досками — они называются лопатками — с укрепленными на них резными деталями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с расположением досок вертикально, а верхний — «в елочку», с розетками.

Такая ограда украшает и дом, и усадьбу в целом.

Материал для резьбы

Древесина для элементов отделки дома применяется хвойная (как более стойкая к атмосферным воздействиям), без дефектов (косослой, сучковатость), затрудняющих работу или портящих изделие; сухая, иначе при высыхании она коробится и трескается.

На заготовку — брусок, доску нужной длины — после придания нужной формы наносят контуры рисунка. Если поверхность недостаточно чистая после строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна быстро затупят инструмент. Поэтому лучше всего сперва выполнять резьбу, а затем шлифовать.

Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать — пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.

Крепить отдельные детали друг с другом можно на шипах, гвоздях или шурупах, водостойких синтетических клеях.

Рис. 2. Державки:

1 — торцевые, 2 — фигурные, 3 — угловые, 4 — валеты или нажимы.

Инструменты

Для простых деревянных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, прямые и полукруглые стамески. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент. Общее правило: он должен быть очень хорошо наточен и направлен на оселке.

Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос или косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°. Длина лезвия небольшая: Оно выступает из-под рукоятки на 50—70 мм.

Рукоятка — деревянная или пластмассовая, длиной 100—120, шириной 20—30, толщиной 12—15 мм. Ей придают удобную для работы форму без острых углов и кромок.

Рис. 3. Перенос рисунка с уменьшением или увеличением — по клеткам.

У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в дальнейшем будут часто упоминаться. Во время резьбы носок всегда заглубляется в древесину, а пятка слегка приподнята. Нож-косячок широко применяется в геометрической резьбе.

Стамески есть прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, чтобы угол был в пределах 18—20°; работать такими легче, чем с более крутой заточкой. У стамески клюкарзы изогнутое полотно разной ширины.

Стамески-уголки практически представляют собой две стамески с полотнами, сваренными вместе под углом от 50 до 70°. Ширина каждого — от 5 до 15 мм. Используются они для прорезки за один прием жилок или линий в виде канавок разной ширины.

Рашпили — это стальные стержни различной формы, ширины и длины, с насечками в виде мелких зубчиков — для стачивания древесины и придания ей той или иной формы, получить которую другим инструментом не представляется возможным.

Чеканы — стальные стержни с рабочими концами разного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на Древесине небольшие углубления — для получения необходимого фона изделия. Обычно глубина рисунка не превышает 5—6 мм.

Рис. 4. Шаблон рисунка.

Лобзики — ручные, ножные и механические, чаще всего электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые пинии или отверстия. С той же целью применяются и ножовки с узким полотном.

Полотно лобзика считается нормальным при ширине до 5 мм и толщина 1—1,5 мм, с зубьями для продольного или смешанного пиления. Один конец его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу можно быстрее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие Заготовки, снова закрепить.

Зубья могут быть разной величины: чем они крупнее, тем шероховатее пропил, и наоборот. Направлены они должны быть так, чтобы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике — сверху вниз.

Последний устроен так. В верстаке или доске сверлится или долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это дает возможность работать ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пилку точно по рисунку. Чтобы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.

При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100—110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65—75 см, имеющем проножку на высоте 20—30 см от пола — для упора одной ноги во время работы.

Рис. 5. Работа ножом-косячком:

1 — положение ножа в начале прорезки, 2 — конечное врезание, 3 — дорезание линии, 4 — поперечная подрезка конца соломки; А — размеченная заготовка.

Державки

С их помощью можно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать. Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и прочие.

Торцевые нужны для узких и длинных заготовок, угловые — для больших квадратных или прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.

Упорка удерживает заготовку при выполнении геометрической резьбы. Крепят все державки к верстаку двумя гвоздями.

Для тех же целей, кроме державок, используют крепежные винты — конусообразные стержни с концами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.

Рис. 5. Работа ножом-косячком:

1 — положение ножа в начале прорезки, 2 — конечное врезание, 3 — дорезание линии, 4 — поперечная подрезка конца соломки; А — размеченная заготовка.

Валеты и нажимы представляют собой куски досок или брусков с вырезами на концах, прикрепляемые к верстаку с помощью шурупов.

Применяются и сами шурупы. Чтобы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20—35 мм, сюда и ввертывают их. После выполнения резьбы припуски отрезают.

Струбцины также удобны для закрепления заготовок. Они бывают деревянные и металлические. Опытные мастера отдают предпочтение деревянным, чтобы при работе случайно не затупить инструмент.

Перевод рисунка

Контуры будущего узора переводят на кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила или пасту желательно применять черные.

Рис. 7. Усиление рельефа:

1 — внутренний срез под углом 45°, 2 .— затупление кромки среза фаской, 3 — закругление кромки среза.

Если рисунок мал, его можно увеличить (а большой уменьшить) с помощью сетки. Для этого его контур переносят на кальку, затем делят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге или картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше или меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.

Перенесение рисунка на заготовку

Изображение с кальки нетрудно перевести на деревянную поверхность с помощью копировальной бумаги.

Если же предстоит выполнить много одинаковых деталей, то лучше изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, тонкой доски. Можно также использовать хорошо выполненную первую заготовку, обязательно тщательно зачистив её кромки, по которым будет двигаться карандаш.

Упражнения по резьбе

Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:

1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4, 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.

На деталях украшения могут встречаться самые различные узоры: геометрические с различным фоном и контурами, прорезная, накладная, барельефная, горельефная резьба. Не зная техники ее выполнения, нельзя избежать многих ошибок. Поэтому полезно предварительно потренироваться в выполнении резьбы на небольших заготовках из древесины мягких лиственных пород, например липы. Начинать лучше всего с геометрической резьбы, выполняемой ножом-косячком или стамеской со скошенным лезвием. Сперва следует проходить трехгранные углубления, линии, квадрату, элементы орнамента листьев, цветов.

Для тренировки берут заготовку размером 20X70X200 мм, строгают с двух сторон и резьбу выполняют на обеих поверхностях.

Техника работы ножом-косячком. Резак следует брать не только за черенок, но и за полотно лезвия, захватив его рукой так, чтобы лезвие выступало из-под сжатых пальцев на 30—40 мм. Пятка при этом обращена к резчику. Ту часть лезвия, за которую держатся рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.

Косячок находится по отношению к заготовке строго вертикально, ведут его на себя. Носок резака вдавливается в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка приподнята над поверхностью на 1—2 мм. Когда она приподнимается больше, косячок режет древесину легче.

Если надрез не сквозной и не доходит до конца заготовки, а только до поперечной линии, то, заканчивая надрез, пятку погружают в древесину на нужную глубину. Затем косячок снова отклоняют от себя и дорезают носком эту и поперечные линии.

Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:

1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4, 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.

Выполнение трехгранных углублений. Канавка трехгранной формы шириной 4 и глубиной 3 мм вырезается косячком под углом 30—40″. Предварительно с помощью угольника проводят на заготовке осевые линии сплошной чертой. От нее с обеих сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные пинии, которые и определяют ширину канавки. Сперва резаком, держа его строго вертикально, надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем лезвие приставляют к дополнительной линии справа от осевой, придают резаку боковой наклон в 45°, врезают его в древесину на такую глубину, чтобы носок проник до надреза по осевой. Прорезав эту дополнительную линию, заготовку поворачивают на угол в 180° и точно так же делают подрезку по второй дополнительной линии. При правильном выполнении резов соломка, как ее называют, сама выходит из канавки. Если этого нет, значит, какая-то линия не прорезана, и работу приходится повторять.

Когда два таких углубления проходят рядом, между ними остается древесина, называемая площадкой. Канавка может идти не навылет, а быть закрытой, образуя как бы корытце; для этого на концах она прорезается поперечными линиями, подрезающими соломку.

Движение косячка вдоль годичных слоев легче, чем поперек их, но при этом резак может отклоняться от прямой, уйдя по направлению волокон, — это надо иметь в виду при выполнении работы.

Получение квадратов. Они образуются при пересечении трехгранных углублений. Сначала канавки прорезают вдоль волокон, затем поперек. Выполнение линий лучше всего повторить — фигуры получатся чище.

Подчеркивание рельефа. Рисунки из треугольных канавок станут смотреться резче, если в них выявить тень. Для этого срежьте скат канавки с наклоном вовнутрь, например, под углом 45°. Полученное острое ребро можно еще раз срезать; образуется фаска, которую нетрудно дополнительно закруглить.

Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:

1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4, 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.

Вырезание треугольников. Такие фигуры широко применяются в геометрической резьбе; они бывают разной формы, размера: равнобедренные, равносторонние с прямыми и изогнутыми линиями. К ним можно отнести и так называемые миндалевидные углубления, которые образуются криволинейными сторонами одинаковой величины. Из треугольников создаются различные по красоте и сложности орнаменты — розетки, фризы, порезки.

Фризы из треугоульников. Три треугольника, вырезанные так, что они имеют одну общую вершину и две линии соприкосновения между собой, образуют большой треугольник. При этом нужно стремиться, чтобы общая вершина оказалась заглубленной; получится как бы вдавленная пирамида — эффектная фигура для образования геометрических узоров, широко используемых, например, при украшении фризов.

Фриз может быть получен просто из цепочки таких заглубленных треугольников. Рисунок нетрудно усложнить, если расположить рядом две одинаковые цепочки. Причем возможны два варианта узора — в зависимости от того, состыковать ли цепочки основаниями треугольников или их вершинами. Главное требование здесь — полная идентичность самих фигур и глубина их выборки.

Интересно, что последний узор может быть еще более усложнен, если в ромбовидных площадках между двумя цепочками врезать еще по два углубленных треугольника; получается как бы третья, промежуточная цепочка, в которой треугольники соединяются попарно то основаниями, то вершинами. В этом узоре четко читаются вертикальные гребни-стрелки и чуть растянутые четырехлучевые звезды. Они обретут правильную форму и впишутся лучами в квадраты, если все треугольники узора сделать равносторонними.

И, наконец, еще один интересный фриз получится, если две исходные цепочки расположить рядом так, чтобы вершины треугольников не стыковались, а легли между двух других: по узору пробежит рельефная зигзагообразная змейка.

Рис. 11. Прорезная резьба и приспособление для ее выполнения.

Трансформации треугольников. Варианты узоров из треугольников с углублением в центре становятся поистине бесчисленными, если одной, двум или всем трем сторонам треугольников придавать изогнутую форму. Причудливые розетки и цветы, орнаменты и звезды — самые разные фигуры могут быть получены из сочетаний таких элементов; при этом сперва надрезают внутренние линии, а затем — наружные стороны каждого треугольника. На рисунках показаны фигуры и розетки, изготовленные в этой технике с помощью косячков и стамесок.

Палитра резьбы

Кроме рассмотренных выше, имеются и другие виды резьбы, которые также могут найти широкое применение в отделке дома.

Контурная резьба выполняется так. На заготовку переносятся очертания рисунка, и по этим линиям косячком или угловой стамеской выполняют неглубокую, до 1—1,5 мм, резьбу в виде треугольных канавок.

Плоскорельефная резьба делается так же, как контурная, только глубина канавки составляет от 2 до 2,5 мм. Скат ее при этом может подрезаться или закругляться, резче выделяя рельеф.

Рис. 12. Детали украшения наличников и их оформление пропилами.

Углубленная резьба отличается более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения. Оконтуривание обязательно.

Рельефная резьба состоит в том, что на деревянной заготовке вырезаются выпуклые фигурки людей, маски, птицы, животные, рыбы. Они возвышаются над фоном, который выбирается на нужную глубину.

Вырезные фигуры также очень распространены. Они могут быть отдельно стоящими, например петух на коньке крыше, или накладными на стенах, дверях, воротах, ограждениях. Эти фигуры исполняются глухими, когда просто вырезан их контур, или же ажурными, прорезными насквозь в разных местах. Они могут иметь острые кромки или заоваленные.

Прорезная и накладная резьба

Эти виды резьбы широко применяются в отделке домов: на наличниках, карнизах, ограждениях.

 

 

Рис. 13. Сборные розетки: круглые, квадратная, эллиптические.

Прорезная — с полностью выбранным фоном, как бы кружевная. Часто называют ее ажурной. Применяется она там, где просвечивается нижележащий фон — скажем, дощатая обшивка или окрашенная поверхность.

Накладная резьба представляет собой орнамент, выполненный прорезкой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон. Так украшают доски наличников вокруг оконного проема, стазни, ворота, калитки..

Детали для наличников могут быть разной формы и размеров — геометрические, растительные и прочие. Одни выполняются резаками, другие выпиливаются пилой, редко — подрезаются резцами.

Чтобы получить заготовки, например трехгранные бруски, рекомендуется острогать доску нужной толщины, разметить по торцам форму треугольников, провести риски по пластинам, распилить и острогать пропиленные стороны. Когда требуются пятигранные бруски, то лучше всего заготовить квадратные или прямоугольные и набить на них треугольные. При выстругивании каннелюр-желобков применяют струги-галтели.

Рис. 14. Резные карнизы.

Сборные розетки

Их не вырезают из целой заготовки, а выполняют из отдельных деталей (строгают, выпиливают, высверливают).

Из подготовленных деталей собирают задуманный узор, скрепляя заготовки гвоздями. Если форма розеток эллиптическая, то сперва надо построить эллипс, разделить его на части (8, 10. 16, 20 частей) и по ним располагать отдельные элементы.

Наличники

Для их украшения могут применяться различные орнаменты. На рисунках показаны самые доступные варианты, составленные исключительно из геометрического орнамента. Форма и размеры отдельных элементов могут варьироваться в зависимости от величины оконного проема и общего решения декоративного оформления дома.

Карнизы

Рис. 15. Наличники с геометрическими орнаментами.

Для оформления домов широко применяются всевозможные карнизы, простой и сложной формы. Они могут состоять из геометрического, растительного и комбинированного орнамента. Чаще всего их делают ажурными и выполняют высверливанием, выпиливанием, выдалбливанием, вырезанием.

Ограждения

Рис. 16. Украшения ограждений: А — для беседки, крыльца, террасы. Б — для усадьбы.

Они бывают разными: вокруг крыльца, беседки, террасы, а также общее — вокруг усадьбы. Высота ограждения первого типа до 1 м, второго — от метра и выше. Чаще всего на них идет штакетник, бруски, доски (на сплошные идет больше материала, на разреженные — меньше). Декоративные элементы на них проще, чем на доме, но в целом ограда прекрасно дополняет общий наряд жилища.

А. Шепелев, инженер.

 

 

 

 

pandia.ru

Дом с резьбой своими руками | Своими руками

Без резьбы строительство традиционного деревянного дома на Руси не считалось завершенным.

В деревянном зодчестве резьбой украшались накладные и выступающие элементы фасада: карниз, ставни, полотенца и особенно кровля. Кроме декоративных функций у накладных резных досок было и конкретное утилитарное назначение – предохранять бревна, подверженные быстрому разрушению, от ветра и прямого попадания дождевой воды и снега.

Поскольку в те давние времена не существовало специальных пропиток для древесины, использовали лишь доступные методы защиты деревянной конструкции.

Ссылка по теме: Имитация резьбы по дереву

Защита крыши и резьба

Причелины предохраняли торцы слег, выступающих наружу, от загнивания. Полотенца, К спускавшиеся от причелин, оберегали верхние концы бревен. Непосредственно со свесов кровли спускались деревянные резные карнизы, также на домах крепили фризы – резные доски, окаймляющие стены дома вверху. И те и другие были призваны противостоять воздействию осадков. Для более надежной защиты карнизы и фризы делали многослойными.

Элементы фронтона крыши украшенные резьбой

1  – Фронтон (чело, очелье), 2 – Причелина , 3 – Конек,  4 – Полотенце, 5 – Фриз/карниз

Ссылка по теме:  Резьба по дереву для начинающих – выбор инструмента для резьбы и его заточка

Резьба на доме от бед и невзгод

В древности домовая резьба отражала языческие верования крестьян в добрых и злых духов. Существовала целая система знаков и орнаментов, защищающих крестьянский дом. Как бы ни был беден дом, его элементы непременно должны были быть украшены. Иначе хозяевам не видать удачи, благополучия, а главное, богатого урожая. Резной декор играл роль оберега жилища от злых духов, воздавал хвалу богам неба, чтобы они даровали дожди и солнце, так необходимые для хорошего урожая. По резным доскам фронтона щедро рассыпали знаки, защищавшие от бед и способствовашие процветанию и плодородию. Наиболее часто встречающиеся в домовой резьбе знаки – Солнца (солярные), земли, неба и природных стихий.

Небесный свод на резной крыше

В основе оформления крыши лежала легенда с боге Солнца, летящем по небу в золотой колеснице. Обязательно украшали охлупное бревно v конек, венчающие двускатную крышу.

На самого верху, на главном бревне крыши – охлупне – устанавливали голову птицы, петуха или коня с круто выгнутой шеей. Конь и птица – древние образ Солнца. Двускатные кровли часто имели такую протяженность, что одного охлупня было недостаточно На крыши укрепляли два бревна с противоположных сторон, и два коня глядели сразу в двух направлениях. Иногда к задней части конька прикрепляли хвост из мочала, после чего изба окончательно уподоблялась сказочной колеснице.

Резьба по дереву – солнце, небо и вода

Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего солнца, с правого края – заходящего. Лобовая доска, крепящаяся на пересечении причелин, – полотенце – знаки полуденного солнца в зените. Солнце обозначали кругом с шестью радиусами, крестом внутри или с восемью лучами. Рядом с символом солнца присутствовали знаки земли – ромб, прямоугольник и квадрат. Нарядные волнистые полосы в два-три ряда на причелинах обозначали небесную воду, небольшие кружки – капли воды.

Позже причелины и полотенца стали украшать растительными орнаментами, узорами, имитирующими кружевоплетение, а также стилизованными изображениями животных и мифических существ: русалок, или берегинь, птицы Сирин, львов.

Читайте также:  Декор своими руками

Не дом, а конфетка!

С веками глубокий символический смысл знаков был утрачен, и накладные доски превратились в деревянный декор фасада. Но по-прежнему дом, украшенный резными узорами, выделяется из ряда безликих «соседей» по улице.

Автор © Е.Хаустова

Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"

  • Защита деревянных свесов крыши Чем и как защитить свесы...
  • Уборка снега с крыши с помощью самодельного устройства Устройство для очистки крыши от...
  • Мини-веранда своими руками (чертеж + фото) Как пристроить мини-веранду к домуНовое...
  • Шалаш из газетных трубочек своими руками Как сделать детский домки из...
  • Конструкция зеленой крыши (фото) Устройство «зеленых» крыш Крыша, покрытая грунтом...
  • Светильник из керамической плитки своими руками (фото+схема) Ночник своими руками из керамической...
  • Кафельный столик своими руками – декор Декор старого столикаУ многих где-нибудь...
  • kak-svoimi-rukami.com


    Смотрите также