Урок литературного чтения в 4 классе на тему: "П.Ершов "Конёк-горбунок". Тема конек горбунок


Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк

  1. Фольклорные источники сказки «Конек - горбунок» тематика, проблематика, центральные герои.

  2. Нравственно – поэтическое своеобразие сказки, её фантастический мир. Лирическое начало, юмор в сказке П.П. Ершова.

Литература:

  1. Аникин В.П. Вступительная статья. В книге: Ершов П.П. Конек - горбунок. М.: 1977.

  2. Ершов П.П. Конек - горбунок. Стихотворения.– Л., 1976 («Библиотека поэта». Большая серия.)

  3. Лебедев Ю.В. Русский сказочник. В книге: Лебедев Ю.В. Духовные истоки русской классики. Поэзия XIX века. М.: 2005.

  4. Лупанова И. Ершов П./ Ершов П.П. Конек - горбунок. Стихотворения. Л., 1976.

  5. Утков В.П. Ершов П./Ершов П.П. Конек - горбунок. Стихотворения. Л., 1951. («Библиотека поэта». Малая серия.)

Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.

Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия

  1. Стихотворения А. В. Кольцова, И. С. Никитина в детском чтении.

  2. Н.А. Некрасов как детский поэт.

  3. Стихотворения Ф.И. Тютчева в детском чтении.

  4. А.А. Фет как детский поэт.

До сих пор основу всех хрестоматий, поэтических сборников для детей составляют художественные произведения, созданные в прошлом веке А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.В. Кольцовым, Я. П. Полонским, А. Н. Майковым, А.А. Фетом, А. К. Толстым, Н. А. Некрасовым, И. З. Суриковым, А. Н. Плетневым, С. Д. Дрожжиным. Многие их них были написаны специально для детей («Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка…», «Бабушка и внучок», «Старик» А.Н. Плещеева, «Детство», «Зима» И. З. Сурикова). Другие, не имея подобного читательского адреса, вошли в детское чтение и приобрели у юных читателей огромнейшую популярность. Так навсегда в «золотой фонд» детской поэзии вошли стихотворения признанного певца русской природы Ф. И. Тютчева («Весенние воды, «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело»…, «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Конь морской», «Листья», «Как хорошо ты, о море ночное…». В чем своеобразие тютчевской лирики природы? Какие образы стали центральными в его «детских» стихотворениях? Как вы думаете, почему картины природы, нарисованные поэтом, как правило, лишены точных признаков времени и места действия, конкретных примет и деталей (таких, которые мы встречаем, например, у А. С. Пушкина: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»)

Назовите изобразительно-выразительные средства, характерные для стихотворений Ф. И. Тютчева, вошедших в детское чтение. Какую роль в этих стихах играют метафоры? Приведите примеры стихотворений, которые в целом строятся как развернутые метафоры, или в них сопоставляется, сплетается несколько рядов метафор.

Во многих стихотворениях Ф. И. Тютчева встречаются синтаксические конструкции типа: «еще…, а …,» «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…». Чем можно объяснить приверженность поэта к такого рода словесным построениям? Какова художественная функция словесных и звуковых повторов? Покажите это на примере стихотворений «Весенние воды», «Как хорошо ты, о море ночное…».

В детскую поэзию и детское чтение прочно вошли стихотворения А.А. Фета о весне, о весеннем дожде, вербе, о лете, полете бабочки, о русской зиме («Весенний дождь», «Уж верба вся пушистая…», «Пчелы», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Как здесь свежо под липою густой…», «Бабочка», «Печальная береза», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»).

А.А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов – пейзажистов. Природа – объект художественного восторга, поклонения, эстетического наслаждения. Поэт удивительно зорок к красоте природы. Целям ее образного воссоздания, передачи поэтических впечатлений служит в Фета вся система изобразительно - выразительных средств, например, метафоры:

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смыкает небо

Огнедышащее око.

Источником метафоры «лишь на миг смыкает небо огнедышащее око» становится здесь, как и во многих стихотворениях поэта острое ощущение «прекрасного» и «возвышенного» в мире природы, противостоящего обыденной жизни. То же в другом случае: «И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит» сравни для наглядности с метафорами Тютчева «Весна идет! Весна идет! Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед». Какую Художественную функцию выполняют метафоры в близком по теме стихотворении Ф.И. Тютчева?

Особую роль в поэзии А.Фета играют эпитеты. Современников поэта поражали такие его эпитеты, как «звенящая даль», «тающая скрипка», «звонкий сад». При таком словоупотреблении стушевывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Попытайтесь найти подобные эпитеты в «детских» стихотворениях А. А. Фета. Все ли они, по вашему мнению, доступны ребенку? Какую помощь в постижении образности А. Фета мог бы оказать маленькому читателю учитель?

Чем достигается необычайная музыкальность стихов Фета? Покажите это на примере стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», или стихотворение «Ласточки пропали», «Я пришел к тебе с приветом…». Определите характер рифмовки в первой строфе этого стихотворения. Какая разновидность рифм использована: мужские, женские, дактилические? Точные, неточные? Как расположены рифмы в конце строк: перекрестно, смежно, опоясывающее? В чем необычность ритмического рисунка стиха?

Выпишите в предложенной для анализа строфе гласные звуки. Какой эффект создает повторение звуков?

Какие особенности стихотворений А. Фета, специально написанных для детей, рассчитаны на восприятие ребенка? Сравните, например, близкие по теме «детское» стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка», и «взрослое» – «Еще вчера, на солнце млея…» в какой «детский» читательский адрес стихотворения определил тональность стихотворения, характер использования автором выразительно-изобразительных средств?

Что нового в детскую поэзию внес Н.А. Некрасов? Какое звучание прибрела в его произведениях, вошедших в детское чтение6 («На Волге», «Крестьянские дети»), традиционная для детской поэзии тема детства? В какой мере созданный Некрасовым образ детства согласуется с традиционным в детской литературе образом «веселого детства» (подобным тому, например, который создали Никитин в стихотворении «Детство веселое, детские грезы…», Суриков в стихотворении «Вот моя деревня»)? Как соотносятся в поэмах Некрасова о детстве светлые и мрачные картины русской жизни, мотивы любви и скорби, муки и гнева? Почему ставший одним из самых ярких в русской детской поэзии образ «красного детства» из поэмы «Крестьянские дети» сопровождаются у Некрасова мотивом «нелюдимой мертвящей зимы», соединяется с образом «скудного поля» («Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, чтоб вечно вам милым казалось оно»)?

Назовите основные поэтические мотивы «Стихотворений, посвященных русским детям» Н. А. Некрасова. Известно, что к созданию цикла детских стихотворений Н. А. Некрасов оказался подготовленным во многом благодаря его странствиям по ярославским и в особенности костромским местам, которые привлекали поэта как богатством, живописностью своей природы, охотничьими угодьями, так и своеобразием представленного здесь жизненного уклада.

Расскажите о связях Н. А. Некрасова с Костромским краем; найдите в «детских» произведениях Некрасова реальные приметы костромских мест, упоминания о костромских знакомых и друзьях поэта. Попробуйте рассказать об этом своим ученикам, сопровождая свой рассказ соответствующими документальными материалами, фотографиями (см.: Н.К. Некрасов. По их следам по их дорогам.; О Волга!.. Колыбель моя!). насколько значимой, по-вашему, является подобная информация для маленьких читателей-костромичей? Назовите другие известные вам факты, наблюдения, которые использовал Н. А. Некрасов в «Стихотворениях, посвященных русским детям». Подумайте, почему в своем творчестве для детей поэт не только предпочитал обращаться к непосредственным жизненным источникам, но всеми способами стремился создать ощущение достоверности происходящего? Какую роль вместе с тем играл вымысел, как достигалась глубина и широта обобщения?

Размышляя над этим вопросом, интересно было бы сравнить стихотворение Н. А. Некрасова «Генерал Топтыгин» и близкий ему по сюжету детский рассказ Л. Н. Толстого «Мужик на повозке», вошедший в его «Вторую русскую книгу для детей». Какие фольклорные источники могли быть использованы в этих произведениях? Как сумел развить юмор народного анекдота Н. А. Некрасов?

Какой предстала в «Стихотворениях, посвященных русским детям» деревенская Россия, ее природа, быт, нравы, порядки? В одном из черновиков к стихотворению «Дядюшка Яков» было записано о предполагаемом герое, торговце – офене: «Бог дал ему христианскую некорыстную душу». Как реализовался этот поэтический замысел Некрасова? Какие черты народного характера раскрылись в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»? «Пчелы»? «Накануне светлого праздника»? чем интересно в этом смысле стихотворение «Генерал Топтыгин»

«Стихотворения, посвященные русским детям» были задуманы как поэтический цикл, о чем довольно отчетливо говорит уже само название, определенность читательского адреса. На какие, по вашему мнению, сопоставления, ассоциации, возникшие благодаря единству замысла, внутренней соотнесенности стихотворений «детского цикла», мог надеяться поэт? В какой мере «детский» читательский адрес повлиял на выбор сюжетов, манеры повествования?

Сравните два близкие по содержанию фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и стихотворения «Накануне светлого праздника»:

У нас уже дорога большая была

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Вот пильщики: сайку

Угрюмо жуют

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

А пилы стальные

У добрых ребят, как рыбы живые

На плечах дрожат.

Какие изобразительные средства использует Н. А. Некрасов в отрывке из стихотворения, специально написанного для детей? Обратите внимание на характер стихотворной строки, размер, рифмовку, благодаря чему достигается краткость, динамичность и выразительность повествования?

Литература

Бегак Б. Классики в стране детства. – М., 1983.

Белова В.С.Русская детская классика сегодня//Литература в школе,1994.–№1.

Белова В.С.» Разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов – детям)/ Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования: сб. научных и методич. трудов/отв. ред., сост. А.Р.Лопатин.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010.

Бухштаб Б. Русские поэты. – Л. Художественная литература, 1970.

Гин М. От факта к образу и сюжету. – М., Советский писатель, 1971.

Жданов В. Н.А. Некрасов.– М., Молодая гвардия, 1971.

Лебедев Ю.В. Духовные истоки русской классики.– М.,2005.

Некрасов Н.К. О Волга!.. Колыбель моя! Гл. 4. – Яр., 1991.

Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ч. 2, гл. 1.– Яр., 1975.

Поженец Н.И. Поэзия И.З. Сурикова. – М., Наука, 1971.

Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. – М., наука, 1988. С. 133-137.

Путилова Е. Вступительная статья в кн. «Русская поэзия детям». – Л., «Советский писатель», 1989.

Розанова Л.А. О творчестве Некрасова: книга для учителя.– М.: Просвещение, 1984.

Русская поэзия детям / сост. Е. Путилова. – Л., 1970.

Художественные тексты.

Чуковский К.И. Мастерство Н. А. Некрасова. – М., Худож. литер., 1971.

studfiles.net

Урок литературного чтения по теме «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок» в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

по программе курса литературного чтения « Школа России»

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация), наглядные плоскостные (доска-экран).

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД)

Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки

    Развивающие (формирование регулятивных УУД)

    Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках

    Продолжить работу по развитию общего и литературного

    Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

       

      Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

      Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

      Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

      Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

        Используемые ЭОР

        http://school-collection.edu.ru

        http://www.4stupeni.ru

        http://www.openclass.ru

        http:// www.video.mail.ru/

        http://www.myltya.com/

        http://learningapps.org

        СанПиН

        http://www.referent.ru/1/174463

        Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс»

        Структура урока

        Организационный момент – 1 мин.

        Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 10 мин.

        Физкультминутка – 1 мин.

        Первичное закрепление нового знания – 7 мин.

        Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)– 10 мин.

        Домашнее задание – 1 мин.

        Рефлексия – 2 мин.

           

          Ход урока

          1. Организационный момент – 1 мин.

          Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.

          2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

          Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?

          Обучающиеся отвечают

          Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

          Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip

          Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

          Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

          определим тип и вид сказки

          проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним

          ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

          постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям

          3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 10 мин.

          Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

          1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

          Вид сказки

               

          Главный герой

               

          2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

          Вид сказки

               

          События

               

          3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

          Вид сказки

               

          Завершение

          события

               

          Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

          4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

          5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

          Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

          Обучающиеся представляют результаты своей работы:

          Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют.

          Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

          У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

          Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события

          Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

          Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло)

          Учитель: Прочитайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

          Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка)

          Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

          Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

          Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

          Обучающиеся зачитывают часть сказки

          Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

          С появлением какого животного все начинается в сказке?

          С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»

          Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

          Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

          Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

          Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

          В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

          Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу

          Учитель: Это кульминация.

          В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

          Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

          Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

          Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

          4. Физкультминутка – 1 мин.

          Учитель: Время идет, давайте немного подвигаемся, примерно как часики

          Тик-так, тик-так –

          Все часы идут вот так:

          Тик-так

          (Наклоняем голову к одному плечу, потом к другому)

          Смотри скорей, который час:

          Налево – раз, направо – раз,

          Мы тоже можем так

          (Наклоны туловища в стороны)

          Тик-так, тик-так

          5. Первичное применение нового знания – 7 мин.

          Задание 1

          Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа

          http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html

          Задание 2

          Ответить на вопросы по тексту сказки

          http://www.openclass.ru/node/196257

          6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах) – 10 мин.

          Группа 1

          Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия

          Группа 2

          Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»

          Группа 3

          Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?

          Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

          7. Домашнее задание – 1 мин.

          Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

          http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html

          Выполните тест по мультфильму

          http://www.myltya.com/view_test.php

          8. Рефлексия – 2 мин.

          Учитель: Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

          Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

          Спасибо за урок!

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Презентация на тему "П.П.Ершов Конек-горбунок"

          Презентация на тему: П.П.Ершов Конек-горбунок

          Скачать эту презентацию

          Скачать эту презентацию

          № слайда 1 Описание слайда:

          П.П.ЕршовКонек-горбунок Автор: Ершова Елена Валерьевнастудентка 42 группы факультета «ПиМНО»заочного отделенияУрГПУ

          № слайда 2 Описание слайда:

          Петр Павлович Ершов«человек одной книги» Родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишима Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди.

          № слайда 3 Описание слайда:

          Петр Павлович ЕршовПервые поэтические опыты (стихи, песни) Ершова относятся ко времени учебы в Тобольской гимназии. Духовному росту юного Ершова способствовало общение с семьей директора гимназии И.П.Менделеева (отца будущего знаменитого химика), с композитором А.Алябьевым.С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделения Петербургского университета. В начале 1834 года он представляет на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А.Плетнева, сказку под названием «Конек-горбунок». Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента.

          № слайда 4 Описание слайда:

          Петр Павлович Ершов Вскоре первая часть сказки была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» Осенью 1838 года«Конек-горбунок» вышел отдельным изданием. Имя Петра Ершова стало известно всей читающей России. Пушкин одобрил первое произведение молодого талантливого поэта, признав родственным его подход к сказочному творчеству: «Теперь этот род сочинений можно мне оставить». А.С. Пушкин считал, что «Конька-горбунка» надо издать с картинками, по возможно низкой цене, в огромном количестве экземпляров — для распространения по России.

          № слайда 5 Описание слайда:

          Петр Павлович ЕршовПо окончании университета Ершов вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью — преподавал в гимназии, а затем стал ее директором.

          № слайда 6 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Новое необычайно смелое, по-юношески дерзкое погружение в стихию простонародной, «мужицкой» сказки.Размышляя о феномене «Конька-горбунка», автор сказал: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная — и русское сердце отозвалось...»

          № слайда 7 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Тесное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни. В.П.Аникин говорит о «реализме сказки»: «Сказка Ершова пришла в литературу из мужицкой избы и сохранила свой крестьянский характер. Она родилась здесь и овеяна запахом только что испеченного хлеба, обдута полевыми ветрами. Сказочное повествование движется стремительно и свободно, на лету создавая одну картину за другой, и, внимательно приглядевшись, мы узнаем в них не тридевятое царство, тридесятое государство, а уездную Русь, которая в будни пахала землю, торговала, хитрила, наделяла худыми кличками разных захребетников, а в праздники — пела, буянила, плакала, молилась, бранилась, доверчиво слушала бывалых странников об иноземных царях-басурманах, мечтала о лучшей доле».

          № слайда 8 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Композиционно сказка П.П. Ершова состоит из трех частей, каждую из которых предваряет эпиграф:1. Начинает сказка сказываться.2. Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается.3. Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал. Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:1. Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)2. Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)3. Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)

          № слайда 9 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Образ главного героя Иван-дурак Неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу». Иванушка-дурачок в чрезвычайных условиях, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравственных устоев народа и только своим моральным превосходством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем.

          № слайда 10 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок" Параллелью к герою — Ивану-дураку — выступает его чудесный помощник Конек-горбунок.Пара героев как один главный герой вполне оригинально представлены в этой сказке. Герои эти и противопоставлены, и сопоставлены: герой и его "конь". Любопытный, безрассудный, даже самонадеянный — герой — и рассудительный, мудрый, сострадательный его товарищ по существу две стороны одной и той же "широкой русской натуры". При всем этом они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, "герой с дефектом" с общепринятой точки зрения; Конек-Горбунок — "уродец" в своем мире, он тоже третий, младший, так они оказываются диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими друг друга героями. Но получается, что Конек-Горбунок — один из самых любимых героев у детей.

          № слайда 11 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Петр Павлович Ершов

          № слайда 12 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок"Финал — женитьба Ивана на дочери Месяца (Луны) и сестре Солнца — наполняет сказку глубоким философским смыслом. В этом Ершов перекликается с Пушкиным, создавшим чарующе прекрасный и глубоко символичный образ царевны Лебеди.Петр Павлович Ершов

          № слайда 13 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок" Особенности стиха и языкаЛегкий плясовой ритм, музыкальность стиха привлекают детей. «Конек-горбунок» написан четырехстопным хореем — этим размером написаны пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мертвой царевне...»).В 1864 году в Мариинском театре в Петербурге поставлен балет по сказке «Конёк-Горбунок»В 1941 году снят художественный фильм «Конёк-Горбунок»В 1947, 1975 годах снят мультфильм по сказке Ершова «Конёк-Горбунок»

          № слайда 14 Описание слайда:

          "Конек-Горбунок" Памятник Иванушке и Коньку-Горбунку в ТобольскеПетр Павлович Ершов

          № слайда 15 Описание слайда:

          Использованная литература http://alexgetti.narod.ru/photoalbumko4rgin.html?Time=1280146126http://imaqes.yandex.ru/yandsearch?textРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Под редакцией Т.Д.Полозовой.- Москва. Асайет А. 1998

          ppt4web.ru

          Урок литературного чтения в 4 классе на тему: "П.Ершов "Конёк-горбунок"

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 6 города Данкова

          Учитель - Балашова Маргарита Валентиновна

          Данков

          2017 г.

          Тема: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок».( 1 урок)

          Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений – сказкой;

          познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова.

          Задачи: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения,

          закрепление понятия «литературная сказка»; знакомство с композиционными особенностями сказки;

          воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.

          Планируемые результаты:

          Личностные:

          - проявление творческого отношения к процессу обучения.

          - осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

          Метапредметные.

          Познавательные

          - перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;

          - давать оценку своим действиям, оценивать результат;

          - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

          Регулятивные

          - формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника; планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

          - соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

          - контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.

          Коммуникативные

          - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

          - сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

          Предметные

          - прогнозировать содержание произведения;

          - работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

          - использовать в речи литературоведческие понятия;

          Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.

          Ход урока:

          1. Организационный момент.

          Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.

          -Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

          Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).

          - Как понимаете смысл этой пословицы?

          -Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.

          II. Актуализация опорных знаний.

          1.Определение жанра произведения .

          - По описанию жанра определите его название:

          • Вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера в основном о богатырях – защитниках родины, отражает нравственные идеалы народа.(Былина)

          • Сатирическое произведение нравоучительного характера в стихах или прозе. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. (Басня)

          • Лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему. (Баллада  )

          • Малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.( Рассказ )

          • Поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами. (Стихотворение)

          • Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.( Ода )

          • Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)

          infourok.ru


          Смотрите также