История создания сказки "Конька-Горбунка". Сюжет конек горбунок


сюжет на сказку конек горбунок

В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший - Данило - умный, средний - Гаврило - "и так, и сяк", младший - Иван - дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черед младшего брата, он идет в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удается вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трех коней: двух - красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего - конька "ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами" - Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трех обещанных коней.

Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоем с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конек-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонек. Данило посылает Ивана принести огоньку, "чтобы курево раз-весть". Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: "чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится". Конек-Горбунок объясняет ему, что это - перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесет ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладет его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.

Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце - назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.

А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник - боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, - замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своем горе. Конек вызывается Ивану помочь.На следующий день, по совету Горбунка получив у царя "два корыта белоярова пшена да заморского вина", Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса - поляна, а на поляне - гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван - царский стремянной.

znanija.com

Сказка П.П.Ершова Конёк-горбунок — сюжет и композиция

Сказка П.П.Ершова Конёк-горбунок — сюжет и композиция

 Уже самый зачин «Конька-Горбунка» свидетельствует о глубоком интересе Ершова к подлинному народному быту. Вместо бытовавших в литературе идиллических «поселян» Ершов показывает людей, живущих трудовыми интересами. Сказочный сюжет развертывается на будничном, прозаическом фоне реального крестьянского быта. Ершов показывает будничную прозаическую изнанку неоднократно идеализировавшейся «сельской жизни».

Сюжетное ядро развивается на фоне многоголосой ярмарочной толпы, в среде кичливой царской челяди. Это густонаселенный русский мир (городничих, купцов, служилых людей) в различных его «срезах» — семейном, придворном (царском), социальном и т.д.

Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.

Композиционно сказка П.П.Ершова состоит из трех частей, каждую из к-рых предваряет эпиграф:

1.Начинает сказка сказываться.

2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается.

3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал.

В этих эпиграфах угадываются уже и темп, и плотность повествования, и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.

Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:

1.Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)

2.Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)

3.Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)

Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

Во второй части центральными являются два события: Иван с помощью Конька-горбунка ловит Жар-птицу и доставляет во дворец Царь-девицу.

Как и во многих народных сказках, Иван выполняет третье, самое трудное, почти непосильное задание — добывает перстень Царь-девицы и встречается с китом; заодно побывал на небе, где беседовал с Месяцем Месяцовичем, матерью Царь-девицы, освободил кита от мучения, за что тот помог Ивану достать перстень. Третья часть, таким образом, наиболее насыщена событиями. В ней использованы известные в народной сказке мотивы: герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания.

Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

Все три части сказки крепко связаны между собой образом Ивана и его верного друга Конька-горбунка.

Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.

Двигателем сюжета в основном является характер главного героя, всегда находящегося в центре событий. Его смелость, отвага, самостоятельность, находчивость, честность, умение ценить дружбу, чувство собственного достоинства помогают преодолеть» все препятствия и победить.

Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».

Читать сказку «Конёк-горбунок»

skazkii.ru

2. Структура и сюжет сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Фольклорные образы в сказке Ершова "Конек-Горбунок"

Похожие главы из других работ:

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

3. Сюжет

Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах...

Данте Алигьери "Божественная комедия"

4. Жанр и сюжет

Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Возрождения...

Лингвометодический потенциал сказок и проблемы редактирования сказочных текстов

1.2 Авторские сказки (фольклорные сказки)

Достаточно часто на вопрос: «Кто является автором народной сказки»? -- можно услышать ответ: «Народ». Этот ответ в то же время является правильным и неправильным. Трудно представить ситуацию...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Сюжет

События романа происходят в августе 1944 года. На недавно освобожденной от нацистов территории действуют вражеские агенты. В эфир регулярно выходит и передаёт шифровки неуловимая группа шпионов, которой дано рабочее название "Неман"...

Своеобразие творчества писателя Е.Л. Шварца

I. Становление жанра литературной сказки в творчестве Е. Л. Шварца: соотношение сказки и реальности в писательском сознании, сказочное в произведениях несказочного жанра

Шварц Е. Л. сам помогает своим читателям и зрителям расшифровать смысл своего писательского труда и увидеть жизненную первооснову своих сказок. Разъясняя замысел "Обыкновенного чуда", он писал: "Среди действующих лиц нашей сказки.....

Сказка П. Ершова "Конек-Горбунок"

1. П.П Ершов - автор сказки «Конек-Горбунок»

Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки...

Сказка П. Ершова "Конек-Горбунок"

5. Волшебные образы: конек горбунок, жар-птица, рыба-кит

Образ «Чуда - Юда рыбы Кит» - отзвук мифов о происхождении Земли (тверди на трёх китах): Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра вбиты, На хвосте сыр - бор шумит, На спине село стоит… - деревня, мужицкая крестьянская Русь. Кит «подневольный»...

Сказка П. Ершова "Конек-Горбунок"

8. Организация работы со сказкой Ершова в детском саду

Использование интеграции в разных видах деятельности по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок" (Театр и сказка) Познавательно-коммуникативная деятельность: - Знакомство с жизнью и творчеством П.П...

Сказки разных народов мира

2. Немецкие романтические сказки братьев Гримм. История создания сборника « Детские и семейные сказки». Сказки доступные детям дошкольного возраста. Анализ сказки « Соломинка, уголь и боб»

Знаменитые немецкие сказочники родились: Яков - 4 января 1785 года, а его младший брат Вильгельм - 24 февраля 1786 года. Их отец был дипломированным специалистом. После смерти отца, в 1796 году...

Сказки разных народов мира

4. Весёлые сказки в стихах - основной жанр творчества К. И. Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элемент сатиры, художественные особенности сказки « Федорино горе»

Чьи стихи мы помним с раннего детства, до сих пор знаем наизусть? На ум сразу же приходит имя Корнея Ивановича Чуковского, замечательного советского писателя. Имя его по праву может считаться визитной карточкой русской литературы для детей...

Сюжет и мотивная структура повести Алексея Эйснера "Роман с Европой"

Глава 1. Сюжет и мотивная структура повести алексея эйснера "Роман с Европой"

...

Тема жизни и смерти в произведении "Анна Каренина" Л.Н. Толстого

Сюжет

Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских»...

Фольклорные образы в сказке Ершова "Конек-Горбунок"

1. Сказка «Конек-горбунок» и ее идейно-художественные достоинства

При жизни П. П. Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек...

Фольклорные образы в сказке Ершова "Конек-Горбунок"

3. Фольклорные образы в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Уже при первом испытании Иван оказался самым честным и смелым. Если его брат Данило сразу струсил и «закопался под сенник», а второй -- Гаврило, вместо того, чтобы охранять пшеницу, «всю ночь ходил дозором у соседки под забором»...

Художественное своеобразие сказок В.М. Шукшина ("Точка зрения", "До третьих петухов")

1.3 Художественные особенности повести-сказки "Точка зрения" и сказки "До третьих петухов"

Василий Шукшин не был писателем-сказочником. По всей вероятности, обратиться к жанру сказки его подтолкнул тот опыт, который он приобрёл в процессе творчества, и те распадающиеся социально-исторические и национальные условия...

litra.bobrodobro.ru

История создания сказки "Конька-Горбунка" — реферат

2

    История создания, опубликования  сказки

    Со  времён Пушкина русская литература приобрела народный характер. Пушкинское начинание тот час было подхвачено. Сказка «Конёк – Горбунок» стала  одним из откликов на призыв великого поэта повернуть русскую литературу к народности.

    Думы  о народе стали причиной рождения сказки «Конёк – Горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым  она пользовалась ещё в рукописи.

    Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший  сказку молодого поэта, устроил встречу  Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с  иллюстрациями по самой дешёвой цене. Возлагая большие надежды на Ершова, Пушкин будто бы сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить». 

    

    В 1834 г. в журнале "Библиотека для  чтения", который издавал О.И. Сенковский, появилась первая часть ставшей впоследствии знаменитой сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок". Автору ее было 19 лет, и он являлся студентом Петербургского университета. В том же году сказка была издана отдельной книгой. Пушкин отозвался на сказку Ершова восторженно: "Теперь мне можно и оставить этот род поэзии", как бы признавая приоритет юного сказочника, который не миновал ученичества у знаменитого поэта. 

    Сказка  «Конек-горбунок»  и ее идейно-художественные достоинства

    При жизни П. П. Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто  не один человек, а весь народ коллективно  сочинял ее и из поколения в  поколение передавал устно: она  неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего  из недр народа, не только усвоившего секреты  его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух.

    Среди бесчисленного множества народных сказок подобных «Коньку-горбунку»  не встречалось, а если со второй половины XIX века фольклористы и записывали такие же сюжеты, то возникали они под влиянием ершовской сказки. В то же время в целом ряде русских народных сказок встречаются похожие мотивы, образы и сюжетные ходы, которые рисовались в «Коньке-горбунке»: есть сказки о Жар-птице, необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др.

    Ершов не просто соединил куски из отдельных  сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Оно пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями  главного героя, его оптимизмом и  находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства  сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в  развитии событий, спаянностью отдельных  частей в одно целое. Все, что совершают  герои, вполне оправдано законами сказки.   

    3

    Структура и сюжет сказки «Конек-Горбунок»

    «Конек-горбунок»  делится на три равные части. Им предпосланы  прозаические эпиграфы, которые намекают читателям о предстоящих событиях. Как и положено в народной сказке, первая часть начинается с небольшой присказки «жили-были», которая вводит читателя в ход событий, знакомит с героями.

    Вторая  и третья части начинаются развернутыми присказками, представляющими собой  сжатые сюжеты волшебных, бытовых и  сатирических сказок. Этим автор отвлекает  читателя от основного содержания, дразнит его любопытство и  в то же время напоминает, что  это -пока только присказка, а сама сказка впереди.

    Сюжет каждой из трех частей представляет законченное  целое, состоящее из быстро протекающих  событий. Время в них уплотнено  до предела, а пространство безгранично. Но в каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

    В первой части это пленение кобылицы. События следуют за событиями. Кобылица дарит Ивану жеребят; вместе с  ними Иван попадает на службу в царскую  конюшню. Первая часть завершается  кратким рассказом о дальнейших событиях, вплоть до заключительного  эпизода, как Иван «сделался царем», чем заинтересовывает читателя и  тем самым готовит к восприятию остальных частей.

    Во  второй части центральными являются два события: Иван с помощью Конька-горбунка ловит Жар-птицу и доставляет во дворец Царь-девицу.

    Как и во многих народных сказках, Иван выполняет третье, самое трудное, почти непосильное задание —  добывает перстень Царь-девицы и встречается  с китом; заодно побывал на небе, где беседовал с Месяцем Месяцовичем, матерью Царь-девицы, освободил кита от мучения, за что тот помог Ивану достать перстень.

    Третья  часть, таким образом, наиболее насыщена событиями. В ней использованы известные  в народной сказке мотивы: герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания.

    Все три части сказки крепко связаны  между собой образом Ивана  и его верного друга Конька-горбунка.

    Двигателем  сюжета в основном является характер главного героя, всегда находящегося в  центре событий. Его смелость, отвага, самостоятельность, находчивость, честность, умение ценить дружбу, чувство собственного достоинства помогают преодолеть" все препятствия и победить.

    Завершается сказка характерной для фольклора  концовкой: победой главного героя  и пиром на весь мир, на котором  присутствовал и рассказчик.  

    Образы, персонажи, тема, идея сказки

    Все три части связаны между собой  образом Ивана и его верного  друга Конька. В образе Ивана выразилась самая суть сказочной истории, вся  полнота ершовского реализма. С точки зрения людей «здравого смысла», которые мирятся с ложью, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».

    Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев  Ивана. Один поленился – провёл ночь на сеннике, а второй струсил –  бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван не таков. Зато ему достались чудесные красавцы – кони и игрушечный конёк.

    Честно  несёт Иван трудную службу у вздорного  царя, простодушно не замечая зависти  и козней царских придворных; прилагает  много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские  поручения. И наградой ему становится всё, что он добыл для царя, в  придачу становится писаным красавцем  и самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная  сила Конька – Горбунка, но ведь на то и сказка, чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне  добрых, честных, доверчивых, помогли правде и

    4

справедливости  восторжествовать над злом. Вот почему Иван – дурачок, который руководствовался мудрой народной моралью – жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителем всех жизненных невзгод.

    В образе простодушного Ивана не следует  усматривать воплощение идеала человеческого  поведения. Иван бывает дурашливым, порой  ленится, любит поспать. Поэт не скрывает, что герой дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным».

    «Умные» братья Ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» - эгоистичными и  благополучными в сравнении с  младшим братом. Есть в сказке эпизод: Иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в городе и  поживиться и кричит им:

    Стыдно, братья, воровать!

    Хоть  Ивана вы умнее,

    Да  Иван – то вас честнее…

    Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе Иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти. Завидует Ивану прежний начальник конюшни – он обговаривает героя, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Иванушке много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными – и тут он, дурак, противопоставлен «умным» людям. Они не совершают «дурацких» поступков, но их «ум» сопряжён с хитрыми, жестокими делами. Потому автор и ставит «умных» в глупое положение, а Иван потому берёт верх, что дела умных в собственных глазах, здравомыслящих оказываются недалеки от глупости.

    Во  всех случаях Иван проявляет самостоятельность, не стесняется высказать собственное  мнение, не теряет чувства собственного достоинства. Увидав Царь – Девицу, говорит, что она «вовсе не красива». Разговаривая с царём. Обращается к  нему не только без титулов, но и  на «ты», как к равному.

    Попав на небо, Иван не обнаруживает ни бога, ни ангелов, ни рая. И, хоть царство ему  и понравилось, ведёт он там себя совершенно свободно, как и на земле.

    Нигде Иван не вспоминает бога, только раз  он «помолился на забор, / И пошёл  к царю во двор» - не на иконы или  восток, и в этом эпизоде просматривается  авторская ирония.

    Необычен  образ помощника Ивана – конька – «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба.

    Оба героя – закадычных друга –  отклонение от принятой сказочной нормы; первый – дурак, второй – неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк – воплощённая сущность Ивана – являет подлинное содержание человеческого – несказочного бытия, главное в котором – доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.

    Продолжая пушкинские традиции, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру «славного» царя – жалкого, глупого, лениво почёсывающегося  от скуки самодура.

    Все появления царя сопровождаются репликами  вроде: «Царь сказал ему, зевая», «Царь, затрясши бородою, закричал ему вослед». К концу сказки презрительное  отношение к царю вполне ясно. Он «точит балясы» перед Царь – девицей, желает на ней жениться, но она его увещевает:

    Все цари начнут смеяться,

    Дед – то, скажут, внучку взял!.

    Из  диалога царя с девицей видно, что она, пятнадцатилетняя, умнее  и честнее не способного мыслить  старикана. Его смерть в котле («Бух в котёл - / И там сварился») довершает  образ ничтожного правителя. Каков  поп, таков и приход. Царь – самодур, дворяне – лакеи. Желая угодить, они пресмыкаются; изображают дурацкие сценки, желая посмешить правителя.

    Дворяне и царь обирают народ: царь бесцеремонно считает добро Ивана своим. Требуя у него перо Жар – птицы, кричит:

    В силу коего указа 

    Скрыл от нашего ты глаза 

    5

    Наше  не привычен царское добро –

    Жароптицево перо?

    Но  царь только главный притеснитель народа. Беда в том, что с ним хозяйничает  и вся его челядь. Ершов рисует яркую картину собирательства народа. Притесняют не только крестьян, но и  дворовых людей. Как бы ни трудился народ, всё равно он остаётся нищим. Братья Ивана горестно восклицают:

    Сколь пшеницы мы не сеем,

    Чуть  насущный хлеб имеем,

    До  оброков ли нам тут?

    А исправники дерут.                                    

    Появление «градского отряда» во главе с  городничим свидетельствует о полицейском  режиме. С народом обращаются как  со скотом: сторож кричит, бьёт людей  бичом. Народ, не протестуя, безмолвствует.

    Городничий, надсмотрщики, конные отряды, «расшевеливающие народ» - вот картины крепостнической  Руси, проступающие через игровой  ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе, несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции.]

    Бытовое и фантастическое переплелось в сказке. Сказочное мироздание состоит из трёх обособленных царств – земного, небесного и подводного. Основное – земное, имеющее множество характеристик и примет, наиболее детализировано:

turboreferat.ru


Смотрите также