Урок вне классного чтения в 4 классе'Сравнительный анализ авторской и народной сказки'. Сравнительный анализ конек горбунок и сивка бурка


Урок внеклассного чтения в 4 классе"Сравнительный анализ авторской и народной сказки"

Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Урок внеклассного чтения

в 4 классе

подготовила и провела

учитель начальных

классов

Решетняк Галина

Игоревна

Тема. Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой; формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении; развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речь другого человека.

Тип: урок внеклассного чтения

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного куста.

Ход занятия

  1. Оргмомент

  2. Просмотр видеоклипа «в мире много сказок»

  3. Сообщение темы урока. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного.

  1. Мотивация

Создание ассоциативного куста

- Какие бывают сказки?

авторские народные

СКАЗКИ

бытовые о животных фантастические

- Наш урок будет посвящён волшебным сказкам.

  1. Актуализация знанний учащихся.

- Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка.

Дети. – В ней есть сказочное место действия:

*тридевятое царство;

* подводное царство.

- Есть фантастические персонажи: Баба-Яга; леший, колдунья, жар-птица.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова.

- Иногда героям помогают волшебные предметы или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток; предметы – волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка)

Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем сказка П. Ершова «Конёк – горбунок» отличается от русской народной сказки «Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи.

  1. Анализ сказок.

- Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто называют (хомо юниус либри) – человек одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось юноше создать такое удивительное произведение?

Многое в его жизни этому способствовало. Он родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал:

Рождённый в недрах непогоды,

В краю туманов и снегов,

Питомец северной природы

И горя тягостных оков,

Я был приветствован метелью,

И встречен дряхлою зимой,

И над младенческой постелью

Кружился вихорь снеговой…

Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его приближённые – бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что царь обещал Ивану, беря его на службу?

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука…

- Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной казнью.)

- А что можно сказать об Иване?

Ученики.

  • У Ершова Иван смелый, отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу

  • Он умеет прощать чужие проступки.

- Так почему же дурачком прозвали?

* Его так прозвали не со зла, не за глупость. Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых.

- Как вы думаете, кто является главным героем сказки?

* В этой сказке 2 главных героя: Конёк – горбунок и Иван.

-Почему именно с иваном подружился Конёк – горбунок?

* Друзьями они стали потому, что оба верные и надёжные, не подведут в трудную минуту.

- Откуда у Ивана появился Конёк – горбунок?

* Это подарок от кобылицы. Которую поймал на своём поле Иван.

- Как выглядел Конёк?

*Конёк ростом три вершка, да с аршинными ушами, на спине с двумя горбами.

- Дети, аршин и вершок – это старинные меры длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин?

* аршин – 71 см

* вершок – 4 см

- У Ивана – дурака кроме Конька-горбунка было ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней?

* На базаре.

- Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

* Две пять шапки серебра – 10 шапок

(На доске картинка, на которой изображено как Иван поймал жар-птицу)

- Какой сюжет из сказки изображён на картинке?

* Иван поймал жар-птицу

- Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц.

*Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать –

То-то было бы поживы!

Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету-

Словно батюшкина печь!»

И, скончав такую речь

Сам с собою под лазейкой,

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из них за хвост.

- Какие ещё задания царя выполнял Иван?

* Привезти Царь-девицу.

* Принести перстень царь-девице.

* Прыгнуть в котёл.

- Почему Иван не сварился в котле?

* Ему помог Конёк – горбунок.

- Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность, смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку.

  1. Сравнительный анализ сказок

- Кроме того «Конёк – Горбунок» состоитиз рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это задание только младший сын?

*Сивка-бурка

- Что ещё общего в сказках «Конёк – Горбунок» и «Сивка-бурка»?

* Чудесный конь помогает главному герою.

* В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в чудесном тереме

* В обеих сказках присутствует волшебное кольцо

* И в одной и в другой сказке Иван женится на прекрасной царевне и становится царевичем

8. Сопоставительный анализ

- Проанализировав обе сказки, мы можем заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках

Самостоятельная работа

Конёк-горбунок

Сивка-бурка

Сказка авторская

( )

Три брата

( )

Младшего брата звали Иван-дурак

( )

Главные герои – Иван-дурак и Конёк-Горбунок

( )

Ивану помогает волшебный конёк

( )

Сказка написана в стихах

Проза ( )

Иван добывает кольцо Царь-девицы

( )

Иван превращается в чудесного принца

( )

Самопроверка

(на экран спроектирована изаполненная таблица)

Вывод: - Как вы считаете, сказка Ершова – пересказ русской народной сказки или это авторская литературная сказка?

  • Поэт создал своюнеповторимую сказку. Она отличается от народной и сюжетом и героями.

  • Сказка Ершова более поэтична, красочна.

Ершов не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова – Сказка о самой главной ценности поэта: о верности и любви.

9.Итог

- Над какими сказками мы сегодня работали?

- Каким образом мы определили, чем сказка Ершова отличается от народной сказки?

* Мы анализировали поступки героев, сравнивали сюжет, анализировали образы главных героев.

Самооценка своей работы

- Прикрепите смайлик на ту ступень, которая соответствует уровню вашей работы.

- Сказка идёт от былин и преданий,

В мир жизни реальной,

В мир науки и знаний.

Сказка учит всем

Премудростям жизни –

Как быть человеком,

Как быть нужным Отчизне.

И как правду от лжи

Вы должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

10. Домашнее задание

- А домашнее задание вам сегодня необычное. У каждого из вас картинка. Раскрасьте её дома, вспомните слова. Которыми можно подписать картинку, найдите их в тексте, запишите в тетрадь.

infourok.ru

Урок вне классного чтения в 4 классе'Сравнительный анализ авторской и народной сказки'

Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Урок внеклассного чтения

в 4 классе

подготовила и провела

учитель начальных

классов

Решетняк Галина

Игоревна

Тема. Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой; формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении; развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речь другого человека.

Тип: урок внеклассного чтения

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного куста.

Ход занятия

  1. Оргмомент

  2. Просмотр видеоклипа «в мире много сказок»

  3. Сообщение темы урока. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного.

  1. Мотивация

Создание ассоциативного куста

- Какие бывают сказки?

авторские народные

СКАЗКИ

бытовые о животных фантастические

- Наш урок будет посвящён волшебным сказкам.

  1. Актуализация знанний учащихся.

- Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка.

Дети. - В ней есть сказочное место действия:

*тридевятое царство;

* подводное царство.

- Есть фантастические персонажи: Баба-Яга; леший, колдунья, жар-птица.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова.

- Иногда героям помогают волшебные предметы или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток; предметы - волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка)

Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем сказка П. Ершова «Конёк - горбунок» отличается от русской народной сказки «Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи.

  1. Анализ сказок.

- Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто называют (хомо юниус либри) - человек одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось юноше создать такое удивительное произведение?

Многое в его жизни этому способствовало. Он родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал:

Рождённый в недрах непогоды,

В краю туманов и снегов,

Питомец северной природы

И горя тягостных оков,

Я был приветствован метелью,

И встречен дряхлою зимой,

И над младенческой постелью

Кружился вихорь снеговой…

Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его приближённые - бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что царь обещал Ивану, беря его на службу?

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука…

- Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной казнью.)

- А что можно сказать об Иване?

Ученики.

  • У Ершова Иван смелый, отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу

  • Он умеет прощать чужие проступки.

- Так почему же дурачком прозвали?

* Его так прозвали не со зла, не за глупость. Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых.

- Как вы думаете, кто является главным героем сказки?

* В этой сказке 2 главных героя: Конёк - горбунок и Иван.

-Почему именно с иваном подружился Конёк - горбунок?

* Друзьями они стали потому, что оба верные и надёжные, не подведут в трудную минуту.

- Откуда у Ивана появился Конёк - горбунок?

* Это подарок от кобылицы. Которую поймал на своём поле Иван.

- Как выглядел Конёк?

*Конёк ростом три вершка, да с аршинными ушами, на спине с двумя горбами.

- Дети, аршин и вершок - это старинные меры длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин?

* аршин - 71 см

* вершок - 4 см

- У Ивана - дурака кроме Конька-горбунка было ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней?

* На базаре.

- Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

* Две пять шапки серебра - 10 шапок

(На доске картинка, на которой изображено как Иван поймал жар-птицу)

- Какой сюжет из сказки изображён на картинке?

* Иван поймал жар-птицу

- Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц.

*Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать -

То-то было бы поживы!

Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету-

Словно батюшкина печь!»

И, скончав такую речь

Сам с собою под лазейкой,

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз -

Хвать одну из них за хвост.

- Какие ещё задания царя выполнял Иван?

* Привезти Царь-девицу.

* Принести перстень царь-девице.

* Прыгнуть в котёл.

- Почему Иван не сварился в котле?

* Ему помог Конёк - горбунок.

- Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность, смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку.

  1. Сравнительный анализ сказок

- Кроме того «Конёк - Горбунок» состоитиз рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это задание только младший сын?

*Сивка-бурка

- Что ещё общего в сказках «Конёк - Горбунок» и «Сивка-бурка»?

* Чудесный конь помогает главному герою.

* В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в чудесном тереме

* В обеих сказках присутствует волшебное кольцо

* И в одной и в другой сказке Иван женится на прекрасной царевне и становится царевичем

8. Сопоставительный анализ

- Проанализировав обе сказки, мы можем заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках

Самостоятельная работа

Конёк-горбунок

Сивка-бурка

Сказка авторская

( )

Три брата

( )

Младшего брата звали Иван-дурак

( )

Главные герои - Иван-дурак и Конёк-Горбунок

( )

Ивану помогает волшебный конёк

( )

Сказка написана в стихах

Проза ( )

Иван добывает кольцо Царь-девицы

( )

Иван превращается в чудесного принца

( )

Самопроверка

(на экран спроектирована изаполненная таблица)

Вывод: - Как вы считаете, сказка Ершова - пересказ русской народной сказки или это авторская литературная сказка?

  • Поэт создал своюнеповторимую сказку. Она отличается от народной и сюжетом и героями.

  • Сказка Ершова более поэтична, красочна.

Ершов не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова - Сказка о самой главной ценности поэта: о верности и любви.

9.Итог

- Над какими сказками мы сегодня работали?

- Каким образом мы определили, чем сказка Ершова отличается от народной сказки?

* Мы анализировали поступки героев, сравнивали сюжет, анализировали образы главных героев.

Самооценка своей работы

- Прикрепите смайлик на ту ступень, которая соответствует уровню вашей работы.

- Сказка идёт от былин и преданий,

В мир жизни реальной,

В мир науки и знаний.

Сказка учит всем

Премудростям жизни -

Как быть человеком,

Как быть нужным Отчизне.

И как правду от лжи

Вы должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

10. Домашнее задание

- А домашнее задание вам сегодня необычное. У каждого из вас картинка. Раскрасьте её дома, вспомните слова. Которыми можно подписать картинку, найдите их в тексте, запишите в тетрадь.

botana.cc

«Урок внеклассного чтения в 4 классе»Сравнительный анализ авторской и народной сказки»»

Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка» Урок внеклассного чтения в 4 классе подготовила и провела учитель начальных классов Решетняк Галина Игоревна

Тема. Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка» Цель: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой; формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении; развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речь другого человека.Тип: урок внеклассного чтения Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного куста. Ход занятия Оргмомент Просмотр видеоклипа «в мире много сказок» Сообщение темы урока. Постановка задач. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного. Мотивация Создание ассоциативного куста - Какие бывают сказки? авторские народные СКАЗКИ бытовые о животных фантастические - Наш урок будет посвящён волшебным сказкам. Актуализация знанний учащихся. - Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка. Дети. – В ней есть сказочное место действия: *тридевятое царство; * подводное царство. - Есть фантастические персонажи: Баба-Яга; леший, колдунья, жар-птица. - В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова. - Иногда героям помогают волшебные предметы или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток; предметы – волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка) Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем сказка П. Ершова «Конёк – горбунок» отличается от русской народной сказки «Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи. Анализ сказок. - Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто называют (хомо юниус либри) – человек одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось юноше создать такое удивительное произведение? Многое в его жизни этому способствовало. Он родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал: Рождённый в недрах непогоды, В краю туманов и снегов, Питомец северной природы И горя тягостных оков, Я был приветствован метелью, И встречен дряхлою зимой, И над младенческой постелью Кружился вихорь снеговой… Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его приближённые – бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что царь обещал Ивану, беря его на службу? Во дворце тебе служить. Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжаться, Словно в масле сыр кататься, Всю конюшенну мою Я в приказ тебе даю, Царско слово в том порука… - Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной казнью.) - А что можно сказать об Иване? Ученики. У Ершова Иван смелый, отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу Он умеет прощать чужие проступки. Он весел,добродушен, верен слову. Он никому не желает зла, поэтому удачлив и всем нравится. - Так почему же дурачком прозвали? * Его так прозвали не со зла, не за глупость. Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых. - Как вы думаете, кто является главным героем сказки? * В этой сказке 2 главных героя: Конёк – горбунок и Иван. -Почему именно с иваном подружился Конёк – горбунок? * Друзьями они стали потому, что оба верные и надёжные, не подведут в трудную минуту. - Откуда у Ивана появился Конёк – горбунок? * Это подарок от кобылицы. Которую поймал на своём поле Иван. - Как выглядел Конёк? *Конёк ростом три вершка, да с аршинными ушами, на спине с двумя горбами. - Дети, аршин и вершок – это старинные меры длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин? * аршин – 71 см * вершок – 4 см - У Ивана – дурака кроме Конька-горбунка было ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней? * На базаре. - Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? * Две пять шапки серебра – 10 шапок (На доске картинка, на которой изображено как Иван поймал жар-птицу) - Какой сюжет из сказки изображён на картинке? * Иван поймал жар-птицу - Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц. *Вот полночною порой Свет разлился над горой, Будто полдни наступают: Жары-птицы налетают; Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать. Наш Иван, от них закрытый, Смотрит птиц из-под корыта И толкует сам с собой, Разводя вот так рукой: «Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряни привалило! Чай, их тут десятков с пять. Кабы всех переимать – То-то было бы поживы! Неча молвить страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то сущий смех! Чай таких у куриц нету.А уж сколько, парень, свету- Словно батюшкина печь!» И, скончав такую речь Сам с собою под лазейкой, Наш Иван ужом да змейкой Ко пшену с вином подполз – Хвать одну из них за хвост. - Какие ещё задания царя выполнял Иван? * Привезти Царь-девицу. * Принести перстень царь-девице. * Прыгнуть в котёл. - Почему Иван не сварился в котле? * Ему помог Конёк – горбунок. - Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность, смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку. Сравнительный анализ сказок - Кроме того «Конёк – Горбунок» состоитиз рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это задание только младший сын? *Сивка-бурка - Что ещё общего в сказках «Конёк – Горбунок» и «Сивка-бурка»? * Чудесный конь помогает главному герою. * В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в чудесном тереме * В обеих сказках присутствует волшебное кольцо * И в одной и в другой сказке Иван женится на прекрасной царевне и становится царевичем 8. Сопоставительный анализ - Проанализировав обе сказки, мы можем заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках Самостоятельная работа Конёк-горбунок Сивка-бурка Сказка авторская ( ) Три брата ( ) Младшего брата звали Иван-дурак ( ) Главные герои – Иван-дурак и Конёк-Горбунок ( ) Ивану помогает волшебный конёк ( ) Сказка написана в стихах Проза ( ) Иван добывает кольцо Царь-девицы ( ) Иван превращается в чудесного принца ( ) Самопроверка (на экран спроектирована изаполненная таблица) Вывод: - Как вы считаете, сказка Ершова – пересказ русской народной сказки или это авторская литературная сказка? Поэт создал своюнеповторимую сказку. Она отличается от народной и сюжетом и героями. Сказка Ершова более поэтична, красочна. Ершов не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова – Сказка о самой главной ценности поэта: о верности и любви. 9.Итог - Над какими сказками мы сегодня работали? - Каким образом мы определили, чем сказка Ершова отличается от народной сказки? * Мы анализировали поступки героев, сравнивали сюжет, анализировали образы главных героев. Самооценка своей работы - Прикрепите смайлик на ту ступень, которая соответствует уровню вашей работы.

- Сказка идёт от былин и преданий, В мир жизни реальной, В мир науки и знаний. Сказка учит всем Премудростям жизни – Как быть человеком, Как быть нужным Отчизне. И как правду от лжи Вы должны отличать, Как бороться с врагом И как зло побеждать. 10. Домашнее задание - А домашнее задание вам сегодня необычное. У каждого из вас картинка. Раскрасьте её дома, вспомните слова. Которыми можно подписать картинку, найдите их в тексте, запишите в тетрадь.

schoolfiles.net

Урок внеклассного чтения в 4 классе"Сравнительный анализ авторской и народной сказки"

Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Урок внеклассного чтения

в 4 классе

подготовила и провела

учитель начальных

классов

Решетняк Галина

Игоревна

Тема. Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой; формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении; развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речь другого человека.

Тип: урок внеклассного чтения

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного куста.

Ход занятия

Оргмомент Просмотр видеоклипа «в мире много сказок»Сообщение темы урока. Постановка задач. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного. МотивацияСоздание ассоциативного куста

- Какие бывают сказки?

авторские народные

СКАЗКИ

бытовые о животных фантастические

- Наш урок будет посвящён волшебным сказкам.

Актуализация знанний учащихся.- Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка.

Дети. – В ней есть сказочное место действия:

*тридевятое царство;

* подводное царство.

- Есть фантастические персонажи: Баба-Яга; леший, колдунья, жар-птица.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова.

- Иногда героям помогают волшебные предметы или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток; предметы – волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка)

Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем сказка П. Ершова «Конёк – горбунок» отличается от русской народной сказки «Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи.

Анализ сказок. - Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто называют (хомо юниус либри) – человек одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось юноше создать такое удивительное произведение?

Многое в его жизни этому способствовало. Он родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал:

Рождённый в недрах непогоды,

В краю туманов и снегов,

Питомец северной природы

И горя тягостных оков,

Я был приветствован метелью,

И встречен дряхлою зимой,

И над младенческой постелью

Кружился вихорь снеговой…

Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его приближённые – бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что царь обещал Ивану, беря его на службу?

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука…

- Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной казнью.)

- А что можно сказать об Иване?

Ученики.

У Ершова Иван смелый, отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу Он умеет прощать чужие проступки.Он весел,добродушен, верен слову.Он никому не желает зла, поэтому удачлив и всем нравится.

- Так почему же дурачком прозвали?

* Его так прозвали не со зла, не за глупость. Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых.

- Как вы думаете, кто является главным героем сказки?

* В этой сказке 2 главных героя: Конёк – горбунок и Иван.

-Почему именно с иваном подружился Конёк – горбунок?

* Друзьями они стали потому, что оба верные и надёжные, не подведут в трудную минуту.

- Откуда у Ивана появился Конёк – горбунок?

* Это подарок от кобылицы. Которую поймал на своём поле Иван.

- Как выглядел Конёк?

*Конёк ростом три вершка, да с аршинными ушами, на спине с двумя горбами.

- Дети, аршин и вершок – это старинные меры длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин?

* аршин – 71 см

* вершок – 4 см

- У Ивана – дурака кроме Конька-горбунка было ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней?

* На базаре.

- Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

* Две пять шапки серебра – 10 шапок

(На доске картинка, на которой изображено как Иван поймал жар-птицу)

- Какой сюжет из сказки изображён на картинке?

* Иван поймал жар-птицу

- Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц.

*Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать –

То-то было бы поживы!

Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету-

Словно батюшкина печь!»

И, скончав такую речь

Сам с собою под лазейкой,

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из них за хвост.

- Какие ещё задания царя выполнял Иван?

* Привезти Царь-девицу.

* Принести перстень царь-девице.

* Прыгнуть в котёл.

- Почему Иван не сварился в котле?

* Ему помог Конёк – горбунок.

- Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность, смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку.

Сравнительный анализ сказок- Кроме того «Конёк – Горбунок» состоитиз рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это задание только младший сын?

*Сивка-бурка

- Что ещё общего в сказках «Конёк – Горбунок» и «Сивка-бурка»?

* Чудесный конь помогает главному герою.

* В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в чудесном тереме

* В обеих сказках присутствует волшебное кольцо

* И в одной и в другой сказке Иван женится на прекрасной царевне и становится царевичем

8. Сопоставительный анализ

- Проанализировав обе сказки, мы можем заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках

Самостоятельная работа

Конёк-горбунок

Сивка-бурка

Сказка авторская

( )

Три брата

( )

Младшего брата звали Иван-дурак

( )

Главные герои – Иван-дурак и Конёк-Горбунок

( )

Ивану помогает волшебный конёк

( )

Сказка написана в стихах

Проза ( )

Иван добывает кольцо Царь-девицы

( )

Иван превращается в чудесного принца

( )

Самопроверка

(на экран спроектирована изаполненная таблица)

Вывод: - Как вы считаете, сказка Ершова – пересказ русской народной сказки или это авторская литературная сказка?

Поэт создал своюнеповторимую сказку. Она отличается от народной и сюжетом и героями.Сказка Ершова более поэтична, красочна.

Ершов не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова – Сказка о самой главной ценности поэта: о верности и любви.

9.Итог

- Над какими сказками мы сегодня работали?

- Каким образом мы определили, чем сказка Ершова отли...

vseuroki.pro

Урок внеклассного чтения в 4 классе"Сравнительный анализ авторской и народной сказки"

Автор презентации: Решетняк Галина Игоревна

Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Урок внеклассного чтения

в 4 классе

подготовила и провела

учитель начальных

классов

Решетняк Галина

Игоревна

Тема. Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой; формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении; развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слышать и слушать речь другого человека.

Тип: урок внеклассного чтения

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного куста.

Ход занятия

Оргмомент Просмотр видеоклипа «в мире много сказок»Сообщение темы урока. Постановка задач. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного. МотивацияСоздание ассоциативного куста

- Какие бывают сказки?

авторские народные

СКАЗКИ

бытовые о животных фантастические

- Наш урок будет посвящён волшебным сказкам.

Актуализация знанний учащихся.- Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка.

Дети. – В ней есть сказочное место действия:

*тридевятое царство;

* подводное царство.

- Есть фантастические персонажи: Баба-Яга; леший, колдунья, жар-птица.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова.

- Иногда героям помогают волшебные предметы или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток; предметы – волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка)

Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем сказка П. Ершова «Конёк – горбунок» отличается от русской народной сказки «Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи.

Анализ сказок. - Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто называют (хомо юниус либри) – человек одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось юноше создать такое удивительное произведение?

Многое в его жизни этому способствовало. Он родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал:

Рождённый в недрах непогоды,

В краю туманов и снегов,

Питомец северной природы

И горя тягостных оков,

Я был приветствован метелью,

И встречен дряхлою зимой,

И над младенческой постелью

Кружился вихорь снеговой…

Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его приближённые – бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что царь обещал Ивану, беря его на службу?

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука…

- Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной казнью.)

- А что можно сказать об Иване?

Ученики.

У Ершова Иван смелый, отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу Он умеет прощать чужие проступки.Он весел,добродушен, верен слову.Он никому не желает зла, поэтому удачлив и всем нравится.

- Так почему же дурачком прозвали?

* Его так прозвали не со зла, не за глупость. Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых.

- Как вы думаете, кто является главным героем сказки?

* В этой сказке 2 главных героя: Конёк – горбунок и Иван.

-Почему именно с иваном подружился Конёк – горбунок?

* Друзьями они стали потому, что оба верные и надёжные, не подведут в трудную минуту.

- Откуда у Ивана появился Конёк – горбунок?

* Это подарок от кобылицы. Которую поймал на своём поле Иван.

- Как выглядел Конёк?

*Конёк ростом три вершка, да с аршинными ушами, на спине с двумя горбами.

- Дети, аршин и вершок – это старинные меры длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин?

* аршин – 71 см

* вершок – 4 см

- У Ивана – дурака кроме Конька-горбунка было ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней?

* На базаре.

- Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

* Две пять шапки серебра – 10 шапок

(На доске картинка, на которой изображено как Иван поймал жар-птицу)

- Какой сюжет из сказки изображён на картинке?

* Иван поймал жар-птицу

- Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц.

*Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать –

То-то было бы поживы!

Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету-

Словно батюшкина печь!»

И, скончав такую речь

Сам с собою под лазейкой,

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из них за хвост.

- Какие ещё задания царя выполнял Иван?

* Привезти Царь-девицу.

* Принести перстень царь-девице.

* Прыгнуть в котёл.

- Почему Иван не сварился в котле?

* Ему помог Конёк – горбунок.

- Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность, смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку.

Сравнительный анализ сказок- Кроме того «Конёк – Горбунок» состоитиз рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это задание только младший сын?

*Сивка-бурка

- Что ещё общего в сказках «Конёк – Горбунок» и «Сивка-бурка»?

* Чудесный конь помогает главному герою.

* В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в чудесном тереме

* В обеих сказках присутствует волшебное кольцо

* И в одной и в другой сказке Иван женится на прекрасной царевне и становится царевичем

8. Сопоставительный анализ

- Проанализировав обе сказки, мы можем заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках

Самостоятельная работа

Конёк-горбунок

Сивка-бурка

Сказка авторская

( )

Три брата

( )

Младшего брата звали Иван-дурак

( )

Главные герои – Иван-дурак и Конёк-Горбунок

( )

Ивану помогает волшебный конёк

( )

Сказка написана в стихах

Проза ( )

Иван добывает кольцо Царь-девицы

( )

Иван превращается в чудесного принца

( )

Самопроверка

(на экран спроектирована изаполненная таблица)

Вывод: - Как вы считаете, сказка Ершова – пересказ русской народной сказки или это авторская литературная сказка?

Поэт создал своюнеповторимую сказку. Она отличается от народной и сюжетом и героями.Сказка Ершова более поэтична, красочна.

Ершов не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова – Сказка о самой главной ценности поэта: о верности и любви.

9.Итог

- Над какими сказками мы сегодня работали?

- Каким образом мы определили, чем сказка Ершова отли...

edudocs.info


Смотрите также