Игра "Поле Чудес" на тему "Устаревшие слова" по сказке П.Ершова "Конек -Горбунок". Словарь устаревших слов из конька горбунка


Устный журнал «Устаревшие и диалектные слова в сказке П.Ершова «Конек-Горбунок»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Устный журнал «Устаревшие и диалектные слова в сказке

П.Ершова „Конек-Горбунок“

Клеба Елизавета,

Лущик Никита,

Рассыльщикова Арина,

учащиеся 7 класса,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска,

руководитель

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5 г. Брянска

 

 

 

 

 

 

 

Брянск-2017

Пояснительная записка

Цели устного журнала

-создать условия для более глубокого ознакомления учащихся со сказкой П.Ершова «Конек-Горбунок»;

-рассказать одноклассникам об устаревших и диалектных словах на примере сказки «Конек-Горбунок»;

-пробудить интерес к изучению лексики на литературном материале.

Место проведения: викторина может быть проведена на уроках литературы в 5 классе, на занятиях, посвященных внеклассной работе по русскому языку и литературе, во время проведения Декады русского языка и литературы, Недели науки в ОУ.

 

Целевая аудитория- учащиеся 5 класса

 

Журнал могут представлять трое учащихся, роли расписаны в соответствии со слайдами презентации.

1. Знаете ли вы, каковы размеры Конька-Горбунка? (Слайд 2)

2. Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

3. Знаете ли вы, куда загоняет Иван кобылицу и чем закрывает дверь? (Слайд 3)

1. «Ладно», - думает Иван

И в пастуший балаган

Кобылицу загоняет,

Дверь рогожей закрывает.

2. Знаете ли вы, что делают с поросятами и чего так боится Иван? (Слайд 4)

3. Шпарят только поросят,

Да индюшек, да цыплят;

Я ведь, глянь, не поросёнок,

Не индюшка, не цыплёнок.

1. Конечно же, вы очень многое знаете! (Предлагаем ребятам ответить, если есть неточности, исправляем). Однако не все, именно поэтому мы хотим предложить вам презентацию нашего словаря устаревших и диалектных слов из сказуки П.Ершова «Конек-Горбунок». (Слайд 5)

2. Прежде всего определимся, что такое устаревшие слова. Это слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка (аршин, поныне, смекнули, караул)

3. По происхождению устаревшие слова могут быть исконно русскими (посул — "взятка", сполох — "тревога", торг — "базар"), ст.-слав, (град — "город", врата — "ворота", ланиты — "щеки", лобзать — "целовать"), иноязычными (баталия — "битва", виктория — "победа", парсуна — "портрет") (Слайд 6).

1. В зависимости от степени устарелости устаревшие слова подразделяются на две группы. В первую группу входят слова, неизвестные или непонятные большинству носителей языка: слова, исчезнувшие из языка (гридь — "воин", старый — "дядя по отцу", выя — "шея"), слова, встречающиеся только в составе производных слова (лепота — "красота" — нелепый; мемория — "память" — мемориал, мемориальный; говядо — "крупный рогатый скот" — говядина; хлад — прохладный).

2. В первую группу входят и слова, встречающиеся только в составе фразеологизмов (бить челом, гдечело — лоб; с жиру беситься, не до жиру, быть бы живу, где жир — богатство; беречь как зеницу ока, где зеница — зрачок; с открытым забралом, где забрало — металлическая часть шлема, опускаемая на лицо).

3. Ко второй группе относятся слова, в значит, степени известные носителям современного русского языка (аршин, бурса, верста, волость, кулак, нэп).

1. Все устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы -это слова и словосочететания которые обозначали существовавшие когда-то предметы и явления (бурлак, епанча, крепостной, смерд, гетман, юнкер, салоп). Они не имеют синонимов в современном языке. (Слайд 7).

2. Архаизмы (греч. ἀρχαι̃ος — древний) — это устаревшие названия современных вещей и понятий; слова этой группы перешли в пассивный словарь потому, что в языке появились новые названия тех же понятий. Архаизмы имеют синонимы в современном языке. (Слайд 8)

3. Кроме того, в сказке Ершова очень много и других непонятных слов-диалектных. Диалектные слова – это слова, которые активно употребляются жителями определенной местности и не входят ни в одну из лексических групп литературного языка. Их распространение может быть ограничено несколькими населенными пунктами или целой областью. (Слайд 9)

1. Диалектные слова являются изюминкой самобытного народного языка,  памятью об истории народа  России  и его культуре. (Слайд 10)

2. А теперь мы предложим вам викторину «Устаревшие слова и диалектизмы в сказке «Конек-Горбунок». Попробуйте объяснить значение выделенных в презентации слов. (Слайд 11)

3. И на пристани узнать,

Не пришли ли с кораблями

Немцы в город за холстами

И нейдёт ли царь Салтан

Басурманить христиан.

1. Вести себя, как басурман, т.е. неверный, нехристианин; всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении.

2. А благому дураку

Недостанет ведь догадки,

Где гостят его лошадки. (Слайд 12)

3. Благой -это многозначное слово.1. Хороший (книжн. устар.).

2. Сумасбродный, блажной  (обл.).

1. Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый. (Слайд 13)

2. Слово глашатый также является многозначным. В старину глаша%D

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Игра "Поле Чудес" на тему "Устаревшие слова" по сказке П.Ершова "Конек -Горбунок"

ения знаний по прочитанной сказке П.П.Ершова «Конек -Горбунок» на уроках внеклассного чтения и внеурочное время , умения правильно понимать значение устаревших слов , в рамках недели русского языка и чтения в школе –интернате была проведена

игра «Поле чудес» на тему: «Устаревшие слова в сказке» по сказке «Конек -Горбунок» посвященное 200-летию П.П. Ершова.

Цель: Закрепить знания учащихся сказки П.Ершова «Конек -Горбунок» полученные на внеклассных чтениях.

Ход игры.

  1. Выступление учителя.

-Сегодня игра «Пол е чудес» посвящена сказке «Конек-Горбунок» П.П.Ершова. П.П.Ершов родился в 1815 году 22 февраля(6 марта).(показ слайдов по творчеству )

В сказке «Конек -Горбунок» поэт использовал очень много устаревших слов. Что такое устаревшие слова мы с вами на уроке чтения много раз говорили. У П.П.Ершова в сказке очень много таких слов , потому что произведение написано слово в слово, по сообщению самого автора взятое из уст рассказчиков, от которых он слышал. Автор привел его в более стройный вид и местами дополнил. Сказка написана в1834 году, когда автору было 19 лет.

Давайте сначала вспомнил героев этой сказки?

(ответы детей.)

Просмотр слайдов «Герои сказки «Конек -Горбунок».

На нашей игре принимают участие учащиеся 5и 6 классов.

  1. А сейчас начинаем игру. Просим выйти первую тройку игроков .

(Фамилии и имя учащихся).

Под музыку из телевизионного шоу «Поле чудес» дети выходят к БАРАБАНУ.

Для начала педагог объясняет условия игры. На БАРАБАНЕ 8 секторов. Если выпадает стрелка на секторе с синей полоской, то участник называет букву, если красный , то участник пропускает ход, когда выпадает сектор «П», то игрок выбирает приз и уходит с игры, или остается в игре, но без приза , но имеет право назвать букву.

Задание для первой тройки: Просим вынести ЧЕРНУЮ ШКАТУЛКУ (под музыку из телевизионного шоу «Что? Где? Когда?») в этой шкатулке лежит предмет, который необходимо вам отгадать , прочитав отрывок из сказки. Ученик ранее подготовленный читает отрывок.

«Тут Иван с печи слезает,

Малахай свой надевает,

Хлеб за пазуху кладет

Караул держать идет».

Что означает слово малахай, как называем сейчас эту одежду, которую надел Иванушка.

Открытие ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКИ.

ш

а

п

к

а

-

у

ш

а

н

к

а

Вторая тройка игроков. Выход ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКИ.

Вдруг приходит дьявол сам

С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки,

А глаза, что те плошки.

- Что означает плошки. На что были так похожи глаза. Предмет этот лежит в ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКЕ.

Б

л

ю

д

ц

е

Третья тройка игроков (Фамилии и имена учащихся). Выход ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКИ.

Задание:

Вот Иван к царю идет,

Говорит ему открыто:

«Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина».

к

у

к

у

р

у

з

а

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Приглашаются к БАРАБАНУ три победителя конкурсов недели «Русского языка и чтения», принимавших участие в течении всей недели .

Задание:

-Перед вами рисунок человека, где подписаны названия частей тела.

(Чело, око, уста, ланиты…) Вам необходимо отгадать, как называли в старые времена плечо.

р

а

м

о

Конкурс победителей.

Задание :

Выход ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКИ.

(Ученик читает отрывок)

«Ты к царю теперь поди,

И скажи: Ведь для поимки

Надо царь, мне два полотенца,

Шитый золотом шатер,

Да обеденный прибор ».

- Вам в этом задание будет отгадать и назвать слово, которое лежит в ЧЕРНОЙ ШКАТУЛКЕ, только наоборот, т.е как называлось полотенце в старину.

ш

и

р

и

н

к

а

Предлагается супер игра. Если ученик соглашается ,то предлагается задание.

-Как назывался в сказке «Конек -горбунок » неделя.

с

е

д

м

и

ц

а

В конце игры финалисту предлагается выбор себе приза . Ставим 3 коробки с призами, где написаны на каждой слова: КРАСОТА(зеркальце, расческа и набор заколок), ДОБРОТА (), ЧИСТОТА()

Учитель говорит в старые времена слово чистота говорили –велелепие; чистый-светлица непорочный; вкуснота, вкусный . звучало также, а слово Доброта

Благодарность участникам

- Спасибо участникам игры, надеемся игра для вас была интересной, и вы узнали много интересного .

infourok.ru

Урок-викторина по литературе на тему: П.П. Ершов. Сказка Конёк-Горбунок

Министерство народного образования

Республики Узбекистан.

Разработка урока-викторины

по литературе

в 5 классе на тему:

« Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Учитель русского языка

и литературы

второй категории

Артёмова Е.В.

Ташкент 2016.

Разработка урока по литературе в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Тема урока: «Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по сказке «Конёк-Горбунок; выработать умения самостоятельно применять полученные на уроках знания;

  2. Развивающая: развить познавательную активность, читательскую память, внимание и творческое мышление;

  3. Воспитательная: воспитать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся; способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми.

Оборудование урока: тетради, учебники, мультимедийный проектор, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Объявление темы и целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

  1. Обобщение знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

  1. Закрепление материала.

Вопросы для разминки.

1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;На мое ж притом несчастьеБыло страшное ненастье:Дождь вот так ливмя и лилРубашонку всю смочил)

3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,Да к моей судьбе несчастнойНочью холод был ужасный,До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,Звезды на небе считал,

Месяц, ровно, тоже светил

Я порядком не приметилВдруг приходит дьявол сам,С бородою и с усам….Вот и стал тот черт скакатьИ зерно хвостом сбивать.Я шутить ведь не умеюИ вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек–Горбунок?( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. (Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? ( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя)

10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 12. За что рыба – кит несла свое мучение?(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)

Сказочный словарь.Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из двенадцати слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок.

Почивальня - спальняСтрельцы – старинное войско в Древней РусиБасурман - иноземецГородничий - начальник города в старинуГлазей - подсматривающийКрасно платье - нарядное, цветное, красивоеЧелядь – слугиБуерак - овраг, яма

Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай (Длиннополая одежда без пояса)

Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Рядовой (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,Покупайте, продавайте!»(Гости - купцы, торговцы.)

  2. «Тут Иван с печи слезает,Малахай свой надевает.»(Малахай - широкая одежда без пояса.)

  3. «Вот неделей через пятьНачал спальник примечать.»(Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,Взвеселил мою ты душу,И на радости такой - Будь же царский стремянной!»(Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  5. «Царь кричит на весь базар:«Ахти, батюшки, пожар!Эй, решёточных сзывайте!Заливайте, заливайте!»(Решёточные - пожарные.)

  6. «Постой немножко,Прикажи сперва окошкоВ почивальне затворить…»(Почивальня – спальня)

Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Чудо-юдо рыба-кит.«Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежитЧудо- юдо рыба кит.Все бока ее изрыты,Частоколы в ребра вбиты,На хвосте сыр–бор шумит.На спине село стоит,Мужики на губе пашут,Между глаз мальчишки пляшут,А в дубраве меж усов,Ищут девушки грибов…»

Царь–девица.« Царь–девица подплывает,

Шлюпки на берег бросает,Входит с гуслями в шатер,И садится за прибор.« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -Рассуждает стременной, -Что куда красна собойЦарь- девица, так что диво!Эта вовсе не красива:И бледна–то, и тонка,Чай, в обхват–то три вершка,А ножонка-то, ножонка!Тьфу-ты! Словно у цыпленка!Пусть полюбится кому,А я и даром не возьму»

Жар–птицы.« Неча молвить страх красивы!Ножки красные у всех,А хвосты-то сущий смех!Чай, таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Чай таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.«Молодые, вороные,Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитойХвост струится золотой,И алмазные копытыКрупным жемчугом обиты»

Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…

Рубашонку всю смочил.

(Старшего брата Данилы).

Ну, Иван, -ему сказала-

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

(Кобылицы.)

Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, не служба.

(Конька-Горбунка)

Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь.

(Царь-девицы).

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

“Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

“Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

«Кто это?» (определить по описанию героя сказки)

“Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

***

Рыжий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

***

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

***

“Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Конкурс «Что, где, когда?»

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2) Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)

6) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин ”царский стременной”)

7) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)

8) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

9) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

10) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

11) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

12) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)

13) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

14) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см )

15)Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)

16) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

17) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

18) Чем закончилась сказка? ( Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

19) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

– Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их)

– Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

  1. Подведение итогов урока.

- Обобщение и систематизация знаний.

- Развитие творческого мышления.

- Закрепление материала.

- Подведение итогов викторины.

- Оценивание работы учащихся.

- Формулирование общего вывода по теме.

6. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

resheba.ws

Урок-викторина по литературе на тему: П.П. Ершов. Сказка Конёк-Горбунок

Министерство народного образования

Республики Узбекистан.

Разработка урока-викторины

по литературе

в 5 классе на тему:

« Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Учитель русского языка

и литературы

второй категории

Артёмова Е.В.

Ташкент 2016.

Разработка урока по литературе в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Тема урока: «Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по сказке «Конёк-Горбунок; выработать умения самостоятельно применять полученные на уроках знания;

  2. Развивающая: развить познавательную активность, читательскую память, внимание и творческое мышление;

  3. Воспитательная: воспитать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся; способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми.

Оборудование урока: тетради, учебники, мультимедийный проектор, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Объявление темы и целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

  1. Обобщение знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов - родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

  1. Закрепление материала.

Вопросы для разминки.

1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек - Горбунок, Иванушка.

И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2) А почему именно с Коньком - Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек - Горбунок»?

(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;

На мое ж притом несчастье

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил

Рубашонку всю смочил)

3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,

Звезды на небе считал,

Месяц, ровно, тоже светил

Я порядком не приметил

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам….

Вот и стал тот черт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею

И вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек-Горбунок?

( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек - Горбунок. (Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана - дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? ( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван - дурак нашел перо Жар - птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар - птицы? (Спальник - слуга царя)

10. И вот Иван отправился на поимку Жар - птицы. Чем он приманивал Жар - птицу?

(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь -девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь - девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12. За что рыба - кит несла свое мучение?

(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек - Горбунок)

Сказочный словарь.

Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из двенадцати слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок.

Почивальня - спальня

Стрельцы - старинное войско в Древней Руси

Басурман - иноземец

Городничий - начальник города в старину

Глазей - подсматривающий

Красно платье - нарядное, цветное, красивое

Челядь - слуги

Буерак - овраг, яма

Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай (Длиннополая одежда без пояса)

Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Рядовой (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,

    Покупайте, продавайте!»

    (Гости - купцы, торговцы.)

  2. «Тут Иван с печи слезает,

    Малахай свой надевает.»

    (Малахай - широкая одежда без пояса.)

  3. «Вот неделей через пять

    Начал спальник примечать.»

    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,

    Взвеселил мою ты душу,

    И на радости такой -

    Будь же царский стремянной!»

    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  5. «Царь кричит на весь базар:

    «Ахти, батюшки, пожар!

    Эй, решёточных сзывайте!

    Заливайте, заливайте!»

    (Решёточные - пожарные.)

  6. «Постой немножко,

    Прикажи сперва окошко

    В почивальне затворить…»

    (Почивальня - спальня)

Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек-Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Чудо-юдо рыба-кит.

«Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»

Царь-девица.

« Царь-девица подплывает,

Шлюпки на берег бросает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

А я и даром не возьму»

Жар-птицы.

« Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Чай таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь»

Чудо-кони.

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты»

Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…

Рубашонку всю смочил.

(Старшего брата Данилы).

Ну, Иван, -ему сказала-

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

(Кобылицы.)

Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,

Это - службишка, не служба.

(Конька-Горбунка)

Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь.

(Царь-девицы).

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом"

(Старик о старшем сыне Даниле)

"Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня -

Ох! Измучают меня"

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак - кобылице)

"Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять"

(Конек-Горбунок Ивану)

«Кто это?» (определить по описанию героя сказки)

"Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам"

(Кобылица - мать Конька-Горбунка)

***

Рыжий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

***

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

***

"Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит"

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Конкурс «Что, где, когда?»

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2) Где "караулил" поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. ("Распрекрасные вы очи", "Ходил молодец на Пресню")

5) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)

6) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин "царский стременной")

7) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)

8) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

9) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц - мать мне, Солнце - брат)

10) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

11) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

12) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)

13) В сказке описываются 4 лошади - кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

14) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см )

15)Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)

16) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

17) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

18) Чем закончилась сказка? ( Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

19) А.С.Пушкин, прочитав сказку "Конек-горбунок", сказал Ершову: "Ваша сказка - настоящая сокровищница русского языка". Что же это за "сокровища"? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок - это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

- Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их)

- Понравилась ли вам сказка?

- Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

  1. Подведение итогов урока.

- Обобщение и систематизация знаний.

- Развитие творческого мышления.

- Закрепление материала.

- Подведение итогов викторины.

- Оценивание работы учащихся.

- Формулирование общего вывода по теме.

6. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

botana.cc


Смотрите также