Ершов, П. П. Конёк-горбунок. Сказки ершова список сказок кроме конька горбунка


МБУ «ЦБС Омского района»

     6  марта 2015 года  исполнилось 200 лет со дня рождения создателя одной из самых обаятельных русских авторских сказок – писателя Петра Павловича Ершова.

 

Дорогой друг!

 

       200 лет назад в далекой Сибири в семье сельского чиновника Павла Гавриловича Ершова родился сын Петр. Мальчик  рос очень слабым ребёнком, часто болел, плакал. Родным иногда казалось, что он появился на свет, чтобы умереть. И вот, когда Петру шёл второй год, родители решили провести обряд, который был известен в сибирских деревнях и назывался «продать ребёнка». Обряд проходил следующим образом: больного ребёнка подносили к окну, к которому подходил нищий. Ему-то и «продавали» ребёнка, спрашивая: «За сколько возьмёте?». В ответ получали: «Грош!».  Конечно же, на самом деле,  ребёнка никому не продавали, его сразу укладывали в кроватку. Но считалось, что данный обряд прибавляет больному ребёночку силы и здоровья.

       Об этом событии Пётр Ершов довольно часто вспоминал в трудные моменты жизни, говоря о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена - грош!».

       Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей. Отец был разносторонне образованным человеком и с ранних лет старался привить своим сыновьям стремление узнавать новое. По долгу службы Павла Алексеевича семье приходилось очень часто переезжать из одного города в другой. Некоторое время семья жила в Петропавловске, потом - в Омске, а затем переехала в город Березов. Маленькому Петру очень нравились переезды и поездки, во время которых он слушал сказки, умело рассказанные попутчиками - простыми сибирскими людьми.

      Стремление родителей дать своим детям хорошее образование привело к тому, что в 1824 году Петра и Николая отдали  учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия - одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки. В 1830 году Петр Ершов с отличием закончил гимназию.

      Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Петр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.

   Учился Петр Павлович на философско-юридическом отделении Петербургского университета. Во время учебы он опубликовал свои стихи в рукописном журнале А. Майкова «Подснежник». А в 1832 году, прочитав сказки Александра Сергеевича Пушкина, Петр Ершов начинает работу над своей сказкой «Конёк – горбунок». Там-то и случилось необычайное: студент юридического факультета Петр Ершов написал свою первую стихотворную сказку – «Конек-Горбунок». Одним из первых читателей сказки был ректор университета П. А. Плетнев. Сочинение девятнадцатилетнего автора так понравилось профессору, что на следующий день вместо лекции он читал своим студентам первую часть «Конька-Горбунка». После прочтения  в аудитории воцарилась тишина, а потом – раздались аплодисменты. На вопрос: «Кто автор этой сказки?» профессор ответил, что автор находится в аудитории. Девятнадцатилетний Павел Ершов,  действительно, находился среди студентов. Он очень разволновался, когда услышал своё творение, которое  представил П. А. Плетнёву, как курсовую работу  по словесности.

      Сказку прочитал и оценил Александр Сергеевич Пушкин. Через год сказка была напечатана. «Конек-Горбунок» и его хозяин Иван пришлись по душе читателям настолько, что сказку стали пересказывать, передавать «из уст в уста». В конце концов, она даже попала в сборник русских народных сказок, составленный А. Афанасьевым и Д. Садовниковым, - высшая честь для писателя. Сам Петр Павлович о причине успеха своей сказки говорил так: «Мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось». Действительно, сказка написана легким, выразительным, певучим стихом, она близка русским народным сказкам.

     Через два года, когда умерли  отец и брат Петра Павловича, ему пришлось вернуться в Тобольск к матери, которая очень нуждалась в его помощи. В Тобольске он стал преподавателем в той самой гимназии, в которой сам когда-то учился. Позднее от стал директором гимназии.

       Кроме сказки «Конёк- горбунок» П. П. Ершов написал  несколько десятков стихотворений, рассказов и пьес, которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как сказка.

         Умер Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

 

Памятники Петру Ершову и сказке про «Конька-Горбунка» в Тобольске и не только >>

 

 

   Ершов, П. П.   Конёк-горбунок: русская сказка в трёх частях / П. П. Ершов; [худож. В. К. Гольнев]. - Ростов-на-Дону: Книга, 2013. - 128 с.: цв. ил. - (Волшебная страна).

 

      Конёк-Горбунок - сказка Петра Ершова в стихах. Популярная сказка Конёк-Горбунок насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно же, чудеса...

 

      Найти и насладиться чтением замечательной сказки Вы можете здесь http://www.litmir.co/br/?b=161

 

     

     Викторина  по сказке «Конек – Горбунок»

 

 

Тут конёк пред ним ложится;

На конька Иван садится,

Уши в загреби берёт,

Что есть мочушки ревёт.

Горбунок-конёк встряхнулся,

Встал на лапки, встрепенулся,

Хлопнул гривкой, захрапел

И стрелою полетел;

Только пыльными клубами

Вихорь вился под ногами,

И в два мига, коль не в миг,

Наш Иван воров настиг.

 

 

 

 

 

 

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни, привалило!

Чай, их тут с десятков с пять.

Кабы всех переимать —

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты-то – сущий смех!

Чай, таких у куриц нету;

А уж сколько, парень, свету —

Словно батюшкина печь!».

 

 

 

 

 

 

 

 «Что, Иванушка, невесел?

Что головушку повесил? —

Говорит ему конёк. —

Аль, мой милый, занемог?

Аль попался к лиходею?»

Пал Иван коньку на шею,

Обнимал и целовал.

«Ох, беда, конёк! – сказал. —

Царь велит в свою светлицу

не достать, слышь, Царь-девицу.

Месяц с радости заплакал,

Ну Ивана обнимать,

Целовать и миловать.

«Ах, Иванушка Петрович! —

Молвил Месяц Месяцович. —

Ты принёс такую весть,

Что не знаю, чем и счесть!

А уж как мы горевали,

Что царевну потеряли!..

Оттого-то, видишь, я

По три ночи, по три дня

В тёмном облаке ходила,

Всё грустила да грустила,

Трое суток не спала,

Крошки хлеба не брала,

Оттого-то сын мой красный

Завернулся в мрак ненастный,

Луч свой жаркий погасил,

Миру божью не светил:

Всё грустил, вишь, по сестрице,

Той ли красной Царь-девице.

Что, здорова ли она?

Не грустна ли, не больна?» 

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился, —

Бух в котёл – и там сварился!

 

Знаете ли Вы, что..

 

…«Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

 

…первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой и выдержала при жизни автора семь изданий.

 

…Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа». Существует версия, что сказка «Конёк-горбунок» целиком написана Пушкиным и выпущена под именем Ершова.

 

…начиная с 1911 года все попытки издать полное собрание сочинений Петра Ершова не увенчались успехом, архивы же, переходя из Тобольска в Санкт-Петербург, от одного человека к другому, исчезли, растворились во времени и пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cbs.omsk.muzkult.ru

Сказки Петра Павловича Ершова

Новые рефераты:

  • Особенности предмета и метода хозяйственного права. .
  • Гендерные особенности лидерства в старших классах.
  • Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
  • Организация судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики. Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики.
  • Кадровое обеспечение деятельности судов. Организация специальной (юридической) учебы и повышения квалификации работников судов.
  • Критерии и системы показателей экономической безопасности. Классификация внешних и внутренних угроз.
  • ГАС «Правосудие» (назначение, состав, функции и задачи). Составить в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 перечень нормативных правовых актов, регламентирующих правовые режимы конфиденциальной информации, дать их краткую характеристику.
  • Судебная власть как одна из ветвей государственной власти.
  • Основные понятия традиционного отечественного делопроизводства (документирование и документооборот, сопоставление российского и зарубежного делопроизводства).
  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
  • Исследование современных концепций правового государства.

    Главная » Детская литература » 12. Сказки Петра Павловича Ершова

    Сказки Петра Павловича Ершова
     Сказка "Конёк-Горбунок". Ее связь с фольклором. Образ главного героя.   Прямой продолжатель пушкинской традиции в жанре литературной сказки ‒ его младший современник П.П. Ершов (1815-1869). Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его «Конька-горбунка». Достоянием детского чтения стало главное произведение Ершова — сказка «Конек-горбунок», со временем вошедшая в золотой фонд литературы для детей. Эта сказка была написана 19-летним студентом П.П. Ершовым в начале 1834 г. Начало 1830-х годов было временем всеобщего увлечения сказкой. В начале 1834 года он представляет на суд Плетнева, читавшего курс русской словесности, сказку «Конек-горбунок». Сказка была прочитана и разобрана Петром Александровичем Плетневым (поэт и критик, профессор российской словесности, впоследствии — ректор Петербургского университета, близкий друг Пушкина, «правая рука» в издательстве журнала «Современник») в университетской аудитории. Сказка принесла литературный успех. А.С. Пушкин познакомился со сказкой еще в рукописи, принял ее с восторгом, назвав Ершова своим преемником: «Теперь этот род сочинений мне можно оставить». Считал, что «Конька-горбунка» надо издать с картинками, по возможно низкой цене, в огромном количестве экземпляров - для распространения по всей России. И действительно, когда сказка была напечатана, имя Ершова стало известно всей читающей России. Окрыленный успехом, Ершов мечтал о создании большой сказочной поэмы, об организации экспедиции по России. Но этим планам не суждено было осуществиться. После окончания университета он возвращается в Тобольск и всю жизнь занимается педагогической деятельностью - сначала рядовым учителем, затем директором гимназии. Нужно сказать, что «Конек-Горбунок» был далеко не единственным литературным произведением Ершова, Ершов был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная ‒ «Суворов и станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Сибири Ермаком). При этом «Конек-горбунок» остался единственным произведением Ершова, вошедшим в золотой фонд русской литературы. «Конек-горбунок» достойно продолжил традицию литературной поэтической сказки, прежде всего пушкинской, и в то же время это было новое слово в отечественной словесности. Новым было необычайно смелое, по-юношески дерзкое погружение в стихию простонародной, «мужицкой» сказки. Ершов соединил в своем произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. Незадолго до смерти, размышляя о феномене «Конька-горбунка», автор сказал: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная — и русское сердце отозвалось...» Народ принял творение Ершова как свое. Еще одна особенность — тесное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни. Отличая эту особенность, советский фольклорист Владимир Прокопьевич Аникин говорит о «реализме сказки»: «Сказка Ершова пришла в литературу из мужицкой избы и сохранила свой крестьянский характер. Она родилась здесь и овеяна запахом только что испеченного хлеба, обдута полевыми ветрами…». Черты литературной сказки. Четкая, логически выстроенная композиция. Сказка разделена на три соразмерные части, между собой тесно связанные, и вместе с тем сюжет каждой части представляет собой законченное целое. Каждая часть предваряется эпиграфами. В роли эпиграфов выступают традиционные фольклорные присказки: перед первой частью зачин - «Начинает сказка сказываться», перед второй – связующая ‒ «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». И только третий эпиграф: «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал» — напоминает пословицу и предсказывает некий необычный поворот в судьбе героя. Начало сказки сообщает ей эпическую широту и неторопливость: За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе — на земле Жил старик в одном селе. Повествование свободно, то сближается с традиционно сказочным, то приобретает авторские черты: экспрессивность повествования, артистизм, мастерское владение словом. Сказка полна затейливыми присказками, прибаутками («Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу», «Козы на море ушли; Горы лесом поросли»). В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках главный герой - сильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выполняет Иван-дурак. В народных сказках этот образ интерпретируется как, безусловно, положительный. Поступая нелогично, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Иванушка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравственных устоев народа и только своим моральным превосходством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем, даже — носителем высшей власти. Герой Ершова воплощает все типичные свойства сказочных «дурачков»: нескладный, неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу», при этом из любых сложных ситуаций он выходит победителем. Даже его промахи, хвастовство (что достанет Царь-девицу) в конце концов оборачиваются ему на пользу. Сознание правоты и удачливости делает героя добродушным. Вместо расправы за воровство коней он только укоряет братьев: Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал. Удалой и независимый, Иван с достоинством ведет себя с царем. Вот как, например, он договаривается о службе с государем: Чудно дело! Так и быть, Стану, царь, тебе служить. Только, чур, со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то — я был таков. Вся линия взаимоотношений Ивана с царем выписана Ершовым остроумно, иронично, с явной симпатией к народному герою. Торжеством справедливости и развенчанием мнимого величия оказывается заключительная сцена купания героев в кипящих котлах. Царь бесславно погибает, а Иван преображается: И такой он стал пригожий, Что ни в сказке сказать, Ни пером не написать! Параллелью к герою — Ивану-дураку — выступает его чудесный помощник Конек-горбунок: Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Вместе с этим игрушечным коньком Иван преодолевает все препятствия, совершает чудеса: ловит Жар-птицу, доставляет во дворец Царь-девицу, добывает перстень. Финал — женитьба Ивана на дочери Месяца (Луны) и сестре Солнца — наполняет сказку глубоким философским смыслом. В этом Ершов перекликается с Пушкиным, создавшим чарующе прекрасный и глубоко символичный образ царевны Лебеди. Сказка «Конек-Горбунок» искрится юмором, весельем. Даже грустные моменты («Тут Иванушка заплакал») очень быстро сменяются увлекательными рассказами о приключениях, жизнерадостными сценами. Отрицательные герои, например, братья Ивана, нарисованы сатирически. Они ленивы, трусливы, вероломны, способны на воровство и обман. Особенно порочным нарисован царь. Он ленив, почти все время проводит в спальне, любит лесть, подл, гневлив, жесток, жаден и сластолюбив. Такое скопление дурных свойств должно вызывать отвращение и страх. Ершовский царь только смешон. Особенно комична внезапная влюбленность семидесятилетнего старца в молоденькую девушку. Его поведение подготавливает читателя к гибели мерзкого старика. Этот момент никак не комментируется автором, а читатели, особенно юные, воспринимают это «сварился» не как наказание или возмездие, а вполне закономерно, тем более, что злосчастный царь сам прыгает в котел с кипящим молоком. Гуманизм Ершова именно в том, что не положительные герои наказывают злодеев, а утверждается мысль, что несчастье дурного человека в нем самом. Царский конюх, а потом спальник не сумел навредить Ивану, зато сам с каждым новым подвигом центрального героя становился все несчастнее. Это опять-таки народная мудрость, формировавшаяся веками. «Конек-Горбунок» похож на увлекательное театральное действо: в нем много песен, плясок (танцуют даже кони!), прибауток, приговорок, загадок. Даже традиционные присказки во второй и третьей части строятся по законам небылицы: Та-ра-ра-ли, та-ра-ра Вышли кони со двора; Вот крестьяне их поймали Да покрепче привязали. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу; Как во трубушку играет, Православных потешает: «Эй! Послушай, люд честной! Жили-были муж с женой; Муж-то примется за шутки, А жена за прибаутки, И пойдет у них тут пир, Что на весь крещеный мир! Как у наших у ворот Муха песенку поет: «Что дадите мне за вестку? Бьет свекровь свою невестку: Посадила на шесток, Привязала за шнурок, Ручки к ножкам притянула, Ножку правую разула: «Не ходи ты по зарям! Не кажися молодцам!» («Конек-Горбунок») Заканчивается сказка традиционным для народных сказок свадебным пиром и торжеством главного героя. В концовке сказитель выражает свое отношение к рассказанному и прощается с читателем. Сердцу любо! Я там был, Мед, вино и пиво пил; По усам хоть и бежало, В рот ни капли не попало. (« Конек - Горбунок») «Конек-Горбунок» отличается высокими поэтическими достоинствами. Четкая композиция, динамично развивающийся сюжет, состоящий из увлекательных событий. Каждый стих представляет самостоятельную смысловую единицу; предложения краткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол действия, иногда встречается целый каскад глаголов. Жары-птицы налетают; Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать. Ершов умело использует идиомы: «слить пулю», «к водяному сесть в приказ» и т. п. Среди них есть и традиционные для народных сказок устойчивые выражения. «Что ни в сказке не сказать, ни пером не написать». «Едут, близко ли, далеко, едут, низко ли, высоко». «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» и многие другие. Поэтика сказки дышит народной стихией. Сказку Ершова дети узнают еще в дошкольном возрасте. Перечисляя достоинства сказки, Ф.И. Сетин указывает на причины, по которым она давно и прочно вошла в литературу для детей: «Детская она своей безудержной фантастикой, удивительными приключениями, динамичным сюжетом, красочностью, игровой ритмикой, песенным складом, образом главного героя — отважного представителя народа, победой добра над злом, уважения к человеку, к русскому языку». Успех «Конька-горбунка» у читателей был столь велик, что вызвал массу подражаний. С конца 1860 года до начала нового века вышло более 60 изданий, написанных на основе сказки Ершова. «Конек-горбунок» стал популярным сюжетом лубочной литературы. Более десяти переделок «Конька-горбунка» появилось уже после 1917 года. Это еще одно свидетельство популярности удивительного произведения П.П. Ершова.   Лекция, реферат. Сказки Петра Павловича Ершова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    1. Понятие детской литературы2. Понятие устного народного творчества3. Пословицы и поговорки4. Фольклорная сказка5. Фольклор разных народов мира6. Истоки детской литературы7. Русская детская литература первой половины XIX века8. Понятие о литературной сказке9. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ9.1 Басни И.А. Крылова в чтении детей. Особенности жанра.10. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКЙ11. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН11.1 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка12. Сказки Петра Павловича Ершова13. Сказки Антония Погорельского14. Сказки Владимира Федоровича Одоевского15. Сказки В.И. Даля16. Сказки К.Д. Ушинского17. Сказки Н.А. Некрасова18. Сказки Льва Толстого19. Русская природа в творчестве Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.20. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX века20.1 Основные тенденции в детской литературе рубежа XIX - XX вв.21. Гуманистические идеи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина22. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей23. Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.А. Блока, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта24. Русская литература XX века 20-30-е гг.25. Сказки Максима Горького26. Поэзия 20-30-х годов в детском чтении27. Поэты группы 28. Сказки Корнея Чуковского29. Детские стихи Маршака30. Детская литература Маяковского31. Детские стихи Саши Чёрного32. Стихи и детская литература С.В. Михалкова33. Детские стихи Агнии Барто34. Развитие жанра литературной сказки Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.П. Катаев, П.П. Бажов35. Борис Степанович Житков - биография и творчество36. Творчество М.М. Пришвина37. Творчество Чарушина38. Природоведческая литература 60–80-х годов39. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х годов40. Творчество В.А. Осеева41. Творчество Л.Ф. Воронковой42. Поэзия 60–80 гг. в детском чтении43. Творчество Б.В. Заходера44. Творчество Г.В. Сапгира45. Творчество В.Д. Берестова46. Творчество И.П. Токмаковой47. Творчество Я.Л. Акима48. Творчество Р.С. Сефа49. Творчество Н.Н. Носова50. Творчество В.Ю. Драгунского51. Зарубежная детская литература52. Творчество Шарля Перро53. Творчество Братьев Гримм54. Творчество Ганса Христиана Андерсена55. Творчество Р. Киплинга56. Творчество Юлиана Тувима57. Значение иллюстрации в детской книге. Развитие на разных этапах. Художники иллюстраторы.

     

     

referatwork.ru

Петр Павлович Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» (1834) в оценке А.С.Пушкина и критиков 19 века. Популярность сказки

Поиск Лекций

Петр Павлович Ершов (1815-1869)родился в деревне Безруковой близ города Ишима. С детства он очень любил слушать народные сказки. К тому же ему с юных лет довелось много поездить на лошадях по сибирским дорогам, близко увидел жизнь этого обширного и сурового края, почувствовал красоту той богатой, величественной природы. Мальчик хорошо знал свою родную Сибирь и преданно любил ее, что и доказала вся его последующая жизнь.

Ему было семнадцать лет, когда после оканчания Тобольской гимназии приехал в Петербург и поступил в университет. Еще в старших классах гимназии начал писать стихи, а в университете продолжил свое творчество.

И вот однажды, зимой 1834 года профессор словесности Петербургского университета П.А.Плетнев вместо очередной лекции стал читать сказку в стихах. Героем ее был крестьянский сын Иванушка и его верный друг Конек-Горбунок. С ними происходили фантастические приключения, вдвоем они оказались сильнее злого и несправедливого царя и всей его дворни.

Автор сказки – круглолицый румяный 19-летний студент – сидел в этой аудитории. Так пришла слава к Петру Павловичу Ершову. Впервые «Конек-Горбунок» был опубликован в журнале «Библиотека для чтения»весной 1834 года, но напечатана была только первая часть сказки. Целиком, отдельной книжкой (всего три части), она вышла летом 1834 года. Сказка вызвала множество противоречивых отзывов. Ее с восторгом встретили Жуковский и Пушкин.

Далеко не все современники оценили сказку по достоинству. Дело в том, что в 30-е годы борьба за народность русской литературы, а в связи с этим за ее фольклорные источники приобрела особенно острый характер. Критически отнеслись к сказке Н.А.Полевой, Н.И.Надеждин, Е.А.Баратынский, Н.В.Станкевич и В.Г.Белинский.

Но в читательских кругах высоко оценили сказку Ершова. Одним из первых читателей ее был А.С.Пушкин, познакомившийся еще в рукописи с первой литературной пробой молодого автора, он внес поправки впервые четыре стиха.

Сказка Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок»известна всем – от мала до велика, и каждому возрасту, она нравится по-своему.

Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана-дурачка, обретшего с помощью чудесного коня счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается другой, более глубокий смысл сказочного повествования.

Самым большим достоинством сказки является ее народность. О народности сказки говорит широкое изображение автором народного быта. Картины жизни деревни и города, нарисованные в первой части сказки, и бытовые детали в присказках свидетельствуют о том, что автор прекрасно знает обычаи и нравы народа.

Острая сатирическая направленность сказки, выраженная в ней вера в победу справедливости, живость фантастического вымысла, бойкость и выразительность слога – все эти достоинства «Конька-Горбунка», вынесенные из крестьянских сказок, сделали произведения П.П.Ершова крупным явлением демократической литературы 19 века.

Действие в сказке Ершова движется стремительно, одна картина сменяет другую. Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В этом образе выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому смыслу» Но всегда получается так, что эта Иванова глупость оборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей над пресловутым «здравым смыслом».

Вот отец посылает стеречь пшеницу братьев Ивана. Но один поленился – провел ночь на сеннике, а другой струсил – проходил всю ночь у соседнего забора. И оба преспокойно солгали. Не таков Иван. Зато ему, а не братьям достались чудесные кони и Горбунок.

Самая важная черта характера Ивана – чувство человеческого достоинства.

Честно несет Иван трудную службу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царских придворных. Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения. И вот награда – Иван владеет всем, что сам добыл для царя, да сверх того еще становится писаным красавцем и избранным самим народом царем.

В образе простодушного, наивного Ивана не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван Ершова бывает и дурашливым, любит поспать, порой ленится. И поэт, и народные сказочники не скрывают, что их герой – дурак в прямом и

точном смысле этого слова. Но дурачества-то Ивана особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иване как о дурачке, он противопоставляет его «умным». Есть в сказке эпизод:

-Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал!

Дурачок тут противопоставлен «умным» братьям. И на царской службе он верен себе: доверчив и добр, никому не строит козней, хотя вокруг него и кипят недобрые страсти. Ивану завидует прежний начальник над конюшней – он оговаривает Ивана, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворы причинили Ивану много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными. Иванушка-дурачок и тут противопоставлен мнимоумным, мнимоздравомыслящим людям. И сам собой является вопрос: кто же в действительности глуп? Конечно, те, кто притесняет Ивана.

Смысл сказки – в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто хочет разбогатеть, богатство не достается; кто жаждет власти, ее лишается. А Иван-дурачок всего достиг. В соответствии с традициями народной сказки в конце повествования дурак перерождается и становится умным по-настоящему.

Сказка «Конек-Горбунок» - высокий образец чисто литературной работы. Поэтическое мастерство Ершова, глубина и тонкость художественного постижения им народной сказки выше всяких похвал.

Четкий, звучный стих Ершова не случайно получил высокую оценку Пушкина, - он доступен всем читателям, начиная с самых маленьких. А.С.Пушкин полагал, что отныне сочинение произведений в сказочном роде – дело его молодого последователя. Однако обстоятельства дальнейшей жизни Ершова помешали развитию его дарования.

 

poisk-ru.ru

Сказка «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, народность идей и образов.

Количество просмотров публикации Сказка «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, народность идей и образов. - 804

 

Прямым продолжателœем пушкинской традиции в жанре сказки явился его младший современник П.П. Ершов.

Ершова часто называют ʼʼчеловеком одной книгиʼʼ: так велика была слава его ʼʼКонька-горбункаʼʼ, заслонившая всœе написанное этим талантливым человеком. Аон был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес

П.П. Ершов родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишима Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Ершов совершал с семьей всœе переезды, успев пожить в Петропавловске, Омс­ке, Березове и в Тобольске.

Переезды по Сибири, жизнь в Тобольске в доме родствен­ника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обо­гатили юного Ершова яркими впечатлениями. От ямщиков, охотников, крестьян, казаков он услышал множество запо­минающихся устных рассказов, легенд, сказок, песен, кото­рые потом возродились в его творчестве. С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделœения Петербургского университета. Годы учебы, ʼʼпять своих лучших летʼʼ, Ершов использовал для саморазвития, по­свящая всœе свободные часы чтению русских писателœей и ли­тературным занятиям.

Начало 30-х годов было временем всœеобщего увлечения сказкой. На этой волне всколыхнулись художествен­ные впечатления Ершова. В начале 1834 года он представля­ет на суд своего профессора, читавшего курс русской словес­ности, П.А. Плетнева, сказку под названием ʼʼКонек-горбу­нокʼʼ. Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента. Ершов о создании большой сказочной поэмы – сказка сказок, но этому замыслу не суждено было осуществиться, как не были ре­ализованы и мечты Ершова об организации экспедиции по Сибири, издании журнала, широкой просветительной деятельности среди земляков. По окончании университе­та он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни зани­мался педагогической деятельностью — преподавал в гим­назии, а затем стал ее директором. ʼʼКонек-горбунокʼʼ ос­тался, в сущности, единственным произведением Ершова, вызывающим неизменный интерес многих поколений юных читателœей.

Сказка ʼʼКонек-горбунокʼʼ Петра Павловича Ершова (1815—1869) — произ­ведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнув­ший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа.

Эта сказка родилась в 1834 году, в пору, когда свое слово о народности сказали всœе видные литераторы и критики. При этом на пути ʼʼКонька-горбункаʼʼ к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелœепых переделках, вплоть до ʼʼКонька-летункаʼʼ, на котором Иван обозревает Страну Советов. ʼʼКонек-горбунокʼʼ воспринимается детьми сначала как сказываемая сказка, ᴛ.ᴇ. как произведение ско­рее устное, чем книжно-литературное. Позднее они осознают, что это именно литературная, авторская сказка.

Слияние фольклорного и литературного начал в произведении Ершова многоплановое. Оно проявляется в композиции, художе­ственных приемах, переплетении, соединœении двух ʼʼзакадровыхʼʼ голосов — автора и сказителя. Каждая из трех частей ʼʼКонь­ка-Горбункаʼʼ предваряется эпиграфом — прием литературный, хотя роль эпиграфа каждый раз меняется. В первой части ʼʼНачи­нает сказка сказыватьсяʼʼ — звучит вполне нейтрально, но это явно голос автора, так как зачин уже соответствует манере сказите­ля -повествователя.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле,

Жил старик в одном селœе.

Эпиграфы вы­полняют роль связок в повествовании: ʼʼНачинает сказка ска­зыватьсяʼʼ, ʼʼСкоро сказка сказывается, да не скоро дело делает­сяʼʼ. И только третий эпиграф: ʼʼДосœелœева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попалʼʼ — напоминает пословицу и предсказывает некий необычный поворот в судьбе героя.

Стихи легко читаются и запоминаются благодаря основному стихотворному размеру — четырехстопному хорею, простым и звуч­ным рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц, поговорок, загадок. Любое описание само западает в память: глаголы в нем играют первую роль, выразительное движение скрепляет яркие детали в цельный, явственно видимый образ:

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился золотой,

И алмазные копыта

Крупным жемчугом обиты.

Стремительно движется действие в сказке, останавливаясь только перед чем-нибудь прекрасным или чудесным, замедляясь на мо­ментах троекратных повторов. Вся Русь проносится под копытами конька: столица и деревни, заповедные леса и распаханные поля, западный и восточный берега... Даже этого мало, чтобы объять ве­личественное пространство русского царства, — и Иванушка по­дымается в небесное царство, но и над теремом Царь-девицы он видит православный русский крест. Чудо-юдо Рыба-кит повелœевает морским народом, как какой-нибудь российский наместник-губер­натор. Размещено на реф.рфНа небе, на земле, под водой — всюду ʼʼрусский духʼʼ. Только однажды показывается край родной земли:

У далёких немских стран

Есть, ребята͵ океан.

По тому ли океану

Ездят только басурманы.

С православной же земли

Не видали ни коли.

Все в сказке подчинœено стихии на­родной жизни. Сказку эту можно назвать лирической эпопеей кре­стьянской России, настолько велик в ней охват действительности и глубока ʼʼмысль народнаяʼʼ

Сложно назвать какую-либо одну конкретную сказку, идентичную сюжету ʼʼКонька-горбункаʼʼ. Ершов соединил в своем произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. По существу, он становится в ряд тех талантливых народных сказителœей, которые, опира­ясь на известную традицию, всœегда привносят нечто свое, оригинальное. Еще одна особенность этой замечательной сказки — тес­ное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни.. Сказочное повествование движется стремительно и свободно, на лету создавая одну картину за другой, и, внимательно пригля­девшись, мы узнаем в них не тридевятое царство, тридеся­тое государство, а уездную Русь, которая в будни пахала землю, торговала, хитрила, наделяла худыми кличками раз­ных захребетников, а в праздники — пела, буянила, плака­ла, молилась, бранилась, доверчиво слушала бывалых странников об иноземных царях-басурманах, мечтала о лучшей доле. Условное эпическое пространство Руси в ʼʼКоньке-горбункеʼʼ существует в условном же времени: здесь смешаны черты разных веков — от XV до XIX. Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, за исключе­нием заморской Царь-девицы, представляют единый нацио­нальный тип, всœе говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски. Контрасты нацио­нального характера в изображении Ершова отвечают представле­ниям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудо­любие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и — насмешка над чудесами. Наиболее сильно выражен данный характер в образе Ивана. Главное отличие Ивана от других — от­крытое исповедование тех ʼʼнеправильныхʼʼ принципов, которым скрытно следуют на Руси всœе. Все герои лукавят, лгут, ищут соб­ственной выгоды, совершают глупости, но прикрываются при том маской приличия и разумности. Иван же не скрывает ни своей ʼʼдурацкой мочиʼʼ, ни личного расчета.

Еще одна черта ʼʼКонька-горбункаʼʼ — сочетание трех базовых типов народной сказки: волшебной, сатирической и сказки о животных. К элементам волшебной сказки относится всœе чудесное и прекрасное. Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Ива­нушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом ʼʼЕрш Щетинниковичʼʼ — в описании подводных вла­дений.

В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках исполнителœем труд­ных заданий с помощью чудесного помощника выступает ильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выпол­няет Иван-дурак. В народных сказках данный образ интерпре­тируется как безусловно положительный. Поступая нелогич­но, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Ивануш­ка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравст­венных устоев народа и только своим моральным превосход­ством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправ­ляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всœем, даже — носителœем высшей власти1.

Герой Ершова воплощает всœе типичные свойства сказоч­ных ʼʼдурачковʼʼ: нескладный, неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому ʼʼздравому смыслуʼʼ. Его братья в роли караульщиков поступили ʼʼздравоʼʼ, благополучно скоротав время. Иван же, поначалу увиливая и отказываясь от службы, всœе же сумел добыть кобылицу, получил в награду вол­шебного конька. Во всœех прочих приключениях Иван также не­изменно побеждает. Даже его промахи, хвастовство (что до­станет Царь-девицу) в конце концов оборачиваются ему на пользу.

Пара главных героев составляет сердцевину всœей системы об­разов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: млад­шие дети, антиподы ʼʼобразцовыхʼʼ старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и всœе им удается. Их речи и дела утверждают народный идеал справед­ливости и совестливости. Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосред­ственное, что делает их похожими на детей.

Главная героиня ершовской сказки совсœем непохожа на русских фольклорных царевен, она вовсœе не страдательное лицо. Ее проис­хождение — от ʼʼдалеких немских странʼʼ, иными словами, ее образ другой художественной природы — из западных средневековых ро­манов, сюжеты и герои которых прижились в народных лубочных книгах.

Многие эпизоды напоминают картинки со стихотворными ком­ментариями.

Окрыленный удачей, П.П.Ершов вынашивал грандиозный за­мысел поэмы ʼʼИван-царевичʼʼ — ʼʼсказки сказокʼʼ в десяти томах по сто песен в каждой, надеясь собрать всœе сказочное богатство Рос­сии. Но тяготы повсœедневной жизни, заботы о многочисленном его семействе, оторванность от круга творческих единомышленников не дали продолжить поэту свое восхождение на русский Парнас.

referatwork.ru


Смотрите также