«П. П. Ершову – 200 лет! Сказка «Конёк-горбунок». Сказка конек горбунок чему учит


Чему учит сказка Конёк-горбунок? - Полезная информация для всех

  • Она учит тому, что жадные люди, совершая ошибки, очень быстро о них жалеют. Я считаю, что Царь, когда начал вариться, пожалел о том посылал Емелю за красавицей. Не пожелай он этого, возможно остался бы жив.

    Она учит и тому, что иногда случаются чудеса и плохие люди все же получают по заслугам, как и хорошие - в меру своих поступков.

  • Сказка Конк-горбунок у многих ребятишек является любимой, но мне кажется,что больше она написана для взрослых,которые должны оттуда извлечь для себя урок.

    И он в том,что у каждого возраста человека различные этапы в жизни,и не нужно стараться повернуть все вспять и пытаться быть моложе ,чем мы на самом деле.Ведь возраст-это жизненный опыт и школа.

    Также суть сказки в том,что любовь и доброту еще никто не отменял, и она всегда поможет нам в реальной жизни,и что животные могут быть очень преданными и смекалистыми и любить нас без каких то условий.

    И еще чужое добро никогда не приносит пользы,и никогда не нужно брать чужое.

  • Во всех сказках есть потаенный смысл. И как говорил сатирик Задорнов наши сказки в корне отличаются от сказок остальных народов мира. Только в наших сказках Иванушки дурачки мгновенно по волшебству становятся и богатыми и успешными и женятся на красавицах, при этом им всегда помогают сверх естественные силы в роли каких либо диковинных зверушек, на вроде говорящей щуки или как в этой сказке конька - горбунка. К тому же персонажи наших сказок практически ничего не создают, а с помощью магии и прочих сущностей идут и отбирают то что им нужно у других. В этом собственно весь и смысл. Не все решает человек, есть более могущественные силы на нашей земле, которые даже дурачка могут сделать царем.

  • На самом деле эта сказка ничему определнному не учит, есть несколько моментов в книге к которым нужно прислушаться, но в общем и целом сказка о лодыре, который получил халявного помощника, который его привл к богатству и власти.

  • Думаю что в первую очередь добру, дружбе.

    Любви к животным, конк хоть и горбунок, но он вс же животное.

    Ну а так сказка как сказка, всему сво время, сейчас она меня ни чему уже не научит, но мультик не так давно, пересмотрел с удовольствием.

  • Как и любая сказка, сказка quot;Конек-горбунокquot; учит добру. Конечно еще высмеивается власть, со всеми своими хочу. В конце концов за все свои желания приходится отвечать.

    Так же здесь показана дружба (друзья должны помогать друг другу как действием, так и советами), нужно радоваться жизни, а не гоняться за деньгами и славой, трудиться и не бояться трудностей, и именно тогда у тебя все будет.

  • Для меня самым любимым моментом в этой сказке всегда был финал - и там сварился. То есть в этой сказке как и положено побеждает добро, умный и находчивый главный герой становится победителем, за него выходит замуж царь-девица и все к лучшему. Особой морали в этой истории я впрочем не нахожу. Ну показывает сказка как смешно выглядит старичок царь, возжелавший жениться на молодой и даже решивший для этого пройти сказочную процедуру омоложения в трех котлах. Да только современные quot;цариquot; преклонного возраста все равно не берут это в расчет и норовят обязательно жениться на совсем юных девицах. Ну показывает сказка, как важен верный друг, которым выступает конек-горбунок, важно доброе сердце и честность, стремление помочь людям - обычный набор добродетелей сказочного героя.

  • Сказка quot;Конек - Горбунокquot;, как многие сказки, учит добру, дружбе, достижению исполнения желаний.

    Царь не хочет выполнять свои обещания, выдвигает все новые задания, и в результате получает по заслугам - нечего завидовать другим, лучше выполняй то, что пообещал.

    Конек Горбунок проявляет лучшие качества друга - он не бросает друга одного, помогает в решении заданий царя. Но если у тебя такой друг - то ты же заслуживаешь его.

  • Сказка учит добру и справедливости. Все в этом мире воздается, зло получает зло в ответ, добро в ответ. И учит не завидовать и не брать чужое. Тогда получишь вдвойне больше. Если не сейчас так потом. Финал, конечно, жестокий, но царь оказался сильно уж поганым царем.

  • Смотрела лишь мультфильм - сказку quot;Конек - Горбунокquot;, но книгу не читала. Однако по сюжету видно, что как же жестоки жадные люди. Подчеркиваю, что жадность, жестокость, и зависть очень взаимосвязаны. Ведь именно зависть царя и жадность чиновников заставляла мальчика доставлять то, что в принципе не достать. Учит, конечно, доброте, заставляет о ней задуматься.

  • info-4all.ru

    Чему учит сказка конек

    Готовый кроссворд по литературе - на тему "Ершов Петр "Конек-Горбунок"".  Содержимое первого чана 17. Тяжелое даже для всей гвардии 19. Автор сказки 20. Морской забияка и драчун.ЗА ГОРАМИ, за лесами,За широкими морями,Не на небе, на землеЖил старик в одном селе.У старинушки три сына:Старший - умный был детина,Средний сын и так и сяк,Младший вовсе был дурак.Так начинается сказка, названье которой у нас в заголовке. А все ли знают, кто её написал? И где сочинитель родился? Не будем гадать. Написал сказку Петр Павлович Ершов, а родился он в лесостепной Сибири. Ищите на карте город Ишим, вблизи него находится неозначенная деревенька Безруково, ныне Ершово. В ней родился и рос во времена Пушкина славный сказочник. Отец его был комиссаром. Не удивляйтесь, в русский язык это слово пришло давно и двести лет назад означало высокую должность при каком-нибудь управителе. Павел Ершов был чиновником у тобольского губернатора и мог бы жить в уездном Ишиме, но любил сельский быт и жил в деревне.Младший из двенадцати его сыновей рос, как все сельские ребятишки, но отец брал его в славный Тобольск, на ишимские ярмарки, в поездки по деревням, имевшим названья: Осиновка, Березовка, Сорокино, Окунево. По этим названьям легко догадаться о природе здешнего края. А в деревенских домах Петя Ершов наслушался всяческих баек, поговорок, былей и небылиц.В человеческой жизни много произрастает из детства. И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим... На «большую учебу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. Сибиряк учился прилежно. Сторонился студенческих шалостей и пирушек. Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребенку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достается.Школить - учить. О сказке «Конек-горбунок» и ее авторе. Автор сказки «Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов родился. в Сибири в 1815 году.И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ерш, караси, дельфины и главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, и в богатых домах, и в деревенских избах, где рядом с иконами висели озорные лубочные картинки. Популярность «Конька-Горбунка» была такой, что сказку стали переписывать друг у друга. Вышло издание новое, за ним еще. При жизни сочинителя «Конёк» издавался четыре раза, и немалыми по тем временам тиражами.Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.Петр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал. Но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. «Конёк» же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхгаузен» и «Муха-Цокотуха».Я помню, как отец принес «с получки» гостинцев и достал из своей «машинистcкой корзинки» книжку с завлекательными картинками. В шесть лет я уже бойко читал. Но отец после ужина усадил меня на колени и прочел книжку вслух, кое-что объясняя. Слушали все, кто был вечером в доме.Неделю назад, вернувшись из Ишима - родины сочинителя «Конька-Горбунка», - я с восхищеньем в который раз перечитал сказку. Смеялся на тех страницах, где сочинитель её с аппетитом описывает прудовую рыбку ерша - строптивого, непокорного, озорного гуляку, посмевшего не спешить на явку к самому чудо-юдо киту. Еще улыбнулся, зная биографию сочинителя. Первая жена его носила фамилию Лещёва. Обручившись с Ершовым, она подписывалась: Ершова-Лещёва. Вспоминаю еще: на башенном шпиле в славном Ишиме видишь силуэт не привычного петушка, а золотого широкотелого карася. Царица Екатерина II, узнав, как вкусны и обильны здешние караси, повелела на гербе Ишима «оного пристойно изобразить». Так смешное житейское переплетается с тем, что видим мы в сказках.– По типу сказка «Конёк - горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке.  – Чему учит эта сказка?Ершов заботился о судьбе творения своего. Сохранился лист бумаги с рисунком: на спине севшего на мель кита, желая подчеркнуть реальную, но почти сказочную величину его, нарисовал Ершов избы, сараи, бани, церквушку, огороды, пашню и рощицу, где гуляют нарядные девки. С тех давних лет именно так, как хотел сказочник, изображают кита все иллюстраторы книжки.Сколько раз «Конёк» издавался? На этот вопрос в Московской книжной палате ответили, что затрудняются сразу вдруг подсчитать, но что с 1917 года издавался он в разных городах и странах около тысячи раз. (Рисунки, которые вы тут видите, сделаны художником Михаилом Соловьевым для одного из последних изданий.)В ПЕТЕРБУРГЕ Ершов не прижился. После университета потянуло на родину. Поселился он в некогда бывшей столице края - Тобольске. Был тут учителем, потом директором гимназии и ведал образованьем в обширной Тобольской губернии - строил школы, растил, как сейчас бы сказали, учительские кадры. В Ишиме под пристальным его вниманьем построена была женская гимназия. Продолговатое бревенчатое здание хорошо сохранилось, и в нем недавно открылся музей.За многие годы странствий я убедился: нет селенья, в котором не родился бы чем-нибудь прославленный человек. В Ишиме чтут подвижницу Прасковью Луполову (о ней особый рассказ), в этом году город отметит столетие со дня рожденья Николая Васильевича Никитина. Останкинская телебашня в Москве - его проект. (Скромный домик самого архитектора-инженера сохранился в Ишиме.) А женская гимназия стараниями энтузиастов Надежды Леонидовны Проскуряковой, Татьяны Павловны Савченковой, Геннадия Крамора и администрации города превращена в музей Ершова. Проходя по нему, с трудом веришь, что все тут собрано за два года. «Ездили в Питер. Где клянчили, где с благодарностью принимали готовность поделиться чем-либо, имеющим отношенье к памяти нашего земляка. Недостает в музее вещиц, которых касалась рука сказочника, - давно он жил. Но много у Ершова осталось потомков - разбросаны по России, а кое-кто живет в Калифорнии». Выполняю просьбу ишимцев обратиться ко всем, у кого, может быть, чудом сохранилась хоть какая-нибудь реликвия. Адрес для даренья простой: Тюменская область, Ишим, Музей Ершова.Памяти сказочника ишимцы и Союз писателей России посвятили ежегодный конкурс. Уже второй раз премии присуждаются литераторам и детским журналам. В этом году их получили писатели из Хабаровска, Москвы, Риги и Петербурга. А награду «за высокий нравственный, эстетический и познавательный уровень публикаций» присудили детскому журналу «Муравейник». Премии в торжественной обстановке в самом большом городском зале вручал глава администрации Ишима Виктор Александрович Рейн. А в заключение был концерт, покоряюще «старомодный» (без всюду одолевающей попсы). Были сказочно нарядные танцы, с очаровательным сольным номером Конёк-Горбунок. Исполнены были романсы на стихи Петра Павловича Ершова.А УТРОМ поехали мы на родину сказочника, в деревню Безруково. Дорога шла по полям, перемежавшимся светлыми березняками. Остановились у школы, вблизи которой когда-то стоял дом семейства Ершовых.Стены в школе украшали рисунки детей к замечательной сказке. И показали нам школьный музейчик старого быта: лапти, коромысло, утюг, горшки, кувшины и сшитые из тряпиц персонажи из сказки, среди которых был, конечно, и легендарный кит с постройками на спине.Венчали экспозицию строчки стихов знаменитого земляка: «Я полюбил людей, как братий,/ Природу - как родную мать,/ И в жаркий круг моих объятий/ Хотел живое всё созвать».Люди уходят, дела остаются как память о людях. В этом суть желанного всем бессмертия.Василий ПЕСКОВ

    А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».  Чтение «зачина» из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». (Ученик читает отрывок наизусть).

    Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях.  Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Что мне понравилось в сказке «Конёк-горбунок» .

    Вы находитесь на странице вопроса "чему учит сказка конек-горбунок", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "5-9". Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта.

    – Чему учит сказка П. П. Ершова « Конёк-горбунок»? – Как вы думаете, почему это произведение стало бессмертным?

    Образ главного героя в сказке сказки «Конек-Горбунок». Жизнь П. Ершова и его сказка «Конек- горбунок».  Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались

    2. Назовите имя автора сказки «Конек-горбунок». 3. Что проглотил кит? 4. Кто рассказал царю о пере, которое Иван прихватил с собой?

    Обобщение по сказке - Чему учит нас сказка? - Спустя много лет, в 1856 году, Петр Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!»

    (Сказка «Конек-горбунок» - литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»  Чему учит нас сказка П.П.Ершова?

    Чему учит сказка под грибом. Под грибом - Сказки Всем Любимые сказки Сутеева тема. Под грибом «сказки животных. Невероятно в. Сутеев г. Они учат о дружбе, помощи в трудную минуту, любви и пониманию дядя.25 ноября 2015

    Горбатому коню в зубы не смотрят и у дураков тоже есть шанс ) На самом деле эта сказка Ершова гениальный русский ремейк знаменитой сказки Шарля Перо "Кот в сапогах".

    «Конёк-Горбуно́к» — сказка в стихах Петра Ершова, написанная в 1830-х годах. Главные персонажи — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок.

    Как и любая сказка, сказка "Конек-горбунок" учит добру. Конечно еще высмеивается власть, со всеми своими хочу. В конце концов за все свои желания приходится отвечать.

    Еруслан — один из героев русских народных сказок, могучий богатырь. Естное — съестное.  Ширинка — широкое, во всю ширину ткани, полотенце. Школить — учить. Другие сказки вы можете почитать на сайте.

    На уроке продолжается знакомство со сказкой П (ddt) российская рок-группа, основанная урок-семинар по п. П п. Ершова «Конёк- Горбунок»; сравниваются ершова конек-горбунок расширяет знания об авторе, о  чему учит сказка конек горбунок.

    Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться … Популярность «Конька-Горбунка» была такой, что сказку стали переписывать друг у друга.19 апреля 2007

    со всеми аудиоспектаклями, но в нем нет сказки "Конек-Горбунок", прочитанной известным телеведущим Павлом Любимцевым. Предлагаем послушать сказку «Конёк-Горбунок» в исполнении Павла Любимцева на нашем сайте.

    dgzt89.ru

    Урок-семинар по сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунок"

    Разделы: Начальная школа

    Цели:

    • расширить знания об авторе, о сказке;
    • выяснить, почему сказку “Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”;
    • сделать вывод, чему учит эта сказка.

    Оборудование:

    • учебник “Родная речь”. авт. Климанова Л. В., 4 класс, 1 часть;
    • портрет писателя, кроссворды, составленные детьми, выставка рисунков к сказке, выставка книг П. П. Ершов “Конек-горбунок”.

    1. Вступительное слово учителя.

    Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня урок литературы пройдет в необычной форме. У нас будет семинар по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок”.

    Проведем мы семинар с целью выяснить для себя, почему сказку “Конек-горбунок” называют русской народной, хотя у ней есть автор Петр Павлович Ершов? Чем так покорил читателей этот писатель? Чему научила нас сказка “Конек-горбунок”?

    В подготовке к семинару весь класс был разделен на группы. Прошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, знатоки, эксперты, аналитики.

    Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки “Конек-горбунок”.

    2. Выступает группа литературоведов с докладами из жизни писателя и о создании сказки “Конек-горбунок”.

    Обобщение по выступлению литературоведов.

    Учитель: Итак, что же помогло Ершову написать такую уникальную сказку? (его образ жизни, глубокое изучение народов Сибири, чтение русского фольклора, чтение сказок Александра Сергеевича Пушкина).

    Да, вы все правы. И вот тот дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание найти толкование некоторых старинных русских слов и перевести на современный русский язык. Слово нашим переводчикам.

    3. Группа переводчиков знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов, встретившихся в сказке. (слова-лубки, малахай, яхонт, седмица, спальник, бабка, зело, каурка, басурман, суседко, немощь, шайтан, содом, ендова…)

    4. А теперь пришла очередь испытать наших знатоков и всех вас.

    - Знатоки, вы готовы?

    Первый вопрос: в 3 классе мы изучали сказку А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…” Очень ярко и красочно была описана Царевна-лебедь. Петр Ершов, впитывая в себя сказки Пушкина, передал этот язык при описании коней золотогривых. Процитируйте описание Царевны-лебедь А. С. Пушкина и описание коней Петра Павловича Ершова.

    Второй вопрос. Расскажите о правилах порядка торговли в столице (подтверждение текстом наизусть, в инсценировке)

    Третий вопрос. За сколько собирались продать братья краденных коней?

    Кто все же продал коней? Опишите сцену продажи.

    В сказке были употреблены выражения, характерные для русской речи, фразеологизмы. Какие выражения вам запомнились? (не ударил в грязь лицом; мыкать свет)

    Проанализировав все ваши кроссворды по сказке, я подготовила для всех игру. Отвечайте быстро, будьте активны.

    Блиц-опрос по кроссвордам детей

    1. Не на небе - на земле жил старик в одном селе…(продолжайте)
    2. Главный герой сказки.
    3. Автор сказки.
    4. Что обещал отец купить Ванюше?
    5. Как называли братьев в дозоре?
    6. . Кто следил за порядком торговли в столице?
    7. Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил очи лошадей.
    8. Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Но а младший был ….
    9. Что надел Иван, отправившись в дозор?
    10. Как называются ярко окрашенные картинки?
    11. Какой танец танцевали лошади?
    12. Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы?
    13. Кому Иван выпросил прощенье в Солнцевом селенье?
    14. Назовите имена всех трех братьев.
    15. Где Иван спрятал кобылицу?
    16. Чему равен рост Конька-горбунка?
    17. В чем сварился царь?
    18. Кем стал Иван, искупавшись в молоке?
    19. Кто отдавал распоряжения Ивану?
    20. Чем закончилась сказка?

    5. Работа группы экспертов. Анализ характерных черт Ивана – главного героя сказки.

    Всё вы знаете, ребята. А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым.

    - Группе экспертам было дано задание составить список характерных черт присущих Ивану. Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный, бескорыстный, умный, сообразительный, хитрый, веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе).

    - Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек. Нам Иван напоминает и Илью Муромца добротой и справедливостью, и Алешу Поповича хитростью, ловкостью, веселостью).

    - Вот карточки с отрывками из сказки. Прочитайте и назовите характерное качество Ивана.

    Ночь настала; месяц всходит; Поле всё Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом; Звёзды на небе считает Да краюшку уплетает. Вдруг о полночь конь заржал, Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу…

    “Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь какая саранча!” И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И садится на хребёт - Только задом наперёд…

    Тут он кликнул скакунов И пошёл вдоль по столице, Сам махая рукавицей, И под песню дурака Кони пляшут трепака; А конек его Горбатко – Так и ломится вприсядку…

    А Иван им стал кричать: “Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал”

    Обобщение работы экспертов:

    Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану, какие испытания преодолел он, чтобы стать царем?

    6. Работа аналитиков.

    Аналитики, выскажите свое мнение, чему учит всех эта сказка?

    Высказывания учеников.

    1. Эта сказка учит многому. Во-первых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в этой сказке правильно… (Лобода Н., 4-б класс).
    2. Сказка П.Ершова “Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека… (Рахматуллина М., 4-б класс).

    7. Обобщение: Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.

    Спустя 22 года, в 1856 году, Петр Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”.

    8. Итог урока

    “Конек-горбунок” — первый российский рисованный полнометражный мультфильм. Он вышел в 1947 году. Режиссером-постановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано. Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.

    Завтра в завершении работы над сказкой, в благодарность за ваше творческое дело мы проведем кино-урок, и в конференцзале нашей школы посмотрим весь мультфильм “Конек-горбунок”.

    Приложение

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    «П. П. Ершову – 200 лет! Сказка «Конёк-горбунок»

    Конкурс самостоятельных разработок для создания «Этнокалендаря 2015. ЯНАО»

    к знаменательным датам района, округа, страны - краеведческой, искусствоведческой, литературной, исторической тематики:

    Название работы: Методическая разработка урока внеклассного чтение

    «П.П. Ершову – 200 лет! Сказка «Конёк-горбунок»

    Автор: Сечко Ольга Михайловна,

    учитель начальных классов

    МКУ ОШИ «Мыскаменская школа-интернат среднего (полного)

    общего образования»

    _____________________________________________________________________

    «П. П. Ершову – 200 лет! Сказка «Конёк-горбунок»

    (Посвящается 200-летию П. П. Ершову)

    2014 г

    Урок внеклассного чтения «П.П. Ершову – 200 лет!»

    Сказка «Конек-горбунок»

    Цели:

    • расширить знания об авторе;

    • выяснить, почему сказку “Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”;

    • сделать вывод, чему учит эта сказка.

    Оборудование:

    • портрет писателя, кроссворды, составленные детьми, выставка книг П. П. Ершова “Конек-горбунок”, презентация.

    1. Сообщение темы и цели урока

    Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем работать над сказкой, автору которой 22 февраля (6 марта) исполняется 200 лет со дня рождения.

    Объявление темы урока. На доске портрет автора и название сказки.

    Проведем мы урок с целью выяснить для себя, почему сказку “Конек-горбунок” называют русской народной, хотя у неё есть автор Петр Павлович Ершов? Чему учит нас сказка «Конек-горбунок»?

    В подготовке к уроку все должны были прочитать сказку, и класс был разделен на группы. Прошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, знатоки, историки.

    Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки “Конек-горбунок”.

    2. Выступает группа литературоведов с докладами из жизни писателя и о создании сказки “Конек-горбунок”.

    Русский поэт, прозаик, драматург Ершов Петр Павлович родился 22 февраля (6 марта) 1815 в семье чиновника. Опасаясь за жизнь ребёнка, появившегося на свет очень слабым, родители решили крестить его в тот же самый день, младенец был наречён во имя святого Петра. Отец по делам, связанными со службой, часто переезжал. В 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться, а когда окончили гимназию, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет.

    В 1831—1835 годах Пётр Ершов учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным… На их суд девятнадцатилетний студент отдаёт свое первое крупное произведение — сказку «Конёк-горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». П. А. Плетнев, пораженный талантом своего студента, на одной из лекций с университетской кафедры прочитал первую часть "Конька-горбунка" и представил изумленным слушателям автора этой чудесной сказки — их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории.

    В середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием.

    Приближающееся окончание университета было связано для молодого сибиряка с проблемами. Не смог он получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, которых у него было немного, порывать с литературной средой, а с другой стороны, Ершова манила Сибирь, которую он называл «северной красавицей».

    Вернувшись на родину летом 1836 года, работал учителем Тобольской гимназии, затем инспектор и директор гимназии. Один из его учеников — будущий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Падчерица Ершова стала его женой.

    Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов»..

    Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 томе «Библиотеки для Чтения» 1834 года.

    «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

    Устоявшееся мнение о Петре Павловиче Ершове как авторе одного произведения, авторе, написавшем лишь широко популярного и всеми с детства любимого "Конька-горбунка", несправедливо. Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений.

    Ершов в своем творчестве не ограничивался ни жанром сказки, ни сказочными сюжетами — он написал много лирических стихотворений, эпиграмм, рассказов, драматургических произведений. Пётр Павлович стеснялся славы и часто публиковал свои произведения под псевдонимами.

    Успех собственных сочинений Ершов часто рассматривал как счастливую случайность. Он мог рассуждать, например, так: "На "Коньке-Горбунке" воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку..." Каким талантом нужно было обладать, чтобы выразить в своем произведении талант и незаурядные способности своего народа, слиться в сердце народном!

    Умер П. П. Ершов 18 августа 1869 г. Похоронен г. Тобольске на Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

    Так и не был осуществлен поэтом грандиозный план создания "поэмы в 10 томах и в 100 песнях" "Иван-Царевич".

    Обобщение по выступлению литературоведов.

    Учитель: Читая сказку, мы понимаем, что она написана не вчера и не сегодня. Почему?

    Дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание найти толкование некоторых старинных русских слов и перевести на современный русский язык. Слово нашим переводчикам.

    3. Группа переводчиков знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов, встретившихся в сказке. (слова-лубки, малахай, яхонт, седмица, спальник, бабка, зело, каурка, басурман, суседко, немощь, шайтан, содом, ендова…)

    4. Экспресс - опрос поможет определить, насколько вы были внимательны при чтении сказки.

    - Из скольких частей состоит сказка?

    - Как начинается каждая часть?

    - Чем заканчивается сказка?

    - Назовите отчество Ивана.

    - Как звали братьев Ивана?

    Вершок – 4 см 4 мм, аршин – 71 см.

    - Какой рост у конька – горбунка в современных единицах измерения?

    - Какой длины уши у конька-горбунка в современных единицах измерения?

    5. Что сказку П.П.Ершова «Конек - горбунок» делает похожей на русскую народную сказку? ( Использование старинных русских слов, имена героев, слова « царь, царевна», использование числа 3, добро побеждает зло, наличие зачина и концовки). Посчитайте, сколько раз число 3 повторяется в сказке. (18 раз). (Самостоятельная работа по группам.) Ответы ребят.

    Почему троекратное повторение используется в русских народных произведениях и в произведениях русских писателей и поэтов? Ответ на этот вопрос изучили и подготовили ребята из группы историков.

    6. Продолжите строчки сказки ( подготовленная группа ребят)

    Не на небе - на земле

    жил старик в одном селе…(продолжайте)

    Кто же главный герой сказки?

    А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым (добрый, честный, бескорыстный, умный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, верный в дружбе, добросовестный, скромный).

    - Вот карточки с отрывками из сказки. Прочитайте и напишите характерные качества Ивана.

    Ночь настала; месяц всходит;

    Поле всё Иван обходит,

    Озираючись кругом,

    И садится под кустом;

    Звёзды на небе считает

    Да краюшку уплетает.

    Вдруг о полночь конь заржал,

    Караульщик наш привстал,

    Посмотрел под рукавицу

    И увидел кобылицу…( добросовестный)

    “Эхе-хе! Так вот какой

    Наш воришко!.. Но, постой,

    Я шутить ведь не умею,

    Разом сяду те на шею.

    Вишь какая саранча!”

    И, минуту улуча,

    К кобылице подбегает,

    За волнистый хвост хватает

    И садится на хребёт –

    Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)

    Тут он кликнул скакунов

    И пошёл вдоль по столице,

    Сам махая рукавицей,

    И под песню дурака

    Кони пляшут трепака;

    А конек его Горбатко –

    Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

    А Иван им стал кричать:

    “Стыдно, братья, воровать!

    Хоть Ивана вы умнее,

    Да Иван-то вас честнее:

    Он у вас коней не крал”( честный, скромный)

    Волны моря заклубились,

    Корабли из глаз сокрылись.

    Чудо-юдо Рыба-кит

    Громким голосом кричит,

    Рот широкий отворяя,

    Плёсом волны разбивая:

    Чем вам, други, услужить?

    Чем за службу наградить?

    Надо ль раковин цветистых?

    Надо ль рыбок золотистых?

    Надо ль крупных жемчугов?

    Всё достать для вас готов! –

    Нет, кит-рыба, нам в награду

    Ничего того не надо, -

    Говорит ему Иван, -

    Лучше перстень нам достань, -

    Перстень, знаешь, Царь-девицы,

    Нашей будущей царицы. ( бескорыстный)

    Вот он к братьям приезжает

    И на спрос их отвечает:

    Как туда я доскакал,

    Пень горелый увидал;

    Уж над ним я бился, бился,

    Так что чуть не надсадился;

    Раздувал его я с час,

    Нет ведь, чёрт возьми, угас!

    Братья целу ночь не спали,

    Над Иваном хохотали;

    А Иван под воз присел,

    Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)

    Так и этак мы решили,

    Наконец вот так вершили,

    Чтоб продать твоих коньков

    Хоть за тысячу рублёв.

    А в спасибо, молвить к слову,

    Привезти тебе обнову –

    Красну шапку с позвонком

    Да сапожки с каблучком.

    Да к тому ж старик неможет,

    Работать уже не может,

    А ведь надо ж мыкать век, -

    Сам ты умный человек! –

    Ну, коль этак, так ступайте, -

    Говорит Иван, - продайте

    Златогривых два коня,

    Да возьмите ж и меня.

    Братья больно покосились,

    Да нельзя же! согласились. (добрый)

    Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану, какие испытания преодолел он, чтобы стать царем?

    7. Работа знатоков. Группа ребят составила кроссворд по сказке П.П.Ершова.

    8. Восстановите правильный порядок событий (Работа на интерактивной доске).

    9. Обобщение

    Чему учит всех эта сказка?

    Высказывания учеников.

    Обобщение сказанного.

    Сказка П.Ершова “Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека…

    10. Итог урока

    Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций.

    Поэт напоминает нам, что не за внешнюю красоту надо ценить людей: недаром и Иван, и горбатый конек неказисты внешне. Главное — они чисты душой, правдивы, верны данному слову, поэтому и достойны счастья…

    Прошло 180 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.

    Выставление оценок.

    12. Домашнее задание

    Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Напишите мини-сочинение.

    Интернет-ресурсы

    1. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/do/biografii/834_v_zverev_p_p_ershov.htm

    2. http://www.ershov.org.ru/

    3. http://www.abc-people.com/data/ershov/

    4. http://liricon.ru/biografii-poetov/ershov-pyotr-pavlovich

    5. http://pedsovet.su/load/

    6. http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article716.pdf

    7. http://nsportal.ru/

    8. http://ershov-oo.narod.ru/

    9. https://www.google.ru/search?q=картинки+П+П+Ершов

    infourok.ru


    Смотрите также