Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка "Конек-Горбунок". Присказка конька горбунка


Какая присказка в сказке "Конек-горбунок" 4 класс?

Какая присказка в сказке "Конек-горбунок" 4 класс?

  • Присказка представляет собой своеобразное отступление автора, призваное привлекать читателей. Так и в сказке Конек-горбунок автор Ершов вставлял присказки, несколько так скажем. Так вот, например, какая встретиться присказка по началу второй части произведения:

    А вот из третьей части:

  • Присказка или зачин по другому. За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе-на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак...

  • Присказка ж. прибаутка, прибавка, прикраса к сказке, с намеками на содержание последней. quot;Это не сказка, а присказка: а сказка будет впередиquot;, говор. сказочник (В.И.Даль). И именно на эти определения В.И.Даля, при жизни которого, кстати, и был написан quot;Конк-Горбунокquot;, и следует ориентироваться. И ни к одному из них начало сказки quot;За горами, за лесами...quot; не подходит, поскольку это текст уже самой сказки, текст вполне осмысленный и не содержащий намков на содержание сказки. И это так, поскольку это, повторю, уже сама сказка!! И вывод таков: НИКАКОЙ присказки к quot;Коньку-Горбункуquot; нет! Хотя присказки ко второй и третьей части данной сказки вс же имеются. И вс это шуточки Великого мистификатора А.С.Пушкина, являющегося подлинным автором quot;Конькаquot;! (Если кто не верит в последнее, то читайте меня на Прозе.ру).

  • Присказкой в сказке про Конька-Горбунка являются первые сроки стихотворного произведения. Начинаются они так: quot;За горами, за лесами...quot;.

    Вообще присказка в сказке, это своего рода вступление, подготовка читателя к основным событиям. В некоторых случаях присказка может располагаться не в начале сказки, а в е конце. Есть произведения, где присказка расположена вообще в середине сказки. Обычно присказка пишется в шутливой форме и по смыслу она никак не связана с основным произведением.

  • В русских сказках за частую есть присказка, это небольшой стишок, который обычно можно прочесть в самом начале сказки.

    В сказке Ершова в начала мы не встречаем присказку, сказка начинается словами .

    А вот в начале 2-й и 3-й части этой сказки уже есть нужная нам присказка.

    Эта присказка со второй части:

    Эта присказка с третьей части:

  • Для начала все-таки нужно разобраться с тем, что же такое присказка? Во многих сказках обычно всегда есть маленький смешной рассказик, который никак не связан с основным сюжетом сказки, но может являться ее началом (предисловием), либо концом. Интересная, забавная и чаще всего рифмованная прибаутка. Это и называют присказкой. В сказке quot;Конек-горбунокquot; присказкой является предисловие - восемь первых строк, которые начинаются так: quot;За горами, за лесами, за широкими морями

    Кстати, присказка должна читаться по-особенному, весело и скороговоркой, чтобы привлечь слушателей, заинтересовать их интересным началом или (если присказка идет в конце сказки) закончить на веселой, задорной ноте.

  • Присказка номер раз:

    Прибаутка (тоже, что и присказка) номер два:

    Ну и третья присказка из Конька-Горбунка:

    Как вы поняли из приведенных примеров - это то, что идет до сказки, то есть рассказ до начала основной истории, так сказать закадровый голос.

  • Вроде

    За горами за лесами

    за широкими морями.

  • Присказкой называют небольшое вступление перед самой сказкой. Содержание в ней совсем другое и ничего общего с самой сказкой не имеет.

    Цель присказки - заинтересовать слушателей. Поэтому присказка имеет веселый характер.

    Что касается сказки Ершова quot;Конек-горбунокquot;, то она начинается не с присказки, а сразу с сказки. Напомню первую строчку: quot;За горами, за лесами, за широкими полями, не на небе, на земле жил старик в одном селеquot;.

    Но присказки можно обнаружить в начале второй и третьей частей.

    Вот они:

  • Присказка - это авторское отступление, которое обычно располагается вначале текста сказки и служит для привлечения внимания читателя. Этот способ разнообразить текст своего Конька использовал и Петр Ершов, который писал самую известную свою сказку на манер сказки народной. Вот например есть там такая присказка в самом начале второй части:

    Третья часть Конька начинается также с присказки, да не с одной. Вот первая:

    А вот и еще одна присказка также из третьей части:

  • Если вопрос задан о присказке, есть ли присказка в сказке quot;Конек-Горбунокquot;, то она должна быть.

    Вот первая присказка в сказке

    Читаем присказку во второй части

    В третьей части сказки есть такие строки про присказку

    Получается, что присказка в сказке quot;Конек-Горбунокquot; заключена в словах

    И пойдет у них тут пир

    Что на весь крещеный мир!.

    Нужно внимательно прочитать весь текст и подчеркнуть те строчки, которые идут перед словом quot;присказкаquot;, тогда задание будет выполненным. Как видим в сказке не одна, а несколько присказок, которые автор самостоятельно обозначил. Сначала небольшое предисловие, затем строчки присказки и затем сам текст сказки.

  • Во многих произведениях и сказках специально делается присказка. Она хорошо тем, что привлекает внимание авторов. В сказке конек горбунок есть присказка в начале второй части и в начале третьей части этого произведения:

  • info-4all.ru

    Конек Горбунок. Часть 3

    Ершов П.П.
    Часть 3

    Доселева Макар огороды копал,

    а нынече Макар в воеводы попал.

    Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

    Вышли кони со двора;

    Вот крестьяне их поймали

    Да покрепче привязали.

    Сидит ворон на дубу,

    Он играет во трубу;

    Как во трубушку играет,

    Православных потешает:

    «Эй! Послушай, люд честной!

    Жили-были муж с женой;

    Муж-то примется за шутки,

    А жена за прибаутки,

    И пойдёт у них тут пир,

    Что на весь крещёный мир!»

    Это присказка ведётся,

    Сказка послее начнётся.

    Как у наших у ворот

    Муха песенку поёт:

    «Что дадите мне за вестку?

    Бьёт свекровь свою невестку:

    Посадила на шесток,

    Привязала за шнурок,

    Ручки к ножкам притянула,

    Ножку правую разула:

    «Не ходи ты по зарям!

    Не кажися молодцам!»

    Это присказка велася,

    Вот и сказка началася.

    Ну-с, так едет наш Иван

    За кольцом на окиян.

    Горбунок летит как ветер.

    И в почин на первый вечер

    Вёрст сто тысяч отмахал

    И нигде не отдыхал.

    Подъезжая к окияну,

    Говорит коне Ивану:

    «Ну, Иванушка, смотри,

    Вот минутки через три

    Мы приедем на поляну —

    Прямо к морю-окияну;

    Поперёк его лежит

    Чудо-юдо Рыба-кит;

    Десять лет уж он страдает,

    А доселева не знает,

    Чем прощенье получить:

    Он начнёт тебя просить,

    Чтоб ты в Солнцевом селенье

    Попросил ему прощенье;

    Ты исполнить обещай,

    Да, смотри, не забывай!»

    Вот въезжает на поляну

    Прямо к морю-окияну;

    Поперёк его лежит

    Чудо-юдо Рыба-кит.

    Все бока его изрыты.

    Частоколы в рёбра вбиты,

    На хвосте сыр-бор шумит,

    На спине село стоит;

    Мужички на губе пашут,

    Между глаз мальчишки пляшут,

    А в дуброве, меж усов,

    Ищут девушки грибов.

    Вот конёк бежит по киту,

    По костям стучит копытом.

    Чудо-юдо Рыба-кит

    Так проезжим говорит,

    Рот широкий отворяя,

    Тяжко, горько воздыхая:

    «Путь-дорога, господа!

    Вы откуда и куда?» —

    «Мы послы от Царь-девицы,

    Едем оба из столицы, —

    Говорит ему конёк, —

    К Солнцу прямо на восток,

    Во хоромы золотые». —

    «Так нельзя ль, отцы родные,

    Вам у Солнышка спросить:

    Долго ль мне в опале быть,

    И за кои прегрешенья

    Я терплю беды-мученья?» —

    «Ладно, ладно, Рыба-кит!» —

    Наш Иван ему кричит.

    «Будь отец мне милосердный!

    Вишь, как мучуся я, бедный!

    Десять лет уж тут лежу...

    Я и сам те услужу!..» —

    Кит Ивана умоляет,

    Сам же горько воздыхает.

    «Ладно. Ладно, Рыба-кит!» —

    Наш Иван ему кричит.

    Тут конёк под ним забился,

    Прыг на берег и пустился:

    Только видно, как песок,

    Вьётся вихорем у ног.

    Едут близко ли, далёко,

    Едут низко ли, высоко

    И увидели ль кого —

    Я не знаю ничего.

    Скоро сказка говорится,

    Дело мешкотно творится.

    Только, братца, я узнал,

    Что конёк туда вбежал,

    Где (я слышал стороною)

    Небо сходится с землёю,

    Где крестьянки лён прядут,

    Прялки на небо кладут.

    Тут Иван с землёй простился

    И на небе очутился,

    И поехал, будто князь,

    Шапка набок, подбодрясь.

    «Эко диво! Эко диво!

    Наше царство хоть красиво, —

    Говорит коньку Иван

    Средь лазоревых полян, —

    А как с небом-то сравнится,

    Так под стельку не годится.

    Что земля-то!.. Ведь она

    И черна-то и грязна;

    Здесь земля-то голубая, —

    А уж светлая какая!..

    Посмотри-ка, горбунок,

    Видишь, вон где, на восток,

    Словно светится зарница...

    Чай, небесная светлица...

    Что-то больно высока!» —

    Так спросил Иван конька.

    «Это терем Царь-девицы,

    Нашей будущей царицы, —

    Горбунок ему кричит, —

    По ночам здесь Солнце спит,

    А полуденной порою

    Месяц входит для покою».

    Подъезжают; у ворот

    Из столбов хрустальный свод:

    Все столбы те завитые

    Хитро в змейки золотые;

    На верхушках три звезды,

    Вокруг терема сады;

    На серебряных там ветках,

    В раззолоченных во клетках

    Птицы райские живут,

    Песни царские поют.

    А ведь терем с теремами

    Будто город с деревнями;

    А на тереме из звёзд —

    Православный русский крест.

    Вот конёк во двор въезжает;

    Наш Иван с него слезает,

    В терем к Месяцу идёт

    И такую речь ведёт:

    «Здравствуй, Месяц Месяцович!

    Я – Иванушка Петрович,

    Из далёких я сторон

    И привёз тебе поклон». —

    «Сядь, Иванушка Петрович! —

    Молвил Месяц Месяцович. —

    И поведай мне вину

    В нашу светлую страну

    Твоего с земли прихода;

    Из какого ты народа,

    Как попал ты в этот край, —

    Всё скажи мне, не утай». —

    «Я с земли пришёл Землянской,

    Из страны христианской, —

    Говорит, садясь, Иван, —

    Переехал окиян

    С порученьем от царицы —

    В светлый терем поклониться

    И сказать вот так, постой!

    «Ты скажи моей родной:

    Дочь её узнать желает,

    Для чего она скрывает

    По три ночи, по три дня

    Лик какой-то от меня;

    И зачем мой братец красный

    Завернулся в мрак ненастный

    И в туманной вышине

    Не пошлёт луча ко мне?»

    Так, кажися? Мастерица

    Говорить красно царица;

    Не припомнишь всё сполна,

    Что сказала мне она». —

    «А какая то царица?»

    «Это, знаешь, Царь-девица». —

    «Царь-девица?.. Так она,

    Что ль, тобой увезена?» —

    Вскрикнул Месяц Месяцович.

    А Иванушка Петрович

    Говорит: «Известно, мной!

    Вишь, я царский стремянной;

    Ну, так царь меня отправил,

    Чтобы я её доставил

    В три недели во дворец;

    А не то меня отец

    Посадить грозился на кол».

    Месяц с радости заплакал,

    Ну Ивана обнимать,

    Целовать и миловать.

    «Ах, Иванушка Петрович! —

    Молвил Месяц Месяцович. —

    Ты принёс такую весть,

    Что не знаю, чем и счесть!

    А уж как мы горевали,

    Что царевну потеряли!..

    Оттого-то, видишь, я

    По три ночи, по три дня

    В тёмном облаке ходила,

    Всё грустила да грустила,

    Трое суток не спала,

    Крошки хлеба не брала,

    Оттого-то сын мой красный

    Завернулся в мрак ненастный,

    Луч свой жаркий погасил,

    Миру божью не светил:

    Всё грустил, вишь, по сестрице,

    Той ли красной Царь-девице.

    Что, здорова ли она?

    Не грустна ли, не больна?» —

    «Всем бы, кажется, красотка,

    Да у ней, кажись, сухотка:

    Ну, как спичка, слышь, тонка,

    Чай в обхват-то три вершка;

    Вот как замуж-то поспеет,

    Так небось и потолстеет:

    Царь, слышь, женится на ней».

    Месяц вскрикнул: «Ах, злодей!

    Вздумал в семьдесят жениться

    На молоденькой девице!

    Да стою я крепко в том —

    Просидит он женихом!

    Вишь, что старый хрен затеял:

    Хочет жать там, где не сеял!

    Полно, лаком больно стал!»

    Тут Иван опять сказал:

    «Есть ещё к тебе прошенье,

    То о китовом прощенье...

    Есть, вишь, море; чудо-кит

    Поперёк его лежит:

    Все бока его изрыты,

    Частоколы в рёбра вбиты...

    Он, бедняк, меня прошал,

    Чтобы я тебя спрошал:

    Скоро ль кончится мученье?

    Чем сыскать ему прощенье?

    И на что он тут лежит?»

    Месяц ясный говорит:

    «Он за то несёт мученье,

    Что без божия веленья

    Проглотил среди морей

    Три десятка кораблей.

    Если даст он им свободу,

    Снимет бог с него невзгоду.

    Вмиг все раны заживит,

    Долгим веком наградит».

    Тут Иванушка поднялся,

    С светлым Месяцем прощался,

    Крепко шею обнимал,

    Трижды в щёки целовал

    «Ну, Иванушка Петрович! —

    Молвил Месяц Месяцович. —

    Благодарствую тебя

    За сынка и за себя.

    Отнеси благословенье

    Нашей дочке в утешенье

    И скажи моей родной:

    «Мать твоя всегда с тобой;

    Полно плакать и крушиться:

    Скоро грусть твоя решится, —

    И не старый, с бородой,

    А красавец молодой

    Поведёт тебя к налою.»

    Ну, прощай же! Бог с тобою!»

    Поклонившись, как умел,

    На конька Иван тут сел,

    Свистнул, будто витязь знатный,

    И пустился в путь обратный.

    На другой день наш Иван

    Вновь пришёл на окиян.

    Вот конёк бежит по киту,

    По костям стучит копытом.

    Чудо-юдо Рыба-кит

    Так, вздохнувши, говорит:

    «Что, отцы, моё прошенье?

    Получу ль когда прощенье?» —

    «Погоди ты, Рыба-кит!» —

    Тут конёк ему кричит.

    Вот в село он прибегает,

    Мужичков к себе сзывает,

    Чёрной гривкою трясёт

    И такую речь ведёт:

    «Эй, послушайте, миряне,

    Православны христиане!

    Коль не хочет кто из вас

    К водяному сесть в приказ,

    Убирайся вмиг отсюда.

    Здесь тотчас случится чудо:

    Море сильно закипит,

    Повернётся Рыба-кит...»

    Тут крестьяне и миряне,

    Православны христиане,

    Закричали: «Быть бедам!»

    И пустились по домам.

    Все телеги собирали;

    В них, не мешкая, поклали

    Всё, что было живота,

    И оставили кита.

    Утро с полднем повстречалось,

    А в селе уж не осталось

    Ни одной души живой,

    Словно шёл Мамай войной!

    Тут конёк на хвост вбегает,

    К перьям близко прилегает

    И что мочи есть кричит:

    «Чудо-юдо Рыба-кит!

    Оттого твои мученья,

    Что без божия веленья

    Проглотил ты средь морей

    Три десятка кораблей.

    Если дашь ты им свободу,

    Снимет бог с тебя невзгоду,

    Вмиг все раны заживит,

    Веком долгим наградит».

    И окончив речь такую,

    Закусил узду стальную,

    Понатужился – и вмиг

    На далёкий берег прыг.

    Чудо-кит зашевелился,

    Словно холм поворотился,

    Начал море волновать

    И из челюстей бросать

    Корабли за кораблями

    С парусами и гребцами.

    Тут поднялся шум такой,

    Что проснулся царь морской:

    В пушки медные палили,

    В трубы кованы трубили;

    Белый парус поднялся,

    Флаг на мачте развился;

    Поп с причетом всем служебным

    Пел на палубе молебны;

    А гребцов весёлый ряд

    Грянул песню наподхват:

    «Как по моречку, по морю,

    По широкому раздолью,

    Что по самый край земли,

    Выбегают корабли...»

    Волны моря заклубились,

    Корабли из глаз сокрылись.

    Чудо-юдо Рыба-кит

    Громким голосом кричит,

    Рот широкий отворяя,

    Плёсом волны разбивая:

    «Чем вам, други, услужить?

    Чем за службу наградить?

    Надо ль раковин цветистых?

    Надо ль рыбок золотистых?

    Надо ль крупных жемчугов?

    Всё достать для вас готов!» —

    «Нет, кит-рыба, нам в награду

    Ничего того не надо, —

    Говорит ему Иван, —

    Лучше перстень нам достань, —

    Перстень, знаешь. Царь-девицы,

    Нашей будущей царицы». —

    «Ладно, ладно! Для дружка

    И серёжку из ушка!

    Отыщу я до зарницы

    Перстень красной Царь-девицы», —

    Кит Ивану отвечал

    И, как ключ, на дно упал.

    Вот он плёсом ударяет,

    Громким голосом сзывает

    Осетриный весь народ

    И такую речь ведёт:

    «Вы достаньте до зарницы

    Перстень красной Царь-девицы,

    Скрытый в ящичке на дне.

    Кто его доставит мне,

    Награжу того я чином:

    Будет думным дворянином.

    Если ж умный мой приказ

    Не исполните... я вас!..»

    Осетры тут поклонились

    И в порядке удалились.

    Через несколько часов

    Двое белых осетров

    К киту медленно подплыли

    И смиренно говорили:

    «Царь великий! Не гневись!

    Мы всё море уж, кажись,

    Исходили и изрыли,

    Но и знаку не открыли.

    Только Ёрш один из нас

    Совершил бы твой приказ:

    Он по всем морям гуляет,

    Так уж, верно, перстень знает;

    Но его, как бы назло,

    Уж куда-то унесло».

    «Отыскать его в минуту

    И послать в мою каюту!» —

    Кит сердито закричал

    И усами закачал.

    Осетры тут поклонились,

    В земский суд бежать пустились

    И велели в тот же час

    От кита писать указ,

    Чтоб гонцов скорей послали

    И Ерша того поймали.

    Лещ, услыша сей приказ,

    Именной писал указ;

    Сом (советником он звался)

    Под указом подписался;

    Чёрный рак указ сложил

    И печати приложил.

    Двух дельфинов тут призвали

    И, отдав указ, сказали,

    Чтоб, от имени царя,

    Обежали все моря

    И того Ерша-гуляку,

    Крикуна и забияку,

    Где бы ни было, нашли,

    К государю привели.

    Тут дельфины поклонились

    И Ерша искать пустились.

    Ищут час они в морях,

    Ищут час они в реках,

    Все озёра исходили,

    Все проливы переплыли,

    Не могли Ерша сыскать

    И вернулися назад,

    Чуть не плача от печали...

    Вдруг дельфины услыхали,

    Где-то в маленьком пруде

    Крик неслыханный в воде.

    В пруд дельфины завернули

    И на дно его нырнули, —

    Глядь: в пруде, под камышом,

    Ёрш дерётся с Карасём.

    «Смирно! Черти б вас побрали!

    Вишь, содом какой подняли,

    Словно важные бойцы!» —

    Закричали им гонцы.

    «Ну, а вам какое дело? —

    Ёрш кричит дельфинам смело. —

    Я шутить ведь не люблю,

    Разом всех переколю!» —

    «Ох ты, вечная гуляка,

    И крикун, и забияка!

    Всё бы, дрянь, тебе гулять,

    Всё бы драться да кричать.

    Дома – нет ведь, не сидится!..

    Ну, да что с тобой рядиться, —

    Вот тебе царёв указ,

    Чтоб ты плыл к нему тотчас».

    Тут проказника дельфины

    Подхватили под щетины

    И отправились назад.

    Ёрш ну рваться и кричать:

    «Будьте милостивы, братцы!

    Дайте чуточку подраться.

    Распроклятый тот Карась

    Поносил меня вчерась

    При честном при всём собранье

    Неподобной разной бранью...»

    Долго Ёрш ещё кричал,

    Наконец и замолчал;

    А проказника дельфины

    Всё тащили за щетины,

    Ничего не говоря,

    И явились пред царя.

    «Что ты долго не являлся?

    Где ты, вражий сын, шатался?» —

    Кит со гневом закричал.

    На колени Ёрш упал,

    И, признавшись в преступленье,

    Он молился о прощенье.

    «Ну, уж бог тебя простит! —

    Кит державный говорит. —

    Но за то твоё прощенье

    Ты исполни повеленье».

    «Рад стараться, Чудо-кит!» —

    На коленях Ёрш пищит.

    «Ты по всем морям гуляешь,

    Так уж, верно, перстень знаешь

    Царь-девицы?» – «Как не знать!

    Можем разом отыскать». —

    «Так ступай же поскорее

    Да сыщи его живее!»

    Тут, отдав царю поклон,

    Ёрш пошёл, согнувшись, вон.

    С царской дворней побранился,

    За плотвой поволочился

    И салакушкам шести

    Нос разбил он на пути.

    Совершив такое дело

    В омут кинулся он смело

    И в подводной глубине

    Вырыл ящичек на дне —

    Пуд по крайней мере во сто.

    «О, здесь дело-то не просто!»

    И давай из всех морей

    Ёрш скликать к себе сельдей.

    Сельди духом собралися,

    Сундучок тащить взялися,

    Только слышно и всего —

    «У-у-у!» да «О-о-о!».

    Но сколь сильно ни кричали,

    Животы лишь надорвали,

    А проклятый сундучок

    Не дался и на вершок.

    «Настоящие селёдки!

    Вам кнута бы вместо водки!» —

    Крикнул Ёрш со всех сердцов

    И нырнул по осетров.

    Осетры тут приплывают

    И без крика подымают

    Крепко ввязнувший в песок

    С перстнем красный сундучок.

    «Ну, ребятушки, смотрите,

    Вы к царю теперь плывите,

    Я ж пойду теперь ко дну

    Да немножко отдохну:

    Что-то сон одолевает,

    Так глаза вот и смыкает...»

    Осетры к царю плывут,

    Ёрш-гуляка прямо в пруд

    (Из которого дельфины

    Утащили за щетины).

    Чай, додраться с Карасём, —

    Я не ведаю о том.

    Но теперь мы с ним простимся

    И к Ивану возвратимся.

    Тихо море-окиян.

    На песке сидит Иван,

    Ждёт кита из синя моря

    И мурлыкает от горя;

    Повалившись на песок,

    Дремлет верный горбунок,

    Время к вечеру клонилось;

    Вот уж солнышко спустилось;

    Тихим пламенем горя,

    Развернулася заря.

    А кита не тут-то было.

    «Чтоб те, вора, задавило!

    Вишь, какой морской шайтан! —

    Говорит себе Иван. —

    Обещался до зарницы

    Вынесть перстень Царь-девицы,

    А доселе не сыскал,

    Окаянный зубоскал!

    А уж солнышко-то село,

    И...» Тут море закипело:

    Появился чудо-кит

    И к Ивану говорит:

    «За твоё благодеянье

    Я исполнил обещанье».

    С этим словом сундучок

    Брякнул плотно на песок,

    Только берег закачался.

    «Ну, теперь я расквитался.

    Если ж вновь принужусь я,

    Позови опять меня;

    Твоего благодеянья

    Не забыть мне... До свиданья!»

    Тут Кит-чудо замолчал

    И, всплеснув, на дно упал.

    Горбунок-конёк проснулся,

    Встал на лапки, отряхнулся,

    На Иванушку взглянул

    И четырежды прыгнул.

    «Ай да Кит Китович! Славно!

    Долг свой выполнил исправно!

    Ну, спасибо, Рыба-кит! —

    Горбунок-конёк кричит. —

    Что ж, хозяин, одевайся,

    В путь-дорожку отправляйся;

    Три денька ведь уж прошло:

    Завтра срочное число,

    Чай, старик уж умирает».

    Тут Ванюша отвечает:

    «Рад бы радостью поднять;

    Да ведь силы не занять!

    Сундучишко больно плотен,

    Чай, чертей в него пять сотен

    Кит проклятый насажал.

    Я уж трижды подымал:

    Тяжесть страшная такая!»

    Тут конёк, не отвечая,

    Поднял ящичек ногой,

    Будто камышек какой,

    И взмахнул к себе на шею.

    «Ну, Иван, садись скорее!

    Помни, завтра минет срок,

    А обратный путь далёк».

    Стал четвёртый день зориться,

    Наш Иван уже в столице.

    Царь с крыльца к нему бежит, —

    «Что кольцо моё?» – кричит.

    Тут Иван с конька слезает

    И преважно отвечает:

    «Вот тебе и сундучок!

    Да вели-ка скликать полк:

    Сундучишко мал хоть на вид,

    Да и дьявола задавит».

    Царь тотчас стрельцов позвал

    И не медля приказал

    Сундучок отнесть в светлицу.

    Сам пошёл по Царь-девицу.

    «Перстень твой, душа, найден, —

    Сладкогласно молвил он, —

    И теперь, примолвить снова,

    Нет препятства никакого

    Завтра утром, светик мой,

    Обвенчаться мне с тобой.

    Но не хочешь ли, дружочек,

    Свой увидеть перстенёчек?

    Он в дворце моём лежит».

    Царь-девица говорит:

    «Знаю, знаю! Но, признаться,

    Нам нельзя ещё венчаться». —

    «Отчего же, светик мой?

    Я люблю тебя душой,

    Мне, прости ты мою смелость,

    Страх жениться захотелось.

    Если ж ты... то я умру

    Завтра ж с горя поутру.

    Сжалься, матушка царица!»

    Говорит ему девица:

    «Но взгляни-ка, ты ведь сед;

    Мне пятнадцать только лет:

    Как же можно нам венчаться?

    Все цари начнут смеяться,

    Дед-то, скажут, внуку взял!»

    Царь со гневом закричал:

    «Пусть-ка только засмеются —

    У меня как раз свернутся:

    Все их царства полоню!

    Весь их род искореню!» —

    «Пусть не станут и смеяться,

    Всё не можно нам венчаться. —

    Не растут зимой цветы:

    Я красавица, а ты?..

    Чем ты можешь похвалиться?» —

    Говорит ему девица.

    «Я хоть стар, да я удал! —

    Царь царице отвечал. —

    Как немножко приберуся,

    Хоть кому так покажуся

    Разудалым молодцом.

    Ну, да что нам нужды в том?

    Лишь бы только нам жениться».

    Говорит ему девица:

    «А такая в том нужда,

    Что не выйду никогда

    За дурного, за седого,

    За беззубого такого!»

    Царь в затылке почесал

    И, нахмуряся, сказал:

    «Что ж мне делать-то, царица?

    Страх как хочется жениться;

    Ты же, ровно на беду:

    Не пойду да не пойду!» —

    «Не пойду я за седого, —

    Царь-девица молвит снова. —

    Стань, как прежде, молодец, —

    Я тотчас же под венец». —

    «Вспомни, матушка царица,

    Ведь нельзя переродиться;

    Чудо бог один творит».

    Царь-девица говорит:

    «Коль себя не пожалеешь,

    Ты опять помолодеешь.

    Слушай: завтра на заре

    На широком на дворе

    Должен челядь ты заставить

    Три котла больших поставить

    И костры под них сложить.

    Первый надобно налить

    До краёв водой студёной,

    А второй – водой варёной,

    А последний – молоком,

    Вскипятя его ключом.

    Вот, коль хочешь ты жениться

    И красавцем учиниться —

    Ты, без платья, налегке,

    Искупайся в молоке;

    Тут побудь в воде варёной,

    А потом ещё в студёной.

    И скажу тебе, отец,

    Будешь знатный молодец!»

    Царь не вымолвил ни слова,

    Кликнул тотчас стремяннова.

    «Что, опять на окиян? —

    Говорит царю Иван. —

    Нет, уж дудки, ваша милость!

    Уж и то во мне всё сбилось.

    Не поеду ни за что!» —

    «Нет, Иванушка, не то,

    Завтра я хочу заставить

    На дворе котлы поставить

    И костры под них сложить.

    Первый думаю налить

    До краёв водой студёной,

    А второй – водой варёной,

    А последний – молоком,

    Вскипятя его ключом.

    Ты же должен постараться,

    Пробы ради, искупаться

    В этих трёх больших котлах,

    В молоке и двух водах». —

    «Вишь, откуда подъезжает! —

    Речь Иван тут начинает. —

    Шпарят только поросят,

    Да индюшек, да цыплят;

    Я ведь, глянь, не поросёнок,

    Не индюшка, не цыплёнок,

    Вот в холодной, так оно

    Искупаться бы можно,

    А подваривать как станешь,

    Так меня и не заманишь.

    Полно, царь, хитрить-мудрить

    Да Ивана проводить!»

    Царь, затрясши бородою:

    «Что? Рядиться мне с тобою? —

    Закричал он.– Но смотри!

    Если ты в рассвет зари

    Не исполнишь повеленье, —

    Я отдам тебя в мученье,

    Прикажу тебя пытать,

    По кусочкам разрывать.

    Вон отсюда, болесть злая!»

    Тут Иванушка, рыдая,

    Поплёлся на сеновал,

    Где конёк его лежал.

    «Что, Иванушка, невесел?

    Что головушку повесил? —

    Говорит ему конёк. —

    Чай, наш старый женишок

    Снова выкинул затею?»

    Пал Иван к коньку на шею,

    Обнимал и целовал.

    «Ох, беда, конёк!– сказал. —

    Царь вконец меня сбывает;

    Сам подумай, заставляет

    Искупаться мне в котлах,

    В молоке и двух водах:

    Как в одной воде студёной,

    А в другой воде варёной,

    Молоко, слышь, кипяток».

    Говорит ему конёк:

    «Вот уж служба, так уж служба!

    Тут нужна моя вся дружба.

    Как же к слову не сказать:

    Лучше б нам пера не брать;

    От него-то, от злодея,

    Столько бед тебе на шею...

    Ну, не плачь же, бог с тобой!

    Сладим как-нибудь с бедой.

    И скорее сам я сгину[71 - Сгинуть – погибнуть.],

    Чем тебя, Иван, покину.

    Слушай, завтра на заре

    В те поры, как на дворе

    Ты разденешься, как должно,

    Ты скажи царю: «Не можно ль,

    Ваша милость, приказать

    Горбунка ко мне послать,

    Чтоб впоследни с ним проститься».

    Царь на это согласится.

    Вот как я хвостом махну,

    В те котлы мордой макну,

    На тебя два раза прысну,

    Громким посвистом присвистну,

    Ты, смотри же, не зевай:

    В молоко сперва ныряй,

    Тут в котёл с водой варёной,

    А оттудова в студёной.

    А теперича молись

    Да спокойно спать ложись».

    На другой день, утром рано,

    Разбудил конёк Ивана:

    «Эй, хозяин, полно спать!

    Время службу исполнять».

    Тут Ванюша почесался,

    Потянулся и поднялся,

    Помолился на забор

    И пошёл к царю во двор.

    Там котлы уже кипели;

    Подле них рядком сидели

    Кучера и повара

    И служители двора;

    Дров усердно прибавляли,

    Об Иване толковали

    Втихомолку меж собой

    И смеялися порой.

    Вот и двери растворились,

    Царь с царицей появились

    И готовимся с крыльца

    Посмотреть на удальца.

    «Ну, Ванюша, раздевайся

    И в котлах, брат, покупайся!» —

    Царь Ивану закричал.

    Тут Иван одежду снял,

    Ничего не отвечая.

    А царица молодая,

    Чтоб не видеть наготу,

    Завернулася в фату.

    Вот Иван к котлам поднялся,

    Глянул в них – и зачесался.

    «Что же ты, Ванюша, стал? —

    Царь опять ему вскричал. —

    Исполняй-ка, брат, что должно!»

    Говорит Иван: «Не можно ль,

    Ваша милость, приказать

    Горбунка ко мне послать?

    Я впоследни б с ним простился».

    Царь, подумав, согласился

    И изволил приказать

    Горбунка к нему послать.

    Тут слуга конька приводит

    И к сторонке сам отходит.

    Вот конёк хвостом махнул,

    В те котлы мордой макнул,

    На Ивана дважды прыснул,

    Громким посвистом присвистнул,

    На конька Иван взглянул

    И в котёл тотчас нырнул,

    Тут в другой, там в третий тоже,

    И такой он стал пригожий,

    Что ни в сказке не сказать,

    Ни пером не написать!

    Вот он в платье нарядился,

    Царь-девице поклонился,

    Осмотрелся, подбодрясь,

    С важным видом, будто князь.

    «Эко диво!– все кричали. —

    Мы и слыхом не слыхали,

    Чтобы льзя похорошеть!»

    Царь велел себя раздеть,

    Два раза перекрестился, —

    Бух в котёл – и там сварился!

    Царь-девица тут встаёт,

    Знак к молчанью подаёт,

    Покрывало поднимает

    И к прислужникам вещает:

    «Царь велел вам долго жить!

    Я хочу царицей быть.

    Люба ль я вам? Отвечайте!

    Если люба, то признайте

    Володетелем всего —

    И супруга моего!»

    Тут царица замолчала,

    На Ивана показала.

    «Люба, люба!– все кричат. —

    За тебя хоть в самый ад!

    Твоего ради талана

    Признаём царя Ивана!»

    Царь царицу тут берёт,

    В церковь божию ведёт,

    И с невестой молодою

    Он обходит вкруг налою.

    Пушки с крепости палят;

    В трубы кованы трубят;

    Все подвалы отворяют

    Бочки с фряжским выставляют,

    И, напившися, народ

    Что есть мочушки дерёт:

    «Здравствуй, царь наш со царицей!

    С распрекрасной Царь-девицей!»

    Во дворце же пир горой:

    Вина льются там рекой;

    За дубовыми столами

    Пьют бояре со князьями,

    Сердцу любо! Я там был,

    Мёд, вино и пиво пил;

    По усам хоть и бежало,

    В рот ни капли не попало.

    miniskazka.ru

    Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка "Конек-Горбунок"

    Разделы: Начальная школа

    Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

    Средства обучения:

    1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006;
    2. презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».

    Ход урока

    I. Организация класса к уроку

    Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

    II. Актуализация знаний

    – С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

    – На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

    – Каков жанр этого произведения?

    – Эта сказка.

    – С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

    – Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

    III. Сообщение темы и целей урока

    – Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

    – …(Слайд 2)

    IV. Работа по теме урока

    – Какие бывают сказки?

    – Сказки бывают народные и авторские?

    – Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

    – В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

    – Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

    – При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

    – Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

    – В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

    – В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

    – Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

    – Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

    – Какие виды народных сказок вам знакомы?

    – Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

    – Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

    • Какие события развиваются в сказке?
    • Кто является главными героям сказки?
    • Какова задача каждой сказки?

    (Слайд 5)

    – В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

    – В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

    – В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

    – К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

    – По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

    – Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

    – В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

    – Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

    –Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

    – Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

    – Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

    – Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

    – …

    – А каких героев сказки мы ещё знаем?

    – …

    – Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк - Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

    Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

    1. Вступление Место героя в произведении.
    2. Основная часть Характеристика героя.
      1. Внешний облик;
      2. Социальное и материальное положение героя;
      3. Интересы героя:
        • профессия, занятия героя;
        • цель в жизни;
        • уровень развития героя.
      4. Мир чувств героя:
        • отношения с окружающими людьми;
        • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
      5. Какие черты личности выявляются в произведении:
        • с помощью портрета;
        • в речевой характеристике героя;
        • через поступки героя / героев;
        • с помощью предыстории и биографии героя;
    3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

    Обсуждение выступлений.

    – Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

    Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

    – Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

    – Какую роль играет присказка в сказке?

    – Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

    – Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

    – Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

    – Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

    – Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

    – В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

    1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
    2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

    Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

    – Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

    – Чему учит эта сказка?

    – Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

    – Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

    – Понравилась ли вам сказка?

    – …

    – Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

    V. Домашнее задание 

    Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

    VI. Подведение итогов урока 

    Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Внеклассный урок "По страницам любимой сказки "Конёк-горбунок""

    Путешествие по страницам любимой сказки

    Урок внеклассного чтения по сказке

    П.П.Ершова (1815-1869)

    «Конёк-Горбунок»

    Цели: 1.познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, работать над выразительностью чтения, формировать умение соотносить содержание текста с иллюстрациями.

    2.Развивать логическое мышление, речь учащихся,

    3.Воспитывать любовь к чтению, эстетическое чувство и понимание прекрасного, чувство доброты.

    Ход урока:

    1.Орг. момент:

    Доброе утро, тебе сказали

    Доброе утро ответил ты

    Нас две ниточки связали

    Красоты и доброты.

    -А всё самое доброе и прекрасное таится в сказках.

    2. Вступительное слово:

    Сказка мудростью богата

    Скажем сказке приходи

    Это присказка, ребята,

    Сказка будет впереди

    Далеко-далеко раскинулось сказочное царство, необыкновенное государство,

    Страна чудес и волшебства. Реки всем там молочные, берега кисельные, коты говорящие, терема расписные, драконы огнедышащие?

    -Хотите попасть в сказку? (музыка)

    -Сказка-ложь, да в ней намёк….

    3. Актуализация знаний

    Для начала вспомним какие бывают сказки

    В этих сказках происходят чудеса: ковёр-самолёт уносит героев за тридевять земель, яблоки молодильные года возвращают,

    +волшебные

    -Приведите примеры

    +

    -Ты не понимаешь язык животных? Не беда! Легко понять птиц и зверей, прочитав сказки о них. А порой в их повадках узнаёшь поведение и характер человека.

    + о животных

    -В этих сказках нет волшебства. Главные герои-солдаты, цари, простые люди. То они делят гусей, то варят кашу из топора, то просто едят калачи. Что это за сказки?

    +бытовые

    -Скажите а какие ещё бывают сказки, кто их писал?

    +народные, литературные(авторские)

    4 Постановка целей урока, темы

    -А давайте откроем маленькую дверь в страну сказок. А в какую сказку мы попадём узнаем из загадок

    Сказка о том как этот герой перо своё проспал,

    Как хитро поймал жар-птицу

    Как похитил царь-девицу.

    Как он ездил за кольцом

    Как в котлах он не сварился,

    Словом сказочка о том

    Как он сделался царём.

    -О каком герои говорится?

    +Об Иване

    -Из какой сказки?

    +к-г

    (открывается имитирующая дверь) музыка

    -Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам нашей любимой сказки «Конёк-Горбунок»

    5 Работа по содержанию сказки

    Ребята, какая эта сказка?

    +Волшебная

    Знакомство с писателем

    -Есть ли автор у этой сказки?

    +Пётр Павлович Ершов

    -Понравилась ли вам сказка?

    -А захотелось ли вам узнать о человеке, написавшим эту удивительную сказку?

    -Пётр Павлович Ершов родился в сибирской деревне. Их семья часто переселялась с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своём волшебном мире. После окончания гимназии он стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Именно тогда, Пётр впервые прочитал сказки Пушкина. И он тоже задумал написать своего «Конька-Горбунка» весёлую сказку о смелом Иванушке-крестьянском сыне, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке. В 19 лет Пётр написал свою знаменитую сказку «Конёк-Горбунок». Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, за широкими морями… Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет.

    Рассказывают, А.С. Пушкин, прочитав сказку, пригласил Ершова к себе. Он сказал после этой встречи, теперь мне этот вид сочинений можно оставить…Пушкин имел в виду, что есть прекрасный человек, кто может писать сказки.

    Мчится – мчится Конёк-горбунок теперь уже по всему миру и в переводах. Так, например, в Японии Миско Мацутани написал сказку «Приключения Таро в стране гор». В этой сказке мальчик вместо сокровищ выбирает Белого конька. И вся сказка напоминает Конька-горбунка Ершова.

    Пётр Ершов работал учителем гимназии в родном своём городе Тобольске. Там он и умер в 54 года. На его памятнике написано «Автор народной сказки Конёк-Горбунок».

    -Почему сказку называют народной? Ершов пользовался теми же приёмами, которые использовались и в народных сказках, народ полюбил эту сказку, она переходила из уст в уста и стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.

    -Встречаются сказочные приметы , как и в русских сказках.

    -Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Ваша сказка настоящая сокровищница русского языка»

    Давайте поработаем в паре

    назовём сказочные приметы, которые встречаются ,как и в русских сказках..

    -С чего начинается сказка?

    +Есть зачин сказки

    -найдите и получите жетон

    +За горами, за лесами….

    -Присказки к частям сказки

    + Тара-рали вышли кони со двора

    Вот крестьяне их поймали

    Да покрепче привязали

    Сидит ворон на дубу

    Он играет во трубу.

    -Что такое присказка?

    -Шутливое вступление или концовка не связанная с содержанием сказки.

    2часть Зачинается рассказ от Ивановых проказ

    И от Сивка и от Бурка и от вещего каурка

    Козы на море ушли , горы лесом поросли

    Это присказка, а вот-сказка

    Чередом пойдёт.

    (ЖЕТОН)

    След. Сказочная примета –это наличие устаревших слов.

    Давайте найдём старорусские слова, встречающиеся в сказке и найдём объяснение их значения. Какие слова мы запомнили?

    +БАЛАГАН-сарай. Найдите отрывок и зачитайте.

    Как завоет наш Иван, опершись о балаган.

    +И в пастуший балаган кобылицу загонял

    +МАЛАХАЙ- длинная широкая одежда без пояса.

    -Тут Иван с печи слезает, малахай свой надевает

    Хлеб за пазуху кладёт, караул держать идёт.

    +А Иван наш, не снимая ни лаптей, ни малахая, отправляется на печь.

    +ВЕРШОК- мера длины =4см

    -Да ещё рожу конька ростом только в три вершка

    На спине с двумя горбами да с аршинными глазами,

    А проклятый сундучок не дался и на вершок.

    в обхват-то три вершка

    + СОГЛЯДАТЬ- выследить, посмотреть

    -Стали думать да гадать как бы вора соглядать

    АРШИННЫМИ-70см

    -След. сказочная примета – назовите МАГИЧЕСКОЕ число, которое часто встречается в сказках. В каких случаях оно использовано автором?

    +три

    -Назовите троекратный повтор

    + 3части, з сына, з коня, 3 вершка, з дес. кораблей, з поручения Ивану,

    3 котла.

    -Где в тексте встречается ещё цифра 3?

    -Стало в третий раз смеркаться

    +Да смотри по ТРИ утренней зари

    Выпущай меня на волю, погулять по чисту полю

    +по исходе ТРЁХ дней двух рожу тебе коней, да ещё рожу конька…

    -Спотыкнувшися ТРИ раза, починивши оба глаза, потирая здесь и там, входят братья к двум коням

    -Если ты в недели ТРИ не достанешь мне жар-птицу в нашу царскую светлицу, то клянуся бородой, ты поплатишься со мной.

    -И из шапки той берёт в ТРИ завёрнуты тряпицы царский клад – перо Жар-птицы.

    +Через ТРИ потом недели вечерком одним сидели в царской кухне повара, да служители двора.

    -На другой день наш Иван, взяв ТРИ луковки в карман, потеплее приоделся , на коньке своём уселся и поехал в дальний путь.

    +Подъезжают к океану, говорит конёк Ивану: «Ну , Иванушка, смотри, вот минутки через ТРИ мы приедем на поляну прямо к морю –океану.

    -Подъезжают у ворот из столбов хрустальный свод, все столбы те завитые, хитро в змейки золотые, на верхушках ТРИ звезды вокруг терема сады.

    -Тут Иванушка поднялся с светлым месяцем прошался. Крепко шею обнимал, ТРИЖДЫ щёки целовал

    -Оттого твои мученья, что без божего веленья проглотил ты средь морей ТРИ десятка кораблей.

    -Тут Ванюша отвечал, я уж ТРИЖДЫ подымал

    Тяжесть страшная такая. Тут конёк не отвечал , поднял ящичек ногой будто камушек какой.

    -ТРИ котла уже кипели

    Подле них рядком сидели

    Кучера и повара и служители двора

    -Цыфра 5

    +Вот неделей через пять начал спальник примечать

    -Чай чертей в него пять сотен кит проклятый насажал

    -А где встречается цифра 7

    +Иван путешествует каждый раз 7дней.

    -И Ершов использует слово седмица для обозначения этих семи дней.

    +Доставать свою жар-птицу едут целую седмицу.

    -Цыфра 10

    +Повели коней в конюшни десять конюхов седых.

    страдает чудо-юдо рыба кит

    +10 лет

    -Какие устойчивые словосочетания встречаются в этой сказке, схожие с народными, которыми называют героев, обращаются к ним?

    +И такой он стал пригожий, что ни в сказке сказать, ни пером описать,

    Слыхом не слыхивал,

    светлый месяц,

    ясный лик,

    добрый молодец,

    чудо-юдо

    я там был, мёд , пиво пил, по усам текло, в рот не попало,

    за горами, за лесами,

    Иван-дурак,

    в долгом временем, аль вскоре. и др.

    -Автор взял из народных и концовку сказки

    +И я там был мёд –пиво пил. По усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.

    -Чем заканчивается сказка?

    +Добро побеждает зло, как и в рус нар сказках.

    +Герой любит своего конька, он маленький, ласково к нему относится.

    +Пал Иван к коньку на шею обнимал и целовал.

    -Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана.

    +В стихотворной.

    6. Закрепление изученного.

    -А в заключении давайте проведем «Викторину»

    По рядам.

    1тур отгадай-ка

    -какого роста был К-Г, выразите в соврем. мерках длины (12см)

    -назовите любимое занятие Ивана, что любил делать (песни петь, на печи лежать)

    -Сколько лет было царю (70)

    -Какого цвета была златогривая кобылица( Кобылица та была вся, как зимний снег, бела)

    -Ск-ко лет было царь-девице? (15)

    -Имя отца трёх братьев? (Петр)

    +Здравствуй, месяц-месяцович,

    Я Иванушка Петрович.

    ( Назовите мать и брата царь-девицы, месяц, солнце)

    -Место, где постоянно лежал К-г (сеновал) И пошёл на сеновал, где конёк его лежал

    -Предмет, в котором Иван хранил перо Ж-п (шапка) Завернул его в тряпицы, тряпки в шапку положил и конька поворотил.

    -Рыба, с которой дрался ёрш( карась) Глядь в пруде, под камышом ёрш дерётся с карасём

    2тур «Зачитай-ка» узнайте о ком идёт речь? ЗАДАТЬ ТРИ ВОПРОСА

    +старший брат Данила, сам облил себя из ведра.

    -Хм, теперь-то я узнал, для чего здесь дурень спал!

    -За твоё благодеянье , я исполнил обещанье. Если вновь принужусь я, позови опять меня»

    +КИТ-чудо

    -На земле и под землёй он товарищ будет твой, он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду мёдом напоит»

    +кобылица

    -Э-хе-хе, так вот какой наш воришка! Но, постой, я шутить ведь не умею!Разом сяду те на шею, вишь какая саранча!

    +Иван

    «Дай-ка я подкараулю. А нешто, так я и пулю, не смигнув, умею слить, лишь бы дурня уходить» (налгать)

    +Спальник

    -Ну, раскидывай шатёр, на ширинку (полотенце во всю ширину) ставь прибор из заморского варенья и сластей для прохлажденья. Сам ложися за шатром да смекай себе умом.

    +К-Г

    Эй, послушай! По пути заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…

    +Царь-девица

    -Что ты долго не являлся? Где ты, вражий сын, шатался?

    +Кит со гневом закричал, на ерша.

    -Ну, как спичка, слышь тонка, чай в обхват-то три вершка

    +Иван

    3тур Вспоминалки

    -Какую песню напевал Иван в самом начале сказки

    +распрекрасные вы очи

    -Вспомните эпиграф ко 2 части

    +Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

    -Танец, который плясали кони под песню Ивана (трепак) И под песню дурака, кони пляшут трепака, а конёк его-горбатко, так и ломится вприсядку.

    -В какой последовательности советовал К-Г нырять Ивану в котлы?

    (Молоко сперва ныряй, тут в котел с водой вареной, а оттудова в студенной)

    Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал жар –птицу и царь-девицу

    +3недели

    -Какие условия выдвинула царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж

    +То достань ты мне в 3 дня

    Перстень мой из океана

    -Коль себя не пожалеешь

    Ты опять помолодеешь

    Работа в группах

    Пронумеруйте события, произошедшие с главным героем, в соответствии с их последовательностью.

    1.Караул держать идёт.

    2.Нашёл перо Жар-птицы.

    3.На службу царскую попал.

    4.Перо Жар-птицы проспал.

    5.Жар-птицу поймал.

    6.Царь-девицу украл.

    7.У месяца гостил.

    8.Рыбе-киту прощенье выпросил.

    9.Ездил за кольцом.

    10.В котлах не сварился.

    11.Сделался царём.

    12.На царь-девице женился.

    4. Объясни-ка

    Какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём

    +доброта, смелость, умение дружить, на самом деле был умным, шустрым.

    -Чем вам нравится К-Г-

    +Хороший друг, прощает Ивана, Помогает, верный, симпатичный, веселый, вместе танцуют, обнимаются.

    Докажите , что конёк волшебный герой

    +летает, говорит, помощник, легко может поднять тяжести, сделал волшебными котлы.

    -Молодцы!!!

    8. Заключительная часть.

    -Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что не равнодушны к ним и вы.

    -Какие впечатления у вас оставила эта сказка?

    +добрые, весёлые

    -чему можно научится нам у Ивана и Конька?

    +дружбе, взаимовыручке.

    -Заслужил ли наш Иванушка счастье?

    -А от кого зависит наше счастье

    +от самих себя, быть ответственными, верными…

    -Чем похож конёк на коней из рус сказок и чем отличается (Богатырские, бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, конёк имеет непривлекательную внешность)

    -Красив ли он?

    -Почему иван дорожил им

    _Внешность не главное в дружбе

    -Что является главным в дружбе?( понимание, взаимовыручка, взаимопомощь)

    -Ребята, мы вспомнили нашу сказку про конька, побывав в стране сказок.

    (закрывается дверь)

    -.

    Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    _Что означают эти слова?

    +на протяжении сказки мы видим как герои становятся мудрее , сильнее.

    -Учит противостоять злу, учит понимать чужую беду. И эта ложь, оказывается самой настоящей правдой.

    -За игровой склад , за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и конька мы до сих пор любим и читаем эту сказку. Скачет конёк-горбунок от одного поколения к другому и пусть весёлый стук его копыт вечно живёт в наших сердцах.

    -А моё вам пожелание: читайте, набирайтесь сил да премудростей. Любите сказки, читайте с удовольствием!

    -До свиданья, гости, прозвенит сейчас звонок отдыхайте вы, ребята, всем спасибо за урок!

    infourok.ru

    Урок литературного чтения в 4 классе на тему "П.Ершов"Конек-горбунок. Сравнение литературной и народной сказок"

    - Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. - Что это был за отрывок?

    - Кто автор сказки?

    - Когда замысел сказки возник у Ершова ? ( В детские годы) - Сколько было лет автору, когда он написал сказку? (Ершову было тогда 19 лет.)

    Таких сказок в мире очень мало. Это сказка …( ребенка для ребят)

    - Вспомните годы его жизни?

    - Что помните про поэта? Как называют его? Почему? ( Поэт одной сказки)

    - Каков жанр этого произведения? ( Это сказка.)

    - По каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (Зачин, повторы)

    -А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные) - Какая это сказка? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…)- Можно ли данную сказку назвать волшебной? (да)

    - А из каких частей состоят сказки? (Зачин, основная часть, концовка) Что такое зачин? ( Зачин – традиционное начало.) Что такое концовка? ( Концовка– заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.)

    2.Тест

    1.Что выращивали на своем поле братья?

    а) пшеницу;

    б) репу;

    в) картошку.

    2. Кого увидел Иван в поле во время своего дозора?

    а) Змея Горыныча;

    б) жар-птицу;

    в) кобылицу.

    3.Как звали среднего сына старика?

    а) Гаврило; б) Данило; в) Владимир.

    4.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

    а) чёрная; б) сивая; в) белая.

    5.Каков был рост Конька -горбунка?

    а) три вершка

    б) два вершка

    в) четыре вершка

    6. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?

    а) 1

    б) 2

    в) 3

    7. Кто у Царь-девицы был брат?

    а) Солнце

    б) Месяц

    в) Звезда

    Самопроверка по слайду: а, в, а, в, б, б ,а

    III. Постановка темы и целей урока

    - Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

    – Перед нами стоит проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

    -Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью:

    • Анализировать литературное произведение.

    • Давать характеристику героям.

    • Выстроить сюжетную композицию сказки

    • Определить основную мысль

    • Слушать и уважать мнение своих товарищей.

    • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

    • Работать в паре или группе

    • Ориентироваться в тексте

    • Давать оценку своей работе.

    Сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

    определим тип и вид сказки;

    проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

    ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

    постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?

    VI. Работа по теме урока 1. Словарная работа - Какие непонятные слова вы записали? - Как называют слова, которые уже не употребляют в речи ? (Устаревшие) - Где можно найти значение этих слов? ( Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля. Сума – мешок из ткани, кожи для ношения чего-либо.

    Шевелить – зд. воровать.

    Смекнуть – сообразить, догадаться.

    Сенник – матрас, набитый сеном или соломой; сеновал.

    Несподручно – неудобно, затруднительно.

    Озираючись – осматриваясь.

    Очью – глазами.

    Аршин – русская мера длины, равная 71см.

    Рогожа – грубая ткань из мочала.

    Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира.

    Переться – препираться, спорить по пустякам.

    Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь.

    Намеднишняя – зд. предыдущая.

    Неможет – болеет.

    Кушак – широкий матерчатый пояс.

    Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.

    Порука – ответственность за выполнение чего-либо.

    Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием.

    Отродясь - никогда за всю жизнь

    2. Чтение и анализ произведения

    - Чем занималась семья старика?

    -Как вы понимаете выражение «Средний сын и так и сяк…»?

    - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

    - Какое горе произошло?

    - Что придумали братья?

    - Какие устаревшие слова требуют пояснения?

    - Кто первым отправился в дозор?

    - Как отнёсся к своей службе?

    - Объясните значение слова «сенник».

    - Средний брат как отнёсся к службе?

    - Что можете сказать о братьях?

    - Как Иван «держит караул»?

    - Какой вы представили кобылицу? Словесное рисование

    - Какие приёмы использует автор для создания яркого образ кобылицы?

    Сравнения: «как зимний снег, бела»

    Эпитеты: «грива в землю» - длинная, «золотая, в мелки кольца завитая», «волнистый хвост»

    - Почему кобылица покорилась Ивану?

    - Что просит кобылица у Ивана?

    - А что за это обещает ему?

    -Какой наказ она ему дала?

    - Как вы думаете, Иван действительно дурак, как сам себя называет?

    -Почему же он так себя вел?

    - Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?

    Физкультминутка

    Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз – хлопок и вверх – хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,

    Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)И на месте мы шагаем,Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)Потянулись, растянулисьВверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)И за парты все вернулись –Вновь урок у нас идёт.

    3.Исследовательская работа

    -Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

    1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

    2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках 3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события Завершение

    события

    Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

    4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

    5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

    - Подводим итоги работы групп 4 и 5

    СКАЗКА

    Народная

    Литературная

    Автор

    Народ

    Конкретное лицо-автор

    Форма

    Существует в устной форме

    Создается в письменной форме

    Наличие вариантов

    Каждая сказка может иметь несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста

    У авторской сказки нет вариантов. Изменений не допускается.

    Время создания

    Определить невозможно

    Известно

    Жанр

    Ограничивается рамками жанра:

    • волшебная

    • о животных

    • бытовая

    Не ограничивается рамками определенного жанра: включает в себя черты и бытовой сказки, и сказки о животных, и волшебной , и даже фантастику.

    4.Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.

    - Какова основная мысль сказки ?

    - Докажите, что данное произведение - сказка. Найдите все сказочные приметы.

    Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?

    – Похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки?

    Чем похожа?(  -волшебные предметы; традиционное начало, три сына; обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки , прибаутки, пословицы ,поговорки:  -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;- борьба добра и зла;

    – К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

    - Дадим полную характеристику сказки П.П. Ершова

    – По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и развиваются фантастические события.

    - Элементы каких русских народных сказок использовал Ершов?( «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич и серый волк», «Конек –горбунок»)

    - Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

    (Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)

    При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

    Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

    Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

    Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

    - Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

    За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе.

    У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. ( Нет, не связаны, это присказка). А какую роль играет присказка в сказке? ( Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.)

    -В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )

    Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И набитою сумой Возвращалися домой.

    - Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

    - С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)

     Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

    Вдруг о полночь конь заржал…Караульщик наш привстал,Посмотрел под рукавицуИ увидел кобылицу.Кобылица та былаВся, как зимний снег, бела,Грива в землю, золотая,В мелки кольца завитая.

    - Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)

    -Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

    - В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)

    Свет такой тут вдруг разлился,Что весь люд рукой закрылся.Царь кричит на весь базар:«Ахти, батюшки, пожар!Эй, решеточных сзывайте!Заливайте! заливайте!» —«Это, слышь ты, не пожар,Это свет от птицы-жар.

    Это кульминация.  В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. 

    (Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)

     -Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)

    Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем:

    Вывод:

     – Чему учит эта сказка?

    – Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

    - Какова основная мысль сказки?

    – Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

    VII. Итог урока. Рефлексия.

    Почему сказка никогда не стареет?

    Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?

    -Что нового вы узнали на уроке?

    -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.

    Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

    Я не знал….

    Теперь я знаю…

    Кроссворд :Найти ключевое слово.

    1. Кто главный помощник Ивана в сказке?(Конек горбунок)

    2.Брат царь-девицы (Солнце)

    3. Иван взял с собой в караул ( краюшку хлеба) 4. Кто просил вымолить прощение ?

    5. На чем играла царь-девица: (гуслях) 6. Что надо было достать царь-девице со дна океана? (перстень) 7. В нем пришлось Ивану купаться(молоко)

    8. Основной противник Ивана (Спальник)

    VIII. Домашнее задание.

    - Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. 

    - Проинсценировать один из отрывков сказки (по желанию)

    Использованная литература:

    1.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс / Составитель Кутявина С.В. – 4-е издание, переработанное. - М.: ВАКО, 2013.

    2. Поурочные разработки по литературному чтению для 4класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. («Школа России») / Автор Кутявина С. В. – М.: ВАКО, 2016.

    3. Проверочные работы по литературному чтению: 4 класс. Составитель Панкова О. Б. - Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

    4. Работа с текстом. Чтение. 4 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

    5. Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 4 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.

    infourok.ru


    Смотрите также