Презентация " Проект по творчеству П.П. Ершова". Паспорт героя конек горбунок


Игра- путешествие по сказке П. П. Ершова «Конёк- горбунок» Оформление

Игра- путешествие

по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»

Оформление: Текст сказки П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка.

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками. А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие- игру по сказке, необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

I. Вопросы для разминки.

1). Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2). А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.

II. Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П, Ершова « Конек – Горбунок»?(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;На мое ж притом несчастье,Было страшное ненастье:Дождь вот так ливмя и лилРубашонку всю смочил)

3)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,Да к моей судьбе несчастнойНочью холод был ужасный,До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,Звезды на небе считал,Вдруг приходит дьявол сам,С бородою и с усам….Вот и стал тот черт скакатьИ зерно хвостом сбивать.Я шутить ведь не умеюИ вскочил ему на шею….» )

5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?(Спальник – слуга царя)10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12. За что рыба – кит несла свое мучение?(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?(Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана?(Иван очень любил пить)

III. Сказочный словарьДля проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Зельно – весьма, сильно· Почивальня - спальня· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси· Басурман - иноземец· Городничий - начальник города в старину· Глазей - подсматривающий· Красно платье - нарядное, цветное, красивое· Челядь – слуги· Гости - купцы· Буерак - овраг, яма

IV. Составь портретКаждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Список сказочных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит«Поперек моря лежитЧудо- юдо рыба кит.Все бока ее изрыты,Частоколы в ребра вбиты,На хвосте сыр–бор шумит.На спине село стоит,Мужики на губе пашут,Между глаз мальчишки пляшут,А в дубраве меж усов,Ищут девушки грибов…»)

2) Жар–птицы« Неча молвить страх красивы!Ножки красные у всех,А хвосты-то сущий смех!Чай, таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Чай таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Словно батюшкина печь»

3) Царь–девица« Царь–девица подплывает,Входит с гуслями в шатер,И садится за прибор.« Хм! Так вот та царь-девица!Как же в сказках говорится , -Рассуждает стременной, -Что куда красна собойЦарь- девица, так что диво!Эта вовсе не красива:И бледна–то, и тонка,Чай, в обхват–то три вершка,А ножонка-то, ножонка!Тьфу-ты! Словно у цыпленка!Пусть полюбится кому,А я и даром не возьму»

4) Чудо–кони.«Молодые, вороные,Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитойХвост струится золотой,И алмазные копытыКрупным жемчугом обиты».

Подведение итогов игры-конкурса и награждение победителей.

Список использованной литературы:1. Арзамасцева И.Н. «Детская литература» .М.,1997г.2. Ершов П.П. «Конек –горбунок». М.,1989 г.

refdb.ru

Детский журнал "Конек-Горбунок" | Больше документов!

Пётр павлович ершов «Конёк-горбунок»

Содержание

Стр. 1-4 – Кто же он – П.П. Ершов?

Стр. 5 – Как создавалась сказка «Конек-Горбунок».

Стр. 6-10 – Узнаем о главных героях.

Стр. 11-13 – Особенности стиля и

языка сказки.

Стр. 14-20 – П.П.Ершов и искусство.

Стр. 21–42 – «Проверь себя»!

Кто же он — П.П Ершов?

Родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске ,Омске, Берёзове.

В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.

В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.

Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, — лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести — не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в Тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике ,в модном жанре романтической баллады, пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», либретто волшебной оперы «Страшный меч», «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель».

  • В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы.
  • Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки — он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г

Как создавалась сказка «Конёк-Горбунок»

В 1834 г. в журнале «Библиотека для  чтения», который издавал О.И. Сенковский, появилась первая часть ставшей впоследствии знаменитой сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Автору ее было 19 лет, и он являлся студентом Петербургского университета. В том же году сказка была издана отдельной книгой. Пушкин отозвался на сказку Ершова восторженно: «Теперь мне можно и оставить этот род поэзии», как бы признавая приоритет юного сказочника, который не миновал ученичества у знаменитого поэта.   Ершов задумал свою сказку, когда прочитал только-только появившиеся сказки Пушкина. В 1910-1930-е годы первые четыре строки «Конька-Горбунка» включались в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями, так как свидетельство Смирдина можно понимать скорее так, что Пушкин эти стихи только отредактировал .

Узнаем о главных героях

ИВАН-ДУРАК — Дурак («У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак.»)

  • Работящий («Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой.»)
  • Лентяй («Стало в третий раз смеркаться, Надо младшему сбираться; Он и усом не ведет, На печи в углу поет Изо всей дурацкой мочи: «Распрекрасные вы очи!»)
  • Хвастливый («Эхе-хе! так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!»)
  • Смелый (И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И прыгнул к ней на хребёт — Только задом наперёд.)
  • Лживый («Всю я ноченьку не спал, Звезды на небе считал; Месяц, ровно, тоже светил, — Я порядком не приметил. Вдруг приходит дьявол сам, С бородою и с усам; Рожа словно как у кошки, А глаза-то — что те плошки! Вот и стал тот черт скакать И зерно хвостом сбивать. Я шутить ведь не умею — И вскочил ему на шею. Уж таскал же он, таскал, Чуть башки мне не сломал. Но и я ведь сам не промах, Слышь, держал его, как в жомах. Бился, бился мой хитрец И взмолился наконец:
  • Честный («Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал»)
  • Опрятный (Тут надел он свой кафтан, Опояской подвязался, Приумылся, причесался, Кнут свой сбоку прицепил Словно утица поплыл.)
  • Находчивый («Ты увидишь здесь поляну; На поляне той гора, Вся из чистого сребра; Вот сюда-то до зарницы Прилетают жары-птицы Из ручья воды испить; Тут и будем их ловить».)
  • Остроумен («Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить, Знашь, чтоб темень сотворить».)
  • Смелый, находчивый ( Вот Иван к котлам поднялся,        Глянул в них — и зачесался.        «Что же ты, Ванюша, стал? —        Царь опять ему вскричал. —        Исполняй-ка, брат, что должно!»        Говорит Иван: «Не можно ль,        Ваша милость, приказать        Горбунка ко мне послать.        Я впоследни б с ним простился». )

ЦАРЬ

  • Важный (Царь смотрел и дивовался,

Гладил бороду, смеялся

И скусил пера конец.)

  • Самовлюбленный («Я хоть стар, да я удал! —

Царь царице отвечал. —

Как немножко приберуся,

Хоть кому так покажуся

Разудалым молодцом.

Ну, да что нам нужды в том?

Лишь бы только нам жениться».)

Злой (Царь, прищурясь глазом левым,

Закричал к нему со гневом,

Приподнявшися: «Молчать!

Ты мне должен отвечать:

В силу коего указа

Скрыл от нашего ты глаза

Наше царское добро —

Жароптицево перо?

Что я — царь али боярин?

Отвечай сейчас, татарин!»)

 

  • Вредный (Царь, затрясши бородою:

«Что? Рядиться мне с тобою? —

Закричал он. — Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь Царь-девицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой!

Ты поплатишься со мной!

На правёж — в решетку — на кол!

Вон, холоп!»)

КОНЁК-ГОРБУНОК

  • «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два горба
  • Товарищ, всегда поможет в беде, преданность (На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.)

  • Конёк — воплощённая сущность Ивана — являет подлинное содержание человеческого — не сказочного бытия, главное в котором — доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.

Особенности стиля и языка

Разновидность жанра

Волшебная сказка (животные наделены человеческим поведением, число 3 встречается на протяжении всей сказки и является ведущим числом)

Особенности стиля и речи

Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часто обращается к читателю:

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,…

“ Эх, послушай, люд честной!

Жили-были муж с женой,

Муж то примется за шутки,

А жена за прибаутки,…….”

А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:

Ну-с, так вот! Раз Данило

(В праздник, помниться, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган….

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на океан.

Горбунок летит, как ветер,…

И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:

Тут, уклав его в ларец,

Закричал(от нетерпенья),

Подтвердив своё веленье

Быстрым взмахам кулака:

«Гей ! позвать мне дурака!»…..

Такой прием, как обращение к читателю создает ощущение общения.

Особенности сказки.

Прием троекратного повторения:

Три сына, три ночи караулили, три утрени зари, три вершка, три коня, три службы Ивана, три котла, три луковки.

Наличие повторов:

число 3 повторяется в сказке. (18 раз).

  • В сказке Ершова используется много присказок, прибауток, пословиц ,поговорок:

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;……

Это присказка ведется,

Сказка после начнётся….

Как у наших у ворот

Муха песенку поёт:

«Что дадите мне за вестку?

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,………»

Автор их использовал с целью помочь осознать богатство и величие родного языка, ощутить необходимость совершенствовать свои знания, повышать свою культуру.

Так же, в сказке присутствует много уменьшительно-ласкательных слов: трубушка, шесток, Иванушка, конек, минутки, мужички, мальчишки, Ванюша – это доказывает нам положительное отношение автора к героям и его позитивный настрой.

В сказке наблюдается частое употребление устаревших слов: крестьянин, недалече, сенник, царь, дворяне, терем, челядь – автор их использует, чтобы конкретнее показать то время.

Встречается много глаголов повелительного наклонения: послушай, не ходи, не кажись, смотри, не забывай, вспомни, слушай, беги, постой, помоги, помилуй – они использованы, чтобы показать экспрессию событий.

Разнообразие эпитетов: люд честной, крещеный мир, первый вечер, хоромы золотые, отцы родные, светлая страна, темное облако, белый парус, царь морской – автор из использовал, чтобы более красочно показать героев, предметы, события.

 

В конце сказки формула-концовка: Я там был, Мед, вино и пиво пил, по усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало!

П.П.Ершов и искусство

Самому писателю и его сказочным героям были поставлены памятники.

Памятник Петру Павловичу Ершову  расположен в г. Тобольск в сквере им. Ершова. Он располагается в нагорной части города недалеко от Тобольского кремля. Памятник был открыт в 2008 г. Скульптура изображает молодого писателя в руках с книгой и пером. К его ногам прижимается маленький Конёк-горбунок, стоящий на задних ногах. Надпись на памятнике простая, в старорусском стиле: «ПЕТРЪ ПАВЛОВИЧЬ ЕРШОВЪ». Сквер также украшают: скульптура Иванушки с Коньком-горбунком, Жар-птица, Кит с Тобольским кремлём на спине и Царь, прыгающий в котёл.

Иванушка с коньком-гобунком

«Чудо-юдо рыба кит»

«Жар- птица»

«Царь, залезающий в котел»

«Памятник Ершову»

По самому крупному произведению Ершова -«Конёк-Горбунок» проводятся спектакли. Постановка: МХТ им. Чехова; Режиссера Евгения Писарева

«Конёк-Горбунок, или Царь-девица»  — балет по одноимённой сказке Петра Ершова. В 4 актах и 9 картинах. Композитор Цезарь Пуни, автор либретто и балетмейстер Артур Сен-Леон.

 

«Конёк-Горбунок»  — балет по одноименной сказке П. П. Ершова. В 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом. Композитор Родион Щедрин, авторы сценария — балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский.

«Конёк-Горбунок»  — советский рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии Союзмультфильм режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух версиях — 1947 и 1975 года. Снят по одноимённой сказке Петра Ершова.

 

«Конёк-Горбунок»  — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1941 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой сказки Петра Ершова и русских народных сказок. Премьера фильма в СССР состоялась 31 июля 1941 года.

Проверь себя!

Вопрос № 1  Сколько сыновей было у отца? один  два  три

Вопрос № 2  Сколько коней, вместе с Коньком-горбунком, Иван получил от кобылицы, которая помяла пшеничное поле?

одного   двух   трёх

Вопрос № 3  Что решил надеть Иван, чтобы не обжечься, хватая жар-птицу?

  малахай  рукавицы  кафтан

Вопрос № 4  Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал?

  в золотую клетку  в мешок  в бочку

Вопрос № 5  Кто главный помощник Ивана в сказке?

  братья Конек-горбунок жар -птица

Вопрос № 6

Что выращивали на своем поле братья?

       пшеницу

    репу

   картошку

Вопрос № 7

Найдите имя героя, которого нет в сказке.

       Гаврило

   Степан

    Данило

Вопрос № 8

Царь захотел искупаться в трёх котлах, чтобы:

        быть чистым

    стать молодым красавцем

    умереть от горя

Вопрос № 9

Кто такой Спальник в сказке?

        отец Ивана и его братьев

    тот, кто всё время спал

  главный царский конюх

Вопрос № 10

Где жил старик со своими сыновьями? в деревне

в селе

в городе

Вопрос № 11

В начале повествования о неком персонаже говорится: «… вовсе был дурак». В конце концов он сделал головокружительную карьеру. А какая участь постигла его предшественника на высшем посту?

Сварился

Занял пост ещё выше Стал дураком

Вопрос № 12 Кто произнес эти слова, прочитав произведение «Конек-горбунок»:  «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»? М.Ю.Лермонтов Л.Н.Толстой А.С.Пушкин

Вопрос № 13

Что делал в первую очередь человек в сказке, войдя в избу? Здоровался Молился на икону в красном угле комнаты Проходил в спальную комнату

Вопрос № 14

Кто стал врагом Ивана во дворце?   Спальник Жар-птица Конек-горбунок

Вопрос № 15

В какую сторону света, ездил Иван исполнять задания царя? На Юг На Восток На Запад

Вопрос № 16

Назовите родственных людей Царь – девицы.  

Мать-солнце, брат- месяц

Мать – месяц, брат – солнце

Сестра- солнце, отец- ветер

Вопрос № 17

Кому из героев сказки принадлежат эти слова:

«Я с повинной головою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казнить, Прикажи мне говорить.»?

Спальнику Жар-птице Коньку-горбунку

Вопрос № 18

Кому из героев сказки принадлежат следующие слова: Всю я ноченьку не спал; На моё ж притом несчастье, Было страшное ненастье: Дождь вот так ливмя и лил,  Рубашонку всю смочил.»? Гавриле Даниле Ивану Отцу Иванушки

Вопрос № 19

Кому из героев сказки принадлежат следующие слова:

« Будьте милостивы, братцы! Дайте чуточку подраться. Распроклятый тот карась Поносил меня вчерась При честном при всём собранье Неподобной разной бранью.»?

Гавриле Ёршу Царю Даниле

Вопрос № 20

Кто и о ком говорит эти слова?

«Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян…»?

Царский спальник об Иване-дурачке

Жар-птица об Иване-дурачке Иван-дурачок о Царе

Конец

moredocs.ru

П.П.Ершов «Конек - Горбунок». - Қосымша сабақ жоспары - Документы - Сабақ жоспары

Материал тегін жариялап, сертификат алу

Салихова Раушан Рашидовна Учитель русского языка литературы школы имени Б. Кенжебаева ЮКО Арысский район

Тема урока: П.П.Ершов «Конек - Горбунок». Цели урока: - знакомство с фактами биографии П.П. Ершова, с сюжетом и героями сказки «Конек - Горбунок»; - развитие интереса к литературной сказке; - воспитание в себе лучших качеств. Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, карточки с заданиями, карточки с названиями команд. Ход урока: I. Организационный момент. 1. Приветствие 2. Отметка отсутствующих 3. Цель урока II. Работа по теме. 1. Вступительное слово учителя. - Нет, наверное, такого человека, который не любил бы читать сказки. С замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за сказочных героев, которые преодолевают препятствия, защищают слабых. А еще, читая сказки, мы осуждаем и смеемся над такими чертами, как жадность, лень, трусость. Сегодня на встречу со сказкой Ершова «Конек - Горбунок» мы пригласили известного Ученого – литературоведа, знатока творчества Ершова. - Самое удивительное, что сказка была написана совсем молодым человеком. Как удалось юноше создать такое удивительное зрелое произведение? Рожденный в недрах непогоды, В краю туманов и снегов. Питомец северной природы И горе тягостных оков. Я был приветствован метелью И встречен дряхлою зимой, И над младенческой постелью Кружился вихорь снеговой… 2. Учёный – литературовед: - Так о своей родине, огромной и суровой Сибири, писал Ершов. Петр Павлович Ершов родился в Сибири, в селе Безруково Ишимской губернии, в феврале 1815 года. В семье Ершовых было 12 детей, но все они умерли в детстве, кроме двух мальчиков – Николая и Петра. Маленький Петя тоже страдал припадками, пока его болезнь не «продали» нищему. Был такой старинный сибирский обряд. Мальчик выжил. Он был послушным, тихим, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев сибирской жизни Ершова нашло отражения в сказке. В детстве он вместе со своей семьей много ездил по Сибири. Потом была учеба в Тобольской гимназии, затем в Петербургском университете. В 1834 году девятнадцатилетний Ершов сочинил сказку «Конек - Горбунок» и сразу стал знаменитым, его сказку читали все. После окончания университета Ершов преподает в родной Тобольской гимназии. П.П.Ершов претерпел много тягот: бедность, неудачи, смерть детей. Болезни преследовали его. Он умер в 1869 году, 53 лет от роду. Хоронил его весь город. Ершов умер бедным, но оставил народу сокровище – сказку «Конек - Горбунок». За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку. ІІІ. Итак, начинает сказка сказываться… За горами, за лесами, За широкими морями. Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град – столицу: Знать, столица та была Недалече от села. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать – Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Учитель: А что произошло дальше? Поймали ли «злого вора»? И кто это сделал? А, чтобы узнать это, перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька - Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. 1. Вопросы для разминки. А) Кто является главным героем этой сказки? ( В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка) Б) Почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? (Потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту) В) Хотели бы вы иметь такого друга? (Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек) Г) Откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова? (Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки) 2. Литературная викторина А) Как звали трех братьев в сказке П.Ершова « Конек – Горбунок»? (Данило, Гаврило, Ванюша) Б) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? Всю я ноченьку не спал; На мое ж притом несчастье Было страшное ненастье: Дождь вот так ливмя и лил Рубашонку всю смочил. В) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства? Всю я ноченьку не спал, Да к моей судьбе несчастной Ночью холод был ужасный, До сердцов меня пробрал. Г) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула? Всю я ноченьку не спал, Звезды на небе считал, Вдруг приходит дьявол сам, С бородою и с усам…. Вот и стал тот черт скакать И зерно хвостом сбивать. Я шутить ведь не умею И вскочил ему на шею…. Д) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок? (Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван) Е) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. (Это конек ростом три вершка на спине с двумя горбами да с аршинными ушами) Ж) У Ивана - дурака, кроме Конька - Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? (На базаре в конном ряду) З) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? (Десять шапок серебра) И) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек- Горбунок и предупреждал его, что много непокоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя) К) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу? (Пшеном, смешанным с вином) Л) А когда Иван поехал за царь - девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) М) За что рыба – кит несла свое мучение? (За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей») Н) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок) О) Назовите любимое занятие Ивана? (Иван очень любил пить) 3. Сказочный словарь - Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок.

• Зельно – весьма, сильно • Почивальня - спальня • Стрельцы – старинное войско в Древней Руси • Басурман - иноземец • Городничий - начальник города в старину • Глазей - подсматривающий • Красно платье - нарядное, цветное, красивое • Челядь – слуги • Гости - купцы • Буерак - овраг, яма 4. Составь портрет Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев. 1) Чудо-юдо рыба-кит: Поперек моря лежит Чудо- юдо рыба кит. Все бока ее изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр–бор шумит. На спине село стоит, Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов, Ищут девушки грибов… 2) Жар–птицы: Неча молвить страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то сущий смех! Чай, таких у куриц нету, А уж сколько парень свету, Словно батюшкина печь 3) Царь–девица: Царь–девица подплывает, Входит с гуслями в шатер, И садится за прибор. « Хм! Так вот та царь-девица! Как же в сказках говорится , - Рассуждает стременной, - Что куда красна собой Царь- девица, так что диво! Эта вовсе не красива: И бледна–то, и тонка, Чай, в обхват–то три вершка, А ножонка-то, ножонка! Тьфу-ты! Словно у цыпленка! Пусть полюбится кому, А я и даром не возьму 4) Чудо–кони: Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты IV. Закрепление Блиц – опрос: - Главный герой сказки. - Автор сказки. - Что обещал отец купить Ванюше? - Как называли братьев в дозоре? - Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил очи лошадей. - Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Но а младший был …. - Что надел Иван, отправившись в дозор? - Кому Иван выпросил прощенье в Солнцевом селенье? - Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы? - Какой танец танцевали лошади? - Назовите имена всех трех братьев. - Где Иван спрятал кобылицу? - Чему равен рост Конька-горбунка? - В чем сварился царь? - Кем стал Иван, искупавшись в молоке? - Во всех литературных сказках положительные герои отличаются главными чертами: добрый, любит свою родину, приветливый, справедливый, храбрый, сообразительный. - А вот зло – это плохое качество человека: жадность, глупость, зависть, подлость, лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка П.П. Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим человеком - Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких - нибудь фантастических существах, а в простых (да и не в простых – в царе!) людях. Поэтому сказка такая живая. - Таким образом, мы вновь убеждаемся, что народное творчество прекрасно, оно выработало общенародный идеал, нацеливало молодое поколение на воспитание в себе лучших качеств. Но литературное творчество богаче, глубже, значимее. Оно отражает идеалы писателя или поэта, показывает его мастерство и талант. П.П. Ершов, несмотря на то, что написал всего одну сказку – показал себя гениально талантливым сказочником. Поэтому его произведение читали, читают и будут читать еще многие – многие поколения. V. Подведение итогов 1) Победители конкурса 2) Оценки учащихся VІ. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к отрывку сказки.

Общеобразовательная средняя школа имени Б.Кенжебаева

на тему:

Провела: Салихова Р.Р. учитель русского языка и литературы

talimger.org

Презентация " Проект по творчеству П.П. Ершова".

МОУ СОШ №13 г. Копейск Проектная работа по теме «Мой любимый литературный герой» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).

 

Выполнила:

ученица 5 «Г» класса

Битяева Анастасия.

 

Руководитель:

Филик Л.Л.

 

Цель проекта: Познакомиться с жизнью и творчеством П. П. Ершова. Рассказать о главном герое сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».

Автобиография

Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в Сибири в деревне Безруково Тобольской губернии. Его отец был мелким чиновником, а мать - дочерью богатого купца. Родился он очень слабеньким и много болел. И однажды, когда состояние ребенка совсем ухудшилось, отчаявшиеся родители отважились провести магический обряд. Выглядел он следующим образом: ребенка продавали за грош нищему, который, по поверьям, и забирал себе все болезни и горести. По этому поводу Ершов в зрелые годы шутил, что ему доподлинно известна своя цена – грош. Семья его часто переезжала из-за работы отца. В 1830 году окончил Тобольскую гимназию. Закончил философско-юридический факультет Петербургского университета. В университете Ершов познакомился с А.С. Пушкиным . Ершов был разносторонним человеком. Он умел играть на флейте и клавесине, а также занимался собиранием местных преданий и легенд. И именно в студенческие годы он пишет первую часть знаменитого «Конька-Горбунка». Тогда же писатель серьезно увлекается театром и оперой. Причина этому - его любовь к музыке, вынесенная из детства.

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, где и прожил всю жизнь. Ершов горячо любил свой суровый край. В Тобольской гимназии он преподавал латынь, словесность и философию.

История создания сказки

В детстве Ершов любил слушать сказки сибирских крестьян, в которых народ высмеивал своих врагов – царя, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость и добро. Причиной рождения сказки «Конёк – Горбунок» стали раздумья автора о простом русском народе: его привычках и обычаях. Так он задумал написать своего «Конька-горбунка» –весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном Коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок . Впервые сказка "Конек-Горбунок" появилась в журнале"Библиотека для  чтения" в 1834 году, когда автору было всего 19 лет, и он являлся студентом Петербургского университета.

Сказка имела огромный успех. Пушкин, прочитав сказку, похвалил ее и пожелал издать её по самой дешёвой цене. Восторгаясь Ершовым, Пушкин сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить».  Кроме «Конька-горбунка», он написал ещё несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А «Конек-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

Обложка первого издания сказки

«Конёк-горбунок» П. П. Ершова. Санкт-Петербург, 1834

Иллюстрации к сказке.

Мой любимый герой.

Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. Описание Конька-Горбунка очень забавное. Конька - горбунка изображают в виде маленькой лошадки со смешливой мордочкой. Маленький, но удаленький, ростом в три вершка. А что это значит? Вершок= 4,44 см. Следовательно , Конёк-горбунок ростом был 3* 4,44=13,32 см . Он описан в сказке с аршинными ушами. Сколько это? Аршин= 71 см. Следовательно, у конька уши = 71 см. и с двумя горбами. Несмотря на такой рост, этот герой( Конек-Горбунок ) настолько мил, что его невозможно не полюбить. Этот волшебный фантастический персонаж прекрасно разговаривает человеческим голосом, знает птиц и растений. Конек хорошо различает добро и зло и всегда на стороне добра, встает на защиту обиженных людей. Это существо – верный и настоящий друг, и ради своего товарища …Конек - горбунок и в котлы кипящие ныряет, и кита освобождает, и с великим Месяцем Месяцовичем ведет беседы….

В борьбе за справедливость и во имя любви к другу Конек -горбунок не знает преград и страха. Он может достать что угодно и, откуда угодно. И при этом он ничего не желает взамен за свою помощь. В конце сказки он был щедро вознагражден – после омовения в чане с кипящим молоком он стал писаным красавцем. Конек-Горбунок выступает в роли ангела-хранителя Ивана, и всегда говорит хоть и горькую, но правду. Этот неказистый жеребенок таит в себе все качества могучего коня. Конек-горбунок оказывается и волшебным помощником, и волшебным средством. Он товарищ и "игрушечка". Ведь именно об этом и говорила кобылица Ивану:

Но конька не отдавай

Ни за пояс, низа шапку,

Низа чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Отрицательными качествами наделены в сказке не какие-нибудь фантастические существа, а в простые люди и царь. Поэтому сказка такая живая. Эта сказка учит нас настоящей дружбе.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

П.П.Ершов «Конек - Горбунок». - Открытие уроки по русскому языку - Предметы - Сабақ жоспары

Материал тегін жариялап, сертификат алу

Салихова Раушан Рашидовна орыс тілі мен орыс әдебиеті пәндерінің мұғалімі Оңтүстік Қазақстан облысы Арыс ауданы, Қаражантақ елдімекені Б.Кенжебаев атындағы жалпы орта мектебі

Тема урока: П.П.Ершов «Конек - Горбунок». Цели урока: - знакомство с фактами биографии П.П. Ершова, с сюжетом и героями сказки «Конек - Горбунок»; - развитие интереса к литературной сказке; - воспитание в себе лучших качеств. Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, карточки с заданиями, карточки с названиями команд. Ход урока: I. Организационный момент. 1. Приветствие 2. Отметка отсутствующих 3. Цель урока II. Работа по теме. 1. Вступительное слово учителя. - Нет, наверное, такого человека, который не любил бы читать сказки. С замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за сказочных героев, которые преодолевают препятствия, защищают слабых. А еще, читая сказки, мы осуждаем и смеемся над такими чертами, как жадность, лень, трусость. - Самое удивительное, что сказка была написана совсем молодым человеком. Как удалось юноше создать такое удивительное зрелое произведение? Рожденный в недрах непогоды, В краю туманов и снегов. Питомец северной природы И горе тягостных оков. Я был приветствован метелью И встречен дряхлою зимой, И над младенческой постелью Кружился вихорь снеговой… - Так о своей родине, огромной и суровой Сибири, писал Ершов. Петр Павлович Ершов родился в Сибири, в селе Безруково Ишимской губернии, в феврале 1815 года. Очень много событий, обычаев сибирской жизни Ершова нашло отражения в сказке. В детстве он вместе со своей семьей много ездил по Сибири. Потом была учеба в Тобольской гимназии, затем в Петербургском университете. В 1834 году девятнадцатилетний Ершов сочинил сказку «Конек - Горбунок» и сразу стал знаменитым, его сказку читали все. После окончания университета Ершов преподает в родной Тобольской гимназии. П.П.Ершов претерпел много тягот: бедность, неудачи, смерть детей. Болезни преследовали его. Он умер в 1869 году, 53 лет от роду. Хоронил его весь город. Ершов умер бедным, но оставил народу сокровище – сказку «Конек - Горбунок». За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку. ІІІ. Итак, начинает сказка сказываться… За горами, за лесами, За широкими морями. Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак... ...Стали думать да гадать – Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Учитель: А что произошло дальше? Поймали ли «злого вора»? И кто это сделал? А, чтобы узнать это, перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька - Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. 1. Вопросы для разминки. А) Кто является главным героем этой сказки? Б) Почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? В) Хотели бы вы иметь такого друга? Г) Откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова? 2. Литературная викторина А) Как звали трех братьев в сказке П.Ершова « Конек – Горбунок»? Б) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок? В) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. Г) У Ивана - дурака, кроме Конька - Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? Д) Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? Е) За что рыба – кит несла свое мучение? Ж) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? З) Назовите любимое занятие Ивана?

3. Сказочный словарь - Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок. • Зельно – весьма, сильно • Почивальня - спальня • Стрельцы – старинное войско в Древней Руси • Басурман - иноземец • Городничий - начальник города в старину • Глазей - подсматривающий • Красно платье - нарядное, цветное, красивое • Челядь – слуги • Гости - купцы • Буерак - овраг, яма 4. Составь портрет Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев. 1) Чудо-юдо рыба-кит: 2) Жар–птицы: 3) Царь–девица: IV. Закрепление. Блиц – опрос: - Главный герой сказки. - Автор сказки. - Что обещал отец купить Ванюше? - Как называли братьев в дозоре? - Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил очи лошадей. - Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Но а младший был …. - Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы? - Какой танец танцевали лошади? - Чему равен рост Конька-горбунка? - В чем сварился царь? - Кем стал Иван, искупавшись в молоке? - Во всех литературных сказках положительные герои отличаются главными чертами: добрый, любит свою родину, приветливый, справедливый, храбрый, сообразительный. - А вот зло – это плохое качество человека: жадность, глупость, зависть, подлость, лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка П.П. Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим человеком. - Таким образом, мы вновь убеждаемся, что народное творчество прекрасно, оно выработало общенародный идеал, нацеливало молодое поколение на воспитание в себе лучших качеств. Но литературное творчество богаче, глубже, значимее. Оно отражает идеалы писателя или поэта, показывает его мастерство и талант. П.П. Ершов, несмотря на то, что написал всего одну сказку – показал себя гениально талантливым сказочником. Поэтому его произведение читали, читают и будут читать еще многие – многие поколения. V. Подведение итогов 1) Победители конкурса 2) Оценки учащихся VІ. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к отрывку сказки.

talimger.org


Смотрите также