Поход по льду Байкала на коньках 2018. На коньках по байкалу


FAQ по походам на коньках по Байкалу – Евгений Дубинчук

При подготовке к походу на коньках по Байкалу мне помогло много людей, поэтому я решил сделать FAQ об особенностях походов на коньках по Байкалу, в котором постарался максимально раскрыть те вопросы, которые возникли у меня перед походом. Сюда включен мой личный опыт, а также опыт других людей.

UPD: FAQ обновлен и составлен теперь уже на основе двух походов.

Рассказ о первом походе можно почитать здесь:

Часть 1. Листвянка, Б. Коты, мыс КадильныйЧасть 2. Б. Голоустное, бухта ПесчанаяЧасть 3. БугульдейкаЧасть 4. мыс Саган-Заба, залив Усть-АнгаЧасть 5. Ольхонские ворота, Огой, ХужирЧасть 6. Малое Море: Хужир, Замогой, Ольтрек, Сарма, МРС

Второй поход на коньках:

Часть 1. По Байкалу на коньках вокруг Ольхона. Поход номер два. Восточный берег Ольхона.Часть 2. По Байкалу на коньках вокруг Ольхона. Малое Море.Часть 3. Ледяные узоры замерзшего Байкала.Часть 4. Магия луны на Байкале зимой.Часть 5. Гроты и сокуи — ледяные наплески на Байкале зимой.Часть 6. Вмерзшие в лед. Зимний Байкал.Часть 7. Магия рассветов и закатов на зимнем Байкале.

Самое главное — это осознать, что все возможно и не боятся осуществить мечту. После чего нужно грамотно спланировать маршрут, подготовить снаряжение, подготовиться физически, найти надежных попутчиков, научиться уверенно кататься на коньках, и тогда вы получите огромное удовольствие от похода по Байкалу — самому большому в мире катку.

Когда ехать?

К середине января обычно замерзает север Байкала и Малое море, а к началу февраля покрывается льдом оставшаяся часть Байкала, оставляя не замерзшим лишь небольшой участок в районе истока Ангары. Сроки могут варьироваться. Начинает освобождаться ото льда в конце апреля-начале мая.Кататься на коньках по льду можно с середины января до апреля (опять же зависит от местоположения — север или юг, в апреле уже становится опасно). При этом не стоит выходить на лед сразу после того, как Байкал замерз — лед еще тонкий и постоянно трескается, рвется. Точно так же нельзя выходить на лед, когда после потепления он меняет свою структуру, теряя прочность.На мой взгляд, лучшее время для путешествий по Байкалу – это конец февраля – начало марта. Еще не слишком тепло, чтобы начал портиться лед (он мутнеет и образуются трещинки-кружева), и уже не слишком холодно.Толщина льда в это время может достигать 50-100см и более.

Куда ехать?

Мониторьте ледовую обстановку (смотреть лед   jpeg, снимки обновляются каждый день) и решайте где стартовать за 1-2 дня до похода. А еще лучше смотреть на этом сайте, данные обновляются значительно чаще. Данные карты можно залить в навигатор. Инструкция здесь. Также рекомендую сайт EarthExplorer — просто фантастическое разрешение спутниковых снимков, но слишком редкие обновления. Очень хорошо видны поля торошения. Снимки оттуда тоже можно загнать в навигатор, т.к. есть привязка, но я не смог до конца разобраться, как это сделать. Для загрузки снимков необходимо зарегистрироваться. После регистрации выбираете слева вкладку Path/row, затем Polygon и мышкой ставите точки, обозначая область, снимки которой хотите увидеть. Выбираете диапазон дат, далее нажимаете на кнопку Data sets, из списка выбираете Landsat Archive, ставите галочки L8 OLI/TIRS Pre-WRS-2 и L7 ETM+ SLC-off (2003-present), нажимаете кнопку Results. Вверху есть выпадающий список — список снимков L7 и L8 отображаются по отдельности. Выбираете нужный снимок, нажимаете на кнопку загрузки и из предложенного списка файлов выбираете LandsatLook «Natural Color» Image. Файлы привязки здесь — LandsatLook Images with Geographic Reference. Если разберетесь и напишите инструкцию, то включу ее в данный FAQ.

Готовьте запасные маршруты. Обычно чистый лед бывает от Листвянки до Ольхонских Ворот, в Малом море и вокруг Ольхона. Реже чистый лед бывает до мыса Покойники, еще реже до мыса Елохин, обычно это в начале зимы, потом заметает снегом. Восточный берег как правило в снегу – все сдувает с запада. Да и не особо интересно, говорят, горы у берега более низкие.

Очень редко бывает свободным от снега Святой Нос и Ушканьи острова. В 2014 году было чисто, но перед походом выпал снег, и поэтому мы поехали в Листвянку, хотя изначально хотели ехать на Ушканы. Потом этот снег сдуло, когда мы уже были на Байкале, но было поздно что-то менять.

На спутниковых снимках можно также разглядеть большие поля торосов. Желательно это сделать, как только лед встал и не повидал снега.

При очень хорошем раскладе лед может быть таким:

При плохом раскладе таким:

Также возможно и такое, что Байкал полностью не замерзнет. Такая ситуация случилась в 2015 году, когда был мой второй поход.

Темные участки — это открытая вода.

Был теплый январь, и лед не успевал нарастать нужными темпами, в итоге ветер разрывал тонкий лед и двигал более толстые льдины на огромные расстояния. Масштабы таких движений можно увидеть в двух гифках — для наглядности я выбрал 6-8 февраля 2015 г. и 16-17 февраля 2015 г. Снимки сделаны с разницей в один день. Длина Байкала составляет более 600 км. Впечатляет, да, когда почти половина льда на этом огромном озере ходит туда-сюда? Однако, даже в такой ситуации возможно передвижение по узкой полоске льда вдоль береговой линии и по торосам, а иногда и по берегу. У некоторых туристов есть такой опыт, нам повезло больше, т.к. в районе Ольхона лед таки замерз. Занятие крайне рискованное, так что настоятельно рекомендую в такой ситуации выбрать маршрут по Малому морю — там лед замерзает намного быстрее.

Также можно немного разнообразить маршрут, покатавшись по замерзшим рекам (говорят можно кататься по Голоустной, Бугульдейке, Анге и Сарме). Осторожно, на реках могут быть полыньи и промоины!

Возможные места начала и завершения маршрута (куда проедет транспорт по суше):

1. МРС (Сахюрта). Можно попробовать доехать до Сармы или Курмы.Можно на маршрутке, но с расписанием не понятно, зимой они могут не ходить или ходить нерегулярно либо по запросу турбаз. То есть можно пробовать искать варианты через турбазы. Стоимость проезда в районе 700р.2. ЛиствянкаМожно без проблем добраться на маршрутке (с автовокзала или на частниках), стоимость проезда в районе 120р.3. БугульдейкаС маршрутками та же ерунда, что и до МРС.4. Большое ГолоустноеДо Голоустного ходит автобус один раз в день.5. Усть-Баргузин (на Востоке)Вопрос по заброске до Усть-Баргузина я не изучал.

Если ехать группой несколько человек, то возможно лучшим вариантом будет заказать машину. Мы добирались на микроавтобусе Мицубиси Делика, за проезд заплатили 1600р из Иркутска до Листвянки (из расчета 20р/км) и 5000р из МРС до Иркутска (около 250км). Это недорого, можно конечно попробовать найти еще дешевле. Кроме того на форуме angara.net есть раздел с поиском попутчиков, может удастся с кем-нибудь скооперироваться. Также ходят маршрутки, но с расписанием в зимнее время не все понятно.

Могу дать более подробную информацию по проезду и контакты — пишите.

До Иркутска можно добраться на поезде (долго) или на самолете (дорого). Если очень повезет, то билеты на самолет можно купить за 10 т.р. туда-обратно (Москва-Иркутск-Москва). Нам не повезло — билеты начали дорожать и мы купили за 7 т.р. в один конец, а потом билеты подешевели на несколько дней до 5 т.р.

Есть некоторые нюансы по посещению заповедников и нацпарков.— Прибайкальский нацпарк. Граница по воде в нескольких метрах от берега.Недавно приняли антинародный закон, обязывающий получать платное разрешение на посещение нацпарка. У нас не возникло никаких проблем с работниками нацпарка, но по информации отсюда это вскоре исправят, и проблемы будут.— Байкало-Ленский заповедник. Несколько метров от берега.— Забайкальский нацпарк. Граница (если верить схеме с официального сайта) – несколько километров от берега. Заповедные зоны – Святой нос (южная и северная оконечности) и Ушканьи острова.

Многие договариваются о ночлеге на кордонах нацпарков/заповедниках, на метеостанциях.

Если хотите теплых ночевок, то можно ночевать на турбазах, в зимовьях (только надо заранее узнать, действительно ли зимовье, отмеченное на карте, существует). Дрова есть почти везде (проблемы с дровами могут возникнуть от Усть-Анги до Ольхона и на самом Ольхоне. Смотрите на картах безлесные участки.

При планировании маршрута лучше всего пользоваться картами генштаба либо картами отсюда (правда привязка многих объектов неточная).

Если ехать не напрягаясь и все смотреть по пути, то можно закладывать 25-30км в день. Тем более есть вероятность выпавшего снега, плохого льда, торосов. Все это сильно замедляет движение. Волокуши по снегу заметно тормозят.Если бы ехал один, то закладывал бы километров 50-60 при условии хорошей физической формы (меньше времени на сборы, меньше остановок, едешь в своем темпе).

Чтобы было от чего отталкиваться, приведу данные по скорости. Для меня комфортной скоростью без ветра по гладкому льду была в районе 15км/ч, правда, я бы наверное не стал в течение всего дня держать такую скорость. Максимальная– 27км/ч, и 24км/ч толкаясь только палками. Все с волокушами. Без волокуш удалось разогнаться 35км/ч по ветру, быстрее уже не позволяет конструкция коньков — ботинки начинают цепляться за лед. В общем-то, схоже с моей скоростью передвижения на гоночных беговых лыжах налегке в ненапряжном темпе, ну чуть помедленнее. Если техника езды и физуха не ахти, то скорость будет ниже, у меня по лыжам 1 разряд, техника езды на лыжах напрямую влияет на скорость катания на коньках с палками.

Опасности:

1) Торосы.

На мой взгляд – это одна из самых опасных вещей, с которыми можно столкнуться на зимнем Байкале. Когда идешь по ним с тяжелым рюкзаком (и даже без оного), можно упасть и сломать/повредить ногу (и не только ногу). Даже когда идешь в ледоходах, нет уверенности в том, что не соскользнешь. Явно не хватает кошек. Скользко. Некоторые льдины торосов двигаются, когда на них наступаешь, ломаются под ногами.

2) Сильные ветра до 20-40м/с. Низкие температуры. Ветер всегда разный – встречный, попутный, боковой, иногда штиль.

С погодой может повезти, а может и нет. В первом походе в середине марта самое холодное было в районе -12 градусов ночью, но могло быть и -30. Днем была и плюсовая температура. Во втором походе с конца февраля по начало марта было существенно холоднее — до -15 днем и до -28 ночью. Так что, если собираетесь в поход не позже середины марта, то будьте готовы к -30 ночью. Если поедете в январе-феврале, то наверняка будут морозы до -30 -40 градусов как ночью, так и днем. Подробный архив погоды есть на rp5.

Обязательна ветрозащитная одежда — брюки, куртка с капюшоном, маска, закрывающая нос и рот, шапка, балаклава, перчатки (если куртка с капюшоном, то балаклаву и шапку можно без ветрозащиты). Обязательно теплая куртка — лучше пуховка. Рекомендуется вторая обувь для бивака (может еще пригодиться, если промочите основную). Перчатки (минимум пара комплектов), варежки, носки. В интернете можно найти кучу информации по снаряжению для зимних походов (лыжные походы, несложные восхождения). Одежда для походов по Байкалу примерно соответствует такой раскладке.

Теплый спальник или 2, лучше синтетика. На низ — два ижевских коврика / надувашка / ижевский коврик+надувашка

Для меня оптимальным набором одежды стал:

1. Трекинговые ботинки с мембраной (ходовые и для стоянки). Лучше брать для стоянки отдельные теплые ботинки, либо утепленные бахилы, но мне хватило одной пары. Главное на ночь убирать ботинки в спальник, чтобы они были утром теплыми и чуть-чуть просохли.2. Носки Polartec 200 (для стоянки). Можно шерстяные носки.3. Носки трекинговые очень теплые (ходовые, не воспользовался)4. Носки трекинговые тонкие — 2шт (ходовые)5. Носки трекинговые средней толщины (ходовые)6. Фонарики (на случай снега)7. Варежки теплые (вместо них можно верхонки)8. Перчатки легкие с утеплением на тыльной стороне ладони9. Перчатки теплые горнолыжные10. Очень тонкие флисовые перчатки (утепляющий слой, продается в Декатлоне)11. Очень тонкая флисовая шапка (утепляющий слой, продается в Декатлоне)12. Шапка ветрозащитная Polartec Windbloc13. Шапка теплая Polartec Power Stretch/Classic 20014. Ветрозащитная маска на лицо15. Тонкая балаклава16. Бафф17. Брюки-самосбросы ветрозащитные (ходовые)18. Брюки утепленные с термофайбером (для стоянки)19. Тонкая терма низ20. Брюки теплые Polartec 100 (утепляющий слой на холодную погоду)21. Пуховка22. Куртка мембранная ветрозащитная23. Куртка-флиска Polartec High Loft (почти аналог Classic 200, только чуть теплее и легче)24. Флиска Polartec 10025. Тонкая терма верх26. Футболка х/б27. Трусы Polartec Power Dry тонкие

Общий вес одежды без учета ботинок — 5 кг. Если вы мерзляк, то лучше взять еще что-нибудь. Особенно это касается второй пары обуви.

Спальник — Marmot Trestles 0 Long. Очень теплый, но тяжелый.

3) Трещины.

Весь Байкал буквально пронизан трещинами. Крупные (шириной от 10см) встречаются относительно редко, в основном это трещины толщиной от человеческого волоса до пары сантиметров. Редко встречаются участки размером больше 2х2 метра, где нет ни одной трещины. Можно очень неудачно въехать в узкую трещину, идущую параллельно движению, и конек может застрять (и даже сломаться), моментально вас остановив. Поэтому особенно аккуратно нужно ехать в том случае, если выпадет снег, так как трещины могут быть не видны.

Открытые трещины в основном достаточно узкие. Желательно, чтобы кто-то подстраховывал при их прохождении. Если ширина трещины метра два, то тут уже надо что-то придумывать. Некоторые используют доски, чтобы через них пройти. Чаще всего очень широкие трещины встречаются при пересечении Байкала с запада на восток, которые, впрочем, где-то могут сузиться, если ехать вдоль. Если вы знаете, как нужно переходить широкие трещины, напишите мне, я добавлю эту информацию в FAQ.

Если ночуете на льду — внимательно выбирайте место под палатку. Ни в коем случае не ставьте палатку на «припое», ночью лед может разорвать вместе с палаткой. На Хобое в 10 метрах от нашей палатке разошелся лед, образовав 30 см трещину. Лучше всего ставить палатку на «черный» лед. Там, где очень тоненькие трещинки. И наверное вдоль припоя, чтобы уж наверняка в случае чего лед разошелся не под палаткой, а рядом.

4) Тонкий лед и пропарины.

Пропарины — это полыньи, образующиеся вследствие воздействия теплых ключей (м. Кадильный, м. Крестовский, м. Ухан, Ушканьи острова, Нижнее Изголовье Святого Носа). В этих местах нельзя подходить близко к берегу. И вообще всегда будьте аккуратны при подходу к берегу — в районе камней (особенно весной) лед подтаивает и утончается или отсутствует. Следите за цветом льда: если впереди вас он вдруг резко меняется, то лучше сбавить скорость.

5) Солнце.

Можно легко обгореть — солнечные лучи прекрасно отражаются от поверхности Байкала. Берите солнцезащитный крем и обязательно очки/горнолыжную маску.

6) Дикие животные.

На восточном берегу вероятность встретить диких животных в разы больше, чем на западном. Бывалые говорят, что нужно брать хотя бы минимум защиты – фальшфейеры от медведей шатунов. Тем не менее вероятность их встретить мала.

7) Треск и грохот льда.

Это скорее не опасность, но все равно лучше об этом знать заранее.

Байкал периодически издает звуки, которые окружают со всех сторон – вокруг, под тобой – раздается треск, грохот, бульканье, звуки ударов огромных льдин друг о друга. Это нормально и бояться не стоит.

В нашем походе Байкал был особенно разговорчив через 1-2 часа после заката, поздно ночью он засыпал, и затем снова просыпался сразу после рассвета. Днем Байкал неразговорчив, лишь изредка может раздаваться мощный треск проседающих под тобой льдин. Это происходит, когда подъезжаешь к большой «живой» трещине, которая то замерзает, то снова обнажает воду.

Довольно часто, когда катишь вечером, ставишь конек на лед, а из-под него моментально расползаются тоненькие трещинки толщиной с волос и глубиной несколько сантиметров. Обычно это отдельные трещинки, а иногда — целая паутина. При этом слышен характерный треск, который поначалу немного пугает от неожиданности. Что удивительно, достаточно длинные (от нескольких метров) трещины могут пронизывать лед полностью, а еще могут быть только на поверхности глубиной несколько сантиметров. Лед настолько прозрачный, что, когда под тобой образуются трещины глубиной 2-5см, кажется, будто это и есть истинная толщина льда, в первый момент даже становится жутко, но потом понимаешь, что здесь толщина льда 50см (в этом году лед встал поздно, поэтому лед тоньше, чем обычно). Неглубокие трещины могут быть даже в толще льда, не затрагивая ни поверхность, ни дно льда, идут они параллельно поверхности.

И теперь самое интересное — специальное снаряжение.

Коньки.

Следует понять, что поход на туристических коньках с использованием палок по Байкалу схож походу на лыжах коньковым ходом! Техника абсолютно такая же!Прозвучит немного странно, но для похода на коньках по Байкалу нужно готовиться на лыжах, а не на коньках. Хотя на льду все равно надо уметь стоять, не бояться

Рассмотрим варианты коньков для походов по Байкалу:1) Хоккейные, фигурные, беговые. Это плохой выбор для похода. Ниже объясню почему.2) Специальные туристические:а) с креплением под треккинговый ботинокб) с креплением под лыжный ботинок.Сама основа одинаковая, отличаются только креплением. У нас были с креплением под треккинговый ботинок.

Чем хороши такие коньки?Скорость, устойчивость и самое главное – проходимость. Туристические коньки благодаря конструкции носка съедают большие трещины и неровности, на которых в обычных коньках (особенно фигурных и хоккейных) вы будете летать мордой об лед.Их легко снять и снова надеть, чтобы пройти торосы, не переобуваясь.

Треккинговые ботинки должны быть высокими и жесткими. Лучше брать ботинки демисезонные без утеплителя, т.к. утеплитель будет отсыревать и в походе его не просушить. Намного проще менять носки, чем высушить ботинки с утеплителем. У меня были треккинговые ботинки с мембраной на 1 размер больше. В тонких носках до -15 во время езды было тепло.

Как я уже говорил, вы будете катить как на лыжах коньковым ходом, поэтому мое мнение (и не только мое) такое – коньки с креплением под лыжные ботинки подойдут лучше, чем под треккинговые. К тому же лыжные ботинки намного проще снять с коньков, чем треккинговые, что удобно при переходе торосов пешком. Ищите туристические лыжные ботинки с прочной и цепкой подошвой, чтобы в них можно было ходить по торосам, и может даже по камням, чтобы не переобуваться, когда хочется ненадолго выйти на берег что-то посмотреть. Ботинки должны быть обязательно высокими под конек, с поддержкой голеностопа. Крепления тоже коньковые (не универсальные), обязательно с жесткой резинкой (флексором) – SNS, NNN серий Skate. Берите механические, так как автоматические выстегивать намного сложнее, особенно если обледенеют. SNS Pilot лучше не брать – больше шансов повредить штырьки креплений ботинок, больше шансов зацепиться и упасть, чаще будут забиваться снегом и льдом.

Коньки бывают разной длины – 45, 50 и 55см. Мне так и не дали однозначного ответа, какая длина лучше. У Isvidda длина лезвий позиционируется в зависимости от размера ботинка. Причем если на большой ботинок (от размера 44 евро) можно надеть коньки любой длины, то на маленький ботинок только 45см.У меня коньки с лезвием 55см. Все хорошо, но пешком с длинными лезвиями ходить хуже (например, иногда нужно перейти закрытые трещины, небольшое поле невысоких торосов, островки снега). Поэтому лучше взять коньки с лезвиями покороче.Могу порекомендовать коньки фирм Isvidda и Lundhags. Первые – дешевле, вторые – дорожи, но лучше, сделаны более качественно, и, судя по лезвию, в них лучше ехать по снегу. Мы заказывали коньки Isvidda Multiskates из Швеции (ссылка чуть ниже), обошлись в 3800р. (вместе с доставкой).

На фото коньки с лезвиями 50см.

Коньки быстро затупляются. Это немного раздражает, но не сильно критично.

Центровка лезвий: сзади – по центру пятки, спереди – между большим и указательным пальцем. Крепление под пятку рекомендуется поджать под размер ботинка таким образом, чтобы ботинок плотно сидел, и пятка не выскакивала.

Палки.

Можно конечно катить без палок (если у вас не туристические коньки, заточенные под лыжный ход), но с ними все же проще.

Кому как нравится, но мое мнение – ростовка под конек, то есть рост минус 15±5см. Толкаться будете эффективнее, чем с короткими палками. Хотя новичкам может показаться проще с более короткими.Единственный минус – с длинными палками менее удобно идти пешком, через торосы например.Можно треккинговые палки, но желательно с заостренными наконечниками, как у лыжных палок, т.к. они больше подходят для льда. Наконечники должны быть обязательно заточенными твердосплавными – победит, карбид. Можно купить недорогие палки с обычными стальными наконечниками, а лапки заменить на лыжероллерные опоры (лапки), наконечники которых сделаны, как правило, из победита.Для замены потребуется:1) Фен (желательно промышленный), чтобы нагреть и снять лапки. Также можно попробовать поместить в горячую воду.2) Термопистолет, которым нужно будет нанести термоклей на палки, и потом сразу же насадить лапки (опоры).3) Если посадочный диаметр лапки (опоры) больше диаметра палки, то можно обмотать палку пластырем, прежде чем наклеивать лапку.Материал палок – алюминий или титан. Никакого карбона и стекловолокна – сломаете при первом же падении.

Ручка палок желательно пробковая — лучше сцепление, рукам теплее. Темляки палок желательно быстросъемные (клипы). Особенно актуально, если много фотографируете. Стоит брать полноценные темляки с полным захватом кисти, то есть не просто одна стропа.

Мне очень понравились палки KV+ Alu Snow Clip — палки с быстросъемными темляками. Мне, как фотографу, было очень удобно за секунду отстегивать руку с темляком от палок. Аналогичные палки — Leki Crosslite.

Волокуши/сани.

Волокуши постоянно колбасит из стороны в сторону, но это намного лучше, чем везти рюкзак за плечами. Вес волокуш практически не ощущается, если катить по гладкому льду. Но на снегу все же вес становится заметен — волокуши тянут назад.

Рыбацкие или туристические. Под размер рюкзака, в принципе можно чуть меньше.Вот отличный вариант крепления рюкзака к саням — ТЫЦ. На мой взгляд вполне достаточно двух поперечных строп при длине саней до 100 см, продольные стропы делать не обязательно.

Я хотел купить туристические сани Арктика, но потом жаба задушила – обошлись бы в 1,5т.р., рыбацкие я взял за 450р. По опыту второго похода могу сказать, что Арктика намного лучше справляется с неровным льдом и торосами, чем рыбацкие сани. Такие сани были у двух участников нашей группы, и они переворачивались гораздо реже. Но и весят на 1,5 кг больше. Сани синего цвета лучше — там немного другой материал.Длина веревки – 3-5 метров, толщина в районе 5мм. Длиннее – плохой контроль, короче – тоже неудобно. Мне было нормально с веревкой длиной 3-4 м.Лучше использовать одинарную веревку с креплением к поясу/ремню через карабин (с двумя веревками цепляются палки). У меня был самосшитый ремень из 50мм стропы с трезубцем. Лучше сшить сразу две стропы. Удобно, легко отстегивать (это важно, особенно если вдруг провалишься в воду). Можно воспользоваться поясом от рюкзака. Кому-то нравится крепление веревок на плечи — говорят, что так проще управлять санями. Не знаю — не пробовал.Бывалые рекомендуют сани с основой из горных лыж/сноуборда. Они катят лучше, чем пластиковые.

Волокуши реагируют на ваши движения с определенным временным лагом, поэтому их кидает из стороны в сторону, иногда переворачиваются.Особенно аккуратно на торосах (на проезжаемых узких трещинах). При езде на большой скорости сани могут резко воткнуться в торос и моментально вас остановить, что скорее всего закончится падением на спину, можно вдобавок сломать сани, особенно на морозе. Точно так же ваши волокуши может остановить островок снега.Будьте внимательны при сильном попутном ветре — сани могут уехать вперед вас и влететь в трещину.

Защита.

Не надо ей пренебрегать! Мое мнение: взять наколенники, налокотники и шлем. Привыкнуть к конькам и неровностям, а потом, если уж очень хочется, можно снять. Хотя не рекомендую. Падать больно – я сильно отбил локоть (взял только наколенники), один раз падал на спину головой на шлем.

Остальное специфическое снаряжение и запчасти.

1) Топор. Помимо прямого назначения – добывать лед для растопки.2) Запасные коньки (пара или хотя бы один). Существуют реальные шансы сломать.3) Запасная треккинговая палка (я бы не стал брать, но у нас был случай поломки палки).4) Запасная лапка для палок.5) Веревка 5-6мм. Может использоваться как запаска, а также на случай, если кто-то провалится под лед. Для этих целей желательно сразу нацепить на нее карабин, чтобы проще было кидать веревку против ветра.6) Ледобуры (чтобы ставить палатку на льду). Достаточно одного, чтобы не брать лишний груз. Насверлить дырок под острым углом, колышки будут держаться. Если не будут, то можно залить водой, которая вскоре замерзнет. Правда утром придется поработать топором, чтобы их вытащить.7) Спасалки, или шильца (средство самоспасения при падении в воду, больше актуально для начала сезона, продаются в рыбацких магазинах).8) Очки/горнолыжная маска, солнцезащитный крем.9) Ледоходы, чтобы не скользить на льду и торосах (надеваются на обувь, продаются в рыбацких магазинах), либо вкрутить саморезы в ботинки (важно, чтобы саморезы не помешали крепить ботинки к конькам).

Особенности передвижения по плохому льду.

1) Очень плохой лед, торосы, глубокий снег:— пешком без коньков.2) Плохой лед, неглубокий снег. При толчке коньком запинаешься.— либо пешком без коньков, либо толкаться только палками. Лезвия туристических коньков прекрасно кушают неровности.3) Островки снега длиной 1-5 метров— предварительно разогнаться, непосредственно перед снегом прекратить толкаться ногами. Слегка приподнять носы коньков, перенести вес на пятки, можно толкаться палками.

Регистрация группы в МЧС.

Не лишним будет зарегистрировать группу у спасателей в ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России». Кроме указанных способов регистрации у МЧСников можно также зарегистрироваться у них непосредственно в МРС.

Где еще можно найти информацию по Байкалу? Читайте:

1) Сайт angara.net — здесь есть общая информация о Байкале, отчеты о походах по Байкалу на коньках, лыжах и не только, контакты перевозчиков и турбаз, и самое главное: на форуме вам могут дать действительно дельные советы по походу.2) Магия Байкала — очень много полезной информации об озере.3) Природа Байкала — тоже много информации о Байкале, есть неплохая карта для навигатора.4) Мониторинг ледовой обстановки Байкала.5) Отчет Даниила Коржонова.6) Байкал. Научно и популярно — также много информации, есть легенды о Байкале.7) Американский магазин и шведский магазин — там можно купить туристические коньки.

Кроме Байкала можно ходить в походы по озеру Хубсугул в Монголии. Кто-нибудь знает, какие еще озера подходят для походов на коньках?

Если есть что добавить или заметили какую-то неточность — пишите!

dubinchuk.com

Поход на коньках по льду озера Байкал вместе с Pohod V Gory

Нить маршрута по Байкалу

Иркутск — Мыс Кристовский — урочище Ая — пролив Ольхонские ворота — проселок Сахюрта (МРС) — Малое море — остров Огой — Ольхон — скала Шаманка — мыс Хобой — Хужир — Иркутск

День 1. Знакомство с Байкалом

Участники похода встречаются с инструктором в Иркутске. Далее нам предстоит проехать 230км на западное побережье озера, к поселку Багульдейка, откуда стартует наш поход по Байкалу. Поселок раскинулся на берегу Байкала в устье одноименной реки и окружен живописными хребтами Восточных Саян.

Размещаемся на турбазе, подгоняем коньки и совершаем пробный выезд на лед. Завораживающие пейзажи, уникальные ландшафты, изумительный лед никого не оставят равнодушными. Накатавшись, возвращаемся на базу отдохнуть — завтра нам понадобятся силы.

День 2. Пролив Ольхон

Сегодня нас ждет первый тяжелый ходовой день. Двигаемся на север к проливу Ольхонские ворота. Именно этим узким проливом юго-западная часть Ольхона отделяется от материка. Наша первая ночевка в палатках будет рядом с ручьем Кристовский.

День 3. Танжеранское плато

Продолжаем наш поход по Байкалу. Сегодня мы остановимся в урочище Ая на Тажеранском плато. Разбиваем лагерь, а вечером налегке поднимаемся на гору, откуда открывается величественный вид на замерзший Байкал. Здесь очень тихо и безлюдно в это время года.

День 4. Сахюрта (МРС)

Сегодня группе предстоит долгий переход до поселка Сахюрта (более известного как МРС), ночуем в домиках, так что будет возможность отогреться и плотно покушать. Сахюрта —бурятское название, образованное от сахюур — "кремень", здесь когда-то добывали этот минерал. МРС — транспортный узел со множеством мини-отелей, турбаз, гостевых домов.

День 5. Льды Малого моря

Дальнейший наш путь пройдет по удивительно красивому льду Малого моря. Это участок Байкала между Ольхоном и Большой землей. Берега залива Малого моря сильно изрезаны бухтами, изучением которых мы и займемся. Часть таких бухт окружена величественными горными хребтами и диким таежным лесом. Также сегодня мы посетим остров Огой, где находится буддийская Ступа Просветления. Места эти очень красивые и приятно будет провести здесь ночь. Лагерь ставим рядом с небольшим озером Хоной.

День 6. Скала Шаманка на Ольхоне

Продолжаем наш путь по льду. Идем к поселку Хужир - самомму большому населенному пункту на острове Ольхон. Осматриваем скалу Шаманка - визитную карточку острова. Ночуем на турбазе в тепле и комфорте.

День 7. Мыс Саган-Хушун и Хобой

Последний ходовой день треккинга на коньках по Байкалу. Достигаем самой северной точки острова - мыса Хобой, по пути осматриваем мыс Саган-Хушун. Вечером уезжаем в поселок Сахюрта по уже полюбившимся местам. Окружающие виды останутся в памяти надолго, в этот поход по Байкалу мы сделаем много фотографий, найдем новых друзей и вдоволь наиграемся в снежки.. Ночуем на базе.

День 8. Возвращение домой

Наш поход по Байкалу подошел к концу. Скорее всего, будет немного грустно расставаться с фантастическим Байкалом и возвращаться к цивилизации. К обеду будем в Иркутске, откуда отправимся по домам.

pohod-v-gory.com

Путешествия на коньках по Байкалу

Всякий раз, вставая на лед, испытываешь тревожное чувство неизвестного. Никто из не знает, как сложится этот пробег на просторах ледяного Байкала, какие сюрпризы и испытания ждут впереди. И каждый раз долго провожаешь взглядом нашу машину – тонкую ниточку связи с домом и теплом. Впереди 170 километров, это относительно небольшое расстояние, но в результате за три дня пути, оно складывается в такие переживания, которые долго будоражат, и душу и тело. Из года в год эти люди ждут время, когда Байкал замерзнет, любая информация о состоянии льда является важнейшей, снимки озера из космоса детально анализируются. И вот, наконец, момент настаёт, лёд тронулся!Байкал всегда встречает по-разному, это такая вечно живая сила, сталкиваясь с которой ощущаешь магический трепет. Не случайно многие коренные жители, живущие на славном море, понимают его стихию как священную. В какой-то мере это понимание ощутили и мы на своей шкуре.И так, к путешествию.

День первый

Утро, залив Анга, перед нами встаёт солнце, мы выгружаем вещи, по традиции фотографируемся, одеваем коньки. Наши рюкзаки максимально облегчены, но кроме самого необходимого, в них есть еще и неприкосновенный запас продуктов и теплой одежды на крайний случай, например холодной ночевки, внезапного шквала или автономного хода.

Первый день наших конькобежных баталий обычно самый трудный. Так бывает в силу того, что организму трудно сразу адаптироваться к изменению обычного образа движения. Техника бега на коньках на большие расстояния иная, нежели на обычном катке. В отличие от езды на хоккейных "канадах", где приходиться часто семенить для поддержания скорости, здесь важен долгий прокат.Этой зимой озеро к нам благосклонно, Байкал встал на удивление ровно, условия просто песенные. Минимум торосов, изобилие гладкого льда, температура не опускалась ниже -20. Буквально рай для конькобежца. Поэтому мы прокатывали запланированные участки с большим опережением сложившегося графика, достаточно времени оставалось для отдыха и фотографий. Протяжённость первого дня пути составила около пятидесяти километров.

Где-то в районе обеда попался заснеженный участок, который обойти не удалось, и потянулись длинные километры коньколыжного хода. Коньки стопорятся в снегу, ноги и руки быстро забиваются, а пейзаж издевательски застыл. Но вот появились первые островки чистого льда, потом их все больше. Ура, поехали!Из-за мыса показалась характерная грива Бугульдейки, где на берегу есть домик бабы Томы, куда мы и направляемся. О бабушке Тамаре стоит рассказать отдельно. Это удивительно душевный человек, может поддержать любую беседу и всегда радушно нас встречает. Из года в год мы традиционно у неё ночуем. Хоть и видимся с ней раз в год, она всех нас знает по именам.Вечер первого дня, разложив, на полу избы достархан возле тёплой печи ужинаем, греемся и сушимся, заклеиваем мозоли.

День второй

Покидаем Бугульдейку. И вновь на встречу солнцу. Ощущения необыкновенные от красоты окружающих просторов, гладкого идеального льда, скорости увеличивающейся благодаря попутному ветру.

Но вскоре условия резко изменились. Вместо попутного, ветер перешёл в боковой, а его сила стремительно нарастала. Похоже, было, что повторяется сценарий прошлого года. Тогда на этом же самом отрезке, из-за плохой видимости и шквального ветра нашу группу буквально разбросало, многие поморозили лица, а двигаться на коньках было практически невозможно.Памятуя о прошлогодней встрече с необузданной стихией, большая часть группы направилась под прикрытие берега, где и продолжала движение. Двое участников, напротив, решили идти мористее, закладывая дикие галсы, чтобы не попасть в Бурятию, поскольку ветер старался утащить их именно туда. Так или иначе, но к четырём часам дня группа воссоединилась в бухте Сенной на заимке Прибайкальского Национального парка. Пообщавшись с хозяевами, отпившись горячим чаем, принимаем решение катить дальше до кордона егеря Кубасова.

К четырем часам погода восстановилась полностью, ветер стих, лёд с каждым километром становился всё лучше. Наверное, только с полётом можно сравнить наше прохождение вдоль Песчанки. Как бы не старались мы замедлить ход и растянуть удовольствие, ноги сами собой убыстряли темп, и вскоре участники неслись в полную силу так, что только ветер свистел. Пролетая мимо Колоколен, мы нашли свой конёк и катили, получая максимальное наслаждение, и даже характерный "хрум" лезвий о лед звучал особенно радостно. Восемнадцать километров от Сенной до Хомутов были пройдены за час.Вечерело. У егеря нас не ждали, хотя баня топилась. По началу мягко предложили, а не пойти ли вам ребята в Еловку. Там, дескать, очень хорошо, и зимовье есть свободное. Но катить по ночи в Еловку нам уже совсем не хотелось. В итоге, подключив все свои дипломатические способности, получаем от хозяев добро на ночёвку в этой чудесной баньке на берегу уникального озера.Под шипенье примуса и морозную перцовку хорошо рассказывать альпинистские байки. Валерий Николаевич Попов и Александр Токарев погружают нас, в свои глубокие воспоминая о больших горах. Периодически отвлекаемся, чтобы открыть дверь и Валерий Николаевич смог насладиться величественным видом огромной полной луны встающей над Байкалом и грядами торосов, мерцающих в серебристом свете.

Третий день

Вновь солнце встаёт, вновь коньки, а также бескрайняя даль чистого прозрачного льда. Что ещё надо для счастья?Подбираемся к деревне Большое Голоустное. Там, где в прошлые года обычно пролегали многокилометровые поля торосов нынче абсолютная гладь. Напротив деревни встречаем трёх рыбаков занятых вытягиванием сетей. Тут же предлагаем свою помощь, общими усилиями сеть достали. Угостили мужиков перцовкой, после чего некоторое количество только что поднятого омуля перекочевало к нам в рюкзаки. Они нам рассказали, что всего четыре дня назад здесь была открытая вода, и призывали быть предельно осторожными, как оказалось не напрасно.Участок от Большого Голоустного до Больших Котов часто является украшением всего похода, на этот раз превосходил всяческие ожидания, лед был выше всех похвал, а ветер несильно подталкивал в спину. На одном дыхании домчались к мысу Кадильный, здесь появились участки свежего тонкого льда, гладкого как зеркало.

Разогнавшись на одном из таких катков, замечаю впереди блики на открытой воде, успеваю резко затормозить и плавно на карачках вернуться под звонкий хруст. В итоге полоса воды шириной около пяти метров преграждает нам дорогу. Немного возвращаемся и мыс Кадильный проходим по берегу. Пока мы обедаем в беседке на самом мысу, рядом копытит травку табун лошадей, это показалось в какой-то мере символично.

А напротив скалы Скрипер и вовсе начался праздник конькобежца. Огромные поля стеклянного льда, с редкими трещинами не более пяти сантиметром глубиной, привели и спортсменов и фотографов в полный восторг. Странно, наверное, смотрелись мы со стороны, то ползая и разглядывая дно, то позируя для фото, то счастливо расписывая гладь причудливыми вензелями.И вот мы причаливаем в Больших Котах, здесь в апартаментах "Байкал-Комплекса" нас уже ждут, горит камин, топится банька и готовится расколотка.

И понимаешь, что поход практически завершён и старик Бурхан был нынче к нам как-то особенно ласков. Даже вроде как не хватило километров, ветра, мороза, торосов, препятствий и крутости. Но остаётся надежда, что всё это ещё будет и не раз, в достаточном количестве. Главное что остаётся от таких встрясок так это частица Байкала в своём сердце.

Команда:Валерий Николаевич Попов – гуру Байкальского конькобежного движения,Александр Токарев – навигатор в пути, знаток ветров, штурман по натуре,Анатолий Аксёнов – человек который всех вытащит если что,Алексей Пономарёв – человек суровой сахалинской закалки,Евгений Луцкий – организатор пробега, большой ценитель байкальских красот,Андрей Загузин – следопыт, краевед, проводник,Александр Жилинский – автор текста.

baikal-kovcheg.ru

Компания СПЛАВ

  Вернуться к списку

123

Рассказ о 9-дневном походе, совершённом в конце февраля 2016 года.

 

 

Раньше у Байкала бывала только проездом, когда мы ходили в походы по Саянам. Байкал видела мельком, издалека. Озеро и озеро, сопки по берегам. Да, самое глубоководное пресное озеро планеты, самая чистая вода. Омуль копчёный. И что же, нужно ехать на Бакал ради этого? Ведь любое небольшое безлюдное горное озеро, будь оно в Саянах, на Алтае или на Кавказе, казалось мне гораздо более красивым, чем любой огромный водоём. Пусть даже самый глубоководный.

 

 

Однако теперь, вернувшись из конькового похода по Байкалу, с уверенностью заявляю: ледяной Байкал – это фантастическое зрелище! А катание по льду Байкала на коньках – это чудесные ощущения и силы стихии, и свободы полёта. Даже, когда за тобой на верёвочке тащатся сани-волокуши. И мне кажется, что уникальность Байкала именно в этом – в возможности совершать по его льду длительные путешествия. Катиться на коньках сотнями километров. Где ещё найдешь такие условия? И поэтому каждый житель России, хоть немного увлекающийся походами, должен хоть раз в жизни посетить Байкал зимой, прокатиться по нему на коньках.

 

 

Схема маршрута.

 

Итак с 19 по 27 февраля мы совершили поход по маршруту от посёлка Сахюрта вокруг острова Ольхон (против часовой стрелки) и далее вдоль западного берега Байкала до посёлка Листвянки. Протяжённость маршрута составила 415 км.

 

 

В этот поход меня затащил мой друг по лыжным пробегам Андрей Сашин. На Байкале зимой он бывал уже 4 раза, ходил по всякому – и вокруг Ольхона, и пересекал озеро, и до Листвянки с Ольхона бегал.

 

 

Главное снаряжение для такого путешествия – это, конечно, коньки. Лучше, чтобы лезвия их были подлиннее, в хоккейных или фигурных быстро не поедешь. Мы закупили в агенстве Шилова ножи длиной 407 мм (длиннее не было) и Андрей прикрепил их к лыжным креплениям-пилотам.

 

 

Итак, я ехала в своих обычных беговых коньковых лыжных ботинках-пилотах, к которым пристёгивались лезвия. При каждом шаге пятка поднимается, а лезвие на ней – нет. Однако это не было помехой в походе.

 

 

Коньки Андрея с лезвиями длиной 470 мм были прикреплены к жёсткой платформе, которая пристёгивалась к горным ботинкам как платформенные кошки.

 

Конец февраля. Почему мы выбрали такое время? Байкал замерзает где-то в конце января. А в конце марта-начале апреля уже может начинаться таяние льда. Поэтому самое лучшее время путешествий по Байкалу – это конец февраля - начало-середина марта.

 

Голый лёд на Байкале встречается не везде. Это западное побережье от Голоустного и далее к северо-востоку до самой северной оконечности Ольхона и возможно немного дальше. На восток от западного побережья лёд тянется на 5-10 километров, дальше он заснеженный.

 

Таким образом – западное побережье Байкала – это действительно уникальнейшее место для совершения длительных походов на коньках.

 

 

 

Толщина льда на Байкале – полметра, а то и больше. По нему спокойно ездят машины. Единственная опасность – это трещины, которые образуются во льду. Байкал очень часто трещит. Едешь и слушаешь его мерный глубинный треск. Иногда лёд трещит прямо под коньком, но трещинки расходятся неглубокие.

 

 

Весь лёд испещрён разнообразными трещинами. Часто они бывают просто неразошедшимися, просто чёрточкой на льду. А ширина разошедшейся трещины как правило от 2-3 см до 30 см, не больше. То есть длина коньков позволяет перескакивать через трещины прямо на ходу.

 

 

Трещины у нас обычно всегда были замёрзшими – низкие температуры тому способствовали. Только один раз за весь поход Андрей провалился в трещину чуть ниже колена.

 

 

Каждый год на Байкале ледовая и снежная обстановка разные. Однако, как правило, в конце февраля - начале марта голый лёд ещё не успевает засыпаться снегом и катить по нему – одно удовольствие. В начале марта теплее, чем в феврале. Так, в нашем походе днём температура была порядка минус 12-17 градусов, а ночью опускалась до минус 27-30 градусов. Во второй части маршрута потеплело и ночью уже было не ниже 15-17 градусов.

 

Андрей не припоминал таких суровых морозов в марте. Именно в марте они ходили раньше. И температуры были гораздо выше. Да и сильных ветров не было, случались оттепели. Правда, встречалось больше открытых трещин. А в конце марта солнце лупило так, что все ехали в футболках, а лёд сверху стал превращаться в этакую рыхлую ледовую шугу, по которой катить было не быстро. Конёк тонул в этой «шуге».

 

Так что поход по Байкалу на конках – это очень сильно погодозависимое мероприятие.

 

Маршрут нужно планировать, исходя из прогноза – какой будет ветер. Если преобладает юго-западный, нужно начинать маршрут из Листвянки, если северо-восточный – наоборот, с севера, с Сахюрты или из Хужира. И надо быть готовыми к тому, что лёд вообще может быть засыпан.

 

 

Я рада, что нам удалось застать на Байкале разную погоду: попасть в настоящий ледовый шторм, прокатиться среди сверкающих айсбергов под луной, идти сквозь пургу. Ну и конечно пролететь по ветру по чистой зеркальной глади на скорости 20 км в час.

 

www.splav.ru

На коньках по Байкалу | Русское географическое общество

15 апреля 2015 года в библиотеке журнала "Уральский следопыт", на заседании экспедиционной секции Свердловского отделения Русского географического общества был представлен доклад Евгения Корбута.

"На коньках по Байкалу"

Несколько сотен километров на коньках по льду озера Байкал. Такое по плечу только уральцам. Группа под руководством Евгения Валерьевича Корбута (директор ПКФ "ВЕК") совершила уникальный коньковый байкальский поход. 25 февраля путешественники встали на лед, и за семь ходовых дней преодолели расстояние в 220 км.

Уральские первопроходцы

Подобным образом по Байкалу путешествуем лишь мы. Да, есть пешие походы, можно встретить недолгие коньковые переезды без тяжелого туристического оборудования. Передвигаются по льду озера и на машине, но отважиться на столь долгое путешествие на коньках в автономном режиме смогла только наша группа. Возникает гордость за уральцев, которые вновь впереди планеты всей.

Основные плюсы такого способа передвижения очевидны. Рюкзак тащить не нужно - на плечи нагрузки нет. Скорость доходит до 20 километров в час. А главное, необычайное удовольствие, которое испытываешь, скользя по кристально чистому льду и любуясь красотами Байкала. Мы ехали по местам (недалеко от внешней стороны острова Ольхон), где под нами была водная пропасть в полтора километра. Человек в такие моменты сродни птице, парящей над глубинами.

И мышцы в тонусе, и искупаться

Есть миф, что на коньках путешествовать невозможно. Якобы они сдавливают стопу, отчего быстро устают ноги. А как же тогда хоккеисты, они большую часть времени проводят на льду? Коньки могут быть в тягость для людей неподготовленных. Конечно, не обошлось без тренировок перед походом. Каждый из участников оттачивал мастерство на стадионе "Юность". Результат не заставил себя ждать. Во время путешествия ровно в 8 утра мы вбивали ноги в коньки, а в 8 вечера доставали. И не испытывали никакого дискомфорта, наоборот отличное физическое состояние после похода. Все мышцы в тонусе. На стадионе едешь - только разогнался уже поворот, так все катание - сплошные повороты. А на льду Байкала движешься по прямой целые километры.

Помимо коньков у каждого участника была защита для колен и локтей. Обязательно лыжные палки. Они выполняли несколько функций: толкание, приращения скорости и постукиванья льда. Чтобы понять, вода впереди тебя или лед, поверхность необходимо простукать. Но когда вокруг такая красота, инструктаж может и забыться. Так засмотревшись, то ли на горизонт, то ли на собственное отражение, один из путешественников оказался в воде. К счастью, все трещины на Байкале имеют ковшеобразные основания, и утонуть там не просто. Но искупаться ему удалось!

Команда в этом походе была, довольно таки, большая - 7 человек. Почему большая? Потому что скорость передвижения на коньках, в отличие от пешего туризма, 10-15 километров в час. И если кто-то зазевается (захочет сфотографировать красоты), то рискует отстать. Чем больше группа – тем больше остановок. Эта была самая большая коньковая группа за все 14 лет походов по Байкалу.

По льду на парашюте

В 1998 году я ходил в составе городского клуба, мы прошли весь Байкал - 680 километров за 26 дней. Это был пеше-лыжно-коньковый поход. Идея была настолько хороша, что я решил сделать поход ежегодным. Как средства передвижения в 1998 году, когда был первый поход по Байкалу, были использованы парашюты-буксировщики. По образу и подобию парашютов десантников, но поменьше размером. Парашют прицепляется к поясу. Когда ветер в спину – движешься вперед. Скорость на буксировщике достигает 36 километров в час. Традиционно, в походах у каждого в комплекте есть это приспособление. Если ветер попутный – мы едем на нем. При таком способе передвижения, не нужно упираться и тратить мышечные усилия. Но это не главный плюс парашюта-буксировщика, главное - это эмоции, которые испытываешь, проскальзывая по ледяной глади. Человек забывает кто он. Забывает про завтрак, обед и ужин, до такой степени сильные впечатления. В общем, какой русский не любит быстрой езды?

Как в Сочи

Интересно, что буряты называют озеро "Байгал". По бурятскому преданью, земля содрогнулась, образовалась трещина, и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Люди стали просить бурханов (духов) остановить бедствие, но было тщетно. Тогда они начали повторять "Бай, гал! " (Огонь, остановись!). Вмиг огонь затих, а на его месте образовался провал, позже заполнившийся водой. Может быть, поэтому Байкал замерзает почти мгновенно, как когда-то затух пылающий на его месте огонь. Покрывается льдом озеро в середине января, ждет тихой походы и будто замирает за один день. Количество солнечных дней на Байкале такое же как в Сочи. Даже если сильнейшие байкальские ветры не сдуют снег, то он высохнет от солнечной радиации. Отчего поверхность озера почти бесснежная. Ничего подобного нигде в мире нет.

Четырнадцатый поход эксклюзивен еще и тем, что лед преимущественно был очень ровный. Кроме зеркального льда можно было встретить пятиметровые торосы, трещины становые, разводья. Вообще, какого только льда не бывает на Байкале – тарельчатый, блинчатый, узорчатый.

Пушкин и Байкал

Когда делаешь первый шаг по зеркальной поверхности Байкала, тебя может охватить жутчайший страх. Лед на этом озере очень напоминает воду. Ходят страшные легенды о чудесах байкальского льда и силе его ветров. Говорят, если человек вышел на лед и случайно поскользнулся, то ветер унесет его на противоположный край Байкала.

На проливе между материком и островом Ольхон подводные течения промывают лед и отличить, что там, вода или лед невозможно. Многие люди, попадая на гладь Байкала, впадают в оцепенение: кто-то читает молитвы, кто-то стихи Пушкина и других классиков. До того захватывает. Особо впечатлительные могут испытать своеобразную "ледофобию".

Загадочные шумы

Не обошлось и без таинственного. На Байкале существует такое интересное явление как подводные шумы. Звуки из глубин сродни стуку огромного молота. Некоторые уверены, в наличие на дне Байкала космодрома. Будто с него каждые 15 минут вылетают космические корабли в невидимом для нас спектре. Не подтвердить, не опровергнуть я это не могу, но обсуждать подобные истории очень весело. Мы же, шутя, называем эти шумы «кашиглотами». Известно, что еще древние географы отмечали странные звуки со дна Байкала и страхи людей, слышавших их. По себе знаю, спишь ты в палатке, и кажется, что кто-то делает под тобой трещину. Палатку, кстати, приходилось ставить на льду, так как берега Байкала очень скалистые.

Машина времени

На второй день путешествия каждый из участников поймал себя на мысли, что он здесь очень давно. Ощущение времени изменяется. Ведь, человек живет и ходит со скоростью 3 километра в час, и все события вокруг него происходят в этом же темпе, на машине едешь со скоростью 100 километров в час, но находишься в кузове. Здесь же, каждый день все события проносятся со скоростью около 15 километров в час. Добавьте к этому бесконечные просторы, отвесные байкальские берега и интереснейшие пещеры вокруг. Восприятие реальности совсем другое. Голова не забита никакими темными мыслями, которые посещают нас в мегаполисах. Большинство современных людей страдают от страшной болезни – спешки. Нам же спешить не требовалось. Настроение группы всегда было отличное, положительные эмоции переполняли. Где еще такое возможно?

Я часто задаю себе вопрос: готов ли современный человек воспринимать информацию о разнообразии окружающего мира? Мир настолько богат, что сидеть дома перед телевизором - это большое преступление по отношению к самому себе. Не обязательно идти на Байкал, на Урале много прекрасных мест. Путешествие – это духовная практика. Ты изучаешь мир вокруг и внутри себя одновременно. Не обязательно ехать на Байкал, можно посетить Шарташское или Исетское озеро. Фактически, многие путешествующие со мной, делят свою жизнь на "до" и "после" похода. Поход - своеобразная черта в жизни. Они так и говорят: "Вот это было до похода …совсем другая жизнь".

Плен мегаполиса

Но просто так мир не выпускает. Я каждый год набираю команду и наблюдаю одну вещь. В этот раз со мной собиралось 12 человек, а пошло 7. У всех остальных возникли титанические проблемы, и они отказались. Подобные путешествия мало сродни с поездкой в Турцию или Таиланд. К походу по льду, да еще на коньках, нужно готовиться: тренироваться, общаться с командой, собирать продукты и экипировку. И окружающий мир начинает тебя испытывать. Фактически у всех возникают какие-то проблемы. Социум не пускает свои винтики на волю. Для тех, кому удается вырваться, поход становится огромной радостью.

За годы путешествий по Байкалу, я понял, что озеро всегда преподносит сюрпризы. Не надо смотреть прогноз погоды. Собрались и идем. Байкал и природа такие, какие есть. Нужно принимать их. Со всеми препятствиями на пути мы справлялись. Если есть сплоченная команда, то можно преодолеть любой даже самый необычный маршрут.

Водка и шаманские духи

"Жизнь хороша еще и тем, что в ней есть всегда возможность путешествовать" - говорил Пржевальский. Кроме этого, в жизни всегда есть возможность приврать. Я тоже сначала думал, нужно что-то выдумать. Многих людей интересует только необычные истории. Мол, сказал бы: "Вдруг лед разверзся, и перед нами появилась огромная субмарина…", или еще что-нибудь "горячее". Но когда мир столь необычаен и интересен в своих реальных проявлениях, зачем что-то выдумывать?

Так, среди островов озера Байкал размером выделяется остров Ольхон. Выделяется он своими размерами - площадь острова составляет 730 кв. км. Между островом и побережьем лежит пролив Малое море, или Ольхонские ворота. Мы пошли по Малому морю до поселка Хужир. Там то и находится мыс Бурхан, его называют одним из чудес света. Это шаманское место. Про него сложено множество легенд. Но что особенно интересно, так это слово, которое связано с этим мысом. Сначала мы не понимали, что значил этот странный глагол – бурханить. А он, порой, звучал из уст местных. Оказалось, что на Байкале водку не пьют, а бурханят. Как связана скала и водка? Оказывается, что шаманизм превращает питье водки в целый ритуал: сначала водку брызгают на огонь, чтобы задобрить духов Бурхана, а лишь потом выпивают. Отсюда и повелось столь таинственное название. Никогда не знаешь, какие новые интересные знания принесет тебе путешествие.

P. S. Пока люди будут совершать подобные необычные путешествия цивилизация будет иметь шанс на спасение. Особенно приятно, что беспрецедентные походы на коньках по льду Байкала совершают наши земляки. Хочется срочно отправиться в поход, хотя бы малый: в лес или на ближайшее озеро. Ведь еще Марк Твен писал, что в конце человек жалеет лишь о двух вещах: о том, что мало любил и мало путешествовал. Так давайте же путешествовать и любить!!!

В заседании принимали участие: Фирсов Максим, Сергей Кондрашин, Ольга Гурьевских, Тамплон Евгений, Бетин Андрей, Владимир Анищенко, Гафаров Роман, Андрей Березин, Юлия Шлентова, Леханова Тамара, Киселев Евгений, Соколов Эдуард, Анастасия Пирогова, Сергей Липин

Текст: Евгений Корбута, Даша Дроб

www.rgo.ru

Поход по льду Байкала на коньках в 2018 году

Сложность:

8 дней

80 км

Даты: 22 февраля - 1 марта 2018

Все мечтают побывать на Байкале! А кто не мечтает, тот просто мало о нём знает :) 

Приглашаем в вас в интереснейшее путешествие по льду Байкала - благодаря уникальным особенностям озерной воды к началу весны лёд превращается в прекрасное произведение искусства - удивительно прозрачный, покрытый необычными узорами трещин, а наледи на скалах очень похожи на взбитые сливки - такие они белые и воздушные!

Мы проедем по официальной ледовой трассе, сделаем множество уникальных фотографий, обследуем удивительные ледяные гроты и пещеры, послушаем звуки жизни льда Байкала и насладимся зимне-весенней красотой одного из самых прекрасных мест на Земле!

На маршруте предусмотрено 2 ночевки в палатках и 5 ночевок в домиках.

Остров Ольхон - это удивительное место с уникальным микроклиматом - здесь за год выпадает ничтожно малое количество осадков, а число солнечных дней в году - несбыточная мечта любого жителя Северной столицы :) Поэтому о погоде можно не беспокоиться - начало марта всегда солнечное, также не будет снега (для жителей Питера это, конечно же не ново). Ночевать мы будем как в домиках на турбазах, так и в палатках. Поэтому нужно запастись теплыми вещами и хорошим спальником (его мы вам можем предоставить при необходимости).Большой плюс этого похода в том, что не нужно будет нести рюкзак на себе все время - на льду мы будем пользоваться санями-волокушами, что значительно облегчит нам жизнь. Так как дневные переходы небольшие (но стоит учесть, что места вокруг настолько красивые, что обычные фото-минутки могут легко превратиться в фото-часы :), то у нас останется достаточно времени на развлечения - покатаемся на коньках и санях.

Кроме всего прочего Ольхон - это бурятское место силы - здесь причудливо переплелись буддийские и языческие святыни и мотивы - практические каждое место, где мы будем, овеяно сказаниями и легендами - прекрасными, мудрыми, а иногда и пугающими.

А здесь можно почитать про прошлогодний поход https://mwtravel.ru/nashi-priklyucheniya/pohod-po-ldu-bajkala/

ВСТРЕЧА ГРУППЫ: состоится в 11:00 (по местному времени) по адресу ул. Карла Либкнехта д. 6 хостел Rolling Stones. Добраться до хостела от аэропорт и ж/д вокзала можно на общественном транспортом или такси. Всем участникам заблаговременно будет разослана орг.информация с подробностями.

ПРОГРАММА ПО ДНЯМ:

1 ДеньТрансфер из Иркутска (встреча в хостеле Rolling Stones по адресу ул. Карла Либкнехта 6) в посёлок Курма на берегу Малого моря, ночевка в домике на турбазе. По пути остановимся в Тажеранских степях и попробуем найти петроглифы - древние наскальные рисунки.На фото - вид на ледовую трассу через Малое море и о. Ольхон с материка

2 ДеньСегодня длинный ходовой день. Переход до оз. Ханой (по пути заглянем к буддийской Ступе Просветления, а также полюбуемся бесчисленным множеством ледяных наледей, гротов и пещер) и поселка Хужир. Ночевка на турбазе.

3 ДеньРано утром трансфер в падь Узуры - сегодня ночуем здесь в домиках при метеостанции. Можно гулять по окрестностям, совершить восхождение на самую высокую точку Ольхон - гору Жиму (1276 м). По желанию и уровню физической подготовки, часть группы может совершить более простой радиальный выход до мыса Хобой по суше.

4 ДеньРассвет сегодняшнего дня встретим со скалы, которая возвыщается над падью - с нее открываются захватывающие виды! Сегодня на коньках переходим в район мыса Хобой, где разобьем лагерь и переночуем в палатках.

5 ДеньПереход до поселка Песчаная - наш путь сегодня пролегает по льду вдоль западного побережья острова Ольхон. Ночевка в палатках.

6 День Переход из Песчаной в поселок Хужир. Берега Ольхона в этой местности уже не такие скалистые, как в северной части острова, вокруг которой мы шли. Начинается степная местность. Ночевка на турбазе.

7 ДеньДень отдыха - гуляем по Хужиру и окрестностям. Обязательно сходим на зимнее "кладбище кораблей" и к визитной карточке Байкала - скале Шаманка (мыс Бурхан). Можно попариться в баньке :)

8 День Трансфер из Хужира в Иркутск.  

 Мы рекомендуем вам задержаться на денёк в Иркутске - побродить по городу, съездить на берег Байкала в посёлок Листвянка (здесь можно покататься на хаски, посетить интереснейший лимнологический музей (посвященный изучению Байкала), нерпинарий, совершить небольшую прогулку на камень Черского, откуда открывается прекрасная панорама озера, заглянуть в уникальный этнографический музей Тальцы и т.д. :) С удовольствием расскажем вам как и куда добираться.

Билеты на самолет в Иркутск нужно брать с прилетом за 1 день до начала похода (чтобы избежать задержек из-за опоздания рейса или багажа). На поезд билеты можно брать с приездом до 10 утра по местному времени (до 5 утра по московскому).

Уезжать/улетать обратно можно после 20:00 по местному в последний день.

Рекомендуем задержаться на пару дней в Иркустке - для осмотра достопримечательностей города и окрестностей.

В случае опоздания ко времени встречи более чем на 1 час участником оплачивается ожидание трансфера 700 руб/час, но не более 3х часов. В случае опоздания более чем на 3 часа участник самостоятельно добирается до группы (мы окажем в этом максимальное содействие, но, к сожалению, за счет участника).

Список вещей (распечатать)

Снаряжение

Обязательное

  • Посуда (кружка, ложка, миска, нож)
  • Солнцезащитные очки
  • Полотенце (из микрофибры)
  • Часы наручные
  • Налобный фонарик и комплект запасных батареек к нему
  • Коньки озерные
  • Спички (в непромокаемой упаковке)
  • Пакеты полиэтиленовые или легкие гермомешки для одежды
  • Пакеты полиэтиленовые (майки) 5 штук про запас
  • Треккинговые или лыжные палки
  • Сидушка (хоба)
  • Емкость для воды (пластиковая бутылка/ гидросистема/ фляжка)
  • Термос
  • Палатка горная (с юбкой)
  • Коврик туристический зимний
  • Спальник (t комфорта -15 -10 градусов)
  • Накидка на рюкзак от дождя
  • Рюкзак туристический (от 80 л для женщин, от 90 л для мужчин)

Необязательное

  • Power bank (зарядное устройство-аккумулятор)
  • Компрессионный мешок для объемной одежды
  • Мобильный телефон с зарядкой
  • Фотоаппарат

Косметичка

  • Влажные салфетки
  • Гигиеническая помада
  • Зубная щетка и паста (маленькая упаковка)
  • Крем солнцезащитный (spf 50)
  • Маленькие ножницы или кусачки для ногтей
  • Маленькое зеркало
  • Небольшая упаковка шампуня
  • Небольшой кусочек мыла
  • Расческа
  • Туалетная бумага в непромокаемой упаковке

Личная аптечка

  • Индивидуальные препараты
  • Капли в нос
  • Колдрекс/терафлю
  • Пластырь

Одежда

  • 1 футболка или рубашка с длинным рукавом
  • Балаклава
  • Бафф (шарф)
  • Ботинки треккинговые мембранные утепленные (твердая подошва, фиксированный голенастоп)
  • Гамаши/фонарики
  • Для девушек - спортивный бюстгальтер (в обычном неудобно)
  • Кеды/кроссовки
  • Купальник/плавки
  • Нижнее белье (лучше синтетика) в разумных количествах
  • Носки (х/б или синтетика) 2 пары
  • Носки треккинговые 2 пары
  • Носки шерстяные для сна 1 пара
  • Перчатки/варежки зимние (не шерстяные)
  • Перчатки рабочие
  • Перчатки тонкие
  • Пуховик зимний/ горнолыжная или сноубордическая тепла куртка
  • Теплая флисовая кофта
  • Термобелье теплое (зимнее)
  • Флисовые штаны
  • Шапка
  • Штаны теплые (подойдут утепленные горнолыжные или сноубордические)

Документы

  • Паспорт РФ
  • Билеты или маршрутные квитанции
  • Гермомешок для документов
  • Копия паспорта РФ
  • Деньги на дополнительные расходы
  • Полис ОМС

Анатолий Шувалов

Многочисленные пешие, горные и водные походы по России и Украине (Карпаты, Восточные и Западные Саяны,Байкал, Рыбачий полуостров, Кавказ (Эльбрус), Хибины и Ловозерские тундры), соло-путешествия по Таиланду и Индии, организация походов с 2011 года.

Стаж: 6 лет

Стоимость участия

Стоимость путешествия составляет 23 000 руб 

Из них аванс для бронирования места в группе 10000 руб 

Окончательный расчет происходит за 21 день до начала программы.

ВНИМАНИЕ! Каждому участнику выезда полагается везти часть общественного снаряжения и продуктов туда и обратно. Она должна занимать 20-30% от объема вашего рюкзака. Если вы по каким-то причинам не можете/не хотите забрать свою часть общественного веса, а также не можете/не хотите привезти часть снаряжения обратно, то оплачивается дополнительно 1000 руб (для оплаты авиадоставки). Участники из Санкт-Петербурга могут свою часть доставить самостоятельно.

Общественные модули раздаются 7-3 дней до начала похода.

ОПЛАТЕ ИЛИ ВНЕСЕНИИ АВАНСА В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ПРИСЫЛАТЬ ФОТОГРАФИЮ ЧЕКА ИЛИ СКРИНШОТ НА ПОЧТУ info@mwtravel.ru ИЛИ В КОНТАКТЕ МЕНЕДЖЕРУ: https://vk.com/myway_travel_admБЕЗ ЧЕКА ОПЛАТА СЧИТАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!

В стоимость включено:

• консультация помощь организатора в орг.вопросах по желанию (виза, приобретение билетов, приобретение билетов, снаряжение)

• пользование групповым снаряжением (лагерное, костровое, озерные коньки и сани-волокуши)

• место в палатке (организатором предоставляются 4х местные палатки)

• обеспечение группы на маршруте газом и водой

• проживание на турбазах (5 ночей)

• 3-х разовое питание (кроме обедов дней заезда/выезда и приемов пищи в кафе в населенных пунктах)

• запланированные переезды на маршруте

• общественная аптечка и ремнабор

• услуги руководителя группы

• регистрация группы в МЧС

• оформление пропусков для посещение погран.зоны

В стоимость не включено:

• билеты на проезд до места встречи

• посещение достопримечательностей по маршруту (по желанию)

• аренда личного снаряжения (спальника, коврика, рюкзака, трекинговых палок)

• ледоходы для комфортного передвижения по льду

• аренда 2х местной палатки (доступно только жителей СПб)

• страховка ("Активный отдых") - поможем с оформлением групповой со скидкой (для этого нужны будут ваши паспортные данные - ксерокопия главной страницы и прописки)

• посещение кафе/столовых/ресторанов (питание в кафе в 1 и 8 день по дороге, а также ужина 2 и 6 и обеда и ужина 7 дня в Хужире)

• дополнительные незапланированные трансферы на маршруте

 карманные расходы (баня,сувениры, рыба, прокат велосипедов в Хужире)

• доставка модуля общественного снаряжения и продуктов 1000 руб (оплачивают те, кто не может или не хочет забрать модуль в Санкт-Петербурге)

• проживание в хостелах/отелях до или после маршрута

Внимание!!!Аванс возвращается за вычетом стоимости броней, сделанных на участника.

Мы постоянно следим за ценами на билеты и обязательно скажем, когда лучше покупать. Пришлем письмо или напишем в группе Вконтакте

mwtravel.ru


Смотрите также