Зимние забавы — история коньков. Костяных коньках


OVERТАЙМ-Как появились коньки

Как появились коньки

Существует несколько версий о том, когда и где появились первые коньки. Историк Ф. Форменти полагает, что коньки были изобретены 5000 лет назад племенами, населявшими нынешнюю Финляндию. Они представляли собой кости ног животных, привязанные кожаными ремнями к стопе.

Первый конек, лезвие которого было изготовлено из металла, был найден на территории Скандинавии, к его ботинку крепилась медная пластина. Датируется эта на­ходка 200-м годом нашей эры. Вообще коньки относятся к одним из древнейших изобретений человечества. Выре­занные из дерева или выточенные из костей животных, они крепились к ботинку. Первоначально они и предна­значались совсем для иных целей. Они позволяли охот­никам быстрее передвигаться по замерзшим водоемам в погоне за добычей. Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталки­вание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. В России ко­стяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси – Старой Ладоге, Новгороде, Пскове – были найдены коньки из ко­стей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отвер­стия – два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял де­ревянный башмак. Затем к таким башмакам стали при­делывать металлические полозья. Интересна и семантика слова «конек». Оно вошло в обиход из русского языка – передняя часть деревянного конька была украшена конской головой. Отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь» – «конек».

Для развлечений и спортивных игр коньки стали ис­пользоваться намного позднее. На голландских карти­нах XVI века есть изображения людей, играющих на за­мерзшем канале в игру, напоминающую хоккей. После своей поездки в Голландию, Петр I привез в Россию не только моду на бритье бород и картофель, но и на уве­селительное катание на коньках. Он первым приклепал лезвия к ботинкам, понимая, что они должны состав­лять единое целое.

Вторая половина XIX столетия ознаменовалась бурным развитием конькобежного спорта и всех других видов, так или иначе связанных с передвижением по льду. По­сле того как Англия отвоевала у Франции Канаду, солда­ты привезли в северную страну хоккей на траве, попу­лярный на Британских островах. Но в силу природных условий в Канаде намного лучше культивировались зимние виды спорта. Прикрепив к сапогам резаки для сыра, солдаты начали играть в хоккей на льду. В ско­ром времени оформились правила хоккея, а спортивная экипировка стала адаптироваться под игровые условия.

В 40–50-е годы советские коньки делились на три катего­рии: «фигурки», «хоккейки» и «бегаши». В СССР учились кататься, как правило, на «фигурках»-«снегурочках».

В советской коньковой иерархии «хоккейки» стояли на­много выше «фигурок», несмотря на то, что были менее удобными: ботинок ниже щиколотки, лезвие тоньше, спереди вместо шипов легкая насечка. И уж совсем на за­облачной высоте стояли «бегаши» с длинным и тонким лезвием – атрибут конькобежцев-профессионалов. По­сле знакомства с канадским хоккеем появилась мода на коньки «канадки», немного напоминавшие «хоккейки», но имевшие не прямой, а овальный профиль. А потом на прилавках появились «ледорубы» – коньки марки «Дина­мо», и тысячи советских детей лезли из кожи вон, чтобы получить их на Новый год. К слову, автор этого текста на­чинал кататься в 95-м году именно на коньках «Динамо»...

Конек и его строение

Что же сегодня представляют собой хоккейные конь­ки? Конек – это конструкция, состоящая из трех составных частей: ботинка, «стакана», соединяющего ботинок с лез­вием, и самого лезвия. Изначально «стакана» не было, а лезвие представляло собой большую металлическую «скобу», крепящуюся к ботинку. Но с течением времени и усовершенствованием формы (в первую очередь, в свя­зи с желанием облегчить конек) у него появился пласти­ковый стакан, заметно облегчивший «обувь» хоккеиста.

Ботинок

Важной особенностью хоккейного конька является жесткость ботинка, которая необходима для лучшей фиксации и поддержки ноги. «Гонка вооружений» сре­ди хоккейных брендов порождает просто невероятные новшества у современных коньков. Но основной прин­цип при разработке все равно один – минимум веса, максимум защиты. Карбоновые вставки для большей прочности, термоформовка ботинка, язычки с пружиной, возвращающие часть энергии при толчке, воз­душные камеры с подкачкой, фиксаторы шнуровки и многое-многое другое. Практически любой хоккейный производитель имеет свою «фишку» в строении конька. Верх и носок ботинка делают из специальных износо­стойких материалов, для защиты от порезов и стира­ния. Наружная часть носка может быть покрыта пла­стиком или специальным высокопрочным нейлоном, переплетенным по особой технологии.

Стакан

Эта часть конька является пластиковым «держателем» лезвия, прикрепленным к ботинку на металлических клепках. Хоккейный стакан должен выдерживать удары шайбой, клюшками, чужими коньками, поэтому изготав­ливается из специальных ударопрочных сортов пластика, при этом производитель ищет компромисс между проч­ностью и весом конструкции, поэтому стаканы, как пра­вило, «украшены» дополнительными отверстиями для снижения веса. Нельзя не отметить, что стаканы неред­ко становятся средством самовыражения хоккеиста. Как вратари украшают свой шлем различными надписями и изображениями, так и хоккеисты наносят на пластик стаканов то, что считают нужным. Все помнят коньки Овечкина на Олимпиаде, раскрашенные в национальные цвета. Сейчас же его стаканы окрашены в цвет пламени.

Лезвие

Лезвия давно перестали быть просто железякой, на кото­рой удобно передвигаться по льду. Изготавливают их из различных материалов – от недорогой и недолго служа­щей нержавейки, до качественной высокоуглеродистой стали и... пластика! Производители максимально пыта­ются облегчить обувь хоккеистов, именно поэтому поми­мо перфорации лезвий (вырезании в нем отверстий для облегчения), ту часть лезвия, которая прилегает к стакану, сделали пластиковой, оставив стальной только неболь­шую миллиметровую полоску, на которой и происходит катание. Стальная часть в этом случае весит всего 6 граммов! Вообще лезвие – это, пожалуй, самая уязвимая часть конька. При попадании в «критическую точку» или просто при любом другом сильном контакте оно может лопнуть. Именно поэтому лезвие является съемной частью, чтобы в любой момент лопнувшее лезвие можно было заменить.

Технологии

Современные технологии в области производства конь­ков, разумеется, направлены на повышение скорости бега спортсмена и сохранение прочности конька. Раз­работчиками ведется постоянная работа по облегче­нию массы конька – специальные графитовые встав­ки защищают уязвимые места. Вообще соотношение масса/прочность давно сделала графит основным ма­териалом в хоккейной экипировке. Особое внимание уделяется лезвиям. В этой связи необходимо отметить две технологии – T-Blade и Thermablade. Первая техноло­гия представляет собой лезвие, выполненное из 6-мм высококачественной закаленной стали. Сталь настоль­ко крепка, что длительность использования лезвия без дополнительной заточки в 5 раз выше, чем у обычно­го лезвия. Правда, заточка для такого тонкого лезвия и не предусмотрена, его просто нужно заменить. Вто­рая технология еще более интересна. В ее основе лежит главный принцип скольжения, и, как следует из назва­ния, связана она с искусственным подогревом лезвия. В лезвие встроен аккумулятор с подогревом, благодаря этому скорость конька возрастает до 35%. Некоторое время Thermablade тестировали игроки NHL, затем ис­пытания прекратили, отзывы участников тестирования оказались противоречивыми, кому-то понравилось, кому-то нет, в итоге от использования отказались, хотя и не запретили.

Немного физики

Принцип скольжения конька та­ков: от трения острых ребер лезвия лед под ними плавится, и конек скользит по своеобразной «водяной подушке», то есть фактически по смоченному льду. Благодаря этому скорость скольжения сильно воз­растает. Лезвие имеет форму жело­ба с двумя острыми ребрами по кра­ям – именно такая форма позволяет добиться максимальной скорости и маневренности.

Глубина этого углубления в лезвии конька называется «радиус пустоты» (в среде хоккеистов – «канавка»). Ка­навка в коньке может быть от 0,25 до 1 мм в зависимости от типа конька. Оптимальная глубина заточки зависит от таких факторов, как вес спортсмена, его профессионализм, сила катания, вид спорта и стиль игры.

 

 

Текст Сергея Иванова с использованием материалов журнала «Звезда СКА»

Поделиться

Поделиться

Назад к рубрике

overtimeonline.ru

Коньки от средних веков до середины 19 века: konsul_777_999

Катание на коньках было популярным времяпрепровождением в Европе на протяжении многих веков.

Википедия  сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

Средневековые костяные коньки, Museum of Londonvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

2.Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

3.Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки. Источник

4.Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

5.Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finland http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg 

6.Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен  / 1840–59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен - сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет. 

7.Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».  Источник

8.Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasienhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой. Источник

9.Advertisement from the Boston Almanac, 1864http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

Коньки в живописи

10.Иероним Босх (около 1450-1516) Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510. Правая створка, деталь Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

Для примера - три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

11.По ссылке на изображении откроется файл  4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

12.По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

13.via http://elojoenelcielo.wordpress.com/tag/hendrik-avercamp/ по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюда http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

Другие зимние пейзажи Хендрика Аверкампа можно посмотреть, например, здесь  http://mholland.ucoz.ru/index/khendrik_averkamp/0-4

Источники - внутри текста.

Ранее по зимней теме и про малых зимних голландцев: Игра в снежки в Европе, в 14-17 веках:   http://gorbutovich.livejournal.com/30233.html

konsul-777-999.livejournal.com

Зимние забавы — история коньков

Катание на коньках было популярным времяпрепровождением в Европе на протяжении многих веков.Википедия сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»Средневековые костяные коньки, Museum of London via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

2.Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

3.Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки. Источник

4.Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

5.Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finlandhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg

6.Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен / 1840–59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен — сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет.

7.Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».  Источник

8.Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasienhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой.Источник

9.Advertisement from the Boston Almanac, 1864http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

Коньки в живописи

10.Иероним Босх (около 1450-1516) Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510.Правая створка, деталь Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

Для примера — три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

11.По ссылке на изображении откроется файл  4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

12.По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

13.via http://elojoenelcielo.wordpress.com/tag/hendrik-avercamp/ по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюдаhttp://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

Другие зимние пейзажи Хендрика Аверкампа можно посмотреть, например, здесь http://mholland.ucoz.ru/index/khendrik_averkamp/0-4

Источники — внутри текста, источник исследования: http://gorbutovich.livejournal.com/34910.html

artnic.ru

Спорт на Урале - Коньки

КОНЬКИ

 

Коньки – приспособление, которое одевается на ноги человека при передвижении по льду. Используются для проведения активного отдыха, а также на занятиях физической культурой и спортом.

 

Первые коньки появились на заре истории человечества многие тысячи лет тому назад. Историки и сейчас заглядывают в далекое прошлое, чтобы дать ответ – где появились коньки впервые и кто их автор… И так открываем страницу летописи истории коньков.

Многие археологические раскопки и найденные наскальные изображения древних времен указывают на то, что первые костяные коньки были известны нашим далеким предкам каменного и  бронзового веков.

В те времена человек для быстрого передвижения по льду использовал различные предметы: кости домашних животных, стволы бамбука, клыки моржей, дерево и т.д.

Коньки были обнаружены на территории многих стран Мира: в Голландии, Дании, Швейцарии, Норвегии, Польше, России, Финляндии…

По мнению ученых конькам, найденным в Швейцарии в 1854 году, более 4000 лет. Советские археологи при раскопках славянских городищ в Новгороде и Старой Ладоге, среди домашней утвари находили  костяные коньки. В 1967 году на берегу Южного Буга, около Одессы, обнаружены коньки, принадлежащие древним племенам Киммерийцам, жившим 3200 лет тому назад. На Южном Урале, вблизи деревни Садчиково (около Кустоная) археологи, изучая стоянку первобытных людей бронзового века, среди утвари нашли шесть пар костяных коньков, признанных древнейшими в мире (около 4000 лет до н.э.).

По утверждению скандинавского ученого доктора Вейнгольда коньки и лыжи стояли в одном ряду и назывались одним словом «ондургуд» по имени бога – покровителя бега и охоты.

В 1174 монах Фив-Стефан в своей «Хронике знатного города Лондона» рассказывает: «Когда озеро замерзает, целая группа людей идет заняться спортом на льду… одни быстро скользят … другие… подвязывают к ногам берцовые кости некоторых животных, и, держа в руках палки с острыми наконечниками … несутся с такой быстротой, как птицы…».

Швейцарский летописец XVI века Олаус Магнус писал: «… другие бегут быстро по скользкому льду, пользуясь плоским, полированным железом, оленьей или бычьей костью длиной в один фунт, привязывающей к одной подошве». В нижней части кости были прожжены две дырочки, чтобы конек привязывать к носку обуви. Сзади, у пятки кость оставалась почти не обработанной. Здесь прожигалась одна большая дырка, через который проходил толстый ремень.

На смену костяным конькам пришли деревянные, они широко были известны в XII-XIV веках в Голландии, Исландии и т.д. Большое распространение они получили в России. Материала для изготовления служили твердые породы деревьев. Коньки любовно раскрашивались народными орнаментами, не редко украшали их головами коней, птиц и других животных.

Отсюда и пошло современное название – коньки - конь – коняшки. Коньки чисто русское название. Деревянные коньки на Руси были известны и царю Петру I, который наблюдал за катанием своего отца. Царь Алексей Михайлович, как утверждают историки, катался на коньках уже в 9 лет.

Точное время изобретения конька с железным лезвием неизвестно, неизвестен также и его автор. По некоторым данным появление конька с металлическим лезвием относится к  XII-XV веках.

1380год. Исландия. В Скандинавском народном эпосе рассказывается, как народный герой Фритьоф, подкованной сталью ногой врезает в лед рисунок, изображающей имя своей красавицы.

1498 год. Голландия. В книге автора Бругмана «Жизнь Людовины» повествуется о несчастном случае происшедшей с девушкой при катании на коньках. На гравюре изображены конькобежцы на коньках с железным полозом.

1500 год. На картинах и гравюрах знаменитых художников Голландии «Катании на коньках в Голландии в 1500 году» Аверкампа, «Крестьяне» А. Броувера, «Голан на коньках» П. Гооле и другие.

XV век. Следующий шаг в развитии техники катания на коньках принадлежит англичанам. Там коньки стали не менее популярны, чем Голландии.

В России коньки появились несколько позднее. Русский историк Н.И. Костомаров в «Очерках домашней жизни и нравов великорусского народов в XVI-XVII веках» писал: «Русские катались с удивительной легкостью и проворством, делали деревянные подковы с узкими железными полосами, которые загибались вверх…».

1663 год. Английский дипломат Карлейль писал: «… зимой они имеют коньки из дерева, снизу с длинным и узким железом». Г.М. де Паули в своей книге «Зимние забавы и искусство бегать на коньках с фигурами. С-Петербург» приводит описание древо-стальных коньков Голландии и Скандинавии, и как популярны были коньки на Руси в то время.

Немецкий историк Фриц Ренел писал: «Русские долго питали веру в то, что Петр Великий изобрел в Схидаме древо-металлический конек, но он его, конечно, не выдумал, а только приобрел и привез в Россию, где бег на коньках долгое время был привилегией двора и сфер».

Как бы то ни было – коньки были известны русским людям давно. Вспомним, что Петр умел кататься на коньках и мастерил их своими руками. Коньки с железным лезвием получили широкое распространение во многих странах Нового и Старого света. Несомненно одно, что появление конька с металлическим лезвием существенно повлияло на судьбу конькобежного спорта.

Стальной конек появился в XIX веке. Англии принадлежит ведущее положение в этот период. Здесь создается одна из первых конструкций металлического конька под названием «Чарльз» или «Маунт-Чарльз», на который в 1850 году Э. Бушнелл из Филадельфии получает патент. «Конек Бушнелла, - пишет Олимпийский чемпион Н. Панин, - был впервые сделан из металла. Он гораздо выше прежних конструкций и по внешности напоминает санный полоз – лезвие спереди закруглено, поднимается к носку обуви». Конек имел четыре стойки, последовательно поднимающийся от передней к задней стойки. Первые коньки в России из металла изготовил лично Петр Великий и он же первый впервые прикрепил их наглухо к обуви.

1859 год. Знаменитый скороход Уэми изготовил беговые коньки рекордной длины –более 500 мм.

1862 год. А. Мак-Миллен из Нью-Йорка предлагает новую конструкцию под названием «Голифакс-Акме-клуб».

1864 год. Знаменитый американский фигурист Джексон Гейнс – основатель современного фигурного катания с известным Бенжамин Вест из Филадельфии создают новую конструкцию конька, известную в мире под его именем. В этот период появляются  другие конструкции «Снегурочка» – 1850 г., «Нурмис», «Меркурий», «Английский спорт».

В 1887 году русский конькобежец А. Паншин создает свою конструкцию бегового конька и устанавливает на них ряд мировых рекордов, становится выдающимся фигуристом, пятикратным чемпионом России.

В 1887 году норвежец А. Паульсон создает конек известный конек известный в народе под названием «Норвежки».

1892 год. Олимпийский чемпион по фигурному катанию У. Сальков предлагает новую модель. С 1892-95 года появляется модель «Гаги».

В 1902 году будущий Олимпийский чемпион Н. Панин создает современную модель фигурного конька. Она существенно отличатся от предыдущих по толщине лезвия, по высоте конька, расположению и форме зубцов и передней части конька. Его моделью воспользовались многие иностранные фирмы и начали серийный выпуск.

В настоящее время выпускаются несколько видов коньков: беговые для игры в русский и канадский хоккей, коньки для обучения детей и коньки конструкции Поликарпова.

Статья не окончена.

  • < Назад
  • Вперёд >

sportufo.ru

эволюция бегового конька | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Коньки с древних времен до наших дней. Тема: Эволюция бегового конька

Слайд 2

Цели : Ознакомить учеников с эволюцией преобразования беговых коньков - костяные коньки -деревянные коньки с металлическими полозьями -цельнометаллические коньки из стали -конек системы « Halifax » -трубчатые коньки -трубчатый конек усовершенствованной формы -конек системы « Slap - skate »

Слайд 3

ЗАДАЧИ : 1.Познакомить учеников с историей развития бегового конька; 2. Сформировать и совершенствовать знания о конькобежном спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте; 3. Приобщать учеников к здоровому образу жизни; 4. Развивать в учениках чувство патриотизма, приобщать к национальной культуре;

Слайд 4

костяные коньки Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви. Чтобы скользить на таких коньках, надо было отталкиваться палками. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку .

Слайд 5

деревянные коньки с металлическими полозьями В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья. Однако уже в XV веке встречаются и другие формы коньков, по внешнему виду также схожие с некоторыми разновидностями голландской обуви. С XIII и до середины XVIII века конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Нередко переднюю часть конька украшали резьбой в форме головы животного. В России, например, изображали голову коня или лебедя. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.

Слайд 6

цельнометаллические коньки из стали В Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства.

Слайд 7

конек системы « Halifax » Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька системы « Halifax », который по простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.

Слайд 8

Трубчатые коньки Значительная роль в усовершенствовании коньков для скоростного бега принадлежит норвежским скороходам А. Паульсену и К. Вернеру, которые около 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки. Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. Изобретение норвежских конькобежцев явилось подлинной революцией в конькобежном спорте, что незамедлительно нашло отражение и в технике бега, и в росте спортивных достижений. В дальнейшем конструкция коньков постепенно совершенствовалась, но основная их форма оставалась прежней.

Слайд 9

трубчатый конек усовершенствованной формы Изменения в основном касались увеличения или уменьшения длины носовой или пяточной частей полоза конька, размеров передней и задней стоек (чашечек), формы полоза и его размеров в поперечном сечении, качества стали, веса конька. С течением времени заднюю часть конька начали делать длиннее, укорачивая одновременно переднюю. Наконец, и восковая, и пяточная части полоза оказались равными. В настоящее время ширина лезвия конька колеблется от 1 до 1,3 мм

Слайд 10

конек системы « Slap - skate » В середине 90-х годов ХХ века голландская фирма « Viking » сделала феноменальный прорыв в области разработки системы коньков, разработав модель под названием « Slap - skate » («Кляпы», «Коньки с отстегивающейся пяткой»). Пяточная часть конька свободна, что дает наибольший эффект при отталкивании. Тем самым отталкивание удлиняется, что приводит к увеличению скорости. Сейчас эта модель коньков является самой популярной в мире. Все изменения в конструкции конька с самого начала диктовались условиями бега, то есть формами беговых дорожек, практикуемыми в отдельных странах, дистанциями, а также совершенствованием техники бега.

Слайд 11

Список литературы : Список литературы: 1. Сайт в Интернете: alenia - all . narod . ru 2. Сайт в Интернете: www . refine . org . ru 3. Журнал «Конькобежный спорт», январь 2002

nsportal.ru

История коньков | Тайны и Загадки истории

Многие люди которые решили купить коньки в спб даже не догадываются о его многовековой истории.Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки.

История коньковПервые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки — одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае — на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек — длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси — Старой Ладоге, Новгороде, Пскове — были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия — два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем — из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое.  Деревянные коньки с железным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.Норвежские скороходы А. Паульсен и К. Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество — беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Конек ГейнсаПрототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели. Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д. Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина) было вызвано техническими соображениями, а именно — увеличением прочности конька. Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.В фигурном катании применяются три типа коньков:А. Коньки для исполнения обязательной программы;В. Коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании.С. Коньки для спортивных танцев на льду.Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка.Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках. Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальными шурупами конек крепится к ботинку. В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда.Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома. Высота лезвия конька приблизительно равна 40—50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой — позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка. Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2—4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы — одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду. Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном. Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед. Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра. Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.Точка коньков. Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается. Педагогические наблюдения и специальные исследования, проведенные с фигуристами различной спортивной квалификации, позволили установить, что многие коньки отечественных марок мало приспособлены для выполнения обязательных фигур. Очень часто ошибки в микрогеометрии следа фигуры получаются не по вине спортсмена, а в результате отсутствия специального конька для «школы».Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям:Обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петле».Создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька.Обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов.Производить кратковременное качение конька с большой амплитудой от его середины вперед-назад и наоборот при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея прикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках. Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела. Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укреплены твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусиныВвиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр. Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка. Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения. Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы. Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.

Исторические факты о коньках— Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.— В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.— А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.— С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски— В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.— Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I. А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.— Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.— Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян – катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

tayni.info

Коньки от средних веков до 19 века

Катание на коньках было популярным времяпрепровождением в Европе на протяжении многих веков.

Википедия  сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

Средневековые костяные коньки, Museum of Londonvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

2.Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

3.Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MBvia http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки. Источник

4.Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

5.Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finland http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg 

6.Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен  / 1840–59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен - сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет. 

7.Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».  Источник

8.Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasienhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой. Источник

9.Advertisement from the Boston Almanac, 1864http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

Коньки в живописи

10.Иероним Босх (около 1450-1516) Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510. Правая створка, деталь Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

Для примера - три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

11.По ссылке на изображении откроется файл  4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

12.По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpgХендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

13.via http://elojoenelcielo.wordpress.com/tag/hendrik-avercamp/ по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюда http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

Другие зимние пейзажи Хендрика Аверкампа можно посмотреть, например, здесь  http://mholland.ucoz.ru/index/khendrik_averkamp/0-4

Источники - внутри текста.

Ранее по зимней теме и про малых зимних голландцев: Игра в снежки в Европе, в 14-17 веках:   http://gorbutovich.livejournal.com/30233.html

kubirubi.livejournal.com


Смотрите также