Урок-викторина по литературе на тему: "П.П. Ершов. Сказка "Конёк-Горбунок". Конек горбунок урок


Урок по литературному чтению на тему П.П.Ершов "Конёк-Горбунок"

Урок литературного чтения

в 4-м классе

по учебнику Л. А. Ефросининой

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Учитель начальных классов:

Додонова Елена Юрьевна

Тема. Урок-путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Цели урока.

Образовательные: углубить знания о жанре литературной сказки; учить сравнивать сказки народные и литературные; формировать умение анализировать литературное произведение; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Развивающие: развивать у учащихся умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать логическое мышление, речь учащихся; развивать самостоятельность, умение выразить свою мысль.

Воспитательные: воспитывать культуру и грамотность речи; прививать любовь к русской поэзии; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Оборудование: портрет П.П.Ершова, детские рисунки и иллюстрации к сказке «Конёк-Горбунок», музыка к балету Щедрина «Конёк-Горбунок»

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Пётр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!...»

- На уроке мы ещё раз попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. Проследим путь, который проделал Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем.

III. Практика под руководством учителя.

1. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, к какому виду сказок относится сказка «Конёк-Горбунок? (волшебная)

- У этой сказки есть автор. Назовите его. (Пётр Павлович Ершов)

- Так какая это ещё сказка? (авторская)

- Но сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-горбунок» - русская народная сказка. А на памятнике П.Ершову можно прочитать такие слова: «П.П. Ершов автор народной сказки».

- Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной? Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена, как и русские народные сказки: есть зачины, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, есть характерная концовка)

- Для чего в сказке автор использует зачин? (он вводит читателей в ход событий, настраивает на сказочный лад)

- В сказке Ершова три части, и к каждой из них написал зачин. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Расскажите их. (Чтение наизусть зачинов)

- Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова?

- Приведите примеры победы добра над злом. (Иван стал царём, а царь сварился)

2.Разминка.

- Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки? (В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка. И все же автор назвал сказку именем только одного героя).

- А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? (Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту).

- Хотели бы вы иметь такого друга? (Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек).

- А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова? (Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова).

2. Выборочное чтение с элементами игры. Подбор отрывков к иллюстрациям из сказки, соблюдая хронологию событий.

- А теперь, вспомним самые яркие моменты из сказки и проследим за путешествием Иванушки и его чудесным превращением.

- Вам нужно найти иллюстрацию к сказке, которая находится на доске, а затем прочитать к ней текст из сказки. Внимание! Необходимо соблюдать хронологию событий и временную связь.

(На доске нарисована дорога приключений, по которой путешествовал Иванушка)

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Кобылица молодая

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась как стрела.

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

А ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Говорит ему конёк:

«Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо жар птицы,

Но для счастья своего

Не бери себе его.

Много, много непокою

Принесёт оно с собою»

И, скончав такую речь,

Наш Иван, крехтя с надсады,

Вылез кой-как из засады,

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой, конёчек-горбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицу-то поймал».

Так Иван-дурак кричал.

На другой день, поутру,

К златошвейному шатру

Царь- девица подплывает,

Шлюпку на берег бросает,

Входит с гуслями в шатёр

И садится за прибор…

Подъезжая к окияну,

Говорит конёк Ивану:

«Ну, Иванушка, смотри,

Вот минутки через три

Мы приедем на поляну –

Прямо к морю-окияну;

Поперёк его лежит

Чудо-юдо рыба-кит;

Тут Иван с землёй простился

И на небе очутился,

И поехал, будто князь,

Шапка набок, подбодряясь.

«Эко диво! Эко диво!

Наше царство хоть красиво, -

Говорит коньку Иван

Средь лазоревых полян, -

А как с небом – то сравнится,

Так под стельку не годится.

Физкультминутка для глаз

«Здравствуй, Месяц Месяцович!

Я – Иванушка Петрович,

Из далёких я сторон

И привёз тебе поклон», -

Осетры тут приплывают

И без крика поднимают

Крепко ввязнувший в песок

С перстнем красный сундучок.

На конька Иван взглянул

И в котёл тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже,

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

«Люба, люба! – все кричат. –

За тебя хоть в самый ад!

Твоего ради талана

Признаём царя Ивана!»

- Чему же учит сказка П.П.Ершова? (Настоящей дружбе, победе добра и справедливости над силами зла и насилия)

- Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (Честность, открытость, настойчивость, упорство, терпение)

- Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья? От кого же зависит наше счастье? (Да. Счастье человека зависит от него самого, от его поступков, которые он совершает, как относится к людям)

Поэт напоминает нам, что людей надо ценить не за внешнюю красоту: ведь и Иван, и Конёк-горбунок внешне не очень привлекательны. Но зато они правдивы, верные с чистой душой, и поэтому достойны счастья…

III. Рефлексия.

- В заключение урока небольшой блиц-опрос по сказке. Напишите ответы на вопросы. Затем, оцените свою работу дома и на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

IV. Домашнее задание.

- Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». А поможет поразмышлять вам на эту тему ещё одна литературная сказка, которую вы прочитаете дома. Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница». Учебник, стр.89-96, читать.

Фамилия, имя_________________________________________________

Блиц-опрос по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок

  1. Как звали трёх братьев в сказке

_____________________________________________________________

  1. Какого роста был Конёк-горбунок?

______________________________________________________________

  1. Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

______________________________________________________________

  1. Чем приманивал Иван жар-птицу?

______________________________________________________________

  1. На каком музыкальном инструменте играла царь-девица?

______________________________________________________________

  1. Назовите родственников царь-девицы

______________________________________________________________

  1. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит?__________________________

  2. Сколько лет царю? ______________________________________________

  3. Сколько лет царь-девице? ________________________________________

  4. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?

______________________________________________________________

Самооценка урока___________________

Ответы:

  1. Данило, Гаврило, Иванушка

  2. Три вершка (4 см)

  3. Десять шапок серебра

  4. Пшеном, смешанным с вином

  5. На гуслях

  6. Месяц-мать, Солнце-брат

  7. 10 лет

  8. 70 лет

  9. 15 лет

  10. Ивану помогал Конёк-горбунок

infourok.ru

Урок по литературе на тему "П.П. Ершов "Конек-Горбунок"

 Путешествие по страницам любимой сказки

Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

 

Цели:    познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания

                сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать

                литературное произведение, аргументировать свой ответ, развивать   

                логическое мышление, речь учащихся.

 

 

 

I. Слово учителя

            Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.

В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие  по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

            Какое впечатление оставила у вас  сказка «Конёк-Горбунок»?

            (Выступления учащихся, обмен мнениями)

 

С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой замечательной сказки?

Слайд №2

Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии.

Слайд №3

Он был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.

В 1830 году он с отличием окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым. Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В общей сложности она выдержала семь изданий.

Слайд №4

В 1836 году Ершов окончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию, а в 1844 году он был назначен инспектором гимназий, хотя он хотел возглавлять свою гимназию. Эта мечта осуществилась только через тринадцать лет. Это было нелёгкое время в жизни Ершова. Ему суждено было влюбиться в дочь бывшего директора гимназии, вдову с несколькими детьми. После женитьбы Ершову пришлось оставить  литературную деятельность: надо было изо дня в день  думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами. Две внучки Ершова, Ольга и Надежда, усыновили детей-инвалидов, отдав им всё тепло своих сердец. До нас дошло несколько фотографий членов семьи поэта и несколько его портретов, выполненных разными художниками.

Слайд № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

В Тобольске и Ишиме свято хранят память о великом земляке. В Тобольске поставлен памятник его сказочным героям, (слайд №12) в 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет (слайд №13), в 1941 году снят фильм (слайд №14), а в 1947, а затем в 1975 годах снят мультфильм по сказке (слайд №15). В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.

Слайд № 16, 17, 18

 

 

II.Аналитическая беседа по сказке

 

  • Что общего между сказкой «Конёк-Горбунок» и русскими народными сказками?
  • В сказках часто встречается число три. В каких случаях оно использовано автором «Конька-Горбунка»? (Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана).
  • А где встречается цифра семь? (Путешествует Иван каждый раз семь дней).
  • Какое слово использует автор для обозначения этих семи дней? (седмица)
  • Приведите примеры из текста, где использовано это слово.

Вот Иванушка поднялся,

В путь-дорожку собирался,

Взял корыто и пшено,

И заморское вино;

Потеплее приоделся,

На коне своём уселся,

Вынул хлеба ломоток –

Доставать свою жар-птицу

Едут целую седмицу.

 

  • Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою.
  • Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения.
  • Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность).
  • Чему ещё учит сказка? (Настоящей дружбе). Докажите это утверждение.
  • Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья?
  • От кого же зависит наше счастье?
  • Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»?

 

III. Литературная викторина

 

Презентация №1

 

 

IV. Лексическая работа

 

В тексте сказки нам встретились фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания. Вот одно из них:

Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери.

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног!

  • Что обозначает выражение «сонные тетери»?  (Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря»).

 

  • Какую роль играют фразеологизмы  в тексте? (Украшают речь, делают её выразительной, образной)

 

  • Определите дома значение фразеологизмов «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки».

 

 

 

Домашнее задание

 

  1. Выписать значения фразеологизмов.
  2. Сравнить по содержанию сказку «Конёк-горбунок» и одноимённый мультфильм.

 

 

 

infourok.ru

Комплекс уроков по литературному чтению "П.П. Ершов "Конек-горбунок"

Урок 1

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

Цели:

Познакомить детей с творчеством Ершова;

Отрабатывать навыки правильного, осознанного чтения;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать внимание, воображение, память;

Воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование:

Портрет писателя

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Пересказ заключительной части сказки Жуковского

Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством П.П. Ершова.

Чтение учителем вступительной статьи в учебнике.

Ершов учился в Петербургском университете. Там он изучал русскую и иностранную литературу, увлекался театром, писал стихи, поэмы, активно участвовал в студенческой жизни. Именно в университете, по словам Ершова, он провел «пять лучших лет в своей жизни». Тогда же он, будучи девятнадцатилетним юношей, сочинил сказку «Конек-горбунок». Существуют свидетельства, что в создании книги принимал участие Пушкин и даже написал первые четыре строчки, но нельзя сказать, насколько эти сведения достоверны. Однажды профессор русской словесности вместо лекции прочел своим студентам сказку «Конек-горбунок», а затем объявил слушателям имя автора - Петра Ершова. Студент Ершов сразу стал знаменит. С похвалой о его сказке отзывался Пушкин: «Теперь этот род сочинений можно мне оставить», - писал он, прочитав «Конька-горбунка»

Как вы думаете, почему так сказал Пушкин?

При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало.

На сегодняшнем уроке, мы с вами прочитаем первую часть этой блистательной сказки.

Читая сказку подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказке Ершова. (Задание для активного слушания)

Изучение нового материала

Подготовка к восприятию

Прочитайте название сказки

Как вы понимаете это название?

Почему не конь, а конек? Почему горбунок?

Всего в сказке три части, мы познакомимся только с первой.

(Учитель делит первую часть сказки «Конек-горбунок» еще на три части)

Первичное чтение 1 части сказки.

Чтение сказки детьми по строфам до слов: «Много времени аль мало…..»

По ходу чтения идет словарная работа.

1 строфа.

Недалече - недалеко

Сума - мешок из ткани, кожи

2 строфа.

Как вы понимаете, выражение «шевелить пшеницу»?

Отродяся не видали - никогда не видели

Соглядать - подсмотреть, выследить

3 строфа.

Сенник - закопался под сено

Как вы понимаете, выражение «На него боязнь напала»?

4 строфа.

Сызнова - снова

Несподручно - неудобно

Как вы понимаете фразу «Зубы начали плясать..»?

5 строфа.

Пенять - упрекать

Лубки - ярко раскрашенные картинки

Малахаи - старинная крестьянская верхняя одежда

Озираючись - оглядываясь

Очью сверкая - глазами

Пластью - пластом

Конек ростом три вершка - приблизительно 13 см

С аршинными ушами - приблизительно 71 см

6 строфа.

Балаган - шалаш, сарай

Кровля - крыша

Как в жомах - в тисках

Слов-то не померил - не стал вдумываться

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Закрепление нового материала

Анализ прочитанной части сказки

Чем занималась семья старика?

Как шли дела у братьев?

Какое горе у них приключилось?

Что они придумали? (Ходить в дозор, чтобы поймать вора)

Кто первым пошел караулить поле? (Старший брат)

Чем закончился его дозор? (Он никого не поймал)

Почему?

Что он взял с собой? Зачем?

Что он рассказал дома отцу?

Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?

Как бы вы проступили на его месте?

Как сходил в дозор средний брат?

Что он взял с собой? Почему?

Что он рассказал дома?

Чем закончился дозор младшего сына?

Трудно ли ему было поймать кобылицу? Прочитайте.

Что пообещала ему кобылица?

Что Иван рассказал братьям и отцу, когда вернулся домой?

Как вы думаете, почему?

Работа над иллюстрацией в учебнике

Рассмотрите иллюстрацию

Кто на ней изображен?

Кто изображен на переднем плане?

Как художник изобразил Ивана?

Кто изображен на заднем плане?

Найдите в тексте эпизод, который соответствует этой иллюстрации?

Прочитайте.

Итог урока

Заинтересовало ли вас начало сказки?

Хотелось бы вам прочитать всю сказку?

Кто из героев вам понравился? Почему?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Подготовить выразительное чтение отрывка, который соответствует проиллюстрированному эпизоду.

Урок 2

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

(продолжение)

Цели:

Продолжить работу над произведением;

Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

Учить давать оценку поступкам героев;

Развивать память, внимание, мышление;

Обогащать словарный запас;

Воспитывать любовь к чтению

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Выставка детских работ.

Выборочное выразительное чтение.

Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с сказкой Ершова.

Хотели бы вы узнать, что же случилось дальше?

Изучение нового материала

Первичное чтение 2 части сказки

Дети читают по строфам до слов: «Приезжает во дворец.»

По ходу чтения идет словарная работа.

1 строфа.

Аль - или

Зельно - сильно

Хмель посбило - протрезвел

2 строфа.

Как вы понимаете фразу «Починивши оба глаза»?

Что значит фраза «Очи яхонтом горели»? (Яхонт - старинное название рубина)

Седьмицу - неделя

3 строфа.

Буерак - овраг

4 - 6 строфы.

Не клепли - зря не обвиняй, не клевещи

Настигу - догоню

Загребь - горсть

Намеднишнюю ночь - сегодняшнею

Мыкать век - доживать как-нибудь

Супротив - напротив

Как вы понимаете фразу: «Некорыстный наш живот»? (Живот - имущество, добро)

7-10 строфы.

Городничий - начальник города

Содом - неразбериха

Ни давежа - не было давки

Ударили в бичи - ударили кнутом

Физкультминутка

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Закрепление нового материала

Анализ прочитанной части сказки

Где Иван держал своих коней?

Как о конях узнали братья?

Что они придумали?

Как вы оцениваете их поступок? Хорошо ли они поступили?

Как отреагировал Иван, когда обнаружил, что коней в сарае нет?

Как его успокаивал конек? Прочитайте.

Как оправдали братья свой поступок, когда Иван догнал их в дороге?

Они сказали правду? О каком качестве характера это говорит?

Что же произошло, когда они пришли в город? Кто увидел этих прекрасных коней?

Почему городничий решил поехать с докладом к царю?

Анализ художественных средств сказки

Как вы считаете, с помощью чего писатель показал нам, что события происходят в прошлом?

Найдите в тексте устаревшие слова.

Дайте им объяснения исходя из контекста.

Какие метафоры (слова в переносном смысле) употребляет писатель?

С какой целью он это делает? (Для создания ярких образов, для передачи народной речи)

Иллюстрирование эпизода сказки

Какой эпизод вам запомнился больше всего?

Нарисуйте к этому эпизоду иллюстрацию.

Что вы нарисуете на переднем плане?

Что вы изобразите на заднем плане рисунка?

Какое настроение и чувства будет выражать ваш рисунок?

Какие краски вы выберите?

Итог урока

Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?

Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

Хотелось бы вам узнать, что случилось дальше?

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок 3

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

Цели:

Продолжить работу над произведением Ершова «Конек-горбунок»;

Отрабатывать навыки чтения;

Учить давать характеристику главным героям;

Провести проверочную работу, с целью диагностики усвоения содержания сказки;

Развивать память, речь, внимание;

Оборудование:

Тест по произведению «Конек-горбунок»

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Выборочный пересказ по иллюстрациям

Понравилась ли вам сказка?

Почему царь взял к себе во дворец Ивана?

Какую выгоду получили братья?

Прочитайте, последнюю строфу?

Какие еще приключения ждут Ивана?

Учитель иллюстрации, которые готовили, дети с первого урока работы над этой сказкой, выставляет на доску без соблюдения какого-либо порядка.

Восстановите правильный порядок событий (картинный план – деформированный)

Постановка цели урока

Сегодня на уроке, мы проверим насколько внимательно вы читали эту сказку.

Закрепление нового материала

Анализ сказочных примет.

Давайте вспомним, по каким признакам мы определили, что это произведение сказка. (Зачин, повторы..)

К какому виду сказок относится сказка Ершова? (Эта сказка и бытовая и волшебная)

Что в этой сказке волшебного?

Что не могло произойти в настоящей жизни? Что могло бы случиться в реальности?

Характеристика героев

Назовите героев сказки. (Иван, 2 брата, кобылица, конек-горбунок, отец)

Какие из этих героев положительные персонажи? (Иван, конек-горбунок) Почему?

Какие герои отрицательные? (2 брата) Почему?

А отец и кобылица, какие герои? (Нейтральные)

Давайте, дадим характеристику положительным и отрицательным героям по плану.

Где живет герой? Найдите в тексте и прочитайте.

Чем занимается?

Какие поступки совершает? Найдите этот отрывок в сказке и прочитайте.

Какой характер у героя? Выберите более точное слово из предложенных вариантов и подтвердите свое мнение цитатой из текста.

ХРАБРЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, СКРОМНЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ДОБРЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, УМНЫЙ, ЛЬСТИВЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, СИЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ, МОЛЧАЛИВЫЙ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, ПРОСТОЙ, ЛЖИВЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ЧЕРСТВЫЙ, ЖАДНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ, ГРУБЫЙ, ВЕРНЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ

Свое отношение.

(Работа проводится устно)

Физкультминутка

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек

За спинкой сожми,

Вверх поднимай,

Сильно спинку прогни.

И головою теперь покрути -

Лень и усталость

Скорей прогони.

Тест по сказке «Конек-горбунок»

1) Как звали старшего брата?

Иван

Данило

Гаврило

2) Что взял с собой в караул Иван?

Краюшку хлеба

Вилы и топор

Воду

3) Кого поймал Иван во время своего караула?

Дьявола

Кобылицу

Конька-горбунка

4) Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

За хвост

За гриву

За поводья

5) Какого роста был конек-горбунок?

4 вершка

2 вершка

3 вершка

6) Сколько коней было у Ивана?

5 коней

2 коня

3 коня

7) Сколько конюхов вели коней к царю?

8

10

6

8) На какую должность взял царь Ивана?

Стрелком

Воеводой

Конюхом

(Дети записывают только букву правильного ответа, проверку можно осуществить как коллективно, так и используя взаимопроверку)

Итог урока

Чему учит эта сказка? (Верности и дружбе, смелости и доброте)

Какой урок вы извлекли для себя?

На какую народную сказку похожа эта сказка?

Учитель рекомендует прочитать эту сказку до конца.

Домашнее задание

Вспомнить стихотворения Пушкина, которые учили наизусть.

infourok.ru

Урок-викторина по литературе на тему: "П.П. Ершов. Сказка "Конёк-Горбунок"

Министерство народного образования

Республики Узбекистан.

Разработка урока-викторины

по литературе

в 5 классе на тему:

« Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Учитель русского языка

и литературы

второй категории

Артёмова Е.В.

Ташкент 2016.

Разработка урока по литературе в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Тема урока: «Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по сказке «Конёк-Горбунок; выработать умения самостоятельно применять полученные на уроках знания;

  2. Развивающая: развить познавательную активность, читательскую память, внимание и творческое мышление;

  3. Воспитательная: воспитать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся; способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми.

Оборудование урока: тетради, учебники, мультимедийный проектор, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Объявление темы и целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

  1. Обобщение знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

  1. Закрепление материала.

Вопросы для разминки.

1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;На мое ж притом несчастьеБыло страшное ненастье:Дождь вот так ливмя и лилРубашонку всю смочил)

3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,Да к моей судьбе несчастнойНочью холод был ужасный,До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,Звезды на небе считал,

Месяц, ровно, тоже светил

Я порядком не приметилВдруг приходит дьявол сам,С бородою и с усам….Вот и стал тот черт скакатьИ зерно хвостом сбивать.Я шутить ведь не умеюИ вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек–Горбунок?( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. (Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см) с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? ( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя)

10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 12. За что рыба – кит несла свое мучение?(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)

Сказочный словарь.Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из двенадцати слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок.

Почивальня - спальняСтрельцы – старинное войско в Древней РусиБасурман - иноземецГородничий - начальник города в старинуГлазей - подсматривающийКрасно платье - нарядное, цветное, красивоеЧелядь – слугиБуерак - овраг, яма

Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай (Длиннополая одежда без пояса)

Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Рядовой (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,Покупайте, продавайте!»(Гости - купцы, торговцы.)

  2. «Тут Иван с печи слезает,Малахай свой надевает.»(Малахай - широкая одежда без пояса.)

  3. «Вот неделей через пятьНачал спальник примечать.»(Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,Взвеселил мою ты душу,И на радости такой - Будь же царский стремянной!»(Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  5. «Царь кричит на весь базар:«Ахти, батюшки, пожар!Эй, решёточных сзывайте!Заливайте, заливайте!»(Решёточные - пожарные.)

  6. «Постой немножко,Прикажи сперва окошкоВ почивальне затворить…»(Почивальня – спальня)

Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Чудо-юдо рыба-кит.«Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежитЧудо- юдо рыба кит.Все бока ее изрыты,Частоколы в ребра вбиты,На хвосте сыр–бор шумит.На спине село стоит,Мужики на губе пашут,Между глаз мальчишки пляшут,А в дубраве меж усов,Ищут девушки грибов…»

Царь–девица.« Царь–девица подплывает,

Шлюпки на берег бросает,Входит с гуслями в шатер,И садится за прибор.« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -Рассуждает стременной, -Что куда красна собойЦарь- девица, так что диво!Эта вовсе не красива:И бледна–то, и тонка,Чай, в обхват–то три вершка,А ножонка-то, ножонка!Тьфу-ты! Словно у цыпленка!Пусть полюбится кому,А я и даром не возьму»

Жар–птицы.« Неча молвить страх красивы!Ножки красные у всех,А хвосты-то сущий смех!Чай, таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Чай таких у куриц нету,А уж сколько парень свету,Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.«Молодые, вороные,Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитойХвост струится золотой,И алмазные копытыКрупным жемчугом обиты»

Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…

Рубашонку всю смочил.

(Старшего брата Данилы).

Ну, Иван, -ему сказала-

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

(Кобылицы.)

Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, не служба.

(Конька-Горбунка)

Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь.

(Царь-девицы).

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

“Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

“Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

«Кто это?» (определить по описанию героя сказки)

“Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

***

Рыжий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

***

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

***

“Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Конкурс «Что, где, когда?»

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2) Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)

6) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин ”царский стременной”)

7) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)

8) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

9) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

10) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

11) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

12) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)

13) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

14) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см )

15)Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)

16) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

17) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

18) Чем закончилась сказка? ( Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

19) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

– Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их)

– Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

  1. Подведение итогов урока.

- Обобщение и систематизация знаний.

- Развитие творческого мышления.

- Закрепление материала.

- Подведение итогов викторины.

- Оценивание работы учащихся.

- Формулирование общего вывода по теме.

6. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

infourok.ru

Урок внеклассного чтения. Петр Павлович Ершов. «Конёк-горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью.

Урок внеклассного чтения. Петр Павлович Ершов. «Конёк-горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью.

Цели: ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы. Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.

Быль за сказкой не угонится.

Кашку кушай, а сказку слушай:

Умом разумом смекай да на ус мотай.

  1. Сообщение целей урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящён Петру Павловичу Ершову и его сказке «Конёк-горбунок». Вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова.

  1. Вступительная беседа.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе XIX века. Вот эти имена: Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Владимир Фёдорович Одоевский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

А.С.Пушкин по праву считается родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились со сказками Пушкина. Давайте вспомним их («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»).

Его последователем и продолжателем по праву можно считать Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

П.П.Ершова называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

  1. Работа над новой темой.

Что же это был за человек – П.П. Ершов?

П.П.Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове. В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 году он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех его был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Следующий вопрос литературоведам:

-Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Народная

Литературная

1. Автор-народ.

1. Автор-  конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

5. Не ограничивается определённым жанром;

включает в себя черты и бытовой сказки,

и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин, бабка - игральная кость, зело – сильно, басурманин – иноземец, каурка – лошадь рыжей масти, лубки – яркие картинки, седмица – неделя, острог – тюрьма, шабалки – шабаш, конец, льзя – можно, рядиться – торговаться, договариваться, малахай – длинная, широкая одежда без пояса.

Работа со всеми группами.

Перед нами семейная сказка? Докажите (прочитайте). Началом сказки является конфликт между младшим братом-дураком и его старшими братьями. Чтобы этот конфликт сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям придётся поймать вора, который повадился каждую ночь в поле пшеницу шевелить.

- Старшие братья исправно сторожили? (Нет. Первый – закопался под сенник, второй – «Всю ночь ходил дозором У соседки под забором».) Только на третью ночь, когда подошёл черёд идти дежурить младшему брату, Иванушке, вор был пойман. Братья только посмеялись над рассказом Иванушки. Первый сюжетный поворот сразу же возвысил Иванушку-дурачка над старшими братьями, вызвал к нему симпатию. Ведь поймать вора было ох как непросто.

Чтобы помочь своим любимым героям, сказочник даёт им волшебных помощников.

-Какого же волшебного помощника дал Ершов Иванушке в своей сказке? (Конька-горбунка).

Конфликт между братьями и Иваном не единственный в сказке.

-Кто ещё в сказке недолюбливает Ивана? (Спальник).

Это именно по его доносу пришлось Ивану не без помощи, конечно, Конька-горбунка доставить во дворец: Жар-птицу, царь-девицу.

Сказка прочитана. Насколько внимательно вы читали сказку?

-Какое отчество у Ивана? За сколько братья продали царю коней? Сколько лет было царю? Сколько лет было царь-девице? Сколько жар-птиц прилетало на поле? Кто мать царице? Кто брат царице?

-Сколько лет пролежал рыба-кит поперёк моря?

-Назовите по порядку котлы, в которых должен был искупаться Иван? (с молоком, с водой варёной, с водой студёной)

VII.       Итог урока.

-Являясь обладателем волшебного помощника, Иван хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отвечает он грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет).

-Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность.) -Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный. Обратимся к пояснениям в словаре Даля. Простодушие – это прямодушие, бесхитростность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа. Добродушному человеку свойственны добросердечность, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.

Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

-Нельзя не сказать о концовке. Прочитайте.

Заканчивается сказка концовкой прибауточного характера. Этот особый художественный приём не только вносит комизм, но и обращает внимание на исполнителя, подчёркивая неправдоподобие всего рассказанного с помощью смешения реального и сказочного времён.

-Молодцы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание:  прочитать сказку В. М. Гаршина «AttaleaPrinceps»

infourok.ru

Технологическая карта урока " П.П. Ершов Конёк

Технологическая карта урока

по литературному чтению

4 класс

УМК « ХХІ века»

Учитель: Морозова О.П

2016 г

Тема: П.П.Ершов. Конёк-Горбунок

Тип урока: открытие нового знания

Цель: организовать эмоционально- эстетическое восприятие произведения.

Задачи:

- Формировать целостное восприятие художественного произведения;

- Совершенствовать технику чтения;

- Работать над обогащением словарного запаса слов;

- определять вид жанра.

Познавательные УУД:

- Уметь пользоваться дополнительной литературой ( библиографическим справочником о авторе)

- Формировать умения находить ,отбирать и анализировать информацию;

- Находить и проверять значение непонятных слов по словарю ;

- Моделировать обложку к произведению.

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников.;

Регулятивные УУД:

- Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково – символическое моделирование;

- Соотносить и оценивать свою работу.

Личностные УУД:

- Понимать и усваивать через произведение общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям.

Ход урока

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

Настрой на работу

2. Актуализация опорных знаний.

-В начале урока вспомним жанры произведений. По описанию определите его название.

  • Небольшое произведение с нравоучительным содержание в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. (Басня)

  • Песня- сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

(Былина)

  • Эпическое произведение небольших размеров. (Рассказ)

  • Поэтический жанр; небольшое произведение. Написанное стихами, которое отражает внутреннее чувство человека. ( Стихотворение)

  • Занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. ( Сказка)

В группе соотносят описание и его жанр.

Проверяют по образцу.

Коммуникативные: умение работать в группе

Регулятивные: соотносить результат, делать самопроверку.

3. Работа над темой урока

Прочитайте на доске тему « П.П.Ершов. Конёк- горбунок».

Определяют жанр произведения.

Предполагают о чём это произведение

- определяют цель урока и ставят задачи

Познавательные:

-называют жанр произведения, доказывают.

4. Работа по теме урока.

1. Группа детей представляет биографию писателя. Задают учащимся вопросы о прослушанном.

2. До чтения произведения знакомятся с непонятными значениями слов ,используя словарь.

«Недалече», «сума», «шевелить пшеницу».

«сенник». « вершок». « аршин».

3. Знакомство учащихся со сказкой.

1.Слушают и готовятся отвечать на вопросы

2. Развивают речь.

-Формируют умение слышать и слушать собеседника

- умение работать со словарём

5. Первичное закрепление прочитанного.

- Где происходили все события?

- Чем занималась семья старика?

- Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают.

- Какое горе произошло?

- Что придумали братья?

- Кто первым отправился в дозор? Как он отнёсся к своей службе?

- Средний брат как отнёсся к службе?

-Что можете сказать о братьях?

- Как Иван « держит караул?»

- Расскажите, какой вы представляете кобылицу?

- Какой приём использует автор для описания?

- Почему кобылица покорилась Ивану?

- Что кобылица просит у Ивана?

- А что за это обещает Ивану?

- Какой наказ получил Иван?

Отвечают на вопросы подтверждая чтением из текста.

Словесное рисование.

Приём сравнения.

Развивают речь.

Формируют умение вести диалог.

6. Работа в группе.

- Составьте модель обложки этого произведения.

- Докажите , что данное произведение сказка?

Выполняют работу в группе. Представляют результат.

Моделируют.

7. Д/З.

-научиться выразительно читать сказку.

- нарисовать рисунок к произведению и подобрать цитату к рисунку ( по желанию)

8. Итог:

-К какому виду сказок можно отнести это произведение?

- Какова тема этого произведения?

Отвечают на вопросы

9. Рефлексия:

Работа с листом самооценки.

- Возьмите листочки самооценки, оцените итоги работы на уроке, дополнив или подчеркнув любые предложения.

Мне удалось…..

Меня удивило……

Мне понравилось…….

Я могу похвалить себя……

Я внимательно слушал товарищей на уроке…

Я активно работал на уроке.

Представляют свои результаты

Регулятивные:

оценка своей деятельности

infourok.ru

Урок литературного чтения в 4 классе "Ершов П.П. «Конек-Горбунок»"

Конспект

учителя начальных классов

Ивашевского филиала

ГБОУ СОШ с.Троицкое

Абубекеровой Алёны Шамилевны

Литературное чтение

Класс:

4 В

Тема

Ершов П.П. «Конек-Горбунок»

Дата проведения:

Цель: Знакомство с произведением Ершова П.П. «Конек-Горбунок»

Задачи:

  1. Образовательные:

  • познакомить с особым жанром произведения Ершова П.П. «Конек-Горбунок»

  • познакомить с биографией П.П. Ершова.

  • подготовить к восприятию литературного произведения посредством проведения предварительной беседы;

  • обогащать словарный запас детей посредством проведения словарной работы;

  • совершенствовать навык беглого чтения через организацию различных видов чтения;

  1. Развивающие:

  • создавать условия для развития речи каждого ученика посредством организации беседы на уроке;

  • развивать внимание, память через вопросы по содержанию произведения;

  • способствовать развитию воображения посредством соотнесения иллюстраций по произведению;

  1. Воспитательные:

Формируемые УУД:

-Познавательные

1. Знакомство с биографией Ершова П.П.

2. Познакомить детей со сказкой «Конек-Горбунок»

-Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль своей работы.

3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на книгу.

- Коммуникативные

1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) .

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оборудование:

  • наглядность по произведению в виде электронной презентации;

  • интерактивная доска;

  • учебник.

План урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

  1. Речевая разминка.

  2. Постановка темы урока.

  3. Беседа об авторе.

III. Открытие новых знаний.

  1. Первичное слушание.

  2. Словарная работа.

  3. Физкультминутка.

IV. Работа над содержанием.

  1. Самостоятельное (выборочное) прочтение.

  2. Беседа по содержанию сказки.

V. Итог урока

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

  3. Рефлексия.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Встаньте красиво и ровно у своих парт.

Тихо садитесь.

Еле шорохом шурша,В класс заходит тишина.На стульях сидят шалунишки,Листают волшебные книжки.Ожидание чуда, благости,Всех коснется к общей радости.Тихо, тихо, чуть дыша,Входит сказка не спеша.

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Речевая разминка. Слайд 1.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  • Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

  • Не все то творится, что говорится.

Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? (Читаем вторую и последующие).

Что общего в этих пословицах? О чем они? (О лжи). Как вы думаете, как связаны эти пословицы с нашим уроком?

Посмотрите на доску, что вы там видите (Портрет Ершова П.П.)? Слайд 2

Просмотр презентации «Ершов Петр Павлович» Слайды 2-10.

На данном этапе, ученики объясняют значение пословиц.

В произведении пойдет речь о героях, которые лгали.

  1. Открытие новых знаний и словарная работа (20 минут)

Сегодня мы с вами прочитаем очень интересную сказку. Откройте учебник на странице 39 и прочитайте название сказки.

infourok.ru


Смотрите также