Редкие издания сказки П. Ершова "Конёк-Горбунок". Конек горбунок иллюстрация


1830. Редкие издания сказки П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Сегодня отмечается 200-летний юбилей со дня рождения русского писателя Петра Павловича Ершова (1815 – 1869). Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё в студенческие годы.

В преддверии юбилея Ершова мы поизучали историю издания его сказки и нашли некоторые из них в нашем фонде отдела редких книг.Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем четвёртое издание 1856 года было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом.

Как Ершов – неизвестный, незнатный19-летний студент Петербургского университета – взошел на вершину литературной славы? Оказалось, у него были покровители: поэт В. А. Жуковский, профессор П. А. Плетнев, цензор А. В. Никитенко.Плетнев первым обнародовал сказку Ершова, прочитав ее в начале 1834 года на занятиях в университете вместо лекции. Жуковский содействовал появлению ее в печати, а Никитенко был цензором сказки. Его роль в издании «Конька-горбунка»  была очень важной: хотя он многое изъял из сказки, оставив многоточия, но сохранил ее в целом. Другой бы цензор мог ее не пропустить в печать.

Но самое большое участие в судьбе сказки принял А. С. Пушкин. Он был восхищен «Коньком-горбунком» и сказал Ершову: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Пушкин хотел содействовать Ершову в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно дешевой цене, в огромном количестве экземпляров, но при недостаточных средствах автора и по случаю смерти Пушкина намерение это не выполнилось.

Первая часть сказки «Конек-горбунок» была напечатана в 3 томе журнала «Библиотека для чтения» с хвалебным предисловием редактора журнала О. И. Сенковского. А уже 5 октября 1834 года в газете «Северная пчела» появилось объявление о выходе сказки Ершова отдельным изданием. Фото из газеты из нашего фонда:

«Конек-горбунок» сразу приобрел широкую известность. Тираж был распродан, со сказки начали составлять списки. В 1840 и 1843 годах московский книгопродавец К. И. Шамов выпускает второе и третье издания «Конька-горбунка»  без изменений. После этого «Конек-горбунок» долго не издавался: цензура не разрешала ее печатать как произведение, «не соответствующее современным понятиям и образованности». А когда в конце 1840-х годов Николаем I были утверждены правила книгоиздания, в которых предусматривалось, чтобы в книгах, «назначенных для чтения простого народа… не было не только никакого неблагоприятного, но даже и неосторожного прикосновения к православной церкви и установлениям ее, к правительству и ко всем поставленным от него властям и законам», об издании «Конька-горбунка»  не могло быть и речи.

В 1856 году, уже после смерти Николая I, «Конек-горбунок» с помощью министра народного просвещения, героя Отечественной войны 1812 года А. С. Норова и при содействии А. В. Никитенко, ставшего к этому времени действительным членом Академии наук, выходит четвертым изданием, дополненным автором. Ершов восстановил или написал заново места, изъятые в первом издании и обозначенные точками.

В 1861 году выходит пятое издание «Конька-горбунка» с незначительным дополнением автора. Последние при жизни автора 6-е и 7-е издания выходят в 1865 и 1868, они повторяют 5-е издание.

До 1917 года сказка выпускается более 30 раз, повторяя 4-е и 5-е издания.

Одной из особенностей дореволюционных изданий «Конька-горбунка» является параллельный выпуск многих подделок под эту сказку. Первая из них вышла следом за первой публикацией сказки: в 1835 году и называлась «Кривой бес», русская сказка, соч. А. Я-ва, Спб. Начиная с конца 1860-х годов появляется множество неудачных подражаний «Коньку-горбунку», по приблизительным подсчетам вышло более 200 таких подделок.Есть и у нас одна «переделка»: книжка из Юдинского собрания «Конек-горбунок, или Царь-девица : театральная пьеса для детей в пяти действиях и девяти картинах, с 50-ю фигурами действующих лиц, переделанная из сказки, сочиненной П. Ершовым» (Москва, 1868). Текст сильно не похож на ершовский.

Особняком стоит «Конек-скакунок» революционера-поэта С. А. Басова-Верхоянцева – нелегально изданный политический памфлет, зовущий народ к непримиримой борьбе против царизма. За короткое время было распространено до полумиллиона экземпляров этой сказки, она осталась в истории русского революционного движения. Нашлась такая книжка и в нашем фонде:

После Октябрьской революции всеми любимая сказка выпускалась ежегодно, во многих городах большими тиражами.

Интересно, что в разное время у сказки были разные читатели. В первые десятилетия своего существования «Конек-горбунок» не воспринимался как детская сказка, критики зло высмеивали тех, кто пытался хотя бы робко высказать предположение, что сказку Ершова можно предложить детям. И только в наши дни она стала любимой книгой детей.

В последние четверть века в печати стали освещать проблему авторства «Конька-горбунка». Среди литературных критиков идет спор о роли Пушкина в творческой истории ершовской сказки, об участии  великого поэта в первых публикациях «Конька-горбунка» в 1834 г. Есть предположения о том, что Пушкин или является автором сказки, или же он тщательно ее пересмотрел. В качестве аргументов приводятся доводы о том, что нет черновиков и беловой рукописи Ершова, о сочинительстве Ершова не знали его ближайшие приятели по университету, приводятся доказательства из писем Пушкина, Ершова и их окружения. Так, некоторые взгляды литературных критиков на проблему авторства  «Конька-Горбунка» освещены в статьях А. Лациса и А. Толстякова в издании сказки 1997 г. (2). Это издание воспроизводит первую редакцию сказки П. П. Ершова, знакомит читателя с первоначальным, неизвестным ему ранее вариантом сказки.

Сказку Ершова иллюстрировали разные художники. Из многочисленных иллюстраций к «Коньку-Горбунку» наиболее интересными и лучшими считаются рисунки А. Ф. Афанасьева (1850 – 1920), составляющие большой альбом.  В издании 1920 г. рисунки впервые были изданы вместе с текстом, но воспроизводятся не все, а только часть рисунков, подготовленных для этой цели самим художником.

Миниатюрное издание 1984 г. (1) (размер 10х7 см) иллюстрировал  всемирно известный художник-иллюстратор Геннадий Константинович Спирин (р. 1948). Иллюстрации выполнены акварелью и воспроизведены в натуральную величину.

Использованные источники:1. Ершов, П. П. Конек-горбунок / П. П. Ершов ; вступит. статья, словарь, прилож. В. Г. Уткова ; худож. Г. К. Спирин. – Москва : Книга, 1984. – 128, [4] с.2. Ершов, П. П. Конек-горбунок : русская сказка / П. П. Ершов ; худож. Е. Соколов. - Москва : Совпадение : Сампо, 1997. - 245 с.

Бурцева Елена Викторовна, зав. отделом редких книг

kraevushka.livejournal.com

Редкие издания сказки П. Ершова "Конёк-Горбунок" : kid_book_museum

Сегодня отмечается 200-летний юбилей со дня рождения русского писателя Петра Павловича Ершова (1815 – 1869). Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё в студенческие годы.

В преддверии юбилея Ершова мы поизучали историю издания его сказки и нашли некоторые из них в нашем фонде отдела редких книг.Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем четвёртое издание 1856 года было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом.

Как Ершов – неизвестный, незнатный19-летний студент Петербургского университета – взошел на вершину литературной славы? Оказалось, у него были покровители: поэт В. А. Жуковский, профессор П. А. Плетнев, цензор А. В. Никитенко.Плетнев первым обнародовал сказку Ершова, прочитав ее в начале 1834 года на занятиях в университете вместо лекции. Жуковский содействовал появлению ее в печати, а Никитенко был цензором сказки. Его роль в издании «Конька-горбунка»  была очень важной: хотя он многое изъял из сказки, оставив многоточия, но сохранил ее в целом. Другой бы цензор мог ее не пропустить в печать.

Но самое большое участие в судьбе сказки принял А. С. Пушкин. Он был восхищен «Коньком-горбунком» и сказал Ершову: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Пушкин хотел содействовать Ершову в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно дешевой цене, в огромном количестве экземпляров, но при недостаточных средствах автора и по случаю смерти Пушкина намерение это не выполнилось.

Первая часть сказки «Конек-горбунок» была напечатана в 3 томе журнала «Библиотека для чтения» с хвалебным предисловием редактора журнала О. И. Сенковского. А уже 5 октября 1834 года в газете «Северная пчела» появилось объявление о выходе сказки Ершова отдельным изданием. Фото из газеты из нашего фонда:

«Конек-горбунок» сразу приобрел широкую известность. Тираж был распродан, со сказки начали составлять списки. В 1840 и 1843 годах московский книгопродавец К. И. Шамов выпускает второе и третье издания «Конька-горбунка»  без изменений. После этого «Конек-горбунок» долго не издавался: цензура не разрешала ее печатать как произведение, «не соответствующее современным понятиям и образованности». А когда в конце 1840-х годов Николаем I были утверждены правила книгоиздания, в которых предусматривалось, чтобы в книгах, «назначенных для чтения простого народа… не было не только никакого неблагоприятного, но даже и неосторожного прикосновения к православной церкви и установлениям ее, к правительству и ко всем поставленным от него властям и законам», об издании «Конька-горбунка»  не могло быть и речи.

В 1856 году, уже после смерти Николая I, «Конек-горбунок» с помощью министра народного просвещения, героя Отечественной войны 1812 года А. С. Норова и при содействии А. В. Никитенко, ставшего к этому времени действительным членом Академии наук, выходит четвертым изданием, дополненным автором. Ершов восстановил или написал заново места, изъятые в первом издании и обозначенные точками.

В 1861 году выходит пятое издание «Конька-горбунка» с незначительным дополнением автора. Последние при жизни автора 6-е и 7-е издания выходят в 1865 и 1868, они повторяют 5-е издание.

До 1917 года сказка выпускается более 30 раз, повторяя 4-е и 5-е издания.

Одной из особенностей дореволюционных изданий «Конька-горбунка» является параллельный выпуск многих подделок под эту сказку. Первая из них вышла следом за первой публикацией сказки: в 1835 году и называлась «Кривой бес», русская сказка, соч. А. Я-ва, Спб. Начиная с конца 1860-х годов появляется множество неудачных подражаний «Коньку-горбунку», по приблизительным подсчетам вышло более 200 таких подделок.Есть и у нас одна «переделка»: книжка из Юдинского собрания «Конек-горбунок, или Царь-девица : театральная пьеса для детей в пяти действиях и девяти картинах, с 50-ю фигурами действующих лиц, переделанная из сказки, сочиненной П. Ершовым» (Москва, 1868). Текст сильно не похож на ершовский.

Особняком стоит «Конек-скакунок» революционера-поэта С. А. Басова-Верхоянцева – нелегально изданный политический памфлет, зовущий народ к непримиримой борьбе против царизма. За короткое время было распространено до полумиллиона экземпляров этой сказки, она осталась в истории русского революционного движения. Нашлась такая книжка и в нашем фонде:

После Октябрьской революции всеми любимая сказка выпускалась ежегодно, во многих городах большими тиражами.

Интересно, что в разное время у сказки были разные читатели. В первые десятилетия своего существования «Конек-горбунок» не воспринимался как детская сказка, критики зло высмеивали тех, кто пытался хотя бы робко высказать предположение, что сказку Ершова можно предложить детям. И только в наши дни она стала любимой книгой детей.

В последние четверть века в печати стали освещать проблему авторства «Конька-горбунка». Среди литературных критиков идет спор о роли Пушкина в творческой истории ершовской сказки, об участии  великого поэта в первых публикациях «Конька-горбунка» в 1834 г. Есть предположения о том, что Пушкин или является автором сказки, или же он тщательно ее пересмотрел. В качестве аргументов приводятся доводы о том, что нет черновиков и беловой рукописи Ершова, о сочинительстве Ершова не знали его ближайшие приятели по университету, приводятся доказательства из писем Пушкина, Ершова и их окружения. Так, некоторые взгляды литературных критиков на проблему авторства  «Конька-Горбунка» освещены в статьях А. Лациса и А. Толстякова в издании сказки 1997 г. (2). Это издание воспроизводит первую редакцию сказки П. П. Ершова, знакомит читателя с первоначальным, неизвестным ему ранее вариантом сказки.

Сказку Ершова иллюстрировали разные художники. Из многочисленных иллюстраций к «Коньку-Горбунку» наиболее интересными и лучшими считаются рисунки А. Ф. Афанасьева (1850 – 1920), составляющие большой альбом.  В издании 1920 г. рисунки впервые были изданы вместе с текстом, но воспроизводятся не все, а только часть рисунков, подготовленных для этой цели самим художником.

Миниатюрное издание 1984 г. (1) (размер 10х7 см) иллюстрировал  всемирно известный художник-иллюстратор Геннадий Константинович Спирин (р. 1948). Иллюстрации выполнены акварелью и воспроизведены в натуральную величину.

Использованные источники:1. Ершов, П. П. Конек-горбунок / П. П. Ершов ; вступит. статья, словарь, прилож. В. Г. Уткова ; худож. Г. К. Спирин. – Москва : Книга, 1984. – 128, [4] с.2. Ершов, П. П. Конек-горбунок : русская сказка / П. П. Ершов ; худож. Е. Соколов. - Москва : Совпадение : Сампо, 1997. - 245 с.

Бурцева Елена Викторовна, зав. отделом редких книг

kid-book-museum.livejournal.com

Сказка Ершова «Конёк-Горбунок» в иллюстрациях художника П.П. Соколова-Скаля: sazikov

Павел Петрович Соколов-Скаля, русский художник, мастер исторической и батальной живописи, создатель эталонных произведений соцреализма. Родился 21 июня 1899 г. в Стрельне близ Петербурга в семье железнодорожного служащего. С 1906 семья переехала в Саратов, а в 1914 в Москву. Соколов учился в школе-студии И.И. Машкова (1914–1918) и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1920–1922). В 1919, работая как художник-оформитель в Троицке (Оренбургская губерния), прибавил к своей фамилии приставку Скаля. Был председателем объединения «Бытие» (с 1920) и членом АХРР (с 1926). Жил в Москве.

Темпераментный, по-своему яркий живописец и график, в ранний период примыкал к экспрессионизму ОСТовского толка (серия рисунков тушью Годы и люди, 1929). Сделал себе имя как автор историко-революционных и батальных картин, которые последовательно увеличивались в масштабах, являя как бы официальные «окна в историю» (Таманский поход, 1928; Путь из Горок, 1938; обе работы – в Третьяковской галерее; триптих Щорс, 1938, Центральный музей вооруженных сил, Москва). Позднее много сил отдавал уже не только картинам, а огромным панно, написанным по усредненно-бригадному методу, где все же выделялась бравурно-«барочная» манера главного мастера (Взятие Зимнего дворца, 1939, главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; И.В. Сталин на Царицынском фронте, 1938–1939, Музей революции, Москва; и др.).Много работал как педагог (на Центральных художественных курсах АХРР (1922–1930) и в других училищах, в том числе в Студии военных художников имени М.Б. Грекова (1932–1941). Был удостоен Сталинской премии за военно-политические плакаты для «Окон ТАСС» (1942). В целом ряде полотен запечатлел сталинскую концепцию Великой Отечественной войны (И.В.Сталин на оборонительных рубежах, 1947; Краснодонцы, 1948; обе картины – в Третьяковской галерее), способствуя сложению «стиля триумф» и параллельно придавая ему национально-романтическую окраску (Иван Грозный в Ливонии, 1937–1943, Русский музей). Совместно с В.Н. Яковлевым руководил восстановлением панорамы Оборона Севастополя Ф.А. Рубо (1954–1956). Создавал также книжные иллюстрации (к Русским былинам, сказке П.П. Ершова Конек-Горбунок; обе работы – 1949), работал как художник театра (оформление Ивана Грозного А.Н. Толстого в Малом театре, 1945.). Подготовил две «автомонографии» – "Годы и люди" и "Долг художника", вышедшие в 1959 и 1963.Умер Соколов-Скаля в Москве 3 августа 1961.

sazikov.livejournal.com

Д. Дмитриев, автор иллюстраций к "Коньку-горбунку"

В сообществе уже не один раз упоминалась книга "Конёк-горбунок" с иллюстрациями Д. Дмитриева (см. посты этот и этот). Картинки: 

и т. д., там их море ( картинки пользователя quod_sciam из её поста о книге, см. выше). Я неоригинальна и тоже обожаю эту книгу с графикой замечательного художника Д. Дмитриева, но до последнего времени никак не удавалось найти какую-либо информацию о нём. Два года назад писала об этой книге у себя в жж, и сегодня вдруг неожиданно анонимный автор прислал мне ссылку на статью, где говорится о Д. Дмитриеве. Поскольку я знаю, что в этом сообществе есть его поклонники, безуспешно разыскивавшие, как и я, информацию о нём, с удовольствием делюсь. Анониму большое спасибо.  

Там немного, но важно и интересно: 

ДМИТРИЕВ

Когда в связи с очередными юбилейными датами в газетах и журналах пишут о самом романтичном и трудном периоде в истории Московской средней художественной школы – эвакуации в годы войны на Урал, кого только (было бы званий и наград побольше) не упоминают. Даже иногда тех, кто в то время не сидел за школьной партой, а геройски сражался на фронте. Почёт и признание бывшие вундеркинды получили потом благодаря взгляду в прошлое с разумений дня сегодняшнего. А на деле всё было не так.

Д. Дмитриев. Преображенка. 1947. Литография.

В те давние годы лидерами коллектива юных художников, сильно голодных, постоянно желающих рисовать, одетых кое-как, обутых порой в лапти, являлись личности иные, но не менее колоритные, оставившие светлую о себе память. Одним из них был Митичка (Дмитрий Павлович) Дмитриев. Среди нас, школьников первого набора, Митя был чрезвычайно озорным и непредсказуемым в поступках.

Небольшого росточка, белобрысый, с голубыми, чуть навыкате глазами, он обладал дерзостно скандальным нравом. Если где-то происходил скандал, шум, драка – можно быть уверенным, обязательно там окажется Митя. По аналогии с героями литературной классики, имевшими взбалмошный характер, он, как мне представляется, напоминал (применительно к иным обстоятельствам) своего тёзку из романа Ф.М. Достоевского – Митеньку Карамазова.

В довоенные годы я жил с ним в одном доме на Колодезной улице в Сокольниках. Вместе ездили на трамвае в школу, ходили друг к другу в гости. Хорошо помню его добрейшую (из староверов) маму – Марию Нестеровну. Она мужественно оставалась в растревоженной Москве в трагические осенние дни 1941 года, когда немцы были почти на пороге. У Мити в их коммунальной скромной комнате был специально отгороженный шкафами уголок. На книжной полке великолепные кнебелевские издания монографий о Левитане, Рябушкине, Нестерове, шеститомная грабаревская «История русского искусства» в золотых переплётах, массивные труды Н.П. Кондакова по церковному художеству.

Рядом аккуратно сложенные столярные инструменты, штихели. Митя был, как говорится, «мастер на все руки», всегда что-то мастерил, строгал, пилил. Часто писал на миниатюрных дощечках с левкасным грунтом иконки, канонически строгие. Увлечённо занимался линогравюрой, офортом, ксилографией. Даже резал цветные иллюстрации и полный текст (полууставом) «Слова о полку Игореве».

С Митей мне посчастливилось быть (первая творческая командировка) в 1944 году в только что освобождённом от немцев Крыму, в том числе в разрушенном Севастополе. Рисовали, писали этюды непрерывно, а вот с питанием было плохо. По московским продуктовым карточкам нам давали вместо хлеба кукурузные зёрна.

Подкреплялись налётами на опустевшие после депортации местных жителей сады.

В Ялте часто ходили в Дом А.П. Чехова. Мария Павловна Чехова и гостившая там в это время Ольга Леонардовна Книппер-Чехова беседовали с нами, угощали чаем и инжиром. А мы рисовали их.

Учился Митя странно. Какието предметы терпел, другие избегал. Дойдя до выпускного класса, обворожив профессоров Суриковского института талантливыми своими графическими начинаниями, он без экзаменов (!) сразу же был принят на третий курс (редчайший случай!) графического факультета. Такое поразительное доверие ему было оказано! Мы, его друзья, только-только начинали свой долгий студенческий путь, а он вон куда враз прыгнул. Через пять лет мы приступили к выполнению дипломных программ, а Митя всё ещё оставался, не продвинувшись, на третьем курсе. Оказывается, занимался он (и успешно) только рисованием, освоением графических техник и полиграфических премудростей.

А предметы общеобразовательного цикла, общественно–политические дисциплины не удостаивал вниманием. И имел с первого курса задолженность по ним.

Характер у Мити был непоседливый. Он вознамерился перевестись из Суриковского института в Репинский, переехать в Ленинград. Там с восторгом приняли его. Но снова на третий курс. Проучившись около года и не сдав ни одного зачёта по общеобразовательным предметам, Митя снова вернулся в родной Суриковский институт, правда, опять на третий курс. Задолженности свои он и не думал ликвидировать.

Некогда было. Митя увлёкся (с бегством из Москвы в тихую сельскую местность) подающей надежды актрисой театра имени Евг. Вахтангова, студенткой Щукинского училища. Оно располагалось в одном здании с нашим живописным факультетом, некоторые аудитории для лекций были общими.

Как все прирождённые графики, Митя обладал отменной зрительной памятью. Вот один случай из институтских лет. Работая над традиционным заданием «По летним впечатлениям», Митя сначала сочинил (и очень ловко) целиком по памяти и воображению композиционный эскиз. Потом подготовил к нему, снова по памяти, якобы натурные подготовительные этюды и наброски. Фигуры людей в тех же, что и в эскизе, поворотах, своеобразие одежды, пейзажное окружение. И представил всё это на суд просмотровой комиссии.

Митины работы произвели впечатление. «Вот как надо делать композицию! – ссылаясь на его опыт, нравоучали нас институтские педагоги. – Главное что? Главное – последовательность! Почему эскиз получился? Собран добротный, детально с натуры проработанный материал».

Так и не получив диплома о высшем художественном образовании, Митя тем не менее успешно трудился в книжных издательствах, был первым (1955) художественным редактором популярного в те годы журнала «Юность». Мите, на мой взгляд, принадлежат лучшие иллюстрации к подарочному изданию сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Почётных званий не имел. Умер от рака в возрасте 55 лет.ПС Низкий поклон Мастеру Врезки и его авторам - 12 раз редактировала пост. Если что не так - не обессудьте :( 

kidpix.livejournal.com


Смотрите также