Конёк-горбунок в графических иллюстрациях Д. Дмитриева. Картинки конек горбунок


Конек-Горбунок и старая Россия. - Максим Мирович

Сегодня перелистывал книгу Ершова "Конек-Горбунок"; у меня очень крутое издание середины пятидесятых годов - большой формат, красивая верстка. А иллюстрации - просто энциклопедия жизни в России в период примерно XVI-XVII века.

Давайте посмотрим, как изобразил художник жизнь России тех лет. (автор иллюстраций - В.А. Милашевский).

02. Самое начало сказки, на картинке - Иванушка-дурачок. Обращает на себя внимание жизнь деревни тех лет - она практически полностью интегрирована в природу, полностью сливается с ней.

03. Братья Ивана в ночном дозоре. Тут можно рассмотреть архитекруту деревенских домов; на второй картинке изображен интересный сарай - на его крыше видны какие-то торчащие штыри. Не представляю, что это такое.

04. Вот тут такой же сарай-конюшня изображен крупнее.

05. Иван в "граде-столице" (имеется в виду Москва) - царские служащие разгоняют толпу "простолюдинов" перед приездом царя. В Беларуси тех лет представить такое попросту невозможно:)

06. Иван и царь. Интересная архитектура на заднем плане.

07. Спальник у царя. Тут обращает на себя внимание количество подушек - это связано с забавным средневековым суеверием - люди тех лет спали на большом количестве подушек, почти сидя, чтобы в случе внезапной смерти во сне "душа смогла легко вылететь через рот":)

08. Интересная картинка, на ней можно изучить одежду той эпохи. На заднем плане видны бердыши стрельцов.

09. Разсказчик и слушатели.

10. Царь с девицей. Интересный балкончик:)

11. Чудо-юдо рыба кит. Панорама обычной деревни той эпохи.

12. Иван в гостях у Месяца-Месяцовича. На небе - такие же средневековые царские палаты, как и на земле - описывая неизвестное и "потустороннее", человек чаще всего описывет свою эпоху - ее объекты и правовые отношения.

13. Эвакуация крестьянских семей с Рыбы-кита. Можно разглядеть сундуки, самовары, телеги.

14. Канцелярия кита. Очевидна параллель с царской бюрократией той эпохи.

15. Дельфины нашли Ерша. На берегу идет обычная деревенская жизнь - парни пригнали коней на водопой, а девушки полощат белье и набирают в реке воду.

16. Ерш у кита. Отличная картинка, изображающая всеобъемлющую и страшную власть - дворец редуцирован до бесконечной лестницы с ковровой дорожкой и навеса, под которым лежит заполняющий все пространство кит.

17. Царские палаты и котлы, финальная сцена.

______________________________________________

Понравился пост? Можно сделат репост:

maxim-nm.livejournal.com

"Конек-горбунок" П.Ершова с иллюстрациями В.Андриевича и Б.Маркевича (1968 г.): kid_book_museum

Это издание сказки П.Ершова с иллюстрациями известных и опытных художников детской книги сразу после выхода было подвергнуто серьезной критике на страницах журнала "Детская литература".

Ершов, П. Конек-горбунок / художники В.Андриевич и Б.Маркевич. - М.: Малыш, 1968. - 96 с.

Признавая, что "художники не плохи", автор статьи А.Заварова заявила, что "сам характер их искусства, рационального, сдержанного, подчас суховатого, противопоказан такой сказке, как "Конек-Горбунок"... Спорным представляется переложение этой сказки на язык специфического стилевого направления в современной книжной графике, с его почти плакатной геометричностью форм, четкостью контуров, подчеркнутой локальностью цветовых пятен. Стиль этот, сложившийся в борьбе со станковыми приемами в книжной графике, далеко не универсален". (Детская литература. - 1969. - № 8. - С.54.)

У меня, правда, иное впечатление от этой задорной книги. Интересно услышать ваше мнение, согласитесь ли вы с критикой.

Тем более, что в 1969-м году Заварова утверждала, что "сказка Петра Ершова все еще ждет своего иллюстратора... "Конек-Горбунок" ускользнул даже от таких волшебников кисти, как Конашевич и Васнецов..." Как будто не было уже изданий с иллюстрациями В.Милашевского и Н.Кочергина!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

kid-book-museum.livejournal.com

П.Ершов. "Конек-Горбунок" (худ. В.Милашевский): shaltay0boltay

После того, как выложила "Конька-Горбунка" А.Елисеева, решила положить в журнал и три варианта "Коньков" с рисунками В.Милашевского.

Почему-то до сих пор никто так и не решился переиздать самого редкого "Конька" с "питерскими" иллюстрациями.

Кстати, мы так и не выяснили вопрос - была ли на книге суперобложка? Судя по внешнему виду переплета и отсутствию на нем названия, она должна была быть.Тираж не очень большой для того времени - 30 000 экземпляров.

Издание само по себе РОСКОШНОЕ: большой формат, плотная бумага, золотая краска на некоторых рисунках (стая жар-птиц, за которыми затаившись следит Иван и правда "золотая").

Иллюстрации кардинально отличаются от тех, что в книгах 1956/57 годов и всех последующих переизданий.

Действие сказки перенесено в Санкт-Петербург, да и царь одет больше "по-европейски".Иван на иллюстрации изображен нагишом перед прыжком в котел, а во всех остальных вариантах он уже оттуда благополучно выскочил.

В самом начале имеется запись: "Рисунки посвящены светлой памяти моего сына Д.В.Милашевского".

Во всех трёх книгах сфотографировала все развороты с иллюстрациями.

П.Ершов. "КОНЕК-ГОРБУНОК"("Гослитиздат", 1958 год, художник В.Милашевский)

П.Ершов. "КОНЕК-ГОРБУНОК"("Детгиз", 1957 год, художник В.Милашевский)

П.Ершов. "КОНЕК-ГОРБУНОК"("Детская литература", 1969 год, художник В.Милашевский)

В "Озоне" сейчас есть два букинистических издания с рисунками В.Милашевского, но оба по очень завышенной цене:

А новых переизданий пока нет. Тираж от "ИД Мещерякова" уже распродан.

shaltay0boltay.livejournal.com

Конёк-горбунок в графических иллюстрациях Д. Дмитриева - запись пользователя Fly (fly_okk) в сообществе Детские книги в категории авторы/иллюстраторы

Кто о чём, а я всё вспоминаю свои детские книги. Вчера вот наткнулась на графические иллюстрации к Коньку-горбунку в исполнении Дмитрия Дмитриева.

Как же я их любила в детстве! По-моему, удивительные рисунки. И тем более удивительно, что я не нашла больше ни одной книги с Дмитриевым, кроме этого Конька-горбунка. Вообще, надо сказать,  в сети информации об этом художнике ну очень мало. Есть пара строчек в Фейрируме и вот эта статья в ЖЖ. Но в ней мало фактических данных, только чьи-то воспоминания. В сообществе я тоже ничего не нашла, хотя я здесь пока ещё не особо ориентируюсь, могла что-то и пропустить. Пишите, если вам вдруг встречалось что-то по этой теме, буду очень благодарна за любую информацию!

Вообще-то я обычно предпочитаю цветные иллюстрации. Но здесь совсем другое дело! Эти рисунки настолько фантастические, что даже не верится, что в них всего два цвета. Очень детальные, узорные, витые, объемные. Все эти орнаменты, завихрения, сказочно буквально всё - и персонажи, и одежда, изразцы на печке, узорчатый шатёр, невероятные гривы и перья. Самое большое впечатление детства - это лошади. Я даже помню, как перерисовывала эти волшебные гривы.

А эту иллюстрацию я помню до мельчайших деталей. Посмотрите, какие шикарные колосья под ногами у лошади. А сама лошадь! Волшебство да и только.

Совершенно невероятная Рыба-кит. Можно рассматривать бесконечно.

   

А герои какие колоритные. Смотрите, сколько чувственности:

 

Царевна - вообще отдельный разговор. Она шикарна. Но больше всего мне запомнился её головной убор. И косища!

 

А сам Конёк какой! Симпатяжка да и только. Тоненький, озорной, весь точёный.

 

Конёк-горбунок - одна из самых любимых моих сказок в детстве. И что-то мне подсказывает, что во многом благодаря иллюстрациям. Где эта книга, уже не знаю. Но постараюсь поискать, когда приеду домой.А вот вам еще немного картинок (полную подборку можно посмотреть на Фейрируме):

www.babyblog.ru

Детские рисунки с тегом Конёк-горбунок

Вероника Петренёва - 6 лет
Жар-птица

371 24 0

Светлана Захарова - 10 лет
Конёк-Горбунок

254 20 0

Арсений Тютин - 9 лет
Н. Ершов «Конёк-горбунок»

341 32 0

Лера Литвиненко - 5 лет
Конек-горбунок

448 33 1

Григорий Трофимов - 13 лет
"Кобылица молодая вьётся кругом над полями..."

339 27 0

Алина Юскаева - 11 лет
Петр Павлович Ершов "Конек-Горбунок"

486 24 0

Аня Понамарева - 10 лет
Конек-Горбунок _ П.П. Ершов

413 26 0

Татьяна Мохирева - 12 лет
Конёк-горбунок

702 31 0

Ксения Непомнящих - 11 лет
"Конёк-горбунок" Пётр Павлович Ершов

961 51 0

Артём Андриянов - 9 лет
Приезжайте на родину автора сказки "Конёк-горбунок"!

935 81 0

youpainter.ru

"Купила Ира КоникОВ..." - Только детские книги читать... только детские думы лелеять...

в Озонев Риде П.П.Ершов "Конёк-Горбунок" (Питерский и Московский:)

("Питерский" конёк слева, "Московский" конёк - справа)

Издательство - ГИХЛ, ДЕТГИЗГод - 1958, 1956Переплёт - тканевый с тиснением (+ должен быть супер!), картонный с тканевым корешкомБумага - офсетнаяФормат - энциклопедическийСтраниц - 120, 128Тираж - 30 000, 200 000 экземпляров

Художник - Владимир МИЛАШЕВСКИЙ

Посмотрите, как сильно различаются даже форзацы!!! -

[одни и те же рисунки ПОПАРНО]

А вот то, что изменилось или добавилось в последующих после 1956 года "московских" изданиях -

[ТРИ НОВЫХ рисунка]

[ЧЕТЫРЕ рисунка ВИДОИЗМЕНИЛИСЬ] Для сравнения ВНИЗУ каждого видоизменённого рисунка - рисунок 1956 года (справа на фото!) -

ТРЕТИЙ "Конёк-Горбунок" (он же - четвёртый по-сути:) - с рисунками М. Иванова

"Починається казка казатися..."

Ну, вы уже догадались - коник этот... на украинской мове!:-)Типичный КАЗАК, а не коник!:-)

Пыталась прочитать - прям умилилась вся:-))) вспомнилось, как я ночь-напролёт читала "Гамлета" на украинском... РЫДАЯ ОТ СМЕХА...

"... Жив дiдусь в однiм селi.У старенького три сини:Старший - з розумом хлопчина,Середульший - сяк-такий,А найменший - ГЕТЬ ДУРНИЙ..."

"... От чи скоро, чи не скороПриключилося їм горе..."

"Купила Iра коника, а коник без ноги! Яка чудова іграшка, ГИ-ГИ, ГИ-ГИ, ГИ-ГИ!":)))

П.Ершов "Горбоконик"

Издательство - МОЛОДЬ, КиевГод - 1955Переплёт – картонный с тканевым корешкомБумага - офсетнаяФормат – энциклопедическийСтраниц - 48Тираж - 140 000 экземпляров

перевод с русского на украинский - М.РильськогоХудожник - с типично украинской фамилией М.ИВАНОВ

[ЦОК-ЦОК:-)))]

... ой, беда-беда-беда... хде ж я их всех размещу??????... хде столько фуража возьму????????

trukhina.livejournal.com

Ершов П. Конек-горбунок. Рисунки Юрия Васнецова.

М.-Л., Детгиз, 1935. 112 с. с ил. Тираж 100000 экз.  В издательском твердом переплете. 23х18 см.

 

 

 

 

 

 

Юрий Васнецов в течение всей своей долгой творческой жизни вдохновлялся прежде всего образцами народной культуры, красочными картинами ярмарок, балаганов, народных гуляний, впервые увиденными в детстве: «Мне запомнились вятские игрушки, вербы, базары лошадей, дуги расписные, корзиночки, короба, расписные сани». Художник не сразу нашел свою тему и свою графическую манеру. Самые ранние работы — иллюстрации к стихотворению Д. Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930) и к «Болоту» В. Бианки (1931)—свидетельствуют о напряженных поисках оригинальной оформительской стилистики, о попытках примирить особенности собственного мировосприятия с уроками Академии и Малевича. Примерно к середине 1930-х за Васнецовым прочно закрепляется амплуа сказочника. Его подход к этому жанру в высшей степени самобытен: в декоративных композициях обязательно присутствует элемент недосказанности; важную роль играет здесь орнаментика, заново сочиненная на основе исторических образцов; даже самые привычные бытовые вещи преображаются фантазией художника, поскольку «в сказке все должно быть по-другому». Мастер обращался и к русским народным сказкам («Репка», 1936), и к классике детской литературы («Конек-Горбунок» П. Ершова,1935; «Три медведя» Л. Толстого, 1935), и к произведениям К. Чуковского («Путаница», 1934; «Краденое солнце»,1936; «Пятьдесят поросят», 1936). Предельно простые и ясные по композиции, яркие и нарядные по колориту, полные озорной фантазии и наивной веры в реальность изображаемых событий, васнецовские иллюстрации созданы словно на одном дыхании, они вызвали к жизни немало поверхностных подражаний. Между тем органичное соединение фольклорных традиций и открытий современной эстетики требовало от графика величайшего такта и серьезных творческих усилий. Появлению каждого нового цикла предшествовала большая подготовительная работа. И творчество Васнецова, и его манера общения с коллегами часто вводили современников в заблуждение. «Мало кому известно, что вся жизнь художника была овеяна мятежным неспокойствием его души, он оставался скрытым для людей, видевших в нем милого весельчака и балагура». Мастер, никогда не порывавший с живописью, бывал беспощаден к себе, в десятках вариантов добиваясь нужного звучания цвета. Впрочем, трудности давали художнику дополнительный творческий импульс: «Я страшно люблю, когда у меня не выходит. Злость у меня такая, и могу работать без конца. Люблю такое рвение. У меня редко бывает, чтобы книжка получалась легко». Авторитет Лебедева был для его ученика непререкаем. «Эти разные и даже противоположные люди оказались связанными на всю жизнь. Холодный Лебедев полюбил Васнецова-художника. Их симбиоз для меня остается необъяснимым... Лебедев поработил мягкого Юру, сделал из него своего послушника. До старости Васнецов носил на одобрение своему учителю рисунки и книжки. Лебедев ревниво следил за всеми действиями своего подопечного и в последние годы жизни общался только с Васнецовым. Таким был союз двух несовместимостей».

Нашим библиофилам художник-график Юрий Васнецов известен прежде всего как иллюстратор книги Даниила Хармса о хорьке:

Васнецов, Юрий Алексеевич (1900—1973) — русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А.М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А.М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным. В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А.Е. Карева, А.И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца — за исключением влияния М.В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей - художников Н.И. Кострова, В.И. Курдова, О.П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию. В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В 1926—1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К.С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе : «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К.С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства. Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период : контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926—1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926—1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927—1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В.В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым — «Карабаш»(1929) и «Болото» В.В. Бианки (1930). В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С.Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С.Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П.П. Ершова, книги для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н.И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия». В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В.М. Ермолаевой и П.И. Соколова — по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры». В 1932—1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ — «Дама с мышкой», «Церковный староста», — возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева.

Некоторые исследователи ( Э.Д. Кузнецов, Е.Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника. В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941—1945). Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств. Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно… Народная, рыночная вышивка.

Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста. В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов). В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947—1948 гг. — Мельничного Ручья, в 1949—1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей. C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге. В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР. В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок». Живописные работы 1960-70- х гг. — преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти. Умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

www.raruss.ru


Смотрите также