Требования к конькам для фигуристов. Коньки фигурное катание


Требования к конькам для фигуристов: skating_s7

Коньки – главный инструмент фигуриста, помогающий овладеть ему прыжками, вращениями, дорожкой шагов и ещё множеством элементов. И от того, какие будут ботинки и лезвия, удобно ли будет ребенку в коньках, во многом зависит успех тренировок, желание заниматься, здоровое физическое развитие ребенка.Как фотоаппарат для фотографа, лыжи для лыжника, коньки для фигуриста - это тот инструмент, который во многом влияет на результат. Требований к этому «инструменту» много даже для начинающего фигуриста, но практически все они необременительны и осуществимы.1. Коньки для занятий фигурным катанием должны быть кожаными. Не пластиковыми (так называемый фитнесс-вариант облегченных коньков), не из искусственной кожи, а именно кожаными. Кожа – самый удобный материал для движения фигуриста на льду. Новые кожаные коньки будут достаточно жесткими, но с каждым выходом на лед они будут все более размягчаться и подстраиваться под ногу ребенка, обеспечивая ему комфортное движение, возможность приседать и т.п.2. Ботинок конька обязательно должен быть «укрепленным». Это значит – в районе голеностопа он должен быть плотным, даже твердым, а не мягким, как, например, обычные детские сапожки. Хорошо зафиксированная стопа в ботинке конька защищена от травм, вывихов, подворотов ноги. Укрепленные коньки – обязательное требование всех без исключения тренеров фигурного катания, как на открытом льду, так и на искусственном. И требование это связано в первую очередь со здоровьем ребенка, во вторую – с его уверенностью скольжения.3. Лезвия коньков для занятий фигурным катанием обязательно должны иметь впереди зубцы. Именно благодаря зубцам становится возможным вращаться на льду, приземляться после прыжка, выполнять различные шаги с опорой на зубец. Новичок первые занятия может иногда «натыкаться» на зубцы, но очень скоро он почувствует, как ездить так, чтобы не цепляться зубцами за лед. 4. Лезвия обязательно должны быть заточены. Часто новые коньки продаются с фабричной заточкой, но так же часто – вообще не заточенными. Кататься на «тупых» коньках – то же самое, что ехать в гололед на машине с летними шинами: вроде, все в наличии – а ехать невозможно! Специфика заточки фигурных коньков – заточка «под желобок». В лезвии конька стачивается небольшой глубины «ямка», благодаря чему у него появляется два ребра – внутреннее и внешнее. Именно эти ребра и дают возможность выполнять фигуристам дуги, различные повороты – то, чего мы никогда не увидим у хоккеистов, т.к. у них этого желобка на лезвии нет. Ребенок, начинающий или продолжающий кататься, должен как можно раньше ощутить эту «рёберность» фигурных коньков, возможность ехать по дуге, скользить с наклоном в сторону на одном ребре и при этом не падать. Чем раньше он освоит эти умения, тем легче ему будут даваться более сложные упражнения, тем быстрее он освоит те самые «фигуры», благодаря которым катание на коньках и названо фигурным.Поэтому большая просьба проверить лезвия у своих деток на предмет наличия желобка. Если он есть (он не должен быть очень глубоким, но он должен быть виден), если ребра у лезвия ровные, гладкие, нигде не сколоты (что случается, если, например, пройтись в коньках по асфальту) – значит, коньки не тупые. Во всех остальных случаях коньки требуют заточки. Заточка коньков в Щелково осуществляется в «Спортмастере» (можно подойти к кассиру и спросить, куда пройти). Мастеру заточки обязательно скажите, что заточка нужна «под желобок», как для фигурных коньков.В среднем за зимний сезон нужно точить коньки два раза: в начале и в середине сезона.

На данный момент в нашей секции дети катаются на совершенно разных коньках. Есть и пластиковые, есть и без зубцов (т.е. коньки для занятий хоккеем, а не фигурным катанием).Независимо от того, как долго катаются на льду Ваши дети, никогда не поздно поменять коньки и, таким образом, дать ребенку «правильный инструмент» для его физического развития. Это не гарантия хорошего результата, но огромное подспорье для ребенка (да, вообще, любого человека, катающегося на коньках) в овладении элементами фигурного катания. Коньки, соответствующие перечисленным выше требованиям, необязательно должны стоить дорого! Совсем маленьким детям рекомендую покупать подержанные коньки, т.к. ножка вырастает быстро - быстрее, чем проходит срок службы у коньков.

Как выбирать коньки:Покупать ребенку коньки заочно или первые и единственные попавшиеся, не сравнив по ощущениям с другими – значит, сделать необдуманную покупку с непредсказуемыми последствиями. Даже игрушки мы ходим покупать вместе с ребенком, чтобы он выбрал понравившуюся, что уж говорить про коньки. Кажется, что внешне они все похожи и никакой разницы между ними нет, но это совершенно не так. Начиная от того, что размерный ряд часто у разных фирм разный и заканчивая формой колодки – очень много нюансов, которые невозможно предусмотреть, пока ребенок не оденет и не зашнурует ботинок. И дело даже не в том, что ему будет неудобно кататься, а в том, что детская нога продолжает формироваться в течение длительного времени и неправильно подобранный конек может оказать самое пагубное влияние на этот процесс формирования. Поэтому так важно всегда подходить к подбору коньков со всей серьезностью.

1. Коньки меряют на колготы и 1 пару носок (толстые или тонкие – зависит от того, сильно ли мерзнет ребенок). Вместе с носками коньки должны быть как раз. Не больше и не меньше. Только в этом случае ребенку будет действительно удобно кататься, также это будет способствовать формированию правильной техники катания.2. Затягивать шнурки нужно с разной силой: у мыска – сильно, на подъеме – послабее, наверху – сильно, но так, чтобы не сдавить ногу и не нарушить кровоток.3. После того, как коньки завязаны, нужно встать, походить, поприседать. Нужно понимать, что полного комфорта для ноги сразу достичь не удастся (как, например, на роликовых коньках, где внутренность ботинка очень мягкая), но со временем коньки разносятся, станут мягче, ноги и коньки адаптируются друг к другу. Тем не менее, на примерке конек не должен нигде жать, причинять боль, а пятка должна быть прижатой (если поднимается - значит, не подходит форма ботинка или конек велик).4. При покупке коньков обязательно нужно купить чехлы на лезвия (без чехлов можно ходить только по резине! Все остальные поверхности тупят коньки и портят лезвие) и, как уже упоминала выше, поточить их. 5. Перед выходом на лед можно несколько раз одеть коньки дома и походить в чехлах, чтобы привыкнуть к ощущениям и почувствовать равновесие.

skating-s7.livejournal.com

Фигурное катание на коньках - это... Что такое Фигурное катание на коньках?

Фигу́рное ката́ние — зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.

Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

История фигурного катания

Фигуристы 1908 год.

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века.

Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII — XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.

В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали убедительную победу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.

Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.

Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.

В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.

Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 года. С 1930 года чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.

Четвёртый вид фигурного катания — спортивные танцы на льду — родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.

Синхронное катание

Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 году и регулярно проводились до 1964 года, а возобновились в 1981 году. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер — Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трёхкратные олимпийские чемпионки — Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР).

На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.

Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.

Элементы

Перед выступлением фигурист подает официальную форму, где описано примерное содержание программы: какие элементы и в какой последовательности будут исполняться.

Шаги

В программах исполняются дорожки шагов и шаги,как связующие элементы.

Спирали

Спираль - cпиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Рисунок последовательности спиралей это любая комбинация дуг (на ребрах – спирали по прямой игнорируются и не считаются в число позиций). Только первые три дуги рассматриваются для получения черт Уровней сложности. Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Самой распространенной спиралью считается "ласточка". В "ласточке" свободная нога может находится от 90 градусов относительно льда до полного шпагата.

Бильман - выполняется с поднятием свободной ноги, захватом лезвия конька руками и прогибом в спине. Назван в честь Дениз Бильман, которая впервые исполнила на международных соревнованиях бильман как элемент вращения. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Вращения

Бывают :

1)Простые. 2)Со сменой ноги или комбинированные. 3)Совместные. 4)Танцевальные.

Прыжки во вращения

Прыжки

рёберные:

Аксель

Прыжок Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. (рёберный прыжок)

Риттбергер

Риттбергер (англ. loop) — прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. (рёберный прыжок)

Сальхов

Сальхов (англ. Salchow) — прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году. (рёберный прыжок)

зубцовые:

Тулуп

Тулуп (англ. toe loop) — прыжок впервые исполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920 году. (зубцовый прыжок)

Флип

Флип (англ. flip) — прыжок исполняется толчком зубца опорной ноги при движении назад на внутреннем ребре другой ноги. Выезд осуществляется на толчковую ногу.

Лутц

Прыжок Лутц назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. (зубцовый прыжок)

Чемпионы мира по фигурному катанию

Чемпионы Европы по фигурному катанию

Чемпионы Четырёх Континентов по фигурному катанию

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

КОНЬКИ ДЛЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ | Кулинарный сайт

Фигурное катание — это конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Коньки для фигурного катания

Коньки для фигурного катания отличаются от других коньков тем, что на передней части лезвия конька присутствует короткий ряд зубьев, которые необходимы для выполнения некоторых элементов фигурного катания: шагов, вращений и прыжков. Лезвие фигурных коньков выступает сзади каблука ботинка примерно на 3 см.

Коньки были изобретены много столетий назад, термин же «фигурные» появился лишь в XIX веке как ответ на рост популярности фигурного катания, и по времени совпал с проведением первых чемпионатов мира. В то время обязательной частью выступления были так называемые «обязательные фигуры», отмененные лишь в 1990-х. Фигурное катание заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Лезвие конька к середине XIX века стало более высоким и более закругленным, коньки стали делать стальными, совершенствуя и крепление их к обуви, пока не начали привинчивать к обуви наглухо.

Ботинки для фигурного катания

Ботинки для фигурного катания по традиции изготавливают вручную из кожи. Дизайн претерпевал значительные изменения на протяжении XX века. Спортсмены в 1920-х и 1930-х годах носили эластичные ботинки с высокими голенищами, в настоящее время считается, что голенище должно быть на восемь-девять сантиметров выше лодыжек, а ботинок должен сидеть на ноге плотно и жёстко фиксировать её. Каблук бывает разной высоты, например, спортсмены, выступающие в танцах на льду, отдают предпочтение высокому каблуку, так как он позволяет лучше контролировать смену направления.

По традиции фигуристы катаются в ботинках черного цвета, а фигуристки — белого и бежевого, хотя другие цвета тоже разрешены.

Лезвие

Лезвия изготавливаются из высококачественной хромированной стали. Закалка производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается не столь твердой. Это позволяет коньку сохранять эластичность. Дорогие модели оснащены съёмными полозьями, так как корпус ботинка изнашивается не так интенсивно, как его лезвия.

Лезвие конька для одиночного катания имеет толщину около 4 мм, танцевальное — около 2,5 мм. Лезвия фигурных коньков для одиночного катания как правило затачивают радиусом от 11 до 15 мм «под канавку» (так называют проточку в форме дуги окружности по всей длине, по нижней кромке полоза), а танцевальные от 9 до 13. Канавка создает два т. н. «ребра» конька — внутреннее и наружное. Они имеют большое значение для фигуриста (без них лезвие конька будет сваливаться на сторону, фигурист не сможет хорошо отталкиваться и правильно держать равновесие), поэтому заточка коньков состоит не столько в том, чтобы наточить стороны лезвия, сколько в том, чтобы восстановить желобок, который за время тренировок выравнивается. Передняя часть имеет несколько острых зубцов, которые также необходимы при выполнении различных элементов — вращений, дорожек шагов и прыжков.

Также большое значение имеет радиус кривизны лезвия, измеренный в наиболее «устойчивой» задней части конька. Он может составлять от 7 до 8? футов. Для начинающих фигуристов рекомендуются лезвия с бо?льшим радиусом кривизны.

Типы

Для произвольного катания. «Обычные» фигурные коньки, предназначенные для одиночного и парного катания. Программы в этих видах спорта наполнены многооборотными прыжками и другими «акробатическими» элементами. Ботинки самые высокие и самые жёсткие, низкий каблук. Жёсткость варьируется: мягче для начинающих и жёстче — для тройных прыжков. Прочное лезвие с длинной пяткой и развитыми зубцами.

Учебные. Для развлекательного катания и начального обучения, с учётом слабой физической подготовки. Мало-мальски серьёзные занятия быстро уничтожат такие коньки, зато фигурист делает уже осознанный выбор среди всего разнообразия спортивных моделей. Похожи на коньки для произвольного катания, но ботинок мягче, а боковая поддержка — слабее. Конёк достаточно слаб. Зачастую несъёмный.

Тренерские. Тренер редко способен более чем на одиночные прыжки, однако вынужден находиться на льду часами, практически не двигаясь. Некоторые компании предлагают специальные ботинки для тренеров: утеплённые и комфортнее спортивных.

Для обязательных фигур («школьные»). Специфическая дисциплина, существовавшая до 1990-х годов. В ней не нужна ни скорость, ни акробатика — только точнейшее исполнение дуг и поворотов. К тому же фигуристу разрешён всего один толчок в определённых точках фигуры. Мягкий ботинок (часто применяют старые «разбитые» ботинки). Малый радиус кривизны. Небольшой зубец особой формы, предназначенный для сильного толчка задним ходом; либо вообще без зубца. Канавка обычно менее глубокая.

Танцевальные. Шаги, выполняемые на высокой скорости в тесном контакте партнёров. Низкое голенище, высокий каблук. Иногда обрезают голенища «обычных» коньков. Очень тонкие. Малый радиус кривизны. Небольшой зубец. Короткая пятка, чтобы коньки партнёров не схлёстывались.

Для синхронного катания Элементы синхронного катания просты по меркам одиночного и парного, но выполняются в тесном строю. Существуют специализированные ботинки — ниже и мягче, чем ботинки для произвольного катания. Продумана фиксация шнурков. Близки к конькам для произвольного катания, но с короткой пяткой.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание — первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

С 2014 года в программу Олимпийских игр включены командные соревнования по фигурному катанию.

Истоки фигурного катания лежат в далеком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы.

Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. Когда в 60-х годах XIX века в Европу с гастролями приехал фигурист из США Джексон Хейнс, то выяснилось, что даже самым опытным европейским фигуристам есть чему у него поучиться.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Можно сказать, что парное фигурное катание появилось сразу после популяризации этого вида спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Такой вид фигурного катания как спортивные танцы на льду возник в конце 1940-х в Великобритании, а затем получили распространение во всем мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года. Первыми Олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков.

Синхронное фигурное катание — это новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, но идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились ещё в середине 20х гг. прошлого столетия, но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев (ISU), официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию. Первый чемпионат мира под эгидой Международного союза конькобежцев прошел в 2000 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. С основания соревнований лидирующие позиции удерживают команды Швеции и Финляндии. Наиболее популярен этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции.

Фигурное катание в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам — и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания

Мужское и женское одиночное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — одно из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение

Все требования к программам (общие правила, специальные правила и технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (например, «заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.

Прыжки

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках). Некто Dan Perceval продвигает Extreme Ice Skating — разновидность фигурного катания, приспособленную именно под мужскую пластику и хоккейные коньки.

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца), если много — в дополнение к уровню делят по возрасту. Одиночников обычно делят на четыре-пять групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) или обязательные фигуры.

Кондитерские изделия "фигурные коньки"

 

www.skovorodnik.ru

Учим основные элементы фигурного катания

Вы здесь: Катки России - Полезная информация - Основные элементы

Изначально следует разобраться в терминах. Трюки, выполняющиеся фигуристом на коньках, называются элементами фигурного катания. Скольжения спиной вперед и лицом вперед, называются соответственно движение назад и движение вперед.

Существует восемь способов исполнения на одной ноге элементов фигурного катания. При этом можно двигаться на внутреннем или на внешнем ребре конька, осуществлять скольжение назад или вперед, а также может меняться опорная нога. К примеру, фигура, называющаяся троечным поворотом, может выполняться в виде движения на наружном ребре конька и на левой ноге назад. При выполнении элемента на обеих ногах можно использовать четыре комбинации. Выполнять вращения можно как по часовой стрелке, так и против нее. Выполнение прыжков осуществляется только в одну из сторон: в правую или в левую.

Чтобы исполнение было зрелищным, профессионалы рекомендуют использование статичных поз: после толчка принимается изящная поза и скольжение. При движении всегда следует помнить о том, как двигается голова, как расположено тело и руки, а также необходимо следить за осанкой. Зафиксированная и прямая спина обязательна для красивого катания на коньках. Осуществляем движение за счет того, что выполняем толчок ногами, при этом колени должны быть согнуты, но никак не напрягаем корпус.

После теории переходим к элементам фигурного катания

Дуги являются основой фигурного катания. Именно с этого базового элемента начинается изучение других.

Дуга вперед на внешнем ребре начинается с исходной позиции в виде поставленных рядом ног, которые расположены по отношению друг к другу перпендикулярно, как в третьей танцевальной позиции. Правый конек своим носком смотрит вперед, ладони рук смотрят вниз, а сами руки расправляются в стороны. Далее производится толчок левой ногой внутренним ребром, вес тела переводится на правую ногу, а колено в этот момент сгибается. Выпрямляется левая нога, наружу разворачивается носок. Спина непременно должна быть прямой. На наружное ребро будет проще встать, если масса тела будет немного смещена к центру окружности, которая воображается фигуристом. Ведь скольжение проходит по дуге, после чего тело вытягивается вслед за правой рукой, которая расправлена. Необходимо обязательно запомнить эту стойку, так как она будет нужно для того, чтобы выполнять другие элементы в фигурном катании.

Профессионально выполненным и более изящным элемент будет смотреться, если толчок будет происходить сильно и плавно, глубока посадка и длинные дуги. После того как на одной ноге дуга хорошо освоится, можно начитать отрабатывать элемент на другой ноге. Это поможет стать полноценным и разносторонним фигуристом, который умеет выполнять на обеих ногах любую фигуру.

Дуга назад на наружном ребре на правой ноге начинается с такого исходного положения, как пятки врозь, носки вместе. Руки тыльной стороной вверх вытягиваются в стороны. Спина держится прямо, а колени согнутыми. Далее необходимо плавно оттолкнуться левым коньком, только не зубцом, а всем лезвием, его внутренним ребром. При этом на правую ногу переносится масса тела. Левая нога заводится назад и выпрямляется, а носок выворачивается наружу. В момент толчка, ноги следует слегка сгибать в коленках, это будет способствовать хорошему удержанию равновесия.

Троечный поворот является еще одним базовым элементом фигурного катания. Он так называется потому, что после выполнения данной фигуры на льду образуется рисунок в виде цифры три. Выполнение тройки происходит на одной ноге.

Итак, поворот на правой ноге наружу. В этом случае необходимо вспомнить дугу вперед на правой ноге на наружном ребре конька. Слегка вперед наклоняется тело в центр окружности, которая описывается, чтобы поворот получился более удачным. Пока инерция позволяет, нужно скользить по дуге, как можно дальше. Затем, когда необходимо уже выполнить поворот, правая нога в колене выпрямляется, а корпус вместе с там поворачивается. В этот момент следует стараться удержать позади свободную левую ногу и после повороты скользить эффектно вперед. Чтобы выполнить этот элемент требуется правильное перемещение веса на опорную ногу и сохранение равновесия. Тройка будет выполнена без проблем, если телом слегка стремиться к центру окружности.

Подсечка применяется для того, чтобы скользить на обеих ногах как вперед, так и назад. Данный элемент используется как связка между основными элементами. Подсечку можно выполнять не только по часовой стрелке, но и против нее.

Так как наиболее популярным направлением скольжения на льду является движение по часовой стрелке, то рассмотрим выполнение именно такой подсечки. В исходной позиции руки должны быть приподнятыми, как бы обнимая окружность, вокруг которой необходимо будет скользить. Правая рука и плечо вынесены и рука повторяет окружность по контуру. Левую руку следует держать позади туловища.

Начинается скольжение в виде движения по дуге на наружном ребре конька и на левой ноге. После этого правая нога движется к левой и пересекает ее траекторию. Правая нога ставится на внутреннее ребро конька. В это же время фигуристу необходимо оттолкнуться левой ногой и далее набирать скорость. На правой ноге сосредотачивается вес всего тела и на ней же продолжается движение. При этом нельзя делать толчок при помощи зубцов, так как необходимо полное касание льда лезвиями. Продолжаем с повторениями тех же движений, только меняем толчковую ногу на правую. Отталкиваясь необходимо следить за тем, чтобы правая нога, которая освободилась была расправлена.

Типичные ошибки, которые совершаются начинающими фигуристами: не сгибают колени, когда отталкиваются и неразвитая сбалансированность в момент катания на одной ноге. Для исправления таких недочетов, необходима хорошая отработка элемента Дуга.

Подсечка назад по сравнению с подсечкой вперед, делается гораздо проще, хотя это может показать удивительным. Это легко объяснить, ведь туловище в такой момент находится в более привычном ракурсе и в менее стесненном положении.

Далее можно изучить подсечку назад по часовой стрелке. В начальном положении используется дуга на левой ноге назад на наружном ребре лезвия. При этом левая рука и плечо ведут за собой, смотря назад. Воображаемая окружность так же, как и при движении вперед охватывается руками. Голова смотрит по направлению скольжения. Необходимо немного прокатиться на левой ноге, затем к ней поднести правую. При этом нога ставится на внутреннее ребро, а правым коньком пересекается линия движения левого. На правую ногу смещается центр тяжести. В это время следует оттолкнуться наружным ребром левого конька. После этого левая нога переносится внутрь окружности и перемещается к ее центру, а затем в сторону. Наблюдатели со стороны могут подумать, что начинающий фигурист катится на обеих ногах, но мы то знаем, что это не так. Ведь при выполнении подсечки назад ноги меняются поочередно, соответственно по очереди на них принимается центр тяжести всего тела катающегося. Также необходимо постоянно следить за прямой спиной, которую следует слегка отклонить назад и немного согнуть колени.

Циркуль считается наиболее эффектным трюком в фигурном катании. При этом выполнить его правильно возможно только с помощью фигурных коньков, так как для данного элемента на лезвиях необходимы зубчики.

Именно поле освоения элемента циркуль можно начинать изучать более сложные трюки, а именно вращения.

Любая нога ставится на носок ботинка, а колено сгибается. На опорную ногу сбрасывается вес тела. Далее можно попытаться вокруг этой ноги начать вращение. Важным условием правильного выполнения трюка является то, что местонахождение зубчиков должно быть одно и то же, нельзя сдвигаться в сторону. При этом голова должна быть приподнята и спина тоже непременно держится прямо.

Перекидной прыжок является самым зрелищным фигурным элементом. В момент выполнения прыжка фигурист не просто делает толчок от ледяной поверхности, а выполняет кручение с невероятной скоростью над ним. Этим трюк и завораживает зрителей.

Вообще, прыжки в фигурном катании различаются по числу оборотов. Кроме этого могут быть реберные и зубцовые прыжки. Самым навороченным и максимально профессиональным прыжком является прыжок, который выполняется при помощи четырех оборотов. Это может быть Тулуп или Сальхов. Также существует Аксель, в котором три с половиной оборота. При этом прыжок в пол-оборота является самым легким из Перекидных. Поэтому с него и следует начинать.

Элемент следует начинать выполнять с подсечек против часовой стрелки назад. При этом необходимо катиться назад на внешнем ребре лезвия на правой ноге, слегка согнув колено. Левая рука должна держаться позади корпуса, а правая – вынесена вперед. Таким образом фигурист заходит на прыжок. После этого тяжесть тела переносится на другую ногу, катимся вперед также на наружном ребре. Позади находится свободная нога, а та, на которой стоит фигурист снова согнута. Затем правая нога быстро перемещается вперед левой. Делается толчок левой ногой, колено разгибается и совершается в воздухе пол-оборота. Когда элемент выполняется необходимо пользоваться помощью рук, которые способствуют выталкиванию в момент движения вперед и вверх.

После завершения половины оборота фигуристу следует встать зубцами правого лезвия на лед, затем сразу же переместиться на его центральную часть. Лучше всего катиться на наружном ребре и по дуге назад совершить эффектный выезд.

При выполнении элемента Прыжок следует обращать внимание на некоторые детали. На пролет прыжка и высоту фигуриста в воздухе могут повлиять такие компоненты, как: работа рук, которые помогают выкатить тело, вперед левой ноги движение правой, а также выпрямление опорной левой ноги. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы не произошел срыв прыжка и не случилось обычного переступания. Этому поспособствует застывание в висячем состоянии на пару мгновений. В прыжке левая толчковая нога непременно распрямляется. Элемент должен исполняться по одной траектории, то есть как заходить, так и выходить из прыжка, необходимо по одной окружности.

Маухок является самым легким элементов в фигурном катании в сфере разворотов при движении вперед на двух ногах. Еще больше облегчит выполнение данного элемента движение на внутренних ребрах. Проще всего поворот выполнять тогда, когда фигурист катится с немаленькой скоростью.

Чтобы выполнить поворот необходимо быстро сменять одну ногу вперед, а другую назад на внутренних ребрах коньков. Лучше начинать отрабатывать данный элемент с небольшой скорости. Если фигурист катится на правой ноге, то движение следует начинать на внутреннем ребре со слегка согнутым коленом, при этом правая рука и плечо расправляются вперед. Немного прокатившись, свободная левая нога ставится к правой под прямым углом. Пятка левой ноги при этом должна находиться напротив подъема другого конька. Она ставится перед опорной ногой. В момент, когда разворот выполняется необходимо расправить плечи в сторону скольжения. При этом вес на опорную ногу, непременно следует переносить своевременно.

Советуем почитать:

Нашли ошибку или неточность?

katok.snowrock.ru

Урок второй - Фигурное катание (Чайковская Е.)

Как хорошая перчатка на руке + Коньки, ботинки, нога — единое целое + Стойки каждого конька + Острое ребро — точный чертеж + Сухопутные рейсы новичков + Зеркало — свидетель первых шагов

Со знакомства с коньками и ботинками начинается фигурное катание. И поэтому прежде всего я хочу рассказать о нашем инвентаре.

Перед началом сезона папы и мамы серьезно озабочены: где достать детям коньки? Маленькие размеры — дефицит, ибо сотни тысяч мальчишек и девчонок хотят стать фигуристами. Коньки в детских группах начинают переходить от одного поколения к другому и хранятся бережно и любовно.

Впрочем, следить за своим спортивным инвентарем надо в любом случае, ибо от него во многом зависит быстрота, с которой вы будете овладевать навыками фигурного катания. Пройдет совсем немного времени после того, как впервые появятся у вас на ногах ботинки с коньками для фигурного катания, а вы уже будете знать каждую складочку на ботинках, каждую «черточку характера» коньков. А когда придется менять ботинки и коньки — нога растет,— расставаться с ними и привыкать к новым каждый раз будет трудно.

Вы уже, наверное, обратили внимание, что ботинки для фигурного катания имеют высокие голенища — сантиметров на двадцать выше, чем у обычных ботинок. Такое высокое голенище появилось не случайно, ведь сложные движения на льду требуют, чтобы ботинок, конек и нога составляли как бы единое целое. При коротком голенище этого добиться нельзя, надо, чтобы оно было по меньшей мере на восемь-девять сантиметров выше лодыжек.

Ботинок фигуриста должен быть точно по ноге. При шерстяном носке он сидит, как образно заметил Николай Панин-Коломенкин, как хорошая перчатка на руке.

Ботинок должен быть жестким. Но бывает так, что у новых ботинок чересчур жесткий задник и жмет ногу. Тогда самый простой выход — размять задник руками. А чтобы ноге не было жестко при шнуровке, под длинный язык ботинка можно подложить (или подшить) специальную прокладку. Многие опытные фигуристы под язык укладывают поролоновую прокладку.

Все это делается для того, чтобы ноги не затекли, чтобы кровообращение в ногах не было нарушено.

Цвет ботинок для новичков особого значения не имеет. Но существует порядок, по которому фигуристы катаются в ботинках черного цвета, а фигуристки — белого.

Вы уже, очевидно, знаете, что у фигуристов свои, не похожие на другие коньки. Лезвие конька соединено тремя стойками с площадками для крепления коньков к ботинкам. Даже на рисунке вы легко заметите, что лезвие конька выгнуто (средняя часть наиболее плоская, она чаще всего используется фигуристами). Кривизна лезвия вообще имеет большое значение: именно от нее зависит характер катания фигуриста.

Посмотрите внимательно на лезвие конька: оно тоже необычно. Если взглянуть вдоль лезвия, то можно увидеть, что оно не ровное, а выточено в форме желобка с чуть приподнятыми острыми краями. Эти края называются ребрами конька. Именно о них я буду говорить на многих занятиях, поскольку ребра имеют огромное значение для всех движений фигуриста.

Передняя часть конька, по форме напоминающая санный полоз, имеет несколько острых зубцов. Они также необходимы при выполнении различных сложных элементов, вращений, остановок.

Как подбирать коньки? Вначале подбираются ботинки, а затем уже — к ним — коньки. Правильный подбор можно сделать так: приложите конек к подошве ботинка — окончание передней площадки для укрепления коньков должно совпадать с краем ранта. Если при этом нижний зубец тоже находится на одном перпендикуляре, значит, все правильно. Задняя площадка на каблуке должна занимать центральное место и не уходить ни на миллиметр за каблук. Если нет коньков необходимого размера, то уж лучше выбрать на номер больше, чем на номер меньше.

Правильное крепление коньков — дело сложное. Вот почему вначале коньки крепят несколькими контрольными винтами, а после того как фигурист опробовал их на льду, закрепляют на все винты или слегка смещают, если есть в этом необходимость. Когда коньки прикреплены неверно, то на них трудно стоять и перемещаться на льду: кажется, что ботинки заваливаются наружу или внутрь.

Крупнейший специалист фигурного катания американец Густав Люс-си считает, что коньки должны крепиться таким образом, чтобы их лезвия были несколько смещены внутрь от центральной линии ботинка. Такой способ крепления коньков он считает одним из лучших, так как при этом укрепляются щиколотки.

Исходя из опыта работы детских групп фигурного катания, хочу еще раз напомнить, что при покупке ботинок (качество их часто оставляет желать лучшего) надо внимательно осмотреть ботинки со всех сторон, в особенности сверху и со стороны подошвы,— ведь иногда ботинок бывает неотцентрованным, каблук уведен в сторону. Обязательно надо проверять и голенище ботинка,— которое должно быть, как вам уже известно, твердым и хорошо держать щиколотку. У коньков непременно надо проверять стойки, чтобы они были перпендикулярны площадкам, а лезвие — по всей длине — не должно иметь никаких изгибов. Крайне осторожно следует использовать инвентарь, уже бывший в употреблении, особенно это относится к ботинкам, так как они более всего подвержены деформации.

Бывает и так: хороши и конек и ботинок, а нога у юного фигуриста заваливается внутрь или наружу. Случается такое, в частности, при врожденном дефекте стоп: если ребенок косолапит, ему трудно развернуть конек и скользить «елочкой», а толчок другой ногой производить зубцами. В этом случае нужно поискать удобный для юного фигуриста вариант крепления конька. Если ботинки заваливаются внутрь, можно и коньки чуть-чуть сместить внутрь, а если наружу, то коньки переставляются к наружной части ботинка.

И еще одна необходимая деталь в спортивном инвентаре фигуриста: чехлы для коньков. Острые ребра хорошо наточенных коньков — легкоранимы. Даже на обычном деревянном полу они покрываются царапинами, заусенцами. И для того чтобы предохранить лезвия коньков, на них после занятий, при переходе в раздевалку, надеваются специальные чехлы. Чехлы эти продаются в спортивных магазинах. Впрочем, при необходимости их можно изготовить и самим.

Чехлы существуют и для ботинок. Такие чехлы фигуристы всегда делают сами. Шерстяные носки (подобранные в цвет ботинок) разрезают по центру подошвы, к краям пришивают пуговицы и петли и застегивают под подошвой ботинка. Эти чехлы предохраняют ноги от переохлаждения.

После катания коньки надо протереть насухо и хранить уже без чехлов.

Коньки и ботинки — личный спортивный инвентарь фигуриста, который не следует во время сезона передавать кому-нибудь другому. Ими надо пользоваться постоянно, чтобы не привыкать заново, что всегда требует и дополнительного времени, и лишних усилий.

Чтобы коньки были всегда в рабочем состоянии, их надо регулярно точить. Без острого ребра коньки разъезжаются в стороны, плохо скользят, вообще без ребра невозможно выполнять самые простые движения. Точильные мастерские есть во всех городах, а там, где тренируются ф^ . туристы, есть и специальные мастера по точке коньков. Естественно, что фигурист или его родители могут приняться за точку коньков сами, но это дело сложное.

Спортивный костюм у начинающего фигуриста прост: свитер, пуловер и легкая нейлоновая куртка. Брюки обычные, только зауженные книзу. Маленьким девочкам лучше надевать плотные брюки, а не трико, тем более что на первых порах ребята часто падают.

Папы и мамы! Не кутайте своих детей чрезмерно. Это, во-первых, стесняет их движения, а во-вторых, может привести к простуде. Ноги, конечно, всегда должны быть в тепле. Сухие носки и чулки, надетые на сухие ноги, помогут нормально тренироваться.

Если мороз невелик, маленькие фигуристки, пройдя первоначальную школу, могут тренироваться в спортивном платье и плотном трико. Покрой платья хорошо известен. На голове должна быть шерстяная шапочка, на руках — перчатки. Необходимо сразу же воспитывать у начинающих фигуристов аккуратность, опрятность, чтобы они всегда выглядели -подтянутыми, спортивными. В будущем им это пригодится, и не только на льду.

Итак, мы познакомились с инвентарем и костюмом фигуриста. Пора к первым занятиям. Нет-нет, еще не на льду! К первому выходу на каток надо готовиться тщательно, проделав целый цикл подготовительных упражнений.

Ботинки на ноги! Шнуруем их довольно туго, но так, чтобы ноги не затекали, до сгиба стопы. Затем на этом месте можно завязать на один простой узел и перевернуть концы, как бы фиксируя затяжку. Выше сгиба шнуровку можно делать менее тугой. Шнуровка не должна стеснять движения стопы при вытягивании носка.

После того как коньки надеты, первые упражнения, самые простые, прямо в комнате перед зеркалом. Для начала надо просто походить в коньках. Ноги немного будут подгибаться, дрожать, но ходить по полу не сложно. Одновременно надо привыкать и к правильной стойке. Руки разведены в стороны и подняты чуть выше талии. Ладони повернуты вниз. Спина прямая, а голова приподнята.

При ходьбе по полу надо постараться не двигать руками, а закрепить их в основной позиции. О том, что стойку надо сохранять всегда, я еще не раз буду вам говорить.

Только добейтесь, чтобы вы всегда чувствовали конек, ботинок и ногу единым целым. И чтобы ноги не сгибались, не выворачивались внутрь или наружу, не подламывались в голеностопном суставе.

Через какое-то время, когда походка в коньках по полу окрепнет, задание надо несколько усложнить. Попробуйте удержать равновесие, стоя на одной ноге. Для поддержки можно использовать спинку стула. А уж после этого, когда и ходить научитесь в коньках, и стоять на одной ноге, попробуем поимитировать простые толчки. Тому, как это делается на льду, посвящен целый отдельный урок. А на полу можно делать упражнения в тапочках, а потом уже и на •коньках, но обязательно перед зеркалом. Стойка в третьей позиции: левая нога сзади, правая впереди под углом 90 градусов к ней. Ноги стоят вместе. Толчок производится левой ногой. Центр тяжести переносится на правую ногу, и она скользит вперед. Затем левая нога подводится к правой. Снова третья позиция, но теперь уже впереди левая нога — под углом 90 градусов к правой. Толчок правой (от ноги), скольжение на левой и так далее. Двигаться таким образом по комнате надо многократно, чередуя толчки с разных ног, пока движение не станет почти автоматическим.

Вообще имитационные упражнения широко используются и опытными спортсменами, которые овладели техникой на высшем уровне. Настоятельно рекомендую я их и начинающим для того, чтобы затем на льду не тратить на это драгоценное тренировочное время. В принципе движение, его характер, его смысл и задачи, должно быть ясно спортсмену заранее. А уж затем движение выносится на лед, где его надо постараться выполнить так, как готовилось оно во время занятий на полу. Тогда мы избежим повторения заданий.

www.tulup.ru

Видео элементов фигурного катания

Twizzle - элемент фигурного катания на коньках, который используется в спортивных танцах на льду.

Здравствуйте, Уважаемые начинающие фигуристы, любители, профессионалы и тренера по фигурному катанию.

Компания «Twizzle» представляет Вашему вниманию профессиональное исполнение элементов фигурного катания, выполненные кандидатами в мастера спорта по фигурному катанию, мастерами спорта по фигурному катанию, мастерами спорта международного класса по фигурному катанию, профессиональными тренерами инструкторами работающие в школах-партнёрах фигурного катания, с которыми тесно и плодотворно сотрудничает компания «Twizzle».

Компания «Twizzle» во главе с руководителем спортивного направления по фигурному катанию, техническим специалистом по скольжению - Видякиным Ильёй, заканчивает работу над выпуском профессионального видио-пособия по технике скольжения в фигурном катании.В работе также видио-пособие по элементам фигурного катания-прыжки.

Приглашаем Всех любителей, профессионалов и тренеров фигурного катания принять участие в ознакомлении с рабочим материалом, высказать своё профессиональное мнение, а также при желании принять непосредственное участие в создании видео энциклопедии техники фигурного катания на коньках.

Руководитель спортивного направления по фигурному катанию компании «Twizzle» Видякин Илья.

Прыжки:

Аксель (1.5 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Аксель (2.5 оборота)  - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Аксель (2.5 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Аксель (2.5 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Аксель (3.5 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Аксель (3.5 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Тулуп (1 оборот)  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Тулуп (2 оборота)  - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Тулуп (2 оборота)  - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Тулуп (3 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Тулуп (3 оборота)  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Тулуп (3 оборота)  - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Тулуп (4 оборота)  - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Сергея Добрина

Сальхов (1 оборот)  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Сальхов (1 оборот)  - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Сальхов (2 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Сальхов (2 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Сальхов (3 оборота)  - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Сальхов (3 оборота)  - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Риттбергер (1 оборот) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Риттбергер (2 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Риттбергер (3 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Риттбергер (3 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Флип (1 оборот) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Флип (1 оборот) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Флип (2 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Флип (2 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Флип (2 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Флип (3 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Флип (3 оборота) - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Флип (3 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Лутц (1 оборот) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Лутц (1 оборот)  - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Лутц (2 оборота) - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Лутц (2 оборота)  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Лутц (3 оборота)  - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Лутц (3 оборота) - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Каскады:

Сальхов Риттбергер  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Подготовительные и связующие прыжки:

Перекидной - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Перекидной  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Перекидной - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Александра Николаева

Ойлер  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Цак - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Цак  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Прыжок в шпагат  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Прыжок в шпагат - в исполнении чемпиона России, стран СНГ и Балтии 2009 года среди младшего возраста Дмитрия Михайлова

Вращения:

Винт - в исполнении чемпионки России, стран СНГ и Балтии 2009 года среди младшего возраста Елены Радионовой

Задний винт - в исполнении мастера спорта международного класса по фигурному катанию Дениса Тена

Задний винт - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Волчок - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Либела - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Либела со сменой - в исполнении чемпиона России, стран СНГ и Балтии 2009 года среди младшего возраста Дмитрия Михайлова

Прыжок в либелу - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Бедуинский во вращение - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Заклон - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Заклон - в исполнении чемпионки России, стран СНГ и Балтии 2009 года среди младшего возраста Елены Радионовой

Бильман - в исполнении чемпионки России, стран СНГ и Балтии 2009 года среди младшего возраста Елены Радионовой

Скольжение:

Элементы скольжения в исполнении руководителя спортивного направления по фигурному катанию компании «Twizzle» Видякина Ильи

Спирали:

Выпад - в исполнении мастера спорта по фигурному катанию Дениса Тена

Выпад - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Ласточка - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Бильман  - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Элементы начальной подготовки:

Фонарики на ход назад - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Циркуль - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

Козлик - в исполнении чемпионки России по фигурному катанию среди взрослых 2009 г. Аделины Сотниковой

twizzle.ru

Фигурное катание. История спорта. Спорт на Поэтому.Ру

Катание на коньках

Коньки - придумка далеко не новая. Если верить археологам, самые первые костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных, датируются бронзовым веком, то есть относятся к концу 4-го — началу 1-го тысячелетия до н.э. Самые древние коньки были найдены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Вообще древние костяные "коньки" находили и порой находят и сегодня практически на всей территории Европы.

Использовали коньки, в основном, охотники и рыбаки. Всё изменилось, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. Первыми такой опыт, оказавшийся более чем успешным, произвели в Голландии, в 12 — 14 веке. Но даже тогда до фигурного катания в современном смысле было далеко. Первоначально оно представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Огромную популярность приобрело катание на коньках в Британии. Уже в 18 веке в Эдинбурге были созданы первые клубы любителей фигурного катания, а в 1772 году лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал "Трактат о катании на коньках", в котором описал все основные фигуры, известные на тот момент.

От любителей к первому фигуристу

Дальше развитие фигурного катания шло очень и очень быстро. Оно распространилось в Канаду и США, завоевав и там огромную популярность. А к концу 19 века тогдашние фигуристы уже разработали не только собственные стили, школы и направления, но и сформировали список практически всех современных обязательных фигур и выработали основные технические приемы для их исполнения.

Свидетельством этого служат книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, а также монументальный труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. В этих работах приведены подробные описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

"Рисование" этих обязательных фигур входило в программу официальных соревнований по одиночному катанию до лета 1990 года (в парном и танцах фигур не было). После каждого исполнения судьи выходили на лёд и изучали оставленный участником след. В судействе основное внимание уделялось правильному рисунку, соблюдению осей симметрии. Первоначально оценка за обязательные фигуры составляла немалую долю итогового результата турнира, но постепенно под влиянием телевидения, считавшего эту часть программы скучной, её удельный вес снижали, пока не отменили совсем.

Человеком, впервые соединившим танец и катание на коньках, положив таким образом начало современному фигурному катанию, был американский танцор и конькобежец Джексон Хейнз. Этот замечательный человек не только выработал собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и "волчки" на льду, но и был одним из первых, кто стал привинчивать лезвия коньков к подошве, а не крепить их с помощью ремней: ремни банально не выдерживали нагрузок. Америка выдумку не оценила и Хейнз поехал с гастролями в Европу, где был очень хорошо принят и произвёл едва ли не фурор.

Первые чемпионаты

В 1871 году состоялся Первый Конгресс конькобежцев, на котором фигурное катание было признано как вид спорта. А через 11 лет в Вене прошли первые соревнования, носившие, правда, камерный характер: в них участвовало всего несколько человек. Подход к соревнованиям кардинально изменился в 1890 году. А всё благодаря празднованиям 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербурге, на которые съехались лучшие фигуристы из Европы и Америки. Соревнования обозначили как "неофициальный чемпионат мира", а победителем во всех видах программы стал почетный член "Петербургского общества любителей бега на коньках" Алексей Павлович Лебедев.

Уже в 1891 году в Гамбурге провели первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании Победителем стал немецкий фигурист Оскар Улиг. Ещё через год был создан Международный союз конькобежцев, который должен был руководить организацией международных соревнований. Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Официально первый чемпионат мира в женском одиночном катании прошёл в конце января 1906 года в швейцарском Давосе.

Парное фигурное катание уже в 1897 году было кодифицировано как вид спорта, однако первые официальные соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Что до прыжков, то в довоенные годы они считались "высшим пилотажем". Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. С 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года.

Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия, но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев, официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию.

Сегодня фигурное катание - популярный и любимый многими вид спорта. Конечно, в силу ряда обстоятельств, этот спорт довольно травматичен, но это не повод отказывать себе в удовольствии встать на коньки и научиться управлять своим телом. Не обязательно становиться профессионалом, можно просто получать удовольствие. Да и зимой будет чем заняться в подходящую погоду.

www.poetomu.ru


Смотрите также